Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Какие музыкальные инструменты были популярны у адыгов. Сообщение:«Традиционные музыкальные инструменты адыгов». Просмотр содержимого документа «Традиционные музыкальные инструменты адыгов»

На протяжении многих столетий оттачивалась музыкальная культура древнего народа адыгов. В стройных рядах народной мелодии хранятся рассказы о славных подвигах, мыслях и чаяниях адыгов былых веков.

Созданный в разное время музыкальный инструментарий адыгов богат, разнообразен и самобытен. Адыгские музыкальные инструменты можно разделить на ударную, духовую и струнную группы. Позже появился и клавишно-пневматический инструмент, который был назван адыгэ пщынэ.

Самым популярным и любимым ударным инструментом адыгов является пхъэк1ыч, без него не принято обходиться ни на одном празднике. Пхъэк1ыч держит других музыкантов в ровном темпе, усиливает четкость ритма, воодушевляет танцующих силой своих ударов. Чтобы играть на пхъэк1ыч нужно обладать не только врожденным чувством ритма, но и хорошей физической силой, поэтому на нем принято играть мужчинам.

В былые времена пхъэк1ыч использовался в качестве священного атрибута при многих обрядах и символизировал раскаты грома. Адыги говорили: «Всю жизнь проводим на коне, песни слагаем на коне, перестук копыт коня - звук нашего сердца». Поэтому по другой версии считается, что корни широкой популярности пхъэк1ыч заключаются в ассоциации его звука с перестуком конских копыт.

Мастера, которые в прошлом изготовляли пхъэк1ыч, богато украшали его серебром, чернью, позолотой или просто орнаментом. Современные мастера также стараются следовать традициям прошлого.
В группу духовых инструментов адыгов входят къамыл, сырын и бжъэмий. Из них къамыль был самым распространенным и популярным. До появления пщынэ (адыгской гармошки) танцевальные мелодии адыгов исполнялись на къамыль. Как и все другие музыкальные инструменты, он был принадлежностью хаьк1эщ - дома для гостей. Мастера, которые раньше изготовляли къамыли, украшали их, оклеивая бархатом, кожей и оправляя серебром концы инструмента.

Къамыл появился у адыгов в глубокой древности и ему приписывались магические свойства. Чарующие звуки къамыля вдохновляют многих слушателей и поныне.
Так называемая адыгская скрипка - шык1эпщын - традиционный струнный музыкальный инструмент адыгов. К шык1эпщын относились еще и как к священному инструменту с магическими возможностями. Чтобы уберечь его от недобрых энергий, играли только в помещении, хранили в специальном футляре, который не открывали в темноте и на улице, чтобы оградить шык1эпщын от злых духов и «дурного глаза». Футляр покрывали растительным орнаментом - символом оберега. А если на шичепщине долго не играли или он портился, с ним проводили магические очистительные ритуалы.

На сегодняшний день самым популярным музыкальным инструментом адыгов является клавишно-пневматический инструмент пщынэ - адыгская гармошка. Однако пщынэ появился у адыгов сравнительно недавно, в XIX веке.

По сравнению с другими адыгскими инструментами, звук пщынэ обладает большей силой, но он слишком резок, поэтому не соответствует характеру старинных песен адыгов. Чего не скажешь о танцевальных мелодиях адыгов, для их исполнения пщынэ подходит прекрасно. Поэтому сегодня без адыгской гармоники не обходится ни одно праздничное мероприятие.
Адыги с большим уважением относились к музыкальным инструментам: украшали ими дом, хранили на самом видном месте. Однако традиционные адыгские музыкальные инструменты не остаются лишь манускриптом истории, их звучание жизненно необходимо каждому адыгу и в наше, современное время.

15 октября в Нальчике (Кабардино-Балкария) состоится презентация нового адыгского музыкального инструмента, созданного известным мастером, музыкантом и фольклористом Зубером Еуазом. Инструмент относится к семейству струнно-смычковых и называется «пшынэбзих», что в переводе с адыгского означает «инструмент с шестью струнами».

Презентация пройдет в здании Кабардино-Балкарского института бизнеса, где находится мастерская Зубера и его Школа игры на шикапшине. Вести торжественное событие будет известный российский композитор, поэт-исследователь Джабраил Кубатиевич Хаупа.

За последние два столетия значимой вехой в развитии адыгской музыкальной культуры стало появление на Кавказе гармоники. Инструмент быстро стал популярным, затмив своим звонким голосом и богатством красок другие народные инструменты. Возрождение полузабытых инструментов пришлось на конец 20-го века, когда по просьбе доктора философских наук, ректора Института бизнеса Феликса Хараева в Кабардино-Балкарию приехал Владимир Ойберман – скрипичных дел мастер. Благодаря его кропотливой работе была возрождена и усовершенствована адыгская скрипка – шикапшина. Это позволило создать в КБР первый оркестр народной музыки и дать толчок возрождению старинных народных инструментов.

Вообще история шикапшины насчитывает не одно тысячелетие. Об этом инструменте упоминается еще в нартском эпосе. В старину считалось, что шикапшина обладала магическим духом, способствующим исцелению больных и раненых. А обучение игре на адыгской скрипке входило в систему воспитания знатных адыгов. Исторически инструмент был двухструнным. Однако в начале 20-го века вытесненная гармоникой шикапшина вынужденно эволюционирует. Адыгская скрипка становится четырехструнной и остается такой до сих пор.

Развитие технологий в 21 веке, отразившееся и на музыкальной сфере, а также работа с поиском нового выразительного звучания, которое позволило бы точно передать всю полноту творческой мысли композитора и исполнителя нового времени, привели к необходимости создания нового национального инструмента. Так появилась «пшынэбзих».

«Честно говоря, я очень долго не решался начать работу, — говорит Зубер. — Все рассчитал, подготовил, но что-то сдерживало. И вдруг, после долгих месяцев колебаний, я увидел инструмент во сне. Вот такой, какой он сейчас. Понял тогда, что это знак. Работал на одном дыхании. Даже не ожидал, что так быстро все сделаю. Все само шло. Я просто как-то участвовал. Интересно то, что закончил инструмент в июле, в день рождения Феликса Ахмедовича Хараева. Когда струны натягивал, понял, что сегодня день его рождения».

Идея создать новый инструмент пришла к Зуберу в связи с необходимостью использовать дополнительный диапазон. При исполнении произведений не хватало тембра, не было нужных низких частот. Так он решил добавить две струны. В результате инструмент стал тембрально богаче, звучание получило новый колорит, а технические возможности расширились. Джабраил Хаупа, послушав звучание нового инструмента, сказал, что это совершенно новый инструмент, достойный создания специальных произведений. Кстати сказать, и название новой скрипке дал Джабраил Кубатиевич, первым услышавший новый инструмент Зубера.

Открылась выставка адыгских народных музыкальных инструментов. Помимо того, что любой желающий может ознакомиться с их историей, прочесть биографию выдающихся мастеров и исполнителей, в выставочном зале музея проводится мастер-класс по изготовлению музыкальных инструментов под руководством Замудина Гучева - заслуженного художника Адыгеи, члена Союза художников России. На Северном Кавказе он известен как исследователь, а также мастер по древнейшему искусству плетения адыгской циновки «пуаблэ».
Среди его работ, представленных зрителю, выделяются экспонаты адыгского кукольного театра, такие, как, например, лошадка-марионетка, шичепщин (шык1эпщынэ) – инструмент, напоминающий скрипку, выполненный из дерева и конского волоса, общая длина которого достигает 700 мм. Обычно шичепщин изготавливался из груши, липы или клена. Диапазон звучания шичепщина колеблется в пределах двух октав, издает приглушенный звук. Играли на нем преимущественно мужчины, певцы-сказители.
Пшинекеб – смычковый инструмент, наподобие виолончели, принадлежащий доктору исторических наук, профессору Адыгейского Государственного университета, члену Союза композиторов России Кагазежеву Байзету Схатбиевичу. Издревле пнишекеб изготавливался из тыквы. Когда плод начинал расти, части его удлинялись. Тыкву срезали наполовину, проделывали отверстия и натягивали струны. Впервые пшинекеб начали мастерить в 2-4 вв. до нашей эры. У некоторых моздокских адыгов до сих пор хранятся эти музыкальные инструменты с многовековой историей как реликвия.
Гармоника, представленная на выставке, принадлежит Улагаю Касполетовичу Аутлеву, известному в Адыгее гармонисту-импровизатору. Улагай Касполетович считался большим знатоком и виртуозным исполнителем старинных мелодий и непревзойденным исполнителем «Зафаков». Игра на гармонике стала популярной со второй половины XIX века. Существуя в культуре адыгов более чем 150 лет, в настоящее время гармоника бытует не только в фольклорной, но и в профессиональной сфере. В республиках Северного Кавказа с конца 20 века функционируют музыкально-образовательные учреждения, где введены классы по обучению игре на национальной адыгской гармонике.
Внимание приковывают и такие инструменты, как трещотка для одной руки, хлопушка, газыри, примитивная трещотка, бубен, кастаньетка, доул – двусторонний барабан, бжамий - пастуший рожок, сырын, пшинетарко (пщынэт1аркъо) – арфа- щипковый струнный инстру¬мент наподобие угловой арфы.
Адыгская лира - арфовидный инструмент, выполненный З. Гучевым и представленный в разных вариантах - с использованием ясеня, ели, клена. Внешне лира решена в образе оленя. Данный образ выбран не случайно – предки черкесов поклонялись Солнцу, а олень был живым воплощением бога Солнца.
В коллекции духовых инструментов можно выделить камыль – адыгский инструмент – род продольной флейты из тростника или металлической трубки с тремя боковыми отверстиями, длина которого колеблется от 700 мм. Имеет диатонический звукоряд в объеме кварты (при передувании достигает октавы и более). Камыль может быть обтянутым бараньей кишкой, выполнен из черной бузины, озерного камыша, борщевика, с использованием коры ивы для укрепления двух полов флейты, металла. Использовался пастухами для исполнения различных наигрышей и песен (нередко в сопровождении шичепшина и пхачича), а также для аккомпанемента молодёжным хороводным танцам.
Нельзя обойти и гъоу – большую сигнальную трубу, которая обычно изготовляется из дерева и достигает размера 2-3 метра. Ранее использовалась для подачи сигналов в минуту опасности, а также для оповещения по случаю радостного события, для сбора аульчан.
Помимо инструментов, входящих как в группу смычковых (шичепщин, пшинетарко), духовых и ударных инструментов (бжамий, камыль, сырын, пшине, пхачич), на выставке представлены фото, дипломы, диски инструментальной, народной и современной адыгской музыки таких исполнителей, как Руслан Барчо, Асланбек Чич, Аслан Меретуков. Пластинки с обработками адыгских народных мелодий в исполнении Кима Тлецерука, автора первого учебника «Самоучитель игры на адыгейской гармонике», сборника «Адыгейские танцевальные наигрыши». К. Тлецерук владеет игрой практически на всех старинных адыгейских музыкальных инструментах и самостоятельно изготавливает их.


















Презентация к разделу "Гори, гори ясно, чтобы не погасло!" образовательной области "Музыка" авторской группы: Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина и "Русские народные музыкальные инструменты" авторской программы: Г.С. Ригина.

"...Постижение народной музыкальной культуры в начальной школе идет по двум направлениям: во-первых, это изучение подлинных или стилизованных образцов народного фольклора; во-вторых, это знакомство с музыкальными произведениями композиторов, в которых ярко выражено фольклорное начало или использованы подлинные народные мелодии.
«Русские народные инструменты». Первый урок в разделе «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» может быть построен на рассматривании и озвучивании рисунков, фотографий, картин на вводном и последующем разворотах. Дети увидят изображение русских народных инструментов, услышат, как звучит гармонь, балалайка, ложки, рожок и др. Все это, а также предметы декоративно-прикладного искусства и стихотворение Г. Серебрякова позволят, с одной стороны, продолжить тему «Россия - Родина моя», с другой - начать с детьми разговор о значении фольклора в жизни каждого народа , в том числе и русского".

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Русские и адыгские народные музыкальные инструменты

«Из - под дуба» Русская народная песня

ГАРМО́НЬ

БАЛАЛА́ЙКА

СВИРЕ́ЛЬ СВИСТУ́ЛЬКА

Б у́бен Б у́бен цы ТРЕЩО́ТКА

Пщинэ (гармоника) - язычковый клавишно-музыкальный инструмент. Конструкция пшинэ состоит из правого и левого полукорпуса, на каждом из них находится клавиатура с кнопками или клавишами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента -при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд; на правой играется мелодия. Между полукорпусами находится меховая камера для возможности накачивания воздуха к звуковым планкам инструмента. АДЫГСКАЯ ГАРМО́НЬ (ПШЫНЭ)

Шичепши́н Шичепши́н (шыкIэпшын, от шы - «конь», кIэ - «хвост», пшин (э) - «музыкальный инструмент») - адыгейский народный струнный смычковый инструмент. Веретенообразный долблёный корпус изготавливается из одного куска дерева. Струны из скрученного пучка волос из конского хвоста Звучит приглушённо. На слегка изогнутое древко смычка натягивается пучок волос конского хвоста. При игре шичепшин держат вертикально, упирая низ корпуса о колено. Используется для аккомпанемента сольному и хоровому пению, иногда в ансамбле с камылем и пхачичем; исполнитель на шичепшине обычно является и певцом-сказителем.

КАМЫЛЬ Камыль – адыгейский духовой музыкальный инструмент, традиционная адыгская (черкесская) флейта. Камыль представляет собой продольную флейту, сделанную из металлической трубки (чаще всего – из ружейного ствола). В нижней части трубки имеются 3 игровых отверстия. Возможно, изначально инструмент изготовлялся из тростника (на что указывает название). Камыль использовался пастухами для исполнения различных наигрышей и песен (нередко в сопровождении шичепшина), а также для аккомпанемента молодежным хороводным танцам.

ШОТЫРП Шотырп (от кожа и звукоподражат. слово, имитирующее звук, образуемый при ударе о кожу) - адыгейский народный ударный инструмент. Вид малого барабана без определённой высоты звучания. Звук извлекается ударами по натянутой кожаной перепонке ладонью, палочкой или колотушкой. Шотырп традиционно изготавливался из дерева т.к. оно обладает большей музыкальностью и лучшим тембром. Для изготовления мембран, которые покрывались с обеих сторон деревянного цилиндра, использовалась тонко выделанная козья или телячья кожа. Сегодняшние мастера большей частью используют для изготовления мембран пластик, так как он более устойчив к любым повреждениям.

Пхачич - адыгский народный музыкальный ударный (самозвучащий) инструмент, род трещотки. Представляет собой 5-7 пластинок из высушенной твёрдой древесины, свободно привязанных с одного конца к такой же пластинке с рукоятью. Пхачич держат за рукоять, натянув петлю, на которую нанизаны пластинки, на кисть руки, что позволяет регулировать, насколько тесно стянуты пластинки. При встряхивании раздаётся звонкий щёлкающий звук. Предназначается для подчёркивания ритма при исполнении народных песен и танцев в ансамбле с камылем, шичепшином или пшине-гармоникой. ПХАЧИЧ

Эльбрус Эльбрус-красавец смотрит сквозь тучи, В белой папахе в синеву. Этой вершиной снежной, могучей Налюбоваться не могу. Орайда-райда-орайда, Орайда-райда-орайда, Орайда-райда-орайда, Орайда-райда-орайда... Снежные барсы, быстрые лани Носятся быстро по горам. Бурно по склонам ты выпускаешь Воды Кубани на простор! А на просторах высокогорных, Выше кавказских облаков, Слышатся песни - песни счастливых Наших отважных чабанов! Проигрыш. Эльбрус-красавец смотрит сквозь тучи, В белой папахе в синеву. Этой вершиной гордой, могучей Налюбоваться не могу.

Адыгские народные музыкальные инструменты

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


На протяжении многих столетий оттачивалась музыкальная культура древнего народа адыгов. В стройных рядах народной мелодии хранятся рассказы о славных подвигах, мыслях и чаяниях адыгов былых веков.

Созданный в разное время музыкальный инструментарий адыгов богат, разнообразен и самобытен. Адыгские музыкальные инструменты можно разделить на ударную, духовую и струнную группы. Позже появился и клавишно-пневматический инструмент, который был назван адыгэ пщынэ.

Самым популярным и любимым ударным инструментом адыгов является пхъэк1ыч, без него не принято обходиться ни на одном празднике. Пхъэк1ыч держит других музыкантов в ровном темпе, усиливает четкость ритма, воодушевляет танцующих силой своих ударов. Чтобы играть на пхъэк1ыч нужно обладать не только врожденным чувством ритма, но и хорошей физической силой, поэтому на нем принято играть мужчинам.

В былые времена пхъэк1ыч использовался в качестве священного атрибута при многих обрядах и символизировал раскаты грома. Адыги говорили: «Всю жизнь проводим на коне, песни слагаем на коне, перестук копыт коня - звук нашего сердца». Поэтому по другой версии считается, что корни широкой популярности пхъэк1ыч заключаются в ассоциации его звука с перестуком конских копыт.

Мастера, которые в прошлом изготовляли пхъэк1ыч, богато украшали его серебром, чернью, позолотой или просто орнаментом. Современные мастера также стараются следовать традициям прошлого.
В группу духовых инструментов адыгов входят къамыл, сырын и бжъэмий. Из них къамыль был самым распространенным и популярным. До появления пщынэ (адыгской гармошки) танцевальные мелодии адыгов исполнялись на къамыль. Как и все другие музыкальные инструменты, он был принадлежностью хаьк1эщ - дома для гостей. Мастера, которые раньше изготовляли къамыли, украшали их, оклеивая бархатом, кожей и оправляя серебром концы инструмента.

Къамыл появился у адыгов в глубокой древности и ему приписывались магические свойства. Чарующие звуки къамыля вдохновляют многих слушателей и поныне.
Так называемая адыгская скрипка - шык1эпщын - традиционный струнный музыкальный инструмент адыгов. К шык1эпщын относились еще и как к священному инструменту с магическими возможностями. Чтобы уберечь его от недобрых энергий, играли только в помещении, хранили в специальном футляре, который не открывали в темноте и на улице, чтобы оградить шык1эпщын от злых духов и «дурного глаза». Футляр покрывали растительным орнаментом - символом оберега. А если на шичепщине долго не играли или он портился, с ним проводили магические очистительные ритуалы.

На сегодняшний день самым популярным музыкальным инструментом адыгов является клавишно-пневматический инструмент пщынэ - адыгская гармошка. Однако пщынэ появился у адыгов сравнительно недавно, в XIX веке.

По сравнению с другими адыгскими инструментами, звук пщынэ обладает большей силой, но он слишком резок, поэтому не соответствует характеру старинных песен адыгов. Чего не скажешь о танцевальных мелодиях адыгов, для их исполнения пщынэ подходит прекрасно. Поэтому сегодня без адыгской гармоники не обходится ни одно праздничное мероприятие.
Адыги с большим уважением относились к музыкальным инструментам: украшали ими дом, хранили на самом видном месте. Однако традиционные адыгские музыкальные инструменты не остаются лишь манускриптом истории, их звучание жизненно необходимо каждому адыгу и в наше, современное время.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса