Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Кто поддерживал кальвинизм. Кальвинистская церковь. Жан Кальвин

преимущественно французский вариант протестантизма, более радикальный, чем Англиканство и Лютеранство. Крещение и причащение понимаются символически. Нет еппископата, пасторы не имеют особых облачений, вхрамах отсутствует алтарь. Богослужение сведено к проповеди и пению псалмов. Отличительной особенностью является учение об абсолютном предопределении: Бог изначально определил одних к погибели, других - ко спасению (успех в делах свидетельствует о возможном избранничестве),В настоящее время кальвинизм существует в различных формах.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Кальвинизм

направление в протестантизме, осн. Ж. Кальвином.

Вероучение, церк. устройство, литургия. Согласно К., исключительный авторитет в вопросах веры и христ. жизни принадлежит Св. Писанию. Большинство кальвинистов признают Никео-Константинопольский, Апостольский и Афанасьевский символы веры. Вероучительные принципы К. кратко сформулированы в Галликанском (1559), Бельгийском (1561), Втором Гельветическом (1566), Вестминстерском (1647) и др. исповеданиях, различающихся незначительно, а также в Гейдельбергском катехизисе (1562) и др. документах.

К. подчеркивает абсолютную суверенную власть Бога. Сама воля Божья определяет, что является благом, а что - злом, и основания этого Божьего решения непостижимы для человека (это положение К. восходит к позднеср.-век. волюнтаризму Дунса Скота и У. Оккама). В частности, согласно учению К., невозможно понять, почему одни люди будут спасены Богом, а другие осуждены, хотя и то и другое предопределено Богом заранее: т.о., К. разделяет положение о двойном предопределении, свойственное радикальному августинизму. Спасение человека не является наградой за его добрые дела: вследствие первородного греха все люди являются грешниками и заслуживают лишь осуждения; человек не в состоянии совершать добрые дела своими силами, для этого ему необходима благодать. Он получает ее через веру в Иисуса Христа - единственного посредника между Богом и человеком. Все дела верующего несут печать греховности, но грехи ему прощаются, поскольку он приобщается праведности Христовой. Этот процесс оправдания одновременно является освящением: благодаря полученной благодати человек возрастает в святости и чистоте жизни. Праведник не может сопротивляться благодати, подобно тому как грешник не способен не грешить, поэтому святость жизни, как частной, так и общественной, является признаком избранности к спасению. Ссылаясь на некоторые в.-з. тексты, К. также считает знаком избранности успех в делах.

Церковь установлена Богом для того, чтобы пробуждать в людях веру; вне Церкви нельзя надеяться на спасение. Признаками истинной Церкви являются проповедь слова Божьего в его чистоте и совершение таинств согласно установлению Христа. Таинства действительны только в отношении верующих. Из таинств К. признает крещение и Евхаристию; в отличие от католичества, православия и лютеранства, рассматривает евхарист. хлеб и вино только как видимые символы дух. присутствия Христа.

К. утверждает всеобщее священство верующих. Тем не менее, опираясь на н.-з. сведения о первоначальном христианстве, К. признает как установленные Богом 4 чина служителей: пастыри, учители, старейшины и диаконы. Пастыри проповедуют и являются служителями таинств, учители преподают в школах и ун-тах, старейшины заботятся о дисциплине, диаконы организуют дела благотворительности. Иерархическое положение этих служителей в совр. К. допускает вариации. В целом учители и диаконы рассматриваются как вспомогательные служители, пастыри и старейшины - как основные и называются пресвитерами (иногда пресвитерами называют только пастырей). В каждой низовой местной общине (конгрегации) есть один пастырь и неск. старейшин, они образуют руководящий орган - сессию, или консисторию (иногда в нее входят и вспомогательные служители). Новые служители могут избираться всей конгрегацией или только сессией.

Богослужение в К. отличается простотой. Отсутствие литург. облачений подчеркивает принцип всеобщего священства. В храмах нет алтарей. Отвергается использование в церквях изображений, т.к. их присутствие, согласно К., может дать повод к идолопоклонству. В литургии большое значение уделяется проповеди. Формы литургии в разных Церквях и даже отд. конгрегациях могут различаться.

История. Первым воплощением принципов К. стала Церковь в Женеве, организованная самим Кальвином. Консистория, состоявшая из пастырей и старейшин, была не только гл. рел. органом города, но и своего рода судом в области обществ. нравов: с самого начала своего существования К. тяготел к крайне строгому образу жизни, включающему скромность в одежде и запрет на проявления веселости. Городской совет Женевы содействовал благополучию кальвинистской Церкви; город стал прибежищем для кальвинистов, изгнанных из др. стран, и гл. очагом распространения идей К.

В течение XVI в. происходило постепенное слияние К. с др. протест. течением - цвинглианством (У. Цвингли), близким к К., но возникшим раньше его. Этот процесс начался в 1549, когда Г. Буллингер - преемник Цвингли в руководстве цюрихской Церкви - подписал с Кальвином Цюрихское соглашение (Consensus Tigurinus) по вопросам веры. В результате К. распространился в большинстве кантонов Швейцарии. Последователи этого объединенного течения обычно не называют себя ни кальвинистами, ни цвинглианами, утверждая, что стремятся следовать не Кальвину и не Цвингли, а Св. Писанию; за их Церквями утвердилось наименование реформатских (Реформатская Церковь). В богословии и церк. устройстве реформатских Церквей преобладающим направлением остается К., хотя присутствуют и отд. цвинглианские элементы. Напр., мн. реформаты понимают Евхаристию только как воспоминание о Христе, а не как дух. присутствие Христа.

В Германии К. в XVI в. получил распространение в отд. районах, в частности в таких вольных городах, как Страсбург (ныне Франция) и Констанц, а также в Пфальце при курфюрсте Фридрихе III. Вестфальский мир 1648 официально признал существование кальвинистских терр. наряду с католическими и лютеранскими.

В Венгрии к кон. XVI в. 90% населения стали реформатами; в дальнейшем, однако, рел. политика Габсбургов и активная проповедь иезуитов привели к возвращению большей части венгров к католичеству. В XVI в. К. нашел отклик у мн. представителей польской шляхты, но утратил влияние в Польше с началом катол. реформы в 1560-е (Контрреформация).

Во Франции конфликт между католиками и кальвинистами (которых здесь называли гугенотами) привел к т.н. Религиозным войнам (1562–98). Нантский эдикт Генриха IV (1598), предоставивший свободу вероисповедания гугенотам, был отменен Людовиком XIV в 1685. К. во Франции был вновь легализован только в 1787 Людовиком XVI.

Требование рел. прав для нидерл. кальвинистов было одним из поводов войны за независимость Нидерландов от Испании (1566–1609). После провозглашения независимости (1581) реформатская Церковь стала гос. Церковью в Нидерландах (в XIX в. она была отделена от гос-ва). Голландец Я. Арминий (1560–1609) основал особое направление в богословии К., смягчившее тезис о двойном предопределении: согласно Арминию, Бог знал заранее, что человек будет грешить по своей свободной воле, но не предопределял к тому людей, ибо свобода человека, т.е. возможность выбора между добром и злом, не подвержена никакому принуждению. Арминианство было рассмотрено на Дордрехтском синоде 1618–19, в котором участвовали представители не только нидерландских, но и швейц., нем., шотл. и англ. кальвинистов. Синод высказался против тезисов Арминия, сочтя их неортодоксальными, однако в дальнейшем арминианство получило значительное распространение внутри К.

Реформатские Церкви европ. стран обычно имеют т.н. пресвитерианскую структуру: неск. соседних сессий образуют общий правящий орган - пресвитерию (по одному пастырю и по одному старейшине от каждой конгрегации). Неск. пресвитерий могут образовывать синод. Синоды или непосредственно пресвитерии объединяются в Ген. ассамблею - высший церк. орган нац. масштаба. В некоторых странах (напр., в Венгрии) у реформатов существуют и епископы, но это не степень священства, а лишь должность в церк. руководстве.

В Шотландии реформирование Церкви на принципах К. (1560) было проведено другом Кальвина Дж. Ноксом. Пресвитерианская Церковь Шотландии получила статус офиц. Церкви страны (сохраняемый и ныне). В Англии в XVI–XVII вв. К. оказал влияние на церк. реформу, хотя радикальные приверженцы К. (пуритане) критиковали Церковь Англии (Англиканская Церковь) за подчинение гос-ву, епископальное устройство, сохранение элементов катол. обрядности и арминианское богословие. Часть пуритан выступала за пресвитерианскую структуру Церкви; др. часть (индепенденты, или конгрегационалисты) стремилась к независимости отд. конгрегаций, не надеясь на реформу нац. масштаба, которая бы удовлетворила их требованиям. Противоречия между офиц. Церковью и пуританами стали одной из причин Англ. революции (1641–60). Итогом борьбы стало, с одной стороны, расширение вероучительной основы Англиканской Церкви, позволившее мн. пуританам вступить в нее, а с другой - признание гос-вом неприсоединившихся кальвинистов (диссентеров), из которых одни образовали Пресвитерианскую Церковь Англии, а другие остались верны конгрегационалистскому устройству. Конгрегационалисты, в целом основываясь на К., допускают широкий диапазон мнений по вопросам веры. Некоторые конгрегационалистские общины дали начало движениям баптистов и квакеров. В XVII–XVIII вв. среди определенной части конгрегационалистов распространилось унитарианство (антитринитарианство), представители которого отрицают единосущность Иисуса Христа Богу Отцу. В XIX в. были созданы Конгрегационалистские Союзы Англии и Уэльса, Шотландии, Ирландии. Отд. общины конгрегационалистов остаются независимыми; их собрания - синоды, ассамблеи - носят характер консультаций и имеют целью поддержание дружественных связей между конгрегациями.

Мн. кальвинисты, спасаясь от гонений, которым они подвергались в некоторых европ. странах, нашли пристанище в Сев. Америке и образовали реформатские, пресвитерианские и конгрегационалистские Церкви в США.

В XVII–XVIII вв. внутри К. возникла т.н. теология завета (нем. F?deraltheologie, англ. covenant theology). Развивая библ. понятие последовательно заключенных союзов (заветов) между Богом и Его народом, представители этой теологии смягчили первоначальную кальвинистскую концепцию Бога как абсолютного властителя: заключив договор с людьми, Бог тем самым положил предел Своей суверенной воле. Эта концепция приводила к полит. выводам: если первоначальный К. предписывал гос-ву подчинение Церкви, то теология завета позволяла рассматривать их отношения как свободно заключенное соглашение между Богом и человеком. Тем самым она оказала влияние на формирование и распространение теории общественного договора.

История К. характеризуется многочисл. расколами Церквей и общин из-за несогласия по вероисповедным или организационным вопросам, однако в XIX–XX вв. усилился процесс объединения в национальном, а затем и междунар. масштабе. В 1875 основан Всемирный союз реформатских Церквей (пресвитерианского устройства). В 1948 образован Междунар. конгрегационалистский совет. В 1970 слияние этих двух организаций дало начало Всемирному союзу реформатских Церквей (пресвитериан и конгрегационалистов), объединяющему б°льшую часть кальвинистов мира. В ряде стран реформатские Церкви объединились с др. протест. конфессиями - лютеранами (лютеранство), методистами и т.д.

В наст. время в мире насчитывается ок. 75 млн. приверженцев реформатских, пресвитерианских и конгрегационалистских Церквей.

В 1968 Папский Секретариат по содействию христ. единству и исполнительный комитет Всемирного союза реформатских Церквей выступили с инициативой экумен. диалога между католиками и реформатами. В 1969 была организована совместная комиссия, подготовившая документ Присутствие Христа в Церкви и в мире (1977). 2-й этап католическо-реформатского диалога, начавшийся в 1984, завершился выходом документа К общему пониманию Церкви (1990). В 1998 начался 3-й этап диалога, посвященный теме «Церковь как община общего свидетельства о Царстве Божьем». С 1969 ведется трехсторонний диалог католиков, лютеран и реформатов, в ходе которого опубликовано соглашение Богословие брака и проблемы смешанных браков (1976). Кроме того, католическо-реформатский диалог ведется на уровне Церквей отд. стран.

Реформатская Церковь в России. Первыми реформатами в России были англ. и голланд. купцы. Сначала они примыкали к лютеранским общинам. 1-я реформатская община возникла в Москве в 1629, затем в Архангельске в 1660, а в 1689 в Вологде и Ярославле. В С.-Петербурге в XVIII в. образовались голланд., англ. и немецко-франц. реформатские общины. Среди немцев-колонистов, которые с 1763 стали селиться в Поволжье, а с 1804 - на побережье Черного моря, были и реформаты (к 1917 их общее число оценивалось приблизительно в 50 тыс.). В адм. отношении реформаты, как и лютеране, были в 1734 подчинены светскому органу - Юстиц-коллегии лифляндских, эстляндских и ингерманландских дел, а в 1819 - Главной Императорской евангелической консистории. В 1828 было предписано, что во время заседаний этой консистории «для рассмотрения дел реформатов» к представителям лютеранского духовенства в нее добавляются два реформатских пастора. После 1917 реформаты подверглись преследованиям наряду с др. конфессиями. В условиях депортации немцев мн. реформаты присоединились к лютеранам; нередко сглаживались и обрядовые различия между ними. В Уставе Евангелическо-Лютеранской Церкви в России и других государствах (1994) говорится: «Христиане-реформаты относятся к нашим общинам как полноправные члены». Реформатские и пресвитерианские церк. общины, существующие в ряде городов России, в наст. время не объединены общей церк. структурой.

Неполное определение ↓

Кальвинизм возникает в XVI в., основатель – Жан Кальвин. Его идеи отчасти перекликались с идеями голландца У. Цвингли, последователи которого вскоре слились с кальвинистами, хотя и не были столь радикальными. Крупнейшим центром нового учения стала Женева. Веро- учительными книгами считаются Вестминстерское исповедание, Каноны Дортского синода и еще несколько текстов. Теологические основы изложены Ж. Кальвином в Наставлениях в христианской вере.

Кальвинизм предпринял более радикальную реформу, чем лютеранство. Фактически он во многом является переходной формой к радикальному протестантизму.

Из богослужения было удалено все, что напрямую не упоминается в Библии, оно свелось к проповеди, пению гимнов или ветхозаветных псалмов и молитве. Богослужебных книг зачастую нет. Облачения упразднены или упрощены до крайности. Из церквей обычно удаляется все, кроме скамей и кафедры проповедника, часто нет органа и креста. Иконы и статуи целенаправленно уничтожались.

Календарь сильно упрощен, в некоторых общинах отменялось даже празднование Рождества.

Кальвинизм сохраняет крещение детей, причастие же понимает как духовное единение с Христом без какого-либо его присутствия в хлебе и вине (лютеранская концепция кажется им компромиссной, "полукатолической"). Попытки достичь соглашения с лютеранами по вопросу о причастии остались безрезультатными ввиду принципиальной позиции М. Лютера.

Причастие совершается с редкой периодичностью, без особого торжественного ритуала, причащаются обычно стоя, а иногда и сидя, чтобы подчеркнуть, что имеют дело лишь с предметами, в которых Христос не пребывает. Очень часто хлеб и чашу с вином каждый берет сам, а не принимает причастие из рук священника, подобно практике, утвержденной в православии, католицизме и распространенной у многих лютеран.

В кальвинизме возобладала тенденция к отказу от епископата как третьей ступени иерархии. Кальвинистские общины автономны, в их управлении соучаствуют пастор, пресвитер и диакон, функции которых разделены. Последний выполняет роль не помощника на литургии, а скорее лица, ответственного за благотворительность и хозяйственные вопросы.

Важнейшей догматической особенностью классического кальвинизма является учение об абсолютном двойном предопределении, согласно которому Бог изначально предназначил одних людей, независимо от их веры и дел, к спасению (рай), а других – к гибели в аду. Христос же умер не за всех, а лишь за избранных к спасению. Изменить предопределение невозможно, даже Крещение ничего не меняет, следует лишь признать волю Бога. Судьба каждого человека ему самому неизвестна, но о ней можно догадываться по важному признаку – успеху в делах и склонности к благочестивой жизни. Отсюда вырастает концепция праведности в миру, фактически приравнивающая труд к храмовому ритуалу и ликвидирующая принципиальную границу этих сфер жизни (этот момент был подробно исследован М. Вебером).

Ранний кальвинизм тяготел к идеям теократии, т.е. безусловного главенства духовной власти, осуществляемой от лица Бога, над светской. Эта модель была частично реализована Ж. Кальвином в Женеве. В XVII в. возобладали теории, предполагающие свободное установление отношений церкви и государства. Ряд кальвинистов (например, в Англии, где они подвергались гонениям со стороны более умеренных англикан) стали вынашивать идеи независимости от государства и умеренной веротерпимости.

Для раннего кальвинизма был характерен идеал строгой жизни и целый ряд бытовых запретов и ограничений.

В кальвинизме выделяются три ветви:

  • – реформатство (формировалось на континенте, нередко сохраняет институт епископов, хотя и с ограниченными правами):
  • – пресвитерианство (островной, английский вариант, восходящий к деятелю шотландской реформации Джону Ноксу; пресвитер, т.е. священник, пастор является главой общины, епископат отсутствует);
  • – конгрегационализм (основная особенность в том, что отдельная община, "конгрегация" может самостоятельно решать ритуальные и вероучительные вопросы, не подчиняясь ни епископам, ни коллегиальным органам управления); некоторые общины этого типа решаются на очень значительные вероучительные новшества.

В кальвинизме второй половины XIX–XX вв. стали отмечаться тенденции к либерализации, как, например, допущение женщин к участию в управлении церковными делами, возвращение некоторых отвергнутых ритуальных элементов (многие кальвинисты используют не только орган, но и современные музыкальные инструменты), попытки смягчить учение об абсолютном предопределении. Децентрализованная структура кальвинизма облегчает подобные попытки.

Кальвинизм распространен в Голландии, Швейцарии, ряде областей Германии, Венгрии, США, а также в Шотландии. Благодаря миссионерской деятельности пресвитерианские общины возникли в Корее. В XIX в. в Германии была сделана попытка объединения лютеран с кальвинистами, вызвавшая протесты многих лютеран и даже их эмиграцию из страны. Массовая эмиграция кальвинистов и близких к ним общин в Америку (особенно из Англии) положила во многом начало формированию американской культуры с рядом ее специфических особенностей. Численность, по разным данным, от 62 до 65 млн, причем реформаты и пресвитериане составляют около 50 млн.

История Средних веков. Том 2 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] Сказкин Сергей Данилович

Кальвинистская церковь

Кальвинистская церковь

В соответствии с этими постулатами были перестроены жизнь и быт в кальвинистской Женеве. Число праздников было значительно сокращено. В оставшиеся праздничные дни предписывалось заниматься не играми, танцами и прочими развлечениями, не наряжаться в красивое платье, а в скромной, но опрятной одежде идти в церковь, а затем в семейном кругу предаваться отдыху, проводя его в чтении книг религиозного содержания, благочестивых беседах и занятиях. Церковные власти придирчиво контролировали исполнение всех этих предписаний и не стеснялись подвергать ослушников разного рода наказаниям. Первоначально Кальвин считал ненужным создавать свою особую церковную организацию. Однако потребности ведения борьбы против усиливавшегося натиска контрреформации и революционных плебейских ересей побудили Кальвина признать необходимость создания собственной церкви. В противоположность монархическому принципу построения католической церкви кальвинистская церковь строилась на республиканских основах. Во главе кальвинистской церковной общины Стояли старшины (пресвитеры), которые избирались, а позднее кооптировались обычно из числа наиболее богатых светских лиц, и проповедники, произносившие проповеди религиозно-нравственного содержания. Проповедники не имели специального священнического сана. Это была их служебная обязанность (ministerium)- отсюда и их название-министры.

Пресвитеры и министры в своей совокупности составляли консисторию, которая ведала религиозной жизнью общины и рассматривала все проступки членов общины против религии и морали. Позднее в других странах Европы консистории стали управлять всеми делами общины в целом. Вопросы, касавшиеся догматов кальвинизма, обсуждались и решались на особых собраниях министров – конгрегациях. Впоследствии конгрегации превратились в местные и общенациональные съезды представителей общин – синоды, задачей которых было бороться с ересями и охранять единство культа и вероучения. Такая организация кальвинистской церкви придавала ей большую сплоченность, гибкость и боеспособность.

Следует подчеркнуть, что кальвинистская церковь отличалась не меньшей нетерпимостью по отношению к радикальным сектантским учениям, чем католицизм к «еретикам». Казни в Женеве не были исключительным явлением. Так, в 1553 г. по настоянию Кальвина был сожжен на костре крупный испанский ученыйгуманист Сорвет, который отвергал учение о троичности бога (антитринитаризм), критиковал догматы кальвинизма и поддерживал связи с анабаптистами.

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Чесменская церковь (Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи) и Чесменский дворец Всё-таки это здорово, что в мире существуют творения, на восприятие которых не влияют ни времена года, ни погода. И каждая встреча с ними – это праздник. Такое ощущение праздника дарит вид

Из книги Наш князь и хан автора Веллер Михаил

Церковь Чтоб было понятней, чем являлась церковь – вспомним, что еще четыре года назад был жив великий митрополит Алексий. Реальный правитель Руси. Тот, что грозил ростовскому князю анафемой, если не признает старшинство Москвы. Тот, что сажал при княжеских столах своих

Из книги Падение Запада. Медленная смерть Римской империи автора Голдсуорти Адриан

Церковь Константин знаменит прежде всего как император, распространивший в империи христианство. Наделе все обстояло куда сложнее, и мы специально опустили в предыдущем разделе всякие упоминания о его религии. Дело не в том, что его религиозные взгляды не имели значения:

автора Невилл Питер

Из книги Ирландия. История страны автора Невилл Питер

ЦЕРКОВЬ С ирландской церковью у англо-норманнских завоевателей трудностей почти не возникало. Самая влиятельная фигура церкви, Лоркан О’Тул, архиепископ Дублина (1162-1180), старался потрафить тем и другим. За это его осуждали ирландские хронисты, но по сути он делал то же,

Из книги Ирландия. История страны автора Невилл Питер

Церковь На протяжении XIII и XIV веков не прекращались попытки сделать ирландскую церковь английской. В определенной степени с появлением известных монашеских орденов, доминиканского (1224) и францисканского (1231), местная церковь все более интегрировалась в европейский

Из книги Ирландия. История страны автора Невилл Питер

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

4. Новый раскол в Церкви. - synodus palmaris. - Борьба партий в Риме.- Риммах украшает церковь Св. Петра. - Он же строит круглую капеллу Св. Андрея, базилику Св. Мартина, церковь Св. Панкратия. - Папа Гормиздас, 514 г. - Папа Иоанн I. - Разрыв Теодориха с католической церковью Однако

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

ЦЕРКОВЬ Католическая церковь играла в жизни заокеанских владений особую роль. Ее служители в качестве военных капелланов сопровождали отряды завоевателей, способствовали установлению традиционного для католических стран миропорядка в создаваемых ими поселениях,

Из книги Василий III автора Филюшкин Александр Ильич

Церковь После обретения в 1448 году автокефалии (самостоятельности) от Константинопольского патриархата во главе Русской церкви стоял митрополит, резиденция которого располагалась в Москве. Ему подчинялось девять православных епархий - Новгородская, Вологодская,

Из книги Византийская цивилизация автора Гийу Андре

Церковь Управление Византийской церковью, которое до этого осуществлялось тремя патриархами: папой римским, папой александрийским и епископом Антиохии, обладателями трех великих апостольских престолов, - в IV и V вв. было дополнено возведением епископской кафедры в

Из книги Империя Карла Великого и Арабский халифат. Конец античного мира автора Пиренн Анри

2. Церковь Вполне естественно и очевидно, что положение церкви на Западе осталось таким же, каким было и до падения Западной Римской империи. Церковь является поразительным примером преемственности римских порядков и традиций, которые называют романизмом. Вера церкви в

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Церковь в V–XI вв Одним из институтов поздней Римской империи, благополучно пережившим смутное время варварского нашествия, была христианская церковь, теоретическая доктрина которой в общих чертах сформировалась в античный период. Христианские проповедники занялись

Из книги Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Второй отдел автора Костомаров Николай Иванович

VII. Церковь Политика правительства по отношению к церкви. – Влияние немцев. – Дело Феофилакта Лопатинского. – Попытки иноверцев. – Отступничество. – Раскол. – Рационально-мистические секты. – Суеверия. – Меры к образованию духовенства. – Монастыри. – Управление

Из книги Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке автора Джемаль Орхан

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна

Жан Кальвин (1509-1564) родился на севере Франции. Уже в молодости он остро ощутил наступление религиозного кризиса. «Я видел, что Евангелие заглушено суевери-ем, что Слово Божие намеренно утаивается от сынов церкви», — писал Кальвин. Поэтому, видя расстройство церкви, он «поднял старое знамя Иисуса Христа». В 1536 г. вышли в свет его «Настав-ления в христианской вере» . Этот трактат входит в число тех немногих книг, которые повлияли на ход истории и изменили верования целых поколений. Сформулированные в книге французского реформа-тора принципы представляли собой наиболее разра-ботанную богословскую систему из всех, созданных протестантскими мыслителями.

Кальвин учил, что никто не знает своего жизненного предназначения. Жизнь даётся человеку для того, чтобы выявить спо-собности, заложенные в нём Богом, а успех в земных делах представляет знак спасения. Кальвинизм про-возглашал новые моральные ценности — умерен-ность в быту, дух предприимчивости, бережливость и расчётливость в сочетании с неустанным трудом. Фактически провозглашалось совершенно новое отношение к тру-ду — из наказания он превращался в высшую форму самовыраже-ния человека. Кальвин был убеждён, что евангельское послание призывало к преобразованию не только церкви, но и всего земно-го мира. Он пошёл дальше Лютера: не ограничился одной рефор-мой церкви, но посягнул и на гражданские отношения. Именно по-этому французский реформатор считается одним из величайших деятелей в истории человечества.

Наибольшее число последователей он нашёл во Франции, в Нидерландах, Англии и Шотландии. Привле-кательность кальвинизма объяснялась тем, что на место официаль-ной церкви он ставил самоуправляющиеся религиозные общины, независимые от духовных и светских властей. Этим кальвинизм от-личался от лютеранства, которое фактически превратилось в госу-дарственную религию . Материал с сайта

Реформация в Швейцарии

Основная деятельность Кальвина развернулась в Женеве — франкоязычном имперском городе, который входил в Швейцар-скую конфедерацию. Швейцария, тесно связанная с Германией, ста-ла второй страной Европы, вступившей на путь религиозной ре-формации . Кальвин превратил Женеву в протестантскую столицу мира, в самостоятельное «Божье государство», а за ним самим ут-вердилось прозвище «Женевский папа». В Женеве развернулась его преобразовательная деятельность, имеющая всемирно-истори-ческое значение. В 1559 г. была основана Женевская академия, пре-вратившаяся в духовный центр, из которого кальвинизм распро-странялся по всей Европе.

Ис-то-рия кальвинизм бе-рёт на-ча-ло в середине XVI века Каль-вин, по-лу-чив-ший в Па-ри-же, Ор-леа-не и Бур-же хо-ро-шую под-го-тов-ку в об-лас-ти тео-ло-гии, пра-ва и ли-те-ра-ту-ры, под влия-ни-ем М. Лю-те-ра и др. про-тес-тант-ских дея-те-лей вклю-чил-ся в борь-бу за ре-фор-ми-ро-ва-ние ка-то-лической Церк-ви. Вы-ну-ж-ден-ный по-ки-нуть Фран-цию, Кальвин пе-ре-ехал в Ба-зель, где в 1536 году из-дал на латинском языке своё основное тео-ло-гическое сочинение «На-став-ле-ние в хри-сти-ан-ской ве-ре», ко-то-рое мно-го-крат-но пе-ре-из-да-ва-лось с вно-си-мы-ми ав-то-ром из-ме-не-ния-ми и до-пол-не-ния-ми. В этом тру-де, за-ду-ман-ном как сво-его ро-да вве-де-ние к Биб-лии, про-воз-гла-ша-лись прин-ци-пы Ре-фор-ма-ции в их по-ни-ма-нии Каль-ви-ном, да-ва-лось из-ло-же-ние важ-ней-ших дог-ма-тических по-ло-же-ний кальвинизма. В том же 1536 году Каль-вин пе-ре-ехал в Же-не-ву, где впер-вые бы-ли реа-ли-зо-ва-ны его ре-фор-ма-тор-ские идеи.

Во 2-й половине XVI века кальвинизм по-лу-чил рас-про-стра-не-ние в Южной Фран-ции, Швей-ца-рии, Ни-дер-лан-дах (смотрите в статье Ни-дер-ланд-ская ре-во-лю-ция XVI века), ря-де об-лас-тей Гер-ма-нии (Рейн-ский Пфальц, Гес-сен, Бре-мен), Шот-лан-дии, Анг-лии (смотрите в статье Пу-ри-та-не), Венг-рии. В конце XVI - начале XVI века с кальвинизмом сли-лось цвинг-ли-ан-ст-во, ока-зав-шее на не-го зна-чительное влия-ние. Док-три-ны кальвинизма бы-ли за-фик-си-ро-ва-ны с не-боль-ши-ми ва-риа-ция-ми в не-сколь-ких ис-по-ве-да-ни-ях: Гал-ли-кан-ском (1559 год), Бель-гий-ском (1561 год), Вто-ром Гель-ве-ти-че-ском (1566 год), Вест-мин-стер-ском (1647 год), а так-же в Гей-дель-берг-ском ка-те-хи-зи-се (1563 год) и др. до-ку-мен-тах. В начале XVII века от кальвинизма от-ко-ло-лось уче-ние Я. Ар-ми-ния (ар-ми-ни-ан-ст-во), осу-ж-дён-ное по-сле-до-ва-те-ля-ми стро-го-го кальвинизма на Дор-д-рехт-ском (Дорт-ском) си-но-де 1618-1619 годов.

В XVII веке в свя-зи с го-нения-ми на каль-ви-ни-стов во Фран-ции, Ве-ли-ко-бри-та-нии, не-ко-то-рых германских зем-лях на-чи-на-ет-ся их эмиг-ра-ция в др. стра-ны Ев-ро-пы (пре-ж-де все-го в Ни-дер-лан-ды и Швей-ца-рию), а за-тем и за её пре-де-лы. С 1620-х годов кальвинизм рас-про-стра-ня-ет-ся в Северной Аме-ри-ке (смотрите Но-вая Анг-лия), со 2-й половины XVII века в Аф-ри-ке (в Кап-ской ко-ло-нии). В XVIII-XX веках бла-го-да-ря даль-ней-шей эмиг-ра-ции из Ев-ро-пы, а так-же ак-тив-ной мис-сио-нер-ской дея-тель-но-сти зна-чительное чис-ло по-сле-до-ва-те-лей кальвинизма поя-ви-лось в ря-де стран Северной и Южной Аме-ри-ки, Аф-ри-ки, Азии и Океа-нии.

Вероучение кальвинизма

В ос-но-ве каль-ви-ни-ст-ско-го ве-ро-уче-ния ле-жит пред-ло-жен-ная Каль-ви-ном ин-тер-пре-та-ция Биб-лии. Свя-щен-ное Пи-са-ние, сло-во Бо-жие, яв-ляю-щее-ся от-кро-ве-ни-ем Бо-га че-ло-ве-ку, за-пи-сан-ное людь-ми по наи-тию Свя-то-го Ду-ха, в кальвинизме, как и в др. те-че-ни-ях про-тес-тан-тиз-ма, счи-та-ет-ся един-ст-вен-ным не-по-гре-ши-мым ру-ко-во-дством в ве-ре и жиз-ни. Центральное ме-сто в тео-ло-гии кальвинизма за-ни-ма-ет прин-цип все-вла-стия Бо-га над ми-ром, в ко-то-ром всё оп-ре-де-ля-ет-ся толь-ко Его ни-чем не ог-ра-ни-чен-ной во-лей. Она не-по-сти-жи-ма для че-ло-ве-че-ско-го ра-зу-ма, по-сколь-ку гре-хо-па-де-ние ко-рен-ным об-ра-зом из-ме-ни-ло при-ро-ду че-ло-ве-ка, пре-вра-тив её в су-гу-бо гре-хов-ную, ли-шён-ную сво-бо-ды во-ли. Всё, что де-ла-ет пад-ший че-ло-век, - гре-хов-но и ве-дёт к не-из-беж-ной ги-бе-ли, да-же ес-ли внеш-не его по-ступ-ки вы-гля-дят как до-б-рые де-ла.

Из этих по-ло-же-ний в кальвинизме ло-ги-че-ски вы-во-дит-ся док-три-на аб-со-лют-но-го пре-до-пре-де-ле-ния, со-глас-но ко-то-рой Бог ещё до гре-хо-па-де-ния че-ло-ве-ка и да-же до Со-тво-ре-ния ми-ра оп-ре-де-лил од-них к спа-се-нию, дру-гих - к веч-ным му-кам в аду. Кальвинизму чу-ж-да ха-рак-тер-ная для не-ко-то-рых др. хри-сти-ан-ских кон-фес-сий (например, пра-во-сла-вия) идея си-нер-гии, со-уча-стия Бо-жи-ей бла-го-да-ти и че-ло-ве-че-ской во-ли в де-ле спа-се-ния че-ло-ве-ка. С точ-ки зре-ния каль-ви-ни-стов, ис-ку-пи-тель-ная жерт-ва Хри-ста от-кры-ла путь к спа-се-нию греш-ни-кам, но не всем, а лишь из-бран-ной их час-ти. При этом спа-се-ние воз-мож-но толь-ко че-рез бла-го-дать, дей-ст-вие ко-то-рой на из-бран-ных столь же не-одо-ли-мо, как и дей-ст-вие гре-ха на осу-ж-дён-ных. Та-ким об-ра-зом, ве-ра и бла-го-чес-ти-вая жизнь рас-смат-ри-ва-ют-ся не как ос-но-ва-ние для спа-се-ния, а как при-знак из-бран-но-сти че-ло-ве-ка. Час-то в ка-че-ст-ве ука-за-ния на пре-до-пре-де-лён-ность к спа-се-нию рас-смат-ри-ва-ет-ся и ус-пех в де-лах (в т. ч. ма-те-ри-аль-ный).

В дог-ма-тическом уче-нии о Еди-ном в трёх Ли-цах Бо-ге кальвинизм унас-ле-до-вал за-пад-нох-ри-сти-ан-ский прин-цип filioque (латинский - «и от Сы-на»), со-глас-но ко-то-ро-му Свя-той Дух ис-хо-дит не толь-ко от От-ца, но и от Сы-на. Боль-шин-ст-во каль-ви-ни-стов при-зна-ёт Апо-столь-ский, Афа-нась-ев-ский и Ни-кей-ский (Ни-кео-Кон-стан-ти-но-поль-ский c fi-l-ioque) Сим-во-лы ве-ры, а так-же вы-ра-бо-тан-ное на Хал-ки-дон-ском со-бо-ре (смотрите в статье Все-лен-ские со-бо-ры) по-ни-ма-ние Ии-су-са Хри-ста как ис-тин-но-го Бо-га и ис-тин-но-го че-ло-ве-ка в од-ном Ли-це.

В со-от-вет-ст-вии с уче-ни-ем о пре-до-пре-де-ле-нии к спа-се-нию трак-ту-ют-ся в кальвинизме и цер-ков-ные та-ин-ст-ва как не имею-щие са-ми по се-бе спа-си-тель-ной си-лы. Та-инств в кальвинизме два - кре-ще-ние и Ве-че-ря Гос-под-ня (при-ча-ще-ние). Кре-ще-ние счи-та-ет-ся ини-циа-ци-он-ным зна-ком член-ст-ва че-ло-ве-ка в Церк-ви и его ос-во-бо-ж-де-ния от гре-хов, ко-то-рое да-ёт ве-ра в Хри-ста. До-пус-ка-ет-ся кре-ще-ние мла-ден-цев ве-рую-щих ро-ди-те-лей как чле-нов «об-щи-ны спа-сён-ных». Свое-об-раз-но по-ни-ма-ет-ся каль-ви-ни-ста-ми и при-ча-ще-ние. Каль-вин, в от-ли-чие от Лю-те-ра, счи-тал, что во вре-мя Ев-ха-ри-стии Те-ло и Кровь Хри-ста при-сут-ст-ву-ют в эле-мен-тах при-час-тия не фи-зи-че-ски, а ду-хов-но. В на-стоя-щее вре-мя многие каль-ви-ни-сты при-ня-ли нес-коль-ко от-лич-ную от точ-ки зре-ния Каль-ви-на трак-тов-ку при-ча-ще-ния, пред-ло-жен-ную У. Цвинг-ли, со-глас-но ко-то-рой при-ча-ще-ние рас-смат-ри-ва-ет-ся лишь как уве-ко-ве-чи-ва-ние па-мя-ти о Ве-че-ре Гос-под-ней, вос-по-ми-на-ние об ис-ку-пи-тель-ной жерт-ве Хри-ста.

Цер-ков-ная ие-рар-хия в кальвинизмн прак-ти-че-ски от-сут-ст-ву-ет. На ос-но-ве идеи о все-об-щем свя-щен-ст-ве ве-рую-щих в кальвинизме при-зна-ют-ся как ус-та-нов-лен-ные Бо-гом 4 чи-на цер-ков-ных слу-жи-те-лей: пас-то-ры (свя-щен-ни-ки), док-то-ра (учи-те-ли), ста-рей-ши-ны (пре-сви-те-ры) и диа-ко-ны. Пас-то-ры про-по-ве-ду-ют и яв-ля-ют-ся слу-жи-те-ля-ми та-инств, док-то-ра пре-по-да-ют бо-го-сло-вие, ста-рей-ши-ны за-бо-тят-ся о дис-ци-п-ли-не, диа-ко-ны ве-да-ют бла-го-тво-ри-тель-но-стью. Час-то док-то-ра и диа-ко-ны рас-смат-ри-ва-ют-ся как вспо-мо-га-тель-ные слу-жи-те-ли, а пас-то-ры и ста-рей-ши-ны - как ос-нов-ные. В не-ко-то-рых каль-ви-ни-ст-ских церк-вах (например, в Венг-рии) име-ют-ся епи-ско-пы, но толь-ко как долж-но-сти цер-ков-ных ру-ко-во-ди-те-лей, а не как осо-бая сте-пень свя-щен-ст-ва. В ка-ж-дой об-щи-не (кон-гре-га-ции) при-сут-ст-ву-ют пас-тор и несколько ста-рей-шин, об-ра-зую-щие сес-сию, или кон-си-сто-рию. Церк-ви управ-ля-ют-ся ли-бо пре-сви-те-рия-ми (цер-ков-ны-ми со-ве-та-ми), ку-да вхо-дят пас-то-ры и ста-рей-ши-ны из не-сколь-ких со-сед-них об-щин, ли-бо не-по-сред-ст-вен-но со-б-ра-ния-ми кон-гре-га-ций. По-доб-но др. про-тес-тант-ским де-но-ми-на-ци-ям, кальвинизм от-вер-га-ет при-ня-тый в ка-то-ли-че-ст-ве це-ли-бат ду-хо-вен-ст-ва, а так-же мо-на-ше-ст-во. В не-ко-то-рых церк-вах к пас-тор-ско-му слу-же-нию до-пус-ка-ют-ся жен-щи-ны.

Современный кальвинизм су-ще-ст-ву-ет в 3 фор-мах: ре-фор-мат-ст-во, пре-сви-те-ри-ан-ст-во (смотрите Пре-сви-те-риа-не) и кон-гре-га-цио-на-лизм (смотрите Кон-гре-га-цио-на-ли-сты). Пер-вые две ма-ло от-ли-ча-ют-ся друг от дру-га: ре-фор-мат-ство воз-ник-ло в кон-ти-нен-таль-ной Ев-ро-пе (Фран-ции, Швей-ца-рии, Гер-ма-нии), пре-сви-те-ри-ан-ст-во - на Бри-тан-ских островах. Кон-гре-га-цио-на-лизм от-ли-ча-ет-ся от ре-фор-мат-ст-ва и пре-сви-те-ри-ан-ст-ва тем, что в нём от-сут-ст-ву-ют пре-сви-те-рии и ка-ж-дая кон-гре-га-ция впол-не са-мо-стоя-тель-на. Тер-мин «кальвинизм» са-ми каль-ви-ни-сты, как пра-ви-ло, не ис-поль-зу-ют, от-ка-зы-ва-ясь свя-зы-вать се-бя с к.-л. др. име-нем, кро-ме Хри-ста. Ино-гда тер-мин «каль-ви-ни-ст-ский» по-ни-ма-ет-ся рас-ши-ри-тель-но: его от-но-сят не толь-ко к каль-ви-ни-ст-ско-му те-че-нию про-тес-тан-тиз-ма, но и ко всем др. церк-вам, при-ни-маю-щим каль-ви-ни-ст-скую док-три-ну об аб-со-лют-ном пре-до-пре-де-ле-нии, например к боль-шин-ст-ву бап-ти-ст-ских церк-вей (смотрите Бап-тизм).

В це-лом для каль-ви-ни-ст-ских церк-вей ха-рак-тер-ны от-кры-тость к раз-ви-тию, по-сто-ян-ное об-нов-ле-ние, от-сут-ст-вие при-вя-зан-но-сти к стро-гой кон-фес-сио-наль-ной иден-тич-но-сти. Б. ч. каль-ви-ни-стов объ-е-ди-ня-ет Все-мир-ный аль-янс ре-фор-мат-ских церк-вей (пре-сви-те-ри-ан и кон-гре-га-цио-на-ли-стов), соз-дан-ный в 1970 году в ре-зуль-та-те слия-ния Все-мир-но-го сою-за ре-фор-мат-ских церк-вей (пре-сви-те-ри-ан-ско-го уст-рой-ст-ва) и Ме-ж-ду-народного кон-гре-га-цио-на-ли-ст-ско-го со-ве-та. В начале XXI века в аль-янс вхо-дило бо-лее 200 церк-вей. Ру-ко-во-дя-щие ор-га-ны - в Же-не-ве. Мно-гие каль-ви-ни-ст-ские церк-ви ак-тив-но уча-ст-ву-ют в дея-тель-но-сти Все-мир-но-го со-ве-та церк-вей.

Куль-то-вая прак-ти-ка в раз-ных каль-ви-ни-ст-ских церк-вах нес-коль-ко раз-ли-ча-ет-ся, но в це-лом для неё ха-рак-тер-но су-ще-ст-вен-ное уп-ро-ще-ние бо-го-слу-же-ния не толь-ко по срав-не-нию с пра-во-сла-ви-ем, ка-то-ли-циз-мом, анг-ли-кан-ст-вом, но да-же по срав-не-нию с лю-те-ран-ст-вом. Важ-ное ме-сто в ли-тур-гии от-во-дит-ся про-по-ве-ди, ко-то-рая, как и Сло-во Бо-жие, счи-та-ет-ся основным сред-ст-вом по-лу-че-ния бла-го-да-ти. Как и лю-те-ра-не, каль-ви-ни-сты от-ка-за-лись от по-чи-та-ния свя-тых, ре-ли-к-вий и мо-щей; но ес-ли лю-те-ра-не, уда-лив из церк-вей ико-ны, до-пус-ка-ют там на-стен-ную жи-во-пись, то каль-ви-ни-сты от-верг-ли лю-бые изо-бра-же-ния, счи-тая их идо-ло-по-клон-ст-вом. Цер-ков-ные по-ме-ще-ния от-ли-ча-ют-ся не-при-тя-за-тель-но-стью, от-сут-ст-ву-ют к.-л. специальные об-ла-че-ния для ду-хо-вен-ст-ва, во вре-мя бо-го-слу-же-ний не за-жи-га-ют-ся све-чи. В хра-мах нет ал-та-ря, крест не счи-та-ет-ся обя-за-тель-ным цер-ков-ным сим-во-лом. Цер-ков-ные служ-бы со-вер-ша-ют-ся на язы-ках ве-рую-щих.

Со-глас-но док-три-не Каль-ви-на, куль-то-вая му-зы-ка мо-жет быть толь-ко во-каль-ной и од-но-го-лос-ной. В 1539 году в Страс-бур-ге под на-блю-де-ни-ем Каль-ви-на бы-ли из-да-ны «Не-ко-то-рые псал-мы и гим-ны для пе-ния» («Aulcuns pseaulmes et cantiques mys en chant»). В 1562 году в Же-не-ве бы-ла опуб-ли-ко-ва-на пол-ная Псал-тирь, т. н. Же-нев-ская, или Гу-ге-нот-ская, со-дер-жа-щая 125 про-стых ме-ло-дий, на-пи-сан-ных ма-ло-из-ве-ст-ны-ми ком-по-зи-то-ра-ми (в от-но-ше-нии многих ме-ло-дий ав-тор-ст-во не ус-та-нов-ле-но); в даль-ней-шем она бы-ла пе-ре-ве-де-на на др. ев-ропейские язы-ки. Вско-ре по-сле смер-ти Каль-ви-на в бо-го-слу-же-ние про-ник-ло мно-го-го-ло-сие. Ком-по-зи-то-ры со-чи-ня-ли мо-те-ты на тек-сты и ме-ло-дии Же-нев-ской Псал-ти-ри (а так-же и на свои собственные ме-ло-дии) не толь-ко в про-стом го-мо-фон-ном, но и в раз-ви-том по-ли-фо-ническом сти-ле; сре-ди ав-то-ров - К. Гу-ди-мель, Я. П. Све-линк. В современном кальвинизме ис-пол-ня-ют-ся как тра-диционные од-но-го-лос-ные, так и мно-го-го-лос-ные пес-но-пе-ния (главным образом ком-по-зи-то-ров XVI-XVII веков).

Кальвинизм не ог-ра-ни-чи-ва-ет-ся бо-го-сло-ви-ем. Это так-же ре-лигиозно-фи-лософская сис-те-ма, вклю-чаю-щая оп-ре-де-лён-ные взгля-ды на об-ще-ст-во, нау-ку, куль-ту-ру и го-су-дар-ст-вен-ность. Сам Ж. Каль-вин на-стаи-вал на ав-то-но-мии Церк-ви от свет-ской вла-сти, но на прак-ти-ке соз-дал в Же-не-ве свое-об-раз-ную мо-дель тео-кра-тического го-су-дар-ст-ва. Каль-ви-ни-ст-ские церк-ви яв-ля-лись го-су-дар-ст-вен-ны-ми в ря-де стран (Ни-дер-лан-ды, б. ч. швейцарских кан-то-нов, американские шта-ты Но-вой Анг-лии и др.), но ны-не они ут-ра-ти-ли преж-ний ста-тус, лишь Цер-ковь Шот-лан-дии со-хра-ни-ла по-ло-же-ние «на-цио-наль-ной» Церк-ви, хо-тя и она яв-ля-ет-ся офи-ци-аль-но от-де-лён-ной от го-су-дар-ст-ва. В современном кальвинизме при-зна-ёт-ся не-об-хо-ди-мость пол-ной сво-бо-ды ве-ро-ис-по-ве-да-ния (за ис-клю-че-ни-ем ан-ти-го-су-дар-ст-вен-ных по сво-ей су-ти уче-ний) и ра-вен-ст-ва всех кон-фес-сий пе-ред го-су-дар-ст-вом.

Иллюстрация:

Служ-ба в церк-ви Вес-тер-керк (Ам-стер-да-м). Архив БРЭ.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса