Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Музыкальные инструменты древности. Какими были первые музыкальные инструменты? Музыкальное искусство Киевской Руси

Жизнь коротка, искусство вечно.

Первые убедительные свидетельства о музыкальных инструментах относят к эпохе палеолита, когда человек научился изготовлять инструменты из камня, кости и дерева, чтобы с помощью их производить различные звуки. Позже звуки извлекали с помощью граненого ребра из кости (этот издаваемый звук напоминал скрежет зубов). Также изготовляли погремушки из черепов, которые заполнялись семенами или сушеными ягодами. Этот звук нередко сопровождал погребальную процессию. Самыми древними инструментами были ударные. Идиофон - древний ударный инструмент. Продолжительность звука и многократное его повторение ассоциировалось с ритмом биения сердца. Вообще, для древнего человека музыка - это прежде всего ритм. Вслед за ударными были изобретены духовые. Поражает своим совершенством обнаруженный в Астурисе древний прототип флейты(37 000 лет). В ней были выбиты боковые отверстия, и принцип звукоизвлечения тот же, что и у современных флейт!!!

Струнные инструменты также были изобретены в глубокой древности. Изображения древних струнных сохранились на многочисленных наскальных рисунках, большинство которых, находится в Пиренеях. Так, в пещере Gogul рядом представлены "танцующие" фигуры, "несущие смычки". "Игрок на лире" ударял по струнам ребром кости или дерева, извлекая звук. В хронологии развития изобретение струнных инструментов и танец занимают одно временное пространство.

В одной из пещер Италии ученые нашли отпечатки ног на окаменевшей глине.

Следы были странными: люди то ходили на пятках, то подпрыгивали на цыпочках сразу на обеих ногах. Это легко объяснить: там исполняли охотничий танец. Под грозную и возбуждающую музыку охотники плясали, подражая движениям мощных, ловких и хитрых зверей. Под музыку подбирали слова и в песнях рассказывали о себе, о предках, об увиденном вокруг.

В это время появляется аэрофон - инструмент из кости или камня, внешний вид которого напоминает ромб или наконечник копья.

В отверстия в дереве проделывали и закрепляли нити, после чего, музыкант рукой проводил по этим нитям, перекручивая их. В результате появлялся звук, напоминающий гул(этот гул напоминал голос духов). Этот инструмент был усовершенствован в эпоху мезолита (XXХ в. до н.э.). Появилась возможность звучания двух и трех звуков одновременно. Этого достигали, вырезая вертикальные отверстия. Несмотря на примитивность способа изготовления подобных инструментов, такая техника долго сохранялась в некоторых частях Океании, Африки и Европы!!!

Полностью сохранившаяся флейта возрастом 37 тысяч, лет и сделанная из кости хищной птицы обнаружена в пещере в Швабских Альбах в юго-западной Германии.

Сохранившаяся целиком флейта с пятью отверстиями для пальцев и V-образным "мундштуком" была выполнена из лучевой кости хищного подвида грифона (предположительно, белоголовый сип. – авт.). Также вместе с ней археологи отыскали и куски еще нескольких флейт, но сделанных уже из костей мамонта.

Музыкальный инструмент из кости птицы был найден в том регионе, в котором похожие инструменты ранее уже находились, говорит руководитель исследования Николас Конард из Университета Тюбингена, однако эта флейта «самая сохранившаяся из всех когда-либо найденных в пещерах». До сих пор подобные древние артефакты попадались крайне редко, и главное – не позволяли установить дату появления музыки как культурного явления в обиходе человечества.

Для установления наиболее точной датировки обнаруженных инструментов были проведены независимые лабораторные анализы в Германии и Великобритании. И в обоих случаях проявилась одна и та же дата – 37 тысяч лет давности, бывшей в эпохе Верхнего Палеолита. Древнейшая флейта дает археологам повод допускать то, что местное население имело свою собственную культуру и традиции. Древнейшие флейты – яркое свидетельство наличия музыкальной традиции, которая помогала людям взаимодействовать и укреплять социальное единство.

Николас Конард вместе с группой археологов из Тюбингенского университета обнаружил флейту из бивня мамонта в пещере Гайсенклостерле под Блаубойреном. Это одна из трех древнейших в мире духовых инструментов, найденных археологами. Все три обнаружены в пещере Гайсенклостерле, однако последняя находка сильно отличается от двух предыдущих. Это не просто музыкальный инструмент, но и, несомненно, предмет роскоши.


С помощью радиоуглеродного метода исследователи датировали возраст слоя отложений, в котором находились обломки флейты, от 30 до 36 тысяч лет. Это значит, что флейта из бивня мамонта на тысячу лет моложе, чем костяная флейта, найденная на этом же месте в 1995 году. Второе исследование помогло окончательно определить возраст музыкального инструмента - около 37 тысяч лет.

Ценность флейты из бивня мамонта заключается не в ее рекордном возрасте, а в ее значении для дискуссии о зарождении культуры.

Теперь мы можем утверждать, что история музыки началась около 37 тысяч лет назад, - подчеркивает Конард.

В то время в Европе еще жили последние неандертальцы, которые сосуществовали с первыми людьми современного типа. Благодаря этой флейте мы знаем, что обитатели территории нынешней Европы во время ледникового периода в культурном отношении были не менее способными, чем современные люди!!!


По мнению Конарда, отдельный музыкальный инструмент ледникового периода мог быть случайностью, но после третьей находки следует признать, что о случайности не может быть речи. Музыка была важной составляющей жизни древних людей. Об этом говорит тот факт, что в одной пещере найдено три флейты. Археологические находки ледникового периода это непропорционально крошечные «выборочные пробы» из всего комплекса материальной культуры. Фридрих Зеебергер, специалист по археологической музыке, реконструировал флейты ледникового периода. Оказалось, что на них можно исполнять разнообразные приятные мелодии. Инструмент из огромного бивня мамонта резко отличается от своих собратьев, изготовленных из птичьих косточек. Сделать его было крайне трудно, так как бивень очень твердый и изогнутый. Мастер расщепил бивень в продольном направлении, старательно выдолбил половинки длиной 19 сантиметров и снова соединил их. Звук у такой флейты был более глубоким и громким, чем у флейт из птичьих костей.

Если человек вложил столько труда в изготовление флейты, значит, он придавал большое значение звукам музыки. Возможно, его соплеменники пели и танцевали под наигрыши флейты, беседовали с духами предков.

Также рядом с флейтами была обнаружена так называемая Швабская Венера:


Во время раскопок стоянки первобытных охотников в Мезине 1908 году были сделаны интереснейшие открытия, в их числе была и статуэтка подобная Швабской Венере и целый оркестр музыкальных инструментов.

Про одну из находок я уже писал - https://cont.ws/@divo2006/439081 - На территории Российской Империи найден календарь 20000 давности, который объединяет и объясняет многие календарные системы распространенные позже по все Земле!!!

На месте жилища в Мезине нашли целый “оркестр”, состоящий из костяных трубочек из которых были сделаны дудки и свистки. Из костей мамонта вырезали погремушки и трещотки. Сухой кожей обтягивали бубны, которые гудели от ударов колотушкой. Такими были первобытные музыкальные инструменты. Исполняемые на них мелодии были очень простыми, ритмичными и громкими.



Примерно 30 лет назад была проведена реконструкция звучания данных инструментов, и сегодня вы имеете уникальный шанс услышать музыку которую играли наши предки 20000 лет назад.



Концерт на древнейших музыкальных инструментах возрастом 20000 лет. (реконструкция).

Также хотелось бы обратить ваше внимание на то что между находками в Европе и в Мезине прошло примерно 19000 лет, они разделены тысячами километров, а человек интересуется музыкой, изготавливает предметы культа, идентичные друг другу, и внимательно следит за движением видимых небесных тел, и фиксирует свои наблюдения, в виде орнаментов, на изделиях из костей мамонтов. При этом методы обработки костей не понятны, и не подвластны нам и сегодня.

Современная наука уверяет нас что люди прошлого были исключительно примитивными и мало чем отличались от обезьян. Но как тогда объяснить ювелирные изделия в денисовской пещере Алтая возрастом 50000 лет, музыкальные инструменты представленные в этой статье, руническую письменность на Венере из Воронежской стоянки, сложнейшие астрономические наблюдения и расчеты из Мезина 20000 лет, и Ачинского жезла 18000 лет, и многое другое.


Во все времена и цивилизации людская душа требовала чего-то большего, извините за сравнение, чем простое удовлетворение плотских потребностей. И одно из этих хотений была потребность в музыке...Много-много лет тому назад, в древности, музыка брала свое начало у первобытных людей в виде хлопков и притопов, чуть позже люди научились извлекать звуки из окружающей их естественной среды, с помощью повседневных предметов обихода, и наконец, люди стали усовершенствовать эти же предметы до получения первых музыкальных инструментов. В разных уголках мира люди по-разному учились извлекать звуки из предметов, и древние музыкальные инструменты по всему миру достаточно непохожи друг на друга. Древнейшие музыкальные инструменты изготавливались из подручных средств: камня, глины, дерева, шкуры убитых животных, а также использовались рога убитых животных для всяких ритуальных обрядов.

Развитие древних цивилизаций Европы привело к созданию музыкальных инструментов, использовавшихся для увеселения и развлечения. Особенно большой вклад в современные искусства сделали древние греки и римляне, у коих музыкальное ремесло было очень в почете. Об этом говорят сохранившиеся многочисленные музыкальные инструменты и даже летописи. А вот в культуре славян музыкальные инструменты уважались и ценились не во все времена, и далеко не у всех. Надо отметить, что овладением любой техникой музыкального искусства в древности имели право только мужчины, так как это считалось ремеслом.
Славяне придавали музыкальным инструментам сакральный смысл. Считалось, чтобы играть на музыкальных инструментах, надо продать душу дьяволу... Также древние музыкальные инструменты часто использовались для сигнальных целей или для исполнения обрядов, как например, карпатская трембита - самый длинный в мире музыкальный инструмент, длина его может составлять 2,5 м.


Материал трембиты не меняется и по сей день: это смерека (пихта европейская). Особенно богат на предания славянский народ.....Считается, что трембиту надо делать из смереки, в которую попала молния, а такое в Карпатах происходит часто.

Наши предки думали, что у каждого музыкального инструмента есть душа, и если человек, игравший на этом инструменте, умирал, то с ним хоронили и инструмент. Исконно русскими народными инструментами еще можно считать травяную дудку (обертоновая флейта), двойную свирель (двуствольная флейта - на рис. ниже) - одни из древнейших инструментов кустарного изготовления.

Также наши предки заменяли музыкальные инструменты бытовыми предметами, создавая звучание. Такими предметами часто были ложки, заслонки, ведра и т.п., а еще они использовали природные материалы (кору деревьев, рога животных, стволы растений, бересту).

На Руси первое музыкальное искусство как-то не было особо развито, им занимались в основном пастухи. А вот такие народы, как украинцы и белорусы, очень любили повеселиться, а в Белоруси даже обозначили музыку как профессию: создавались древнейшие ансамбли, приглашались на праздности, веселья, свадьбы. И даже был обязательный набор звучавших вместе инструментов, у западных славян это были , а у южных славян — волынки и .В конце XIX — начале XX веке многие традиционные музыкальные инструменты у русского народа были заменены (струнные), а затем .

Музыкальные инструменты нашего времени - это результат работы не одного поколения музыкантов и мастеров, это долгий процесс развития культуры и цивилизации в целом. Так давайте ценить и уважать то, что прошло через годы усовершенствований, прежде чем попасть к нам в руки - искусство воспроизводить музыку!

Многие музыкальные инструменты древности берут свое начало из соседних культур (область Малой Азии, Ближнего Востока и Средиземноморья). В Греции, однако, были разработаны особенные инструменты, которые в результате развития приобрели классический вид и стали основой для создания новых современных видов инструментов.

Изучая музыкальные инструменты Древней Греции, их можно разделить на три основные категории: струнные, духовые и ударные.

Струнные

  • лира-гитара
  • треугольник-арфа
  • пандура - Маленькая лютня, сходная с мандолиной или гитарой

Все струнные инструменты были щипковыми, играли на них, пощипывая струны. Струнные со смычком не найдены вообще.

Лиры-гитары были самыми популярными инструментами наряду с другими. Происхождение их восходит к Месопотамии. Первые свидетельства о лире встречается во дворце Пилоса на Крите (1400 г. до н. э.). Лира была отождествлена с Аполлоном. Согласно мифологии ее изобрел Гермес. Когда Аполлон обнаружил, что Гермес украл у него быков, стал его преследовать. Гермес, убегавший от преследования, пытаясь спрятаться, случайно наступил на панцирь черепахи. Заметив, что панцирь усиливает звук, он сделал первую лиру и подарил ее Аполлону, умерив, таким образом, его гнев.

Принцип строения первой лиры. На резонаторе из панциря черепахи или дерева закреплялись две тонкие рейки (руки). Вертикально к рейкам на верхней части располагался поперечный брус. Струны равной длины были изготовлены из высушенных и скрученных кишок, сухожилий или льна. Закреплялись они в точке хорды на резонаторе, проходя через маленький гребень, на верхней стороне закручивались на брусе по системе ключа (колок), что облегчало их настройку. Струн изначально было три, позже их стало четыре, пять, семь, а в период «новой музыки» их количество достигло двенадцати. На лирах играли правой рукой или плектром, изготовленным из рога, дерева, кости или металла. Левая рука помогала, играя на отдельных струнах, придавливая их, уменьшая высоту звука. Струны имели конкретные названия, совпадающие с названиями нот.

Существует много типов лир с различными названиями:

«формингс» (древнейшая лира)

«хелис» («хелона» - черепаха)

«варвитос» (с длинными рейками).

Эти термины часто путают при пользовании.

Треугольник - это небольшая наколенная арфа с большим количеством струн. Она встречается на Ближнем Востоке уже с 3 в. до н. э. В Греции она присутствует в кикладской культуре.

На «пандуре», «пандурисе» или «трехструнке» с длинным рукавом, резонатором и тремя струнами в виде тамбура играли плектром. Использовался этот инструмент в Греции редко и известно еще с древних времен, что его происхождение не греческое, а ассирийское.

Духовые

Духовые инструменты делятся на две основные категории:

Трубы (с язычком)

Свирели (без язычка)

Реже использовались другие духовые инструменты, такие как трубы, ракушки и «гидравли».

Сири́нга (Флейта)

Флейты (трубы) или свирели были самыми популярными инструментами в древней Греции. Появились они в 3 тысячелетии до н. э. (кикладская статуэтка). Происхождение их, вероятно, относится к Малой Азии и на территорию Греции они пришли через Фракию.

Одна из легенд гласит, что флейта была изобретена Афиной, которая, увидев свое искаженное отражение в воде во время игры на ней, выбросила ее далеко во Фригию. Там ее нашел Марсий, ставший очень хорошим исполнителем, и впоследствии он пригласил Аполлона на соревнование. Аполлон победил и, в наказание он повесил Марсия и содрал с него кожу. (Эта легенда может быть интерпретирована как борьба национального искусства против иноземного проникновения).

Широкое использование флейты началось после восьмого века, когда постепенно она начала занимать важное место в греческой музыке и, в особенности, в культе Диониса. Флейта представляет собой трубу из тростника, дерева, кости или металла с отверстиями, которые открываются и закрываются с помощью пальцев, и мундштуком с тростниковым язычком - одним или двойным (наподобие современной зурны). Флейтист играл почти всегда на двух флейтах одновременно и привязывал их для удобства кожаным ремешком к лицу, так называемый недоуздок.

Свирель

Этим термином древние греки называли многостворчатую дудку или свирель Пана. Это предмет из 13-18 створок, закрытых с одной стороны и связанных между собой воском и льном с вертикальными опорами. Играли на нем продувкой каждой створки под углом. Это был инструмент пастухов и поэтому он был связан с именем бога Пана. В своей книге «Республика» Платон призывал граждан играть только на лирах, гитарах и пастушьих свирелях, отказываясь от «многозвучных» флейт и многострунных инструментов, считая их вульгарными.

Гидравлы

Это первые клавишные инструменты в мире и «прародители» церковного органа. Они были созданы в 3 в. до н. э. греческим изобретателем Ктисивием в Александрии. Это одна или несколько труб с или без язычков, на которых исполнитель с помощью клапанного механизма мог, используя плектры подавать воздух выборочно каждой флейте. Источником постоянного давления воздуха была гидравлическая система.

Труба

Медная труба была известна в Месопотамии и среди этрусков. Посредством труб возвещали о войне, их использовали во время состязаний на колесницах и народных сборищ. Это инструмент поздней античности. Помимо медных труб, использовали и раковинки с небольшим отверстием в основании и роги.

Бог Пан создал пастушью дудку, Афина – греческая богиня мудрости придумала флейту, индийской Бог Нарада изобрел и подарил человеку арфообразный музыкальный инструмент – вину. Но это только мифы, ведь все мы понимает, что музыкальные инструменты придумал сам человек. И здесь нет нечего удивительного, ведь он и является первым музыкальным инструментом. А звук, который исходит от него, и есть его голос.

Первобытный человек голосом передавал информацию и сообщал соплеменникам о своих эмоциях: радости, страхе и любви. Что бы «песня» звучала намного интереснее, он хлопал в ладоши и топал ногами, стучал камень об камень и бил по натянутой шкуре мамонта. Именно вот так, предметы, которые окружали человека, потихоньку стали перевоплощаться в музыкальные инструменты.

Музыкальные инструменты делятся на три группы, то есть по способу из них извлечения звука — это духовые, ударные и струнные. Так давайте сейчас разберёмся, за что все-таки первобытный человек дергал, почему стучал, и во что бил? Мы не знает достоверно, какие в то время были музыкальные инструменты, но мы может предположить.

Первая группа – духовые инструменты. Мы не знаем, зачем древний человек подул в камышовую тростинку, в кусочек бамбука или в рог, но мы точно знаем, что инструментом это стало тогда, когда появилось отверстия.

Вторая группа – ударные инструменты, которые делали из всевозможных предметов, а именно из скорлуп крупных плодов, деревянных колод, и из высушенных шкур. По ним били палкой, пальцами или ладонями, а использовали для проведения ритуальных обрядов и военных действия.

И последняя, третья группа – струнные музыкальные инструменты. Принято считать, что первый струнный музыкальный инструмент – это охотничий лук. Древний охотник, натягивая тетиву, заметил, что тетива от щепки «поет». Но еще лучше «поет» натянутая жила животного. А ещё лучше «поет», когда об нее потрёшь волосом животного. Именно вот так и появился на свет смычок, то есть в то время, это была палка с натянутым на нее пучком конского волоса, которым водили по струне, изготовленной из крученых жил животных. Спустя некоторое время смычок начали делать из шелковых нитей. Это и разделило струнные музыкальные инструменты на смычковые и крученные.

Самые древние музыкальные струнные инструменты – арфа и лира. У всех древних народов встречаются подобные инструменты. Урские арфы, являются самыми древнейшими струнными инструментами, которые были найдены археологами. Им насчитывается примерно четыре с половиной тысячи лет.

Истина состоит в том, что нельзя точно сказать, как именно выглядел первый музыкальный инструмент, но можно сказать с полной уверенностью, что музыка, хоть в примитивном виде, являлся частью жизни первобытного человека.

Немецкие ученые опубликовали статью об интересной находке - античной флейте. Как утверждают палеонтологи, найденный инструмент смастерили около 35000 лет тому назад во времена колонизации Европы современными людьми. На сегодняшний день эта флейта является самым старым музыкальным инструментом когда- либо найденным человеком.

Исследователи утверждают, что музыка была особенно распространена в доисторические времена. Ученые предполагают, что именно она стала способствующим фактором в развитии личности человека. Возможно, благодаря музыке, неандерталец перешел на другую более высокую ступень своего развития. Команда исследователей из Тюбингенского Университета опубликовала отчет о найденных флейтах в старых пещерах на юго-западе Германии. Эта пещера получила широкую известность, благодаря тому, что время от времени археологи обнаруживают в ней подтверждения того, что ранее здесь обитали люди. В мае прошлого года членами этой же археологической группы в этой же пещере была обнаружена статуя, которая на сегодня является одной из самых старых ранее найденных предметов, принадлежащих древним людям.

Лучше всего сохранилась флейта, сделанная из кости крыла грифа. Что представляет собой данный инструмент? Это довольно длинная трубка с двумя V-образными вырезами на конце инструмента. Как предполагают исследователи, это специальные отверстия для того, чтобы играющий на флейте мог дуть в отверстие и воспроизводить соответствующие музыкальные звуки. Фрагменты двух других флейт не сохранились так же хорошо, как первая.

Однако ученые точно определили, что они сделаны из слоновой кости, предположительно взятой из бивней мамонта. Общее число найденных флейт на сегодня восемь, из которых четыре сделано из бивней мамонтов, а вторая половина из костей птиц. Как заявил профессор тюбингского университета Никола Конард (Nicholas Conard), такого рода находки, действительно, доказывают, что музыка была распространена еще 40000 лет тому назад, когда люди стали селиться на территории современной Европы. Совершенно очевидно, что музыка была неотъемлемой частью существования человека. Музыка использовалась во многих сферах жизни: религии, работе. В прочем, основное предназначение музыки и по сей день остаётся примерно таким же, как и много лет назад - радовать людей и значительно упрощать некоторые моменты в жизни людей.

Исследователи также предполагают, что древние люди обладали особым творческим духом. Именно поэтому музыка была так важна для них. Она помогала им каждый день в достижении поставленных целей и ментальном развитии. Как заявил профессор Конард, современные люди уже довольно долгое время знакомы с изобразительным искусством и музыкальными традициями. По сегодняшний день ученые сталкиваются с интересными находками, такими как, например, символические артефакты, изображения мифологических существ, а также различные украшения, изготовленные многие тысячелетия назад.

Такие находки помогают пролить свет на общественную и бытовую жизнь наших далеких предков. Именно поэтому все эти предметы, найденные в разных местах и в разное время, представляют огромный интерес для науки. Исследователи утверждают, что именно раннее появление культуры и искусства в жизни человека и стало причиной того, что предки ранних современных людей и неандертальцы выжили в столь непростых и суровых условиях.

Музыка и другие виды искусства могли внести существенный вклад в поддержание многих сфер жизни древнего человека. Возможно, именно культура и искусство помогли современному человеку, когда речь зашла о территориальной и демографической экспансии Европы. Стоит отметить, что популяция неандертальцев была куда более консервативной и изолированной в плане ментального и территориального развития. Такова точка зрения известного британского исследователя профессора Криса Стрингера (Cris Stringer). Стоит отметить, что он не одинок в своем мнении и суждениях в этом вопросе.

Найденные флейты являются еще одним подтверждением того, насколько разным развитием обладали предки современных людей и неандертальцев, насколько существенным было различие в духовном развитии обоих видов. Возможно, что традиции, искусство и культура наших предков уходят своими корнями гораздо глубже. Вполне вероятно, что музыка и другие виды искусства существовали более 50000 лет назад. Но доказательства этому еще не найдены. Над этим активно работают ученые из многих стран мира.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса