Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Особенности наскальной живописи первобытных людей. Виды и особенности искусства первобытного общества. Наскальная живопись. Древние петроглифы. Сообщение нового материала

Первобытное искусство выделяют в особый вид искусства не только по хронологическому принципу, из-за его древности. Конечно, тот факт, что люди уже десятки тысяч лет назад активно занимались творчеством и мало чем уступали в этом отношении своим цивилизованным потомкам, имеет огромное значение. Однако не менее важно и содержание первобытного искусства, которое отражает духовный мир наших предков. И в этом решающую роль играют те образы, которыми наполнено первобытное искусство.

Кто меньшие братья – ещё вопрос

Многие считают, что первобытное искусство, прежде всего изобразительное как дошедшее до нас в наилучшей сохранности, едва ли не целиком состоит из одних лишь образов животных – что в наскальных рисунках, что в вырезанных из костей фигурах. Это, конечно, преувеличение, были и другие важные образы первобытного искусства – но «звериный стиль», без сомнения, являлся наиболее ярким и на протяжении долгого времени наиболее важным. Животные имели для первобытного человека, обеспечивающего своё существование в первую очередь охотой и собирательством, огромное значение. Эти взаимоотношения были весьма запутанными, содержали религиозные элементы и элементы «родства». Тогда люди действительно воспринимали животных как братьев, причём разделения на «меньших» и «старших» не было или это разделение было не в пользу человека.

Визуальный образ животных в первобытном искусстве мог быть представлен как схематичным, практически условным изображением, обозначавшим лишь контур и основные отличительные черты существа, так и весьма подробным, красочным, достоверно показывающим все детали внешнего вида и нюансы поведения животных. Учёные полагают, что это, скорее всего, связано не с уровнем художественного мастерства древних художников, а с различными задачами первобытного искусства. Вероятно, когда встречаются схематичные, условно примитивные рисунки или вырезанные фигурки животных, они создавались для узкоспециализированных магических целей – использование в ритуалах, например, обеспечивающих удачную охоту на данное животное или заставляющее его кочевать именно там, где живут люди. А подробные, красочные, точные и высокохудожественные образы животных относятся к тем случаям, когда животные были объектом почитания, когда люди подчёркивали мистическую связь между собой и ними.

Первое «зеркало» человечества

Не секрет, что для европейского искусства начиная с эпохи Возрождения образ женщины является центральным. Оказывается, особое внимание женщине искусство уделяло едва ли не с первых своих шагов – во всяком случае, среди образов антропоморфных, человекоподобных существ первобытное искусство первым выделило именно женский образ. Это так называемые палеолитические Венеры, из наиболее древних точно идентифицированных как искусственного происхождения относятся к периоду 45-40 тысяч лет назад (существуют объекты возрастом за 70 тысяч лет, но специалисты не уверены, что это плоды человеческого творчества, а не причудливые образования природного происхождения).

Это небольшие вытесанные из камня фигурки, по мнению большинства учёных, имели культовый характер: это не был портрет какой-то конкретной женщины, это было посвящение женскому началу природы, возможно, первому зарождающемуся понятию о Богине-Матери, синонимом жизни и плодородия. На эту мысль наводят особенности этого женского образа – лицо фигуры либо вообще отсутствует, либо совершенно условно, без индивидуальных черт; зато присутствуют ярко выраженные признаки женщины как существа, дающего жизнь – широкие бёдра, большая грудь. В общем, это скорее символ женского начала, чем сама женщина – однако это и есть первый настоящий образ человека в первобытном искусстве. Мужской образ здесь появляется позже и он в большей степени имеет прикладное значение: поначалу это всего лишь схематичные рисунки, изображающие охотников в сценах охоты. То есть мужчины на этом этапе первобытного искусства не самоценный образ, а лишь необходимое средство для выполнения магических ритуалов. Гораздо позднее появляются антропоморфные костяные фигуры и рисунки, которые принято истолковывать как изображение духов, сверхъестественных существ и первых божеств.

Как прекрасен этот мир…

Учёные справедливо отмечают, что первобытное искусство практически не знает такого жанра, как пейзаж. Но это не означает, что в нём отсутствует представление об окружающей действительности. Другой вопрос, что представление это было не только символическим, но и в значительной мере абстрактным, поэтому и проявлялось в абстрактных образах. Например, разнообразные геометрические фигуры и иные символы, которые сначала появились в наскальных рисунках и на миниатюрных скульптурах в качестве отдельных знаков, а затем начали составлять орнаменты.

Сочетания простых точек, волнистые линии, круги, треугольники (обычные и перевёрнутые), спирали, шахматный узор, параллельные полосы, зигзаги и многое другое – у первобытного человека была хорошая фантазия. Эти знаки имели магическое значение, которое усилилось после появления керамики. Керамика - это отдельный вид первобытного искусства благодаря в первую очередь тому, что она была покрыта разнообразными орнаментами. Именно здесь эти орнаменты, по мнению экспертов, впервые чётко создают образ разделения мира на три части – нижнюю, подземную; среднюю, земную, водную; верхнюю, небесную, воздушную, сверхъестественную. Кроме того, с помощью этих символов обозначались явления реального мира – движение солнца и луны, звёзды, течение рек, даже те ли иные важные для человека растения.


Выполнила Ученица 11 класса МОУ «Кувакинская СОШ» Сергеева Ольга Древнейшие сохранившиеся художественные произведения были созданы в первобытную эпоху, примерно шестьдесят тысяч лет тому назад. Первобытное (или, иначе, примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени - всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в удалённых уголках планеты, до наших дней. Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности - искусству - одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заострённый камень выполнял в трудовой деятельности. Что натолкнуло человека на мысль изображать те или иные предметы? Как знать, стала ли раскраска тела первым шагом к созданию изображений, или человек угадал знакомый силуэт животного в случайном очертании камня и, обтесав его, придал большее сходство? А может быть, тень животного или человека послужила основой рисунка, а отпечаток руки или ступени предшествует скульптуре? Определённого ответа на эти вопросы нет. Древние люди могли прийти к идее изображать предметы не одним, а многими путями. До недавнего времени учёные придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие - схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки. Каменный век - древнейший период в истории человечества (начался свыше 2 млн. лет назад, продолжался до VI тысячелетия до н. э.), когда орудия труда и оружие изготовлялись из камня (отсюда и название эпохи - каменный век) делится на; ОБОБЩЕННЫЙ ОБРАЗ ЖЕНЩИНЫ – МАТЕРИ,СИМВОЛ ПЛОДОРОДИЯ И ХРАНИТЕЛЬНИЦЫ ОЧАГА. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. В то время люди ещё не знали металла и почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости. РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРВОБЫТНЫЕ РИТУЛЫ.. Первобытный ритуал плодородия Ритуал магии благословение в занятие магией ПЕРВОБЫТНЫЙ РИТУАЛ… Загадочный ритуал у первобытного человека.. Тайны ритуала Занятие магией…. Коллективное совершение ритуала Ритуал погребения…… Искусство эпохи Мезолита В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII-VIII тысячелетия до н. э.), изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приручили собаку. Все эти перемены, безусловно, оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось и в искусстве. В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII-VIII тысячелетия до н. э.), изменились климатические условия на планете. Одни животные, на которых охотились, исчезли; им на смену пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приручили собаку. Все эти перемены, безусловно, оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось и в искусстве. Об этом свидетельствуют, например, наскальные рисунки в прибрежных горный районах Восточной Испании, между городами Барселона и Валенсия. Центральное место в наскальной живописи занимали сцены охоты, в которых охотники и животные связаны энергично разворачивающимся действием Здесь обнаружили очаги цивилизаций В Свердловской области найдено поселение эпохи мезолита. Поселение эпохи мезолита Искусство эпохи неолита Таяние ледников в неолите, или новом каменном веке (5000-3000 гг. до н. э.), привело в движение народы, начавшие заселять новые пространства. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями, за захват новых земель. В эпоху неолита человеку угрожала худшая из опасностей - другой человек. Новые поселения возникали на островах в излучинах рек, на небольших холмах, т. е. В местах, защищённых от внезапного нападения. Орудия труда Сосуд с арнаментом

Человеческая цивилизация прошла долгий путь развития и достигла впечатляющих результатов. Современное искусство - один из них. Но все имеет свое начало. Как возникла живопись и кто они были - первые художники мира?

Начало доисторического искусства - виды и формы

В палеолите, впервые появляется первобытное искусство. Оно имело разные формы. Это были обряды, музыка, танцы и песни, а также нанесение изображений на различную поверхность - наскальная живопись первобытных людей. К этому периоду относится и создание первых рукотворных сооружений - мегалитов, дольменов и менгиров, назначение которых до сих пор неизвестно. Самое знаменитое из них - Стоунхендж в Солсбери, состоящий из кромлехов (вертикальных камней).

Предметы быта, такие как украшения, детские игрушки, также относятся к искусству первобытных людей.

Периодизация

У ученых нет сомнений относительно времени зарождения первобытного искусства. Оно начало формироваться в середине эпохи палеолита, в период существования поздних неандертальцев. Культура того времени носит название мустьерской.

Неандертальцы умели обрабатывать камень, создавая орудия труда. На некоторых предметах ученые находили углубления и насечки в виде крестиков, образующих примитивный орнамент. В ту эпоху рисовать еще не могли, но охра уже использовалась. Были обнаружены сточенные ее кусочки, подобно карандашу, который использовали.

Первобытная наскальная живопись - определение

Это один из видов Представляет собой изображение, нанесенное краской на поверхность стены пещеры древним человеком. Больше всего таких объектов найдено в Европе, но встречаются рисунки древних людей и в Азии. Основной район распространения наскальной живописи - территория современной Испании и Франции.

Сомнения ученых

Долгое время современной науке не было известно о том, что искусство первобытного человека достигло такого высокого уровня. Рисунки в пещерах не находили вплоть до XIX века. Поэтому, когда они были впервые обнаружены, их приняли за фальсификацию.

История одного открытия

Древняя наскальная живопись была найдена археологом-любителем, испанским юристом Марселино Санс де Саутуола.

Это открытие связано с драматическими событиями. В испанской провинции Кантабрии в 1868 году охотник обнаружил пещеру. Вход в нее был завален обломками осыпавшейся породы. В 1875 году ее осмотрел де Саутуола. В тот раз он нашел только орудия труда. Находка была самой обычной. Через четыре года археолог-любитель вновь посетил Альтамирскую пещеру. В поездке его сопровождала 9-летняя дочь, которая и обнаружила рисунки. Вместе со своим другом, археологом Хуаном Виланова-и-Пьера, де Саутуола занялся раскопкой пещеры. Незадолго до этого на выставке предметов каменного века он видел изображения бизонов, удивительно напоминающие тот наскальный рисунок древнего человека, который разглядела его дочь Мария. Саутуола высказал предположение, что найденные в Альтамирской пещере изображения животных относятся к палеолиту. В этом его поддержал Виланов-и-Пьер.

Ученые опубликовали шокирующие результаты своих раскопок. И тут же были обвинены научным миром в фальсификации. Ведущие специалисты в области археологии категорически отвергли возможность находки живописи палеолитического времени. Марселино де Саутуолу обвинили в том, что рисунки древних людей, якобы найденные им, были нарисованы другом археолога, гостившим в те дни у него.

Только через 15 лет, уже после смерти человека, открывшего миру прекрасные образцы живописи древних людей, его оппоненты признали правоту Марселино де Саутуолы. К тому времени подобные рисунки в пещерах древних людей были найдены в Фон-де-Гом, Труа-Фрер, Комбарель и Руффиньяк во Франции, Тюк д’Одубер в Пиренеях и других регионах. Все они были отнесены к эпохе палеолита. Таким образом, честное имя испанского ученого, совершившего одно из заметных открытий в археологии, было восстановлено.

Мастерство древних художников

Наскальная живопись, фото которой представлены ниже, состоит из множества изображений разных животных. Среди них преобладают фигурки бизонов. Те, кто впервые видел рисунки древних людей, найденные в поражаются, насколько профессионально они выполнены. Эта великолепное мастерство древних художников и заставило в свое время засомневаться ученых в их подлинности.

Древние люди не сразу научились создавать точные изображения животных. Были найдены рисунки, на которых едва намечены контуры, поэтому практически невозможно узнать, кого хотел изобразить художник. Постепенно мастерство рисования становилось все лучше, и уже удавалось довольно точно передать облик животного.

К первым рисункам древних людей можно также отнести отпечатки рук, найденные во многих пещерах.

Намазанная краской рука прикладывалась к стене, полученный оттиск обводился другим цветом по контуру и заключался в круг. По мнению исследователей, это действие имело важное ритуальное значение для древнего человека.

Темы живописи первых художников

Наскальный рисунок древнего человека отражал ту действительность, которая его окружала. Он отображал то, что волновало его больше всего. В палеолите основным занятием и способом добычи пищи была охота. Поэтому животные - главный мотив рисунков того периода. Как уже говорилось, в Европе были обнаружены во множестве изображения бизонов, оленей, лошадей, коз, медведей. Они переданы не статично, а в движении. Животные бегают, прыгают, резвятся и умирают, пронзенные копьем охотника.

В расположенной на территории Франции, находится самое большое древнее изображение быка. Его размер - более пяти метров. В других странах древние художники также рисовали тех животных, которые жили рядом с ними. В Сомали были найдены изображения жирафов, в Индии - тигров и крокодилов, в пещерах Сахары есть рисунки страусов и слонов. Кроме животных, первые художники рисовали сцены охоты и людей, но крайне редко.

Назначение наскальных рисунков

Зачем древний человек изображал животных и людей на стенах пещер и других объектах, точно неизвестно. Поскольку к тому времени уже начала формироваться религия, скорее всего, они имели глубокое ритуальное значение. Рисунок «Охота» древних людей, по мнению части исследователей, символизировал удачный исход борьбы со зверем. Другие считают, что их создавали шаманы племени, входившие в транс и пытавшиеся через изображение получить особую силу. Древние художники жили очень давно, а потому мотивы создания ими рисунков современным ученым неизвестны.

Краски и инструменты

Для создания рисунков первобытные художники использовали особую технику. Сначала они процарапывали резцом изображение животного на поверхности скалы или камня, а затем наносили на него краску. Ее изготавливали из природных материалов - охры разных цветов и черного пигмента, который добывали из древесного угля. Для фиксации краски использовали органику животных (кровь, жир, мозговое вещество) и воду. Цветов в распоряжении древних художников было мало: желтый, красный, черный, коричневый.

Рисунки древних людей имели несколько особенностей. Иногда они наслаивались друг на друга. Часто художники изображали большое количество животных. В этом случает фигуры на переднем плане изображались тщательно, а остальные - схематично. Первобытные люди не создавали композиций, в подавляющем большинстве их рисунки - хаотичное нагромождение изображений. На сегодня найдено лишь несколько «картин», которые имеют единую композицию.

В период палеолита уже были созданы и первые инструменты живописи. Это были палочки и примитивные кисти, изготовленные из меха животных. Древние художники заботились и об освещении своих «холстов». Были обнаружены светильники, которые делали в виде каменных плошек. В них наливали жир и клали фитиль.

Пещера Шове

Она была найдена в 1994 году во Франции, и ее коллекция живописи признана самой древней. Лабораторные исследования помогли определить возраст рисунков - самые первые из них были сделаны 36 тысяч лет назад. Здесь были найдены изображения животных, живших в ледниковый период. Это шерстистый носорог, бизон, пантера, тарпан (предок современной лошади). Рисунки великолепно сохранились благодаря тому, что тысячелетия назад вход в пещеру был завален.

Сейчас она закрыта для посещения. Микроклимат, в котором находятся изображения, может нарушить присутствие человека. Несколько часов в ней могут проводить только ее исследователи. Для посещения зрителей решено открыть реплику пещеры неподалеку от нее.

Пещера Ласко

Это еще одно знаменитое место, где найдены рисунки древних людей. Пещера обнаружена четырьмя подростками в 1940 году. Сейчас ее коллекция живописи древних художников эпохи палеолита насчитывает 1900 изображений.

Место стало очень популярным у посетителей. Огромный поток туристов привел к повреждению рисунков. Это произошло из-за переизбытка углекислого газа, выдыхаемого людьми. В 1963 было принято решение закрыть пещеру для посещений. Но проблемы с сохранностью древних изображений существуют и по сей день. Микроклимат Ласко был необратимо нарушен, и теперь рисунки находятся под постоянным контролем.

Заключение

Рисунки древних людей восхищают нас своей реалистичностью и мастерством исполнения. Художники того времени смогли передать не только достоверный облик животного, но и его движение и повадки. Кроме эстетической и художественной ценности, живопись первобытных художников является важным материалом для изучения животного мира того периода. Благодаря найденным в рисункам, ученые сделали поразительное открытие: оказалось, что львы и носороги, исконные обитатели жарких южных стран, в эпоху каменного века обитали на территории Европы.

Первобытное искусство, несмотря на свою внешнюю простоту и незатейливость, имеет огромное значение в истории человечества в целом. Развитие различных его видов продолжалось тысячелетиями, а в некоторых регионах планеты - к примеру, в Австралии, Океании, некоторых и Америки - оно существовало и в ХХ веке, сменив своё название на «традиционное искусство».

Изобразительное искусство

Самые древние памятники искусства первобытного мира относятся к древнекаменному веку - палеолиту (приблизительно 40 тыс. лет до н. э.). В основном это были наскальные росписи на потолках и стенах пещер, в подземных гротах и галереях Европы, Северной Африки и Ранние рисунки были крайне примитивными и отображали только то, что человек видел в своей повседневной жизни: животных, отпечатки человеческих рук, вымазанных в краске, и т. д. Для живописи применяли земляные краски, охру, черный марганец, белую известь. По мере развития искусства первобытного периода рисунки становились многоцветными, усложнялись и сюжеты.

Резьба

Кроме того, интенсивно развивалась дереву и кости, люди учились изготовлять полноценные статуэтки. Чаще всего изображались опять-таки животные: медведи, львы, мамонты, змеи и птицы. Изготовляя такие фигурки, люди старались как можно точнее воссоздать силуэт, фактуру шерсти и т. д. Считается, что статуэтки служили нашим предкам в качестве амулетов, оберегали их от злых духов.

Архитектура

После ледникового периода произошла так называемая неолитическая революция. Всё большее количество племён избирали оседлый образ жизни и нуждались в постоянном надежном жилище. В зависимости от места обитания того или иного народа, появлялось множество новых типов домов - на сваях, из высушенного кирпича и т. д.

Керамика

Важнейшее место в истории искусства занимают керамические изделия. Впервые их также начали изготовлять в эпоху неолита. Использовать доступный и простой в обработке материал - глину - люди научились ещё задолго до того, в палеолите, однако по-настоящему красиво выделывать посуду и другие изделия из него они стали несколько позже. Постепенно появлялось всё больше новых форм (кувшины, чаши, миски и другие), почти каждый предмет украшали с помощью нарисованных или высеченных орнаментов. Ярким примером искусства можно считать Трипольскую керамику. Роспись на различных изделиях этого народа отображала реальность во всём её разнообразии.

Эпоха бронзы

Рассматривая формы первобытного искусства, следует обратить внимание и на которое ознаменовало собой начало совершенно новой эпохи в истории развития человечества. Именно в этот период появляются (менгиры, дольмены, кромлехи), которые, по мнению историков, несли в себе религиозный подтекст. Как правило, мегалиты располагались поблизости от мест захоронения.

Украшения

На протяжении всех этапов первобытные люди стремились украшать себя и свою одежду. Украшения изготовлялись из всех подручных материалов: ракушек, костей добычи, камня, глины. Со временем, научившись обрабатывать бронзу, железо и другие металлы, в том числе и драгоценные, люди обзавелись искусно сделанными ювелирными изделиями, которые и по сей день потрясают нас своей красотой и изящностью.

Искусство имеет важнейшее значение, ведь именно с его появлением часто сопоставляют сильнейший скачок в эволюции, навсегда отделивший человека от зверя.

Для большинства произведений первобытного искусства характерны условность, обобщенность форм, символический характер, условный изобразительный язык. Ярко выражены экспрессия, чувство пластики, ритма. Присутствует чувство симметрии, правильность в соотношении объемов. Одна из особенностей первобытного искусства - в своеобразной однородности его форм повсюду, где оно существовало (сходство в деталях палеолитических “Венер”; сходство сюжетов, композиций, стиля наскальных неолитических изображений).

Важнейшая черта первобытного искусства - синкретизм, выражался как в слитности функций искусства с другими сферами культуры, так и в богатстве смысловых интерпретаций одного и того же предмета. Собственно художественное начало в нашем понимании в нем отсутствовало. В первобытности не существовало предметов, имевших целью эстетическое наслаждение, что не исключало их декоративности.

Архаичное искусство служило инструментом познания: фиксируя образ, оно делало его доступным восприятию, исследованию. Через группировку предметов, акцентирование деталей искусство выявляло значение, сущность предмета.

Первыми образцами первобытного искусства считаются отпечатки рук на стенах пещер, которые, видимо, являлись магическим знаком власти. Вероятно, магическим целям служили и фигуры животных, написанные на стенах пещер, вылепленные из глины, выгравированные на кости и камне. Наряду с охотничьей магией развивался также культ плодородия с эротической магией. Отсюда стилизованное изображение женского начала в виде миндалевидной формы или треугольника, характерное для первобытного искусства.

В искусстве палеолита совмещаются как натуралистические, так и схематические изображения: оттиски человеческой руки и беспорядочные волнистые линии, параллельные штрихи, которые покрывают натуралистические изображения женских фигур. В фигурах крайняя условность рук, ног и лица, проработанность и гипертрофия живота, бедер, груди (палеолитические “Венеры”). Преобладает предмет, его материальность, весомость, цвет, объем, фактура. Появляются также пещерные рисунки. Первыми объектами изображения в них были животные, которые рисовались в профиль примерно в натуральную величину. Люди чаще изображались фронтально в немного увеличенных пропорциях. Хотя человеческие изображения в самом раннем периоде редки. Изображение фигур было контурным, высеченным каменным орудием или нанесенным красной охрой. Внутри контур был совершенно не заполнен. Уже в ормньякский период (30 тыс. лет назад) появляются попытки пространственного изображения: копыта, и рога животных рисуются в фас или три четверти. В позднем палеолите размеры животных и людей увеличиваются или уменьшаются. Например, изображение человека (“Великий марсианский бог”), найденное в Сахаре, имеет длину 6 метров. Контуры заполняются (прорисовываются глаза, ноздри животных, окраска их шкур, у людей - одежда, татуировка).

В мезолитическом искусстве человек занимает уже центральное место. Даже образы животных могут принимать на этом этапе антропоморфный характер. Преобладает не предмет, а действие, движение. Отсюда все усиливающаяся стилизация и схематизм человеческих фигур, преобладание многофигурных композиций. Изредка можно встретить изображения людей, у которых лица рисуются в профиль, а грудь и плечи - фронтально.

В неолите наблюдается все большая стилизация и символизация. В позднем неолите были широко распространены знаки в виде кругов, крестов, свастик, спиралей, полумесяцев, встречаются стилизованные изображения животных и людей, орнаментальные мотивы (ленточные и спиралевидные).

В искусстве бронзового и железного века уже четко выделяется как стадиальное, так и этническое начало, определяющее специфику художественных школ.

Таким образом, эволюция первобытного искусства идет сначала по пути детализации, полихромии, стремления к объемности, а затем возвращается к схематизму, стилизации и символизации. Одновременно предметность и статичность заменяются действием и движением. Развитие первобытного искусства связано также с преодолением беспорядочности изображений и созданием композиций.

Первобытность кажется нам сегодня далеким прошлым человечества. А остатки архаичных племен воспринимаются как музейная экзотика. Однако следы первобытности продолжали существовать на протяжении всей истории человечества, органично вплетаясь в культуру последующих эпох. Во все времена люди продолжали верить в приметы, сглаз, число 13, вещие сны, гадание на картах и другие суеверия, являющиеся отголоском первобытной культуры. Развитые религии сохранили магическое отношение к миру в своих культах (вера в чудотворную силу мощей, исцеление святой водой, таинство соборования и причастия в христианстве). Фольклор хранил отголоски магии и мифа в песнях и сказках. Художественная культура постоянно использовала мифы для своих сюжетов и образов. В XX в. влияние мифа на литературу проявляется в усложнении символики, тяготении к притче, смысловой многослойности художественных текстов (Б. Пастернак, А. Платонов, О. Мандельштам, Ф. Кафка, Г. Маркес, Т. Манн). Представления первобытных людей отражаются также в современных языковых фразеологизмах. К примеру, мифологический образ “волка-разбойника” привел к возникновению фразеологизма “волчья хватка”. Связывание как магическое действие воспроизводится в выражениях “развязать язык”, “связать по рукам и ногам”. Зеркало как магический символ границы между земным и потусторонним миром породили фразеологизмы “как в воду глядел”, “как в зеркале”. Есть большая группа фразеологизмов, правильное понимание которых требует знания мифа: “сизифов труд”, “ариаднина нить”, “Гераклитов огонь”, “каинова печать”.

Можно с уверенностью сказать, что основные структуры первобытного мировосприятия живут в глубинах психики каждого современного человека и при определенных обстоятельствах вырываются наружу. Кризисное состояние общества; явления, которые наука не может объяснить, и смертельные болезни, которые она не может вылечить; непредсказуемые опасные, но значимые для человека ситуации - вот тот фундамент, на котором возрождаются старые и вырастают новые мифы и суеверия.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса