Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Почему барон оказался на дне жизни. М. Горький "На дне": описание, герои, анализ пьесы

Пьеса «На дне» была задумана Горьким как одна из четырех пьес цикла, показывающего жизнь и мировоззрение людей из разных слоев общества. Это - одна из двух целей создания произведения. Глубинный смысл, который заложил в него автор - попытка ответить на главные вопросы человеческого существования: что есть человек и сохранит ли он свою личность, опустившись «на дно» нравственного и социального бытия.

История создания пьесы

Первые свидетельства о работе над пьесой относятся к 1900 году, когда Горький в разговоре со Станиславским упоминает о желании написать сцены из жизни ночлежки. Некоторые наброски появились в конце 1901 года. В письме к издателю К. П. Пятницкому, которому и посвятил произведение автор, Горький писал, что в задуманной пьесе для него ясны все персонажи, идея, мотивы действий, и «это будет страшно». Окончательный вариант произведения был готов 25 июля 1902 года, издан в Мюнхене и уже в конце года поступил в продажу.

Не так радужно обстояли дела с постановкой пьесы на сценах российских театров - она практически запрещена. Исключение сделано только для МХАТа, остальные театры должны были получать особое разрешение на постановку.

Название пьесы в процессе работы менялось, по крайней мере, четыре раза, а жанр автором так и не был определен - в издании значилось «На дне жизни: сцены». Укороченное и всем сегодня знакомое название впервые появилось в театральной афише при первой постановке в МХАТ.

Первыми исполнителями стал звездный состав Московского художественного академического театра: в роли Сатина выступил К. Станиславский, Барона - В. Качалов, Луки - И. Москвин, Насти - О. Книппер, Наташи - М. Андреева.

Основной сюжет произведения

Сюжет пьесы завязан на отношениях героев и в обстановке всеобщей ненависти, которая царит в ночлежке. Это - внешняя канва произведения. Параллельное действие исследует глубину падения человека «на дно», меру ничтожества социально и духовно опустившегося индивидуума.

Действие пьесы начинается и заканчивается сюжетной линией взаимоотношений двух персонажей: вора Васьки Пепла и жены владельца ночлежки Василисы. Пепел любит ее младшую сестру Наташу. Василиса ревнует, постоянно избивает сестру. Есть у нее и еще один интерес к любовнику - она хочет освободиться от мужа и подталкивает Пепла к убийству. В ходе пьесы Пепел действительно в ссоре убивает Костылева. В последнем же акте пьесы постояльцы ночлежки говорят, что Ваське придется идти на каторгу, а Василиса все равно «выкрутиться». Таким образом, действие закольцовывается судьбами двух героев, но далеко не ограничивается ими.

Временной промежуток пьесы - несколько недель ранней весны. Время года - важная составляющая пьесы. Одно из первых названий, данных автором произведению, «Без солнца». Действительно, вокруг весна, море солнечного света, а в ночлежке и в душах ее обитателей - мрак. Лучом солнца для ночлежников стал Лука, бродяга, которого в один из дней приводит Наташа. Лука приносит надежду на счастливый исход в сердца опустившихся и утративших веру в лучшее людей. Однако в конце пьесы Лука исчезает из ночлежки. Доверившиеся ему персонажи теряют веру в лучшее. Пьеса заканчивается самоубийством одного из них - Актера.

Анализ пьесы

Пьеса описывает жизнь московской ночлежки. Главными героями, соответственно, стали ее обитатели и хозяева заведения. Также в ней появляются лица, имеющие отношение к жизни заведения: полицейский, он же дядя хозяйки ночлежки, торговка пельменями, грузчики.

Сатин и Лука

Шулер, бывший каторжник Сатин и бродяга, странник Лука - носители двух противоборствующих идей: необходимости сострадания к человеку, спасительной лжи из любви к нему, и необходимости знать правду, как доказательство величия человека, как знак доверия к его силе духа. Для того, чтобы доказать ложность первого мировоззрения и истинность второго автором и выстроено действо пьесы.

Другие персонажи

Все остальные персонажи составляют фон для этой битвы идей. Кроме того, они призваны показать, измерить глубину падения, до которой способен опуститься человек. Пьяница Актер и смертельно больная Анна, люди, совершенно потерявшие веру в свои силы, подпадают под власть чудесной сказки, в которую уводит их Лука. Они наиболее зависимы от него. С его уходом они физически не могут жить и умирают. Остальные обитатели ночлежки воспринимают появление и уход Луки, как игру солнечного весеннего луча - появился и исчез.

Настя, продающая свое тело «на бульваре», верит в то, что есть светлая любовь, и она была в ее жизни. Клещ, муж умирающей Анны, верит, что он поднимется со дна и вновь станет зарабатывать на жизнь трудом. Ниточкой, которая связывает его с рабочим прошлым, остается ящик с инструментами. В конце пьесы он вынужден их продать, чтобы похоронить жену. Наташа надеется, что Василиса изменится и перестанет ее мучить. После очередных побоев, выйдя из больницы, она больше не появится в ночлежке. Васька Пепел стремится остаться с Натальей, но не может выпутаться из сетей властной Василисы. Последняя, в свою очередь, ждет, что смерть мужа развяжет ей руки и даст долгожданную свободу. Барон живет своим аристократическим прошлым. Картежник Бубнов, разрушитель «иллюзий», идеолог человеконенавистничества, считает, что «все люди лишние».

Произведение создавалось в условиях, когда после экономического кризиса 90-х годов XIX века в России встали заводы, население стремительно беднело, многие оказались на нижней ступени социальной лестницы, в подвале. Каждый из героев пьесы в прошлом пережили падение «на дно», социальное и нравственное. Сейчас они живут воспоминанием об этом, но подняться «на свет» не могут: не умеют, нет сил, стыдятся своего ничтожества.

Главные герои

Светом для некоторых стал Лука. Горький дал Луке «говорящее» имя. Оно отсылает и к образу святого Луки, и к понятию «лукавство». Очевидно, что автор стремится показать несостоятельность идей Луки о благотворной ценности Веры для человека. Горький практически низводит сострадательный гуманизм Луки к понятию предательства - по сюжету пьесы бродяга уходит из ночлежки как раз тогда, когда те, которые ему доверились, нуждаются в его поддержке.

Сатин - фигура, призванная озвучить мировоззрение автора. Как писал Горький, Сатин не совсем подходящий для этого персонаж, но другого со столь же мощной харизмой в пьесе просто нет. Сатин является идейным антиподом Луки: он ни во что не верит, видит безжалостную суть жизни и того положения, в котором оказался он и остальные обитатели ночлежки. Верит ли Сатин в Человека и его силу над властью обстоятельств и совершенных ошибок? Страстный монолог, который он произносит, заочно споря с ушедшим Лукой, оставляет сильное, но противоречивое впечатление.

Есть в произведении и носитель «третьей» правды - Бубнов. Этот герой, как и Сатин, «стоит за истину», только она у него как-то очень страшна. Он человеконенавистник, но, по сути, убийца. Только гибнут не от ножа в его руках, а от ненависти, которую питает он к каждому.

Драматизм пьесы возрастает от акта к акту. Связующей канвой становятся утешительные разговоры Луки со страждущими его сострадания и редкие реплики Сатина, говорящие о том, что он внимательно слушает речи бродяги. Кульминация пьесы - монолог Сатина, произнесенный после ухода-бегства Луки. Фразы из него часто цитируют, поскольку они имеют вид афоризмов; «Все в человеке - все для человека!», «Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека!», «Человек - это звучит гордо!».

Заключение

Горьким итогом пьесы становится торжество свободы падшего человека погибнуть, исчезнуть, уйти, не оставив после себя ни следа, ни воспоминаний. Обитатели ночлежки свободны от общества, норм морали, от семьи и средств к существованию. По большому счету, они свободны от жизни.

Пьеса «На дне» живет уже более века и продолжает оставаться одним из наиболее сильных произведений русской классики. Пьеса заставляет задуматься о месте веры и любви в жизни человека, о природе правды и лжи, о способности человека противостоять нравственному и социальному падению.

Одним из лучших произведений Горького является пьеса «На дне». Она социально-философского жанра и направлена к общечеловеческим ценностям. Горький впервые поднял вопрос о людях «дна», как о прямом доказательстве преступления, совершаемого над человеком. Все люди рождаются свободными и равноправными. Они должны поступать в отношении друг друга в духе братства. В пьесе «На дне» автор показывает нам бесчеловечность социальных отношений. В обычной бытовой ситуации он воплотил сложные жизненные проблемы. Автор показывает нам ту атмосферу, в которой находятся бедные люди. Ужасная бедность приводит в унизительное положение. Естественно, что обитатели «дна» хотят выбраться из этого положения, не хотят унижать свое человеческое достоинство. Они протестуют против жестокой жизни.

Все это непосредственно зависит от социальных условий, от царящего неравенства. Государство не давало возможности людям подняться из этого «дна», не принимало в общество бедных людей. Горький показывает бесправие низов.

Каждый человек противостоит многим отрицательным воздействиям. Обитатели «дна» мечтают о лучшей жизни и не быть униженными и оскорбленными. Они верят в чудо и борются с несправедливостью. Некоторые из них от безвыходности бросают борьбу и живут так, как жили раньше, или кончают жизнь самоубийством. У этих людей кончается надежда хорошо жить, уйти из «дна». Они не верят, что наступит время, когда не будет беззакония и все люди будут равны между собой.

Общественная жизнь сложна и многогранна. Она находится в изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными.

Общество устроено ненормально, и так не может продолжаться вечно. Мысли о приближении первой русской революции рождались среди обитателей «дна».
Горький восстает против пассивного взгляда на жизнь, удобного для тех, кто сам не страдает. Он отважился сказать своим современникам и потомкам жестокую правду. Тревожная дума о будущем России и о судьбах человечества никогда не оставляла Горького.

Сатин, Барон и Бубнов смирились со своим положением в ночлежке. Одновременно они спорят о жизни, о правде и о людях. Для Бубнова жизнь кажется бессмыслицей, все на земле лишнее. Все рождаются, чтобы умереть. Сатин произносит слова о человеке, о его призвании и о его красоте: «Человек - вот правда! Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Человек - это великолепно! Это звучит гордо!..»

Приход Луки в ночлежку производит на всех хорошее впечатление. Он всех успокаивает, утешает, каждому дарит надежду. Лука заставляет Актера поверить в то, что есть лечебница для алкоголиков, вору Пеплу он обещает светлую жизнь в Сибири. Настя начинает верить, что она пережила настоящую любовь. Только Барон, Бубнов и Сатин не слушают советов старика. Лука исчезает тогда, когда начинается цепь трагедий. И тогда обитатели ночлежки поняли его ложь и жалость по отношению к ним. И снова началась для них привычная жизнь: игры в карты, споры, пьянство, стоны Анны. Обман Луки не возвышал людей, а унижал их, потому что основывался не на вере в силы человека, а на убеждении, что человек ничего не способен достичь и его можно только жалеть и утешать иллюзиями.

В IV действии Сатин произносит речь о гордом человеке. И даже когда Сатин спорит со стариком, тот соглашается с ним: «Надо уважать человека!».

М. Горький в своей пьесе «На дне» призывает любить человека, сделать так, чтобы это имя звучало гордо. Судьба персонажей пьесы свидетельствует о том, что при общественном строе нет выхода для людей, попавших на «дно».

Наиболее ярко в пьесе выражена проблема гуманизма. А гуманизм - это любовь к человеку, желание ему помочь. Лука, один из главных героев произведения, помогает несчастным людям, утешая их и подавая надежду на лучшее, сам будучи далеко не из счастливых.

Он приглядывает за Анной, выводит ее на улицу. Вовремя предостерегает Пепла от убийства Костылева и от других опрометчивых шагов, советует ему и Наташе уйти из дома Костылева, предупреждая, что дело может кончиться плохо. Актера хочет поставить на путь к новой жизни и уговаривает его бросить пить. Лука обладает редким даром сочувствия и соучастия, а это и сейчас редкость в людском общении. Кто же такие жители ночлежки? Это обездоленные существа, оказавшиеся у последней черты. Но удивление вызывает то, что они пытаются остаться людьми и не потерять человеческий облик. Их усилия не напрасны, они оказывают достаточно сильное сопротивление Костылеву и Василисе, среди них растет чувство солидарности. В конце концов Бубнов и Клещ проявляют сочувствие к своим товарищам по несчастью, даже в Бароне по отношению к Насте пробудилось нечто подобное на человеческое участие.
Костылев убит. Убит случайно. Это не самосуд, не расправа над стариком, а драка, в которой виноват сам же Костылев. Но босяки не разбежались, а остались в ночлежке и готовы дать свидетельские оправдательные показания в суде. Это говорит о том, что в них осталось чувство справедливости и сочувствия к другим, более или менее близким людям.
После смерти Костылева скрылся один Лука. За это его считают своего рода предателем. Да, здесь он поступил не самым лучшим образом, но вспомним, что еще до драки он собирался уйти из ноч лежки и сказал об этом Бубнову. Да к тому же он ничем не мог помочь Пеплу: свидетельские показания беспаспортных бродяг суд в расчет не принимал. Так что его явка в суд была бесполезной для Пепла и безрассудной для него самого. Думаю, что за этот поступок Луку нельзя обвинять в предательстве, но и нельзя сказать, что он герой. Но с них довольно того, что в нечеловеческих условиях они остаются людьми. Возникает другой вопрос: не явился ли Лука причиной смерти Актера? Думаю, что нет. Ведь Лука стремился помочь Актеру, но своими историями обострил боль человека, пробудил в нем чувство собственного достоинства. Актер, которого никто в ночлежке не воспринимал всерьез, не желает жить так и предпочитает смерть.
До встречи с Лукой Пепел смотрел на себя, как на конченого человека, вора и сына вора. Лука разжег в нем тоску по настоящей, чистой и честной жизни. И по самому развитию характера видно, что Васька Пепел рвется из «дна жизни». Мешают костылевы...
Вернувшись к своей мысли, я сделаю вывод, что Лука не только утешает и лжет. Он искренне сопереживает людям, будит в них человеческие чувства. «Что такое правда? Человек - вот правда! Он (Лука) понимал это...» - заключает Сатин. Думаю, что с ним нельзя не согласиться.

Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не сумеет -
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!

Не в этом ли заключается смысл главного урока, данного нам произведением Горького, урока человечности, гуманизма?

Молодым свойственно строить "воздушные замки", мечтать о чем-либо. Мало кому в юности приходят в голову мысли о том, что он так ничего и не добьется в жизни, будет влачить жалкое существование или вовсе - опустится на самое "дно" жизни. Чаще всего люди мечтают о вечной любви, славе, безбедной жизни, служении народу и о простом человеческом счастье. Пьеса М. Горького "На дне" как раз таки о таких людях, людях, которые оказались "на дне".

Изначально пьеса имела другое не менее говорящее название "Без солнца". Затем это название трансформировалось в "Ночлежку". Но и этот вариант был отброшен автором. После долгих раздумий утверждается новый вариант - "На дне жизни". Перед самым выходом пьесы в свет - в 1902 году - название сократилось на одно слово. В окончательном варианте название оказалось наиболее подходящим из всех ранее озвученных. В пьесе нашли свое отражение многие противоречия начала ХХ века. Здесь отражен и социальный, и философский конфликт. Есть место и любовной драме. Действие пьесы разворачивается в ночлежке Костылевых, где "все некрашеное и грязное", "каменные своды...с отвалившейся штукатуркой". Обитатели «дна» - жители костылевской ночлежки - оказались выброшены обществом из своих рядов. «Дно» грозит споткнувшимся, слабым, выбившимся из колеи людям нравственной или физической гибелью. Здесь оказались люди с различными характерами, судьбами и различным социальным происхождением: рабочий и вор, разорившийся барон и спившийся актер, женщина легкого поведения и праведница. При первой встрече с обитателями ночлежки видно, что перед нами предстают страдающие и очень одинокие люди. Горький намеренно не дает полной биографии героев. Ее мы можем выстроить лишь по отдельным репликам. Итак, что мы можем сказать о каждом герое?

В целом, всех обитателей ночлежки можно разделить на три группы. Первые - это те, кто примирился с существующим положением вещей. Найдя спасительную мечту, лживую и неосуществимую по своей сути, они нашли себе оправдание в отказе от активной жизненной позиции. Вторые - это те люди, которые хотели бы начать новую жизнь, выбраться со "дна". И третьим, последним образом является Сатин, взятый отдельно от других. Рассмотрим теперь каждую группу по-отдельности.

Представителями первой группы являются Бубнов, Настя, Барон, Актер и Анна. О Бубнове мы узнаем по его рассказам: некогда он был владельцем красильной мастерской. Его жена скоро сошлась с мастером, и Бубнов, опасаясь за свою жизнь, предпочел просто уйти. По его теории сама среда, в которую помещен человек, формирует последнего, ставит его в полную зависимость перед собой. Правда Бубнова - правда внешних обстоятельств, в которой человеку отказано в личной инициативе. Здесь мы наблюдаем истинного приверженца фатализма. Среда, которая его окружает - подлая и грязная. Здесь нет добрых людей, а следовательно и самому нечего себя "раскрашивать".

Настя - девушка легкого поведения. Несмотря на всю жестокость, унижения и оскорбления, она не отчаялась, не стала жестокой и бездушной. Напротив, она искренне мечтает о большой и светлой любви. Но в реальной, окружающей ее действительности нет места чистой любви, кроме ее номинальной стоимости на бумажках. Не желая трезво смотреть на действительность, она сотворила себе прошлое, в котором якобы "жила" большая и чистая любовь. Свой сотворенный мир она выдает за реальный.

Барон - также как и Настя живет прошлым, но в отличие от нее действительно имевшем место. Время от времени, вспоминая свое былое состояние, свой знаменитый род, Барон не в силах бороться с тяжелой действительностью. Спасение от воспоминаний и горечи потерь он находит на дне стакана. Авторское отношение к такому герою выражено следующей фразой: "В карете прошлого далеко не уедешь". Так оно и есть: стоит на месте "карета" Барона, да и он сам не предпринимает никаких шагов по изменению своей жизни.

Актер - еще один обитатель ночлежки. Настоящее имя героя не известно. В прошлом он - представитель творческой интеллигенции, а сейчас это просто человек "без имени". Вспоминая былую славу, он с каждым разом расцвечивает ее в более яркие цвета, нежели она была на самом деле. Спасается от горькой "правды жизни" также как и предыдущий герой - пьянством.

Самым жалким и трагичным персонажем, на мой взгляд, является Анна. Ей тяжелее всех: она больна и угасает с каждым днем. Горьковская Анна - это собирательный образ обычной женщины начала ХХ века. Свою жизнь она описывает следующим образом: "Не помню, когда я сыта была…Над каждым куском хлеба тряслась…Всю жизнь мою дрожала…Мучилась…как бы больше других не съесть…Всю жизнь в отрепьях ходила…всю мою несчастную жизнь». Скорее всего она родилась в обычной бедной семье. Потом вышла замуж, скорее не столько по любви, сколько по необходимости. Образ Анны является скорее нейтральным, характеризующим общую массу серых людей: не творящих в жизни зла, но и не являющими собой светлый образ. Она полностью смирилась с окружающей действительностью, уповая лишь на счастье в загробном мире.

Все эти люди, опустившись на самое «дно» после многих лишений, стали безжалостны и к себе, и к другим. В ответ на свои жалобы они получают только смех и издевательства со стороны окружающих. Барона, живущего за счет Насти, забавляют ее фантазии и слезы. Каждый замкнут на своем горе и ведет о нем нескончаемый рассказ, не слушая тех, кому может быть тоже нужна помощь.

Единственный, кто верит в возможность спастись, вырваться со "дна" - это Клещ - представитель второй группы. Да, он озлоблен на людей, порой жесток с Анной - своей женой. Но единственный кто видит спасение в изнурительном, тяжелом, но честном труде: "Я - рабочий человек...мне глядеть на них стыдно... Я с малых лет работаю... Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу... кожу сдеру, а вылезу".

И, наконец, третья, последняя группа. Ее единственным представителем является Константин Сатин. Почему он особняком выделяется среди прочих? Он является носителем философии правды жизни в споре с Лукой. По его мнению не стоит опускать руки, необходимо открыто смотреть на неприятности и пытаться их решать. О нем мы знаем лишь то, что в настоящем он карточный шулер. Ранее он работал телеграфистом, но после преступления, совершенного им, оказался на "дне". Во многом он выделяется на фоне общей массы "серых" ночлежников: своими репликами, образованностью и интеллигентностью. В споре с Лукой их объединяет то, что оба стоят на позициях уважения человека. Но только каждый по-своему видит это. Сатин в своем пламенном монологе утверждает, что "ложь - религия рабов и хозяев. Правда - Бог свободного человека". Он также против любого сострадания к человеку: "Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью". А потому, видимо, он и раскрывает всем глаза на обман Луки: Актера уверяет в том, что нет бесплатных лечебниц для алкоголиков, Ваську Пепла шуткой подталкивает к преступлению. И к чему в итоге привела такая правда? К смерти Актера и ссылке Пепла в Сибирь. Вот и вся правда Константина Сатина.
Убогими и жалкими предстают перед нами ночлежники. Ни один из них так и не смог вылезти со "дна", не смог ничего в себе изменить. Так и остались все они доживать свой короткий век "на дне".

В произведении Горького “На дне” есть множество интересных персонажей со своей уникальной историей становления тем, кем они являются на момент повествования в произведении. В ночлежке место себе нашли люди самых разных кровей и происхождений, одним из которых стал бывший помещик Барон.

Барон – взрослый мужчина, один из жителей ночлежки, по совместительству работающий сутенёром. К такой жизни, по его словам, его привела череда несчастий, из-за которой он оказался без гроша, после чего, ему пришлось отправиться искать себе крышу над головой. Именно этим он и оправдывает своё нынешнее состояние.

Барон, по его рассказам, вырос в очень богатой дворянской семье, где он был единственным и любимым ребёнком, которому ни в чём не отказывали, потакая каждой его прихоти, из-за чего он вырос весьма избалованным мальчиком, за которого всё всегда делали другие, из-за чего он также стал весьма несамостоятельной персоной.

Его несамостоятельность доходила до абсурдного, вплоть до того, что он не мог сам принять ванну, о чём вечно просил слуг, а слуги же в свою очередь, боясь перечить золотому мальчику, подчинялись ему беспрекословно, делая всё, что тот им прикажет. Поэтому о и вырос человеком, который не в состоянии жить самостоятельно без чьей либо поддержки. Из-за этого, после смерти родителей он не смог справится с хозяйством, и правильно распорядиться деньгами, из-за чего всё потерял, и теперь живёт в ночлежке, только лишь грезя о былых временах, когда он мог позволить себе всё что угодно, а на данный момент, едва ли может позволить себе проживание в этой самой ночлежке.

Однако, даже потеряв всё своё состояние, он так и не изменился. Данный случай его ничему не научил, он так и не смог научиться самостоятельности, даже проживая в ночлежке. Характером он так и остался всё тем же избалованным мальчишкой, за которого когда то всё делали слуги. Также в его характере ясно прослеживается надменность и высокомерие, так как он считает, что если он родился в богатой аристократической семье, то его положения на порядок выше всех окружающих его людей на момент повествования. Он один из самых низко павших персонажей в произведении, который даже со своим новым положением смириться не в силах, продолжая уповать воспоминаниями о прошлой богатой жизни. Именно в этом и весь образ данного персонажа в произведении Горького “На дне”.

Вариант 2

Произведение Горького “На дне” даёт нам полное разнообразие персонажей и образов, дабы мы могли целиком и полностью проникнуть смыслом и целью произведения, сделать для себя выводы, дать полную характеристику того, что же описывается в произведении. Одним из решающих характеризующих образов стал образ Барона.

Барон – мужчина средних лет, который по своей глупости и неспособности к управлению потерял всё, что у него имелось, соответственно он и стал обитателем ночлежки, в которой находятся все персонажи произведения. Только благодаря своей безответственности он потерял всё то, что имел, а имел он немало, соответственно, можно сделать вывод, что Барон весьма жалкий человек.

По характеру Барон очень высокомерен и очень высокого о себе мнения, что уже может дать нам его характеристику, как не очень хорошего человека, и так оно и есть. Всю свою жизнь Барон был под присмотром родителей и слуг, так как он из весьма знатного рода, то всё для него делали окружающие, и он не знает каково это, когда ты предоставлен сам себе и сам управляешь своей жизнью. Соответственно, из-за данной неспособности к самостоятельной жизни, он и потерял всё, оставшись совсем один после смерти своих родителей.

Также в его характере можно выделить несколько отдельных черт, например его надменность и принижение окружающих. С самых малых лет ему внушали то, что нет никого лучше или выше его по положению в обществе, говоря ему о том, что все окружающие обязаны выслуживаться перед ним, давая ему всё, чего он пожелает, что сделало его таким, каков он стал. Основная проблема его характера заключается в его плохом воспитании. Его родители попросту не занимались этим, отдавая всю ответственность за мальчика на слуг, а те в свою очередь весьма и весьма льстили молодому Барону, дабы получить от него или от его родителей похвалу.

Таким образом, мы видим, что автор пытался донести до читателя мысль о том, что воспитание крайне важно, наряду с самостоятельностью, ведь не всегда рядом может быть человек, который тебе поможет, поддержит, или же подаст руку помощи в ответственный момент, и поэтому стоит чаще полагаться на самого себя, а не на кого-то другого. Примером данной оплошности в воспитании как раз таки стал Барон. Я считаю, что именно через его образ автор пытался передать именно эту мысль своему читателю.

Сочинение про Барона

Действие происходит в ночлежке для нищих, которую содержат супруги Михаил Иванович и Василиса Карповна Костылёвы. Эти люди лишились абсолютно всего, а некоторые даже собственного имени, автор называет только их клички: Клещ, Актёр, Татарин, Барон. Мы подробно рассмотрим образ Барона.

Барон, наверное, один из самых жалких персонажей пьесы. Он выходец из знатной дворянской семьи, поэтому за ним закрепилось такое прозвище. Сам он говорит, что предки его были «дворяне… вояки!.. выходцы из Франции…», а дедушка занимал высокий пост при Николае Первом. Однако, в свои 33 года он уже успел промотать всё своё состояние. В прошлой жизни остались кареты, множество слуг, роскошные дома. Он говорит, что был единственным ребёнком, который никогда не испытывал нужды, которому ничего не позволяли делать самому, потому что для этого существовали слуги. Он неудачно женился, и в короткий срок растратил всё наследство на шикарные рестораны и азартные игры. Поступив на службу, он растратил казённые деньги, за что попал в тюрьму, а оттуда – в ночлежку.

Из пьесы становится ясно, что Барон сожительствует с Настей – ещё одной обитательницей ночлежки. Настя зарабатывает на жизни проституцией, но любит читать книги о любви, за что её постоянно высмеивает Барон. Он также позволяет себе обзывать её «дура», «дурёха», высокомерно относится к её низкому происхождению и образу жизни. Но это не мешает ему выпрашивать у женщины деньги на выпивку. Такое поведение показывает его гордость, высокомерие и неблагодарность.

Трудности жизни полностью опустошили Барона, причём не только материально, но и духовно. Конечно же, ему предельно ясно, что богатая жизнь осталась в прошлом, но он постоянно вспоминает о ней и рассказывает всем обитателям ночлежки, пропуская мимо ушей их насмешки.

Пьеса Максима Горького «На дне» была написана в начале 1902 г, после 20 лет наблюдений автором жизни «бывших людей». Ещё десятилетним мальчиком будущему великому писателю пришлось отправиться «в люди». С самого детства он видел жизнь настоящего «дна» общества, что впоследствии нашло отражение в его произведениях. Ранние работы Горького окружают ореолом романтики жизнь бродяг, ему нравилась независимость этих людей, не привязанных к материальным ценностям. Однако, пьеса «На дне» показывает уже совершенно другую позицию автора, пугает беспощадной правдой жизни социальных низов общества.

Несколько интересных сочинений

  • Как вы понимаете слова Конёнкова: «Мечта всегда крылата - она обгоняет время»? Сочинение
  • Анализ рассказа Шукшина Алёша Бесконвойный

    Наверное, каждый человек знает Василия Шукшина, который написал огромное количество разных произведений. Большинство произведений написано на тему деревни, а также жизни людей в этой деревне.

  • Сочинение Забавы осеннего ветра (4 класс русский язык)

    Осень – прекрасная пора. Она дарит нам незабываемые ощущения свежести, прохлады и напоминает об уходящих теплых деньках. Солнышко еще греет, но по-детски. Деревья одеваются в разноцветные яркие костюмы

  • Сочинение Учимся работать 7 класс

    Никогда ранее не задумывался о том, почему все взрослы нас заставляют трудиться. Буквально с малых лет, едва я стал хорошо стоять на ногах, меня стали брать на копку картофеля, давали маленькое ведерко и в шутливой форме предлагали помочь

  • Без имен существительных мы бы жили в другом мире. Мы не могли бы общаться и с трудом понимали друг друга. Не смогли бы объяснить куда идти, что принести или подать. Об этом обычно не задумываешся

образ Бубнова

Картузник, один из обитателей ночлежки. Мы узнаем, что в прошлом он был владельцем красильной мастерской. Но обстоятельства изменились, его жена сошлась с мастером, и ему, чтоб остаться в живых, пришлось уйти. Теперь этот человек опустился на самое дно. Позиция Б. - это скепсис, фатализм, он всегда принижает человека. Он жесток, не желает сохранять в себе какие-либо хорошие качества. В нем нет ни капли сострадания. На просьбу умирающей Анны вести себя потише, он отвечает: "шум - смерти не помеха...". Он считает, что "все люди на земле - лишние...". С точки зрения Б., именно на абсолютном дне жизни обнажается истинная сущность человека, с него слетает наслоение цивилизованной, культурной жизни: "...все слиняло, один голый человек остался". Видимо, тем самым он хочет сказать о животной сущности человека. Б. видит в нем лишь низкое, эгоистичное, не желая принимать во внимание развитие общественной, культурной жизни. В этом случае можно считать значительной такую его фразу: "Выходит - снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется... все сотрется, да!" Опустившись на самое дно жизни, Б. уже не верит в человека, он занимает пассивную не только внешнюю, но и внутреннюю позицию.

Образ Насти

Настя – одна из жительниц ночлежки в пьесе «На дне», падшая женщина, мечтающая о романтической любви. Несмотря на то, что она занимается проституцией, она мечтает о чистой и преданной любви. Однако её окружают нищета, безысходность и унижения.

Для того чтобы как-то забыться и уйти из реальности, она придумала вымышленный персонаж, которого называет то Раулем, то Гастоном. Большая часть её мечты взята из бульварных романов, которые она постоянно читает. Она придумывает истории о своем якобы существующем возлюбленном и рассказывает другим постояльцам. Они лишь смеются и издеваются над ней. Единственные люди, которые верят ей, это Лука и Наташа.

Несмотря на все оскорбления и унижения в свой адрес, Насте удалось сохранить чуткость души. По натуре она наивна, трогательная и беспомощна. Она не отчаивается и продолжает верить в существование своего «принца».

Образ Барона

Обитатель ночлежки. Раньше он был бароном, имел достаточно крупное социальное положение. Со временем опустился на самое дно жизни, где все еще вспоминает прелести своего прошлого положения. Над ним часто смеются и издеваются по этому поводу остальные ночлежники.

Образ Луки

Очень неоднозначный персонаж пьесы. Это пожилой странник, который на некоторое время появляется в ночлежке. Л. утешает людей. Но как можно утешить этих выброшенных из жизни, опустившихся на дно ее людей? Л. прибегает ко лжи. Но это ложь во спасение. Умирающей Анне, которой нечего вспомнить в жизни хорошего, Л. говорит, что на том свете ей будет очень хорошо. Проститутка Настя всем рассказывает, что в ее жизни была большая любовь. В ответ все смеются. Но Лука говорит, что если она верит, значит, эта любовь у нее действительно была. Вора Ваську Пепла Л. уговаривает поехать в Сибирь, потому что там он сможет честно работать. Алкоголику Актеру Л. рассказывает о бесплатной лечебнице, где лечат от пьянства. Он уговаривает его подготовиться к лечению, взять себя в руки. Обосновывая то, что нужно жалеть человека, Л. рассказывает, как когда-то сам пожалел грабителей, чем их спас. Иначе они убили бы его и сгинули на каторге. Также Л. рассказывает притчу о "праведной земле". Один бедный человек верил в существование такой земли. Но на карте у ученого ее не оказалось. Человек разочаровался во всем и повесился. Так Л. хочет показать необходимость жалости и надежды для каждого человека. Л. исчезает неожиданно, во время завязавшейся драки, когда Пепел убивает Костылева. Такое исчезновение воспринимается неоднозначно. В последнем действии ночлежники вспоминают о Л., высказывая различные точки зрения на ложь утешительную.

Образ Актера

Актер - один из обитателей ночлежки. Настоящее имя героя неизвестно; в одной из сцен он сокрушается, что «потерял имя». Сценический псевдоним А. в прошлом - Сверчков-Заволжский. А. - пьяница, постоянно вспоминающий актерское прошлое и цитирующий различные литературные произведения. Появившемуся в ночлежке Луке А. пытается прочитать стихи, но не может их вспомнить и кается, что «пропил душу». А. верит рассказу Луки о якобы существующей бесплатной лечебнице для алкоголиков. Он вспоминает и декламирует отрывок из стихотворения Беранже, имеющий прямое отношение к поставленной в пьесе проблеме «утешительной лжи». А. пытается воздерживаться от пьянства, начинает работать и копить деньги на дорогу, чтобы вылечиться и начать жизнь заново. После исчезновения Луки А. понимает, что реальных надежд на спасение нет, и кончает жизнь самоубийством - вешается. Судьба А. явно ассоциируется с судьбой героя «притчи о праведной земле», которую рассказывает ночлежникам Лука.

Образ Наташи

Наташа сестра жены хозяина ночлежки, девушка добрая и мягкосердечная. Ей выпала тяжёлая судьба – нищета и постоянные издевательства со стороны сестры с мужем. И все же она сумела сохранить душевную чистоту и невинность. Именно из-за этого в неё влюбляется вор Васька Пепел. Он зовет её уехать с ним в Сибирь. Но она честно признается, что не любит его настолько, не верит его намерениям. Василиса, узнав о том, что Пепел хочет её бросить и уехать с Наташей, начинает жестоко избивать сестру и окатывает её кипятком. Наташу вовремя спасают, но при этом погибает Костылев. В страшной истерике Наташа обвиняет в убийстве хозяина ночлежки Пепла и свою сестру. Позже становится известно, что Наташа попала в больницу. Потом она исчезает в неизвестном направлении, лишь бы не возвращаться в ночлежку.

Образ Пепла

Обитатель ночлежки, потомственный вор. П. - любовник жены хозяина ночлежки Василисы. Это очень жестокая женщина, которая постоянно толкает того на воровство. Но П. надоела такая жизнь. Ему хочется стать честным человеком. Он влюбляется в сестру Василисы Наташу, хорошую девушку, жертву хозяев жизни. П. признается девушке в любви и зовет ее уйти вместе. Лука призывает П. идти работать в Сибирь. Там П. желает стать порядочным и честным. Василиса ревнует П., запирает дома и избивает Наташу. Позже, в завязавшейся драке П. убивает Костылева. Мы понимаем, что теперь ему прямой путь в тюрьму или на каторгу.

Образ Сатина

Константин Сатин - один из обитателей ночлежки, бывший телеграфист. Это человек со своей жизненной философией. С самого начала пьесы из его уст звучат такие слова, как "макробиотика", "Сарданапал" и т.д. Этот герой отличается от остальных обитателей "дна". О себе он говорит: "Надоели мне, брат, человеческие слова... все наши слова - надоели! Каждое из них слышал я... наверное, тысячу раз...", "Я был образованным человеком...", "Я много книг читал...". Потом С. посадили в тюрьму почти на пять лет за убийство человека, который обидел его сестру. После тюрьмы он попал в ночлежку и стал сознательно губить свою жизнь. С. - скептик. Он апатичен, пассивен в жизни. Его протест заключается в призыве к "ничегонеделанию". "Я тебе дам один совет: ничего не делай! Просто - обременяй землю!..". С. не просто был сброшен на "дно". Он сам туда пришел и обосновался там. Ему так удобней. И вот он обитает в подвале и пропивает и проигрывает свои возможности. Именно этот герой спорит с Лукой и его позицией "утешительной" лжи. Он говорит о свободном Человеке с большой буквы. С. считает унизительным сострадательный гуманизм Луки. "Надо уважать человека! Не жалеть... не унижать его жалостью..." С. осуждает и утешительную ложь: "Ложь - религия рабов и хозяев..." "Правда - бог свободного человека!" "человек - вот правда!" "Существует только человек, все же остальное - дело его рук и мозга! Чело-век! Это - великолепно! Это звучит... гордо!" Но что такое человек для С.? "Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они... нет! - это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет... в одном!"

Автор в полифоническом произведении, по определению М. М.Бахтина, не присоединяется ни к одной из высказанных точек зрения: решение поставленных философских вопросов принадлежит не одному герою, но является результатом поисков всех участников действия. Автор, как дирижёр, организует многоголосый хор героев, "поющих" разными голосами одну и туже тему.

Всё-таки окончательного решения вопроса о правде - свободе - человеке в драме Горького нет. Впрочем, так и должно быть в пьесе, которая ставит "вечные" философские вопросы. Открытый финал произведения заставляет самого читателя задуматься над ними.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса