Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Повесть бэла характеристика героев. Цитатная характеристика Бэлы из «Героя нашего времени

Вершиной всего творчества Лермонтова, естественным завершением краткого творческого пути поэта является роман «Герой нашего времени». Реализму лермонтовского романа, развивавшему традиции пушкинского реализма, были присущи своеобразные черты. Однако реализм «Героя нашего времени» отличается от реализма Пушкина и является новым шагом в развитии художественного мастерства. Отодвигая в сторону бытовые элементы, историю жизни героев, Лермонтов сосредоточивает внимание на их внутреннем мире. Он раскрывает побудительные мотивы поступков, столкновение мыслей, переливы чувств с такой глубиной, проникновенностью, которой не знала литература его времени. Стремление раскрыть внутренний мир героя отражалось в своеобразной композиции романа. В построении романа Лермонтов исходил не из событийной стороны его, а из основной задачи - раскрытия образа Печорина.
Важным моментом для понимания образа Печорина является его отношение к любви. Вся его жизнь, рассказанная в романе, это главным образом цепь донжуанских подвигов, изобретательность, блеск и завлекательность которых не прикрывают их ничтожности. Женские образы романа, представляющие самостоятельный интерес, вместе с тем оттеняют натуру Печорина. Из них особенное сочувствие вызывает черкешенка Бэла, простоту, фацию и женственность которой отметил еще Белинский. Она трогает чистотой своей натуры, искренностью своих желаний, женской гордостью и силой чувств.
Печальную повесть о Бэле мы слышим из уст Максима Максимыча. Она была дочерью черкесского князя. Печорин впервые увидел ее на свадьбе старшей сестры, куда был приглашен вместе с Максимом Мак- симычем. Она поразила его красотой и грацией: «...высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали вам в душу». Бэла тоже обратила внимание на молодого русского офицера: «Печорин в задумчивости не сводил с нее глаз, и она частенько исподлобья на него посматривала». Хорошо зная горские обычаи, сохраняющие честь и достоинство девушки, он решает похитить Бэлу, привлекая к этому ее младшего брата Азамата. Узнав случайно от Максима Максимыча о заветном желании Азамата иметь лошадь Казбича, Печорин подговаривает его украсть для него Бэлу и привезти в крепость - в обмен на любимого коня Казбича. Так Бэла оказалась в крепости. Оскорбленная похищением, она замкнулась, не отвечая на знаки внимания со стороны Печорина: «...она молча гордо отталкивала подарки». Но настойчивость Печорина сумела растопить лед в ее душе: «Мало-помалу она приучилась на него смотреть, сначала исподлобья, искоса, и все грустила, напевала свои песни вполголоса...» Печорин постоянно говорил ей о своей любви, и она стала понимать его. Но внутреннее сопротивление не позволяло ей склониться к его просьбам: «Я твоя пленница, - говорила она, - твоя раба: конечно, ты можешь меня принудить, - и опять слезы». Чтобы окончательно сломить сопротивление Бэлы, Печорин решается на последнее средство. Одевшись по-черкесски и вооружившись, он пришел попрощаться с ней: «Я виноват перед тобой и должен наказать себя, - сказал он, -прощай, я еду - куда? почему я знаю! Авось недолго буду гоняться за пулей или ударом шашки: тогда вспомни обо мне и прости меня». Искренние глубокие чувства княжны к Печорину прорвались сквозь сдержанность и холодность. Она бросилась на шею Печорину и зарыдала.
Счастье Бэлы оказалось непродолжительным. Вначале Печорин наряжал ее как куколку, холил и лелеял. Максим Максимыч так описывает Бэлу в момент расцвета ее любви: «...она у нас так похорошела, что чудо; с лица и с рук сошел загар, румянец разыгрался на щеках... Уж какая, бывало, веселая, и все надо мной, проказница, подшучивала...» А как она пела и танцевала! Полюбив Печорина, Бэла увидела в этой любви смысл своей жизни, и охлаждение его к ней стало для нее настоящей трагедией. «Его обращение стало холодно, ласкал он ее редко, и она заметно начинала сохнуть, личико ее вытянулось, большие глаза потускнели». Печорин стал много времени проводить на охоте, оставляя ее одну. Это заставляло Бэлу страдать, она часто плакала. Природная гордость заставляет ее сказать Максиму Максимычу: «Если он меня не любит, то кто ему мешает отправить меня домой? Я его не принуждаю. А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его - я княжеская дочь!..» Трагическая развязка наступила быстро, Казбич не мог простить Печорину похищение Бэлы и ждал случая расквитаться с ним. Однажды теплым сентябрьским днем, когда Печорин и Максим Максимыч в очередной раз отправились на охоту, Бэла вышла прогуляться к реке. Тут и настиг ее Казбич, перекинул через седло и припустил к лесу. Когда же солдат ранил его лошадь, он вонзил кинжал в Бэлу. Умерла она через два дня. Ни слова упрека не проронила она, страшно страдая и чувствуя приближение смерти: «...она говорила о Печорине, давала ему разные нежные названия или упрекала его в том, что он разлюбил свою джанечку...» И хотя Бэлу огорчало то, что она не сможет встретиться с Печориным на том свете, она сохраняла верность своей вере: «наконец отвечала, что она умрет в той вере, в какой родилась». Прощаясь с Печориным, в последние минуты жизни, она крепко обвила его шею дрожащими руками, будто хотела в этом поцелуе передать ему всю свою душу.
Любовь Бэлы - чувство подлинно человечное. Оно может исходить только от человека цельного, верного себе и голосу природы. Ему чужды всяческая фальшь, притворство, тонкие расчеты и замысловатые ухищрения. «Полудикая дочь вольных ущелий», как назвал ее Белинский, Бэла отличается цельностью, гармоничностью натуры. Глубокая, искренняя страстная любовь Бэлы оттеняет холодность, эгоизм Печорина. «Любовь» Печорина - это скорее каприз, увлечение, стремление к приключениям. Сам Печорин так объясняет свое отношение к Бэле: «Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбой... Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой».
Любовь Печорина никому не приносит счастья, и встреча с ним источник страдания для женщины. По собственному утверждению
Печорина, ему всегда приходилось играть «жалкую роль палача или предателя». Его любовь никому не принесла счастья, потому что он любил «для себя, для собственного удовольствия».

Мы впервые встречаемся с Бэлой, глядя на нее глазами Печорина, оценивая ее по впечатлению, произведенному на главного героя романа. «Прелесть!» — восклицает Пе-чорин, и мы представляем девушку, в которой очарова-ние юности и глубина чувств сливаются в неповторимый образ, раз увидев который, хочется видеть снова и снова.

Высоко ценит Бэлу и брат Азамат: «Как она пляшет! Как поет! А вышивает золотом — чудо! Не бывало такой жены и у турецкого падишаха...»

Бэлой восхищаются все, кто видит ее: она очаровыва-ет, пленяет, не прилагая к этому никаких усилий. Воспи-танная в традициях своего народа, она покоряется воле Печорина, но это не слепая покорность, а трогательная забота о человеке, который пленил ее в прямом и пере-носном смысле этого слова.

Юное неопытное сердце тронула первая любовь, став-шая для Бэлы губительной. Увидев Печорина впервые и пропев ему песню-комплимент, Бэла не смогла забыть необычного гостя и предпочла его всем ранее встречав-шимся мужчинам. Сам выбор Бэлы уже делает ей честь: Печорин — личность неординарная, богатая, загадочная и трагическая. Бэла прельстилась не богатством, не доро-гими подарками, не щедрыми обещаниями — ее покорила личность Печорина, она интуитивно угадала в нем натуру глубокую и мятущуюся. Видимо, не зря Максим Максимыч отметил ее глаза, которые умели заглянуть в душу.

Бэла не сразу раскрылась перед своим похитителем, воспитание и гордость не позволили ей сказать о своих чувствах. Только страх за любимого человека, возмож-ность потерять его, вынудили Бэлу открыться и бросить-ся Печорину на шею. Наивная, чистая, преданная Бэла действительно могла бы составить счастье мужчине, до-стойному ее. Ради любимого девушка готова на все, уго-дить ему — высшее счастье. Но это не слепая жертвен-ность, докучливая покорность женщины-черкешенки. Это действительно готовность любящего сердца одаривать счастьем любимого, умение быть счастливой, отдавая, а не беря.

Когда Печорин охладел к Бэле, она не опустилась до жалоб и просьб, а гордо заявила: «Если он меня не любит, то кто ему мешает отослать меня домой? Я его не принуждаю. А если это так будет продолжаться, то я сама уйду: я не раба его — я княжеская дочь!» Здесь Бэла выше Печорина: она честна в чувствах и готова к решительным поступкам. Смелость юной девушки вос-хищает, готовность выдержать последствия своего пос-тупка вызывает преклонение. Что ожидало девушку на Кавказе, если бы она вернулась домой? Какое отношение было бы к ней? Как бы сложилась ее судьба?

Но Бэла готова принять все, что выпадет на ее долю, лишь бы не быть обузой человеку, который ее не любит. О Бэле можно сказать, что она всегда готова быть госпо-жой, а не служанкой у любви.

Хочется поспорить с Максим Максимычем, который, жалея Бэлу, говорил: «Нет, она хорошо сделала, что умер-ла. Ну что бы с ней сталось, если б Григорий Александ-рович ее покинул? А это бы случилось рано или поздно!»

Бэла — натура цельная и сильная. Сильны были бы и ее страдания, если бы Печорин оставил ее. Но Бэла смогла бы страдать достойно, как могла достойно любить. «Грациозный образ пленительной черкешенки», как пи-сал о Бэле В. Г. Белинский, умиляет и восхищает одно-временно, так как сочетает в себе безудержность юношес-кого порыва и зрелость высоких чувств.

В романе М. Ю. Лермонтова содержится несколько повестей, одна из них – «Бэла». В этой повести Лермонтов раскрывает образ девушки-горянки, юной красавицы-княжны.

Бэла родилась в семье богатого татарского князя, уроженца Кавказа. Кроме нее, в семье есть еще старшая сестра, и младший брат. Бэла – молодая красивая девушка, ей шестнадцать лет. У нее гибкая, стройная фигура и привлекающие внимание черные глаза. Всю свою жизнь Бэла провела среди гор и горных ручьев, в окружении дикой природы, и сама она дикая и свободная, честная, искренняя дочь независимого народа.

Юная княжна – прекрасная рукодельница, она хорошо поет и замечательно танцует. На свадьбе своей сестры, она впервые увидела Печорина, который поразил ее воображение настолько, что дикая черкешенка даже исполнила ему хвалебную песнь. Печорину тоже понравилась девушка, а когда он узнал, что черкес Казбич готов отдать за эту красавицу свою знаменитую лошадь, задумал что-то нехорошее.

С помощью Азамата, брата княжны, он выкрал юную девушку. Когда ему стало известно, что ради Бэлы, кто-то готов отдать самое дорогое, в Печорине проснулся азарт, и офицер прикладывал все усилия, чтобы завладеть неприступной красавицей. Печорин заваливал ее дорогими подарками, но девушка не принимала его ухаживаний, что еще больше раззадоривало молодого офицера. И тогда он решился на последний шаг: Печорин объявил Бэле, что она свободна, и может вернуться к своему отцу. Только тогда девушка не выдержала, она бросилась на шею Печорина, и призналась, что полюбила его с первого взгляда.

Так же, как ранее была неприступна, теперь Бэла пылает любовью к офицеру, полностью растворяясь в своих искренних чувствах. Сейчас, когда уже можно не скрывать свою любовь, Бэла еще больше похорошела и расцвела, она счастлива, как никогда.

Но Печорин, для которого Бэла была лишь забавой, не разделяет ее бескорыстной, всепоглощающей любви. Добившись расположения неприступной черкешенки, он быстро охладевает к ней, она ему уже надоела. Бэла все также неистово любит Печорина, и когда замечает его холодность, она глубоко страдает. У нее нет середины, все, что она не делает, она отдается полностью своим чувствам. Насколько сильна ее любовь, настолько же глубоки ее страдания.

И в свой смертный час Бэла сожалеет лишь о том, что она принадлежит другой вере, и не сможет встретиться с любимым в ином мире. Жизнь Бэлы можно сравнить с бушующим пламенем. Она ярко вспыхнула, опалив окружающих своим огнем, и погасла.

Сочинение про Бэлу

Дочь кавказского князя – не просто один из женских образов в произведении. С помощью Бэлы Лермонтов показывает разницу в менталитете русских и кавказцев того времени.

Печорин знакомится с Бэлой, проезжая по дороге с Максимом Максимовичем. Они оказываются гостями на свадьбе старшей дочери черкесского князя. Его младшая шестнадцатилетняя дочь понравилась Печорину своей красотой и гордым независимым характером. Он начинает ухаживать за Бэлой, но не добивается успеха. Именно неприступный характер кавказской княжны разжигает желание

Печорина, привыкшего к легким любовным победам, приложить усилия, чтобы овладеть ей, хотя бы небезопасным и преступным путем. Азамат, брат Бэлы, крадет ее и привозит офицеру, за что тот помогает ему похитить коня местного разбойника Казбича, обладать которым очень хотел сын князя.

Попав к Печорину гордая красавица демонстрирует свой характер. Пока он держит ее в качестве пленницы, то не может склонить к себе никакими подарками. Однако освободив Бэлу, офицер добивается ее благосклонности. Печорин тоже нравится ей, и черкешенка остается с ним по своей воле.

Однако Бэла была для главного героя лишь игрушкой, и вскоре он охладел к ней. Оставшись с Печориным она ведет себя не как светские женщины, с которыми у офицера было множество романов. Бэла устроена и воспитана так, чтобы оставаться со своим мужчиной до конца, пусть даже он не был ее мужем и не может стать им в силу разного вероисповедания. Она не обманывает, в ней нет кокетства и уловок, присущих светским женщинам того времени. В традиции народа Бэлы мужчина в любом случае оставался ее господином, которому необходимо повиноваться безусловно. Печорин знал об обычаях горцев, но не собирался жертвовать ничем ради Бэлы, как, впрочем, и ради кого-либо другого. Это разное отношение к жизни и добавило трагизма произведению. Бэла понимала, что надоела Печорину. Будучи опозоренной в глазах родственников девушка не могла рассчитывать помощь со стороны рода.

Сделав свой выбор, черкешенка остается верной до конца. Она искренне страдала из-за охлаждения Печорина. Когда Казбич, также неравнодушный к Бэле, из ревности убивает девушку, то последним ее желанием был поцелуй Печорина.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ романа Астафьева Печальный детектив

    Произведение по жанровой направленности относится к стилю жесткого реализма, включающего в себя элементы философского и социально-психологического содержания, раскрывающего насущную проблематику существования преступлений

  • Сочинение по картине Степанова Лоси с опорными словами 2 класс

    При взгляде на картину «Лоси», написанную более столетия назад художником А.Степановым, сразу же возникает чувство жалости к голодному семейству лесных обитателей, вышедших из зимнего леса на опушку в поисках еды.

  • Елизавета Мерцалова в рассказе Чудесный доктор Куприна сочинение

    Трогательный рассказ Куприна «Чудесный доктор» заставляет читателя окунуться в мрачную атмосферу нищеты, где жизнь познаётся совершенно в других красках. В центре рассказа семья Мерцаловых, которая живёт в подвале среди грязи

  • Сочинение по картине Левитана Март 4 и 5 классы (описание)

    Художник Исаак Левитан написал свою весеннюю картину «Март» в 1895 году, и по праву её можно считать одним из лучших его творений.

  • Анализ романа Чевенгур Платонова

    Платонов как советский писатель очень часто обращался к темам советского политического строя, неверной как ему казалось концепции постройки нового социалистического общества

Бэла

ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
Роман (1839—1840)

Бэла — черкесская княжна, дочь мирного князя и сестра юного Азамата, который похищает ее для русского офицера Печорина. Именем Б., как главной героини, названа первая повесть романа. О Б. рассказывает простодушный Максим Максимыч.

Б. — горянка; в ней сохранились природная простота чувств, непосредственность любви, живое стремление к свободе, внутреннее достоинство. Оскорбленная похищением, она замкнулась, не отвечая на знаки внимания со стороны Печорина. Однако в ней пробуждается любовь, и, как цельная натура, Б. отдается ей со всей силой страсти. Когда же Б. наскучила Печорину и он насытился любовью «дикарки», она смиряется со своей участью («Я его не принуждаю») и мечтает лишь о свободе, гордо говоря: «Я сама уйду: я не раба его, — я княжна, княжеская дочь!»

Традиционную ситуацию романтической поэмы — «бегство» интеллектуального героя в чуждое ему «простое» общество— Лермонтов переворачивает: нецивилизованная героиня насильно помещается в чуждую ей среду и испытывает на себе воздействие интеллектуального героя. Любовь на короткое время приносит им счастье, но в конце концов завершается гибелью героини. Любовная история построена на противочувствиях: пылкий Печорин — равнодушная Б., скучающий и охладевший Печорин — горячо любящая Б. Столкновение двух несходных миров кончается трагически. Человек, наделенный более развитым сознанием, навязывает свою волю, но его победа оборачивается нравственным поражением. В конце концов он пасует перед цельностью «простой» натуры и вынужден признать свою моральную вину. Исцеление его больной души оказывается мнимым.

Ситуация осложняется появлением третьего лица — горца Казбича, — также испытывающего влечение к героине. Но сила обычая превышает силу любви, и Казбич жестоко мстит за нанесенную ему обиду. Возвращенная на родную почву, Б. приносится в жертву кровавому закону горцев и оскорбленному чувству чести

Казбича. Следовательно, и возвращение «домой», в привычный уклад для Б. столь же трагично, как и жизнь вне его. Б. предстает заложницей несовместимых культурно-исторических общностей и гибнет под напором разных, но более могущественных, чем сами люди, сил, которые играют ею, воплощаясь в Казбиче и Печорине.

Все характеристики по алфавиту:

- - - - - - - - - - - - -

/ / / Образ Бэлы в романе Лермонтова «Герой нашего времени»

Бэла является одной из главных героинь романа Михаила Лермонтова « ». В образе Бэлы автор показал нам доселе неизвестный образ девушки гор. Сразу стоит отметить, что, скорее всего, имя для своей главной героини Лермонтов выдумал сам, ведь до момента выхода в свет первой главы романа под названием «Бэла» это имя не использовалось кавказскими народами.

Лермонтов очень точно, с любовью описывает образ девушки гор: «И точно, она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали к вам в душу». Нужно сказать, что именно глаза Бэлы стали основным элементом ее образа. Ведь читая роман, мы замечаем, как именно в них отражается внутренний мир девушки, ее радость и переживания.

Бэла была представительницей свободолюбивого и независимого народа. Выросла она в окружении высоких гор и холодных ручьев. Ей были дики и не понятны светские забавы и развлечения. Она сторонилась незнакомых людей, говорящих на непонятном языке. Девушка увлекалась рукоделием, пением и танцами. В танце она могла дать фору лучшим столичным красавицам.

Впервые с Бэлой мы встречаемся во время свадьбы ее старшей сестры. Ее дивная красота сразу привлекла внимание Печорина. В ту же минуту в нем возникло желание овладеть девушкой, добиться ее расположения любой ценой. И такой случай представился. выменивает девушку на скакуна. Он увозит Бэлу в крепость, запирает на ключ и начинает одаривать дорогими подарками, пытаясь растопить сердце «дикарки». Будучи, свободолюбивым человеком, Бэла замыкается в себе, она не принимает подарки Печорина, отвергает его ухаживания. Она хочет, чтобы ее уважали и предоставляли право выбора. Однажды Бэла сказала: «Я не раба его!». Печорин даже подумывал оставить попытки завоевать девушку и вернуть ее родителям. Но в один момент, сердце «дикарки» растаяло, и она признается в любви Печорину.

Бэла была тем человеком, который любит полной грудью, по-настоящему, без притворства и корысти. Лермонтов не описывает продолжительных любовных монологов, чувства девушки передают ее черные глаза.

Со временем, чувства Печорина к Бэле проходят. Он перестает интересоваться юной красавицей. Понимая свою ненужность, Бэла замыкается в себе. Теперь ее когда-то светящиеся глаза померкли и наполнились печалью. Но она продолжала любить Печорина. Даже в предсмертный час Бэла ни винит Печорина за его поступки. Она сожалеет лишь об одном, что после смерти они не встретятся на небесах, потому что они разного вероисповедания.

Лермонтов не говорит нам про чувства Печорина к Бэле. Печорин и сам не знает, любил ли он эту прекрасную «дикарку» по-настоящему или это была лишь мужская забава, которая унесла жизнь ни в чем не повинного человека.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса