Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Марк шагал картины. «Над городом» Марка Шагала. О самой счастливой картине. Марк Шагал – картины с названиями

Марк Шагал: «Чтоб картина моя светилась радостью…»

Искусствовед Ирина Языкова рассказывает, почему творчество художника-авангардиста - это библейское послание

Знаменитого художника-авангардиста называют «своим» три страны - Россия, Франция и Израиль. Марк Шагал - еврей по происхождению - родился в тогда еще российском Витебске и встретил там свою музу и главную любовь. Учился в Петербурге и Париже, в послереволюционной России готовил эскизы декораций для спектаклей и оформлял Еврейский камерный театр. Но мировой знаменитостью Марк Шагал стал во Франции, куда эмигрировал с семьей в 1922 году.

Среди работ Шагала - не только картины. Художник иллюстрировал «Мертвые души» Гоголя, «Басни» Лафонтена, сборник рассказов «Тысяча и одна ночь» и Библию на французском языке. Музей Шагала в Ницце так и называется - «Библейское послание».

А еще Марк Шагал был мастером монументального искусства: делал мозаики, витражи, скульптуры, керамику. Он оформил множество католических, лютеранских храмов и синагог в Европе, США и Израиле.

К 130-летию со дня рождения художника искусствовед Ирина Языкова объясняет, почему творчество Марка Шагала нельзя воспринимать без религиозного контекста, и рассказывает о главных работах с библейским сюжетом.

Ирина Языкова

С ранней юности я был очарован Библией. Мне всегда казалось, и кажется сейчас, что эта книга является самым большим источником поэзии всех времен. С давних пор я ищу ее отражение в жизни и искусстве. Библия подобна природе, и эту тайну я пытаюсь передать.

- Марк Шагал, каталог к открытию музея «Библейское послание» в Ницце

Очень много искусствоведов рассматривают Марка Шагала просто как одного из модернистских художников XX века. Кто-то считает его продолжателем наивного искусства, кто-то - чистым модернистом. Но Шагал - это особое явление в ХХ веке.

Если Малевич строил разные идеи, выпускал громкие манифесты, Кандинский развивал свою философию и отразил ее в статье «О духовном в искусстве», то у Шагала такой задачи не было. Он ничего не декларировал, он просто выражал в своем творчестве восхищение перед Божьим миром. И мне кажется, неправильно воспринимать работы Марка Шагала вне религиозного контекста.

Ребенком я чувствовал, что во всех нас есть некая тревожная сила. Вот почему мои персонажи оказались в небе раньше космонавтов.

- Марк Шагал, «Все это есть в моих картинах», Литературная газета, 1985 г.

Прогулка, 1917-18 гг.

Холст, масло
169,6 × 163,4 см
Государственный русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Для него все было чудом: жизнь, любовь, красота - все это было проявлением чуда. Чудом он едва не сгорел, еще не родившись: когда у матери начались схватки, в доме возник пожар, и роженицу выносили из дома на кровати. Этот случай он запечатлел потом на картине и говорил, что прошел огненное крещение. И это, видимо, утвердило Шагала в мысли, что он рожден для чего-то великого. Художник считал, что Бог его предназначил изобразить красоту мира.

Не помню кто, скорее всего, мама рассказывала, что, как раз когда я родился - в маленьком домике у дороги, позади тюрьмы на окраине Витебска - вспыхнул пожар. Огонь охватил весь город, включая бедный еврейский квартал. Мать и младенца у нее в ногах, вместе с кроватью, перенесли в безопасное место, на другой конец города.

Но главное, родился я мертвым. Не хотел жить. Этакий, вообразите, бледный комочек, не желающий жить. Как будто насмотрелся картин Шагала. Его кололи булавками, окунали в ведро водой. И наконец он слабо мяукнул.

Рождение, 1910 год

Холст, масло
65 × 89,5 см
Художественный музей, Цюрих, Швейцария

В чем истоки религиозности Марка Шагала

Марк Шагал родился в Витебске, в еврейской бедной и очень верующей семье, где все хорошо знали Библию и заповеди, ходили в синагогу, молились, в субботу зажигали свечи и устраивали трапезу. Шагал рано выучил еврейский язык и начал читать Библию. Библия стала книгой, которая сопровождала художника всю жизнь. И религиозность была у Шагала, можно сказать, в крови.

Знали бы вы, как я млел от восторга, стоя в синагоге рядом с дедом. Сколько мне, бедному, приходилось проталкиваться, прежде чем я мог туда добраться! И наконец я здесь, лицом к окну, с раскрытым молитвенником в руках, и могу любоваться видом местечка в субботний день. Синева под молитвенный гул казалась гуще. Дома мирно парили в пространстве. И каждый прохожий как на ладони.

Начинается богослужение, и деда приглашают прочитать молитву перед алтарем. Он молится, поет, выводит сложную мелодию с повторами. И в сердце у меня словно крутится колесико под масляной струей. Или словно растекается по жилам свежий сотовый мед. Чтобы описать вечернюю молитву, у меня не хватит слов. Я думал, что все святые собираются в этот день в синагоге.

Суббота, 1910 год

Холст, масло
90 х 95 см
Музей Валльраф Ричарде, Кельн,
германия.

Вера в еврейском понимании, Ветхий Завет - родная среда для Марка Шагала. Пророки с его картин часто выглядят так же, как и старики из родного местечка. Он ощущал их как своих кровных родственников: это его история, его род. К тому же евреи хорошо знали свою родословную вплоть до седьмого-восьмого, а то и десятого колена. И когда отец воспротивился решению сына учиться живописи, Шагал привел аргумент, что его предок в XVIII веке расписывал синагогу.

В один прекрасный день (а других и не бывает на свете), когда мама сажала в печку хлеб на длинной лопате, я подошел, тронул ее за перепачканный мукой локоть и сказал:

Мама… я хочу быть художником. Ни приказчиком, ни бухгалтером я не буду. Все, хватит! Не зря я все время чувствовал: должно случиться что-то особенное. Посуди сама, разве я такой, как другие? На что я гожусь?

Что? Художником? Да ты спятил. Пусти, не мешай мне ставить хлеб. …

И все-таки решено. Мы пойдем к Пэну.

Я и деревня, 1911 год

Холст, масло
191 × 150,5 см
Музей современного искусства, Нью Йорк, США

Мать и отвела сына к еврейскому художнику Иегуди Пэну, который в свое время учился у Ильи Репина. Шагал поучился классической живописи, но выдержал недолго и стал писать так, как требовала душа. В этом смысле он был абсолютно свободен: главным для Шагала был образ, и он добивался его выразительности.

Плетни и крыши, срубы и заборы и все, что открывалось дальше, за ними, восхищало меня. Цепочка домов и будок, окошки, ворота, куры, заколоченный заводик, церковь, пологий холм (заброшенное кладбище). Все как на ладони, если глядеть из чердачного окошка, примостившись на полу. Я высовывал голову наружу и вдыхал свежий голубой воздух. Мимо проносились птицы.

Над Витебском,
1915 год

39 x 31 см
Художественный
музей Филадельфии,
США

Чем Марк Шагал отличается от всех авангардистов

Что такое авангард? Искусство, которое идет вперед, которое делает то, чего не было раньше. С этой точки зрения Шагал, конечно, авангардист. Каждый авангардист создает собственный мир и стиль. Мир Шагала - это мир любви, красоты и чуда. И этому подчинены и стиль, и манера художника. Это и отличает его от многих художников XX века, которые очень часто изображали трагедии, негативные стороны мира, не красоту, а уродство. И хотя у Шагала тоже есть негативные вещи и трагические образы, но все-таки основной мотив - это любовь и свобода, радость и красота.

Лично я не уверен, что теория - такое уж благо для искусства. Импрессионизм, кубизм - мне равно чужды.
По-моему, искусство - это прежде всего состояние души.
А душа свята у всех нас, ходящих по грешной земле.
Душа свободна, у нее свой разум, своя логика.
И только там нет фальши, где душа сама, стихийно, достигает той ступени, которую принято называть литературой, иррациональностью.

Я имею в виду не старый реализм, не символический романтизм, который принес мало нового, не мифологию, не фантасмагорию, а… а что же, Господи, что же?

Обрученные и Эйфелева башня, 1913 год

Холст, масло
77 х 70 см
Национальный музей Марка Шагала, Ницца, Франция

К тому же чаще всего художники авангарда были людьми неверующими, даже антиклерикальными, некоторые, правда, вдохновлялись религиозным искусством (Гончарова, Петров-Водкин, даже Малевич), но по-своему понятым. А у Шагала религия и авангард сочетаются.

Видимо, он много унаследовал от хасидского иудаизма. А хасиды большое внимание уделяют эмоциям, будь то искренняя радость или глубокое покаяние перед Богом. Молитва у них выражается не только в словах, но и в пении, и в танце. Это тоже передалось Шагалу и отразилось в характере его живописи.

Был праздник: Суккот или Симхас-Тора. Деда ищут, он пропал. Где, да где же он?

Оказывается, забрался на крышу, уселся на трубу и грыз морковку, наслаждаясь хорошей погодкой. Чудная картина.

Пусть кто хочет с восторгом и облегчением находит в невинных причудах моих родных ключ к моим картинам. Если мое искусство не играло никакой роли в жизни моих родных, то их жизнь и их поступки, напротив, сильно повлияли на мое искусство.

Праздник Кущей (Суккот), 1916 год

Холст, гуашь
33 x 41 см
Галерея Розенгарт, Люцерн, Швейцария.

В чем особенности изобразительного языка Марка Шагала

Прежде всего, у Шагала особая, сферическая перспектива. Он видит мир с высоты птичьего или ангельского полета, желает объять мир целиком. И это тоже связано с его восприятием жизни, желанием подняться над бытом, над неуютным миром. Он считал, что человек создан свободным, способным летать, для любви, а именно любовь и поднимает человека над миром. Хотя в начале ХХ века все в какой-то мере мечтали летать, преодолевать пространство и время.

Художник, куда это годится? Что скажут люди?

Так честили меня в доме моей невесты, а она по утрам и вечерам таскала мне в мастерскую теплые домашние пироги, жареную рыбу, кипяченое молоко, куски ткани для драпировок и даже дощечки, служившие мне палитрой.

Только открыть окно - и она здесь, а с ней лазурь, любовь, цветы.

С тех давних пор и по сей день она, одетая в белое или в черное, парит на моих картинах, озаряет мой путь в искусстве. Ни одной картины, ни одной гравюры я не заканчиваю, пока не услышу ее «да» или «нет».

Над городом,
1918 год

Холст, масло
56 x 45 см
Государственная
Третьяковская
галерея.

Как и многие художники, Шагал был увлечен революцией, и в ее первую годовщину его назначили комиссаром искусства в Витебске. Художник должен был разрисовывать улицы и делать плакаты. Но неожиданно разразился грандиозный скандал: вместо красных флагов большевистское начальство увидело на плакатах летающих коров, ангелов и влюбленных, парящих над землей.

Комиссары были, кажется, не так довольны. Почему, скажите на милость, корова зеленая, а лошадь летит по небу? Что у них общего с Марксом и Лениным?

Шагал не мог понять причины недовольства, он же за свободу! А полет - это и есть выражение свободы. К тому же тогда он был влюблен - художник обожал свою молодую жену Беллу. Состояние, когда человек может творить, любить, лететь на небо - в понимании Шагала это и было абсолютной свободой. Революционная карьера художника на этом и закончилась.

День рождения, 1915 год

Масло, картон
80,5 × 99,5 см
Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.

Нисколько не удивлюсь, если спустя недолгое время после моего отъезда город уничтожит все следы моего в нем существования и вообще забудет о художнике, который, забросив собственные кисти и краски, мучился, бился, чтобы привить здесь Искусство, мечтал превратить простые дома в музеи, а простых людей - в творцов.

Но путь Шагала продолжался и, вдохновленный своей любовью, он работает без устали и пишет все, что видит его глаз и чувствует душа. Шагал видит мир преображенным. С одной стороны, в этом мире все просто, близко, узнаваемо: дома, люди, коровы… Оттого и язык Шагала кажется наивным, простым, это почти детский лепет, но за этой простотой и наивностью открывается удивительная философская глубина. Иногда кажется, что рисунок какой-то неправильный, композиции сбивчивы, но если внимательно присмотреться, Шагал очень четко выстраивает картины, более того - часто создает композицию как музыкальное произведение, полифонию. У него звучащие краски, запоминающиеся образы.

Здесь, в Лувре, перед полотнами Мане, Милле и других, я понял, почему никак не мог вписаться в русское искусство.

Почему моим соотечественникам остался чужд мой язык.
Почему мне не верили. Почему отторгали меня художественные круги. Почему в России я всегда был пятым колесом в телеге.
Почему все, что делаю я, русским кажется странным, а мне кажется надуманным все, что делают они. Так почему же?

Не могу больше об этом говорить.
Я слишком люблю Россию.

Художник над Витебском, 1977-78 гг.

Холст, масло
65 × 92 см
Частная коллекция

Как понимать картины Марка Шагала

Мир на его картинах многообразный, часто можно встретить несовместимые вещи. Язык Шагала немного фантазийный, реалистом его точно не назовешь. Но о реальности Шагал знает больше, чем кто бы то ни было, он и нас призывает заглянуть глубже в нее. Так, например, корову он рисует с человеческим лицом, а внутри у нее - теленочек, новая жизнь. Шагал видит внутреннее, сокрытое. Он видит смысл этого мира, знает, что Бог создал его с любовью и хочет, чтобы люди жили в любви. Во всех его работах есть восхищение красотой творения.

Я бродил по улицам, искал чего-то и молился: «Господи, Ты, что прячешься в облаках или за домом сапожника, сделай так, чтобы проявилась моя душа, бедная душа заикающегося мальчишки. Яви мне мой путь. Я не хочу быть похожим на других, я хочу видеть мир по-своему.

И в ответ город лопался, как скрипичная струна, а люди, покинув обычные места, принимались ходить над землей. Мои знакомые присаживались отдохнуть на кровли.

Краски смешиваются, превращаются в вино, и оно пенится на моих холстах.

Художник: на луну, 1917 год

Гуашь и акварель, бумага
32 × 30 см
Частная коллекция

Картины Шагала очень интересно разглядывать и толковать, каждая деталь у него что-то значит. На первый взгляд они кажутся очень простыми, но начинаешь разбирать и видишь за обыденными вещами сущностные. В это время такой многослойности нет ни у кого. И это идет именно из его библейского взгляда на мир.

Темно. Вдруг разверзается потолок, гром, свет - и стремительное крылатое существо врывается в комнату в клубах облаков.
Такой трепет крыльев.

Ангел! - думаю я. И не могу открыть глаза - слишком яркий свет хлынул сверху. Крылатый гость облетел все углы, снова поднялся и вылетел в щель в потолке, унося с собой блеск и синеву.

И снова темнота. Я просыпаюсь.
Это видение изображено на моей картине «Явление».

Явление, 1918 год

Частная коллекция

Библейские сюжеты в творчестве Марка Шагала:
главные работы

Молящийся еврей (Раввин Витебска), 1914 год

Холст, масло
104 × 84 см
Музей современного искусства, Венеция, Италия

Эта картина написана еще в Витебске. Евреи для молитвы надевают накидку (таллит), привязывают филактерии - коробочки с текстами Священного Писания, и сидят, раскачиваясь, молятся. И так могут молиться часами. Шагала это завораживало. И в этой картине он не просто показывает красоту черного и белого, хотя это красиво сделано. Но здесь важно и внутреннее состояние: Бог и человек, жизнь и смерть, черное и белое. Шагал всегда идет дальше того, что он рисует, все время хочет показать глубину жизни.

Дядюшек у меня тоже было полдюжины или чуть больше. Все - настоящие евреи. Кто с толстым брюхом и пустой головой, кто с черной бородой, кто - с каштановой. Картина, да и только.

По субботам дядя Нех надевал плохонький талес и читал вслух Писание. Он играл на скрипке. Играл как сапожник. Дед любил задумчиво слушать его.

Один Рембрандт мог постичь, о чем думал этот старец - мясник, торговец, кантор, - слушая, как сын играет на скрипке перед окном, заляпанным дождевыми брызгами и следами жирных пальцев.

Уличный скрипач, 1912-13 гг.

Холст, масло
188 × 158 см
Городской музей, Амстердам, Нидерланды

Скрипач на крыше - это вообще известный еврейский образ. И это всегда символ чего-то важного, так как скрипачей приглашали на самые торжественные моменты: свадьбу или похороны. Как у нас колокола звонят, так и скрипач выходит на крышу и оповещает всех о радости или печали. Как и ангел, он соединяет небо и землю: у Шагала он одной ногой стоит на крыше, а другой - на земле. На этой картине мы видим и церковь, и синагогу, как и было во многих местечках. Шагал вырос на этом и наряду с еврейской культурой воспринял и христианскую.

Вокруг церкви, заборы, лавки, синагоги, незамысловатые и вечные строения, как на фресках Джотто. Мой грустный и веселый город! Ребенком, несмышленышем глядел я на тебя с нашего порога. И ты весь открывался мне. Если мешал забор, я вставал на приступочку. Если и так было не видно, залезал на крышу. А что? Туда и дед забирался. И смотрел на тебя столько, сколько хотел.

Одиночество, 1933 год

Холст, масло
102 × 169 см
Художественный музей Тель-Авива, Израиль

Эта картина уже 30-х годов. Что мы здесь видим? Сидящий пророк с Торой или простой еврей. И тут же корова с совершенно человеческим лицом и скрипка рядом, а над ними ангел летит. Вот о чем эта картина? Она о человеке перед Богом. Еврей сидит и задумался о своем бытии.

И все одухотворяется. В теленке просматривается образ тельца - символ жертвы: белое животное, без пятна порока. Человек, ангел, животное, небо и земля, Тора и скрипка - это и есть вселенная, и человек постигает ее смысл и размышляет над ее судьбами. Хочется вспомнить слова из Псалма: «Что есть человек, что ты помнишь его, и сын человеческий, что ты посещаешь его?» (Пс. 8:5).

«Библейское послание» Марка Шагала -
серия иллюстраций к Библии

В 1930-е годы французский книгоиздатель Амбруаз Воллар предлагает Марку Шагалу сделать иллюстрации к Библии. Художника, конечно, увлекает эта идея, и он воспринимает ее очень серьезно: воспользовавшись заказом, отправляется в путешествие по Палестине, чтобы прочувствовать страну, о которой он так много читал, но где еще ни разу не был.

В течение десяти лет он создает серию гравюр «Библейское послание». Изначально этот цикл задумывался черно-белым. И в 1956 году Библия с иллюстрациями Шагала вышла как отдельная книга, в нее вошли 105 гравюр. После войны художник знакомится с цветной литографией, и с того момента он продолжает иллюстрировать библейские сюжеты уже в цвете. Иллюстрации Марка Шагала к Библии ни на что не похожи. Так проиллюстрировать Библию не был в силах никто. Все эти иллюстрации составили экспозицию музея Марка Шагала в Ницце, который открылся в 1973 году и получил название «Библейское послание».

Иллюстрации в графике:

Авраам и три ангела

Известный библейский сюжет о посещении праотца Авраама тремя посланцами Бога или Самим Богом. Авраам изображен стоящим к нам лицом, а ангелов мы видим только со спины. Шагал помнил завет, что Бога нельзя изображать, поэтому он не показывает лиц ангелов. Правда, в более поздних работах он будет изображать Бога. В этом смысле он был бесконечно свободным человеком, для него не было вопроса: а так можно рисовать? Как душа требует, так он и рисует.

Авраам оплакивает Сарру

С одной стороны, Шагал не реалист, а с другой - он так глубоко изображает некоторые вещи, как не всегда сможет реалистичный художник. Он так изображает скорбь Авраама, оплакивающего смерть Сарры, что это не может не трогать.

Борьба Иакова с ангелом

Свобода художника и неординарность его мышления порой поражает. На этом рисунке ангел, с которым вступает в единоборство Иаков, явно не субтильный, это не легкое неземное существо. Здесь словно два еврейских подростка борются, и еще не понятно, кто победит. Священные события Шагал показывает через привычные ему реалии еврейской жизни. Но эти, казалось бы, такие бытовые детали нисколько не преуменьшают высокого духовного пафоса этих произведений.

Иосиф и жена Потифара

Библейский рассказ из жизни Иосифа проиллюстрирован в традициях народной наивной живописи. Такая обнаженная красавица с круглыми грудями, возлежащая на ложе, и бедный юноша, который не знает, как от нее увернуться. Шагал не боится изображать священные события с иронией. Для него Священное Писание - это не священная корова, к которой нельзя подойти. Это текст, над которым мы должны задуматься, который дает проекцию на нашу жизнь и помогает нам понять самих себя.

Мариам и женщины пляшут после Исхода

Танец Мариам и израильских жен полон веселой страсти. Наверняка таких женщин Шагал видел и у себя в местечке. Он тесно соприкасался с хасидской культурой, а хасиды очень музыкальны, и их молитва выражается, в том числе, и в танце.


День рождения.

Детство

6 июля 1887 года (24 июня по старому стилю) в Витебске, в простой еврейской семье родился Мойша Сегал. Его отец Захар был грузчиком у торговца селедкой, мать Фейга-Ита держала маленькую лавку, дед служил учителем и кантором в синагоге. В детстве Мойша посещал начальную еврейскую религиозную школу, затем - гимназию, несмотря на то, что в царской России детям евреев запрещалось обучаться в светских школах. В возрасте девятнадцати лет, несмотря на категорические протесты отца, но благодаря влиянию матери, Мойша поступил на обучение в частную "Школу живописи и рисунка художника Пэна". Он проучился в этой школе всего два месяца, но это было началом. Смелым началом. Пэн был настолько поражен его дерзкой работой с цветом, что позволил посещать свою школу бесплатно.

Вот чуть-чуть о Юделе Моисеевиче Пэне . Российский и белорусский живописец, педагог, видный деятель «еврейского ренессанса» в искусстве начала XX века. Это его автопортрет.

В своих картинах Юдель Пэн показал жизнь еврейской бедноты («Часовщик», «Старый портной», «Старый солдат», «После забастовки»). После 1905 года в творчестве Пэна появляются религиозные мотивы — «Еврейский раввин », «Последняя суббота ». В 1920-х годах создает картины «Сапожник-комсомолец» (1925), «Сват» (1926), «Швея» (1927), «Пекарь» (1928).

Художник был убит у себя дома в Витебске в ночь с 28 февраля на 1 марта 1937 года . Обстоятельства убийства не выяснены до сих пор. По официальной версии: убит родственниками, желавшими завладеть наследством. Похоронен на Старо-Семеновском кладбище в Витебске.

Это портрет Марка Шагала, под которым стоит подпись " Ю. М. Пэн" 1914 г.

Мойша был старшим из девяти детей и все домашние, а также соседи и торговцы да и простые мужики были тогда его моделями. Деревянные дома, луковки церквушек, бакалейная лавка матери, еврейские заповеди, обычаи и праздники - эта простая и трудная, но такая "основательная" жизнь навсегда влилась в сердце мальчика и образы родного любимого Витебска будут постоянно повторяться в творчестве художника.

Санкт-Петербург

В 1907 году, с 27 рублями в кармане, Мойша Сегал отправился в российскую столицу. Поскольку российская дискриминационная политика в отношении евреев в Санкт-Петербурге была гораздо жестче, молодой человек часто был вынужден прибегать к помощи со стороны влиятельных евреев. Кроме того, он был очень ограничен в средствах и жил бедно, порой на грани нищеты. Но все эти тяготы, конечно, имели мало значения для молодого художника, попавшего в водоворот художественной жизни столицы на стыке двух революций.

Общественные революционные настроения всегда воплощаются и в культурной жизни - выходят авангардистские журналы, служившие тогда своеобразными объединяющими центрами для новых идей, организуются новаторские выставки, открываются двери для знакомства с современным западным искусством: французским фовизмом, немецким экспрессионизмом, итальянским футуризмом и многими другими течениями. Все это оказывает огромное впечатление на становление молодого художника.

Но, познавая и впитывая все новое, Мойша держится в стороне от разнообразных объединений и групп, начиная формировать свой собственный неповторимый стиль.

В его ранних работах уже очевиден поиск собственного изобразительного языка. Уже начинает появляться сказочность и метафоричность образов в жизненно-бытовых сюжетах: "Рождение", "Смерть", "Святое семейство".



Рождение (1910 г) Смерть (1908 г.)

Святое семейство (1909 г.)

За несколько лет жизни в Санкт-Петербурге он учился в частной школе Зайденберга, работал в редакции еврейского журнала "Восход", два года учился у Льва Бакста в школе Званцевой. По воспоминаниям Шагала, именно Бакст дал ему "прочувствовать дыхание Европы" и побудил ехать на учебу в Париж. Также Мойша посещал класс художника-новатора Мстислава Добужинского. Весной 1910 года состоялась первая выставка в редакции авангардистского журнала Апполон.

Лео́н Никола́евич Бакст (настоящее имя — Лейб-Ха́им Изра́илевич, или Лев Само́йлович Ро́зенберг; 1866 - 1924 г) — русский художник, сценограф, книжный иллюстратор , мастер станковой живописи и театральной графики, один из виднейших деятелей объединения "Мир искусства" и театрально-художественных проектов С.П. Дягилева.

Лев Розенберг родился 8 февраля (27 января) 1866 года в Гродно в небогатой еврейской семье учёного-талмудиста. После окончания гимназии учился вольнослушателем в Академии Художеств , подрабатывая иллюстрацией книг.

На первой своей выставке в 1889 году принял псевдоним Бакст — укороченную фамилию бабушки (Бакстер). С середины 90-х примыкал к кружку писателей и художников, формировавшемуся вокруг Дягилева и Александра Бенуа , который позднее превратился в объединение « Мир Искусства ». В 1898 г. совместно с Дягилевым принимает участие в основании одноименного издания. Графика, изданная в этом журнале, принесла Баксту славу.

Две наиболее известные картины Бакста.

Ужин Портрет Зинаиды Гиппиус

Летом 1909 года в Витебске Марк Шагал познакомился с Беллой Розенфельд, дочерью витебского ювелира.
"... Она молчит, я тоже. Она смотрит - о, ее глаза! - я тоже. Как будто мы давным-давно знакомы и она знает обо мне все: мое детство, мою теперешнюю жизнь и что со мной будет; как-будто всегда наблюдала за мной, была где-то рядом, хотя я видел ее в первый раз. И я понял: это моя жена. На бледном лице сияют глаза. Большие, выпуклые, черные! Это мои глаза, моя душа...". Марк Шагал, "Моя жизнь" .
Они поженятся 25 июля 1915 года и Белла навсегда останется его первой возлюбленной, женой и музой.

Париж

В августе 1910 года Максим Винавер, депутат Государственной Думы 1905 года и меценат, предлагает художнику стипендию, дающую возможность отправится на учебу в Париж. По прибытии Мойша Сегал берет себе творческий псевдоним. Теперь он - Марк Шагал, на французский манер.
Первый год он снимает студию у художника Эренбурга на Монпарнасе. Шагал посещает различные классы в свободных художественных академиях, пишет ночами, а днем пропадает на выставках, в салонах и галереях, впитывая искусство великих мастеров: Делакруа, Курбе, Сезанна, Гогена, Ван Гога и многих других. Прекрасно чувствуя цвет, он быстро осваивает и использует приемы фовизма. "Теперь ваши краски поют" , - говорит его петербургский наставник Бакст.

В 1911-м Шагал переезжает в "Улей", здание, выкупленное Альфредом Буше после распродажи Всемирной Выставки 1889 года и ставшее своеобразным сквотом-артцентром и приютом для множества бедных иностранных художников. Здесь Шагал познакомился со многими представителями парижской богемы - поэтами, художниками; здесь он осваивает приемы новых веяний - кубизма, футуризма, орфизма, как всегда, перекраивая их на свой лад; здесь делает первые действительные успехи: "Скрипач", "Посвяжение моей невесте", "Голгофа", "Вид Парижа из окна".

Скрипач. 1911 - 1914 гг.

"Посвящение моей невесте (Моей суженой)" 1911 г.


"Голгофа" 1912 г.


"Вид Парижа из окна" 1913 г.

Несмотря на полное, с головой погружение в парижскую художественную среду, он не забыл и родного Витебска. "Понюшка табаку", "Продавец скота", "Я и деревня" пронизаны ностальгией и любовью.

"Понюшка табаку" 1912 г.

"Продавец скота" 1912 г.

"Я и деревня" 1911 г.

Весной 1914-го года Шагал везет свои работы, несколько десятков холстов и около ста пятидесяти акварелей на выставки в Берлин. Несколько личных и совместных с другими художниками выставок проходят с большим успехом у публики. Затем он уезжает на побывку в Витебск, чтобы встретиться с родными и повидать Беллу. Но начинается Первая Мировая война и возвращение в Европу откладывается на неопределенный срок.

Россия

Брат Беллы Яков Розенфельд содействует освобождению Шагала от призыва на фронт и помогает с работой: художник получает место в Военно-Промышленном Комитете в Петрограде. Творчество Шагала в эти бурные годы очень многогранно: навещая родной Витебск, он погружается в ностальгию и с новой энергией и новым опытом берется за бытовые повседневные мотивы ("Окно в деревне").

Окно в деревне. 1915 г.

Но идет война, он видит раненых, видит людские горести и лишения и тоже изливает свои чувства на холст "Война" 1915 г.

Еще он видит как в военные годы обострились гонения на евреев и рождаются ряд очень религиозных работ.

"Красный еврей" 1915 г.


"Праздник Кущей (Суккот)" 1916 г.

Лирические холсты, созданные в эти годы, переполнены любовью к Белле. Также в это время Шагал начинает писать автобиографическую книгу "Моя жизнь".


"День рождения" 1915 г.

"Розовые любовники" 1916 г.

"Прогулка" 1917 год - 1918 год

"Белла в белом воротничке" 1917 год


9 августа 1918 года В Петрограде, на заседании, посвященном учреждению Министерства Искусств, Марку Шагалу предлагают пост заведующего изобразительным искусством, но он отказывается. Однако, при содействии Луначарского, соглашается на другое предложение: уполномоченный по делам искусств в Витебской губернии. К годовщине Октябрьской революции, как оказалось, отличный организатор, Шагал с огромным энтузиазмом разукрасил Витебск, "выводя искусство в массы". Также в это время публикуется его статья "Революция в искусстве". В полную силу под его руководством в Витебске работает Свободная академия, ставшая крупным творческим центром. В ней преподают многие известные художники, местные и приезжие. Но, однажды, вернувшись из Москвы Шагал обнаруживает, что Свободная Академия превращена в Академию Супрематизма. Это было первым итогом усиливавшегося недовольства со стороны новой власти.

В 1920-м Марк с Беллой и дочерью Идой, которая родилась у них в 1916 году, переезжает в Москву, где принимает активное участие в театральной жизни столицы - готовит эскизы декораций для спектаклей. Убежденный противник супрематического искусства, Шагал, в то же время, находясь в центре новых культурных веяний, значительно пересматривает собственную манеру письма, во многом сближаясь с новым, "революционным" стилем. Однако, партийная критика, которой также способствуют откровенность и бескомпромиссность художника, возрастает, хотя и не принимает пока открытых форм, все-таки Шагал - художник с мировым именем и с этим приходится считаться.

1 января 1921 года проходит премьера спектакля "Миниатюры" по мотивам пьес недавно скончавшегося известного еврейского писателя Шолом-Алейхема. Шагалу по этому случаю поручают оформление небольшого зала, в котором планируется представить постановку. Он выполняет роспись стен, потолка, занавеса девятью монументальными картинами, являющимися, по замыслу художника, призывом к культурному возрождению еврейского театра. "...Наконец-то я смогу развернуться и выразить то, что считаю необходимым для возрождения национального театра ". Но его шаг остался непонятым, нападки и критика со стороны "подлинно революционных" художников и партии нарастали и уже через год Народный Комитет Просвещения направляет Шагала преподавать рисование в колонию для беспризорных. Непонимание и неприятие режимом вынуждают художника покинуть страну.

Франция

После отъезда Шагал, Белла и Ида в течение года живут в Берлине, ставшем пристанищем для эмигрантов из России и других стран. Сначала художник пытается получить деньги, причитающиеся ему за выставку 1914 года, но безуспешно - инфляция сделала свое дело. Все, что ему удается вернуть - это три картины и десяток акварелей.
Весной 1923 года Пауль Кассирер, берлинский издатель и галерист, предлагает художнику издать книгу "Моя жизнь" с авторскими иллюстрациями. Шагал принимает предложение и с головой погружается в освоение искусства гравюры. А в конце лета этого же года приходит письмо от его старого парижского друга: "Возвращайся, ты известен. Воллар ждет тебя."
Вернувшись в Париж, Шагал обнаруживает еще одну потерю: большинство картин, благодаря которым он теперь известен, оставленные в "Улье" восемь лет назад, утеряны. Он собирается с силами и тщательно, восстанавливая по памяти, рисункам и репродукциям, пишет заново часть работ первого парижского периода: "День рождения", "Я и деревня", "Над Витебском" и другие.

Амбруаз Воллар, страстный книголюб, коллекционер, издатель, после войны задумывает выпуск серии книг, иллюстрированных знаменитыми современными художниками и предлагает Шагалу сотрудничество. Шагал выбирает "Мертвые души" Гоголя и прекрасно справляется с заданием. Метафорично-фантастическая графика мастера как нельзя лучше отражает острую гоголевскую сатиру.

В Париже Шагал вновь сходится со старыми друзьями и заводит новых. Будучи очень общительным и веселым человеком, он легко находит общий язык со всеми, однако это не мешает ему по обыкновению оставаться в стороне от разнообразных течений и объединений. На предложение сюрреалистов присоединиться к ним, он отвечает отказом: "намеренно фантастическая живопись мне чужда". Уставы, манифесты и лозунги он обходит стороной, предпочитая чистую свободу творчества.
Известность принесла ему и свободу материальную - теперь он путешествует с семьей по Франции и странам Европы, обретая чувство умиротворенности и покоя после всего пережитого. Новые картины радостны, светлы и легки: "Деревенская жизнь", "Двойной портрет", "Ида у окна".

"Деревенская жизнь" 1925 год

Двойной портрет с бокалом вина

Надо сказать, что в этот период он создает не так много картин, поскольку большую часть времени и сил отдает иллюстрированию "Мертвых душ", "Басен" Лафонтена и Библии.

В 1931 году художник с семьей посещает Палестину, открывая для себя землю предков и ощутив вблизи центр своей веры. Эти несколько месяцев, проведенных на Святой Земле, по словам художника, произвели на него самое сильное впечатление за всю жизнь. Вернувшись в Париж, он приступает к новому проекту, иллюстрированию Библии, в котором, уже состоявшийся как художник и как человек, он обдумывает и осознает на офортах библейские символы и сюжеты.

За окном - конец 30-х. Из Германии уже отчетливо доносятся речи Гитлера и грохот нацистских сапог. Принимаются новые антисемитские законы, в Мюнхене проходит выставка "Дегенеративное искусство", на которой представлены и работы Шагала. Европа снова погружается во мрак войны. Благодаря помощи Чрезвычайного Комитета по спасению и американского консула в Марселе, Шагал с семьей и картинами отплывает на пароходе в США.

США

В Америке, принявшей множество эмигрантов из Европы, резко возрастает интерес к европейской культуре. В Нью-Йорке, ставшим своеобразным портом для беженцев, организуются выставки, объединенные общей темой "искусство в изгнании". Пьер Матисс, сын знаменитого художника, предоставляет Шагалу свою галерею для работы и выставок. Шагал работает в это время в основном над незавершенными картинами, привезенными из Старого Света.
Весной 1942 года Леонид Мясин, хореограф и бывший танцор "Русского балета", приглашает Шагала к участию в оформлении балета "Алеко". Художник выполнил задние декорации и четыре огромных красочных фона, воссоздающих сказочную атмосферу пушкинской поэмы. Шагалу также заказывают оформление спектакля "Жар-птица" Джорджа Баланчина, однако его декорации не понравились Игорю Стравинскому и предпочтение было отдано Пикассо. Но костюмы по эскизам Шагала, изготовлением которых занималась Ида, были приняты.

В августе 1944 года семья Шагалов с радостью узнает об освобождении Парижа. Война близится к концу и им не терпится поскорее вернуться во Францию. Но буквально через несколько дней, 2 сентября Белла умирает от сепсиса в местной больнице. "Все покрылось тьмой". Художник совершенно оглушен настигшим горем и только спустя девять месяцев он берет в руки кисти, чтобы написать две картины в память о любимой: "Свадебные огни" и "Рядом с ней".

"Свадебные огни"1945 год

Он переезжает в маленький домик в городке Хай-Фоллз, где через некоторое время приступает к работе над иллюстрациями для "Тысячи и одной ночи". В результате получаются тринадцать чудесных сверкающих гравюр, своим красочным богатством прекрасно гармонирующих с арабскими сказками.

Франция

В 1945 году Ида, пригласила в помощь переводчицу с французского и дочь бывшего британского консула Вирджинию Макнилл-Хаггард. Вирждиния была почти вдвое младше художника, но внешне она чем-то напоминала Беллу. Шагал же не выносил одиночества. И между ними вспыхнул роман. В 1946 году у них родился сын Дэвид (Давид) Макнилл. Вирджиния прожила с Шагалом около 7 лет, переехала с ним в Париж, однако потом покинула художника вместе с сыном. Благодаря успеху в Соединенных Штатах, в том числе и финансовому, в 1948 году Шагалу наконец-то удается окончательно переехать в такую уже родную и дорогую сердцу Францию. К сожалению, друг и постоянный заказчик художника Воллар умирает в начале войны. Однако парижский издатель Терьяд выкупает наследие Воллара и издает наконец-то многолетние труды Шагала в сфере оформления книг. Благодаря этому в 1948 году выходят "Мертвые души" Гоголя, в 1952 - "Басни" Лафонтена, а в 1956 Библия на французском языке. Библейская тема постоянно будет сопровождать творчество художника и Шагал будет возвращаться к ней в течение позднего периода своей жизни. Помимо 105 офортов (1935-1939 и 1952-1956 годов) к изданию французской Библии он создаст еще множество картин, гравюр, рисунков, керамических изображений, витражей, шпалер на библейские темы. Все это составит "Библейское послание" художника миру, специально для которого в 1973 году в Ницце Шагалом будет открыт своеобразный музей, а правительство Франции признает этот "храм" официальным национальным музеем.

В 1952 году художник знакомится с Валентиной Бродской, которая становится просто "Вавой" и официальной женой художника. Их брак оказывается счастливым, хотя Белла все равно остается музой художника. В 1950-х годах Шагал с семьей много путешествует, в том числе по Средиземноморью - Греции и Италии. Он восхищается средиземноморской культурой: фресками, работами иконописцев, все это вдохновляет художника на создание цветных литографий к произведению древнегреческого писателя Лонга "Дафинс и Хлоя" (1960-1962 года), а также на увлечение монументальными техниками фресок и витражей. С 1960-х годов Шагал в основном переходит на монументальные виды искусства - мозаики, витражи, шпалеры, а также увлекается скульптурой и керамикой. В начале 1960-х по заказу правительства Израиля Шагал создает мозаики и шпалеры для здания парламента в Иерусалиме. После этого успеха он становится своеобразным "Андреем Рублевым" своего времени и получает множество заказов на оформление католических, лютеранских храмов и синагог по всей Европе, Америке и Израилю.

В 1964 году Шагал расписывает плафон парижской Гранд Опера по заказу самого президента Франции Шарля де Голля, в 1966 году создает для Метрополитен Опера в Нью Йорке два панно, а в Чикаго украшает здание Национального банка мозаикой "Четыре времени года" (1972).

"Роспись плафона для Парижской оперы"1963 год - 1964 год

В 1966 году Шагал переезжает в построенный специально для него дом, служивший одновременно и мастерской, расположенный в провинции Ниццы - в Сен-Поль-де-Вансе. В 1973 году по приглашению Министерства культуры Советского Союза Шагал посещает Ленинград и Москву. Ему организовывают выставку в Третьяковской галерее. Художник дарит СССР несколько своих работ. В 1977 году Марк Шагал был удостоен высшей награды Франции - Большого креста почетного легиона, а в 1977-1978 году была устроена выставка работ художника в Лувре, приуроченная к 90-летию художника. Вопреки всем правилам, в Лувре были выставлены работы еще здравствующего автора!

До последних дней Шагал продолжал писать картины, делать мозаики, витражи, скульптуры, керамику, работать над декорации к постановкам в театрах. 28 марта 1985 года на 98-ом году жизни Марк Шагал скончался в лифте, поднимаясь после целого дня работы в мастерской. Он умер "в полете", как когда-то предсказала ему цыганка, и как изображал он себя летящим на своих картинах.

Галерея картин Марка Шагала


Прогулка

Les Amoureux En Gris huile sur toile

Над городом


Я и деревня

Летящая повозка


Солдат

Солдаты

Продавец скота


Le Saint Cocher de fiacre

La Naissance

Dédié à ma fiancée

De la Lune, Le Village Russe

la marchande de pain


Le Songe

Le Peintre et les Fiancés

Небо Парижа

La Reine du Cirque

Царь Давид

Вечер у окна

La Madonne du village

Bonjour Paris

Aleko, Un champ de blé par un après-midi d"été


Le Village en Feu

Les Mariés de la tour Eiffel

L"Acrobate

Village russe


Les Amoureux

L"Ecuyère de Cirque

Juif à la Torah Gouache

la Maison bleue


Bella au col blanc

Autoportrait à la Palette

Mania en mangeant Kasher

Le Poète allongé

Le Juif en Rouge

День рождения


Le Violonniste

Один из самых знаменитых представителей авангардного искусства в живописи, график, иллюстратор, сценограф, поэт, мастер прикладного и монументального искусства двадцатого века Марк Шагал, родился в городе Витебске 24 июня 1887 года. В семье мелкого торговца Захара (Хацкеля) он был старшим из десяти детей. С 1900 по 1905г Марк учился в Первом городском четырехклассном училище. Витебский художник Ю. М. Пэн руководил первыми шагами будущего живописца М. Шагала. Затем в жизни Марка произошел целый каскад событий, и все они были связаны с его переездом в Петербург.

С 1907 по 1908, Шагал занимался в школе Общественного поощрения художеств, одновременно с этим на протяжении всего 1908 года он также посещал уроки в школе Е.Н. Звягинцевой. Первой, написанной Шагалом, картиной стало полотно «Покойник» («Смерть») (1908), которая ныне хранится в Париже в Национальном музее современного искусства. Далее следуют «Семья» или «Святое семейство», «Портрет моей невесты в черных перчатках» (1909 год). Эти полотна были написаны в манере неопримитивизма. Осенью того же 1909 года витебская подруга Марка Шагала - Тея Брахман, которая тоже училась в Петербурге и была настолько современной девушкой, что даже несколько раз позировала Шагалу обнаженной - познакомила художника со своей подругой Беллой Розенфельд. По словам самого Шагала, едва взглянув на Беллу, он сразу понял, что это его жена. Именно ее черные глаза смотрят на нас со всех полотен Шагала того периода, она, ее дивные черты, угадываются во всех изображаемых художником женщинах. 1-ый парижский период.

Париж

В 1911-ом году Марк Шагал получил стипендию и отправился в Париж, чтобы там продолжить свое обучение и познакомиться с французскими художниками, а также поэтами-авангардистами. В Париж Шагал влюбился сразу. Если еще до своего отъезда во Францию манера письма Шагала чем-то перекликалась с живописью Ван Гога, то есть была очень близка к экспрессионизму, то в Париже в творчестве живописца уже чувствуется влияние фовизма, футуризма и кубизма. Среди знакомых Шагала - известные мастера живописи и слова А. Модильяни, Г. Аполлинер, М. Жакоб.

Возвращение

Только в 1914-ом художник покидает Париж, чтобы съездить в Витебск для того, чтобы повидаться с Беллой и своей семьей. Там его застала Первая мировая война, поэтому свое возвращение в Европу художнику пришлось отложить до лучших времен. В 1915-ом году Марк Шагал и Белла Розенфельд поженились, и через год, в 1916-ом, у них родилась дочь Ида, которая в будущем станет биографом своего знаменитого отца. После Марк Шагал был назначен уполномоченным комиссаром по делам искусств в Витебской губернии. В 1920-ом году, по рекомендации А. М. Эфроса Шагал отправляется в Москву, чтобы работать в Еврейском камерном театре. Год спустя, в 1921-ом году он работал преподавателем в Подмосковье, в еврейской трудовой школе-колонии для беспризорников «Третий Интернационал».

Эмиграция

В 1922-ом году в Литве, в городе Каунасе была организована выставка Марка Шагала, чем художник не преминул воспользоваться. Вместе со своей семьей он уехал в Латвию, а оттуда - в Германию. И вот осенью 1923-го года Амбруаз Воллар прислал Шагалу приглашение приехать в Париж, где в 1937-ом году получает французское гражданство. Затем следует Вторая мировая война. Шагал больше не мог оставаться в оккупированной фашистами Франции, поэтому принимает приглашение руководства Музея современного искусства в Нью-Йорке переселиться в Америку в 1941-ом году. С какой радостью художник воспринял новость об освобождении Парижа в 1944-ом! Но его радость была недолгой. Художника постигло оглушительное горе - от сепсиса в Нью-Йоркской больнице скончалась его жена Белла. Лишь спустя девять месяцев после похорон, Марк отважился вновь взять в руки кисть, дабы живописать две картины в память о своей любимой: «Рядом с ней» и «Свадебные огни».


Когда Шагалу исполнилось 58 лет, он отважился на новые отношения с некоей Вирджинией Макнилл - Хаггард, которой было за тридцать. У них родился сын Дэвид Макнилл. В 1947-ом году Марк, наконец, возвратился в Париж. Вирджиния, спустя три года, покинула Шагала, сбежав от него с новым любовником. Сына она взяла с собой. В 1952 -ом Шагал еще раз женился. Его супругой стала владелица лондонского салона моды Валентина Бродецкая. Но на всю жизнь, единственной музой Шагала оставалась его первая жена Белла.

В шестидесятые Марк Шагал внезапно обратился к монументальному искусству: он занимался витражами, мозаикой, керамикой и скульптурой. По заказу Шарля де Голля Марк расписал плафон парижской Гранд Опера (1964) , а в 1966-ом году создал для Метрополитен Опера в городе Нью-Йорке 2 панно. Его мозаика «Четыре времени года», созданная в 1972 году украшает в Чикаго здание Национального банка. И лишь в 1973 году Шагала пригласили в СССР, где в была организована выставка художника. Марка Шагала не стало 28 марта 1985 года. Он скончался на 98-ом году жизни в Сен-Поль-де-Вансе, где и был похоронен. До сих пор не существует полного каталога работ величайшего художника, настолько огромно его творческое наследие.

Кем должен был стать один из восьми детей, родившихся в конце девятнадцатого столетия в маленьком местечке под Витебском в семье бедного еврея - разносчика селедки? Наверное, мировой знаменитостью. Так и случилось. И если кто-то еще не догадался, о ком идет речь, знайте - это известный художник Марк Шагал. Краткая биография его детства, конечно, не содержит никаких намеков на звездное будущее. И тем не менее, имя этого человека на сегодняшний день достаточно популярно.

Начало творческого пути

Будучи ребенком, Шагал начал обучаться в еврейской начальной школе, а затем отправился в государственную, где уроки уже проводились на русском языке. После освоения азов образования в школе, до начиная с 1907 по 1910 год он успел немного поучиться живописи в Петербурге. Примечательной работой раннего периода его творчества является картина "Смерть", которая изображает скрипача (достаточно часто повторяющийся образ для рассматриваемого нами художника) на фоне кошмарных событий на сцене.

Затем молодой Марк Шагал переехал в Париж, в студию на окраине города Богемии, в известный район под названием Ля Руш. Там он встретил несколько известных писателей и художников, в том числе Гийома Аполлинера, Роберта Делоне и других. В этой компании приветствовалось экспериментирование, и Шагал быстро начал развивать поэтические и инновационные тенденции, находясь под влиянием импрессионистов и постимпрессионистов.

Возвращение в родные места

И с этого времени только начинается его творческая биография. Марк Шагал полюбил Париж навсегда. Художник называл его вторым Витебском. Французская столица была центром мировой живописи, и там Марк неожиданно для себя приобрел известность. Именно Париж Марк Захарович считал источником своего вдохновения. И здесь его практически объявили одним из основоположников такого жанра живописи, как сюрреализм. Но он уезжает.

После берлинской выставки Марк Захарович возвращается в Витебск, где, впрочем, не намерен оставаться слишком долго, только чтобы успеть жениться на своей невесте Белле. Однако застрял в связи с началом Первой Мировой войны, так как российские границы были закрыты на неопределенный срок.

Но, вместо того чтобы впасть в отчаяние, Марк Шагал продолжает творить. Женившись на Белле в 1915 году, он создает такие шедевры, как "День рождения" и игривое акробатическое полотно под названием "Двойной портрет с бокалом вина". Все произведения этого периода выступают в качестве свидетелей радостного состояния художника в течение первых лет его супружеской жизни.

Революционный период в жизни художника

У евреев были все основания любить революцию. Ведь она уничтожила черту оседлости и дала возможность многим представителям этой национальности стать комиссарами. А как относился к революции Марк Захарович? И какие сведения об этом периоде содержит его биография? Марк Шагал тоже пытался любить революцию. В своем родном Витебске в 1918 году он даже стал комиссаром по культуре, а затем основал и руководил художественной школой, которая становится очень популярной.

Марк Захарович вместе с учениками украсил город к празднованию первой годовщины Октября. Чиновники были не так довольны оформлением торжества, как сам художник. И когда представители новой власти стали спрашивать у мастера, почему его коровы зеленые, а лошади летают по небу, и самое главное - что у персонажей Шагалова общего с великими революционными принципами и Карлом Марксом, увлечение революцией быстро исчезло. Тем более, что большевики установили новую черту оседлости, и не только для евреев.

Переезд в столицу и решение покинуть Россию

Чем же стал заниматься Шагал Марк Захарович? Биография его по-прежнему связана с Россией, и теперь он переезжает в Москву, где начинает обучать рисованию сирот революции в детской колонии. Это были дети, не раз подвергавшиеся ужасному обращению со стороны уголовников, многие помнили блеск стального лезвия ножа, которым были зарезаны их родители, оглушенные свистом пуль и звоном выбитых стекол.

Однажды, проходя мимо Кремля, Марк Захарович увидел, как из машины выходит Троцкий. Тяжелым шагом он направлялся в свои апартаменты. Тогда художник понял, как он устал, и остро почувствовал, что больше всего на свете хочет писать свои картины. Ни царской, ни советской власти, по его мнению, он не был нужен.

Марк Шагал принимает решение забрать свою супругу и уже появившуюся к тому времени дочь и уехать из России. Он становится первым комиссаром, который уезжает из нового государства для того, чтобы не только спасти жизни близких людей, но и душу свою от несвободы.

Новая жизнь, или Отношение к творчеству художника за рубежом

Марк Шагал, биография и творчество которого теперь больше не связаны с Родиной, ехал во Францию - навстречу своему бессмертию. В последующие годы к его имени прибавляли словосочетания "гений века", "патриарх мировой живописи". Французы объявили Марка Захаровича главой Парижской художественной школы. А в это же время в Германии в огромном костре сожгли полотна Шагала. Почему же одни считали его живопись вершиной современного искусства, а другим она мешала воплощению их "людоедских" замыслов.

Вероятно, в нем поражало ощущение личной независимости. Он был свободен, как Бог в процессе создания Вселенной. Где бы ни жил Шагал - в Витебске, Нью-Йорке или Париже - он всегда изображал почти одно и то же. Одна или две человеческие фигуры, взмывающие в воздух... Корова, петух, лошадь или осел, несколько музыкальных инструментов, цветы, крыши домов родного Витебска. Практически ничего другого не писал Марк Шагал. Описание картин показывает не только повторяющиеся образы, но и практически ничем не отличающиеся друг от друга сюжетные линии.

Сон наяву, или О чем говорят картины Марка Захаровича

И все же знатоки и ценители поражались. Марк Захарович показывал обычные предметы так, как будто зритель видит их впервые. Он очень естественно изображал фантастические вещи. Для простых, не искушенных любителей искусства картины Марка Захаровича - обычные детские сны. В них - неудержимое желание летать. Грезы наяву о чем-то невыразимо прекрасном, радостном и печальном одновременно. Марк Шагал - художник, который передавал в своих произведениях то, что хоть раз в жизни ощущает каждый человек. Это единение с большой Вселенной.

Этот человек известен по всему миру

Этот редчайший миг просветления длился у Марка Захаровича восемьдесят лет. Именно столько судьба отпустила великому художнику для творчества. Он написал сотни полотен. Его живопись находится в Нью-Йорке в Метрополитен-опера и в Гранд Опере в Париже. Его работы - это еще и десятки витражей в соборах Европы и в зданиях по всему миру, где живет множество людей, которые знают, кто такой Марк Шагал. Биография и картины его популярны сегодня не только в России. Даже в Организации Объединенных Наций присутствуют элементы живописи этого талантливейшего художника.

Творческая биография. Марк Шагал и мировая известность

Когда пришел к власти Гитлер, стали выражать тревогу художника по поводу дальнейшей судьбы человечества. Это "Одиночество", где еврейские и христианские символы смешиваются с нацистской толпой, терроризирующей евреев. Марк Захарович эвакуируется в Соединенные Штаты и уже там продолжает свое творчество.

Стоит отметить еще один период в творчестве художника, который описывает его биография. Марк Шагал в 1944 году потерял свою супругу, и, конечно, это отразилось в его произведениях. Белла появляется на таких полотнах художника, как "Ноктюрн" и другие: в нескольких формах, с привидениями, в виде ангела или призрака невесты.

Возвращение в Париж

В 1948 году Марк Захарович Шагал снова поселился во Франции, на Лазурном берегу. Здесь он получает множество заказов, разрабатывает декорации и костюмы к балетам. В 1960-м он начинает создавать витражи для синагоги медицинского центра Хадасса.

Позже он берет на себя создание больших проектов в оформлении собора в Цюрихе, церкви Святого Стефана в Майнце в Германии и в церкви Всех Святых в Объединенном Королевстве. Умер величайший художник Марк Захарович Шагал 28 марта 1985 года, оставив после себя обширную коллекцию работ в ряде отраслей искусства.

Марк Шагал стал одним из символов двадцатого столетия, но не его темных разрушительных сторон, а любви, стремления к гармонии, надежды на обретение счастья. Его бессмертие - в умении передать присутствие Божественного духа в каждом предмете окружающего мира.

Марк Шагал – талантливый человек, писавший стихи, занимавшийся графикой и иллюстрацией изданий, создавший уникальные мозаики и фрески. Но мировую славу и признание принесла ему живопись. Живопись была делом всей его жизни.
Рисовал Мойша Сегал (а именно это имя дано было ему при рождении) всегда. И всегда придерживался своего стиля, не пытаясь подражать знаменитым художникам, благодаря чему стал одним из самых ярких представителей авангардного течения.
Друг и учитель Г. Апполинер, которому он посвятил картину «Памяти Аполлинера», придумал специально для него название стиля — сюрнатурализм. Сюрреалисты и экспрессионисты называли Марка Шагала своим предшественником.
Его произведения почитают за честь выставить самые знаменитые музеи мира. До сих пор не существует полного каталога его произведений, но даже самые ранние его картины бесценны.


Картина одновременно и реалистична, и наполнена разнообразными символами. С первого взгляда все предельно ясно – бабка-повитуха с новорожденным на руках, женщина, только что в муках ставшая матерью, муж, сидящий рядом с ними на полу. Ширма, отделяющая таинство рождения от остального пространства картины, красного цвета – символ женского лона? Несколько мужиков в другом углу комнаты ведут разговор, они ярко освещены – на них снизошло озарение? Роженица, по сравнению с остальными персонажами, совсем небольшая, а младенец и вовсе маленький, но именно они являются центром всей картины, именно к ним притягивается взгляд. Это главное в жизни.


Картина, написанная художником в 1908 году во время учебы в Санкт-Петербурге, понятна каждому с первого взгляда. Работа реалистична, в ней все понятно: смерть, горе, боль видны сразу в голосящей и плачущей женщине. Темные краски подчеркивают мрачность темы. Черная дорога, покойник, лежащий в гробу, грязно-желтое небо, бедные домики городской окраины.
Индивидуальный, своеобразный взгляд художника на мир выдает скрипач на крыше, вроде неуместный для этого грустного события, но очень органично смотрящийся на картине. Он играет, наверное, свои печальные мелодии.


Картина из цикла работ, сделанных во время учебы художника во Франции. Прекрасно ассимилировавшись в Париже, Шагал не забывает родину.

В этом немного нереальном полотне без труда угадывается сельская местность. Женщина, доящая корову, мужчина с косой на плече разговаривает с девушкой, на заднем плане улица с разноцветными
домиками.

Узнаваемый автор на первом плане, напротив него, глаза в глаза, белый ягненок. Ощущается единение с природой, любовь к своей родине, своему городу Витебску (а это именно он). Белая ветвь, вся такая пушистая и чистая – символ мира, добра. Картина написана с элементами кубизма. О применение приемов фовизма свидетельствуют нарушенная перспектива и нереальные размеры, цвета естественны и ярки, что свойственно импрессионизму. Талантливый художник использует в своем творчестве все, что видит и чему учится.



Эта работа была сделана Шагалом под впечатлением от старинных русских и византийских икон.Картина написана в стиле неопримитивизма, она одновременно и реалистична, и в тоже время от нее веет мистикой. Персонажи и действие легко узнаваемы, хоть и выглядят неестественно и несовершенно. Христос распят на кресте, который только визуально угадывается, но воображение сразу дорисовывает его целиком. Лица людей больше похожи на маски, но сюжет таков, что каждый из персонажей картины легко узнаваем. Художник не изменяет своему видению мира и вовлекает в этот мир своих почитателей.


Сам Марк Шагал рассказывал, что набросок картины был им сделан по наитию, в считанные минуты. Когда жена, решив порадовать, принесла ему цветы, вдохновение сразу настигло мастера. Полностью доработал он картину позже, но идея, замысел родились в одно мгновение, и получилась эта интересная работа.
Это очередной нестандартный автопортрет художника со своей женой и букетом цветов. Обычная комната, обыденные, повседневные вещи из быта любого человека. Пейзаж за окном такой знакомый каждому, живущему в маленьком городке. И необычная сцена проявления любви и благодарности.


Светлая, солнечная картина, она полна оптимизма. Пикник на крыше под самым небом. Как высоко забрались эти влюбленные, они выше всех и счастливей всех. Без труда угадывается в молодом, широко улыбающемся человеке, сам художник. Он держит за руку свою воспарившую супругу, свою сбывшуюся мечту. Им хорошо вместе, в этот момент они не думают о плохом. Им так хорошо и легко, что они готовы вместе улететь.


Сказочная картина, яркий и красивый сон, полет над городом в обнимку с любимой. Они наконец-то воспарили на своем счастье, вместе, вдвоем. Город внизу маленький, нереальный. Они – это сама реальность, счастливая реальность, а все остальное — где-то там. Там – маленькие домики, маленькие сценки из жизни городка. А художник и его супруга в своей реальной нереальности сна.
Здесь хорошо просматривается отношение Марка Шагала к жене. Любовь художника кроется в изящных ее линиях, стройности стана, нежности лица. В отличие от нее, самого себя он нарисовал угловатым и неловким.

.

В годы, предшествующие второй мировой войне, антиеврейские настроения, предчувствие близкой и страшной трагедии накладывают отпечаток на его работы. В это время основной темой его творчества становится распятие.

«Белое распятие» — одна из самых пронзительных работ художника. Это квинтэссенция страданий всех людей от фашистской идеологии. На этой картине распятый Христос – символ страданий еврейского народа в годы войны. Сцены на заднем плане изображают погромы и убийства еврейских семей. В этой работе нашли отображение горе и боль еврейского народа так, как это видел один из его сыновей.

Это совсем небольшая часть работ художника, известного во всем мире. Его картины выставлены в крупнейших музеях России, Франции, США. Самые известные коллекционеры спорят на аукционах за право обладать работами мастера.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса