Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Михаил врубель

Имя: Михаил Врубель (Mikhail Vrubel)

Возраст: 54 года

Деятельность: художник

Семейное положение: был женат

Михаил Врубель: биография

Яркий представитель художественной элиты рубежа XIX–XX веков Михаил Врубель был уверен, что творчество подобно направляющему человека магическому кристаллу, который в зависимости от личных устремлений и пристрастий может привести заблудшего в лабиринтах искусства путника либо в рай, либо в ад. Не нарушая общепринятых канонов композиций, творец умел со всей силой своего дарования проникать за грань земного бытия, зарисовывать недоступные глазу простых обывателей картины и представлять их на суд любителей живописи.

Детство и юность

Михаил Александрович Врубель родился 5 марта 1856 года в расположенном на слиянии рек Иртыш и Омь городе Омске. Отец художника Александр Михайлович – в прошлом строевой офицер, участник Крымской войны и боевых действий на Кавказе, военный юрист. Мать Анна Григорьевна – родственница декабриста Басаргина – родила 4 детей и умерла, когда Михаилу едва исполнилось три года. Через два года отец женился вторично на пианистке Елизавете Христиановне Вессель. Благодаря этой добрейшей души женщине любовь и понимание музыки остались в художнике на всю жизнь.


В связи со спецификой работы главы семейства Врубели часто переезжали из города в город. В 1865 году семья переехала в Поволжье, где подполковник Врубель принял командование губернским гарнизоном. Именно в Саратове Михаил увидел привезенную в город копию фрески итальянского скульптора и художника «Страшный суд», которую он, к удивлению отца и мачехи, после просмотра сумел воспроизвести со всеми характерными подробностями.


Склонность сына к искусству радовала Александра Михайловича, но не вносила никаких изменений в планы, которые глава семейства имел в отношении наследника. Профессиональная деятельность Михаила была предопределена с самого его рождения. Творчески одаренный мальчишка не испытывал восторга от перспективы стать юристом, но идти наперекор отцу не решился.

В 1874 году Врубель поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Северная столица действовала на Михаила гипнотически: город-архитектурный музей, в котором каждый дом, каждый закоулок имели свою историю, пленил деятельного юношу. Он жил у родственников на Галерной улице в 47-м доме, а по соседству (в 53 доме) за полвека до него останавливался литературный пророк .


Самостоятельная жизнь вне рамок и запретов отца воодушевляла Михаила. Молодой человек мог, не опасаясь праведного гнева главы семейства, гулять допоздна с сокурсниками и друзьями, дискутируя на тему подлинной музыки. В студенческие годы Врубель познакомился с композитором Модестом Петровичем Мусоргским. Этот выдающийся деятель искусства заполнил своими мыслями, убеждениями и композициями до конца не сформировавшийся духовный мир Михаила. Под впечатлением от того, как Модест разбивал рояль, исполняя речитативом «Блоху», Михаил зримо представил образы Фауста и Мефистофеля, которые в дальнейшем художник перенес на холст.


Молодой Михаил Врубель с сестрой

В этот же период к Врубелю пришло осознание того, что годы, которые в искусстве чрезвычайно важны, он тратит на чуждую ему дисциплину. Служение в качестве военного юриста при всех перспективах карьеры вытеснялось из сознания тонко чувствовавшего мир юноши безграничной любовью к живописи. Не видящий себя в дальнейшем адвокатом парень втайне от родственников начал посещать лекции Павла Петровича Чистякова. В январе 1880 года Михаил окончил университет, а уже осенью был официально зачислен в Академию художеств.

Решение сына, презревшего семейную традицию и избравшего свой собственный жизненный путь, повергло Александра Михайловича в шок. Отношения между родственниками безвозвратно испортились.


В 1882 году успевший разочароваться в рутинной методике преподавания Михаил оказался в мастерской Чистякова, и от мыслей о том, что учителя прививают студентам любовь к сухим штампам и схематизациям живой природы, не осталось и следа. Став наставником Врубеля, Павел Петрович открыл в воспитаннике новые, доселе никак не проявлявшие себя грани, пополнив тем самым свою преподавательскую копилку, в которой на тот момент уже находились , и , еще одним талантливым учеником. Работы, написанные Врубелем во время обучения, приобрели статус академического эталона и по сей день хранятся в фонде академии.

Живопись

Первой победой трудолюбивого ученика стало получение малой серебряной медали за академический рисунок «Обручение Марии с Иосифом». Подсветка сепией позволила добиться тончайшей градации в передачи света и тени, создав тем самым живую, просветленную атмосферу особой одухотворенности, которую испытывали изображенные на полотне люди. Знака отличия удостоилась и работа «Пирующие римляне», на которой были изображены молодые повесы, иронично посмеивающиеся над захмелевшим Патрицием.


Осенью 1883 года профессор Прахов по рекомендации Чистякова пригласил Врубеля в Киев для работы над реставрацией Кирилловской церкви XII века. В городе, увенчанном головами древних храмов, и началась самостоятельная художественная жизнь Михаила. В ноябре 1884 года Адриан Викторович отправил хорошо зарекомендовавшего себя художника в Венецию. Красоты самого романтичного города Италии не произвели на Михаила впечатления. Врубель проводил много времени в соборах и музеях, впитывая в себя опыт великих деятелей эпохи Возрождения.


Проведя в Венеции полгода, в апреле 1885-го Врубель вернулся в Киев и под впечатлением от путешествия создал четыре иконы: «Св. Кирилл», «Богоматерь c Младенцем», «Св. Афанасий» и «Христос Спаситель». Михаил соединил воедино мистику и аскезу византийской абстракции с жизненной полнотой образов Ренессанса и наполнил застывшие типажи 12 апостолов, изображенных им на своде, плотью и кровью. Примечательно, что лица святых художник писал по памяти со своих знакомых. Среди многообразия реставрационных работ, помимо «Сошествия Святого Духа на апостолов», выделялись фрески «Вход Господень в Иерусалим» и «Оплакивание».


Какой бы важной и духовно наполненной ни была работа в Кирилловской церкви, Михаилу было тесно в рамках канонизированных задач. Его темперамент и страсть живописца требовали выхода накопившейся цветовой энергии. В 1886 году свет увидели портрет с натуры «Девочка на фоне персидского ковра» и картина «Восточная сказка». Произведения дышали жизнью, полностью отражая пристрастие Врубеля к тонким нюансам цвета и прорисовке деталей.


В 1887 году Прахов привлек Врубеля к росписи Владимирского собора. Михаил Александрович создал не менее шести вариантов «Надгробного плача» (сохранились четыре). Данный сюжет отсутствует в Евангелии и не характерен для православной иконописи, но встречается в искусстве итальянского Ренессанса. Примечательно, что самостоятельные работы Врубеля, в которых он впервые явил миру образ демона, были отвергнуты. Более того, иконописные дерзания вызвали недоумение у Адриана Викторовича, и в 1889 году он отстранил художника от работы.


Не принятые церковными служителями творения Михаил везет в Москву. Картина «Демон сидящий», на которой изображен падший ангел с израненной человеческой душой, стала символом наступающей эпохи. Этой работой Михаил Александрович разрушил застывший в непроницаемом консерватизме живописный уклад, став объектом для нападок и порицаний.

В московский период Врубель пишет портреты С.И. Мамонтова и К.Д. Арцыбушева, создает декоративные панно «Венеция» и «Принцесса Греза», а также иллюстрирует поэму «Демон» («Тамара и демон», «Голова пророка», «Демон у ворот монастыря», «Свидание Тамары и Демона»).


Участие Врубеля в выставочной деятельности «Мира искусства» и ряде международных выставок принесло художнику европейскую известность. Среди поздних его шедевров особенно выделялись картина «Царевна-Лебедь», изображавшая пушкинскую героиню, а также «Сирень», «Жемчужина», «Демон поверженный», «Пантомима», «Шестикрылый серафим», «Пан» и «Гадалка». Последней работой мастера стал портрет поэта-символиста , который из-за прогрессирующей болезни творца так и не был закончен.

Личная жизнь

Первым серьезным увлечением Врубеля оказалась жена Прахова Эмилия Львовна. Как утверждают биографы, именно ее лицо изображено на написанной после возвращения из Венеции иконе «Богоматерь c Младенцем». Порочную тягу к супруге своего покровителя Михаилу удалось побороть.


Следующая амурная заинтересованность переросла в свадьбу. С первой и единственной женой Надеждой Ивановной Забелой художника познакомил московский друг Савва Мамонтов. На момент знакомства художника знал лишь узкий круг ценителей живописи, а Надежда уже была примадонной Частной русской оперы. Певица своими голосом и красотой вдохновила Врубеля на написание картины «Гензель и Гретель», на которой он изобразил Надежду вместе с ее подругой Татьяной Любатович.


Примечательно, что между артисткой и мастером был заключен негласный договор, в котором говорилось, что, если работа удастся, Надя без пререканий выйдет за Михаила замуж. Произведение удалось. Свадебное торжество проходило в Женеве. Супруге Врубель в буквальном смысле поклонялся. Брак казался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя. Вдобавок к обретенному душевному покою творец получил и уверенность в будущем. В сентябре 1901 года у Михаила и Надежды родился маленький Савва, но эта радость была омрачена врожденным пороком мальчика – заячьей губой.


Врубель усмотрел в этом «испорченную кровь» и «роковую наследственность» и с той поры стал задумчив и рассеян. Это состояние души отвратило его от всех творческих замыслов и вернуло к образу демона. Через два месяца после рождения сына он начал картину «Демон поверженный». Работа над ней продолжалась год, прервавшись лишь на короткое время преподавания стилизации студентам Строгановского училища. Но надолго уйти от «Демона» Врубель не сумел.


Картину он писал как одержимый, порой по 20 часов в сутки, поддерживая себя вином. Лицо демона он менял, даже когда картина уже попала на выставку «Мира искусства». Исключительная степень ответственности, которую он взвалил на свои плечи, разрушила и без того зыбкое психологическое равновесие художника. Живописец погрузился в тяжелое депрессивное состояние. Он считал себя преступником, достойным наказания за то, что позволил себе писать и Христа, и демона.

Смерть

В апреле 1902 года Врубеля положили в московскую клинику. Врачи диагностировали у мастера неизлечимое психическое заболевание. В марте 1903-го произошла ремиссия, и художника выписали, правда, как оказалось, ненадолго. В мае этого же года умер сын Врубеля, и уже в сентябре Михаил вновь попал в клинику. Страшные недели забытья и бреда сменялись часами сравнительного успокоения – и тогда он рисовал, правда, по требованию врачей только с натуры, ничего фантастического.

Неизлечимая, с годами прогрессирующая болезнь в 1906 году стала причиной потери Врубелем зрения. Последние четыре года Михаил Александрович провел в кромешной темноте в петербургской больнице для душевнобольных.


Художник физически страдал от того, что у него больше не было возможности созерцать жизнь, движение которой он не так давно имел возможность запечатлевать своей волшебной кистью. Врубель не пытался покончить с собой, но, подолгу стоя в морозные дни под открытой форточкой, умышленно приближал неизбежный конец. Михаил Александрович умер от воспаления легких 1 апреля 1910 года. Вдохновенную речь на похоронах, проходивших на Новодевичьем кладбище, произнес , назвав художника «вестником иных миров».

В 1913 году рядом с Врубелем похоронили пережившую мужа на три года Надежду Ивановну.

Произведения

  • «Гамлет и Офелия»;
  • «Надгробный плач»;
  • «Полет Фауста и Мефистофеля»;
  • «Примавера»;
  • «Тени лагун»;
  • «Шестикрылый Серафим»;
  • «Венеция»;
  • «Сирень»;
  • «Пан»;
  • «Демон сидящий»;
  • «Жемчужина»;
  • «Богатырь»;
  • «Снегурочка».
Михаил Александрович Врубель. Его искусство и сегодня продолжает будить душу

Неужели,по-твоему, красота, самое драгоценное, что есть в мире, валяется, как камень на берегу, который может поднять любой прохожий? Красота - это удивительное и недоступное, что художник в тяжких душевных муках творит из хаоса мироздания.И когда она уже создана, не всякому дано ее узнать. Чтобы постичь красоту, надо вжиться в дерзания художника.Красота- мелодия, которую он поет нам, и для того чтобы она отозвалась в нашем сердце, нужны знание, восприимчивость и фантазия"
("Луна и грош")

Быть может, я тебе не нужен,
Ночь; из пучины мировой,
Как раковина без жемчужин,
Я выброшен на берег твой.

Ты равнодушно волны пенишь
И несговорчиво поешь,
Но ты полюбишь, ты оценишь
Ненужной раковины ложь.

Ты на песок с ней рядом ляжешь,
Оденешь ризою своей,
Ты неразрывно с нею свяжешь
Огромный колокол зыбей,

И хрупкой раковины стены,
Как нежилого сердца дом,
Наполнишь шепотами пены,
Туманом, ветром и дождем...

Осип Мандельштам

Раковина была рождена в море и отражала его причудливый лик, его волшебную бездонность.Напоминающая о зыби морской, раковина будила в воображении звучания морской стихии, звуки моря.Перламутровая поверхность раковины и вся она связывалась в воображении со сказочными существами.

Максимилиан Волошин принес в подарок Врубелю створку огромной необыкновенной раковины с особенной внутренней поверхностью,покрытой слоящимся сияющим перламутром.
"Врубель мало выезжал теперь,мало видел кого,отвернулся от обихода и увидал красоту жизни,возлюбил ее и дал "Жемчужину", ценнейшую.Незначительный другим обломок природы рассказывает ему чудесную сказку красок и линий за пределами "что" и "как".


Жемчужина.1904.картон,пастель,гуашь,уголь.Третьяковская галерея

"Жемчужная раковина" (или просто "Жемчужина", как ее называют) — маленькое чудо искусства, так же как и сама натуральная морская раковина — маленькое чудо природы. Кто когда-нибудь держал в руках и рассматривал такую ракушку, не мог не дивиться изменчивой игре цвета в ее напластованиях. Они отсвечивают и тонами моря, и закатного неба, и сиянием радуги, и мерцаниями тусклого серебра. Настоящая пещера сокровищ в миниатюре. Для Врубеля вся природа была пещерой сокровищ, и в переливах раковины он увидел как бы сконцентрированным разлитое в природе волшебство.

"Я научу тебя видеть в реальном фантастическое, как фотография, как Достоевский", - говорил Врубель.

Михаил Врубель.Автопортрет.1905.Бумага на картоне,акварель,уголь,гуашь,сангина,пастель.Государственный Русский музей

Цветы в синей вазе.1886-1887.Бумага,акварель

Свою героиню Врубель называл Татьяной (связывая свой мир со светозарным пушкинским миром природы) - по его мысли, она должна была воплощать душу сирени. Масса зелени, то сгущающейся, то светлеющей до прозрачности и открывающей грунт, выдвигает нам навстречу цветы сирени - от этого возникает отчетливое ощущение "дышащей" картины. Одежда девушки написана темным пятном, никак не уточненным и не детализированным. Тем самым выражена сама стихийность этого персонажа, словно «проявляющегося» из растительного царства.
" ........ Вот лицо возникает из кружев, Возникает из кружев лицо....... " (А. Блок).


Сирень.1900. Холст, масло. Третьяковская Галерея

Восточная сказка 1886-бумага на картоне,акварель,белила,лак.Музей Русского Искусства.Киев

Девочка на фоне персидского ковра.1886.Холст,масло. Музей Русского Искусства.Киев

Очарование родной природы, гордая и нежная душевность сказочной девушки-птицы. Тайные чары все же покоренного злого колдовства. Верность и твердость истинной любви. Могущество и вечная сила добра. Все эти черты соединены в чудесный образ, дивный своей немеркнущей свежестью и той особенной величавой красотою, свойственной народным сказкам.

Царевна-лебедь. 1900. Холст, масло.Третьяковская Галерея, Москва,

Истинная музыкальность - в самой живописи, в том, как мерцают и переливаются воздушные, невесомые краски на первом плане.Вся томительная, печальная красота образа выражена в этой особенной живописной материи.Перламутровый, жемчужный свет излучают огромные белоснежные, но теплые крылья. За спиной Царевны-Лебедь волнуется море. Мы почти слышим мерный шум прибоя о скалы чудо-острова, сияющего багровыми, алыми приветливыми волшебными огнями.Далеко-далеко, у самого края моря, где оно встречается с небом, лучи солнца пробили сизые тучи и зажгли розовую кромку вечерней зари...
Невероятная благость разлита в холсте.Может, порою только легкий шорох крыльев да плеск волн нарушают безмолвие. Но сколько скрытой песенности в этом молчании. В картине нет действия, жеста. Царит покой. Все как будто заколдовано. Но вы слышите живое биение сердца русской сказки, вы будто пленены взором царевны и готовы бесконечно глядеть в ее печальные добрые очи, любоваться ее обаятельным, милым лицом, прекрасным и загадочным.

Картину "Царевна-Лебедь" особенно любил Александр Блок. Ею навеяно небольшое стихотворение

Дали слепы, дни безгневны,
Cомкнуты уста.
В непробудном сне царевны
Синева пуста.
Что мгновенные бессилья?
Время - легкий дым...
Мы опять расплещем крылья,
Cнова полетим!
И опять, в безумной смене
Рассекая твердь,
Встретим новый вихрь видений,
Встретим жизнь и смерть!

" Крылья - это родная почва и жизнь"
"Сколько у нас красоты на Руси... И знаешь, что стоит во главе этой красоты - форма, которая создана природой вовек. А без справок с кодексом международной эстетики, но бесконечно дорога потому, что она носительница души, которая тебе одному откроется и расскажет тебе твою!" - писал Михаил Врубель .

Снегурочка 1890.Бумага,акварель,мелки. Рязанский Художественный музей

Утро.1897.Холст,темпера.Государственный Русский музей,Санкт-Петербург

Картина "Пан" единодушно признается вершиной если не всего творчества Врубеля, то его сказочной сюиты.
Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А.Франса «Святой Сатир». В картине "Пан" эллинский козлоногий бог превращается в русского лешего. Сумерки. Еще синеют, отражая вечернее небо, воды маленькой речки, а в густой мгле за черным частоколом старого бора встает молодой румяный месяц. О чем-то шепчутся березы, но тишина незаметно завораживает природу, и вот начинают сверкать голубые, родниковой свежести глаза Пана. Старый, морщинистый, с бездонными голубыми глазами, узловатыми, словно сучья, пальцами, он как будто возникает из замшелого пня.

Пан.1899.Холст,масло.Третьяковская галерея

Пан - в древнегреческой мифологии - божество стад, лесов и полей. Пан козлоног, с козлиными рожками, покрыт шерстью. Он известен своим пристрастием к вину и веселью. Он полон страстной влюбленности и преследует нимф. Нимфа Сиринга в страхе перед Паном превратилась в тростник, из которого Пан сделал свирель. Пан как божество стихийных сил природы наводит на людей беспричинный, так называемый панический, страх, особенно во время летнего полдня, когда замирают леса и поля. Раннее христианство причисляло Пан к бесовскому миру, именуя его "бесом полуденным", соблазняющим и пугающим людей.

Летят в свинцовых сумерках, оседлав волшебных скакунов, доктор Фауст и Мефистофель. Вьются гривы могучих коней, развеваются от дьявольского полета плащи. Задумчив взор Фауста, устремленный в неясные просверки будущего. Тяжесть страшной клятвы лишает его прелести ощущения полета. Свобода - лишь призрак. Мефистофель зрит смятенность жертвы. Его сверкающий взор проникает в самое сердце Фауста.


Полёт Фауста и Мефистофеля.1896.Холст,масло.Третьяковская галерея.Москва

Безумье, скаредность, и алчность, и разврат
И душу нам гнетут, и тело разъедают;
Нас угрызения, как пытка, услаждают,
Как насекомые, и жалят и язвят.

Упорен в нас порок, раскаянье - притворно;
За все сторицею себе воздать спеша,
Опять путем греха, смеясь, скользит душа,
Слезами трусости омыв свой путь позорный.

И Демон Трисмегист, баюкая мечту,
На мягком ложе зла наш разум усыпляет;
Он волю, золото души, испепеляет,
И, как столбы паров, бросает в пустоту;

Сам Дьявол нас влечет сетями преступленья
И, смело шествуя среди зловонной тьмы,
Мы к Аду близимся, но даже в бездне мы
Без дрожи ужаса хватаем наслажденья.......

Шарль Бодлер "Цветы зла "

Демон сидящий.1890.Холст,масло.Третьяковская галерея.Москва. Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова "Демон"

Последняя картина врубелевской демонианы - Демон поверженный - относится к 1901-1902 годам. Художник ощущает приближение неотвратимого конца. Все силы его напряжены до предела.

Демон поверженный.1902.Холст,масло.Третьяковская галерея.Москва.Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова "Демон"

Последняя картина врубелевской демонианы - Демон поверженный - относится к 1901-1902 годам. Художник ощущает приближение неотвратимого конца. Все силы его напряжены до предела.

"Михаил Александрович пишет большую картину - Демон повергнутый, но все же великолепный. Местность скалистая… ящерицы, освещение вечернее, Демон полуобнажённый лежит на плаще, который прикреплен великолепными красками из драгоценных камней…", - писала о новой картине Врубеля в ноябре 1901 года Надежда Забела, жена художника.

С такой одержимостью Врубель не работал никогда. Бросив начатое им преподавание в Строгановском училище, он остался наедине со своим героем, по двадцать часов в сутки без отдыха проводя со своим заветным творением. Он десятки раз переписывает огромный холст.
Демон Врубеля - воплощение "прекрасного зла" и "злой красоты" - был неразрывно связан с миром абсолютной красоты, свободной для него от всех этических уз.
В картине Демон поверженный Врубель познает и представляет своего героя отнюдь не в тоске по человеческой любви (как рассказывает лермонтовская поэма), а в войне с Богом, с установленными божественными законами. И в созданном художником образе запечатлелась ярость происшедшей схватки и неостывшая ненависть к врагу. Михаил Врубель изобразил облик ангела-богоборца в момент поражения, низвергнутого с небес и рухнувшего на скалы, в момент превращения Ангела в Демона.

Как было в тот святой, великий час,
Когда от мрака отделился свет,
И, ангел радостный, он в первый раз
Взглянул на будущность. И сколько лет,
И сколько тысяч лет с тех пор прошло!
И он уже не тот. Его чело
Померкло… он один, один… один…
Враг счастья и порока властелин.

В сложной, многогранной судьбе Врубеля не было с самого года рождения безмятежного благополучия: он рано потерял мать, много скитался, переезжая с семьей из одного города в другой. Потом тяжелая пора учения, окрашенная невзгодами, лишениями, затем долгие, долгие годы непризнания, тяжелая болезнь и вот наконец после порога пятого десятка лет намечается перелом.
Наконец в 1896 году вечный скиталец, неустроенный и бездомный живописец обретает свою пристань. Сбылась его мечта. Он полюбил. Надежда Ивановна Забела - известная певица внесла во внутренний мир Врубеля обаяние женской прелести и душевный покой.

Портрет жены художника Н.И. Забелы-Врубель в летнем туалете.1898. Холст,масло

Врубель был счастлив в браке, жена его с огромным успехом выступала на сцене мамонтовской Частной оперы, и его собственная репутация - по крайней мере в художественных кругах - неуклонно росла. В 1901 году у Врубелей родился мальчик, названный Саввой. В течение пяти лет, пока не разразилась беда, оба были счастливы, и для обоих эти пять лет оказались временем высшего творческого подъема.

Портрет сына художника. 1902. Бумага, акварель, гуашь, графитный карандаш.
Государственный Русский Музей, Санкт Петербург,

Вне всякой связи с обстоятельствами личной жизни, по-видимому, благоприятными, Врубелем стало овладевать мрачное лихорадочное возбуждение, появлялись первые симптомы надвигавшейся душевной болезни. В феврале 1903 года Врубель вышел из лечебницы, но ненадолго. Постоянная депрессия и внезапная смерть сына - и Врубель вновь вынужден лечь в больницу. С небольшими перерывами болезнь длилась до конца жизни художника. То в одной, то в другой лечебнице — провел он последние годы жизни, медленно угасая. Забела всегда была рядом. Она навещала Врубеля в больнице, часто ему пела.

В последние годы жизни Врубель создает последний образ своей музы - картину После концерта (1905). Здесь она изображена отдыхающей на кушетке возле горящего камина. На ней одно из тех необыкновенных концертных платьев, которые Врубель для нее изобретал, - платье из нескольких прозрачных чехлов различного цвета, подобное экзотическому цветку. Часто платья были неудобны, но Забела их безропотно носила, она всецело доверяла художественному чутью мужа. Любовь Надежды Ивановны помогала Михаилу Врубелю. Это было, в самом деле, гармоническое супружество.

После окончания концерта.У камина.1905.Не окончен..... Холст,пастель,уголь.Третьяковская галерея.Портрет Н.И.Забелы-Врубель.

Картина После концерта не была закончена - художник к тому времени уже почти ничего не видел, путал краски, брал не те кисти и, наконец, вынужден был прекратить работу над этим произведением.
Потеряв зрение и желание жить, Михаил Врубель умер в 1910 году от пневмонии, всего за несколько минут до прихода своей возлюбленной. А через три года Надежда Ивановна, вернувшись с концерта, внезапно скончалась после непродолжительного приступа.

Фреска Богоматерь с младенцем. Церковь св.Кирилла.Киев

Фрагмент фрезки богоматерь с младенцем

Врубель оставил более 200 произведений. Среди них - портреты, картины, декоративные панно,иллюстрации, эскизы театральных занавесей, скульптурные произведения, проекты зданий, поражающие по размаху
и широте творческого диапазона.

Его искусство и сегодня продолжает "будить душу от мелочей будничного величавыми образами".

Публикуем историю гениального Михаила Врубеля, который до конца жизни был верен творчеству.

«Демон поверженный», 1901-1902

1901 год был отмечен крупным семейным событием - у Михаила Александровича Врубеля и его супруги Надежды Ивановны родился сын. Пара готовилась к этому событию очень весело, им казалось, что рождение ребенка не помешает их элегантной и светской жизни, они фантазировали, как уже с ребенком поедут за границу выставлять «Демона».

«Демон сидящий», 1890 (до болезни)

Супругов ждало страшное огорчение - мальчик родился с раздвоенной верхней губой, это глубоко поразило Михаила Врубеля. С того самого момента его близкие и знакомые стали замечать, что с художником происходит что-то неладное.

Михаил Врубель с женой, Надеждой Ивановной Забелой-Врубель, 1892 (до болезни)

Врубель пишет портрет сына, которого назвали Саввой, причем придает его облику то выражение крайней тревоги, которую, вероятно, переживает он сам.

«Портрет сына художника», 1902 (начало болезни, но до первой госпитализации)

В начале 1902 года картина «Демон поверженный» была показана публике на выставке «Мира искусства» в Санкт-Петербурге. Вот что о той выставке вспоминает сестра жены Врубеля, Екатерина Ивановна Ге: «Михаил Александрович, несмотря на то что картина была уже выставлена, каждый день с раннего утра переписывал ее, и я с ужасом видела каждый день перемену. Были дни, что „Демон“ был очень страшен, и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота... Вообще, несмотря на болезнь, способность к творчеству не покидала Врубеля, даже как будто росла, но жить с ним уже делалось невыносимо».

«Демон поверженный», 1901-1902 (начал до болезни, многократно переписывал)

В марте 1902 года художник впервые был помещен в частную психиатрическую лечебницу. В картине болезни преобладали идеи собственного величия, наступил период столь сильного возбуждения, что на полгода прервались свидания даже с самыми близкими людьми - женой и сестрой.

«Пан», 1899 (до болезни)

В сентябре того же года Врубеля перевезли в клинику психиатра Сербского, в одном пальто и шляпе, даже без белья, так как говорили, что он уничтожил все свои вещи.

«Царевна Лебедь», 1900 (до болезни)

В этой больнице дело пошло гораздо лучше, он писал совершенно логичные письма родным, а по совету доктора стал вновь заниматься живописью.

«Сирень», 1900 (до болезни)

18 февраля 1903 года Михаил Врубель вышел из клиники, но был очень грустным, а к апрелю совсем «расклеился»: часто плакал, тосковал, говорил, что никуда не годен, работать вовсе не мог, хотя ему предлагали разные заказы. 3 мая 1903 года случилось несчастье - умер Саввочка, единственный ребенок Врубелей. Перед лицом этого горя Михаил Александрович вел себя очень мужественно, лично занялся организацией похорон, старался поддержать жену, которая была в отчаянии.

«Портрет Н. И. Забелы-Врубель», 1904 (во время болезни)

После похорон сына Врубели уехали в свое имение под Киевом, там художник стал сильно нервничать, требовал, чтобы его скорее везли в лечебницу. Кто-то посоветовал определить Врубеля в одну из психиатрических клиник Риги.

Один из вариантов работы «Жемчужина», написанный пастелью, ориентировочно 1904 (во время болезни)

На этот раз болезнь была совершенно другого характера: от мании величия не осталось и следа, напротив, ее сменило полное угнетение. Врубель был уныл и грустен, считал себя ничтожеством и хотел лишиться жизни.

«Автопортрет с раковиной», 1905 (во время болезни)

Осенью сестра художника перевезла его из Риги в Москву. В московской клинике он стал рисовать очень удачные портреты больных, но мысли его путались, Врубелю казалось, что и жена, и сестра тоже являются пациентами психиатрической больницы.

«Кувшинки», 1890 (до болезни)

Рисунки, сделанные в клинике, были представлены на выставке московских художников, в них не было видно и тени болезни.

«Гамлет и Офелия», 1884 (до болезни)

В этот период Врубель написал картину «Шестикрылый Серафим», изображающую ангела с горящей лампадой, очень красивую вещь, выполненную жгучими и яркими красками.

«Шестикрылый Серафим (Азраил)», 1904 (во время болезни)

К весне 1904 года художнику было так плохо, что врачи и родственники думали, что он не доживет до лета, хотели везти его за границу, но потом оставили эти планы. На лето московские клиники закрывались, поэтому психиатр Сербский посоветовал поместить Врубеля в недавно открытую в окрестностях Москвы лечебницу психиатра Усольцева. Больные в этой лечебнице жили вместе с семьей доктора и пользовались большой свободой.

«Портрет доктора Ф. А. Усольцева», 1904 (во время болезни)

Переезд в клинику Усольцева принес удивительную пользу: Врубель стал есть (до этого он отказывал себе в пище, считая себя недостойным еды), мысли его прояснились, он рисовал, писал письма родным и друзьям, а через два месяца настолько поправился, что вернулся домой.

Ограда психиатрической больницы, на этом месте находилась клиника Усольцева.

После выписки художника из лечебницы Врубели переехали в Петербург, где Михаил Александрович вел жизнь абсолютно здорового человека: он снял квартиру, провел в ней электричество и очень много работал.

«Утро», 1897 (до болезни)

В этот период Врубель начал писать свою удивительную «Жемчужину», которая сейчас находится в коллекции московской Третьяковской галереи.

«Жемчужина», 1904 (во время болезни)

К началу 1905 года жена стала замечать у Врубеля сильное возбуждение, он стал несговорчивым, раздражительным, непомерно тратил деньги на совершенно ненужные вещи. Жене художника пришлось «выписать» из Москвы психиатра Усольцева, который увез Врубеля в свою московскую лечебницу.

«После концерта» (Портрет жены художника), 1905 (во время болезни)

Усольцев действовал на больного успокаивающе. Оказавшись в клинике, Врубель начал спать, а бессонница всегда была одним из опасных симптомов его болезни. Родственники надеялись, что на этот раз болезнь не будет продолжительной, увы, но они ошиблись - возбуждение в очередной раз сменилось угнетением. Несмотря на болезнь, Врубель не прекращал работать: он нарисовал портрет всей семьи Усольцевых, многих больных и поэта Брюсова, который навещал художника.

«Портрет поэта В. Я. Брюсова», 1906 (во время болезни)

Брюсов оставил очень интересные воспоминания о своей первой встрече с Михаилом Врубелем, состоявшейся в клинике Усольцева: «Правду сказать, я ужаснулся, увидев Врубеля. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. У него было красноватое лицо; глаза как у хищной птицы; торчащие волосы вместо бороды. Первое впечатление: сумасшедший! После обычных приветствий он спросил меня: „Это вас я должен писать?“ И стал рассматривать меня по-особенному, по-художнически, пристально, почти проникновенно. Сразу выражение его лица изменилось. Сквозь безумие проглянул гений».

Фотография поэта Брюсова.

Когда Врубель писал Брюсова, окружающие стали замечать, что у него происходит что-то странное с глазами, художник вынужден был подходить очень близко, чтобы разглядеть модель. Новое страдание приближалось с ужасающей скоростью, кончив портрет Брюсова, Врубель почти не видел своей работы.

«Гадалка», 1894-1895 (до болезни)

Михаил Врубель понимал весь ужас своего положения: художник, мир которого был сказочно прекрасен, - теперь почти слепой... Он стал отказываться от еды, говоря, что если будет голодать 10 лет, то прозреет, и рисунок у него будет необыкновенно хорош.

«Шестикрылый Серафим», 1905 (до болезни)

Несчастный художник теперь стеснялся знакомых, он говорил: «Зачем им приходить, я ведь их не вижу».

«Валькирия (Портрет княгини Тенишевой)», 1899 (до болезни)

Внешний мир все меньше соприкасался с Михаилом Врубелем. Несмотря на все старания его сестры и жены, которые регулярно навещали художника, он погружался в мир собственных грез: рассказывал что-то вроде сказок, что у него будут глаза из изумруда, что он создал все свои произведения во времена Древнего мира или эпохи Возрождения.

«Гензель и Гретель», 1896 (до болезни)

Последний год жизни художник все настойчивее отказывался от мяса, говоря, что не хочет есть «убоины», так что ему стали сервировать вегетарианский стол. Силы постепенно покидали Врубеля, иногда он говорил, что «устал жить».

«Серафим», 1904-1905 (во время болезни)

Сидя в саду в свое последнее лето, он как-то сказал: «Воробьи чирикают мне - чуть жив, чуть жив». Общий облик больного становился как бы утонченнее, одухотвореннее. Врубель шел к концу с полным спокойствием. Когда у него началось воспаление легких, перешедшее затем в скоротечную чахотку, он воспринял это спокойно. В последний сознательный свой день, перед агонией, Врубель особенно тщательно привел себя в порядок, горячо поцеловал руки жены и сестры и больше уже не разговаривал.

Фотография М. А. Врубеля, 1897 (до болезни)

Только ночью, ненадолго придя в себя, художник сказал, обращаясь к человеку, который за ним ухаживал: «Николай, довольно уже мне лежать здесь - поедем в Академию». В этих словах было какое-то предсмертное пророческое предчувствие: уже через сутки Врубель в гробу был торжественно привезен в Академию художеств - свою alma mater.

«Кровать» (из цикла «Бессонница»), 1903-1904 (во время болезни)

Закончить рассказ хочется словами психиатра Усольцева, который, как никто другой, ценил Михаила Врубеля, понимая всю сложность его гениальной личности: «Часто приходилось слышать, что творчество Врубеля - больное творчество. Я долго и внимательно изучал Врубеля, и я считаю, что его творчество не только вполне нормально, но так могуче и прочно, что даже ужасная болезнь не могла его разрушить. Творчество было в основе, в самой сущности его психической личности, и, дойдя до конца, болезнь разрушила его самого... Он умер тяжко больным, но как художник он был здоров, и глубоко здоров».

«Роза в стакане», 1904 (во время болезни)

Ему принадлежит целая эпоха в искусстве, поиски Врубеля сравнивают с методом Леонардо. Первый символист, его манера письма была самобытна и оказалась пророческой для новых направлений в живописи XX века.

Отец художника Александр Михайлович Врубель был военным юристом, в прошлом строевой офицер, участвовал в Крымской кампании и боевых действиях на Кавказе. Мать художника, Анна Григорьевна Басаргина, родственница известного декабриста, родила четырёх детей и умерла, когда Мише было четыре года. Из-за службы отца семья часто переезжала. А.М. Врубель жениться на Е.Х. Вессель. Отношения Врубеля младшего с мачехой сложились хорошо и благодаря её призванию (она была пианисткой) художник вырос на классической музыке.

В 1874 году М. Врубель окончил одесскую знаменитую Ришелевскую гимназию с золотой медалью.

Уже в пяти летнем возрасте мальчик увлечённо рисовал и, прибывая в Петербурге, отец определил его в школу Общества поощрения художников. В Одессе мальчик учиться рисованию в школе Общества изящных искусств. В свои девять лет М. Врубель по памяти копировал Микеланджело. Однако художественное воспитание отец прививал сыну лишь для общего развития. Так в 1874 году М. Врубель учиться на юриста в Петербургском университете. Но мечтой М. Врубеля остаётся живопись, он посещает выставки, изучает, участвует в спорах о назначении искусства, посещает вечерние классы Академии художеств.

Окончив Петербургский университет и пройдя военную службу М.А. Врубель, в 1880 году становится студентом Академии художеств. У Врубеля сложились близкие отношения с другим русским художником в Академии – В. Серовым. А в 1886 году он знакомится с К. Коровиным. Его преподавателями были П. Чистяков и И. Репин. Он критически относился к современному искусству. К примеру, говорил учителю Репину, в глаза, что тот не умеет рисовать. За свои высказывания Врубель получил славу высокомерного человека, хотя выглядел скромным и стеснительным. Из мемуаров известно, что Врубель выступал в самых разных образах. То он «вельможный пан» с иголочки одетый (отец его был поляком), то он одет в чёрный бархатный костюм, панталоны и чулки как венецианец с картины Тициана, то окружает себя странными людьми: снобами, кутилами, цирковыми артистами, итальянцами, бедняками, алкоголиками (так говорил друг Коровин).

В 1884 году Врубель уходит из Академии. Он отправляется по рекомендации Чистякова в Киев к А. Прахову для реставрации древних росписей Кирилловской церкви. В Киеве русский художник провёл шесть лет, изучая под руководством Прахова византийскую иконопись, трудится также во Владимирском соборе. Иконописные дерзания Врубеля вызвали недоумение, из-за чего 1889 году он был отстранён от этой работы. Тогда он переехал в Москву. Здесь его жизнь и искания связаны с московским домом и подмосковным имением в Абрамцевом, принадлежащими, известному любителю искусств, меценату и вдохновителю знаменитого художественного кружка, Саве Мамонтову. Помимо живописи в это время Врубель берётся за скульптуру, занимается керамикой, дизайном, оформлением театральных постановок, декоративными панно. В 1890 году свет увидела его картина – «Демон сидящий». Эта картина была задумана ещё в Киеве. Картина, в последствии, стала символом наступающей эпохи – эпохи символизма, религиозного реформаторства, которым искусилась тогдашняя светская культура.

В 1896 году состоялась первая выставка Врубеля, явившаяся результатом скандала. Заказанные картины Мамантовым были отвергнуты Академией художеств, обозначенные как «не художественные». Это были две работы: «Принцесса Греза» и «Микула Селянович». В качестве протеста Мамонтовым была устроена выставка «Панно Врубеля».

Сразу же после выставки Врубель женится на певице Надежде Забеле, молодые обвенчались летом в Женеве. По приглашению Мамонтова Забеле становится ведущей артисткой его частной оперы.

В последующие пять лет русским художником созданы все его самые известные произведения – это был плодотворный период его жизни. Много выставлялся – на выставках «Мира искусства», венского Сецессиона, «36-ти»… Хотя тот же А. Бенуа всегда весьма критически относился к его живописным новациям.

В 1899 году Врубель потерял отца, а в 1901 году у него родился сын Савва, с врождённым дефектом – «заячьей губой», - что произвело на художника тягостное впечатление. В начале 1902 года В. Бехтерев обнаружил у него неизлечимую болезнь (сухотка спинного мозга), которая грозила сумасшествием. В 1903 году умирает малолетний сын Врубебя, через год после написания его портрета. Так Врубель превращается в постоянного обитателя психиатрических клиник. Незадолго до этого он написал страшную в своей обречённости картину – «Демон поверженный». Художник в периоды помрачения впадал то в манию величия, то в полное самоуничижение.

До 1906 года были периоды просветления, когда художник начинал интенсивно работать. В 1905 году его избрали академиком живописи. Это было последнее воспринятое его рассудком событие. В 1906 году он ослеп.

Жизнь знаменитого русского художника М.А. Врубеля окончилась в стенах петербургской клиники доктора Бари. На похоронах А. Блок назвал художника автором «чертежей, похищенных у вечности» и «вестником иных миров».

Врубель был одинок и вызывал недоумение как человек, а его картины были не поняты и не приняты людьми. Лишь в конце жизни, когда оказался в психиатрической больнице, его картины стали известными.

Известные картины М.А. Врубеля

Картина «Пан» (1899) открывает серию «ноктюрнов» русского художника. Продолжением стали картины «Царевна-Лебедь», «Сирень». Н. Забела приходилась племянницей Н. Ге, который оказал влияние на ночные сюжеты Врубеля. Ге считался мастером ночного колорита.

Пан персонаж греческой мифологии, изображённый, правда, Врубелем под влиянием русского фольклора который он тогда так любил. Пан божество лесов и полей выступает символом ночи, являющейся окном в другие миры, недоступные дневному сознанию.

Фон картины – русский пейзаж. Бог как будто вырастает из замшелого пня, а вокруг него поля, реки, и берёзы, уснувшие в ночной тишине. Глаза Бога, голубые, светящиеся, поражают своей бездонностью. Из греческой мифологии в картине участвует лишь свирель. Пан по сюжетам мифологии был судьёй в пастушеских состязаниях на свирели. Полурог луны заполняет пространство картины фантастическим светом, одновременно перекликаясь с рожками божества.

Картина «Летящий демон» (1899) – неоконченная работа. Тема демона волновала Врубеля всю его жизнь и в этой работе он вновь к ней возвращается. Эта картина – гимн свободы и красоты. В это время Врубель читал труды Ницше. Возможно, что картина не закончена художником потому, что стремясь показать свободу он изобразил образ обречённости.

Лицо демона передаёт предчувствие трагедии. Огромные глаза, смертельная бледность, решимость, грубая лепка самого лица создаёт образ «мировой скорби». Вытянутая фигура демона передаёт ощущение стремительного полёта. Отличительными чертами живописи Врубеля являются фиолетовые и лиловые тона, декоративный фон.

Картина Врубеля «Царевна-Лебедь» (1900) посвящена Н. Забеле, сыгравшей роль Царевны-Лебедь в спектакле «Сказка о царе Салтане». Композитором спектакля был Римский-Корсаков. Эта картина стала результатом дружбы художника с композитором, признавшим Н. Забеле. Художник в этом произведение передал проникновенный музыкальный образ хрупкого и нездешнего существа, заброшенного в наш мир.

На заднем плане отображена театральная декорация - горящие оранжевые окна. Пышный декоративный кокошник из сценического костюма Забелы на голове Царевны-Лебедь. Виртуозность владения кистью видна в изображении оперения, на нём играют лучи заходящего солнца. Переливающиеся краски, тончайшие переходы серого и розового делают это произведение почти реально «звучащим» неземной музыкой. Эта картина есть тот прорыв в нездешнее, к которому призывали символисты.

Картина «Сирень» (1900) связана с хутором Н. Ге Черниговской губернии, там Врубель увидел заросли цветущей сирени. «Сирень» явила собой оформление живописного языка символизма. Это одно из самых сложных произведений Врубеля, он отображал ещё и философский смысл, а именно преодоление пропасти между формой-видимостью и сутью смыслом. Картина «Сирень» примирила Врубеля с А. Бенуа, признавшимся, что стоя у картины, почувствовал запах весенних цветов.

Героиню картины Врубель называет Наташей, связывая её с Пушкинским миром. Девушка воплощает душу сирени.

Шедевр Врубеля М.А. – картина «Демон сидящий»

Картина «Демон сидящий» написана в 1890 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Данный образ был задуман русским художником во время работы в Киеве, он навеян поэмой Лермонтова и созвучен с эпохой символизма. Работал над картиной Врубель уже в Москве, в доме Мамонтова, в предоставленной студии. О своей картине Врубель написал отцу: «Демон – дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбящий, при всём этом дух властный, величавый». В картину был влюблён А. Блок, назвавший её «символом нашего времени». Сестре художник писал так: «Поиски мои – исключительно в области техники. Остальное сделано уже до меня, только выбирай». В этом он имеет в виду обращение живописи к литературе. В. Васнецов так же чутко изображал литературные произведения в своих картинах.

Когда художник писал демона, в начале работы, тот вполне умещался на холсте. К концу работы демон настолько вырос, что художнику пришлось надстраивать холст, в конечном варианте Демон изображён со срезанной головой. Фон только на этой картине реалистичен. В то же время он как будто театральный – фантастичный, неподвижный, декоративный. Он перекликается с опустошённостью души. Сам художник не однократно упоминал, что демон с греческого переводится как «душа». Колорит картины – это контраст цветов: преобладающий лиловый цвет борется с эпизодическим оранжево-золотистым. Так, как Врубель написал «демона», не мог писать ни один из его современников. Художник смело расчленяет единую форму на отдельные грани, превращая созданный им мир в мозаику искусно отгранённых драгоценных камней. Врубельский «демон» сочетает в себе красоту, ум, величие, мощь и в то же время – бессилие, беспомощность (что видно из его безнадёжно сцепленных рук). Блок видел в «демоне» - «Юношу в забытье “Скуки”». Всё тело Демона составлено из металлических мускулов.

  • Богоматерь с младенцем

  • Тамара в гробу

  • Тамара и демон

Талант Врубеля был многогранный. Он расписывал храмы, писал огромные многометровые полотна и небольшие станковые картины; он выступал как театральный декоратор, мастер книжной иллюстрации и даже как скульптор.

Михаил Врубель - русский художник, закончил сначала юридический факультет Петербургского университета, затем Академию художеств. По рекомендации своего учителя П.Чистякова работал в древнем храме Кирилловского монастыря под Киевом. Однако, его работы не были должным образом оценены.

Долгое время Врубель был неизвестен публике, только в конце 90-х годов после демонстрации больших панно "Принцесса Греза" и "Микула Селянинович" его заметили, стали интересоваться творчеством художника. Однако, творчество его постоянно вызывало жестокую полемику в печати.

Произведения Врубеля невозможно спутать ни с кем другим. У него сложился особенный, только ему присущий врубелевский стиль. Стиль этот основан на господстве объемно-скульптурного рисунка, своеобразие которого заключается в дроблении поверхности формы на острые, колкие грани, уподобляющие предметы неким кристаллическим образованиям. Цвет понимается Врубелем как своеобразная иллюминация, окрашенный свет, пронизывающий грани кристаллической формы. Дробящийся, переливающийся цвет в полотнах Врубеля и их кристаллическая фактура родственны эффектам мозаики.

Заметны в произведениях Врубеля черты символизма и стиля "модерн". Художника интересует тема трагического одиночества и гибели личности, которую он стремится раскрыть символически в образе Демона. В его творчестве есть произведения традиционно реалистические, есть и мифологические, иллюстрации к произведениям Лермонтова, Пушкина, к народным сказкам, былинам и легендам.

Обращаясь к поэтическим картинам природы, Врубель также придавал им мистико-фантастическую окраску. Особенно сильно сказалось воздействие модернизма на декоративных работах Врубеля (панно, скульптура, эскизы витражей и т.п.).

В конце жизни Врубель заболел, периодически лечился в психиатрической клинике. В периоды между приступами душевной болезни писал, творил. В 1910 году, пятидесяти четырех лет, Врубель скончался от воспаления легких.

Подлинная стихия картин Врубеля - молчание, тишина, которую, кажется, можно слышать. В молчание погружен его мир. Он изображает моменты неизреченные, чувства, которые не умещаются в слова. Молчаливый поединок сердец, взглядов, глубокое раздумье, безмолвное духовное общение.

Токами высокого духовного напряжения пронизан мир Врубеля - в этом тайна его монументальности и залог долговечности.

Одна из первых работ Врубеля. Это огромная фреска "Сошествие Святого Духа...", написана художником на коробовом своде Кирилловской церкви в Киеве.

По евангельскому преданию, апостолам явился Святой дух в виде голубя, исходившие от него языки пламени "почили на каждом из них". После этого апостолы обрели дар говорить на всех языках и проповедовать учение Христа всем народам. Как и другие евангельские сказания, сюжет "Сошествия" имел в церковном искусстве свою иконографическую схему, закрепленную многовековой традицией. Врубель четко следовал схеме, пользуясь, вероятно, старинными миниатюрами евангелий, но фигуры трактовал по-своему, проявив себя как современный художник.

Двенадцать сидящих апостолов расположены полукругом, так что композиция вписывается в архитектурную форму свода. Посередине возвышается стоящая очень прямо фигура Богоматери. Фон синий, золотые лучи исходят из круга с фигуркой голубя, одеяния апостолов светлые, с перламутровыми переливами, создающие эффект свечения изнутри. Сама группа апостолов, охваченная общим высоким душевным подъемом, выражающая это каждый по-своему, производит неизгладимое впечатление: руки, то напряженно стиснутые, то порывисто прижатые к сердцу, то в раздумье опущенные, то трепетно прикасающиеся к руке сидящего рядом.

Врубель во многих своих произведениях обращается к творчеству Лермонтова. Демон - один из таких образов. Но это не просто иллюстрация к произведению Лермонтова, Врубель вкладывает свое видение, свое понимание этого образа.

Демон - это падший ангел, поднявший бунт против бога и низвергнутый небесами на землю. В мифологии Демон - образ титанической, но скованной энергии. Он отвергнут небесами, но не мог быть принят и землей. Сам Врубель так понимал Демона: " он олицетворяет собой вечную борьбу мятущегося человеческого духа, ищущего примирения обуревающих его страстей, познания жизни и не находящего ответа на свои сомнения ни на земле, ни на небе."

Сущность этого образа двойственна. С одной стороны - импонирующее величие человеческого духа, не терпящего ни запретов, ни оков в своих порывах к свободе и полноте познания. С другой - безмерная гордыня, безмерная переоценка сил личности, которая оборачивается одиночеством, холодом, пустотой.

Лишь только божие проклятье
Исполнилось - с того же дня
Природы жаркие объятья
Навек остыли для меня.

Демон изображен восседающим на горной вершине. Безнадежная тоска читается в его взгляде, в наклоне торса, в заломленных руках, обхвативших колени. Даже такой композиционный прием, как срезанная верхней рамой часть изображения, заставляет нас ощущать стесненность, мучительность существования Демона.

Интересна живописная манера художника в этом произведении: картина будто выложена из множества пересекающихся плоскостей-граней.

В картине преобладают холодные, лилово-синие тона.

Врубель давно задумал патетическое полотно "Демон поверженный". Он хотел потрясти зрителя, создать грандиозное произведение, но, кажется, он не представлял отчетливо замысел картины: Демон владел им больше, чем он - Демоном. Он долго думал, каким изобразить этого Демона - летящим или каким-то другим. Идея "Поверженного" Демона возникла как бы сама собой.

Демон низринут в ущелье среди скал. Некогда могучие руки стали плетьми, жалко заломленными, тело деформировано, крылья разметались. Вокруг упавшего лиловый мрак и переплеснувшие голубые струи. Они затопляют его, еще немного - и закроют совсем, останется голубая гладь, довременное водяное пространство, в котором отразятся горы. Дико и жалко лицо падшего с мучительно искривленным ртом, хотя в его венце еще горит розовый отблеск.

Золото, сумрачно-синий, млечно-голубой, дымно-лиловый и розовый - все излюбленные цвета Врубеля - образуют здесь феерическое зрелище.

Только что написанное полотно выглядело не так, как сейчас: сверкал венец, розово сияли вершины гор, искрились и мерцали перья поломанных крыл, похожие на павлиньи. Как всегда, Врубель не заботился о сохранности красок - он добавлял в краски бронзовый порошок, чтобы придать им блеск, но со временем этот порошок начинал действовать губительно, картина неузнаваемо потемнела. Но с самого начала ее цветовое решение было открыто декоративным - ему недоставало глубины и насыщенности цвета, многообразия переходов и оттенков, какое есть в лучших вещах Врубеля.

Когда картину перевезли в Петербург для выставки "Мира искусства", Врубель, несмотря на то, что полотно уже выставлено, каждый день с самого утра переписывал его, и все видели эту перемену. Были дни, когда Демон был страшен, а потом в его лице появлялась глубокая грусть... Врубель тогда уже был глубоко болен.

"Демон поверженный" захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем - "здесь человек сгорел".

Изображая сказочных героев, Врубель не иллюстрировал известные литературные сюжеты, он творил всегда свои сказки, своего Демона. Но это не значит, что он игнорировал первоисточники. Создавая, например, "Богатыря", он искренне вживался в мир былинных сказаний.

Его "Богатырь" - Илья Муромец - кряжистый, огромный, восседающий на коне-битюге. Такой "мужичище-деревенщина" может сражаться палицей "в девяносто пуд", выпить чару вина в полтора ведра, как повествуется в былине; ему "грузно от силушки, как от тяжелого бремени", но едет он"чуть повыше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего" - на картине верхушки елей виднеются у ног коня. Лес первозданно дремуч, в его густой вязи притаились два ястреба. Широкоплечий, приземистый, как медведь, богатырь глядит зорко и остро, вслушивается чутко, одежда и доспехи у него узорчаты, нарядны - тоже в согласии с былиной, где говорится о щегольстве "старого казака" Ильи:

Обул Илья лапотки шелковые,
Подсумок одел он черна бархата,
На головушку надел шляпку земли Греческой.
Силу богатырского эпоса Врубель чувствовал, но они не были ему близки так, как образы хрупкие, лирические, "тающие и ускользающие".

Говорят, что портрет-картина "Царевна-Лебедь" написана на сюжет "Сказки о царе Салтане" Пушкина, а моделью для написания портрета служила жена Врубеля Надежда Забела-Врубель. Однако, никаких прямых связей со сценической трактовкой "Царя Салтана" в картине нет, и сама царевна даже не похожа на Н.И. Забелу - совсем другое лицо. Вероятнее всего, Врубель придумал лик Царевны, в котором отдаленно отразились и слились черты и его жены, и дочери когда-то любимой им женщины, а может быть, и еще чьи-то.

Конечно, Врубель писал не просто портрет. Не живую женщину из плоти и крови писал художник, а фантастическое существо, для которого морская пучина - дом родной. Красота врубелевской Царевны-Лебеди рождена морской стихией, она как-бы соткана из закатных лучей, игры волн, блеска камней, шума прибоя. На ее неживом лице игра цветов - от иссиня-черного моря до розово-багряной зари - подобна переливу тонов на фарфоре. Только глаза живут на этом лице, и в них безмерная грусть. Шелестят под ветром крылья, сверкают дорогие каменья в ее головном уборе, затягивает, манит прощальный взгляд. В этом взгляде тоска по земному облику, по земной любви и радости.

Конечно, это не пушкинская "Царевна-Лебедь", и не из оперы Римского-Корсакова. Там она дневная, светлая. Царевич Гвидон спасает ее от злого коршуна и женится на ней, и все устраивается к общему счастью. На картине Врубеля загадочная птица с ликом девы едва ли станет женой человека, и благополучия не обещает ее томный прощальный взор, ее жест руки, предостерегающий, призывающий к молчанию. Царевна не приближается, она уплывает во тьму.

Настроение картины тревожно-печальное. Так написано трепещуще-перламутовое, с отблесками заходящего солнца оперение Лебеди, что мы слышим этот шелест, этот трепет, слышим холодные ровные удары прибоя о берег, усиливающие ощущение безнадежности и грусти. Еще миг - и потухнет полоска зари, исчезнет красота царевны, только взмахнет крыльями большая белая птица и скроется в волнах...

Картину "Царевна-Лебедь" особенно любил А.Блок. Репродукция с нее всегда висела в его кабинете в Шахматове. Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком "Врубелю". Стихи не иллюстрируют картину Врубеля, они навеяны различными ассоциациями, возникшими от картины...

Дали слепы, дни безгневны,
Сомкнуты уста
В непробудном сне царевны,
Синева пуста...

Будут вёсны в вечной смене
И падений гнет.
Вихрь, исполненный видений, -
Голубиный лет...

Что мгновенные бессилья?
Время - легкий дым...
Мы опять расплещем крылья,
Снова отлетим!

И опять в безумной смене
Рассекая твердь,
Встретим новый вихрь видений,
Встретим жизнь и смерть!

Пастель Жемчужина" - маленькое чудо искусства, удивительная игра переливов в жемчужной раковине.

Кто когда-нибудь держал в руказ и рассматривал натуральную морскую раковину, не мог не дивиться изменчивой игре цвета в ее напластованиях. Они отсвечивают и тонами моря, и закатного неба, и сиянием радуги, и мерцаниями тусклого серебра. Настоящая пещера сокровищ в миниатюре.

Для Врубеля вся природа была пещерой сокровищ, и в переливах раковины он увидел как бы сконцентрированным разлитое в природе волшебство. Надо было его только "скопировать": цветовые нюансы перламутра неуловимы, изменяются при каждом повороте раковины, каждой перемене освещения. Врубель понял, что переливы раковины зависят еще и от фактуры ее - гладкой, шероховатой, слоистой.

Врубель сделал массу рисунков раковины углем и карандашом, прежде, чем писать ее в цвете, со всеми переливами лилового, голубого, розового, зеленоватого. Эти переливы созданы с такой подлинностью, что чудится: если повернуть картину под разным углом, то и краски будут изменяться, вспыхивать и меркнуть, как в настоящей раковине.

Раковина написана немного больше натуральной величины, и это усиливает впечатление волшебства, словно перед нами какой-то терем подводного царства. Тогда в нем кто-то должен обитать! Кто же, как не дочери морского царя?

Царевны возникли с такой же неизбежностью, как и все фантастические образы Врубеля - из созерцания природных форм, будто изначально в них таились, и надо их было только рассмотреть. Сами фигуры не нравились художнику, они были слишком в духе модерна - несколько жеманны, изысканно игривы, что мельчит замысел художника.

При всем том, что "Жемчужина" - одно из последних произведений Врубеля - остается неподдельной жемчужиной его творчества.

Врубель любил изображать вплотную густые, вьющиеся заросли цветов, трав. Художник вникал в плетения стеблей, колючих еловых веток, в "архитектуру" гроздьев сирени, диковинные формы рогатых раковин, в структуру ледяных кристаллов, образующих зимой на стекле узоры, похожие на папоротники. Все эти чудеса природы под взором художника разрастались в волшебный мир, он всматривался еще и еще - и чудились очертания фигур, глядящие глаза...

Вот картина "Сирень"...Лиловые заросли сирени заполняют все пространство картины, и кажется, им нет конца и за ее пределами. А в кустах - женская фигура, не то девушки, не то феи. Ее дымчато-зеленоватое лицо и руки, почти черное платье и волосы и темные провалы глаз, - ведь это не что иное, как сгустившаяся и ожившая тень в глубине между ветками в предрассветный сумрачный час. Взойдет солнце и она исчезнет.

Картина "Пан" единодушно признается чуть ли не вершиной всего творчества Врубеля. Удивительно, но написал ее художник за два-три дня! Говорят, что толчком послужило чтение рассказа А.Франса "Святой Сатир". И свою картину художник сначала назвал "Сатир". Эллинский козлоногий бог и русский Леший соединились здесь в одно лицо. Но больше все же от Лешего - и пейзаж русский, и облик Пана. Откуда этот облик, откуда взял художник эту примечательную лысую голову, круглое, бровастое, голубоглазое лицо, заросшее дикими кудрями?. Известно, что никто не позировал Врубелю, и то ли подсмотрел он такого старика где-то в украинском селе, или он просто вообразился ему лунной ночью при виде старого замшелого пня - неизвестно.

А вместе с тем он совершенно фантастичен, он лесная нежить, олицетворение того, что мерещится и мнится заблудившемуся ночью. Начинает шевелиться седой пень, под косматым мхом завиваются бараньи рожки, корявая рука отделяется,сжимая многоствольную свирель, и внезапно открываются круглые голубые глаза, как фосфорические светлячки. Как будто откликаясь на беззвучный зов лесного хозяина, медленно выползает из-за горизонта месяц, голубым сиянием вспыхивает поверхность речки и маленький голубой цветок. Леший - и душа, и тело этих перелесков и топкой равнины; завитки его шерсти подобны встающему полумесяцу, изгиб руки вторит изгибу кривой березки, и весь он узловатый, бурый, из земли, мха, древесной коры и корней. Колдовская пустота его глаз говорит о какой-то звериной или растительной мудрости, чуждой сознанию: это существо вполне стихийное, лишенное каких-либо переживаний, мучительных раздумий...

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса