Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Подготовка кадров для реализации проекта. Подготовка кадров для управления проектами

Сначала необходимо выделить основные этапы разработки и реализации проекта, затем определить сроки реализации. Этапы разработки проекта

1 этап - «Подготовительный»

Анализ существующей системы подготовки и обучения на предприятии и уровня подготовки персонала (для формирования первоочередных задач по созданию корпоративного учебного центра).

Обоснование целесообразности создания корпоративного ученого центра на базе анализа существующей системы подготовки и обучения персонала. Описание возможных результатов от создания корпоративного центра: Например: обучение работников без отрыва от производства, экономия материальных затрат на обучение персонала.

Расчет материальных и временных затрат на создание корпоративного учебного центра.

Выбор консалтинговой фирмы и создание команды для разработки проекта корпоративного центра из сотрудников выбранной консалтинговой фирмы.

Разработка проекта Устава корпоративного центра.

Разработка организационной структуры учебного центра и системы взаимодействий с организационной структурой всего предприятия.

Разработка штатного расписания корпоративного учебного центра.

Расчет затрат на оплату труда специалистов центра обучения.

Расчет оптимальных временных и материальных затрат на обучение специалистов учебного центра.

Разработка системы наставничества, как варианта минимизации затрат на обучение персонала.

Расчет и оптимизация затрат на подготовку и оборудование помещений: обоснование их количества, размера, оснащения, исходя из их целевого предназначения.

Разработка и обоснование системы документооборота корпоративного учебного центра (в т.ч. формы и бланки документов).

Выбор оптимальной формы юридического оформления и подготовка необходимой документации.

3 этап - «Подготовка кадров»

Разработка должностных инструкций.

Разработка системы аттестации для сотрудников учебного центра.

Разработка системы набора персонала для учебного центра.

Подготовка руководителя центра по индивидуальной программе.

Разработка системы обучения с учетом анализа систем бизнес- коммуникаций предприятия.

Разработка программ первичного обучения и программ повышения квалификации.

Разработка внутренних учебно-методических материалов по всем программам (в т.ч. разработка «раздаточного» материала для обучаемых по каждой программе).

этап - Утверждение проекта корпоративного учебного центра и изменение процесса обучения персонала.

этап - Принятие нового процесса обучения персонала.

После принятия проекта УЦ и изменения процесса обучения, необходимо будет составить учебные планы по всем специальностям и получить лицензию на проведение подготовки персонала по профессиям подконтрольным органам Госгортехнадзора РФ. Итак, достижению стратегических целей будет способствовать реализация проекта, то есть совершенствование системы мотивации персонала. Для решения сформулированных ранее проблем построим пирамиду целеполагания.

Для планирования последовательности действий при решении поставленных задач построим диаграмму Ганта (приложение 1). Диаграмма Ганта позволяет наглядно продемонстрировать очередность и длительность действий при решении поставленных задач.

Для структуризации проекта построим «дерево целей» рис. 20

Рисунок 3.4 - Дерево целей проекта

Длительность каждого этапа в днях и сроки реализации представлены в табл. 22.

Таблица 3.18 - Длительность и сроки реализации этапов проекта

Название этапа

Длительность

Окончание

1 этап - «Подготовительный»

1.3. Расчет материальных и временных затрат на создание корпоративного учебного центра.

1.4. Выбор консалтинговой фирмы и создание команды для разработки проекта учебного центра из сотрудников выбранной консалтинговой фирмы

2 этап - «Организационная работа»

2.1. Разработка проекта Устава учебного центра

2.3. внесение изменений в орг.структуру предприятия

2.4. Расчет затрат на оплату труда специалистов центра обучения

2.5. Расчет оптимальных временных и материальных затрат на обучение специалистов центра

2.8. Разработка и обоснование системы документооборота корпоративного учебного центра (в т.ч. формы и бланки документов)

2.9. Выбор оптимальной формы юридического оформления подготовка необходимой документации

3 этап - «Подготовка кадров»

4 этап - «Программы и методики»

4.3.. Разработка внутренних учебно-методических материалов по всем программам (в т.ч. разработка «раздаточного» материала для обучаемых по каждой программе)

6 этап - Принятие нового процесса обучения персонала

Длительность разработки проекта составляет 121 день (4 месяца)(рис 3.5).

Данные по затратам на проект представлены в таблице 3.19.

Таблица 3.19 - Затраты на создание проекта УЦ

Название этапа

Затраты, руб.

Исполнитель

1 этап - «Подготовительный»

1.1. Анализ существующей системы подготовки и обучения на предприятии и уровня подготовки персонала

Менеджер по персоналу

1.2. Обоснование целесообразности создания корпоративного ученого центра на базе анализа существующей системы подготовки и обучения персонала

Менеджер по персоналу;

Экономист

1.3. Расчет материальных и временных затрат на создание корпоративного учебного центра

Экономист;

Гл. бухгалтер

1.4. Выбор консалтинговой фирмы и создание команды для разработки проекта корпоративного центра из сотрудников выбранной консалтинговой фирмы.

Менеджер по персоналу

2 этап - «Организационная работа»

2.1. Разработка проекта корпоративного центра

Менеджер по персоналу;

Экономист;

Директор

2.2. Разработка организационной структуры учебного центра и системы взаимодействий с организационной структурой всего предприятия

Менеджер по персоналу;

Директор;

2.3. Разработка штатного расписания корпоративного учебного центра

Гл. бухгалтер;

Инспектор отдела кадров;

Менеджер по персоналу

2.4. Расчет затрат на оплату труда специалистов центра обучения.

Менеджер по персоналу;

Бухгалтер расчетного отдела

2.5. Расчет оптимальных временных и материальных затрат на обучение специалистов учебного центра

Маркетолог;

Менеджер по персоналу

2.6. Разработка системы наставничества, как варианта минимизации затрат на обучение персонала

Менеджер по персоналу;

Бухгалтер;

экономист

2.7. Расчет и оптимизация затрат на подготовку и оборудование помещений: обоснование их количества, размера, оснащения, исходя из их целевого предназначения

Менеджер по снабжению;

Начальник АХЧ;

Менеджер по персоналу;

Бухгалтер

2.8. Разработка и обоснование системы документооборота корпоративного учебного центра (в т.ч. формы и бланки документов).

Директор УЦ;

Менеджер по персоналу;

Гл.бухгалтер

2.9. Выбор оптимальной формы юридического оформления подготовка необхоимой документации

Начальник юр.отдела;

Юрисконсульт

3 этап - «Подготовка кадров»

3.1. Разработка должностных инструкций

Менеджер по персоналу;

Инспектор отдела кадров;

Директор по персоналу;

Гл. бухгалтер

3.2. Разработка системы аттестации для сотрудников учебного центра

Менеджер по персоналу;

Начальник производственного отдела;

Начальник отдела продаж

3.3. Разработка системы набора персонала для учебного центра

Директор по персоналу;

Менеджер по персоналу;

Гл.бухгалтер

3.4. Подготовка руководителя центра по индивидуальной программе

Менеджер по персоналу;

Директор по персоналу;

Гл. бухгалтер;

Директор;

Консалтинговое агентство «Тирс»

4 этап - «Программы и методики»

4.1. Разработка системы обучения с учетом анализа систем бизнес-коммуникаций предприятия

Менеджер по персоналу;

Директор по персоналу;

Гл. бухгалтер;

4.2. Разработка программ первичного обучения и программ повышения квалификации

Менеджер по персоналу;

Директор по персоналу;

Гл. бухгалтер;

4.3. Разработка и утверждение внутренних учебно-методических материалов по всем программам (в т.ч. разработка «раздаточного» материала для обучаемых по каждой программе)

Менеджер по персоналу;

Директор по персоналу;

Гл. бухгалтер;

Директор

5 этап - Утверждение проекта корпоративного учебного центра и изменение процесса обучения персонала

Директор;

Директор по персоналу

б этап - Принятие нового процесса обучения персонала

Директор

Затраты на проект приведены с учетом того, что в среднем по Челябинской области работа проектной группы из 3-5 человек стоит от 7 до 10 тыс.руб в день.

Затратами первого этапа является дополнительная оплата менеджера по подготовке персонала за проведение подготовительных мероприятий. Затратами 2-4 этапов, является плата за услуги проектной группы.

После внедрения УЦ ежемесячно на его существование понадобится не менее 100-180 тыс.руб. В эту сумму входят:

оплата руководителя УЦ около 30 тыс. руб;

оплата тренеров УЦ (допустим что на в штате центра на первом этапе три

тренера) около 60 тыс.руб.;

затраты на рабочее место;

различные учебные и другие материалы.

Также в первый месяц осуществления проекта понадобится 1300000 руб. для оборудования учебных классов.

Итого на существование УЦ потребуется от 1200000 до 2160000 руб. ежегодно.

Проект направлен на оптимизацию модели подготовки профессиональных кадров по техническим специальностям, для максимального удовлетворения потребностей бизнеса.

ТИП ПРОЕКТА

Образовательный

ВИД ПРОЕКТА

Системный

ЭТАП РАССМОТРЕНИЯ

Оказана поддержка

Ключевые системные проблемы

  • Производительность труда по рабочим профессиям в России существенно ниже, чем в наиболее развитых странах мира(по ряду отраслей производительность труда в России составляет 15%-25% от уровня США)
  • Несмотря на достаточно высокий уровень образования, российские рабочие не обладают практическими навыками, необходимыми для того, чтобы отечественные предприятия могли конкурировать на мировом рынке
  • При этом, качество среднего профессионального образования продолжает ухудшаться, отсутствует эффективное профессиональное обучение
  • Инвесторы не готовы приходить в регионы, в которых отсутствует рабочая сила необходимого уровня подготовки и квалификации

Ожидаемые эффекты от реализации

  • Повышение инвестиционной привлекательности регионов России за счет подготовки рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования
  • Перераспределение финансирования корпоративных программ переподготовки кадров в пользу системы государственного образования-подготовки кадров
  • Значительный рост квалификации рабочих кадров и повышение престижа рабочих профессий в результате развития новых форм образования

Лидерские проекты, положенные в основу

1. Принять к сведению доклад директора Агентства стратегических инициатив по направлению «Молодые профессионалы» Д.Н.Пескова по вопросу о системном проекте «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». 2. Одобрить системный проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования» и план мероприятий по реализации системного проекта. 3. Рекомендовать Минэкономразвития России (А.В.Улюкаеву), Минфину России (А.Г.Силуанову), Минобрнауки России (Д.В.Ливанову), Минтруду России (М.А.Топилину), Минпромторгу России (Д.В.Мантурову), Россотрудничеству (К.И.Косачеву) рассмотреть предложения Агентства стратегических инициатив по данному проекту.


Ситуация с профобразованием в России Производительность труда по рабочим профессиям в России существенно ниже, чем в наиболее развитых странах мира (по ряду отраслей производительность труда в России составляет 15%–25% от уровня США*) Несмотря на достаточно высокий уровень образования, российские рабочие не обладают практическими навыками, необходимыми для того, чтобы отечественные предприятия могли конкурировать на мировом рынке При этом, качество среднего профессионального образования продолжает ухудшаться, отсутствует эффективное профессиональное обучение Инвесторы не готовы приходить в регионы, в которых отсутствует рабочая сила необходимого уровня подготовки и квалификации 2 *McKinsey Global Institute, «Эффективная Россия: производительность как фундамент роста», 2009.


Что такое «дуальное образование»? Дуальное образование – вид профессионального образования, при котором практическая часть подготовки проходит на рабочем месте, а теоретическая часть – на базе образовательной организации Система дуального образования предполагает совместное финансирование программ подготовки кадров под конкретное рабочее место коммерческими предприятиями, заинтересованными в квалифицированном персонале, и региональными органами власти, заинтересованными в развитии экономики и повышении уровня жизни в регионе 3


Эффекты от внедрения дуального образования Повышение инвестиционной привлекательности регионов России за счет подготовки рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования. Перераспределение финансирования корпоративных программ переподготовки кадров в пользу системы государственного образования – подготовки кадров. Значительный рост квалификации рабочих кадров и повышение престижа рабочих профессий в результате развития новых форм образования. 4


5 РоссияГермания* Государственные расходы на начальное профессиональное и на среднее профессиональное образование 177,7 млрд. рублей. Общие расходы на профессиональное образование в год 30 млрд. из которых 80% - расходы бизнеса. Количество профессий НПО: 315. Количество специальностей СПО: национальных общепризнанных профессий. Численность студентов, обучающихся по программам НПО и СПО: 3002,7 тыс новых договоров компаний обеспечивают обучение. Количество мастеров производственного обучения: 29,1 тыс учебных мастеров экзаменационных экспертов при Торгово-промышленной палате. Государственные расходы на образование в расчете на одного обучающегося в год: 20,7 тыс. рублей. Расходы на одного обучающегося в год: *Германия является одним из лидеров по распространённости дуального образования, а также страной с одним из самых низких в Европе уровнем безработицы среди молодежи до 24 лет (9,9%), Eurostat, Различия моделей российского и германского профессионального образования


6 РоссияГермания Система среднего профессионального образования отдалена от производства. Полностью ориентированное на производство профессиональное образование. Практически стопроцентное финансирование за счёт государства. 80% финансирование за счёт средств компании. Выплачивается символическая стипендия. В период обучения также работодателем выплачивается достойная стипендия.


Цели внедрения модели «дуального образования» Совершенствование модели подготовки рабочего персонала с учетом реальных потребностей экономики в квалифицированных кадрах для повышения инвестиционной привлекательности регионов Разработка профессиональных стандартов по актуальным профессиям для бизнеса Разработка и модернизация образовательных программ в соответствии с требованиями профессиональных стандартов Изменение обязательных требований к организации и содержанию образовательных программ Разработка механизма независимой оценки квалификации рабочих кадров Оптимизация налогообложения с целью привлечения бизнеса к финансированию подготовки рабочих кадров 7


Необходимые системные изменения на каждом этапе обучения Заказ формируется компанией на 5-10 лет вперёд. Обсуждается на уровне совета директоров в соответствии с текущим состоянием штата и перспектив развития компании. Активная профориентационная работа компании со школьниками, начиная с младших классов (детских садов), отбор абитуриентов в т. ч. по уровню технического мышления. Учитывается демографическая ситуация в регионе и в стране. Наполнение учебной программы формируется компанией. Компания имеет широкие возможности распределения объемов между дисциплинами в рамках одной специальности. Максимальная ориентация на производство. Большая часть практических занятий в центре обучения и цехах компании. Преподаватели из числа опытных производственников. Академическое обучение отделено от профессионального и, как правило, проводится в выделенный день. С первых дней проводится целенаправленная работа по развитию творческих навыков, ответственности, работе в команде, лидерства. Заказ формируется путем распределения бюджетных мест в образовательных учреждениях государством без учёта потребностей компаний региона. Отбор студентов только по уровню общеобразовательных знаний (ЕГЭ) и государственной (итоговой) аттестации (ГИА), с 2013 года прием по заявлениям. Пассивное участие в работе с абитуриентами. В рамках государственного образовательного стандарта возможности переориентации в российской системе СПО достаточно широкие. Образование оторвано от производства. Минимальное время практики на предприятии. Академические занятия и профессиональное обучение никак не разделены. Применяется система внеклассной работы, сохранившаяся с советских времён, никак не ориентированная на будущую работу студентов. (является аккредитационным показателем, выделяется бюджет на внеучебную работу) Формирование заказа на набор и обучение, набор, набор студентов Организация учебного процесса Формирование учебной программы Внеучебная и воспитательная работа Текущая ситуация в России Лучшая практика 8


Студента зачисляют на 1-й курс, четко понимая, на каком месте он будет работать, практика во время обучения полностью ориентирована на обучение и адаптацию студента на конкретном рабочем месте в конкретном коллективе (смене). В цехах обязанности наставника почётны и востребованы. Качество подготовки очень высокое. Студент после окончания обучения остаётся работать на месте практики Каждый выпускник, прошедший профессиональное обучение, имеет возможности профессионального и карьерного роста. Основные критерии оценки – высокое качество выполнения операций, наставничество, повышение профессионального уровня. Обучение с целью получения звания мастер. Бесцельный набор абитуриентов. Не спланировано ни количество, ни направления подготовки, ни, тем более, специализация под рабочее место. Все учебные заведения стремятся в силу экономической целесообразности набрать как можно больше студентов, не обращая внимания на их личные качества, способности и потребности предприятий. Минимальное количество практических занятий. Места прохождения практики никак не связаны с будущим трудоустройством. Наставничество в цехах или полностью отсутствует или очень низкого качества. Какого-либо планового или закономерного карьерного роста у выпускников колледжей нет. Многое зависит от личных качеств выпускника и стечения обстоятельств. Практика, наставничество, трудоустройство Профессиональное развитие и рост Текущая ситуация в России Лучшая практика Необходимые системные изменения на каждом этапе обучения 9

Проект «Подготовка высококвалифицированных кадров для приоритетных направлений развития экономики Карачаево. Черкесской Республики (аграрный сектор, строительство, электроэнергетика)» КОНКУРС «КАДРЫ ДЛЯ РЕГИОНОВ» Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия

Актуальность проекта для Карачаево-Черкесской Республики Приоритетные направления развития экономики КЧР Агропромышленный сектор Строительство Электроэнергетика Основные образовательные программы и программы дополнительного профессионального образования 110900. 62 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции; 151000. 62 Технологические машины и оборудование; 110800. 62 Агроинженерия; 111801. 65 Ветеринария. 270800. 62 Строительство Высококвалифицированные кадры 140400. 62 Электроэнергетика и электротехника

Цель и задачи проекта Цель проекта: Ø усовершенствование образовательных программ высшего профессионального образования с учетом требований региональной промышленности, сельского хозяйства и бизнеса Карачаево-Черкесской Республики; Ø оказание академией содействия предприятиям агропромышленного комплекса, строительства и электроэнергетики в подготовке кадров прикладной направленности. Задачи проекта: 1. Обновление основных образовательных программ высшего профессионального образования для подготовки: а) бакалавров по направлениям: 110900. 62 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции; 151000. 62 Технологические машины и оборудование; 110800. 62 Агроинженерия; 270800. 62 Строительство; 140400. 62 Электроэнергетика и электротехника: б) специалистов по направлению 111801. 65 Ветеринария. 2. Разработка новых образовательных программ дополнительного профессионального образования. 3. Обеспечение Проекта высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами и специалистами реального сектора экономики. 4. Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение Проекта. 5. Апробация и внедрение образовательных программ в учебный процесс. 3

Реализованные академией проекты, направленные на развитие Карачаево-Черкесской Республики ü Участие в двух конкурсах ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009 -2013 гг. » (на общую сумму 10 млн. руб.), получены патенты: № 118658; № 123036; № 112921 и решение о выдаче патента на заявку № 2013110865. ü Программа подготовки специалистов для АПК КЧР: для крупнейшего в Европе тепличного комбината ОАО Агрокомбинат «Южный» (на общую сумму 289 тыс. руб.); подготовлено 37 специалистов по специальности 110201. 65 Агрономия; ü Разработка и реализация ОП «Модернизация системы начального и среднего профессионального образования для подготовки специалистов в области энергетики Северо-Кавказского федерального округа» (на общую сумму 236 тыс. руб.): проведена работа по повышению квалификации преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения сети образовательных учреждений профессионального образования на базе «Межрегионального отраслевого ресурсного центра» по направлению подготовки «Техническое обслуживание и эксплуатация малых электростанций» и «Монтаж, эксплуатация и техническое обслуживание систем освещения» ; разработаны две сетевые образовательные программы профессиональных модулей: «Техническое обслуживание и эксплуатация малых электростанций» , «Монтаж, эксплуатация и техническое обслуживание систем освещения» ; ü Программа повышения квалификации специалистов строительного комплекса Карачаево-Черкесской Республики (на общую сумму 5, 1 млн. руб.), подготовлено специалистов по программам ДПО: Строительство зданий и сооружений – 793 чел. , Проектирование зданий и сооружений – 148 чел, Инженерные изыскания для строительства – 16 чел. 4

Предприятия-партнеры по реализации Проекта 1. ОАО Республиканское агропромышленное предприятие «Кавказ-мясо» – крупнейший производитель мясных продуктов, пищевых субпродуктов в регионе. Формат участия в проекте – софинансирование (3 млн. 334 тыс. руб).

2. Крестьянское (фермерское) хозяйство «Рассвет-1» . Производит и реализует сельскохозяйственную продукцию. (3 млн. 334 тыс. руб.)

3. ООО «Объединенный производственный комбинат «Прогресс» . Строительство гостиничного комплекса в п. Архыз (3 млн. 334 тыс. руб.) 4. ООО «Юг. Проект. Строй. Монтаж» . Выполняет функции заказчика, генподрядчика и проектировщика, осуществляет работы на объектах социального, жилищного, промышленного, гражданского, дорожного назначения (3 млн. 334 тыс. руб.).

5. ОАО «Распределительная сетевая компания» . Осуществляет распределение электрической энергии в столице республики г. Черкесске. (2 млн. 222 тыс. руб.). 6. ЗАО «АПСНЫ» - автотранспортное предприятие, обслуживающее АПК, строительную и энергетическую отрасли республики. (3 млн. 242 тыс. руб.). 7. ООО «Тепловые сети» - теплоснабжающее предприятие региона, обслуживающее ЖКХ региона. (1 млн. 200 тыс. руб.).

Основные мероприятия Проекта Для решения задач Проекта предусматривается выполнение следующих мероприятий: ü проведение контент-анализа образовательных программ на предмет соответствия требованиям работодателей, профессиональным стандартам и квалификационным характеристикам, требованиям ФГОС; ü обновление УМК по дисциплинам в соответствии с установленными требованиями работодателей сферы АПК, строительства, электроэнергетики к их содержанию, проведение общественно-профессиональной экспертизы, доработка, разработка программ учебных, производственных и преддипломных практик; ü разработка и реализация программ повышения квалификации и стажировки ППС в ведущих вузах РФ, привлечение к выполнению проекта высококвалифицированных специалистов высшего профессионального образования и производства, стимулирование молодых преподавателей и ученых для привлечения в сферы высшего образования и науки; ü приобретение лабораторного оборудования, информационнокоммуникационных технологий обучения, научной и учебной литературы, создание учебно-производственной базы для реализации обновленных и разработанных программ; ü организация и проведение экспертизы образовательных программ с целью выявления их эффективности для решения задач Проекта.

Ожидаемые результаты и влияние проекта на социально-экономическое развитие региона 1. Повышение качества обучения в академии, рост профессионализма и востребованности выпускников на современном рынке труда Карачаево-Черкесской Республики. 2. Обеспечение высококвалифицированными специалистами организаций и предприятий региона и трудоустройство выпускников академии путем установления долгосрочных отношений. 3. Повышение квалификации профессиональных кадров региона на основе разработанных ОП ДПО в соответствии с современными требованиями, уровнем развития науки, техники и производства. 4. Поэтапная интеграция образования в сферу производства региона путем открытия филиалов кафедр на территории предприятий-партнеров и ресурсных центров. 5. Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава академии, обеспечение его мобильности, укрепление научной и учебнолабораторной базы. 6. Повышение эффективности производства в приоритетных секторах экономики региона. 7. Рост мотивации молодежи в получении высшего профессионального образования, актуального для экономики региона (АПК, строительство, электроэнергетика).

Подготовка кадров для управления проектами

Аналитик казахстанского центра государственно-частного партнерства

Ева Акрачкова - Аналитик казахстанского центра государственно-частного партнерства

Традиционное функциональное (операционное) управление бизнесом, ориентированное на управление устоявшимися бизнес-процессами, не справляется с быстрыми и существенными изменениями, а инвестиции избегают страны, в которых не внедрена практика организационного управления проектами. Необходимость внедрения принципов проектного менеджмента в государственном секторе была давно определена, однако застой персонала может привести к болезни системы менеджмента.

На сегодняшний день в Казахстане наблюдается большой спрос на специалистов в области управления проектами. Значительное количество проектных менеджеров занимаются разработкой тех или иных продуктов, внедряют информационные системы и управляют огромным количеством проектов, портфелями проектов и программ.

В течение длительного времени в Государственном классификаторе специальностей РК существует специальность «Управление проектами», а Казахский национальный технический университет им. К.И.Сатпаева осуществляет подготовку кадров по указанному направлению и на магистратуре, и на докторантуре еще с 2008 года .

О необходимости качественной и эффективной подготовки профессиональных проектных менеджеров говорят не только в академической сфере, но и реальные цифры. Только на реализацию проектов Послания Президента РК «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие» привлекается 7,5 триллионов тенге , в том числе 2,7 триллиона тенге выделяются Казахстану международными финансовыми организациями (МФО). В связи с потребностью эффективной реализации проектов, а также повышения доверия МФО, на рынке труда растет востребованность проектных специалистов.

В ближайшие годы Казахстан будет активно развивать производства, ориентированные на экспорт конечных продуктов, агропромышленную сферу, машиностроение, химию и металлургию. На протяжении последних лет в Казахстане создавались специализированные структуры для поддержки частного бизнеса и продвижения его товаров и услуг на мировые рынки. Можно сказать, что все макроэкономические предпосылки для развития проектного менеджмента в Казахстане уже сложились, а их актуальность обоснована стоящими перед государством задачами.

В это же время задачи, стоящие непосредственно перед проектными специалистами отнюдь не простые, ведь проектный менеджмент это комплексная дисциплина, в которой накоплена обширная база знаний и практического опыта. Руководитель проекта должен обладать компетенциями по управлению ресурсными ограничениями проекта, должен учитывать всевозможные риски и нести ответственность за качество.

По инициативе профессиональных ассоциаций в Казахстане осуществляется широкий комплекс мероприятий по продвижению знаний и опыта в области управления проектами. С целью улучшения профессиональной подготовки проектных специалистов при поддержке отечественных организаций и иностранных консультантов проводятся профессиональные бизнес-тренинги, обучающие и консалтинговые мастер-классы и семинары, в которых на сегодняшний день приняли участие более десяти тысяч руководителей и специалистов органов государственного управления, национальных компаний, предприятий малого и среднего бизнеса Казахстана.

Тем не менее, на текущий момент требуются более активные действия по организации масштабной подготовки проектных менеджеров в стране, как через ведущие вузы, так и специально создаваемые центры повышения квалификации работающих проектных менеджеров. Также остро стоит вопрос в части методик, по которым будут обучаться будущие проектные специалисты. На 16 миллионов населения в Казахстане одновременно используются несколько международных и зарубежных стандартов, регулирующих область управления проектами. Тогда как, например, в Китае на 1,3 миллиарда человек действует один стандарт C-PMBOK.

Важно понимать, что базовые знания стандартов управления проектами позволяют осуществлять руководство проектом независимо от отрасли хозяйства или специфики работы организации. Поэтому получив качественную теоретическую базу в области проектного менеджмента, можно смело расширять границы трудоустройства, ведь подобного рода специалисты пользуются спросом повсеместно .

Помимо качественных теоретических знаний проектные менеджеры должны совершенствоваться и личностно, ведь руководитель проекта лично ответственен за его результаты и поэтому должен быть способен отвечать не только за свои действия, но и за результаты работы всей команды. Проектный менеджер зачастую является единственным человеком, который видит проект в целом, поэтому для принятия взвешенных решений он должен обладать системным мышлением. При этом на проект может оказывать влияние целый ряд факторов, а умение быстро «встраиваться» в измененную реальность также присуще немногим.

Необходимо отметить, что важность профессиональных проектных кадров подчеркивается и на мировой арене. Так, на сегодняшний день профессиональное мировое сообщество объединяет более 500 тысяч специалистов в области управления проектами. Проектные специалисты обеспечены работой практически во всех сферах проектной деятельности в 185 странах мира.

По оценкам мировых экспертов сегодня более 25 миллионов практиков во всем мире вовлечено в проектно-ориентированную деятельность по созданию новых продуктов и услуг. А по некоторым данным на проекты и программы к концу 2020 года ежегодно будет направляться около 30% мирового бюджета или 45 триллионов долларов .

В последнее время государственные органы таких стран как Великобритания, Япония, США и ряд других установили свои требования к компетенциям проектных специалистов. Например, рядовой сотрудник правительства Америки обязан обладать навыками по работе с программными средствами проектного менеджмента. В Министерстве обороны США для получения разрешения на руководство проектом требуется получение специального сертификата по управлению проектами (PMP PMI).

Итак, внедрение проектного управления позволит осуществлять change control в условиях постоянно меняющихся экономических реалий. Необходимость перехода к качественно новому этапу внедрения современных методов управления, основанных на последних достижениях управленческой мысли подтверждается многими экспертами, и не раз. Однако для быстрого и эффективного внедрения проектного управления необходимо учиться, учиться и еще раз учиться…

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса