Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Мозг и его функции способности. Способности мозга человека: интересные факты и сверхвозможности. Игра «матрицы цвета»

Границ для человеческих возможностей просто не существует. Но, вот как мы их используем и используем ли вообще, как раз зависит от работы нашего мозга. Большинство из нас, как доказали ученые, используют свой мозг всего лишь на 2-3%. К тому же, как показывают последние медицинские исследования, основанные на многочисленных десятилетних экспериментах и в которых принимали участие более 7000 добровольцев, наш мозг начинает стареть уже после 45 лет. Так что, нужно пытаться до этого времени использовать его по максимуму.

Причем, в ходе экспериментов, проявилась интересная тенденция, мужчины свой интеллектуальный потенциал теряют быстрее, чем женщины. По мнению ученых необходимо постоянно и максимально задействовать свой умственный потенциал. У любознательной личности, имеющей массу увлечений, значительнее повышаются возможности мозга, к тому же, открываются совершенно неизведанные ранее способности.

К тому же, наш мозг имеет немало врагов. Например, регулярное употребление алкоголя, провоцирует отмирание клеток гипофиза, что для работы мозга является просто убийственным. Постоянные стрессы и недосыпания также приводят к истощению нашего мозга. Ранее считалось, что наш мозг работает, как единое целое и утрачивает способности в результате нарушений его структуры. Но последние медицинские исследования показали, что некоторые фрагменты мозга берут на себя все функции поврежденных участков. Особенно удивил ученых и медиков тот факт, что каждое полушарие является своего рода «отдельной личностью» со своими воспоминаниями, эмоциями и знаниями. Поэтому порою у людей случаются случаи «раздвоения» сознания, а порою появляется чувство, что в нас живут два совершенно разных человека.

Интуиция

Так называемая интуиция – еще одна загадка, причем пока непостижимая, человеческого мозга, к тому же, не имеющая ничего общего с законами логики. Наше логическое мышление опирается, прежде всего, на анализе фактов, сборе информации, установлении причинно-следственных связей. Интуиция же зачастую предлагает нам уже готовый ответ, причем взявшийся из «ниоткуда». В народе бытует поверье, что самой верной является первая мысль. Люди, наделенные интуицией, быстро ориентируются в сложных ситуациях, принимают оперативно безошибочные решения и это уже доказано учеными.

За интуитивное мышление отвечает правое полушарие. Поэтому современное воспитание и система обучения направлены на развитие у нас левого полушария, отвечающего за рациональное мышление и логику. Именно в этом кроется немало тайн нашей бесконечной Вселенной. Ученые всячески пытаются раскрыть незадействованные возможности человеческого мозга с помощью правого полушария. В последнее время преподносится все чаще метод духовного познания, превышающего логику.

Влияние мыслей на события

Загадочным явлением до сих пор остается влияние наших мыслей на определенные события. От эмоциональной настроенности, как считают ученые, напрямую зависит, например операция, и последствия оперативного вмешательства, и успешность дальнейшего лечения. Иногда воплотить наши мысли в жизнь не позволяют несинхронность наших слов и желаний, что следует в себе развивать.

Предлагаем вашему вниманию 121 совет, помогающий , быстрее думать, лучше постигать информацию, а в дальнейшем использовать весь потенциал своего мозга.

1.Займитесь разгадыванием головоломок и решением задач.

2. Следует развивать амбидекстрию - способность хорошо владеть левой и правой рукой. Попробуйте совершать определенные действия неосновной рукой. Научитесь писать одинаково умело обеими руками. Во время еды попеременно меняйте руки при использовании вилки и ложки.

3. Работайте с неопределенностью и двусмысленностью. Научитесь в полной мере наслаждаться оптическими иллюзиями и парадоксами.

4. Осваивайте интеллект-карты.

5. Пытайтесь блокировать одно или несколько ощущений, например, с закрытыми глазами принимать душ.

6. Развивайте вкусовые сравнительные ощущения. Учитесь чувствовать полноценно, смаковать пиво, вино, шоколад, сыр и др.

7. Выискивайте области пересечения определенных события и вещей, на первый взгляд совершенно не связанных между собой.

8. Научитесь печатать вслепую и пользоваться клавиатурой с различным расположением клавиш.

9. Придумайте другие способы применения для привычных предметов, например, проволоки или гвоздя.

10. Не придерживайтесь одного представления о конкретном событии или вещи, меняйте его на противоположное.

11. Совершенствуйте и изучайте техники, используемые в творчестве.

12. Очевидное не должно стать для вас догмой, ищите другие ответы на вопросы.

13. Всячески ломайте ваше представление об установленном порядке вещей.

14. Не унывайте, а наоборот резвитесь.

15. Вверх ногами переверните фотографии и картины.

16. Совершенствуйте и развивайте критическое мышление, отвергайте устоявшиеся заблуждения.

17. Решайте логические задачи, тем самым, совершенствуя логику.

18. Знакомьтесь с научными методами мышления.

19. Займитесь черчением или , для этого не обязательно быть художником.

20. Позитив в ваших мыслях – прежде всего.

21. Попробуйте себя в живописи, в скульптуре, в занятиях музыкой.

22. Развивайте ловкость рук, научитесь фокусам.

23. Отдавайте предпочтение продуктам, исключительно полезным для вашего мозга.

24. Научитесь недоедать, чем переедать. Лучше покинуть стол с легким чувством голода.

25. Физические упражнения должны всегда быть в вашем ежедневном расписании.

26. Сидите исключительно с прямой спиной.

27. Чем больше вы будете пить воды, тем лучше для вас и работы вашего мозга.

28. Дышите глубоко.

29. Почаще смейтесь, смех продлевает жизнь.

30. Определенные хобби и увлечение помогут разнообразить вашу жизнь.

31. Хороший полноценный – прежде всего.

32. Обращайтесь к короткому сну.

33. Прослушивание хорошей музыки положительно скажется на вашем самочувствии.

34. Медлительности и лености объявите войну.

35. Не злоупотребляйте использованием техники.

36. Познавайте современные материалы, касательно функционирования мозга.

37. Смените свой гардероб. При возможности ходите босиком.

38. Пытайтесь найти компромисс с собой.

39. Не стоит все в жизни усложнять, будьте проще.

40. Шахматы и настольные игры благоприятно отражаются на работе мозга.

41. Игры для «ума» - кроссворды, головоломки и другие игры – должны быть постоянно в вашем досуге.

42. Непосредственность вам не повредит.

43. Играйте в видео игры.

44. Чувство юмора никому еще не помешало, развивайте его, например сочинением шуток.

45. Составьте для себя список 100 – основная направленность которого: принятие решений, обнаружение скрытых проблем, техника для генерации идей.

46. Применяйте к себе метод Квота Идей.

47. Составьте банк идей, приходящий вам в голову, а затем последовательно рассматривайте их.

48. Развивайте свои идеи. Через определенные интервалы времени возвращайтесь к отложенным на «потом» идеям.

49. Концентрируйте внимание на «оптическом наблюдении». Например, в течение дня фиксируйте предметы определенного цвета.

50. Приучите себя вести ежедневник.

51. Будет полезным изучение иностранных языков.

52. Не посещайте один и тот же ресторан – это скучно и неинтересно. Отдавайте предпочтение национальным.

53. Изучение компьютерного программирования станет весьма полезным для вас в современной действительности.

55. Почаще меняйте местами интерьер в своей квартире. По возможности переезжайте куда-нибудь, смена обстановки всегда полезна.

56. Попробуйте писать поэзию или рассказы, заведите свой собственный блог.

57. Довольно интересно изучать язык символов.

58. Обратите свое внимание на музыкальные инструменты, научитесь играть на каком-либо из них.

59. Почаще бывайте в музеях.

60. Изучайте работу мозга, его возможности и способности.

61. Обучитесь технике быстрого чтения.

62. Придерживайтесь своего стиля обучения.

63. Попытайтесь научиться определять по дате – любой день недели.

64. Оценивайте по своим ощущениям какие-либо промежутки времени.

65. Выполните «приблизительный расчет», к примеру, такого эпизода, чего в действительности больше – нейронных связей в мозгу или же количества листьев в лесах Амазонки.

66. Будьте с математикой на «ты». Научитесь считать, как следует.

67. В мыслях выстраивайте Дворцы Памяти.

68. Для совершенствования памяти освойте систему образного мышления.

69. Секс должен присутствовать в вашей жизни обязательно.

70. Имена людей старайтесь запоминать с первой попытки. Практикуйте медитацию.

71. Практикуйте медитацию. Тренируйте одинаково как полное отсутствие мыслей, так и концентрацию внимания.

72. При просмотре фильмов должны быть разные жанры. Желательно

73. Желательно как можно меньше проводить возле телевизора.

74. Умению концентрироваться вы должны учиться с детства.

75. Тесный контакт с природой - поможет вам гармонично быть и с самим собой, и с природой.

76. Полезным будет решение математических задач.

77. Не спешите, спешка уместна при ловле блох.

78. При выполнении определенных видов деятельности измените привычную скорость выполнения.

79. Относитесь к выполнению дела или задачи со всей серьезностью и делайте его сразу, с первой попытки.

80. Развивайте и совершенствуйте любознательность.

81. Станьте на время актером и примерьте на себе чужое сознание. Войдите в роль чужого человека, подумайте, как-бы вы поступили?

82. Воспитывайте у себя созерцательное отношение к окружающему миру.

83. В вашем распорядке дня должно быть время для уединения и релаксации.

84. Будьте готовы учиться всю жизнь.

85. Не сидите дома, путешествуйте, это поможет вам ближе познакомиться с образом жизни других людей.

86. Знакомьтесь с биографиями гениев.

87. Окружайте себя исключительно надежными друзьями.

88. Ищите соперничества.

89. Окружайте себя людьми с другим мировоззрением.

90. Принимайте участие в мозговых штурмах.

91. Докапывайтесь до корней всех проблем.

92. Изменяйте методы планирования будущего: коллективное/индивидуальное, кратковременное/долговременное.

93. Записывайте цитаты известных и популярных людей.

94. Поменяйте способ общения: вместо письма используйте голосовую запись, бумагу предпочтите компьютеру.

95. Почаще читайте классиков.

96. Развивайте искусство чтения.

97. Делайте аннотацию прочитанных книг.

98. Доводите до совершенства свое самосознание.

99. Все проблемы оговаривайте вслух

100.Комментирйте свои ощущения подробно.

101.Применяйте метод Брайля.

102.Стимулируйте свои ощущения и мысли, например, купив одно из произведений искусств.

103.Приобретайте различные парфюмерные ароматы.

104.Не бойтесь смешивать ощущения. Как звучит запах розы? Сколько весит голубой цвет?

105. Не молчите – спорьте, если в этом есть необходимость. Отстаивайте свои доводы, но и выслушивайте оппонента.

106. Используйте метод тайм-боксинга.

107.Находите время для совершенствования мозга.

108. Фантазируйте.

109. Создайте место, существующее исключительно в вашем воображении.

110.Небойтесь бросать вызов самому себе.

111.Развивайте у себя искусство визуализации, 5 минут в день на это будет достаточно.

112.Записывайте и классифицируйте сны.

113.Научитесь осознанным сновидениям.

114.Заведите блокнотик, где будете фиксировать интересные слова. Попробуйте создать свои - собственные.

115.Связывайте конкретные и абстрактные концепции, ищите метафоры.

116.Не позволяйте стрессам управлять вами.

117.Читайте наобум выбранные сайты. Выписывайте поразившие вас слова из журнала. Осваивайте способ случайного ввода информации.

118.Не ходите одной «проторенной» дорожкой. Меняйте постоянно улицы, по которым ходите, бегаете либо возвращаетесь домой.

119.Не топчитесь «на одном месте». Устанавливайте на ваш ПК различные операционные системы.

120. Пополняйте свой словарный запас.

121.Стремитесь к лучшему и большему, не останавливайтесь на достигнутых результатах.

Как видите, советов слишком много и именно вам решать, какие взять себе на заметку, а какие проигнорировать. Но, все они, однозначно, направлены исключительно на раскрытие возможностей вашего мозга.

Как устроен человеческий мозг? Способен ли он познать сам себя? Откуда берутся интуиция и творчество? Об этом и многом другом «АиФ» рассказал российский физиолог, академик, директор Института мозга человека РАН Святослав Медведев.

Мыслящий студень

Владимир Кожемякин, «АиФ»: — Святослав Всеволодович, что в деятельности мозга кажется вам наиболее загадочным и необъяснимым?

Святослав Медведев: То, чему я посвятил, по сути, свою научную жизнь: нерешенный до сих пор вопрос, как нейроны мозга организуются в систему. Представьте себе: компьютер и мозг. Количество элементов в мозге - 100 млрд. нейронов. Для описания взаимодействия между ними нужен объем компьютерной памяти, сравнимый с числом частиц в видимой нами Вселенной. При этом, скорость распространения информации по мозгу - всего 1400 м в секунду. В компьютере же это - фактически скорость света. И, кстати, работает мозг на энергии, по мощности сравнимой с той, которую даёт автомобильный аккумулятор. Замечу, что в мощных компьютерах только на охлаждение идут десятки киловатт. Но при этом эффективность его неизмеримо выше, чем у любого из известных ныне сверхмощных компьютеров... Каким образом нейроны могут организовываться при столь медленной работе мозга? Почему до сих пор эффективность его деятельности далеко превосходит все, что сейчас достигается компьютерами? Мы не представляем себе, как это происходит с точки зрения законов физики.

— Вы видели живой человеческий мозг?

Конечно, ведь я присутствовал на многих нейрохирургических операциях. И это на самом деле производит впечатление - что всё наше интеллектуальное сокровище выглядит как некий студень с прожилками. И даже нам, исследователям, бывает трудно осознать и до конца поверить, что 1,5 килограммах этой бугристой розовой студенистой массы в черепной коробке содержится все богатство нашего внутреннего мира, все разнообразие поведения!

Может быть, в этом и есть главная загадка мозга - как в этом студне заключены все связи Вселенной? Каким образом в нем происходит взаимодействие между идеальным и материальным? Как наши чувства превращаются в биохимические процессы, и наоборот - как эти процессы превращаются в эмоции? Вот вы не знаете? Я - тоже. Пока…

— На сколько процентов вообще изучен мозг?

— Ответа на этот вопрос не существует. Кстати, о процентах. Считается, будто человек использует только 10, 15 или 20% возможностей мозга. Это чепуха! Представим, что в эпоху XIX в. исследователи человеческого мозга высадились на неизведанный берег и понемногу начали разведку местности: постепенно продвигались вглубь континента, прокладывали дороги, осваивали земли, строили мосты, обходили горы. И в итоге освоили достаточно небольшую территорию, скажем, полуостров, а остальная земля осталась им неизвестной. Так продолжается и сейчас: у нас, выражаясь фигурально, до сих пор нет ни спутников, ни самолетов, и мы даже не знаем, насколько велик наш материк.

Часовой в голове

Я думаю, накопленный в течение жизни опыт и подсознательный анализ ситуации. Например, человек видит признаки опасности, но полностью осознать увиденное не успевает. Однако, основываясь на этих признаках, мозг молниеносно дает команду, которую мы считаем подсказкой внутреннего голоса. Мы можем инстинктивно остановиться посреди улицы или, напротив, резко ускорить шаг, заметив краем глаза падающую с крыши сосульку или кирпич.

В мозге человека есть механизм сравнения реальной ситуации с контрольной - то есть, некой матрицей стереотипов. Образно говоря, в нашей голове все время дежурит часовой, который собирает общую картину, обрабатывает ее, закрепляет, а потом мониторит текущую обстановку, проверяя, не поменялось ли что. Если возникают изменения, в мозге появляется сигнал - смутное беспокойство, ощущение, мол, что-то не так. Заметьте: мозг не говорит, что именно не в порядке, а просто «портит вам настроение». Задача «часового» - следить за отклонениями от стандарта, и обратить на них внимание, а там пусть уж человек сам принимает решение, что ему делать.

— Но тогда почему такое смутное беспокойство зачастую появляется задолго до события? Что это - предвидение?

Отвечу присказкой: «Если господин гусар идет играть в карты на всю ночь, то еще днем, когда пока что ничего не случилось, его жена уже начинает беспокоиться, не проиграется ли он в пух и прах». Иначе говоря, вы приблизительно понимаете, что плохого может произойти, и начинаете переживать заранее, прикидываете шансы на успех. Предвидение - это анализ ситуации.

Насколько, на ваш взгляд, велико влияние человеческой воли? Где черта, за которой она уже бессильна? Или человек способен на все, пока не умрет?

— Конечно, нет, не способен. Такая черта - это выход за нормальную ситуацию: тяжелая болезнь, серьезная травма, наркотическое отравление… Мозг хорошо работает в условиях стабильности. Когда возникающие нестабильности держатся в рамках, он прекрасно их выравнивает. Но бывают ситуации, когда ничего не поможет: будет сила воли, не будет - уже все. Например, есть воздействия, против которых мозг бессилен: если вводить в организм определенные вещества, например психотропные, наркотические, то сопротивление практически невозможно. Известны легенды о волевых разведчиках, которые молчали под любыми пытками. Но после обработки специальными психотропными препаратами человек теряет волю и отвечает на любой вопрос.

— Вы, помимо прочего, исследуете феномен творческого начала в человеке - «божьей искры», как говорится. Если не секрет, на каких приборах это делается?

Их достаточно много: позитронно-эмиссионный томограф, магнитно-резонансный томограф, различные устройства, использующие современные методы электроэнцефалографии. Мы предлагаем людям выполнять определенные творческие задания - например, придумать нестандартную фразу. И видим на приборах, как в этой ситуации происходит функционирование мозга.

Творчество - это, пожалуй, единственный вид деятельности, при котором активизируется весь мозг. Например, когда вы просто ведете беседу, то задействуется область мозга около виска, а когда слушаете речь - область чуть-чуть сзади. При творчестве этого не происходит, потому что человек не знает, какие ресурсы будут нужны для решения задачи. Как ни странно, одни и те же нейроны участвуют и в процессе мышления, и в выполнении каких-то действий, и в контроле за функциями внутренних органов.

Последняя научная монография моей матери, Натальи Петровны Бехтеревой была написана на тему «Умные живут дольше». О том же говорит и известный геронтолог Владимир Анисимов: ученые тех специальностей, где творчество обязательно, зачастую могут похвастаться своим долголетием.

Сверхвозможности опасны?

Есть расхожее представление, что мозг обладает некими сверхвозможностями, скрытыми в подсознании. Это действительно так?

— Не стоит переоценивать роль идеального в работе мозга. Отсюда появляются мифы о его сверхвозможностях и скрытых резервах - мол, человек в обычной жизни якобы задействует всего лишь малую долю того, что ему на самом деле подвластно. Кто, например, не слышал историю о прохожем, который, спасаясь от собаки, перелез через трехметровую стену, хотя никогда ни до, ни после не мог перелезть даже через двухметровую… Вариаций на эту тему предостаточно. В финале обычно делается вывод, что у каждого из нас есть масса нереализованных возможностей, и вот если бы научиться их использовать… Что ж, это несложно. Вкатите себе лошадиную дозу допинга и дерзайте. Скорее всего, вы умрете уже при второй пробе...

Подобные представления похожи на миф о покорении природы. Да, у организма есть резервы. Но они потому и резервы, что приберегаются для редких, действительно экстремальных случаев. Человек может многое, но далеко не все - при этом за свершения приходится платить, иногда слишком высокую цену…

К примеру, существует теория, будто реальная сила мышц во много раз больше чем та, которую мы показываем на соревнованиях. Ситуация такая же, как с суперсовременными сверхмощными машинами, в которых скорость ограничена искусственно. Ограничения же на силу мышц происходят за счет ломкости костей, недостаточной прочности сухожилий. Почему же бесконечны истории о прыжках и невероятной силе? Да потому, что в момент опасности в организме выделяется лошадиная доза адреналина. Организм умно сконструирован. Он понимает, что, когда, скажем, нападает тигр, не время думать о правильном распределении энергии, а растянутые связки можно починить потом. Но когда обсуждают нераскрытые возможности мозга (сверхпамять, сверхбыстрый счет и другие феномены), скучные представления о естественных барьерах сразу забывают.

Весь вопрос тут в цене сверхвозможностей. Известно, что практически все чемпионы олимпийского уровня - больные люди. Их рекорды связаны с запредельной мобилизацией сил организма: такое даром не проходит. Платой за медаль в 18 лет часто становится инвалидность в 40. Человек работает на износ, не думая о будущем. Или, скажем, есть люди, которые никогда не спят: как ни странно, им нельзя водить машину. Отсутствие нормального сна они компенсируют тем, что засыпают на секунду-другую. А за секунду, между прочим, автомобиль может проехать десятки метров…

Кстати, и сами по себе сверхвозможности - не всегда благо. Возьмем, к примеру, ту же память. Мгновенно и навсегда сохранять в голове огромные объемы информации - это великолепно. Но и способность забывать - тоже великое дело. Представьте себе, что один из супругов помнит обо всех семейных скандалах, психологических травмах, поражениях. С такой памятью трудно жить. Великий сыщик Шерлок Холмс избегал ненужных знаний. С подобной проблемой сталкиваются все, кто работает на компьютере: диск объемом 500 гигов можно заполнить очень быстро, но как потом найти нужный файл? Тот, кто помнит все, зачастую мало что может использовать: он завален информацией.

Пока что большинство случаев выдающихся возможностей человека вели к потерям в будущем или даже настоящем. Почти любое отклонение от стабильности человеческого организма не приводит к благу. Отсюда следует вывод: сверхвозможности, по идее, должны быть запрещены на биологическом уровне - стремлением самого мозга и организма к сбалансированности. Поэтому, мозг вносит достаточно жесткие ограничения в наше мышление, подобно тому, как в басовом регистре нельзя сыграть быструю мелодию.

Сверхвозможности опасны для их обладателя. Возьмем жизнь и смерть Владимира Высоцкого, который, несомненно, обладал сверхвозможностями, но они «сожгли» (в буквальном смысле, если говорить об энергетике) его организм. Или, скажем, судьбы Пушкина, Лермонтова… Если плата за развитие своих способностей и умений в пределах нормы — это тренировка и здоровый образ жизни, то цена сверхвозможностей — гипертрофия какого-то одного качества за счет других и, возможно, преждевременная смерть.

— Если мозг изучен не до конца, значит, нельзя отказывать ему и в каких-то паранормальных способностях?

— Думаю, придет время заняться изучением явлений, которые сейчас считаются несуществующими: феноменом предвидения, выходом души из тела, возможностями телепатии, вещими снами. Например, телепатия: есть она или нет? Ясно одно: передача мыслей на расстояние сделала бы невозможным существование высокоразвитых форм жизни. А так называемый выход души из тела происходит только в критических состояниях, например, когда человек при смерти. Почему? Когда жизнь угасает, нарушается согласованная работа различных систем. Их еле-еле хватает на самообеспечение, но уже не на взаимодействие. И тогда, возможно, в мозге перестают действовать некоторые запреты и ограничения… У некоторых людей это врожденные качества (в этом случае мы говорим о таланте или даже гении). Они могут проявляться, например, при постановке сверхзадачи в виде озарений и сопровождаться изменением внутреннего режима времени.

— То есть время в мозге течет как-то иначе?

— Возможно, что и так. В особенно сложных структурах энергия может переходить во время или пространство и наоборот. Иначе говоря, не исключено, что мозг в своём объёме способен изменять законы пространства-времени. Теоретически можно себе представить, как сложная нейронная сеть (совокупность миллиардов нейронов) локально, в объёме головы, модифицирует свойства пространства в зависимости от своей структуры и состояния.

Можно ли пересадить голову?

Вы не раз говорили о противоречии между огромной интеллектуальной мощью мозга и его зависимостью от состояния тела. А если бы мозг был совсем независим от тела - то что?

Зависимость мозга от тела - это не всегда хорошо. Но, если бы её не существовало, то не было бы, скажем, и влияния стресса на работу мозга. А стресс, как известно, - великий стимулятор активной деятельности. Существует расхожая версия о том, что на исход Бородинской битвы и битвы при Ватерлоо косвенным образом повлияли недомогания Наполеона, в частности, пресловутый насморк в день сражения. В этом объяснении есть определённый смысл - ведь насморк вызывает гипоксию, кислородное голодание мозга, что снижает остроту и ясность мышления, скорость реакции. Возможно, именно это стало причиной того, что Наполеона не посетило свойственное ему озарение, помогавшее выигрывать другие сражения.

Если отделить мозг и сделать автономным, это резко его обеднит. Например, лишит эндогенных морфинов - химических соединений, которые обладают способностью влиять на эмоциональное состояние. Отнимите эти гормоны счастья - и человек не сможет получать удовольствие, потеряет огромное количество эмоций. Мозг должен зависеть от тела. Это насущная необходимость. И именно то, что делает человека человеком и отличает его от компьютера.

В фантастических фильмах мозг перемещают в экзоскелет, и в результате рождается киборг. Возможно ли такое в будущем? Можно ли пересадить мозг в другое тело?

Пока что, к сожалению, нельзя. Спинной мозг в итоге «не склеивается», и человек оказывается парализованным. Во времена Советского Союза мы изучали солдат, вернувшихся из Афганистана с полным перерывом спинного мозга. Восстановить это было невозможно, хотя улучшения в состоянии пациентов и были довольно значительными. Вот черепахи, например, вполне способны восстанавливаться и передвигаться с такой травмой, кошки тоже, а человек, увы, нет. Если подобную операцию всё-таки удастся успешно осуществить, тогда можно будет и пересаживать голову.

Интернет упрощает разум

Вы как-то заметили, что интернет упрощает разум. Но так ли это? Находя ответы на все вопросы в Сети, люди действительно зачастую разучиваются думать. Но с другой стороны, мгновенное получение любого знания должно обогащать мозг…

В мире нет абстрактно плохих и абстрактно хороших вещей. Например, наркотики - однозначно плохое дело, но без них невозможно проведение ни одной операции. Или, скажем, атомная бомба - она плохая или хорошая? Она сама по себе никакая. С ее помощью можно создавать гигантские подземные хранилища, а можно и уничтожать города. Или, скажем, сбить комету, которая летит на Землю.

Честно сказать, я больше люблю читать книгу, чем смотреть телевизор. Но смотрю - в разумных пределах. Телевидение меня не поработило, не сделало зависимым от «ящика». Вот и наркоманом человек, как правило, не становится, его заставляют таким стать. И если он поддается, то в итоге погибает. Приучение к наркомании - это огромная индустрия. И с интернетом та же самая история. Сейчас создано множество очень хитрых приемов для «отключения» людей от реальной жизни - и в том числе для того, чтобы они не задавали лишних вопросов. И так, к сожалению, происходит во всем мире.

И в самом деле, если исходить из подобной логики - зачем помнить наизусть цитаты, если все можно «по щелчку» найти в интернете? Зачем читать книгу - проще посмотреть экранизацию… На самом деле беда уже у ворот: мы не оглупляем наших детей, но упрощаем их разум. То же кино дает зрителю фабулу произведения и губит фантазию. Вы уже не можете представить себе истинные образы Миледи и д’Артаньяна у Дюма. Это однозначно Терехова и Боярский…

Мозговой штурм мозга

— Ваша новая книга называется «Мозг против мозга». Что имеется в виду?

— По-английски эта фраза звучит более близко к смыслу книги: «Мind vs brain». То есть мозг, который мыслит (сознание, знание, разум) против мозга как материального тела. Способен ли человеческий мозг познать мозг, то есть сам себя? Как можно с помощью понимания, науки, логики постичь работу невероятно сложного «устройства» (или, кто знает, может быть, «существа»), заключенного в нашей голове? Ученые впервые столкнулись с ситуацией, когда «прибор» и объект его изучения одинаково сложны. Вы не поверите, но все, что мы до сих пор исследовали, будь то атом или Галактика, было проще, чем мозг человека. Можно ли вообще познать его? Я думаю, что до конца — вряд ли. Надежду даёт только то, что число научных открытий в исследовании мозга не прекращается. Такое ощущение, что мозг шутя раскрывает свои тайны, полагая, будто их у него бесконечно много, а значит, можно немного «подкинуть» любопытствующим учёным.

Вы выражаете сомнение в том, что человеческий мозг можно познать с помощью мозга, то есть «прибора», сопоставимого по сложности с исследуемым объектом. А значит, разгадать до конца все тайны мозга навряд ли возможно. Но, может быть, учёным поможет в этом мозговой штурм - метод коллективного поиска решений? Один мозг хорошо, а несколько - лучше…

К сожалению, обычно при количественном увеличении числа мозгов качественное изменение не происходит. Просто собирается всё больше и больше слепцов, ощупывающих слона. Консилиум - это лишь увеличение числа попыток.

Метод мозгового штурма работает, но в случае с изучением мозга он пока не привёл ни к каким важным результатам. Может быть, потому, что мы не умеем задавать мозгу правильные вопросы.

Немного истории: в 1941 году в поселке Кисегач Челябинской области, на берегу тихого озера развернулся военный госпиталь восстановительной медицины. Сюда привозили бойцов, получивших ранения в голову, которые так или иначе затрагивали и повреждали структуру головного мозга. Там проходили одновременно и исследования, и реабилитация раненных бойцов, каждый их которых становился для врачей очередной загадкой, требующей все новых и новых знаний о мозге.

Вот лишь один из примеров. Лейтенант Засецкий был ранен в теменно-затылочную область. После его осмотра А. Лурия был в некотором замешательстве: раненный молодой человек был полон сил, но с трудом подбирал нужные слова, разучился писать и читать, а картина мира, который его окружал, рассыпалась перед ним на множество отдельных, не связанных между собой элементов. Но при этом – абсолютная сохранность силы воли, стремление жить и развиваться, переживание чувств во всей их полноте и выразительности!

Этот и подобные им случаи помогли ученым составить максимально полную картину того, как устроено и функционирует человеческое сознание, и понять невыразимо обширные компенсаторные возможности человеческого мозга.

Впрочем, пожалуй, все же самым важным был успешный опыт выздоровления сотен и сотен бойцов и возвращения их к нормальной жизни.

Такая «скучная» серо-белая картинка

Вот перед медиками лежит вынутый из черепной коробки головной мозг человека. Что они видят? Почти унылую из-за своей бесцветности серо-белую картинку – серого цвета кора и серо-белые подкорковые образования. Но стоит узнать лишь некоторые скудные факты об этом удивительнейшем органе человеческого тела, как, становится ясно, что мозг по своей таинственности и сложности вполне может конкурировать с космосом.

Судите сами:

  • Головной мозг человека состоит из полутора миллиардов нервных клеток;
  • В случае разрушения какой-либо части мозга, ее функции способна принять на себя другая мозговая структура;
  • Закономерности развития мозга позволяют делать заключение о том, какие функции у человека развиваются успешнее других, а какие отстают в своем развитии от понятия «норма».

Совет 1

Нельзя улучшать то, в чем не разбираешься. Читайте о работе мозга, стремитесь понять принципы его работы. Определите для себя важные направления развития своих познавательных способностей и изучите закономерности их развития.

С Викиум вы сможете организовать процесс тренировок когнитивных способностей по индивидуальной программе

Три главные услуги головного мозга

Если объединить все, что старательно проделывает для нас наш головной мозг, то мы получим 3 основных его поля деятельности:

  1. поддержание энергетического тонуса – регулирование обмена веществ, работы желез внутренней секреции, обеспечение роста и развития;
  2. прием, переработка и хранение информации , поступающей из внешнего мира;
  3. программирование, регуляция и контроль деятельности человека.

Все это очень сильно напоминает работу сложного компьютера. Действительно, человеческий мозг, его особенности и возможности воспроизводят все закономерности сложного управления информационными потоками. Или это компьютеры создаются по образу и подобию головного мозга?

Взять хотя бы энергетический блок. Он даже и на мозговую структуру-то, строго говоря, не очень походит – рыхлый, даже жидковатый, расположен где-то совсем глубоко внутри. Но в целом – это, пожалуй, самая древняя часть мозга, локализованная в гипоталамусе.

Без нее мозг лишается своей энергетической подпитки, а тонус всех мозговых процессов снижается до неработоспособного уровня.

Целый ряд причин неудовлетворительной работы мозга, таким образом, связан с тем, что в разных контекстах называют по-разному, например:

  • нарушение обмена веществ в организме;
  • расстройства жирового обмена;
  • нарушение работы гипофиза,
  • заболевания эндокринных желез.

У всех на слуху фраза «всплеск адреналина» — это как раз и есть тот случай, когда гормон, известный под названием адреналин, выбрасывается в кровь надпочечниками, которые его производят. Результат – мощный эмоциональный всплеск, фактически взрыв эмоций! Именно так реагирует энергетический блок мозга на гормональный сдвиг.

Совет 2

Итак, качество первой услуги нашего мозга напрямую связано со здоровьем нашего организма. Так что помогать своему мозгу означает, в том числе, и следить за своим обменом веществом и работой желез внутренней секреции , обеспечивая и поддерживая здоровое функционирование соответствующих органов.

Мозг собирает «паззлы»

Знаете ли вы, при каких условиях мозг «впадает в сон»? Это случается, когда резко уменьшается поток внешних сигналов. Энергетический блок как бы интегрирует обмен веществ в организме и поступающие в него внешние сигналы. И если нет сигналов, то нет тонуса.

Но вот в мозг поступают сигналы о предметах вокруг. Мозг улавливает:

  • цвет,
  • форму,
  • расстояние,
  • размер,

но пока еще только как неясные размытые образы. Чтобы их распознать, необходимо пропустить эти сигналы на принципиально иной уровень, или иначе, из «первичной зрительной коры» они должны попасть во «вторичную зрительную кору».

Электрод, прикоснувшийся к первичной коре, вызовет у человека лишь вспышки образов – искры, линии, круги, молнии… А прикоснувшись к вторичной коре, он породит вполне узнаваемые картины – лица, предметы и даже целые сюжеты.

Не все образы, фиксированные первичной корой, перерабатываются человеком до уровня, на котором их можно распознать. Не с этим ли связан феномен интуиции? Мы не можем внятно объяснить своих предчувствий и размытых предвидений, но при этом отдаем себе отчет, что они несут в себе для нас какую-то важную информацию.

Совет 3

Развивайте образное мышление! Научитесь оперировать образами-картинками, получившим в психологии название «представлений». Помогите своему мозгу в полной мере использовать скрытые ресурсы вторичной зрительной коры.

Основую работу, связанную с

  • узнаванием картины мира,
  • называнием предметов (а, следовательно, с речью),
  • синтезом целостной модели из отдельных разрозненных «паззлов»

выполняет «третичная зрительная кора». Это ее заслуга, что наш мозг строит для нас целостный образ окружающего мира, где мы

  • видим, как размещены и связаны друг с другом разные объекты,
  • можем отслеживать их перемещение,
  • определяем их местоположение и сравниваем друг с другом.

А главное – мы можем давать предметам названия и, таким образом, транслировать друг другу свои персональные картины мира. Отрывая слово от предмета, который оно обозначает, мы формируем абстрактные слова, слова-понятия.

Мы слышим слово «яблоко», и каждому из нас понятно, о каком предмете идет речь. Но, если заглянуть в модели мира разных людей, то мы обнаружим, что каждый увидел «свое» яблоко:

  • побольше или поменьше,
  • зеленое или красное,
  • «антоновку» или «ранет»…

Чем сильнее слово привязано к образу, тем, увы, ниже уровень понятийного мышления, тем труднее даются абстрактные суждения. Такие, например, как решение сложных математических уравнений.

Совет 4

Развивайте свой понятийный аппарат и тренируйте свое абстрактное мышление! Вы теперь знаете, что это функция совершенно другой зоны мозга. Вторичная и третичная кора несут каждая свою нагрузку, поэтому развитие одной, отнюдь, не гарантирует успешного развития другой.

Речь нужна человеку не только для того, чтобы обмениваться информацией с другими людьми. Разговаривать, слушать, получать новые сведения от других, самому выражать свою позицию – это лишь видимая часть того, что обеспечивает нам наша речь.

Третичная кора и два важнейших мозговых центра – двигательный центр речи Брока и сенсорный центр речи Вернике – делают для нас значительно более важную работу. Они помогают нам думать! Именно слова организуют наш внутренний мир. Это ими мы описываем в мозгу все, что воспринимаем. Внешний мир – материален и независим от нашего мировосприятия, а внутренний мы выстраиваем для себя сами. И чем больше средств для этого имеется в нашем распоряжении, тем точнее, детальнее, подробнее, будет модель мира, созданная нашим мозгом.

Вы ведь не хотите без конца повторять любимую фразу не очень успешных студентов «Я как собака: все понимаю, а сказать не могу»?

Тогда обратите внимание на следующую особенность устройства мозга: за восприятие речи и за проговаривание отвечают разные мозговые центры . Они даже отстоят друг от друга в некотором отдалении: двигательный — в затылочной зоне, а сенсорный (воспринимающий речь) в височной.

Читая, слушая и внимая, вы загружаете, а значит, тренируете только центр восприятия речи. И далеко не факт, что вы сможете потом легко воспроизвести прочитанное и услышанное. Рассуждение типа «Если я это узнал, то я смогу про это рассказать» — не более, чем распространенная иллюзия. Двигательный центр речи, все это время не задействованный, не встрепенется вот так, ни с того, ни с сего, и не поможет вам ярко и красочно пересказать то, что вы знаете.

Совет 5

Хотите легко воспроизводить новый для вас материал, изобилующий малознакомыми научными терминами и трудными для вас выражениями, возьмите за практику обязательно пересказывать прочитанное и услышанное !

Если бы не было этого третьего мозгового блока, мы были бы способны лишь реагировать на окружающую среду и свои потребности:

  • голодно – ищем еду,
  • холодно – кутаемся,
  • страшно – пускаемся наутек.

Но человек – активное существо. И это, благодаря расположенным в передних отделах больших полушарий коры мозговым структурам, отвечающим за программирование и контроль наших действий.

О важности для человека активной произвольной деятельности, ее программирования, организации и самоконтроля говорят два факта:

  • участки мозга, отвечающие за активную организацию деятельности, формируются намного в более позднем возрасте, чем какие-либо иные;
  • только за эти три функции отвечает 1/3 всей массы головного мозга.

Итак, перед человеком открываются такие возможности мозга, которые делают его хозяином своей судьбы в самом широком смысле этого слова.

Кстати, сохранность именно этих участков позволила лейтенанту Засецкому впоследствии заново овладеть всеми познавательными функциями, что были утрачены им вследствие ранения. Вот откуда у него были и настойчивое стремление вылечиться, и жажда открывать для себя мир заново.

Слабая воля и лень, жизнь в режиме реагирования, поведение по реактивному типу – все это лишь результаты личностных качеств. Мозг тут вовсе ни при чем, если нет функциональных расстройств или поражений его лобных долей. Тренировка произвольного внимания, целенаправленного поведения, усидчивости и упорства – могучие помощники вашему мозгу – созидающему и контролирующему органу.

Совет 6

Тренируйте свою настойчивость, развивайте активное отношение к жизни, старайтесь не утратить с годами любопытства, любознательности, любви к открытиям и готовности осваивать новые знания !

Регистрация электрических потенциалов мозга позволила выявить следующую закономерность: каждая умственная деятельность приводит к тому, что в лобных долях приходят в возбуждение сразу множество синхронно работающих участков. Привычная работа, не содержащая в себе никаких новых интеллектуальных вызовов, — плохой помощник в сохранении эффективной мозговой деятельности на протяжении всей жизни человека.

Совет 7

Хотите «расшевелить» свой мозг – найдите для него умственную задачу . Решая кроссворд, планируя свои действия, сравнивая и делая осознанный выбор, вы развиваете способности человеческого мозга справляться с умственной работой быстрее и качественнее.

И напоследок, еще один важный факт: все три блока мозга работают в самом тесном взаимодействии. Разорвать их между собой можно либо искусственно, делая это в научных целях, и создавая для этого условные описательные модели функционирования каждого блока, либо это может происходить в силу глубоких функциональных расстройств. В жизни человека, здорового и нормально развивающегося, вся работа мозга – это единая синхронизированная работа одновременно многих мозговых структур. Тренировать способности своего мозга и таким путем стать умнее, рассудительнее, внимательнее многих других – это вполне реальный и продуктивный путь для каждого человека.

Совет 8

Воспользуйтесь тренировочными возможностями сайта Викиум . Упражнения выстроены в соответствии с описанными выше закономерностями работы нашего головного мозга.


Игры разума. Тайны человеческого мозга


Возможности человеческого мозга удивительны и пока ещё до конца не изучены. Чем объясняются интеллектуальные качества и другие чудесные способности человеческого мозга, давайте попробуем разобраться: приглашаем на виртуальную выставку "Игры разума. Тайны человеческого мозга" .

К началу виртуальной выставки

Человек — чудо

Из всех чудесных вещей на земле ничто не является более удивительным, чем человеческий мозг. Например, каждую секунду благодаря различным органам чувств в мозг поступает приблизительно 100 миллионов единиц информации. Каким же образом он не перегружается такой лавиной?

Если мы в один прием охватываем только одну мысль, то как разум справляется с миллионами одновременных сообщений? Очевидно, что разум не только выдерживает этот поток, но и с легкостью управляет им.

Тот способ, каким он это делает, является одним из многочисленных чудес человеческого мозга. Здесь играют роль два фактора. Во-первых, в стволе мозга находится сеть нервов величиной с мизинец руки.

Эта сеть называется ретикулярной формацией. Действуя как своего рода центр регуляции движения, она следит за миллионами сообщений, поступающих в мозг, отсеивает все незначительное и отбирает существенное для внимания мозговой коры. Каждую секунду эта маленькая сеть нервов пропускает в сознание самое большее несколько сотен сообщений.

Во-вторых, дальнейшее сосредоточение нашего внимания происходит, по-видимому, благодаря волнам, которые проносятся через мозг от 8 до 12 раз в секунду. Эти волны вызывают периоды повышенной чувствительности, в течение которых мозг отмечает наиболее сильные сигналы и соответственно реагирует.

Полагают, что мозг посредством этих волн тщательно просматривает сам себя, тем самым концентрируясь на главном. Таким образом в наших головах каждую секунду кипит поразительная деятельность!

Нечто, «вызывающее удивление»

За последние годы ученые сделали огромные успехи в исследовании мозга. Тем не менее, то, что они узнали, — ничто по сравнению с тем, что остаётся неизвестным. После тысячелетий предположений и последних десятилетий интенсивной научно-исследовательской работы наш мозг, как и вселенная, остается в основном тайной.

Человеческий мозг является, несомненно, самой таинственной частью чуда человека — «чуда» в смысле чего-то, что «вызывает удивление».

«В отличие от мозга любого животного, мозг человеческого ребёнка в продолжение первого года жизни увеличивается втрое», — констатируется в книге The Universe Within (Космос внутри).

Со временем человеческий мозг, помимо клеток другого типа, вмещает около 100 миллиардов нервных клеток, так называемых нейронов, несмотря на то, что он составляет всего лишь 2 процента веса тела.

Основные клетки мозга — нейроны — на самом деле не прикасаются друг ко другу. Они отделены синапсами — крошечными промежутками шириной менее одной десятитысячной миллиметра. Эти щели перекрываются химическими передатчиками, так называемыми медиаторами.

Пока известно 30 разных медиаторов, но в мозгу их может быть гораздо больше. На одном конце нейрона эти химические сигналы принимаются крошечными ветвящимися волосками — дендритами. Затем сигналы переходят к другому концу нейрона по нервному волокну, так называемому аксону.

В самих нейронах сигналы передаются электрическим путем, а через щели — химическим, так что передача нервных сигналов носит электрохимический характер. Все импульсы одинаковы по силе, но интенсивность сигнала зависит от частоты импульсов, которая может достигать тысячи импульсов в секунду.

Какие именно физиологические изменения происходят в мозгу, когда мы учимся, точно не известно. Однако экспериментальные данные говорят о том, что у нас, в то время как мы учимся, особенно в ранние годы жизни, формируются лучшие связи и выделяется больше химических веществ, которые перекрывают щели между нейронами.

Постоянным употреблением связи укрепляются, благодаря чему повышается способность учиться. «Пути, которые часто активируются вместе, каким-то образом укрепляются», — сообщает журнал Scientific American.

Исследования показывают, что неиспользуемые умственные способности постепенно утрачиваются. Следовательно, мозг, подобно мышце, укрепляется применением и слабеет от бездействия.

Огромное число микроскопических нервных волокон, которые образуют эти связи внутри мозга, часто называют мозговой «проводкой». Волокна четко размещены в поразительно сложном лабиринте.

Но как они располагаются по своим соответствующим местам, заданным «монтажными схемами», является тайной. Один ученый сказал: «Несомненно, важнейший предмет обсуждений относительно развития мозга — это вопрос, как именно нейроны образуют специфические структуры связей… Большинство связей, по-видимому, четко устанавливается на ранней стадии развития».

Другой исследователь добавляет, что эти специфически спланированные участки мозга «встречаются по всей нервной системе, а способ, каким эта четкая проводка укладывается, остается одним из главных неразрешенных вопросов».

Число этих связей астрономическое! Каждый нейрон может иметь тысячи связей с другими нейронами. Связи существуют не только между нейронами, но имеются также микросхемы, которые устанавливаются непосредственно между самими дендритами.

«Эти „микросхемы“, — говорит один невролог, — придают нашей уже самой по себе поражающей воображение концепции о работе мозга совершенно новый масштаб». По мнению некоторых исследователей, «миллиарды миллиардов нервных клеток в человеческом мозгу насчитывают, может быть, один квадриллион связей».

С какой емкостью? Карл Сейган утверждает, что мозг в состоянии вмещать информацию, которая «заполнила бы приблизительно двадцать миллионов томов — столько, сколько находится в крупнейших библиотеках мира».

Что существенно отличает человека от любого животного, так это кора головного мозга. Толщиной приблизительно в 3 миллиметра, она образует складчатый слой, прилегающий к черепу. В разостланном состоянии кора заняла бы площадь приблизительно в 3 400 квадратных сантиметров.

Каждый кубический сантиметр коры вмещает около тысячи километров соединительных волокон. Кора головного мозга человека не только намного больше коры любого животного, но она обладает также гораздо бо́льшими не загруженными участками, то есть участками, которые не заняты управлением физическими функциями организма, но свободны для высших умственных процессов, отличающих людей от животных.

Наши гораздо большие способности

В книге The Universe Within отмечается, что самое смышленое животное «никогда не обнаруживает разума, подобного человеческому. Потому что ему недостает того, что есть у нас: наш предварительно запрограммированный невральный аппарат, позволяющий нам формировать понятия из того, что мы видим, язык — из того, что мы слышим, и мысли — из наших переживаний».

Однако мы должны программировать мозг, вводя информацию из окружающей среды, иначе, как говорится в той же книге, «ничто, напоминающее человеческий разум, не смогло бы развиться… Без этого огромного потока впечатлений вряд ли появился бы и намек на интеллект».

Следовательно, встроенная в человеческий мозг способность позволяет нам развивать свой интеллект. К тому же, в отличие от животных, мы обладаем свободой воли, позволяющей нам программировать наш интеллект по своему усмотрению, основываясь на собственных знаниях, ценностях, возможностях и целях.

Язык — особенность только человека

Выдающимся примером «аппаратных» способностей с большой гибкостью в отношении программирования нами же самими является язык. Специалисты единодушны в том, что человеческий мозг генетически запрограммирован для языкового развития и что речь можно объяснить только на основании врожденной способности к обработке языка в нашем мозгу.

В отличие от неизменности, проявляющейся в инстинктивном поведении животных, человек использует эту «аппаратную» языковую способность с потрясающей гибкостью.

В нашем мозгу не «вмонтирован» какой-либо определенный язык, а предварительно запрограммирована способность учиться языкам. Если дома говорят на двух языках, то ребенок может научиться обоим. Если в окружении ребенка говорят на третьем языке, то он может научиться и ему. Чем больше мы пытаемся расследовать механизм языка, тем таинственнее становится процесс его развития.

В Encyclopædia Britannica говорится, что мозг человека «наделен значительно бо́льшим потенциалом, чем можно использовать в течение одной человеческой жизни».

Кроме того, утверждается, что человеческий мозг в состоянии вынести любую нагрузку процессов обучения и запоминания и мог бы осилить даже в миллиард раз больше! Но зачем было бы эволюции производить такой излишек?

«Это эволюция мозга действительно единственный имеющийся пример того, что вид был снабжен органом, которым он до сих пор не научился пользоваться», — признал один ученый.

Карл Сейган, пораженный тем фактом, что человеческий мозг может вмещать информацию, которая «заполнила бы приблизительно двадцать миллионов томов», сказал: «Удивительно, сколько помещается в столь тесном пространстве нашего мозга».

А то, что происходит в этом тесном пространстве, не поддается человеческому пониманию. Например, представь себе, что должно происходить в мозгу пианиста, когда все его пальцы летают по клавишам, в то время как он играет сложную музыкальную композицию.

Каким изумительным чувством движения должен обладать его мозг, чтобы пальцы в нужный момент с определенной силой ударяли именно по тем клавишам, которые соответствуют нотам в его памяти!

И когда он берет неправильную ноту, мозг немедленно сообщает ему об этом! Все эти невероятно сложные операции были запрограммированы в его мозгу в результате многолетней практики. Но это возможно только благодаря тому, что музыкальные способности были предварительно запрограммированы в человеческом мозгу с самого рождения.

Другую проблему для эволюции создает способность человека проявлять альтруизм — бескорыстную заботу о благе других. Один эволюционист заметил: «Все, что эволюционировало путем естественного отбора, должно быть эгоистичным. Возможно, что еще одним уникальным качеством человека является способность к искреннему, бескорыстному, неподдельному альтруизму ».

Ценить чудо человека

Человек начинает абстрактно мыслить, сознательно ставит перед собой цели, строит планы, чтобы достичь их, затем приступает к работе, чтобы реализовать их, и находит удовлетворение в их осуществлении.

Созданный со способностью ценить прекрасное, с музыкальным слухом, с чутьем и любовью к искусству, со стремлением учиться, с неутолимым любопытством и с изобретательным, творческим воображением, человек получает радость и удовлетворение от использования этих даров.

Он охотно принимает вызов проблем и с удовольствием использует свои умственные и физические способности, чтобы разрешить их.

Чувство нравственности, позволяющее различать добро и зло, и совесть, которая укоряет его, когда он заблуждается, — и этим также обладает человек.

Он находит счастье в дарении, и радость — когда он любит и любим. Все это увеличивает его радость жизни и придает его жизни смысл и значение.

Человек может созерцать растения и животных, великолепие гор и океанов или простор звездного неба и ощущать свою незначительность. У него есть чувство времени и вечности, он интересуется тем, как он появился на свет и куда он идет, и хочет понять, что стоит за всем этим.

Человеческий мозг — не разгаданная тайна?

«Человеческий мозг — самый чудесный и самый таинственный объект во всей вселенной» (Антрополог Генри Ф. Осборн).

«Каким образом мозг порождает мысли? Это является центральным вопросом, и у нас все еще нет на него ответа» (Физиолог Чарлз Шеррингтон).

«Несмотря на постоянное умножение детальных познаний, образ действия человеческого мозга все еще остается глубокой тайной» (Биолог Фрэнсис Крик).

«Каждый, кто говорит о компьютере как об „электронном мозге“, никогда не видел мозга» (Научный редактор д-р Эрвин С. Бенгельсдорф).

«В нашей активной памяти содержится в несколько миллиардов раз больше информации, чем в большом современном исследовательском компьютере»
(Научный писатель Мортон Хант).

«Поскольку мозг нельзя ни с чем сравнить и он неизмеримо сложнее всего другого в известной нам вселенной, нам, может быть, придется изменить некоторые из наших наиболее страстно защищаемых взглядов, прежде чем удастся постичь загадочное строение мозга» (Невролог Ричард М. Рестак).

/По материалам из открытых источников/

Нравится

Что такое высший центр регуляции? Часть человеческого организма, сложный и загадочный орган. Знания о нем часто носят мифический характер. Что он скрывает в глубинах? Можно ли доверять «фактам» из интернета о чудесных проявлениях необычных способностей у людей, подвергшихся травмам мозга? Насколько далеко простираются скрытые возможности этого прекрасного устройства, подаренного нам самой природой? Почему не все люди рождаются гениями? В чем секрет выдающихся достижений отдельных личностей? Как расширить свои интеллектуальные горизонты? Как задействовать сверхспособности? Насколько одна нация «умнее» другой? Правда ли, что блондинки выше по интеллекту брюнеток? Зачем развивать умственные способности? Каждого из нас волновал однажды хотя бы один из подобных вопросов. Давайте сопоставлять факты и разбираться, насколько простираются возможности человеческого мозга?

Ученые научились диагностировать изменения в мозговых структурах и выявили взаимосвязь с рядом заболеваний, в частности, онкозаболеваний, болезней внутренних органов, например, сердца, психических отклонений. Исследования поведения человека и реакции отдельных участков в голове помогли установить закономерности во взаимодействии главного координатора, центра деятельности и его подразделений.

Стало ясно, вопросов больше, чем ответов. До сих пор непонятно, почему при одних и тех же условиях результат у разных пациентов несоизмеримо отличается? Почему при одних и тех же умственных нагрузках развитие детей проходит с огромным разрывом? Например, кажется, что гениям все дается без усилий, а изнурительные интеллектуальные тренировки детей со средним уровнем почти не дают результата? Родителям обидно, неравные возможности порождают зависть, лень, нежелание прилагать усилия. Существуют методики по воспитанию гениев, развивающие учебные программы. Советы по сохранению умственного здоровья для пожилых. Что не так? Почему вопрос о развитии дополнительных навыков остается проблемным? Как, все-таки, развить способности мозга?

Как развивать свой потенциал?

Люди очень стремятся получить результат без усилий. Можно украсть чужую ценную вещь, присвоить чужой труд, завладеть чужим кошельком, ограбить банк, незаконно снять деньги со счета. Органы чужие тоже можно «пришить». Вот ум чужой «ставить» пока не научились! Только собственными усилиями в течение всей жизни личность способна развить свой потенциал. Личными регулярными занятиями. При условии, что задействуются глубинные чувства. Без развития эмоциональной сферы, души, нравственности, духовности, человеческих качеств, способности к эмпатии, без взаимодействия с миром природы и людей он не раскроет себя. Вот как чудесно устроен человеческий организм!

Тем, кто не сдался, кто стремится встать на порядок выше самого себя, готов преодолевать трудности, поборов свою лень, кто уверен: глубины нашего мозга не знают границ, если не блокировать их мыслями о собственном бессилии, в помощь будут простые приемы. Читайте вслух! Занимайтесь спортом! Любите жизнь! Не ленитесь и выучите иностранный язык! Осваивайте несвойственные вам полезные действия, например, игру на музыкальном инструменте, шахматы, вязание, ремонт автомобиля – что угодно – при условии, если вам кажется, будто это у вас не получится. Вот основание, толчок, сигнал в центр управления всех систем организма: «Я этого не могу!» Именно усилия в этом направлении способны изменить вас и вашу жизнь к лучшему. Как говорится, «сквозь тернии к звездам»! Так можно расширить возможности мозга человека.

Знакомо выражение: «Все болезни от нервов»? Нервничать нельзя? Как без нервов? Правильнее будет сказать «вследствие негативных мыслей». Какая разница? Мысли, подкрепленные эмоциями, подобны электрическому току. Как переменный и прямой ток, положительно или отрицательно заряженные нейроны передают импульсы разной длины волны, разного качества, обладая созидательными или разрушительными свойствами. Положительные мысли, движимые созидающими чувствами, восполняют испорченные нервные волокна, отрицательные их «рвут», нарушая сложные связи в организме, вплоть до возникновения соматических заболеваний. Связь прямая. Причем, нервничаем из-за других, а раним себя! Помните об этом! Как говорит один мультипликационный персонаж, «нельзя долго думать плохую мысль…» Человеческий мозг сложно устроен, чтобы не нарушалась никакая его функция, нужно сохранять положительный настрой.

Какую роль в развитии интеллекта играют чувства?


Почему, зная все это, люди не берегут друг друга? Заботятся о вещах, о себе не помнят. Почему не волнуются за способности мозга, насколько неумны, неразвиты? Ленивы, наконец! Не слишком озабочены, что испытывают дефицит доброты, сочувствия, любви? Переживают, любят ли, ценят ли их окружающие, насколько щедры к ним другие? Насколько им благодарны?! Кощунство.

Мир материальных ценностей вытеснил все человеческое, живое в людях. Мы роботы, рабы вещей, кассовые машины, банкоматы, вычислительные приборы. Что угодно мы, только не люди, увы! Наш главный центр мудрее нас. Рациональнее, может быть, даже хитрее. Заблокировав, спрятав от своих обладателей, современных недочеловеков, свои скрытые возможности и таланты, как знать, от каких чудовищных поступков оберегает он? Психологи утверждают, если что-то не получается изобрести, значит просто не пришло время? Действительно, почему открытия в мире науки происходят спустя столетия безуспешных поисков до определенного временного отрезка?

Может быть, человечество обязано заслужить благословение свыше? Выстрадать? Вымолить? Или время открытия лишь следствие кропотливо выверенного поиска в каждой области знания, закономерный результат усилий, математическое решение? Как бы то ни было, вследствие человеческого гения современное общество пользуется плодами научных достижений. Жизнь наполнена высокоинтеллектуальными техническими устройствами. Только качество мира живых, живых духовно, превратилось в ад! Приборы слышат, говорят, летают, ходят, танцуют, плачут, лечат, даже пишут музыку. Люди не слышат, не говорят, не чувствуют, да, и не думают. Ведь за них думают, считают, пишут программы, устройства, роботы. Только себе подобных гаджеты создать не могут. Любить не умеют. Заменить людей… разве смогут?! Полностью скопировать, повторить способности человеческого мозга им не дано!

Полезно узнать: Мужской и женский мозг: единство противоположностей

Зачем развивать нам возможности головного мозга? Чтобы остаться людьми. Чтобы не перестать чувствовать радость и боль? Не разучиться плакать и смеяться. Наслаждаться рассветом и закатом. Улыбаться первым лучам солнца и весеннему дождю. Слышать пение птиц, восхищаться цветущим садом, засыпать под шум прибоя, слушать рокот волн. Быть людьми в полном смысле этого слова, с большой буквы.

Величие человека не в его неограниченных возможностях, не в его превосходстве перед окружающими, не в его способностях, достижениях, талантах и уровне IQ. Нет, не в этом! В способности к состраданию, в его созидающей деятельности по отношению к другим людям. В бескорыстии, любви, уровне заботливости. Только если направление образа жизни личности имеет долгосрочную, жизнеутверждающую цель, его интеллект откроет себя в полную силу. Потому что Создатель жизни на земле, Великий Конструктор, устроил нас именно таким образом.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса