Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

«Лунная ночь на Днепре» картина Куинджи. История одного шедевра: «Лунная ночь на Днепре» Куинджи

Сведения о детстве Архипа Куинджи очень отрывочные и неполные. Даже дата его рождения известна недостоверно. Сохранились немногочисленные документы, на основании которых исследователи биографии Куинджи называют днём его рождения 15 января 1841 года. Произошло это событие в пригороде Мариуполя под названием Карасу.

Талант и бедность (1841-1854)

Считается, что предками художника были греки, которые проживали в Крыму в тесном соседстве с татарами. Происходило постепенное взаимопроникновение культур, стирался языковый барьер, возникали смешанные браки. Поэтому вполне возможно присутствие в семье Куинджи татарской крови, хотя сам художник всегда говорил, что считает себя русским.

Фамилия «Куинджи» (в первоначальной транскрипции Куюмджи) на татарском языке означает название ремесла: «золотых дел мастер». Известно, что дед художника действительно был ювелиром. Родной брат Архипа перевёл фамилию на русский язык и стал Золотарёвым.

Рождение талантливого ребёнка в бедной семье не обещает ему никаких привилегий. Отец Куинджи, Иван Христофорович, был сапожником и не мог обеспечить своим детям достаток. Когда Архипу исполнилось три года, отец внезапно умер. Очень недолго после этого прожила и мать. Маленькие сироты остались на попечении брата и сестры отца Куинджи, которые поочерёдно, как могли, заботились о них.

Благодаря поддержке родственников мальчик освоил грамоту, занимаясь со знакомым учителем-греком, а позже недолго посещал местное городское училище. Учёба там ему не нравилась и давалась с большим трудом. Как раз в этот период впервые ярко проявились его способности к рисованию. Увлекаясь, малыш рисовал не только на случайных обрывках бумаги, но и на мебели или заборе. Это занятие приносило ему неподдельную радость.

Бедность вынуждала его подрабатывать то пастушком, то помощником хлеботорговца, то учётчиком кирпичей на строительстве церкви. Но рисование по-прежнему было его главной страстью. Так продолжалось до 1855 года, когда кто-то из взрослых, заметив у мальчишки талант, посоветовал ему ехать учиться рисованию к Айвазовскому, в Феодосию. Архип Куинджи проделал этот неблизкий путь пешком, так как заплатить за проезд было нечем.

Новый поворот (1855-1859)

Крымские пейзажи поразили воображение впечатлительного подростка. Айвазовский в ту пору отсутствовал, поэтому его копиист, Адольф Фесслер, по доброте душевной принял участие в судьбе юного Архипа. Он преподал ему первые настоящие уроки рисования. Для бедного и застенчивого Архипа это означало, что у него есть надежда стать художником.

Он пробыл в Феодосии несколько месяцев. Дочь Айвазовского в своих воспоминаниях описывала его как невысокого, сильно курчавого паренька в соломенной шляпе, очень тихого и стеснительного.

Сам Айвазовский по возвращении в Феодосию не сумел рассмотреть талант Куинджи и не стал заниматься с ним. Правда, он доверил ему смешивание красок и покраску своего забора. Разочарованный и угнетённый таким поворотом событий юноша возвращается домой.

Удача с третьей попытки (1860-1868)

В родном городе Куинджи несколько месяцев работает ретушёром у фотографа, а позже отправляется в поисках заработка сначала в Одессу, а оттуда - в Таганрог. Этот город встретил его более приветливо. Архип нанимается в фотостудию С. С. Исаковича, снова в качестве ретушёра. И продолжает рисовать.

Окончательно осознав, что реализовать свою мечту в таких условиях он не сможет, Куинджи бросает всё и переезжает в Санкт-Петербург, где пытается поступить в Академию художеств. Однако судьба состроила ему новую гримасу - провал на экзаменах. Вторая попытка тоже оказалась неудачной.

Но талант и любовь к живописи требовали выхода и толкали на преодоление препятствий. Куинджи упорно занимается рисованием и в 1868 году выставляет свою первую картину под названием «Татарская сакля в Крыму». Эта работа открывает ему доступ в Академию художеств, куда его зачисляют как вольнослушателя.

В этот благодатный период Куинджи создаёт невероятно пронзительные картины «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт в Мариуполе».

Они написаны в новаторской манере.Тщательно подобранные оттенки очень точно передают мрачность и унылость безрадостных пейзажей. Непривычные краски и особенная игра теней очень впечатлили публику, но получили неоднозначную оценку в среде художников.

«Северный» период (1869-1873)

Куинджи очень привлекала работа над пейзажами. Он вырабатывал свою особенную технику нанесения красок, которая позволяла создавать настолько необычные зрительные иллюзии, что друзья за глаза называли его мистификатором.

Вдохновлённый видами северной природы, художник за короткий период создал такие шедевры, как «Ладожское озеро», «Снег», «На острове Валаам», «Исаакиевский собор при лунном освещении».

Опять поворот и стремительный взлет (1874-1881)

В 1874 году жизнь Архипа Куинджи получает новое наполнение: художник женится на Вере Леонтьевне Кетчерджи. Он был влюблён в неё ещё с юношеских лет. Ранее этот брак был невозможен из-за крайней бедности Куинджи и богатого происхождения невесты.

Теперь же продажа картин сделала художника обеспеченным человеком. Он смог посетить Англию, Францию, Австрию, Швейцарию и другие страны для знакомства с различными школами живописи.

Наступил новый, более радостный период жизни. И картины художника приобрели другую тональность. Написанные в ту пору «Берёзовая роща», «Днепр утром», «Лунная ночь на Днепре», «Украинская ночь» произвели невероятное впечатление на публику.

Яркая, почти декоративная игра красок делала картины просто светящимися. Некоторые даже норовили заглянуть за холст, чтобы убедиться в отсутствии искусственной подсветки луны. Современник Куинджи, поэт Я. Полонский, рассматривая картины, в недоумении задавался вопросом: это картина или оконная рама, за которой открывается пейзаж непостижимой красоты?

Молчание гения (1882-1910)

После такого шумного успеха друзья Куинджи обоснованно ожидали новых картин и сюжетов. Но у художника своя логика - он прекратил выставки на 20 лет. В это время он продолжал писать, штудировать литературу, занимался с учениками, строил дачу в Крыму.

Несмотря на активный и обидчивый характер, Архип Куинджи слыл очень добрым человеком. Он постоянно и безвозмездно поддерживал деньгами своих учеников и учреждал премии лучшим молодым художникам. Его доброта распространялась также на животных и птиц.

Из письменных воспоминаний современников художника известно, что ежедневно около полудня он выходил во двор кормить птиц. Уже приученные к такому ритуалу к нему слетались воробьи, вороны, голуби и другая крылатая братия. Птицы совершенно его не боялись, садились на руки, что только радовало хозяина.

В 1901 году Куинджи прервал своё «молчание», представив взыскательной публике новые шедевры: «Вечер в Украине», теологический сюжет «Христос в Гефсиманском саду» и новый вариант «Берёзовой рощи». Они до сих пор волнуют и завораживают зрителя, надолго приковывая взгляд.

Больше он не выставлялся и многие картины стали известными только после его смерти. Умер гениальный художник 11 июля 1910 года. Причиной смерти стало больное сердце.

Архип Куинджи. После дождя.

Архип Куинджи. Море. Крым.

Привёз эту поразительную картину Архип Иванович п осле поездки на Украину и выставил на персональной выставке одной картины. Люди входили в затемнённую комнату, где была освещена только картина. Луна над рекой светилась! Зрители не могли понять, откуда

Архип Куинджи. Днепр утром.

Спокойствие лазурных вод картины "Ладожское озеро", передавалось зрителю, оставляя неизгладимое впечатление.

Картина "Забытая деревня", несмотря на щемящее чувство от лицезрения российской безысходной действительности, всё-таки оставляла чувство надежды и веры, что всё это временное, и скоро изменится к лучшему.

Архип Куинджи. Радуга.

Архип Куинджи. Ночное.

Регистрационный номер 0222764 выдан для произведения:

Архип Куинджи. Портрет кисти И.Е. Репина.

Архип Куинджи родился в Мариуполе в бедной греческой семье сапожника. Имея тягу к рисованию, он поехал в Феодосию и попытался стать учеником Ивана Айвазовского, но только два месяца у него растирал краски. Сменив несколько профессий, Архип Куинджи приехал в Санкт-Петербург и после трёх неудачных попыток его приняли в Императорскую Академию художеств вольнослушателем. Но он не был прилежным учеником в академии, часто пропускал уроки. Написав несколько интересных картин, его заметили художники-передвижники Иван Репин, Иван Крамской и пригласили в товарищество передвижных выставок. Архип Куинджи оставил академию. Парадокс судьбы: сначала не хотели принимать в академию, но через много лет академия пригласила Архипа Куинджи в ряды своих преподавателей. У передвижников Архипу Куинджи было в течении почти 10-ти лет хорошо, его картины продавались по очень высоким ценам, но тут у него произошёл конфликт с Михаилом Клодтом и он вышел из артели. Архип Куинджи был человеком не лучших манер. Он имел несколько свирепый вид. Был он приземистый, голова, как у Зевса олимпийского с орлиным носом. Приходил, садился и бесцеремонно, без спроса брал чужие папиросы, ибо своих он никогда не имел, хотя был к этому времени профессором Академии художеств.

Архип Куинджи. После дождя.

Его картины хорошо раскупались, и он был не бедным человеком. Была у Архипа Ивановича деловая хватка. Однажды он купил дом за двадцать тысяч рублей, привёл его в образцовое состояние и перепродал тут же за шестьдесят тысяч рублей.

Архип Куинджи. Украинская ночь.

Но на своё питание с женой он тратит ничтожную сумму в пятьдесят копеек в день. Часть денег уходит в мизерном количестве на краски, кисти и мастерскую. Но это не было скупердяйством. Все свои огромные деньги Архип Куинджи тратил на талантливых учеников, отправляя их учиться за границу. Больным он оплачивал поездки на лечебные курорты. Помогал безвозмездно всякому, кто попадал в беду. Архип Иванович был святым человеком, светлым душой и благородным сердцем.

Архип Куинджи. Море. Крым.

Накопив сто тысяч рублей, Архип Иванович вносит их в Академию, чтобы проценты с этих денег использовались в качестве премии наиболее талантливым ученикам. После одной из поездок на остров Валаам, Куинджи написал замечательную картину о великолепной природе севера. Картина была приобретена Третьяковым для своей галереи.

Архип Куинджи. На острове Валаам.

Окружающий нас мир воспринимается и создаётся Куинджи грандиозным созданием природы, дающим при созерцании возвышенные, красочные ассоциации наслаждений совершенства и гармонии. Вершиной творчества Куинджи стала удивительная картина: «Лунная ночь на Днепре».

Архип Куинджи. Лунная ночь на Днепре.

После поездки на Украину, Архип Иванович привёз поразительную картину – «Лунная ночь на Днепре». Это была персональная выставка одной картины. Люди входили в затемнённую комнату, где была освещена только картина. Луна над рекой светилась! Зрители не могли понять, откуда у луны на полотне может быть свечение. Некоторые заглядывали за картину в надежде увидеть там лампу подсветки. Выстроилась огромная очередь желающих посмотреть на светящуюся луну в картине. Поражены картиной были даже художники. Никто не мог понять, как у Куинджи была нарисована луна и её отражение в воде. Казалось всем, что это над полотном висела маленькая, но настоящая, светящаяся своим светом луна.

Другая его украинская картина «Днепр утром», умиротворяла зрителей на очередной выставке передвижников своим простором, ширью, необъятными мглистыми далями.

Архип Куинджи. Днепр утром.

В следующей картине представлен чумацкий тракт, по которому Архип добирался до Феодосии. По размокшей дороге, поливаемые дождями, двигались обозы чумаков под тоскливый вой собак.

Архип Куинджи. Чумацкий тракт.

Спокойствие и умиротворение картины "Ладожское озеро", передавались зрителю, оставляя неизгладимое впечатление.

Архип Куинджи. Ладожское озеро.

В картине «Осенняя распутица» Архипу Куинджи удалось показать реалистичную картину основной российской беды – дороги. Охватить всю необъятную Россию хорошими дорогами – дело практически нереальное. Особенно затруднено движение в дождливую погоду, когда зачастую телеги увязают в непролазной грязи по ступицы, когда ноги пешеходы вытаскивают из раскисшей грязи с чавканьем, когда такая дорога отняла уже все силы и кажется, что эта дорога не имеет конца, а передвигаться по ней заставляет только жестокая необходимость.

Архип Куинджи. Осенняя распутица.

Надвигающиеся сумерки в картине «Степь вечером» притенили только что знойный степной пейзаж, немногочисленные домики и спокойную, умиротворяющую гладь реки, тихо несущую свои воды. Ещё немного и ночная мгла даст прохладу и сон этому уединённому, забытому богом краю.

Архип Куинджи. Степь вечером.

Архип Куинджи с приятелем, работая на Кавказе, стали свидетелями редчайшего горного явления – Брокенские призраки,

приведшего их в восторг. Радужное изображение художников появилось на облаке. Низкое солнце бросало свет со спины

художников на туманное облако, отчётливо высвечивая на нём две одинокие фигуры художников, как бы благосклонно поощряя

и вдохновляя их на создание шедевра. И шедевр состоялся! Жаль было только одного: это мистическое чудо природы растаяло раньше, чем его успели перенести на холст.

Брокенские призраки. (современная реконструк-ция).

Картина "Эльбрус вечером" приводила в восторг зрителей, очарованных величием и красотой Кавказа.

Архип Куинджи. Эльбрус вечером.

Картина "Забытая деревня", несмотря на щемящее чувство от лицезрения российской безысходной действительности, всё-таки оставлял чувство надежды и веры, что всё это временное, и скоро изменится к лучшему.

Архип Куинджи. Забытая деревня.

Картины Архипа Куинджи раскупались, чаще всего, ещё до выставки. За некоторые полотна коллекционеры платили бешеные деньги. «Берёзовую рощу» миллионер из Киева купил за 7-мь тысяч рублей, в то время как портреты Ивана Крамского стоили 800 – 900-сот рублей, а работы других художников стоили ещё меньше.

Архип Куинджи. Берёзовая роща.

Благородное сердце Архипа Ивановича не выдерживало хамства и несправедливости. Когда академия отказала Исааку Бродскому в поездке за границу, как еврею, Архип Иванович стукнул по столу кулаком и в знак протеста покинул заседание. На свои средства он отправил Бродского в Италию, а вместе с ним и ещё 16-ть своих лучших учеников.

Куинджи написал много прекрасных картин, но он был в первую очередь поэтом ночного пейзажа.

Архип Куинджи. Дарьяльское ущелье.

Архип Иванович дружил с Дмитрием Менделеевым. Великий химик обожал живопись, художников и однажды представил свой прибор для измерения чувствительности глаза к тонкой нюансировке цветовых оттенков.

Архип Куинджи. Вечер в Малороссии.

Архип Куинджи побил все рекорды тестов до идеальной точности.

Архип Куинджи. Радуга.

Архип Иванович любил не только людей, но и птиц. Это было слабостью художника, над которой издевались нерадивые карикатуристы. Ровно в полдень, по звуку артиллерийской пушки Петропавловской крепости, Архип Иванович выходил на крышу своего дома и кормил с рук птиц. Со всей округи слетались заблаговременно тысячи птиц, они облепляли своего кормильца с головы до ног. Это впечатляло: седой, сияющий от счастья человек делился с щебечущей и каркающей пернатой братией своим хлебом насущным, который ему доставался тяжёлым, непосильным трудом. Архип Иванович кормил птиц, некоторых из них он брал в руки, а они его совсем не боялись, любя своего благодетеля и доверяя ему. С одних рук этого благородного человека корм клевали как огромные вороны, так и маленькие пташки, и никто никого не обижал. На кормление птиц ежедневно тратилось довольно-таки много белого хлеба, круп и мяса для ворон. Это ли не пример божеского отношения друг к другу? Он подбирал больных и замёрзших ворон, галок и воробьёв, тащил их в дом, отогревал и, вылечив, отпускал на волю. Однажды в мастерскую Куинджи залетела бабочка-крапивница с разорванным крылом, так Архип Иванович заклеил бабочке крыло и выпустил на волю.

У Архипа Куинджи была особая любовь и к природе. Он боялся топтать траву, избегал случайно раздавить жука, гусеницу или даже еле заметного муравья. Умилительно было видеть, как пожилой человек, кряхтя, расчищал источник, старательно пересаживал пучок травы в другое место. Архип Иванович также трепетно относился и к людям, раздаривая деньги всем нуждающимся. И любил он делать свои благодеяния так, что одариваемый и не знал, откуда пришла помощь. Щедрость его души не имела границ. Нажитое непосильным трудом и личными лишениями миллионное состояние Архип Иванович завещал независимому Обществу художников, созданному им в последние годы жизни.

Архип Куинджи. Ночное.

Но достигнув вершины своей славы, Куинджи неожиданно перестаёт выставляться, говоря, что ничего значительного ему создать больше не удаётся. И он никому ничего не показывал двадцать лет, хотя, как говорил, работает и ищет новые подходы в живописи, не желая повторяться. И однажды друзья, подпоив великого мастера, уговорили его показать своё творчество последних двадцати лет. И напрасно подпоили – это было полнейшее разочарование. Автору «Лунной ночи на Днепре» действительно показать было больше нечего. Впечатление было таким, будто он был голым распят на кресте. И в этом тоже была большая заслуга Архипа Куинджи: если достойных новых картин нет, то надо иметь мужество и не выставляться. На такой подвиг не каждый способен…

Живописцу, «художнику света» Архипу Куинджи 27 января исполнилось 176 лет со дня рождения. Поражает не только мастерство Куинджи в создании удивительных пейзажей, но и то, с каким упорством он шёл к своей цели – стать художником. Во многом он стал новатором в живописи, а еще провел первую в России выставку одной картины. Ею стала «Лунная ночь на Днепре», чтобы увидеть шедевр зрители были готовы часами стоять в очереди.

Художник греческого происхождения Архип Куинджи родился в Мариуполе (сейчас Донецкая область Украины) в семье бедного сапожника. Мальчик в три года остался сиротой, его взяли на воспитание тетя и дядя по отцовской линии. Интерес к живописи у Куинджи появился в детстве, учился он не очень хорошо, зато рисовал на всем, что попадало под руку – обрывках бумаги, заборах, стенах. В 14 лет по совету знакомых он поехал в Крым в Феодосию, чтобы стать учеником знаменитого Ивана Айвазовского. Однако его допустили только к покраске заборов и приготовлению красок. Архип вернулся в родной Мариуполь, работал ретушером у местного фотографа, потом уехал в Таганрог, продолжал работать ретушером.

В 1865 году, когда Куинджи было 24 года, он решил поступить в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Первые две попытки оказались неудачными. Однако художник не опустил руки – он продолжал учиться самостоятельно, наблюдая за природой. Художник создал картину «Татарская сакля в Крыму» (до наших дней она не сохранилась). Эта работа попала на академическую выставку в 1868 году. Совет Академии удостоил Куинджи звания свободного художника. Он попросил разрешение сдавать экзамены и с третьей попытки стал вольнослушателем в Академии.

Архип Куинджи «На острове Валааме», 1873

Куинджи увлекли идеи передвижников, и он к ним присоединился. Художник много путешествовал, неоднократно бывал на острове Валаам, создал картину «На острове Валааме», которая выставлялась в Вене, а потом её купил Павел Третьяков. Каждая новая работу вызвала у публики все больше восхищения. На пятой выставке передвижников он представил картину «Украинская ночь», она впечатляет декоративностью пейзажа и светом, который, кажется, исходит от самого полотна.

Архип Куинджи «Украинская ночь», 1876

С передвижниками Архип Куинджи был непродолжительное время. Поводом к разрыву послужила анонимная статья в одной из газет, где критик резко отзывался о творчестве Куинджи и в целом о Товариществе передвижников. В частности, Куинджи обвинялся в однообразии, злоупотреблении особым освещением при подаче картин и стремлении к чрезмерной эффектности. Выяснилось, что этот критик – художник Михаил Клодт из ревизионной комиссии Товарищества передвижников. Куинджи понял, что Клодта не исключат из Товарищества, поэтому решил уйти сам. Впрочем, живописец уже давно шел собственным путем, а общество передвижников было для него во многом сдерживающим фактором. Однако со многими художниками-передвижниками у Архипа Ивановича остались дружеские отношения.

После ухода из Товарищества Архип Куинджи около полугода работал над картиной «Лунная ночь на Днепре». За это время в мастерской художника побывали Иван Тургенев, Дмитрий Менделеев, Иван Краской и другие. Вскоре уже весь Петербург гудел, что Куинджи готовит произведение невероятной красоты. Гостем мастерской был и Великий князь Константин Романов. На вопрос о цене художник назвал ему баснословную по тем временам сумму – пять тысяч рублей, даже не ожидая, что тот согласится. Но Романов просил оставить картину за ним.

Архип Куинджи «Лунная ночь на Днепре», 1800

Картина «Лунная ночь на Днепре» выставлялась в зале Общества поощрения художников на Большой Морской улице в Петербурге. Это стала первая в России выставка одной картины. Люди часами стояли в очереди, чтобы увидеть произведение Куинджи. Художник с особенной тщательностью подошел к выставке. Он попросил закрыть в зале все окна, а на картину направить луч света. Эффект был ошеломительный. Зрители, входя в полутемное помещение, не верили, что с помощью красок можно было создать такой свет от серебристо-зеленоватого диска луны. Многие даже заглядывали за картину в надежде найти лампу и уличить художника в шарлатанстве. А секрет был в мастерском умении Куинджи играть на контрастах и постоянных экспериментах с цветопередачей.

После выставки картину в свою коллекцию забрал князь Романов. Она настолько ему понравилась, что он не хотел расставаться с ней даже во время кругосветного морского путешествия. Иван Тургенев был в ужасе от этого поступка, он переживал, что сырость может ее испортить. Так и произошло, под действием морского воздуха краски потемнели, но при этом своей красоты картина не утратила.

Сейчас картина «Лунная ночь на Днепре» (холст, масло 105х144) хранится в Русском музее в Петербурге. В 1882 году Куинджи сделал два авторских повторения. Первое хранится в Третьяковской галерее в Москве, а второе – в Симферопольском художественном музее.

После невероятного успеха картины «Лунная ночь на Днепре» все ждали от Куинджи новых шедевров. Однако на пике славы художник решается на неожиданный шаг – он перестает выставлять свои работы. Свой поступок он объяснил так: «Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет - надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли». Совсем затворником Архип Куинджи не стал, он основал Общество независимых художников, преподавал в Высшем художественном училище при Академии. Один из самых знаменитых его учеников – Николай Рерих.

Архип Куинджи «Христос в Гефсиманском саду», 1901

Многие считали, что художник исчерпал себя. Но это было не так. Куинджи до конца своей жизни ежедневно продолжал работать. Шедевры, которые он создал в последний период своего творчества, например, «Радуга» и «Христос в Гефсиманском саду», не уступают по своей значимости «Лунной ночи на Днепре». В 1910 году художник, будучи в Крыму, заболел воспалением легких. Оправиться от недуга он не смог. Куинджи не стало 24 июля 1910 года, ему было 69 лет.

Интересный факт о семье художника

Всю жизнь художника поддерживала его супруга обрусевшая гречанка Вера Куинджи (Кетчерджи-Шаповалова в девичестве). Знакомы они были чуть ли не с детства. Вера отказывала всем претендентам на руку и сердце, а когда художник стал известен и разбогател, отец девушки разрешил ей наконец-то выйти за него замуж в 1874 году. Они любили исполнять дуэтом вместе музыкальные произведения, часто путешествовали. Жена взяла все заботы о Куинджи на себя, даже содержала в порядке его кисти и палитру. Детей у них не было.

Одно из последних фото художника

Архип Куинджи вместе с женой вел скромный образ жизни, хотя средств у него было достаточно – картины мастера высоко ценились. Художник путешествовал в вагонах третьего класса, останавливался в недорогих гостиницах. Куинджи был удивительно бескорыстен, занимался благотворительностью. Как-то он подарил Академии художеств 100 000 рублей, которые пошли на учреждение 24 ежегодных премий, присуждавшихся молодым живописцам. За год до смерти он создал Общество имени Куинджи (творческое объединение художников Петербурга, просуществовало до 1930 года). Все свое имущество он завещал Обществу, жене назначил ежемесячную пенсию в 2500 рублей. В завещании также были упомянуты все живые на тот момент родственники художника, часть денег была пожертвована церкви, в которой его крестили, для основания школы его имени. О судьбе жены Куинджи известно не так много. Вера Леонтьевна Куинджи умерла через десять лет в Петрограде в 1920 году от голода.

Сюжет

Перед нами пейзаж. Художник выбрал точку зрения издали и сверху, оставляя большую часть холста для неба. Сияющая луна окрашивает контуры облаков в холодные тона. Свет колеблется на темных водах реки, которая, по замечанию Крамского, «совершает величественно свое течение».

«Лунная ночь на Днепре». (wikipedia.org)

Как и в большинстве других своих работ, Куинджи хотел передать явления природы, не поддающиеся длительному писанию с натуры. Художник обладал уникальным зрением — он запоминал тона, за счет чего запечатлевал на века те моменты, которые в природе длятся минуты.


«После дождя», 1879. (wikipedia.org)

«Иллюзия света была его богом, и не было художника, равного ему в достижении этого чуда живописи», — так писал о Куинджи его друг и наставник Илья Репин.

Контекст

Специально для «Лунной ночи на Днепре» Куинджи организовал выставку одной картины — первую в своем роде в России. Еще до нее по Петербургу гуляли слухи о небывалой по красоте картине, которую пишет Куинджи. Под окнами художника собирались желающие увидеть полотно. Каждое воскресенье он на два часа пускал в мастерскую всех любопытных.

Для большего эффекта окна в зале были занавешены, луч света падал только на полотно. Когда посетители входили в полутёмный зал, они не могли поверить своим глазам — зеленоватый лунный свет заливал всю комнату.


«Море. Крым», 1890-е. (wikipedia.org)

Люди не понимали, почему от картины исходит столь необычный свет. Казалось, что только с помощью масла нельзя создать такой эффект. Некоторые даже пытались заглянуть за картину — нет ли там лампы. Какие только слухи не ходили по Петербургу! Что Куинджи рисует «волшебными лунными» красками из Японии. Кто-то даже вспомнил нечистого. Шумиха поднялась такая, что художник решил уйти в затворничество на 20 лет.

На самом деле, секрет был прост — долгие годы работы. Куинджи был страстным экспериментатором. Он смешивал не только краски, но и добавлял к ним химические элементы. Не обошлось тут без руки химика всея Руси Дмитрия Менделеева.

Картину купил Великий князь Константин. Он настолько был очарован полотном, что даже взял его с собой в кругосветное путешествие.

Судьба художника

Куинджи родился в семье бедного сапожника. Маленький Архип, рано лишившийся родителей, учился из рук вон плохо. Больше ему нравилось рисовать, поэтому все, что казалось ему подходящим для этого, было испещрено рисунками.

Мальчик жил в большой бедности, поэтому с раннего детства нанимался на работу — пас гусей, вел учет кирпича на стройке, помогал в пекарне. Однажды ему посоветовали съездить в Крым к Ивану Айвазовскому — поучиться рисовать. Каково же было его разочарование, когда Айвазовский разрешил ему лишь толочь краски и красить забор.


Архип Куинджи. Портрет работы В. М. Васнецова, 1869. (wikipedia.org)

Следующие почти 10 лет Куинджи ретушировал фотографии, пока однажды не решился держать экзамен в петербургскую Академию художеств. Получилось только с третьего раза. В академии Архип познакомился с передвижниками, под влиянием которых он написал первые удачные, по мнению академиков, полотна.

Слава пришла к нему с «Лунной ночью на Днепре». Выставив после нее еще несколько картин, Куинджи неожиданно для всех ушел в затворничество. «…Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. А как только голос спадет — надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли.», — говорил Куинджи.

Следующие 20 лет он писал, но никому не показывал свои работы. Куинджи вышел из затворничества в 1901 году. В ноябре того же года была устроена последняя публичная выставка работ живописца, после которой никто уже не видел новых картин до его смерти в 1910 году. Все, что имел, Куинджи передал Обществу художников, которое организовал незадолго до кончины.

В 1880 году в Петербурге открылась одна необыкновенная экспозиция . У здания на Большой Морской улице выстроилась огромная очередь желающих попасть в выставочный зал. Прождав на улице несколько часов, посетители заходили внутрь, чтобы посмотреть на одну-единственную картину.

Это был пейзаж русского художника-передвижника Архипа Ивановича Куинджи под названием «». Совсем небольшое по размеру полотно, а на нем нарисованы небо, луна и река. Казалось бы, ничего особенного… Однако зрители были изумлены. В полутемном зале им казалось, что из серого питерского утра они каким-то волшебством перенеслись в лунную украинскую ночь.

Они видели широкую равнину, по которой неспешно несет свои воды Днепр, а в вышине затянутого облаками небосвода, сквозь небольшую прореху сияет луна, таинственным серебристым светом освещая реку и ее берег. Любуясь этим красивейшим пейзажем, посетители выставки вспоминали слова великого Н.В. Гоголя , воспевавшего красоту украинской ночи.

Певец света

По-своему воспел поэзию этой ночи и Куинджи , ведь его недаром называли «певцом просторов и света». Он как никто другой умел создавать потрясающую иллюзию света.

Этот серебристо-зеленый свет на картине был настолько ярким и зримым, что многие зрители пытались найти какой-то подвох, пытаясь понять, как художнику удалось добиться такого эффекта. Поговаривали, что картина написана не мазками масла на холсте, а какими-то таинственными лунными красками на стекле и подсвечена лампой с обратной стороны. Любопытствующие заглядывали за картину и не обнаруживали никакой лампы, а луна продолжала сиять загадочным колдовским светом.

Конечно, грамотно подобранное освещение зала играло свою роль. Картина особенно выигрышно смотрелась при искусственном освещении и задернутых шторах. И краски Куинджи , действительно, на самом деле были не совсем обычными и типичными. Художник очень много времени посвятил серьезному изучению свойств красок, проводя в университетской лаборатории немало часов, используя даже специальные приборы, чтобы добиться нужных ему оттенков и эффектов.

Процесс создания картины был у него длительным - Куинджи долго подбирал краски, долго обдумывал каждый мазок кистью, напряженно вглядываясь в создающуюся работу.

Краски или чувства?

Но все же главное в его полотне - это не особенные краски, а умение передать с их помощью все великолепие природы, ее настроение . Он смог передать простор, тишину и поэзию теплой украинской ночи. И именно поэтому люди подолгу стояли у картины, не в силах оторвать от нее свой взгляд. Многие даже уходили из зала со слезами на глазах, такое сильное впечатление оказывало на них это произведение Куинджи .

Публика была в восторге. Об этой выставке писала тогда вся пресса, репродукции картины разошлись огромными тиражами по всей стране. Вдохновленный этим произведением поэт К. Фофанов создал стихотворение «Ночь на Днепре», которое позже положили на музыку.

Сама картина за огромные деньги была куплена Великим князем Константином Константиновичем, который настолько дорожил ею, что не желал расставаться с шедевром, даже отправляясь в морское путешествие. К сожалению, морской воздух оказал на полотно пагубное влияние, и краски несколько потемнели, но не потускнел лунный свет, поэтому и сейчас люди не устают восхищаться этим выдающимся произведением искусства.

Подари мне красоту этого мира…

Куинджи разработал и мастерски применял свою, доселе невиданную систему декоративной пластики, придумал необычные изобразительные приемы со световыми эффектами, интенсивными тонами и острыми композиционными ракурсами.

Но главный секрет полотен Архипа Ивановича Куинджи в том, что он умел в своих работах передавать и доносить до зрителей чувства . И если в другом его знаменитом пейзажеБерезовая роща ») главное - это радость, которая буквально разлита в воздухе, то здесь это и покой, и гармония, и восхищение необычайной красотой природы.

В своих картинах живописец создавал свой идеальный мир, где жизнь и окружающее нас пространство воспринимается как благо, несущее людям добро, красоту и радость впечатлений.

И.Е. Репин писал, что А. Куинджи «вернул пейзажу восторженное чувство красоты и необычайности мира».

ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на обязательна!

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса