Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Картины русской природы в романе “Евгений Онегин”. Сочинение «Картины русской природы в романе «Евгений Онегин

А. С. Пушкина дорог нам не только мастерским отображением русской жизни первой четверти XIX века, но и задушевными, волшебными, поэтичными картинами описания родной природы. Еще учась в младших классах, мы познакомились с лиричными и живописными отрывками романа, отображающими времена года. Поэтический календарь Пушкина, наверное, навсегда останется в нашей памяти. Вот зима: На стеклах легкие узоры, Деревья в зимнем серебре…

А вот и восторг весны, поры любви: Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года… Короткое северное лето - “карикатура южных зим” - сменяется самой любимой порой для А. С. Пушкина: Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась… Природа в романе вовсе не пассивна, она является полноправным участником событий, реагирует на поступки героев, на то, что с ними происходит. Во сне Татьяны снежные сугробы, печальная мгла, кипучий, темный и седой поток предупреждают ее о грядущих опасностях, неприятных переменах.

Смерть Ленского так торжественна, что может ее передать только с помощью образов природы: Так медленно по скату гор, На солнце искрами блистая, Спадает глыба снеговая. По мнению Пушкина, природа способна воспитать в человеке самые лучшие душевные качества, развить чувства, научить сопереживанию и внимательности к окружающему миру. Любовью к природе проверяет своих repqeB на духовность, а равнодушие к ее красоте и неповторимости объясняет издержками воспитания, черствостью сердца, душевной усталостью.

Так Онегин, став владельцем поместья, понимает вскоре, что “и в деревне скука та же”. Евгений далек от народной жизни, и природа нема для него. Однако проходит время, и мы видим, как оживают его чувства по тому, что он погружается в “уединенье, тишину” деревенской жизни, отдавая ей предпочтение перед городом и “скукой праздничных затей”. Мы видим, что природа открывает перед Онегиным новые ценности жизни, хотя и не меняет его кардинально. Совсем другая Татьяна, “русская душою”. Ее характер с любовью к народным обычаям и традициям, с ее развитыми чувствами и богатым внутренним миром мог сформироваться лишь на лоне родной природы.

Автор верит, что, живя среди первозданной красоты, сам становится лучше, чище, душевнее. Связь Татьяны с природой глубока и органична. Не однажды душевные состояния и настроения своей героини Пушкин передает образами природы. В ответ на суровый отказ Онегина …меркнет милой Тани младость: Так одевает бури тень Едва рождающийся день…

Трагическим образом осени сопровождается прощание девушки с родными местами перед отъездом: Природа трепетна, бледна, Как жертва, пышно убрана… В Москве с ее суетой, блеском, шумом, теснотой Татьяна чувствует себя еще более чужой, чем дома, где ее никто не” понимал: Ей душно здесь… Она мечтает Стремится к жизни полевой, В деревню, к бедным поселянам, В уединенный уголок, Где льется светлый ручеек, К своим цветам…

Лирические отступления автора также наполнены восхищением красотами родной земли. Пушкин непрестанно признается в своей любви к природе, создает прекрасные по своей простоте, но живописные пейзажи: Иные мне нужны картины: Люблю песчаный косогор, Перед избушкой две рябины, Калитку, сломанный забор… Он соглашается с непониманием Онегина: Деревня, где Данный текст предназначен только для частного использования 2005 скучал Евгений, Была прелестный уголок… Деревня дорога поэту потому, что здесь есть дыхание природы, здесь можно сосредоточиться, услышать свой внутренний голос: Я был рожден для жизни мирной, Для деревенской тишины: В глуши звучнее голос лирный, Живее творческие сны. Таким образом, можно убедиться, что описание картин природы для Пушкина было не самоцелью, а выразительным художественным средством, объясняющим психологический настрой

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин», по точному определению В. Г. Белинского, «энциклопедия русской жизни». Очень интересными, задушевными, волнующими страницами этой поэтической энциклопедии являются описания природы, особенно природы средней полосы России.

На живописном полотне поэта запечатлелись безбрежная родная страна с ее лугами, рощами, холмами и нивами. Пейзажная живопись только начинала развиваться в России, когда Пушкин в «Евгении Онегине» создал поэтический календарь времен года, развертывая действие романа под открытым небом.

Знаменитые зимние картины -

На стеклах легкие узоры,

Деревья в зимнем серебре -

Сменяются живыми весенними этюдами:

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года, описанием недолгого северного лета, «карикатуры южных зим» и, наконец, столь любимой поэтом осени, от ранней, когда

Природа трепетна, бледна,

Как жертва, пышно убрана…,

До поздней, когда

Встает заря во мгле холодной,..

На нивах шум работ умолк.

И природа застыла в ожидании новой зимы. И вот она, наконец, пришла, и снова «все ярко, все бело кругом». Простыми словами поэт рисует чудесные и, главное, живые картины. При помощи эпитетов (сиянье розовых снегов, зимы блистательным ковром), сравнений (опрятней модного паркета блистает речка; природа, как жертва, пышно убрана), метафор (поток, не скованный зимой, небо осенью дышало, ложился на поля туман) и особенно олицетворений (Встает заря во мгле холодной, Но вот багряною рукою Заря от утренних долин Выводит с солнцем за собою Веселый праздник именин).

Пушкин делает природу живым участником событий. Родная природа, по убеждению поэта, - великий воспитатель. В отношении к природе проявляются и лучшие черты человека, воспитанные тесным общением с ней, и худшие, которые объясняются отрывом от нее, от народа, неразрывно связанного с родной землей. Так, характер Татьяны, «русской душою», воплощающий «милый идеал» Пушкина, с ее любовью к народным обычаям, к духовной жизни народа, мог сформироваться только на лоне родной природы. Не случайно пейзаж зимней деревни дается через восприятие этой любимой пушкинской героини:

Проснувшись рано,

В окно увидела Татьяна

Поутру побелевший двор…

Примечательно и то, что сцена разговора Татьяны с няней - одна из самых поэтичных и трогательных в романе - дается в чудесной пейзажной рамке. Изображение молодой чистой любви сливается с поэтичным изображением русской природы, и весь эпизод воспринимается нами как прекрасный кусок жизни. А кусты сирени и аллея к озеру в Михайловском навсегда увековечены сердечным волнением влюбленной Тани.

А вот «лишний человек» Онегин, очень далекий от народной жизни, не любит природу, она не трогает его. Для Евгения «и в деревне скука та же». Для Татьяны же родные места - незабываемая память сердца. Не забудет и читатель природу любимых поэтом мест, а побывав в Пушкинском заповеднике на Псковщине, легко узнает и живописные возвышенности Тригорского, и узкую извилистую ленту Сороти, и зеркальные озера, увидит «подвижные картины» воссозданной в романе родной природы.

Запомнится и весеннее обновление земли, и легкая осенняя грусть, и прекрасный народный обычай зимних святок. Не забудется и надгробная плита у ручья в тени двух сосен, отбрасывающих кружевную тень…

Особый, одушевленный пейзаж Пушкина в «Евгении Онегине» очень важен и для самохарактеристики автора. Пушкин то прямо говорит о своей любви к родной земле («Цветы, любовь, деревня, праздность. Поля! я предан вам душой»); то одним эпитетом «прелестный» («Деревня, где скучал Евгений, Была прелестный уголок») передает свое восхищение русской деревней; то противопоставляет картинам пышной южной природы («волн края жемчужины, и моря шум, и груды скал») пейзаж привычный, но такой близкий душе («Иные нужны мне картины: Люблю песчаный косогор, перед избушкой две рябины, Калитку, сломанный забор…»). Все это говорит о переходе поэта от романтизма к реализму. Не случайно последнее лирическое отступление из ненапечатанного «Путешествия Онегина» Пушкин включал в опубликованные отрывки этой главы.

Пушкинские пейзажи в «Евгении Онегине» - это настоящая живопись словом. В них (пейзажах) все: краски, игра света и тени, тишина, шорохи, звуки - представляется единственно возможным, восхищает точностью, правдивостью и поэтическим совершенством. Мне кажется, что известная мысль о том, что, читая Пушкина, можно наилучшим образом воспитать в себе человека, имеет прямое отношение к миру природы, который живет на страницах «Онегина» и пробуждает «чувства добрые» в каждом, кто читает роман.

Природа предстает в романе в разных образах: это и пейзажные зарисовки, и естественный, гармонический мир, противостоящий суетности и смятенности человеческой души, умиротворяющий и облагораживающий, и источник выразительных средств для воссоздания различных душевных состояний героев.
Утверждая непостоянство, переменчивость женских чувств, Онегин сравнивает их с быстротекущими природными явлениями:

Сменит не раз младая дева
Мечтами легкие мечты;
Так деревцо свои листы
Меняет с каждою весною.
Так, видно, небом суждено.

Яркие, красочные картины природы, рассыпанные по пестрой сюжетной канве романа, сверкают и переливаются, как драгоценные камни. Многие из них стали крылатыми, обрели жизнь, как самостоятельные произведения. Однако автор изображает природу не восторженно-романтически, а субъективно-реалистически — ведь вечная и многоликая природа объективно совершенна и не нуждается в словесном украшении. Иногда Пушкин даже позволяет себе легкую иронию при описании не самых любимых пор года:

Но наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнет и нет: известно это,
Хоть мы признаться не хотим...
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

Но и в этих ироничных зарисовках удивительная точность, удивительная точность в передаче настроений. Поэт воздал должное всем порам года. Вслед за унылой, исполненной ожидания (“зимы ждала, ждала природа”) порой, когда богатые, яркие краски созревшей природы сменились однотонными черными, серыми, наступает долгожданная зима:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь...

Верный жизненной правде, Пушкин рисует не просто зимний пейзаж, он создает психологический портрет начала поры года, образ зимы, воспринимаемый крестьянами. Природа для народа не только предмет любования, но и благоприятный период для поездок на санях после осеннего бездорожья. Детали крестьянского зимнего быта воссозданы достаточно поэтично: красный кушак на фоне ярко-белого, блистательного снежного ковра, стремительный полет кибитки, взрывающей “бразды пушистые”. И все же поэтизация простых, ничем не примечательных жизненных явлений вызывающе смела для изящной словесности того времени. Но Пушкин демонстративно подчеркивает принципиальность реалистического взгляда на мир:

Но, может быть, такого рода
Картины вас не привлекут:
Все это низкая природа;
Изящного не много тут.

Противопоставляя свой насыщенный реалистическими деталями зимний пейзаж изысканным живописаниям “роскошным слогом” “всех оттенков зимних нег”, поэт отстаивает право на творческую самостоятельность, естественность.
Но Пушкин изменчив и многогранен. Глазами своей любимой героини он воссоздает образ зимы красочной и поэтичной:

Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С ее холодною красою
Любила русскую зиму,
На солнце иней в день морозный,
И сани, и зарею поздней
Сиянье розовых снегов,
И мглу крещенских вечеров.

Приход весны Пушкин рисует яркими, светлыми красками.
Радость пробуждения природы, обновление жизни передается разнообразными определениями, эпитетами, обилием глаголов:

Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.

Но Пушкин не просто отражает внешний мир, природа — это фон, на котором протекает душевная жизнь человека. Внутренняя жизнь не всегда созвучна изменениям в природе, в этом случае контраст между естественностью природных явлений и душевной смутой подчеркивает настроение героя. Ясное, безоблачное небо, прозрачный воздух делают душевную грусть еще более тяжелой.

Как грустно мне твое явленье,
Весна, весна! пора любви!
Какое томное волненье
В моей душе, в моей крови!
С каким тяжелым умиленьем
Я наслаждаюсь дуновеньем
В лицо мне веющей весны...

То, что в юности окрыляло, придавало сил и энергии, сейчас вызывает только грусть. Нет в душе той радости открытия мира — есть только тяжесть прожитых лет и незбывшихся надежд.
Прекрасно описал Пушкин летний вечер, залитый лунным светом, наполненный мирными звуками. Каждый звук слышится отчетливо, даже самый тихий. Тишина завораживает гармоничностью отдыхающей природы, покоем и умиротворением.
Правда, погруженная в свои мечты Татьяна в этот раз не любуется красотой природы, душевная боль целиком поглотила ее.

Был вечер. Небо меркло. Воды
Струились тихо. Жук жужжал.
Уж расходились хороводы;
Уж за рекой, дымясь, пылал
Огонь рыбачий.

И наконец — осень. Любимая пора Пушкина, буйство красок созревшей природы, время плодотворной творческом работы, вдохновения. Яркие, насыщенные цвета радуют глаз и душу, но в сердце уже вползает тревога — недолог век расцвета, суровая зима скоро поглотит эту прощальную улыбку природы:

Настала осень золотая
Природа трепетна, бледна,
Как жертва, пышно убрана...
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница зима.

Образ осени трагичен еще и потому, что воспринимается глазами Татьяны, чувства которой обострены до предела. Она прощается со своими девичьими мечтами, с любимыми сельскими пейзажами. Детство кончилось, ее везут “на ярмарку невест”, а сердце разрывается от неразделенной любви, безысходности.
Природа у Пушкина — мир гармонии, источник внутреннего покоя. Душевная связь с природой — признак глубокой натуры, неприятие ее — черта душевной бедноты, ограниченности человека.

1.

2.

3.

4.

5.

Чудесный роман А. С. Пушкина дорог нам не только мастерским отображением русской жизни первой четвер-ти XIX века, но и задушевными, волшебными, поэтичными картинами описания родной природы.

Еще учась в младших классах, мы познакомились с лиричными и живописными отрывками романа, отобража-ющими времена года. Поэтический календарь Пушкина, наверное, навсегда останется в нашей памяти. Вот зима:

На стеклах легкие узоры, Деревья в зимнем серебре... А вот и восторг весны, поры любви: Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года...

Короткое северное лето — «карикатура южных зим» — сменяется самой любимой порой для А. С. Пушкина:

Уж небо осенью дышало, солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась...

Природа в романе вовсе не пассивна, она является полноправным участником событий, реагирует на по-ступки героев, на то, что с ними происходит. Во сне Татьяны снежные сугробы, печальная мгла, кипучий, темный и седой поток предупреждают ее о грядущих опасностях, неприятных переменах. Смерть Ленского так торжественна, что поэт может ее передать только с по-мощью образов природы:

Так медленно по скату гор, На солнце искрами блистая, Спадает глыба снеговая.

По мнению Пушкина, природа способна воспитать в человеке самые лучшие душевные качества, развить чув-ства, научить сопереживанию и внимательности к окружа-ющему миру. Любовью к природе автор проверяет своих героев на духовность, а равнодушие к ее красоте и непов-торимости объясняет издержками воспитания, черствостью сердца, душевной усталостью.

Так Онегин, став владельцем поместья, понимает вско-ре, что «и в деревне скука та же». Евгений далек от народ-ной жизни, и природа нема для него. Однако проходит время, и мы видим, как оживает его чувства по тому, что он погружается в «уединенье, тишину» деревенской жизни, отдавая ей предпочтение перед городом и скукой празд-ничных затей». Мы видим, что природа открывает перед Онегиным новые ценности жизни, хотя и не меняет его кардинально.

Совсем другая Татьяна, «русская душою». Ее характер с любовью к народным обычаям и традициям, с ее разви-тыми чувствами и богатым внутренним миром мог сформироваться лишь на лоне родной природы. Автор верит, что, живя среди первозданной красоты, человек сам стано-вится лучше, чище, душевнее. Связь Татьяны с природой глубока и органична. Не однажды душевные состояния и настроения своей героини Пушкин передает образами природы. В ответ на суровый отказ Онегина

Меркнет милой Тани младость: Так одевает бури тень Едва рождающийся день...

Трагическим образом осени сопровождается прощание девушки с родными местами перед отъездом:

Природа трепетна, бледна, Как жертва, пышно убрана...

В Москве с ее суетой, блеском, шумом, теснотой Татьяна чувствует себя еще более чужой, чем дома, где ее никто не понимал:

Ей душно здесь... Она мечтает Стремится к жизни полевой, В деревню, к бедным поселянам, В уединенный уголок, Где льется светлый ручеек, К своим цветам...

Лирические отступления автора также наполнены вос-хищением красотами родной земли. Пушкин непрестанно признается в своей любви к природе, создает прекрасные по своей простоте, но живописные пейзажи: Материал с сайта

Иные мне нужны картины: Люблю песчаный косогор, Перед избушкой две рябины, Калитку, сломанный забор...

Он соглашается с непониманием Онегина:

Деревня, где скучал Евгений, Был прелестный уголок...

Деревня дорога поэту потому, что здесь есть дыхание природы, здесь можно сосредоточиться, услышать свой внут-ренний голос:

Я был рожден для жизни мирной, Для деревенской тишины: В глуши звучнее голос лирный, Живее творческие сны.

Таким образом, можно убедиться, что описание картин природы для Пушкина было не самоцелью, а выразитель-ным художественным средством, объясняющим психоло-гический настрой героя, его разлад или гармонию с окру-жающим миром.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • лесов таинственная сеньс печальным стоном обнажалась
  • картины природы в романе евгений онегин реферат
  • картины родной природы в романе евгений онегин

Когда В.Г. Белинский называл роман “Евгений Онегин” “энциклопедией русской жизни”, то в первую очередь, конечно, выделял разнообразие сцен и картин общественной жизни, сельского и городского быта, показанных писателем. Но в этой “энциклопедии” заметное место заняли также описания природы, которые появляются на страницах романа то в виде отдельных штрихов и сравнений, то в виде развернутых картин в несколько строф.

Интересно отметить, что пространно описывать родную природу поэт начинает только с четвертой главы, в которой перед нами постепенно раскрывается поэтическая душа Татьяны. Кажется, что автор через восприятие природы пытается раскрыть характер героев. В Лариной сливается особое восприятие мира, любви, жизни через природу. И недаром ведь Пушкин говорил:

Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму...

Можно догадаться, почему из всех времен года Александр Сергеевич выбрал именно зиму, чтобы подчеркнуть “русскость”. Ведь первое, что всегда отмечали иностранцы, жившие в России, - это долгая зима (подобной нет в Европе), русские холода, заснеженность. Это для страны, можно сказать, характерное время года. А вот над летом романист посмеивается:

Но нагие северное лето,

Карикатура южных зим,

Мелькнет, и нет...

Если, рассказывая о своем “милом идеале”, создатель романа дает сочные, вольные описания, то непоэтичный Онегин порой вызывает у него слегка насмешливое отношение к природе. Даже сравнения, которые употребляет Евгений, говорят, насколько он равнодушен к ее красотам. Так, в разговоре с Ленским он сравнивает Ольгу с луной:

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне.

А ведь Татьяна в пятой главе тоже сравнивается с луной, но совсем по-другому: “И, утренней луны бледней...”

Онегин скучал в городе, где “равно он зевал средь модных и старинных зал”, также скучно ему и в имении, хотя “деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок”.

Сам творец романа в стихах, запертый долгое время в Михайловском, несомненно, и смеялся над надоевшим деревенским однообразием, и рвался в столицу, но одновременно и наслаждался красотами родной природы. Как известно, больше всего он любил осень.

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу...

Описания природы в произведении неразрывно связаны с жизнью народа, подчеркивается единство крестьянского быта и природы. Пушкин едко противопоставляет свое “низкое” описание полей и лесов тому, как другие поэты описывают природу “роскошным слогом” в романтическом стиле. Но именно эти картины “низкой природы” удивительно глубоко западают в душу.

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетется рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке.

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив;

Шалун уж заморозил пальчик:

Ему и больно и смешно,

А мать грозит ему в окно...

Великий художник слова в своих описаниях очень разнообразен. Стиль и язык его описаний постоянно меняются в зависимости от того, какие цели он ставит. Только что я привела бытовую зарисовку. А в сценах сна Татьяны, такого же романтического, как и любовь этой девушки к своему герою, и природа становится таинственной, загадочной.

Пред ними лес; недвижны сосны

В своей нахмуренной красе;

Отягчены их ветви все

Клочками снега; сквозь вершины

Осин, берез и лип нагих

Сияет луч светил ночных;

Дороги нет; кусты, стремнины

Метелью все занесены,

Глубоко в снег погружены.

А место, где похоронен Ленский, “поэт, задумчивый мечтатель”, убитый приятельской рукой, вновь описано так, чтобы подчеркнуть, каким видел мир этот юноша.

Есть место: влево от селенья,

Где жил потомец вдохновенья,

Две сосны корнями срослись...

Там пахарь любит отдыхать,

И жницы в волны погружать

Приходят звонкие кувшины...

Там у ручья в тени густой

Поставлен памятник простой.

Прекрасны пушкинские описания зимы и осени. И мне хочется закончить сочинение не менее чудесным описанием весны, которым начинается седьмая глава:

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея блещут небеса.

Еще прозрачные, леса

Как будто пухом зеленеют.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса