Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Какая главная тема романа вальтера скотта айвенго. Анализ исторического произведения вальтера скотта "айвенго". Вывод и свое мнение

«Айвенго» – один из первых исторических романов, в котором описаны увлекательные и, порой, невероятно опасные приключения отважного рыцаря Айвенго.

Краткое содержание «Айвенго» для читательского дневника

Название : Айвенго

Число страниц : 272. Вальтер Скотт. «Айвенго». Издательство «РОСМЭН». 1994 год

Жанр : Роман

Год написания : 1819 год

Время и место сюжета

Действие романа происходит в 1194 году — сто тридцать лет спустя после битвы при Гастингсе, после которой саксы были покорены норманнами. В те времена правил Англией Ричард Львиное Сердце. В стране происходила острая борьба между саксами и норманнами, а также между феодалами и землевладельцами. Рыцарские замки стали притоном для разбойников, а бедные люди были беззащитными и бесправными.

Главные герои

Уилфред Айвенго - храбрый рыцарь, отважный, мужественный, справедливый и благородный.

Седрик Ротервудский - отец Айвенго, благородный, но вспыльчивый, самонадеянный лорд.

Ровена - воспитанница лорда Седрика, прекрасная девушка, нежная, честная.

Ревекка - дочь еврея Исаака, волевая и отважная девушка, влюбленная в Айвенго.

Ричард Львиное Сердце - мужественный, справедливый король Англии, склонный к авантюрам.

Принц Джон - подлый младший брат короля Ричарда.

Бриан де Буагильбер — храмовник, норманнский рыцарь, главный враг Айвенго.

Робин Гуд - легендарный разбойник, меткий стрелок, благородный человек.

Сюжет

Возвращаясь на родину после тяжелого крестового похода, английский король Ричард Львиное Сердце оказался в плену. Узнав об этом, родной брат короля, коварный принц Джон, решил воспользоваться этим и захватить королевский престол. Он принялся сеять смуту по всей стране, ловко разжигая застарелую вражду между саксами и норманнами.

Тем временем лорд Седрик Ротервудский, страстно мечтавший сбросить норманнское иго, решил поставить во главе освободительного движения туповатого и непредприимчивого потомка королевского рода Ательстана. Для укрепления его могущества Седрик намеревался женить его на своей воспитаннице, прекрасной леди Ровене. Однако девушка уже давно была влюблена в сына лорда Седрика, Уилфреда Айвенго, и молодой человек отвечал ей взаимностью. Узнав об этом, вспыльчивый лорд изгнал сына из родительского дома и лишил наследства.

И вот теперь Айвенго в одежде пилигрима тайно вернулся из крестового похода домой. Под псевдонимом «Лишенный наследства», доблестный рыцарь блестяще вступил в турнире, одного за другим сразив всех своих соперников. Будучи победителем, он выбрал королеву любви и красоты - леди Ровену.

На следующий день был проведен общий рыцарский турнир, в котором партия рыцаря Лишенного Наследства должна была выступить против партии высокомерного Бриана де Буагильбера. Айвенго оказался в тяжелом положении, и, если бы не помощь таинственного Черного Рыцаря, он бы был повержен. Когда леди Ровена собралась возложить венец на голову победителя, Айвенго снял шлем и тем самым раскрыл свою тайну. Истекая кровью, он упал к ногам своей возлюбленной.

Раненый рыцарь был отдан на попечение прекрасной Ревекки - дочери Исаака из Йорка. Она полюбила его всем сердцем. Вскоре Исаак и Ревекка вынуждены были уехать, и взяли рыцаря с собой. По дороге они присоединились к процессии Седрика, но оказались в плену. На помощь вновь пришел загадочный Черный рыцарь, который оказался королем Ричардом, а также меткий стрелок Робин Гуд. Оправившийся от ран Айвенго последовал за своим правителем. Тем временем влюбленный в Ревекку Бриан, получив отказ, обвинил девушку в колдовстве. Спасти ее от мучительной смерти на костре удалось Айвенго.

Король Ричард занял законное место на престоле, простив измену брата. После перенесенных лишений и тяжелых испытаний, Айвенго и Ровена поженились, на протяжении долгих лет отважный рыцарь верой и правдой служил королю Ричарду.

Вывод и свое мнение

В своем произведении автор изобразил множество смелых, мужественных, достойных людей, независимо от их происхождения и толщины кошелька. Они являются достойными примерами для подражания, поскольку такие человеческие качества как доброта, умение держать свое слово, честь, отвага, верность никогда не теряют своей ценности

Главная мысль

Сила человека — в дружбе, а его счастье — в любви. Именно этот девиз был выбран рыцарем Айвенго, на собственном опыте доказавшем, что только честный, благородный и великодушный человек способен обрести истинное счастье.

Авторские афоризмы

«…Кто творит добро, имея неограниченную возможность делать зло, тот достоин похвалы не только за содеянное добро, но и за все то зло, которого он не делает…»

«…Люди нередко сваливают на судьбу то, что есть прямое последствие их собственных буйных страстей…»

«…Суд всегда совершается очень быстро, если судья заранее вынес приговор…»

«…Чем больше препятствий и затруднений, тем больше славы впереди…»

Толкование непонятных слов

Реал – старинная испанская серебряная монета.

Тамплиеры – члены Ордена «Бедных рыцарей храма Соломона» – первого по времени основания из религиозных военных орденов.

Прецептория – местный орган управления делами ордена тамплиеров.

Новые слова

Пилигрим – паломник, странник, путешественник, скиталец по разным странам.

Друиды – жрецы у древних кельтов, населявших территорию Британии до англосаксонского завоевания (V в.).

Тауэр – средневековый замок в Лондоне, в течение многих столетий являвшийся государственной тюрьмой.

Канцлер – одно из высших должностных лиц в средневековой Англии.

Тест по роману

Рейтинг читательского дневника

Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 90.

Анализ произведения Вальтера Скотта «Айвенго» -тематика и проблематика, сюжет и композиция

«Айвенго» анализ

Год написания — 1819

Тема «Айвенго» : рассказ о подвигах Айвенго, Ричарда на фоне вражды норманнов и саксов.

Проблематика «Айвенго» : борьба за независимость, власть, объединение страны, любви, чести, измены, веры, верности.

Конфликты : политический, национальный, религиозный.

Идея произведения: помнить и изучать историческое прошлое, пытаться избежать ошибок, которые имели серьезное влияние на дальнейшее развитие страны.

Композиция романа «Айвенго»

1. Завязка — встреча героев: приора Эймер, Бриана де Буагильбера, Исаака, Айвенго, переодетого пилигримом, в доме Седрика Сакса

2. Развитие событий — а) турнир в Ашби; б) саксонцы в плену норманнов в замке Фрон де Бефа; в) штурм замка Фрон де Бефа Локсли (Робин Гуд) и Черным рыцарем (Ричард Львиное Сердце) г) суд над Ревеккою

3. Кульминация — поединок между Айвенго и Буагильбером

4. Развязка — смерть Буагильбера, возвращение престола Ричарду, бракосочетания Айвенго и Ровены

«Айвенго» главные герои

  • Уилфред Айвенго - рыцарь, главный герой
  • Бриан де Буагильбер - храмовник, норманнский рыцарь, главный враг Айвенго
  • Ребекка - дочь еврейского ростовщика
  • Исаак из Йорка - отец Ребекки, еврейский ростовщик
  • «Чёрный рыцарь», «Рыцарь Висячего Замка» - Ричард I Львиное Сердце
  • Локсли - йомен, лучник
  • Отшельник - брат Тук
  • Ровена - возлюбленная Айвенго, племянница Седрика
  • Седрик - отец Айвенго, саксонский тэн
  • Ательстан Конингсбургский - потомок последнего короля саксонской династии
  • принц Джон - наследный принц и брат короля Ричарда
  • Реджинальд Фрон де Беф - норманнский барон, владеющий имением Айвенго и замком Торкильстон
  • Вальдемар Фиц-Урс - влиятельный вельможа в свите принца Джона, желающий стать канцлером; его дочь Алисия считается первой красавицей при дворе принца Джона.
  • Приор Эймер - приор аббатства святой Марии в Жорво
  • Морис де Браси - рыцарь-иоаннит, командир дружины наемников, в котором сочеталось коварство и благородство. Взят в плен Ричардом Львиное Сердце.
  • Лука Бомануар - вымышленный гроссмейстер ордена тамплиеров
  • Конрад Монт-Фитчет - наперсник Бомануара
  • Альберт Мальвуазен - настоятель прецептории Темплстоу
  • Филипп Мальвуазен - местный барон, брат Альберта
  • Гурт - свинопас Седрика Сакса
  • Вамба - придворный шут Седрика Сакса
  • Ульрика (Урфрида) - пленница Фрон де Бефа, дочь убитого им тэна Торкиля Вольфгангера

Текущая страница: 6 (всего у книги 20 страниц) [доступный отрывок для чтения: 5 страниц]

Шрифт:

100% +

Глава 6. Развитие идеи в сюжет и фабулу

Scribitur ad narrandum, non ad probandum.

Пишут для того, чтобы рассказать, а не для того, чтобы доказать.

Крылатое латинское выражение

Оконтурив идею дюжиной-другой слов и превратив ее в замысел, мы приступаем к следующим этапам: развитию замысла в сюжет и фабулу с помощью воображения и логики, а затем – к построению композиции, составлению плана и его претворению в текст. Понятие сюжета нам уже знакомо, но я все-таки напомню, что сюжет – основа повествования, изложение основных событий романа, повести или рассказа без их привязки к частям, главам и эпизодам. Сюжет вашей истории – то, о чем можно рассказать в немногих фразах и написать на одной странице. С этим понятием связан сюжетный план или сюжетная линия – проходящий через произведение повествовательный ряд.

Я напомнил эти определения, чтобы яснее высветились смысл фабулы и ее отличие от сюжета. Фабула (от латинского «fabula» – «рассказ»), как пишет Квятковский, – последовательное развитие событий в литературном произведении на основе сюжета. История, задуманная нами, на подготовительном этапе как бы расширяется, распухает по мере нашего движения от идеи к тексту. Сначала идея – одна-две фразы, зародыш повествования; затем сюжет – двадцать-тридцать предложений, страница-полторы. На них описаны интрига и суть истории; затем фабула – четыре, пять, шесть страниц с изложением развития событий. Можно сказать, что сюжет – краткий рассказ, грубый слепок нашей будущей истории, а фабула – рассказ более длинный и подробный, слепок более точный.

Чтобы прояснить это окончательно, я вновь обращусь к повести о храбром рыцаре Айвенго.

ИДЕЯ РОМАНА «АЙВЕНГО»

Конфликт между саксами и нормандцами и попытка принца Джона захватить престол – в дни, когда король Ричард Львиное Сердце, бежав из плена, тайно возвращается в Англию, чтобы восстановить свою власть над страной. В центре повествования – его соратник, молодой рыцарь Айвенго, также вернувшийся на родину из Крестового похода.

СЮЖЕТ РОМАНА «АЙВЕНГО» (повторение из главы 4)

Англия, конец XII века, времена Третьего крестового похода. Смутная эпоха в английском королевстве: король Ричард Львиное Сердце, возвращаясь из Палестины, взят в плен герцогом Австрийским. Страной правит его младший брат принц Джон, мечтающий захватить престол, готовит заговор и плетет интриги.


Рыцарь Айвенго, сын знатного сакса Седрика и соратник короля Ричарда, тайком вернулся на родину. Айвенго любит леди Ровену, воспитанницу Седрика, но с отцом он в ссоре. Одновременно в Англии появляется Бриан де Буагильбер, рыцарь Ордена Храма и давний враг Айвенго. На турнире, устроенном принцем Джоном, Айвенго выбивает из седла Буагильбера и по праву победителя объявляет Ровену королевой любви и красоты. Молодой рыцарь ранен во время схватки, и ему помогает красавица Ревекка, дочь богатого еврея Исаака, питающая к Айвенго безответную любовь.


Ревекка приглянулась храмовнику Буагильберу, нормандец де Браси хочет жениться на Ровене, и рыцари решают захватить девушек на обратном пути с турнира. Сделав это, они везут пленников (вместе с раненым Айвенго) в замок местного феодала Фрон де Бефа. Но о нападении становится известно лесным молодцам Робин Гуда. Он собирает своих стрелков, к нему присоединяется король Ричард, вернувшийся в Англию под видом странствующего рыцаря. Они штурмуют замок и, перебив его защитников, освобождают пленных. Только Буагильберу удается бежать, и он увозит с собой Ревекку.


Храмовник скрывается в прецептории Ордена, но гроссмейстер Лука Бомануар, узнав о Ревекке, объявляет ее ведьмой. На судилище, которое должно приговорить девушку к смерти, она требует Божьего суда – поединка ее защитника Айвенго с Буагильбером. Во время этой схватки Буагильбера настигает Божья кара – он падает мертвым с коня.


Появляется король Ричард с сильным отрядом воинов, пленяет заговорщиков и объявляет о своей особой милости к Айвенго. Финальные эпизоды – свадьба Айвенго и Ровены и встреча Ревекки с Ровеной. Красавица еврейка навсегда покидает Англию.

ФАБУЛА РОМАНА «АЙВЕНГО»

Англия, конец XII века, времена Третьего крестового похода. Смутная эпоха в английском королевстве: король Ричард Львиное Сердце, возвращаясь из Палестины, взят в плен герцогом Австрийским. Страной правит его младший брат принц Джон, мечтающий захватить престол, готовит заговор и плетет интриги. Это экспозиция .


Молодой рыцарь Айвенго, соратник короля Ричарда Львиное Сердце, тайком вернулся на родину. Айвенго в ссоре со своим отцом, знатным саксонским таном Седриком, который не может простить сыну, что тот примкнул к Ричарду, норманну, потомку Вильгельма Завоевателя. Никем не узнанный под видом пилигрима из Святой земли, Айвенго добирается до отцовской усадьбы. Он хочет увидеть леди Ровену, знатную красавицу, воспитанницу Седрика и свою нареченную. Айвенго и Ровена любят друг друга, но Седрик, гневаясь на сына, разрушил их предполагаемый брачный союз. Это завязка сюжета .


Начинается развитие действия . Вечером в усадьбе Седрика оказались и другие путники: приор местного аббатства Эймер, рыцарь Ордена Храма Бриан де Буагильбер, их слуги и оруженосцы. Из милости Седрик дал приют богатому еврею Исааку. Айвенго догадывается, что на следующий день, когда все путники покинут усадьбу Седрика, Исаак будет ограблен людьми Буагильбера. Ночью он тайком выводит его из дома и провожает в безопасное место. За это благодарный Исаак обещает Айвенго коня и рыцарские доспехи.


Принц Джон, правитель Англии на время отсутствия короля, желая захватить престол, ищет поддержки у нормандских баронов, у рыцарей Храма и иоаннитов, обладающих реальной воинской силой. Его ближайшие соратники – сэр Вальдемар Фиц-Урс, Реджинальд Фрон де Беф, братья Альберт и Филипп Мальвуазены, Морис де Браси и храмовник Буагильбер. С целью укрепления союза заговорщиков Джон решает устроить рыцарский турнир у городка Ашби. Здесь собираются его сторонники, а также множество знатных людей и толпы простонародья; присутствуют Седрик с Ровеной и своими домочадцами и еврей Исаак с дочерью, красавицей Ревеккой.


В схватках удача благоволила рыцарям принца Джона, пока на ристалище не появился никому не ведомый воин с опущенным забралом (это Айвенго). Сбросив с лошадей Буагильбера и других рыцарей, он по праву победителя может выбрать королеву любви и красоты, и его выбор падает на Ровену. Айвенго делает это не открывая лица. В каждом его жесте видны отвага и изящество. Прекрасная еврейка Ревекка влюбляется в него. Она еще не знает, что приглянулась другому рыцарю, храмовнику Буагильберу.


На следующий день назначена групповая схватка, в которой предводителями партий выступают Буагильбер и Айвенго, так и не раскрывший своего инкогнито. На стороне Айвенго сражается могучий воин, таинственный Черный Рыцарь. Айвенго снова объявлен победителем и по приказу принца Джона открывает лицо. Он смертельно бледен – в схватке ему нанесли тяжелую рану. Ровена и Седрик узнают его. Седрик ошеломлен и с некоторым опозданием посылает слуг, велев забрать сына. Но слуги не могут исполнить этого – раненый рыцарь исчез. Состязания тем временем продолжаются, на поле выходят лучники, и победа в стрельбе достается йомену Локсли.


Принц Джон устраивает пир, пригласив своих сторонников, а также знатных саксов Седрика и Ательстана. Заходит речь о леди Ровене и ее богатом наследстве; де Браси, соблазненный этим, решает похитить девушку с помощью Буагильбера.


Тем временем таинственный Черный Рыцарь, незаметно покинув ристалище, углубился в дремучий лес (это король Ричард, вернувшийся в Англию). Он находит жилище отшельника, с которым проводит ночь за выпивкой и приятной беседой (отшельник – не кто иной, как монах Тук из шайки Локсли).


Седрик с домочадцами и слугами отправляется домой. На лесной дороге он встречает Исаака с дочерью; при них – крытые носилки, где лежит раненый Айвенго. Седрик разрешает им присоединиться к своему каравану, но вскоре его отряд подвергается нападению. Люди, переодетые разбойниками, пленяют их и привозят в замок Фрон де Бефа. У каждого из трех рыцарей, собравшихся здесь, свои планы: де Браси хочет жениться на Ровене и завладеть ее богатыми землями; Буагильбер намерен сделать Ревекку своей наложницей; Фрон де Бефу нужны деньги – выкуп от Седрика, Ательстана и Исаака. Но внезапно под стенами цитадели звучит рог и три предводителя получают вызов на бой.


Локсли, уже узнавший о пленении знатных саксов, встретился с Черным Рыцарем, и они решили, собрав окрестных йоменов, штурмовать замок. Штурм описан во всех подробностях: совещания предводителей той и другой стороны, обстрел замка лучниками, яростный натиск осаждающих, схватка Черного Рыцаря с Фрон де Бефом, разбитые Черным Рыцарем ворота, захват передовой башни, преодоление рва, поджог, устроенный Урфридой, смерть Фрон де Бефа в огне и пленение де Браси. Сопутствующие события: Фрон де Беф пытает Исаака, вымогая у него деньги; шут Вамба, проникнув в замок, помогает Седрику бежать; Ревекка ухаживает за раненым Айвенго, проникаясь к нему искренним и безответным чувством; рассказ о том, как Айвенго оказался на попечении прекрасной еврейки.


Цитадель пала, ее защитники перебиты, пленники спасены. Черный Рыцарь выносит Айвенго из горящего замка. Фрон де Беф погиб, де Браси взят в плен, но Буагильберу удается ускользнуть. Он увозит с собой Ревекку и скрывается с ней в Темплстоу, прецептории Ордена Храма.


Заключительные эпизоды романа. Принц Джон дает пир в Йоркском замке. Появляется де Браси, отпущенный Черным Рыцарем, и сообщает, что король Ричард уже в Англии. Джон в ужасе. Потом ему приходит в голову, что Ричард странствует сейчас в одиночестве, и лучшим выходом будет тайное убийство брата. Джон посылает на его поиски отряд особо доверенных воинов.


Исаак, отчаявшись, едет в Темплстоу, где обращается к Луке Бомануару, гроссмейстеру Ордена, с покорной просьбой вернуть похищенную Буагильбером дочь. Но Бомануар прогоняет старого еврея; гроссмейстеру более удобна другая версия: Ревекка – ведьма, околдовавшая Буагильбера. Собирается суд Ордена, и Ревекка, понимая, что ее ждет смерть на костре, требует Божьего суда – поединка ее защитника с Буагильбером.


Последнее свидание Буагильбера с Ревеккой. Рыцарь Храма любит красавицу еврейку и понимает, что стал причиной ее несчастий. Он просит девушку бежать с ним в далекие страны, сулит ей власть и богатство, но Ревекка непреклонна; хоть смерть страшит ее, она вновь отвергает Буагильбера.


Король Ричард (Черный Рыцарь) перевозит раненого Айвенго в ближайший монастырь и отправляется в дорогу, держа путь к баронам, своим сторонникам, собирающим войско. В лесной чаще на Ричарда нападают убийцы, посланные принцем Джоном. На помощь королю приходят йомены Локсли (Робина Гуда), и Ричард наконец открывает им свое имя и титул. В этот момент появляется Айвенго. Он не остался в монастыре, а тайно последовал за своим королем. Вместе они едут в Конингсбург, замок Ательстана, где встречаются с Седриком и Ровеной. Король просит, чтобы Седрик вернул сыну свою милость и не противился его браку с Ровеной.


У прецептории Темплстоу в ожидании поединка между Буагильбером и неведомым защитником Ревекки собрались рыцари Храма. Появляется Айвенго; он еще не оправился от ран, однако готов к бою. В схватке его копье лишь задело щит храмовника, но тот рухнул с коня на землю. Божий суд свершился, Буагильбер мертв, Ревекка свободна. Это кульминация романа: порок наказан, справедливость торжествует.


Грохочут копыта, и к ристалищу Темплстоу подъезжает король Ричард с большим отрядом воинов. Его сторонники уже заняли цитадель храмовников. Король требует повиновения от гроссмейстера Ордена, но Лука Бомануар отказывает Ричарду и собирается вернуться во Францию. По приказу короля воины хватают заговорщиков из числа рыцарей Храма (позже они будут казнены).


Финальные эпизоды, развязка . Состоялось бракосочетание Ровены и Айвенго. В один из дней после этого Ревекка приходит к Ровене, благодарит ее, преподносит в подарок драгоценности и прощается навсегда. Ревекка и ее отец Исаак покидают Англию и уезжают в Испанию, в мавританские владения Боабдила. Роман завершается краткой экспозицией о дальнейшей судьбе Айвенго и Ровены.


Я не говорю, будто наилучшим образом изложил замысел, сюжет и фабулу романа «Айвенго». Но изложение может быть примерно таким. Нам важны не изящество стиля и абсолютная точность, а суть. И теперь мы можем констатировать:

в сюжете важны страна и эпоха, а фабульные события уточняют время действия, срок, в течение которого действие происходит, и места конкретных происшествий;

в фабуле поименно названо больше персонажей, чем в сюжете, а основные герои, важные в сюжете, описаны подробнее. В частности, говорится о тех или иных резонах их действий;

сюжет фактически лишен структуры, тогда как более двадцати фрагментов фабулы имеют тенденцию перерасти в главы романа. События излагаются в фабуле в хронологической последовательности, что позволяет составить поглавный план и решить, будут ли в романе части и главы или только главы;

момент кульминации намечен уже в сюжете и уточнен в фабуле: это эпизод Божьей кары, когда храмовник падает мертвым, хотя копье Айвенго едва задело его;

фабула предполагает, что некоторые важные обстоятельства уже продуманы автором и, вероятно, «положены на бумагу» – собственно, это и есть развитие сюжета в фабулу.

Последний пункт требует уточнения. Процесс развития сюжета включает следующие моменты:


1. УСТАНОВКА ВРЕМЕНИ – когда происходят события и примерно какое время они занимают. Срок действия, обычно часы или дни в рассказе или более длительный период, если речь идет о повести и романе, может явным образом не сообщаться читателю, но автор обязательно должен его себе представлять. Примерная раскладка событий по времени тоже полезна, она дает понимание, как долго длится тот или иной эпизод – например, путешествие персонажа из одного места в другое с учетом используемых транспортных средств (запряженной лошадьми повозки, парусного корабля, автомобиля или самолета). Эпоха, когда происходят события, в историческом повествовании указывается явно, иногда с точностью до дат. Если же действие происходит в наши дни или близкие к ним, можно использовать другой способ – расставить временные маркеры, связанных со значимыми и наверняка известными читателю фактами. Например: это случилось за месяц до чернобыльской катастрофы; в тот год советские войска начали покидать Афганистан; президентом США был избран Буш-младший; в программе «Время» сообщили, что под Челябинском упал метеорит.

2. УСТАНОВКА МЕСТА ИЛИ МЕСТ – где происходят события, в какой стране, городе или городах, на каких улицах, в каких природных зонах, на суше или на море, в поезде, на корабле, в самолете. Если персонажи странствуют, нужно прикинуть их маршрут и учесть особенности местности – горы, лес, пустыня, ледник, река и т. д. В момент разработки фабулы не нужно знать это с точностью, но общие понятия должны у автора иметься: например, действие происходит в Москве и Подмосковье, или в джунглях Амазонки, или среди ледяных вершин Гималаев.

Я считаю, что расчет по оси времени – более важная процедура, чем определение места или мест.

С временем легче ошибиться, чем с местом: вы не забудете указать название города, расскажете о ландшафте, если сцена происходит на природе, опишете корабль, дом, комнату, но если при этом вы забыли подсчитывать время, может произойти нелепость. Предположим, вы написали роман на пятьсот страниц. Но вы не расставили отметки времени, то есть фраз типа: «на следующее утро», «прошел день», «миновала неделя», «через месяц он оказался там-то и там-то»; в результате у читателя создается впечатление, что на все действие понадобились сутки. Так что не забывайте, что поток событий движется во времени, и его нужно расчленять на эпизоды, привязанные к конкретным дням или, возможно, годам.


Эпоха – важнейший фактор в любом произведении, от него зависит, что вы, собственно, пишете – историческую или современную повесть.


В случае фантастического произведения, когда описывается некая планета, в сказочном (фэнтези) или близком к реальности ключе (НФ) установка времени и места превращается в установку Мироздания. Нужно нарисовать карту воображаемого мира, представить его географию, его города, природу и ландшафты, придумать, какие там обитают животные, какие растут деревья и травы, какие разумные создания живут в этом мире, описать их историю, обычаи, общественные отношения, одежды и предметы быта, особенности языка. Блестящим примером такой установки мира стал цикл Роберта Сильверберга о Маджипуре: «Замок лорда Валентина», «Маджипурские хроники» и «Понтифекс Валентин».

3. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ГЛАВНОМ ГЕРОЕ ИЛИ ГЕРОЯХ чаще всего формируется одновременно с установкой времени и места. Удивляться не стоит – ведь реальность произведения (а это первым делом – время и место) теснейшим образом связана с героями. Мы воображаем их в настоящем, или в прошлом, или в фантастическом мире, и это Мироздание напрямую зависит от того, кто наш герой: врач одной из больниц Петербурга, воин Александра Македонского или капитан космического корабля. Три-четыре таких слова (очень краткое описание) определяют время, место и статус главного персонажа. Сочинять его биографию еще рано, но нужно представить, кто он, мужчина или женщина, какого примерно возраста, какой внешности, какого нрава – ведь его характер в придуманных нами обстоятельствах будет одной из движущих сил интриги.

4. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВТОРОСТЕПЕННЫХ ПЕРСОНАЖАХ – кто друг нашего героя, кто враг, кто к нему равнодушен, но сыграет определенную роль в повествовании. Не нужно придумывать всех, кто со временем населит наш рассказ или роман – в данный момент к жизни, пусть еще смутной, вызываются только основные персонажи, фигуры влияния и действия. Они могут еще не иметь имен и определяться своей главной функцией: Верный Друг, Возлюбленная-Изменница, Злодей Завистник, Суровый Начальник, Родители, Шутник и т. д.

5. ПРИМЕРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ: интрига, завязка событий, их дальнейшее развитие (всегда и только по линии главного героя или по нескольким линиям), моменты локальных кульминаций, главная кульминация, развязка. Фактически это означает, что, придумав сюжет и представляя время и место действия, а также в общих чертах героя и трех-четырех основных персонажей, вы должны вкратце сочинить свою историю, рассказать ее самому себе, дополняя различными деталями, а потом записать. При этом могут возникнуть вопросы, требующие ответов. Например: ваш герой – хирург. Какая у него специализация? Начинающий ли он медик или опытный? Возможно, уникальный специалист с золотыми руками, и это вызывает зависть коллег? Возможно, завистники его подставили – как?


Другой пример: вы творите фантастическую историю о «попаданце», молодом человеке редких достоинств и мужества, провалившемся из нашего времени прямиком в XVIII век, на пиратский корабль. Как он может завоевать уважение разбойной ватаги? Что он умеет делать лучше, чем эти не очень образованные мореходы? Если он россиянин, то откуда он знает английский, французский или голландский язык? Как он объяснит свое присутствие на корабле? Какая тактика будет наиболее разумной, чтобы выжить?

Задавая себе подобные вопросы и отвечая на них, вы уточняете характер своего героя и его ситуацию и при этом неизбежно вызовете к жизни несколько его врагов и друзей.

Это позволит насытить фабулу подробностями, разработать сюжетные ходы, продумать роли персонажей, наметить внезапные повороты в своей истории и, возможно, изобрести тайну и хитроумный способ, как раскрыть ее неожиданно для читателя. Тайна, загадка – обязательный элемент не только для детектива, она очень украшает любое повествование.

Теперь можно продумать биографии основных персонажей (об этом мы поговорим в части четвертой) и заняться строительством, то есть композицией.


Под композицией понимается логически мотивированное расположение деталей в литературном произведении и взаимное соотношение этих деталей. Решение подобных вопросов фактически выливается в поглавный план, где вы в хронологической последовательности расписываете сцены или эпизоды.


Этим мы займемся в следующей главе, а сейчас я хочу поведать вам об одном случае. Он покажет, что литературные нивы можно возделывать по-разному, с планом и без плана, с тщательно проработанным сюжетом и без такового.

Жили-были два именитых американских писателя-фантаста, супруги Ли Брекетт и Эдмунд Гамильтон. Супруги, но не соавторы; они сочиняли каждый свое и, соблюдая профессиональную этику, не лезли в творческий процесс друг друга. Но вот однажды пришла им мысль написать повесть «Старк и звездные короли» (Старк – персонаж Ли Брекетт, а звездные короли, как известно, от Гамильтона). Итак, после нескольких дней независимого обдумывания сюжета Гамильтон поинтересовался у жены, где ее конспекты – то есть тот самый план со всевозможными приложениями (фабула, биографии героев, перечень сюжетных ходов и т. д.); как вы понимаете, Гамильтон хотел прочитать его, чтобы ознакомиться с плодами размышлений супруги. Однако Ли Брекетт ответила, что никаких конспектов у нее нет и никогда таковых не водилось. «Как же ты пишешь?» – удивился Гамильтон. «Я просто начинаю с первой строки и иду дальше», – пояснила жена.

Гамильтон был потрясен; я, прочитав об этом эпизоде, признаться, тоже. Но причины потрясения были разные. Гамильтон всегда составлял «конспект» – иными словами, разворачивал фабулу в подробную сюжетную разработку, тогда как Ли Брекетт опиралась лишь на краткое представление о сюжете и писала, как говорится, «из головы». В своих воспоминаниях Гамильтон замечает, что это показалось ему очень странным, так как для него такой способ казался трудным и вообще неприемлемым. А я удивился потому, что пишу иногда тем, а иногда другим способом, но метод «начнем с первой строки и пойдем дальше» казался мне вроде бы незаконным – и вот выясняется, что Ли Брекетт именно так и сочиняла!


Кстати, с Ли Брекетт солидарен Хемингуэй. В 1958 году в беседе со школьниками прозвучал вопрос: «Намечаете ли вы план будущего романа?» Хемингуэй ответил так: «Нет, я просто начинаю писать. Литература возникает на основе того, что вы знаете. Если вы придумали удачно, то написанное вами становится большей правдой, чем ваши воспоминания 5
Цит. по: Хотчнер А. Э. Папа Хемингуэй. – М.: Текст, 2002. С. 349.


Итак, существуют два полярных метода творения воображаемой реальности – логический и интуитивный. В первом случае вы сочиняете сюжет и фабулу, разрабатываете биографии персонажей, продумываете композицию, составляете поглавный план. Кроме этого, у вас, вероятно, имеется ворох заметок: пейзажные зарисовки, описания внешности героев, расчет времени, справочные материалы. Во втором случае вы обходитесь без всяких «конспектов» и, имея некоторое представление о сюжете, садитесь и пишите. Возникает вопрос: как такое может быть?

Может, если у автора очень развито воображение и он способен удержать в себе, в своем разуме, памяти и эмоциональной сфере придуманную им вселенную. В первой главе я говорил о феномене погружения, когда сочинитель как бы живет в двух мирах: в реальном земном и в своем вымышленном единоличном. Это ощущение глубокой причастности к созданному собственным воображением миру и обитающим в нем персонажам подсказывает естественное развитие сюжета; автор чувствует, что его герои должны говорить и действовать именно так, а не иначе. Течение событий диктует логику их поступков, а они, в свою очередь, сказываются на событиях, и автор интуитивно понимает, куда и как двигать сюжет, что должно случиться дальше. Это отличный способ, и я советую использовать его как можно чаще, ибо в нем сокрыта правда вашей истории.

Не надо опасаться, что интуитивный метод доступен лишь избранным, сочинителям с хорошей памятью и могучим воображением, людям духовным и эмоциональным, способным отрешиться от реальности и полностью уйти в свои мечты. Это, конечно, так, но кто же запрещает вам иметь подкрепление в виде написанной фабулы, плана и других материалов?

В результате мы приходим к выводу, что лучше всего совмещать оба способа, причем то, что подсказывает интуиция, полезно записывать, не полагаясь на память.

В конце главы я хочу предложить упражнение: вот три замысла или даже сюжета. Попробуйте додумать их и развить в фабулы – примерно на три-четыре страницы.

ВАРИАНТ 1, серьезная проза или триллер

Молодая красивая девушка приезжает с периферии в столичный город и поступает в вуз – театральный институт, институт культуры или что-то в этом роде. В нее влюбляется юноша-студент, но она не спешит отвечать ему взаимностью. Ей оказывает внимание доцент института старше ее лет на пятнадцать, холостой или женатый – по вашему выбору. Доцент знакомит героиню со своим приятелем, деятелем шоу-бизнеса, который может способствовать ее карьере (топ-модель, актриса в сериале, ведущая на ТВ и т. д.). Этот приятель может жить в том же столичном городе или, например, обосноваться в Париже, Мюнхене, Риме – там, где вы пожелаете. Героиня отправляется к нему, он предлагает ей раздеться, чтобы оценить фигуру, и насилует девушку. Потом объясняет ей известную истину: на экран попадают через диван. Героиня уходит от него в слезах. Влюбленный студент, узнав об этом печальном событии, клянется отомстить насильнику, а заодно и доценту. Может быть, он кого-то убьет – дальше думайте сами.

ВАРИАНТ 2, фантастика

Петербург и другие места, наши дни. Герой – психолог, изучающий феномен гениальности, мечтающий выяснить, как и откуда к гениям приходят новые идеи. Постепенно он приходит к мысли, что между Землей и Космосом имеется некая связь ментального порядка, но этот канал ведет не прямо к гениальным личностям, а к загадочным людям с особым даром – коннекторам, или связующим. Именно они инициируют гениев, и от них, в сущности, зависит прогресс земной цивилизации. Герою удается проникнуть в тайную организацию коннекторов. Дальнейшие ходы могут быть такими: у героя обнаружился дар коннектора; он выяснил, что коннекторы – инопланетные пришельцы; его пытаются уничтожить некие силы, желающие задержать технический прогресс на Земле; он контактирует с ученым-физиком, и тот свершает великое открытие – например, разрабатывает способ межзвездных перемещений.

ВАРИАНТ 3, детектив

Герой – частный сыщик. Он знакомится с симпатичной блондинкой (брюнеткой, шатенкой или рыжей с зелеными глазами), между ними завязываются отношения, но вскоре выясняется, что девушка себе на уме. Она просит сыщика помочь ее родителям, вложившим изрядные деньги в коммерческую фирму (возможно, это фирма-пирамида типа МММ). Глава фирмы Икс убит, фирма рухнула, но есть подозрение, что ее финансы не пропали, их увели куда-то за рубеж. Детектив начинает расследование и быстро выясняет, что Икс был мошенником, так что имеется масса людей, которые могли бы прикончить его из мести. Но Икс не являлся истинным хозяином фирмы – он подставное лицо Игрека. По приказу Игрека и убили Икса, чтобы объявить фирму банкротом и прикарманить деньги. Для разработки дальнейших сюжетных ходов смотрите телевизор – там рассказывают множество таких историй.

Шут и свинопас, оживший герой Рабле, веселый монах, вольный стрелок Робин Гуд, аббат и храмовник, надменные рыцари принца Джона, гордый саксонский тан и его домочадцы, еврей - ростовщик и его обаятельная дочь - наделены специфическими чертами характера, обусловленными средой и профессией. Творческая удача - изображение народа, тех персонажей, которые ранее были презираемы, но приобрели отныне огромное значение. Скотт - на прогрессивных позициях, гуманистически решая в романе расовую проблему, давая правдивое изображение страданий еврейского народа в Средние века и тем, сближаясь с основоположником английского реализма Шекспиром. Фабулу романа составляет непризнанная любовь - Ревекки к Айвенго, а не любовная коллизия - Айвенго - Ровена. Последняя - бледна, анемична, условна, в то время как подлинной героиней романа является дочь еврея-ростовщика.

“Отверженная, непризнанная любовь Ревекки к рыцарю Айвенго, - писал Белинский, - будучи в отношении к целому роману, как бы эпизодом, тем не менее дает ему целость, как его основная идея, живит и согревает его, как свет солнечный природу”. Скотт верен объективным фактам истории, показывая травлю еврея в условиях Средневековья, даже со стороны социально униженного саксонского шута. Но он всем содержанием своего романа осуждает расовое неравенство, национальную ненависть к угнетенному народу. Характерно, что еврея Исаака травит и дразнит принц Джон, не стесняющийся занимать у еврея его - деньги, а на защиту еврея встает рыцарь Айвенго - сторонник Ричарда, человек, за плечами которого автор; показательно, что чувства и волю Ревекки насилует рыцарь-храмовник Буагильбер, а заступается за Ревекку крестьянин калека Хигт.

Он - ростовщик и его - ростовщичество на первом плане. Правда, на его долю выпадает комическая роль, но этот комизм отступает на задний план в сценах, где изображается страдание Исаака - отца, и здесь проявляется свойственная Скотту художественная правдивость.Ревекка опоэтизирована в романе и поставлена в центр повествования.

Ее жизнь, ее приключения, ее любовь, непозволительная с точки зрения средневековой морали, ее великодушие и порыв объективно составляют стержень романа. Ее физическая привлекательность сочетается с нравственной: еврейка нежна, великодушна, отзывчива к человеческому горю, помнит добро и сеет добро сама, она человечна в лучшем смысле слова.В ней воплотились лучшие черты народа и, прежде всего стойкость в жизненной борьбе. Ревекка сильна, смела, обладает твердой волей и силой характера, готова на смерть - так она ценит свое человеческое достоинство, честь, и это спасает ее в грозную минуту беседы с храмовникам.

Некоторая индивидуализация характера, более яркая в сравнении с иными “героями” романов Скотта обусловлена тем, что образ Ревекки, рисуется автором как образ трагический.

Несчастье девушки в том, что она любит, не будучи любимой, и любима, сама не любя. В первом случае - это - Айвенго, во втором рыцарь храма - Буагильбер. Характерно - и само композиционное построение романа, при котором после встречи с любимым следует, как правило, встреча с нелюбимым Брианом. И это позволяет автору каждый раз раскрыть какие-то новые черты - психологического портрета героини.

Скотт любит и поэтизирует образ Ревеки - противопоставляя ей не менее колоритного и романтизированного человека с демоническими страстями - храмовника Бриана.Крестоносец, одержимый любовным наваждением, в тоске готов продать и себя, и веру своих отцов. Ревекка же неизменно и последовательно сохраняет свое человеческое и национальное достоинство, заявляя, что никакие угрозы и даже угроза смерти не заставят ее пойти против совести и предать веру отцов.

Гуманистическое содержание романа, трезвость политического мироощущения Скотта проступает и в изображении рыцарей и рыцарства. Скотт с любовью прибегает к геральдике, дает понятие о рыцарском этикете, традициях, словом сознательно воссоздает весь необходимый внешний колорит эпохи, никогда не теряя, однако способности трезвой логической оценки происходящего.

Сходство рыцаря Айвенго с героями рыцарского романа. Роман Скотта выполняет «научно-популярную» функцию, сообщая исторические сведения о жизни средневековой Англии, в нём соединяются рассказы о крестовом походе и кодекс рыцарской чести, в центре романа - любовная интрига. Затем предложим ученикам подумать, почему же роман «Айвенго» не является рыцарским романом. Во-первых, потому, что он написан в XIX веке, а не в эпоху средневековья, во-вторых, в нём нет ничего фантастического или волшебного, зато перед читателем возникает живописная картина исторических событий. В основу романа положено традиционное для В.Скотта переплетение любовной и политической интриг. В центре повествования влюблённая пара - рыцарь Айвенго и леди Ровена, судьба и благополучие которых зависят от хода истории.

Кого из героев романа, кроме Айвенго, можно назвать истинным рыцарем? Разумеется, это Ричард Львиное Сердце. Какие подвиги он совершает? Романического Ричарда Плантагенета больше всего привлекает жизнь простого странствующего рыцаря, ему дороже всего слава, которую он завоёвывает в одиночку своей твёрдой рукой и мечом, нежели победа, одержанная во главе стотысячного войска. Это о нём Ревекка, наблюдающая из башни за сражением, говорит: «Он бросается в битву, точно на весёлый пир. Не одна сила мышц управляет его ударами - кажется, будто он всю свою душу вкладывает в каждый удар, наносимый врагу. Это страшное и величественное зрелище, когда рука и сердце одного человека побеждают сотни людей».

Шотландский писатель Вальтер Скотт, расцвет творчества которого пришелся на начало XIX века, особенно выделился на фоне своих современников тем, что под его талантливым пером исторический роман, как таковой, приобрел совершенно новую форму. Яркое подтверждение тому - роман "Айвенго", который стал самым известным произведением у Вальтера Скотта .

Если у вас сейчас нет возможности прочесть роман целиком, мы предлагаем вам прочитать краткое содержание "Айвенго" .

В конце XII века царствует Ричард Львиное сердце, тогда же происходит формирование английской нации, которая складывается из следующих слоёв: простой люд, англосаксы, французские рыцари. В 1066 году, когда прошло норманнское завоевание, началась долгая и кровопролитная междоусобица. Надо отметить, что официально история Англии эти события рассматривала несколько иначе, а именно - как непродолжительную и малоболезненную борьбу.

Что Вальтер Скотт показал в романе "Айвенго"?

Если вы прочитаете даже краткое содержание "Айвенго", вы ясно увидите, что Вальтер Скотт раскрыл в романе реальную ситуацию, осветив ее с исторической стороны очень точно. А после прочтения всего романа это станет еще более явным. Итак, прошло уже более ста лет, как в Англии минули времена Вильгельма-завоевателя. Тогда короля Ричарда Львиное сердце томили в плену, а местная родовая знать Франклины и простой народ находились в угнетении норманнских дворян. Все с нетерпением ждут, когда вернется король, положив конец беспределу и сплотив народ.

Наконец, одетый в одежду пилигрима, после крестового похода и сражений приезжает близкий друг Ричарда - отважный рыцарь Айвенго. Не будем подробно описывать все события романа, поскольку вы самостоятельно можете прочесть о них в кратком содержании "Айвенго", однако скажем, что сам Айвенго не так много принимает участия в действиях, особенно в сражениях и интригах. Вальтер Скотт показывает, что Айвенго - носитель главной идеи сплоченности и единства.

Роман написан очень живым и ярким языком, он завоевал внимание миллионов читателей многих поколений, и конечно, большое влияние романа сказалось на историческом жанре как таковом, особенно в XIX веке.

Читайте краткое содержание "Айвенго" . Кроме того, в нашем разделе кратких содержаний вы можете найти много других произведений, изложенных кратко в доступной форме.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса