Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Народной художественной культуры. Теория и история народной художественной культуры Основы народной художественной культуры

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 071301
ПО ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ»

В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности № 000 «Народное художественное творчество» итоговая государственная аттестация специалиста включает защиту выпускной квалификационной работы (диплома) и государственный экзамен, позволяющий определить теоретическую и профессиональную подготовку выпускников.

Цель Государственного экзамена – выявить уровень профессиональной подготовки студентов по комплексу специальных и специализированных дисциплин. Это такие дисциплины, как «Теория и история народной художественной культуры», «Регионоведение», «Педагогика народного художественного творчества», «Теория и методика этнохудожественного образования», «Педагогическое руководство детским художественным коллективом », «Организация и руководство детским художественным творчеством»; для специализации «Оркестр народных инструментов» – «Методика обучения игре на специальном инструменте», «Методика работы с оркестром», «История исполнительства»; для специализации «Народный хор», «Академический хор» – «Хороведение», «Методика работы с хором»; для специализации «Хореография» – «Танец и методика его преподавания», «Организационно-творческая работа с хореографическим коллективом», «Педагогическая работа с хореографическим коллективом»; для специализации «Любительский театр» – «Театральная педагогика и организация студийного театрального процесса».


В каждый экзаменационный билет входит два вопроса. Отвечая на них, студент должен опираться на предусмотренные программами курсов источники.

Особое внимание необходимо уделить анализу ключевых понятий теории и истории народной художественной культуры.

Ответы студентов оцениваются по следующим критериям:

– точность изложения фактографической информации;

– системность, логичность ответов;

– знание первоисточников;

– умение привести примеры, иллюстрирующие теоретические положения.

Примерное содержание вопросов к государственному экзамену

по предмету «Теория и история народной художественной культуры»

1. Сущность, структура, функции НХК

Сущность народной художественной культуры как совокупности художественных ценностей и идеалов, созданных и укоренившихся в том или ином этносе.

Многообразие и противоречивость трактовок понятия "народная художественная культура" в работах различных авторов. Попытки отождествления народной художественной культуры с фольклором, народным искусством, народным художественным творчеством, традиционной народной культурой, художественной самодеятельностью и т. д.

Структура народной художественной культуры и ее основные компоненты: народное искусство, народное художественное творчество, традиционные и современные формы деятельности (фольклор, любительство, самодеятельность). Бытование, сохранение, изучение и трансляция (распространения) в обществе произведений народного художественного творчества.

Основные функции народной художественной культуры:

· аксилогическая (сохранение и передача от поколения к поколению духовно-нравственных ценностей и идеалов этноса);

· художественно-эстетическая (развитие художественно-эстетической культуры личности и общества на материале этнических художественных традиций);

· социокультурная (социальная адаптация и реабилитация личности средствами народного искусства);

· арт-терапевтическая (содействие лечению болезненных зависимостей, психосоматических и других заболеваний с помощью фольклорной арт-терапии);

· коммуникативная (развитие культуры межнационального общения в процессе освоения этнохудожественных ценностей и традиций разных народов), и другие.

Разнообразие подходов к анализу взаимосвязей между народной художественной культурой и классическим искусством.

2. НХТ как явление художественной культуры

Определения народной художественной культуры. Народное художественное творчество в узком (этнокультурном) смысле как самобытная, основанная на этнических традициях, художественная деятельность, воплощающая характерные особенности художественного сознания того или иного народа.

Система исходных понятий. Понятие "народ", его соотношение с понятиями "этнос", "народность", "нация", "национальные меньшинства". Художественная культура личности и общества, их основные компоненты. Понятие о художественной деятельности (в том числе художественном восприятии, авторском и исполнительском художественном творчестве), об искусстве, произведениях искусства. Понятие о художественных субкультурах (возрастных, религиозных, сословных, этнических и т. д.).


Народное художественное творчество в широком смысле как синоним неспециализированной (досуговой, любительской) коллективной или индивидуальной художественной деятельности людей в различных сферах художественной культуры общества (в сфере фольклора, религиозного искусства, классического и современного искусства). Народная художественная культура как коллективная память поколений, в которой накапливается и перерабатывается их опыт. Народная художественная культура как совокупность художественных ценностей того или иного народа, а также форм и способов их создания, сохранения, распространения, бытования в народной среде. Народная художественная культура как система этнических стереотипов художественной деятельности, ее предметных результатов – произведений народного творчества и опосредующих их компонентов этнохудожественного сознания.

3. Миф и сказка, общее и различие

Понятие о мифе, мифологии, мифологеме. Мифы как древнейший пласт этнических культур. Роль мифов в формировании и развитии религии, науки, искусства. Сравнительная характеристика мифа со сказкой. Сказка – характерные признаки, типология (по), роль в устном народном творчестве, в народной культуре.

4. История отечественной фольклористики

Становление и развитие отечественной фольклористики. Первые сборники произведений фольклора в России. Описательный (фактографический) этап развития отечественной фольклористики. Развитие теоретических работ по фольклору в России. Творчество выдающихся собирателей и исследователей фольклора (Киреевских, П. Богатырёва, и др.). Современные отечественные школы фольклористики.

5. Фольклор как самостоятельная форма НХТ

Фольклор как древнейший пласт народной художественной культуры. Разнообразие трактовок понятия "фольклор". Фольклор в узком и широком смысле: как устное народное творчество и как совокупность всех видов народного творчества в контексте народной жизни. Развитие понятия "фольклор" в отечественной науке. Понятия о традиционном и современном, крестьянском и городском фольклоре. Фольклор и фольклоризм. Фольклор аутентичный, сценический, стилизованный. Признаки фольклора, выделяемые различными его исследователями: синкретизм, вариативность , изустность, импровизационность, коллективность и др.. Функции фольклора: религиозно-мифологические, обрядовые, ритуальные, художественно-эстетические, педагогические, коммуникативно-информационные, социально-психологические и др.

Классификация форм: исполнительские (хоры, оркестры, ансамбли, хореографические коллективы, театральные студии), авторские (коллективы и студии изобразительного, декоративно-прикладного искусства, клубы авторской песни, самодеятельные кино-и фотостудии), искусствоведческие (клубы любителей музыки, театра, кино) и смешанные.

29. Особенности художественно-творческой деятельности любителей искусства

Любительское (самодеятельное) художественное творчество как неспециализированная художественная деятельность и как исторически сложившаяся массовая, общедоступная форма участия населения в художественных процессах (создании и исполнении фольклора, классического и современного искусства). Свобода в реализации творческого потенциала.

Соотношение понятий «творчество» и «сотворчество». Формы организации любительского художественного творчества. Этнические и внеэтнические компоненты неспециализированной (любительской) художественно-творческой деятельности участников современных самодеятельных художественных коллективов, студий, объединений.

30. Предмет и задачи педагогики народного художественного творчества

Педагогика народного художественного творчества как одно из направлений современной педагогической науки.

Педагогика народного художественного творчества как теория и методика педагогического руководства различными формами неспециализированного (любительского, самодеятельного) художественного творчества.

Основные компоненты педагогики народного художественного творчества:

– теоретические основы педагогики народного художественного творчества;

– история педагогики народного художественного творчества;

– методика педагогического руководства коллективами народного художественного творчества.

Междисциплинарный характер педагогики народного художественного творчества, ее связь с этнопедагогикой, социальной педагогикой, этнопсихологией, арт-терапией, социально-культурной деятельностью и др.

31. Организация педагогического процесса в коллективе народного творчества

Структура педагогического процесса. Цель и задачи обучения. Художественно-творческая деятельность как основа педагогического процесса, ее основные виды: создание и исполнение произведений искусства.

Специфика педагогических принципов, методов обучения и воспитания в коллективе народного творчества. Формы педагогического контроля.

Формы художественно-творческого процесса: репетиции, концерты, выставки и др.

Специфика педагогического руководства групповыми формами художественно-творческой деятельности коллектива, участники которого имеют разный уровень художественной подготовки и художественных способностей.

32. Воспитание ценностного отношения к наследию народной культуры

Понятия «ценность» и «ценностное отношение». Характерные черты народного искусства: коллективность творчества; традиционность (имеет глубокие корни. Веками складывались жанры НК, отбирались и отрабатывались приемы создания художественных произведений); коммуникативность; связь с окружающим миром; совершенство языка (лаконичность, композиционная совершенность). Отличает праздничность и мажорность, отражающие полнокровное и оптимистическое восприятие мира. Воспитательный потенциал наследия народной культуры.

Методы диагностики ценностного отношения (составление тестов и анкет, определяющих уровень сформированности ценностного отношения к различным составляющим народного художественного творчества; выявляющий уровень художественно-эстетического восприятия наследия народного художественного творчества; определяющих степень полноты и адекватности знаний о народном художественном творчестве, исполнительстве и образовании). Педагогические методы воспитания ценностного отношения (беседа, эмоциональный показ).

33. Этапы организации коллектива народного художественного творчества

1 этап – подготовительный: сбор и анализ исходной информации, выявление потенциальных участников коллектива, изучение их потребностей, интересов, вкусов, мотивации участия в коллективе и других личностных особенностей.

2 этап – педагогическое проектирование: разработка модели деятельности будущего коллектива (целей, задач, содержания, форм и методов педагогического процесса в коллективе) и модели его организационной структуры .

3 этап – реализация проекта.

4 этап – диагностика эффективности педагогического процесса в коллективе (на основе изучения динамики личностных качеств участников и анализа результатов и художественно-творческой деятельности).

5 этап – корректировочный: внесение изменений в стратегию и тактику педагогического руководства коллективом с учетом результатов диагностики его эффективности.

Системный подход к организации коллектива. Учет в процессе организации коллектива национально-культурных и культурно-исторических традиций региона, реальных художественных интересов и потребностей.

34. Типы личности и мотивы деятельности участников любительского коллектива

Типология участников коллективов (эмоциональный, силовой, рациональный и творческий тип). Их отношение к творческой деятельности. Особенности взаимодействия с руководителем, участниками коллектива. Поведение в конфликтной ситуации. Использование специфических средств личности в творческой, организационной деятельности коллектива.

Мотивация прихода, участия в деятельности и ухода из коллектива представителей различных возрастных и социально-демографических групп населения.

35. Методы диагностики творческих способностей участников
коллектива народного творчества

Критерии одаренности участников коллектива. Цель диагностики. Формы диагностики: коллективная, групповая, индивидуальная. Цель диагностики. Организация диагностирования участников коллектива (помещение, специальные средства, ведение записи и т. д.). Методы диагностики: прослушивание, наблюдение, беседа, анкетирование.

36. Предварительная работа руководителя над произведением: задачи и методика

Этапы работы: создание общего представления о произведении; методы работы (проигрывание, прослушивание, прочтение произведения, просмотр его в записи и т. д.).

Постепенное углубление в сущность произведения (теоретический и исполнительский анализ).

Окончательное формирование исполнительского замысла.

37. Подготовка исполнительского аппарата участника коллектива народного творчества
к художественной деятельности

Характеристика исполнительского аппарата. Цели (психологический настрой и подготовка аппарата к предстоящей работе), задачи и методы подготовки исполнительского аппарата к художественной деятельности.

Для актеров – тренинг психофизического аппарата актера-любителя.

Для хореографов – разогрев двигательного аппарата.

Для хормейстеров – распевание.

Для инструменталистов – разыгрывание.

38. Основные методы формирования исполнительских навыков
участников любительских коллективов

Характеристика основных исполнительских навыков:

Для хормейстеров – вокально-хоровые навыки.

Для актеров – совершенствование психофизического аппарата актера. Работа над образом.

Для хореографов – формирование физических исполнительских навыков.

Для оркестрантов – владение основными приёмами и штрихами игры на музыкальном инструменте.

Методики работы с участниками коллектива. Особенности работы с коллективами различного профессионального и возрастного уровня. Методы репетиционной работы с коллективом: техническое и художественное освоение произведения. Формы: индивидуальные, групповые (ансамблевые), коллективные.

39. Работа над художественным образом в коллективе народного художественного творчества

Образ в искусстве. Характеристика средств художественной выразительности. Средства последовательного воплощения образа. Работа с исполнителями по созданию образа.

40. Организационно-педагогические основы подготовки коллективов
художественного творчества к исполнительской деятельности

Формы и значение исполнительской деятельности коллектива художественного творчества. Подготовка к эстрадному выступлению (заключительный этап работы над программой). Специфика концертных выступлений, их разновидности: отчетные, конкурсные, праздничные, тематические, монографические. Премьера и гастроли. Фестивали и конкурсы.

41. Роль и значение руководителя коллектива народного творчества

Руководитель коллектива народного художественного творчества, значение его деятельности. Функции руководителя: воспитательные, образовательные, художественно-творческие, социально-психологические, организационные. Требования к профессиональным и личностным качествам современного руководителя любительского художественного коллектива. Педагогическая культура руководителя.

42. Принципы подбора репертуара для коллектива народного художественного творчества

Репертуар как важнейший фактор творческого роста коллектива. Принципы подбора репертуара: высокая художественно-эстетическая значимость, жанрово-стилистическое разнообразие, доступность.

Учет индивидуальных и возрастных особенностей, а также личностных проблем участников при подборе репертуара. Позитивное влияние репертуара на формирование и развитие творческого потенциала личности, ее духовных способностей.

43. Дидактическое обеспечение руководства НХТ

Нормативная документация коллектива (учебная программа , план учебно-воспитательной работы, репертуарный план и др.), отражение в ней цели, задач педагогического руководства коллективом и путей их реализации. Необходимые дидактические средства (Методические пособия, наглядные пособия, нотный материал, тесты, видеозапись , тексты произведений).

44. Специфика гигиены труда участников коллектива народного творчества

Специфика, заключающаяся в индивидуальных и возрастных особенностях участников, а также в их личностных проблемах. Профосмотры и профилактика голосового аппарата. Нормирование физических нагрузок и голосовых нагрузок. Физические нагрузки в период полового созревания. Организация репетиционных помещений. Рациональное распределение нагрузки на исполнительский аппарат музыканта.

Специфика руководства художественно-творческой деятельностью «особых» участников коллективов: инвалидов, лиц с девиантным поведением и др.

45. Основные задачи самостоятельной работы участников коллектива народного творчества

Организация самостоятельной работы участников. Специфика самостоятельной работы участников коллектива народного творчества. Педагогическое руководство художественным самообразованием участников. Информирование их о книгах, статьях, журналах, материалах СМИ, сайтах в Интернете, отражающих проблемы теории и истории искусства, отдельных видов художественного творчества. Домашняя работа актера-любителя над ролью и самостоятельный тренинг психофизического аппарата.

46. Выдающиеся деятели культуры, оказавшие влияние на развитие разных видов искусства

Исполнители, организаторы профессиональных и любительских коллективов. Школы, педагогические системы, созданные видных представителей культуры и искусства.

1. Сущность и структура народной художественной культуры Определение понятий: «народная художественная культура», «народное художественное творчество».

Народная культура – Народная художественная культура – Художественная культура – Народное искусство – Народное художественное творчество.

Народное искусство – результат худ.-творческой деятельности.

НХТ – это процесс продуктивной художественно-творческой деятельности.

Народное творчество – это художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь. Воззрения, идеалы в создании поэзии; в музыке; театре, танце, архитектуре, изобразительном и ДПИ.

Народ. тв-во – зародившиеся в глубокой древности и выражающее народное самосознание – историческая основа всей мировой худ. культуры в широком смысле включает в себя все виды непрофессионального искусства.

Культура – предстает перед человеком как смысловой мир, который сплачивает людей в некоторое сообщества (нации, деятельность прод-я). Этот смысловой мир передается через поколения и определяет способ бытия и мироощущения людей.

1. НХК имеет сложную и подвижную иерархическую структуру с тенденцией к постоянной смене составляющих элементов, включает явления как материального, так и художественного порядка.

2. НХК имеет конкретно исторические формы бытования, изменяется вместе с образом жизни народа, связывается с разными социальными группами.

3. НХК – понятие собирательное, объединяющее разнопорядковые объекты. Это касается ДПИ, фольклора, худ. самодеятельности, совр. творчества.

НХК – реальность, оказывающая мощное влияние на политические, экономические, социальные, духовные процессы в современном мире.

В структуре народной художественной культуры должны оказаться образования, связанные как с архаическими, традиционными слоями, так и с современными формами быто­вого любительского и самодеятельного художественного творчест­ва. Сегодня можно рассматривать в качестве основных подсистем народной художественной культуры такие ее слои: фольклор, неофольклор, бытовое любительское творчество, фольклоризм, художе­ственную самодеятельность.

Народная культура стала сферой художественного производства, коммерции, сферой государственных интересов. Саморазвитие НК определяет ее морфологию и структуру, на нее оказывают мощное воздействие государство и общество.

Без государственного регу­лирования, государственной и общественной поддержки в данном случае не обойтись. Весьма трудной оказалась и материальная си­туация, в первую очередь в деятельности структур, занимающихся сохранением, развитием, пропагандой, изучением культуры: цен­тров, музеев, домов, школ, студий фольклора и ремесел, народных традиций, научно-методических и научных структур, фондов.

2. Сущность и структура любительского творчества. Характерные черты любительской деятельности.

Народное творчество независимо от его форм, видов, жанров отражает личностную потребность человека в образно – утилитарном самовыражении и развивается под ее воздействием. Личностная потребность, выступая как индивидуальный фактор, одновременно проявляется в рамках общественных интересов в развитии различных форм творческой Дея-сти. Понятие «любительское» обозначает любимую деятельность, осу­ществляемую только под влиянием внутренней потребности. Люби­тельская деятельность чаще всего идентифицируется со сферой сво­бодного времени, предоставляющего возможность "излить" душу в желаемом виде практики, которая предстает как творческая, интересная, привлекательная. Любительский смысл художественного творчества по-особому проявляется в разных исторических и социальных условиях, в разных социальных слоях и группах. Различен и уровень люби­тельского творчества, его жанровый состав. Любительство - одна "из форм самодеятельности".

3. Мотивы и стимулы любительской деятельности. Роль любительства в художественной культуре общества.

Любительское творчество - форма реализации сущностных сил личности посредствам художественного непрофессионального творчества, осуществляемое индивидуально, в дружеском исемейном кругу или в рамках любительского объединения при отсутствии жесткой регламентации, как творческой, так и организованной. Это длительное увлечение, требующее затрат, нозатраты компенсируются путём морального удовлетворения. Характерная черта – непостоянная занятость.

Любительство - одна "из форм самодеятельности".

Любительское связывается со стихийностью творчества, естественностью бытового или праздничного проявления. Самодеятельное указывает на роль государственных структур в организаций творчества, его плановость, участие различных социальных институтов в предоставлении условий для развертывания тех форм творчества, которые не могут полноценно развиваться в иных условиях.

Преимущественно художественные мотивы («интерес к данному виду искусства», «стремление стать профессионалом).

Наиболее ясно выраженные мотивы самореализации («чувствую в себе способности, хочу их проявить» и т. д.).

Предметно-созидательные мотивы («захотелось самому создавать красивые вещи», «хочется создавать своими руками что-то новое, необычное»; «применить знания на практике»).

Рекреационные мотивы («возможность отвлечься от забот, отдохнуть» и т. п.)

Престижные мотивы («добиться успеха, известности»).

Мотивы, связанные с потребностью в перемене труда.

Коммуникативные мотивы («познакомиться с новыми людьми» и т. п.).

Процессуально-творческие мотивы («нравится сам процесс»)

Естественно, что эти группы мотивов взаимно перекрывают друг друга. В основе каждой из них лежат, по меньшей мере, три начала:

а) интерес к какому-либо виду искусства,

б) потребность в творчестве как форме самореализации;

в) потребность в содержательном проведении досуга.

Классификация любителей может быть построена на учете как мотивов участия в любительском творчестве, так и оценки ее значимости для них.

Преимущественно ориентированные на творческую деятельность как средство созидания эстетически выразительных ценностей.

Преимущественно ориентированные на коммуникацию поводу искусства.

Ориентированные главным образом на любительство способ содержательного проведения свободного времени, разрядки и отдыха.

Преимущественно ориентированные, на любительство средство психологической конденсации.

Ориентированные в основном на любительство как средство формирования положительных личностных качеств и саморазвития.

Ориентированные по преимуществу на материально-утилитарную сторону любительских занятий.

Ориентированные на любительство преимущественно как на вспомогательное средство решения проблем основной профессиональной деятельности.

Преимущественно ориентированные, на любительскую деятельность как средство самовыражения и самораскрытия.

Преимущественно ориентированные на престижность любительских занятий.

4. Законодательное обеспечение народной художественной культуры. Закон о культуре РФ и др. документы.

Законодательное обеспечение народной художественной культуры:

Конституция Российской Феде­рации (статья 44);

Налоговый кодекс Российской Федерации (статья 149);

Закон Российской Федерации от 9 ок­тября 1992 г. №3612-1 «Основы законо­дательства Российской Федерации о культуре»;

Федераль­ный закон «О на­родных художественных промыслах»;

Федеральный закон «Об охране окру­жающей среды»;

Федеральный закон «О на­ционально-культурной автономии»;

Федеральный закон «О библиотечном деле»

Федеральный закон «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской –Ф»

Федеральный закон «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации»

Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ»

Федеральный закон «О народных художественных промыслах»

Закон Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей»

Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации»

Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации»

Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования орга­низаций культуры и искусства

Конвенция ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия

Закон Российской Федерации от 09.10.1992 № 3612-1
«Основы законодательства РФ о культуре»
Подписан: Президент Российской Федерации Б. Ельцин

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Задачи законодательства Российской Федерации о культуре
-обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность;

Создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации;

Определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности;

Определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы.

5. Общее и отличное в характеристике традиционных форм народной художественной культуры: фольклора, изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Основной особенностью фольклора является то, что он возник в древние времена, его произведения передавались из поколения к поколению. Другая его особенность – вариативность. Даже один и тот же сказитель, как бы он не старался быть точным, при каждом повторении одного и того же текста добавлял что-то свое. Еще одна особенность этого вида народного творчества – его коллективность. Каждый исполнитель наделялся правами творца.

Народное ДПТ – сложное и многогранное явление. Но все его виды объединяет сочетание практической целесообразности изделия с естественной красотой их внешнего облика. Но, воплощая в своих произведениях образы природы, мастера никогда не копировали ее буквально. Реальность приобретала сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми.

Сравнивая фольклор и изобразительное и декоративно-прикладное творчество, можно отметить и общее, и отличное в их характеристике. Общим является то, что эти формы народной художественной культуры возникли в глубокой древности, когда народное творчество неразрывно было связано с древнеславянской мифологией. В них неразрывно связаны и фантазия, и реальность. Мифы несли духовно-нравственные ценности: любовь к родной земле, к природе, семье, предкам. Мастерство народных художников передавалось из поколения в поколение, как и у сказителей.

Вариативность – тоже общая черта, хотя более выраженная у фольклора. Мастера изобразительного и декоративно-прикладного творчества имели свои творческие секреты.

В этом смысле их творчество тоже было коллективным, хотя есть такие виды ДПТ, как золотое шитье, когда работа создавалась именно коллективом, в прямом смысле этого слова, что не скажешь о фольклоре.

Отличие приведенных форм народной культуры заключается в том что все виды ДПТ имеют практическую целесообразность, что не скажешь о фольклоре.

Фольклор – часть НХК, традиционный вид искусства, сопровождающий жизнь общества. В широком смысле самодеятельное творчество народа в сфере материальной и духовной культуры. В узком - устное, музыкальное творчество народа передающееся из поколения в поколение, находящее свое воплощение в современном творчестве коллективов, ориентированных на фольклор.

Декоративно - прикладное творчество - искусство изготовления бытовых предметов, обладающих художественными, эстетическими качествами и предназначенных не только для удовлетворения прямых практических потребностей, но и для украшения интерьера, одежды и т.д.

Изобразительное искусство - общее название искусств, воплощающих художественные образы на плоскости и в пространстве.

Общее и отличное приведенных форм народной культуры.

6. Место и роль народного декоративно-прикладного творчества в структуре народной художественной культуры. Характеристика одного из видов декоративно-прикладного творчества или русских традиционных художественных промыслов.

Народная художественная культура – это система, имеющая структуру, состоящую из элементов, между собой взаимосвязанных. Одним из элементов является декоративно-прикладное творчество, наряду с фольклором, народным танцем, музыкой и т.п.

Народные мастера хранят традицию и развивают ее под воздействием социально-экономических и исторических условий существования этноса. Каждый предмет народного искусства отражает представления мастеров о природе, обществе и традиционной культуре (материальной и духовной), то есть ДТП несет в себе часть культуры этноса. Оно отражает мировосприятие народа. Оно также преображает действительность, повышая эстетическую ценность окружающей среды, вносит в быт одухотворенность.

7. Народная художественная культура и образование. Проблемы внедрения, адаптации, инноваций народной художественной культуры в систему образования. (Методики, авторские программы, предметы и т.п.).

С помощью НХК надо формировать базу личности и выработать иммунитет к плохой культуре. Такой человек становится постепенно носителем определенной национальной культуры: роль школы и системы образования велика. Образование детей проходит в учебное время (уроки с народными традициями, обрядами, обычаями)

1) традиционное искусство для всех участников

2) проблема свободного времени ребенка.

Ребенка надо вовлечь в народную деятельность, совместное творчество через него познание народного искусства получаем свое отношение к искусству, в свою очередь оно формирует отношение ко всему окружающему миру, появляются ценностные качества, эмоционально-нравственная культура, ребенок преобразует себя как личность.

Программа: «Декоративно – прикладное искусство». В ней нет обучения с начальных классов. Цель программы обеспечить в средней школе более глубокое изучение народного декоративно прикладного творчества.

Начальная школа: основные задачи предмета - дать детям начальное представление о декоративно - прикладном искусстве, красоте, жизненной силе, привить временное отношение культуре, традициями, познакомится с традиционными нормами обрядами обычаями.

Приоритет воспитывающего фактора: доброта, целеустремленность. Освоение доступно материала - формирует представление о художественном языке, изобразительном творчестве, его образно смысловом строе. Сам предмет нацелен на формирование у каждого ученика системы знаний о традициях ДПТ, так же системы умения наблюдать воспринимать и творчески воспроизводить.

Системное обучение учитывает:

1. Психофизические особенности обучаемых (интенсивность образование и развитие организма, чрезвычайная подвижность, образность, эмоциональная отзывчивость).

2. Учитывать закономерности организации обучения ДПТ в условиях школы (наглядность, повторность, образно-игровая подача, образность материала, действия имитация и подражания, совместное коллективное действие).

Цель - связь ИЗО и МХК в единый эстетический цикл. Задачи : помочь развитию творческого потенциала каждого ребенка, привить любовь к искусству, способствовать развитию у ребенка эмоционального образного восприятия.

Структур а программы:

1.Этап: 1 класс - формирование художественных навыков, умений и знаний через изобразительную деятельность, приобщать к МХК.

2. Этап: 5 класс - подробное изучение видов, жанров и языка искусства, познание через творчество детей, изучения ими наследия отечественно культуры.

3. Этап: 6-7 классы - взаимодействие с историй литературой музыкой. Особенность курса: ИЗО деятельность детей. 4. Этап: 8-10 классы - факультативный курс.

8. Журналы «Народное творчество», «Клуб», «Живая старина». Общая характеристика изданий. Наиболее актуальные проблемы народной художественной культуры, публикуемые в изданиях. Их роль в решении актуальных проблем народной художественной культуры, значение в развитии и сохранении народных традиций.

Журнал «Клуб» ежемесячный общественно-политический и научно-методический журнал. Учредитель Министерство культуры СССР и ЦК ВЦСПС. Первоначальное название «Призыв» был создан в 1923г и выходил по декабрь 1925г. С 1939г объединяется с журналом «Художественная самодеятельность». 1988-1989 появилось приложение «Народное творчество». Основные рубрики: Человек культура общество. Заслуженные работники культуры (юбилейные даты). Информация и размышления, Размышление ученого, Проблемные суждения, Заметки публициста (Авторское мнение). Актуальное интервью, Экономика и культура. Культура Российского зарубежья. Практика-проблемы и решения, спорт для всех, спрашивали-отвечаем, Ремесла, Мир человека, мир увлечений, Шахматный клуб - Ферзь. Клуб афористики. На орбите фестивалей.

«Живая старина»- Журнал о русском фольклоре и традиционной культуре. Основан в 1899г В.И. Ламанским. До 1917 регулярно выходил в свет. Первым редактором был Н.И. толстой.Возобновление издания в 1994г. По инициативе директора Гос. Республики центра русского фольклора А.С. Каргина. Он был возрожден для преодоления кризисного явления в традиционной культуре, для сохранения наследия предков и с целью вдохнуть новую жизнь в это издание. В настоящее время редактор этого журнала является доктор филологических наук СЮ. Неклюдов. Данные издания продолжают разрабатывать темы, ставшие традиционными: «Верования и обряды», «Мифологические персонажи в фольклоре», «Язычество в народной культуре», «Региональные формы русской народной культуры», «Обрядовые ряжения» и «Музыкальный фольклор». Новая «Живая Старина» расширила проблематику: «Ритуальная традиция и современность», «Фольклор города», «Народная культура» и «Русский серебряный век», «Народная культура в деревне». Теоретические вопросы: «Слово и культура», «вещь-символ-Знак», «Судьбы фольклора», «Традиции и современность». Журнал сотрудничает с фольклористами, этнолингвистами, историками, этнографамине только в России, но и зарубеж.

Журнал «Народное тв-во» Ежемесячный, репертуарный Массовый научно-популярный, иллюстрированный журнал. Главный редактор Каргин - ученый, исследователь. Журнал был организован в 1937 всесоюзным комитетом по делам искусства и ВЦСПС (всесоюзный центр союз профессионалов), вновь возобновлен, в январе 1989г в результате разделения журнала «Клуб» и приложение «Народнее тв-во». Учредители Министерство культуры РФ, государственный республиканский центр русского фольклора Основные рубрики : «Собеседник», «Отечественный архив» (публикуются малоизв. матер, вошедшие в сокровищницу отеч. к.), «Энциклопедия «Н.Т» (включ. образцы «городского жестокого романса», матер, о русских нар. песнях (история песни, музык. обряды). «Наследие и память», «Загадки и открытия», «Житейские истории», «Были не были». «Этнографика. Наследники традиций» (12-14 лет, для младшего возр.: расск, сказски, потешки. В этой рубрике ведут практики, подлинный фольклорный материал).Жанры: обрядовые, лирические песни. ДЛИ: дерево, керамика, костюм. «Фестивали и конкурсы» (российск., междунар., регион., музыкальн., ДП. тв-ва.). «Мир увлечений. Любительские объед., самодеятельность» (не только фольклор. Муз. технич. матер.). «Говорит и показывает...(Фольклор в радиоэфире и на телеэкране) опыт региональных студий» (ср-ва масс. инф. и их обращение к фольклору, нар. верованиям, знаниям, развлеч.). «Мастера.Ремесла. Промыслы» (восстановить традиции ремесла, технологии, предлагается опыт мастеров и умельцев, проблемы возрожд.). «Выставки. Музейный зал» (специал. выступ, с анализом, посетителя выставок). «Поэтический клуб» (объед. любит, слова). «Застолье» (национ. блюда). «Книжная лавка» (компас в мире книг: библиогр., обзоры новинок в разл. изд., краткие аннотации). «Студия» (предл. методики, тексты, уроки рук., советы мастеров, авт. прогр.)

В теории культуры существуют разные точки зрения на понятие «народная художественная культура». В отечественной науке широкое признание получила деятельностная трактовка культуры (М.С. Каган, Э.С. Маркарян). Однако распространение имеет и информационно-семиотический подход.(установление закономерности фольклорных текстов как знаковых систем) Разработка его связана с именами Л. Уайта, Э. Кассирера, Ю.М. Лотмана, Х. Гадамера, А. Моля, В.С. Стёпина и др. исследователей, которые с разных сторон приходят к сходным выводам.

^ Культура – это сложный комплекс достижений человека, в области материальной и духовной жизни, полученный им в результате его общественно-исторической практики.

При деятельностном подходе культуру в целом современная наука определяет как совокупность материальных (овеществлённых) и духовных результатов деятельности человека. . В духовной сфере она являет собой область высших достижений человека в виде литературы, искусства, музыки, философии, религии, морали.

В.С. Стёпин, проводя параллель между «живым организмом» народной культуры и организмом человека, определил, что роль генов в генетическом коде ДНК социальной жизни общества выполняют «Мировоззренческие универсалии: категории «природа», «космос», «пространство», «время», «человек», «свобода», «справедливость» и т.д.),» Они выступают в качестве базисных структур социокода и организуют в целостную систему культуры.

Сущность народной художественной культуры в совокупности художественных ценностей и идеалов, созданных и укоренившихся в том или ином этносе.

Народная художественная культура является частью художественной культуры общества. Она развивается под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художественных норм, ценностей и идеалов. Спецификой народной художественной культуры является то, что она воплощает в себе традиции (то есть устойчивые формы жизни народа, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира).

В каждом современном обществе, как правило, сосуществует и взаимодействует множество различных национально-культурных и национально-художественных традиций. Так, в художественной культуре России, где проживают представители около 130 этносов, созданы условия для сохранения и развития самобытных народных художественных культур каждого из них.

НХК – коллективная память поколений, в которой накапливается и перерабатывается их опыт.

НХК – совокупность художественных ценностей того или иного народа, а также форм и способов их создания, сохранения, распространения, бытования в народной среде.

НХК – система этнических стереотипов художественной деятельности, ее предметных результатов – произведений народного творчества и опосредующих их компонентов этнохудожественного сознания.

Этнос – это группа людей, объединённых общностью происхождения, языка, хоз.деятельности, уклада жизни, территории проживания, самосознания, религиозных представлений, отличающих эту группу от других. Главные этнические признаки: язык, культура, самозознание.

Народность – пришла на смену племени в результате консолидации племён. Народность – ок. 100 тыс. человек. Народ – объединение народностей в государстве (более 100 тыс.). Нация – крупное объединение людей, свыше 100 тыс. чел, возникшее в период индустриального развития. Этнополитическая категория, говорящая о гос. принадлежности. Кроме этого: этнографические группы – русские, украинцы ит.д., субэтносы – уральские, кубанские казаки.

В.С. Цуккерман выделяет в системе народной культуры, три составные части: материальную культуру, культуру социального управления (точнее - самоуправления) и духовную культуру. В духовной культуре он различает следующие структурные элементы: народное мировоззрение,

народную экономическую культуру,

народную нравственную культуру,

народную педагогику, народное правосознание,

народную художественную культуру

Народная художественная культура интегрирует в себе в образно-художественной форме и религиозные, и социально-утопические, и нравственные, и правовые, и педагогические воззрения, и эта связь художественного творчества со всей культурной деятельностью настолько органична и неразрывна, что зачастую практически невозможно отнести отдельный вид народного творчества к той или иной форме культуры. Народная художественная культура синтезирует другие виды народной культуры. Интегрирующей является является их связь со средой обитания и жизнедеятельности, с трудовой деятельностью и бытом народа Сущность народной художественной культуры в совокупности художественных ценностей и идеалов, созданных и укоренившихся в том или ином этносе.

Структура НХК. Основными компонентами НХК являются:

Народное искусство - создаваемые народом на основе коллективного творческого опыта, национальных традиций и бытующие в народных массах поэзия (предания, сказки, эпос), музыка (песни, наигрыши, пьесы), театр (драмы, театр кукол, сатирические пьесы), танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Народное искусство является частью художественной культуры. Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, служат красоте и пользе. До 60-х г народным искусством было принято называть в основном декоративно-прикладное искусство как опредмеченную форму народного творчества и художественных ремесел, и фольклор как устное поэтическое народное творчество (Ю.М. Соколов, Н.П. Андреев и др.). В то же время фольклор отождествлялся рядом авторов (В.П. Аникин, В.И. Чичеров и др.) с народным творчеством.

Народное декоративно-прикладное искусство, в научных кругах не принято называть фольклором, так как оно не является устным творчеством

^ Народное художественное творчество включает в себя совокупность художественных произведений различных видов и жанров, созданных народом на основе его самобытных традиций, а также своеобразные формы и способы художественно-творческой деятельности. Народное художественное, включает в себя фольклорную инструментальную музыку, песню, пляску, танец и театр. Устное народное творчество (синкретизм)

Художественное творчество народа как духовная деятельность имело, а во многом и сейчас сохранило связь с повседневным трудом и бытом человека.

Народное художественное творчество в узком (этнокультурном) смысле - самобытная, основанная на этнических традициях, художественная деятельность, воплощающая характерные особенности художественного сознания того или иного народа.

Система исходных понятий. Понятие "народ", его соотношение с понятиями "этнос", "народность", "нация", "национальные меньшинства". Художественная культура личности и общества, их основные компоненты. Понятие о художественной деятельности (в том числе художественном восприятии, авторском и исполнительском художественном творчестве), об искусстве, произведениях искусства. Понятие о художественных субкультурах (возрастных, религиозных, сословных, этнических и т. д.).

Народное художественное творчество в широком смысле – синоним неспециализированной (досуговой, любительской) коллективной или индивидуальной художественной деятельности людей в различных сферах художественной культуры общества (в сфере фольклора, религиозного искусства, классического и современного искусства)

Научные предпосылки разработки теории народной художествен­ной культуры

Народная художественная культура, то есть художественная культура того или иного народа (этноса) интересует представителей самых различных отраслей науки Теория народной художественной культуры развивается

на основе нескольких смежных сфер научного знания. Среди них - этнология, антропология, этнография, этнопсихология, этнопедагогика и др.

Этнология - сравнительная дисциплина; ее цель - описать культурные (а изначально, и физические) различия между народами и объяснить эти различия посредством ре­конструкции истории их развития, миграций и взаимодейст­вий. Термин "этнология" происходит от греческого слова "этнос" - народ, связанный общими обычаями, нация. Ос­новным предметом изучения этнологии считается находя­щаяся в постоянном развитии теория этноса. Вот почему ино­гда этнологию называют "теоретическим народоведением".

Этнология считается наиболее широкой, интегративной сферой исследований всех аспектов жизни этносов. Она изу­чает такие проблемы, как: сущность и основные закономер­ности возникновения, развития и распада этносов; расселение народов; демографические процессы, происходящие в раз­личных этносах; социальную и политическую структуру на­родов (семейные отношения, отношения власти и т.п.); ри­туалы, обычаи, верования различных народов; системы жиз­необеспечения различных народов; их адаптацию к природ­ной среде; системы родства у различных народов; системы родственных кланов; экономическое поведение членов того или иного этноса и т.д. Проблемное поле этнологии очень широко. С ним пересекаются многие предметные области, изучаемые и другими науками.

Этнологические концепции позволяют рассматривать народную художественную культуру в самом контексте всех сфер развития этносов.

Интересный материал для размышлений о роли и месте народной художественной культуры в истории человечества дает книга С.В. Лурье «Историческая этнология». В ней рас­крывается сущность нескольких этнологических теорий. Сре­ди них - теория эволюционизма - первая теоретически значимая школа в этнологии, которая зародилась в конце XVIII в и получила широкое распространение на протяжении XIX и XX вв. Эволюционистская теория представляла собой попытку открыть некий универсальный источник и универ­сальные законы развития человеческих культур. В рамках этой теории были разработаны и опубликованы различные подходы к проблеме происхождения и развития человека и человечества. Среди них:

Идеи Ж. Ламарка, предположившего, что все виды живых существ в процессе развития приобретают свойства, позволяющие им приспособиться к окружающей среде, и эти свойства передаются последующим поколениям путем насле­дования;

Теория эволюции и естественного отбора, изложенная Ч. Дарвином в книге "Происхождение видов", вышедшей в свет в 1859г. ;

Периодизация общеисторического процесса, представ­ленная Г. Клеммом, который опубликовал в 1843-1847 гг. свою пятитомную "Общую историю культуры человечества";

Исследование брака в его культурно-историческом развитии, предпринятое австрийским юристом и этнологом И. Унгером, который опубликовал в 1850 г. свой основной труд "Брак и его всемирно-историческое развитие";

- идеи Т Вайца, опубликовавшего в 1859 г. свою "Ан­тропологию диких народов", где предпринята попытка объе­динить антропологические, психологические и культурно-исторические точки зрения в исследовании догосударственного периода;

Эволюционистские концепции английских этнологов Э. Тайлора, Дж. Мак-Леннана и Дж. Лаббока (в 1871 г. вы­шли в свет работы Э.Тайлора "Первобытная культура" и Дж. Мак-Леннана "Теория патриархата", а годом ранее "Проис­хождение цивилизаций" Дж. Лаббока);

Теория пережитков, выдвинутая русским ученым К.Д. Кавелиным, который на десятилетие раньше Э.Тайлора сфор­мулировал свою концепцию первобытных форм культуры;

Проблемы формирования и развития патриархальной общины, отраженные в трудах М.М. Ковалевского;

Исследование американского ученого Л. Моргана "Системы родства и свойства" (1858) и его монография "Древнее общество" (1878), в которой он подразделил разви­тие первобытного общества на три этапа (дикость, варварство и цивилизация), а каждый из первых двух этапов - на три

С точки зрения эволюционизма развитие любого куль­турного элемента изначально предопределено, его более поздние формы в зачаточном состоянии так или иначе пред­ставлены в каждой культуре. Развитие происходит в соответ­ствии со стадиями и ступенями, едиными для всех культур в мире. История культуры представлялась как непрерывный прогресс, прямолинейный процесс перехода от простого ко все более сложному.

В рамках эволюционизма была создана модель перво­бытного общества, тесно связанная с дарвинизмом. Перво­бытное общество, с точки зрения этнологов-эволюционистов, имело единые для всех народов социальные, культурные и экономические основы.

Однако фактические материалы во многих случаях не согласовывались с эволюционистскими схемами. Начались поиски новых путей в исследованиях культуры, ее изменения и распространения.

Среди них - теория диффузионизма. Ее зарождение было связано с именем немецкого ученого, географа и этно­лога Ф. Ратцеля. Основная его работа "Антропогеография" вышла в 1909 г. По мнению Ф. Ратцеля, ведущую роль в формировании той или иной культуры играет географическая среда, к которой приспосабливаются, адаптируются челове­ческие общества. В передвижениях народов Ф. Ратцель видел основополагающий фактор истории человечества. Диффузионизм основывается на представлении о развитии культуры или различных элементов культуры как о процессе распространения их из одного или нескольких определенных центров.

С диффузионизмом связана теория культурных кругов (работа Л. Фробениуса "Естественнонаучное учение о куль­туре" (1919), Ф. Гребнера "Метод этнологии" (1905), В. Шмидта, В. Копперса "Настольная книга по методам куль­турно-исторической этнологии" (1937) Представители тео­рия культурных кругов сводили все развитие первобытного общества к нескольким первоначальным культурным кругам, каждый из которых характеризовался определенным количе­ством специфических культурных элементов. Они считали, что на протяжении ранней истории человечества устанавли­вались связи между отдельными элементами культуры, и в результате этого оформлялись культурные круги, возникав­шие на определенном географическом пространстве и рас­пространившиеся затем отдельными элементами или, что на­блюдалось чаще, целыми комплексами в другие области Зем­ли. Каждый элемент культуры человечества возникал лишь единожды, а в дальнейшем каждый раз сочетался с опреде­ленными культурными кругами. На основании этого ранняя культура человечества приравнивалась ко всей совокупности культурных кругов; варианты культуры могли возникнуть лишь в результате миграций и смешений.

К 20-м гг. XX в. диффузионистское направление стало те­рять популярность. Его стала вытеснять теория функционализма.

Теоретические основы функционализма были почти одновременно сформулированы в Германии Р. Турнвальдом и в Англии Б Малиновским. Основные их книги соответственно "Человеческое общество в своем социологическом основании" (1931 г) и "Научная теория культуры" (1944 г.). В этих работах внимание исследователей концентрировалось на изучении связей между различными сферами общественной жизни. При этом подчеркивалось, что исторический процесс непознаваем, а попытки исследования длительной эволюции культурных элементов бессмысленны. Задачи же этнологии состоят в изучении функций культурных явлений, их взаимосвязей и взаимообусловленности в рамках каждой отдельной культуры, вне связи ее с другими культурами. Культура, как считали представители данного направления, служит нуждам индивида и прежде всего трем его основным потребностям: базовым (необходимости в пище и удовлетворении прочих физических потребностей), производным (потребности в рас­пределении пищи, в разделении труда, в защите, в регулиро­вании репродуцирования, в социальном контроле) и интегративным (потребностям в психологической безопасности, в социальной гармонии, цели жизни, в системе познания, зако­нах, религии, магии, мифологии, искусстве и т.п.). Каждый аспект культуры имеет свою функцию в рамках одной из пе­речисленных выше потребностей Например, магия дает пси­хологическую защиту от опасности, миф придает историче­ский авторитет системе управления и ценностям, присущим тому или иному обществу. Культура, согласно взглядам функционалистов, в своей сущности является инструмен­тальным механизмом, с помощью которого человек может лучше справляться с теми специфическими проблемами, ко­торые ставит перед ним окружающая его среда в ходе удов­летворения им своих потребностей. Культура также является системой объектов, действий и установок, в которой все со­ставляющие ее части являются средствами для некой цели.

С. В Лурье рассматривает и другие этнологические кон­цепции, а также связь этнологии с антропологией.

Антропология представляет собой комплекс научных знаний о человеке. В ней существует множество ответвлений (философское, историческое, культурное, физическое, со­циальное, психологическое, структурное, символистское и т.п.). Некоторые ученые считают, что практически никакой установившейся грани между терминами "этнология" и "ан­тропология" в современной науке нет. Они используются как взаимозаменяемые. Вместе с тем отмечается, что этнология вире, чем антропология, по своему предметному полю. В поле зрения антропологии никогда не попадали проблемы возникновения и развития этносов, расселения народов, демографических процессов. Поэтому антропологию предлага­ется условно рассматривать как часть этнологии, тем более, то изначально, в первой половине XIX в. этнология включая в свою предметную область и физическую антропологию. Это нашло отражение, в частности, в уставе "Парижского общества этнологии", где к сфере этнологии относилось "изучение особенностей человеческих рас, специфики их фи­зического строения, умственных способностей и морали, а также традиций языка и истории". С середины XIX в. возникает тенденция противопоставлять этнологию как науку о народах и антропологию как науку о человеке. Проявлением этого было, например, возникновение в Германии "Общества антропологии, этнологии и предыстории" (1869), в Италии - "Итальянского общества антропологии и этнологии" (1871) и т.д. Эта позиция в определении соотношения между этноло­гией и антропологией была представлена и на Международном географическом конгрессе в Париже (1875), в рамках ко­торого работала секция антропологии, этнологии и доистори­ческой археологии. Наряду с этим со второй половины XIX в. сложилась и иная традиция - рассматривать этнологию в | качестве составной социальной части антропологии (так, в Англии созданные "Этнологическое общество" (1863) и "Ан­тропологическое общество" (1863) в 1871 г. были преобразованы в "Королевский Антропологический институт Велико­британии и Ирландии").

Развитие антропологических исследований и их фило­софских основ нашло отражение в новой книге российского ученого Б.В.Маркова "Философская антропология" (издана в "1997г.).

Антропологические исследования помогают изучать народную художественную культуру через призму общих проблем человека и человеческого.

Этнография является в большей мере описательной наукой. Она занимается описанием жизни и быта различных народов (этносов), их материальной культуры (жилища, утва­ри, одежды, орудий труда и т.д.), традиций и обычаев. Спосо­бы систематизации, обобщения и истолкования этнографиче­ского материала вырабатываются этнологией. В отличие от этнологии ("теоретического народоведения") этнографию можно считать "практическим народоведением".

Богатый этнографический материал, касающийся рус­ской традиционной культуры, содержится в трудах М.Забылина, И.Е. Забелина, Н.И. Костомарова, И. Панкеева, Б.А.Рыбакова, А.Терещенко и других авторов.

Этнографические исследования создают базу данных, предоставляют необходимые факты для осмысления художе­ственных аспектов жизни и быта различных народов, выяв­ления и сохранения самобытных форм народного творчества, отслеживания тенденций развития народной художественной культуры в различных регионах.

Этническая история рассматривает исторические формы развития тех или иных этносов, их роль и место в ис­тории различных стран, эпох, цивилизаций. Особое место в исследованиях этнической истории занимают труды Л.Н Гумилева "Этносфера: История людей и история приро­ды", "От Руси до России", "Этногенез и биосфера Земли".

Л.Н. Гумилев выдвину концепцию этногенеза. Ее сущ­ность сводится к тому, что люди - это организмы, живущие в коллективах, возникающих и исчезающих в историческом времени. Эти коллективы - этносы, а процесс отих возник­новения до распада - этногенез. У всякого этноса есть начало и конец. Как и любой человек, этнос рождается, взрослеет, стареет и умирает. Обычно к истории прилагают две формы движения - вращательную, породившую теорию циклизма, и поступательную, характеристика которой сопровождается оценками «выше - ниже», «лучше - хуже», «прогрессив­нее - регрессивнее». Попытка их объединить породила образ спирали. Но есть и третья форма движения - колебательная. Именно эта форма вибрирующего движения, затухающая по­добно звучанию струны, отвечает параметрам этнической истории. Каждый этнос или скопление этносов (суперэтнос) возникает вследствие микромутации, изменяющей бытую­щий стереотип поведения на новый, более жизнеспособный. Возникающий этнос проходит стадии подъема, перегрева и медленного спада за 1200 - 1500 лет, после чего либо распа­дается, либо сохраняется как реликт - состояние, в котором саморазвитие уже не ощутимо...

Концепция этногенеза Л.Н. Гумилева в определеннойме­ре объясняет и механизмы пробуждения, активизации и угаса­ния творческой энергии народа на разных стадиях его развития.

Археологические материалы и исторические сведения по истории древнеславянских племен, их мифологических воззре­ниях и отдельных проявлениях художественного творчества содержатся в широко известных трудах Б.А.Рыбакова. .

Исследования в области истории этносов помогают раскрыть общее и особенное в художественных традициях различных народов, исторические корни и динамику развития взаимосвязей и взаимовлияний различных национально-художественных культур.

Этнопсихология, являясь одной из отраслей психоло­гической науки, исследует: психологические особенности различных народов; историческую динамику и закономерно­сти развития этнического сознания; национальные образы мира; этнические модели и стереотипы поведения в природ­ной и социальной среде.

Важную роль в развитии отечественных этнопсихологических исследований сыграла книга Г.Г.Шпета "Введение в этниче­скую психологию". Интерес представляют этнопсихологические аспекты в трудах другого российского ученого - Г.Гачева ("На­циональные образы мира", "Наука и национальные культуры" и др.). Широко известна книга французского психолога Г.Лебона "Психология народов и масс".

Определенный вклад в понимание этнопсихологических аспектов культуры внесли труды К.Г.Юнга "Душа и миф: шесть архетипов", "Психология бессознательного", "Феномен духа в искусстве и науке", "Психологические типы".

Этнопсихология создает научную базу для выявления глубинных значений и смыслов народных художественных традиций, образов и языка народного искусства, определяе­мых менталитетом того или иного народа, его психологией и представлениями о мире.

Этнопедагогика. сложившаяся как отрасль педагоги­ческих исследований, выявляет: системы воспитания у раз­ных народов; национальные традиции семейного воспитания;

современные формы и методы воспитания и обучения на ос­нове национально-культурных традиций; роль этнических традиций в развитии высших духовно-нравственных ценно­стей и идеалов современных детей и подростков, приобщения их к культурному наследию, формирования ценностного от­ношения к родной земле, природе, семье, матери и материн­ству, к своему народу; педагогические условия развития ин­тереса к национально-культурным и культурно-историческим традициям разных народов мира.

Этнопедагогические идеи были воплощены в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, В.В. Розанова и других заме­чательных русских просветителей.

В современной России получили признание несколько концепций национального воспитания и образования. Срединих выделяется концепция русской национальной школы профессора И.Ф.Гончарова (Санкт-Петербург).

На основе концепции "Русская традиционная культура в преемственной системе "Дошкольное учреждение – школа - вуз", разработанной автором данного раздела, построена деятельность нескольких экспериментальных площадок г.Москвы. На основе экспериментальной работы изданы сборники интегрированных программ по русской традицион­ной художественной культуре для дошкольников и младших школьников.

Этнопедагогические исследования часто базируются на материале народной художественной культуры, помогая вы­являть и реализовывать ее педагогический потенциал в различных типах образовательных учреждений (в дошкольных учреждениях, общеобразовательных школах, центрах детско­го и юношеского творчества, в школах искусств и т.д.).Важ­ное место занимают Этнопедагогические исследования и в подготовке специалистов в области народной художественной культуры, которая ведется в средних и высших специ­альных учебных заведениях (прежде всего - в вузах культуры и искусств).

Этнолингвистнка изучает особенности языка того или иного народа, исследует местные диалекты в их взаимосвязи с национальным характером и образом жизни. Такие иссле­дования помогают лучше понять региональные особенности устного народного творчества, народных песенных традиций, фольклорного театра и других видов народного творчества, связанных со словесными формами.

Этнокультурология. развивающаяся в настоящее время как самостоятельная отрасль культурологической науки, призвана исследовать: сущность и структуру этнической культуры, взаимосвязи и взаимозависимости различных ее компонентов; духовно-нравственные ценности и идеалы на­рода как основу этнической культуры; комплексы культурных черт различных народов; динамику культурных черт того шли иного народа (культурные изменения); становление и развитие национально-культурных традиций; проблемы на­ционально-культурной политики и межнационального куль­турного сотрудничества. Многие из этнических процессов могут быть представлены в культурологических понятиях. Так, этнические процессы часто описываются с помощью по­нятия "традиция". Для культурологов важно увидеть ее про­явления и модификации, в том числе - в сфере народной ху­дожественной культуры. Культурологические концепции по­зволяют углубить представления о народной художественной культуре как неотъемлемой части этнической культуры, а также разрабатывать механизмы сохранения художественно­го наследия разных народов в современном культурном про­странстве.

Особую роль в становлении отечественной этнокультурологии сыграли труды блистательных русских философов Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, Б П. Вышеславцева, Н.О.Лосского, И.А. Ильина, Л.П.Карсавина и некоторых дру­гих. Так, Н.А.Бердяев много размышлял о «душе России» и путях национальной культуры. И.А.Ильин в 30-е годы XX века разработал целую программу обновления русской куль­туры Он верил в то, что русскому народу удастся «вновь об­рести свой национальный духовный лик» В этом особую роль он отводил семье как «лаборатории человеческих судеб». Он подчеркивал, что «каждый народ вынашивает и осуществляет духовные акты особого, национального строения и потому творит культуру по-своему».

Фольклористика занимается сбором, систематизацией и изучением фольклора (что в переводе означает "народная мудрость"). К фольклору относятся произведения различных видов и жанров традиционного народного творчества. Благо­даря фольклористам были спасены от забвения тысячи па­мятников народной художественной культуры, подлинных шедевров народного искусства, сохранены имена самобыт­ных народных мастеров. Большую роль в этом сыграли фольклорные экспедиции, традиции фиксации и издания соб­ранных в них материалов.

Постоянно собирают, систематизируют и изучают фольклорные произведения кафедры народного хора в вузах культуры, дома народного творчества во главе с Государст­венным российским домом народного творчества. Государст­венный центр русского фольклора и др.

Фольклористика занимает особое место в развитии теории народной художественной культуры. Она может быть рассмотрена как важнейший ее источник и составная часть. Фольклористика постоянно пополняет "банк данных" теории народной художественной культуры о конкретных видах и жанрах народного художественного творчества, позволяя на основе выявлять его сущностные черты и общие закономерности. Таким образом, теория народной художественной культуры рассматривает другие науки как материал для своих выводов и обобщений и, одновременно, дает материалы для других наук.

Творчество - особый характер любой деятельности человека (художественной, научной, педагогической и т.д.). Творчество предполагает выдвижение новых идей, подходов к решению проблем, принятие нестандартных решений. Искусство невозможно без творчества (творческой деятельности композиторов, художников, актёров и т.д.) (49).

Особый взгляд на творчество с позиций религиозной философии содержится в известном труде Н.А. Бердяева «Смысл творчества». Автор рассматривает творчество как проявление божественного предначертания, выявляет его трансцендентальную сущность. Он рассматривает проблемы творчества в контекстах морали, любви, брака и семьи, красоты, мистики и т.д. Проблемы творчества и развития творческой личности активно разрабатываются в современной педагогике. «Формирование способностей личности к самостоятельной творческой деятельности, создание условия для раскрытия, реализации и развития её творческого потенциала – одна из важнейших целей занятий искусством, народным художественным творчеством».

Говоря о народности художественного творчества, необходимо отталкиваться от значения этого термина. Народный (-ое, -ый) – определение, прилагаемое к различным культурным явлениям с целью характеристики их социального статуса, содержания, идейной направленности и эстетической ценности. В русском языке слово «народная, -ое, -ый» имеет ряд смысловых оттенков, в том числе «к народу относящийся» (В.И. Даль), «тесно связанный с народом, соответствующий духу народа, его культуре, мировоззрению». Основное терминологическое значение его – категориальное – наиболее распространено в науке и применяется к понятию «творчество» (народное творчество), отдельным его компонентам (народная музыка, народный театр, народная хореография, народное изобразительное искусство, народная поэзия, проза (фольклор)) и явлениям (народные обычаи).

Говоря же о художественности народного творчества, имеется ввиду совокупность созданных и распространяемых в данном обществе произведений искусства, а также способов их сохранения, изучения, трансляции. Таким образом, народное художественное творчество включает в себя искусство, как форму отражения действительности в художественных образах, с помощью особых, художественных средств (мелодии, ритма, цвета, композиции, и т.д.), но не ограничивается им.

Понятие «народное художественное творчество » в его широком толковании по самым разным параметрам выходит за рамки понятия «народное искусство» и «искусство» вообще. Исторически процесс развития этого творчества сложился так, что здесь художественные элементы неразрывно переплелись с множеством внехудожественных структур. Соответственно, наряду с артефактами, создаваемыми для специального функционирования в системе искусства, мы наблюдаем в данном случае громадное обилие вполне реальных внеэстетических констанций и действий бытового, досугового, религиозного, общесоциального характера. По сути своей это «натуральные жизненные феномены, оформленные особыми художественными средствами.


Народное художественное творчество является частью художественной культуры общества . Оно развивается под влиянием принятых и утвердившихся в данном обществе художественных норм, ценностей и идеалов. Спецификой народного художественного творчества является то, что оно воплощает в себе традиции (то есть устойчивые формы жизни народа, отражающие особенности его национального характера и национальных образов мира).

Народное художественное творчество складывалась на Руси как творчество быта, развивалось во всех слоях общества, имея много общего в крестьянской, купеческой, боярской и княжеской среде. В изучение и распространение традиций народного художественного творчества важный вклад внесли в XIX - начале XX в представители творческой интеллигенции, русского дворянства и других сословий.

Народное художественное творчество в России более 10 веков развивается во взаимосвязи с церковным искусством, которое основано на православной вере, христианском вероучении и неотделимо от библейских образов и сюжетов. Хотя церковное искусство пришло на Русь из Византии, его развитие происходило во взаимосвязи с отечественными национально-культурными традициями, с народным художественным творчеством.

Большую роль в развитии традиций народного художественного творчества, его различных видов и жанров сыграло русское классическое искусство. Как известно, многие русские композиторы-классики собирали и обрабатывали народные песни, создавали оперы, балеты и другие произведения по мотивам русских народных сказок, былин, древнеславянских мифов. Среди них композиторы П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, И.Ф. Стравинский, художники В. Васнецов, Врубель, Кустодиев и многие другие.

Народное художественное творчество имеет древние истоки и прекрасные традиции, которые необходимо сохранять и развивать в современном мире, сберегая тем самым самое дорогое, что есть у человечества - мудрость народную, чистоту помыслов и духовную красоту (69, С. 37).

Народное художественное творчество – сложное и многогранное явление. Помимо традиционных для того или иного народа видов и форм художественной деятельности и ее результатов (сказок, песен, танцев и т.д.), народное художественное творчество включает систему воплощенных в художественных образах базовых духовно-нравственных ценностей и идеалов того или иного народа, отражает его мировоззрение и миропонимание.

Народное художественное творчество включает также сложившиеся в том или ином этносе и передающиеся от поколения к поколению формы и способы создания, сохранения и распространения художественных ценностей, формы бытования произведений народного творчества.

Общность истока, единое поле функционирования определяют единые родовые характеристики, свойства, черты у всех форм народного творчества независимо от их современного облика. На пользу такого понимания вопроса может свидетельствовать утилитарно-эстетическая природа народного творчества, основанная на родовой общности у всех его форм.

Синтетичность традиционных форм народного творчества, в котором отдельные элементы, стороны, явления «органически связаны между собой и составляют единое целое, единую художественную структуру», отличающуюся сложными внутренними взаимосвязями, соподчиняемостью, инвариативной общностью в выполняемых функциях, также дает основания говорить о наличии в нем единых или общих родовых признаков и характеристик. Их признание имеет важное теоретическое и практическое значение: браться за анализ частных вопросов истории, теории, практики народного творчества без предварительного решения общих - значит, неминуемо на каждом шагу «натыкаться» на нерешённость этих вопросов. Отсюда, в частности, проистекает путаница в понимании народного творчества, тавтологичность его определений. Полноценный анализ частных проблем того или иного жанра, когда основное внимание уделяется раскрытию особенностей, специфики тех или иных сторон, аспектов, более плодотворен при условии понимания общих проблем, тенденций развития, сущности народного творчества. Их разрешение и учет открывают далеко идущие возможности для углубления познания, а также стратегии развития как отдельных форм и жанров, так и народного творчества в целом.

В современной научной практике при рассмотрении свойств народного творчества нередко в качестве исходных берется для каждой формы определенный набор разрозненных примет. В одном случае - организованность и неорганизованность, в другом - специфика объектно-субъектных отношений (человек - творчество), в третьем - характеристики процесса творчества (индивидуального, группового, коллективного), в четвертом - специфические свойства фольклора (устность, вариативность, анонимность и т.п.).

Необходим сравнительный анализ творчества по ряду сопоставимых параметров или признаков, присущих всем его видам. В этом случае возможно достаточно объективно выявить общее, особенное и частное в фольклоре, изобразительном и декоративно-прикладном творчестве, художественной самодеятельности и бытовом творчестве.

Подходя с этих позиций к разным формам народного художественного творчества, можно говорить о том, что все они являются:

Самодеятельными по характеру творчества;

Любительскими по социально-психологическим мотивам;

Национальными по формам и общечеловеческими по содержанию и

Массовыми по своим движущим силам и представительству носителей культурного потенциала.

Общность родовых свойств разных форм народного художественного творчества предполагает тесное взаимодействие различных его форм, слоев, видов. Многими сторонами они связаны между собой, дополняют и постоянно переходят друг в друга, поэтому только их синтез позволяет объективно и точно уяснить целостный смысл художественного творчества народа (49).

Народное художественное творчество - широко используемое понятие, но при всей кажущейся простоте определить его границы, перечислить хотя бы основные его слагаемые и дать им характеристику сложно даже для специалистов. Причин тому несколько.

Во-первых, народное художественное творчество имеет сложную и подвижную иерархическую структуру с тенденцией к постоянной смене составляющих ее элементов, включает явления как материального, так и духовного порядка, которые предстают в нем одновременно и эстетической, и утилитарной сторонами. Во вторых, народное художественное творчество полисоциально, имеет конкретно-исторические формы бытования, изменяется вместе с образом жизни народа, связывается с разными социальным группами и понять роль каждой из них в культурно-творческом процессе задача также не из легких. В-третьих, народное художественное творчество - понятие собирательное, объединяющее разнопорядковые явления, каждое из которых нередко требует определения его границ и сущности. Это касается таких основополагающих категорий, как декоративно-прикладное искусство, фольклор, художественная самодеятельность, современное любительское творчество. До сих пор понимание предметного поля каждого из этих образований народного художественного творчества остается весьма дискуссионным. В-четвертых, фольклористика, теория народного искусства, теория художественной самодеятельности долгое время изучали проблемы своего предмета, но не смогли выйти на уровень исследования общих вопросов народного художественного творчества как целостного явления или как подсистемы художественного творчества вообще, хотя такие попытки известны. Тем более, что ряд наук (филология, история, этнография, искусствоведение) претендовали в разные годы на всеобъемлющую роль в изучении культуры и творчества, преувеличивая значение для последней своих проблем. Нельзя не сказать и о том, что в России ситуация усугубляется за счет потерянных народным художественным творчеством ориентиров развития в XX в., когда насильственно отторгались по идеологическим причинам национальные традиции, праздники и обряды, различные формы традиционной творческой деятельности широких слоев народа.

Народное художественное творчество - реальность, оказывающая мощное влияние на политические, экономические, социальные, этнические, духовные процессы в современном мире. Многие зарубежные специалисты рассматривают его как «одно из эффективных средств, противостоящих наиболее агрессивным формам современной массовой культуры, «суверенизации» национальных ценностей, унификации и американизации культуры разных народов». Обращение к прошлому, в частности к глубинным пластам традиционного художественного творчества, на современном этапе развития России объективная потребность, обусловленная необходимостью переосмысления и обновления общественной жизни.

Формы народного художественного творчества исторически изменяются. Оно таково, каков человек, его образ жизни, философия, мироощущение, менталитет. Структуру, характер фольклора, других форм художественного творчества определяет культурно-историческая, бытовая и социальная практика человека. Поэтому «кажутся бессмысленными споры о том, жив ли фольклор, жива ли традиция, жива ли народная культура». В фольклоре, как и в целом в жизни, постепенно отходит в прошлое то, что перестает соответствовать парадигме народной жизни, но нарождается и развивается то, что ей соответствует. Естественно, что изменяются не только формы народного творчества, но и стилевые, социальные, эстетические черты его существования. Оно не означает отмену роли традиций в народном творчестве. Преемственность - глубокая, диалектичная, историческая закономерность эволюции народного художественного творчества. Это дает возможность, с одной стороны, достаточно точно судить о принадлежности образцов народного творчества к конкретной эпохе, с другой - видеть неразрывность и диалектику в его движении.

Нельзя понимать народное художественное творчество как установленную однажды заданность, развивающуюся только в крестьянской среде. Народное творчество - результат творчества всего народа, а не одной только его части. Народное творчество можно представить как процесс творчества разных социальных групп и повременно постоянного накопления, фиксации, обогащения, отгорожения, видоизменения его разнообразных форм, жанров, цементов и как результат длительного исторического развития, изложения, наслоения пластов разных субкультур, включающих прошлое и современное, индивидуальное и коллективное, устное и письменное. В народное художественное творчество можно включить процесс коллективного и индивидуального создания ценностей (творчество), результаты этого процесса (материализованные, вещественные и духовные) и бытование, распространение, функционирование произведений культуры в обществе.

Отсюда задачи изучения народного художественного творчества не сводятся лишь к изучению народного изобразительного искусства или фольклора, прикладного творчества или современных форм любительского самодеятельного искусства.

Перечисленные явления предстают как составные части народного творчества, но одновременно через них выявляются ее основополагающие системообразующие элементы, которые образуют архитектонику этого типа культуры.

Народное художественное творчество не рассматривается ни как низший этап культурного развития человечества, ни как определённая ступень в развитии культуры, а как самостоятельный исторически обусловленный тип культуры, имеющий свои формы, механизмы, читальную стратификацию и т.д. Предложенный подход к народному творчеству уже выводит за пределы традиционных методов его изучения, сложившихся в этнографии, искусствознании и фольклористике. В поле внимания оказываются не столько такие вопросы как образ, стиль, художественная система, орнамент, язык, изобразительные средства или жанрово-видовая система народного искусства и ее историческая трансформация, но сущность, исторические формы, морфология и структура народного художественного творчества, статус его творцов и потребителей, его социальные функции, связь с этническим и социально-психологическим менталитетом этноса.

Для подобного подхода сегодня есть определенные историко-теоретические основания. В XX в. при изучении народного искусства, фольклора, любительского творчества были опробованы самые разные подходы и методы: социально-психологические, педагогические, философские, этнографические, социологические, культурологические, эстетические, психологические. В центре внимания оказывались проблемы, вовсе не сводимые к произведениям народного искусства, фольклора. Затрагивался широкий круг вопросов, связанных с социальным функционированием различных частей народной художественной культуры, ее трансляцией и коммуникацией, воздействием на духовный мир человека. Сделаны попытки выявить космологические, мифологические, религиозные, нравственные, магические, этнические, психологические, социально-психологические, социологические и исторические закономерности народного творчества.

Современный этап изучения народного художественного творчества требует его соотнесения с универсальными, стабильными или динамичными картинами жизни общества, находящимися в зависимости от того или иного исторического состояния государства. При этом в поле внимания должны оказываться и начальные этапы развития народной культуры, и ее функционирование на поздних этапах истории. Не менее важно при изучении предмета, сущности, границ народного художественного творчества выявление его места в структуре культуры на любом этапе истории того или иного народа. Своеобразие народного художественного творчества станет очевидным лишь в случае, если его соотнести с другими творческими проявлениями, существующими в тот или иной период истории.

В условиях социальной дифференциации народное художественное творчество сохраняет свое универсальное значение как общенациональная ценностная система. Поэтому народное художественное творчество - целостная и самодостаточная система духовной жизни народа, результат и процесс бытовой, а также социально-организованной творческой деятельности всех слоев общества (крестьянства, рабочих, мещан, интеллигенции, купечества, студенчества и множества других групп), осуществляемой ими в соответствии с архетипами народной философии, эстетики, морали, психологии, народной веры и менталитета (49).

Вопросы для повторения

1. Актуальность задач сохранения и развития традиций народной художественной культуры

2. Художественная культура общества как сложное, многомерное и полиэлементное образование.

3. Художес­твеннаякультура как особый самостоятельный и цент­ральный слой культуры.

4. Роль и место народной художественной культу­ры в жизни общества.

5. Структура народной художественной культуры

6. Специфические черты народной культуры.

7. Функции народной культурычеловеко-творческая, или гуманисти­ческая; трансляции (передачи) социального опы­та; познавательная (гносео­логическая); регулятивная (нормативная); семиотическая, или знаковая; ценностная, или аксиологическая.

8. Специфика подходов к народной художественной культуре с позиций отдельных отраслей или подотраслей научных знаний.

9. Формирование культурного самосознания через процесс восприятия искусства в работах Шпета Г.Г.

10. Национальная целостность как Космо-Психо-Логос в работах Гачева.

11. Лебон Г. «Психология народов и масс».

12. Вклад в понимание этнопсихологических аспектов культуры К.Г.Юнга.

13. Понятие этногенеза.

14. Труды Л.Н. Гумилёва «Этносфера: история людей и история природы», «От Руси до России», «Этногенез и биосфера земли».

15. История создания и публикации монографии Л.Н. Гумилёва «Этногенез и биосфера земли».

16. Концепция этногенеза Л.Н. Гумилёва

17. Механизмы пробуждения, активизации и угасания творческой энергии народа на разных стадиях его развития.

18. Объяснение Лотманом семантических (значимых) моделей культуры в контексте породивших их культур. «Лекции по структуральной поэтике», «Структура художественного текста».

19. Дмитрий Лихачев как культурная и научная вершина своей эпохи. Представление Лихачева о внутренней целостности культуры, о глубоких взаимосвязях между различными явлениями культуры и целыми областями деятельности человека.

20. Истоки и традиции народного художественного творчества.

21. Синтетичность традиционных форм народного творчества.

22. Свойства, структура, формы народного художественного творчества.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса