Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Особенности постановки ударения в русском языке. Особенности русского ударения. Основные тенденции в развитии русского ударения. Логическое ударение. Подготовка текста к озвучиванию

Три особенности русского ударения

Ударение – это тот музыкальный тон, на который настраивается слово, тот «голос», по которому мы узнаем слово. Все слова, являющиеся самостоятельными частями речи, обычно имеют ударение. Усвоение правильного ударения сопряжено с рядом трудностей, объясняющихся его особенностями.

Первая особенность: ударение в русских словах не прикреплено к определенному слогу в слове (как в других языках: в большинстве тюркских языков, во французском языке оно падает на последний слог слова, в польском – на предпоследний, в чешском и венгерском – на первый). Такое ударение называют с в о б о д н ы м, оно может быть на любом слоге слова: на первом (вóля, гóрод, вскúнутъ, гóрдый, óстрый), втором(свобóда, прирóда, привéт, писáтъ, красúвый, удóбный), третьем (молодóй, молокó, часовщúк, понялá) и т. д.; на приставке (зáсуха, прúгород, в ы лететъ, в ы нести), корне (стóлик, кнúжка, желéзный, и ю лъский, раскрáситъ, запéть), суффиксе (леснúк, обучéние, золотúстый, полотн я ный, заземлúть, оформл я тъ); окончании (звездá, тишинá, болъшóй, леснóй, везтú, местú).

Вторая особенность: подвижность русского словесного ударения, его способность менять свое место в зависимости от формы слова. Например, глагол понятъ в неопределенной форме имеет ударение на втором слоге, в прошедшем времени в мужском роде оно передвигается на первый слог (пóнял) а в женском роде – на последний (понялá). Таких слов с перемещающимся ударением в русском языке очень много. Существительные женского рода, имеющие ударение на конечном слоге в единственном числе (сестрá, водá, земл я , стенá, головá и др.), во множественном числе получают ударение на корне (сёстрыг, вóды, зéмли, стéны, гóловы), а у существительных среднего рода, имеющих ударение в единственном числе на корне (стáдо, дéло, мéсто, мóре, пóле), во множественном числе ударным оказывается окончание (стадá, делá, местá, мор я , пол я ). Некоторые существительные среднего рода перемещают свое ударение, как существительные женского рода (окнó, стеклó, письмó, звенó, но во множественном числе – óкна, ст ё кла, пúсьма, звéнья).

Большие трудности в усвоении ударения связаны с краткими прилагательными. Так, прилагательныескрóмен, скýчен, грýстен, крéпок, крýпен, стрóен в единственном числе в мужском роде имеют ударение на основе, в женском роде – на окончании (скромнá, скучнá, грустнá, крепкá, крупнá, стройнá, а во множественном числе равноправны оба ударения – и на основе и на окончании (скрóмны – скромн ы , скýчны – скучн ы , грýстны – грустн ы , крéпки – крепкú, крýпны – крупн ы , стрóйны – стройн ы ).

Также многие глаголы в зависимости от формы меняют ударение. Например: жить, быть, лить, вить, дать, пить и образованные от них прожить, пережить, нажить, дожить, долить, перелить, пролить, завить, задать, передать, допить и др. Схема их ударения причудлива и к тому же со временем изменяется. Неизменной остается только форма женского рода прошедшего времени с ударением на окончании (жилá, былá, лилá, далá, пилá, прожилá, пережилá, нажилá, дожилá, долилá, перелилá, завилá, задалá, передалá, допилá).

Из-за подвижности русского словесного ударения мы вынуждены при изучении слов и их форм всякий раз запоминать, где какой слог является ударным. Это трудно, но так уж устроен наш язык. И то, что слова в разных формах звучат по-новому, делает русскую речь выразительной, интересной.

Третья особенность: изменчивость русского ударения с течением времени. Откройте произведения Крылова, Грибоедова, Пушкина, Лермонтова, Некрасова, и вы найдете в них немало слов с другим, чем сейчас, ударением. Например:

Зубастой Щуке в мысль пришло

За кóшачье приняться ремесло.

(И. А. Крылов.)

Погасло днéвное светило;

На море синее вечерний пал туман.

(А. С. Пушкин.)

Мы, старики, уж нынче не танцуем,

Музы ки гром не призывает нас.

(А. С. Пушкин.)

Слова прúзрак, сúмвол, автóграф, автóбус, агéнт, агóния, агронóмия, эпúграф, пáхота, разоружúть, магазúн, слýчай, апáтия, аристокрáтия прежде имели другое ударение. Процесс изменения ударения идет и сейчас. Так, еще в 80-х годах прошлого века из двух вариантов бáржа и баржá, комбáйнер и комбайн ё р, металлýргия и металлургúя, пéтля и петл я , симметрúя и симмéтрия предпочтительным считался первый, а сегодня и второй признаётся верным. Теперь являются допустимыми камбалá, кожáнка, кулинарúя, феномéн, августóвский, хол ё ный, нормúровать и др.

Причины таких перемен в ударении различны, их исследуют ученые. Мы только можем сказать, что язык, служа людям, изменяется, развивается, улучшается, как всё в мире. Из этого следует вывод: нужно быть чутким, внимательным к языку, наблюдать за изменениями, которые в нем происходят, и почаще заглядывать в новые словари, отражающие эти изменения.

Ударение в русском языке - это выделение одного из слогов в составе слова усилением голоса. Правильная постановка ударения является необходимым признаком культурной, грамотной речи. Есть немало слов, произношение которых служит как бы лакмусовой бумажкой уровня речевой культуры. Часто достаточно услышать от незнакомого человека неправильное ударение в слове (вроде: магазин, новорожденный, инструмент, документ, портфель, перевезены, облегчит и т.п.), чтобы составить не слишком лестное мнение о его образовании, степени общей культуры, так сказать, уровне интеллигентности.

Особенности ударения в русском языке

Нормы ударения, или акцентологические нормы нарушаются особенно часто. Это объясняется, во-первых, тем, что изменчивость норм приводит к неизбежному (хотя и временному) сосуществованию старого и нового вариантов, а это порождает колебания в выборе одного из них, во-вторых, трудностью усвоения ударения, которое в русском языке является разноместным и подвижным: паспорт, арест, протокол и др. При образовании грамматических форм слова оно часто переходит с одного слога на другой: река - реки, голова - головы и т.п.

Эта особенность русского ударения, создавая известные трудности в речевой практике, исторически используется как важное средство различения смысла слова, а также его грамматических форм: замок - замок, мука - мука, насыпать (действие, ограниченное временными пределами) и насыпать (законченное действие).

Основные тенденции в развитии русского ударения

При внимательном рассмотрении современное состояние русского ударения может показаться бессистемным и даже хаотичным. Между тем, несмотря на многие исключения и внутренние несоответствия, как в самой акцентологической системе, так и в тенденциях ее развития есть немало последовательного и регулярного.

1. Усиление грамматической функции ударения

При этом само направление в историческом перемещении акцентов может быть даже противоположным: на начальный слог (обух - обух, лемех - лемех) - на конечный слог (губа -губа, лыжня - лыжня). Однако и в том, и в другом случае изменение ударения было полезным, оправданным. В результате его возникло более четкое противопоставление грамматических форм. Ср.: родительный единственного числа губы, лемеха - именительный множественного губы, лемеха.

2. Важной особенностью развития ударения служит закрепление устаревающих или входящих вариантов за устойчивыми сочетаниями или фразеологическими оборотами. Обычно говорят: ударить по лбу, но провести по лбу; брать грех на душу, но на душу населения. Зависимость ударения от конструктивно обусловленных смысловых различий отчетливо проявляется при употреблении кратких форм некоторых прилагательных: подвиги его велики, но ботинки (кому?) ему велики; эти люди не худощавы, а полны, но они полны (чего?) новых замыслов.

3. Известно, что у некоторых слов выбор ударения зависит от лексического значения (ледник - "погреб со льдом", ледник - "скопление льда в горах"; бронировать - "покрывать броней", бронировать - "закреплять что-либо" и т.п.).

В результате сопоставительных наблюдений обнаружено исторически разнонаправленное движение ударения: регрессивное - перемещение с последнего слога на начало или ближе к началу слова, прогрессивное - перемещение ударения с первого слога на конец или ближе к концу слова.

Исследования свидетельствуют о том, что регрессивное акцентологическое развитие преобладает сейчас в следующих группах акцентных вариантов: а) у двух-, трехсложных имен мужского рода: бондарь > бондарь, отсвет > отсвет и т.п.; б) у трех-, четырех-, пятисложных глагольных форм в прошедшем времени: постлала > постлала, разорвала > разорва-ла, родился > родился, перепродана > перепродана и т.п.; в) у форм настоящего-будущего времени глаголов: включит > включит, видоизменит > видоизменит и т.п.

Прогрессивное акцентологическое развитие преобладает в следующих группах акцентных вариантов:

а) у производных трех-, четырехсложных прилагательных: тигровый > тигровый, прадедовский > прадедовский, заводский > заводской и т.п.;

б) у дву-, трехсложных форм инфинитива: удить > удить, приструнить > приструнить, ржаветь > ржаветь и т.п.;

в) у некоторых двусложных приставочных глаголов в формах прошедшего времени: отпил > отпил, налил > налил и т.п.;

г) в падежных формах одно-, двусложных существительных и кратких формах прилагательных во множественном числе: стебля > стебля, груздя > груздя, холма > хол-ма, близки > близки, верны > верны и т.п.

Естественно, что для установления нормы ударения недостаточно знать только направление акцентологических перемещений. Тенденции в движении ударения - это необходимый, но лишь приблизительный ориентир. Понятие же нормы словесного ударения индивидуально и слагается из суммы признаков, важное место среди которых принадлежит сфере употребления конкретного слова, общественной оценке и осмыслению данного ударения на фоне историко-литературной традиции.

Словесное ударение - это выделение одного из слогов неодносложного слова. При помощи ударения часть звуковой цепи объединяется в единое целое - фонетическое слово. Сила гласного проявляется в его громкости. У каждого гласного есть свой порог громкости, ударности. Гласные, произносящиеся громче этого порога, воспринимаются как ударные. [Дунев, 2003]

Ударность/безударность - это свойство не только гласного, но всего слога. Для ударного слога характерна четкость артикуляции всех звуков. Взаимовлияние гласных и согласных гораздо сильнее проявляется в безударных слогах. В русском языке ударение может падать на любой слог слова и на любую морфему - приставку, корень, суффикс и окончание: выпустить, домик, дорога, столовая, дела, дорогой, распространять, перегруппировать. Такое ударение называется свободным. [Дунев, 2003]

Лексикологическая - является дополнительным средством различения слов (амтлас - атламс),

Морфологическая - является дополнительным средством различения грамматической формы слова (румки - руким),

Некоторые слова в РЯ имеют акцентные варианты и этот факт рассматривается как варианты литературной нормы (имначе - инамче).

Местом ударения различают следующие варианты слов:

Общеупотребительные и профессиональные (добымча - домбыча),

Литературные и диалектные (хомлодно - холодном),

Литературный и просторечный (магазимн - магамзин),

Нейтральный и разговорный (звонимшь - звомнишь) [Дунев, 2003].

Подобные варианты в русском языке встречаются нечасто. Очень редко варианты ударения бывают равноценными: твомрог - творомг (оба варианта соответствуют литературной норме). Русский язык имеет зафиксированное, устойчивое ударение. [Дунев, 2003]

Некоторые слова в речи не имеют ударения. Они примыкают к другим словам, составляя с ними одно фонетическое слово. Безударное слово, стоящее впереди ударного, к которому оно примыкает, называется проклитикой. Проклитиками обычно бывают односложные предлоги, союзы и некоторые частицы: на горе, ко мне; сестра | и брат; сказал, | чтобы пришли; не знаю. Безударное слово, стоящее после ударного, к которому оно примыкает, называется энклитикой. Энклитиками бывают обычно односложные частицы: скажи-ка, он же, придёт ли. Некоторые односложные предлоги и частицы могут принимать на себя ударение, и тогда следующее за ними самостоятельное слово оказывается энклитикой: наспину, подруки. [Голованова, 2013]

Особенности русского словесного ударения.

1). Характеризуется каксиловое, или динамическое(ударный слог отличается большей силой, напряжённостью и сложностью). [Голованова, 2013]

2).Подвижное(возможно перемещение с одного слога на другой при изменении слова), при этом в русском языке преобладают слова с неподвижным ударением. [Голованова, 2013]

3). Некоторые слова могут иметь не одно а 2 или 3 ударения - одно основное, другие - побочные. Побочные обычно на первом слоге, а основные на других:

Сложные слова из двух основ древнерусский

Многие сложносокращённые слова стройматериалы

Слова с приставками после, вне, меж, внутри и иноязычные элементы архи, анти, супер (окололитературный, суперобложка

В сложных и сложносокращённых словах, состоящих из 3 основ возможно 3 ударения: аэрофотосъемка. [Голованова, 2013]

Не всякое сложное слово имеет побочное ударение. Побочное ударение бывает, когда обе части слова чётко выделяются в смысловом отношении. Если сложение основ выделяется слабо или не выделяется, то побочное ударение не выделяется: хлебозавод, достоверный. [Голованова, 2013]

4). Ударение может меняться с течением времени. Например, прилагательное дневное мы произносим с ударением на окончании, а в XIX веке оно произносилось с ударением на корне («Погасло днемвное светило», - писал Пушкин). [Голованова, 2013]

Русский язык недаром отнесен лингвистами к группе наиболее сложных для изучения. Огромное количество правил плюс примерно столько же исключений из них поддадутся далеко не каждому студенту. Одной из важнейших составляющих языка является фонетика, изучающая звуковое строение речи, а также орфоэпия, предмет изучения которой - правильное произношение слов. А значит, здесь не обойтись без такого понятия, как ударение. Ведь зачастую от правильности употребления слова зависит не только мнение слушающего о грамотности говорящего, но и в целом понимание оппонента. В подтверждение сказанному рассмотрим особенности русского ударения, его основные черты, правила расстановки.

Определение

Ударение - это выделение одного из элементов в речевой цепочке при помощи использования средств фонетики. Таким образом, ударение бывает словесное (выделение слога в слове), синтагменное (выделение слова в синтагме) и фразовое (выделение синтагмы в фразе). Статья наша коснется словесного ударения.

Особенности ударения в русском языке

1. Разноместность. Ударение в русском языке может быть направлено на любой слог в слове: собАка - пОлночь - расскАз - дОлжность. Более того, даже в однокоренных и родственных словах ударение не стоит на месте: рЕзать - вырезАть - вырезнОй - вЫрезать. Благодаря этой особенности русского ударения, в речи легко можно различить омографы, то есть слова, одинаковые по написанию, но разные по произношению и значению: мукА - мУка, оргАн - Орган, проклЯтый - прОклятый, дорогА - дорОга, замОк - зАмок.

2. Подвижность. Еще одна характерная черта русского языка - это подвижность ударения, то есть при изменении формы слова (по роду, числу, времени и т.д.) меняется и фонетически выделяемый слог: окнО - Окна, водА - водЫ - вОды, травА - трАвы.

3. Вариативность. Такие особенности русского ударения, как подвижность и разноместность, дают возможность существования понятия акцентологических вариантов, то есть слов с двойным ударением. Причем оба варианта употребления будут грамматически верными: одновремЕнно - одноврЕменно, бодрЫ - бОдры, петлЯ - пЕтля, творОг - твОрог.

4. Стилистическая значимость. Говоря о существовании акцентных вариантов, нельзя забывать и о тех словах, ударение в которых напрямую зависит от ситуации, в которой оно употребляется, в разговорной речи или в ее литературном варианте. Немаловажным является и профессиональный статус говорящего, и употребление им так называемых профессионализмов: прИкус (медицинское) - прикУс (общее), феномЕн (разговорное) - фенОмен (литературное), шЁлковый (общее) - шелкОвый (народно-поэтическое).

Стоит запомнить!

Несмотря на перечисленные особенности русского ударения, необходимо запомнить следующие слова: тОрт, облегчИть, шАрф, бАнт, красИвый, квартАл, звонИть, повторИть. Фонетически выделенный слог остается в них неподвижным, каким бы изменениям не подвергалось само слово.

Заключение

И, как видно из всего вышесказанного, основная особенность «великого и могучего» в том, что правила ударения в русском языке совершенно отсутствуют. Так что сложна и незавидна участь иностранца, ставшего на путь изучения языка, даже носители которого не всегда употребляют его слова правильно.

Сложность и прихотливость русского ударения известна всем. Во многом это обусловлено спецификой русского ударения в целом. Оно отличается разноместностью (может быть на любом слоге в слове: ку́хонный , экспе́ртный , проходно́й ) и подвижностью (может менять своё место в разных формах одного слова: нача́ть , на́чал , начала́ , на́чали ). Кроме того, ударение может меняться с течением времени .

Например, сейчас прилагательное дневное мы произносим с ударением на окончании (лампа дневно́го света ), а в XIX веке оно произносилось с ударением на корне («Погасло дне́вное светило» , - писал А.С. Пушкин).

Однако колебания в постановке ударения наблюдаются и в пределах одного отрезка времени (в современной речи можно услышать творо́г и тво́рог , на́чал и нача́л , догово́р и до́говор ). Следует помнить, что такие варианты произношения редко бывают равноценными.

Так, одинаково правильным в литературной речи считается произношение творо́г и тво́рог , баржа́ и ба́ржа , камфара́ и ка́мфора , комба́йнер и комбайнёр , щепо́ть и щёпоть .

Обычно варианты различаются сферой употребления (литературный и нелитературный; основной, то есть используемый в официальной обстановке, и допустимый, то есть менее желательный вариант, который тем не менее находится в пределах правильного).

Например, произношение Он занялся́ своими делами считается основным в литературном языке, тогда как произношение Он заня́лся своими делами допускается, но менее желательно. Говорить же Он за́нялся своими делами в литературной речи не рекомендуется, поскольку это просторечный вариант.

Достаточно много вариантов произношения существует в литературной и профессиональной речи.

Например, в речи моряков - компа́с , рапо́рт , в речи медиков - флюорографи́я , афази́я , эпилепси́я , тогда как основным нормативным вариантом является произношение - ко́мпас , ра́порт , флюорогра́фия , афа́зия , эпиле́псия .

Обратите внимание

Далеко не все из профессиональных вариантов входят в сферу литературных. Так, в речи горняков распространено произношение до́быча угля , ру́дник , в речи медиков - а́лкоголь , ко́клюш , психопати́я , наркомани́я , однако единственным литературным вариантом является следующее произношение - добы́ча угля , рудни́к , алкого́ль , коклю́ш , психопа́тия , наркома́ния .

Некоторые из вариантов произношения соотносятся как основной и допустимый, но устаревающий, постепенно утрачиваемый.

Например, прилагательное безу́держный может произноситься и с ударением на последующем слоге - безуде́ржный , но этот вариант уже выходит из употребления. Аналогичное соотношение вариантов де́вичий и деви́чий (второй - устаревающий).

Интересное явление наблюдается в отношении произношения слов колледж и коллеж . Слово колле́ж (среднее учебное заведение) все словари дают с ударением на последнем слоге. Это не удивительно, поскольку это слово французского происхождения. У существительного же колледж орфоэпический словарь 1997 года основным вариантом считает произношение колле́дж . Вариант ко́лледж даётся как допустимый, но менее желательный. Но именно этот вариант (ко́лледж ) словарь иностранных слов 1998 года даёт не только как основной, но и как единственный. Таким образом, мы явно наблюдаем тенденцию к закреплению под влиянием английского языка именно произношения ко́лледж как основной литературной нормы.

Обратите внимание

Постановка ударения часто является «лакмусовой бумажкой» уровня речевой культуры человека. Достаточно услышать доку́мент , мага́зин , кило́метр , ква́ртал , а́лкоголь , мо́лодежь , чтобы понять, что человек не владеет основными нормами литературного произношения.

Постановка ударения может зависеть от значения слова:

заброни́ровать место в гостинице - забронирова́ть орудие; приво́д в милицию - при́вод в механизме; осенняя мокрота́ - кашель с мокро́той ; языково́й барьер - языко́вая колбаса; занято́й человек - за́нятое место; первозданный ха́ос - в доме хао́с/ха́ос ; ша́баш ведьм - шаба́ш на работе; работать эле́ктриком - цвет электри́к ; вяза́нка дров - кофта-вя́занка .

Существительное уголь в значении «вещество, используемое как топливо» может иметь два равноправных ударения в косвенных падежах: добыча угля́/у́гля , а в значении «кусок перегоревшего дерева» - только одно ударение на основе: кусочек у́гля .

Наибольшие трудности обычно вызывает постановка ударения в иностранных словах, словах книжных, устаревших или только вошедших в язык. Вместе с тем колебания в постановке ударения наблюдаются и в целом ряде широко употребительных слов.

При всей прихотливости и сложности русского ударения в языке можно обнаружить определённые модели постановки ударения в целых группах слов. Однако большинство из них действует лишь как тенденция, то есть возможны отклонения, колебания внутри одной модели.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса