Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Парижские катакомбы - подземелье из костей. Парижские катакомбы

Кладбища. Есть в них нечто такое, отчего волосы начинают шевелиться на голове, и для многих из нас кладбища являются одними из самых жутких и самых запретных мест на планете. Что может быть страшнее, чем обычное кладбище? Что вы скажете о том, в котором находятся останки миллионов парижан и которое расположено прямо под столицей Франции? Да, именно так.

Для города, который известен своей любовью к моде, романтике и культуре, Париж, несомненно, скрывает под своими улицами темную тайну. Эти малоизвестные факты о необъятных катакомбах Парижа оставят вас в полном недоумении.

10. Здесь хранятся останки более шести миллионов парижан

В 18 веке на кладбищах постоянно растущего города Парижа не хватало места. Как будто этого было недостаточно, некоторые тела не были похоронены должным образом и стали причиной распространения болезни. В конечном счете, парижские чиновники решили запретить кладбища в городской черте и переместить останки, которые на них были, в другое место.

Чиновники обратили внимание на несколько подземных карьеров города. В период с 1780-х по 1814 год власти смогли организовать перевоз под землей более шести миллионов тел, собранных со всех существовавших в Париже кладбищ, перевозя мертвых с помощью тележек и помещая их в место их окончательного упокоения.

9. Они больше, чем вы думаете


Фото: Deror Avi

В то время как останки шести миллионов человек рассыпаны по туннелям, большинство из них были заложены в погребальные камеры, известных как оссуарии, куда часто проводят экскурсии. Дело в том, что в катакомбах больше туннелей. Они были сделаны парижскими шахтерами, работавшими в каменоломне, прежде чем некоторые из катакомб были использованы как кладбище.

Хотя считается, что существует около 320 километров туннелей, не все из них были нанесены на карту, и остальные остаются неизведанной территорией. Это заставляет задуматься о том, что еще может скрываться в этих туннелях.

8. Роумеры сделали из катакомб секретное место для купания


Фото: Messy Nessy Chic

По-видимому, идея отправиться в местный бассейн (или поехать к другу, у которого есть бассейн) недостаточно удовлетворяет некоторых людей. Вместо этого они отправляются в путешествие в глубины катакомб, чтобы освежиться в каких-то тайных, неизведанных водоемах, которые стали известны среди других любителей катакомб как импровизированные бассейны.

Конечно, вам понадобятся связи, чтобы туда попасть. Говорят, вам также придется пробираться через мутные воды и туннели, где может случиться приступ клаустрофобии, прежде чем вы попадете в «оазис», который в данном случае является ямой с водой, расположенной на гигантском подземном кладбище.

7. Неизвестные группы творят здесь странные дела

В 2004 году полиция, проводившая учения в катакомбах, наткнулась на нечто совершенно неожиданное. Исследуя отдаленный обширной туннельной системы, они обнаружили гигантский полностью оборудованный кинозал с экраном, всем необходимым, рестораном и баром, с профессионально установленными телефонными линиями и линиями электропередач. Еще более жутким был тот факт, что скрытая камера делала фото полицейских, когда они заходили в зал.

Никто не знает, кто это сделал, но на месте происшествия осталась записка, в которой говорилось: «Не пытайтесь нас найти». Вероятно, это не лучшее оформление для кинотеатра и ресторана, но ведь это пространство тоже можно использовать с пользой, не так ли?

6. Поток трупов

Самым популярным местом в Париже, где хоронили усопших (до того, как решили использовать для этого катакомбы), было Les Innocents - старейшее и наиболее часто используемое городское кладбище. Однако с ним была одна проблема: как упоминалось выше, к началу XVIII века на нем было похоронено так много людей, что оно переполнилось. Люди, жившие по соседству, стали жаловаться на резкий запах тления, который распространялся по всему городу.

Сказать «было переполнено», значит, преуменьшить, потому что, когда кладбище залило водой в результате наводнения, тела стали подниматься из-под земли на поверхность. В течение 1780-х годов люди начали эксгумировать тела со всех старых кладбищ и хоронить их там, что теперь мы называем катакомбами, а остальное – уже история.

5. Катафилы создают сообщества внутри туннелей


Фото: Claire Narkissos

Катафилы - это группа городских исследователей, склонных тратить огромное количество времени в глубинах катакомб для собственного удовольствия и поиска приключений. Хотя их название может звучать, как название современного культа, они глубоко уважают как мертвых, так и туннели и создают карты, чтобы люди не заблудились в огромном некрополе.

Они являются инсайдерами, и информация о том, как получить доступ к катакомбам, хранится внутри сплоченной группы. Катафилы создавали свою собственную общину внутри старых каменоломен и тоннелей в течение многих лет. Некоторые рисуют здесь картины, украшают комнаты или устраивают вечеринки с другими обитателями туннелей, а некоторые посещают их, чтобы просто отдохнуть от внешнего мира.

4. Когда-то здесь было похищено марочное вино

Оказывается, помимо костей, гниения и смерти, в глубинах катакомб есть также и довольно хорошее вино. По крайней мере, так было в 2017 году.

Банда французских воров просверлила известняковые стены катакомб и проникла в соседнее хранилище, которое находилось под квартирой и где содержались около 300 бутылок марочного вина. Воры сбежали, прихватив все вино стоимостью € 250 000.

3. Кости собраны в «декоративные экспозиции»


Фото: Shadowgate

Когда в 1780-х годах кости умерших стали впервые на телегах свозить в катакомбы, их просто оставляли в туннелях (после того, как священник произносил молитву, чтобы мертвые покоились с миром). Рабочие начали складывать старые в формы и композиции, такие как сердца и круги, и облицовывали стены черепами и различными другими страшными останками.

Одна из самых знаковых композиций известна как Бочка. Она состоит из большого круглого столба, окруженного черепами и берцовыми костями и служит одновременного опорой для потолка помещения, где находится, которое называют Склепом Страсти или Ротондой Большой берцовой Кости. Бочка немного более омерзительна, чем традиционная опора, но если она выполняет свою функцию, то нет вопросов.

2. Фермеры начали использовать катакомбы для выращивания грибов



Фото: Messy Nessy Chic

Эта практика началась в 19-м веке, когда парижанин по имени месье Шамбери (Monsieur Chambery) отважился спуститься в туннели и увидел россыпь диких грибов, растущих в подземелье. Он решил использовать заброшенные туннели для выращивания собственных шампиньон де Пари (они же шампиньоны), что в результате было принято и одобрено Садоводческим обществом Парижа (Horticultural Society of Paris).

Вскоре сюда стали отовсюду стекаться фермеры, чтобы основать свои собственные фермы. Выращивание грибов в катакомбах стало процветающим бизнес-предприятием. На самом деле, если вы знаете, где искать, то, вероятно, сможете найти некоторых фермеров, которые все еще выращивают там грибы для души. Это имеет смысл, если учитывать царящую там темноту и влажность. Кто знает, возможно, лежащие рядом старые кости, также служили своего рода удобрением для грибов.

1. Во время Второй Мировой Войны катакомбы использовались обеими сторонами



Фото: 28DaysLater.co.uk

Поскольку во время Второй Мировой войны существование катакомб было общеизвестным, а кроме того, они простираются на многие километры под землей, неудивительно, что их стали использовать во время боевых действий. Что может вас удивить, так это то, что они использовались обеими сторонами.

Члены Французского сопротивления во время войны активно использовали подземную туннельную систему, чтобы скрываться и планировать нападения на немцев. Катакомбы гарантировали, что их не заметят немецкие шпионы и не обнаружат враги.

Что еще более шокирует, так это то, что нацисты также присутствовали в катакомбах и построили различные бункеры (например, один под средней школой Lycee Montaigne). Остатки этого бункера можно увидеть и сегодня.

Когда я только приехала в Париж, я мечтала сходить в катакомбы (Catacombes de Paris), но все как-то не получалось:то времени не было, то у нас с подругами был запланирован другой музей или мероприятие. В Париже же не заскучаешь. Здесь всегда есть чем заняться. Только спустя два месяца моего пребывания там, я с подругой отправилась в назначенное место. Тем более, что самостоятельное посещение катакомб запрещено: вход возможен только организованной группой.

Школа, в которой я училась (это была частная школа для иностранных студентов), организовывала экскурсии и различные культурные и не только выходы для своих учащихся. Среди них была экскурсия и в Катакомбы. Мы решили пойти с ней, так как гида мы знали - очень приятная женщина, с которой мы ходили и на другие подобные мероприятия. Она интересно рассказывала, а это много значит для людей этой профессии.


Как нам казалось, попадем мы туда быстро, так как в октябре в Париже уже мало туристов, а значит прощайте гигантские очереди в музеи, на выставки и т. д. Как же мы ошибались! Так как одновременно в катакомбах может помещаться в общейсложности не более 200 человек, пускают туда людей порционно. Поэтому даже в октябре туда была очень большая очередь! Наверное, самая большая после очередей в Диснейленд и Версаль, которые мне пришлось пережить в Париже. В ней мы провели добрых полтора часа, прежде чем попасть туда. Но это того стоило!

Начало осмотра

Первое, что ты чувствуешь при входе, это холод. Температура внутри составляет всего +14 °С, а по ощущениям и того меньше. Я была в осеннем плаще и тонкой кофте, и все равно мне было холодно. Учтите, что при посещении катакомб вы спускаетесь вниз под землю, а проходы там такие узкие, в самом оссуарии (это здание или место для хранения скелетированных останков) еще и низкие, поэтому, если вы страдаете клаустрофобией, вовсе не советую вам их посещать.

Второе - это темнота. Несмотря на висящие повсюду фонари, внизу царит полумрак, так что все равно плохо видно, а фотографировать неудобно. Только со вспышкой мне удалось сделать несколько нормальных фотографий.

Музей и акведук Аркёй (Arcueil)

Визит начинается не с самого оссуария, а с небольшого Музея катакомб, где на фотографиях показана история каменоломен. Когда-то это были места, где добывали горную породу для нужд Парижа. Раньше, когда город был значительно меньше чем сейчас, они находились за чертой города. Париж разрастался, и, в конце концов, каменоломни попали в черту города.


Как в каменоломнях оказались черепа и останки давно умерших? Как столица и крупный город, Париж обретал внутри себя множество кладбищ. Среди них было и очень большое кладбище Невинных мучеников. Объяснялось это тем, что церкви, при которых и были они, брали деньги за погребение покойных на своей территории. Это всячески поощрялось духовенством, так как приносило хороший доход.

Однако кладбища росли и вглубь, и вширь. Различные мрачные события Парижа только добавляли огромное количество трупов. Например, эпидемия бубонной чумы или Варфоломеевская ночь, а затем и Великая французская революция были надежными поставщиками останков тысяч людей. Так на кладбище Невинных мучеников к концу XVIII века набралось уже свыше 2 млн покойников. Хоронили людей уже поверх старых захоронений. От кладбища распространялась жуткая вонь, и оно стало рассадником различных инфекций. Но его ликвидации противилась все та же церковь. Ведь это означало и конец одному из надежных источников ее дохода.

Наконец, после того, как стена отделяющая само кладбище от жилых кварталов обрушилась, и во дворы людей хлынула лавина из останков людей, нечистот и т. д., было принято решение о переносе тел и скелетов в каменоломни. В черте Парижа хоронить запретили вообще, а другие кладбища тоже были ликвидированы.

Вот так появились Катакомбы и их оссуарий.


Из этого музея путь ведет к акведуку Аркёй - водопроводу, по которому поступала вода в Люксембургский дворец и к тем местам, где раньше добывали известняк. Собственно, чего-то особо интересного там нет. Голые стены. Впечатляют только арки акведука, стремящиеся ввысь.

Галерея «Порт-Маон» (Port Mahon)

Тут нам показали скульптуры в камне, выполненные одним из рабочих каменломен Дэкюром. Будучи солдатом на службе у кардинала Ришелье, он поступил на службу в каменоломни, где стал выполнять эти скульптуры. Какова была его цель при их выполнении -неизвестно. Рядом прикреплена табличка, на которой по-французски указана вся эта информация. Кстати, умер Дэкюр здесь же, от обвала камеломен, стремясь усовершенствовать свое творение.


Скульптура представляет из себя макет форта в городе Порт-Маон, на острове Менорка, который входит в состав Балеарских островов. Дэкюр провел там в тюрьме какое-то время, когда попал в плен англичан. Во время революции скульптуры разрушили, но затем, уже в середине XIX века, их восстановили.


«Ванна для ног» (Bain des pieds)

Откуда такое странное название у простого колодца, который раньше использовали рабочие каменоломни? Дело тут в необыкновенной прозрачности воды, из-за которой посетители просто не замечали сам колодец и могли случайно намочить в нем ноги.


Так было до 1983 года, когда в катакомбах провели электричество. Чтобы увидеть колодец сегодня, нужно спуститься еще ниже. Зато после него уровень галереи поднимается и выводит уже ко входу в сам оссуарий.

Оссуарий (Ossuarium)

«Остановись! Здесь начинается царство мертвых,» - такая надпись значится сверху, при входе в оссуарий. Эта цитата принадлежит поэту Жаку Делилю. Далее, в самом оссуарии, мы увидели множество высказываний и отрывков из произведений французских поэтов и писателей о смерти и бренности жизни.


Сам вход легко узнать по черно-белым колоннам, которые ему предшествуют. Конечно, на них уже оставили надписи разные невежливые посетители.


Большая часть галерей закрыта для посетителей. Для осмотра доступна только малая их часть. Но это делается только во благо самих же визитеров. Ведь некоторые из них находятся под угрозой наводнения или обвала. Да и заблудиться там без проводника очень легко.


Кости и черепа выложены вдоль стен, при этом образуя своеобразный и жуткий рисунок. Черепа выкладывали в линию под и над костями. На них же укреплены таблички, на которых указано, с какого кладбища они были перенесены. Кстати, где-то среди этих костей лежат останки и знаменитых деятелей Франции: Робеспьера, Дантона, Кольбера, Рабле и т. д.


На меня эти галереи производили жуткое, но вместе с тем и величественное впечатление. Ты проникаешься чувством какого-то странного успокоения и понимаешь, что все в мире лишь суета сует.


Галереи приводят к так называемому фонтану Самаритянки. Он был сделан в 1810 году для сбора грунтовых вод, которые были обнаружены рабочими катакомб. Назван он так из-за эпизода с Иисусом Христом и Самаритянкой у колодца Иакова. Другая причина - аллегория с Летой, рекой в царстве мертвых из греческой мифологии. По легенде, души пили воду из нее, чтобы забыть обстоятельства своей жизни.


Дальше идет еще одна большая зала, которая носит название крипта Sacellum (с лат. «святилище»). Там расположен так называемый алтарь, который был выполнен как копия одной античной гробницы, найденной во Франции в 1807 году. Там же находится большой, белый крест и каменные табуреты.


После мы попали в еще одно мрачноватое место (Хотя казалось бы, куда уж мрачнее?). В небольшой зале на каменном столбе стоит чаша в античной форме. Как вы думаете, для чего она была нужна? Как нам рассказали, ее использовали для сжигания смолы и улучшения вентилляции воздуха внутри каменоломен. Дело в том, что от костей распространялся ужасный запах, и рабочим не было чем дышать. Поэтому его и установили первым. Смолу также сжигали, чтобы отдать дань уважения умершим.


Проходя дальше по галереям, мы увидели то, что, как мы подумали, было гробницей. Но на самом деле это что-то вроде лже-гробницы, призванной поддерживать своды каменоломен. Установлена она в честь прОклятого поэта Николя Жильбера. Его стихи выгравированы на ней.

Единственное настоящее надгробие в оссуарии обретает останки некой Франсуазы Желян или дамы Лёгро. У нее была довольно печальная судьба: она влюбилась в одного авантюриста, который сидел в тюрьме и которого она даже ни разу не видела. Она нашла его записку около тюрьмы. В результатечего она посвятила чуть ли не часть своей жизни тому, чтобы его оттуда вызволить.


Уже на выходе из склепа находится зала Страстей или Ротонда костей. Именно там находится колонна в виде бочки из выложенных черепов и костей, которую можно найти на многочисленных фотографиях кКатакомб в Интернете.

Окончание визита

В самом конце вы попадаете в еще одну залу, которая образовалась здесь в результате обвалов. С 1874 по 1875 год их произошло сразу три. Рабочие очистили два из них.


Таким образом появилась эта зала, которая демонстрирует разные геологические слои. Они специально окрашены в разные цвета.


По винтовой лестнице мы поднялись на поверхность.

На выходе есть, как обычно, магазин с сувенирами, которые тут сделаны ввиде костей или черепов. Нужен брелок с черепом или скелетом? Тогда вам сюда. Я не стала ничего там покупать, так как с меня хватило и так впечатлений от катакомб. Цена таких сувениров начинается от 5 EUR.

Как добраться

Вам нужно доехать до станции метро «Данфер-Рошро» (Denfert-Rochereau). Она находится на пересечении сразу двух веток метро: № 4 и № 6.

Ориентир - скульптура льва рядом. Там вы уже легко найдете вход по длинной очереди.


Часы работы

Открыты катакомбы почти всю неделю: вторник-воскресенье - с 10:00 до 20:30. А вот кассы закрываются в 19:30. Катакомбы закрыты по понедельникам, 1 мая, 15 августа и 1 января.

Совет: зимой или осенью можно подходить до 17:00 с часа открытия. Очередь займет от часа до полутора. Летом, в период туристического сезона, лучше всего приезжать к катакомбам утром, за часа 2 до открытия, чтобы не стоять долго в очереди.

Стоимость входа

Существует несколько вариантов билетов:

  • катакомбы + экспозиции - 12 EUR, 10 EUR - для льготников (студенты и т. д.);
  • катакомбы + археологическая Крипта - 16 EUR и 13 EUR, соответственно.

Штраф за нахождение вне туристических зон - от 60 EUR!

Правила посещении

Вход с большими сумками или рюкзаками запрещен, так как некоторые проходы очень узкие. Разрешены только сумки размером не более 40 х 30 см. Их нужно нести в руке или перед собой.

Так как внутри довольно прохладно и летом, то лучше захватить с собой теплую кофту или куртку.

Беременным женщинам и маленьким детям просмотр катакомб противопоказан.

Фотографировать внутри можно спокойно, но только со вспышкой: внутри очень темно.

Контакты

Адрес: 1 Avenue du Colonel Henri Rol-Tanguy, 75014 Paris, Франция

Телефон: +33 1 43 22 47 63

Часы работы: с 10:00 до 17:00, Пн — выходной

Стоимость: 8€, для студентов — 4€, до 14 лет бесплатно

Официальный сайт: catacombes.paris.fr

Как добраться

Метро: станция Denfert-Rocherea

Обычно Париж – это город романтики, любви, веселья и хорошего настроения, но рядом с этим в городе есть места, который могут привести в ужас не только туристов, но и многих местных жителей.

Одно из таких мест скрыто под землею и называется «парижские катакомбы», хотя для кого-то другого – это загадочное и таинственное место с насыщенной историей и интересными легендами.

Это место ежегодно посещает больше 160 тысяч туристов. Катакомбы за разными данными тянутся на 180-300 км и занимают общую площадь в 11 тыс. кв.м. В подземелье в общей сложности покоится около 6 миллионов человек.

Катакомбы Парижа во Франции — это огромная сеть пещер и туннелей , сделанных руками людей на протяжении почти целого тысячелетия. Официальное название этого места — «Муниципальные оссуарии». Они принадлежат местным властям, которые всеми силами пытаются подольше сохранить их в первозданном виде.

Катакомбы в Париже — история появления

Начало парижские катакомбы берут еще в 12 сто

Летии, когда для строительства соборов, церквей и королевских дворцов стало не хватать местных запасов камня. Тогда из под земли начали добычу известняка . Первым местом, где начались раскопки, стало подземелье под нынешним . Со временем шахты расширялись и достигли пределов современных улиц Сен-Жак, Вожирар, Сен-Жермен, Гобелен, больницы Валь-де-Грас. В 13 столетии эти пещеры еще служили хранилищем для вина у местных монахов.

Вместе с добычей известняка город расширялся, расстраивался и уже в 17 веке нависла угроза, что город может обвалиться под землю. Особо опасными на тот момент были районы Святого Виктора, Сен-Жермена и Сен-Жака. В связи с этим Людовик XVI создал Генеральную инспекцию каменоломен, которая продолжает выполнять свои первоначальные функции и сейчас.

За время своего существования она провела максимально качественные работы по укреплению конструкций, которые предотвращают разрушения подземелья, хотя и в их работе есть некоторые проблемы. К примеру, укрепление проводится за счет заполнения пространства бетоном, в результате чего исчезают гипсовые каменоломни, которые считаются историческими памятками. Кроме того, бетонирование – не очень долговечная конструкция, так как подземные воды все равно со временем ее размывают.

Отдельно стоит упомянуть об оссуарие , который является частью катакомб. Это место перезахоронения парижских кладбищ , так как они стали занимать достаточно много места в городе. В основном, здесь хранятся останки из кладбища Невинных, на котором хоронили мертвых из 19 церквей, в период бубонной чумы и жертв Варфоломеевской ночи. Все останки обрабатывались специальным раствором и укладывались в идее стены. Сейчас эта стена тянется примерно на 780 метров и наводит ужас на окружающих. Кроме того, во время укладки этой «стены из костей» рабочие выложили декоративные мозаики, на которые особо страшно смотреть в полутемном подземелье.

Музей катакомб в Париже

Музей катакомб — достаточно популярное место. Посетителей не пугает ни огромное количество мертвых, ни угнетающая атмосфера. По словам туристов, посещение катакомб и оссуария не вызывает страха. Это скорее неподдельный интерес, который хочется поскорее утихомирить. Музей катакомб имеет ряд фактов , которые будут интересны туристам. Среди них стоит отметить следующие:

В 1980 году был создан отряд полиции , функцией которого стало патрулирование катакомб . Это своеобразная спортивная бригада, которая следит за тем, чтобы посторонние посетители не выходили за пределы туристических зон. За это нарушение придется заплатить штраф в размере 60 евро . Но, не смотря на это, всегда находятся любители экстрима и риска, которые через канализационные люки или другие лазейки проникают в запрещенную часть подземелья. Однако среди этих ребят есть неписаные законы:

  • не оставлять открытый вход;
  • не расписывать стены;
  • не мусорить.

Где расположен Музей катакомб в Париже и как до него добраться

Музей катакомб расположен под землей, вход в который осуществляется около станции метро Denfert-Rocherea . Чтобы попасть в музей, надо ориентироваться на скульптуру льва, так как рядом с ней находится павильон – место для входа.

Адрес парижских катакомб: 1 Avenue du Colonel Henri Rol-Tanguy

Время работы парижских катакомб: ежедневно с 10.00 до 17.00 , кроме понедельника. Последние туристы могут зайти в составе экскурсионной группы в 16.00.

Стоимость билета для посещения катакомб обойдется в 8 евро . Цена для студентов ниже — 4 евро . Вход для детей до 14 лет предоставляется бесплатно , но надо на входе предъявить документ, который свидетельствует о возрасте ребенка.

Катакомбы на каре Парижа:

Катакомбы Парижа - сеть извилистых подземных туннелей и пещер искусственного типа под Парижем. Общая протяжённость по разным данным - от 187 до 300 километров. С конца XVIII века в катакомбах покоятся останки почти шести миллионов человек.

(Всего 17 фото)


1. Большинство каменных разработок Парижа находилось на левом берегу Сены, но в X столетии население перемещается на правый берег. Первые подземные разработки известняка находились под территорией современного Люксембургского сада, когда Людовик XI пожертвовал землю замка Воверт для вырубки известняка. Новые шахты начинают открываться всё дальше и дальше от центра города - это районы нынешней больницы Валь-де-Грас, улиц Гобелен, Сен-Жак, Вожирар, Сен-Жермен-де-Пре. В 1259 году монахи близлежащего монастыря приспособили пещеры под винные подвалы и продолжили подземные разработки.


2. Расширение жилой части Парижа в эпоху Ренессанса и позже привело к тому, что к XVII веку земли над каменоломнями оказались уже в черте города, а значительная часть жилых районов фактически «повисла» над пропастью.


3. В апреле 1777 года король Людовик XVI издал указ о создании Генеральной инспекции каменоломен, которая существует и поныне. За более чем 200-летний период работниками этой инспекции проведена колоссальная работа по созданию укрепительных конструкций, способных задержать или даже полностью предотвратить постепенное разрушение подземелья. Проблема укрепления вызывающих опасение участков подземной сети решается одним, не требующим значительных финансирований способом - всё подземное пространство заполняется бетоном. И все же бетонирование является временной мерой, потому что подземные воды Сены рано или поздно найдут выход в других местах.


4. По сложившейся христианской традиции усопших старались хоронить на прилегающей к церкви земле. В начале периода Средневековья католическая церковь всячески поощряла захоронения возле церквей, получая немалые прибыли за отпевание умерших и за места на кладбище.


5. Поскольку к середине XVIII века кладбище Невинных (функционировавшее с XI в.) с стало местом погребения двух миллионов тел, слой захоронения уходил в глубину иногда на 10 метров, уровень земли поднимался более чем на два метра. В одной могиле на разных уровнях могло находиться до 1500 останков разного периода. Кладбище стало рассадником инфекции, однако священники выступали против закрытия. Но, несмотря на сопротивление представителей церквей, в 1763 году парламентом Парижа был издан указ о запрете захоронений внутри крепостных стен города.

6. В 1780-м году стена, отделявшая Невинных от домов на соседней улице Рю де ля Лянжри, обрушилась. Подвалы близлежащих домов наполнились останками умерших и огромным количеством грязи и нечистот. Кладбище закрыли окончательно и хоронить в Париже запретили. В продолжение 15 месяцев каждую ночь конвои в чёрном вывозили кости, чтобы затем продезинфицировать, обработать и уложить в заброшенные карьеры Томб-Исуар на глубине 17,5 метра. Позже было решено очистить ещё 17 кладбищ и 300 культовых мест города.


7. В начале XIX века под руководством Эрикара де Тюри - тогдашнего главы Инспекции, в катакомбах провели работы, во время которых был создан подземный некрополь, предназначенный для посещения широкой публики.


8. Именно Де Тюри принадлежит “авторство” в выборе разнообразных изречений, начертанных на стенах катакомб, в том числе и встречающего посетителей на пороге: “Остановись! Здесь царство смерти!”, которое принадлежало аббату Жаку Делилю.


9. Со временем в катакомбах оказались останки деятелей королевской эпохи: министров Людовика XIV - Фуке и Колбера. После Реставрации монархии с кладбища Еррансис были перенесены останки Дантона, Лавуазье и Робеспьера, с Сен-Этьен-дю-Мон - Марата.


10. С кладбища Сен-Бенуа сюда переместились кости сказочника Шарля Перро. Литературный мир “представлен” в подземельях костями Рабле (прежде захороненного в монастыре Августина), а также Расина и Блеза Паскаля (ранее они покоились в Сен-Этьен-дю-Мон).


11. По иронии судьбы останки инициатора и организатора подземных захоронений - Шарля-Акселя Гийомо, равно как и его преемника и последователя - Эрикара де Тюри, в итоге также оказались в оборудованных ими же самими катакомбах, после того, как были закрыты кладбища Сент-Катрин и Сен-Бенуа.


12. Парижские подземные галереи - это место встреч людей, называющих себя катафилами — люди, увлеченные историей подземного Парижа. Помимо катафилов под Парижем можно встретить так называемых “туристов”. В отличие от обычных, наземных, туристов подземными являются, как правило, парижане или жители пригородов, наслышанные о подземных красотах города и пожелавшие увидеть их собственными глазами. А поскольку, чтобы попасть в подземные галереи, необходимо знать, где располагаются входы, то “туристам” волей-неволей приходится пользоваться услугами катафилов. Последние относятся к “туристам” весьма скептически, поэтому среди проводников из числа катафилов хорошим тоном считается в качестве посвящения в тайны катакомб оставить любопытствующих в одиночестве в полной темноте подземных галерей на несколько часов - чтобы они потеряли излишнюю самоуверенность и прониклись неподдельным уважением к подземному миру и его обитателям…


13. Возле входа на станцию метро Данфер-Рошро (ориентир - знаменитый лев работы скульптора Бартольди, автора статуи Свободы) находится небольшой павильон. Это и есть вход в знаменитые парижские катакомбы.


14. Патрулирует катакомбы специальная спортивная бригада полиции, созданная в 1980 году с целью соблюдения закона от 2 ноября 1955 года, запрещающего всем посторонним находиться в подземных карьерах Парижа вне туристических зон. Минимальный штраф за нарушение - 60 евро.


15. Сегодня для посещения туристами оборудовано 2,5 км подземных ходов. При посещении катакомб некоторые, по желанию, могут ограничиться лишь исторической экспозицией, без посещения самого оссуария. Фотографировать внутри со вспышкой или со штативом запрещено.


16. Один из фактов истории катакомб: Сторож церкви Валь-де-Грас Филибер Аспер, в поисках винных погребов, пытался исследовать катакомбы, протянувшиеся на сотни километров. В 1793 году он заблудился в этом лабиринте, и его скелет нашли только через 11 лет, опознав по ключам и одежде.


17. Существование катакомб Парижа находится под угрозой. Основная причина - подземные воды, размывающие основание и крепления катакомб. В начале 1980 года уровень подземных вод в некоторых местах начал подниматься, в результате чего оказались затопленными некоторые галереи.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса