Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Неосознанное внешнее наблюдение. Достоинства и недостатки метода наблюдения

Будучи одним из самых действенных методов по добыче социологической информации, метод наблюдения содержит в себе различные достоинства и недостатки, которые как нельзя лучше характеризуют саму сущность метода.

Важно учитывать, что при рассмотрении достоинств и недостатков, мы рассматриваем данный метод, практически не опираясь на классификацию видов наблюдения. Главным положительным момент в проведении исследований в процессе наблюдения является тот факт, что субъект исследования имеет довольно тесный контакт с наблюдаемыми им объектами. Наблюдатель постоянно контролирует ситуацию, причём делает это напрямую, без посредников, за счёт чего картина событий выглядит более точно и многогранно. В условиях финансового кризиса нельзя не упомянуть, что данный метод ещё и является наиболее дешёвым из имеющихся. Для проведения социологического исследования при помощи наблюдения не нужно применение специальных средств и приборов. В большинстве случаев, всё что нужно для получения достоверной информации - это глаза.

Одним из наиболее важных плюсов, которые выделяют в социологической науке, является тем, что впечатления и анализы, полученные путём наблюдения имеют наиболее яркий характер, по сравнению с остальными методами. Однако здесь кроется и один существенный недостаток. Дело в том, что каждый человек обладает определённым набором эмоций, который может помешать его работе в процессе исследования. У каждого человека своё отношение к тем или иным явлениям, событиям или людям. Поэтому, в процессе сбора социологической информации, человек может потерять то, что должно руководить его работой, как одного из принципов - это объективность. Человек далеко не всегда может принять объективное решение, тем самым обрекая себя на создание неправильных выводов и анализов.

Иногда в процессе наблюдения страдает такое понятие человеческой природы, как нравственность. Задача человека, особенно в роли социолога, стараться помочь обществу, а не нарушать хрупкую цепь, которая держит социум в мире. Поэтому главной задачей для исследователя при исполнении нравственного долга, это занять правильную позицию и придерживаться её, независимо от обстоятельств.

Существуют также недостатки, которые нельзя отнести только к методу наблюдения, и который присущ ко всем видам сбора социологической информации - это неточность, а иногда и недостоверность тех или иных наблюдений. Однако существует ряд методов, которые позволяют максимально точно зафиксировать исследуемые события и ситуации.

В первую очередь - это продуманность всей операции, её необходимость и пунктуальность. Важно учитывать все возможные последствия до того, как эксперимент вступит в силу. Необходимо, чтобы наблюдатель соответствовал той работе, которую он собирается делать. Ему следует доверять лишь ту работу, которая ему по силам и не стоит требовать невозможного от лиц, которые не обучены тем или иным исследованиям. Имеет смысл при проведении исследовании избавиться от бессмысленных и ненужных эмоций, которые мешают работе социолога, оставив лишь холодный расчёт. И в последнюю очередь к способам максимальной точности мы можем отнести несоответствие оборудования для той работы, которую будет необходимо сделать.

Но вернёмся к положительным сторонам наблюдения, одной из которых является массовость процесса наблюдения. Количество лиц, задействованных для исследований, может быть неограниченно, возможно проведение экспериментов, связанных с поведением толпы. Однако существует минус, связанный с этой положительной стороной, постольку с учетом того, что количество участников неограниченно, нельзя не учитывать, что средства исследования всё-таки имеют ограниченный характер. Отсюда вытекает неспособность охватить все объекты изучения, вследствие чего наступает то самое понятие недостоверности, о котором я веду речь, начиная с введения.

Наблюдение - один из основных методов сбора первичной информации, состоящий в систематическом и целенаправленном восприятии и фиксировании психических явлений в определенных условиях.

Важнейшее достоинство метода наблюдения заключается в том, что оно осуществляется одновременно с развитием изучаемых явлений, процессов. Открывается возможность непосредственно воспринимать поведение людей в конкретных условиях и в реальном времени и в естественных условиях.

Наблюдение позволяет широко, многомерно охватить события, описать взаимодействие всех его участников. Оно не зависит от желания наблюдаемого высказаться, комментировать ситуацию.

К объективным недостаткам метода наблюдения, прежде всего, относят:

  1. ограниченность, принципиально частный характер каждой наблюдаемой ситуации;
  2. сложность, а часто и просто невозможность повторения наблюдений.
  3. высокая трудоемкость метода.

Многообразны и трудности субъективного плана. На качество первичной информации может оказывать влияние:

  1. различие в социальном положении наблюдателя и наблюдаемых, несхожесть их интересов, ценностных ориентации, стереотипов поведения и т. д.;
  2. на качестве информации сказываются и установки наблюдаемых и наблюдателя. Если наблю¬даемые знают, что являются объектом изучения, они могут искусственно менять характер своих действий, подстраиваясь под то, что, по их мнению, хотелось бы видеть наблюдателю.

Эксперимент (от лат. experimentum - проба, опыт) - один из основных методов сбора первичной информации, характеризующийся тем, что исследователь планомерно манипулирует одной или несколькими переменными (факторами) и фиксирует сопутствующие изменения в проявлении изучаемого явления.

Возможность манипулирования переменными - одно из важных преимуществ экспериментатора перед наблюдателем. Основное достоинство метода эксперимента - в том, что можно специально вызвать какой-то психический процесс, проследить зависимость психического явления от изменяемых внешних условий.

Это преимущество объясняет широкое применение эксперимента в психологии. Основная масса эмпирических фактов получена экспериментальным путем. Но метод эксперимент применим не во всякой исследовательской задаче. Так, затруднительно экспериментальное исследование характера и сложных способностей. Недостатки эксперимента оказываются обратной стороной его преимуществ. Весьма сложно организовать эксперимент так, чтобы испытуемый не знал о том, что он испытуемый. Если это не удается, то более чем вероятны скованность испытуемого, сознательная или бессознательная тревога, боязнь оценки и пр. Для обеспечения скрытности процесса естественного эксперимента, его нельзя проводить многократно и ограничиваются возможности использования аппаратуры, что является также негативной стороной данного метода.

При неосознанном внешнем наблюдении наблюдаемым субъектам неизвестно о том, что за ними наблюдают, а исследователь ведёт свои наблюдения, не входя в непосредственный контакт с объектом наблюдения (например, наблюдатель может быть скрыт от наблюдаемого за односторонне прозрачной стенкой).

Данная форма наблюдения удобна тем, что исследователь не стесняет поведение наблюдаемых и не провоцирует акты их поведения, которые бы соответствовали целям его исследования, то есть она позволяет собрать достаточно объективные данные о поведении людей.

Особенности

При такой форме наблюдения присутствие исследователя в роли наблюдателя не фиксируется наблюдаемыми, тем самым уменьшается влияние на естественность их действий. Также возможно использование технических и других средств для облегчения регистрации данных и хода исследования. Ещё один несравненный плюс в том, что уставший наблюдатель может быть незаметно сменён другим наблюдателем.

Однако вместе с тем наблюдатель ограничен в своих действиях местом наблюдения, ему может быть доступна только часть контекстной ситуации, в которой производятся поведенческие акты, он не может оказать влияние на непредусмотренные события, не нарушив тем самым ход исследования.

Наблюдение окружающей среды

При такой форме наблюдения исследователь изучает условия окружающей среды наблюдаемых, которые влияют на его поведение . Он пытается сделать выводы о том, как внешние факторы обуславливают действия индивида или группы индивидов .

Этический кодекс apa и наблюдения

Этический кодекс Американской психологической ассоциации (American Psychological Association (англ.) , или APA) разрешает проведение наблюдений при условии соблюдения определённых правил и принятия определённых мер предосторожности. Вот некоторые из них:

    Если исследование проводится в общественном месте, то получение обоснованного согласия участников не считается необходимым. В противном же случае необходимо заручиться их согласием.

    Психологи должны делать всё возможное, чтобы избежать причинения вреда участникам исследования, а в случае невозможности его избежания - снизить предполагаемый ущерб.

    Психологи должны свести к минимуму вторжение в личную жизнь.

    Психологи не раскрывают конфиденциальные данные об участниках своих исследований.

Этапы исследования методом наблюдения

    Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.

    Выбор способа наблюдения и регистрации данных.

    Создание плана наблюдения.

    Выбор метода обработки результатов.

    Собственно наблюдение.

    Обработка и интерпретация полученной информации .

Плюсы и минусы Преимущества метода наблюдения

    Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.

    Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.

    Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.

    Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам - например, вербального и невербального поведения

    Оперативность получения информации

    Относительная дешевизна метода

Как считает В.И. Добреньков 11 ,специфика наблюдения как метода сбора первичной информации заключается в способности анализировать и воспроизводить явление в его целостности, поставлять разносторонние и достaточно полные сведения.

Метод наблюдения, как и все другие методы социологического исследования, имеет ряд достоинств и недостатков.

Преимущества и недостатки метода наблюдения отмечены в трудах В.И. Добренькова 12 и Г.В. Осипова 13 , где они приводят аргументы как в плюсы и минусы данного метода социологического наблюдения.

Достоинством наблюдения как метода сбора информации является, наличие прямого контакта между исследователем и исследуемым объектом.

Замечательной чертой наблюдения считается хорошая совместимость с другими социологически­ми методами. Его можно применять в качестве основного либо дополнительного метода и с анкетированием, и с интервью, и с анализом документов, и с экспериментом. Совместное применение двух методов часто дает весьма эффективные результаты, например, при изучении степени активности населения на электоральных собраниях.

Наблюдение позволяет помогать избежать влияния респон­дента на информацию, но повышает влияние исследователя и его предварительных ожиданий на характер полученной информа­ции. В том и состоит главная особенность наблюдения в социо­логии - неразрывная связь наблюдателя с объектом, которая накладывает отпечаток и на его восприятие социальной действи­тельности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпретации.

Среди других достоинств наблюдения специалисты называют оперативность получения информации, активное продуцирование гипотез в ходе наблюдения.

К числу недостатков наблюдения относят: невозможность ох­вата исследователем всей совокупности явлений, характеризующих изучаемый процесс (особенно в случае невключенного наблюде­ния); трудности, связанные с описанием исследуемых явлений; невозможность избежать субъективизма в подходе к изучаемым явлениям.

«Обобщив сказанное, попробуем свести воедино основные преимущества и недостатки метода наблюдения» (табл.1) .

Таблица 1

Преимущества и недостатки наблюдения 14

Преимущества наблюдения в сравнении с опросом

Недостатки наблюдения как метода

Независимость от желания респондента участ­вовать в исследовании Невозможность ученого повлиять на поведение или ответы респондента в случае «бесконтакт­ного» наблюдения.

Более высокая объективность исследования.

Возможность восприятия таких форм поведе­ния, которые не могут быть точно вербализированы или осознаны.

Возможность учета окружающей ситуации

Трудно обеспечить репрезентативность (на­пример, при наблюдении поведения покупа­телей в магазине случайная выборка невоз­можна).

Поведение обследуемых людей может отли­чаться от естественного, если наблюдение открытое (эффект наблюдения)

Сложности применения наблюдения

Трудоемкость, большие затраты времени, влияние субъективных особенностей наблюдателя, трудности интерпретации, обусловленные неоднозначной связью между мотивами и формами поведения

Итак, по утверждению Добренькова преимущество социологического наблюдения, а именно непосредственная связь исследователя с объектом изучения, непосредственность впечатлений исследователя и отсутствие опосредствующих звеньев, тут же превращается в его недостаток - возможность исследователя повлиять на результаты наблюдения, исказить его данные. Наблюдатель вольно или невольно влияет на изучаемый процесс, вносит в него что-то такое, что не присуще его природе.

При применении метода наблюдения в социологическом исследовании возможны ошибки, они хорошо отмечены в трудах Г.В. Осипова 15 :

    Наблюдение начинается без специально подготовленной программы, ведется случайно.

    Выделенные признаки наблюдения не связаны с проблемной ситуацией и гипотезой исследования.

    В состав регистрируемых признаков наблюдения в карточку наблюдения не вошли часто повторяющиеся и довольно значимые свойства наблюдаемой ситуации.

    Не введены ограничения на условия наблюдения, и наблюдатели столкнулись в ходе исследования с принципиально разными ситуациями.

    Введены только оценочные или только описательные категории наблюдения.

    В терминологическом обозначении категорий наблюдения имеется двусмысленность, в одну и ту же категорию наблюдения попадают различные классы признаков.

    Не подготовлены и не апробированы методические документы, и в ходе сбора данных возникли трудности регистрации признаков.

    В качестве наблюдателей выбраны лица, не прошедшие специальной подготовки. Не проведен инструктаж наблюдателей, не отрепетирована с ними процедура наблюдения.

    Кодирование признаков карточки наблюдения не соответствует программе обработки данных.

Из сказанного можно сделать вывод, что наблюдение может служить для достижения различных целей. Во-первых, оно может быть использовано в качестве источника информации об исследуемом социальном объекте. Во-вторых, с его помощью можно получить дополнительные сведения об изучаемом объекте. В-третьих, наблюдение способно служить в качестве средства проверки данных, полученных другими методами.

Таким образом, процесс наблюдения является одним из самых полезных видов сбора социологической информации. Метод наблюдения напрямую направлен на решение поставленных задач путём прямого проведения исследований. Наибольшую пользу данный метод доставляет в тех случаях, когда необходимо изучить индивидуальную и быструю ситуацию, поскольку ключевым словом для наблюдения является реальность, которая сама по себе подразумевается как правдивость.

В настоящее время специально организован­ные наблюдения используются в самых различных обла­стях, однако мониторинг экономики образования имеет ряд принципиальных особенностей.

Целью мониторинга является создание системы сбора, анализа и предоставления информации, отображающей состояние экономики образования, необходимой для принятия решений. Предметом мониторинга экономики образования являются рынки образовательных услуг. В рамках мониторинга проводится наблюдение за участниками рынков: с одной стороны, за потребителями в лице учащихся (их семей) и работодателей, а с другой стороны, за производителями – образовательными учреждениями.

Социологическое исследование в программе школьного мониторинга. Какие плюсы и минусы метода наблюдения? Его достоинства состоят в том, что наблюдение осуществляется одновременно с развитием событий, процессов, явлений, то есть конкретных пространственно-временных условиях. При широко организованном наблюдении можно описать поведение всех участников процесса взаимодействия социальных групп.

Картинка 79 из презентации «Школьный мониторинг» к урокам педагогики на тему «Контроль»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока педагогики, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Школьный мониторинг.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 194 КБ.

Скачать презентацию

Контроль

«Школьный мониторинг» - Повторные исследования. Предмет социологического исследования. Монографическое исследование. Выборочная совокупность. Роль фильтрующих вопросов. Исследование в программе. Виды опроса. Определение выборки обследуемых. Структура программы. Анкетирование. Предварительный системный анализ. Интервьюирование.

«Педагогическая диагностика в школе» - Преимущества рейтинговой системы оценивания. Знания. Знания имен. Алгоритм самооценки результатов по изучению дисциплины. Буквы. Критерии оценивания. Алгоритм самооценки результатов. Диагностика обученности. Определение цели измерения. Проверка навыков. Проверка умений. Диагностика. Уровень достижения.

«Разработка заданий» - Осознанный выбор. Креативность. Эрик Ландау. Ключевые умения. Личностные качества. Ключевое умение. Принципы разработки заданий. Методика разработки заданий. Ключевые вопросы. Критическое мышление. Работа с информацией. Схема.

«Контрольно-оценочная деятельность в школе» - С.Д. Месяц. Текущая оценка. Моделируем систему школьной оценки. Эффективная система оценивания. План последующих действий. Этапы образовательного процесса. Состязательность. Концепция учебной деятельности школьников. Повторная пересдача. Добровольная оценка. Основные определения. Б.Г.Ананьев. Требования к источнику информации обратной связи.

«Контроль результатов обучения» - Соответствие. Этапы создания ФОС. Программа формирования компетенции. Модели компетенций для каждого этапа обучения. Стратегии преподавателей и студентов в достижении и оценивании. Общая модель сравнительной оценки качества подготовки. Разработка параллельных вариантов наборов заданий. КОМы. Контроль с помощью технических средств и информационных систем.

«Педагогическое тестирование» - Традиционный тест. Тестирование в педагогике. Задания с выбором одного неправильного ответа. Преимущества. Шкала оценивания. Классификация тестов. Задания с выбором нескольких правильных ответов. Педагогическое тестирование. Форма измерения знаний учащихся. Адаптивный тест. Недостатки. Задания с открытым ответом.

Всего в теме 16 презентаций

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса