Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Когда женщине нельзя ходить в храм. Православные правила: можно ли ходить в церковь с месячными

Критические дни, месячные или, как называют в православной среде, дни нечистоты являются препятствием для женщин, желающих участвовать в церковной жизни. Но у каждой представительницы прекрасного пола детородного возраста теплится надежда на то, что все же есть шанс на участие в православных обрядах, если такие дни выпадают некстати. Давайте рассмотрим, что позволительно, а что категорически запрещено. В тексте приведены ответы священников женщинам на вопрос о том, можно ли в церковь с месячными.

То, что дано природой

Зачастую женщины говорят о несправедливости из-за запрета посещения храма и участия в таинствах, ведь месячные - это то, что дано природой. Но все же следует придерживаться установленных правил. Почему? Во-первых, лучше начать с ветхозаветного грехопадения. Давайте вспомним, что сказал Бог Адаму и Еве, когда те ослушались и вкусили запретный плод. А сказал Господь примерно так: «Отныне будете жить на земле в болезнях, трудах, рожать в муках». Ева первая ослушалась Господа и соблазнилась словами змия, поэтому с тех пор женщина является тем, кто должен находиться в послушании у мужа, мужчины. Кроме того, ей же даны и периоды очищения в виде месячных.

Во-вторых, в православном храме не должно быть никакой крови кроме крови Христа, которая подается людям во время таинства Евхаристии в виде вина (кагора). Разумеется, речь в данном случае идет не только о женщинах в дни нечистоты, но и о тех, например, у кого внезапно началось носовое кровотечение.

Как видно, речь идет как о крови человеческой в храме вообще, так и об очищении женщины. Именно поэтому современные священники зачастую каждый по-своему объясняет, можно ли идти в церковь при месячных.

Из этого следует еще один нюанс: в прошлые столетия не существовало средств гигиены, женщины с критическими днями могли по неосторожности осквернить святой пол храма. Именно поэтому они в такие периоды воздерживались от его посещения. Поэтому традиция полного отсутствия женщин на святом месте до сих пор существует.

Если надежная гигиеническая защита обеспечена

Благодаря современным технологиям по изготовлению средств гигиены каждая женщина может быть спокойна. Но можно ли в храм? Зачастую священникам задают такой вопрос снова и снова. На самом деле, можно, но только прикасаться к святыням нельзя, участвовать в любых Таинствах тоже запрещено. Не следует также прикасаться к руке священника, брать у него благословение, целовать крест по окончании службы.

Но если представительница слабого пола забывчива, может ненароком прикоснуться к святыне, то лучше вообще воздержаться от посещения храма даже в большой праздник. Именно поэтому, отвечая на вопрос: «Можно ли заходить в церковь при месячных?», будем честны: «Нежелательно».

Что можно, а что нельзя в храме?

Давайте теперь подробно рассмотрим, что не возбраняется женщинам делать в церкви:

  • молиться, участвовать в песнопениях;
  • покупать и ставить свечи;
  • находиться в притворе храма.

Как видно, разрешается только духовно пребывать в церкви. Но телесно делать ничего нельзя.

Запретов гораздо больше. Перечислим, что нельзя делать:

  • участвовать в любых таинствах (исповедь, причащение, крещение собственное или крестника/крестницы, венчание, елеосвящение);
  • прикасаться к иконам, кресту, мощам;
  • пить святую воду;
  • принимать освященные предметы (масло, образки, освященные предметы);
  • прикасаться к Евангелию.

Эти правила распространяются не только для посетительниц храмов, но и для тех, кто находится вне святыни дома, в поездке, на работе и так далее. Итак, можно ли в церковь с месячными? Да, но нужно быть внимательной.

Когда заходить в церковь совсем не следует?

Но бывает и так, что в храм идти нежелательно совсем. Допустим, в маленьком храме всего один выход, но по окончании службы батюшка встает в притворе у самого выхода. Выйти, не поцеловав креста, или не получится, или есть риск задеть святыню. В таком случае священники отвечают примерно так: «Побудьте дома, можно пропустить воскресный или праздничный день по столь уважительной причине. Зато молитвенный настрой на будущее будет хорошим. Молитесь дома так, словно находитесь на литургии».

Но можно ли в церковь с месячными, если нет препятствий? Разумеется, можно. Только желательно находиться в притворе (у входа в храм), чтобы случайно не забыть о нечистых днях и не приложиться к иконам.

Что делать, если прикоснулась к святыне?

Иногда все же по незнанию или по неосторожности женщина прикасается к святыне. Что делать? Следует обязательно сказать на исповеди батюшке, что приложилась к иконе/кресту или выпила святой воды при месячных. Можно ли в церковь во время месячных, даже если они почти прекратились? Ответ краткий: «Нежелательно».

Если месячные - болезнь

Существует Евангельская история, в которой говорится об исцелении кровоточивой женщины Иисусом Христом. Господь при этом не отругал женщину, но сказал примерно так: «Вера тебя исцелила, иди и впредь не греши».

Можно ли в церковь с месячными, которые длятся больше нормального срока и считаются болезнью? В данном случае - да.

Когда еще женщине запрещено в храм?

Еще в раннехристианский период было установлено, чтобы женщина в течение 40 дней после родов вообще не посещала храм. Дитя может принести отец или родственник, близкие друзья. Но матери нужно воздержаться.

Мы разобрались, можно ли ходить в церковь во время месячных. В заключение следует отметить, что прикладываться к святыням на улице, окунаться в святой источник и участвовать в водосвятном молебне также нельзя.

Подобные временные запреты - не повод для отчаяния для верующих женщин, но это хороший повод укрепить свою веру, быть более серьезной в молитве.

Для посещения церкви существуют определенные правила поведения. Некоторые из них известны многим. К примеру, большинство знает, какая должна быть форма одежды женщин для посещения Храма - юбка ниже колен, закрытая кофта с рукавчиками и обязательно покрытая голова. Мужчинам же, наоборот, нужно снять головной убор при входе в церковь, а одежда также должна максимум закрывать тело - шорты и футболки недопустимы. Однако существует много нюансов, возникающих перед посещением святых мест. Одним из них является вопрос о том, можно ли с месячными ходить в церковь. Давайте разберёмся. Ведь на него имеется множество противоречивых ответов.

Можно ли с месячными в церковь

Согласно Библии, женщина во время месячных считается "нечистой". Именно поэтому в древние времена девушке с менструацией запрещалось посещать Храм. А можно ли в церковь с месячными в современном мире? По словам священников, входить в такие дни в Храм женщинам можно. Однако во время месячных она не может участвовать в Таинствах и прикладываться к святыням (кресту, иконам, помазываться маслом и брать просфоры). Считается, что данное состояние не считается греховным, однако присутствует некоторая нечистота, о которой писалось ранее.

Откуда истоки?

А почему же не разрешалось посещать Храм девушкам в древние времена? Почему возникал вопрос «можно ли в церковь с месячными» в те времена? Конечно, в первую очередь - ответ в Библии, о котором уже говорилось выше, все та же "нечистота". В древней церкви какие-либо выделения из тела человека считались нечистотами. Это слюна, кровь, мокрота и другие выделения из человеческих органов. К примеру, даже священник с открытым порезом на руке не мог участвовать в обрядах. А в случаях, когда "нечистоты" попадали на церковный пол, это считалось осквернением. Это объясняет, почему женщинам был запрещен вход в храмы во время месячных. Однако в современном мире появилось множество гигиенических средств, которые препятствуют попаданию выделений на пол. Кроме того, преподобный Никодим Святогорец объясняет, что очищение женщин во время месячных Бог назвал "нечистым" с той целью, чтобы мужчины не прикасались к ним для совокупления. Причиной этого является забота о потомстве.

Спорный вопрос

И всё же до настоящего времени ответ на вопрос: «Можно ли в церковь с месячными?» является довольно неоднозначным. И если в католических церквях уже давно решили, что месячные не имеют никакого отношения к церкви, то в православии данный вопрос остается открытым. Некоторые священники считают посещение Храма женщиной в такие дни недопустимым. Однако большинство священнослужителей придерживаются мнения, что женщине во время месячных заходить в церковь можно, но только для молитвы, а вот принимать участие в обрядах и прикладываться к святыням не следует. Поэтому если вы задаетесь вопросом о том, можно ли в церковь с месячными, то можете быть уверены: женщина имеет возможность прийти в Храм в любой момент жизни. Только в


О, сколько раз за день священнику, служащему в храме, приходится сталкиваться с этой темой!.. Прихожанки боятся войти в храм, приложиться ко кресту, в панике звонят: «Что делать, так готовилась, так готовилась на праздник причаститься и вот…»

Из Дневника: Звонит по телефону одна девушка: «Батюшка, я не могла присутствовать все праздничные дни в храме по причине нечистоты. И не брала в руки Евангелие и святые книги. Но вы не думайте, что я пропустила праздник. Все тексты богослужения и Евангелие я прочитывала по Интернету!»

Великое изобретение Интернет! Даже в дни т.н. ритуальной нечистоты можно прикасаться к компьютеру. И он дает возможность молитвенно переживать праздничные дни.

Кажется, как могут отлучать от Бога естественные процессы организма? И сами образованные девушки и женщины это понимают, но ведь есть же церковные каноны, которые запрещают посещение храма в определенные дни…

Как решить этот вопрос?

Для этого нам нужно обратиться еще к дохристианским временам, к Ветхому Завету.

В Ветхом Завете существует масса предписаний относительно чистоты и нечистоты человека. Нечистота – это, прежде всего , мертвое тело, некоторые болезни, истечения из половых органов мужчин и женщин.

Откуда эти представления появились у иудеев? Проще всего провести параллели с языческими культурами, в которых также существовали похожие предписания о нечистоте, однако библейское осмысление нечистоты гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.

Безусловно, влияние языческой культуры было, но для человека ветхозаветной иудейской культуры идея внешней нечистоты была переосмыслена, она символизировала некие глубокие богословские истины. Какие? В Ветхом Завете нечистота связывается с темой смерти, которая овладела человечеством после грехопадения Адама и Евы. Нетрудно увидеть, что и смерть, и болезни, и истечения крови и семени как уничтожение зародышей жизни – все это напоминает о человеческой смертности, о некой глубинной поврежденности человеческой природы.

Человек в моменты проявления , обнаружения этой своей смертности, греховности – должен тактично встать в стороне от Бога, Который есть Сама Жизнь!

Так относился к нечистоте подобного рода Ветхий Завет.

Но в Новом Завете Спаситель радикально переосмысляет эту тему. Прошлое – миновало, теперь всякий, кто с Ним, если и умрет – оживет, тем более не имеет смысла вся остальная нечистота. Христос есть – Сама воплощенная Жизнь (Ин.14:6).

Спаситель прикасается к мертвым – вспомним, как Он прикоснулся к одру на котором несли хоронить сына вдовы наинской; как Он позволил прикоснуться к Себе кровоточивой женщине… Мы не найдем в Новом Завете момента, когда бы Христос соблюдал предписания о чистоте или нечистоте. Даже, когда он встречается со смущением женщины, явно нарушившей этикет о ритуальной нечистоте и прикоснувшейся к Нему, Он говорит ей вещи, противоречащие общепринятому мнению: «Смелее, дочь!» (Мф.9:22).

Апостолы учили так же. «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, – говорит ап. Павел, – что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто» (Рим.14:14). Он же: «Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (1 Тим.4:4).

В самом прямом смысле апостол говорит о пищевой нечистоте. Евреи считали ряд продуктов нечистыми, апостол же говорит, что все созданное Богом – свято и чисто. Но ап. Павел не говорит ничего о нечистоте физиологических процессов. Конкретных указаний на то, считать ли женщину в период месячных нечистой, ни у него, ни у других апостолов мы не находим. Если исходить из логики проповеди ап. Павла, то и месячные – как естественные процессы нашего организма – не могут человека отлучать от Бога и благодати.

Мы можем предположить, что в первые века христианства верующие сами делали выбор. Кто-то следовал традиции, поступал, как мамы и бабушки, может быть, «на всякий случай», или, исходя из богословских убеждений или иных каких-то причин, отстаивал ту точку зрения, что в «критические» дни лучше не касаться святынь и не причащаться.

Другие причащались всегда, даже во время месячных. и их от Причастия никто не отлучал.

Во всяком случае, мы об этом никаких сведений не имеем, напротив. знаем, что древние христиане еженедельно, даже под угрозой смерти собирались в домах, служили Литургию и причащались. Если бы были из этого правила исключения, например для женщин в известный период, то об этом бы упомянули древние церковные памятники. Они ничего об этом не говорят.

Но вопрос такой ставился. И в середине III века ответ на него дал св. Климент Римский в сочинении «Апостольские постановления»:

«Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, или касаться Библии, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими… В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от [Духа отлучают] одно нечестие и беззаконная деятельность.

Итак, женщина, если ты, как ты говоришь, во дни очищения месячного не имеешь в себе Духа Святого, то должна быть наполнена духом нечистым. Ибо, когда ты не молишься и не читаешь Библии, то невольно призываешь его к себе…

Поэтому, воздерживайся, женщина, от пустых речей и всегда помни о Сотворившем тебя, и молись ему… ничего не наблюдая – ни естественного очищения, ни законного совокупления, ни родов, ни выкидышей, ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых.

…Брак почтен и честен, и рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя».

В VI веке на эту же тему пишет св. Григорий Двоеслов . Он отвечает на заданный об этом вопрос архиепископу англов Августину, говоря, что женщина может входить в храм и приступать к таинствам в любое время – и сразу после рождения ребенка, и во время месячных:

«Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли. Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее. Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?..

Нельзя в такое время и запрещать женщине принимать Таинство Святого Причастия. Если она не осмелится принять его из великого почтения, это похвально, но, приняв его, она не совершит греха… И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества…

Предоставьте женщин собственному уразумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к Таинству Тела и Крови Господних, следует их похвалить за благочестие. Если же они… захотят принять это Таинство, не следует, как мы сказали, им в этом препятствовать».

То есть на Западе, а оба отца являлись римскими епископами, эта тема получила самое авторитетное и окончательное раскрытие. Сегодня никакому западному христианину не придет в голову задавать вопросы, смущающие нас, наследников восточной христианской культуры. Там женщина может приступать к святыне в любое время, несмотря ни на какие женские недомогания.

На Востоке же единого мнения по данному вопросу не было.

Сирийский древнехристианский документ III века (Дидаскалия) говорит, что христианка не должна наблюдать никакие дни и может причащаться всегда.

Св. Дионисий Александрийский , в это же время, в середине III века, пишет другое:

«Не думаю, чтобы они [то есть женщины в определенные дни], если они верные и благочестивые, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступить к Святой Трапезе, или коснуться Тела и Крови Христовых. Ибо и женщина, имевшая двенадцатилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулась не Его, а лишь края одеж. Молиться же, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминать Господа и просить Его помощи не возбраняется. Но приступать к тому, что есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душою и телом».

Через 100 лет на тему естественных процессов организма пишет св. Афанасий Александрийский . Он говорит, что все творение Божие «добро и чисто». «Скажи мне, возлюбленный и благоговейнейший, что имеет греховного или нечистого какое-либо естественное извержение, как, например, если бы кто захотел поставить в вину исхождение мокроты из ноздрей и слюну изо рта? Можем сказать и о большем, о извержениях чрева, которые необходимы для жизни живого существа. Если же, по Божественному Писанию, верим, что человек есть дело рук Божиих, то как от чистой силы могло произойти творение скверное? И если помним, что мы есть род Божий (Деян.17:28), то не имеем в себе ничего нечистого. Ибо тогда только мы оскверняемся, когда делаем грех, всякого зловония худший».

По св. Афанасию мысли о чистом и нечистом предлагаются нам «ухищрениями диавольскими», чтобы отвлечь нас от духовной жизни.

А еще через 30 лет, преемник св. Афанасия по кафедре св. Тимофей Александрийский на эту же тему высказался иначе. На вопросы, можно ли крестить или допускать к Причащению женщину, у которой «приключилось обычное женщинам», он отвечал: «Должно отложить, доколе очистится».

Вот это последнее мнение с разными вариациями и бытовало на Востоке вплоть до последнего времени. Только одни отцы и канонисты были более ригористичны – женщина в эти дни вообще не должна посещать храм, другие говорили, что молиться, посещать храм можно, нельзя лишь причащаться.

Но все же – почему нельзя? Внятного ответа на этот вопрос мы не получаем. В качестве примера приведу слова великого афонского подвижника и эрудита XVIII века преп. Никодима Святогорца. На вопрос: почему не только в Ветхом Завете, но и по словам христианских святых отцов месячное очищение женщины считается нечистым, преподобный отвечает, что на это есть три причины:

1. Из-за народного восприятия, потому что все люди считают нечистотой то, что извергается из тела через некоторые органы как ненужное или излишнее, как, например, выделения из уха, носа, мокрота при кашле и проч.

2. Все это называется нечистым, ибо Бог через телесное поучает о духовном, то есть нравственном. Если нечисто телесное, бывающее помимо воли человеческой, то насколько же нечисты грехи, которые мы творим по своей воле.

3. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин, чтобы воспретить мужчинам совокупление с ними… главным образом и преимущественно из-за заботы о потомстве, детях.

Так отвечает на этот вопрос известный богослов. Все три аргумента совершенно несерьезны. В первом случае вопрос решается при помощи гигиенических средств, во втором – непонятно каким образом месячные имеют отношение к грехам?.. Так же и с третьим аргументом преп. Никодима. Бог называет нечистотой месячное очищение женщин в Ветхом Завете, в Новом же многое ветхозаветное отменено Христом. Кроме того, какое отношение имеет к Причастию вопрос о совокуплении в критические дни?

Ввиду актуальности этого вопроса его изучил современный богослов Патриарх Сербский Павел. Об этом он написал много раз переизданную статью с характерным названием: «Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она «нечиста» (во время месячных)»?

Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов. Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная – креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься».

Мы видим, что Патриарх Павел приходит к выводу, что «эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов». В таком случае непонятен вывод его работы: ходить в храм можно, а причащаться все-таки нельзя. Если проблема в гигиене, то эта проблема, как отмечает сам владыка Павел, решена… Почему же тогда нельзя причащаться? Думаю, что по смирению, владыка просто не дерзнул противоречить традиции.

Подводя итог, могу сказать, что большинство современных православных священников, уважая, хотя часто и не понимая логики таких запрещений, все же не рекомендуют женщине причащаться во время месячных.

Другие священники (к таковым принадлежит и автор этой статьи) говорят, что все это лишь исторические недоразумения и что не следует ни на какие естественные процессы организма обращать внимание – оскверняет человека лишь грех.

Но и те, и другие не спрашивают женщин и девушек, пришедших на исповедь, об их циклах. Гораздо большую и непохвальную ревность в этом вопросе проявляют наши «церковные бабушки». Именно они пугают новоначальных христианок некой «скверной» и «нечистотой», которую нужно, ведя церковную жизнь, бдительно отслеживать и в случае упущения исповедовать.

Что такое менструация, и как этот процесс проходит, знает каждый. Часто можно услышать о том, что в этот период нельзя посещать святые места. Возникает вопрос, какое мнение на этот счет у верующих, и что говорит Библия. Узнать, можно ли с месячными в церковь ходить, возможно из трактовок завета и богослужителей.

У католической церкви этот вопрос уже решен давно, а православные христиане так и не пришли к общему мнению. Как такового запрета на посещение святыни во время критических дней нет. Его не существовало никогда, но всегда было известно, что в храме нельзя проливать человеческую кровь, а менструальные выделения из нее и состоят. Получается, что женщина, приходя в церковь, оскверняет ее. После этого храм необходимо повторно освещать.

Священники, а также прихожане не переносят вида крови, боятся ее протекания в стенах храма. Даже если человек поранил палец, он должен покинуть священное место.

По сути, выходит наружу, но благодаря современным предметам гигиены, различным тампонам или прокладкам это уже не проблема. Если женщина приняла все меры, чтобы не допустить осквернения святого места своей кровью, она может приходить в храм во время месячных.

Трактовка Ветхого Завета

Еще с самых ранних библейских времен было засвидетельствовано, что не пристало женщине в нечистые дни участвовать в ритуалах. В Левите говорилось, что нечистой является не только менструирующая женщина, но и каждый, кто к ней притронулся. Таким образом к нему передается вся негативная энергия. В Законе святости – одной из глав Ветхого Завета – запрещены также любые сексуальные отношения и их проявления.

В древнем мире не только евреи оставались при мнении, что во время менструации женщина нечистая, и на вопрос, можно ли с месячными идти в церковь, отвечали однозначно. Языческие культуры не единожды упоминали в своих писаниях о важности ритуальной чистоты. Она не только оскверняла культуру, но и препятствовала верующим, а также жрицам язычества проводить обряды и посещать святыни.

Таких же канонов придерживались иудеи, в учениях Тосефта и Талмуда об этом неоднократно упоминалось. Запреты были столь категоричны, что не шли в сравнение даже с Библейскими учениями. Женское кровотечение для них было не просто осквернением всего святого, но и страшной опасностью для служителей Бога. Этим они объясняли, почему нельзя ходить в церковь с месячными.

Люди верили, что посещение женщиной церкви в период менструации может закончиться страшными последствиями и наказаниями. Это и тяжелые неизлечимые болезни, а также смерть.

Однозначного ответа нет, но во время месячных женщинам запрещалось притрагиваться и смотреть на лики святых, касаться их мощей.

В современной Библии строгих запретов уже нет, а изучая главы священной книги, можно найти подтверждения о том, что менструация и выделения, ее сопровождающие, являются естественным процессом, который не должен стать препятствием для верования и совершения обрядов.

Иисус Христос в Новом Завете перенес такое понятие, как ритуальная чистота на новый духовный уровень. Он полностью отделил физиологическую сторону менструации, и все телесные проявления стали незначительными по сравнению с духовной чистотой человека.

Ученики в главах Завета неоднократно повторяли, что осквернить веру могут только идущие от сердца злые намерения. Акцент в Новом Завете становится на духовное состояние человека, а не на физические процессы, которые происходят с женщиной. Менструация ведь – просто проявление женского здоровья и ее способности произвести на свет новую душу.

Рождение - это священное таинство, а не запрещенный ритуал, которой может быть нечестивым, и не становится основанием для запрета на посещение храмов или участие в богослужениях.

Можно вспомнить о фактах Евангелии, где Спасатель, не думая о возможном осуждении, касается и исцеляет менструирующую женщину и восхваляет ее за веру. Ранее такое поведение осуждалось, а в иудаизме, вообще, приравнивалось к неуважению святого. Эти записи стали поводом для изменения трактовки о возможности посещать храм во время менструации.

Нельзя женщину из-за вполне естественных процессов, дарованных природой, отлучать от церкви даже на время и препятствовать ее верованиям. Нельзя осуждать человека за то, что он не в силах изменить, ведь менструальный месяц - природное явление. Любые верования допустимы для менструирующей женщины, она может участвовать во всех богослужениях, а также:

  • совершать причастие;
  • приходит в церковь;
  • молится у лика святых.

Нельзя запретить женщине проявлять веру и изгонять ее из божьего храма только потому, что она переживает месячный цикл и естественные физиологические процессы.

Современное мнение священнослужителей

Основываясь на точке зрения строгого Православия, нельзя запрещать женщине посещать храм. Во время месячных ходить в церковь не только можно, но и нужно. Изучение церкви и современное мнение богословских конференций пришли к общему мнению, что запрет посещать святые места во время месячных - это морально несостоятельные и достаточно устаревшие взгляды.

Сейчас осуждают людей, которые категорически настроены и придерживаются старых устоев. В отдельных случаях их рассматривают как недостойных христианской веры и даже приравнивают к приверженцам суеверий и мифов.

Служители современной церкви, наоборот, приветствует посещение женщинами святыни независимо от дней менструального цикла. Священники проповедуют молиться независимо от физического состояния, а не только заходить в церковь во время месячных.

Еще совсем недавно, буквально, меньше века назад женщин всячески угнетали, не разрешали выпекать священные просфоры, убирать в храмах и прикасаться к святыне. Сейчас такие запреты сняты и в период менструации женщина, как и в другие дни, приходит в церковь, работает, несмотря на день менструального цикла и наличие выделений в дни ее очищения.

Во многом такое отношение связано не с предписаниями Библии, а с отсутствием ранее обычных сегодня средств гигиены, которые не давали возможности посещать храм. При отсутствии прокладок и даже нижнего белья существовала опасность загрязнения пола в церкви, что всегда было и есть недопустимо. Теперь разрешается посещать святые места, запретить этого делать никто не может.

Вето на посещение храма во время месячных актуально только при великих религиозных событиях. К ним относятся:

  • крещение ребенка;
  • венчание молодоженов;
  • службы в Рождественскую ночь и Пасху.

В любые другие дни запреты не имеют своей силы, хотя по-прежнему остались служители, которые придерживаются старых устоев и на вопрос о том, можно ли идти в церковь с месячными, отвечают категорическим отказом.

Широко распространено мнение, что женщине с менструальным кровотечением заходить в храм, а к тому же проходить причастие, категорически запрещено. В действительности ли это так? И в чем причина такого количества разногласий вокруг этого вопроса? Никто не может дать точного ответа на него. В каких-либо книгах и прочих источниках нет упоминаний и подтверждений того, что такой запрет существует. Но все-таки негласно его стараются придерживаться. Даже священнослужители не могут предоставить единую информацию. Вокруг этого вопроса есть множество толкований с различными мнениями.

Как было раньше?

В самой древней части Библии – Старом Завете, говорилось о том, что в храм нельзя заходить «нечистым» людям. К этой категории относились:

  • больные проказой;
  • все, кто страдает гнойно-воспалительными заболеваниями;
  • люди, осквернившие себя, прикоснувшись к разлагающемуся телу (трупу);
  • женщины с физиологическими кровотечениями.

Бытовало мнение, что посещать храм нельзя ни при одном из этих состояний.

Интересный факт: в то время, когда матери, родившие мальчика, допускались в церковь через 40 дней после родов, девочку – после 80.

Что думают сейчас?

При Новом Завете в список людей, которым нельзя ходить в церковь, были снесены корректировки. Хотя определенные ограничения для женщин никуда не делись. Запрет посещения храма женщинами во время месячных стал обуславливаться соображениями гигиены.

Всегда считалось, что храм – это святое место, и на его территории нельзя проливать кровь. Раньше не было надежных гигиенических средств для защиты, поэтому для женщин во время менструации посещения церкви были под запретом.

Есть еще одно мнение, почему женщина не может посещать храм с месячными. На ком лежит вина за то, что человеческий род подвергся изгнанию из садов Рая? На женщине. Вероятно, поэтому представительницы женского пола к Богу не допускались. Видимо, чтобы не напоминать о давних проступках. По этой причине во время месячных, а также в течение сорока дней после рождения младенца до тех пор, пока не завершится послеродовое кровотечение, женщине доступ в храм закрыт.

На сегодняшний день обоснованного запрета на посещение женским полом в период менструации храма не существует. В Завете имеются главы, в которых ученики высказывались о том, что осквернение веры несет зло, которое идет от сердца человека, а не физиологические выделения. В Новом Завете в основной акцент делают на внутренней духовности человека, а не естественных процессах, которые от него не зависят.

Запрещается ли женщине ходить в церковь во время месячных?

В храме нельзя проливать человеческую кровь. Если, например, человек в церкви порезал палец, и началось кровотечение, он должен его покинуть до тех пор, пока кровь не остановится. В противном случае, будет считаться, что святое место было осквернено, и возникла необходимость в его повторном освещении.

Можно сделать вывод, что при месячных, если использовать качественные средства гигиены (прокладки, тампона) в церковь ходить можно, поскольку пролития человеческой крови не будет. В это же время мнения священнослужителей по этому поводу расходятся, некоторые даже противоречат друг другу.

Некоторые считают, что женщинам с менструальным кровотечением не место в церкви. Можно войти, прочитать молитву и уйти. Другие – приверженцы более радикальных взглядов, говорят, что посещать женскому полу во время месячных церковь категорически запрещено. Однако есть и те, кто уверяет, что менструация никаким образом не должна оказать влияние на поведение, что не надо в этот период ничего менять в церковной жизни, нужно продолжать читать молитвы, ставить свечки, исповедоваться и причащаться.

Сторонники обоих взглядов могут предоставить доказательства собственных суждений, хотя их можно и оспорить. Те, кто поддерживают первого мнения, по большей степени основываются на информации из Старого Завета, высказываясь, что в давние времена женщины с кровотечениями должны были находиться подальше от народа и церкви. Но четких объяснений, почему это должно быть именно так, предоставить не могут. Поскольку в те времена женщины имели страх испачкать кровью святое место из-за того, что не было необходимых средств гигиены.

Приверженцы противоположного мнения уверяют, что и тогда женщины ходили в храм. К примеру, греки (в этом и состоит их отличии от славян), не проводили освещение церкви, соответственно, никакого осквернения произойти не могло. В этих местах женщины, даже во время физиологических выделений, могли приложиться к иконам и ничего не меняли в обычной своей церковной жизни.

Зачастую отмечалось, что в данном физиологическом процессе нет вины женщины. И все же в давние времена женщины на Руси избегали посещения церкви в эти дни.

Одни из святых делали высказывания о том, что природа сделала женщинам щедрый подарок, наделив их этой уникальной способностью очищать организм. Они утверждали, что явление было создано Всевышним, следовательно, о грязи и нечистоплотности не может быть речи.

Было бы неправильным отказывать женскому полу в посещении храма во время месячных, опираясь на данные из Старого Завета. Если внимательно и глубоко изучить церковь, можно прийти к мнению, что запрет на посещение храма в период менструации, уже морально устарело.

Как же все-таки поступить?

Посещать храм девушкам разрешается во все дни. Если учесть мнение большего числа священнослужителей, и при менструации делать это можно. Но лучше будет в эти дни отказаться от проведения таинства крещения и венчания. Желательно, если это возможно, не дотрагиваться до крестов, икон и прочих святынь. Кроме того, церковь призывает в эти дни не исповедоваться и не причащаться.

Видео: можно ли женщинам входить в храм в критические дни

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса