Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Особенности композиции поэмы Блока «Двенадцать. Идейно-художественное своеобразие поэмы «Двенадцать

В январе 1918 года А. Блок создает самую знаменитую свою поэму - создает за несколько дней, в едином вдохновенном порыве. Обычно требовательный к себе, он, оценивая свое творение, пишет: «Сегодня я гений». Напечатанная в феврале поэма вызвала бурные и противоречивые отклики. О ней говорили везде. Многое в ней казалось неприемлемым собратьям по литературе. Взрывом негодования была она встречена со стороны российской интеллигенции. Бунин обрушился на автора с гневной критикой, некоторые из друзей отвернулись от него. Но, несмотря на это, поэма Блока по праву заняла свое место в истории русской литературы.

В «Двенадцати» Блок запечатлел образ той революции, в которую он верил, которая открылась ему в заревах пожаров, в метелях, в дыхании России. Автор показал в своей поэме революцию как очистительный пожар, в огне которого все старое должно быть уничтожено:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови -

Господи, благослови!

В каждой строчке мы слышим музыку революции, - ту, которую Блок призывал слушать «всем телом, всем сердцем, всем сознанием». Но она у него уже не непонятный и едва слышимый гул, как в ранних стихах, а мощная симфония времени: смех и плач вьюги, обрывки революционных песен, выстрелы, шаги красноармейцев.

Творческий метод Блока-символиста ярко проявляется и в этом его произведении: именно с помощью символов автор показывает происходящее. Старый, прогнивший мир, представителями которого становятся у Блока «буржуй на перекрестке», «длиннополый» поп, реакционный интеллигент, презрительно названный «витией», олицетворен в поэме уличным псом:

И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост.

Старый мир, как пес паршивый,

Провались - поколочу

Блок показывает послереволюционный хаос и анархию как неизбежный процесс, сопутствующий великой ломке. Сама революция показана в поэме в обобщенно-символическом образе вселенского ветра, метели, врывающейся в жизнь обывателя:

Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Это стихия, пусть очистительная, но безжалостная, разрушительная. И ее представителями становятся двенадцать красногвардейцев. О каждом из них в отдельности не сказано ничего, но вместе они - сила, которая разрушит мир «до основанья». Сами же они весьма смутно осознают, какова их цель. Автор показывает в начале поэмы, как много у них общего с обыкновенными уголовниками:

В зубах - цигарка, примят картуз,

На спину б надо бубновый туз?

Их продвижение по улице должно стать символом их эволюции. На первом этапе своего пути двенадцать предстают анархистами, разрушителями. Им ничего не стоит пальнуть «в святую Русь». У них есть только их «святая злоба», но нет организованности. Их ведет ненависть, а не любовь к людям. Их влечет свобода - «эх, без креста». Их движение стихийно, инстинктивно и гибельно порою не только для врагов. У них нет Бога в высшем смысле этого слова: старая религия - религия рабов - для них неприемлема, а новую они еще не обрели. И тут автор показывает бессмысленное, ничем не оправданное убийство - это кульминация действия поэмы. После нее в повествовании все меняется. Внутреннее потрясение заставляет героев осознать свое предназначение, отбросить анархистский и несерьезный подход к своей революционной деятельности. Исчезают игривые реплики, посторонние разговоры, строчки приобретают строгость, чеканность ритма:

Революционный держите шаг!

В очи бьется Красный флаг.

Раздается Мерный шаг.

Будучи ранее частью стихии, отныне двенадцать должны сами бороться с ней. Однако до самого конца они идут «без имени святого», а значит, не понимая и не принимая окончательно идеалов новой жизни. И тогда Елок выводит фигуру Христа, который ведет героев с кровавым флагом:

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз

Впереди - Иисус Христос.

Образ Христа не поддается однозначному толкованию. То ли это еще не узнанный и не признанный Бог, вождь, то ли не видимая в метели жертва, то ли немой свидетель и судья. Намеренно или нет, автор оставил недосказанным это в своей поэме. Решать - самому читателю и его времени.

В поэме «Двенадцать» Блок выступил также и как реформатор в области художественной формы. Перемену обычной манеры он обосновал тем, что писать о новом, о революционном необходимо новым языком. Поэтому произведение представляет собой разительный контраст по сравнению с написанным ранее.

Поэма состоит из двенадцати небольших главок - по числу заглавных героев. При этом автор не избежал символистского увлечения магией чисел - ведь мистическая «нагруженность» числа «двенадцать» общеизвестна. К тому же именно столько апостолов, учеников было у Христа, а библейские мотивы входят в поэму непосредственно с его образом. «Двенадцать» можно назвать драматической поэмой, так как главным в ней является действие, носителем которого выступают главные герои. Большую часть повествования составляют реплики и диалоги персонажей. У каждого из них свой язык: у убогой старушки, у барыни, у писателя, у красноармейцев. Поэме свойственно разнообразие художественно-речевых стилей, ее язык включает лексику возвышенно-поэтическую и просторечную, даже вульгарную. Политические лозунги, фольклорные мотивы, городской романс, разбойничьи песни и частушки - автор как будто стремится выразить все многоголосие улицы, используя различные жанры художественной речи. Также разнообразны ритм и размер стиха: от частушечного до маршевого, от четырехстопного хорея до дольника.

Сочетание различных речевых стилей, жанров, ритмов, сама драматическая форма поэмы позволили Блоку выразить, воплотить то, что он называл «музыкой революции», ее многоголосие, стихийность. Поэт стремился к единству содержания и формы, и его поэма - яркое тому подтверждение. В то же время Блок не избегает и привычных символистских приемов и методов.

В своей поэме автор старался как можно точнее отразить то, что он видел и чувствовал. Его точка зрения может быть принята не всеми. В принципе, искусство не требует признания своих образов за действительность, а тем более, за единственно возможную истину. Поэму «Двенадцать» можно трактовать по-разному, особенно теперь, когда стали известны предсмертные слова Блока о том, что поэму следует уничтожить, как неудавшуюся. Я же считаю, что поэт свято верил, хотел верить в то, что написал, в величие и благородство замыслов и путей революции, но уже в 1921 году сумел увидеть, как далеки его мечты от реальности. А поэма живет как неоспоримое свидетельство напряженного поиска - идейного ли, формального - ее автора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Караваева М.А., учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия № 27» имени Героя Советского Союза В.Е. Смирнова» г. Барнаула

А.БЛОК. Поэт и революция. Проблематика и поэтика поэмы «Двенадцать»

Много странного и удивительного написано о поэме А.Блока «Двенадцать». Одни бранили ее, не видя в произведении ни смысла, ни поэтичности, другие хвалили гениальную песню революции, где двенадцать красногвардейцев – полномочные представители народа, разрушающие старый мир, а Иисус Христос не сын Божий, а символ обновления жизни, хотя и во многом противоречивый. Исторические события октября 1917 года до сих пор вызывают массу споров и толкований. С одной стороны, кровавый террор, осквернение храмов, насилие, беззаконие, голод, пьянство, с другой – долгожданное освобождение огромной массы бесправных людей от многовекового рабства, которые просто не могут быть просвещенными и культурными. Современным школьникам трудно разобраться в противоречиях эпохи, представить себе людей, еще совершенно не знающих, что делать с завоеванной свободой и потому жестоко и бессмысленно мстящих всем, кто попадается у них на пути.

Для преодоления старшеклассниками этих трудностей восприятия поэмы нужно обратиться к взглядам поэта на революцию, к критическим замечаниям по поводу произведения и, конечно, к анализу самого текста «Двенадцати» как отражению исторической эпохи в сознании поэта-символиста. Важно не навязывать учащимся чужую точку зрения, а с помощь диалога, дискуссии дать им возможность сформировать свою позицию, исходя из личного жизненного опыта и на основе полученных на уроках знаний, объективно оценить идейное и художественное своеобразие поэмы, и – что очень важно – не осудить, а понять поэта, горячо любившего свою родину, и тех, кому в круговороте истории выпала роль разрушителей и убийц.

Изучение поэмы «Двенадцать» завершает систему уроков по творчеству Блока, где главной темой была тема Родины. Размышления о судьбе России, тревога за ее судьбу становятся для поэта неотъемлемой частью жизни.

Конспект урока

Цель урока: показать полемический характер поэмы и ее идейно-художественное своеобразие через отражение революционной эпохи в сознании поэта; развивать способность осмысливать сущность исторических явлений и событий через выработку умений и навыков сравнительного анализа символических деталей художественного произведения

Оборудование : портрет поэта, позже: обложка поэмы, иллюстрации к поэме (Смирнова и Анненского) , плакаты с лозунгами.

Эпиграфы (отзывы о поэме)

1. «Двенадцать» - первая крупная русская поэма, в которой народ выступает как творец истории… Благодаря своей социальной значительности и художественному совершенству поэма принадлежит к вершинам русской литературы…» (Из учебника «Русская советская литература», 1983)

2. «Блок вторично распял Христа и еще раз расстрелял государя». (Н.Гумилев)

3. «Блок честно и восторженно подошел к нашей великой революции, но тонким, изящным словам символиста не под силу было выдержать и поднять ее тяжелые, реальнейшие образы… Блок надорвался». (В.Маяковский)

Вступление

На предыдущем уроке мы говорили об отношении Блока к России. Этой теме, по словам самого поэта, он «сознательно и бесповоротно» посвящает свою жизнь. Это самая большая боль и любовь поэта (даже слова созвучные!)

Какой видит Блок Россию? Какое будущее ожидает ее? Что тревожит поэта?

В лирике Блока Россия предстает перед нами многоликой: то таинственной, колдовской землей, сказочной, словно дремлющей, то нищей, бесприютной, покорной, но все равно – любимой. Поэт верит в прекрасное будущее своей родины, хотя оно неясно и призрачно, а путь к нему будет трудным и мучительным. В России для Блока все – «жизнь или смерть, счастье иль погибель». И это не красивые слова: пока в поэте была жива вера в возможное счастье родины, он сам жил. А жить для него - это значит слушать музыку мира - и писать.

Жизнь не стоит на месте: сменяются эпохи, меняется отношение к ним, меняются люди.

Сегодня мы будем говорить об очень важном, переломном моменте в жизни и творчестве поэта (для Блока эти понятия неразделимы) – РЕВОЛЮЦИИ. И, обратившись к одному из его самых парадоксальных произведений – поэме «Двенадцать», попытаемся увидеть его глазами ту далекую и судьбоносную для нас эпоху.

Блок с нетерпеньем ждал обновления и всеми силами старался приблизить это время. И вот, наконец, наступила эпоха великих потрясений.

Как поэт встретил революцию?

Блок приветствует Февральскую революцию, но скоро разочаровался в буржуазной демократии. А Октябрьский переворот, как ему кажется, открывает перед ним новые горизонты. В 1917 г. «содержанием всей жизни становится всемирная Революция, во главе которой стоит Россия». Т.е. Блок принял революцию безоговорочно и намеревался отдать ей жизнь. «Он ходил молодой, веселый, бодрый, с сияющими глазами – прислушивался к той «музыке революции», к тому шуму падения старого мира, который непрестанно раздавался у него в ушах, по его собственному свидетельству», - вспоминала М.Бекетова, тетка Блока.

Какой же видит Блок революцию?

9 января 1918 г он пишет статью «Интеллигенция и революция», где определяет свое отношение к революции (работа с конспектом): «Горе тем, кто думает найти в революции исполнение только своих мечтаний, как бы высоки и благородны они ни были. Революция, как грозовой вихрь, как снежный буран, всегда несет новое и неожиданное; она жестоко обманывает других, она легко калечит в своем водовороте достойного; она часто выносит на сушу невредимыми недостойных; но – это не меняет ни общего направления потока, ни того грозного и оглушительного гула, который издает поток. Гул этот все равно всегда – о великом». Это мировой циклон.

Полный воодушевления, Блок в эти же дни создает поэму «Двенадцать» (показать обложку поэмы), которая стала значительным литературным событием своего времени, но при этом вызвала раскол в кругах интеллигенции и сыграла во многом трагическую роль в судьбе автора.

О чем это произведение?

О том, как по ночным улицам Петрограда идее патруль из 12 красногвардейцев. Так оно и было на самом деле: «В первые послеоктябрьские дни пикеты по 12 солдат с винтовками и примкнутыми штыками дежурили на перекрестках, а краснолицые старики в богатых меховых шубах показывали им кулаки, изящно одетые женщины осыпали их бранью», - это воспоминания из книги американского журналиста, писателя Джона Рида, ставшего свидетелем Октябрьских дней.

В чем их миссия? Что они охраняют?

Революцию.

После появления «12» даже многие друзья (в частности, Д.Мережковский, З.Гиппиус) отвернулись от Блока.

Обратите внимание на отзывы о поэме, записанные на доске. Как они соотносятся друг с другом?

Высказывания противоположны . Почему? Потому что сложно понять, почему Блок воспевает убийц, грабителей.

Какие еще оценки давались поэме? (читают дети)

Самый суровый отзыв принадлежал И.Бунину, который назвал поэму «набором стишков, то будто бы трагических, то плясовых, а в общем претендующих быть чем-то в высшей степени русским, народным…»

М.Волошин назвал поэму «прекрасной» и отметил многие ее достоинства.

В большевистской «Правде» поэма характеризовалась не только как «величайшее достижение самого Блока», но и вообще «русской поэзии после Пушкина, Некрасова, Тютчева».

Комиссар Театрального отдела, тов. Каменева, сказала Л.Д.Менделеевой: «…Стихи Александра Александровича(«12») – очень талантливое, почти гениальное изображение действительности… но читать их не надо (вслух), потому что в них восхваляется то, чего мы, старые социалисты, больше всего боимся».

Почему же такое расхождение во взглядах?

Представьте себя людьми образованными, интеллигентными да еще символистами. Что бы вам не понравилось в поэме? (Воспевалась стихия разгула, главные герои – циники, грабители, убийцы, у них нет ничего святого; Блока обвиняли в «сухости сердца», в шутовстве, балаганности, надругательстве над идеалом, в том, что он желает угодить политическому режиму, называли его «певцом современного сатанизма»).

А что оценили большевики? (слова на доске, всемирный размах революции, сатира на «старый мир», справедливость их мести, которая оправдана их великой миссией, сочувствие униженным и оскорбленным; даже замечен был рост революционного сознания – из голытьбы они уже буквально в конце поэмы превратились в сознательный революционный народ, идущий вдаль «державным шагом»).

Расхождение в оценках и толковании поэмы говорит о том, что поэма сложна, неоднозначна (как и сама эпоха). Интересно, что М.Волошин заметил: «Сейчас ее используют как произведение большевистское, с таким же успехом ее можно использовать как памфлет против большевизма, исказив и подчеркнув другие ее стороны. Но ее художественная ценность, к счастью, состоит по ту сторону этих временных колебаний политической биржи».

Насколько это соответствует действительности? Кто прав? Может быть, у вас уже появилось собственное мнение, сложилось общее впечатление о поэме. Запомните его, но не торопитесь высказывать: возможно, вы поймете что-то еще, измените свой первоначальный взгляд, углубив свое представление о мире (я надеюсь на это).

Мы с вами попробуем пойти вслед за поэтом (обратиться к тексту) и оценить произведение, опираясь на собственный жизненный опыт, на свое представление о нравственных ценностях. В этом нам помогут и знания о художественной природе символизма, и, конечно, сам поэт (обратимся к его статье «Интеллигенция и революция», к дневникам).

Конечно, мы можем только предполагать, допускать, сопоставлять возможности, а затем соглашаться или не соглашаться с мнением различных людей о произведении Блока. Это вполне соответствует сути символической поэтики. (Вспомните, что она предполагает множество значений; чувственных, зрительных, звуковых ассоциаций).

Обратимся прежде всего к оценке поэмы самим Блоком, который, кстати, очень строго относился к своему творчеству. 29 января 1918 г., завершив поэму, он записал в дневнике: «Сегодня я – гений».

О чем это говорит? Сам Блок высоко оценил свое произведение, значит, он достиг своей цели.

Какова же его цель, «обязанность», как он сам говорил? В чем он, как художник, видит свою обязанность?

В статье «Интеллигенция и революция» об этом сказано: «видеть то, что задумано, слушать ту музыку, которой гремит «разорванный ветром воздух».

А что же задумано?

«Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью». «Слушать музыку революции».

Хорошая цель?

Обратимся к поэме и посмотрим, что подлежит переделке и какая музыка там звучит.

Каково ваше впечатление о поэме? О чем она? Можете ли выразить словами из текста ее основную мысль?

Например, М.Волошин говорил о том, что основная мысль поэмы выражена строчкой: «идут без имени святого». О ком идет речь?

А на красноармейских знаменах, плакатах, бронепоездах можно было видеть лозунги поэмы:

Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем!..

Или

Революционный держите шаг,

Неугомонный не дремлет враг (показать плакат).

Написана она была, как мы уже сказали, в январе 1918 г. Возможно ли осознать такое важное историческое событие за два месяца?

Почему же Блок берется за такое нелегкое дело? Ведь и для него в этот период очень многое было неясным, во многом он не мог разобраться.

Видимо, в одном Блок был твердо уверен. В чем? В том, что революция – это та очистительная сила, которая принесет свободу родной стране и ее народу.

Анализ текста поэмы.

1 глава. С чего начинается поэма? Какая картина рисуется?

В первой же строфе заявляется оппозиция черного и белого цветов (Черный вечер.// Белый снег). Черный - символизирует темное, злое начало, хаос, непредсказуемость стихийных порывов в человеке, в мире, в космосе. Иногда чернота у Блока читается как пустота, бездуховность. Белый – воспринимается как контраст черному, но это также цвет чистоты, духовности, свет будущего, мечта. (Недаром в конце произведения образ Христа в белом венчике, в снежной жемчужной россыпи как выразитель чистоты, святости, трагического страдания.) Но эта граница черного и белого весьма неустойчива, что подчеркивается четырехкратным повторением в первой строфе слова ветер. Во второй строфе ветер упоминается в пятый раз , он – на всем Божьем свете, и всякий человек становится неуверенным ходоком, скользит и вот-вот упадет.

Какие временные реалии помогают определить время действия поэмы?

Плакат «Вся власть Учредительному собранию!» указывает на начало января 1918 года. С одной стороны, он напоминает о политической обстановке, с другой стороны, начало января – это время святок, когда нечистая сила забавляется над православным людом, куролесит, устраивает пакости тем, кто «без креста». Не случайны в поэме образы ветра, вьюги – они всегда сопровождают бесовской разгул. Но и образ Творца появляется уже здесь (Матушка-Заступница – кстати, еще одно скрытое указание на Рождество; Божий свет) и незримо проходит через всю поэму, являясь в финале поэмы в образе Иисуса Христа.

В 1 главе Блок изображает «старый мир». Кто его представители и как они изображены? Сатирические образы старушки, буржуя, писателя-витии, товарища попа, барыни вызывают у нас презрительную усмешку. Только ли к представителям «старого мира» высказывает презрение рассказчик? Кто говорит: «И у нас было собрание…»? (проститутки). О чем они говорят, что обсуждают? Это сатира и на новую власть (обратите внимание на лексику, потом Маяковский будет говорить об этом же). Образ бродяги в конце главы вызывает у нас сочувствие. А слово «Хлеба!» еще раз подчеркивает неустроенность мира – голод.

В конце главы возникает образ ЗЛОБЫ (триединство – грустная, черная, святая – почему?) Так сложилось исторически. За что злоба, на кого? (на попа). Обратимся вновь к статье: «Почему дырявят древний собор? – Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой». От чего должна очистить революция Россию (по статье в хрестоматии, с.221)?

Далее появляется мотив бдительности (глава заканчивается). Когда еще появится в поэме этот мотив? (2 гл. – до строк о деревне, 6 гл. – после убийства Катьки, 10 гл. – как упрек Петьке за его несознательность, 11гл. – «Вот проснется Лютый враг»). Получается, что первыми жертвами бдительности уже оказались или окажутся совсем не буржуи.

Чьими глазами мы видим происходящее? Кто дает оценку персонажам? Кто герой поэмы? 12 красногвардейцев? Или еще кто-то?

Почему это важно ? (По отношению к главному герою автор должен высказать свою точку зрения, свою концепцию жизни) Как? (Картинами, изображенными в произведении, прямой авторской оценкой или через образ повествователя-рассказчика). Есть ли такой рассказчик в поэме? Кто видит заснеженный ночной город, старушку, буржуя, патруль? Кто слышит выстрелы, крики, погоню, разговор Петрухи с товарищами, его исповедь? Можем ли мы говорить об авторском восприятии происходящего? (Обратите внимание на язык поэмы: просторечно-огрубленная лексика, а не язык образованного человека – не Блока!) По ходу анализа произведения обратим внимание на голос героя-рассказчика. Но уже здесь он высказывает свое мнение (подтвердить примерами из текста).

2 глава. Задается совершенно иной поэтический ритм. Кто ее герои? Как они изображены (каким цветом их можно изобразить)? О чем они говорят? Что мы можем сказать о них? Какие чувства вызывают? Это 12 красногвардейцев – ночной патруль на улицах Петрограда. Они сами из «старого мира», Блок дает им характеристику уголовников:

В зубах цигарка, примят картуз,

На спину б надо бубновый туз!

Но поэт не судит их – так и было, это тяжелое наследие прошлого.

А что означает восклицание «Эх, эх, без креста!» в начале и в конце главы? Без креста - а еще без чего? Без совести, без нравственности, без границ – свобода, свобода от всего.

Обращался ли раньше Блок к низам общества? (ст. «Фабрика». «Поднимались из тьмы погребов», «Шли на приступ».) Как он относился к ним? (Сочувственно, его герой проходил разными путями, хотел почувствовать то же, что чувствуют все). Так что чувства, желания (отомстить всем?) и переживания городских низов были понятны и отчасти близки поэту.

Здесь мы слышим диалог героев-красногвардейцев: их речь задириста, груба, пошла, неграмотна. Они хозяева этого города – у них есть винтовки. И винтовки начинают стрелять в какого-то неясного врага. (Образ «неугомонного» и невидимого врага проходит через всю поэму. А в 12 главе «товарищи» уже стреляют в Христа.)

В кого стреляет ночной патруль? Очевидно, что врагами красногвардейцев не являются представители «старого мира» - они слишком смешны и беспомощны. «Палят» герои в Святую Русь, отрекаясь от веры, от Спасителя: «Свобода, свобода.// Эх, эх, без креста!»

Чего хотят эти люди?

В 3 главе мы находим на этот вопрос: они хотят раздуть мировой пожар революции. Причем их не страшит кровь – ни своя, ни чужая. Но за благословением они обращаются к Господу. Зачем? Возможно ли такое благословение? Не стремление ли это переложить груз ответственности за убийства на духовную власть (да и на советскую тоже)?

В 4-7 главах мы видим любовную историю красногвардейца Петрухи и «толстоморденькой» Катьки. Кто такая Катька? За что ее убивают? (Да еще приговаривают: «Эх, эх, согреши! // Будет легче для души!» - Легче убивать будет? А так сомнения в правильности наказания одолевают.)

Любовная история, ревность и расправа над Катькой (чье наказание совершенно несоизмеримо с ее виной)– незначительный эпизод для них. Человеческая жизнь для них особой цены не имеет («Лежи ты, падаль, на снегу!»). Им важнее, чтобы Петька остался с ними.

Какой диалог происходит между героями? Чем он важен для Блока?

Невольный убийца переживает. Как передается его состояние? Кого он «загубил»? А его товарищи выказывают ему сочувствие. Как они это делают? Довольно презрительно: проявление чувств не приветствуется. И дальше так будет всегда. Кто-нибудь из героев осознает, ЧТО они совершили? Переживал бы Петруха, если бы он не любил Катьку? Вряд ли. Убийство становится нормой (Упоминания об убийствах уже были: в 5 главе «Помнишь, Катя, офицера – // Не ушел он от ножа…»). И чем же утешился Петька? («Не такое нынче время, //Чтобы нянчится с тобой! // Потяжеле будет бремя // Нам, товарищ дорогой!») Настрой охраняющих город и новую власть вполне очевиден (по тексту): кураж, грабеж, пьянство. Все сильнее нарастает мотив убийства, глумления над человеческой жизнью, над всем.

Система ценностей, духовный мир героев показан в 8 главе: скука, семечки, убийство стоят в одном ряду. Полное духовное одичание. Где тут человек? Типично это поведение или случайно? Какими словами заканчивается глава? О чем это? О гибели чьей души говорит поэт? Почему вы так считаете?

9 глава резко отличается по ритмике от 8 главы и начинается она строкой из романса о декабристах: «Не слышно шуму городского…». Но дальше рисуется картина абсолютной свободы, опьянения кровью. Только радости от этого нет. Зачем здесь вновь появляется «старый мир» и почему Блок уделяет ему столько места? «Старый мир» –буржуй и паршивый пес как символ этого мира – жалок и бесприютен. У него нет будущего (недаром буржуй на перекрестке). Но и путь нового мира смутен неслучайно буржуй напоминает вопрос). Да еще вьюга (10 глава) заметает так, что «Не видать совсем друг друга // за четыре за шага!». Она словно предупреждает недальновидных, затуманивает им путь, обманывает тех, кто без креста, насмехается над ними. Они повязаны все кровью, и не только Катькиной (Блок словно предчувствует реки крови).

11 глава вновь показывает идущий патруль. Их шаг мерный, неотвратимый. Куда они идут? «Вдаль» - это куда? В наше время, в будущее? Что они с собой принесли? Нашли они своего врага? А вьюга все «пылит им в очи дни и ночи напролет ». Как эта фраза расширяет временные рамки поэмы?

Горький о революции («Несвоевременные мысли»): «Наша революция дала полный простор всем дурным и зверским инстинктам, накопившимся под свинцовой крышей монархии, и, в то же время, она отбросила в сторону от себя все интеллектуальные силы демократии, всю моральную энергию страны».

Работа с иллюстрациями . Какая из иллюстраций (Смирнова или Анненского), по-вашему, наиболее точно отражает мировосприятие Блока? Вспомните, в виде какой стихии поэт представлял революцию. Обратите внимание на композицию рисунков, соотношение величины образов; земной шар на штыке, затмение солнца, лица и фигуры героев и пр.

Последняя, 12 глава .

Итак, какие чувства вызывают у вас герои? Но кто же сделал их такими? Кто виноват в их безнравственности? Обратимся вновь к статье Блока (с.221, грехи отцов). Т.е. Блок понимает и принимает революцию (в данном случае миссию этих солдат) как своего рода наказание (возмездие) правящим классам за их преступное пренебрежение своим государственным долгом по отношению к собственному народу. За многовековое рабство народа когда-нибудь должна была наступить расплата. Можно вспомнить здесь и слова индийского писателя, родившегося в тот же год, что и Блок, Премчанда: «Человек обладает от природы высокими нравственными началами. Под давление обстоятельств и лжи, царящей в мире, он их утрачивает». Конечно, это попытка понять, а не оправдать безнравственность . Зачем же появляется вдруг (и «вдруг» ли?) впереди красногвардейцев Иисус Христос?

Любопытно, что и горячие сторонники поэмы Блока, и ее ярые противники были единодушны в своем неприятии этого образа в последней строфе. Почему?

Одни – видевшие в поэме «прославление» революции – считали, Что Христос чужд революции и ее идеалам. Отсюда и строки «Впереди идет матрос».

Другим казалось кощунственным то, что Блок поставил Христа впереди убийц. (Волошин же сказал, что они его преследуют. Тоже может быть.)

Сам Блок, отвечая на выпады Гумилева, писал: «Мне тоже не нравится конец «12». Я хотел бы, чтобы этот конец был иной… Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа. И тогда же я записал у себя: к сожалению, Христос»… И позже: «Страшно, что Он опять с ними»

Попробуем разобраться, что должен был символизировать этот образ в поэме.

Вспомните: изначально христианство – религия обездоленных, стремящихся к лучшей судьбе (как это в поэме?). Возможно, Блок боится повторения того исторического процесса, который закончился вихрем революций, принеся столько горя. Но другого Блок не нашел. Возможно, Христос в финале поэмы берет в руки красный флаг и оказывается среди тех, кому Он не нужен, потому что не вправе оставить это слабое, несовершенное создание – человека – наедине с этим миром злобы, который Сам и создал. Они ведь тоже дети Божьи. Если Он с ними, значит, есть надежда на то, что тьма, смута в душах людских уступят миру света, добра… Борьба Бога и Дьявола вечная. Может быть, поэтому поэма, начинающаяся с черного света, заканчивается все-таки белым.

Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме, к ее героям, их миру. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нельзя не признать, что поэма «Двенадцать» - великое произведение об одной из наиболее страшных эпох в истории России, ибо революция – это беспощадная схватка Бога и Дьявола за душу человеческую. Поэма «12» - честнейшая попытка понять свою страну, свой народ. Не ОСУДИТЬ или ОПРАВДАТЬ, а ПОНЯТЬ. Не зря, наверное, мне попались слова В.Соловьева (во многом учителя Блока) о нравственности: «Высшая нравственность требует некоторой свободы для безнравственности». (Я бы приняла Блока за эту высшую нравственность). Кстати, Блок воплотил мечту многих своих предшественников, показав народ как главную движущую силу истории. Что из этого вышло?

Рефлексия.

Изменилось ли что-то в вашем представлении о том, что происходило в ту тревожную эпоху, о которой Блок не мог не говорить? Что понимает Блок о революции, чего другие не увидели? На что вы смотрите не так, как Блок?

Так какую же цель ставит перед собой поэт, изображая «музыку революции»?

С одной стороны, Блок понимает и принимает ее закономерность, с другой стороны, он разглядел ее жестокое лицо, во многом предугадал ее губительные последствия. Приветствуя революцию как способ радикального изменения жизни к лучшему, поэт романтически представлял ее силы более разумными и гуманными, чем они оказались на самом деле. Он понимал и принимал революцию как своего рода наказание (возмездие).

Но судьба настоящего поэта не отделима от судьбы своей страны. Блок мечтал о реализации своей давней мечты, о духовной гармонии. Но его ждало глубокое разочарование. Поэтому голос поэта умолкает.

4 мая 1919 г он пишет: «Но работать по-настоящему уже не могу, пока на шее болтается новая петля полицейского государства». Все вернулось туда, откуда пришло (как в его стихотворении «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека...»). Может быть, Блок хотел уничтожить поэму, зная, что к его слову прислушиваются тысячи людей, ему верят и пойдут за ним. Но все же известна его записка(1 апреля 1920 года): «Оттого и не отрекаюсь от написанного тогда, что оно было написано в согласии со стихией..».

Разочарование в своем идеале, чувство бессилия перед будущей катастрофой, которую Блок уже чувствовал, привело к его творческой смерти – после поэмы «12» и «Скифов» он навсегда замолк (1918). Может быть, как предположил Г.Иванов, «за создание «Двенадцати» Блок поплатился жизнью».

Домашнее задание. Письменно ответьте на один из вопросов:

  1. Как в поэме отразилась революционная эпоха?
  2. Зачем в конце поэмы появляется образ Иисуса Христа?

Опыт показывает, что подобный подход к анализу проблематики и поэтики «Двенадцати», несмотря на сложность и противоречивость поэмы, эффективен. Творческие работы, выполненные учащимися, отличались глубиной анализа, самостоятельностью и разнообразием выдвинутых суждений.


И была роковая отрада

В попиранъи заветных святынь...

А. Блок
В январе 1918 года А. Блок создает самую знаменитую свою поэму - создает за несколько дней, в едином вдохновенном порыве. Обычно требовательный к себе, он, оценивая свое творение, пишет: “Сегодня я гений”. Напечатанная в феврале поэма вызвала бурные и противоречивые отклики. О ней говорили везде. Многое в ней казалось неприемлемым собратьям по литературе. Взрывом негодования была она встречена со стороны российской интеллигенции. Бунин обрушился на автора с гневной критикой, некоторые из друзей отвернулись от него. Но, несмотря на это, поэма Блока по праву заняла свое место в истории русской литературы,

В “Двенадцати” Блок запечатлел образ той революции, в которую он верил, которая открылась ему в заревах пожаров, в метелях, в дыхании России. Автор показал в своей поэме революцию как очистительный пожар, в огне которого все старое должно быть уничтожено:
Мы на горе всем буржуям

Мировой пожар раздуем,

Мировой пожар в крови -

Господи, благослови!
В каждой строчке мы слышим музыку революции, - ту, которую Блок призывал слушать “всем телом, всем сердцем, всем сознанием”. Но она у него уже не непонятный и едва слышимый гул, как в ранних стихах, а мощная симфония времени: смех и плач вьюги, обрывки революционных песен, выстрелы, шаги красноармейцев.

Творческий метод Блока-символиста ярко проявляется и в этом его произведении: именно с помощью символов автор показывает происходящее. Старый, прогнивший мир, представителями которого становятся у Блока “буржуй на перекрестке”, “длиннополый” поп, реакционный интеллигент, презрительно названный “витией”, олицетворен в поэме уличным псом:
И старый мир, как пес безродный,

Стоит за ним, поджавши хвост. Или:

Старый мир, как пес паршивый,

Провались - поколочу!
Блок показывает послереволюционный хаос и анархию как неизбежный процесс, сопутствующий великой ломке. Сама революция показана в поэме в обобщенно-символическом образе вселенского ветра, метели, врывающейся в жизнь обывателя:
Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.
Это стихия, пусть очистительная, но безжалостная, разрушительная. И ее представителями становятся двенадцать красноармейцев. О каждом из них в отдельности не сказано ничего, но вместе они - сила, которая разрушит мир “до основанья”. Сами же они весьма смутно осознают, какова их цель. Автор показывает в начале поэмы, как много у них общего с обыкновенными уголовниками:
В зубах - цигарка, примят картуз,

На спину б надо бубновый туз?
Их продвижение по улице должно стать символом их эволюции. На первом этапе своего пути двенадцать предстают анархистами, разрушителями. Им ничего не стоит пальнуть “в святую Русь”. У них есть только их “святая злоба”, но нет организованности. Их ведет ненависть, а не любовь к людям. Их влечет свобода - “эх, без креста”. Их движение стихийно, инстинктивно и гибельно порою не только для врагов. У них нет Бога в высшем смысле этого слова: старая религия - религия рабов - для них неприемлема, а новую они еще не обрели. И тут автор показывает бессмысленное, ничем не оправданное убийство - это кульминация действия поэмы. После нее в повествовании все меняется. Внутреннее потрясение заставляет героев осознать свое предназначение, отбросить анархистский и несерьезный подход к своей революционной деятельности. Исчезают игривые реплики, посторонние разговоры, строчки приобретают строгость, чеканность ритма:
Революционный держите шаг!

Раздается Мерный - шаг.
Будучи ранее частью стихии, отныне двенадцать должны сами бороться с ней. Однако до самого конца они идут “без имени святого”, а значит, не понимая и не принимая окончательно идеалов новой жизни. И тогда Блок выводит фигуру Христа, который ведет героев с кровавым флагом:
И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз

Впереди - Исус Христос.
Образ Христа не поддается однозначному толкованию. То ли это еще не узнанный и не признанный Бог, вождь, то ли не видимая в метели жертва, то ли немой свидетель и судья. Намеренно или нет, автор оставил недосказанным это в своей поэме. Решать - самому читателю и его времени.

В поэме “Двенадцать” Блок выступил также и как реформатор в области художественной формы. Перемену обычной манеры он обосновал тем, что писать о новом, о революционном необходимо новым языком. Поэтому произведение представляет собой разительный контраст по сравнению с написанным ранее.

Поэма состоит из двенадцати небольших главок - по числу заглавных героев. При этом автор не избежал символистского увлечения магией чисел - ведь мистическая “нагруженность” числа “двенадцать” общеизвестна. К тому же именно столько апостолов, учеников было у Христа - а библейские мотивы входят в поэму непосредственно с его образом. “Двенадцать” можно назвать драматической поэмой, так как главным в ней является действие, носителем которого выступают главные герои. Большую часть повествования составляют реплики и диалоги персонажей. У каждого из них свой язык: у убогой старушки, у барыни, у писателя, у красноармейцев. Поэме свойственно разнообразие художественно-речевых стилей, ее язык включает лексику возвышенно-поэтическую и просторечную, даже вульгарную. Политические лозунги, фольклорные мотивы, городской романс, разбойничьи песни и частушки - автор как будто стремится выразить все многоголосие улицы, используя различные жанры художественной речи. Также разнообразны ритм и размер стиха, от частушечного до маршевого, от четырехстопного хорея до дольника.

Сочетание различных речевых стилей, жанров, ритмов, сама драматическая форма поэмы позволили Блоку выразить, воплотить то, что он называл “музыкой революции”, ее многоголосие, стихийность. Поэт стремился к единству содержания и формы, и его поэма - яркое тому подтверждение. В то же время Блок не избегает и привычных символистских приемов и методов.

В своей поэме автор старался как можно точнее отразить то, что он видел и чувствовал. Его точка зрения может быть принята не всеми. В принципе, искусство не требует признания своих образов за действительность, а тем более, за единственно возможную истину, Поэму “Двенадцать” можно трактовать по-разному, особенно теперь, когда стали известны предсмертные слова Блока о том, что поэму следует уничтожить, как неудавшуюся. Я же считаю, что поэт свято верил, хотел верить в то, что написал, в величие и благородство замыслов и путей революции, но уже в 1921 году сумел увидеть, как далеки его мечты от реальности. А поэма живет как неоспоримое свидетельство напряженного поиска - идейного ли, формального - ее автора.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Многопрофильный лицей № 11 им. В.Г.Мендельсона»

г. Ульяновск

Конспект уроков по литературе в 11 классе

Тема:


« Изучение поэмы «Двенадцать» А. Блока в школе»

1. Обоснование выбора темы.

Тема для работы выбрана не случайно.

Мы живем в очень сложное, трудное время. Страна только что пережила глубокий экономический кризис, грозивший вылиться в новую революцию и гражданскую войну. В окружающем нас мире не спокойно. То тут, то там постоянно вспыхивают очаги вооруженных конфликтов, провоцируемых религиозными фанатиками. В горячих точках гибнут люди.

Готовясь к уроку, учитель думает не просто об информативной стороне дела, о передаче тех или иных знаний, а о том, как сделать эти знания нужными ученику, работающими на его развитие и воспитание.

Что такое революция? В чем смысл революции? В чем ее значение? Ее уроки? Об этом написано много произведений. И одно из самых первых – поэма А. Блока «Двенадцать». Потому что Блок – гениальный поэт, потому что он был очевидцем этих событий, потому что поэма написана по «горячим следам» революции.

Очень долгое время поэма Блока была хрестоматийным материалом советской литературы. Считалось, что произведение является ни чем иным как «гимном революции».

Но меняется время. Процессы, происходящие в обществе, пробуждают от спячки наши умы и сердца. Старые учебники уже не годятся. Возникает необходимость взглянуть на многие явления жизни с самой неожиданной стороны.

То, что, несмотря на произошедшие в нашей жизни перемены, поэма «Двенадцать» осталась в школьной программе, говорит о том, что она, действительно, имеет глубокий философский смысл, далеко не однозначна по своему содержанию.

И хотя в последнее десятилетие были предприняты попытки нового прочтения поэмы, единого мнения в оценке произведения нет, при этом ее высокие художественные достоинства никем не оспариваются.

2. Обзор литературы. Разные точки зрения на поэму.

Например, А.В.Терновский, автор статьи о Блоке в учебнике под редакцией В.В.Агеносова, широко распространенном в настоящее время в школах, считает поэму «Двенадцать» венцом «трилогии вочеловечения»: «Поэма формально не входит в блоковскую трилогию, но, связанная с ней многочисленными нитями, она стала новой и высшей ступенью его творческого пути». Хотя автор статьи и замечает, что Блок нисколько не «выпрямляет», не идеализирует своих героев. Выразители народной стихии, они несут в себе и все ее крайности. Это люди, сознающие свой высокий революционный долг (!), и в то же время в их психологии еще живы и отчетливо выражены настроения стихийной, анархической «вольницы». Убийство Катьки объясняется «неуправляемостью поступков красногвардейцев», а последующие за ним разгул и грабежи – тем, что Блок видел не только величие революции, но и ее гримасы.

В статье Терновского приводятся примеры самых различных трактовок символического блоковского Христа (Христос как символ революционера, как символ будущего, языческий Христос, старообрядческий «сжигающий» Христос, сверхчеловек, Христос как воплощение Вечной Женственности, Христос-художник и даже Христос-антихрист…), но все они, по мнению автора статьи, уводят от главного – Образ Христа позволяет поэту оправдать революцию с точки зрения высшей справедливости.

Говоря о художественном новаторстве поэмы, Терновский отмечает, что поэт «сумел отразить в поэме «музыку» тех дней, которая звучала и в нем самом». Это отразилось в ритмическом, лексическом и жанровом многоголосии поэмы. Традиционный ямб и преобладающий в поэме хорей сочетаются с разностопными модификациями классических размеров, с дольником и нерифмованным стихом. В поэме звучат мелодии марша, городского романса, частушки, революционной и народной песни, лозунговые призывы. Блок широко использует разговорную, а зачастую и сниженную, «уличную» лексику. И все это представляет органичное целое».

Эта точка зрения интересна прежде всего тем, что пытается связать поэму со всем предшествующим творчеством поэта. Она основывается на романтическом восприятии революции Блоком. И действительно, он слишком ненавидел «страшный» мир и был готов простить революции многое только за то, что она этот мир разрушит.

Такой подход к толкованию поэмы не лишен оснований и, конечно, имеет право на существование. Он во многом продолжает традиции советского блоковедения, лишь переставив акценты: Блок не воспевает революцию, но оправдывает ее.

Как пример совершенно противоположной точки зрения на поэму можно привести статью В.Поповича (Литература. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября» №20 1997 г.). Показательно уже само название статьи: «Трагедия исторического заблуждения». Эта работа интересна тем, что в ней делается попытка понять и прокомментировать с опорой на текст поэмы, на ее художественные образы отношение автора к Двенадцати, а следовательно, и к тому миру, который они представляют.

Отмечается, что классическая цветовая символика создает резкий контраст, выражающий противостояние 2-х миров:

Черный вечер.

Белый снег.

Белый снег – символ чистоты и надежды. Но «под снежком – ледок», который символизирует зыбкость. Неустойчивость, неуверенность первых шагов в новую жизнь: лозунги и призывы революции прекрасны. Но будут ли они воплощены в жизнь? Это зависит от тех, кто будет их претворять.

В зубах - цигарка, примят картуз,

На спину б надо бубновый туз!

Это их внешний облик. Внутреннее же состояние определяется словами:

Свобода, свобода,

Эх, эх, без креста!

Во второй главе трижды повторяются эти слова, показывая упоение героев безграничной свободой. Крест – двухтысячелетний символ, воплощающий принципы христианской морали, отброшен за ненадобностью.

Революция – это не только слом старого государственного аппарата, но и уничтожение всего, чем жил старый мир, отсюда и призыв «пальнуть пулей в Святую Русь – в кондовую, в избяную, в толстозадую». Трудно представить, что этот призыв принадлежит автору. В том многоголосии, которое слышится в конце первой главы, где есть лозунги, разговор проституток, крик голодного, авторская речь прослеживается, бесспорно, только в словах:

Черное, черное небо.

Злоба, грустная злоба

Кипит в груди…

Революцьонный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

Герои поэмы слышат эти слова постоянно, но значат эти слова для них пока не много, они не в состоянии уяснить себе, чем этот шаг отличается от обычного. Возникает невольно подозрение, а знают ли эти новоявленные «апостолы революции», что они собственно хотят сами, ради чего идут «вдаль».

В. Попович отмечает, что важнейшим моментом в понимании характера Двенадцати служит убийство Катьки. Катька – случайная жертва. Убить хотели Ваньку, так как он предатель. В их желании отомстить нет социального мотива; потому что гражданская война еще не началась, Ванька не является врагом революции. «Буржуем» он стал для них только потому, что сумел пристроиться в этой сумятице получше своих бывших товарищей. Есть еще и частный мотив: Петруха ревнует и готов мстить.

Блок замечательно рисует нам муки совести «бедного убийцы»: он «уторапливает шаг», «не оправится никак». Из его монолога мы узнаем, что он действительно любил Катьку, и по-своему даже сожалеет о ее смерти. Но товарищи приходят на помощь Петрухе, утешают его, указывают, что «не такое нынче время, чтобы нянчиться с тобой». Ведь для них жизнь отдельного человека ничего не стоит, когда рушится целый мир. И герой наш «замедляет торопливые шаги, он головку вскидывает, он опять повеселел».

Но настоящего веселья нет. Скучно Петрухе. Скучно его товарищам. Куда направить злую силу, хлещущую через край? И вдруг находят они истинного виновника всех их несчастий, программа действий намечена:

Ты лети, буржуй, воробушком!

Выпью кровушку

За зазнобушку…

Переложить вину на другого, на обстоятельства, которые выше человека, на социальные условия, в крайнем случае, на судьбу-злодейку, пожалеть себя, без вины виноватого, - для натур слабых, эгоистичных, низменных, единственное средство оправдания своей никчемности, жестокости, подлости. Логика их рассуждений такова: не будь «буржуя» - не было бы и социальных условий, толкнувших Катьку на панель. Что и привело ее к гибели.

Далее справедливо отмечается, что символом революции в поэме является ветер. В начале поэмы он хлесткий, злой, веселый. Но в 10 главе (после убийства Катьки) ветер буквально сходит с ума, он превращается в грозную силу, слепящую героев поэмы, протестующую силу, не приемлющую пролития безвинной крови.

Возникает ассоциация с библейским рассказом о том, как совершилось первое на земле убийство и было проклято Богом то место, где пролилась невинная кровь Авеля. Преступив через кровь, Двенадцать окончательно порывают сдерживающие их путы морали: повязанные общим преступлением, отринувшие все нормы нравственности, они идут «державным шагом» вдаль.

Герои поэмы не только не имеют в душе идеала, они не видят его: «Вьюга пылит им в очи дни и ночи напролет…», поэтому и Христос, лучший идеал, созданный человечеством, для них «невидим», но, к счастью, и «невредим» - Двенадцать стреляют в него.

Объясняя появление Христа в финале поэмы, автор статьи учитывает огромный интерес Блока к раннехристианской эпохе, его любовь к параллелизмам, стремление постигнуть современность через историю (цикл стихов «На поле Куликовом»), созвучие лозунгов революции с социализмом первых христианских общин.

Христос принес людям зерна любви и веры, из которых в сочетании с античностью выросла европейская культура. Он был провозвестником новой эпохи, революционером. Но вместо насилия как средства разрешения социальных и других проблем Он предложил людям любовь к врагам, а не только к ближним своим, терпение, непротивление злу насилием, духовное совершенство личности.

Отрекшись от «старого мира», стряхнув его прах и пролив кровь, Двенадцать безудержны в своем падении – и стреляют в Того, Кто мог бы их спасти.

«Вдаль идут державным шагом…», и эта дорога прямо в ад…

«Хотел поэт или нет – он создал далеко не оптимистическую трагедию, - подводит итог В.Попович, - потому что будущее России, ее надежда, ее культура в руках пигмеев, страшных своим невежеством, готовностью перешагнуть через любые нравственные ценности, спаянных ненавистью и злобой, осознавших свою силу».

Нужно сказать, что и эта точка зрения не лишена оснований и имеет право на существование. Но идти с ней на урок литературы – значит, отказать Блоку-поэту в гуманизме, в историческом оптимизме. И неужели только за то, что сумел предсказать гибель России, Блок назвал себя гением? Что-то не складывается.

Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно, наверное, вернуться к тексту поэмы и повнимательнее присмотреться к образу Христа, появляющемуся в финале. Христос – спаситель. И, очевидно, не только для проклятий тем, кто в него стреляет, нужен этот образ Блоку.

Как уже отмечалось, в литературоведении существует множество самых разнообразных трактовок появления Иисуса Христа в финале блоковского произведения о революции. Вызывает споры и «кровавый флаг», который вдруг оказывается у него в руках. Интересным кажется наблюдение по этому поводу Ф.М. Штейнбук, автора статьи под названием «Белый венчик Христа», опубликованной в журнале «Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР» №7 за 1990 год.

Ф.М. Штейнбук обращает внимание на то, что Христос предстает перед нами, в отличие от традиционного библейского образа, не в терновом венке, символизирующем страдание, а «в белом венчике из роз».

На основании синтаксического анализа последнего предложения поэмы автор статьи делает вывод, что с содержанием произведения образ этот логически не связан: «Предложение с упоминанием Христа пристегнуто к тексту лишь запятой; … к «кровавому флагу» он не имеет никакого отношения: если бы после слова «флаг» стояло тире, тогда перед нами было бы обычное вводное словосочетание, и «кровавый флаг» действительно принадлежал бы Христу, но после слова «флаг» стоит запятая, сигнализирующая о том, что мы имеем дело со сложносочиненным предложением, части которого связаны союзом «и». Ну и смыслом, конечно. Только смысл, которым связаны и Двенадцать, и «голодный пес», и «флаг», и Христос, заключается не в том, что Христос «в белом венчике из роз» несет «кровавое» знамя – тогда бы это было оправданием насилия, а Библейский Иисус Христос терпит насилие, но ни в коей мере не оправдывает его, а в том, что блоковский образ, хоть и « за вьюгой невидим», все же грядет, потому что он является ни чем иным как олицетворением мечты о действительно справедливом и счастливом обществе».

Так что же хотел сказать нам своей поэмой А. Блок? Какую правду донести до нас?

Поэма «Двенадцать» глубока и многозначна. Но все многообразие мнений и толкований так или иначе группируется вокруг обозначенных выше. Коротко их можно сформулировать так:

    Поэма «Двенадцать» - венец «трилогии вочеловечения».

    Поэма «Двенадцать» - изображение гибельного пути России.

    Поэма «Двенадцать» - пророчество о спасении России, прошедшей через ужасы революции.

Все действующие школьные программы по литературе нацеливают на осознание философской проблематики поэмы и ее художественных особенностей: своеобразие композиции, ритма, интонации, символики. И учитель, готовясь к уроку, наверное, вправе занять любую позицию, избегая, пожалуй, лишь идеологического подхода к анализу поэмы, который вызвал справедливое возмущение автора еще при жизни, о чем он и заявил в предисловии к сборнику 1921 года.

Нужно помнить, что «Двенадцать» - это не публицистическая статья, а поэма. И поэтому рассматривать ее нужно как художественное отражение жизни. Она наполнена многозначной символикой, различными зрительными и особенно слуховыми впечатлениями и ассоциациями. Сквозь черную мглу действительности поэт напряженно вслушивается в происходящее, силясь распознать в хаотическом гуле разрушений будущую гармонию. В «Двенадцати» Блок-романтик, рисуя картину освежающего вихря революции, неожиданно сталкивается с Блоком-реалистом, понимающим, вслед за Достоевским, что «свобода…без креста» таит в себе много опасностей и соблазнов.

Сумеет ли нравственно устоять человек, когда его уже ничто, освященное традициями, не сдерживает и ему «все дозволено»? Не будет ли вместе с кремлями, дворцами, картинами, книгами разрушен и сам человек, разрушена культура, ее «вечные формы» - «кремли в сердце», «цари в голове», и все отнимется – «вместе с сердцем и с головой»?

Вот какие вопросы должны унести старшеклассники с урока. И постараться понять поэму как предсмертное пророчество гениального художника, сумевшего опередить время и предсказать грядущее.

3. Изучение поэмы А.Блока «Двенадцать» в школе

Организовать работу по изучению поэмы на уроке можно по-разному. Многообразие мнений в оценке произведения - благоприятная почва, например, для литературного диспута. Можно создать условия для самостоятельной исследовательской работы, адресовав учащихся не только к школьным учебникам, но и к другой, доступной для них дополнительной литературе, в которой содержатся альтернативные точки зрения.

Как один из возможных вариантов предлагаю свой урок, который разработан в соответствии с педагогической технологией В.В. Монахова (см. приложение). Представленный урок – «Музыка революции» в поэме А.Блока «Двенадцать» - входит в систему уроков по теме: «Судьба Родины в произведениях А.Блока и С.Есенина». Творчество поэтов объединено, потому что учебные темы, посвященные изучению произведений А.Блока и С.Есенина небольшие, кроме того, несмотря на различия, у поэтов есть общее – это их огромная любовь к Родине и тревога за ее судьбу. Нужно заметить, что подчиненность одной общей теме не означает, что на уроках мы совсем не будем говорить, например, о «Стихах о Прекрасной Даме». Творчеству раннего Блока посвящается отдельный урок. Но отбор материала к урокам должен быть нацелен именно на решение главной проблемы, вынесенной в название системы уроков.

Урок, посвященный изучению поэмы «Двенадцать», - третий (продолжительность урока – 90 минут, т. е. он состоит из 3-х тридцатиминуток, которые представляют собой этапы урока, характеризующиеся смысловой законченностью и определенным видом деятельности учителя и учеников). На этом уроке должна быть достигнута вторая микроцель системы уроков, а именно: учащиеся должны понять суть блоковского понимания революции.

Определить, усвоен ли учебный материал, поможет предложенная в конце урока письменная самостоятельная работа (диагностика).

Домашнее задание к уроку:

просторечия.

2. Составить цитатную характеристику «старого» и «нового» мира.

«хорошо» 3. Сравнить Христа Блока и традиционный библейский образ.

«отлично» 4. Найти темы, образы, символы, которые связывают поэму

с предшествующим творчеством Блока.

1. Вступительное слово учителя.

Предчувствуя «неслыханные перемены, невиданные мятежи», в дневниках 17 года Блок продолжает размышлять о России, о ее судьбе, о народе.

Итогом этих размышлений является статья «Интеллигенция и революция» - один из первых откликов на октябрь 17 года. В этой статье поэт дает свое понимание революции. Он принимает революцию восторженно. Почему?

(Революция – это конец «страшного» мира).

Поэтому, оправдывая разгром барских усадеб, расстрел Кремля, призывает «всем телом, всем сердцем, всем сознанием» - слушать «музыку революции».

Однако эта статья не только обращение к творческой, мыслящей части русского общества, но и попытка, видимо, заглушить те сомнения, которые появляются у поэта, интуитивно почувствовавшего другую, темную сторону революции.

Ненависть к «старому миру» и установка на то, что революция – это хорошо, потому что без нее старое, ненавистное само не уйдет из жизни, не дают подняться тем росткам сомнения, которые не исчезают и после написания статьи, - поэтому опять к перу, к бумаге, но уже не к теоретическим рассуждениям о том, что было, кто виноват, а к стихии творчества, где поэт чувствует себя как рыба в воде.

Что же хотел сказать нам поэт своей поэмой? О чем не договорил в статье?

2. Подготовка к восприятию поэмы. История написания.

Поэма написана в январе 1918 года. Первая запись автора о ней сделана 8 января. 28 числа «Двенадцать» вчерне доработаны. 29 января Блок записывает в дневнике: «Сегодня я – гений». Во всем наследии поэта, весьма строгого к себе, это единственная самооценка такого рода.

На современников Блока поэма произвела двойственное впечатление, так как резко отличалась от всех созданных им произведений.

Сообщения учащихся, подготовленные дома.

Маяковский отмечал: «Поэмой зачитывались и красные и белые (те и другие считали, что Блок с ними). Красные растащили по страницам и расклеили лозунгами по заборам. Белые хвалили за то, что красноармейцам «на спину б надо бубновый туз»

Известен положительный отзыв о поэме Луначарского и совет: «…но читать их («Двенадцать») не надо (вслух), потому что в них восхваляется то, что мы, старые социалисты, больше всего боимся».

Резко отрицательный отклик Бунина: «Блок задумал воспроизвести народный язык, народные чувства, но вышло нечто совершенно лубочное, неумелое, сверх всякой меры вульгарное».

При одном упоминании «Двенадцати» Бунин вскипал гневом, считая поэму концом Блока-поэта.

К.Чуковский записал следующий разговор М.Горького с Блоком: «Горький сказал ему, что считает его поэму сатирой. «Это самая злая сатира на все, что происходило в те дни». «Сатира?» - спросил Блок и задумался. «Неужели сатира? Едва ли. Не думаю… Не знаю.

А что услышите в поэме вы?


3. Чтение поэмы учителем.
4. Беседа по вопросам:
Узнали ли вы в «Двенадцати» знакомого вам Блока?(С трудом. Блок – певец Прекрасной Дамы, великолепный лирик, утонченный стилист. И вдруг – «Катька толстоморденькая», Ванька, Сукин сын и т.д.)
Какие перемены в нем произошли?(Язык поэмы простой, без литературного изыска. В поэме звучат интонации марша, городского романса, частушки, народной песни, лозунга. Широко используется разговорная и даже сниженная, грубая, «уличная лексика).
Почему? Зачем это было нужно?(чтобы передать новое содержание – «музыку революции»)
В чем связь поэмы с предшествующим творчеством Блока?(Поэт продолжает размышлять о судьбе России, в поэме звучит тема возмездия «старому миру»; встречаются образы-символы: ветер, снег, дорога, стихия и т.д.)

5. Практическая работа с текстом (составление опорной схемы-конспекта)
В: Если бы вы были художниками, в какой технике (живопись, графика, акварель) выполнили бы иллюстрации к поэме?(Именно графика позволяет передать резкую контрастность черного и белого цвета).
Так увидел Блок революцию. Контраст между черным и белым цветом выражает противостояние двух миров – старого и нового.
В тетрадь: старый мир ↔ новый мир
В: Как изображен «старый» мир? Его представители? Какие определения позволяют выявить отношение Блока к «старому» миру? Какое это отношение?
В тетрадь: старый мир черный вечер арушка, как курица барыня в каракуле писатель-вития долгополый поп буржуй, безмолвный, как вопрос . ↓ старый мир, как пес безродный ↓ изображение ироничное (будущее?) Нет будущего!

Новый мир рождается из образа снега и ветра. Цвет – белый. Это символ чистоты и надежды. Но «под снежком – ледок». А это – зыбкость, неустойчивость, неуверенность первых шагов в новую жизнь, неопределенность пути.

В: Кто герои нового мира?

(12 красногвардейцев )

Но, характеризуя их, поэт тоже использует черный цвет! (?)

(черная злоба – святая злоба) → изображение неоднозначное!

В тетрадь: новый мир

белый снег (надежда, чистота)

НО под снежком – ледок …(осторожно!)

и черная злоба, святая злоба

В: Какими мы видим Двенадцать?

(Униженные и оскорбленные, народные мстители)

В: Через какие слова передается сочувственное отношение к Двенадцати?

В тетрадь: Эх ты, горе-горькое,

Сладкое жить!,

Рваное пальтишко,

Австрийское ружье!

В: Что настораживает в Двенадцати?

В тетрадь: В зубах - цигарка, примят картуз.

На спину б надо бубновый туз!

Свобода! Свобода!

Эх, эх, без креста! Двенадцать должны «воплотить задуманное» (?) «Переделать все. Устроить так, чтобы все стало новым; чтобы лживая, грязная, скучная, безобразная наша жизнь стала справедливой, чистой, веселой и прекрасной жизнью».

(см. ст. «Интеллигенция и революция»).

Они понимают важность и величие той миссии, которая на них возложена (?)

В тетрадь: идут державным шагом

Рефреном звучат слова:

Революцьонный держите шаг!

Неугомонный не дремлет враг!

В: Но кто оказывается реальным врагом Двенадцати в поэме?

(старушка, барыня в каракуле, писатель, поп, буржуй безмолвный, пес голодный –

это, скорее, осколки прошлого) В: А как понимать: «Пальнем-ка пулей в Святую Русь» (?) → сама Святая Русь – враг?

А самое страшное, что красивыми лозунгами прикрываются самые низменные человеческие страсти – зависть, ревность, жадность. Этим был безобразен старый мир.


В: За что хотят отомстить Двенадцать Ваньке? Ванька с Катькой в кабаке У ей керенки есть в чулке…
Ванюшка сам теперь богат. Был Ванька наш, а стал солдат
Ну, Ванька, сукин сын, буржуй…
В: Чувство, которое испытывают Двенадцать к Ваньке? (обычная зависть!)В: А что в итоге? Ты будешь знать Как с девочкой чужой гулять! (т.е. самая обыкновенная ревность!)

А на деле все оказывается еще отвратительнее. Погибает-то как раз та самая Катька, из-за которой и бушуют страсти.


В: Как оценивают ее смерть Двенадцать?
Лежи ты, падаль, на снегу.
В: А в чем ее вина? (Хотела жить и жила, как хотела… В общем-то жертва случайная)
В: Это понимает Петруха? Загубил я, бестолковый, Загубил я сгоряча…

Это нормальное человеческое чувство, чувство сожаления, раскаяния в содеянном, ибо совершить преступление и остаться человеком, не покаявшись, не приняв на себя наказание, нельзя. (Вспомните Достоевского)


В: Но как оценили это чувство Петрухи остальные?
Ишь, стервец, завел шарманку. Что ты, Петька, баба что ль?... Потяжеле будет бремя…

В глазах Двенадцати это нарушение революционной дисциплины. Нельзя, не время каяться – нельзя быть человеком (?) Двенадцать переступили через кровь, потому что великая цель оправдывает все средства. Жизнь человеческая ничего не стоит по сравнению с мировой революцией.

В: Может ли с этим согласиться поэт? Что подсказывает нам образный строй поэмы?

Образ ветра является композиционным стержнем поэмы. Это символ революции. Революция у Блока (?) – стихия! Сначала ветер – хлесткий, злой, веселый. Но в 10 главе (после убийства Катьки) ветер буквально сходит с ума (?)


Снег воронкой завился, Снег столбушкой поднялся…
В тетрадь: ветер → вьюга → пурга, метель.
Метель – многозначный образ-символ в русской литературе:
    очистительная стихия; бесовское, сатанинское начало.
Оба этих значения присутствуют в поэме. Но какое из них выходит на первый план после убийства Катьки? → бесовское, сатанинское, злое!В тетрадь: убийства, грабежи… Идут без имени святого… Ко всему готовы, ничего не жаль.
В: Каким же видится будущее нового мира? Итак, старый мир безобразен и жалок, он рушится, но каков будет новый? Контуры нового мира только намечаются в виде художественных образов.
В тетрадь: Двенадцать должны нести людям надежду, свободу, равенство, счастье… А несут (?) смерть, грабежи, беззаконие .
По Блоку, старый мир, мир сытых и равнодушных обречен, но «без креста», без «имени святого» у России тоже нет будущего. → Поэтому в поэме не мог не появиться образ Христа.

Образ Христа – ключ к пониманию поэмы. Очень спорный образ, если смотреть на него с политических позиций. (Ни красных, ни белых в финале поэмы он не устраивал!)

Сам поэт, казалось, недоумевал… Вот запись из дневника Блока:

«Почему он? Не знаю. Пригляжусь внимательно вперед, вдаль и вижу, что он». → подсознательный выбор?!

Образ Христа в финале поэмы о революции – своеобразная загадка Блока. Существуют самые разные, противоречивые трактовки его в литературоведении. В советском литературоведении долгое время считалось, что Христос в конце поэмы – символ святости революционного дела.

Современники Блока:

С.Н.Булгаков предположил, что в метели Блоку под видом Христа явился Антихрист.

М.Волошин: «Не Христос ведет красногвардейцев, а они его конвоируют».


В: Что же на самом деле означает этот образ в финале поэмы Блока? Каков Христос в поэме? Чем он отличается от традиционного библейского?

Вспомним, библейский Христос – заступник за униженных и оскорбленных, спаситель человечества, искупил грехи человеческие своей кровью → на голове его терновый венец.


В: Каким вы его себе представляете? → (Он мученик, страдалец)
В: А Христос Блока какой? (Текст!)
Нежной россыпью надвьюжной, Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз…
→ Христос Блока другой! Он появляется из метели, снежной круговерти:
…За вьюгой невидим И от пули невредим…

Его видят только поэт и читатели, он нематериален, соткан из снежной россыпи, это, скорее, видение, мечта о светлом, прекрасном, справедливом обществе.


В тетрадь: Образ Христа – олицетворение мечты о справедливом и счастливом обществе. А кровавый флаг – напоминание о жертвах революции, потому что спасение возможно только через покаяние. Солдаты революции должны вернуть себе Человеческое лицо, вернуться к утраченным нравственным ценностям, к Богу. И пусть не в настоящем, но в будущем, после нескончаемой смертельной пурги обязательно конечное спасение.
В: Так «безумья иль надежды весть» увидел в революции поэт?

В тетрадь: Будущее России – не старый мир. Будущее в двенадцати красногвардейцах,

которые должны увидеть Христа. В этом смысл заглавия поэмы. Если убрать

Христа в финале – становится страшно! Нарушается зыбкое равновесие между

добром и злом в поэме. Верх берет бесовская стихия. И тогда нет будущего.

Россия летит прямо в ад!


Подведем итоги.

Услышали ли вы «музыку революции» в поэме? Какая это музыка? Подберите эпитеты.

Мелодичная, нервная, спокойная, резкая, убаюкивающая, импульсивная, мятежная, грозная, тревожная, гармоничная, злая.
А вот как услышал «музыку революции» Д. Шостакович.Предлагается прослушать фрагмент IV части 11 симфонии, посвященной революции 1905 года. Созвучна ли эта музыка «Двенадцати»?

В тетрадь: «Двенадцать» - не гимн и не проклятие революции. Это грозное

предупреждение, предсмертное трагическое пророчество Блока о будущем

спасении России, которая должна пройти через ужасы революции.

Диагностика (ответить на вопросы):
«Стандарт» 1. В чем новизна содержания и языка поэмы? 2. Что не принимает Блок в «старом» и «новом» мире?
«Хорошо» 3. Почему в поэме о революции появляется образ Христа?
«Отлично» 4. Составьте словарь образов – символов поэмы.

Общий вид схемы-конспекта.

старый мир ↔ новый мир

черный вечер В белый снег (надежда!) ↓ Е НО «под снежком ледок…» ↓ Т (осторожно!)

старушка, как курица Е

барыня в каракуле Р черная злоба, святая злоба писатель – вития долгополый поп ↓ 12 буржуй, безмолвный, как вопрос… В В зубах цигарка, Горе-горькое. ↓ Ь Примят картуз, Сладкое житье старый мир, Ю на спину б надо Рваное пальтишко как пес безродный. Г Бубновый туз… Австрийское ружье А
Эх, эх, без креста! В даль идут Державным шагом Изображение ироничное П Пальнем-ка пулей ↓ У В Святую Русь! Должны нести Р НЕТ БУДУЩЕГО! Г Справедливость, А Убийство Катьки, свободу, грабежи, разгул счастье Без имени святого… Ко всему готовы, Ничего не жаль...
БУДУЩЕЕ?
Образ Христа!
Примечание: Схема оформляется на доске учителем и в тетрадях учащихся постепенно, по ходу урока.

Литература

  1. А.Блок. Избранное. Книга для ученика и учителя. М.: Олимп. Издательство АСТ 1996 г.
    Александр Блок в воспоминаниях современников. М.: Худ. лит., 1980
    Александр Блок в портретах, иллюстрациях и документах. Сост. А.М. Гордин. Под ред. В.Н.Орлова. Пособие для учителя. Л.: Просвещение, 1972
    Смола О.П. «Черный вечер. Белый снег…» Творческая история и судьба поэмы Александра Блока «Двенадцать». М.: Наследие, 1993
    Иванова Е.В. Об эволюции Блока после Октября в поэме «Двенадцать». Литература в школе.1993 г. № 3
    Русская литература XX века.11 кл.: Учеб. для общеобразоват. учебн.заведений. – В 2 ч.Ч.1/ В.В.Агеносов и др.; Под ред. В.В.Агеносова. – 3-е изд. – М.: Дрофа, 1998
    Штейнбук Ф.М. «Белый венчик» Христа». Перечитывая поэму А.Ьлока «Двенадцать». Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР.1990 г. № 7.
    Попович В. Трагедия исторического заблуждения. Литература. Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 1997 г. №20.
    Программно-методические материалы. Литература. 5-1 кл./ Сост. Т.А.Калганова. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.

"ДВЕНАДЦАТЬ"

Поэма "Двенадцать" стала новой и высшей ступенью творческого пути Блока. Сам поэт писал: "... поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях - природы, жизни и искусства". Блок понял и принял Октябрьскую революцию как стихийный, неудержимый "мировой пожар", в очистительном огне которого должен сгореть без остатка весь старый мир. Перемены в жизни общества, которые принесла революция, "Двенадцать" передает многопланово. Во-первых, действие поэмы сопровождает разгул стихии в природе - ветер, дующий в начале поэмы, в конце действия превращается в пургу. Во-вторых, разгул стихии коснулся представителей старого мира: стихия сметает на своем пути старую цивилизацию, весь старый мир. Анархический характер поступков "двенадцати" и их идеология также определены разгулявшейся стихией революции на протяжении всей поэмы. Другая сторона поэмы - это ее антихристианская направленность. "Двенадцать" идут без креста, без святого имени, совершая преступления (с точки зрения морали старого мира).

И, наконец, о "буре" в "море искусства", т. е. о художественном новаторстве "Двенадцати". Отдавшись до конца "стихии", поэт сумел отразить в поэме ту "музыку", которая звучала и вокруг него, и в нем самом. Это отразилось в ритмическом, лексическом и жанровом многоголосии поэмы. В произведении звучат интонации марша, городского романса, частушки, революционной и народной песни, лозунговых призывов. И все это настолько органично слилось в единое целое, что Блок в день завершения поэмы, 29 января 1918 г., дерзнул пометить в своей записной книжке: "Сегодня я - гений".

{module Адаптивный блок Адсенс в конце статьи}

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса