Недоросль комические ситуации. Смешное и трагическое в комедии Фонвизина «Недоросль». Выражение стало крылатым
К пьесе Д.И. Фонвизина "Недоросль" комизм экзамена, устроенного для Митрофана, заключается в полном отсутствии понимания экзаменуемого в происходящей ситуации. В данном фрагменте смешными моментами являются беседы не обучаемого сыночка и его матери с учителем - Правдиным. На вопросы о знании наук, такие как история и география, неграмотный дворянин отвечает, что любит слушать сказки и истории скотницы Хавроньи, а об "описании земли" слышит вообще впервые.
Госпожа Простакова вовсе называет науку "Еографией", после чего, заявляет: "То вздор, чего не знает Митрофанушка". Также смех вызывает рассказ помещицы о «покойнике батюшке», который «не умел грамоте, а умел достаток нажить и сохранить». Высказанная позиция позволяет нам сделать вывод, госпожа Простакова расценивает возможность получения образования, как способ показать свою финансовую состоятельность, нежели как шанс воспитать из Митрофана умную и подготовленную к самостоятельной жизни личность. Таким образом, в глазах грамотного Правдина, Простаковы выглядят смешно - желая похвалиться «знаниями» Митрофана и одновременно доказывая, что «без наук люди живут и жили», помещики во всей красе демонстрируют свою приземленность и невежество.
Русская классика содержит множество произведений, отражающих проблему столкновения невежества и просвещенности. Одним из ярких примеров является комедия А. С. Грибоедова "Горе от ума". Конфликт "века нынешнего" в лице Александра Чацкого и "века минувшего" - правителем, которого является Павел Афанасьевич Фамусов, касался проблемы необходимости образования в обществе. Чацкий уверяет "поколение отцов" в том, что знания и добросовестный труд - ключ к двигателю прогресса и успешному жизненному пути, на что праздное "фамусовскогое общество" недовольно кричало: "ученье - вот чума". Подобно госпоже Простаковой, Фамусов вспоминает "покойного дядю - Максима Петровича", добившегося уважения и богатств, прислуживаясь Екатерине 2, на что Чацкий отвечал: "Служить бы рад - прислуживаться тошно".
Ещё одним примером служит драма Островского "Гроза".
Таким образом, данные произведения отражают борьбу между старым и новым светом, решающим, какие ценности наиболее полезны для общества.
Обновлено: 2019-07-12
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Полезный материал по теме
2. Жанровое своеобразие комедии д. И. Фонвизина «Недоросль»: синтез комедийных и трагедийных жанровых факторов.
Фонвизин сочинение
Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"
Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль" Все это было бы смешно, Когда бы не было так грустно. М. Ю. Лермонтов Последние четыре десятилетия XVIII в. отличаются подлинным расцветом русской драматургии. Но классические комедия и трагедия далеко не исчерпывают ее жанровый состав. В драматургию начинают проникать произведения, не предусмотренные поэтикой классицизма, свидетельствующие о назревшей потребности в расширении границ и демократизации содержания театрального репертуара. Среди этих новинок прежде всего оказалась так называемая слезная комедия, т. е. пьеса, сочетающая в себе трогательное и комическое начала. Она отличалась не только разрушением привычных жанровых форм, но и сложностью, противоречивостью характеров новых героев, которые соединяли в себе и добродетели, слабости. Знаменитая комедия Д. И. Фонвизина "Недоросль" отличается большой социальной глубиной и резкой сатирической направленностью. С нее, в сущности, и начинается русская общественная комедия. Пьеса продолжает традиции класси-цизма. "На всю жизнь, - указывал Г. А. Гуковский, - его художественное мышление сохраняло явственный отпечаток школы". Однако пьеса Фонвизина - явление позднего, более зрелого русского классицизма, испытавшего сильное влияние просветительской идеологии. В "Недоросле", по замечанию первого биографа Фонвизина, автор "уже не шутит, не смеется, а негодует на порок и клеймит его без пощады, если же и смешит, то тогда внушаемый им смех не развлекает от впечатлений более глубоких и прискорбных". Объектом осмеяния в комедии Фонвизина становится не частная жизнь дворян, а их общественная, служебная деятельность и крепостническая практика. Не довольствуясь одним изображением дворянского "злонравия", писатель стремится показать и его причины. Автор объясняет пороки людей их неправильным воспитанием и дремучим невежеством, представленным в пьесе в разных его проявлениях. Жанровое своеобразие произведения заключается в том, что "Недоросль", по словам Г. А. Гуковского, "полукомедия, полудрама". Действительно, основа, костяк пьесы Фонвизина - классицистическая комедия, но в нее привнесены серьезные и даже трогательные сцены. К ним можно отнести разговор Правдина со Стародумом, трогательно-назидательные беседы Стародума с Софьей и Милоном. Слезной Драмой подсказан образ благородного резонера в лице Ста-Родума, а также "страждущей добродетели" в лице Софьи. В финале пьесы также соединились трогательное и глубоко моралистическое начала. Здесь госпожу Простакову настигает страшное, абсолютно непредугаданное ею наказание. Ее отвергает, грубо отталкивает Митрофан, которому она посвятила всю свою безграничную, хотя и неразумную любовь. Чувство, которое испытывают к ней положительные герои - Софья, Стародум и Правдин, - сложно, неоднозначно. В нем и жалость, и осуждение. Сострадание вызывает не Простакова, а попранное человеческое достоинство. Сильно звучит и заключительная реплика Стародума, обращенная к Простаковой: "Вот злонравия достойные плоды" _ т.е. справедливая расплата за нарушение нравственных и общественных норм. Д. И. Фонвизину удалось создать яркую, поразительно верную картину моральной и общественной деградации дворянства конца XVIII в. Драматург использует все средства сатиры, обличает и критикует, высмеивает и осуждает, но его отношение к "благородному" сословию далеко от взгляда стороннего человека: "Я видел, - писал он, - от почтеннейших предков презренных потомков... Я дворянин, и вот что растерзало мое сердце". Комедия Фонвизина - чрезвычайно важная веха в истории нашей драматургии. Следующие за ней - "Горе от ума" Грибоедова и "Ревизор" Гоголя. "...Все побледнело, - писал Гоголь, - перед двумя яркими произведениями: перед комедией Фонвизина "Недоросль" и Грибоедова "Горе от ума"... В них уже не легкие насмешки над смешными сторонами общества, но раны и болезни нашего общества... Обе комедии взяли две разные эпохи. Одна поразила болезни от непросвещения, другая - от дурно понятого просвещения".
В чем заключается комизм «экзамена», устроенного для Митрофана?
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания.
Правдин (Митрофану) . А далеко ли вы в истории?
Митрофан. Далеко ль? Какова история. В иной залетишь за тридевять земель, за тридесято царство.
Правдин. А! так этой-то истории учит вас Вральман?
Стародум. Вральман? Имя что-то знакомое.
Митрофан. Нет, наш Адам Адамыч истории не рассказывает; он, что я же, сам охотник слушать.
Г-жа Простакова. Они оба заставляют себе рассказывать истории скотницу Хавронью.
Правдин. Да не у ней ли оба вы учились и географии?
Г-жа Простакова (сыну) . Слышишь, друг мой сердечный? Это что за наука?
Митрофан (тихо матери) . А я почем знаю.
Г-жа Простакова (тихо Митрофану). Не упрямься, душенька. Теперь-то себя и показать.
Митрофан (тихо матери) . Да я не возьму в толк, о чем спрашивают.
Г-жа Простакова (Правдину) . Как, батюшка, назвал ты науку-то?
Правдин. География.
Г-жа Простакова (Митрофану) . Слышишь, еоргафия.
Митрофан. Да что такое! Господи боже мой! Пристали с ножом к горлу.
Г-жа Простакова (Правдину) . И ведомо, батюшка. Да скажи ему, сделай милость, какая это наука-то, он ее и расскажет,
Правдин. Описание земли.
Г-жа Простакова (Стародуму) . А к чему бы это служило на первый случай?
Стародум. На первый случай сгодилось бы и к тому, что ежели б случилось ехать, так знаешь, куда едешь.
Г-жа Простакова. Ах, мой батюшка! Да извозчики-то на что ж? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская. Дворянин только скажи: повези меня туда, — свезут, куда изволишь. Мне поверь, батюшка, что, конечно, то вздор, чего не знает Митрофанушка.
Стародум. О, конечно, сударыня. В человеческом невежестве весьма утешительно считать все то за вздор, чего не знаешь.
Г-жа Простакова. Без наук люди живут и жили. Покойник батюшка воеводою был пятнадцать лет, а с тем и скончаться изволил, что не умел грамоте, а умел достаточек нажить и сохранить. Челобитчиков принимал всегда, бывало, сидя на железном сундуке. После всякого сундук отворит и что-нибудь положит. То-то эконом был! Жизни не жалел, чтоб из сундука ничего не вынуть. Перед другим не похвалюсь, от вас не потаю: покойник-свет, лежа на сундуке с деньгами, умер, так сказать, с голоду. А! каково это?
Стародум. Препохвально. Надобно быть Скотинину, чтоб вкусить такую блаженную кончину.
Скотинин. Да коль доказывать, что ученье вздор, так возьмем дядю Вавилу Фалелеича, О грамоте никто от него и не слыхивал, ни он ни от кого слышать не хотел: а какова была голоушка!
Правдин. Что ж такое?
Скотинин. Да с ним на роду вот что случилось. Верхом на борзом иноходце разбежался он хмельной в каменны ворота. Мужик был рослый, ворота низки, забыл наклониться. Как хватит себя лбом о притолоку, индо пригнуло дядю к похвям потылицею, и бодрый конь вынес его из ворот к крыльцу навзничь. Я хотел бы знать, есть ли на свете ученый лоб, который бы от такого тумака не развалился; а дядя, вечная ему память, протрезвясь, спросил только, целы ли ворота?
Милон. Вы, господин Скотинин, сами признаете себя неученым человеком; однако, я думаю, в этом случае и ваш лоб был бы не крепче ученого.
Стародум (Милону) . Об заклад не бейся. Я думаю, что Скотинины все родом крепколобы.
Д. И. Фонвизин «Недоросль»
Укажите название господствовавшего в XVIII веке литературного направления, принципы которого нашли свое отражение в драматургии Д. И. Фонвизина.
Пояснение.
Это классицизм. Художественное произведение организуется как искусственное, логически построенное целое. Строгая сюжетно-композиционная организация, схематизм. Человеческие характеры обрисовываются прямолинейно; положительные и отрицательные герои противопоставляются. Активное обращение к общественной, гражданской проблематике. Подчеркнутая объективность повествования. Классицизм в России развивался под влиянием идей просвещения. В своей комедии Фонвизин высмеивает общество, не заинтересованное в получении знаний и гордящееся этим.
Ответ: классицизм.
Ответ: Классицизм
Татьяна Стаценко
Читаем задание: "название господствовавшего в XVIII веке литературного направления". Все же это классицизм.
Ксения Будай
10.10.2016 21:38
Такого вопроса не может быть на экзамене, так как не может быть точного ответа на этот вопрос. Это классицизм с реализмом. Исправьте или удалите вопрос. Спасибо за понимание.
Татьяна Стаценко
На экзамене, к сожалению, как показывает практика, могут быть разные вопросы, в том числе и не совсем корректные. Что же касается данного вопроса, то ответ здесь может быть только один - классицизм. Обращаю Ваше внимание еще раз на формулировку вопроса: "господствовавшего в XVIII веке литературного направления". Разве реализм, пусть даже и просветительский реализм - это господствующее направление XVIII века?
Назовите жанр, к которому принадлежит фонвизинскии «Недоросль».
Пояснение.
Такой жанр называется комедией. Комедия - драматическое произведение, средствами сатиры и юмора высмеивающее пороки общества и человека.
Митрофанушка - глупец, считающий, что образование не барское дело.
Ответ: комедия.
Ответ: Комедия
Герои «Недоросли» носят фамилии, звучание которых является их своеобразной характеристикой. Как называются такие фамилии?
Пояснение.
Такие фамилии называются говорящими. Г-жа Простакова - глупая, недалекая женщина, а человек глупый, грубый - Скотинин.
Ответ: говорящие.
Ответ: Говорящие
Каким термином обозначаются авторские замечания и пояснения по ходу действия пьесы (Г-жа Простакова (тихо Митрофану ))?
Ремарка - пояснение, которое даёт автор в драматургическом произведении, описывая, как он себе представляет внешность, возраст, поведение, чувства, жесты, интонации действующих лиц, обстановку на сцене. Ремарки являются указаниями для исполнителей ролей и режиссёра, ставящего пьесу, пояснением для её читателей.
Ответ: ремарка.
Ответ: Ремарка|ремарки
Екатеринка Кролик
09.06.2013 19:24
А по какой причине не принимается ответ "Ремарки"? Ведь вопрос стоит во множественном числе. И не отразится ли такая "ошибка" на баллах ЕГЭ? Заранее спасибо.
Татьяна Стаценко
вопрос формулируется так: каким ТЕРМИНОМ обозначаются авторские замечания... Термин, обозначающий эти авторские замечания - РЕМАРКА, а не РЕМАРКИ.
Основу действия пьесы составляет разговор действующих лиц, обмен репликами. Как называется данная форма общения персонажей?
Пояснение.
Такая форма общения называется диалогом. Дадим определение.
Диалог - разговор между двумя или несколькими лицами в художественном произведении. В драматургическом произведении диалог действующих лиц - одно из основных художественных средств для создания образа, характера.
Ответ: диалог.
Ответ: диалог|полилог
В рассказах г-жи Простаковой и Скотинина фигурируют «покойник батюшка» и дядя Вавила Фалелеич. Как называются персонажи, упоминаемые в речи героев, но не появляющиеся на сцене?
Пояснение.
Такой персонаж называется внесценическим. Внесценический персонаж — это персонаж, который упоминается в речах персонажей, находящихся на сцене, но сам на сцене не появляется. Внесценические персонажи особенно важны для характеристики общества, лиц, их упоминающих.
31.12.2020 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько".
10.11.2019 - На форуме сайта закончилась работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.
20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.
20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.
20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.
29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>
22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними
15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"
10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.
07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).
16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>
09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!
16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!
16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.
25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.
28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ,
Предложенный в статье материал поможет семиклассникам правильно и всесторонне проанализировать не только эпизод комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» про экзамены Митрофанушки, но и на данной основе выполнить аналогичную работу с другими сценами произведения. Теоретические понятия, введенные в первой части статьи, посвященной второму раздела «Сатира и юмор в литературе», получают здесь практическое применение
Анализ эпизода «Экзамены Митрофанушки»
- Сарказм – язвительная насмешка, высшая степень иронии и сатиры.
- Гротеск – нарушение жизнеподобия; абсурдное и алогичное сочетание художественных деталей и образов.
- Ирония – скрытый смех.
- Гипербола – преувеличение.
- Уподобление – использование сравнения при создании комического. Прием уподобления человека домашним животным для сатирического осмеяния невежества в комедии «Недоросль».
Комизм этой фразы в том, что Митрофан вообще не учится, ищет разные предлоги, чтобы избавиться от уроков и учителей.
Несоответствие – что Простакова говорит о сыне и что есть на самом деле.
Следует хорошо знать значение слов «невежа» и «невежда»
Это паронимы
Невежа – грубый, невоспитанный человек
Невежда – малообразованный, малосведующий человек (по словарю С.И.Ожегова)
Правдин обращается к Митрофану с вопросом: «А далеко ли вы в истории?»
Комизм этой реплики заключается в том, что слово «история» - многозначное, имеет 7 значений.
В каком значении слово «история» употребляет Митрофан?
- Действительность в ее развитии
- Наука о развитии общества
- Ход развития, движения чего-то (история нашей дружбы)
- Прошлое, сохраняющееся в памяти человечества
- Наука о развитии какой-нибудь области знания
- Рассказ, повествование (разг.)
- Происшествие, преимущественно неприятное, скандал (разг.) – Вот так история!
Кстати, фамилия «Вральман», имя Адам Адамыч, имя Хавронья (искаженное имя «Февронья») – «говорящие», характеризующие человеческие качества и учителя, и рассказчицы, что тоже создает комический эффект. Митрофан – греческое имя, в переводе означает «похожий на мать».
Род занятий Хавроньи – скотница («работник, ухаживающий за домашним скотом»). Слова «скот», «скотский» постоянно звучат в речи Простаковой как бранные, презрительные. Можно представить, какие «истории» рассказывала Хавронья.
Простакова уговаривает любимого сыночка не упрямиться, а себя показать
(«себя показать» - фразеологический оборот, обозначающий проявление своих качеств и способностей в полной мере ).
Просит сына ради выгоды отвечать на все вопросы.
Он может рассказать выдуманный сон о побоях, которыми награждает безответного отца любимая матушка, нагрубить няньке, которая вскормила его. А вот в науках – не преуспел. Но не потому, что не может. Скорее всего, не хочет.
Просьба матери взывает у него негодование: «Пристали, как с ножом к горлу ». Этот фразеологический оборот обозначает добиваться чего-нибудь «настойчиво, неотступно, навязчиво» и имеет маркировку «просторечный».
Просьбу Митрофан воспринимает как оскорбление. Ведь он испытал настоящие муки учения.
«Зачем нужна наука география?»
Стародум замечает, что знание географии поможет сориентироваться поездке.
Простакова: «Да извозчики-то на что? Это их дело . И наука не дворянская».
Выражение стало крылатым.
В довершении высказывания Простаковой звучит «коронная» фраза: «… то вздор, чего не знает Митрофанушка».
Цель эпизода : показать меру невежества породы Скотининых, неграмотных в прямом значении этого слова: не умеют читать и писать.
В заключительном монологе-саморазоблачении Простакова признается в самых сокровенных мыслях. Ее фраза – «Без наук люди живут и жили» - для нас не является неожиданной. Ведь мы, читатели, видели, что обучение Митрофана формально. Учителя ничего не дали недорослю. Да и сами многого не знают и не понимают. Науки в список ценностей Скотининых не входят.
Страшен Митрофан? Смешон? Безобиден? Опасен?
Обратимся к реплике Митрофана: «За людей приниматься?» Читай: с крепостными расправляться?
Достойный потомок Скотининых. Не только будущий, но и настоящий жестокий крепостник.
Пафос комедии – сатирический
В основе комедии лежит художественный прием, который называется антитеза (противопоставление, контраст) – просвещенные добродетельные дворяне (Стародум, Правдин) и невежественные злонравные помещики (Простакова, Скотинин) противопоставлены друг другу.
А.Л.Мурзина, заслуженный учитель Каз. ССР,
учитель-методист НП СОШ «Лицей «Столичный