Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Политический портрет как жанр. Типологическая характеристика

Любая типологическая характеристика представляет собой определенный типологический «портрет» социальной общности. При этом, в зависимости от целей, одну и ту же общность можно «портретировать» разными типологиями для получения наиболее полного и разностороннего научного портрета, или для сравнения можно «портретировать» различные общности одной типологией.

Наше исследование предполагало решение двух задач: 1) составление психологического портрета одной профессиональной группы — психологов; 2) сравнительный анализ типологических портретов различных профессиональных общностей: психологов, педагогов и инженеров.

Респондентами стали студенты (общая численность выборки 758 человек), получающие психологическую, педагогическую и инженерную специальности. Они составили следующие группы:

1. Студенты психологического факультета всех специализаций 1–5 курсов 1995/1996 учебного года и 1 курса 1996/1997 учебного года Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), всего 321 человек. Далее группа будет называться «студенты-психологи СПбГУ».

2. Студенты факультета психологии 1– 4 курсов 1995/1996 учебного года Магнитогорского государственного педагогического института (МГПИ), далее — «студенты-психологи МГПИ». Всего 168 человек.

3. Студенты факультета русского языка и литературы 1 и 5 курсов 1995/1996 учебного года МГПИ, далее – «студенты-педагоги». Всего 98 человек.

4. Студенты механического и технологического факультетов 1, 3 и 4 курсов 1995/1996 учебного года Магнитогорской горно-металлургической академии (МГМА), далее – «студенты-инженеры». Всего 171 человек.

Для психологического портретирования использовались два типологических опросника: EPQ Г.Айзенка и Д.Кейрси.

Опросник EPQ позволяет оценить личность конкретного человека сочетанием оценок по факторам: экстраверсия-интроверсия, нейротизм-стабильность. Данную типологию можно представить в виде матрицы, строки которой характеризуют направленность (интроверсия – менее 7 баллов; норма равна 7–15 баллам; экстраверсия – более 15 баллов), столбцы соответствуют уровням эмоциональной устойчивости (нейротизм – более 16 баллов; норма 8 – 16 баллов; стабильность – менее 8), а элементы – статистически нормальный и уклоняющийся от него типы. Таким образом, получается девять типов: норма (Н), четыре «промежуточных» (меланхолический холерик – МХ; холерический сангвиник – ХС; сангвинический флегматик – СФ; флегматичный меланхолик ФМ) и четыре «чистых» акцентуированных типа (меланхолик – М, холерик – Х, сангвиник – С, флегматик – Ф).

В табл. 1 представлен типологический портрет студентов-психологов СПбГУ.

Таблица Матричный типологический портрет студентов-психологов СПбГУ по методике EPQ (в %)

Матричный портрет представляет собой типологический портрет «анфас». Он обладает максимальной полнотой отражения в аспекте выбранных свойств, но не обладает геометрической наглядной формой. Наглядность обеспечивается «профильным» портретированием. «Профильный» портрет студентов-психологов СПбГУ можно записать в виде мультимножества типов: 19,3 Н; 12,5 МХ; 34,3 ХС; 3,4 СФ; 1,9 ФМ; 16,2 Х; 9,3 С; 0,3 Ф; 2,8 М.

Зафиксировав порядок перечисления типов, получаем одномерное статистическое распределение, которому можно сопоставить графическое изображение в виде профиля, аналогичного известным психологическим профилям по Г.И.Россолимо. Отличие состоит лишь в том, что шкалы полученного нами профиля маштабированы в процентах.

Профиль типов студентов-психологов СПбГУ по методике EPQ

Из графика наглядно следует, что среди студентов-психологов СПбГУ преобладает ХС тип,

распространены Н и Х типы (от 15 % до 20 %). МХ и С типы составляют около 10 % студентов. Остальные четыре типа (СФ, ФМ, М и Ф) составляют менее 5 % выборки.

«Профильное» портретирование позволяет легко сравнить типологические портреты представителей разных профессиональных общностей. Профили типов можно представить в виде таблицы (табл. 2) и графика.

Таблица Профили типов студентов разных вузов и специальностей

по методике EPQ (в %)

Можно видеть, что среди психологов и инженеров преобладают студенты ХС типа (соответственно 34,5 % и 30 %), у педагогов данного типа значительно меньше (18,4 %).

Среди студентов-педагогов большинство МХ и Х типов (соответственно 24,5 % и 23,5 %). Процент студентов Н типа примерно одинаков во всех группах (в пределах 20 –24 %).

Профили типов по методике EPQ представителей разных профессиональных

общносте

Сопоставив профили типов студентов разных вузов и специальностей по критерию??, мы получили следующие результаты:

1. Типологические профили студентов-психологов СПбГУ и МГПИ по методике EPQ значимо не различаются (???9,48

2. Профили типов студентов психологических факультетов СПбГУ и МГПИ значимо отличаются от профиля типов студентов-педагогов МГПИ (соответственно???20,12 при??5 – 1 % уровень значимости и???12,23 при??5 – 5 % уровень).

3. Типологические профили студентов-психологов СПбГУ и студентов-инженеров не имеют значимых различий (???6,16

4. Психологические профили студентов-педагогов и -инженеров отличаются на 0,1 % уровне значимости (???21,43 при??5).

Основное отличие студентов-педагогов от студентов других профессий состоит в большей нейротичности и интровертированности первых.

Методика Д.Кейрси позволяет определить принадлежность человека к одному из шестнадцати личностных типов. Опросник включает четыре основные шкалы предрасположенностей: 1) экстраверсия — интроверсия (E — I); 2) сенсорность — интуиция (S — N); 3) мышление — чувствование (T — F) и 4) решение — восприятие (J — P). По данной методике были получены психологические портреты всех групп испытуемых.

Приведем типологический портрет студентов-психологов СПбГУ, представив его «анфас» в виде матрицы (табл. 3) и «профиль» в виде графика.

Таблица Матричный типологический портрет студентов-психологов СПбГУ по методике Д.Кейрси (в %)

FJ TJ FP TP
ES 25,5 ESFJ 5,3 ESTJ 2,5 ESFP 0,6 ESTP
IS 7,2 ISFJ 3,1 ISTJ 1,6 ISFP 0,3 ISTP
EN 17,8 ENFJ 25,5 ENFP 2,2 ENTJ 0,9 ENTP
IN 10,3 INFJ 9,3 INFP 1,9 INTJ 0,3 INTP
FJ FP TJ TP

Профиль типов студентов-психологов СПбГУ

по методике Д.Кейрси

Можно видеть, что большинство студентов-психологов СПбГУ принадлежит к ENFP (25,5 %) и ENFJ (17,8 %) типам, около 10 % являются INFJ, INFP и ESFJ типами. Студенты ISFJ и ESTJ типов составляют соответственно 7,2 % и 5,3 %; остальные – менее 5 %.

Представим графически профильные психологические портреты студентов – представителей различных профессиональных групп.

Профили типов студентов разных профессиональных

общностей по методике Д.Кейрси

Самыми распространенными среди студентов-психологов СПбГУ и МГПИ являются ENFP, ENFJ и ESFJ типы (соответственно 25,5 % и 20,2 %, 17,8 % и 13,7 %, 11,2 % и 21,4 %). Большинство студентов-педагогов принадлежит ISFJ (15,3 %), ESFJ (14,3 %) и ENFJ (14,3 %) типам. Среди студентов-инженеров преобладают ESFJ (20,4 %), ESTJ (12,2 %) и ISTJ (11,6 %) типы. Представителей ESTP, ISTP, ENTJ, ENTP, INTJ и INTP менее 5 % во всех группах.

Сопоставив профили типов студентов разных вузов и специальностей по критерию??, мы получили результаты, представленные в табл. 4. Типологический профиль студентов-психологов СПбГУ по методике Д.Кейрси значимо отличается от профилей студентов разных специальностей г.Магнитогорска. Наиболее близким профилю студентов-психологов СПбГУ является профиль студентов-психологов МГПИ, различие с профилем студентов-педагогов более значимо, а с профилем типов студентов-инженеров – наибольшее.

Таблица Значения?? при сопоставлении типологических профилей

студентов разных вузов и специальностей по методике Д.Кейрси

Примечание: ??11, ???19,68* — 5% уровень, ???24,72** — 1% уровень, ???31,26*** — 0,1% уровень.

ЛИТЕРАТУРА

1. Альманах психологических тестов. М., 1996.

2. Овчинников Б.В., Павлов К.В., Владимирова И.М. Ваш психологический тип. СПб., 1994.


(от французского portrait - изображать)

Изображение или описание какого-либо человека или группы людей, пребывающих или пребывавших в реальной действительности. В изобразительном искусстве портрет - один из основных жанров скульптуры , живописи , а также фотоискусства .

В основе жанра портрета - мемориальное начало, увековечивание облика конкретного человека. Важнейшим критерием портретности является сходство изображения с портретируемым (моделью, оригиналом).

Сходство в портрете - результат не только верной передачи внешнего облика портретируемого, но и правдивого раскрытия его духовной сущности в единстве индивидуально-неповторимых и типических черт, присущих ему как представителю определённой исторической эпохи , национальности, социальной среды. Однако, вследствие практической невозможности сопоставления зрителем изображения с моделью, портретом часто называют всякое индивидуализированное изображение человека, если оно является единственной или, по крайней мере, главной темой художественного произведения .

Обычно портрет изображает современное художнику лицо и создаётся непосредственно с натуры . Наряду с этим сформировался тип портрета , изображающего какого-либо деятеля прошлого (исторический портрет) и создаваемого по воспоминаниям или воображению мастера , на основе вспомогательного (литературно-художественного, документального и т.п.) материала. Как в портрете современника, так и в историческом портрете, объективному изображению действительности сопутствует определённое отношение мастера и модели , отражающее его собственное мировоззрение, эстетическое кредо и т.д. Всё это, переданное в специфически-индивидуальной художественной манере, вносит в портретный образ субъективную авторскую окраску.

Исторически складывалась широкая и многоплановая типология портрета . В зависимости от назначения, специфики формы, характера исполнения, различают портреты монументальные (скульптурные монументы, фрески , мозаики ) и станковые (бюсты , картины , листы графические), погрудные, интимные и парадные, в анфас , в профиль и полный рост.

В разные эпохи получают распространение портреты на медалях и монетах (медальерное искусство ), портретная миниатюра , на геммах (глиптика ).

По количеству персонажей портреты разделяются на групповые, двойные (парные) и индивидуальные. Специфическим типом портрета является автопортрет . Границы жанра портрета очень разнообразны, и часто портрет может сочетаться в одном произведении с элементами других жанров.

Зарождение портрета относится к глубокой древности. Первые значительные образцы портретов встречаются в древневосточной, главным образом древнеегипетской, скульптуре. Здесь назначение портрета было во многом обусловлено культовыми, религиозно-магическими задачами.

Со временем содержание древнеегипетский портретов углубляется (особенно в человечных одухотворённых образах эпохи Нового царства периода Эль-Амарны, XIV в. до н.э.). В Древней Греции в эпоху классики создаются обобщённые, идеализированные скульптурные портреты философов, общественных деятелей, поэтов.

С конца V века до н.э. древнегреческий портрет всё более индивидуализируется (творчество Деметрия из Алопеки, Лисиппа), тяготея в период эллинизма к драматизации образа .

Высокого расцвета античной скульптуры портрет достигает в искусстве Древнего Рима . Развитие древнеримского портрета связано с усилением интереса к конкретному человеку, с расширением круга портретируемых. В основе художественной структуры многих древнеримских портретов - чёткая, подчас скрупулёзная передача неповторимых черт модели при соблюдении определённого единства индивидуального и типического начала. В период империи отдельные мастера обращались к идеализирующему, нередко мифологизированному портрету. В своих лучших образцах древнеримский портрет отмечен жизненной достоверностью, психологической выразительностью характеристик. В эпоху эллинизма и в Древнем Риме, наряду с портретными бюстами и статуями, широкое распространение получили портреты на монетах, камеях и т.п., отчасти живописные портреты .

Ранние сохранившиеся образцы станковой портретной живописи представляют фаюмские портреты (Египет, I-IV в.). Во многом связанные с традициями древневосточного портрета , с религиозно-магическими представлениями, фаюмские портреты вместе с тем создавались под воздействием античного искусства , непосредственно с натуры , несли в себе ярко выраженное сходство с конкретным человеком, а в поздних образцах - специфическую духовность.

Широкий расцвет живописного, скульптурного и графического портрета происходит в эпоху Возрождения, с особенно большой полнотой проявляясь в искусстве Италии.

Гуманистический индивидуализм ренессансного человека, ослабившего путы религии, твёрдо уверовавшего в силу творческой личности и полагавшего себя "мерой всех вещей", требовал совершенно новой структуры портрета .

Художественное видение портретиста эпохи Возрождения во многих случаях идеализировало модель , но непременно следовало из необходимости постичь её сущность. Изображая своего героя в определённой земной среде, художник свободно располагал модель в пространстве. И модель всё чаще выступала не на условном, ирреальном фоне, как это было в искусстве средневековья, а в единстве с реалистически трактованным интерьером или пейзажем, часто - в непосредственном живом общении с вымышленными (мифологическими и евангельскими) персонажами. В монументальных росписях среди древних персонажей художник нередко изображает себя.

Ренессансный антропоцентризм особенно ярко проступает в портретном творчестве мастеров Высокого Возрождения. Леонардо да Винчи , Тинторетто, Рафаэль, Тициан, Джорджоне ещё в большей мере наполняют содержательностью портретные образы , одухотворяют их силой интеллекта., чувством личной свободы и духовной гармонией, существенно обновляют средства художественной выразительности (воздушная перспектива Леонардо да Винчи, колористические открытия Тициана).

Высочайшие достижения в портрете, эпохи Возрождения связаны с творчеством нидерландских (Я. ван Эйк, Робер Кампен - т.н. флемальский мастер , Рогир ван дер Вейден, Х. ван дер Гус, Гертген тот Синт-Янс, Лука Лейденский, К. Массейс, А. Мор) и немецких (Л. Кранах Старший, А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший) мастеров XV-XVI в. При известной стилистической общности с портрета итальянского Возрождения их произведения отличаются большей духовной отточенностью характеристик, предметной детальностью изображения .

Возросшая в XVII в. тяга художников к самопостижению, утверждению творческой личности способствует широкой и многогранной разработке станковых форм автопортрета (достигший особенных вершин в этой области Рембрандт, его соотечественник К. Фабрициус, ван Дейк, французский живописец Н. Пуссен ).

В России усиленный интерес к портретам проявляется в XVII в. в связи с экономическим, политическим и культурным ростом страны. Широкое распространение получает парсуна . В XVIII в. происходит интенсивное развитие светского русского портрета (полотна И.Н. Никитина, А.М. Матвеева, А.П. Антропова, И.П. Аргунова, И.Я. Вишнякова), в конце столетия ставшего вровень с высшими достижениями современного мирового портрета (живопись Ф.С. Рокотова , Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского , скульптурные работы Ф.И. Шубина, гравюры Е.П. Чемесова).

Большими достижениями в области портрета отмечено во 2-й половине XIX в. творчество русских мастеров , связанное с усилением демократических тенденций в жизни страны. Передвижники В.Г. Перов,

Портретная живопись и рисунок рассказывают о человеке, его красоте, характере и стремлениях. Художник-портретист имеет дело с характером человека, его сложной индивидуальностью. Чтобы разобраться в человеке, понять его сущность по внешнему виду-нужен большой жизненный и профессиональный опыт.От художника требуется глубокое знание изображаемого человека.Кроме индивидуальных черт изображаемого человека важно ещё передать те черты которые накладывает на него его профессиональная среда.

Портрет (фр. portrait - изображение) - жанр изобразительного искусства с изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства, художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир.

Существуют многие разновидности портрета. К жанру портрета относятся: поясной портрет, бюст (в скульптуре),портрет в рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа. По характеру изображения выделяются две основные группы: парадные и камерные портреты. Как правило, парадный портрет предполагает изображение человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В камерном портрете используется поясное, погрудное, поплечное изображение. В парадном портрете фигура обычно дается на архитектурном или пейзажном фоне, а в камерном - чаще на нейтральном фоне.


По числу изображений на одном холсте помимо обычного, индивидуального, выделяют двойной и групповой портреты. Парными называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту. Чаще всего это портреты супругов. Нередко портреты образуют целые ансамбли - портретные галереи.

Портрет, в котором человек представлен в виде какого-либо аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа называют костюмированным. В наименования таких портретов обычно включаются слова "в виде" или "в образе" (например, Екатерина II в виде Минервы).

Портреты различают и по размеру, например миниатюрный. Можно выделить еще автопортрет - изображение художником самого себя. Портрет передает не только индивидуальные черты портретируемого или, как говорят художники, модели, но и отражает эпоху, в которую жил изображаемый человек.


Искусство портрета насчитывает несколько тысячелетий. Уже в Древнем Египте скульпторы создавали довольно точное подобие внешнего облика человека. Статуе придавали портретное сходство для того, чтобы после смерти человека его душа могла в нее вселиться, легко отыскать своего владельца. Этим же целям служили и живописные файюмские портреты, выполненные в технике энкаустики (восковой живописи) в I- IV вв. Идеализированные портреты поэтов, философов, общественных деятелей были распространены в скульптуре Древней Греции. Правдивостью и точной психологической характеристикой отличались древнеримские скульптурные портретные бюсты. Они отражали характер и индивидуальность конкретного человека.

Изображение лица человека в скульптуре или живописи во все времена привлекало художников. Особенно расцвел жанр портрета в эпоху Возрождения, когда главной ценностью была признана гуманистическая, действенная человеческая личность (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Тинторетто). Мастера Возрождения углубляют содержание портретных образов, наделяют их интеллектом, душевной гармонией, а иногда и внутренним драматизмом.

В XVII в. в европейской живописи на первый план выдвигается камерный, интимный портрет в противоположность портрету парадному, официальному, возвеличивающему. Выдающиеся мастера этой эпохи - Рембрандт, Ван-Рейн, Ф. Гальс, Ван-Дейк, Д. Веласкес - создали галерею замечательных образов простых, ничем не знаменитых людей, открыли в них величайшие богатства доброты и человечности.

В России портретный жанр активно начал развиваться с начала XVIII в. Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский создали серию великолепных портретов знатных людей. Особенно прелестны и очаровательны, пронизаны лиризмом и духовностью были женские образы, написанные этими художниками. В первой половине XIX в. главным героем портретного искусства становится мечтательная и одновременно склонная к героическому порыву романтическая личность (на картинах О. Кипренского, К. Брюллова).

Становление реализма в искусстве передвижников отразилось и на искусстве портрета. Художники В. Перов, И. Крамской, И. Репин создали целую портретную галерею выдающихся современников. Индивидуальные и типичные черты портретируемых, их духовные особенности художники передают с помощью характерных выражений лиц, поз, жестов. Человек изображался во всей своей психологической сложности, оценивалась еще и его роль в обществе. В XX в. портрет сочетает самые противоречивые тенденции - яркие реалистические индивидуальные характеристики и абстрактные экспрессивные деформации моделей (П. Пикассо, А. Модильяни, А. Бурдель во Франции, В. Серов, М. Врубель, С. Коненков, М. Нестеров, П. Корин в России).

Портреты доносят до нас не только образы людей разных эпох, отражают часть истории, но и говорят о том, каким видел мир художник, как он относился к портретируемому.

© О.А. Малетина, 2006

ТИПОЛОГИЯ ПОРТРЕТА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ДИСКУРСЕ

О.А. Малетина

Типологии портретов многочисленны и разнообразны, но наиболее многоаспектны классификации художественного портрета. Например, их классифицируют по таким признакам, как способ создания, форма, структура и т. д. В основе классификации портретов могут лежать композиционно-стилистические приемы создания портрета: отвлеченный портрет, живописный портрет, пластичный и архитектурный портрет, портрет паспортный, портрет с преобладающей чертой, или портрет-лейтмотив, комический портрет, а также портрет меняющегося выражения, где смена выражения означает связь между физическим и психическим, то есть перемены в цвете лица, в форме и блеске глаз влекут за собой перемены в настроении, в выражении лица 1.

Г.С. Сырица в своем исследовании предлагает развернутую ситуативную классификацию портретных описаний: портрет-восприятие, портрет-самовосприятие, портрет-воспоминание, портрет-самовоспоминание, портрет-узнавание. Портрет может представлять собой обобщенное описание индивидуальных портретных примет или отражать «теперешнее» состояние, когда постоянные черты высвечиваются той или иной стороной в определенной ситуации 2.

На основе количества передаваемой информации А.Н. Беспалов выделяет следующие типы портретов 3:

1) портрет-штрих;

2) оценочный портрет;

3) ситуативный портрет (минимальное количество информации);

4) дескриптивный портрет (количество информации превышает минимальное количество предшествующих типов и имеет тенденцию к разрастанию); данный тип портрета делится на фрагментарный и полный портрет.

Портрет-штрих включает краткие портретные характеристики персонажа, состоящие из одного или двух его признаков. Такой вид

портрета используется при описании второстепенных и эпизодических персонажей. Оценочный портрет содержит авторские оценки, сильно окрашенные модальностью. Ядром портретных структур этого типа являются такие квалифицирующие черты, как «лучший», «худший», «добрый», «красивый», их периферия формируется за счет фрагментов других портретных типов. К ситуативному портрету относятся те признаки, которые становятся характерны для персонажа в различных ситуациях. Подробный дескриптивный портрет характеризуется отображением большего числа отдельных признаков ситуации языковыми средствами. Фрагментарные портреты - это небольшие по протяженности портретные зарисовки, содержащие два или три признака персонажа. Фрагментарный портрет представляет собой усеченный вариант подробного.

Н.А. Родионова выделяет следующие типы художественного портрета 4:

1) портрет-представление (или портрет-знакомство);

2) портрет-оценка (или портрет-восприятие);

3) портрет-ситуация.

Целью портрета-представления является знакомство читателя с персонажем [подробный и исчерпывающий портрет дается в начале текста (в рассказе), главы (в романе и повести)]. Если для портрета-представления не имеет значения восприятие персонажа, то в портрете-оценке, наоборот, семантически значимым являются ощущения наблюдателя, в роли которого выступает повествователь или другой персонаж (лексическая примета такого портрета - наличие предикатов со значением зрительного, слухового, то есть вообще чувственного восприятия). Назначение портрета-ситуации связано с отражением облика героя, о котором упоминается в каком-нибудь эпизоде, то есть такой портрет обусловлен конкретной ситуацией.

Следует отметить, что А.Н. Беспалов и Н.А. Родионова по-разному определяют портрет-оценку или оценочный портрет, но что касается портрета-ситуации, их мнения совпадают. Н.А. Родионова рассматривает данные типы портрета с точки зрения их синтаксической реализации в художественном тексте. Мы считаем нецелесообразным выделять портрет-ситуацию, так как в некоторых случаях портрет-восприятие и портрет-представление можно рассматривать как портрет-ситуацию.

Особый интерес для нас представляет структурно-семантическая классификация К.Л. Сизовой, построенная на тематических и структурных основаниях. К.Л. Сизова полагает, что собственно портретное описание включает такие характеризующие внешность персонажа элементы, как характеристика одежды героя, характеристика формы черт лица [форма носа: прямой, вздернутый, форма глаз (глаза, глазки), рот, подбородок, щеки], цветовая характеристика облика героя, характеристика жестов и манеры держаться, характеристика мимики (взгляд и манера улыбаться) и фоническая характеристика (характеристика голоса персонажа).

К.Л. Сизова предлагает классификацию портретов по тематическому и структурному основаниям:

1) тематическая типология (туалето-центричный портрет, колороцентрич-ный портрет, предметоцентричный портрет, зооцентричный портрет, флороцен-тричный портрет, аромоцентричный портрет, музыкоцентричный портрет);

2) структурная типология (точечнолинейный портрет, полевый портрет и объемный портрет)5.

Проанализировав вышеприведенные классификации, мы приходим к выводу, что они отражают не все типы существующих портретных характеристик. Наш материал показал, что в проводимых ранее исследованиях портрета не выделяется такой тип портрета, который содержит описание характерных черт, навыков и умений персонажа. Например, О.А. Нечаева рассматривает в своем исследовании описание-характеристику и выделяет два вида ее признаков: одни из них связаны с биографическими данными, другие обозначают черты характера 6. Следовательно, представляется целе-

сообразным дополнить классификацию К.Л. Сизовой и, наряду с такими видами портретов, как туалетоцентричный, колороцентрич-ный, предметоцентричный зооцентричный, фло-роцентричный, выделить характероцентричный портрет, содержащий информацию о характере, способностях и навыках персонажа. В связи с тем, что ранее характероцентричный портрет не был описан и тщательно изучен, рассмотрим его подробнее.

В составе характероцентричного портрета персонажа можно выделить следующие составляющие: психологические особенности и социальные характеристики.

В описании психологических особенностей раскрываются умственные способности, моральные качества и личностные характеристики персонажа. Умственные способности характеризуют индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешной реализации определенного рода деятельности. Моральные качества включают в себя характеристику нравственных черт, которые получают в обществе моральную оценку. Личностные характеристики - это индивидуальные особенности, характеризующие личность.

В описании социальных характеристик находят отражение социальное положение, возраст, образование и профессия персонажа. Социальное положение характеризует персонаж с точки зрения того, какую ступень или нишу он занимает на социальной лестнице общества. Возраст представляет собой этап развития человека, характеризующийся специфическими закономерностями формирования организма и личности, а также является биологическим этапом созревания организма, обусловленного генетическими детерминантами. Образование представляет процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Профессия представляет собой род трудовой деятельности человека, владеющего комплексом специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате подготовки и опыта работы.

Между внешностью персонажа и его характером наблюдается зависимость, то есть характер персонажа является проекцией внешнего изображения героя. Важную роль играет психологическая характеристика веду-

ÎÂÆÊÔËÜÔÔGÎÀB ÊÎÎÎÔÎÈÊÀÔÈB

щих черт внешности персонажа: выражение глаз, улыбка, походка, манера говорить. За описанием внешнего облика персонажа всегда стоит такая цель, как раскрытие внутреннего мира героя, его характера. Портрет включает не только передачу внешнего, но и передачу внутреннего выражения свойств, сути, души человека, а не только изображения его внешности. Портрет предполагает раскрытие человеческой личности, то есть характера 7.

Проанализированный материал позволяет выделить два вида анализируемого типа портрета:

Характероцентричный портрет, проявляющийся во внешнем облике персонажей;

Характероцентричный портрет, не находящий отражения во внешнем облике персонажей.

Первый вид характероцентричного портрета используется при описании главных персонажей, а второй вид - при создании описаний второстепенных персонажей. Рассмотрим первый вид характероцентричного портрета на примерах: 1) And so, too with the stout and large Mrs. Wilson, who stood beside him while he was attempting to rise to the importance of Clyde. She merely beamed a fatty beam. She was almost ponderous, and pink, with a tendency to a double chin. She smiled and smiled, largely because she was naturally genial and on her good behavior here...8; 2) Her eyes were round

and blue and intelligent - her lips and nose and ears and hands so small and pleasing 9; She was as he decided on sight, more intelligent and pleasing...10

В первом примере добродушность героини внешне проявляется в полноте, полный человек - это всегда человек добрый и хороший, не способный причинить зло. Во втором примере дается характеристика умственных способностей героини, причем внешнее проявление данная черта находит в описании глаз. Характероцентричный портрет Джорджа Ньютона несомненно принадлежит ко второму виду данного типа портрета: George Newton, as every one could see and feel, was a pleasant if not very emotional or romantic person who took his various small plans in regard to himself and his future as of the utmost importance 11. На страницах романа не дается описание внешности мистера Ньютона, поскольку автор, вероятно, стремится к тому, чтобы адресат знал точно; а стремится информировать читателя преимущественно о наиболее значимых чертах характера этого персонажа. Итак, в данной статье мы обосновали правомерность выделения характероцен-тричного портрета, рассмотрели виды данного типа портрета и его составляющие. Таким образом, получается, что в целом портрет любого персонажа имеет следующую структуру (см. рисунок).

Внешность Костюм Характер

Предметоцентричный

Зооцентричный

Туалетоцентричный

Характероцентричный _______портрет________

Колороцентричный ______портрет_____

Психологические

особенности

Аромоцентричный ______портрет_____

Социальные

характеристики

Флороцентричный

Умственные способности Социальное положение

Моральные качества Возраст

Личностные

качества

Образование

Профессия

Структура портрета персонажа

О.А. Малетина. Типология портрета в художественном дискурсе

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Белецкий А.И. Избранные труды по теории литературы. М., 1964.

2 Сырица Г.С. Язык портрета в романах Л.Н. Толстого «Война и мир» и «Воскресение»: Дис. ... канд. филол. наук. М., 1986. С. 34.

3 Беспалов А.Н. Структура портретных описаний в художественном тексте среднеанглийского периода: Дис. ... канд. филол. наук. М., 2001. С. 106-120.

4 Родионова Н.А. Типы портретных характеристик в художественной прозе И.А. Бунина: Лингвостилистический аспект: Дис. ... канд. филол. наук. Самара, 1999. С. 45-47.

5 Сизова К.Л. Типология портрета героя: на материале художественной прозы И.С. Тургенева: Дис. ... канд. филол. наук. Воронеж, 1995. С. 31-152.

6 Нечаева О.А. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Улан-Удэ, 1974. С. 75.

7 Андронникова М.И. От прототипа к образу (к проблеме портрета в литературе и кино). М., 1974. С. 4.

8 Dreiser Th. An American Tragedy. Moscow, 1949. Vol. 1. P 214.

9 Ibid. С. 256.

10 Ibid. С. 255.

Россия переживает бум использования психологических технологий в интересах достижения успеха в выборах, тех или иных политических целей. Важное место среди них занимают технологии создания психологических портретов политических лидеров. При составлении политического портрета лидера так или иначе делаются акценты на определенных аспектах его жизнедеятельности, которые должны соответствовать целям и задачам портретной диагностики. Поэтому представляется важным рассмотреть вопрос о типологии портретных характеристик лидера.

Накопленный опыт составления политических портретов, а также типологическая оценка соответствующих материалов, опубликованных в специальной и публицистической литературе, дают нам основание сделать вывод о наличии, по крайней мере, нескольких основных типов политических портретов:

Политико-идеологический (политико-мировоззренческий) портрет;

Политико-психологический портрет;

Исторический портрет;

Политическая биография.

Политико-идеологический (политико-мировоззренческий) портрет представляет собой результат диагностики статуса, потенциальных возможностей и политического влияния лидера как представителя (или главы) определенного политико-идеологического течение в обществе. В этом случае жизненный путь, элементы политической, служебной и деловой карьеры, контакты, публичные выступления лидера будут рассматриваться через призму его принадлежности к политической (общественной) организации, в которую он входит или которой сочувствует, или же с позиций соответствия-несоответствия определенным идеологическим постулатам. Имея в виду эти общие методологические ориентиры, при составлении политико-идеологического портрета представляется важным проследить основные этапы карьеры лидера как вехи институционально - политического оформления его мировоззренческой позиции или же - в случае идеологических метаний лидера - как констатацию определенного диссонанса между его корпоративной принадлежностью и эволюционирующими политическими взглядами. При этом не следует забывать, что такая общая линия портретной диагностики лидера может быть ослабленной в том случае, если мы имеем дело с ярко выраженным идеологическим прагматизмом или же со стабильно конъюнктурным стилем политической деятельности. Это отнюдь не значит, что мы должны отказаться от портретной диагностики политико-идеологического характера. В этом случае необходимы тщательный анализ противоречий и несоответствий публичных заявлений политика на идеологические темы и моделирование диапазона идеологических (мировоззренческих) колебаний.

Наиболее целесообразно при составлении политико-идеологического портрета использовать метод аналитической интерпретации биографических данных, контактов, связей, а также иных форм политической активности лидера. При этом важно иметь в виду, в каком стиле проводится портретная диагностика - в информационном или же ценностном.

При использовании первого варианта речь обычно идет об удовлетворении потребности пользователя в сгруппированной и верифицированной информации с акцентом на событиях и фактах политической деятельности лидера. В этом случае комментарий должен быть лапидарным, необходимо акцентировать внимание пользователя на соответствии тех или иных действий и высказываний лидера определенным моделям политико-идеологического поведения, принятым в данном обществе.

Если же используется второй вариант составления портрета, то тогда пользователь должен иметь возможность найти в нем более развернутую аналитическую трактовку идейных, политических, художественно-эстетических взглядов лидера, включая его увлечения.

Последнее обстоятельство может иметь существенное значение для уяснения деталей политико-идеологического портрета. Например, определив, каков круг досугового чтения лидера, можно составить представление о характере и направленности эволюции (коррекции) его мировоззрения.

При всем многообразии возможных подходов к составлению политико-идеологических портретов было бы целесообразно определить общую (принципиальную) схему, которая послужила бы неким методологическим ориентиром, упрощающим как саму процедуру диагностики, так и ее восприятие пользователем. Основными элементами этой схемы являются информационный и идеологический ряды, представляющие собой два относительно автономных компонента описываемого типа политического портрета.

Как отмечает М. Вебер, информационный ряд должен соответствовать критериям оперативности, достоверности и полноты сведений, которые аналитик готовится интерпретировать. Он включает в себя, как правило, два элемента: описание фактов и событий и комментарий к ним. Под комментарием в настоящей статье понимается максимально объективированное объяснение информации о политической деятельности или же поведении лидера, лаконичное и точное по своей форме. Именно комментарий является своего рода переходом к идеологическому ряду.

Идеологический ряд представляет собой обстоятельную и развернутую интерпретацию изложенных сведений о лидере. Здесь может быть использован целый арсенал методов обоснования и аргументации: сравнительные характеристики, стратегическая аналитика, экспертные оценки и др. Этот ряд может быть как сконцентрирован в определенном разделе политического портрета, так и рассеян по отдельным информационным массивам.

В случае если у составителя политического портрета возникла необходимость дополнить характеристику лидера оценочными суждениями (как своими собственными, так и экспертными), то описываемый тип портретной диагностики обычно дополняется аксиологическим рядом, в котором автор пытается повлиять на оценку лидера со стороны пользователя.

При составлении политико-психологического портрета лидера особое внимание уделяется прежде всего взаимосвязи и взаимовлиянию особенностей психоэмоционального склада, темперамента, стиля мышления и других психологических компонентов лидера, с одной стороны, и его политической карьерой -- с другой. В этом случае наиболее целесообразно переплетение событийной, фактологической информации о карьере лидера, его политическом поведении с интерпретацией психологического архетипа личности. Большое эвристическое значение в каждом конкретном случае может иметь адекватное выявление политико-психологического типа лидерства: определив тип лидерства, можно таким образом построить политико-психологический портрет, чтобы его содержательные характеристики благодаря исходной гипотезе приобретали бы логическое обоснование, могли бы быть концептуализированы, что и составит в конечном счете сам результат диагностики.

Было бы очень сложно предложить для политико-психологического портрета, в силу самой специфики исходных данных, какую-либо обобщенную схему его составления. Поэтому портретная диагностика данного типа требует от аналитика не только профессиональной подготовки в области общей и политической психологии, но и навыков концептуализации, определенного методического мастерства.

Несколько особняком среди различных типов политических портретов лидеров стоит исторический портрет. Это определяется его назначением, не всегда актуальным, если исходить из потребностей анализа современных политических ситуаций и событий. В этом его диагностические возможности ограничиваются возможностями сравнительного анализа политических портретов с целью определения отношений преемственности разных поколений политиков, поиска некоторых характерных черт лидерства в различных политических системах и организациях.

В то же время исторический портрет лидера весьма интересен, если мы имеем дело с ретроспективным политическим исследованием. Данный тип портрета может включать в себя элементы описанных выше типов портретной диагностики. Однако первостепенное значение в нем будет уделяться хронологической последовательности тех или иных событий в политической, служебной или деловой карьере лидера, его контактов с другими людьми, оказавшими влияние на ключевые моменты его жизненного пути. Такой же хронологический подход характерен и для возможной политико-идеологической составляющей исторического портрета, когда мы можем проследить весь цикл эволюции мировоззрения и идеологических предпочтений лидера не только на основании публичных, иногда конъюнктурных высказываний, но привлекая к анализу дополнительные источники: воспоминания современников, дневники, письма и т.д.

Важная характеристика исторического портрета состоит в том, что в нем обязательно присутствует аксиологический ряд: оценочные суждения (как воспроизводимые мнения современников, так и суждения составителя) об исторических масштабах личности, той роли, которую данный лидер сыграл в политическом процессе. Отсюда большой удельный вес имеют исторические сведения фонового значения, общая характеристика исторической эпохи, в которую жил тот или иной политический деятель.

Составление политической биографии как метод портретной диагностики весьма распространен на Западе. Причем следует подчеркнуть, что речь не всегда идет о политическом деятеле прошлого. Существует целая страта политических биографов, в задачу которых входит трактовка политической деятельности и поведения лидеров, продвижение в массовое сознание определенного толкования отдельных моментов их политической карьеры или политического поведения. Большое значение при составлении политической биографии ныне действующих политиков имеют соображения рекламного характера. Этим соображениям в существенной степени подчинены структура, последовательность и полнота в изложении и интерпретации данных.

Было бы ошибкой полагать, что перечисленные выше варианты политических портретов лидеров исчерпывают все многообразие портретной диагностики статуса, потенциала и влиятельности политических лидеров. Поэтому необходимо более предметно исследовать это важное направление современного политического анализа.

Прежде чем исследовать конкретный образ политика, следует определить те показатели, по которым можно судить об их личностном потенциале.

При анализе образа политика мы пользовались принятыми в психологии тремя измерениями личности: привлекательностью, силой и активностью.

Эти параметры используются как для оценки реального политика, так и для описания его "идеального прототипа", который должен быть "приятным во всех отношениях", сильным и активным. Считается, что принятие гражданами решения о том, нравится или не нравится им политик, -- это своего рода "примерка" идеального прототипа на того или иного исполнителя политической роли. Если живая модель соответствует шаблону, то политик принимается гражданами.

В реальной жизни оценки того или иного политика хотя и сопоставляются с идеальным прототипом, но выявленные отклонения парадоксальным образом не всегда приводят к отказу от голосования.

Система ценностей находит свое выражение в социально одобряемом наборе требований к политическому лидеру: он должен быть "компетентным", "честным", "умным" и пр. В ситуации расхождения эмоциональных и рациональных компонентов установки респонденты руководствуются не столько рациональными соображениями, сколько эмоциональными предпочтениями. Сказанное позволяет подойти к пониманию структуры образа лидера с учетом его реальной сложности. Этому должна служить и методология анализа. Мы полагаем, что она должна включать три элемента. Во-первых, необходимо прослеживать важнейшие тенденции в рациональном восприятии политиков. Во-вторых, анализировать эмоциональные составляющие образов, имеющие более непосредственный характер и свидетельствующие о неосознаваемых респондентами тенденциях. И, в-третьих, следует сравнить между собой два этих ряда компонентов. Их совпадение свидетельствует о цельности образа, в то время как расхождение может объясняться либо нечеткостью образа, либо его внутренней противоречивостью, но в любом случае оно дает представление о внутренней структуре личности политика. Такая схема анализа может быть применена как для анализа каждого конкретного политика, так и для сравнения их между собой.

Исходя из задач политико-психологического анализа указанные показатели привлекательности были сгруппированы следующим образом:

Внешность (одежда, манера поведения) и телесные характеристики (здоровье -- болезнь, физическая конституция, полнота - худоба, вредные привычки, маскулинность - фемининность, возраст, темперамент, физическая привлекательность);

Психологические особенности (характер, отдельные черты, речевые обороты) и морально-этические оценки политика;

Политические, профессиональные и деловые качества (опыт, политические взгляды, лидерские качества, навыки политической деятельности, компетентность).

Каким бы ни был набор привлекательных качеств того или иного лидера по содержанию, эти качества необходимо также оценить с точки зрения двух других личностных измерений: силы и активности. Личностная сила, без сомнения, укрепляет привлекательность политика. В этот параметр входят такие компоненты, как здоровье, возраст, физические и интеллектуальные ресурсы, психологическая устойчивость, способность защищать интересы страны и многое другое.

Таким образом, на основании теоретических аспектов, во второй главе автор попытается дать политико-психологический портрет личности В. Жириновского, наиболее яркого политического лидера партии ЛДПР.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса