Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Краткая биография пабло пикассо. Пабло Пикассо. Гениальный художник и его знаменитые картины

Пикассо Пабло (1881-1973), французский художник.

Живописи учился сначала у своего отца X. Руиса, затем в школах изящных искусств: в Ла-Корунье (1894-1895 гг.), Барселоне (1895 г.) и Мадриде (1897- 1898 гг.).

С 1904 г. Пикассо почти постоянно жил в Париже.

Первые его значительные произведения относятся к 10-м гг. XX в. Картины «голубого периода» (1901-1904 гг.) написаны в сумрачной гамме голубых, синих и зелёных тонов.

В работах «розового периода» (1905-1906 гг.) преобладают розово-золотистые и розово-серые оттенки. Оба цикла посвящены теме трагического одиночества слепых, нищих, бродяг, романтической жизни странствующих комедиантов («Старый нищий с мальчиком», 1903 г.; «Девочка на шаре», 1905 г.).

В 1907 г. Пикассо создал полотно «Авиньонские девушки», ознаменовавшее решительный разрыв с реалистической традицией и переход в лагерь художников, исповедующих авангардизм.

Увлечение африканской скульптурой приводит его к основанию нового направления - кубизма. Пикассо разлагает предмет на составные геометрические элементы, оперируя комбинациями ломающихся плоскостей и громоздящихся объёмов, превращая реальность в игру отвлечённых деталей («Дама с веером», 1909 г.; портрет А. Воллара, 1910 г.).

С середины 10-х гг. XX вв. он начинает экспериментировать с фактурами, используя в произведениях обрывки газет, кусок скрипки и т. д. Коллаж «Бутылка аперитива» (1913 г.) и композиция «Три музыканта» (1921 г.) завершают период кубизма, и в творчестве Пикассо возникают неоклассические тенденции. Это нашло отражение в таких работах, как «Три женщины у источника» (1921 г.), «Мать и дитя» (1922 г.), иллюстрации к «Метаморфозам» Овидия (1931 г.), серия «Мастерская скульптора» (1933-1934 гг.). В неоклассицизме Пикассо преобладают настроения сказочной идиллии и графическое изящество линий.

В 10-20-х гг. XX в. Пикассо создаёт также множество рисунков, на которых представлены образы людей из народа («Рыбак», 1918 г.; «Отдыхающие крестьяне», 1919 г.).

Со второй половины 30-х гг. его творчество всё сильнее пронизывают отзвуки современных событий («Плачущая женщина», 1937 г.; «Кот и птица», 1939 г.). В 1936-1939 гг. Пикассо становится видным деятелем Народного фронта во Франции, активно участвует в борьбе испанского народа с режимом Франко. В это время рождается серия «Мечты и ложь генерала Франко» (1937 г.). Гневным протестом против фашистского террора является монументальное панно «Герника» (1937 г.).

В годы Второй мировой войны Пикассо оставался в оккупированной немецко-фашистскими войсками Франции и принимал участие в движении Сопротивления. В 1944 г. художник вступил в ряды Французской коммунистической партии. В работах послевоенного времени преобладают антивоенные сюжеты («Голубь мира», 1947 г.; панно «Мир» и «Война», 1952 г.).

Со второй половины 40-х гг. творчество Пикассо становится наиболее разнообразным. Помимо станковых живописных произведений, в которых художник возвращается к античным мотивам или пародирует картины старых мастеров (например, «Менины» Д. Веласкеса), он работает и как скульптор («Человек с ягнёнком», бронза, 1944 г.), керамист (около 2000 изделий), график.

В 1950 г. Пикассо был избран во Всемирный совет мира.

Вряд ли найдется человек на планете, которому не знакомо имя Пабло Пикассо. Основатель кубизма и художник множества стилей повлиял в 20 веке на изобразительное искусство не только Европы, но и всего мира.

Художник Пабло Пикассо: детство и годы обучения

Один из ярчайших родился в Малаге, в доме на площади Мерсед, в 1881 году, 25 октября. Ныне там располагается музей и фонд имени П. Пикассо. Следуя испанской традиции при крещении, родители дали мальчику достаточно длинное имя, которое представляет собой чередование имен святых и самых близких и почитаемых в семье родственников. В конечном счете его знают по самому первому и последнему. Фамилию Пабло решил взять материнскую, посчитав отцовскую слишком простой. Талант и тяга к рисованию у мальчика проявились с самого раннего детства. Первые и очень ценные уроки ему преподнес отец, который тоже был художником. Звали его Хосе Руис. Свою первую серьезную картину он написал в восемь лет - «Пикадор». Можно смело утверждать, что именно с нее началось творчество Пабло Пикассо. Отец будущего художника получил предложение о работе преподавателя в Ла-Корунье в 1891 году, и вскоре семья переехала на север Испании. Там же Пабло в течение года проходил обучение в местной школе искусств. Затем семья перебралась в один из красивейших городов - Барселону. Юному Пикассо на тот момент было 14 лет, и он был слишком молод для того, чтобы учиться в Ла-Лонху (школа изящных искусств). Однако отец смог добиться того, чтобы его допустили к вступительным экзаменам на конкурсной основе, с которыми он справился блестяще. Спустя еще четыре года родители приняли решение устроить его в лучшую на тот момент передовую школу искусств - «Сан Фернандо» в Мадриде. Учеба в академии быстро наскучила юному дарованию, в ее классических канонах и правилах ему было тесно и даже скучно. Поэтому больше времени он посвящал Музею Прадо и изучению его коллекций, а спустя год вернулся в Барселону. К раннему периоду его творчества относятся картины, написанные в 1986 году: «Автопортрет» Пикассо, «Первое причастие» (на ней изображена сестра художника Лола), «Портрет матери» (на фото ниже).

Во время пребывания в Мадриде он впервые совершил где изучил все музеи и живопись самых великих мастеров. Впоследствии он приедет в этот центр мирового искусства неоднократно, а в 1904 году переберется окончательно.

«Голубой» период

Этот временной промежуток можно рассматривать как именно в это время начинает проявляться в творчестве Пикассо его индивидуальность, все еще подверженная постороннему влиянию. Известный факт: талант творческих натур проявляет себя максимально ярко в сложных жизненных ситуация. Именно так и случилось с Пабло Пикассо, произведения которого теперь известны всему миру. Взлет был спровоцирован и произошел после продолжительной депрессии, вызванной смертью близкого друга Карлоса Касагемаса. В 1901 году на выставке, организованной Волларом, были представлены 64 работы художника, однако на тот момент они еще были полны чувственности и яркости, явно ощущалось влияние импрессионистов. В свои законные права «голубой» период его творчества вступал постепенно, проявляя себя жесткими контурами фигур и утерей трехмерности изображения, уходом от классических законов художественной перспективы. Палитра красок на его полотнах становится все более однообразной, акцент делается на синий цвет. Началом периода можно считать "Портрет Хайме Сабартеса" и автопортрет Пикассо, написанные в 1901 году.

Картины «голубого» периода

Ключевыми в этот период для мастера стали такие слова, как одиночество, страх, вина, боль. В 1902 года он вновь вернется в Барселону, однако остаться в ней так и не сможет. Напряженная обстановка в столице Каталонии, нищета со всех сторон и социальная несправедливость выливаются в народные волнения, постепенно охватившие не только всю Испанию, но и Европу. Вероятно, такое положение дел оказало влияние и на художника, который в этот год работает плодотворно и чрезвычайно много. На Родине создаются шедевры «голубого» периода: «Две сестры (Свидание)», «Старый еврей с мальчиком», «Трагедия» (фото полотна выше), «Жизнь», где еще раз возникает образ погибшего Касагемаса. В 1901 году была также написана картина «Любительница абсента». В ней прослеживается влияние популярного на тот момент увлечения «порочными» персонажами, характерного для французского искусства. Тема абсента звучит во многих картинах. Работа Пикассо, помимо всего прочего, полна драматизма. Особенно явно в глаза бросается гипертрофированная рука женщины, которой она словно старается защититься. В настоящее время «Любительница абсента» хранится в Эрмитаже, попав туда из частной и весьма внушительной коллекции работ Пикассо (51 произведение) С. И. Щукина после революции.

Как только появляется возможность вновь отправиться в без колебаний решает ею воспользоваться и уезжает из Испании весной 1904 года. Именно там он столкнется с новыми интересами, ощущениями и впечатлениями, что даст начало новому этапу его творчества.

«Розовый» период

В творчестве Пикассо этот этап длился относительно долго - с 1904 г. (осень) до окончания 1906-го - и был не совсем однородным. Большая часть картин периода отмечена светлой гаммой красок, появлением охристых, жемчужно-серых, красно-розовых тонов. Характерно появление и в последующем доминирование новых для творчества художника тем - актеры, циркачи и акробаты, атлеты. Безусловно, подавляющее большинство материала ему предоставлял цирк Медрано, который в те годы располагался у подножия Монмартра. Яркая театральная обстановка, костюмы, поведение, разнообразие типажей словно вернули П. Пикассо в мир, пусть и преображенных, но реальных форм и объемов, естественного пространства. Образы на его картинах вновь стали чувственными и наполнились жизнью, яркостью в противовес персонажам «голубого» этапа творчества.

Пабло Пикассо: произведения «розового» периода

Картины, ознаменовавшие начало нового периода, впервые были выставлены в конце зимы 1905 году в галерее Серюрье - это «Сидящая обнаженная» и «Актер». Один из признанных шедевров «розового» периода - «Семейство комедиантов» (на фото выше). Полотно имеет внушительные размеры - в высоту и ширину более двух метров. Фигуры циркачей изображены на фоне синего неба, принято считать, что арлекин с правой стороны - это сам Пикассо. Все персонажи находятся в статике, и между ними не наблюдается какой-либо внутренней близости, каждого сковало внутреннее одиночество - тема всего «розового» периода. Кроме того, стоит отметить следующие работы Пабло Пикассо: «Женщина в рубашке», «Туалет», «Мальчик, ведущий лошадь», «Акробаты. Мать и сын», «Девочка с козлом». Все они демонстрируют зрителю красоту и редкую для картин художника безмятежность. Новый толчок в творчестве случился в конце 1906 года, когда Пикассо путешествовал по Испании и оказался в небольшой деревне в Пиренеях.

Африканский период творчества

С архаичным африканским искусством П. Пикассо впервые столкнулся на тематической выставке музея Трокадеро. Его впечатлили языческие идолы примитивной формы, экзотические маски и статуэтки, воплощавшие в себе великую силу природы и дистанцированные от мельчайших деталей. Идеология художника совпала с этим мощным посылом, и в результате он стал упрощать своих героев, делая их подобными каменным истуканам, монументальными и резкими. Однако первая работа в направлении данной стилистики появилась еще в 1906 году - это портрет работы Пабло Пикассо писательницы Он переписывал картину 80 раз и уже совершенно разуверился в возможности воплотить ее образ в классическом стиле. Этот момент можно по праву назвать переходным от следования за натурой к деформации формы. Достаточно взглянуть на такие полотна, как «Обнаженная женщина», «Танец с покрывалами», «Дриада», «Дружба», «Бюст моряка», «Автопортрет».

Но, пожалуй, самым ярким образцом африканского этапа творчества Пикассо является картина «Авиньонские девицы» (на фото выше), над которой мастер трудился около года. Она венчала данный этап творческого пути художника и во многом определила судьбу искусства в целом. Впервые полотно увидело свет лишь спустя тридцать лет после его написания и стало открытой дверью в мир авангарда. Богемный круг Парижа буквально раскололся на два лагеря: «за» и «против». В настоящий момент картина хранится в Музее современного искусства города Нью-Йорка.

Кубизм в творчестве Пикассо

Проблема уникальности и точности изображения оставалась на первом месте в европейском изобразительном искусстве вплоть до того момента, когда в него ворвался кубизм. Стимулом к его развитию многие считают вопрос, возникший среди художников: «Зачем рисовать?» Достоверному изображению того, что видишь, в начале 20 века можно было научить практически любого, к тому же буквально на пятки наступала фотография, которая грозила целиком и полностью вытеснить все остальное. Зрительные образы становятся не только правдоподобными, но и доступными, легко тиражируются. Кубизм Пабло Пикассо в данном случае отражает индивидуальность творца, отказываясь от правдоподобного изображения внешнего мира и открывая совершенно новые возможности, границы восприятия.

К ранним работам относятся: «Горшок, бокал и книга», «Купание», «Букет цветов в сером кувшине», «Хлеб и ваза с фруктами на столе» и т. д. В полотнах четко прослеживается, как меняется стиль художника и приобретает все более абстрактные черты к концу периода (1918-1919 годы). Например, «Арлекин», «Три музыканта», «Натюрморт с гитарой» (на фото выше). Ассоциирование зрителями творчества мастера с абстракционизмом совершенно не устраивало Пикассо, ему был важен сам эмоциональный посыл картин, их скрытый смысл. В конечном итоге созданный им же самим стиль кубизм перестал постепенно вдохновлять художника и интересовать, открыв дорогу новым веяниям в творчестве.

Классический период

Второе десятилетие 20 века было для Пикассо достаточно сложным. Так, 1911 год ознаменовался историей с украденными статуэтками из Лувра, которая выставила художника не в лучшем свете. В 1914 г. выяснилось, что, даже прожив столько лет в стране, за Францию Пикассо сражаться в Первой мировой войне не готов, что развело его с многими друзьями. А в следующем году умерла его возлюбленная Марсель Умбер.

На возвращение более реалистичного в творчестве Пабло Пикассо, произведения которого наполнились вновь читаемостью, фигурностью и художественной логикой, повлияли и многие внешние факторы. В том числе поездка в Рим, где он проникся античным искусством, а также общение с балетной труппой Дягилева и знакомство с балериной Ольгой Хохловой, которая вскоре стала второй женой художника. Началом нового периода можно считать ее портрет 1917 года, который в некотором роде носил экспериментальный характер. Русский балет Пабло Пикассо не только вдохновил на создание новых шедевров, но и подарил возлюбленную и долгожданного сына. Самые известные работы периода: «Ольга Хохлова» (на фотографии выше), «Пьеро», «Натюрморт с кувшином и яблоками», «Спящие крестьяне», «Мать и ребенок», «Женщины, бегущие по пляжу», «Три грации».

Сюрреализм

Разделение творчества есть не что иное, как желание разложить по полочкам и втиснуть его в определенные (стилистические, временные) рамки. Однако к творчеству Пабло Пикассо, которого украшают самые лучшие музеи и галереи мира, такой подход можно назвать весьма условным. Если следовать хронологии, то период, когда художник был близок к сюрреализму, выпадает на 1925-1932 годы. Совершенно неудивительно, что на каждом этапе творчества мастера кисти посещала муза, и, когда О. Хохлова пожелала узнавать себя на его полотнах, он обратился к неоклассицизму. Однако творческие люди непостоянны, и вскоре в жизнь Пикассо вошла юная и очень красивая Мария Тереза Вальтер, которой на момент знакомства исполнилось всего 17 лет. Ей была уготована роль любовницы, а в 1930 году художник купил замок в Нормандии, который для нее стал домом, а для него - мастерской. Мария Тереза была верной спутницей, стойко перенося творческие и любовные метания творца, поддерживая дружескую переписку вплоть до смерти Пабло Пикассо. Произведения периода сюрреализма: «Танец», «Женщина в кресле» (на фотографии ниже), «Купальщица», «Обнаженная на пляже», «Сон» и т. д.

Период Второй мировой войны

Симпатия Пикассо во времена военных действий в Испании в 1937 году принадлежала республиканцам. Когда в этом же году итальянская и немецкая авиация разрушила Гернику - политический и культурный центр басков - Пабло Пикассо город, лежащий в руинах, изобразил на огромном одноименном полотне буквально за два месяца. Его буквально охватил ужас от угрозы, которая нависла над всей Европой, что не могло не отразиться на творчестве. Эмоции выражались не прямо, а воплотились в тональности, ее мрачности, горечи и сарказме.

После того как отгремели войны, и мир пришел в относительное равновесие, восстанавливая все, что было разрушено, творчество Пикассо тоже обрело более счастливые и яркие краски. Его полотна, написанные в 1945-1955 годах, обладают средиземноморским колоритом, очень атмосферны и отчасти идеалистичны. В это же время он начинает работать с керамикой, создавая множество декоративных кувшинов, блюд, тарелок, статуэток (фото представлено выше). Произведения, которые были созданы в последние 15 лет жизни, весьма неравномерны по стилистике и качеству.

Один из крупнейших художников двадцатого века - Пабло Пикассо - умер в возрасте 91 года на своей вилле во Франции. Похоронен вблизи принадлежавшего ему замка Вовенарт.

Французский художник испанского происхождения Пабло Пикассо (Pablo Picasso), полное имя Пабло Руис-и-Пикассо (Pablo Ruiz-y-Picasso), родился 25 октября 1881 года в Малаге, Испания.

Его отец Хосе Руис Бласко был художником, преподавателем живописи в провинциальной школе изящных искусств в Малаге, профессором Школы изящных искусств в Барселоне.

В 1950 году Пикассо был избран во Всемирный совет мира.

В 1950-е годы художник писал множество вариаций на тему известных мастеров прошлого, прибегая к кубистической манере письма: "Алжирские женщины. По Делакруа" (1955), "Завтрак на траве. По Мане" (1960), "Девушки на берегу Сены. По Курбе" (1950), "Менины. По Веласкесу" (1957).

В 1958 году Пикассо создал композицию "Падение Икара" для парижского здания ЮНЕСКО.

В 1960-е годы Пикассо создал монументальную скульптурную композицию высотой 15 метров для общественного центра в Чикаго.

— один из самых "дорогих" художников мира — эстимейт (предпродажная оценка стоимости) его работ превышает сотни миллионов долларов.

Пабло Пикассо был дважды женат. В 1918 году он венчался с балериной Дягилевской труппы Ольгой Хохловой (1891-1955). В этом браке у художника родился сын Поль (1921-1975). После смерти Ольги в 1961 году художник женился на Жаклин Рок (1927-1986). У Пикассо также были внебрачные дети — дочь Майя от Мари-Терез Вальтер, сын Клод и дочь Палома от художницы Франсуазы Жило.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Пикассо Пабло (25.10.1881-08.04.1973) – испанский художник, график, скульптор, керамист. Внес серьезный вклад в развитие изобразительного искусства, один из основоположников кубизма. Является автором неподдающегося счету работ, которые лидируют по своей стоимости и чаще других подвергаются похищению.

Юные годы

Пабло родился в провинциальном испанском городе Малага, позже семья перебралась в Барселону. Он взял фамилию матери, потому что отцовская ему казалась слишком простой. Пикассо был убежден, что стремление творить передала ему мать, рассказывавшая ему сказки, основываясь на пережитых за прошедший день впечатлениях.

Мальчик пошел по стопам отца Хосе Руиса, который был художником, и с семилетнего возраста стал осваивать технику рисования, дописывая картины Хосе. Первая собственная работа «Пикадор», написанная в 8 лет, которую он бережно хранил всю жизнь. Когда Пабло было тринадцать, ему доверили дорисовать большую часть натюрморта. Существует версия, что отец мальчика, увидев результат, бросил изобразительное искусство.

За неделю Пикассо подготовился к вступительным экзаменам в Академию художеств в Барселоне и с легкостью прошел их, несмотря на слишком малый возраст. В те времена лучшая школа искусств находилась в Мадриде, и Хосе мечтал, чтобы сын учился именно там. В 1897 году Пабло перебрался в столицу. Его больше интересовал опыт художников, а не классические лекции, которые навевали на юношу тоску. Он изучал работы в музеях, впервые посетил Париж.

Спустя год Пикассо вернулся в Барселону, где стал членом сообщества художников Els Quatre Gats. В одноименном кафе в 1900 году состоялись его первые выставки. Здесь же он познакомился со своими приятелями Х. Сабартесом и К. Касахемасом, ставшими впоследствии героями его работ.

Творчество художника было продуктивным и всегда находилось в состоянии развития. Поэтому его творческую жизнь принято рассматривать по периодам.

Голубой и розовый периоды (1901-1906)

Художник стал совершать поездки в Париж, где изучал импрессионизм. В те годы он сталкивался с трудностями. Покончил с собой его друг Карлос Касахемас, из-за чего Пикассо сильно переживал. Работы до 1904 года относят к «голубому периоду». Тогда стиль художника характеризовался печальными образами, тематикой нищеты и смерти. Его персонажами были алкоголики, падшие женщины, слепцы и нищие. В цветовой палитре преобладали голубые оттенки. К работам того времени относятся «Женщина с шиньоном», «Любительница абсента», «Свидание», «Трагедия» и др.

С 1904 года, когда Пикассо переезжает в Париж, где поселяется в бедняцком общежитии для художников, здесь и берет начало «розовый период». Известную во всем мире «Девочку на шаре» относят к переходному времени. Краски на полотнах художника оживляются, появляются розовые и золотистые тона. Тематика сменяется на театрально-цирковую, а героями картин становятся странствующие артисты. В жизни Пабло появляется модель Фернанда Ольвье, которая стала его вдохновителем. Тогда были написаны: «Шут», «Сидящий арлекин», «Девочка с козлом» и др.


«Семья комедиантов» (1905) – существует предположение, что на полотне изображены люди из окружения художника

Переход к кубизму

Если на ранних этапах Пикассо экспериментировал с цветами, передачей на холст эмоций, то после 1906 года он стал изучать форму, интересоваться скульптурой, африканской культурой, коллекционировать ритуальные маски. Ему стало неинтересно рисовать конкретного человека, Пабло привлекали формы и структура, их искажения. Первая работа нового стиля ¬– «Авиньонские девицы» – повергла в настоящий шок друзей художника. В 1907 году он познакомился с Жоржем Браком, вместе с которым они становятся авторами совершенно нового направления – кубизма.

Поначалу работы Пикассо нового периода были в коричнево-зеленоватых тонах, несколько размытыми, изображение состояла из простых форм («Три женщины», «Женщина с веером», «Бидон и миски»). В 1909-1910 годах предмет изображается состоящим из более мелких частей с четким разделением («Портрет Фернанды Оливье», «Портрет Канвейлера»). Далее на картинах появляются конкретные предметы, натюрморты, стиль коллажа («Бутылка перно», «Скрипка и гитара»).

«Портрет Воллара» (1910) автор считал лучшим кубистическим портретом. Картины Пикассо начинают неплохо продаваться, несмотря на отрицание кубизма большинством. К 1909 году материальное положение Пабло улучшается, и он перебирается в большую мастерскую.

Период кубизма заканчивается с наступлением Первой мировой войны, когда ему пришлось расстаться со многими единомышленниками, в том числе с Ж. Браком. Но отдельные приемы кубистического стиля Пикассо еще долго будет использовать в своих работах.

Русский балет и сюрреализм

В 1916 году Пикассо предложили принять участие в постановке русского балета С. Дягилева. Эта идея увлекла художника, вместе с балетной труппой он едет в Рим, где занимается декорациями и эскизами костюмов. Там он встречает балерину Ольгу Хохлову, на которой женится в Париже в 1918 году. В 1921 году появляется на свет их сын. В то же время художник несколько меняет стиль, в работах появляются светлые тона («Купальщицы», «Портрет Ольги в кресле»).

С 1925 года в семейной жизни и творческой деятельности художника начинается сложный период, сочетающийся с влиянием сюрреалистических настроений. В его картинах прослеживаются признаки агрессии, абсурда, истерии, рваные образы («Женщина в кресле», «Сидящая купальщица»). В 1932 году он встречает Марию-Терезу Вальтер, которая становится его моделью, рожает ему дочь. Пикассо создает скульптуры («Лежащая женщина», «Конструкция» и др.).

Война и послевоенное время

В 30-х годах на полотнах художника появляется образ быка, несущего с собой агрессию и смерть. Во время войны в 1937 году был разрушен испанский город «Герника». Пикассо на фоне этих событий создает свою «Гернику» – большое полотно длиной 8 метров и шириной 3,5 метра в черно-белых тонах. Картина передает боль и ужас людей, пострадавших от немецких налетчиков. Война сильно повлияла на работы художника, которые стали мрачными и тревожными («Бойня», «Плачущая женщина»).

В 1945 году Пабло встречает Франсуазу Жило, будущую мать его двоих детей. Эта женщина вдохновляет художника на создание полотен с семейными образами. После переезда на средиземноморский юг Франции он увлекается керамикой, его работы становятся более гармоничными и ироничными. Среди них много блюд, тарелок, скульптур. В 1949 году художник создает всем известного «Голубя мира». В 1953 году Франсуаза уходит от Пабло из-за его непростого характера и измен.

Пикассо снова женится в 1958 году, его избранницей становится Жаклин Рок, которая в два раза младше него, для жены он написал более 400 портретов. Среди картин 50-х годов наиболее известны вариации работ по Мане, Гойя, Делакруа и др.


Пикассо с супругой Ж. Рок – фото, представленное на выставке «Пикассо и Жаклин» в Нью-Йорке

Последние годы художника

На закате жизни для Пикассо были характерны разноплановые работы, однако, как и всегда, лидировали женские образы. Его последней музой была до конца верная художнику жена. Жаклин ухаживала за ним до последних дней, когда он ослеп, почти не слышал и был очень болен. Умер Пикассо во французском городе Мужене, похоронен у своего замка Вовенарг.

Еще при жизни художника его другом в 1963 году был создан музей с работами Пикассо в Барселоне, теперь он занимает пять особняков и насчитывает более 3,5 тысячи экспонатов. В 1985 году начал работу парижский музей Пикассо, в 2003 – музей в Малаге. Художник оказал сильнейшее влияние на культуру своего времени.

Любопытные факты

  • Начиная свое творчество в нищенстве, великий художник умер мультимиллионером.
  • Работа «Алжирские женщины» ушла с нью-йоркского аукциона за 179 миллионов долларов в 2015 году. Более дорогой картины не было еще продано ни на одном аукционе мира.
  • По оценкам экспертов Пикассо создал более двадцати тысяч работ.
  • Автомобильная компания Citroen назвала именем художника несколько моделей машин.
  • Младшая дочь Пикассо Палома является дизайнером в транснациональной ювелирной компании Tiffany.
  • После смерти Пабло Пикассо ушли из жизни и несколько его близких: внук от первой жены в день похорон художника выпил хлорку из-за запрета присутствовать на церемонии; в 1975 году умер сын Поль от цирроза; в 1977 году покончила с собой Мария-Тереза Вальтер; в 1986 году – вдова Пикассо Жаклин.

Хосе занимался живописью и преподавал ее. В семье было четверо детей, Пабло был старшим.
В 1895 году семья переехала в Барселону, где Хосе стал работать в художественной школе Ла Лонха. Пикассо начал учиться именно там, а в 1897 году продолжил образование в мадридской Академии изящных искусств. Вскоре он понял, что Академия ничего ему не даст, и вернулся в Барселону, где организовал собственную студию. Ему исполнилось тогда всего 16 лет.
Его ранние картины чаще всего наполнены грустью. Первоначально он подписывался на них «П. Руис», однако позже дополнил эту подпись девичьей фамилией матери, превратившись в «П. Руис Пикассо». В двадцатилетнем возрасте он взял себе псевдоним, под которым его и узнал весь мир. Псевдоним потребовался Пикассо, чтобы его не путали с отцом. Пабло был на редкость самоуверенным юношей и не сомневался в том, что сумеет добиться грандиозного успеха.

ПАРИЖСКАЯ ЖИЗНЬ

Подобно всем амбициозным художникам того времени, Пикассо мечтал попасть в Париж. Его мечта сбылась в 1900 году. В 1904 году он окончательно обосновался в Париже. 1900-1904 годы называются «голубым периодом» в творчестве Пикассо, поскольку большинство созданных им в эти годы картин написано в холодных голубых тонах. «Голубой период» сменился кратковременным «розовым», когда художник предпочитал более теплую гамму (в основном оттенки розового). В 1904 году Пикассо приобрел студию в ветхом доме, расположенном в районе Бато-Лавуа. В течение следующих пяти лет он жил в этой студии. Именно здесь молодой художник познакомился с натурщицей Фернандой Оливье, ставшей его любовницей. Он не раз изображал Фернанду на своих картинах. Позже Фернанда вспоминала, что Пикассо в то время был «маленьким, смуглым, худым, жестоким, беспокойным, с темными, глубокими глазами, пронзительным взглядом... неуклюжим в движениях, с женскими руками, неухоженным. Густая прядь волос, черных и блестящих, падала на его высокий выпуклый лоб».

ТВОРЧЕСКОЕ ОКРУЖЕНИЕ

В Париже Пикассо быстро вошел в круг авангардистов и до конца жизни сохранил дружбу со многими поэтами. Среди них можно назвать Гийома Апполинера, который одним из первых по достоинству оценил работы Пикассо, Макса Жакоба и Андре Сальмона, оставившего живые, хотя и не всегда правдивые воспоминания о тогдашней богемной жизни в Бато-Лавуа. Особенно сблизился Пикассо с Максом Жакобом. Зимой 1902-1903 гг., когда Пикассо буквально нищенствовал, Жакоб предложил художнику разделить с ним свою комнату. Кровать была одна, и приятели поделили ее по временам суток: Жакоб спал ночью, а Пикассо днем, и это устраивало обоих, потому что Пабло предпочитал работать по ночам. Среди друзей Пикассо отметим еще писателя и кинорежиссера Жана Кокто и композиторов Эрика Сати и Игоря Стравинского. До самой старости сохранилась близость между художником и его другом детства Жауме Сабартесом, который с перерывами исполнял обязанности его секретаря.
Пикассо и Фернанда жили в Бато-Лавуа вполне богемной жизнью. Вместе с тем Пикассо не переставал трудиться и вскоре добился успеха. К 1907 году он стал известен среди коллекционеров и торговцев живописью, заинтересовавшихся юным ярким талантом. При этом Пикассо ни разу не выставлял свои работы на обычных публичных выставках, и это было еще одним проявлением его удивительного индивидуализма.

ВИХРЬ ЖИЗНИ

Среди людей, оказавших поддержку Пикассо, была американская писательница Гертруда Стайн (ее портрет художник написал в 1906 году) и торговец картинами, немец по происхождению, Даниэль-Генрих Канвейлер.
Именно Канвейлер в 1907 году познакомил Пикассо с талантливым молодым художником Жоржем Браком. В течение нескольких лет оба художника работали в тесном сотрудничестве. В результате появилось новое направление в живописи - кубизм. Кубизм отрицал традиционное представление о том, что изображенный на картине предмет или человек должен рассматриваться только под одним определенным ракурсом. Плодотворное сотрудничество Брака и Пикассо продолжалось вплоть до 1914 года, когда началась мировая война и Брака призвали в армию.
В 1917 году художник посетил Рим, где работал над декорациями и костюмами к балету «Парад» в постановке русского балетмейстера Сергея Дягилева. Здесь Пикассо влюбился в Ольгу Хохлову одну из танцовщиц русской труппы. Они поженились в 1918 году. Именно тогда Пикассо навсегда распрощался с богемной жизнью. С молодой женой он переехал в роскошную квартиру. Средства позволяли
это сделать - к тому времени Пикассо стал процветающим и признанным художником.
В 1921 году у Пабло и Ольги родился сын Поль, однако их брак счастливым не назовешь. По сути, он кончился в январе 1927 года, когда Пикассо увлекся 17-летней Мари-Терез Вальтер. Самому мэтру было тогда 45. В 1935 году у Мари-Терез родилась девочка, которую назвали Майей.
Положение было щекотливым, потому что брак Пикассо с Ольгой, заключенный по испанским законам, не мог быть расторгнут. Ольга и Пабло формально оставались мужем и женой вплоть до смерти Ольги, последовавшей в 1955 году. Ольга, оказавшаяся после их разрыва на грани помешательства, часто появлялась там, где бывал Пикассо, и громко поносила его. Такое положение вещей мучило художника. Глубокая депрессия, хорошо заметная по некоторым работам Пикассо, часто вызвана именно этим фактом. На какое-то время он вообще перестал писать и занялся поэзией.
Но не сложились и отношения Пикассо с Мари-Терез. Они прекратились уже в 1937 году, когда ее место в сердце художника заняла фотограф Дора Маар. Мари-Терез преследовала Пикассо до конца жизни, покончив с собой вскоре после его смерти.
Несмотря на то, что Пикассо много лет прожил во Франции, связывавшие его с родиной нити никогда не обрывались, и на полотнах художника не раз возникали испанские темы. В январе 1937 года испанское правительство заказало Пикассо полотно для оформления национального павильона на Всемирной выставке в Париже. Гражданская война в Испании и бомбардировки мирных городов вдохновили художника на создание знаменитого шедевра - «Герники».

НОВЫЕ МУЗЫ, НОВЫЕ МЕСТА

Во время немецкой оккупации Пикассо оставался в Париже. В 1943 году он расстался с Дорой, в его жизни появилась новая муза - 21-летняя Франсуаза Жило. С ней он прожил 10 лет.
У них родились дети: в 1947 году сын Клод, а в 1949 году дочь Палома. Начиная с 1946 года, Парижу художник предпочитает юг Франции. С 1948 по 1955 годы его жизнь связана с Валлорисом, городком, где со времен Римской империи обитали знаменитые гончары. Знакомство с работами местных мастеров пробудило у Пикассо интерес к керамике. Он всерьез взялся за новое для себя дело и продолжал заниматься керамикой почти до конца жизни. Другим увлечением Пикассо стал пацифизм. Надо отметить, что 1944 году художник вступил в Французскую коммунистическую партию.

СТАРЫЙ БУНТАРЬ

Франсуаза Жило оставила Пикассо в 1953 году, забрав с собой Клода и Палому. Ее место быстро заняла Жаклин Рок.
В 1961 году Жаклин и Пикассо поженились. В том же году художник обосновался на уединенной вилле Нотр-Дам-де-Ви. Это был большой старинный дом, расположенный среди деревьев на живописном склоне холма неподалеку от Канн, на французской Ривьере.
Даже перевалив за восьмой десяток лет, Пикассо продолжал энергично работать. Очевидно, мысли о приближающейся смерти подстегивали художника, и он спешил. Поздние работы Пикассо говорят нам об угасании в тематике, но не в исполнении. Как художник, Пикассо по-прежнему был на высоте.

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

Пикассо стал героем многочисленных книг, статей, выставок и фильмов еще при жизни. При этом сам художник в последние свои годы крайне редко появлялся на людях, предпочитая тихую уединенную жизнь в обществе Жаклин. Он умер 8 апреля 1973 года в возрасте 91 года и был похоронен в старинном замке Вовенарг, где жил и работал в 1958-1961 годах.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса