Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Капли дана ультра нео от блох для кошек и собак. В галерее в Нью-Йорке вы уже проводили выставку, как я понимаю, под названием «От Боровиковского до Кабакова»

Московской публике имя Анатолия Беккермана может быть знакомо в свете его флагманских просветительских проектов: в 2014 году в Главном здании ГМИИ прошла большая выставка «Искусство как профессия. Собрание Майи и Анатолия Беккермана», в сентябре 2016 в Новом Манеже — «Русское искусство от Боровиковского до Кабакова». Беккерман — известный арт-дилер и владелец нью-йоркской галереи ABA Gallery. Анатолий не получал профильного образования, но родился в семье скульптора и с детства учился разбираться в искусстве сам. Последний визит коллекционера в Москву связан с открытием выставки «Грузинский авангард» в Отделе личных коллекций ГМИИ им. А. С. Пушкина, куда он отдал на экспозицию абстрактную композицию Какабадзе 20-го года.

Каков основной фокус Вашей коллекции?

— Это шедевры русского искусства 19-го и начала 20-го веков. То направление, которое всегда будет востребовано: сейчас его по достоинству ценят во всем мире. За русским искусством в мою галерею ABA Gallery в Нью-Йорке обращаются инвесторы из Китая, Англии, Германии, например. Потому что лучшие образцы русского искусства этого периода все равно дешевле, чем лучшие работы американских или французских художников. Это перспективный сегмент: коэффициент роста у него выше, чем у западного искусства.

Сколько лет Вы собираете искусство?

— Вплотную уже тридцать лет. Своей коллекцией я могу назвать то, что начал собирать, уже живя в Соединенных Штатах, куда переехал в конце 1974 года, тогда же начал вести каталог.

Первая картина, которую Вы приобрели?

— Это картина Коровина, изображающая пейзаж Гурзуфа, которую я купил в десятом классе в комиссионном магазине. Убедил отца дать мне около трехсот рублей — на тот момент эта сумма равнялась среднему двухмесячному заработку. С тех пор Коровин один из моих любимых художников.

Где Вы покупаете искусство?

— Поскольку у меня есть своя галерея, люди знают, что я собираю русское искусство, поэтому с нами связываются и дилеры, и представители аукционов, и частные лица. Но не могу сказать, что это происходит в одностороннем порядке, — часть вещей я и мои сотрудники ищем сами. Сейчас, например, охотимся за работами Давида Бурлюка японского периода, которые считаются редкими. Насколько мне известно, в России выставлена только одна работа Бурлюка этого времени — «В рисовых полях» 1921-го года в Русском музее. Вообще судьба картины может быть удивительной: одну из работ Гончаровой мы приобрели в Бразилии частным образом, несколько картин Бориса Григорьева мы нашли в Чили и Аргентине.

Есть ли у Вас консультант, которому Вы доверяете в вопросах приобретения искусства?

— Есть целый ряд художников, в которых я сам разбираюсь очень хорошо, — это Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Александра Экстер, Константин Коровин, Иван Пуни, Давид Бурлюк. Есть области искусства, даже русского, в которых я чувствую себя менее уверенно, — к примеру, портрет 18-го века. В этих случаях я привлекаю искусствоведов, которым доверяю. Григорий Голдовский — замечательный специалист из Русского музея по живописи 19-го века; Ирина Вакар и Евгения Илюхина из Третьяковской галереи — эксперты по русскому авангарду; Галина Тулузакова — исследователь творчества Николая Фешина; Владимир Поляков — специалист по первой половине 20-го века, совсем недавно выпустил монографию о Бурлюке. Разумеется, прямое участие в формировании коллекции принимает моя жена, Майя Беккерман, и мне нравится, что иногда наши вкусы не сходятся.

Для Вас коллекция — это отдушина или вторая профессия?

— Поскольку я профессиональный арт-дилер, для меня это и работа, и хобби. Есть наша с супругой частная коллекция, которую мы не продаем, и есть вещи на продажу.

Сколько единиц в Вашей частной коллекции?

— Около трехсот, я думаю. Я приобретаю только тогда, когда на рынке появляются редкие и важные вещи. В этом прелесть инвестиционной составляющей коллекционирования: шедевров мало, и когда они появляются, я стараюсь незамедлительно реагировать. Самые главные критерии работы для меня — ее качество, редкость и оригинальность.

Насколько для Вас важно участие в выставках?

— Я стараюсь отвечать на все достойные предложения. Я всегда готов участвовать в проектах, которые помогают популяризировать русское искусство. Мы делали десятки выставок в Нью-Йорке, участвовали в российских выставках — в Русском музее, в Третьяковке, в ГМИИ. В Русском музее это были проекты «Русский Париж», «Русский футуризм», «Время собирать», где было представлено около пятидесяти картин из нашего собрания. Мы давали ряд картин Натальи Гончаровой на ее ретроспективу в Третьяковке.

Ваши ближайшие экспозиционные планы?

— В следующем году планируем привезти две выставки в Россию. Первая — «Шедевры русского зарубежья», где будут выставлены работы Гончаровой, Ларионова, Григорьева, Рериха, Фалька, Коровина, созданные не в России. Второй проект — фотографии авторства Михаила Барышникова. Выставки будут проходить одновременно: на этот предмет мы ведем переговоры с уже знакомым нам и подходящим под идею пространством — Новым Манежем. Собираемся участвовать в выставке Михаила Ларионова в 2018 году, готовим большую выставку Давида Бурлюка в Японии, Испании и России — 2018 год будет годом дружбы Японии и России.

Кого Вы считаете влиятельными коллекционерами в России?

— Петра Авена, который обладает замечательным глазом и хорошим вкусом. У него очень серьезная коллекция искусства, которая недавно с аншлагом выставлялась в Нью-Йорке в Neue Gallery. Я сам стоял в очереди на выставку Авена и очень уважаю его знания и подход к собирательству. Достойный музей Русского импрессионизма открыл Борис Минц — это большое дело, у меня, например, нет таких амбиций и возможностей. Я знаю, что открытие частного музея есть в планах у другого хорошего коллекционера — Игоря Цуканова, который и сейчас делает много полезного для России и современного русского искусства.

Любите ли Вы современных художников?

— Самое «свежее» из того, что у меня есть, — это работы шестидесятников: Кабаков, Вейнберг, Немухин, Краснопевцев. Мы делали выставку Олега Целкова год назад, она прошла с большим успехом. У нас также есть работы моего младшего брата, известного и востребованного художника Эдварда Беккермана.


Картины из Вашей коллекции с необычной историей приобретения?

— Недавно мы нашли замечательную картину Николая Ульянова «Крестный ход», она была на выставке русского искусства в Нью-Йорке в 1924 году, с тех пор была утеряна. Еще недавно нашли законченный эскиз к картине Владимира Маковского «Вечеринка», которая находится в Третьяковке. Сам эскиз в последний раз выставлялся в 1902 году.

Где хранится основная часть Вашей коллекции?

— Она сосредоточена в нескольких резиденциях в США и на складе. Невозможно все повесить.

Что Вы думаете об отношении к русскому искусству за рубежом?

— Оно набирает популярность с каждым годом. Недавно в Лондоне состоялись торги, на которых русские художники установили ряд рекордов. В Музее современного искусства в Нью-Йорке открылась выставка русского авангарда, в той же Neue Gallery — ретроспектива Алексея Явленского. Это весьма положительная динамика. Хотя американцы, на самом деле, всегда любили русское искусство: в 2005 году выставка «Россия» в музее Гуггенхайма побила все рекорды посещаемости.

Как Вы распорядитесь коллекцией в дальнейшем?

— Надеюсь, пока об этом рано думать. Но у меня есть две дочери. Мы периодически что-то дарим российским институциям, я планирую продолжить благотворительные шаги в этом направлении.

Ваше последнее приобретение для личной коллекции?

— Как раз редкая работа Давида Бурлюка японского периода «Рикша» (1923 год), где видно влияние искусства страны на его творчество. Бурлюк два года прожил в Японии, его работы коллекционировали император и его сестра.


Давид Бурлюк. Рикша. 1923

Инсектицидные лекарственные средства торговой марки Дана выпускаются в удобных пластиковых пипетках или флаконах-капельницах, позволяющих строго дозировать капельное (spot-on) нанесение препарата на кожный покров животного в недоступном для слизывания месте на спине между лопатками или же на холке питомца. Инсектоакарицидный препарат содержит в своем составе фипронил, который обладает хорошо выраженной активностью в отношении находящихся на различных стадиях развития клещей, блох, вшей и власоедов.

Использование любого из средств, представленного в линейке препаратов Дана, исключает возможность обрабатывать им ослабленных или больных животных без предварительной консультации ветврача. Капли наносятся непосредственно на сухую здоровую кожу питомца на холке. После применения следует дать возможность препарату равномерно распределиться по обрабатываемому участку тела. Капли от блох Дана, отзывы потребителей указывают на это, переносятся животными без каких-либо последствий. Однако ветеринары советуют пронаблюдать за поведением питомца в течение суток и в случае проявления симптомов отравления немедленно обратиться к специалисту в клинику.


Мы подобрали на улице бездомного котенка. Блох на нем было видимо-невидимо. Решили не рисковать и обратиться за помощью к ветеринарному врачу. Осмотрев питомца, специалист приблизительно установил возраст малыша и порекомендовал взять капли Дана для котят. Обработку найденыш перенес спокойно и буквально через несколько дней кровососы погибли. Хорошее средство.

Евгения, Коломна

Правила применения капель от блох Дана

Несмотря на то, что капли от блох Дана для кошек или собак на холку являются малотоксичным препаратом, необходимо не давать обработанным коту или собаке слизывать лекарство. Наносить их следует весьма аккуратно, чтобы избежать возможных последствий, которые могут возникнуть, если любимой кошке удастся слизать капли .

Производитель не рекомендует наносить состав на животных, которые не достигли возраста 10 недель, а также капать средство беременным, кормящим и ослабленным питомцам. Объем и количество пипеток с каплями, находящимися в упаковках, соответствуют возрастным и весовым характеристикам домашних подопечных.


После прогулки по лесу обнаружил на собаке клеща. Пытался удалить его самостоятельно, но попытка не увенчалась успехом. Пришлось ехать в ветеринарную клинику. Врач посоветовал купить капли от блох Дана, при помощи которых можно быстро справиться с проблемой.

Константин, Серпухов

Средство Дана от блох для кошек и собак, как сказано в отзыве, может успешно применяться для извлечения клещей с тела животных. Для этого несколько капель лекарственного состава наносится непосредственно на насекомое, которое примерно через полчаса отвалится самостоятельно. При лечении ушной чесотки рекомендуется закапывать капли непосредственно в слуховой проход, предварительно почистив уши животного от продуктов жизнедеятельности клещей. Следует обратить внимание на то, что лекарство вводится в оба уха, во избежание переноса инфекции с больного органа в здоровый.

При лечении различных кожных инфекций, вызванных клещами, также можно использовать капли. Состав наносится на поврежденные участки тела при помощи ватных тампонов, пропитанных инсектицидным веществом.

Дана Ультра Нео – лучшая защита


Ольга, Москва

Капли Дана Spot On


Капли Дана для собак

Инсектоакарицидное средство в форме раствора предназначается для наружного применения. Капли Дана на холку для собак – жидкость желтого цвета, оказывающая губительное влияние на все семейства клещей, блох и власоедов. Лекарство капельно наносится на холку животного при помощи специальной пипетки во избежание передозировки средства. Эффект от использования препарата проявляется через сутки после его нанесения. Активное вещество накапливается в сальных железах, кожном покрове и луковицах волос. Питомец длительное время находится под защитой капель, так как они обладают пролонгированным действием.

Все препараты семейства Дана способны быстро и эффективно избавить домашнего питомца от опасных блох и других кровососов. Однако перед первым применением препарата рекомендуется обратиться к ветеринару для корректировки дозировки и возможности использования капельного средства.

23 апреля в ГМИИ им. А. С. Пушкина открылась выставка «Искусство как профессия. Собрание Майи и Анатолия Беккерман» - масштабная экспозиция из частной американской коллекции, показанная в крупнейшем музее Москвы. Около сотни работ Бурлюка, Фалька, Альт­мана, Коровина, Анисфельда, Григорьева и других художников привезены из нью-йоркской «ABA Gallery», основанной Беккерманом около 30 лет назад. Некоторые из этих вещей участвовали в выставках в России, но впервые собрание Беккерманов экспонируется здесь как самостоятельный проект. Накануне вернисажа корреспондент журнала «Лехаим» побывал в «ABA Gallery» и узнал подробности создания коллекции из первых рук.

Ирина Кордонская Я заметила у вас скульптуры Тышлера - даже не знала об их существовании. Будут ли они на выставке в Москве?

Анатолий Беккерман Нет. Но Тышлера в нашей галерее много, и мы делали несколько лет назад его большую выставку.

ИК Недавно в ГМИИ им. А. С. Пушкина, в Отделе личных коллекций прошла выставка из коллекции Михаила Барышникова. Правильно ли я понимаю, что она была организована вами?

АБ При моем участии: сначала она прошла в Нью-Йорке, в моей галерее.

ИК В Москве она имела огромный успех. Вообще, в российских музеях, насколько я знаю, немало вещей, добытых вами.

АБ И некоторые из них мы показываем на нынешней выставке: в 21-м зале висят работы, прошедшие через мою галерею. Несколько вещей дал Русский музей - среди прочего, порт­рет Бурлюка работы Фешина, что-то - Московский музей современного искусства. Коллекционеры из России предоставили вещи, когда-то купленные у меня.

Например, «Летний вечер» Бори­сова-Мусатова. Любопытна история этой работы: звонит мне как-то арт-дилер и предлагает полотно Борисова-Мусатова, большое. Я-то не против, но это большая редкость - когда вы видели метрового Борисова-Мусатова? Акварель недавно была, ушла за полтора миллиона, но масло, да еще такого размера… Звоню товарищу в Москву, рассказываю - он начинает смеяться. Но мне присылают фотографию этой картины и каталог выставки 1904 года в Сент-Луисе, где было четыре работы Борисова-Мусатова, и это одна из них. Некая семья купила, повесила на стенку. И я купил у них.

ИК Вы занимаетесь только русским авангардом?

АБ Нет, конечно. Ко мне приходят разные люди, которые иногда меня поражают, но и радуют - кто-то хочет Репина, кто-то - Гончарову, кто-то - Булатова с Кабаковым… Вот вам история про большого Айвазовского - это было году в 1995-м. Получаю газету антикварную, вижу черно-белую фотографию, на ней - море, человек на берегу. Подписано американским художником Хансеном - был такой, специализировался на морской теме. Я говорю приятелю: какой Хансен, это Айвазовский. Приезжаю: полотно 2х3 м, подпись Hansen, а под ней - Айвазовский. Люди не знали такого имени, хотели продать, налепили сверху подпись американского художника. Эстимейт был 5–7 тыс. долларов. Я предложил 50 тыс. Хозяин говорит: «Я бы с радостью, Хансен того не стоит, но мы должны продать по закону, через аукцион». Я был готов заплатить и 250 тыс., но торги остановились на семи.

ИК Когда истории таких находок слышишь от дилера или коллекцио­нера, им легко веришь. Но читая то же самое в аннотации к лоту на аукционе, начинаешь сомневаться.

АБ И тем не менее… Смотрите, у нас здесь выставлен натюрморт Роберта Фалька, 1914 года, известный по выставке «Бубнового валета». В книге Дмитрия Сарабьянова, посвященной Фальку, по поводу этой работы сказано: «местонахождение неизвестно». А я ее нашел на американском аукционе - известно, что полотно у Ангелины Щекин-Кротовой, вдовы Фалька, приобрела некая государственная структура и кто-то вывез его в США. Или работа Бакста: в Нью-Йорке рядом с Карнеги-холлом, за углом, когда-то была «Русская чайная» («Russian Tea-room»), куда ходили все знаменитости - танцовщики, певцы, белогвардейские генералы. Хозяева имели русские корни. И вот как бывает: заведения давно нет, а Бакст, который там висел, - у меня в галерее.

ИК Вы специализируетесь на русском искусстве - его много в Штатах, вообще на Западе?

АБ Русские недели на аукционах проходят два раза в году. Супервещи есть, но их по определению не может быть много, у каждого художника шедевров не более 5–7%.

ИК Но сокровища попадаются реже, чем 20 лет назад?

АБ Нет, просто охотятся за ними активнее. Люди из России живут по всему миру, и они хотят создавать свои коллекции. Это одна из причин, почему я считаю этот рынок перспективным. Причем покупают не только коллекционеры с русскими корнями. У американцев есть замечательное качество: они готовы слушать и учиться. Кто-то из них просто вкладывает деньги, потому что это virgine market - растущий рынок, как Китай или Бразилия, но кто-то входит во вкус.

ИК Вы сказали - растущий рынок. Наши художники дорожают?

АБ Русская живопись, несмотря на рекорды, которые мы наблюдаем с начала 1990-х, далека от реальных цен. Посмотрите на американских художников: картина Нормана Роквелла была недавно продана за 46 млн, Эдварда Хоппера - за 40 млн. Эти цены русскому искусству не снились, если не брать Кандинского, Малевича и Шагала. Самый дорогой Коровин на аукционе был продан за 3 млн долларов. А Коровин вместе с Серовым - главные русские импрессионисты, американские художники того же уровня и периода стоят в 10 раз дороже. Так что еще не вечер - есть куда расти.

ИК Продавая вещи в частные коллекции, вы зарабатываете. Но продавая в российские музеи…

АБ Конечно, часто эти продажи происходят с финансовыми потерями, потому что тот же Русский музей никогда не смог бы заплатить рыночную стоимость полотна. Но какие-то знаковые вещи я просто хочу вернуть в Россию. Мне важно, чтобы эти работы висели здесь и были общедоступны. Церетели купил для Московского музея современного искусства Ларионова, Экстер, Гончарову, Бурлюка, и эти вещи действительно находятся в постоянной экпозиции, их дают на выставки. Здесь, кстати, мы показываем ударную работу Бурлюка - «Японка, сеющая рис» - один из главных футуристических шедевров, на уровне работ знаменитого итальянского футуриста Балла. Но его-то полотна стоят миллионы. А эта картина Бурлюка, между прочим, принадлежала Маяковскому.

ИК У вас в коллекции я заметила очень необычного Фалька - букет, необъяснимо яркий для его палитры, какой мы ее знаем.

АБ В действительности ничего не­обычного, просто это 1927 год - мы больше знаем Фалька другого времени. Вы понимаете, этот бизнес интересен для меня именно возможностью находок. Я в пятом классе мечтал стать археологом, и, видимо, страсть к поиску раритетов, к тому, чтобы сдувать пыль с редкостей, осталась. Вот я только что купил на аукционе несколько картин Штеренберга и Лабаса. Штеренберг, если не считать подделок, попадающих на аукционы, - очень редкий художник, работ его мало. А тут продавалась целая коллекция: оказалось, некий итальянский журналист работал в свое время в России и покупал живопись. И увез - теперь продают наследники. И на выставке в ГМИИ Штеренберг есть - купленный в Нью-Йорке, в частной коллекции. Картина была в 1920-х приобретена непосредственно у художника в Париже.

ИК Ваша выставка вызывает невольные ассоциации с недавней экспозицией из собрания Вячеслава Кантора, который, как известно, собирает только еврейских художников. У вас их тоже много.

АБ У Вячеслава Кантора великолепная коллекция. Но я не ставил перед собой задачи собирать еврейских художников. Просто среди мастеров русского авангарда действительно много евреев. И многие из них оказались за границей. Тот же Борис Анисфельд в 1918-м поселился в Нью-Йорке, и в Бруклинском музее прошла его выставка - около 200 работ, созданных в России. Александра Экстер умерла в Европе. Я хотел купить ее работы и знал, что она очень дружила с художником Симоном Лиссимом, который эмигрировал в США, - провенанс от него считается гарантией подлинной Экстер. Я нашел племянника Лиссима. Или Борис Григорьев - я много его покупал в Латинской Америке, потому что он там жил, преподавал. Его «Человека с быком» у меня неоднократно пытались купить, предлагали деньги, в разы превышавшие рыночную цену. Я задумался. А жена говорит: ни за что. Если кто из нас и коллекцио­нер, то скорее она. Кто-то сказал в свое время, что арт-дилер живет с того, что продает, а богатеет на том, что оставляет. Так и есть.

В Москве открылась выставка «Русское искусство: от Боровиковского до Кабакова» . Семьдесят произведений отечественной живописи показывают владельцы нью-йоркской галереи ABA Анатолий и Майя Беккерман . Два года назад коллекционеры привозили в Москву вещи из собственного собрания. Проект «Искусство как профессия», осуществленный в ГМИИ им А. С. Пушкина, имел громадный успех у публики: за полтора месяца выставку посетили сто двадцать тысяч зрителей. Затем часть экспозиции была показана в Русском музее.

ARTANDHOUSES встретился на московском вернисаже с коллекционером и дилером Анатолием Беккерманом, энергия и энтузиазм которого направлены на возвращение шедевров русского искусства, вывезенных из страны во время первых волн эмиграции или «застрявших» в Америке после советских выставок 1920-х годов.

Боровиковский всего один?

Боровиковских много не бывает. Большинство осело в музеях. Находка каждой такой работы всегда большая удача. Портрет Дмитрия Трощинского, начавшего карьеру полковым писарем и дослужившегося до министра юстиции, мы недавно купили в Штатах у одной американской пары, в коллекции которой вещь была, наверно, лет сорок. Сами они когда-то купили ее на каком-то маленьком аукционе. Я показал портрет научному сотруднику Русского музея Григорию Голдовскому, и он сразу идентифицировал кисть Владимира Лукича Боровиковского. Портрет Трощинского тоже есть у них в музее, только написанный с разницей в шесть лет. В Пушкинский музей в 2014 году, если помните, мы привозили «Портрет Сергея Саввича Яковлева» 1805 года работы Боровиковского из нашей коллекции.

Концепции той выставки и сегодняшней чем-то отличаются?

Лишь тем, что в Пушкинском была выставлена наша личная коллекция, а эти картины принадлежат галерее ABA.

Другими словами, эту выставку можно считать коммерческой? И все эти вещи продаются?

Разумеется, здесь, в Москве, ничего не продается, но если кто-то заинтересуется, он может связаться с нью-йоркским офисом нашей галереи.

И вы сможете легко расстаться с этими картинами?

Невозможно всё иметь и всё съесть.

По какому принципу формировалась эта выставка?

Мой принцип: качество и редкость. Нам кажется, зрителю будет интересно посмотреть на вещи, которые долго не были в России.

Кто вы больше, коллекционер или дилер?

Split personality, раздвоение личности (смеется) . Коллекционер, скорее, моя жена Майя.

В галерее в Нью-Йорке вы уже проводили выставку, как я понимаю, под названием «От Боровиковского до Кабакова»?

В Нью-Йорке была выставка с тем же названием, с теми же временными рамками, но с другим составом, который поменялся на девяносто процентов. Это связано с нашими новыми приобретениями, которые мы привезли в Москву.

Например?

Например, «Портрет Марии Хрущевой» Дмитрия Кардовского. Фантастическая вещь. Кстати, картина долгое время находилась в коллекции Музея Гуггенхайма в Нью-Йорке и в 2000 году была представлена на большой выставке «1900-е годы». Когда музей выставил портрет на продажу, мы были рады его купить.

Выставили на продажу?

Американские музеи часто продают. И это касается не только русской живописи, они продают и американские, и европейские вещи. Просто высвобождают средства и фонды на покупку каких-то других, более важных для музея произведений.


«Портрет Марии Хрущевой»
около 1900

Мы знаем художника Дмитрия Кардовского преимущественно как книжного иллюстратора, точно также как Паоло Трубецкого знаем как замечательного скульптора. И вдруг его живопись…

По-моему, в России нет ни одной живописной работы Паоло Трубецкого. «Девушку в розовом» я купил в Штатах. Рядом его брат, Пьер, тоже интересный художник. Портрет жены. Редчайшая вещь.

Я читала, что первая картина в вашей коллекции - это Коровин. Вы купили ее учеником 10 класса еще в России до эмиграции. На нынешней выставке сразу шесть работ Коровина. Как видно, это один из ваших любимых художников?

Да. «Девушка у окна» - совершеннейший шедевр, я считаю. Посмотрите, какие блики, как ощущаются воздух и солнце за окном. Мы охотились за этой работой пятнадцать лет. Хозяин не хотел с ней расставаться, «Девушка» ему тоже очень нравилась. Вещь была куплена непосредственно у Коровина коллекционером Гарвиным. Я покупал у его наследников, в семье.

Константин Коровин
«Девушка у окна»

Вещь с провенансом.

Да. Остальные тоже с интересной историей. Мне как-то звонит американка из Майами и рассказывает, что однажды к ее деду, владельцу магазина мужской одежды на Манхэттене, приходит певец по фамилии Шатапкин. А shut up по-английски - «заткнись». В семье над этим потом всегда смеялись. Так вот, певцу, а на самом деле это был Шаляпин, надо было выступать в Карнеги-холле, но не хватало нового фрака. Он предложил ее дедушке купить у него картины Константина Коровина, с которым, как известно, дружил. Теперь, по прошествии многих лет, дама предложила их купить у нее.

Вам удается найти вещи, под которыми в альбомах по искусству пишут: «Местонахождение неизвестно».

История и биография вещей чрезвычайно интересны. Мы находим их иногда в Латинской Америке, в Японии, в Европе, само собой, – во Франции, Англии, Италии. У меня есть штат, но решения с точки зрения важности и нужности работы я принимаю сам. «Крестный ход» Николая Ульянова почти сто лет находился в частных руках, после того как был показан на выставке в Нью-Йорке в 1924 году, в здании Grand Central Palace. Когда вещь всплыла на малюсеньком аукционе, естественно, мы «прыгнули» на нее.

«Крестный ход»

Среди знаменитых имен у вас в коллекции появляются имена художников не то чтобы очень известных. Вот Ольга Сахарова…

Это замечательная художница, которая работала во Франции и Испании. Неопримитивистка. Ее творчество перекликается с Анри Руссо. Понимаете, я не следую мнению толпы, сам определяю, что хорошо, что плохо. Могу себе это позволить. Если нахожу какого-то художника мне интересного, который не настолько хорошо известен в истории искусств, то считаю, что он заслуживает внимания, второго взгляда и переоценки. Так как Новый Манеж всё же не музей и эта выставка галерейная, тут наравне с абсолютными шедеврами есть просто очень хорошие работы.

Вы вновь привезли столь любимого вами Давида Бурлюка.

Да, в том числе три работы Бурлюка японского периода, которые никогда не были на рынке и поступили из семьи художника. В Японии он прожил два года. Я давным-давно занимаюсь Давидом Бурлюком, мы сделали много выставок с участием его работ - в Нью-Йорке и в России, в Русском музее. Помните выставку «Русский футуризм и Давид Бурлюк»? Недавно издали книгу «Художник Давид Бурлюк» (ARTANDHOUSES подробно расскажет об издании в ближайшее время. - Е. Г. ), для которой искусствовед Владимир Поляков написал замечательный текст и где опубликованы ранее неизвестные вещи Бурлюка. После выхода книги у нас появилось несколько предложений на новые выставки, включая Германию, Японию, Россию.

«Маруся»
1921

Какая из этих вещей Бурлюка особенно вами любима?

Сейчас мне нравятся «Рикши» 1921 года. Снег, замерзшие люди. У других, возможно, от этой очень небольшой картины иное впечатление. Со мной она говорит.

На что вы ориентируетесь при покупке картин?

Картина должна мне нравиться. В Штатах была пара очень известных коллекционеров, в 1960-е годы сформировавших одну из лучших коллекций современного искусства. Потом годы спустя они продали ее на аукционе. И он был очень успешным. Репортер задал им вопрос: «Как вы смогли быть такими прозорливыми и в свое время угадать, что надо было покупать?» На это один из них ответил: «Когда я входил в галерею, то покупал именно то, что меня раздражало больше всего». Нужно покупать то, что вызывает у вас эмоции и не оставляет вас равнодушным. Хуже равнодушия ничего быть не может. Должна быть реакция, пусть позитивная, пусть негативная. Должен быть диалог.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса