Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Оформление школьного музея история школы. Создание школьного музея. Проект: Школьный музей

Рано или поздно такой вопрос встает в каждой школе, в которой директор и учительский коллектив стремятся подходить к работе не формально, а с любовью к своим ученикам. Конечно, можно сделать музей. .для галочки. в плане мероприятий для отчетности, а можно вложить в него душу и сделать. для всех учеников и родителей одним из любимых мест посещений.

Итак, не спешите приобретать оборудование для музеев , пока не определитесь с тематикой школьного музея. Хотя на первый взгляд. это очень просто, на второй. можно использовать столько вариантов и возможностей, что вы просто растеряетесь с выбором.

Ну, во-первых, традиционно. можно сделать музей истории школы. Такой вариант подойдет для школы, у которой эта самая история уже, конечно, имеется. То есть школе уже минимум лет 20. Для сбора исторического материала можно привлечь учителей истории и самих детей. Это и оценки, и заинтересованность. тем более сейчас есть интернет и найти бывших учащихся не так сложно. Это уже большое отдельное направление. Его можно дополнить или расширить этносом. То есть историей региона, в котором находится школа. В этом случае музейное оборудование может понадобиться для каких-то уникальных изделий, к примеру, народного промысла или же для выставки изделий, изготовленных учениками, скажем, на уроках творчества.

Другой вариант. это выделение помещения под временные тематические экспозиции с последующим отбором лучших экспонатов в постоянно действующий будущий музей. Это вообще очень интересное направление, поскольку дети будут сами творить историю своей школы. А темы для экспозиций. они бесконечны. Можно взять просто каждый предмет и выйти за его рамки, добавив ноту творчества. К примеру, в течение пары месяцев собирать материалы для экспозиции по истории. Это могут быть картины, фотографии, поделки. И каждый будет рассказывать о своем экспонате сам. к примеру, на открытии экспозиции: это уже будет целый праздник истории. Постепенно музейные витрины будут наполняться самыми интересными экземплярами и сохранять историю школьных событий для будущих поколений.

История. это только один предмет. А ведь есть биология, физика, химия, даже физкультура. по любому из предметов можно придумать тему и подготовить увлекательнейшую экспозицию, в которой будут принимать участие работы всех желающих учеников. Главное. начать и подойти к этому с ответственностью и любовью. И тогда ваш школьный музей может даже стать центром детского творчества.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. И ныне, на наш взгляд, как никогда особенно важным фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого народов России. Когда нередки попытки «переписать», исказить историю нашей страны и общества, трудно переоценить значение патриотического воспитания молодежи, укрепления связи поколений. Мы не должны забывать горькие, но в то же время героические и славные главы нашей истории. Не должен сын забывать своего отца, а внук деда. Только памятью крепок человек. Для успешного воспитания в нашем обществе патриота и гражданина своего Отечества необходима организация направленной деятельности по сохранению и приобретению современной молодежью знаний и представлений о прошлом нашей Родины, об исторических путях развития российского общества, сведения о своей Малой Родине, о своем крае. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Открытая (сменная) школа»

Проект

создания школьного музея

2017

Пояснительная записка

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения. И ныне , на наш взгляд, как никогда особенно важным фактором патриотического воспитания становится история героического прошлого народов России. Когда нередки попытки «переписать», исказить историю нашей страны и общества, трудно переоценить значение патриотического воспитания молодежи, укрепления связи поколений. Мы не должны забывать горькие, но в то же время героические и славные главы нашей истории. Не должен сын забывать своего отца, а внук деда. Только памятью крепок человек.

Для успешного воспитания в нашем обществе патриота и гражданина своего Отечества необходима организация направленной деятельности по сохранению и приобретению современной молодежью знаний и представлений о прошлом нашей Родины, об исторических путях развития российского общества, сведения о своей Малой Родине, о своем крае. Но это невозможно без создания системы по формированию интереса к истории своей страны и не просто интереса, а познавательной деятельности.

Обоснование необходимости проекта .

На Земле много прекрасных уголков, но каждый человек должен любить и гордиться теми местами, откуда он родом, где прошло его детство. Он должен помнить о том, какой вклад внесла и вносит сегодня его малая родина в историю большой страны.

Данный проект имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота и необходим для вовлечения в активную поисковую (исследовательскую) деятельность учащихся и родителей МБОУ «Открытая (сменная) школа».

Школьный музей внесёт достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины. Ребенок, подросток, который будет знать историю своего района, города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену .

Таким образом, мы считаем, что в нашей школе необходимо создать собственный школьный музей.

Проект будет реализовываться в МБОУ «Открытая (сменная) школа» в 2017-2018 учебном году.

2. Цель проекта:

1. Сохранение исторической памяти и культурного наследия;

Развитие интереса обучающихся к истории, углубление знаний по истории и формирование на конкретном историческом материале гражданско-патриотических чувств и убеждений, утверждение значимости таких ценностей, как: а) любовь и уважение к родному городу; б) бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующих поколений; в) приумножать историческое наследие, сохранение исторической памяти.

Воспитание Гражданина-патриота.

3. Основные задачи проекта:

1.Обобщить и систематизировать накопленный поисковый материал в соответствии с выбранными направлениями;

2. Создание музея;

4. Регулярное пополнение и обновление экспозиций музея;

5. Развитие у учащихся интереса к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности;

6. Приобщение учеников к общественно-полезной работе, развитие деятельности ребят по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного города.

7. Привлечение к проекту учителей, родителей, учащихся и других представителей общественности.

4.Описание реализации проекта.

Для реализации поставленных цели и задач необходимо приобрести и изготовить стеллажи-витрины, материал для стендов. Необходимо систематизировать материал по направлениям и разместить его. Предметы старины после регистрации в книге будут размещены витринах. Мы считаем, что музей в школе будет способствовать повышению интереса к истории своего города; активному участию в исторических и краеведческих конкурсах, викторинах, олимпиадах, походах, экскурсиях; формированию гражданско-патриотической позиции у школьников.

5.Планируемая деятельность.

Проект рассчитан на 1 учебный год (2017 -2018 г.) и включает 3 этапа:

I этап - подготовительный (сентябрь - октябрь 2017 г .)

III этап – заключительный (январь - февраль 2018 г.)

Подготовительный этап (сентябрь – октябрь 2017г.)

Его основной задачей является создание условий для успешной реализации проекта.

  • Анализ состояния возможностей школы.
  • Создание нормативной базы школьного музея.
  • Актуализация проекта среди участников образовательного процесса.
  • Определение круга лиц из числа учителей, администрации школы по руководству проектом, распределение ролей, создание рабочей группы.
  • Знакомство с опытом работы по использованию школьных музеев в образовательном процессе в других школах.
  • Поиск и привлечение партнеров к сотрудничеству в учреждениях культуры, ветеранских организациях, учительском сообществе.

Основной этап (ноябрь – декабрь 2017 г.)

Его основной задачей является создание школьного историко-краеведческого музея.

  • Оформить интерьер музея.
  • Создать экспозиции, разделы музея.
  • Организовать работу с учащимися, родителями, общественностью города с целью пополнения школьного музея экспонатами.
  • Подготовить экскурсоводов для проведения экскурсий в школьном музее.

Заключительный этап (январь – февраль 2018 г.)

Основной задачей этого периода является анализ результатов деятельности: достижений, недостатков, корректировка дальнейшей работы по направлениям.

Включение ресурса музея в урочную, внеурочную и внешкольную деятельность.

  • Торжественное открытие Школьного музея
  • Подведение итогов

6. Рабочий план реализации проекта.

2.http://ipk.68edu.ru/consult/gsed/748-cons-museum.html


Воспитание чувства патриотизма и любви к Родине составляет основу моральных качеств учащихся. Без патриотизма человек не способен полноценно трудиться на благо страны. И школа является тем начальным этапом, где будут заложены эти высоконравственные качества будущего гражданина. Особую роль в развитии патриотизма занимает изучение истории государства и своего родного края. Огромную помощь в этом оказывают школьные краеведческие музеи. Об этом и поговорим.

Создание и развитие любого школьного музея состоит из нескольких этапов:

  1. Формирование тематики экспозиций.
  2. Создание нормативно-правовой базы.
  3. Сбор и подготовка экспонатов для музея.
  4. Оформление музейной комнаты и вспомогательного фонда.
  5. Подготовка экскурсоводов и режима работы музея.

Начальная стадия развития музея позволяет учителю определиться с темой всего музея и его отдельных экспозиций. Наиболее простым решением является создание «Комнаты Славы». Огромное количество информации о событиях и героях Великой Отечественной войны Вы можете найти в Интернете. По Книгам Памяти можно определить точные списки погибших. На сайтах «Мемориал» и «Солдат» Вы можете не только уточнить информацию о необходимом человеке, но и скачать документы о его призыве, месте службы или гибели. Можно, при необходимости, сделать запрос в Государственный архив Министерства обороны РФ. Ответ приходит в течение двух-трёх месяцев. Встреча с родственниками героя поможет уточнить собранную информацию, они могут предоставить Вам фотографии, документы и личные вещи ветерана. Если экспонаты не передают в дар музею, то их можно просто сфотографировать.

Более сложным является создание музея по краеведению и истории. Один Интернет здесь не поможет. Вам придётся обратиться к сотрудникам государственных музеев, архивов и библиотек. Многие школьные музеи ограничиваются созданием исторических экспозиции конца XIX - началом XX века. Это неправильно. Изучение родного края должно быть полноценным и занимать более широкий период истории. Каменный, бронзовый, железный века, раннее и позднее Средневековье, Смутные времена, эпохи Петра I, Екатерины II, Александра II - всё это может и должно быть представлено в музее, хотя бы кратко. Самым непростым является музей, в котором отражена полная история, от первобытного человека и до наших дней. Даже если каждый из этапов развития России представлять очень кратко, это займёт много места. А если добавить темы по флоре, фауне, геологии и палеонтологии родного края - музей станет поистине огромным. Тем не менее, такие музеи создаются и успешно работают в школах. Создание отдельных тематик (кузнечное дело, обработка льна, народные промыслы, партизанское движение и т.д.) можно отложить по мере сбора и накопления экспонатов.

Второй этап - создание нормативно-правовой базы. В любом школьном музее должны присутствовать следующие документы: книга приёма-передачи-изъятия экспонатов, акты приёма-передачи отдельных экспонатов, положение по школьному музею, план работы школьного музея на текущий учебный год, тексты экскурсоводов.

Прежде чем приобретать и накапливать экспонаты для музея, учитель обязан ознакомиться с документами, регламентирующими законность таких приобретений. Существует ряд строгих запретов. В первую очередь это касается предметов времён Великой Отечественной войны. Категорически запрещается использовать предметы, представляющие угрозу жизни и здоровью посетителей музея. Оружие и боеприпасы, находящиеся в музейной комнате должны быть полностью деактивированы и осмотрены специалистами и сотрудниками полиции. Капсюля и взрыватели гильз и снарядов должны быть выбиты, пороховые и тротиловые заряды выжжены и химически обработаны. У представленного оружия или его фрагментов должны быть пропилены патронники, заварен ствол, удалены бойки и механизмы взвода. Штыки и штык-ножи лучше распилить, представив в экспозиции две половинки. Даже внешний вид сильно ржавого и испорченного оружия может быть обманчив. Ещё раз напомним - заниматься деактивацией должны только специалисты. Если у Вас возникли вопросы по безопасности предмета, можно пригласить для его осмотра сотрудников полиции или МЧС.

В школьных музеях не рекомендуется выставлять ордена, медали и нагрудные знаки времён Великой Отечественной войны. Исключение делается в двух случаях. Если эти награды были переданы самим ветераном (его родственниками) или если эти медали не относятся к боевым (30-, 40-, 50-летие Победы, Вооружённых Сил и т. д.). В любом случае, все награды лучше заменить наградными планками или муляжами.

Много вопросов возникает по представлению в музее предметов из драгметаллов. Обычно это монеты и украшения. Принято считать, что выставлять в школьных музеях такие изделия запрещено ввиду их высокой стоимости, но хотелось бы внести небольшую поправку на этот запрет. Огромное количество старинных разменных серебряных монет не представляют никакой ценности. Монетки-«чешуйки» Ивана Грозного, Алексея Михайловича, Петра I и других царей стоят от 20 до 50 руб. за штуку. Серебряная мелочь Александра III, Николая II стоит ненамного дороже. Можно представить в школьном музее сотни таких монет и их стоимость будет гораздо меньше стоимости самопрялки или самовара. То же относится и к серебряным нательным крестам, кольцам, серьгам XIX вв. Их стоимость редко превышает несколько сотен рублей. Между тем стоимость некоторых медных монет может доходить до нескольких десятков и даже сотен тысяч рублей. Во избежание недоразумений с подробной стоимостью любой монеты Вы можете ознакомиться в каталогах «Конросс», которые выпускаются ежегодно. Также не рекомендуется выставлять в школьных музеях предметы, представляющие особую историческую ценность. Определить их значимость для истории Вам помогут сотрудники государственных краеведческих музеев. Особенно это касается кладов. Хотелось бы развеять два предубеждения, касательно этой темы. Во-первых, клады не являются таким уж редким явлением, ежегодно в нашей области поднимают десятки кладов. Во-вторых, многие из кладов, несомненно, представляют определённую историческую ценность, но не представляют ценности материальной.

Рекомендуем ознакомиться с 233 статьёй Гражданского кодекса РФ. Поэтому вполне допустимо присутствие в школьном музее подобного экспоната или его аналога. Положите под стекло разбитый кувшин и несколько десятков монет одного периода и состояния, и Вы получите копию клада, вызывающую восхищение школьников.

Что касается старинного холодного оружия, то здесь необходимо подробно ознакомиться с законом «Об оружии». Наконечники стрел не представляют угрозы для посетителей, наконечники копий и сулиц ввиду их плохого состояния (учитывая возраст) также не подпадают под закон. Старинные топоры (даже боевые) относятся к предметам хозяйственно-бытового назначения. А вот сабли, палаши, шпаги, мечи и другое клинковое оружие выставлять в школьном музее запрещено, за исключением, когда клинок надломлен и притуплен до 1,8 мм. Можно представить в школьном музее реплики (копии) данного оружия. Такие копии используют реконструкторы военно-исторических клубов, они не имеют острых кромок и относится к спортивному снаряжению, но даже в этом случае данное оружие желательно надпилить у основания рукоятки.

Третий и самый главный этап формирования музея - сбор экспонатов. Не секрет, что школьники получают более полную информацию по истории не только изучая литературу, но и прикасаясь к экспонатам, держа в руках «живую историю». К сожалению, большинство школьных музеев ограничиваются банальным «музейным набором»: пара рушников, угольныё утюг, лапти, самопрялка, ухваты, чугунки, кувшины, в лучшем случае к этому добавляется самовар Баташёва, жернов или ткацкий станок. По войне будут представлены солдатский шлем и пара гильз от орудий. Как же расширить экспозицию, выйти за рамки стандартных экспонатов, как создать свою «изюминку» в музее? Первые предметы в школу могут принести ученики, при этом необходимо обязательно учитывать согласие их родителей. На отдельные интересные и редкие экспонаты Вы составляете акты приёма-передачи в произвольной форме, с подробным описанием предмета, заверенные подписями обеих сторон и печатью школы. Остальные экспонаты вносятся в книгу приёма-передачи. Не следует забывать, что разница стоимости экспонатов в зависимости от их состояния может отличаться в разы, поэтому не забывайте подробно описать принимаемый предмет или документ. Но где приобрести остальные экспонаты?

При создании музея по Великой Отечественной войне неоценимую помощь Вам окажут представители поисковых отрядов. Огромное количество интересных и разнообразных предметов они предоставят абсолютно бесплатно. Фрагменты снаряжения и вооружения русских и немецких солдат, предметы жизни и быта, листовки и плакаты, всё это Вы можете получить в дар и прекрасно оформить у себя в музее. Обращайтесь к руководителям таких отрядов, и Вам не откажут в помощи. Если музею необходимы конкретные предметы, Вы можете оставить заявку, и при следующих поисковых мероприятиях, возможно, Вам его предоставят. Представителей поисковых отрядов можно пригласить на открытый урок, где они подробно и интересно расскажут о своей работе и представленных в школьном музее экспонатах по Великой Отечественной войне.

Сложнее приобрести экспонаты по старине. Существует несколько способов пополнения школьной коллекции. Здесь всё зависит от Вашей активности и финансовых возможностей музея. Для начала определимся, что можно приобрести для школьного музея по каждому из периодов истории.

По каменному веку можно представить каменные наконечники стрел, топоры, скребки, прошивки и рубила. Их стоимость невелика, но проще и дешевле будет изготовить копии самим, обработав камни или найдя образцы, внешне похожие на орудия труда древнего человека.

По железному и бронзовому векам, праславянским культурам можно будет представить наконечники стрел и копий, топоры, фрагменты украшений и одежды, части конской упряжи.

По средневековью к вышеперечисленному добавляются украшения славян. Огромное разнообразие подвесок, височных колец, перстней, гривен, оберегов, браслетов и бус прекрасно будут смотреться в Вашем музее. Добавьте к этому пряжки, накладки, пуговицы и другие украшения одежды. Всё это можно оформить отдельными наборами, а можно воссоздать на нарисованном образе, расположив их там, где они должны были находиться. К этому периоду можно добавить фрагменты снаряжения средневековых воинов. Особенно эффектно будут смотреться манекены в одеждах данного периода. Кстати, это относиться к любой из представленных исторических эпох. Копии старинных одежд и доспехов можно изготовить самим или привлечь к этому детей. Если Вы нуждаетесь в точных аналогах (старинный раскрой, натуральные ткани, ручной шов, бронзовое литьё, кованая сталь), то можно обратиться к помощи исторических клубов, которые существуют в любом городе. Если Вы не в состоянии приобрести или изготовить данные экспонаты, можно просто попросить выставлять их временно, приурочив к какому-либо событию. Ни один из клубов Вам не откажет.

По более поздним векам добавляются монеты-чешуйки и фрагменты огнестрельного оружия (например, ядра пушек).
По периоду Российской Империи вплоть до 1917 года можно представить огромное количество всевозможных экспонатов. Развитие денежной системы, кузнечного дела, народных промыслов и книгопечатания - всё это даёт широкий простор для пополнения экспозиции музея. По мере накопления всё это оформляется в отдельные темы. Приведём примеры некоторых отдельных выставок: пули времён Крымской войны, торговые пломбы купечества, нагрудные знаки полиции, медали Царской армии, украшения наших бабушек, оловянные игрушки XIX века, знаки различия военнослужащих, разнообразие веретён и пряслиц, изразцы русской печи, фарфоровая посуда XIX века, обработка льна, значение вышивки на одежде и рушниках, старообрядческие нательные кресты, как украшали лошадь, чем ловили рыбу, орудия столяров и плотников, история Георгиевского креста, как освещали жилище, чем писали в старину и многое другое. По всем вышеперечисленным темам свободно можно приобрести и оформить экспонаты.

Вполне несложно представить в школьном музее предметы времён Советского Союза. Интерес для музея могут представлять радиоприёмники и проигрыватели, разнообразная посуда и предметы быта, сохранившаяся в бабушкиных сундуках одежда, предметы культа В.И. Ленина и И.В. Сталина (статуэтки, знамёна, вымпелы, литература и др. атрибутика), а также экспонаты по пионерским и комсомольским организациям. Очевидцы событий обязательно поделятся для музея своими воспоминаниями.

С экспонатами определились, но где всё это приобретать? В этом Вам поможет Интернет, а именно форумы поисковиков. Отношение к металлопоиску у многих историков неоднозначное. Множество исторических мест было варварски разрушено и уничтожено за последние годы так называемыми «чёрными копателями». Этому способствовала свободная продажа металлодетекторов и отсутствие законов об обороте предметов старины. В то же время обвинять всех поисковиков в разрушении памятников археологии неэтично, как нельзя обвинить, например, всех рыбаков в браконьерстве. Множество людей относятся к металлопоиску, как к хобби, просеивая колхозные поля, сельские огороды, дороги и заброшенные дома. Они никогда не переступят ни закон, ни морально-этические нормы.

Однако речь не об этом. Руководителям школьных музеев многие форумы оказывают неоценимую помощь, предоставляя бесплатно или за чисто символическую плату множество предметов старины. Так называемый «археологический мусор» продаётся килограммами. Вы можете за несколько сотен рублей приобрести, например, полные наборы украшений конской упряжи, десятки всевозможных монет, множество старинных орудий труда и предметов быта. При этом многие экспонаты просто дарятся. Для пополнения школьной коллекции Вам необходимо поместить заявки на таких форумах. Ещё раз повторим, отношение к данным торгам может быть у Вас и негативным, но будет правильнее, если предметы старины займут достойное место в школьном музее, чем окажутся в частной коллекции или, ещё хуже, на свалке. Некоторые историки требуют, чтобы в школьных музеях были представлены только копии предметов старины. Если следовать этим правилам, Вам потребуются значительные финансовые средства, копии стоят в несколько раз дороже оригиналов. В любом случае, выбор за Вами. По крайней мере, можно просто скачать с форумов огромное количество интереснейшей и занимательной информации, старинные карты Вашей местности, места расположения древних поселений и многое другое.

Кроме этого, в каждом городе существует множество антикварных салонов. Некоторые недорогие экспонаты можно приобрести и там. Владельцы таких салонов часто идут навстречу школам и предоставляют интересные предметы старины абсолютно бесплатно.
Таким образом, пополнив школьную коллекцию, необходимо будет привести её ещё и в достойный вид. Для этого некоторые экспонаты придётся отреставрировать. Предметы, найденные в земле и изготовленные из железа, находясь в музейной комнате, где сухо и тепло, начнут разрушаться. Металл будет отслаиваться и крошиться, со временем Вы рискуете полностью утратить экспонат.

Чтобы этого не произошло, Вам необходимо уберечь его от пагубного воздействия кислорода. Для начала необходимо аккуратно удалить грязь и наросты ржавчины, а затем залить экспонат тонким слоем расплавленного воска или парафина. Менее ценные экспонаты можно просто покрыть бесцветным нитролаком. Защитная плёнка предотвратит дальнейшее разрушение и создаст дополнительный запас прочности. Медные, латунные и бронзовые экспонаты чистятся в обычном мыльном растворе. Если они сильно поражены окислами, для очистки можно использовать слабый раствор лимонной кислоты. При этом не стоит забывать, что равномерный, красивый слой окислов меди, так называемая патина, придаёт экспонату благородство и уберегает его от дальнейшего разрушения, поэтому удалять её не стоит. Бумажные экспонаты (документы, деньги, книги, листовки) необходимо уберечь от воздействия человеческих рук и пыли. Можно поместить их под стекло, в файлы или заламинировать, если они находятся в очень плохом состоянии. Изделия из серебра хорошо чистятся зубным порошком, за исключением серебра с чернением. Предметы, изготовленные из дерева можно обработать специальными бесцветными маслами, предназначенными для усиления структуры дерева.

Изделия из кожи лучше натереть натуральным воском. Манекены с одеждой необходимо уберечь от моли, разместив внутри инсектициды. Льняные изделия достаточно просто периодически вытряхивать от пыли. Для общей сохранности экспозиции школьного музея необходимо еженедельно проводить влажную уборку помещения. Это будет особенно несложно, если большую часть экспонатов поместить под стекло.

Итак, Вы приобрели, отреставрировали и зарегистрировали необходимые экспонаты. Следующий этап - оформление вспомогательного фонда. Вспомогательным фондом называют всё то, что помогает в полной мере раскрыть значимость того или иного экспоната. К нему относятся основные информационные стенды, столы с представленными предметами, стеклянные шкафы, отдельные настенные экспонаты или их наборы, стойки под орудия труда, оружие или одежду, бирки с названиями и многое другое. Часто бывает, что оформление и красочное представление музейной выставки занимает большую часть затраченного времени и финансов. Процесс создания музея может быть бесконечным, т. к. периодически Вы будете менять, дополнять или просто удалять некоторые экспонаты ввиду различных причин. Тем не менее, этот процесс занимателен как для учителей, так и для учащихся, оказывающих им помощь. Обустраивая музей, каждый учитель старается внести своё неповторимое оформление.

Можно лишь посоветовать некоторые варианты таких решений. Чтобы столы не выглядели по-современному, их покрывают двуниткой, недорогой тканью, внешне похожей на лён. Топоры, копья, косы, ухваты, мотыги и молоты лучше насадить на древко (если оно отсутствует). Это придаст им достойный рабочий вид. На самопрялку можно насадить кусок льняной пакли и вывести ручную нить на веретено. В светцы вставляют лучины и закрепляют на стене. В угольный утюг можно насыпать холодного древесного угля. Иконы оформляются в Красном углу и украшаются рушниками и веточками вербы. Идеей создать «уголок русской избы» с бутафорской печью уже никого не удивишь. А вот «амбарный уголок», «сени», «овин» или «ледник» помогут выйти за рамки общепринятых норм.

Ну и последнее, что необходимо для полноценной работы музея - это подготовка экскурсоводов и распределение времени работы музея. Для экскурсоводов лучше подобрать учащихся 6-9 классов. Это оптимальные возрастные категории. В этих классах ученики уже в состоянии грамотно и интересно провести экскурсию, и у Вас будет экскурсовод на несколько лет до окончания учеником школы. Экскурсии лучше проводить по предварительному согласованию между посетителями и работниками музея. Музей не должен являться проходной комнатой. Его открытие должно производиться только при непосредственном начале экскурсии, а закрытие сразу после её окончания. В один из дней недели можно сделать «день открытых дверей», когда музей будет открыт для свободного посещения несколько часов подряд. Обычно в первые месяцы после начала работы школьного музея будут проходить многочисленные экскурсии. Когда большинство учащихся побывают в музее, его деятельность пойдёт на убыль и войдёт в спокойное течение учебного процесса. На базе музея можно создать исторический факультатив или группу, где учащиеся будут подробно изучать краеведение, готовить интересные научные и исследовательские проекты. Помимо экскурсий в музее, можно подготовить походы на открытом воздухе по историческим местам, расположенным недалеко от школы.

В заключении хотелось бы добавить, что данная статья является лишь рекомендательной и основана на личном многолетнем опыте автора. Возможно, она поможет Вам в Вашей работе.

С уважением.
Сергей Красильников.

1. Введение

Данный проект имеет колоссальное значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Проект будет выполняться Татарской гимназией № 1.

Проект необходим для нашего общества в целом. Школьный музей истории родного края рассчитан на детей. Дети - будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов отечества, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и помогает воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрывает истинные ценности семьи, нации и Родины.

Ребенок, подросток, который будет знать историю своего села, города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену.

2. Основные цели проекта:

1. Сохранение исторической памяти и наследия;

    Развитие интереса к истории, углубление знаний по истории и формирование на конкретном историческом материале гражданско – патриотических чувств и убеждений, утверждение значимости таких ценностей, как: а) любовь и уважение к родному городу, к родной слободе; б) бережное отношение к плодам труда, опыту предшествующих поколений; в) приумножать историческое наследие, сохранение исторической памяти.

    Воспитание Гражданина.

2. Использование материала наследия и традиций в работе с трудными подростками, вовлечение их в активную деятельность музея.

3. Организация обмена опытом с представителями других регионов с целью объединения людей, несмотря на административные границы и социальные барьеры.

4. Новое осмысление исторического наследия и возвращения его в культурный оборот.

5. Воспитание у учащихся стремления к овладению глубокими знаниями, высоконравственными качествами в процессе изучения истории, культуры родного края.

3. Основные задачи программы-проекта:

1.Через краеведческий материал, изучаемый с учащимися осуществлять связь с окружающей обстановкой, воспитания патриотического чувства, любви к Родине, к родному городу, своему району.

2.На конкретном, близком школьникам материале развить у них:

    интерес к историческим знаниям;

    интерес к изучению и сохранению собственной культуры и языка, так и народа, живущего рядом;

    чувство уважение, толерантность по отношению к другому народу, формирование отчетливых представлений о неразрывной с исторических судеб народа родного края с историей своей страны.

    Приобщить учеников к общественно – полезной работе, развивать деятельность ребят по охране памятных мест, памятников истории и культуры родного края. А так же организовать шефство над могилами уважаемых земляков, героев войны и труда.

    С целью воспитания уважения к подвигу старших, ветеранов вести “Летопись событий наших дней”; собирать воспоминания, сведения; написать историю родного края, гимназии, своего класса.

    Для стимулирования интереса к истории своего края, чтения краеведческой литературы, организовать проведение конкурсов, викторины, олимпиад, походов, экскурсий. Проводить на базе школьного музея торжественные акции, посвященные Дню защитников Отечества, Дню Победы и другим памятным событиям в истории нашей Родины.

Результат проекта должен быть положительным для всех. Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Проект служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную роль в формировании мира и согласия среди людей разных национальностей, укрепляет дружбу между народами.

4. Опыт работы и возможности сетевого проекта.

Гимназия имеет большой опыт работы в данном направлении. Более двадцати лет в гимназии работает кружок юных историков. За эти годы был установлен контакт с музеями, архивами, научными учреждениями.

В част-нос-ти боль-шую по-мощь нам ока-зы-ва-ли науч-ные сот-руд-ни-ки го-су-дарст-вен-но-го му-зея рес-пуб-ли-ки, Инс-ти-ту-та язы-ка, ли-те-ра-ту-ры и ис-то-рии им. Г.Иб-ра-ги-мо-ва, фи-ли-а-ла НИИ нац. школ, бы-ли про-ве-де-ны экс-кур-сии по ис-то-ри-чес-ким мес-там го-ро-да и рес-пуб-ли-ки, ор-га-ни-зо-ва-ны те-ма-ти-чес-кие вст-ре-чи с участ-ни-ка-ми Ок-тябрьс-кой ре-во-лю-ции, ве-те-ра-на-ми вой-ны и тру-да. На-ла-ди-ли пе-ре-пис-ку с му-зе-я-ми дру-гих го-ро-дов, нап-ри-мер Моск-вы, Ки-е-ва, Уль-я-новс-ка, Че-ля-бинс-ка, Ле-нинг-ра-да, Таш-кен-та, в ре-зуль-та-те та-кой раз-нос-то-рон-ней ра-бо-ты на-ко-пил-ся бо-га-тый ма-те-ри-ал, сре-ди ко-то-рых до-ку-мен-ты о пер-вом учи-те-ле шко-лы В.Бах-ти-я-ро-ве, (он был сов-ре-мен-ни-ком Г.Ту-кая, участ-во-вал в из-да-нии «Ђль ис-лах», до-ку-мен-ты о вы-пуск-ни-ках шко-лы ны-не про-фес-со-ра Уни-вер-си-те-та Друж-бы на-ро-дов Г.С.Га-лиул-ли-не (в на-чаль-ных клас-сах у нас учил-ся), о Г.Ги-ма-дут-ди-но-ве, о ко-то-рой соз-дан фильм «Воз-рож-ден-ная ле-ген-да», о поэ-те-фрон-то-ви-ке М.Сад-ри и дру-гих за-ме-ча-тель-ных вы-пуск-ни-ках.

На базе гимназии ежегодно проводятся семинары для представителей района, города республики на темы: «Нравственное воспитание учащихся в процессе обучения истории родного края», «Патриотическое воспитание подрастающего поколения». Открытый урок для учащихся Татарской национальной гимназии г. Саратова, данный директором Татарской гимназии № 1 г. Казани Шамсеевой Г.Г., в марте 2002г., послужил началом положительного опыта работы по обмену образовательными и воспитательными технологий. Огромная роль изучения истории родного края в воспитании и формировании личности была подчеркнута на VI-Московской международной выставке-форуме «Школа – 2002».За проведение семинара «Воспитание и формирование всесторонне развитой личности, способной к творчеству, самоопределению, и самореализации» гимназия стала дипломантом VI-Московской международной выставки-форума «Школа – 2002».

Все вышеприведенные факты указывают на наличие опыта работы гимназии и возможности сетевого проекта, а именно проекта, направленного на сохранение исторического наследия и формирования и воспитания нравственной личности – Гражданина.

Имеются регионы, с которыми возможен сетевой проект: Саратов, Самара, Башкортостан, Пермь

5. Обоснование необходимости проекта .

Проект необходим для воспитания духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности, которые проявляются в любви к Родине, к своему дому, в стремлении и умении беречь и приумножать лучшие традиции, ценности своего народа, своей национальной культуры, своей земли. Проект необходим для сохранения исторического наследия для потомков, для вовлечения в активную поисковую (исследовательскую) деятельность представителей из так называемой категории «трудных подростков» с целью возвращения их в нормальное русло, необходим для развития творческих начал личности, для обмена опытом, осуществления контактов между регионами, где проживают этнические сообщества, необходим для нового осмысления исторического наследия и возвращения в культурный оборот.

    Цели и задачи проекта .

Главной целью проекта является воспитание и формирование личности учащихся при помощи музея истории родного края.

Основные задачи, решаемые в ходе реализации проекта:

1. Сохранение исторической памяти и наследия.

2. Создание музея.

3. Определение направления музея.

4. Пополнение и обновление экспозиций музея.

5. Развитие у учащихся интереса к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности.

6. Развитие самоуправления в процессе работы проекта.

7. Установление контакта с архивами, музеями, научными центрами, привлечение к проекту ученых, родителей учащихся, общественности.

8. Выход на региональный уровень: организация обмена опытом, семинаров.

9. Привлечение средств массовой информации к освещению проекта.

        Описание проекта: стратегия и механизм достижения поставленных целей .

Основные стратегии:

1. Создание или обновление поисковой группы музея.

2. Изучение краеведческой литературы.

3. Сбор материалов и реставрация экспонатов.

4. Создание экспозиций, разделов музея.

5. Оформление интерьера музея.

6. Создание совета и актива музея.

7. Организация поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы.

8. Организация группы экскурсоводов.

9. Открытие кружка «Юный историк».

10. Введение операции «Поиск», «Ветеран», «Лучшая находка».

11. Выпуск газеты «Находка».

12. Проведение конкурса «Неиссякаемый родник»

13. Создание кинолетописи проекта.

14. Проведение семинаров, конференций, акций, конкурсов.

Для реализации проекта «Музей истории родного края» в воспитании и формировании личности учащихся, во-первых, необходимо наличие объекта. В данном случае объектом является краеведческий школьный музей (имеется в Татарской гимназии № 1 г. Казани и музей истории и этнографии Саратовский татар - в г. Саратове). Если в регионе нет музея, необходимо начать его создавать. Для этого необходимо изучение краеведческой литературы, установление контактов с музеями, архивами, научными учреждениями. Необходимо создать поисковую группу из числа учащихся, организовать экскурсии по родному краю. Создание музея - длительный исторический процесс, требующий системного научного подхода. Бо-лее 20 лет в Татарской гимназии № 1 ра-бо-та-ет кру-жок юных ис-то-ри-ков. В дни под-го-тов-ки 50-ле-тия шко-лы на ба-зе ис-то-ри-чес-ко-го круж-ка на-ча-лась ра-бо-та по по-ис-ку ма-те-ри-а-лов по ис-то-рии шко-лы. Воз-ник-но-ве-ние и раз-ви-тие шко-лы тес-но свя-за-но с прош-лым и нас-то-я-щим Но-во-Та-тарс-кой сло-бо-ды, поэ-то-му, од-нов-ре-мен-но шло изу-че-ние ис-то-рии мик-ро-ра-йо-на. Ра-бо-ту на-ча-ли с изу-че-ния кра-е-вед-чес-кой ли-те-ра-ту-ры, в том чис-ле и ме-му-ар-ной. За-тем был ус-та-нов-лен кон-такт с му-зе-я-ми, ар-хи-ва-ми, науч-ны-ми уч-реж-де-ни-я-ми.

Во-вторых, должны быть люди, которые могли бы возглавить это дело. В Казани руководителем музея является учитель высшей категории, Заслуженный учитель РФ Шамсутдинова Гульчира Хафизовна, научным консультантом – доктор исторических наук, профессор Р.Г. Фахрутдинов. В проекте также задействованы учителя- предметники, классные руководители, учащиеся и родители, психолог. Таким образом, имеются и объект и субъект проекта.

В-третьих, необходимо вызвать интерес к объекту. Это достигается различными путями: это может быть и урок в школьном музее, либо посещение любого другого музея, знакомство с каким-то интересным экспонатом (предмет быта, фотография, книга, и т.д.). Краткий рассказ о нем. На уроках истории, на классных часах ведется работа по изучению прошлого родного народа, приобщению учащихся к национальной культуре и традициям, формирования национального самосознания. Знакомство с историей родного края можно начать с 1 сентября в музее школы, можно провести «Урок Гражданина» с целью воспитания патриотизма.

Далее - организуется поисковая работа по сбору материала для музея. Поисковую группу составляют представители всех классов. На основе найденных материалов, руководитель, координатор и научный консультант музея намечают основные направления деятельности музея. С целью управления, научного планирования работы музея, активизации творческих способностей учащихся, делегированию полномочий между членами поисковой группы создается или обновляется Совет музея. В состав Совета музея входят по два представителя из каждого класса, избирается председатель Совета музея и его заместители, Совет музея планирует всю работу музея: поисковую, исследовательскую, экскурсионную, пропагандистскую. Один раз в месяц проводится заседание Совета. Совет делится на секции: поисковой, экспозиционной, массовой работы, секции учета и хранения.

Необходимо отметить, что на всех этапах создания и обновления музея родного края происходит воспитание и формирование личности учащихся. Зажигаясь общей идеей познать родной край, происходит создание детского коллектива и его сплочение на основе развития ученического самоуправления (поисковая группа, Совет музея, Актив музея). Музей стимулирует позитивное поведение учащихся, ориентирует их на ведение нормального образа жизни. Идет постоянное переосмысление ценностей и определение своего места, своего «я», место своей семьи в цепи исторических событий. Музей сближает учащихся с родителями, укрепляет семьи. Музей создает условия для творческой самореализации каждого ученика. Активная, интересная поисковая работа служит препятствием для вовлечения учащихся в уличные группировки.

Идет сбор материалов, реставрация экспонатов, ведется строгий учет найденного. Наряду с поисковой работой, организуется исследовательская, экскурсионная, пропагандистская работа. Учащиеся являются активными участниками всех этих процессов. Они духовно обогащаются, творчески развиваются – проходят этап становления личности. Научные координаторы (руководитель музея и научный консультант) вместе с учителями и классными руководителями отслеживают работу учащихся, помогают советами, направляют их в нужное русло.

    Рабочий план реализации проекта .

Создание или обновление поисковой группы музея. Изучение краеведческой литературы. Установление контакта с музеями, архивами, Сбор материалов и реставрация экспонатов. Создание совета и актива музея. Проведение интерактивного семинара в режиме on line для учителей, классных руководителей, родителей г. Казани и г. Саратова на тему «Роль музея родного края в воспитании и формировании личности».

Открытие кружка «Юный историк». Введение операции «Поиск»,

Оформление интерьера музея. Создание экспозиций, разделов музея.

    «Наш край в да-ле-ком прош-лом»

    «Бул-гарс-кий пе-ри-од ис-то-рии род-но-го кра-я»

    «Воз-ник-но-ве-ние Та-тарс-кой сло-бо-ды»

    «Ин-терь-ер до-ма куп-ца сло-бо-ды»

    «Ин-терь-ер до-ма ре-мес-лен-ни-ка Та-тарс-кой сло-бо-ды»

    «У-час-тие та-тар в кресть-янс-кой вой-не под пред-во-ди-тельст-вом Е.Пу-га-че-ва».

    «Е.Пугачев в Казани»

    «О-бу-че-ние де-тей до ре-во-лю-ци-и»

    «З-на-ме-ни-тые де-я-те-ли нау-ки и куль-ту-ры Но-во-Та-тарс-кой сло-бо-ды»

    «Г. Тукай и Ново–Татарская слобода», «К.Насыри и Ново–Татарская слобода»

    «Ре-во-лю-ци-о-не-ры Но-во-Та-тарс-кой сло-бо-ды»

    «Молодежное движение Ново – татарской слободы»

    «Из ис-то-рии та-тарс-кой шко-лы»

    « Развитие промышленности в Ново – Татарской слободе»

    «На-ши вы-пуск-ни-ки – участ-ни-ки Ве-ли-кой Оте-чест-вен-ной вой-ны»

    «От школы до гим-на-зи-и»

    «На-ша гор-дость – вы-пуск-ни-ки»

    "Все начинается с учителя…”

    « Сотрудничество науки и школы»

    « Наши выпускники – медалисты»

Ведение поисковой, исследовательской, экскурсионной, пропагандистской работы. Организация группы экскурсоводов. Курсы для экскурсоводов. Экскурсии. Проведение брейн -ринга «Лучший знаток истории родного края»

Введение операции «Ветеран». Проведение конкурса «Лучшая находка». Выпуск газеты «Находка».

Проведение конкурса «Неиссякаемый родник».

Заседание педагогического совета «Воспитание памятью». Конкурс сочинений «Мои корни», рисунков «Древо жизни».

Проведение семинаров, конференций, акций, конкурсов. Родительское собрание «Содружество гимназии и семьи в воспитании и формировании Гражданина».

Создание кинолетописи проекта.

Конкретные ожидаемые результаты. Результат проекта должен быть положительным для всех. Сохранение наследия и использование его в воспитании и формировании личности подрастающего поколения приведет к улучшению качества социальной среды. Знание истории, прошлого народа, родного края повысит жизнестойкость, конкурентоспособность личности. Проект служит объединению, сплочению людей вокруг высокой благородной цели – сохранить прошлое, настоящее для будущих потомков, играет огромную роль в формировании мира и согласия среди людей разных национальностей, укрепляет дружбу между народами.

В Гимназии достигнуты положительные результаты в воспитании и формировании личности учащихся при помощи музея истории родного края. Произойдет сохранение исторической памяти и наследия, создание музея, пополнение и обновление экспозиций музея, развитие у учащихся интереса к истории, исследованиям, к научно-познавательной деятельности, развитие самоуправления в процессе работы проекта, установление контакта с архивами, музеями, научными центрами, привлечение к проекту ученых, родителей учащихся, общественности, укрепление тесной связи между гимназией и родителями.

    Механизм оценки результатов.

Результаты проекта будут отслеживаться классными руководителями, учителями, психологом, научными руководителями, координаторами, родителями, руководителем проекта. Данные по проделанной работе, уровень активности учащихся, изменения личных качеств, отношения к окружающей действительности, к истории и т.д. будут фиксироваться и заноситься в компьютер. Результаты проекта будут обсуждаться на заседаниях педагогического совета, на родительских собраниях.

    Дальнейшее развитие проекта

Проект будет продолжаться и охватывать все большее количество учащихся. Инициатор проекта станет базовым музеем-координатором, ведущим работу по вовлечению новых регионов в дело воспитания и формирования личности на основе музея родного края.

Целью создания и деятельности школьного музея является всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений. Музей должен стать не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

Цель музейной деятельности - формирование чувства ответственности за сохранение природных богатств, художественной культуры края, гордости за свое Отечество, школу, семью, т.е. чувства сопричастности к прошлому и настоящему малой Родины. Школьный музей, являясь частью открытого образовательного пространства, призван быть координатором военно-патриотической деятельности образовательного учреждения, связующей нитью между школой и другими учреждениями культуры, общественными организациями.

Задачи школьного музея

Одной из основных задач музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.

Стержнем любого музея является история. Это может быть история семьи, школы, отдельного выпускника, педагога. В каждом из таких свидетельств отражается какая-то частица истории. Из таких фрагментов в конечном итоге складывается история человеческого общества.

Основополагающим для музейной теории и практики является принцип историзма. Этот принцип предполагает соблюдение трех важнейших условий: рассмотрение явлений и предметов в их взаимосвязи; оценка явлений и предметов с точки зрения их места в общеисторическом, цивилизационном процессе; изучение истории в свете современности.

Постоянное увеличение потока информации требует такой организации познавательного процесса, при котором учащиеся параллельно с освоением определенного запаса знаний, удовлетворяют потребности в самостоятельном «написании» истории.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.

Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой. В зависимости от профильной тематики школьного музея дети знакомятся с основными понятиями и методиками генеалогии, археологии, источниковедения, этнографии, музееведения и т.п.

Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.

Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевым изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего города, учатся понимать, как история малой Родины связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.

Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществоведения, реализуется региональный компонент образовательных стандартов, то есть изучается история Сибири.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса