Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Павел иванович вавилов. Вавилов павел иванович Павел вавилов

Существует мнение, что большинство историй выживания закончились счастливо исключительно благодаря тому, что их героям невероятно везло. Но при этом почему-то игнорируется факт, что постоянно везти не может никому и что любая неудача, особенно в настолько неблагоприятных условиях, может .

Тем не менее, слушая описание некоторых подобных случаев отказываешься верить в происходящее. И история выживания Павла Вавилова тому наглядное подтверждение. И советского кочегара спасли не удачные стечения обстоятельств (хотя их роль значительная), а несгибаемая воля, решительность и отличные навыки выживания. Причем демонстрировать всё это пришлось на острове, расположенном за полярным кругом. Но обо всё по порядку.

Предыстория

Павел Вавилов родился в 1909 году в деревне Павличино Ярославской области. Когда повзрослел — перебрался в Ленинград, где стал работать матросом на речных судах. А в 1934 пошел на повышение и перешел на суда, плавающие по Северному морскому пути. Там работал сначала кочегаром, потом машинистом. Обычная биография трудолюбивого советского парня. И всё бы ничего, если не Вторая Мировая .

На северном плацдарме бои велись ничуть не легче, чем на Украинском и Белорусском фронтах . Причем именно из-за того, что особых успехов у нацистов там не было. Но можно было пытаться контролировать северные моря, топить транспортные суда и всячески препятствовать поставкам в СССР по морю. Этим занимались как подводные лодки, так и тяжелые крейсера.

В те времена Павел Вавилов служил на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков «. Основной задачей судна была доставка людей и продовольствия на полярные станции Северной Земли. И до 1942 года всё проходило весьма успешно. Но всё хорошее когда-нибудь заканчивается.

24 августа 1942 года «Александр Сибиряков » вышел в очередной рейс. Ничего не предвещало беды, разведка (в том числе и воздушная) о наличии на маршруте неопознанных судов не сообщала. Но на следующий день в районе залива Миддендорф советский пароход попал в поле зрения тяжелого немецкого крейсера «Адмирал Шеер «. Как оказалось, разведка тупо забыла предупредить нашего капитана. Боя избежать не получилось, а исход его был предрешен заранее. Часть моряков погибла при обстреле, часть попыталась спастись на двух шлюпках (одну немцы быстренько затопили), а часть осталась барахтаться в ледяной воде.

Задачей «Адмирала Штеера » были сбор информации и уничтожение британских морских конвоев. Справедливо подумав, что русские офицеры могут располагать нужной информацией, немцы взяли в плен всех, кто пытался спастись на второй шлюпке. Сопротивление было незначительным и подавили его ценой одного трупа. Пустую лодку оставили дрейфовать.

Суть

Павлу Вавилову одновременно повезло и не повезло. Он не был ранен во время обстрела — это плюс. Он не успел добраться до шлюпок и оказался в ледяной воде, цепляющимся за какой-то деревянный обломок — это минус. Но это позволило ему остаться незамеченным для немцев — это опять плюс. Он смог добраться до дрейфующей лодки, в которой оставались её какие-то базовые запасы и труп матроса, пытавшегося отбиваться. Залог выживания после — одеть на себя что-то сухое и тёплое. Одежда мёртвого товарища пригодилась. Среди запасов были найдены два коробка спичек, несколько топоров, банка галет и бочонок с пресной водой, а также заряженный револьвер с запасом патронов.

Но Павел Вавилов понимал, что этого явно недостаточно. Поэтому приложил максимум усилий, чтобы выловить из воды ещё хоть что-нибудь. «Александр Сибиряков «, напоминаю, был транспортным судном, везшим груз на полярные станции, так что шансы на удачу были. Кочегар смог выловить мешок с меховой одеждой (относительно сухой), мешок с отрубями и спальник. С этим уже можно было хоть что-то делать.

Неподалёку виднелся небольшой остров, на котором даже можно было разглядеть постройку. Павел Вавилов , разумеется, направился туда. Ведь где постройка — там и люди. А где люди, так и связь и возможность вернуться домой. Но как оказалось, остров был необитаемым, а маяк — заброшенным. Но что делать дальше? Кочегар не знал. В картах он не ориентировался и имел лишь приблизительное представление о том, где сейчас находится. А как вы можете увидеть по карте — хрен бы он куда доплыл на спасательной лодке по северным морям. До ближайшего острова (о. Продолговатый. Тоже необитаемый) — больше 9 км. А куда плыть дальше — уже не видно. Так что Павел Вавилов принял решение ждать помощи и выживать.

Месяц на острове

И вот тут везение закончилось и началась борьба за жизнь. Маяки ставят, чтобы облегчить судоходство. А если маяк заброшен, то значит судоходных маршрутов рядом уже нет. Это раз. Не просто так полярникам везли припасы на большом и тяжелом корабле — Карское море штормит ОЧЕНЬ сильно, а это два. Людей на острове Белуха уже не было, но в первый же день Вавилов заметил нескольких белых медведей. Заметил и обрадовался наличию нагана. Но справедливо посчитал, что применять его лучше только в самом крайнем случае.

Итого. Небольшой каменистый остров в несколько квадратных километров, растительности нет, холодно, мокро, пить нечего, жрать нечего, ещё и белые медведи вокруг шастают. Диспозиция, мягко говоря, хреновая. Но жить-то хочется, так что Павел Вавилов принялся за дело.

Для начала, он оборудовал спальное место на вершине маяка — это существенно снижало шансы ночных визитов медведей, а также закрывало от дождя и ветра. Выловленная меховая одежда тут же пошла на утепление спальника. Да, август за полярным кругом уже прохладный, но с спать можно даже не разжигая костра. А то, что кое-где всё равно лежит лёд со снегом — это даже хорошо, поскольку обеспечивало запасы пресной воды. Кочегар топил лёд, разводил в нём отруби и этим питался. Ловить рыбу было невозможно из-за сильного прибоя, охотиться было не на что, собирать — практически нечего.

Главной проблемой был поиск растопки — площадь острова небольшая, деревьев на нём почти не растёт, а пологих пляжей, на которых можно собирать плавник, мало. К счастью, постройки на острове были частично деревянные — вот они и пошли на растопку. Но её всё ещё было мало, поэтмоу о том, чтобы подавать дымовой сигнал, не могло быть и речи. Звука выстрелов с большого расстояния тоже не слышно, а заметить небольшую фигуру, размахивающую руками — крайне сложно. Несколько кораблей прошло мимо острова и не заметили Павла Вавилова . Так прошел почти месяц.

Но кочегару опять повезло — его заметили с пропылвающего рядом парохода «Сакко «. Вот только ни пристать к острову, ни подогнать лодку у экипажа не вышло. Но информацию о «выжившем» сообщили куда надо. Вскоре за Павлом Вавиловым прилетел гидросамолёт. Но и он не мог 4 дня нормально приземлиться. К счастью, хотя бы еду сбрасывал и медведей отгонял.

И если вы думаете, что спасённый кочегар навсегда отказался от службы во флоте, которая принесла ему такое «приключение», то вы ошибаетесь. Вавилов вернулся в строй и продолжил служить на судах Северного флота.

Честно, сложно сказать, чего в этой истории больше — невероятных счастливых случайностей или фееричных неудач. Но факт, что если бы не железная воля, упорство, решительность и желание выжить — Павел Вавилов бы не продержался и недели. Так что, дорогие коллеги, помните об этой истории, когда у вас наступит чёрная полоса в жизни. Всё можно преодолеть, если сильно этого захотеть.

Почётный полярник


Па́вел Ива́нович Вави́лов (3 августа 1909 года - 18 января 1966 года) - работник морского транспорта, матрос арктического флота. Герой Социалистического Труда, почётный полярник.

Биография

Павел Вавилов родился 3 августа 1909 года в деревне Павличино (Любимский уезд Ярославской губернии, ныне - Первомайский район Ярославской области). Получил начальное образование в деревенской школе. После её окончания работал грузчиком в Кинешме (Ивановская область), а затем в 1927 году (по другим данным - несколько позднее) перебрался в Ленинград, где устроился матросом и работал на судах Ленинградского речного пароходства.

В 1934 году перевёлся в Главное управление Северного морского пути. Работал кочегаром, затем машинистом. Принимал участие в Советско-финской войне 1939-1940 годов. На начало Великой Отечественной войны Павел Иванович проходил службу на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков».

Гибель «Александра Сибирякова»

Основная статья: Александр Сибиряков (корабль)

24 августа 1942 года «Александр Сибиряков» вышел из Диксона, выполняя рейс с оборудованием и персоналом для новой полярной станции на Северной Земле. На следующий день у острова Белуха в Карском море советский ледокол встретил немецкий тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер». Между кораблями завязался бой, «Сибиряков» был потоплен, а выжившая часть экипажа была взята неприятелем в плен. Кочегар Павел Вавилов оказался единственным выжившим, которому удалось избежать плена.

Сначала Вавилов с другими членами экипажа попытался спастись в шлюпке, но та оказалась сильно повреждена в ходе обстрела. Спастись на бревне не получилось, так как сильное течение не позволяло отгрести от корабля. После того, как корабль ушёл под воду, большинство моряков оказались затянутыми в образовавшуюся воронку, однако Павлу Вавилову повезло ухватиться за деревянные остатки судна и остаться на поверхности. Из последних сил он смог выбраться на проплывавшую рядом шлюпку, с которой немецкий катер перед тем забрал уцелевших моряков. В шлюпке Павел Иванович, переодевшись в сухую одежду лежавшего в ней мёртвого товарища, смог добраться до необитаемого острова Белуха.

На острове Белуха

На счастье спасшегося чудом Вавилова, в шлюпке оказались продукты питания - банка с галетами и бочонок с пресной водой, а также необходимые для выживания вещи - запас спичек, два топора, заряженный наган с запасными патронами. Ещё моряку посчастливилось выловить из воды спальный мешок, мешок тёплой одежды и мешок отрубей. Кроме продуктов и вещей Павел Иванович вытащил из ледяной воды сильно обгоревшую собаку, однако та, неспособная есть, быстро умерла. На Белухе Вавилов обнаружил деревянный маяк. Опасаясь белых медведей, которых он увидел в первый же день пребывания на острове, моряк ночевал на верхней площадке башни маяка.

На полярном скалистом островке Павел Иванович Вавилов провёл по разным данным от 34 до 37 дней. Проходящие мимо пароходы не замечали моряка, в надежде размахивающего фуфайкой на берегу. Однако, когда продукты почти закончились и надвигались морозы, его заметили с проплывающего мимо парохода «Сакко» и прислали за моряком гидросамолёт. Из-за сильных волн самолёт долгое время не мог сесть, но ему сбрасывали посылки с продуктами и папиросами. На четвёртый день после обнаружения Вавилова самолёт, управляемый полярным лётчиком И. И. Черевичным, смог сесть на море и подобрать Павла Ивановича.

После войны

После окончания Великой Отечественной войны Павел Иванович Вавилов остался верен своему прежнему занятию, продолжив работу на судах Арктического флота - ледокольном пароходе «Георгий Седов», ледоколах «Ленин» и «Капитан Мелехов». Умер Пётр Вавилов 18 января 1966 года в Архангельске в возрасте 56 лет.

Награды

18 ноября 1960 года «за самоотверженный труд» Павлу Ивановичу Вавилову было присвоено почётное звание Героя Социалистического Труда. Кроме того, среди наград Вавилова - орден Ленина, медаль Нахимова, медаль «За трудовую доблесть» и звание почётного полярника.

В честь отважного моряка назван пароход Мурманского морского пароходства (в 1981 году) и остров в Карском море в составе Северо-Восточных островов (назван диксонскими гидрографами в 1962 году).

Примечания
  1. 1 2 3 4 5 6 7 Вавилов Павел Иванович // Кольская энциклопедия. В 4-х т. Т. 1. А - Д / гл. ред. А. А. Киселёв. - Санкт-Петербург: ИС; Апатиты: КНЦ РАН, 2008. - С. 371.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Имена на карте Арктики - Вавилов Павел Иванович
  3. 1 2 3 4 Головко А. Г. Вместе с флотом. - 3-е изд. - М.: Финансы и статистика, 1984. - 287 с, ил. - с. 129-135.
  4. 1 2 3 4 5 6 Информационно-аналитическая газета «Слово»: «Два боя на высоких широтах»
  5. 1 2 3 4 5 6 7 «Правда Севера»: «Бой в Арктике»
  6. 1 2 3 4 5 6 7 Издание «Мурманский Вестник» Выпуск N 07 от 17 января 2008 - «„Комендант“ необитаемого острова»
  7. «Красноярский рабочий»: «Имена героев на карте края»
Литература

Павел Вавилов родился 3 августа 1909 года в деревне Павличино (Любимский уезд Ярославской губернии, ныне - Первомайский район Ярославской области). Получил начальное образование в деревенской школе. После её окончания работал грузчиком в Кинешме (Ивановская область), а затем в 1927 году (по другим данным - несколько позднее) перебрался в Ленинград, где устроился матросом и работал на судах Ленинградского речного пароходства.

В 1934 году перевёлся в Главное управление Северного морского пути. Работал кочегаром, затем машинистом. Принимал участие в Советско-финской войне 1939-1940 годов. На начало Великой Отечественной войны Павел Иванович проходил службу на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков».

Гибель «Александра Сибирякова»

24 августа 1942 года «Александр Сибиряков» вышел из Диксона, выполняя рейс с оборудованием и персоналом для новой полярной станции на Северной Земле. На следующий день у острова Белуха в Карском море советский ледокол встретил немецкий тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер». Между кораблями завязался бой, «Сибиряков» был потоплен, а выжившая часть экипажа была взята неприятелем в плен. Кочегар Павел Вавилов оказался единственным выжившим, которому удалось избежать плена.

Сначала Вавилов с другими членами экипажа попытался спастись в шлюпке, но та оказалась сильно повреждена в ходе обстрела. Спастись на бревне не получилось, так как сильное течение не позволяло отгрести от корабля. После того, как корабль ушёл под воду, большинство моряков оказались затянутыми в образовавшуюся воронку, однако Павлу Вавилову повезло ухватиться за деревянные остатки судна и остаться на поверхности. Из последних сил он смог выбраться на проплывавшую рядом шлюпку, с которой немецкий катер перед тем забрал уцелевших моряков. В шлюпке Павел Иванович, переодевшись в сухую одежду лежавшего в ней мёртвого товарища, смог добраться до необитаемого острова Белуха.

На острове Белуха

На счастье спасшегося чудом Вавилова, в шлюпке оказались продукты питания - банка с галетами и бочонок с пресной водой, а также необходимые для выживания вещи - запас спичек, два топора, заряженный наган с запасными патронами. Ещё моряку посчастливилось выловить из воды спальный мешок, мешок тёплой одежды и мешок отрубей. Кроме продуктов и вещей Павел Иванович вытащил из ледяной воды сильно обгоревшую собаку, однако та, неспособная есть, быстро умерла. На Белухе Вавилов обнаружил деревянный маяк. Опасаясь белых медведей, которых он увидел в первый же день пребывания на острове, моряк ночевал на верхней площадке башни маяка.

На полярном скалистом островке Павел Иванович Вавилов провёл по разным данным от 34 до 37 дней. Проходящие мимо пароходы не замечали моряка, в надежде размахивающего фуфайкой на берегу. Однако, когда продукты почти закончились и надвигались морозы, его заметили с проплывающего мимо парохода «Сакко» и прислали за моряком гидросамолёт. Из-за сильных волн самолёт долгое время не мог сесть, но ему сбрасывали посылки с продуктами и папиросами. На четвёртый день после обнаружения Вавилова самолёт, управляемый полярным лётчиком И. И. Черевичным, смог сесть на море и подобрать Павла Ивановича.

После Войны

После окончания Великой Отечественной войны Павел Иванович Вавилов остался верен своему прежнему занятию, продолжив работу на судах Арктического флота - ледокольном пароходе «Георгий Седов», ледоколах «Ленин» и «Капитан Мелехов». Умер Пётр Вавилов 18 января 1966 года в Архангельске в возрасте 56 лет.

Награды

18 ноября 1960 года «за самоотверженный труд» Павлу Ивановичу Вавилову было присвоено почётное звание Героя Социалистического Труда. Кроме того, среди наград Вавилова - орден Ленина, медаль Нахимова, медаль «За трудовую доблесть» и звание почётного полярника.

В честь отважного моряка назван пароход Мурманского морского пароходства (в 1981 году) и остров в Карском море в составе Северо-Восточных островов (назван диксонскими гидрографам в 1962 году).

Вавилов Павел Иванович (1909-1966)

Герой Социалистического Труда, моряк, один из легендарных "сибиряковцев"


Родился 17 ноября 1909 г. в деревне Павличино Любимского уезда Ярославской губернии. По окончании школы в 1927-1929 гг. работал грузчиком в Кинешме. В 1929 г. перебрался в город Ленинград, где устроился матросом и работал на судах Ленинградского речного пароходства. В 1934 г. перевелся в Главное управление Северного морского пути, где работал кочегаром, машинистом. Принимал участие в Советско-финской войне 1939-1940 гг. На начало Великой Отечественной войны проходил службу на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков».

Участник дегендарного боя экипажа парохода "А. Сибиряков" с гитлеровским рейдером "Адмирал Шеер" в Карском море 25 августа 1942 г., после которого ему единственному удалось спастись. Провел 37 суток на необитаемом острове Белуха, откуда был снят полярным летчиком Черевичным. Вот как выглядело чудесное спасение моряка: сначала Вавилов с другими членами экипажа попытался спастись в шлюпке, но та оказалась сильно повреждена в ходе обстрела. Спастись на бревне не получилось, так как сильное течение не позволяло отгрести от корабля. После того, как корабль ушел под воду, большинство моряков оказались затянутыми в образовавшуюся воронку, однако Павлу Вавилову повезло ухватиться за деревянные остатки судна и остаться на поверхности. Из последних сил он смог выбраться на проплывавшую рядом шлюпку, с которой немецкий катер перед тем забрал уцелевших моряков. В шлюпке Павел Иванович, переодевшись в сухую одежду лежавшего в ней мертвого товарища, смог добраться до необитаемого острова Белуха. На Белухе Вавилов обнаружил деревянный маяк. Опасаясь белых медведей, которых он увидел в первый же день пребывания на острове, моряк ночевал на верхней площадке башни маяка. На полярном скалистом островке Павел Иванович Вавилов провел по разным данным от 34 до 37 дней. Проходящие мимо пароходы не замечали моряка, в надежде размахивающего фуфайкой на берегу. Однако, когда продукты почти закончились и надвигались морозы, его заметили с проплывающего мимо парохода «Сакко» и прислали за моряком гидросамолет.

После войны продолжал работать на судах Северного морского пути, на ледокольном пароходе "Георгий Седов", ледоколах "Ермак", "Ленин" ("Владимир Ильич"), "Капитан Мелехов". Вавилов внес и внедрил несколько десятков рационализаторских предложений, подготовил большое количество молодых машинистов. С 1961 г. на пенсии.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 августа 1960 г. за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития морского транспорта Вавилову Павлу Ивановичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали "Серп и Молот".

Награжден орденом Ленина (1960), медалями, в том числе медалью Нахимова, знаком "Почетному полярнику".

Скончался 18 января 1966 г. Похоронен в Архангельске на Кузнечевском (Вологодском) кладбище.

В честь отважного моряка назван пароход Мурманского морского пароходства (в 1981 г.) и остров в Карском море в составе Северо-Восточных островов.

Работник морского транспорта, матрос арктического флота. Герой Социалистического Труда, почётный полярник.
Павел Вавилов родился 3 августа 1909 года в деревне Павличино (Любимский уезд Ярославской губернии, ныне - Первомайский район Ярославской области). Получил начальное образование в деревенской школе. После её окончания работал грузчиком в Кинешме (Ивановская область), а затем в 1927 году (по другим данным - несколько позднее) перебрался в Ленинград, где устроился матросом и работал на судах Ленинградского речного пароходства. В 1934 году перевёлся в Главное управление Северного морского пути. Работал кочегаром, затем машинистом. Принимал участие в Советско-финской войне 1939-1940 годов.
На начало Великой Отечественной войны Павел Иванович проходил службу на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков». 24 августа 1942 года «Александр Сибиряков» вышел из Диксона, выполняя рейс с оборудованием и персоналом для новой полярной станции на Северной Земле. На следующий день у острова Белуха в Карском море советский ледокол встретил немецкий тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер». Между кораблями завязался бой, «Сибиряков» был потоплен, а выжившая часть экипажа была взята неприятелем в плен. Кочегар Павел Вавилов оказался единственным выжившим, которому удалось избежать плена.
Сначала Вавилов с другими членами экипажа попытался спастись в шлюпке, но та оказалась сильно повреждена в ходе обстрела. Спастись на бревне не получилось, так как сильное течение не позволяло отгрести от корабля. После того, как корабль ушёл под воду, большинство моряков оказались затянутыми в образовавшуюся воронку, однако Павлу Вавилову повезло ухватиться за деревянные остатки судна и остаться на поверхности. Из последних сил он смог выбраться на проплывавшую рядом шлюпку, с которой немецкий катер перед тем забрал уцелевших моряков. В шлюпке Павел Иванович, переодевшись в сухую одежду лежавшего в ней мёртвого товарища, смог добраться до необитаемого острова Белуха.
На счастье спасшегося чудом Вавилова, в шлюпке оказались продукты питания - банка с галетами и бочонок с пресной водой, а также необходимые для выживания вещи - запас спичек, два топора, заряженный наган с запасными патронами. Ещё моряку посчастливилось выловить из воды спальный мешок, мешок тёплой одежды и мешок отрубей. Кроме продуктов и вещей Павел Иванович вытащил из ледяной воды сильно обгоревшую собаку, однако та, неспособная есть, быстро умерла. На Белухе Вавилов обнаружил деревянный маяк. Опасаясь белых медведей, которых он увидел в первый же день пребывания на острове, моряк ночевал на верхней площадке башни маяка.
На полярном скалистом островке Павел Иванович Вавилов провёл по разным данным от 34 до 37 дней. Проходящие мимо пароходы не замечали моряка, в надежде размахивающего фуфайкой на берегу. Однако, когда продукты почти закончились и надвигались морозы, его заметили с проплывающего мимо парохода «Сакко» и прислали за моряком гидросамолёт. Из-за сильных волн самолёт долгое время не мог сесть, но ему сбрасывали посылки с продуктами и папиросами. На четвёртый день после обнаружения Вавилова самолёт, управляемый полярным лётчиком И. И. Черевичным, смог сесть на море и подобрать Павла Ивановича.
После окончания Великой Отечественной войны Павел Иванович Вавилов остался верен своему прежнему занятию, продолжив работу на судах Арктического флота - ледокольном пароходе «Георгий Седов», ледоколах «Ленин» и «Капитан Мелехов». Умер Павел Вавилов 18 января 1966 года в Архангельске в возрасте 56 лет.
Семья
Отец: Иван Матвеевич
Мать: Пелагея Петровна
Жена: Анна Степановна Вавилова
Дети: Евгения, Ольга

Награды
18 ноября 1960 года «за самоотверженный труд» Павлу Ивановичу Вавилову было присвоено почётное звание Героя Социалистического Труда. Кроме того, среди наград Вавилова - орден Ленина, медаль Нахимова, медаль «За трудовую доблесть» и звание почётного полярника.
В честь отважного моряка назван пароход Мурманского морского пароходства (в 1981 году) и остров в Карском море в составе Северо-Восточных островов (назван диксонскими гидрографами в 1962 г.)

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса