Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Почему роман мертвые души называется поэмой. Почему Гоголь назвал свою поэму “Мертвые души”

Поэма- это повествование об исторических событиях. Так почему Гоголь так назвал "Мертвые души"?

Свое произведение «Мертвые души» Гоголь писал на протяжении многих лет. За время работы он называл «Мертвые души» романом, повестью, поэмой. Но, в конце концов, остановился именно на последнем варианте. Почему?

Безусловно, в этом произведении сильны черты романа: строго выстроенная завязка, раскрытие судеб разных героев и их необходимость в развитии основной идеи произведения. Даже можно легко выделить отдельно черты именно реалистического романа: в этом произведении глубоко раскрываются общественные отношения, выводятся различные типы людей.

Но в «Мертвых душах» невероятно сильно авторское начало. Сюжет произведения тесно переплетается с переживаниями и размышлениями автора. Поэтому «Мертвые души» изобилуют лирическими отступлениями. Гоголь сознательно включает в произведение свое «я». Это, безусловно, яркий признак лирического произведения.

В «Мертвых душах» также есть признаки эпопеи. Гоголю удалось показать свою эпоху во всей ее полноте. Он передал характер всего народа: от простолюдина до высшего общества. Очень интересно то, что в гоголевской поэме судьбы отдельных героев соединяются с судьбой всей нации, всей России. Павел Иванович Чичиков ездит по всей Руси, скупая души умерших крестьян, и через его образ читатель видит поразительную картину всей огромной страны. Чичиков встречается с различными людьми, каждый из которых типичен для своего времени. Все это обогащается авторскими размышлениями и философскими переживаниями. Так читатель видит грандиозную картину человеческих нравов и характеров.

«Мертвые души» - произведение, проникнутое невероятным лиризмом. Удивительной красотой и красочностью отличаются лирические отступления. Язык Гоголя замечательно точен, меток и музыкален. Именно в лирических отступлениях поэмы заключены и тоска Гоголя по идеалу, и грустная прелесть его воспоминаний о невозвратной юности, и ощущение величия природы. Вся эта красота произведения вновь дает возможность приблизить его к лирическому жанру.

Произведение Гоголя очень интересно, сложно, богато, гениально. Его трудно со всей полнотой отнести к какому-нибудь из жанров. Но, мне кажется, что в «Мертвых душах» основную роль играет то, что автор раскрыл здесь свою душу, обнажил свои мысли и переживания. Поэтому это уникальное произведение скорее можно отнести к лирическому жанру поэмы.

Когда Николай Васильевич Гоголь задумал создать произведение, ныне носящее название «Мертвые души», он поставил перед собой особую цель – суметь всесторонне изобразить огромную Россию. Писатель осознавал, что для этого ему необходимо будет обратиться к какому-либо не заезженному другими писателями жанру. Еще лишь начиная «Мертвые души», автор записал в дневнике слова о том, что его новое творение не походит ни на роман, ни на повесть, ни на рассказ.

Считается, что идею создания произведения в жанре поэмы дал Гоголю Пушкин, который неоднократно восхищался талантом писателя. И некогда сам хотел создать прозаическую поэму. Но Гоголь воспользовался лишь основой идеи и широко развил ее. О чем не говорил Александр Сергеевич.

Гоголь стал углубляться в сюжет и досконально описывать не только характер героев, но и их жизнь на фоне расстилающихся исторических событий того времени. Определив жанр нового произведения как поэму, писатель, желал выделить те особые черты, что принадлежат данному произведению: эпичность, обобщение и множество лирических отступлений в тексте.

Писатель говорил, что в литературе появился особый тип произведения, являющийся некой серединой между романом и эпопеей. Подобные творения он прозвал меньшими родами эпопеи. В них главным героем был частный человек, деяния которого между тем становились для многих людей значительными.

Такие герои своим поведением обнажали пороки современности, которые другие тщательно пытались скрыть от взгляда общественности. Желая, чтобы его новое произведение считали «меньшим родом эпопеи», Гоголь и называет его поэмой.

Поэма имеет четко выстроенную композицию. Ее главный герой ездит по стране с желанием стать владельцем больших денежных средств, всюду покупая мертвые души крестьян за бесценок. Помещики, ставшие продавцами душ – это не просто люди, пожелавшие получить деньжат задаром.

Это придуманные образы, показывающие типичные взгляды, желания и привычки людей того сословия. Автор хотел показать, как низко пали духовные качества русских помещиков. Он желал создать не один, а три тома поэмы, в которой герои все же смогли бы измениться и возродиться морально. О таком повороте в истории России мечтал автор.

Когда ты впервые прочитал это произведение, то осознаешь, что создано оно действительно в нестандартной форме. Навряд ли возможно найти нечто подобное у какого-нибудь другого русского или зарубежного автора. В нем огромная роль отведена лирическим отступлениям. А ведь именно они характерны для поэмы.

В них автор высказывает собственные мысли, ненавязчиво вводит в повествование собственное «я». Первую книгу Гоголь закончил, оставляя мысль, что нашу страну ждут изменения и падение черной дымки с душ народа. Он желал возродить идеальный мир, поэтому назвал свою работу лиро-эпической поэмой.

(353 слова)

Поэма Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» - удивительное и поистине великое произведение русской классической литературы. Однако при прочтении названия на обложке у читателя может возникнуть закономерное недоумение. Какой же смысл в себе несёт странное и абсурдное словосочетание «мёртвые души»? Чтобы ответить на этот непростой вопрос, стоит глубже окунуться в гнетущую атмосферу помещичьих деревень, осмотреться в галерее неприглядных портретов эпохи и понять, что же скрывается за таинственным словом «душа».

Природа названия, данного Гоголем, двояка. При начальном ознакомлении с поэмой становится ясно, что «мертвыми душами» герои произведения нарекают умерших крестьян в бюрократических документах, которых скупает Чичиков. Но при более глубоком погружении приходит осознание иной природы заголовка. Ведь по своей сути, душа – это бессмертная субстанция, представляющая собой божественное начало человека, всё живое, что есть в нём. И Гоголь, уходя в некоторую гиперболизацию, показывает читателю собирательные образы дворянского общества того периода, отталкивающие и одинаково отвратительные в своём падении, несмотря на различия в характерах и повадках.

В героях автор не видит ничего настоящего, кроме порока: грехи Манилова — это праздность и слащавость; Коробочка невероятно скупа и мелочна; у Ноздрева прослеживается абсолютный нарциссизм; холодный цинизм и приземленность – основные черты Собакевича; ну а равнодушный Плюшкин является типичным карикатурным скрягой с огромным состоянием, но столь же огромными дырами в одеянии. Во главе этого «цирка уродов» стоит сам Чичиков – прохвост и жулик, чья единственная цель – обрести капитал любым способом.

В их обличье мы видим историю болезни, разъевшей высшее общество, симптоматика которой – забота о материальных, временных благах и угасание морали и той самой многострадальной души. Вместо того чтобы найти своё предназначение в служении родному отечеству, миру и людям эти существа предпочитают низменные привычки и холодный расчёт, вытеснившие высокие порывы души настоящих людей, когда-то загубленных в героях. Именно такое падение Гоголь и называет причудливым оксюмороном «мёртвые души» — меркантильные оболочки без нравственных принципов.

Николай Гоголь, безусловно, гений своего ремесла. Через острую сатиру, иронию и юмор он открывает читателю глаза на насущные проблемы времени, на гадкую гниль в основании столба, неуверенно держащего государство. К сожалению, образы из омерзительной галереи помещичьих «мёртвых душ» встречаются и в современном мире. А это значит, что моральная деградация общества не утратила силы, и поэтому поэма Гоголя ещё долгое время не потеряет своей актуальности.

Интересно? Сохрани у себя на стенке! В период работы над «Мертвыми душами» Гоголь называл свое произведение то «повестью», то «романом», то « ». Окончательно определив жанр «Мертвых душ» как поэму, писатель хотел тем самым подчеркнуть основные черты своего произведения: его эпичность, широкие обобщения и глубокий лиризм.

Именно эпопею Гоголь считал наиболее полным и многогранным повествовательным жанром, способным охватить целую эпоху. Жанр романа представлялся ему более узким и замкнутым в рамках определенного пространства. «Мертвые души», согласно его замыслу, не могли быть названы ни эпопеей, ни романом. Тем не менее, Гоголь считал, что в современной ему литературе существует новый тип произведений, являющийся своего рода соединительным звеном между романом и эпопеей. Желая отнести «Мертвые души» к так называемым «меньшим родам эпопеи», он и назвал свое произведение поэмой.

При этом Гоголь отнюдь не связывал жанр поэмы с прославлением существующего миропорядка. Напротив, он наполнил свою поэму обличительным пафосом, бичуя в ней пороки российской жизни.

Странным и двусмысленным выглядит сюжет поэмы, ведь она посвящена покупке и продаже мертвых душ. Однако он позволил автору не только показать внутренний мир своих персонажей, но и дать полную и всеобъемлющую характеристику эпохи.

Композиция поэмы

С точки зрения композиционного построения, поэму можно разделить на три части. В первой из них читатель знакомится с помещиками. Каждому из них автор посвятил отдельную главу. При этом последовательность глав выстроена таким образом, чтобы при переходе к следующему персонажу происходило усиление отрицательных качеств.

Во второй части дана широкая характеристика жизни губернского города. Основное место здесь отводится изображению нравов чиновничьей среды.

В третьей части рассказана история жизни главного героя поэмы – Павла Ивановича Чичикова. Если в начале произведения Чичиков кажется загадкой, то здесь автор раскрывает его истинное обличье, оказавшееся весьма неприглядным.

Еще одна из особенностей произведения, приближающая его к жанру поэмы, - многочисленные лирические отступления, самым прекрасным из которых являются строки о русских просторах и о птице-тройке. В них, после нарисованной мрачной картины российской действительности, автор выражает веру в великое будущее родной страны.

Истинный масштаб произведения Гоголя, эпичность изложения и глубокий лиризм позволяют понять правоту писатель, назвавшего «Мертвые души» поэмой.

Николай Васильевич Гоголь – один из самых именитых русских писателей XIX века, прославивший свое имя как прозаик, драматург, поэт и публицист. Гоголь оставил после себя богатое литературное наследие. Особое внимание биографов литератора всегда было приковано к заключительному периоду его жизни. До сих пор не вполне ясно, что именно явилось подлинной причиной смерти писателя.

Инструкция

В конце 1851 года Гоголь поселился в Москве и жил на Никитском бульваре в доме графа Александра Толстого, с которым пребывал в дружеских отношениях. В январе последующего года писатель не раз беседовал с протоиереем Матфеем Константиновским, будучи до того знаком с ним по переписке. Беседы носили довольно резкий характер, священник упрекал Гоголя в недостаточном благочестии и смирении.

Именно Матфею Константиновскому писатель доверил прочтение почти готовой рукописи второй части поэмы «Мертвые души», рассчитывая получить его одобрение. Однако священник после прочтения текста поэмы критически оценил произведение и даже высказался против его публикации в полном виде, назвав книгу Гоголя вредной.

Негативная оценка произведения и другие причины личного характера, по всей видимости, заставили Гоголя отказаться от дальнейшего творчества. За неделю до Великого поста, начавшегося в феврале 1852 года, писатель стал жаловаться на недомогание и перестал принимать пищу. Мрачные мысли все чаще посещали Гоголя, как свидетельствуют очевидцы.

За несколько дней до смерти писатель, находясь, очевидно, в смятении духа, сжег в камине связку тетрадей, содержавших не только второй том «Мертвых душ», но и наброски к другим произведениям. Невзирая на убеждения друзей, Гоголь по-прежнему ничего не ел, соблюдая строгий пост. Во второй половине февраля он окончательно слег в постель, отказываясь от помощи и медицинского ухода. Все признаки указывали на то, что Гоголь уже внутренне готовился к близкой смерти.

Собравшийся по приглашению хозяина дома медицинский консилиум так и не пришел к единому мнению, оценивая состояние больного писателя и причины его недуга. Одни полагали, что пациент страдает воспалением кишечника, другие считали, что у него тиф или даже нервная горячка. Кое-кто был убежден, что причина недуга кроется в психическом расстройстве.

Старания врачей не увенчались успехом. 20 февраля 1852 года писатель впал в беспамятство, а утром следующего дня скончался. Похоронили Гоголя на кладбище Данилова монастыря. В советское время монастырь был закрыт. Могилу великого писателя вскрыли, а останки его переместили на Новодевичье кладбище.

Существует легенда, не нашедшая полного подтверждения, будто во время перезахоронения обнаружилось, что останки писателя находились в неестественном положении. Это дало повод для утверждений, что Гоголь в момент захоронения находился в состоянии летаргического сна и был погребен чуть ли не заживо. Впрочем, вероятно, речь идет всего лишь о домыслах, основанных на опасениях быть заживо погребенным, которые высказывал писатель при жизни.

Видео по теме

Николай Васильевич Гоголь - выдающийся русский и украинский писатель. Россия, Франция, Германия, Рим – места, в которых он создавал шедевры, но эти страны являлись лишь «станциями», основной точкой отправления было маленькое село Великие Сорочинцы, которое создало такого удивительного гения и до сих пор хранит в себе дух его творчества.

Родина Гоголя

Николай Гоголь родился на Украине, в небольшом селе под названием Великие Сорочинцы. Первая часть название села - «Великие» - еще до его рождения предсказало судьбу писателя.

В 1809 году, когда родился Гоголь, Великие Сорочинцы относились к Миргородскому уезду Полтавской губернии.

Это живописное село расположено в Миргородском районе Полтавской области, недалеко от правого берега речки Псел. На сегодняшний день это местечко является административным центром Великосорочинского сельского совета. Ежегодно здесь проводится - мероприятие - Сорочинская ярмарка, которая стала известной после того, как Гоголь о ней свою повесть.

В 1911 году в Сорочинцах был возведен первый памятник писателю, а в 1951 году в этом же селе построили литературно-мемориальный музей Н.В. Гоголя.

У семьи Николая Васильевича Гоголя было больше 100 десятин и 400 крепостных душ. Свое детство будущий писатель провел в родительских имениях в селе Васильевка (второе название – Яновщина). Культурно-просветительским центром края были Кибинцы, огромная и домашний театр. Для этого театра отец Гоголя писал комедии, играл в нем некоторые роли и даже дирижировал.

Скитания Гоголя

Позже Николай Гоголь переехал в Полтаву и поступил в Полтавское уездное училище. Окончив гимназию высших наук в Нежине, вместе со своим однокурсником он поехал в Петербург. В этом городе он впервые берется за перо и вызывает у общественности бурю аплодисментов свои гениальным произведением «Вечера на хуторе близ Диканьки».

После этого появились повести «Нос» и «Тарас Бульба». После написания «Ревизора» Гоголь впадает в творческую депрессию и уезжает в Германию. Работа над произведением «Мертвые души» проходила в несколько этапов. За время написания Николай Васильевич успел побывать в Швейцарии, Париже, Риме и Москве.

По прибытии в Москву после долгих разъездов его ухудшилось, и 21 февраля 1852 года в квартире сердце гения остановилось. В 1931 году останки великого писателя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.

В семье Гоголя кроме Николая было еще . Однако 6 из них умерло еще в младенчестве. Одним из любимых занятий писателя было рукоделие. Он вязал шарфы, кроил платья сестрам и шил себе на шею.

В Гоголь имел трудности с изучением языков, его сочинения были посредственными. Он делал успехи только в русской словесности и рисовании. За всю свою жизнь Н.Гоголь никогда не был замечен в связях с женским полом.

При написании своих шедевров Гоголь катал из белого хлеба шарики. Он говорил своим друзьям, что этот способ позволяет ему успокоиться и узнать ответы на сложные вопросы. Сюжет к пьесе «Ревизор» основан на реальных событиях, о которых Гоголю поведал А.С. Пушкин.

Видео по теме

Николай Васильевич Гоголь впервые издал свое произведение «Мертвые души» в 1842 году, основав его на реальной истории. На сегодняшний день этот шедевр является классикой литературы и не перестает удивлять поклонников жанра своим увлекательным и остроумным сюжетом. Какова же история создания «Мертвых душ» и о чем рассказывает этот великий роман?

Как появились «Мертвые души»

Изначально Гоголь задумывал свой как трехтомное произведение, однако, после того, как второй том был практически закончен, внезапно уничтожил его, оставив лишь несколько черновых глав. Третий том Гоголь задумал, но по неизвестной причине так и не начал. Вдохновил Николая Васильевича на написание этого великого романа, посвященного России, не менее великий поэт А.С. Пушкин, который подсказал Гоголю интересный и необычный . Именно он рассказал писателю о ловком аферисте, который закладывал в опекунский имена мертвых крестьян, их за живых людей с целью разбогатеть.

Ходили слухи, что одним из таких скупщиков «мертвых душ» являлся один из родственников самого Гоголя.

В те времена было известно много случаев с подобными аферами, поэтому Гоголь по достоинству оценил идею Пушкина и ухватился за возможность доскональнее изучить Россию, создав множество различных характеров персонажей. Начав писать «Мертвые души» в 1835 году, Николай Васильевич анонсировал его Пушкину как «очень длинный и роман». Однако, после прочтения первых глав произведения, поэт заметно огорчился безнадежности российской действительности, в результате чего Гоголь существенно переработал текст, смягчив грустные моменты смешными.

Описание сюжета

Главным героем «Мертвых душ» стал Павел Иванович Чичиков, бывший коллежский , выдающий себя за богатого помещика. Причиной попыток бывшего советника разбогатеть и достичь высокого статуса в обществе, были его жадность и амбиции. В прошлом П. И. Чичиков работал на таможне и брал взятки с контрабандистов за беспрепятственный провоз товаров через границу. После ссоры с подельником Чичиков попадает под следствие по доносу бывшего , однако ему удается избежать суда и тюрьмы с помощью денег, которые он успел спрятать. Откупившись от уголовного дела, пройдоха выходит на свободу и начинает планировать новую аферу.

Прошлую жизнь Чичикова, а также его характер и дальнейшие намерения Гоголь описал в последней главе своего романа.

В попытках разбогатеть, Чичиков приезжает в некий губернский и ловко втирается в доверие ко всем важным городским персонам. Его начинают приглашать на обеды и балы, однако доверчивые жители не подозревают, что истинной целью мошенника является скупка умерших крестьян, числящихся по переписи в качестве живых…

Эпическая и лирическая части отличаются по целям, которые автор ставит. Задача эпической части - показать «хотя с одного боку Русь».

Основным средством изображения русской жизни в поэме стано­вится деталь. С ее помощью Гоголь показывает типичность губерн­ского города, который «не уступал другим губернским городам», пей­заж, представляющий «виды известные». Такие приемы указывают на реалистический метод создания произведения.

Кроме того, деталь выступает и как средство индивидуализации. Собакевич похож на «средней величины медведя», и фрак на нем «со­вершенно медвежьего цвета».

В эпической части писатель особенно внимателен к миру вещей (черта «натуральной школы»): вещи олицетворяются, но и обратный процесс происходит - человек становится подобием вещи.

В лирической части возникает положительный идеал автора, ко­торый раскрывается через лирические отступления о Руси, связы­вающие воедино темы дороги, русского народа и русского слова («Эх, тройка! птица-тройка, кто тебя выдумал? Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?»). Автор осознает свою высо­кую миссию («И долго еще определено мне чудной властью идти об руку с моими странными героями»).

Такие противопоставления (эпического и лирического) отражают­ся и в языке поэмы. Для языка лирических отступлений характерен высокий стиль, использование метафор, метафорических эпитетов («пронзительный перст»), гипербол, риторических вопросов («И ка­кой же русский не любит быстрой езды?»), восклицаний, повторов, градаций.

Язык эпической части простой, разговорный. Широко использу­ются просторечия, пословицы. Основное средство создания и харак­теристики персонажей - ирония.

«Мертвые души» по затронутой Гоголем проблематике называют «русской Одиссеей». Романное начало, не связанные между собой эпизоды, которые объединены похождениями героя, сквозной темой дороги, широкая социальная панорама, открывающаяся в поэме, на­личие вставных элементов (новеллы «Повесть о капитане Копейкине» и притчи о Кифе Мокиевиче и Мокии Кифовиче) - все это указывает на эпическую сторону произведения.

Наличие огромного количества лирических отступлений, рисую­щих положительный идеал автора, присутствие самого автора, выска­зывающего свое отношение к происходящему, рассуждающего на фи­лософские темы, затрагивающего темы писательства, поэтический язык этих отступлений - это характеризует произведение как поэму. Таким образом, перед читателем оригинальное произведение необыч­ного жанра - поэма «Мертвые души».

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса