Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Мхк возрождение в венеции. Возрождение в венеции. Презентация на тему

Уникальные природные условия во многом определили характерные особенности венецианской архитектуры. Город, расположенный на 118 островах, разделен 160 каналами, через которые переброшено около 400 мостов. Большинство зданий здесь построено на сваях, дома тесно прижимаются друг к другу.


В объеме чудной панорамы Плавучие дворцы и храмы, Как бы на якоре суда, Как будто ждут, чтоб ветр попутной Расшевелил их паруса! Глядит задумчиво и смутно Дворцов маститая краса! На их стенах столетий почерк, Но нет их прелестям цены, Когда рисуется их очерк Под белым заревом луны. Резец твердыням этим мрачным Дал мягкость, выпуклость и грань, И словно кружевом прозрачным Сквозит их каменная ткань. Как все таинственно, как странно В сем царстве дивной красоты: На все ложится постоянно Тень поэтической мечты... П. А. Вяземский. «Фотография Венеции»


Якопо Сансовино Библиотека Сан-Марко 1536 г Венеция. При участии известного архитектора Якопо Сансовино (), ученика Браманте, было завершено формирование города. Он выстроил здесь здание новой библиотеки Сан-Марко. Двухэтажное сооружение с ажурным фасадом было оформлено античными ордерными аркадами. В первом этаже за галереей находились торговые помещения, а во втором собственно библиотека. Большие арки, скульптурные украшения, рельефы на фризах все это придает зданию особую нарядность и праздничность.


Якопо Сансовино. Библиотека Сан-Марко г. Венеция





Андреи Палладио. Вилла «Ротонда» гг


Крупнейшим архитектором Венеции стал Андреа Палладио (), стиль которого отличают совершенство в построении античных ордеров, естественная завершенность и строгая упорядоченность композиций, ясность и целесообразность планировки, связь архитектурных сооружений с окружающей природой.




Во дворце располагались не только домашние покои главы города- Дожа. Но и городской и судебный залы, тюрьма. А также гигантская Зала дель Маджорио Консильо - резиденция выбранных народных представителей венецианского парламента. Ажурный орнамент в виде решётки производит впечатление восточного, но открытие фасада посредством аркад уже имело в Венеции долгую традицию, достигшую расцвета в строительстве дворцов поздней готики.


Ка д,Оро. Венеция гг


« Золотой дом»- так переводится Ка д,Оро – одна из самых старых построек Венеции. Он был сооружён по приказу Мариино Контарини, прокурора собора Сан Марко. Название его возникло потому, что первоначально орнамент и скульптурные украшения были позолочены. Впечатление ещё более усиливалось тем, что сияющий синими и красными цветами дом отражался в водах канала.




Джованни Беллини (ок) Основоположником венецианской школы живописи по праву считается Джованни Беллини (ок), стиль которого отличают утонченное благородство и сияющий колорит. Он создал множество картин с изображением мадонн, простых и серьезных, немного задумчивых и всегда печальных. Ему принадлежит ряд портретов современников именитых граждан Венеции, мечтавших видеть себя запечатленными на полотнах великого мастера.


Вглядитесь в предельно выразительные черты дожа Леонардо Лоредано главы правительства Венецианской Республики. Сосредоточенный и спокойный, дож изображен с мельчайшими подробностями от глубоких морщин на старческом лице до богатой парчи одежды. Тонкие черты лица, плотно сжатые губы выдают замкнутость его натуры. Холодные тона парадного облачения четко выступают на лазоревом фоне. Художник мастерски сумел воплотить черты человека, вошедшего в историю как гонитель науки и просвещения. Джованни Беллини. Портрет дожа Леонардо Лоредано г Национальная галерея, Лондон


Беллини было множество учеников, которым он щедро передавал свой богатый творческий опыт. Среди них особо выделялись два художника Джорджоне и Тициан. Жизнь Джорджоне (1476/), окутана тайной, была короткой и яркой. В мастерстве он соперничал с самим Леонардо. По свидетельству Вазари, «природа наделила его талантом столь легким и счастливым, его колорит в масле и фреске был то живым и ярким, то иногда мягким и ровным и настолько растушеванным в переходах от свет; к тени, что многие из тогдашних мастеров признавали в нем художника, рожденного для того, чтобы вдохнуть жизнь в фигуры...»


Джорджоне. Юдифь г


Прекрасная и кроткая Юдифь вовсе не воинственна. Ее взор обращен к земле, а в сми- речной позе нет и намека на жестокость и насилия. Напротив, она воспринимается как олицетворена высшей справедливости и милосердия. Неужели художник забыл о библейском сюжете? Единственное, что напоминает о нем, это жуткий трофей, который Юдифь осторожно попирает ногой! Нам трудно поверить, что эта женщина могла совершить столь жестокое убийство. Юдифь не наслаждается одержанной победой, а прикрыла глаза и слушает, слегка улыбаясь уголками губ. В этом одухотворенном образе есть все: нежность и достоинство, кротость и сожаление, внутренняя сила и обаяние. Настроение картины усиливает лирический пейзаж. Нежный воздушный фон, едва розовеющее утреннее небо, мощный ствол дерева, срезанного краем рамы, тщательно прорисованная растительность призваны создать элегичное настроение и привлечь внимание к психологическому аспекту библейской легенды. Джорджоне. Юдифь г.


Подлинным шедевром творчества Джорджоне является «Спящая Венера» один из самых совершенных женских образов эпохи Возрождения. Посреди холмистого луга на темно-красном покрывале лежит античная богиня любви и красоты Венера. Джорджоне. Спящая Венера. 1507"1508 гг.


Джорджоне. Спящая Венера. 1507"1508 гг. Картинная галерея, Дрезден Она безмятежно спит. Особую возвышенность и целомудрие этому образу придает картина природы. За спиной Венеры, на горизонте, просторное небо с белыми облаками, невысокая гряда голубых гор, пологая тропа, ведущая на поросший растительностью холм. Отвесная скала, причудливый профиль холма, вторящий очертаниям фигуры богини, группа кажущихся необитаемыми строений, травы и цветы на лугу тщательно выполнены художником. Глядя на эту картину, хочется повторить вслед за А. С. Пушкиным: Все в ней гармония, все диво, Все выше мира и страстей. Она покоится стыдливо В красе торжественной своей. Под впечатлением от «Спящей Венеры» Джорджоне художники разных поколений Тициан и Дюрер, Пуссен и Веласкес, Рембрандт и Рубенс, Гоген и Мане создали свои произведения на этот сюжет.


Художественный мир Тициана Испанский художник XVII в. Диего Веласкес писал: «В Венеции все совершенство красоты! Я отдаю первое место живописи, знаменосцем которой является Тициан». Тициан прожил долгую (почти век!) жизнь () и завоевал всемирную славу наравне с другими титанами Высокого Возрождения. Его современниками были Колумб и Коперник, Шекспир и Джордано Бруно. В девять лет он был отдан в мастерскую мозаичиста, учился в Венеции у Беллини, позднее стал помощником Джорджоне. Обширно творческое наследие художника, обладавшего кипучим темпераментом и удивительным трудолюбием. Работая в самых различных жанрах, он сумел выразить дух и настроение своей эпохи.


Тициан. Автопортрет гг. Прадо, Мадрид


Каким был Тициан? Посмотрите на его автопортрет (), выполненный в 90-летнем возрасте. Мы видим высокого старика с крупными мужественными чертами лица. Он чуть ссутулился под тяжестью темной складчатой одежды. Узкая полоска воротника врезается, как луч, в пышную серебристую бороду. Черная шапочка подчеркивает напряженность его крепкого профиля. Пальцы правой руки нежно сжимают хрупкую кисть. Несомненно, перед нами деятельная, творческая натура, полная жажды жизни. Художник подался вперед, как будто вглядываясь в лицо собеседника. Величав и спокоен проницательный взгляд человека, умудренного жизненным опытом. Черное одеяние богато и изысканно, оно гармонично сочетается с серебристой гаммой общего колорита. О мастерстве колорита Тициана написано великое множество исследований. циан. Автопортрет гг. Прадо, Мадрид «В колорите он не имеет себе равных... он идет в ногу с самой природой. В его картинах цвет соперничает и играет с тенями, как это происходит в самой природе» (Л. Дольче).




«Венера Урбинская» подлинный шедевр художника. Об этой картине современники говорили, что Тициан, в отличие от Джорджоне, под влиянием которого он, безусловно, находился, «раскрыл глаза Венере и мы увидели влажный взор влюбленной женщины, обещающей большое счастье». Действительно, он воспел сияющую красоту женщины, написав ее в интерьере богатого венецианского дома. На заднем плане две служанки заняты домашними делами: они вынимают из большого сундука туалеты для своей госпожи. В ногах Венеры, свернувшись комочком, дремлет маленькая собачка. Все обыденно, просто и естественно и вместе с тем возвышенно- символично.


Прекрасно лицо лежащей на спальном ложе женщины. Горделиво и спокойно смотрит она прямо на зрителя, ничуть не смущаясь своей ослепительной красоты. На ее теле почти нет теней, а смятая простыня лишь подчеркивает грациозную стройность и теплоту ее упругого тела. Красная ткань под простыней, красная занавеска, красная одежда одной из служанок, ковры такого же цвета создают горячий и трепетный колорит. Картина полна символики. Венера богиня супружеской любви, об этом говорят многие детали. Ваза с миртом на окне символизирует постоянство, роза в руке у Венеры знак долгой любви, а свернувшаяся у ее ног собачка традиционный символ верности.


«Кающаяся Мария Магдалина» В картине Тициана «Кающаяся Мария Магдалина» запечатлена великая грешница, которая некогда омыла слезами ноги Христа и была им великодушно прощена. С тех пор до самой смерти Иисуса Мария Магдалина не покидала его. Она же поведала людям о его чудесном Воскресении. Отложив в сторону книгу Священного Писания, она истово молится, устремляя взоры к небу. Ее заплаканное лицо, волны густых распущенных волос, выразительный жест прижатой к груди красивой руки, простые одежды написаны художником с особой тщательностью и мастерством. Рядом изображены стеклянный кувшин и череп символическое напоминание о быстротечности земной жизни и смерти. Мрачное грозовое небо, скалистые горы и раскачивающиеся от ветра деревья подчеркивают драматизм происходящего. Тициан. Кающаяся Мария Магдалина. Около 1565 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург «Портрет юноши с перчаткой» одно из лучших творений Тициана. Преобладающие строгие, темные тона призваны усилить ощущение тревоги и напряжения. Выхваченные светом руки и лицо позволяют более внимательно приглядеться к портретируемому. Несомненно, перед нами одухотворенная личность, которой присущи интеллект, благородстви в то же время горечь сомнений и разочарований. В глазах юноши тревожное раздумье о жизни, душевное смятение человека смелого и решительного. Напряженный взгляд «в себя» свидетельствует о трагическом разладе души, о мучительных поисках своего «я». В последние годы жизни, в совершенстве овладев стихией цвета, Тициан работал в особой манере. Вот как рассказывал об этом один из его учеников:о


Тициан работал в особой манере. Вот как рассказывал об этом один из его учеников: «Тициан покрывал свои холсты красочной массой, как бы служившей... фундаментом для того, что он хотел в дальнейшем выразить. Я сам видел такие энергично сделанные подмалевки, исполненные густо насыщенной кистью либо в чистом красном тоне", который призван был наметить полутон, либо белилами. Той же кистью, окуная ее то в красную, то в черную, то в желтую краску, он вырабатывал рельеф освещенных частей. С этим же великим умением, при помощи всего лишь четырех цветов вызывал он из небытия обещание прекрасной фигуры... Последние ретуши он наводил легкими ударами пальцев, сглаживая переходы от ярчайших бликов к полутонам и втирая один тон в другой. Иногда тем же пальцем он наносил густую тень в какой-либо угол, чтобы усилить это место... К концу он поистине писал больше пальцами, нежели кистью».



Период созревания предпосылок перехода к Высокому Возрождению совпадает, как и в остальной Италии, с концом 15 века. Именно в эти годы параллельно с повествовательным искусством Джентиле Беллини и Карпаччо складывается творчество ряда мастеров, так сказать, нового художественного направления: Джованни Беллини и Чима. Хотя они по времени и работают почти одновременно с Джентиле Беллини и Карпаччо, но представляют следующий этап в логике развития искусства венецианского Возрождения. Это были живописцы, в искусстве которых явственней всего наметился переход к новому этапу в развитии культуры Возрождения. Особо четко это раскрывалось в творчестве зрелого Джованни Беллини,

Венеция, сумевшая сохранить свою независимость, дольше хранит и верность традициям Ренессанса.Из мастерской Джанбеллино вышли два великих художника Высокого венецианского Возрождения: Джорджоне и Тициан.Тот факт, что Венеция сохранила свою независимость и в значительной степени свои богатства, определил длительность периода расцвета искусства Высокого Возрождения в Венецианской республике. Перелом же к позднему Возрождению наметился в Венеции несколько позже, чем в Риме и во Флоренции, а именно к середине 40-х годов 16 века.

Джованни Беллини - крупнейший художник венецианской школы, заложивший основы искусства Высокого Возрождения в Венеции. Драматически острые, холодные по цвету ранние работы Джованни Беллини (“Оплакивание Христа”, около 1470, Галерея Брера, Милан) к концу 1470-х годов под воздействием живописи Пьеро и Мессина сменяются гармонически ясными картинами, в которых величавым человеческим образам созвучен одухотворённый пейзаж (так называемая “Озерная мадонна”, “Пиршество богов”). Произведения Джованни Беллини, в том числе его многочисленные “Мадонны”, отличаются мягкой гармонией звучных, словно пронизанных солнцем насыщенных цветов и тонкостью светотеневых градаций, спокойной торжественностью, лирической созерцательностью и ясной поэтичностью образов. В творчестве Джованни Беллини наряду с классически упорядоченной композицией ренессансной алтарной картины (“Мадонна на троне в окружении святых”, 1505, церковь Сан-Дзаккария, Венеция) сформировался полный интереса к человеку гуманистический портрет (портрет дожа; портрет кондотьера,).В одной из последних картин "Опьянение Ноя" художником выражена юношеская приверженность к жизненным ценностям и легкость непринужденности существования. Творчество художника Джованни Беллини проложило дорогу венецианской живописи от поздней готики и проторенессанса к новому искусству эпохи Высокого Возрождения.

Следующим этапом после искусства Джованни Беллини было творчество Джорджоне -- прямой последователь своего учителя и типичный художник поры Высокого Возрождения. Он первый на венецианской почве обратился к темам литературным и мифологическим. Пейзаж, природа и прекрасное нагое человеческое тело стали для него предметом искусства и объектом поклонения. Чувством гармонии, совершенством пропорций, изысканным линейным ритмом, мягкой светописью, одухотворенностью и психологической выразительностью своих образов Джорджоне близок Леонардо, который оказал на него и непосредственное влияние, когда проездом из Милана был в Венеции. Но Джорджоне более эмоционален, чем великий миланский мастер, и как типичный художник Венеции интересуется не столько линейной перспективой, сколько воздушной и главным образом проблемами колорита.Уже в первом известном произведении «Мадонны» он предстает вполне сложившимся художником; образ мадонны полон поэтичности, задумчивой мечтательности, пронизан тем настроением печали, которое свойственно всем женским образам Джорджоне. За последние пять лет своей жизни (Джорджоне умер от чумы)художник создал свои лучшие произведения, В картине«Гроза» изображается человека как часть природы. Кормящая ребенка женщина, юноша с посохом не объединены каким-либо действием, но соединены в этом величественном ландшафте общим настроением, общим душевным состоянием. Джорджоне владеет тончайшей и богатой палитрой.Зеленый цвет имеет массу оттенков: оливковый в деревьях, почти черный в глубине воды, свинцовый в тучах. Одухотворенностью и поэтичностью пронизано изображение «Спящей Венеры»). Ее тело написано легко, свободно, изящно, недаром исследователи говорят о «музыкальности» ритмов Джорджоне; оно не лишено и чувственной прелести. Но лицо с закрытыми глазами целомудренно-строго, в сравнении с ним тициановские Венеры кажутся истинными языческими богинями. Джорджоне не успел завершить работу над «Спящей Венерой»; по свидетельствам современников, пейзажный фон в картине писал Тициан, как и в другой поздней работе мастера -- «Сельском концерте». Эта картина, изображающая двух кавалеров в пышных одеждах и двух обнаженных женщин, из которых одна берет воду из колодца, а другая играет на свирели,--наиболее жизнерадостное и полнокровное произведение Джорджоне. Но это живое, естественное чувство радости бытия не связано ни с каким конкретным действием, полно чарующей созерцательности и мечтательного настроения. Соединение этих черт столь характерно для Джорджоне, что именно «Сельский концерт» можно считать его наиболее типичным произведением. Чувственная радость у Джорджоне всегда опоэтизирована, одухотворена.

Тициан--величайший художник венецианского Возрождения. Он создал произведения и на мифологические, и на христианские сюжеты, работал в жанре портрета, его колористическое дарование исключительно, композиционная изобретательность неисчерпаема, а его счастливое долголетие позволило ему оставить после себя богатейшее творческое наследие, оказавшее огромное влияние на потомков. Тициан родился в маленьком городке у подножия Альп. Первой его работой была совместная с Джорджоне роспись амбаров в Венеции. После смерти Джорджоне Тициан расписал в Падуе несколько помещений. Жизнь в Падуе познакомила художника с произведениями Мантеньи и Донателло. Слава к Тициану приходит рано.Он становится первым живописцем республики, с 20-х годов -- самым прославленным художником Венеции, и успех не оставляет его до конца дней. Герцог Феррарский заказывает ему цикл картин, в которых Тициан предстает певцом античности, сумевшим почувствовать и, главное, воплотить дух язычества («Вакханалия», «Праздник Венеры», «Вакх и Ариадна»).Тициан становится ярчайшей фигурой художественной жизни Венеции.Богатые венецианские патриции заказывают Тициану алтарные образа, и он создает огромные иконы: «Вознесение Марии», «Мадонна Пезаро»и др.В «Мадонне Пезаро» Тициан разработал принцип децентрализующей композиции, которого не знали флорентийская и римская школы. Сместив фигуру мадонны вправо, он таким образом противопоставил два центра: смысловой и пространственный. Разная цветовая гамма не противоречит, а выступает в гармоническом единстве с картиной. Тициан в этот период любит сюжеты, где можно показать венецианскую улицу, великолепие ее архитектуры, праздничную любопытствующую толпу. Так создается одна из самых больших его композиций «Введение Марии во храм»)--следующий после «Мадонны Пезаро» шаг в искусстве изображения групповой сцены, в которой Тициан умело сочетает жизненную естественность с величием. Тициан много пишет на мифологические сюжеты, особенно после поездки в Рим. Тогда-то и появляются его варианты «Данаи», Даная прекрасна в соответствии с античным идеалом красоты, которому и следует венецианский мастер. Во всех этих вариантах тициановское толкование образа несет в себе плотское, земное начало, выражение простой радости бытия. Его «Венера»близка по композиции джорджоневской. Но введение бытовой сцены в интерьере вместо пейзажного фона, внимательный взгляд широко открытых глаз модели, собачка в ногах -- детали, которые передают ощущение реальной жизни на земле, а не на Олимпе.

На протяжении всей своей жизни Тициан занимался портретом. В его моделях (особенно в портретах раннего и среднего периодов творчества) всегда подчеркнуто благородство облика, величественность осанки, сдержанность позы и жеста, создаваемых столь же благородным по гамме колоритом, и скупыми, строго отобранными деталями (портрет молодого человека с перчаткой, портрет, дочери Лавинии и др.)Если портреты Тициана всегда отличаются сложностью характеров и напряженностью внутреннего состояния, то в годы творческой зрелости он создает образы особо драматические, характеры противоречивые, поданные в противостоянии и столкновении, изображенные с поистине шекспировской силой (групповой портрет). Такой сложный групповой портрет получил развитие только в эпоху барокко XVII

К концу жизни Тициана его творчество претерпевает существенные изменения. Он еще много пишет на античные сюжеты,но все чаще обращается к темам христианским, к сценам мученичеств, в которых языческая жизнерадостность, античная гармония сменяются трагическим.Безмерная глубина скорби и величественная красота человеческого существа переданы в последнем произведении Тициана «Оплакивание», законченном уже после смерти художника его учеником. Застыла в горе держащая на коленях сына мадонна, в отчаянии вскидывает руку Магдалина, в глубокой скорбной задумчивости пребывает старец..

49) Тициан итальянский живописец эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Учился в Венеции у Джованни Беллини, в мастерской которого сблизился с Джорджоне; работал в Венеции, а также в Падуе, Ферраре, Римеи др.городах. Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Его жизнеутверждающее искусство отличается многогранностью, широтой охвата действительности, раскрытием глубоких драматических конфликтов эпохи. Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая “Цыганская мадонна”; “Христос и грешница”) с творчеством Джорджоне; самостоятельный стиль художник начал вырабатывать после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркими чувствами, внутренней просветленностью, чистотой красок Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции, и тонко психологичных (“Юноша с перчаткой; “Мужской портрет”). Новый период творчества Тициана (конец 1510-х - 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. В это время Тициан создавал монументальные алтарные образы с пафосом.

Конец 1530-х годов - время расцвета портретного искусства Тициана. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (“Ипполито Медичи). Полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (“Кающаяся Мария Магдалина; “Коронование терновым венцом”). В основе колорита поздних произведений Тициана лежит тончайший красочный хроматизм: цветовая гамма, в целом подчиненная золотистому тону, строится на тонких оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блекло-зеленого.

В поздний период своего творчества Тициан достиг вершин как в своем живописном мастерстве, так и в эмоционально-психологическом толковании религиозных и мифологических тем. Красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с античной мифологии сюжетами.Манера письма художника становится исключительно свободной, композиция, форма и цвет строятся на смелой пластической лепки, краски накладываются на полотно не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. Прозрачные лессировки не скрывают подмалевка, а местами обнажают зернистую фактуру холста. Из сочетания гибких мазков рождаются образы, исполненные драмой.В 1550-е годы характер творчества Тициана меняется, нарастает драматическое начало в его религиозных композициях (“Мученичество святого Лаврентия”; “Положение во гроб”,). В то же время он вновь обращается к мифологической тематике, мотиву цветущей женской красоты.К этим образам близка также горько рыдающая Мария Магдалина в одноименном полотне.

Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов Написание композиций на сюжеты «Метаморфоз», пронизанных движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (“Святой Себастьян”; “Оплакивание Христа”и др)Эти полотна отличает сложная живописная структура, размытость границы между формами и фоном; поверхность холста как бы соткана из наложенных широкой кистью, иногда втертых пальцами мазков. Оттенки дополняют друг друга, созвучных или контрастных тонов образуют некое единство, из которого рождаются формы или приглушенные мерцающие краски. Новаторство «поздней манеры» не была понято современниками и оценено лишь в более позднее время.

Искусство Тициана, наиболее полно раскрывшее своеобразие венецианской школы, оказало большое влияние на становление крупнейших художников 17 века от Рубенса и Веласкеса. Живописная техника Тициана оказала исключительное влияние на дальнейшее, вплоть до 20 века, развитие мирового изобразительного искусства.

  • 50) Картина «Виоланта. Наиболее полно воплотить идеал физически и духовно прекрасного человека, данного во всей жизненной полноте его бытия, Тициану удается в портрете. Он обратился к портрету еще в ранние годы. Тогда был написан портрет юноши с разорванной перчаткой,а также удивляющий живописной свободой характеристики и благородством образа портрет Мости. К этому периоду относится и его полная несколько холодного изящества «Виоланта», светловолосая девушка с прекрасными глазами. Густая волна волос тяжелым золотом ниспадает на открытые чудные плечи и превращается в прозрачный невесомый пух, нежно окутывающий тонкие кружева и белоснежную кожу молодой женщины. Дорогое платье предназначено лишь подчеркнуть еще раз благородное происхождения.
  • 1520--1540--время расцвета портретного искусства Тициана. В эти годы он создает обширную портретную галерею современников, среди которых безымянный «Юноша с перчаткой», гуманист Мости, Медичи, правитель Мантуи. Тонкостью передачи индивидуального внутреннего мира выделяется портрет феррарского юриста. Достойное место в славном ряду занимает портрет Франческо Мариа, облаченного в воинские доспехи на фоне знамен и соответствующих регалий. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство. Полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество. В основе колорита поздних произведений Тициана лежит тончайший красочный хроматизм: цветовая гамма, в целом подчиненная золотистому тону, строится на тонких оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блекло-зеленого.

«Портрет Франческо Мария делла Ровере» может создать ощущение, что этот человек занимает более высокое положении. Впечатление это создается тем, что картина наполнена энергией и внутренней напряженностью, уверенность портретируемого в себе очевидна, а его осанка -- это осанка повелителя. Он стремится подавить зрителя взглядом. На полотне много атрибутов -- черные доспехи с агрессивным металлическим блеском, несколько жезлов, царственный багряный бархат -- все это свидетельствует о том, что передавать на картине социальную значимость заказчика Тициан умел превосходно.

«Портрет юноши с перчаткой». Наиболее полно воплотить идеал физически и духовно прекрасного человека, данного во всей жизненной полноте его бытия, Тициану удается в портрете. Таков портрет юноши с разорванной перчаткой. В этом портрете прекрасно передано индивидуальное сходство, и все же главное внимание художника обращено не на частные детали в облике человека, а на общее, на самое характерное для его образа. Тициан как бы раскрывает через этого человекаоб щие типические черты человека эпохи Возрождения. Широкие плечи, сильные и выразительные руки, свободная поза, небрежно расстегнутая у ворота белая рубашка, смуглое юношеское лицо, на котором выделяются глаза с их живым блеском, создают образ, полный свежести и обаяния молодости-- именно в этих чертах раскрываются основные качества и вся неповторимая гармония человека счастливого и не знающего мучительных сомнений и внутреннего разлада.

Портрет Медичи дает нам возможность уловить те глубокие изменения, которые намечаются в 1540-х годах в тициановском творчестве. На худощавое, окаймленное мягкой бородкой лицо герцога наложила свой отпечаток борьбы с запутанными противоречиями действительности. Этот образ перекликается в какой-то мере с образом Гамлета.

На портрете Томазо Мости герой не выражает практически никаких эмоций. За него повествование ведет костюм, аксессуары, Сама же модель откровенно пассивна.Такой эффект усиливается однотонными тонами,неяркостью красок.

«Портрет молодой женщины в шляпе с пером». Словно умытое утренней росой, дышит свежестью и молодым задором лицо юной прелестницы. Кокетливо сдвинута на бок шляпка, живые любопытные глаза и нитка жемчуга на девичьей шее - перед нами еще один женский портрет великого итальянского мастера. Кажется, подует легкий ветерок и пушинки страусиного пера послушно колыхнутся вслед за ним, так легки они, так воздушны. Виртуозной кистью художник делает почти осязаемыми и темный зеленый бархат плаща и невесомый шелк тонкого платья, и теплую кожу нежных женских рук.

С 1540-х гг. начинается период позднего Возрождения . Италия того времени попала под власть иностранных держав и стала главным оплотом феодально-католической реакции. Только богатая Венецианская республика, свободная и от власти Папы, и от господства интервентов, обеспечила развитие искусства в этом регионе. Возрождение в Венеции обладало своими особенностями.

Уже с XIII в. Венеция была колониальной державой, которой принадлежали территории на побережьях Италии, Греции, островах Эгейского моря. Она торговала с Византией, Сирией, Египтом, Индией. Благодаря интенсивной торговле к ней стекались огромные богатства. Венеция была торгово-олигархической республикой, и правящая каста защищала свое положение с помощью крайне жестоких и коварных мер. Открытая всем влияниям Запада и Востока, республика издавна черпала в культурах разных стран то, что могло украшать и радовать, — византийскую нарядность и золотой блеск, узорность мавританских памятников, фантастичность готических храмов.

Пристрастие к роскоши, декоративности и нелюбовь к ученым изысканиям задерживали проникновение в Венецию художественных идей и практики флорентийского Возрождения. Основные характерные черты творчества живописцев, скульпторов, архитекторов Флоренции и Рима не отвечали вкусам, сложившимся в Венеции. Здесь ренессансное искусство питалось любовью не к античности, а к своему городу, определялось его особенностями. Синее небо и море, нарядные фасады дворцов способствовали формированию особого художественного стиля, проявлявшегося в увлечении цветом, его переливами, сочетаниями. Венецианские художники, которые были только живописцами, видели в красочности и цвете основу живописи. Пристрастие к цвету объясняется и укоренившейся в них любовью к богатым украшениям, ярким краскам и обильной позолоте в произведениях искусства Востока. Венецианское Возрождение также оказалось богатым на великих живописцев и скульпторов. В эту эпоху творили Тициан, Веронезе, Тинторетто, Джорджоне, Корреджо, Бенвенуто Челлини.

Джорджоне (настоящее имя Джорджо де Кастельфранко) стал первым наиболее известным художником Высокого Возрождения в Венеции. В его творчестве окончательно побеждает светское начало, что проявляется в господстве сюжетов на мифологические и литературные темы. Именно в произведениях Джорджоне происходит рождение станковой картины, с которой связаны особенности творчества художника: сюжеты его картин отличаются отсутствием четко выраженной фабулы и активного действия; в трактовке сюжета основной акцент делается на воплощении тонких и сложных эмоций, придающих картинам Джорджоне особое настроение — элегически мечтательное или спокойно-сосредоточенное.

До сих пор не выяснено точно, сколько произведений принадлежит кисти мастера, их число колеблется от четырех до 61. Однако исследователи творчества художника сходятся во мнении, что лучшими его произведениями являются «Юдифь» и «Спящая Венера». В полотне «Юдифь» Джорджоне не иллюстрирует содержание известного мифа. Действенная сторона подвига Юдифи остается в стороне. Перед нами лишь итог события: одинокая фигура молодой женщины, в глубочайшей задумчивости стоящей на каменной террасе, за которой расстилается изумительный по красоте пейзаж. Ее атрибуты — меч и голова Олоферна — почти не привлекают внимания. Огромную художественную значимость приобретает колорит картины с се прозрачными и нежными красками, с удивительными оттенками платья Юдифи.

«Спящая Венера» — наиболее известное произведение Джорджоне, где впервые обнаженная женская фигура была представлена без какого бы то ни было сюжетного действия: посреди холмистого луга на темно-красном с белой атласной подкладкой покрывале лежит прекрасная молодая женщина. Ее обнаженная фигура расположена по диагонали на фоне пейзажа, в котором господствуют зеленые и коричневые тона. Венера погружена в спокойный сон, под которым подразумевается предрасположенность души к возвышенному единению с Богом. Умиротворенность и покой наполняют природу с се бесконечным небом, белыми облаками, с уходящими в глубину далями.

Творчество Тициана Вечемио (в историю искусства он вошел не под фамилией, а под собственным именем) стало вершиной в Венеции. Этот художник с огромным творческим потенциалом прошел сложный и драматический жизненный путь, в ходе которого его мировоззрение существенно изменилось. Тициан сложился как человек и как художник в эпоху наивысшего культурного расцвета Венеции. Его первые произведения наполнены шумной и яркой жизнью, в то время как последние произведения полны чувства мрачной тревоги и отчаяния.

Художник прожил долгую жизнь (около 90 лет) и оставил огромнейшее наследие. Он создавал композиции на религиозные и мифологические темы и вместе с тем был великолепным мастером одного из самых сложных жанров — ню (по-французски — нагой, раздетый) — изображения обнаженного тела. В ренессансной живописи так обычно представляли античных богинь и мифологических героинь. Его «Лежащая Венера» и «Даная» являют собой изображения пленительных, пышущих здоровьем венецианок в интерьерах богатых венецианских домов.

Тициан вошел в историю культуры как великий портретист-психолог. Его кисти принадлежит обширная галерея портретных образов — императоры, короли, папы, вельможи. Если в ранних портретах он, как было принято, прославлял красоту, силу, достоинство, цельность натуры своих моделей, то более поздние произведения отличаются сложностью и противоречивостью образов. В них переплетаются одухотворенность, утонченная интеллектуальность, благородство с горечью сомнений и разочарований, печали и затаенной тревоги. В картинах, созданных Тицианом в последние годы творчества, звучит подлинный трагизм. Наиболее известным произведением Тициана этого периода является картина «Святой Себастиан».

Последняя четверть XVI в. для культуры Возрождения стала временем упадка. Творчество художников, которых называли «маньеристы» (от итал. маниеризмо — вычурность), а все направление — «маньеризм», приобрело изощренный, вычурный характер. Венецианская школа живописи дольше других сопротивлялась проникновению маньеризма и сохраняла верность традициям Возрождения. Однако и ее образы становились менее возвышенными и героическими, более земными, связанными с реальной жизнью.



































1 из 34

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Уникальные природные условия во многом определили характерные особенности венецианской архитектуры. Город, расположенный на 118 островах, разделен 160 каналами, через которые переброшено около 400 мостов. Большинство зданий здесь построено на сваях, дома тесно прижимаются друг к другу.

№ слайда 4

Описание слайда:

В объеме чудной панорамы Плавучие дворцы и храмы, Как бы на якоре суда, Как будто ждут, чтоб ветр попутной Расшевелил их паруса! Глядит задумчиво и смутно Дворцов маститая краса! На их стенах столетий почерк, Но нет их прелестям цены, Когда рисуется их очерк Под белым заревом луны. Резец твердыням этим мрачным Дал мягкость, выпуклость и грань, И словно кружевом прозрачным Сквозит их каменная ткань. Как все таинственно, как странно В сем царстве дивной красоты: На все ложится постоянно Тень поэтической мечты... П. А. Вяземский. «Фотография Венеции»

№ слайда 5

Описание слайда:

Якопо Сансовино Библиотека Сан-Марко 1536г Венеция. При участии известного архитектора Якопо Сансовино (1486- 1570), ученика Браманте, было завершено формирование города. Он выстроил здесь здание новой библиотеки Сан-Марко. Двухэтажное сооружение с ажурным фасадом было оформлено античными ордерными аркадами. В первом этаже за галереей находились торговые помещения, а во втором - собственно библиотека. Большие арки, скульптурные украшения, рельефы на фризах - все это придает зданию особую нарядность и праздничность.

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

Крупнейшим архитектором Венеции стал Андреа Палладио (1508-1580), стиль которого отличают совершенство в построении античных ордеров, естественная завершенность и строгая упорядоченность композиций, ясность и целесообразность планировки, связь архитектурных сооружений с окружающей природой.

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

Дворец Дожей в Венеции Во дворце располагались не только домашние покои главы города-Дожа. Но и городской и судебный залы, тюрьма. А также гигантская Зала дель Маджорио Консильо - резиденция выбранных народных представителей венецианского парламента. Ажурный орнамент в виде решётки производит впечатление восточного, но открытие фасада посредством аркад уже имело в Венеции долгую традицию, достигшую расцвета в строительстве дворцов поздней готики.

№ слайда 13

Описание слайда:

№ слайда 14

Описание слайда:

Ка д,Оро. Венеция. 1421-1440гг «Золотой дом»- так переводится Ка д,Оро – одна из самых старых построек Венеции. Он был сооружён по приказу Мариино Контарини, прокурора собора Сан Марко. Название его возникло потому, что первоначально орнамент и скульптурные украшения были позалочены. Впечатление ещё более усиливалось тем, что сияющий синими и красными цветами дом отражался в водах канала.

№ слайда 15

Описание слайда:

№ слайда 16

Описание слайда:

№ слайда 17

Описание слайда:

Джованни Беллини (ок. 1430-1516) Основоположником венецианской школы живописи по праву считается Джованни Беллини (ок. 1430-1516), стиль которого отличают утонченное благородство и сияющий колорит. Он создал множество картин с изображением мадонн, простых и серьезных, немного задумчивых и всегда печальных. Ему принадлежит ряд портретов современников - именитых граждан Венеции, мечтавших видеть себя запечатленными на полотнах великого мастера.

№ слайда 18

Описание слайда:

Вглядитесь в предельно выразительные черты дожа Леонардо Лоредано - главы правительства Венецианской Республики. Сосредоточенный и спокойный, дож изображен с мельчайшими подробностями - от глубоких морщин на старческом лице до богатой парчи одежды. Тонкие черты лица, плотно сжатые губы выдают замкнутость его натуры. Холодные тона парадного облачения четко выступают на лазоревом фоне. Художник мастерски сумел воплотить черты человека, вошедшего в историю как гонитель науки и просвещения. Джованни Беллини. Портрет дожа Леонардо Лоредано. 1501г Национальная галерея, Лондон

№ слайда 19

Описание слайда:

Беллини было множество учеников, которым он щедро передавал свой богатый творческий опыт. Среди них особо выделялись два художника - Джорджоне и Тициан. Жизнь Джорджоне (1476/1477-1510), окутана тайной, была короткой и яркой. В мастерстве он соперничал с самим Леонардо. По свидетельству Вазари, «природа наделила его талантом столь легким и счастливым, его колорит в масле и фреске был то живым и ярким, то иногда мягким и ровным и настолько растушеванным в переходах от свет; к тени, что многие из тогдашних мастеров признавали в нем художника, рожденного для того, чтобы вдохнуть жизнь в фигуры...»

№ слайда 20

Описание слайда:

№ слайда 21

Описание слайда:

Джорджоне. Юдифь. 1502 г. Прекрасная и кроткая Юдифь вовсе не воинственна. Ее взор обращен к земле, а в cми- ренной позе нет и намека на жестокость и насилия. Напротив, она воспринимается как олицетворена высшей справедливости и милосердия. Неужели художник забыл о библейском сюжете? Единственное, что напоминает о нем, - это жуткий трофей, который Юдифь осторожно попирает ногой! Нам трудно поверить, что эта женщина могла совершить столь жестокое убийство. Юдифь не наслаждается одержанной победой, а прикрыла глаза и слушает, слегка улыбаясь уголками губ. В этом одухотворенном образе есть все: нежность и достоинство, кротость и сожаление, внутренняя сила и обаяние. Настроение картины усиливает лирический пeйзаж. Нежный воздушный фон, едва розовеющее утреннее небо, мощный ствол дерева, срезанного краем рамы, тщательно прорисованная растительность призваны создать элегичное настроение и привлечь внимание к психологическому аспекту библейской легенды.

№ слайда 22

Описание слайда:

Джорджоне. Спящая Венера. 1507"-1508 гг. Подлинным шедевром творчества Джорджоне является «Спящая Венера» - один из самых совершенных женских образов эпохи Возрождения. Посреди холмистого луга на темно-красном покрывале лежит античная богиня любви и красоты Венера.

№ слайда 23

Описание слайда:

Джорджоне. Спящая Венера. 1507"-1508 гг. Картинная галерея, Дрезден Она безмятежно спит. Особую возвышенность и целомудрие этому образу придает картина природы. За спиной Венеры, на горизонте, - просторное небо с белыми облаками, невысокая гряда голубых гор, пологая тропа, ведущая на поросший растительностью холм. Отвесная скала, причудливый профиль холма, вторящий очертаниям фигуры богини, группа кажущихся необитаемыми строений, травы и цветы на лугу тщательно выполнены художником. Глядя на эту картину, хочется повторить вслед за А. С. Пушкиным: Все в ней гармония, все диво, Все выше мира и страстей. Она покоится стыдливо В красе торжественной своей. Под впечатлением от «Спящей Венеры» Джорджоне художники разных поколений - Тициан и Дюрер, Пуссен и Веласкес, Рембрандт и Рубенс, Гоген и Мане - создали свои произведения на этот сюжет.

№ слайда 24

Описание слайда:

Художественный мир Тициана Испанский художник XVII в. Диего Веласкес писал: «В Венеции - все совершенство красоты! Я отдаю первое место живописи, знаменосцем которой является Тициан». Тициан прожил долгую (почти век!) жизнь (1477-1576) и завоевал всемирную славу наравне с другими титанами Высокого Возрождения. Его современниками были Колумб и Коперник, Шекспир и Джордано Бруно. В девять лет он был отдан в мастерскую мозаичиста, учился в Венеции у Беллини, позднее стал помощником Джорджоне. Обширно творческое наследие художника, обладавшего кипучим темпераментом и удивительным трудолюбием. Работая в самых различных жанрах, он сумел выразить дух и настроение своей эпохи.

№ слайда 25

Описание слайда:

№ слайда 26

Описание слайда:

Каким был Тициан? Посмотрите на его автопортрет (1567-1568), выполненный в 90-летнем возрасте. Мы видим высокого старика с крупными мужественными чертами лица. Он чуть ссутулился под тяжестью темной складчатой одежды. Узкая полоска воротника врезается, как луч, в пышную серебристую бороду. Черная шапочка подчеркивает напряженность его крепкого профиля. Пальцы правой руки нежно сжимают хрупкую кисть. Несомненно, перед нами деятельная, творческая натура, полная жажды жизни. Художник подался вперед, как будто вглядываясь в лицо собеседника. Величав и спокоен проницательный взгляд человека, умудренного жизненным опытом. Черное одеяние богато и изысканно, оно гармонично сочетается с серебристой гаммой общего колорита. О мастерстве колорита Тициана написано великое множество исследований. циан. Автопортрет. 67-1568 гг. Прадо, Мадрид «В колорите он не имеет себе равных... он идет в ногу с самой природой. В его картинах цвет соперничает и играет с тенями, как это происходит в самой природе» (Л. Дольче).

№ слайда 27

Описание слайда:

№ слайда 28

Описание слайда:

«Венера Урбинская»- подлинный шедевр художника. Об этой картине современники говорили, что Тициан, в отличие от Джорджоне, под влиянием которого он, безусловно, находился, «раскрыл глаза Венере и мы увидели влажный взор влюбленной женщины, обещающей большое счастье». Действительно, он воспел сияющую красоту женщины, написав ее в интерьере богатого венецианского дома. На заднем плане две служанки заняты домашними делами: они вынимают из большого сундука туалеты для своей госпожи. В ногах Венеры, свернувшись комочком, дремлет маленькая собачка. Все обыденно, просто и естественно и вместе с тем возвышенно-символично.

№ слайда 29

Описание слайда:

Прекрасно лицо лежащей на спальном ложе женщины. Горделиво и спокойно смотрит она прямо на зрителя, ничуть не смущаясь своей ослепительной красоты. На ее теле почти нет теней, а смятая простыня лишь подчеркивает грациозную стройность и теплоту ее упругого тела. Красная ткань под простыней, красная занавеска, красная одежда одной из служанок, ковры такого же цвета создают горячий и трепетный колорит. Картина полна символики. Венера - богиня супружеской любви, об этом говорят многие детали. Ваза с миртом на окне символизирует постоянство, роза в руке у Венеры - знак долгой любви, а свернувшаяся у ее ног собачка - традиционный символ верности.

№ слайда 30

Описание слайда:

«Кающаяся Мария Магдалина» В картине Тициана «Кающаяся Мария Магдалина» запечатлена великая грешница, которая некогда омыла слезами ноги Христа и была им великодушно прощена. С тех пор до самой смерти Иисуса Мария Магдалина не покидала его. Она же поведала людям о его чудесном Воскресении. Отложив в сторону книгу Священного Писания, она истово молится, устремляя взоры к небу. Ее заплаканное лицо, волны густых распущенных волос, выразительный жест прижатой к груди красивой руки, простые одежды написаны художником с особой тщательностью и мастерством. Рядом изображены стеклянный кувшин и череп - символическое напоминание о быстротечности земной жизни и смерти. Мрачное грозовое небо, скалистые горы и раскачивающиеся от ветра деревья подчеркивают драматизм происходящего. Тициан. Кающаяся Мария Магдалина. Около 1565 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

№ слайда 31

Описание слайда:

№ слайда 32

Описание слайда:

«Портрет юноши с перчаткой» - одно из лучших творений Тициана. Преобладающие строгие, темные тона призваны усилить ощущение тревоги и напряжения. Выхваченные светом руки и лицо позволяют более внимательно приглядеться к портретируемому. Несомненно, перед нами одухотворенная личность, которой присущи интеллект, благородстви в то же время - горечь сомнений и разочарований. В глазах юноши тревожное раздумье о жизни, душевное смятение человека смелого и решительного. Напряженный взгляд «в себя» свидетельствует о трагическом разладе души, о мучительных поисках своего «я». В последние годы жизни, в совершенстве овладев стихией цвета, Тициан работал в особой манере. Вот как рассказывал об этом один из его учеников:о

№ слайда 33

Описание слайда:

Тициан работал в особой манере. Вот как рассказывал об этом один из его учеников: «Тициан покрывал свои холсты красочной массой, как бы служившей... фундаментом для того, что он хотел в дальнейшем выразить. Я сам видел такие энергично сделанные подмалевки, исполненные густо насыщенной кистью либо в чистом красном тоне", который призван был наметить полутон, либо белилами. Той же кистью, окуная ее то в красную, то в черную, то в желтую краску, он вырабатывал рельеф освещенных частей. С этим же великим умением, при помощи всего лишь четырех цветов вызывал он из небытия обещание прекрасной фигуры... Последние ретуши он наводил легкими ударами пальцев, сглаживая переходы от ярчайших бликов к полутонам и втирая один тон в другой. Иногда тем же пальцем он наносил густую тень в какой-либо угол, чтобы усилить это место... К концу он поистине писал больше пальцами, нежели кистью».

№ слайда 34

Описание слайда:

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса