Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Образ екатерины великой в произведениях русской литературы. Краткий разбор образа и характеристика Екатерины II в «Капитанской дочке

Образ Екатерины II понадобился автору прежде всего из цензурных соображений: надо было противопоставить привлекательному образу Пугачева образ другого действующего лица, не меньшего масштаба, из правительственного лагеря, при этом дать его в положительном освещении. Появление Екатерины в роли благодетельницы дочери капитана Миронова способствовало в известной мере зашифровке подлинного идейного смысла произведения. Кроме того, сюжет семейной хроники необходимо было привести к традиционной счастливой развязке, и введение в число действующих лиц Екатерины здесь хорошо помогало: именно она могла разрубить так крепко затянувшийся сюжетный узел, вывести двух героев из тупика.

В композиции романа встреча Маши Мироновой с императрицей и приводит к такой счастливой развязке семейную хронику Гриневых. Это обстоятельство не может не наложить свой отпечаток на весь характер эпизода. Прекрасное утро ранней осени, царскосельский парк, липы, освещенные солнцем, озеро и лебеди на нем — таков пейзаж в начале рассказа о первой встрече с Екатериной II. Портрет императрицы, бегло набросанный, дан в таком же светлом, привлекательном тоне.

Далее следует диалог Маши с Екатериной, затем вторая встреча во дворце с величественной анфиладой пустых великолепных покоев, — и милостивая императрица, «обласкав бедную сироту», отпускает ее. Так счастливо завершается семейная хроника. Конечно, Екатерина II не могла иначе поступить с дочерью коменданта Белогорской крепости, самоотверженно погибшего в борьбе с «злодеем» и «самозванцем», врагом помещичье-самодержавной власти. В этом смысле Пушкин нисколько не отступает от жизненной правды.

Но заметим, что рассказ ведется от лица Гринева и по впечатлениям, переданным ему Марьей Ивановной. Пушкин ни в коей мере не стремится углубить, раскрыть образ Екатерины. Он довольствуется сообщением, в сущности, внешних представлений, оставшихся после двух коротких встреч героини романа с императрицей. Эти представления окрашены, естественно, в светлые тона. О существе самодержавной власти первой помещицы дворянского государства кое-что можно было почерпнуть в содержании романа раньше: вспомним разбросанные по различным главам сведения о жестоких расправах с народом (напри-мер, изувеченный башкирец, эпизод встречи с плавучей виселицей в пропущенной главе), вспомним изображение дворянского лагеря (например, осада Оренбурга, военный совет у генерала Р. и т. д.).

Раскрыть образ Екатерины II в эпизоде встречи Маши Мироновой с ней более глубоко и, следовательно, более реально в предназначенном для печати произведении было невозможно. Может быть, поэтому Пушкин прибегает к своеобразной цитации: рисуя Екатерину на фоне царскосельского парка, он довольно точно передает известный портрет Екатерины, написанный Боровиковским. Об этом говорит ряд деталей: Румянцевский обелиск (памятник в честь недавних побед графа Петра Александровича Румянцева»), «белая собачка английской породы», «полное и румяное лицо» — все, как на портрете кисти Боровиковского. Описание ‘портрета позволило вызвать у читателя образ Екатерины в подходящем для сюжетной ситуации освещении.

Подлинное отношение Пушкина к Екатерине II не отражено в эпизоде встречи Маши Мироновой с ней в романе. Оно выражено в его заметках по русской истории XVIII века. Пушкин беспощадно осуждал внутреннюю политику Екатерины, отмечал ее «жестокий деспотизм под личиной кротости и терпимости», говорит о беспощадном закрепощении крестьян, о пытках в тайной канцелярии, о краже казны фаворитами императрицы, о лицемерии «Тартюфа в юбке и короне». Обо всем этом мы тоже не должны забывать.

В романе Пушкина «Капитанская дочка» образы Емельяна Пугачева и императрицы Екатерины II являются символами власти. Можно сказать, что эти исторические фигуры находятся на разных полюсах, являются кардинально противоположными.
Известно, что в «Капитанской дочке» Пушкин противопоставил народ и власть. Главной причиной пугачевского бунта он считал оторванность власти от народа, незнание и нежелание властьимущих знать потребности простого мужика. Отсюда – национальные трагедии, одной из которых является, по мнению Пушкина, бунт под предводительством Емельяна Пугачева.
Пугачев – народный герой. Он представляет народную власть, народного избранника. Недаром простые казаки готовы отдать за него жизнь. В основе образа Пугачева – реальный прототип. Романный Пугачев – казак, самозванец, предводитель восставших казаков, называвший себя государем Петром III. Чтобы подчеркнуть историзм своего произведения, писатель вводит некоторые события и детали, имевшие место в реальности. Так, в главе «Пугачевщина» приводится казенный приказ о поимке Пугачева, существовавший на самом деле. Кроме того, в романе приводятся подлинные исторические факты: поимка и казнь Пугачева, например.
Но, безусловно, фигура Пугачева в «Капитанской дочке» не приравнивается к его историческому прототипу. В романе это один из самых сложных и многомерных образов, представляющих собой сплав исторических, бытовых, символических и фольклорных элементов. В произведении фигура Пугачева перерастает в символический образ, олицетворяющий историю и судьбу.
Облик Емельяна Пугачева конкретен, глазами Гринева мы видим его портрет, знаем о его происхождении. Но, в то же время, реалистичность Пугачева только кажущаяся. С его появлением в роман входит атмосфера чего-то мистического и загадочного. Пугачев напоминает оборотня, сущность которого постичь не дано никому. Из бродяги этот герой легко превращается в «государя-императора». В Пугачеве то проявляются черты плутоватого мужика, то мудрость, сила и величие народного вождя. В таких главах романа, как «Незваный гость», «Мятежная слобода», «Сирота» метаморфозы Пугачева следуют одна за другой: то он властный и грозный государь, то справедливый и милосердный спаситель, то жестокий и скорый на расправу мужик, то мудрый и рассудительный государственный муж.
Образ Пугачева в романе трагичен. Причем герой сам осознает эту трагичность. Это подчеркнуто и в казачьей песне, которую он поет, и в столь любимой им калмыцкой сказке. Облик Емельяна Пугачева во многом овеян героическим ореолом. Вспомним, что он отвергает возможность милости государыни по отношении к нему, сам при этом милуя своих противников. Для него милосердие – это неприемлемое оскорбление.
Образ Емельяна Пугачева в романе дан в фольклорном ключе. В сознании Гринева он тесно связан с явлением чуда, с самой судьбой. В начале романа Пугачев появляется из метели, затем он станет главным героем пророческого сна Петра Гринева. В нем лжегосударь предстает в облике вожатого, вождя, который невольно раскрыл мемуаристу глаза на законы жизни, истории, судьбы.
Таким образом, Пугачев в «Капитанской дочке» одновременно и реален, и фантастичен. Он соединяет два пласта: внешний, жизненный, и мистический, пласт судьбы и истории. Образ Емельяна Пугачева – центральный образ романа. С ним связаны размышления Пушкина об истории и судьбе, о соотношении частной жизни и жизни исторической.
Образ Пугачева невидимыми нитями связан с образом еще одного «человека власти» - Екатерины II, официальной государыни. В романе возникают смысловые и композиционные параллели, соединяющие этих двух героев. Основная из них: встреча Гринева с Пугачевым в Белогорской крепости – встреча Маши Мироновой с Екатериной II в Петербурге.
Пушкин дал в этом эпизоде реальный портрет императрицы: «Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Ей казалось лет сорок. Лицо ее, полное и румяное, выражало важность и спокойствие, а голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую».
Образ Екатерины II, справедливой, милосердной, благодарной, написан Пушкиным с нескрываемой симпатией, овеян романтическим ореолом. Это не портрет реального человека, а некий обобщенный образ. Екатерина – это та святыня, которую защищали дворяне в войне с Пугачевым.
Екатерина внимательно выслушивает Машу Миронову и обещает разобраться в ее просьбе, хотя отношение императрицы к «предателю» Гриневу резко отрицательное. Узнав все подробности дела и проникшись искренней симпатией к капитанской дочке, Екатерина милует жениха Маши и обещает позаботиться о материальном благополучии девушки: «… но я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние».
На мой взгляд, персонально к Екатерине II у Пушкина не было никаких «претензий». Известно, что по своим политическим убеждениям писатель был монархистом. Все преобразования, по его мнению, должны были проводиться только в рамках этой системы. Но в том, что реформы необходимы, у Пушкина не было никаких сомнений.
Таким образом, «Капитанская дочка» - исторический роман, в котором действуют два основных исторических лица: Емельян Пугачев и Екатерина II. Попав в ткань художественного произведения, эти реальные фигуры обрели много вымышленных черт, превратились в художественные образы, служащие для выражения авторской позиции, взглядов Пушкина на историю, проблему власти и народа, судьбы. На реальную основу этих персонажей наложился художественный вымысел, авторская воля, в результате чего был создан один из лучших русских исторических романов.


Самозванец говорил правду; но я по долгу присяги стал уверять, что всё это пустые слухи и что в Оренбурге довольно всяких запасов». Соратники Пугачева уличили

Итак, Гринева осудили по подозрению в измене, в «участии в замыслах» Пугачева, осудили на основании ложного доноса. Я подчеркиваю: формула приговора – «участие в замыслах бунтовщиков» – основана на показаниях Швабрина, что Гринев был у Пугачева шпионом, что он изменил присяге и служил самозванцу. Пушкин не только раскрывал глубокую несправедливость царского суда, но еще и связал воедино ложный донос Швабрина и действия судей; грубая клевета подлого человека и предателя оказалась облаченной в форму приговора суда.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса