Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Некрасов "В дороге": анализ стихотворения (1 вариант). Стихотворение «В дороге» Н.А. Некрасова. Восприятие, толкование, оценка

Произведение «В дороге» было написано Некрасовым в 1845 году. Оно представляло собой первое стихотворение, которое было показано В. Г. Белинскому, крайне высоко его оценившему. Когда Некрасов впервые прочитал ему это произведение, Белинский воскликнул: «Знаете ли вы, что вы - поэт, и поэт истинный?»

Реализм в творчестве Некрасова

Проводя анализ стихотворения Некрасова «В дороге», можно упомянуть, что по своей форме произведение может быть отнесено к ямщицким песням, однако оно также содержит в себе и элементы рассказа. Произведение построено в форме диалога между ямщиком и седоком. Оно повествует о трагической жизни женщины, выросшей в барском доме, но отправленной снова на село. Многие из стихотворений поэта достаточно реалистичны - например, таковым является произведение «Железная дорога» Некрасова. Анализ стихотворения, кратко проведенный учеником, показывает: это стихотворение также описывает несчастья простых людей. Оно будет интересно всякому заинтересовавшемуся этой непростой тематикой. Все произведения Некрасова близки к народу, страданиям простого человека, оказавшимся жертвой господского произвола.

Еще одно стихотворение Некрасова - «Железная дорога»

Вышеупомянутое произведение также может быть задано школьнику в рамках темы «Творчество Некрасова». Анализ стихотворения «Железная дорога» Некрасова по плану может содержать в себе следующие пункты.

  1. Название произведения.
  2. Описание композиции произведения (оно состоит из четырех частей).
  3. Тема обманутого народа в стихотворении. Кто в действительности строит железную дорогу.
  4. Художественные средства.
  5. Мнение школьника о стихотворении.

Знакомство с главной героиней

Но вернемся к главной теме данной статьи. Анализ стихотворения Некрасова «В дороге», кратко проведенный учащимся, можно начать с описания начала произведения. Это реплика барина - седока. Он просит ямщика рассказать ему какую-нибудь историю, которая могла бы разогнать его скуку. И тот решает рассказать печальную историю собственной жизни. Поначалу он высказывает своему седоку жалобу на то, что его «сокрушила злодейка жена». Однако по мере рассказа ямщика читатель узнает о том, какая жизнь была уготована Груше. Она провела свои детские годы в барском доме, где ее учили музыке, грамоте, наукам. Однако после того, как старый барин отошел в мир иной, ее возвратили на село. Без согласия Груши ее выдали замуж, однако она никак не может привыкнуть к своей новой жизни.

Два мира произведения

Анализ стихотворения Некрасова «В дороге» показывает, что страдает Груша не столько от непосильной работы, сколько от той повседневности, в которой ей приходится жить. И ее муж, ямщик, до конца не понимает всего трагизма ее положения. Он уверен, что относится к ней вполне хорошо. В произведении противопоставляется два мира: мир зажиточных бояр, из-за которых погибают невинные люди, и мир крепостных крестьян, у которых нет никаких прав. Последние не могут распоряжаться собственной жизнью, у них нет права на выбор.

Все сочувствие, которое выражает поэт в своем произведении, обращено к таким представителям простого народа. Анализ стихотворения Некрасова «В дороге» также показывает, что произведение содержит в себе необычайно острый социальный аспект. Ведь всего лишь из-за одной барской прихоти оказалась искалеченной судьба молодой женщины. Только этот факт уже может вызывать негодование читателя. Но обличением не исчерпывается содержание произведения. Внутренний его драматизм в действительности намного глубже.

Моральная сторона трагедии

Духовная сторона той истории, которая произошла с Грушей, не описывается Некрасовым прямо. Чтобы ее почувствовать, необходимо вообразить те обстоятельства, которые происходили с девушкой. Конечно, внешняя тяжесть тех обстоятельств, в которые попала Груша, не может быть недооценена. Хотя при этом она оказывается способной к тяжелой физической работе. Те слова ямщика, которыми он описывает свою супругу («Белоручка, вишь ты, белоличка»), нельзя воспринимать слишком буквально. Ведь когда он говорит о слезах своей жены, этим в некоторой степени опровергается его ирония.

Изломанная судьба женщины

Груша не презирает физическую работу - просто она ей практически не по силам. Ведь этот труд, лежавший на плечах крепостных крестьянок, был сравним с мужским. И в этом отношении вина господ заключается не только в том, что они отправили девушку снова в деревню, но и в том, что они не стали приучать ее к тяжелому труду с юности. Ямщик упоминает о том, что его жена «читает какую-то книжку» мимоходом. Однако эта фраза может послужить пищей для размышлений, в том числе и о духовной стороне этой драмы, о тех моральных страданиях, которые выпали на долю Груши. Что может ее томить помимо работы? Может быть, она плачет не только от непосильного труда? На какой портрет она постоянно смотрит? Об ответах на эти вопросы совершенно не дает себе труда задуматься ямщик, однако читатель, проводящий анализ стихотворения Некрасова «В дороге», не должен довольствоваться этим поверхностным взглядом.

Может быть, она рассматривает портрет своего возлюбленного, который был мил ее сердцу, когда она находилась еще в барском доме? Однако это предположение не может быть оправдано психологически. Ведь жена-крестьянка не стала бы в присутствии своего мужа предаваться тоске по другому человеку. Вернее было бы сделать иное предположение - скорее всего, это портрет писателя или поэта, книга которого дорога для нее. Скорее всего, это тот человек, который вызвал в ней искреннее стремление к счастью, настоящей любви.

Анализ стихотворения Некрасова «В дороге»: несчастье образованной женщины

Груша, которая научилась наукам и чтению, уже стала жить осознанно - ее душа обладает высшими устремлениями. И страшат ее не столько физические тяготы, сколько духовная изоляция. Муж не способен разделить ее взглядов. Интересно, что заботу жены о сыне ямщик воспринимает как барский каприз: «Словно барченка, каждый день чешет…». О том, какой была повседневная крестьянская жизнь, можно судить только опосредованно. Груша, возможно, ненадолго и утешается своими заботами о сыне. Однако они приносят ей и новую боль - какая жизнь ждет его в будущем? То стремление к счастью и духовному развитию, которое было привито Груше, не может быть осуществимо в тех социальных условиях.

Ямщик и его жена

Непростая доля женщины у каждого читателя вызовет глубокое сочувствие. Ведь она страдает более всего, оказывается виноватой без вины. И даже недалекий муж называет ее «злодейкой». Все «злодейство» Груши заключается в том, что у нее нет никаких душевных или физических сил, чтобы совладать с той ситуацией, в которой она оказалась. Однако и самому ямщику сложно позавидовать. Ведь и ему досталась тяжкая доля. И он всей душой сокрушается о том, что его супруга вот-вот может погибнуть от такой тяжелой работы. По-своему, как умеет, он готов ее не только «одевать и кормить», но также и «потешать». Анализ стихотворения Некрасова «В дороге» по плану должен также содержать и пункт, описывающий отношение ямщика к своей жене. Его нельзя обвинять в том, что он недалек - ведь у него нет злых намерений по отношению к жене. Он также является жертвой господского произвола. Его женили без желания. Согласия в его семье нет и быть не может. А впереди его ждет вдовство, одиночество. Быть может, если бы супругой ямщика стала простая русская крестьянка, они могли бы сойтись по нраву, им было бы веселее и проще прожить свой трудный век. Правда, всей трагичности судьбы своей супруги ямщик до конца не понимает. Но ведь и Груша не делит с ним тех забот, которые его тяготят.

В своем творчестве известный поэт Николай Некрасов не раз обращался к проблемам и страданиям простого русского народа.

С детских лет он наблюдал за жестоким отношением к крепостным со стороны отца - человека деспотичного и властного. Часто доставалось от него и жене, матери поэта. Эти впечатления на всю жизнь отложились в памяти и душе Николая Алексеевича и стали неисчерпаемым источником для большого числа его произведений.

В 1845 году молодой Некрасов пишет небольшое по объему стихотворение «В дороге». Оно стало его литературным дебютом и сразу же обозначило тему, которая навсегда останется главной в его творчестве.

«… Вы поэт - и поэт истинный!»

Именно с такими восторженными словами обратился к Некрасову критик В. Белинский, когда впервые услышал «В дороге». «Сколько скорби и желчи… », - так отозвался он о стихе начинающего поэта в одном из разговоров с И. Панаевым. Сразу же полюбилось «превосходное» произведение и

Чем же заслужил Николай Некрасов, первый сборник которого «Мечты и звуки» остался практически не замеченным, столь высокую оценку?

Композиция и жанр

Стихотворение в большей мере напоминает рассказ о несчастливой жизни молодой крестьянской семьи. Завязкой служат жалоба барина ямщику на скуку. Он просит потешить себя удалою песнею или небылицей. «Самому мне не весело…», - такими словами начинает речь возницы Н.А.Некрасов. В дороге он неспешно рассказывает о судьбе жены-«злодейки», воспитанной и долго жившей в барском доме. Затем отправленной в село, где теперь она оказалась на краю могилы. Грустный рассказ вызывает отклик у барина. «Ну, … довольно… Разогнал …неотвязную скуку», - этими словами завершается произведение.

Так вместо традиционной ямщицкой песни под звон бубенцов звучит щемящий душу монолог измученного сердца. А героями его становятся жертвы крепостного права, веками существующего на Руси.

Основная тема стихотворения «В дороге»

Некрасова всегда волновало тяжелое положение угнетенного народа. Особенно трепетно он относился к горькой судьбе женщины-крестьянки, способной многое снести в своей жизни. В первом серьезном стихотворении, которым стало «В дороге», он повествует о незавидной доле крепостной девушки, чье детство и юность прошли в барском доме. Это было типичное явление для того времени. Причем, довольно часто в таком положении оказывались незаконнорожденные дети помещика. Их беззаботная и спокойная жизнь практически всегда заканчивалась трагически, так как для общества они навсегда оставались крепостными. Чувства крестьян (по рождению), оказавшихся игрушками в руках господ и попавших в конечном итоге в непривычную для себя социальную среду, помогает понять анализ стихотворения «В дороге».

Некрасов о воспитании героини

Груша долгие годы была компаньонкой у барышни. Вместе с ней она обучалась чтению и наукам, шитью и игре на музыкальных инструментах - т.е. всему тому, что должна была знать и уметь светская дама.

Муж описывает ее так: «вид вальяжный имела» и хорошие манеры, так что можно было подумать, что она барышня «природная». Даже учитель к ней один сватался (не простой крепостной!), но что-то там не заладилось: «не нужна-ста в дворянстве холопка».

Для девушки все изменилось в один миг: барышня вышла замуж и уехала, а помещик вскоре умер, оставив Грушу сиротою. Вступивший в наследство молодой зять пересчитал всех ревизионных. Заменил барщину оброком. Грушу же, с которою не сошелся, отправил в деревню. Так продолжает Н.Некрасов стих «В дороге» и рассказ о судьбе героини.

Деревня и замужество

«Взвыла девка», - говорит о новой жизни своей жены ямщик. Тяжело приходилось ей, не приученной к крестьянскому труду. Любая работа в тягость приходилась - «инда жалко подчас». Но не винил ямщик Грушу, считал, что «погубили ее господа».

Да и замужество девушке не в радость пришлось. Женились они по господской воле - время пришло. Так что ничего не радовало ее в новой жизни. При чужих еще «туда и сюда», а, оставшись в одиночестве, все слезы лила. Так постепенно гибнет душа человека, привыкшего жить совсем в других условиях, по иным нравственным законам - к таким невеселым мыслям подводит читателя анализ стихотворения «В дороге».

Некрасов не ограничивается описанием сложностей, возникших в быту. Он обращает внимание еще на одну сторону крестьянской жизни, совсем не похожей на барскую.

Темнота и безграмотность народа

Беспокоит ямщика еще одно в поведении жены. Часто глядит она на какой-то «патрет», книжку читает. Сына грамоте учит, что не принято у крестьян - другое предназначение ждет его. А еще каждый день, как барчонка, моет и чешет. Стрижет, бить не дает. «Погубит она и сынишку», - такая мысль одолевает ямщика.

Автора же беспокоит другое. Необразованный, далекий от культуры и любой науки муж не в состоянии понять Грушу, в которой благородное воспитание и книга (на портрете может быть изображен, к примеру, какой-то писатель) пробудили чуткую душу. На это хочет обратить внимание Стих «В дороге» показывает, насколько забитым на самом деле является простой мужик. Потому и не может Груша найти единомышленника в новых условиях - ее здесь никто не понимает. В результате, ее барин, может, ничего дурного и не желавший, искалечил жизнь молодой девушке. Теперь она чахнет день ото дня, стала «как щепка худа и бледна», даже ходит, словно через силу. По всему видно, что и жить ей осталось недолго. «А была бы бабенка лихая!».

Судьба ямщика

Нелегко приходится в этой истории и мужу. Женили без согласия. Грушу не понимает, хотя в отличие от многих других, жену жалел, лишний раз не бранил, даже уважал. Почти не бил - только в пьяном виде. И в будущем его ждут вдовство и одиночество, которые снести мужику с маленьким сыном на руках не просто. А главное, и его вины во всей этой истории нет - он такой же, как все

Таким образом, анализ стихотворения «В дороге» (Некрасов писал в этой связи: «Что ни жизнь, то трагедия!») обнажает нравственные и социальные проблемы крепостничества. Ведь прихоть господ разрушила жизнь не одного человека.

Средства выразительности

Стихотворение «В дороге» написано трехстопным анапестом. Этот размер в сочетании с предполагаемым стуком копыт напоминает разговорную народную речь, что приближает рассказ ямщика к песне, похожей на жалобный крик, вырывающийся из глубины души. Реалистичным и красочным делают монолог особый порядок слов, сочетание парной, перекрестной и кольцевой рифмы, просторечные слова и выражения: баит, али, знай-де, патрет и др.

Значение стихотворения

К нескольким выводам подводит анализ стихотворения «В дороге». Некрасов в нем, еще раньше И.Тургенева с его «Записками охотника», обратил внимание современников на тяжелое положение народа. В монологе ямщика ясно вырисовываются контрастные картины жизни помещиков и зависимых от них крепостных. Самым страшным здесь является то, что к своим холопам хозяева относились как к любой другой вещи в доме. Это было ничем не прикрытое обличение существовавшего в стране рабства и открытый протест против устоявшихся порядков.

Простая, но правдивая картина с каждой новой строчкой вырисовывается в произведении «В дороге» Некрасов. Тема, заявленная в стихотворении - у крепостничества нет ни совести, ни законов - в одночасье превратила начинающего поэта в лучшего представителя «натуральной школы», которая довольно скоро утвердится в русской литературе и критике.

Анализ стихотворения

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «В дороге» было написано Н.А. Некрасовым в 1845 году. Это первое стихотворение, показанное поэтом В.Г. Белинскому. Критик очень высоко оценил это произведение. Когда Некрасов прочитал стихотворение, то Белинский обнял его и воскликнул: «Да знаете ли Вы, что Вы – поэт, и поэт истинный!» А.И. Герцен также очень любил это стихотворение и называл его «превосходным».

По своей жанровой форме произведение в определенном смысле восходит к ямщицким песням. Однако в нем есть и жанровые черты рассказа. Построено оно в виде диалога седока, русского барина, с ямщиком. Основная тема стихотворения – трагическая судьба женщины из народа.

Начинается стихотворение репликой барина. Полный невеселых раздумий, он обращается к ямщику с просьбой разогнать его скуку. И ямщик рассказывает грустную историю собственной жизни. Сначала он жалуется барину на то, что его «сокрушила злодейка жена». Однако постепенно драматизм в этой истории нарастает: мы узнаем о непростой судьбе Груши. Она выросла в господском доме, вместе с барышней, получила хорошее образование. Ее обучали чтению, музыке (она умеет играть на органе) и «разным наукам». Однако после смерти старого барина Груша была возвращена на село: «Знай де место свое ты, мужичка!» Не спрашивая ее согласия, ее выдали замуж. Но Груша не может привыкнуть к новой жизни:

Грех сказать, чтоб ленива была,
Да, вишь, дело в руках не спорилось!
Как дрова или воду несла,
Как на барщину шла – становилось
Инда жалко подчас… да куды! -
Не утешишь ее и обновкой:
То натерли ей ногу коты,
То, слышь, ей в сарафане неловко.
При чужих и туда и сюда,
А украдкой ревет, как шальная…
Погубили ее господа,
А была бы бабенка лихая!

Она страдает не столько от непосильной работы, сколько от подневольной жизни, от невозможности самой распоряжаться своей судьбой. Ямщик же не может до конца осознать весь трагизм положения его жены. Он считает, что относился к ней хорошо:

Видит бог, не томил
Я ее безустанной работой…
Одевал и кормил, без пути не бранил,
Уважал, тоись, вот как, с охотой…

Последние слова ямщика являются кульминацией в его полном внутреннего драматизма рассказе:

А, слышь, бить – так почти не бивал,
Разве только под пьяную руку…

Полна горькой иронии и заключительная реплика седока:

Ну, довольно, ямщик! Разогнал
Ты мою неотвязную скуку!

Композиционно произведение делится на три части. Первая часть – просьба седока. Вторая часть – рассказ ямщика. Третья часть – заключительная реплика барина. В начале и финале стихотворения возникает тема скуки, тоски, неизменно присутствующей в русской жизни. В этом плане мы можем говорить о кольцевой композиции.

Стихотворение написано трехстопным анапестом, рифмовка – перекрестная, парная и кольцевая. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («ямщик удалой», «бабенка лихая»), метафору («сокрушила злодейка жена»), анафору («То натерли ей ногу коты, То, слышь, ей в сарафане неловко»), сравнение («ревет, как шальная…»). Отметим наличие в стихотворении крестьянских диалектных выражений: «понимаешь-ста», «тоись», «слышь», «куды».

Стихотворение «В дороге» знаменовало собой новый этап в творчестве Некрасова. Оно было написано после выхода его романтического сборника «Мечты и звуки», который не пользовался успехом у публики и критиков. После первой неудачи Некрасов в течение пяти лет не возвращался к творчеству. Он сознавал, что нужно писать иначе, предметом поэзии должна стать жизнь простых людей. «Передо мною никогда не изображенными стояли миллионы живых существ! Они просили любящего взгляда! И что ни человек, то мученик, что ни жизнь, то трагедия!» – вспоминал впоследствии поэт». Так родилось «В дороге», открывшее в творчестве Некрасова тему русской крестьянской жизни. Затем были созданы такие стихотворения, как «Тройка», «Огородник», «Забытая деревня», «Орина – мать солдатская», «Катерина», «Калистрат».

«В дороге» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

История создания

Стихотворение «В дороге» написано Некрасовым в 1845 году, поэту только 24 года. Это жанровая сценка, созданная в виде диалога между барином и ямщиком (перевозчиком на длинные дистанции). Ямщики часто пели песни и рассказывали истории заскучавшим седокам, так что Некрасов описывает типичную жизненную ситуацию. Песня-жалоба ямщика как жанр существовала в фольклоре.

Литературное направление, жанр

Стихотворения Некрасова реалистичны. Они описывают типичного героя в типичных обстоятельствах. Во времена крепостного права крестьяне нередко становились игрушкой в руках господ. Иногда это происходило как будто случайно, как описано в стихотворении «В дороге»: крепостную девочку взяли в господский дом в подруги и компаньонки дочери хозяина. Когда барышня выросла и вышла замуж, а старый хозяин умер, его зять отправил девушку, привыкшую жить как барышня, в деревню и выдал замуж. Помещики не думали о судьбе своих крепостных. Изменение жизни сделало барышню-крестьянку несчастной и грозит ей гибелью. Справедливости ради надо сказать, что случались и неравные браки между помещиками и крепостными, но они редко были счастливыми.

Стихотворение относится к гражданской лирике и обличает общественное устройство крепостнической России.

Тема, основная мысль и композиция

Сюжет стихотворения - жалобы ямщика на свою жену, выросшую в господском доме. Груша была научена наукам, шить, вязать, читать, играть на фортепиано. Она по-господски одевалась, ела господскую пищу (кашу с мёдом). К ней даже сватался учитель, «да, знать, счастья ей Бог не судил». После того как в дом приехал новый хозяин, Груша почему-то была отправлена в деревню и выдана замуж, и жизнь её, а также её мужа, стала невыносимой. Муж не считает её ленивой, но делать она ничего не умеет, «ни косить, ни ходить за коровой». Женщине тяжело выполнять любую физическую работу. Муж-ямщик жалеет её и утешает, как это принято у крестьян, но даже обновки её не радуют, непривычная одежда и обувь неудобны. Груша плачет, мало ест и, очевидно, недолго проживёт на свете. Она читает какую-то книжку (может быть, единственную, которая у неё есть), смотрит на какой-то портрет (не на портрет ли учителя?) Ямщик совершенно не понимает своей жены, не видит собственной вины, ведь он обращался с ней по-крестьянски хорошо, даже почти не бил. Его беспокоит ещё и судьба сынишки, которого мать воспитывает как барчонка.

Основная мысль рассказчика заключена в двух строчках: «Погубили её господа, А была бы бабёнка лихая». Ямщик подразумевает, что крестьянку сгубило барское воспитание. Барин, который просил развлечь его рассказом, останавливает крестьянина на словах о том, что жену он бил только под пьяную руку. Барин-то понимает, насколько девушку должна угнетать такая жизнь. Не потому, что она должна выполнять грязную крестьянскую работу, а потому, что она унижена. Тема стихотворения - несчастная судьба человека с чувством собственного достоинства. Барин осознаёт всю безнадёжность и безотрадность судьбы несчастных супругов и вообще всех людей в классовом обществе, которым была крепостная Россия. Идея стихотворения антикрепостническая.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным анапестом, напоминающим тонические русские песни-жалобы. Этот ритм ложится на стук копыт. Живость речи передаёт чередование женской и мужской рифмы, а также разнообразная рифмовка, которая чередуется неупорядоченно: перекрёстная, парная и кольцевая.

Тропы и образы, речь

Реалистичной речь ямщика делают просторечные выражения: слышь ты, понимаешь-ста, тоись, врезамшись, баит, сам-ат, патрет . Некрасов точно сумел передать состояние крестьянина, не знающего, чем помочь своей жене и в чём его собственная вина. Барин в начале диалога спокоен и равнодушен: ему безразлично, какую историю послушать. Но он не бессердечен. Речь барина иронична. В последней фразе «Разогнал Ты мою неотвязную скуку» чувствуется сарказм: было грустно, а стало ещё грустнее и безнадёжней.

В речи ямщика нет тропов, да и откуда бы им взяться у крестьянина. Есть два простонародных сравнения ревёт, как шальная, как щепка худа и бледна и один эпитет - высшая крестьянская похвала бабёнка лихая . Эпитет барина неотвязная скука подчёркивает его горечь от услышанного.

Некрасов упорно работал над произведением в 1845 году. Так как после сборника «Мечты и звуки» поэт потерпел неудачу, он старался и вкладывал все свои силы в работу. Он решил поменять темы творчества, и сделать главным объектом своих произведений быт, писать о жизни людей и обыденных проблемах, которые касались простого народа.

После того, как В. Г. Белинский прочитал данное произведение, он был потрясен. Несмотря на простоту и обыденность темы нелегкой судьбы крестьянства, Белинский поставил довольно высокую оценку написанному:

Да знаете ли Вы, что Вы – поэт, и поэт истинный!

Жанр, направление и размер

По большей степени, Некрасов писал в направлении реализма. Стоит добавить, что «В дороге» причисляется к гражданской лирике. Поэт пытался передать естественность жизни крестьянства, всю подлинность того, что происходило в те времена.

Написано произведение в форме разговора ямщика. По жанру оно в каком-то смысле относится к ямщицким песням, восходит к фольклору и находится на стыке между лирическим и эпическим началом.

Размер – трехстопный анапест. Рифма оживленная и энергичная благодаря сплетению мужской и женской, а также наблюдается хаотичная рифмовка перекрестной, парной и кольцевой.

Образы и символы

Лирический герой в произведении Некрасова «В дороге» испытывает неимоверную скуку от жизни и тоску. И чтобы как-нибудь развлечься, просит ямщика помочь ему в этом, чтобы тот развлек его какой-нибудь историей, поведал ему что-то. Это любознательный путешественник, который не чурается разговора с простыми людьми, не ведет себя заносчиво. Ему интересен весь мир без исключения. Таков должен быть настоящий поэт. Его отличает от других тонкое восприятие мира, умение анализировать и рассуждать. Он знает и понимает, что жена крестьянина, воспитанная в традициях и нравах барского дома, не может полюбить тяжелую и уродливую деревенскую жизнь.

Но дело в том, что и ямщику не до веселья, его тревожат мысли о своей жене, поэтому он ведает барину историю своей жизни. Это обычный крестьянин с традиционным набором ценностей: семья, дом, земля. Но все у него, не как у людей, ведь в жены ему досталась нетипичная дама. Все время он мучается от того, что она несчастна с его обществе, да и весь его набор жизненных установок для нее чужд.

Его жена, крестьянка Груша, была воспитана в барском доме, и имела возможность получить хорошее образование. Она научилась читать и даже обучилась игре на органе. Но после смерти господина и взросления барышни, при которой девушка была компаньонкой, утонченная и не приспособленная к физическому труду Груша была отправлена обратно в деревню, где ее насильно выдали замуж не по любви за грубого и неопрятного мужика. Все ее страдания больше не от работы, которую она не привыкла делать, а от насилия и бессилия, от невозможности управлять своей судьбой. Это умная, чувствительная и одаренная натура, которую хозяева только искалечили своим покровительством. Если бы она воспитывалась, как все, ничего бы этого не случилось, но приходи господ важнее, чем ее участь. Чувства и дарования девушки были растоптаны по очередному капризу.

Ямщик до сих пор в недоумении и не понимает. Что он такого сделал, ведь всю свою жизнь, по его словам, он относился к ней хорошо. Бил ее только на нетрезвую голову, но это не считается. Ямщик слишком простой и глупый, и не понимает, почему его жена не ведет себя, как другие женщины. Он живет без задних мыслей о настоящем, делает, что делает, пока не наступит такой момент, о котором придется задуматься. Конечно, он винит господ в ее «испорченности», но, по сути, они виноваты не в воспитании, а в том, что не устроили девушку с такими навыками должным образом.

Темы и настроение

  1. Некрасов поднимает в стихотворении тему трагизма судьбы человека , который не является хозяином самому себе. Рабство в его описании приобретает изощренную форму. Девушку обманули напрасными надеждами, приманили легкой и красивой жизнью, а потом, не подумав о ее адаптации в новых условиях, выкинули из дома, да еще и выдали замуж против воли. Невозможно даже представить, что она чувствовала, познав все тяготы крепостного права на себе.
  2. Проблема непонимания . Лирический герой, который слушает историю ямщика, прекрасно понимает, что его жене тяжело жить в таких условиях не от тяжкого труда, а от насильственной жизни, от унижения. Ямщик же считает, что крестьянку погубило ее воспитание, которое она получила в господском доме. Отчасти он прав, но в стране, где образование и манеры мешают жить, не может развиваться свободная и высокоинтеллектуальная личность. Это еще одна проблема, затронутая поэтом – отсталость России, увязнувшей в крепостничестве.
  3. Тема любви . Ямщик по-своему любит жену, но в его воспитании заложена и предусмотрена система телесных наказаний. Супруга также должна работать наравне с мужчиной, обязана выполнять супружеский долг и успевать вести хозяйство. На музыку и чтение романов времени не предусмотрено. Естественно, ему не понять истинных потребностей и чувств женщины, воспитанной по барским канонам. Ее любовь – романтическое и возвышенное чувство из многочисленных выдуманных историй. Она по-другому воспринимает жизнь, ее представления близки к идеалу, усвоенному из книг. Для нее любовь мужа кажется грубым невежеством и несносной пошлостью.
  4. Проблема вседозволенности и безответственности . Господа не думают о судьбе крестьян, их поступки не мотивированы ничем, кроме собственных капризов. За людей они слуг не считают, и весь книжный гуманизм улетучивается, когда они распоряжаются рабами. Ни царь, ни суд никак этого не наказывают, поэтому дворяне без стеснения пользуются своей властью.
  5. Настроение создается гнетущее, ведь Груше уже ничем не поможешь, и таких Груш сотни, а, может, и тысячи. Проблема, поставленная автором, не решена, а основная тема (жесткость и несправедливость крепостного права) не теряла свою остроту еще долгие годы. Эту страницу в российской истории нужно считать позорной.
  6. Основная идея

    Тема помещичьего произвола не нова для литературы тех лет. Героиня стихотворения, крестьянская девушка, по прихоти господина прикоснулась к мировой культуре и почувствовала себя человеком иного социального уровня, но, по сути, она осталась той же рабыней, и судьба доказала это очень убедительно. Смысл авторского послания потомкам состоит в том, что нельзя распоряжаться человеком, как вещью. Он имеет ум и чувства, сознание и волю, а, значит, имеет право на самоопределение и личную жизнь, которые согласуются с его выбором. Сейчас это очевидно, но тогда это понимали только передовые мыслители.

    Крестьянка возвращается в свою среду и выходит замуж за крестьянина без навыков к крестьянскому труду. Без привычки к такому существованию она обречена на гибель. Автор неожиданно сравнивает 2 морали: господскую и крестьянскую. У ямщика не удалась его семейная жизнь, но рассказывая свою историю, он откровенно сочувствует жене, понимая весь трагизм ее положения: «Погубили ее господа». Истинный гуманизм простого русского крестьянина контрастирует с жесткостью просвещения и псевдо гуманностью господ. Это главная мысль произведения: доброта должна быть на деле, а не на словах. Даже грубому и пьющему мужику жаль девушку, но не ее умным, уважаемым и трезвым хозяевам. Значит, они явно лицемерят и обманывают себя, ведь их души в сто раз примитивнее, чем натура деревенского крестьянина.

    Средства художественной выразительности

    Так как Некрасов писал в жанре ямщицких песен, то можно найти много просторечий в его произведении, такие как: «девка», «бабенка», «мужик», «баит», «захворал» и «куды». Так он воспроизводит подлинную народную речь без прикрас.

    Для выразительности и передачи эмоционального настроя автор использует такие эпитеты, как: «лихая бабёнка», «удалой ямщик», «безустанная работа», и метафоры: «пьяная рука», «неотвязная скука».

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса