Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Поэтические пейзажи. Пейзаж поэтичная и музыкальная живопись. А. Пушкин называл искусство «магическим кристаллом», сквозь грани которого по-новому видны окружающие нас люди, - презентация. Технология триз. ркм

).

Тема: Пейзаж – поэтичная и музыкальная живопись.

Цели: дать представление о жанре пейзажа в разных видах искусства (живопись, музыка); формирование умений и навыков в анализе художественных произведений; развитие зрительской компетентности учащихся на основе произведений живописи, музыки; воспитание интереса к видам искусства.

Формирование УУД: личностные – развитие эмоционального и осознанного отношения к природе через знакомство с художественными образами, которые ее воплощают; познавательные – стремление к добыванию новых знаний, чувственных ощущений о красоте окружающей природы; коммуникативные – умение вступать в диалог с создателями художественных пейзажей, выражать свое отношение к их содержанию в осмысленных речевых высказываниях, регулятивные – саморегуляция усилий, волевых качеств при выполнений учебных задач, поиск путей достижения качества работы; предметные – поиск и сохранение информации, необходимой для усвоения темы урока.

Ход урока:

    Орг. момент.

    Постановка целей урока.

Сегодня на уроке мы рассмотрим жанр пейзажа в разных видах искусства, проанализируем произведения живописного, музыкального, литературного характера и узнаем, какова роль пейзажа в произведениях различных видов искусств.

III . Формирование новых знаний.

1. Давайте вспомним с вами что же такое пейзаж? (изображение природы).

Какие виды пейзажа вы помните? (городской, деревенский, марина, пейзаж в портрете и т. д.)

Долгое время незатейливая красота среднерусской полосы не привлекала внимания русских художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава…

- Что в этом поэтичного?

Русские художники XIX в. А. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин и др. открыли красоту родной земли. Люди, словно впервые увидели на их картинах и прозрачный весенний воздух, и наполненные весенним соком, оживающие березы; услышали веселый, исполненный надежды, радостный гомон птиц. И небо не кажется таким уж серым и безрадостным, и весенняя грязь тешит, радует взор. Вот, оказывается, какая она русская природа - нежная, задумчивая, трогательная!

Именно благодаря картине Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897) «Грачи прилетели» русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувcтвовали пейзажность русской народной песни.

Давайте с вами рассмотрим картины Саврасова «Грачи прилетели» и Левитана «Весна. Большая вода», «Над вечным покоем», «Озеро. Русь».

Послушаем музыкальный фрагмент из сочинения Вивальди «Лето».

Какое лето вы себе представили?

С помощью каких музыкальных средств автор изобразил лето (интонация, ритм, форма и т. д.)

Сопоставим музыкальное произведение и картины Левитана «Над вечным покоем», «Озеро. Русь».

Какие средства художественной выразительности используют художники (цвет, ритм, светотень,
и т. д.)?

А теперь рассмотрим зарубежное изобразительное искусство 20 века.(появление направления «импрессионизм»впечатление).

Художники-импрессионисты старались зафиксировать в своих картинах мимолетные впечатления от реально существующего мира.

Поучительная и даже забавная история произошла с живописной работой «Вестминстерское аббатство» французского художника-импрессиониста Клода Моне (1840-1926).

Привыкшие к туману лондонцы точно знали его цвет - серый. И как же они были изумлены и даже возмущены, когда на выставке увидели картину Моне. На ней они обнаружили, что туман, размывающий очертания замка, имеет багровый оттенок! Когда же люди вышли на улицу, то, к своему удивлению, обнаружили, что туман на самом деле багровый! Действительно, в зависимости от погоды, времени суток, преломления солнечных лучей туман может приобретать самую различную окраску. Но заметил и открыл для всех эту особенность именно художник.

Давайте рассмотрим пейзажи художников-импрессионистов. Скажите мне, как особенности цвета, колорита, ритма, композиции помогают создавать различные образы природы, запечатленные на этих полотнах. (ответы уч-ся).

Как вы понимаете слова русского поэта И. Бунина?

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость .

2. Работа по учебнику(с. 24- 25).

Назови известных тебе русских художников, которых привлекала незатейливая красота среднерусской полосы. (А.К.Саврасов, И.И.Левитан, И.И.Шишкин)

Какую русскую природу увидели люди на их картинах? (прозрачный весенний воздух; березы, наполненные весенним соком; услышали радостный гомон птиц; небо не такое уж и серое; весенняя грязь, радующая взор; русская природа нежная, задумчивая, трогательная)

Назови известные картины Алексея Кондратьевича Саврасова. («Грачи прилетели», «Весна. Огороды», «Дубы», «Зимняя ночь», «Степь днем», «Летний пейзаж», «Зима», «Лосиный остров в Сокольниках», «Весна»)

Что означает слово «импрессионизм»? («впечатление»)

Назови основной принцип художников-импрессионистов. (зафиксировать мимолетные впечатления от реально существующего мира)

Какая забавная история произошла с живописной работой Клода Моне «Вестминстерское аббатство» («Здание парламента в Лондоне»)? (благодаря картине Мне люди обнаружили, что в зависимости от погоды, времени суток, преломления солнечных лучей, лондонский туман может приобретать самую различную окраску)

Назови известные картины Клода Моне. («Водные лилии», «Руанский собор», «Мост Ватерлоо»)

IV . Проверка домашнего задания.

1). Ответы на вопросы:

1. Как называл А.С.Пушкин искусство? («магическим кристаллом», сквозь грани которого по-новому видны окружающие нас люди, предметы, явления привычной жизни)

2. Что стремятся воплотить люди искусства во все времена? (различные явления природы, свое видение мира через чувства и переживания)

3. Что такое пейзаж? (в переводе с французского – вид, изображение какой-либо местности; это жанр изображения природы)

4. Как ты понимаешь слова Антуан де Сент Экзюпери «Самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце»

5. Прочитай с выражением, применяя музыкальные интонации в голосе, стихотворение Николая Ивановича Рыленкова «Всё в тающей дымке».

6. Найди в тексте «Неведомому другу» Михаила Михайловича Пришвина словесные выражения пейзажа. (солнечно-росистое утро; неоткрытая земля; неизведанный слой небес; утро единственное; весенние песни; затишные места; сырость черных теней и т.д.)

2). Защита докладов по теме урока.

V. Итог урока .

Домашнее задание: практическая работа : изобразите свой пейзаж (можно основе услышанного и увиденного)


Искусство рассказывает о красоте Земли.

Пейзаж в музыке, литературе, живописи.

А. Пушкин называл искусство «магическим кристаллом», сквозь грани

которого по-новому видны окружающие нас люди, предметы и явления

привычной жизни.

Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в своих произведениях различные явления природы, волновавшие их. Через чувства и переживания, которые возникают у них при восприятии величественного моря или таинственных звезд, бескрайних равнин или плавного изгиба реки, они передают свое видение мира.

Благодаря произведениям искусства - литературным, музыкальным, живописным - природа предстает перед читателями, слушателями, зрителями всегда разной: величественной, грустной, нежной, ликующей, скорбящей, трогательной. Эти образы продолжают привлекать человека, затрагивая тончайшие струны его души, помогают прикоснуться к неповторимой красоте родной природы, увидеть необычное в том, что привычно и буднично, дают возможность каждому развивать в себе чувство сопричастности к родному краю, к отчему дому.

Пейзаж (франц. paysage - вид, изображение какой-либо местности) - это жанр, посвященный изображению природы. В европейском искусстве в качестве самостоятельного жанра пейзаж выделился в XVII в.

Пейзаж - поэтичная и музыкальная живопись

Истории развития пейзажа в русской живописи

Венецианов и его ученики первые обратились в своем творчестве к русскому пейзажу.

Под голубыми небесами,

Великолепными коврами,

Блестя на солнце снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

А.С.Пушкин. («Зимнее утро»)

Слайд 1 «Зима» Никифор Крылов. (1802-1831)


Свою картину «Зима» Никифор Крылов написал в 1827 году. Это был первый русский зимний пейзаж.

Крылов написал пейзаж, увиденный из окна мастерской, в течение месяца. Взору предстаёт окраина села, жители заняты повседневными делами: на переднем плане женщина с коромыслом несёт полные вёдра воды, навстречу ей мужчина ведёт под уздцы коня, за женщиной с коромыслом изображены две других женщины, остановившихся поговорить. Вдали виднеется лес, а за ним бескрайняя равнина. Кругом белый снег, голые деревья. Автор мастерски запечатлел атмосферу русской зимы. Такой удивительно искренний и простой зимний пейзаж - редкое явление в русской живописи первой половины XIX века. Картина была впервые представлена на выставке в Академии художеств, где хорошо встречена современниками, которые отмечали «обаятельно схваченное зимнее освещение, туманность дали и все отличия хорошо сохраняемой в памяти стужи».

Третьяковская галерея.

Пейзажи Григория Сороки – любимого ученика Венецианова пленительны и грустны. И боязно нарушить эту тишину. Словно очнувшись, природа утратит безвозвратную доброту и негу и покой. Григорий Сорокин – крепостной помещика Милюкова. Григорий Васильевич Сорока (1823-1864) Григорий Васильевич Сорока - ученик А.Г.Венецианова, один из самых талантливых и любимых. Крепостной человек тверского помещика Н. П. Милюкова, соседа и доброго знакомого А.Г.Венецианова. Взятый барином к себе в дворню в имение «Островки», Сорока, видимо, и был замечен там художником, и, с разрешения Милюкова, мастер взял его в свое сельцо Сафонково. Как все ученики Венецианова, Сорока работает, в основном, с натуры, много рисует, пишет пейзажи, портреты, интерьеры. А.Г.Венецианов пытался выкупить его из неволи, но не успел из-за трагической смерти. После его смерти, Григорий Васильевич Сорока окончил жизнь самоубийством.

И только почти четверть столетия, спустя, суждено было появится в русском искусстве художнику, о котором мог сказать поэт: «С природой одной он жизнью дышал, у ручья разумел лепетанье, и говор древесных листов понимал и слышал он трав прозябанье…» Саврасов. Он старался отыскать и в самом простом, обыкновенном, те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в русском пейзаже и так неотразимо действуют на душу.


В 1871 году Саврасов создал свой знаменитый шедевр - картину “Грачи прилетели” (Третьяковская галерея, Москва). Он писал ее с натуры в деревне Молвитино Костромской губернии. Художник любил изображать весну, и в этой картине сумел тонко и убедительно показать ее первые признаки: потемневший мартовский снег, талую воду, пропитанный весенней влагой воздух, небо, покрытое темными облаками, птиц, суетящихся над своими гнездами. Каждая деталь пейзажа выражает острое чувство ожидания весны. Вероятно, поэтому картина так полюбилась русскому зрителю, суровой и долгой зимой с нетерпением ожидающему прихода весны и ее первых вестников - грачей.

Картина, показанная на передвижной художественной выставке, привлекла внимание многих. Известный историк искусства Александр Бенуа назвал ее путеводной звездой для целого поколения мастеров пейзажа XIX века. И.Н. Крамской, увидевший полотно на выставке, отозвался о нем так: “Пейзаж Саврасова есть лучший, и он действительно прекрасный, хотя тут же и Боголюбов… и Шишкин. Но все это деревья, вода и даже воздух, а душа есть только в ”Грачах“”.

Люди, словно впервые увидели на их картинах и прозрачный весенний воздух, и наполненные весенним соком, оживающие березы; услышали веселый, исполненный надежды, радостный гомон птиц. И небо не кажется таким уж серым и безрадостным, и весенняя грязь тешит, радует взор. Вот, оказывается, какая она русская природа - нежная, задумчивая, трогательная! Именно благодаря картине Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897) «Грачи прилетели» русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувcтвовали пейзажность русской народной песни.

Пейзаж Ивана Ивановича Шишкина «На севере диком…» написан в 1891 году на мотив стихотворения М. Ю. Лермонтова «Сосна». Работа выполнена на холсте маслом. Данное произведение хранится в Киевском музее русского искусства. На полотне мы видим сосну, которая стоит на краю обрыва и в любой момент готова упасть под тяжестью снега, который хлопьями облепил её ветки-руки. Верхушка сосны похожа на голову орла, который вот-вот сорвётся, взмахнёт крыльями и с облегчением освободится от непосильной тяжести. Хмурое темно-синее небо пронизано тревогой. Середина сосны ближе к стволу похожа на скелет, который лишился своей плоти-листвы на время зимы. Данная работа пропитана духом одиночества и холода.

Прочитай стихотворение М.Ю.Лермонтова "На севере диком стоит одиноко"

На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей всё, что в пустыне далёкой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растёт.


Вообще, дуб – одно из любимых деревьев художника - пейзажиста, неутомимо изображавшего эти великолепные титаны, сотворенные непредсказуемой природой. На этом полотне дубы у Шишкина - великолепные, широко раскинувшие могучие ветки-лапы герои лесного эпоса. Деревья освещены лучами солнца, которое собирается вскоре покинуть небо. Время суток, изображенное на картине - вечер. Однако Шишкин мастерски подчеркивает необычность игры светила на могучих стволах дубов.

Современники называли Шишкина “патриархом леса”, и эти слова очень точно передавали отношение художника к природе и искусству. Лес, который живописец любил самозабвенно, стал главным героем его картин. Шишкин не просто писал природу: он, как ученый, исследовал ее. Своим ученикам мастер не уставал повторять: “В изучении натуры никогда нельзя ставить точку, нельзя сказать, что выучил это вполне и что больше учиться не надо”. Шишкин первым из русских живописцев XIX столетия понял всю важность и значимость натурных этюдов. Он прекрасно знал лес, строение каждого дерева и растения.

«Если дороги нам картины природы нашей милой Руси, если мы хотим найти свои, истинно народные пути, к изображению ее задушевного облика, то пути эти лежат и через ваши могучие, полные неповторимой поэзии леса.» - Так писал Виктор Васнецов пейзажисту Ивану Шишкину.

«Этот мальчик еще покажет себя, никто, да и он сам, в том числе, и не догадываются о возможностях, скрытых в нем.» - Это слова художника Крамского о русском художнике Федоре Васильеве. Васильев прожил всего 23 года, но как много он успел сделать. Его взволнованная кисть, так много поведала людям о величии и таинстве природы.

Картина «Берёзовая роща» (1879 г.). На пер­вом плане изображены не деревья целиком, а только гибкие белые стволы. Позади них - силуэты ку­стов и деревьев, а вокруг - изумрудная зелень болота с прогалиной, полной тёмной воды.

Дар цветовых ощущений есть такого рода роскошь, которая возвышает человека» - это высказывание ученого Петрашевского в полной мере можно отнести к творчеству Куинджи.

«Иллюзия света была его Богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи. Куинджи - художник света», - писал Репин в 1913 году.

Современник А.Саврасова и И.Шишкина, он привнес в пейзаж волшебство света. Мир природы на его полотнах подобен сказочным чертогам, где человека посещают прекрасные и вечные мечты.

Незатейливая красота среднерусской полосы долгое время не привлекала внимания художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое

небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава… Что в этом поэтичного?

Русские художники XIX в. А. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин и др. открыли красоту родной земли.

Картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз, они скромны и точны, подобно Чеховским рассказам. Так мало нот и так много музыки. Великий поэт природы Левитан, до конца почувствовал неизъяснимую прелесть русского пейзажа, и в картинах своих сумел передать любовь к Родине, не приукрашенную ничем, прекрасную в своей непосредственности.

Настроением радости отмечено и полотно “Свежий ветер. Волга” (1895, Третьяковская галерея, Москва). Вольный ветер покрывает воду легкой рябью, наполняет паруса, гонит по небу легкие облака. С помощью звучных, свежих красок мастер передает ослепительную белизну парохода и чуть позолоченных солнцем облаков, яркую голубизну неба и реки.


В “Тихой обители” художнику удалось свежо и эмоционально показать обобщенный образ природы. Этот же мотив храма, отраженного в спокойной и прозрачной речной воде, Левитан повторил в картине “Вечерний звон” (1892, Третьяковская галерея, Москва).



Левитан признан одним из самых тонких и проникновенных пейзажистов. С творчеством Левитана в русскую живопись вошло понятие "пейзажа настроения". Умение объективно передать красоту природы во всем многообразии ее изменчивых проявлений и одновременно через пейзаж выразить состояние человеческой души, ее тончайших переживаний были драгоценными качествами дарования художника. Пронизанная ликующим настроением картина «Золотая осень» – это своеобразный прощальный гимн последнему цветению природы: необыкновенной яркости красок, «горению» золота берез, многоцветию покрова земли. Написанный с блистательным мастерством, пейзаж отличается сложным цветовым решением, разнообразием живописной поверхности, на которой выделяются фактурные красочные мазки.

Вероятно, именно о картинах “Золотая осень” и “Свежий ветер. Волга” Грабарь писал: “…Они вселяли бодрость и веру в нас, они заражали и поднимали. Хотелось жить и работать”.

Но таких жизнеутверждающих и радостных пейзажей у Левитана немного.

Тихой грустью проникнуто полотно “Весна. Большая вода” (1897, Третьяковская галерея, Москва). Очень гармоничен колорит картины. С помощью тончайших цветовых нюансов художник передает свежую прелесть наступающей весны. Неярким солнечным светом пронизаны тонкие стволы деревьев. Их хрупкость и грациозность подчеркивают четкие отражения в воде. Эта эмоциональная и проникновенная картина природы передает всю глубину человеческих чувств и переживаний. О присутствии человека напоминает одинокая лодка у берега и скромные крестьянские домики на горизонте.

Плес - маленький заштатный городок на берегу Волги, где Левитан работал на протяжении трех лет (1888-1890). Здесь Левитан впервые нашел те мотивы и сюжеты, которые впоследствии увековечили его имя, а, заодно, и имя Плеса. Золотой Плес - один из шедевров, созданных Левитаном в это время. С поразительной чуткостью переданы в этом полотне ощущение умиротворенной тишины, мягкое сияние предзакатного света, нежное марево тумана, плывущего над спящей рекой... Все наполнено драгоценным чувством целостности и красоты бытия, и, кажется, что сейчас ударит колокол, и полотно задрожит в такт его ударам. Часть белого каменного дома с красной крышей некоторое время снимал Левитан.

Раскрывается философский склад и драматический внутренний мир художника, его размышления о бренности человеческого бытия перед лицом вечности.


Картина Левитана Озеро (Русь) (1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург) - последняя большая картина художника, над которой он работал долго и вдохновенно. Пожалуй, не для одной из работ он не сделал столько подготовительных этюдов и эскизов. Известно, что в процессе создания Озера художник не раз выезжал на этюды в Тверскую губернию, в места, некогда послужившие натурой для картины Над вечным покоем . Но в сравнении с последней в Озере слышится не траурная, но торжественно-мажорная музыка природы. Озеро производит сильное впечатление своим светлым, праздничным звучанием, «перезвоном», объединяющим высокое голубое небо, по которому плывут белоснежные облака, и чудное приволье синего озера, у ближнего берега которого зеленеет взволнованный свежим ветром тростник, а на дальних берегах виднеются деревни и возносящие главы к небу белые храмы и колокольни.

Чудный день, пройдут века,

Так же будут в вечном строе

Течь и искрится река,

И поля дышать на зное.

Федор Тютчев

Прочитай слова русского поэта И. Бунина.

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

Как ты понимаешь слова русского поэта И. Бунина?

Высказывание французского писателя А. де Сент Экзюпери: «Самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце».

Задание: о бъяснить смысл?

Записать в творческую тетрадь в прозаической или поэтической форме впечатления от какого-либо природного явления, которое поразило тебя своей красотой.

Подбери музыкальные произведения, созвучные картинам русских художников. Какие художественные ассоциации возникают в твоем воображении?

Послушай музыкальные произведения:

С.И.Танеев«Сосна» на сл.Ю.Лермонтова.

«Уж ты поле мое» русская народная песня.

Необходимо проанализировать, сопоставить с литературным текстом и картинами художников.

Литературные страницы

Послушай стихи о природе: Родное. Д.Мережковский

Осенний вечер. Ф.Тютчев.

Прочитай вслух два литературных сочинения, написанные в XX в., найди интонации, темп, динамику голоса для передачи эмоционального состояния, отраженного в этих произведениях.

Все в тающей дымке

Все в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не ярки

И звуки не резки.

Здесь медленны реки,

Туманны озера,

И все ускользает

От беглого взора.

Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

Здесь мало услышать,

Здесь вслушаться нужно,

Чтоб в душу созвучья

Нахлынули дружно.

Чтоб вдруг отразили

Прозрачные воды

Всю прелесть застенчивой

Русской природы.

Н. Рыленков

Неведомому другу

Солнечно – росистое это утро, как неоткрытая земля, неизведанный слой небес, утро такое единственное, никто еще не вставал, ничего никто не видел, и ты сам видишь впервые. Допевают свои весенние песни соловьи, еще сохранились в затишных местах одуванчики, и, может быть, в сырости черной тени белеет ландыш. Соловьям помогать взялись бойкие летние птички.<…> Всюду беспокойная трескотня дроздов, и дятел очень устал искать живой корм для своих маленьких, присел вдали от них на суку просто отдохнуть.

Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу! Вот слушай, и кукушка взялась тебе помогать. Гляди, лунь проплывает над водой: это же не простой лунь, в это утро он первый и единственный, и вот сороки, сверкая росой, вышли на дорожку <…>. Это утро единственное, ни один человек его еще не видел на всем земном шаре: только видишь ты и твой неведомый друг.

И десятки тысяч лет жили на земле люди, копили, передавая друг другу, радость, чтобы ты пришел, поднял ее, собрал в пучки ее стрелы и обрадовался. Смелей же, смелей!

И опять расширится душа: елки, березки, - и не могу оторвать своих глаз от зеленых свечей на соснах и от молодых красных шишек на елках. Елки, березки, до чего хорошо!

М. Пришвин

Ответь на вопросы;

* Какие мысли поэта и писателя, раскрывающие тайны родной русской природы, помогают почувствовать ее красоту? Выделите в этих текстах важные для вас ключевые слова.

Какие произведения живописи ассоциируются у вас с этими литературными образами?

Подберите репродукции пейзажей русских художников, созвучные им.

Художественно-творческие задания

Подготовь компьютерную презентацию на тему «Пейзаж в литературе, музыке, живописи». Обоснуй свой выбор художественных произведений.

Представь себя звукорежиссером, подберите знакомые тебе музыкальные сочинения, которыми можно озвучить представленные выше литературные произведения. Прочитайте их под эту музыку.

Послушай музыкальные произведения:

Осень.Г.Свиридов;

Сказание о невидимом граде Китеже. Вступление;

Ответь на вопрос: Какое из этих музыкальных произведений озвучивает стихотворение о природе Ф.Тютчева?

Вспомни уроки музыки. Послушай ещё раз музыку Валерия Гаврилина. Созвучна ли она картинам И.Левитана?

Зримая музыка

Слушатели всего мира знают и любят шедевры музыкальной классики - «Времена года» - цикл концертов итальянского композитора XVIII

в. Антонио Вивальди (1678-1741) и цикл фортепианных пьес русского

композитора XIX в. Петра Ильича Чайковского (1840-1893). Оба сочинения относятся к программной музыке: имеют названия и сопровождаются поэтическими строками - сонетами самого композитора в концертах Вивальди и стихами русских поэтов к каждой из 12 пьес цикла Чайковского.

А.Вивальди "Времена года" для струнного оркестра.

Весна грядет! И радостною песней
Полна природа. Солнце и тепло,
Журчат ручьи. И праздничные вести
Зефир разносит, Точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,
Как благовест звучит небесный гром.
Но быстро иссякает вихрь могучий,
И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

Цветов дыханье, шелест трав,
Полна природа грез.
Спит пастушок, за день устав,
И тявкает чуть слышно пес.

Пастушеской волынки звук
Разносится гудящий над лугами,
И нимф танцующих волшебный круг
Весны расцвечен дивными лучами.

В полях лениво стадо бродит.
От тяжкого, удушливого зноя
Страдает, сохнет все в природе,
Томится жаждой все живое.

Кукушки голос звонко и призывно
Доносится из леса. Нежный разговор
Щегол и горлица ведут неторопливо,
И теплым ветром напоен простор.

Вдруг налетает страстный и могучий
Борей, взрывая тишины покой.
Вокруг темно, злых мошек тучи.
И плачет пастушок, застигнутый грозой.

От страха, бедный, замирает:
Бьют молнии, грохочет гром,
И спелые колосья вырывает
Гроза безжалостно кругом.

Шумит крестьянский праздник урожая.
Веселье, смех, задорных песен звон!
И Бахуса сок, кровь воспламеняя,
Всех слабых валит с ног, даруя сладкий сон.

А остальные жаждут продолженья,
Но петь и танцевать уже невмочь.
И, завершая радость наслажденья,
В крепчайший сон всех погружает ночь.

А утром на рассвете скачут к бору
Охотники, а с ними егеря.
И, след найдя, спускают гончих свору,
Азартно зверя гонят, в рог трубя.

Испуганный ужасным гамом,
Израненный, слабеющий беглец
От псов терзающих бежит упрямо,
Но чаще погибает, наконец.



Дрожишь, замерзая, в холодном снегу,
И севера ветра волна накатила.
От стужи зубами стучишь на бегу,
Колотишь ногами, согреться не в силах

Как сладко в уюте, тепле и тиши
От злой непогоды укрыться зимою.
Камина огонь, полусна миражи.
И души замерзшие полны покоя.

На зимнем просторе ликует народ.
Упал, поскользнувшись, и катится снова.
И радостно слышать, как режется лед
Под острым коньком, что железом окован.

А в небе Сирокко с Бореем сошлись,
Идет не на шутку меж ними сраженье.
Хоть стужа и вьюга пока не сдались,
Дарит нам зима и свои наслажденья.

П.И.Чайковский "Времена года" - цикл для фортепиано

12 пьес -12 картинок из русской жизни Чайковского получили при издании эпиграфы из стихов русских поэтов:

И за тройкой вослед не спеши
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда затуши."
Н.А.Некрасов

"Святки". Декабрь:
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали,
За ворота башмачок
Сняв с ноги бросали."
В.А.Жуковский

"Подснежник". Апрель Слушать
"Голубенький чистый
Подснежник: цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастьи ином..."
А.Н.Майков

"Белые ночи". Май Слушать
"Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю, родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает май!"
А.А.Фет

"Баркарола". Июнь Слушать
"Выйдем на берег, там волны
Ноги нам будут лобзать,
Звезды с таинственной грустью
Будут над нами сиять"
А.Н.Плещеев

"Песнь косаря". Июль:
"Раззудись, плечо Размахнись рука!
Ты пахни в лицо, Ветер с полудня!"
А.В.Кольцов

"Жатва". Август:
"Люди семьями
Принялися жать,
Косить под корень
Рожь высокую!
В копны частые
Снопы сложены.
От возов всю ночь
Скрыпит музыка."
А.В.Кольцов

"Охота". Сентябрь:
"Пора, пора! Рога трубят:
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят;
Борзые прыгают на сворах."
А.С.Пушкин

В русских пейзажах-настроениях -стихотворных, живописных и музыкальных - образы природы, благодаря удивительной песенности интонаций, мелодий, длящихся как бесконечная песнь, как напев жаворонка, передают лирическое стремление души человека к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зарисовок природы.

Вот какими словами описал свои впечатления от картины И. Левитана

«Весна. Большая вода» знаток русской живописи М. Алпатов:

Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят, как те самые, которые искони воспевались в русских песнях. Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, их отголосок,

мелодическое эхо, они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветви сливаются с голубизной неба. Контуры этих гнутых березок звучат подобно нежной и грустно жалобной свирели, из этого хора вырываются отдельные голоса более могучих стволов, всем им противопоставлен высокий ствол сосны и густая зелень ели.

Обратите внимание на эпитеты в описании картины. Почему автор использовал именно музыкальные сравнения?

Воображаю, какая прелесть теперь у нас на Руси - реки разлились, оживает все. Нет лучше страны, чем Россия... Только в России может быть настоящий пейзажист.

И. Левитан

Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких и опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляло убогий русский родимый пейзаж? Отчего все это?

П. Чайковский

Что привлекает композиторов и художников в русской природе?

Выполнить задание по выбору

Послушайте фрагменты программных произведений А. Вивальди и П. Чайковского. Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

Найдите в них сходные и различные черты, выразительные средства, которыми передано отношение композиторов к природе. Что отличает русскую музыку от итальянской?

Какие зрительные, литературные ассоциации появляются у вас под впечатлением от этих сочинений? Подберите стихи к прозвучавшей музыке.

Послушайте современные обработки классических произведений, рисующих природу. Что нового вносят современные исполнители в интерпретацию знакомых вам мелодий?

Художественно-творческое задание

Подберите репродукции картин-пейзажей. Напишите в творческой тетради небольшой рассказ об одной из картин, найдите к нему музыкальные и литературные примеры.

Музыкальные произведения: П.И.Чайковский цикл фортепианных пьес «Времена года»; А.Вивальди. Концерт для струнных инструментов «Времена года»; (фрагменты).

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИСКУССТВУ

8 класс

Учитель: Очерет Г.Н.

2013 год

Цель:

Задачи:

Оборудование: репродукции картин К.Моне.

А .

Оборудование для учеников:

Используемые технологии: ТРИЗ, РКМ, ИКТ.

ЭПИГРОФ


А также способы переложенья

О, как хотелось мне азы науки
Такой постичь!

Ход урока

  1. Организационный момент.
  1. Приветствие.
  1. Вступительное слово учителя.

Постановка целей урока.

Технология ТРИЗ. РКМ

Учитель:

  1. Бортовой журнал.

Что я знаю по этой теме? (открывать записи)

Учитель:


Что хочу узнать

  1. Прием «Круги по воде»

Е- естественность

(й)

Учитель:

Учитель:

Октябрь уж наступил... А. Пушкин








Перед дождем

Н. Некрасов


Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и острой;
Набегает холодок.
Полумрак на все ложится,
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон...

Осенний вечер(звукозапись)

Федор Тютчев

Туманная и тихая лазурь

Ущерб изнеможения

Учитель:

Ученики:

Учитель: (

Изучение нового материала.

Рассказ об истории пейзажа

Учитель:

Ответ уч-ся:

МОНЕ Клод Оскар Моне

"Завтрак на траве" (1865-1866),

Репродукции открыть (

Учитель: " (1914) - 14,137 млн.$,

Практическая часть.

Учитель:

Учитель:

Учитель:

ЭТАПЫ

Первый этап:

Второй этап:

Третий этап:

6. Рефлексия.

Как вам сегодня работалось?

Колорит красок



Что такое осень - это небо,
Плачущее небо под ногами.


В лужах разлетаются птицы с облаками.
Осень, я давно с тобою не был.

Осень, в небе жгут корабли.


Осень - темная даль.

Что такое осень - это камни,


Осень, я опять лишен покоя.
Осень вновь напомнила душе о самом главном,
Осень, я опять лишен покоя.

Осень, в небе жгут корабли.
Осень, мне бы прочь от земли.
Там, где в море тонет печаль,
Осень - темная даль.

Что такое осень - это ветер
Вновь играет рваными цепями.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ШАРАПОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ИСКУССТВУ

« Пейзаж – поэтичная и музыкальная живопись»

8 класс

Учитель: Очерет Г.Н.

2013 год

Тема: «Пейзаж – музыкальная и поэтичная живопись»

Цель: дать представление о таком направлении в искусстве как «импрессионизм»; расширить знания учащихся о жанре пейзажа в разных видах искусства (живопись, литература, музыка), о внутренней связи музыки, литературы, изобразительного искусства; познакомить учащихся с понятием «музыкальный пейзаж»

Формирование умений и навыков в анализе художественных произведений.

Развитие зрительской компетентности учащихся на основе произведений живописи, музыки.

Воспитание интереса к видам искусства.

Задачи: показать многообразие форм и красок в изображении пейзажа; овладеть навыками передачи цветом того или иного состояния в природе, найти нужный колорит; совершенствовать технику работы с красками (гуашь, акварель); показать связь изобразительного искусства с музыкой и литературой.

Оборудование: репродукции картин К.Моне.

А . К. Саврасов «Грачи прилетели», презентация «Осень в картинах русских художников», презентация картин К.Моне

Музыка П.И. Чайковского «Времена года», Вивальди, стихи А.Пушкина, Н. Некрасова, Ф Тютчева.

Оборудование для учеников: акварельные и гуашевые краски, кисточки, простой карандаш, ластик, лист форматом А-3, палитра, банка для воды.

Используемые технологии: ТРИЗ, РКМ, ИКТ.

ЭПИГРОФ

Всех звуков и цветов соотношенья,
А также способы переложенья
Любых оттенков цвета в ноты, звуки.
О, как хотелось мне азы науки
Такой постичь!

Ход урока

  1. Организационный момент.
  1. Приветствие.
  2. Проверка принадлежностей к уроку изобразительного искусства.
  1. Вступительное слово учителя.

Всем добрый день. Уважаемые гости, мы рады видеть Вас в нашей школе.

Сегодня наш урок будет посвящен музыке, литературе и живописи. Почему мы их объединили вместе?(это виды искусства)

Обратите внимание на эпиграф урока. (ученик читает, говорит как его понимает)

Все виды искусства волнуют сердца людей, пробуждают в них самые лучшие чувства. И каждый вид искусства делает это своим языком. Живопись рисует образ линией и красками, музыка – звуком, литература – словом. Музыка - один из древнейших видов искусства. Мы не всегда умеем увидеть и услышать красоту родной природы. И часто художники помогают нам в этом, учат нас всматриваться и вслушиваться в окружающий мир.

Постановка целей урока.

Сегодня на уроке мы рассмотрим жанр пейзажа в разных видах искусства, проанализируем произведения живописного, музыкального, литературного характера и узнаем, какова роль пейзажа в произведениях различных видов искусств. В конце урока вам предстоит изобразить пейзаж под музыку Вивальди.

Технология ТРИЗ. РКМ

Учитель: Мы с вами неоднократно встречались с жанром пейзажа в процессе обучения.

  1. Бортовой журнал.

Что я знаю по этой теме? (открывать записи)

Давайте вспомни, что такое пейзаж? (изображение природы).

Какие виды пейзажа вы помните? (городской, деревенский, марина, пейзаж в портрете)

Учитель: Пейзаж – описание природы. Пейзаж – французское слово, дословный перевод – “местность”. Пейзажи бывают литературные, живописные, музыкальные.


Что хочу узнать ?- (ученики отвечают) Связь между музыкой стихами живописью. Что может быть поэтичного в пейзаже. Что такое музыкальный пейзаж?

Что узнал?____________________________ в конце урока мы побеседуем об этом.

  1. Прием «Круги по воде»

Пожалуйста, запишите все смысловые мысли и ключевые понятия, асоциирующиеся у вас с этим термином. Напомню вам, что на каждую букву подбираются существительные, глаголы, прилагательные, устойчивые словосочетания.(фронтально)

П- природа, пастель, перистые облака, песчаный пляж, первый план;

Е- естественность

(й)

З-завораживает, загляденье, зелень,

А-акварель, альбом, альпийский луг;

Ж- живопись, жанр, жасминовый куст

Учитель: Продолжаем разговор о пейзаже, обратимся к материалу учебника.

Работа по учебнику стр. 24.(уч-ся читают)

Вспомните нашу недавнюю поездку в Третьяковскую галерею. Привлечь внимание учащихся к картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Знакомая картина.

Знаменитый русский художник А.К. Саврасов говорил: «Без воздуха нет пейзажа, сколько березок или елей не сажай, что не придумывай, если воздух не напишешь, - значит, пейзаж дрянь»

Именно благодаря картине Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897) «Грачи прилетели» художники ощутили песенность русской природы, а композиторы и поэты почувствовали пейзажность русской народной песни.

Учитель: Какие средства художественной выразительности использует художник? (цвет, ритм, светотень).

В 9 классе мы будем изучать композицию в изобразительном искусстве.Она бывает вертикальная, горизонтальная, диагональная и каждая воздействует на зрителя по разному. Вам надо вспомнить рассказ экскурсовода про эту картину. Применим опережающее обучение.

Какую композицию применил художник на этой картине? (диагональную).

Диагональная композиция передают динамику движения.

(звучит «Осенняя песня» П.И. Чайковского»)

Но сейчас на календаре глубокая осень, в своем великолепии, нам она подарила еще несколько теплых дней. Давайте послушаем, что сказали очень известные русские поэты, композиторы, художники об осени, каждый своим языком.

(уч-ся читают стихи на фоне презентации осенних слайдов и музыкальных произведение Чайковского и Вивальди)

Октябрь уж наступил... А. Пушкин


Октябрь уж наступил - уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад - дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей,

Но пруд уже застыл; сосед мой поспешает
В отъезжие поля с охотою своей,
И страждут озими от бешеной забавы,
И будит лай собак уснувшие дубравы.

Перед дождем

Н. Некрасов


Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес.
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей, сухой и острой;
Набегает холодок.
Полумрак на все ложится,
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон...

Осенний вечер(звукозапись)

Федор Тютчев

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная таинственная прелесть.

Зловещий блеск и пестрота дерев

Багряных листьевтомный легкий шелест

Туманная и тихая лазурь

Над грустной сиротеющей землею

И как предчувствие сходящих бурь

Порывистый холодный ветер порою

Ущерб изнеможения

И на все та робкая улыбка увядания

Что в существе разумном мы зовем

Божественной стыдливостью страданья

Учитель: Вы прослушали стихотворения. Скажите, к какому жанру относятся эти поэтические зарисовки. Назовите музыкальное произведение.

Ученики: Эти стихотворения относятся к жанру пейзажа.

Учитель: Какие образы возникли в вашем воображении? (осенние пейзажи) Какое настроение вызвала та или иная поэтическая зарисовка? (грусть, от того, что кончилось лето)

Согласитесь, когда соединяются 3 вида искусства образы воспринимаются ярче.

Изучение нового материала.

Рассказ об истории пейзажа

Человек начал изображать природу в далекие времена. Элементы пейзажа можно обнаружить еще в эпоху неолита, в рельефах и росписях стран Древнего Востока, особенно Древнего Египта и Древней Греции.Как самостоятельный жанр пейзаж появился в Китае еще в VI веке.

Особый расцвет пейзажной живописи наблюдался в XVII-XVIII вв.

Только что вы видели пейзажи русских художников.

В 19 веке возникло направление «импрессионизм»(впечатление). Художники-импрессионисты старались зафиксировать в своих картинах мимолетные впечатления от реально существующего мира.
Знаменитые импрессионисты (К. Моне, О. Ренуар во Франции, К. Коровин, И. Грабарь в России открыли новые возможности в передаче изменчивости световоздушной среды, неуловимых состояний природы, богатства красочных оттенков.Обратимся к материалу учебника.


Работа по учебнику Стр. 25.(уч-ся читают)

Учитель: Скажите, какие особенности цвета, колорита, ритма, композиции помогают создавать различные образы природы, запечатленные на этих полотнах.

Ответ уч-ся: собор вытянут по вертикали, создан образ, созвучный устремленной к небу в эмоциональном порыве души человека.

Краткий рассказ о творчестве Моне. (демонстрация слайдов)

МОНЕ Клод Оскар - выдающийся французский живописец, основатель импрессионизма. Художник родился в 1840 году в Париже, а детство провел в Нормандии. Он всегда хотел жить в деревне, в окружении природы. В 1883 году Моне поселился в Живерни, деревушке, расположенной между Руаном и Парижем. Он обожал цветы и последние два года жизни посвятил рисованию кувшинок, от которых в 1926 году его оторвала смерть.

К. Моне начал свою творческую деятельность еще в юном возрасте с написания смешных карикатур, которые он выставлял в витрине гаврского окантовщика, а первые уроки живописи получил у пейзажиста Э.Будена, скитаясь с ним по побережью и постигая приемы работы на открытом воздухе.Первой значительной работой, стала для К.Моне "Завтрак на траве" (1865-1866),

Творчество Клода Моне настолько хорошо известно, что многие воспринимают его искусство как должное. Моне воспринимал мир как постоянный поток света и движения. Будучи живописцем, он стремился к тому, что сам мог бы назвать "неописуемым", пытаясь без опоры на чужой опыт или традицию восславить постоянное, непрекращающееся движение природы, отраженное во времени и зрительных образах.

Репродукции открыть (Завтрак на траве, Руанский собор вечером, Скалы в бель-Иль, Стог сена в Живерни.

Учитель: КартиныК. Моне, самые высокопродаваемые и сегодня, средняя стоимость от 7,5 млндолларл, в февраля 2013 года на аукционе Sotheby"s(сотби) были проданы очередные картины Клода Моне: " Водяные лилии с отражением высокой травы " (1914) - 14,137 млн.$,

Практическая часть.

Учитель: Жанр пейзажа не только выражает бесконечное многообразие и красоту природы в разное время года, но и передает чувства и настроения. В основе любого живописного произведения – реальная природа, но при этом образы возникают самые разные, потому что главное – это индивидуальность художника. Он рисует не натуру, а передаёт своё внутреннее состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приёмы, индивидуальное отношение к цвету.

Учитель: вернемся в бортовой журнал. Что нового узнали для себя?

(импрессионизм в искусстве, песенность в пейзажах, пейзаж может быть музыкальным и поэтичным.)

Учитель: сейчас вам предстоит выполнить работу над живописным изображением осеннего пейзажа под воздействием музыкального произведения.

Что главным в пейзаже считал А.К. Саврасов? Постарайтесь изобразить его в своей работе. Вспомним правила воздушной перспективы: (растяжка тона)

Осеннюю палитру составляют краски с теплым основным тоном, словно излучающие цвет. Очень эффектно выглядят композиции, построенные на контрастах синего и оранжевого, желтого и фиолетового, красного и желтого; темные красно-коричневый, бордовый и фиолетовый цвета ярче и заметнее в сочетании со светлыми охристыми тонами,для неба в пору золотой осени используют синий кобальт. Попытайтесь передать в рисунках свое отношение к услышанным стихам и музыке.

ЭТАПЫ

Первый этап: Выбор сюжета и построение композиции. Рисунок выполняется кистью красками теплых или холодных цветов в зависимости от колорита.

Второй этап: Прокладка основных цветов неба, воды, земли, крон деревьев. Передача верных тональных и цветовых отношений.

Третий этап: прорисовывание деталей, обобщение и завершение работы. Достижение колористического единства пейзажа.

6. Рефлексия.

Как вам сегодня работалось?

Какой момент урока вам больше всего понравился?

На каком этапе вам было наиболее трудно?

Посмотрев художественные произведения и послушав музыкальные произведения, скажите в чем суть жанра пейзажа.

Ученики: пейзажи передают лирическое стремление души человека к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зарисовок природы. В стихотворных, музыкальных и живописных пейзажах удивительная песенность интонации.
- закончите фразу: «Русский родимый пейзаж составляет …:

Колорит красок

Мимолетное впечатление от реально-существующего мира

- лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка.

Ребята, если вам урок понравился, то улыбнитесь мне и друг другу. Если вам что то осталось непонятным- поднимите руку.

Ученик: Уважаемые гости мы хотим вам исполнить песню песню Игоря Корнелюка на слова Юрия Шевчука «Что такое осень?)

(уч-ся выходят к доске со своими рисунками)

Что такое осень - это небо,
Плачущее небо под ногами.
В лужах разлетаются птицы с облаками.
Осень, я давно с тобою не был.
В лужах разлетаются птицы с облаками.
Осень, я давно с тобою не был.

Осень, в небе жгут корабли.
Осень, мне бы прочь от земли.
Там, где в море тонет печаль,
Осень - темная даль.

Что такое осень - это камни,
Верность над чернеющей Невою.
Осень вновь напомнила душе о самом главном,
Осень, я опять лишен покоя.
Осень вновь напомнила душе о самом главном,
Осень, я опять лишен покоя.

Осень, в небе жгут корабли.
Осень, мне бы прочь от земли.
Там, где в море тонет печаль,
Осень - темная даль.

Что такое осень - это ветер
Вновь играет рваными цепями.
Осень, доползем ли, долетим ли до ответа
Что же будет с родиной и с нами?
Осень, доползем ли, долетим ли до рассвета,
Осень, что же будет завтра с нами?


8 класс.

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира

Урок 5

Тема: Пейзаж – поэтичная и музыкальная живопись. Зримая музыка.

Цель: сформировать представление о жанре пейзажа в живописи и музыке и выполнить живописную пейзажную композицию.

Задачи:

    Воспитание любви к природе и родному краю;

    Формирование представления о жанре пейзажа в живописи и музыке;

    Развитие навыков художественно практической деятельности в области изображения пейзажа.

Тип урока: урок изучения и закрепления знаний.

Методы и формы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, аналитический, художественно-педагогической драматургии;

Оборудование: ноутбук, телевизор, презентация по теме урока, альбом, краски, кисти, баночка с водой, палитра.

Ход урока.

1.Вступление. Организационный момент, приветствие.

2. Экспозиция. (слайд 1) Звучит «Лето» П.И.Чайковского. ( Вступительное слово учителя.) Ребята, урок сегодня я хочу начать строками из стихотворения Ивана Бунина.

Нет, не пейзаж влечет меня,

Любовь и радость бытия. И. Бунина

    Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Что мы узнаем? (Ответы учащихся)

Представление темы и целей урока. (слайд 2) Сегодня на уроке мы рассмотрим жанр пейзажа в разных видах искусства и выполним художественно-практическое задание.

3.Разработка.

    Что же такое пейзаж?

    Какие виды пейзажа в ИЗО вы помните? (городской, деревенский, марина, пейзаж в портрете и т.д.). (слайд 3)

(слайд 4) На предыдущем уроке мы говорили о том, что долгое время незатейливая красота среднерусской полосы не привлекала внимания русских художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава… Что в этом поэтичного? И только благодаря картине Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897) «Грачи прилетели» русские художники ощутили песенность русской природы. Появилась целая плеяда русских художников воспевших в своих работах красоту родной земли.

    Назовите картины и имена художников-передвижников, с произведениями которых мы познакомились на прошлом уроке.

(слайд 5-7) (Ответы учащихся: А. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин и др.)

    Существует ли жанр пейзажа в других видах искусства кроме ИЗО?

(Ответы учащихся: в музыке и литературе)

    Назовите известного итальянского композитора 17 века, который написал цикл концертов под названием «Времена года».

(Ответы учащихся: Антонио Вивальди)

Ребята, вашим домашним заданием было подготовить групповое выступление и прочитать стихотворение-пейзаж, подобрав соответствующее музыкальное сопровождение. Предлагаю представить вам ваши выступления.

(слайд 8)

Выступление учащихся.

(слайд 9) В русских пейзажах-настроениях - стихотворных, живописных и музыкальных - образы природы, благодаря удивительной песенности интонаций, мелодий, длящихся как бесконечная песнь, как напев жаворонка, передают лирическое стремление души человека к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зарисовок природы.

(слайд 10-11) В зарубежном изобразительном искусстве XX века появляется яркое направление для которого стало характерным фиксировать в своих картинах мимолетные впечатления от реально существующего мира. Этот стиль назвали «импрессионизм» от французского «впечатление». Основоположником стиля стал французский художник Клод Моне (1840-1926).

    Рассмотрите картины и сравните характерные черты стилей «реализм» и «импрессионизм».

(слайд 12) Сравнительный анализ стилей

(слайд 13-16) Поучительная и даже забавная история произошла с живописной работой «Вестминстерское аббатство» французского художника-импрессиониста Клода Моне. Привыкшие к туману лондонцы точно знали его цвет - серый. И как же они были изумлены и даже возмущены, когда на выставке увидели картину Моне. На ней они обнаружили, что туман, размывающий очертания замка, имеет багровый оттенок! Когда же люди вышли на улицу, то, к своему удивлению, обнаружили, что туман на самом деле багровый! Действительно, в зависимости от погоды, времени суток, преломления солнечных лучей туман может приобретать самую различную окраску. Но заметил и открыл для всех эту особенность именно художник.

Художественно-практическая деятельность.

(слайд 17) Используя особенности цвета, колорита, ритма, композиции создайте различные образы родной природы живописными средствами. (Работа выполняется в сопровождение фортепианных пьес русского композитора П.И.Чайковского. В этом году отмечают 145 лет со дня рождения П.И.Чайковского)

4. Кульминация. Выставка, обсуждение и оценивание работ.

5. Реприза. (слайд 18) Ребята, урок я начала поэтическими строками. Как вы понимаете слова русского поэта И. Бунина?

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

6. Послесловие (слайд 19)

Обобщение и закрепление знаний

    Что такое пейзаж?

    Что «воспевает» пейзажный жанр?

    Что такое «импрессионизм», и каковы его особенности?

    Назовите художников и их работы, о которых шла речь сегодня на уроке.

    Какая взаимосвязь между живописью, музыкой и литературой?

(слайд 20) Домашнее задание. Повторите все, что вы знаете о жанре портрета.











Урок по искусству. Корниенко Е.Г., учителя высшей категории, МБОУ СОШ №4.

Структура плана учебного занятия

8 класс, программа «Искусство

8-9 класс», Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская.

Учебная тема, название, учебная тема урока.

Пейзаж - поэтичная и музыкальная живопись.

Цель (планируемые результаты учебного занятия).

Раскрыть прекрасный мир природы языком музыки, ли-тературы и живописи. Вызвать эмоциональный отклик на прослушанное музыкальное про-изведение.

Задачи (планируемые результаты учебного занятия).

1. Показать, как живописцы, ли­тераторы, композиторы раскрыли красоту и необыкновенность при­роды языком музыки, красок и стихов. Знакомство с выдающи­мися произведениями и творче­ством выдающихся деятелей ис­кусства;

2. Развитие познавательного ин­тереса, творческих способностей, формирование у учащихся основ целостного анализа произведений искусства, развитие навыков уст­ной речи;

3. Приобщение учащихся к духов­но-нравственным ценностям, ше­деврам классического искусства.

Тип, вид учебного занятия.

Занятие по сообщению нового учебного материала.

Литература и оборудование.

Учебные: учебник «Искусство» 8-9 класс, Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская. Москва «Просвещение» 2014 год.

Наглядные: мультимедийные презентации;

ТСО: компьютер, проектор.

Межпредметные связи: музыка, литература, изобразительное ис-кусство.

Музыкальный материал:

П.И. Чайковский «Октябрь. Осен-няя песня».

Этапы учебного занятия.

1. Организационный момент.

2. Подготовка учащихся к активному, сознательному усвоению нового учебного материала.

Ещё Пушкин называл искусство «магическим кристаллом», сквозь грани которого по - новому видны окружающие нас люди, предметы и явления привычной жизни.

Рабочий лист. Задание № 1.

Природа и искусство в жизни неразделимы одно от другого. Природа с детства и навсегда входит в жизнь каждого человека. Художник, поэт, композитор часто воспевают красоту природы родного края и создают чудесные картины о природе.

Давайте вместе подумаем, какое место природа занимает в жизни человека.

Рабочий лист. Задание № 2.

Тема урока: Пейзаж - поэтичная и музыкальная живопись.

Цель урока: Будем говорить о прекрасном мире природы в живописи, литературе и музыке.

3. Усвоение новых знаний.

Незатейливая красота среднерусской полосы долгое время не привлекала внимания художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава... Что в этом поэтичного?

Русские художники 19-го века А. Саврасов, И Левитан и другие вновь открыли красоту родной земли.

Рабочий лист. Задание № 3.

На картинах мы видим пейзажи и воспринимаем их при помощи зрения. А в литерату-ре, читая текст мы представляем пейзаж по его описанию. Одним из выдающихся пейза-жистов был поэт Николай Рубцов.

Живу вблизи пустого храма,
На крутизне береговой,
И городская панорама
Открыта вся передо мной.
Пейзаж, меняющий обличье,
Мне виден весь со стороны
Во всем таинственном величье
Своей глубокой старины.

(Поэт передаёт в стихах своё трепетное отношение к родному краю и мы ярко представляем то место которое он описывает).

Рабочий лист. Задание № 4.

Презентация.

Рабочий лист. Задание № 5.

«...Благодаря произведениям искусства - литературным, музыкальным, живописным - природа предстаёт перед читателями, слушателями, зрителями, всегда разной: величественной, грустной, нежной, ликующей, скорбящей, трогательной. Эти образы продолжают привлекать человека, затрагивая тончайшие струны его души, помогают прикоснуться к неповторимой красоте родной природы, увидеть необычное в том, что привычно и буднично, дают возможность каждому развивать в себе чувство сопричастности к родному краю, к отчему дому...».

Рабочий лист. Рефлексия.

Домашнее задание: Учебник стр.25 и стр.27 Выполнить художественно-творческое задание на выбор.

Приложение: Рабочие листы. Презентация. Музыка П.И. Чайковского.


«Рабочий лист вариант2»

Вариант 2

Рабочий лист ______________________________

Задание №1 Кроссворд.

Задание №2 Оформите ответ в схеме.

Что человек получает от природы?

Задание №3 Искусствоведческий текст.

(Смотри учебник стр.25)

И.И. Левитан «Озеро. Русь». Это основное произведение живописца поздней поры. Художник так и не завершил это творение, так как умер. Но даже в этом незавершённом виде картина производит на всех зрителей просто грандиозное впечатление. Солнечный день, его невероятная свежесть и особенная яркость, переданы с особой непосредственностью, которая почти импрессионистская. Зритель видит, как по небу плывут великолепные золотистые облака, причудливо отражаясь в озере. На берегу виднеются колокольни ярко белого цвета, сочные зелёные луга, осенние деревья. Всё это наполняет нас верой в то, что Россию ждет очень радостное и обязательно доброе будущее.

Картина Левитана - некий синтез всех наблюдений и впечатлений художника над природой своей земли.

Над этим полотном художник работал невероятно долго и главное вдохновенно. Для него он делал множество этюдов и эскизов. Очень часто ездил на озёра в Тверской губернии, которые и стали натурой его шедевра.

Левитан мастерски сочетает краски лета с буйством оттенков осенней природы. Замысел художника в том, что именно такой должна быть природа в достаточно редкие минуты её подлинного счастья. Перед зрителем предстаёт невероятно романтическая картина, которая звучит словно лирическая песня.

Важно, что небо - не просто фон картины. Возникает непреодолимое ощущение, что облака - наиболее выразительная часть этого грандиозного пейзажа.

Пространство охвачено настолько масштабно, что создаётся поистине панорама. Облака движутся, усиливая эту невероятную широту.

Все цвета картины необыкновенно яркие и чистые. Облака далеко не просто белые. Они слегка фиолетовые и немного желтоватые там, где их освещают лучи солнца.

Задание №4

Я так люблю осенний лес, О, сельские виды! О, дивное счастье родиться

Над ним сияние небес В лугах, словно Ангел, под куполом синих небес!

Что я хотел бы превратиться Боюсь я, боюсь, как вольная сильная птица,

Или в багряный тихий лист, Разбить свои крылья и больше не видеть чудес!

Иль в дождевой осенний свист...

Задание №5

красный

желтый

оранжевый -

зелёный

синий

фиолетовый

Рефлексия

Просмотр содержимого документа
«Рабочий лист»

Вариант 1

Рабочий лист _____________________________

Тема:___________________________________________________________________________

Задание №1 Кроссворд.

    Жанр изобразительного искусства, где изображено лицо или фигура человека.

    Общественное учреждение для хранения произведений искусства.

    Искусство, средством которого является звук.

    Искусство проектировать, строить здания и сооружения.

    Вид искусства, который создается при помощи кисти и красок.

Задание №2 Оформите ответ в схеме.

Что человек получает от природы?

Задание №3 Искусствоведческий текст.

Подчеркните слова, словосочетания, которые помогут ответить на вопрос.

(Смотри учебник стр.25)

А.К. Саврасов «Грачи прилетели».Неприхотлив и прост мотив картины. Простыми изобразительными средствами художник показал чудо пробуждения природы, чарующую притягательность ранней весны.

На полотне изображена окраина небольшого селения. Пасмурный весенний день. Воздух тих, прозрачен и свеж. По сероватому небу плывут легкие рыхлые облака. Снег еще не сошел полностью, от земли идет теплый пар.

За дощатым забором - крестьянские избы, церквушка и колокольня с облезлой крышей, а еще дальше - пашни с белыми пятнами нерастаявшего снега. На окраине села, на холме - несколько корявых березок. Среди их обнаженных ветвей, суетясь и галдя, летают грачи - вьют новые гнезда, обновляют старые...

Картина «Грачи прилетели» исполнена в пастельных, приглушенных тонах. Всё на картине - и бурые проталины на снегу, и сизый дымок, курящийся над крышей крестьянской хаты, и мокрые стволы кривых березок - наполнено бесконечным лиризмом и поэзией. Человек, создавший эту картину, безусловно, не просто любил природу - он понимал её тайный язык. С поразительной ясностью передано едва уловимое её состояние, знакомое сердцу каждого человека, - состояние обновления, присущее ранней весне. И грачи на картине - как вестники весеннего обновления.

Задание №4 Подберите репродукции картин художников к стихам Н. Рубцова. Обоснуйте свой выбор.

Я люблю, когда шумят берёзы, Люблю твои избушки и цветы

Когда листья падают с берёз И небеса, горящие от зноя,

Слушаю, и набегают слёзы И шёпот ив у омутной воды

На глаза, отвыкшие от слёз... Люблю на век, до вечного покоя...

Задание №5 Выразите в красках настроение, переданное в музыке П.И. Чайковского «Времена года».

Действие цветов обусловлено и ассоциациями, которые вызывают цвета. В изобразительном искусстве принято считать, что:

красный - согревающий, оживляющий, активный, энергичный;

желтый - теплый, бодрящий, весёлый, привлекательный;

оранжевый - весёлый, радостный, пламенный, добрый;

зелёный - спокойствие, приятное и мирное настроение;

синий - серьёзный, печальный, сентиментальный, тоскливый, спокойный;

фиолетовый - приятный, полный жизни, тоска, грусть.

Рефлексия Закончите некоторые из предложений.

Самым интересным сегодня на уроке было _____________________________________

Самым сложным для меня сегодня было _______________________________________

Сегодня я понял____________________________________________________________

Сегодня я научился _________________________________________________________

Сегодня я задумался ________________________________________________________

На будущее мне надо иметь в виду____________________________________________

Просмотр содержимого презентации
«УРОК»








Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса