Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Почему по мнению кудряша кулигин антик. Каково отношение кулигина к темному царству. Образ кулигина в пьесе гроза островского сочинение. Чьим племянником был Борис

Открытый урок в рамках технологии контекстного обучения

Тема: «Город Калинов и его обитатели» в пьесе А.Н.Островского «Гроза».

Класс: 10

Тип урока: работа с художественным текстом.

Вид урока - практикум с использованием технологии контекстного обучения с выходом на творческую работу.

Цель урока: используя речевую характеристику героев, рассмотреть, как «жестокие нравы» обитателей города разрушают судьбы героев.

Задачи урока: дать характеристику городу Калинову;

Проследить систему социальных отношений людей «темного царства»

Содействовать развитию аналитической, коммуникативной и рефлексивной культуры, монологической и диалогической речи учащихся, раскрытию их творческих способностей

Оборудование: драма А.Н.Островского «Гроза»,

Презентация «Город Калинов и его обитатели»;

Карточки для групповой работы

Принцип: «Как можно больше ученика и как можно меньше учителя»

Эпиграф: Жизни некий преизбыток

В знойном воздухе разлит.

Ф.И.Тютчев.

Этапы/методы урока

Предполагаемая деятельность учителя

Предполагаемая деятельность ученика

Слово учителя.

2-3 мин

Организация класса 2-3 мин

Ввод в тему урока

Приём « Экскурсовод

5 мин

Формирование умений и навыков.

Работа в группах.

20 мин

Проблемный вопрос

2-3 мин

Дорогие друзья. Я с особым волнением беру в руки пьесу А.Н. Островского «Гроза».. которую И.С. Тургенев назвал «великолепнейшее, талантливейшее произведение русского могучего таланта». Прошло более полутора веков, а читатели все еще спорят о вопросах, поднятых писателем: о силе и слабости Катерине, актуально и современно звучит утверждение Кулигина о «Жестоких нравах ».

Вами прочитан текст… взаимоотношения между людьми – самая сложная…

Постановка вопроса урока и формулирование цели.

Чтобы познать жизнь изнутри, давайте поближе познакомимся с городом, в котором живут наши герои. Вспоминается классический пример. Чичиков, чтобы… Каким же показан город Калинов? Знакомство с городом

Представьте себя в роли экскурсовода, позволившего нам зрительно увидеть себе город Калинов, утопающий в зелени, каким он нарисован в пьесе.

Прекрасно проведена экс.

Итак, давайте войдем в город Калинов со стороны общественного сада. На минуту задержимся, посмотрим на Волгу, на берегу которой раскинулся сад. Красиво! Глаз не оторвать! Вот и Кулигин говорит тоже: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» Люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые. Так ли это?

Обратимся к основному приему раскрытия характера героев – речевой характеристике, прислушаемся, что говорят люди о нравах города.

Координирует работу групп, помогает сделать выводы.

Ребята, а почему не включили в разговор Бориса и Катерину?

Я здесь ничего не знаю, но порядков ваших, ни обычаев..(Борис)

Отчего люди не летают, как птицы?

Я тебя не понимаю, что ты говоришь. (Варвара)

Знакомство завершилось. К какому выводу привело нас общение с героями пьесы?

И в результате действий Кабановой и Дикого:

Результаты действий этих героев:
- талантливый Кулигин считается чудаком и говорит: «Нечего делать, надо покориться!»;
- добрый, но безвольный Тихон пьет и мечтает вырваться из дома: «...а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь»; он полностью подчинен матери;
- Варвара приспособилась к этому миру и стала обманывать: «И я раньше не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало»;
- образованный Борис вынужден приспосабливаться к самодурству Дикого, чтобы получить наследство.
Так ломает «темное царство» неплохих людей, заставляя их терпеть и молчать.

Город Калинов противоречив, невежествен

Жизнь в городе - это отражение ситуации, когда старое не хочет уступать своих позиций и стремится удержать власть подавлением воли окружающих. Деньги дают «хозяевам жизни» право диктовать свою волю «жертвам». В правдивом показе такой жизни - позиция автора, призывающего изменить ее.

Оформляют записи в тетради

Комментируют тему урока и ставят цели.

Выступление учащихся – экскурсоводов.

Уч-ся слушают и дополняют.

1-2 уч-ся

(Мы видим его высокие заборы, и ворота с крепкими запорами, и деревянные дома с узорными ставенками и цветными занавесками окон, заставленных геранями и бальзаминами. Мы видим и трактиры, где в пьяном угаре кутят такие как Дикой и Тихон. Мы видим пыльные калиновские улочки, где перед домами на скамейках беседуют обыватели, купцы и странницы и где порою издалека доносится песня под аккомпанемент гитары, а за калитками домов начинается спуск к оврагу, где ночами веселится молодежь. Нашему взору открывается галерея со сводами полуразрушенных построек; общественный сад с беседками, розовыми колоколенками и старинными золочеными церквами, где чинно прогуливаются «благородные семейства» и где развертывается общественная жизнь этого маленького купеческого городка. Наконец, мы видим волжский омут, в пучине которого суждено найти свой последний приют Катерине.

Работают с текстом, заполняя таблицу:

Уч-ся высказываются.

Они здесь оба чужие. - образованный Борис вынужден приспосабливаться к самодурству Дикого, чтобы получить наследство.
Для Катерины главное - жить согласно своей душе

Кабаниха страшнее Дикого, так как ее поведение лицемерно. Дикой - ругатель, самодур, но все его действия открыты. Кабаниха, прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю. Она больше всего боится, что кто-то станет жить по-своему, своей волей.

Островский показал город вымышленный, но он выглядит предельно достоверным. Автор с болью видел, насколько отсталой в политическом, экономическом, культурном отношении была Россия, насколько темным было население страны, особенно в провинции.

Итоговая рефлексия

2мин

Какие чувства, эмоции вызвал у вас разговор о городе Калинове и его обитателях?

Вывод по теме урока

2мин

Поэтическое и прозаическое, возвышенное и приземленное, человеческое и звериное - эти начала соединились в жизни провинциального русского городка, но преобладает в этой жизни, к сожалению, мрак и гнетущая тоска, которую как нельзя лучше охарактеризовал Н.А. Добролюбов, назвав этот мир «темным царством». Этот фразеологизм - сказочного происхождения, но купеческий мир «Грозы», мы убедились в этом, лишен того поэтического, загадочно-таинственного и пленительного, что обычно свойственно сказке. «Жестокие нравы» царят в этом городе, жестокие, уничтожая на своем пути все живое.

«Ничего святого, ничего чистого,

ничего правого в этом темном

мире: господствующее над ним

самодурство, дикое, безумное,

неправое, прогнало из него всякое

сознание чести и права…» (Н.Добролюбов)

Организация домашнего задания.2 мин

Продолжая наш разговор дома и готовясь к следующему уроку, поразмышляйте Как выражает свой протест против жестоких нравов Катерина?

Приложение,

Дикой

Кабаниха

О нем:
«ругатель»; «как с цепи сорвался»

О ней:
«все под видом благочестия»; «ханжа, нищих оделяет, а домашних заела совсем»; «бранится»; «точит, как ржа железо»

Он сам:
«дармоед»; «проклятый»; «провались ты»; «глупый человек»; «поди ты прочь»; «что я тебе - ровный, что ли»; «с рылом-то и лезет разговаривать»; «разбойник»; «аспид»; «дурак» и др.

Она сама:
«вижу, что вам воли хочется»; «тебя не станет бояться, меня и подавно»; «хочешь своей волей жить»; «дурак»; «приказывай жене»; «должен исполнять, что мать говорит»; «куда воля-то ведет» и др.

Вывод. Дикой - ругатель, грубиян, самодур; чувствует свою власть над людьми

Вывод. Кабаниха - ханжа, не терпит воли и неподчинения, действует страхом. прикрываясь религией и заботой о других, подавляет волю

Дикой.
- Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит…(Кудряш)
- Уж такого-то ругателя, как наш Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет. (Шапкин)
- Пронзительный мужик. (Кудряш)
-Унять-то его некому, вот он и воюет… (Шапкин)
- Как не ругать! Он без этого дышать не может… (Кудряш)
- Он прежде наломается ад нами, надругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего…(Борис)
- У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит. (Кудряш)
- На него-то и свои никак угодить не могут, а где уж мне…(Борис)
- Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег. Ни одного расчета без ругательств не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы унялся. А беда, как поутру его кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается. (Кудряш)
- Одно слово: воин! (Шапкин)
- А вот беда-то, когда обидит его такой человек, которого он обругать не смеет, тут уж домашние держись! (Борис)
- А и честь-то не велика, потому что воюешь-то ты всю жизнь с бабами… (Кабанова)
-Уж немало я дивлюсь на тебя: сколько у тебя народу в доме, а на тебя одного угодить не могут. (Кабанова)
-Нет над тобой старших, вот ты и куражишься…(Кабанова)


(Дикой – дюжий, дородный купчина с окладистой бородой, он в поддевке, смазанных сапогах, стоит подбоченясь, говорит низким, басовитым голосом…Слывет в городе грубым и жестоким человеком. Самодур. Самодурство его основано на власти денег, материальной зависимости и традиционной покорности калиновцев. Откровенно обсчитывает мужиков. Сознает свою силу – это сила денежного мешка. Дорожит каждой копейкой и раздражается при встрече с Борисом, претендующим на часть наследства. Материальная зависимость – вот основа взаимоотношений героев пьесы. Дикой выступает «героем» только перед подчиненными: по сути он малодушен и труслив. Речь Дикого груба, насыщенна грубой просторечной лексикой и обилием ругательств: «Дармоед! Пропади ты пропадом!... Тьфу ты, проклятый! Что как столб стоишь-то!... Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу с иезуитом!)
Кабаниха.
-Хороша тоже и Кабаниха!... Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия…(Кудряш)
-Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем. (Кулигин)
-Не уважишь тебя, как же… (Варвара)
-…что я за несчастный такой человек на свет рожден, что не могу вам угодить ничем (Тихон)
-…поедом ест, проходу не дает… (Тихон)
-Точит она его (Тихона) теперь, как ржа железо… У нее сердце все изноет, что он на своей воле гуляет. Вот она ему теперь надает приказов, один другого грозней, да потом к образу – побожиться заставит, что все так точно он и сделает, как приказано. (Варвара)
-Коли маменька посылает, как же я не поеду. (Тихон)
-Ну, я Богу молиться пойду, не мешайте мне…(Кабанова)
- Молодость-то что значит… Смешно смотреть-то даже на них!...ничего-то не знают, ни какого порядка…Хорошо еще, у кого в доме старшие есть, ими дом-то и держится, пока живы. (Кабанова)
-Не очень-то нынче старших уважают…(Кабанова)
-Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны… (Катерина)
-…многие люди, вот хоть бы вас взять, добродетелями, как цветами украшаются: оттого все и делается прохладно и благочинно… (Феклуша)
-Некуда нам торопиться-то, милая, мы и живем неспеша…(Кабанова)
-Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога! (Кабанова Дикому)
-Положим, у нее хоть муж и дурак, да свекровь-то больно люта… (Кудряш)
-Маменька-то у вас больно крута. (Кулигин)
-Вот маменька говорит: ее надо живую в землю закопать, чтобы она казнилась! (Тихон)
-Маменька ее поедом ест, а она,как тень, ходит безответная… (Тихон)
-Я-то бы ничего, а маменька-то…разве с ней сговоришь…(Тихон)
-Уж это надо прямо сказать, что от маменьки (Варвара убежала из дома), потому стала ее тиранить и на замок запирать… (Тихон)
-свекровь мучает меня, запирает… все смеются мне прямо в глаза, на каждом слове тобой попрекают…(Катерина)
-Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы…(Тихон)
Примерная характеристика, выполненная учащимися:
(Высокая грузная старуха, носит старомодное платье; держится прямо, с достоинством, ходит медленно, степенно, говорит веско, значительно. Властная, деспотичная Кабаниха непрерывно точит домашних. Основой семьи Кабаниха видит домостроевские, освященные стариной законы жизни. Кабаниха убеждена, что если не соблюдать этих законов, никакого порядка не будет. Она говорит от лица целого поколения, постоянно употребляя нравоучительные фразы. Ее образ вырастает до символа патриархальной старины. Опираясь на авторитет старины, Кабаниха широко использует в речи народную фразеологию, пословицы: «Что ты сиротой-то прикидываешься? Что ты нюни-то распустил?», «Чужая душа – потемки». Размеренный, монотонный характер придают речи Кабанихи повторы слов и словосочетаний: «…кабы своими глазами не видела да своими ушами не слыхала», «…что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает…». Зависимые от Кабанихи домочадцы по-разному относятся к ее поучениям.)

Феклуша и другие жители города.
-Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими! (Феклуша)
-Все в огне гореть будете неугасимом! Все в смоле будете кипеть неутолимой! (Барыня)
-Уж больно я люблю, милая девушка, слушать, коли кто хорошо воет-то. (Феклуша)
-Кто вас разберет, вы все друг на друга клеплете…все соритесь, да перекоряетесь. (Глаша)
-А я, милая девушка, не вздорная, за мной этого греха нет. Один грех за мной есть… Сладко поесть люблю. (Феклуша)
-Я …далеко не ходила, а слыхать – много слыхала… (Феклуша)
-А то есть еще земля, где все люди с песьими головами …За неверность. (Феклуша)
-Еще хорошо, что добрые люди есть: нет-нет да и услышишь, что на белом свете делается; а то бы так дураками и померли. (Глаша)
-Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние…Вот у вас…редко кто и за ворота выйдет посидеть…а в Москве-то по улицам гульбища и игрища, индо стон стоит… Да чего, огненного змия стали запрягать…(Феклуша)
-Тяжелые времена-то… уж и время-то стало в умаление приходить…время-то короче становится…за наши грехи все короче и короче делается…(Феклуша)
-Что ж такое Литва? – Так она Литва и есть. – А говорят, братец ты мой, она на нас с неба упала… - Не умею тебе сказать, с неба, так с неба.. (Горожане)
Примерная характеристика, выполненная учащимися:
(Мир города неподвижен и замкнут: его жители имеют смутное представление о своем прошлом и не знают ничего о том, что происходит за пределами Калинова. Нелепые рассказы Феклуши создают у калиновцев искаженные представления о мире, вселяют в их души страх. Она несет в общество тьму, невежество. Вместе с Кабановой она скорбит о конце доброго старого времени, осуждает новые порядки. Новое властно входит в жизнь, подрывает основы домостроевских порядков. Символично звучат слова Феклуши о «последних временах». Патриархальный мир Кабановых и диких доживает последние дни. Жизненная позиция Феклуши предопределяет и особенности ее речи. Она стремиться расположить к себе окружающих, поэтому тон ее речи вкрадчивый, льстивый. Угодливость Феклуши подчеркивается и ее присловием «милая».

Тихон Кабанов.
- Да как же я могу, маменька, вас ослушаться. (Кабанов)
-Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг…(Кабанов)
-…что я за несчастный такой человек на свет рожден, что не могу вам угодить ничем…(Кабанов)
-Что ты сиротой-то прикидываешься? Что ты нюни-то распустил? Ну какой ты муж? Посмотри ты на себя! Станет ли тебя жена бояться после этого. (Кабанова)
-Да я, маменька и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить! (Кабанов)
-Дурак! Что с дураком и говорить, только грех один… (Кабанова)
-Мать на нее нападает, и ты тоже. А еще говоришь, что любишь жену. Скучно мне глядеть-то на тебя. (Варвара)
-Знай свое дело – молчи, коли уж ничего не умеешь… (Варвара)
-Вы меня уж заездили здесь совсем! Я не чаю как вырваться-то, а ты еще со мной навязываешься. (Кабанов)
-С этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь… Какой ни на есть, я все-таки мужчина…всю жизнь вот этак жить…так убежишь и от жены. Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне? (Кабанов)
-А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала….Вот я и убиваюсь, глядя на нее. (Кабанов)
-Пора бы уж вам, сударь, своим умом жить. (Кулигин)
-Нет, говорят своего-то ума. И, значит, живи век чужим.(Тихон)
Примерная характеристика, выполненная учащимися:
(Тихон думает лишь о том, чтобы угодить матери, стремиться убедить ее в своем послушании. Обращение в форме множественного числа, повторяемое слово «маменька» придают его речи уничижительный характер. Он понимает, что, исполняя волю матери, он унижает свою жену. Но Тихон – человек безвольный, который смиряется с лютым нравом матери.)


Кулигин.
-Пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу, а все наглядеться не могу… Пригляделись вы или не понимаете, какая красота в природе разлита… (Кулигин)
-Ты у нас антик, химик…(Кудряш)
-Механик, самоучка-механик… (Кулигин)
-С него что ль (Дикова),пример брать. Лучше уж стерпеть. (Кулигин)
-Что же делать-то, сударь. Надо стараться угождать как-нибудь. (Кулигин)
-Поначитался-таки Ломоносова, Державина…(Кулигин)
-Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается; да не могу, люблю разговор рассыпать! (Кулигин)
-Только б мне, сударь, перпету-мобиль найти…Ведь англичане миллион дают. Я бы все деньги для общества и употребил, для поддержки. Работу надо дать мещанству-то. А то руки есть, а работать нечего. (Кулигин)
-Ведь от этого…для всех вообще обывателей польза…(Кулигин)
-Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором… Что я тебе – ровный что ли? (Дикой)
-Я свои труды хочу даром положить…Да меня здесь все знают, про меня никто дурно не скажет… (Кулигин)
-Я, сударь, маленький человек, меня обидеть недолго… «И в рубище почтенна добродетель». (Кулигин)
-Нечего делать, надо покориться. (Кулигин)
-Жаль его разочаровывать-то! Какой хороший человек! Мечтает себе – и счастлив. (Борис)
Примерная характеристика, выполненная учащимися:
(Кулигн с болью говорит о «жестоких нравах» города, но советует «Угождать как-нибудь» самодурам. Он не борец, а мечтатель; его проекты неосуществимы. Он тратит свои силы на изобретение вечного двигателя. С жизненной позицией Кулигина связаны и особенности его старомодной речи. Он часто употребляет старославянские слова и фразеологизмы, цитаты из «Священного писания»: «насущность хлеба», «несть конца мучениям» и др. Он верен Ломоносову и Державину.)
Варвара и Кудряш.
-Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили… (Кудряш)
-Он чует носом-то своим, что я свою голову дешево не продам…Это он вам страшен, а я с ним разговаривать-то умею. (Кудряш)
-Я грубиян считаюсь…Я его и не боюсь, а пущай же он меня боится. (Кудряш)
-Да не спускаю и я: он е слово, а я десять…Нет уж, я перед ним рабствовать не стану. (Кудряш)
-Больно лих я на девок-то… (Кудряш)
-Что мне тебя судить, у меня свои грехи есть… (Варвара)
-А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя!... Так какая ж неволя себя мучить-то! (Варвара)
-Я и не знала, что ты так грозы боишься. Я вот не боюсь. (Варвара)
-И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало…(Варвара)
-А по-моему делай, что хочешь, только бы шито да крыто было. (Варвара)
-Гуляй, пока твоя пора придет. Еще насидишься. (Кабанова)
-Варвару маменька точила-точила, а та не стерпела, да и была такова, - взяла да и ушла…Говорят с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут… от маменьки, потому стала ее тиранить и на замок запирать. «Не запирайте, - говорит, - хуже будет». Вот так и вышло. (Кабанов)
Примерная характеристика, выполненная учащимися:
(Варвара убеждена, что без притворства здесь не проживешь. Она иронизирует над матерью, осуждает ее. В любви варвары и Кудряша нет истинной поэзии, их отношения ограниченны. Варвара не любит, а только «гуляет». Автор изображает «вольное» поведение молодежи.)


Тестовые задания по пьесе А.Н. Островского «Гроза»

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. К какому жанру литературы относится пьеса А.Н. Островского «Гроза»?

А) Трагедия

Б) Драма

В) Комедия

2. Какой тип проблематики определяет особенность пьесы А.Н. Островского «Гроза»?

А) Национальный

Б) Авантюрный

В) Идейно-нравственный

Г) Философский

3. Как звали Кабаниху?

А) Марфа Игнатьевна

Б) Мария Ивановна

В) Марфа Кирилловна

Г) Анастасия Павловна

4. Какие описания подходят образу Кабановой?

А) Спокойная, уравновешенная, рассудительная

Б) Истеричная, неуравновешенная, скандальная

В) Грубая, деспотичная, невежественная

Г) Молчаливая, задумчивая, необщительная

5. Чьим племянником был Борис?

А) Кабановой

Б) Дикого

В) Кулигина

Г) Шапкина

6. Кто из критиков назвал Катерину «Луч солнца в тёмном царстве»?

А) А.Н. Добролюбов

Б) В.Г. Белинский

В) Н.Г. Чернышевский

Г) Д.И. Писарев

7. Какую основную проблему поднял А.Н. Островский в своей пьесе?

А) Проблему бедности и богатства

Б) Проблему воспитания и образования

В) Проблему отцов и детей

Г) Проблему «маленького человека

8. Как относилась Катерина к своему мужу?

А) Очень любила, просто поддалась порыву новых чувств

Б) Уважала его и жалела, но вышла замуж не по любви

В) Любила в начале отношений, со временем чувства исчезли

Г) Всегда презирала, вышла замуж назло другому

9. Какое событие является кульминацией произведения?

А) Первое свидание Катерины с Борисом

Б) Измена Катерины

В) Самоубийство Катерины

Г) Признание Катерины мужу и Кабанихе о своём грехе

тест 10. Как относятся жители Калинова к такому природному явлению, как гроза?

А) Никто не обращает на неё внимания

Б) Вызывает дикий ужас, потому что послана свыше в виде наказания

В) Боятся наводнения после дождя

Г) Радуются будущему дождю после долгой засухи

11. Как относилась Кабанова к своей невестке?

А) Недолюбливала, но не лезла в семейную жизнь своего сына

Б) Любила как дочь родную

В) Часто ссорились, но ценила её мнение

Г) Унижала, оскорбляла, всячески издевалась над ней

12. Кто из жителей города Калинова не боялся грозы?

Б) Кулигин

Г) Шапкин

13. Кем являлась молодая девушка Варвара?

А) девка в доме Кабановых

Б) дочь Дикого

В) сестра Бориса

Г) сестра Тихона, дочь Кабанихи

14. Какая река протекает возле города Калинова?

А) Волга

В) Енисей

15. Как Тихон Кабанов относился к своей матери?

А) Мало общался, не был согласен с её жизненными принципами

Б) Часто ссорился, потому что не желал мириться с её порядками

В) Любил, но жил самостоятельно

Г) Слушался её во всём, боялся перечить

16. Кому из героев пьесы принадлежат следующие слова: «Как зачем бояться! Как зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»

А) Дикому

Б) Тихону

В) Кабанихе

Г) Борису

17. Какой вопрос беспокоил Катерину?

А) Почему не все женятся по любви

Б) Почему люди не летают как птицы

В) Как ей разбогатеть

Г) Почему человек не может быть всегда счастливым

18. О чём мечтал Кулигин?

А) Изобрести вечный двигатель

Б) Жениться на Катерине

В) Расширить своё хозяйство

Г) Уехать из Калинова

19. Почему Катерина решила покончить жизнь самоубийством?

А) Не смогла жить без Бориса

Б) Было очень стыдно перед Тихоном

В) Не могла простить сама себя

Г) Не выдержала издёвок свекрови

тест-20. Главная тема пьесы А.Н. Островского «Гроза»:

А) Тема семьи и брака

Б) Тема воспитания нового дворянства

В) Тема продажности человеческой натуры

Г) Тема взаимосвязи человека и природы

21. Кому из героев пьесы принадлежат следующие слова: «Как, девушка, не бояться! Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми» ?

А) Кабановой

Б) Борису

В) Варваре

Г) Катерине

22. Борис во всём слушался и повиновался своему дяде Дикому, потому что:

А) Любил его и уважал

Б) Считал лучшим примером для подражания

В) Зависел от него материально

Г) Не хотел расстраивать дядюшку

23. Кому из героев пьесы принадлежат следующие слова: «Ты вот похвалялась, что мужа очень любишь; вижу я теперь твою любовь-то. Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, ничего» ?

А) Катерине

Б) Кабанихе

В) Дикому

Г) Борису

24. Кто был возлюбленным Варвары?

А) Кудряш

В) Шапкин

Г) Кулигин

25. Какое наказание для Катерины за измену предложила сыну Кабаниха?

А) Закрыть в подвале

Б) Оставить на неделю без еды

В) Выпороть

Г) Живую в землю закопать

26. Кому из героев пьесы принадлежат следующие слова: «Ты слушай! Вот какие со мной истории бывали. О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришел, дрова возил. И принесло ж его на грех-то в такое время! Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно, какое сердце-то у меня! После прощенья просил, в ноги кланялся, право, так. Истинно тебе говорю, мужику в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи ему и кланялся; при всех ему кланялся» ?

А) Кабановой

Б) Дикому

В) Кулигину

Г) Тихону

27. К чему приводит женская красота со слов барыни?

А) к венчанию

Б) к неразделённой любви

В) к одиночеству

Г) к погибели

28. Как закончилась последняя встреча Катерины с Борисом?

А) Борис оставляет Катерину одну и уезжает, моля бога, чтоб она умерла поскорее

Б) Обещает забрать со временем Катерину к себе в Сибирь

В) Отказывается ехать в Сибирь, несмотря на то, что дядя оставит его без денег

Г) Борис обещает заработать денег и вернуться в Калиново

29. О чём жалеет в конце пьесы муж Катерины Тихон?

А) О том, что его возлюбленная погибла

Б) О том, что поздно нашёл Катерину

В) Себя, потому что он остался жить на свете и мучиться

Г) О том, что не смог повлиять на свою матушку

тест_30. Чем оканчивается пьеса А.Н. Островского «Гроза»?

А) Венчанием Варвары и Кудряша

Б) Погибелью Катерины

В) Возвращением Бориса

Г) Примирением Катерины и Тихона

Тест 10 класс Гроза с ответами - 4.0 out of 5 based on 2 votes

В основе драмы “Гроза” лежит столкновение бесправных и угнетенных с купцами-самодурами. Этот конфликт слагается из ряда частных конфликтов (столкновение Катерины и Кабанихи, Бориса и Дикого, Кулигина и Дикого и т. д.). Однако ведущим в развитии действия является столкновение Катерины с “темным царством”. С ним соотнесены, ему подчинены остальные конфликты, что придает всей пьесе стройность и законченность.

Очевидно, и при анализе текста мы должны сосредоточить внимание учеников на борьбе Катерины за свои права.

Особенность

Конфликта пьесы заключается также в том, что наряду со столкновением Катерины с самодурами автор показывает глубокую внутреннюю драму Катерины: страстный порыв героини к свободе и счастью сталкивается с ее собственными представлениями о нравственности, сложившимися под воздействием того же “темного царства”, против которого она “восстала”. Не рассмотрев этого внутреннего конфликта, нельзя понять ни характера Катерины, ни идейного содержания социально-психологической драмы Островского. Предлагаем учителю один из возможных вариантов анализа драмы.

1. Основной конфликт драмы. Жизненные позиции героев (комментированное чтение первого – шестого явлений первого действия драмы). – 1 час.

2. Душевная трагедия Катерины (беседа с учениками по седьмому – девятому явлениям первого действия). – 1 час.

3. Катерина в борьбе за свои человеческие права (анализ ведущих сцен второго – четвертого действий) . – 2 часа.

4. Самоубийство Катерины – вызов самодурной силе. Разрешение других частных конфликтов драмы (анализ пятого действия). -1 час.

5. Катерина – луч света в темном царстве. Жанровое своеобразие пьесы. – 1 час.

6. Темное царство в драме “Гроза”. “Гроза” на сцене. – 1 час.

С основными положениями статьи Добролюбова “Луч света в темном царстве” учащихся целесообразно познакомить в процессе изучения текста драмы. На итоговых уроках ученики закрепят и систематизируют эти сведения. Вводя учеников в работу над текстом, учитель предложит им назвать основных героев пьесы, указать на их общественное положение, установить, где и когда развертываются события.

Чтобы вызвать у учеников зрительные образы, можно показать им картину И. И. Левитана “Вечер. Золотой плес”. Картину, конечно, нельзя рассматривать как иллюстрацию к пьесе, более того, по своему стилю она далека от жанровой живописи Островского, но в данном случае мы не ставим своей задачей познакомить учеников с особенностями стиля драматурга. Наша цель – дать представление о волжских пейзажах, взглянуть на них глазами человека далекого от калиновцев.

Вот что увидел бы он, оказавшись на берегу Волги, в тех местах, где проходило действие пьесы.

Ученики обратят. внимание на колорит картины. Сочная, залитая лучами заходящего солнца зелень кустарников, оранжевые, золотистые краски воды и неба. Над рекой – поднимается туман. Противоположный берег лежит в серовато-синей дымке.

От картины веет тихим покоем. В ней чудесно передана поэзия русской природы.

Включаем магнитофонную запись первого явления в исполнении артистов Московского, театра имени Маяковского. Откуда-то издалека доносится песня “Далеко, далеко степь за Волгу ушла…” В песне та же мягкая грусть, та же поэзия русской души, что и в картине Левитана.

Вместо звуковой записи спектакля театра имени Маяковского учитель может воспользоваться записью спектакля Малого театра.

На этом фоне особенно выразительно звучат слова Кулигина: “Чудеса! Истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш!

Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу”. Кулигин не только сам любуется прелестью волжских пейзажей, но и другим стремится показать, “какая красота в природе разлита”. Ведь, по его мнению, наслаждение природой могло бы смягчить жестокие нравы жителей Калинова.

Тут же через отношение к природе автор раскрывает разницу в мировосприятии жителей города. В ответ на восторженные слова Кулигина слышится грубо-прозаическая реплика Кудряша “Нетто!” Кудряшу недоступна поэзия природы, и сам Кулигин для него человек не от мира сего, блаженненький: “Ну, да ведь с тобой что толковать! Ты у пас антик, химик!”

Продолжение диалога вводит нас в основной конфликт драмы. Что же узнаем мы из диалога о Диком и Кабанихе? Как относятся к купцам-самодурам Кудряш, Шапкин, Кулигин и в чем разница их жизненных позиций? – спрашиваем мы учащихся.

Обратим внимание учеников на то, что Кулигин и Кудряш сходятся в осуждении самодуров, но если Кудряш готов отстаивать свою независимость (“Нет, уж я перед ним рабствовать не стану”), то Кулигин предпочитает покориться силе диких (“С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть!”). Так в пьесе намечаются два пути для людей “угнетенной партии”: бороться с самодурами или покориться.

Затем мы становимся непосредственными свидетелями столкновения самодуров и их жертв. Проводя беседу по второму и третьему явлениям, учитель предложит ученикам нарисовать портрет Дикого, рассказать об его отношении к домочадцам и жителям города, дать его речевую характеристику.

В представлении учеников Дикой – дюжий, дородный купчина с окладистой бородой, он в поддевке, смазных сапогах, стоит подбоченясь, говорит низким голосом. Однако ученик А. нарисовал иной портрет Дикого. По его описанию, Дикой – маленький, сухонький старикашка с редкой бороденкой и беспокойно бегающими глазками. В таком описании есть своя логика.

Оно указывает на полное ничтожество личности Дикого, ставит вопрос, почему же такой жалкий в сущности человек способен приводить в трепет окружающих его людей. Правда, при таком истолковании образа Дикого смягчается мрачный колорит темного царства, и не случайно сценическая традиция не знает подобного воплощения образа.

С коммерческой деятельностью купцов ученики уже познакомились при обзорном изучении комедии “Свои люди – сочтемся”. В “Грозе” внимание Островского сосредоточено на семейных отношениях, но и здесь из отдельных реплик героев складывается картина грубого произвола, грабежа и стяжательства. Дикой откровенно обсчитывает мужиков, когда же те жалуются на него городничему, цинично заявляет: “Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам р вами о таких пустяках разговаривать!

Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!” – и при этом фамильярно похлопывает городничего по плечу.

Обращение Дикого к городничему свидетельствует о том, что Дикой сознает свою силу – это сила денежного мешка. Поэтому так дорожит он каждой копейкой, поэтому так раздражают его встречи с Борисом, который претендует на часть наследства.

Пятое явление, имеющее исключительное значение для уяснения нравов темного царства.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. 1. Стремление Островского обобщить конкретные факты. На примере событий, происходящих в Калинове, раскрывается картина жизни провинциальной России второй трети девятнадцатого века. 2. Двуплановость конфликта в драме: сочетание конфликта социального и любовного. При этом для автора развитие любовного конфликта не представляет особого интереса. Лишь в ремарке указывается, что с его начала до кульминации прошло десять дней. […]...
  2. После выхода из печати и постановки драмы Островского “Гроза”, современники видели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе, ведь написана она была в 1860 году, когда все ждали отмены в стране рабства, крепостного права. В центре пьесы – общественно-политический конфликт: хозяев жизни, представителей “темного царства” с их жертвами. На фоне прекрасного пейзажа рисуется невыносимая […]...
  3. После выхода из печати и постановки драмы Островского “Гроза” современники увидели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе, ведь написана она была в 1860 году, когда все ждали отмены в стране крепостного права. В центре пьесы – общественно-политический конфликт: конфликт хозяев жизни, представителей “темного царства”, с их жертвами. На фоне прекрасного пейзажа рисуется невыносимая […]...
  4. Не зря в скупой авторской ремарке последнего действия пьесы “Гроза” написано: “Декорация первого действия. Сумерки”. Сумеречный мир предъявлен нам талантливым драматургом, мир, в котором “гроза” не способна развеять мрак иначе, чем на бытовом уровне. И смерть Катерины, несмотря на все старания автора придать ей объемность символа, трагедийна, но не драматична. Катерину погубили ее собственные понятия […]...
  5. Старине приходит конец! А. Островский В основе драмы “Гроза” лежит протест Катерины против вековых традиций и старозаветного уклада жизни “темного царства”. Автор показывает глубокую внутреннюю драму Катерины: страстный порыв к свободе и счастью сталкивается с ее собственными представлениями о нравственности, которые сложились под воздействием того же “темного царства”, против которого она “восстала”. Действие пьесы происходит […]...
  6. Драма “Гроза” – вершина творчества Островского. Впервые была опубликована в январском номере журнала “Библиотека для чтения” за 1860 год. Основная тема пьесы – борьба новых стремлений со старыми, консервативными устоями. Город Калинов и его обитатели. Город Калинов на Волге – собирательный образ волжских городов – хранителей традиций русского уклада жизни. Вид далеких волжских берегов, открывающийся […]...
  7. Такова событийная канва произведения, при помощи которой автор раскрывает перед нами целую галерею человеческих типов. Здесь и купцы – самодуры, И почетные матери семейств – блюстительницы местных нравов, и странницы – богомолки, рассказывающие небылицы, пользуясь темнотой и необразованностью народа, и доморощенные ученые – прожектеры. Однако при всем разнообразии типов оказывается нетрудным заметить, что все они […]...
  8. “… Мир затаенной, тихой вздыхающей скорби” изображает драматург, воплощая его события и характеры в образах персонажей драмы ” Гроза “, и очевидно, что слова Н. Добролюбова помогают точнее дать жанровое определение произведения. “… Мир тупой, ноющей боли, мир тюремного, гробового безмолвия…” – но целый мир, а не фрагмент его, – мир, взятый во всей полноте […]...
  9. Из всех жителей города Калинова, больше всего мне запомнился образ Кулигина. На него мало обращают внимание, но на самом деле, Кулигин-единственный умный человек в этом “темном царстве”. Так какого его значение в пьесе “Гроза”? Кулигин-простой механик-самоучка, лет пятидесяти. Восхищается природой: “Пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу, а все наглядеться не могу…”. Кулигин умен, […]...
  10. Смерть Катерины – это трагедия общества. Островский этим показывает, что в существовавшем обществе многие люди не могут в нем выжить. Но кто все-таки виноват в смерти Катерины? Борис, Тихон, Кабанова или все общество? Что послужило к такому толчку? Во-первых, Катерина была верующей, бог для нее был идолом. Измена мужу в то время была большой греховностью. […]...
  11. Литературным обзором называют сжатое и обобщенное сообщение о ряде однородных явлений. Поскольку такое сообщение делается с какой-то определенной точки зрения, для обоснования какой-то определенной мысли, постольку можно утверждать, что литературный обзор есть разновидность сочинения-рассуждения. Литературный обзор может быть написан в форме статьи, цикла статей или сделан в форме устного доклада. Между литературным обзором и статьей […]...
  12. Творчество А. Островского – русского Мольера и русского Шекспира, как его иногда называют, сегодня, в эпоху становления специфической формы “дикого капитализма”, требует новых подходов и более внимательного прочтения, ибо вновь поднимает проблемы, которые волновали общество как в середине XIX, так и в конце XX – начале XXI века. Драма Островского “Гроза” – одно из лучших […]...
  13. Для каждого из героев гроза представляет собой абсолютно разные понятия. Для Катерины она – источник страхов, предвестник несчастья: “Гроза! Побежим домой! Поскорее!” Для Тихона гроза – это жизнь у матери, ее власть над ним, а точнее неволя: “Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах […]...
  14. Написанная в канун отмены крепостничества “Гроза” по праву стоит в ряду лучших пьес русской драматургии. А. Н. Островский поднимает в ней темы свободы, счастья, совести, любви. На фоне нелегкой участи жителей провинциального Калинова разворачивается личная трагедия центральной героини – Катерины. Молодой женщине, выданной замуж за сына местной купчихи Кабановой, невыносимо жить в среде бессердечности и […]...
  15. “Гроза” Островского – произведение сложное и многогранное, допускающее различные трактовки и толкования. Даже жанр этой пьесы определяется по-разному: ее называют то драмой, то народной трагедией в зависимости от того, как понимается конфликт, лежащий в ее основе. Если рассматривать его как внутрисемейный, бытовой, то причина драмы Катерины очевидна: жена изменила мужу, в чем сама и призналась […]...
  16. “Гроза” – народная социально-бытовая трагедия. Н. А. Добролюбов “Гроза” выделяется как главное, этапное произведение драматурга. “Гроза” должна была войти в сборник “Ночи на Волге”, задуманный автором во время поездки по России 1856 года, организованной морским министерством. Правда, Островский затем изменил свое решение и не объединил, как предполагал вначале, цикл “волжских” пьес общим заглавием. “Гроза” вышла […]...
  17. Главные герои: Савел Прокофьевич Дикой – купец, значительное лицо в городе; Борис Григорьевич – его племянник, молодой человек, порядочно образованный; Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) – богатая купчиха, вдова; Тихон Иванович Кабанов – ее сын; Катерина, его жена; Варвара, дочь Кабанихи; Действие происходит в городе Калинове на берегу Волги, летом. Между третьим и четвертым действиями проходит […]...
  18. Завязка “Грозы”, определяется по-разному. А. И. Ревякин считает завязкой признание Бориса в любви к Катерине в сочетании с ответным признанием Катерины. Е. Холодов утверждает, что признание Катерины – “еще не завязка, а всего лишь возможность завязки”, которая реализуется только тогда, когда Катерина решается на свидание с Борисом. В том и другом случае в основу сюжета […]...
  19. ГРОЗА Драма в пяти действиях Действие первое Общественный сад на берегу Волги. Сидя на скамейке, мещанин Кулигин восхищается Волгой. Прогуливающиеся Кудряш и Шапкин, услышав, как купец Дикой ругает своего племянника, обсуждают это. Кудряш сочувствует Борису Григорьевичу, считает, что Дикого нужно как следует напугать, чтобы не издевался над людьми. Шапкин вспоминает о том, что Дикой хотел […]...
  20. Основные действующие лица: Савел Прокофьевич Дикой – купец, значительное в городе лицо. Борис Григорьевич – его племянник, образованный молодой человек. Марфа Игнатьевна Кабанова – вдова, богатая купчиха. Тихон Иваныч Кабанов – ее сын. Катерина – его жена. Варвара – сестра Тихона Кабанова. Кулигин – часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле, мещанин. Ваня Кудряш – конторщик Дикого, молодой человек. […]...
  21. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ ДРАМЫ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА” В основе любого драматического произведения всегда лежит драматический конфликт – столкновение противоположных идей, взглядов, нравственных принципов, характеров. Существует такой конфликт и в драме А. Н. Островского “Гроза”. Однако в произведении Островского он приобретает необычайную многогранность и сложность. Дело в том, что, начинаясь с противостояния главной героини и окружающего […]...
  22. В развитии драмы должно быть соблюдаемое строгое единство и последовательность; развязка должна естественно и необходимо вытекать из завязки; каждая сцена должна непременно способствовать движению действия и подвигать его к развязке; поэтому в пьесе не должно быть ни одного лица, которое прямо и необходимо не участвовало бы в развитии драмы, не должно быть ни одного разговора, […]...
  23. Тьмы горьких истин нам дороже Нас возвышающий обман. А. С. Пушкин Глядя на одно и то же, мы все видим разное. По этому поводу есть анекдот: -Чем отличается оптимист от пессимиста? -Оптимист говорит, что зал наполовину полный, а пессимист, что наполовину пустой. Вот посмотрите, что увидел Добролюбов в героине драмы “Гроза”: “Поражает необыкновенная своеобразность этого […]...
  24. Пьеса Островского “Гроза” раскрывает вечные, социокультурные проблемы общества. Катерина – главная героиня драмы. В ее образе воплощена борьба русского героического характера: борьба за любовь, осуществление возвышенных идеалов, за справедливость, правду и свободу. Кулигин – самоучка-механик – является второстепенным героем драмы. Он не включен в главную интригу и даже не встречается с Катериной при ее жизни, […]...
  25. Цели: проверить знание содержания прочитанных действий драмы “Гроза”; совершенствовать умение комментировать и выразительно читать сцены из пьесы, определять конфликт и проблемы, поднятые драматургом, анализировать прочитанное, делать самостоятельные выводы; учить добру, справедливости, уважению к человеческой личности. Оборудование: портрет а. н. Островского; иллюстрации к драме; фрагменты кинофильма или спектакля “Гроза” (на выбор учителя); текст драмы; эпиграф на […]...
  26. В пьесах Островского отразилась, словно в зеркале, вся жизнь русского купечества. Драма “Гроза” показывает читателю достоверную картину трагедии, которую можно считать совершенно обыденным явлением для купеческой среды. Быт и нравы русского купечества были способны довести человека до нравственной и физической гибели, и Островский в своих произведениях показывает все ужасные в своей обыденности и типичности обстоятельства, […]...
  27. Драма А. Н. Островского “Гроза” – самое значительное произведение драматурга – появилась в 1860 году, в пору, когда ломались устои крепостничества и в душной российской атмосфере действительно собиралась гроза. В основе произведения – конфликт молодой женщины Катерины с “темным царством”, царством самодуров, деспотов, невежд. Понять, почему возник этот конфликт, почему конец драмы столь трагичен, можно, […]...
  28. Пьеса Островского имеет все основания именоваться “русской трагедией”. Конструктивные элементы жанра трагедии выступают в ней, преображенные спецификой национальной жизни. В качестве “рока” выступают “роковая” страсть героини, ведущая к “погибели”, образ “грозы”, пронизывающий все действие, прорицания сумасшедшей барыни, в которых воскресает миф “о трагической вине, заложенной в красоте” (П. А. Марков). Обитатели города Калинова, свидетели и […]...
  29. Наши писатели XIX века часто говорили о неравноправном положении русской женщины. “Доля ты!’- русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать”, – восклицает Некрасов. Писали на эту тему Чернышевский, Толстой, Чехов и другие. Но лично мне по-настоящему открыл трагедию женской души А. Н. Островский в своих пьесах. “Жила-была девушка. Мечтательная, добрая, ласковая. Жила у родителей. Нужды […]...
  30. Только те произведения пережили века, которые были истинно народными у себя дома; такие произведения со временем делаются понятными и ценными для других народов и для всего света. А. Н. Островский С именем А. Н. Островского в русской литературе связано создание национально-самобытного драматического искусства, рассчитанного, как писал сам драматург, “для всего народа”. Одними из лучших и […]...
  31. Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе “Гроза” В пьесе Островского “Гроза” поднимается проблема перелома общественной жизни, произошедшего в 50-х годах XIX века, смены общественных устоев. Драматург не может быть абсолютно беспристрастным, но выразить свою позицию ему очень трудно – авторская позиция раскрывается в ремарках, которых не очень много и они недостаточно выразительны. Остается […]...
  32. Драма “Гроза”, написанная А. Н. Островским в 1859 году, по своему жанру – социально-психологическая драма, но она близка к трагедии. Это доказывает не только трагический финал – самоубийство героини, но и сильнейший накал страстей, классическое противоречие между чувством и долгом в душе Катерины. Как тонкий мастер-психолог, рисует автор глубокие переживания героини, ее страдание, смену настроений. […]...
  33. А. Н.Островский в пьесе “Гроза”, написанной в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени. Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, показав главные черты самодурства. В своей пьесе Островский вынес действие за пределы семейного быта в широкую сферу публичности: на городскую улицу, на площадь, в общественный сад и окружил главных […]...
  34. Что, собственно, способствовало пробуждению самосознания Катерины? Когда она почувствовала себя личностью? Когда полюбила. Именно любовь Катерины при всей ее трагической обреченности освещает ярким светом окружающий мрак. Ее любовь возрождает Тихона и даже Бориса, пробуждая в них чувства сострадания и жалости; и в них растет, разумеется, в разной мере, то самое самосознание, которого они были вначале […]...
  35. Одним из творений Александра Николаевича Островского можно назвать маленький городок Калинов, где царит самодурство и эгоизм. Среди ярких образов пьесы “Гроза”, где и рассказывается о данном месте, есть обычный мещанин и мечтатель – Кулигин. Несмотря на приличный возраст, он бодр и инициативен. Уже с первых строк мы можем заметить, как отличается герой от остального общества. […]...
  36. Драма А. Н Островского “Гроза” показывает нам жизнь в городе Калинове, то и дело нарушаемую различными проявлениями грозы. Образ этого природного явления в драме весьма многогранен: это одновременно и действующее лицо пьесы, и ее идея. Одно из самых ярких проявлений образа грозы – это характеристика персонажей драмы. Например, мы с уверенностью можем сказать, что характер […]...
  37. Кулигин В пьеса Гроза Н. Островского показан персонаж, который на протяжении всего произведения прикладывает определенные усилия для защиты прогресса и общественных интересов. И даже его фамилия – Кулигин – очень похожа на фамилию знаменитого русского механика-изобретателя Ивана Кулибина. Несмотря на свое мещанское происхождение, Кулигин стремится к знаниям, но не из эгоистических целей. Главная его забота […]...
  38. “Гроза” – пьеса Александра Николаевича Островского в пяти действиях, написанная в 1859 году, в обстановке предреформенного общественного подъема. После премьеры спектакля на сцене московского малого театра, на пьесу последовало множество критических отзывов. Второстепенные персонажи в этой пьесе играют немаловажную роль. Развитие конфликта было бы невозможно без Феклуши, Варвары, Кулигина и прочих. Больше всего из второстепенных […]...
  39. А. Н. Островский написал много пьес, которые можно увидеть и в настоящее время по телевизору или в театре. Но одной из самых известных является драма “Гроза”. Она была написана в 1860 году – накануне отмены крепостного права. Поэтому многие современники Островского видели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе. Хоть нам и кажется в […]...
Для учителя: один из возможных вариантов анализа драмы “Гроза”
Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса