Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Отцы и дети спектакль театр. Афиша недели: две премьеры по Тургеневу. Музыкальное оформление - Олег Васенин

В Театре Наций впервые работает Дмитрий Крымов. Многократный лауреат «Золотой маски» и множества других премий, один из самых ярких представителей визуального театра и автор целого ряда необычных постановок выпустит на большой сцене Театра Наций спектакль по прозе Тургенева.
Если вы уже знакомы с постановками Крымова, то знаете, что не стоит ждать от него хрестоматийного прочтения классики. А если не знакомы, то вас ждет встреча с его молодой, но уже прославленной командой, каждый член которой готов перевоплотиться в кого угодно и даже во что угодно. Потому что в театре Крымова каждый предмет имеет душу.
На этот раз к команде прибавился «новичок» - звезда «Студии театрального искусства», обладатель «Золотой маски» за роль Венички Ерофеева актер Алексей Вертков.

Дмитрий Крымов о новом спектакле:
Проблема перевода классической прозы Тургенева на язык театра - вот эта проблема меня ужасно интересует: как создать нежную, лиричную, условную - при всей реалистичности - среду? Как перевести тургеневские описания природы на язык театра?!
Несовершенство театра - и его совершенство, которое неожиданно пробивается сквозь всю нашу повседневную театральную жизнь, дурацкую и смешную. Человеческая увлеченность театром на грани фанатизма - это и грех, ведь за этим фанатизмом ты много не видишь многое, что касается жизни, но это и счастье. Ведь театр - удивительное место, там может быть и природа, и жизнь, и смерть, и любовь, и бог, и черт, и ангел.
Вот об этом нам хотелось бы сделать спектакль. А, в общем-то, он про любовь. Про любовь к театру и к людям. И как одно может быть в ущерб другому.
Наша героиня - Муму. Она вроде бы ребенок, но она сложная, витиеватая - бывают такие дети, напичканные знаниями, которые пришли к ним непонятно откуда. Эта Муму, она ведь еще и в театральной школе учится, такой театральный ребенок. Впрочем, она даже не Муму - ее зовут Маша. Она племянница актера, который пришел играть и оставил ее во дворе, а она случайно оказалась в театре… Так что зритель - если он не читал «Муму», и не знает, почему утопили собаку, может спросить: «А где же Муму-то?».
Мне всегда нравилась позиция концептуалистов: ты должен что-то знать, прежде чем смотреть или читать. Ты должен что-то знать, прежде чем читать, скажем, поэзию Бродского - иначе многого не поймешь. Но если у тебя развито чувство поэзии, ты все равно будешь заворожен стихом. Человек, который прочитал Тургенева, поймет, почему наш спектакль называется «Муму». Но только при условии, если захочет удивляться. Потому что если он захочет увидеть обычную актрису-травести, которая играет Муму - он ее не увидит. Он не увидит и русскую природу - бутафорских листочков у нас не будет.
И еще вот меня спрашивают: у вас актер Леша Вертков играет Тургенева, который пишет «Записки охотника», а к нему вдруг приходит настоящая Полина Виардо. Приходит из 19-го века и говорит по-французски. А он ведь просто Леша Вертков! Но это ведь всегда так: возьмешься сыграть какого-то реального персонажа, например, Цезаря - придет реальный Брут и воткнет в тебя меч. Или как в комедии дель арте: играешь - играешь Арлекина, а потом решишься снять маску, а она, оказывается, приросла.

*Комедия дель а́рте (итал. commedia dell"arte), или комедия масок — вид итальянского народного театра, спектакли которого создавались методом импровизации с участием актеров, одетых в маски и на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления.

Спонсор спектакля

Сегодня, увы, программа государственной поддержки гастролей ведущих российских театров, хоть и работает на предельных оборотах, охватить все знаменитые театры и все регионы просто не в состоянии. А кроме того – по чисто техническим причинам далеко не каждый спектакль можно сыграть на неродной сцене. Для жителя российской глубинки не только в столицу выбраться проблема, но и приобрести билеты по столичным ценам. Но, как известно, если гора не идёт к Магомету, Магомет идёт к горе. Сегодня протянуть высокоскоростной интернет при желании можно, практически почти куда угодно. А нынешняя техника позволяет устроить с его помощью… трансляцию спектакля (на который и в столице не так-то легко попасть), прямо из прославленного театра в зал, ну, скажем, имеющего нужное оборудование кинотеатра, сделав стоимость билетов на столь необычный "театральный сеанс" доступной даже для пенсионеров и студентов.

На сегодняшний день в проекте принимают участие больше трех десятков российских регионов - от Калининграда до Новосибирска и от Архангельска до Краснодара. Среди театров-партнёров - МХТ им. Чехова и "Современник", театр Вахтангова и РАМТ, Маяковка и детский музыкальный театр им. Наталии Сац, питерские БДТ им. Товстоногова, театр комедии им.Акимова и "Зазеркалье".

Как и каждый жизнелюбивый проект, "Театральная Россия" осваивает новые форматы. И самым заманчивым, как нетрудно догадаться, стало создание собственных постановок с участием популярных актёров. "Тургенев. Сегодня!", премьеру которого сыграли в феврале на сцене театра им. Вл. Маковского, стал первой ласточкой. Режиссёра Глеба Черепанова увлекла идея рассказать о жизни и творчестве великого русского писателя средствами биографической драмы.

Жанр этот в последнее время пользуется у отечественного зрителя особой любовью: личности, талантом которых строилась русская история и русская культура слишком долго пребывали в состоянии бронзовых монументов, перед которыми можно только благоговеть. Не потому ли так часто классика не находит пути к сердцу читателя, что он воспринимает автора лишь как параграф из учебника литературы? И не потому ли так сильно стремление всмотреться в их
судьбы повнимательней, увидеть в них живых людей, которые любили и страдали, испытывали страх и восторг, совершали ошибки и подвиги.

Обращение к фигуре Ивана Сергеевича Тургенева - романиста и поэта, драматурга, публициста и переводчика - более чем закономерно: 2018 год проходит под знаком 200-летия писателя. В основу спектакля легли письма и воспоминания как самого Ивана Сергеевича, так и его родных, близких и друзей. Детство, прошедшее в тени властолюбивой, неласковой матери. Метания отрочества и драма первой юношеской влюбленности. Первые литературные опыты и поиски своего пути в творчестве. А поскольку жизнь писателя так или иначе отражается в том, что выходит из-под его пера - окружающие вольно или невольно перемещаются из пространства жизни в пространство литературы - органичным продолжением биографической линии стали фрагменты из самых знаменитых произведений - "Ася", "Отцы и дети", "Месяц в деревне", "Дворянское гнездо".

Фото: Дмитрий Коробейников

Каждая в свой час, на сцене возникнут женщины, оставившие неизгладимый след в судьбе Тургенева: суровая и деспотичная Варвара Петровна, матушка писателя, с которой списана жестокая барыня из рассказа "Муму", юная княжна-поэтесса Екатерина Шаховская, ставшая прообразом героини в повести "Первая любовь", романтичная и восторженная Татьяна Бакунина, которой обязан своим появлением знаменитый романс "Утро туманное, утро седое", и страстная, манящая своей неистребимой женственностью Полина Виардо, и великая драматическая актриса Мария Савина - последняя любовь Ивана Сергеевича. Долгая, трудная, горькая и счастливая жизнь великого писателя отразится в сегодняшнем дне, и зритель получит право самому ответить на вопрос, насколько созвучен Тургенев стремительному и безжалостному XXI веку.

В спектакле заняты артисты московских театров: Любовь Руденко, Анатолий Руденко, Андрей Болсунов, Елена Дудина, Джульетта Геринг, Денис Дёмин, Анастасия Спектор, Василиса Кузьмина и выпускники Московской театральной школы Олега Табакова. "Тургенев. Сегодня!" уже начал своё путешествие по городам и весям России: он включён в программу Тургеневского театрального фестиваля, который завершится 9 ноября, в день рождения писателя. В день юбилея спектакль будет транслироваться во всех городах, являющихся партнёрами проекта "Театральная Россия".

Фото: Дмитрий Коробейников

К 198-й годовщине со дня рождения И.С. Тургенева столичный музей подготовил экспозицию о театральной и экранной жизни произведений писателя-орловца с мировым именем.

Москва, ул. Арбат, 55/32.

Составить представления о «тургеневских» постановках русского театра и кино за последние сто лет позволяют материалы трёх музеев - Музея И.С. Тургенева (филиал Государственного музея А.С. Пушкина), Музея МХАТа, Театрального музея им. Бахрушина, а также из собраний более десятка ведущих театров Москвы, Санкт-Петербурга, Орла и частных коллекций.

Зато представим фотографии «орловского» зала экспозиции.

Когда-то в Орле проходил такой фестиваль.

Народный артист России Пётр Воробьёв примерил на себя почти все тургеневские образы.

Афиши к спектаклям «Месяц в деревне», 1952 г. и «Новь», 1956 г.

Афиша к спектаклю «Дым» (1990 г., показ в Москве).

Плакат к премьере спектакля «Последний колдун» (1993 г.).

Афиша к спектаклю «Нахлебник» (показ в Баден-Бадене).

Афиша на французском языке к спектаклям «Провинциалка» и «Последний колдун».

Бутафорская герань из спектакля «Любви прекрасная звезда».

Бутафорская шкатулка из постановки «Последний колдун».

Фотографии об истории орловской сцены.

А теперь о том, чем удивляли столичные сценические подмостки.


Государственный академический Малый театр демонстрирует публике эскизы костюмов героев «Нахлебника» и «Завтрака у предводителя». Год - 1924-й. Художник Д.Н. Кардовский.

Афиша спектакля «Элегия» (1975 г., Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина (Александринский).

Шубка Марьи Васильевны Беловой к спектаклю «Холостяк» (1899). В роли Беловой Вера Фёдоровна Комиссаржевская. Александринский театр.

Пиджак И.С. Тургенева к спектаклю «Элегия» (1975). В роли Тургенева Бруно Артурович Фрейндлих. Александринский театр.

Программа спектакля «Элегия» с репринтным изданием писем И.С. Тургенева к М.Г. Савиной. Александринский театр.

Эскиз костюмов спектакля «Месяц в деревне». 1909 г. М.В. Добужинский. Музей МХАТа.

Фотооткрытки к спектаклю «Провинциалка». 1909 г. Музей МХАТа.

Академический малый драматический театр - театр Европы свою часть экспозиции посвятил спектаклю «Муму» режиссёра В. Фильштинского. Спектакль создан в 1984 году и возобновлён в 2016-м.

Костюм Гаврилы Андреевича.

Фотографии спектакля «Муму».

Московский драматический театр на Малой Бронной представляет реквизит к спектаклю «Месяц в деревне» 1977 года.

Московский государственный театр «Ленком» представил головные уборы героев спектаклю «Две женщины» (По «Месяцу в деревне»), 1998.

Афиша спектакля «Месяц в деревне» (2009), Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова.

Санкт-петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М.П. Мусоргского (Михайловский театр) представил афишу и эскизы к балету И. Шварца «Накануне» (1960). Художественное оформление Т.Г. Бруни.




Эскизы к спектаклю «Отцы и дети». Режиссёр А. Бородин. Городской театр Рейкьявика. Исландия. 1998 г.

Отзыв режиссёра Леонида Хейфеца о поразившем его романе И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Отдельную часть выставки составляют материалы об экранизации Тургенева. Например, можно видеть редкие кадры с утраченной киноплёнки картины Владимира Гардина «Дворянское гнездо» (1915 г.).

Государственный музей А.С. Пушкина напомнил публике - в распечатанных кадрах - о незавершённом фильме Сергея Соловьёва «Иван Тургенев. Метафизика любви». 1998 год. Тургенева играют Филипп и Олег Янковские, Полину Виардо - Татьяна Друбич. Арии и романсы к фильмы были записаны в исполнении Любови Казарновской. 20 минут фильма, которые успели отснять, утрачены. Сохранившиеся фотопробы были переданы в дар музею в ходе творческого вечера в 2011 году в Доме-музее И.С. Тургенева на Остоженке.



Удачно сложилась судьба картины Веры Глаголевой «Две женщины» (2014 г.) по мотивам пьесы «Месяц в деревне». В дар Государственному музею А.С. Пушкина режиссёр передала платье Натальи Петровны и костюм Ракитина. В экспозицию на Арбате также вошли кадры к фильму, сценарий и отзывы съёмочной группы.




Выставочный проект в Москве завершается. Но впереди любителей творчества И.С. Тургенева, верим, ждёт немало сюрпризов. К 200-летию со дня рождения писателя, в 2018-м, должны после ремонта открыться музеи в Орле и в Москве. Кто знает, может, к этому времени театральные режиссёры-постановщики и киносценаристы создадут новые творения по мотивам текстов классика. И это будет очередная страница нашей культуры, в которую впишут премьеры, даты, имена, связанные с нашим прославленным земляком.

Ирина Крахмалева,

30 января 2018, 10:45

29 января в читальном зале библиотеки имени И.С. Тургенева состоялась театрализованная презентация спектакля «Тургенев. Сегодня!» с участием его создателей, задействованных в нем ведущих актеров московских театров.

Спектакль реализуется в рамках одноименного масштабного проекта, приуроченного к 200-летию со дня рождения писателя, которое мы будем отмечать 9 ноября текущего года. Культурно-просветительский проект «Тургенев. Сегодня!» подготовлен ФЦП «Театральная Россия» при поддержке ООО «Газпром трансгаз Москва», аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, благотворительного фонда социальных инициатив «Мир и гармония». Автор оригинальной идеи проекта - президент фонда Эльмира Щербакова.

- «Тургенев. Сегодня!» - это спектакль-посвящение Ивану Сергеевичу Тургеневу, наше приношение из XXI века, сделанное силами всех искусств и жанров: театра, кино, музыки, танца, вокала, живописи, видеоарта, - рассказал ведущий презентации, режиссер проекта Глеб Черепанов.

Оригинальность и неповторимость спектакля, по его мнению, заключается в том, что в России еще никогда не ставилась на сцене в таком масштабе автобиография великого русского писателя. Был спектакль московского театра Российской Армии «Элегия» со знаменитыми актерами Людмилой Касаткиной и Андреем Поповым в главных ролях, который показывал лишь фрагмент жизни Ивана Сергеевича Тургенева.

В нашем спектакле мы в течение довольно краткого времени - около двух часов - постарались передать зрителю весь ее «срез» - от детства, юности до зрелых лет. Но, автор сценария Мария Виткина концентрирует наше внимание именно на ключевых событиях, повлиявших на творчество Ивана Сергеевича и нашедших отражение в его произведениях.

«Тургенев. Сегодня!» - спектакль необычный и нетипичный. Выполнен в стиле театрального коллажа. Основан на воспоминаниях, письмах и документах самого писателя, его семьи, друзей, коллег и современников. В него будут вмонтированы фрагменты из произведений Ивана Сергеевича Тургенева. Эти сцены будут играться как вживую, вплетаясь в общую ткань спектакля, так и на видео. В постановку также войдут несколько небольших фильмов, поставленных по его пьесам и повестям.

Жизнь и творчество Тургенева будут выражены в спектакле не только языком драматического театра, но и средствами оперы, балета, современной академической музыки. Также запланировано создание особой «open-air» версии спектакля, чтобы играть ее в теплое время суток в родовом имении Ивана Сергеевича - Спасском-Лутовиново.

Об этом имении хочу сказать особо, - делилась на презентации своими эмоциями ведущая актриса Московского академического театра имени Владимира Маяковского - Любовь Руденко (в спектакле играет роли матери писателя, Варвары Петровны Тургеневой, и крепостной Феоктисты). - Мы не случайно одну из репетиций нашего проекта провели именно там, в Спасском-Лутовиново, напитываясь самим духом Ивана Сергеевича. Также нам посчастливилось услышать эмоциональные отзывы о его личности, его деятельности служителей краеведческого музея в городе Орле. Вы знаете, эти потрясающие энтузиасты до сих пор хранят, как драгоценную реликвию, память о писателе. Они дали нам необыкновенный заряд вдохновения и бодрости, уверенности, что наш спектакль внесет свой неоценимый вклад в популяризацию творчества Тургенева.

В завершении своего выступления Любовь Руденко исполнила два знаменитых романса - «А напоследок я скажу…» и «Белой акации гроздья душистые», которые, на ее взгляд, как нельзя лучше подчеркивают «аромат» тургеневского времени.

Еще одной неповторимой особенностью спектакля, по мнению режиссера Глеба Черепанова, является многообразность игры актеров. На презентации он представил присутствующих в зале исполнителей ролей в «Тургенев. Сегодня!». Так, артист Театра «Гоголь-центр» Андрей Болсунов будет играть в спектакле отца писателя - Сергея Николаевича Тургенева и еще Луи Виардо, Александра Тургенева. А, к примеру, актрисы театра и кино Елена Дудина и Василиса Кузьмина передадут нам образы Татьяны Бакуниной, Аси, Ольги Тургеневой и Одинцовой. Лишь артисты Анатолий Руденко и Джульетта Геринг (дублер - Анастасия Спектор) будут играть по одной главной роли - самого Ивана Сергеевича Тургенева и Полины Виардо.

В завершение презентации актеры продемонстрировали две сцены из спектакля «Тургенев. Сегодня!» - диалоги И.С. Тургенева с братом Аси и с крепостной Феоктистой.

Наша задача была современными, нескучными средствами привлечь основную аудиторию спектакля, - молодое поколение - подростков, студентов. Ведь, стратегической целью проекта является сохранение российской культурной самобытности, посыл к развитию и реализации культурного и духовного потенциала каждой личности.

В 2018 году показ спектаклей планируется в 18 регионах Центрального федерального округа, в рамках мемориального фестиваля-флешмоба, где будут участвовать спектакли, созданные по произведениям великого русского писателя. Также планируется показ киноверсии спектакля в кинотеатрах по всей России.

Премьера спектакля «Тургенев. Сегодня!» в Москве состоится 19 февраля т.г. на сцене Московского академического театра имени Владимира Маяковского. Финальный спектакль запланирован на 9 ноября 2018 г. - в канун 200-летия И.С. Тургенева.

В афише недели — две премьеры по Тургеневу. Обновленный Театр им. Вл. Маяковского выпускает « », а стажеры «Мастерской Фоменко» — .

Летом в Театре им. Вл. Маяковского сменился худрук — им стал Миндаугас Карбаускис. Теперь вместо тихой заводи для окрестных пенсионеров «Маяковка» может оказаться одним из главных ньюсмейкеров. Пока сам Карбаускис репетирует пьесу Островского «Таланты и поклонники» (премьера намечена на январь), режиссер Александр Огарев выпускает «Месяц в деревне» с Евгенией Симоновой и Полиной Лазаревой.

«Месяц в деревне» — это русский проект жизни по велению сердца», — так туманно говорит о своем будущем спектакле сам режиссер. Ученик Анатолия Васильева, лауреат последней «Золотой маски», да еще в номинации «Новация» (за спектакль «Гвидон», в котором стихи Хармса соединились с музыкой Александра Маноцкова), Огарев умеет обнаружить новое в привычном сюжете. Герои Тургенева в его спектакле попадают в знакомую всем ситуацию, когда вдали от большого города карьерные, социальные и прочие амбиции теряют цену. Человек остается один на один с величием природы и собственными чувствами. И тут чувства вдруг начинают подсказывать что-то совершенно «неприличное». Н

Афиша недели: две. Источник: Афиша недели: две.

О приличия герои Тургенева стремятся соблюсти даже вопреки собственному счастью. Наталью Петровну, добродетельную мать и жену, на излете молодости обнаружившую, что еще никогда по-настоящему не любила, сыграет Евгения Симонова. И хотя актриса отлично выглядит, она вовсе не собирается «омолаживаться» гримом — возраст в данном случае только обостряет конфликт. Ясно, что студент Беляев (Юрий Колокольников) — это ее первая и последняя настоящая любовь. Третьим углом треугольника станет Верочка — воспитанница Натальи Петровны, которую сыграет Полина Лазарева. Участница студенческой «Охоты на мамонта», на которую два года назад бегала вся Москва, она, как говорили в старину, представляет славную актерскую династию: Лазаревы-Немоляевы. Александра Лазарева-старшего не стало прошлой весной. Но теперь на сцену выйдет его внучка — значит, жизнь в театре продолжается.

Развить тургеневский сюжет можно на спектакле, сделанном стажерами «Мастерской» под руководством Евгения Каменьковича —«Русский человек на rendez-vous». Название постановке, основанной на повести «Вешние воды», далаизвестная статья Чернышевского. В ней говорится о слабости русского человека, неспособного разобраться с собственной судьбой. Герой повести Дмитрий Санин (дебютант Федор Малышев), возвращаясь с курорта, влюбляется в молодую итальянку Джемму (Серафима Огарева) и даже дерется из-за нее на дуэли. Чтобы поправить дела к свадьбе, он уезжает в Висбаден, где его сбивает с пути зрелая светская львица, красавица Марья Полозова (Екатерина Смирнова): предав Джемму, Санин предает и самого себя. Как всегда у Тургенева, любовная коллизия оказывается только поводом, чтобы поразмышлять о напрасно растраченной жизни, на рандеву с которой русский человек оказывается безволен.

Набранные год назад стажеры играют этот спектакль в старом здании, на узкой сцене и почти без декораций. Выходит не только обаятельно, но так благородно и умно, что верится: в отличие от героя Тургенева эти молодые актеры не растратят свои жизни попусту.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса