Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как тургенев относится к нигилизму. Что такое нигилизм

Цели уроков: познакомиться с толкованием понятия «нигилизм»; сравнить понятие «нигилизм» и взгляды Базарова.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Учащиеся зачитывают все варианты определений понятия «нигилизм». При необходимости учитель дополняет ответы:

Нигилизм - это...

- (от лат, nihil - «ничто») отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. (Большой энциклопедический словарь)

- «безобразное и безнравственное учение, отвергающее все, чего нельзя ощупать (Толковый словарь В. Даля)

- «голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм (Толковый словарь русского языка)

- «философия скептицизма, которая возникла в России в ХIХ веке в начале правления Александра II. Ранее этот термин применялся к некоторым ересям в Средние Века. В русской литературе термин нигилизм был впервые использован, пожалуй, Н. Надеждиным в статье в «Вестнике Европы»… Надеждин... приравнивал нигилизм к скептицизму. (М. Катков )

2. Проверка заполнения таблицы. Четыре ученика у доски заполняют таблицу (по одному пункту таблицы каждый). Учащиеся сверяют свои таблицы с таблицей, заполненной на доске. Дополняют отвечающих или свои записи.

3. Вывод и ответ на вопрос:

(Убеждения Базарова вполне подходят под определение нигилистических. Отрицание всего и всех: моральных устоев, искусства, чувств. Базаров объяснял все жизненные явления с точки зрения науки, материализма. Все это было собрано и описано Тургеневым в образе Базарова.)

II. Работа по тексту романа

Для того чтобы лучше понять суть образа мыслей Базарова нигилиста, обратимся к трем диалогическим сценам романа, которые раскрывают основные постулаты нигилистической картины мира.

Когда мы впервые слышим слово «нигилист» и кто при этом присутствует?

(В первой сцене, происходящей за утренним чаем, принимают участие братья Кирсановы и Аркадий. Именно здесь впервые прозвучало слово «нигилист», не на шутку встревожившее старшее поколение, обозначавшее критическое отношение ко всем существующим «авторитетам» и «принципам» («нигилист - это человек, которые не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип».)

С какой целью было произнесено это слово и, какова была реакция на него?

(Аркадия, невольного возмутителя спокойствия, больше занимает не смысл того, чем он говорит, а собственно бунтарский характер произносимых им слов и их ошеломляющее воздействие на отца и дядю. Они же переживают подобное состояние именно от осознания всего услышанного. Для Павла Петровича нигилист - это, прежде всего, тот, кто «не склоняется» ни перед каким опытом. Однако люди, отказывающиеся от прошлого, по его мнению, обречены «существовать в пустоте, в безвоздушном пространстве». Таким драматическим выводом Павел Петрович завершает свой разговор с молодым реформатором.)

Вторая сцена, уже с Базаровым, значительно углубляет представление о нигилистическом сознании. За столом появляется сам нигилист, что обуславливает новый виток в развитии предшествующего разговора.

Как изменяется разговор с появлением Базарова?

(Говоря о непризнании авторитетов, Базаров корректирует недавнее высказывание Аркадия о нигилисте смягчает его, допуская для себя признание того, что сочтет «делом». Но даже при таком раскладе он остается верен своим убеждениям. Если что-то Базаров и склонен принять, то только лишь пропущенным через собственное «я»: «мне скажут дело, я соглашусь...», - т. е. во главу угла ставится исключительно личный опыт, а не то, что выверено временем, является авторитетным и общепринятым.)

Комментарий учителя.

Две недели спустя в прямой «схватке» с Павлом Петровичем Базаров открыто заявит своему оппоненту можно обойтись и без «логики истории», иначе, без знания объективных закономерностей общественного развития без включенности в общий процесс исторического времени, с тем, чтобы обрести свое место в поступательном движении истории.

Однако всеобщее отрицание тургеневского героя не было стихийным и тем более бесцельным. Оно имело конкретное историческое обоснование, обусловленное противостоянием «новых» людей дворянскому аристократизму. Связывая единственно с ним тяготы русской жизни (не случайно тургеневский роман открывается картинами предреформенной деревни), демократический герой, естественно, не желает иметь ничего общего с наследием «отцов».

(Обращение писателя к картине дает читателю возможность осознать демократические истоки базаровского отрицания, то, что Базаров воплощает единую сущность наиболее радикальных устремлений в русском обществе накануне крестьянской реформы. Катастрофическая картина народной жизни и фигура Базарова на ее фоне воспринимаются как нечто нерасторжимое, взаимообусловленное.)

Что особенно привлекло ваше внимание в картине деревни, открывшейся Аркадию?

(Пронзительно страшное запустение во всем: «Церкви... с отвалившеюся кое-где штукатуркой… с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами»; «как нищие в лохмотьях... придорожные ракиты с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы»; «мужички... все обтерханные, на плохих клячонках»… в церквах, природе, людях, животных, кладбищах... Какая-то всеохватная «обтерханность»! А еще все вокруг необыкновенно уменьшенное, ничтожное, недужное. Причем «ничтожество» и «недуг» выступают в описании крестьянской жизни тесно связанными: «крошечные пруды с худыми плотинами», «деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами», «покривившиеся молотильные сарайчики». На фоне болезненно измельченного деревенского мира единственное, что впечатляет своими размерами, это «зевающие воротища» молотильных сарайчиков «возле опустелых гумен».)

Какова роль третьей сцены?

(В третьей сцене «схватки» - героев особенно резко обозначились конфликтообразующие стороны, представленные двум диаметрально противоположными общественными сознаниями - демократическим и либеральным: «лекарь» против «аристократишки» и наоборот. Базарова глубоко раздражают рассуждения Павла Петровича об исторической роли английской аристократии, о чувстве собственного достоинства, долге, уважении к личности.)

III. Слово учителя

Базаров - умный и глубокий человек. Его нигилистическое сознание во многом проистекает из присущего ему всеохватного знания русской жизни, в которой есть все: «пошлость», «доктринерство», «недостаток в честных людях», бесконечные толки о парламентаризме... но где нет главного - «дела». Отрицая все реально существующие формы социального устройства, экономической жизни, культуры, быта Базаров ничего не может предложить взамен, кроме неистового желания разрушить по его твердому убеждению, старое, отжившее. В этом смысле положение героя глубоко драматично, так как отсутствует опора в прошлом и видение перспективы будущего.

IV. Аналитическая беседа

Как мы уже обсуждали на предыдущих уроках, огромное влияние на Базарова оказала А. С. Одинцова, любовь к ней.

Каким образом отразилось это влияние на Базарове нигилисте?

(Теперь герой воспринимает мир не как естествоиспытатель, а внутренним зрением, «глазами души». В таком состоянии он перестает быть зависимым от власти идей, становится, благодаря собственной духовной мощи, для них неуязвимым. Базаров убеждается, что помимо выбранной им цели -отрицания старого жизнеустройства - и движения к ней, в жизни человека есть ценности более важные и необходимые для сохранения и развития самой человеческой жизни. Одна из них - способность видеть мир единичным, неповторимым и принимать этот мир в его же самозначимости. Это открытие стало для Базарова основанием глубокого духовного кризиса, представившего его уже не героем цели, а рефлектирующим героем.)

Можете ли вы привести примеры проявления «обновленного» Базарова?

(Базаров рассказывает Аркадию о «той осине» из детства, воспоминания о которой живы и дороги ему. Ему хочется, чтобы его воспринимали не как «государство какое или общество», т. е. что-то обезличенное, но в отдельности, выделенности из общего. Больше того, прежде воспринимавший человека как слаженный биологический организм, он неожиданно соглашается с мыслью о том, что всякий человек - загадка».)

В чем выражается духовный кризис Базарова?

(Остро сознающий личное«я», Базаров болезненно переживает конечность своего существования на фоне вечного бытия природы. Прежде такая знакомая и полезная («Природа - не храм, а мастерская, и человек в ней работник»), она начинает вызывать у Базарова глухое раздражение и горькие раздумья о собственной ничтожности и оставленности в огромном мироздании («Узенькое местечко, которое я занимаю, до того крохотно в сравнении с остальным пространством, где меня нет и где дела до меня нет...»), о своей временности и случайности в общем потоке времени, где, по словам героя, «меня не было и не будет». Он не может смириться с мыслью о том, что человек перед вечностью это всего лишь «атом», «математическая точка». И потому говорит о жизни как о «безобразии». В таком состоянии трудно думать о каких-то Филиппе или Сидоре, которые придут после тебя, ушедшего навсегда, тем более посвятить им свою «мгновенную» жизнь.)

Как вы думаете, как связаны эти умозаключения героя с чувствами самого автора?

(Неизбывная тоска Базарова от осознания краткости человеческого бытия напрямую связана с мироощущением самого Тургенева, «трагической установкой духа» писателя.)

Какой выход для человека предлагает Тургенев?

(Один выход Тургенев описал в «Записках охотника» - раствориться в природе, войти в стихийное течение жизни. Но Тургенев не мог привести своего героя к «жизни безличной»: у автора «Отцов и детей» была другая установка.

По мысли писателя, чтобы пережить драматическое осознание своего бренного удела на фоне вечной жизни природы, человек должен, несмотря ни на что, продолжать оставаться личностью, сохранить в себе «огромное напряжение личного начала», быть похожим на птицу, неудержимо летящую вперед. Но не на ту, с какой сравнивает Базаров Аркадия, стремящегося к «гнезду», к обыкновенному человеческому существованию, покою, уюту.)

V. Итог урока

Базаров - бесприютный скиталец, устремленный к недостижимой цели. И разве не является романтическим этот высокий порыв к недостижимому? Базаров, отрицающий внешний романтизм, по своей духовной сути романтическая личность.

Путь к цели Базарова - «горькая, терпкая, бобылья жизнь» - это сознательный, личный выбор героя, выводящий его из числа обыкновенных людей, делающий его избранным. Так признать конечность своего бытия, как делает это тургеневский Базаров, дано не каждому, но только необыкновенно сильной личности, в которой торжествует дух, личности, внутренне свободной. Но почему же так несчастливо, бездарно заканчивается жизнь самого интересного и неоднозначного героя Тургенева? Об этом мы поговорим на следующем уроке.

Домашнее задание

Подумать над вопросом: почему роман «Отцы и дети» заканчивается смертью главного героя?

Слово «нигилист» в переводе с латинского буквально переводится как «ничто». Это человек, который не признает никаких авторитетов. Этот термин широко распространился в литературе и публицистике 60-х годов 19 века.

Течение общественной мысли

В России это течение получило максимальное распространение после того, как свет увидел роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Нигилизм проявил себя в качестве общественного настроения разночинцев, отрицавших устоявшиеся нормы морали. Эти люди опровергали все привычное. Соответственно, нигилист - это человек, который не признает ничего. Представители данного течения отвергали религиозные предрассудки, деспотизм в обществе, искусство, литературу. Нигилисты выступали за свободу личности женщины, ее равноправие в обществе, а также в определенной степени пропагандировали эгоизм. Программа этого течения была весьма схематична, а те, кто продвигал ее, были излишне прямолинейны.

Если говорить о нигилизме как о мировоззрении, то его нельзя назвать цельным. Нигилист - это человек, который отличался лишь выражением неприятия к окружающей действительности. Идеи этого общественного течения в то время выражал журнал «Русское слово».

Нигилизм до «Отцов и детей»

Как уже говорилось выше, сам термин получил распространение после того, как был опубликован роман «Отцы и дети». В данном произведении нигилист - это Евгений Базаров. У него были последователи, но об этом позже. Именно после публикации романа распространился термин "нигилизм". До этого в журналах подобные идеи назывались «отрицательным направлением», а его представители именовались «свистунами».

Для противников общественного течения нигилист - это тот, кто стремился разрушить моральные устои и пропагандировал аморальные принципы.

"Что такое Базаров?"

Именно с таким вопросом обращается П.П. Кирсанов к своему племяннику Аркадию. Слова о том, что Базаров - это нигилист, брата Павла Петровича изумили. Для представителей его поколения жизнь без принципов невозможна.

Стоит отметить, что нигилисты в литературе - это в первую очередь герои Тургенева. Наиболее ярким, конечно, является Базаров, у которого были последователи, Кукшина и Ситников.

Принципы нигилистов

Для представителей этого течения характерен главный принцип - отсутствие каких-либо принципов.

Наиболее ярко мировоззренческая позиция Базарова отражается в спорах с Павлом Петровичем Кирсановым.

Герои по-разному относятся к простому народу. Базаров считает этих людей «темными», Кирсанов умиляется патриархальности крестьянской семьи.

Природа для Евгения является своеобразной кладовой, в которой человек может хозяйничать. Павел Петрович любуется ее красотой.

Отрицательно относится главный нигилист в романе «Отцы и дети» к искусству. Чтение литературы для Базарова - пустое времяпрепровождение.

Евгений и Павел Петрович - представители разных социальных слоев. Базаров разночинец. Это во многом объясняет его отношение к народу и равнодушие ко всему прекрасному. Он представляет, насколько тяжела жизнь тех, кто возделывает землю. Русские нигилисты, как правило, действительно были разночинцами. Вероятно, этим вызвана их революционная настроенность и неприятие общественного строя.

Последователи Базарова

На вопрос о том, кто из героев был нигилистом в «Отцах и детях», можно, конечно, ответить, что учеником Базарова считал себя Аркадий Кирсанов. Кукшина и Ситников тоже выдают себя за его последователей. Однако можно ли их считать нигилистами?

Аркадий, хоть и пытается подражать Базарову, совершенно по-другому относится к искусству, природе, родным людям. Он перенимает лишь холодную манеру Базарова общаться, разговаривает низким голосом и держится развязно. Аркадий - воспитанный молодой человек. Он образован, искренен, неглуп. Младший Кирсанов рос в другой среде, ему не надо было зарабатывать себе на учебу.

Однако когда Евгений Базаров влюбляется в Анну Одинцову, то создается впечатление, что его поведение тоже несло оттенок наигранности. Конечно, он намного тверже Аркадия, глубже разделяет идеи нигилизма, но при этом он все-таки душой не мог отвергнуть все ценности. В конце романа, когда Базаров ожидает собственной смерти, он признает силу родительской любви.

Если говорить о Кукшиной и Ситникове, то они изображаются Тургеневым с такой иронией, что читатель сразу понимает: воспринимать из как «серьезных» нигилистов не стоит. Кукшина, конечно, «пружится», стараясь показаться не такой, какая она есть в действительности. Автор называет ее «существом», подчеркивая тем самым суетливость и глупость.

Ситникову писатель уделяет еще меньше внимания. Этот герой - сын трактирщика. Он недалек, держится развязно, копируя, вероятно, манеру Базарова. У него есть мечта сделать людей счастливыми, используя для этого деньги, заработанные отцом, в чем выражается неуважительное отношение к чужому труду и к родителям.

Что же хотел автор сказать таким ироничным отношением к этим персонажам? Во-первых, оба героя олицетворяют собой негативные стороны личности самого Базарова. Ведь и он не проявляет уважения к устоявшимся ценностям, которые были заложены много веков назад. Базаров также проявляет пренебрежение к родителям, которые живут лишь любовью к единственному сыну.

Второй момент, который хотел показать писатель, заключается в том, что время «базаровых» еще не наступило.

История происхождения термина «нигилизм»

Благодаря Тургеневу, понятие нигилизма получило широкое распространение, однако не он придумал этот термин. Есть предположение, что Иван Сергеевич заимствовал его у Н.И. Надежина, который в публикации применил его для негативной характеристики новых литературных и философских течений.

Тем не менее именно после распространения романа «Отцы и дети» термин получил общественно-политическую окраску и стал широко применяться.

Надо также сказать, что дословный перевод этого слова не передает содержания этого понятия. Представители течения вовсе не были лишены идеалов. Есть предположение, что автор, создав образ Базарова, выказывает осуждение революционно-демократического движения. В то же время Тургенев говорит, что его роман направлен против аристократии.

Итак, термин «нигилизм» первоначально задумывался как синоним слова «революция». Однако слово получило такую популярность, что нигилистом мог считать себя семинарист, отдавший предпочтение учебе в университете и отказавшийся от духовной карьеры, или девушка, выбравшая себе мужа по велению сердца, а не по указу родственников.

Можно ли назвать Базарова «рефлектирующим нигилистом»? Почему? Ответ обоснуйте (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).

«Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - и все-таки обреченная на гибель, потому что она все-таки стоит в преддверии будущего»,- так писал Тургенев о своем ниги­листе. Писатель утверждал, что нигилист Базаров - «лицо трагическое». И действительно, Базаров у Тургенева «реф­лектирующий нигилист».

Свои взгляды Базаров раскрывает во время споров с Пав­лом Петровичем Кирсановым. Герой отвергает традиционные человеческие и общественные ценности: религию, обществен­ный строй, принципы. При этом Базаров считает, что ниги­лизм - это проявление народного духа, верит в необходимость революционных преобразований в стране. Он не видит пользы в искусстве, музыке, поэзии. Кирсанов говорит о Шиллере и Гете, Евгений Васильевич же восклицает: «Порядочный хи­мик в двадцать раз полезнее всякого поэта!». Базаров смеет­ся над музыкальными занятиями Николая Петровича Кир­санова, чтение Пушкина Евгений Васильевич считает «ерун­дой», потребность мечтать - «блажью». Нигилизм героя про­является и в отношении к природе. Его не интересует красота природы, он рассматривает ее только с утилитарной точки зрения: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней ра­ботник».

Взгляды героя в романе опровергает сама жизнь. Чувства Евгения Васильевича резко изменяются после его знакомства с Одинцовой. Любовь к Одинцовой - начало трагического возмездия этому герою: она раскалывает его душу на две по­ловины. Отныне в нем живут и действуют два человека. Один из них - убежденный противник всякого рода романтики. Другой - страстно любящий человек, впервые открывший в своей душе новые чувства: «Он легко сладил бы с своей кровью, но что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал, над чем всегда трунил, что возмущало всю его гор­дость» . Уроки любви повлекли за собою тяжелые последствия в судьбе Базарова. Они показали полную несостоятельность всех его взглядов. Более того, герой открыл романтика в самом себе. Он по-другому посмотрел на мир, природу, человека.

Фон, на котором происходит объяснение героев,- поэти­ческая картина летней ночи. Природа здесь дана в восприя­тии Базарова. Это на него глянула темная, мягкая ночь, ему слышалось ее таинственное шептание. Так с помощью пей­зажа Тургенев раскрывает внутренний мир своего героя, глу­бину его натуры. В сценах объяснения Базарова с Анной Сер­геевной покоряют свойственные ему прямота, искренность, естественность поведения.

Внутренний конфликт Базарова оказался неразрешимым: он не смог примириться с новой жизнью, с новыми чувства­ми. Погибает герой, заразившись тифом во время одной из операций. Перед лицом смерти проявляются лучшие качества Базарова: мужество, нежность к родителям, поэтическое чув­ство к Одинцовой, жажда жизни, труда, подвига. Речь его ста­новится поэтичной, метафорической: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…».

Какова же авторская позиция в романе? Безусловно, Тур­геневу интересен, некоторыми качествами своими очень сим­патичен его герой. Способность к истинной любви автор счи­тал очень важной для нравственной оценки человека. Базаров у Тургенева способен любить глубоко и сильно, в этой сфере он намного выше «уездных аристократов», выше Одинцовой.

Описывая сцену смерти героя, писатель рыдал навзрыд. Стра­ницы, рисующие болезнь и смерть Базарова, наиболее отчет­ливо выражают отношение автора к его герою: преклонение перед его душевной стойкостью, скорбные чувства, вызван­ные его гибелью.

Почему же писатель завершил роман гибелью Базарова? Д.И. Писарев считал, что Тургенев не мог «дорисовать такой тип, который только что начинает складываться и обозначать­ся и который может быть дорисован только временем и собы­тиями». «Не имея возможности показать нам, как живет и дей­ствует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает», - от­мечал критик.

Таким образом, Базаров в романе Тургенева - «рефлек­тирующий нигилист». Ему свойственны те нравственные ис­кания, через которые прошли многие герои русской литера­туры - Онегин, Печорин, Раскольников.

Здесь искали:

  • почему базарова можно назвать рефлектирующим нигилистом
  • почему базаров нигилист
  • рефлектирующий нигилист

Замысел романа Тургенева "Отцы и дети" появился у автора в 1860 году, когда он отдыхал летом на острове Уайт. Писатель составил список действующих лиц, среди которых был и нигилист Базаров. Характеристике этого персонажа и посвящена данная статья. Вы узнаете, действительно ли Базаров - нигилист, что повлияло на становление его характера и мировоззрения и каковы положительные и отрицательные черты этого героя.

Первоначальная авторская характеристика Базарова

Каким же изобразил своего героя Тургенев? Автор первоначально представил этого персонажа как нигилиста, самоуверенного, не лишенного цинизма и способностей. Он живет малым, презирает народ, хотя и умеет говорить с ним. Евгений не признает "художественного элемента". Нигилист Базаров знает много, энергичен, а в сущности своей - "бесплоднейший субъект". Евгений горд и независим. Таким образом, сначала этот персонаж был задуман угловатой и резкой фигурой, лишенной душевной глубины и "художественного элемента". Уже в процессе работы над романом Иван Сергеевич увлекся героем, научился его понимать, проникся симпатией к Базарову. В какой-то степени он даже начал оправдывать отрицательные черты его характера.

Евгений Базаров как представитель поколения 1860-х годов

Нигилист Базаров, несмотря на весь свой дух отрицания и резкость, - типичный представитель поколения 60-х годов 19 века, разночинной демократической интеллигенции. Это независимая личность, которая не желает склоняться перед авторитетами. Нигилист Базаров привык подвергать все суду разума. Герой подводит под свое отрицание четкую теоретическую основу. Он объясняет общественные болезни и несовершенство людей характером общества. Евгений говорит, что нравственные недуги появляются от дурного воспитания. Большую роль при этом играют всяческие пустяки, которыми с малых лет набивают головы людей. Именно такой позиции и придерживались отечественные демократы-просветители 1860-х годов.

Революционность мировоззрения Базарова

Тем не менее в произведении критикуя и объясняя мир, пытается его кардинально изменить. Частичные улучшения жизни, мелкие ее исправления его не могут удовлетворить. Герой говорит, что не стоит большого труда "только болтать" о недостатках общества. Он решительно требует смены самих основ, полного уничтожения существующей системы. Тургенев в видел проявление революционности. Он писал, что если Евгений считается нигилистом, то это означает, что он является и революционером. В те времена в России дух отрицания всего старого, отжившего крепостнического мира был тесно связан с народным духом. Нигилизм Евгения Базарова со временем становился разрушительным и всеобъемлющим. Не случайно этот герой в беседе с Павлом Петровичем говорит, что тот зря порицает его убеждения. Ведь нигилизм Базарова связан с народным духом, а Кирсанов ратует как раз во имя него.

Отрицание Базарова

Тургенев, воплощая прогрессивные черты молодежи в образе Евгения Базарова, как отметил Герцен, проявил некоторую несправедливость в отношении к опытному реалистическому воззрению. Герцен считает, что Иван Сергеевич смешал его с "хвастливым" и "грубым" материализмом. Евгений Базаров говорит, что придерживается во всем отрицательного направления. Ему "приятно отрицать". Автор, подчеркивая скептическое отношение Евгения к поэзии и искусству, показывает характерную черту, свойственную ряду представителей передовой демократической молодежи.

Иван Сергеевич правдиво изображает и то, что Евгений Базаров, ненавидя все дворянское, распространял свою ненависть и на всех поэтов, которые были выходцами из этой среды. Это отношение автоматически распространялось и на деятелей других искусств. Такая черта также была свойственна многим представителям молодежи того времени. И.И. Мечников, например, говорил, что среди молодого поколения распространилось мнение о том, что лишь положительное знание может привести к прогрессу, а искусство и иные проявления духовной жизни способны только тормозят его. Вот почему Базаров - нигилист. Он придерживается веры только в науку - физиологию, физику, химию - и не приемлет все другое.

Евгений Базаров - герой своего времени

Иван Сергеевич Тургенев создавал свое произведение еще до отмены крепостного права. В это время в народе все нарастали революционные настроения. На первый план были выведены идеи разрушения и отрицания старого порядка. Теряли свое влияние старые принципы и авторитеты. Базаров говорит, что теперь полезнее всего отрицать, поэтому нигилисты и отрицают. Автор видел Евгения Базарова героем своего времени. Ведь он является воплощением этого отрицания. Однако нужно сказать, что нигилизм Евгения не имеет абсолютного характера. Он не отрицает того, что проверено практикой, опытом. В первую очередь это относится к труду, который считает призванием каждого человека Базаров. Нигилист в романе "Отцы и дети" убежден, что химия является полезной наукой. Он полагает, что в основе мировоззрения каждого человека должно лежать материалистическое понимание мира.

Отношение Евгения к псевдодемократам

Иван Сергеевич не показывает этого героя как лидера губернских нигилистов, какими являются, например, Евдокия Кукшина и откупщик Ситников. Для Кукшиной отсталой женщиной является даже Евгений Базаров понимает пустоту и ничтожество подобных псевдодемократов. Их среда чужда ему. Тем не менее Евгений скептически относится также и к народным силам. А ведь именно на них возлагали главные надежды современные ему революционные демократы.

Отрицательные стороны нигилизма Базарова

Можно отметить, что нигилизм Базарова, несмотря на множество положительных сторон, имеет и отрицательные. В нем заключена опасность упадка духа. Кроме того, нигилизм может превратиться в поверхностный скептицизм. Он способен даже трансформироваться в цинизм. Иван Сергеевич Тургенев, таким образом, проницательно отметил в Базарове не только положительные стороны, но и отрицательные. Он показал и то, что при определенных обстоятельствах могло развиться до крайности и повлечь за собой неудовлетворенность жизнью и одиночество.

Тем не менее, как заметил К.А. Тимирязев, выдающийся русский ученый-демократ, в образе Базарова автор воплотил лишь намечавшиеся в то время черты типа, который проявил при всех "второстепенных недостатках" сосредоточенную энергию. Именно благодаря ей русскому естествоиспытателю удалось в короткое время занять почетное место как у себя дома, так и за границей.

Теперь вы знаете, почему Базарова называют нигилистом. Тургенев в изображении этого характера использовал прием так называемой тайной психологии. Иван Сергеевич представил натуру Евгения, духовную эволюцию своего героя через жизненные испытания, выпавшие на его долю.

В чем сущность нигилизма Базарова

В чем сущность нигилизма Базарова? Роман "Отцы и дети" направлен против дворянства. Это не единственное произведение Тургенева, написанное в таком духе (вспомнить хотя бы "Записки охотника"), но оно особенно выделяется тем, что в нем писатель обличил не отдельных дворян,-а весь класс помещиков, доказал его неспособность вести Россию вперед, завершил его идейный разгром.

Почему именно в начале 60-х годов XIX века появляется это произведение? Поражение в Крымской -войне, грабительская реформа 1861 года подтвердили упадок дворянства,-его несостоятельность в управлении Россией. В "Отцах и детях" и показано, что старая, вырождающаяся мораль уступает, хотя и с трудом, место новой, революционной, прогрессивной. Носителем этой новой морали является главный герой романа - Евгений Васильевич Базаров. Этот молодой человек из разночинцев, видя упадок господствующих классов и государства, становится на путь нигилизма, то есть отрицания.

Что же отрицает Базаров? "Все", - говорит он, А все - это то, что относится к минимальным потребностям человека и к познанию природы через личный опыт, через эксперименты. Базаров смотрит на вещи с точки зрения их практической выгоды. Его девиз: "Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник".

Евгений не признает авторитеты, условности, любовь, религию, самодержавие. Но он не ищет себе последователей и не борется против того, что отрицает. Это, по-моему, очень важная черта нигилизма Базарова. Этот нигилизм направлен вовнутрь, Евгению все равно, будет ли он понят и признан или нет. Базаров не скрывает своих убеждений, но он и не проповедник.

Одна из черт нигилизма вообще - отрицание духовных и материальных ценностей.

Базаров очень неприхотлив. Он мало заботится о модности своей одежды, о красоте своего лица и тела, он не стремится любым путем раздобыть денег. Того, что есть, ему вполне хватает. Мнение общества о его материальном состоянии его не волнует. Пренебрежение Базарова к материальным ценностям возвышает его в моих глазах. Эта черта - признак сильных и умных людей. Отрицание же духовных ценностей Евгением Васильевичем разочаровывает. Называя духовность "романтизмом" и "вздором", он презирает людей - ее носителей.

"Порядочный химик раз в двадцать полезней высокого поэта", - говорит Базаров. Он насмехается над отцом Аркадия, играющем на виолончели и читающим Пушкина, над самим Аркадием, любящим природу, над Павлом Петровичем, бросившим свою жизнь к ногам любимой женщины.

Мне кажется, Базаров отрицает музыку, поэзию, любовь, красоту по инерции, не разбираясь толком в этих вещах. Он обнаруживает полное незнание литературы ("Природа навевает молчание сна", - сказал Пушкин и так далее) и неопытность в любви. Любовь к Одинцовой, скорее всего первая в его жизни, никак не согласовывалась с идеями Евгения, что приводило его в ярость. Но, несмотря на то, что произошло с ним, Базаров не переменил своих прежних взглядов на любовь и еще больше против нее ополчился. Это подтверждение упрямства Евгения и его приверженности к своим идеям. Итак, ценностей для Базарова не существует, и это - причина его цинизма.

Базаров любит подчеркивать свое непреклонение перед авторитетами. Он верит лишь в то, что увидел и пощупал сам. Хотя Евгений и заявляет, что не признает чужих мнений, он говорит, что немецкие ученые - его учителя. Я не думаю, что это противоречие. Немцы, о которых он говорит, и сам Базаров являются единомышленниками, и тот, и другие не признают авторитетов, так почему же Евгению не доверять этим людям? То, что даже у такого человека, как он, есть учителя, естественно: самому все познать невозможно, нужно опираться на уже приобретенные кем-то знания.

Базаровский склад ума, постоянно ищущий, сомневающийся, допытывающийся, может быть образцом для человека, стремящегося к знаниям.

Базаров - нигилист, и в том числе за это мы его уважаем. Но словами героя другого романа Тургенева, Рудина, "скептицизм всегда отличался бесплодностью и бессилием". Эти слова применимы к Евгению Васильевичу. - Да ведь надобно же и строить. - Это уже не наше дело... Сперва нужно место расчистить.

Слабость Базарова в том, что он, отрицая, ничего взамен не предлагает. Базаров - разрушитель, а не созидатель. Его нигилизм наивен и максималистичен, но тем не менее он ценен и нужен. Он порожден благородным идеалом Базарова - идеалом сильного, умного, мужественного и нравственного человека.

У Базарова есть такая особенность, что он принадлежит двум разным поколениям. Первое - поколение времени, в котором он жил. Евгений типичен для этого поколения, как любой умный разночинец, стремящийся к познанию мира и уверенный в вырождении дворянства. Второе - поколение очень далекого будущего. Базаров был утопист: он призывал жить не по принципам, а по ощущениям. Это совершенно верный путь жизни, но тогда, в XIX веке, да и сейчас он невозможен.

Общество слишком испорчено, чтобы порождать неиспорченных людей, и только. "Исправьте общество, и болезней не будет". Базаров в этом абсолютно прав, но не думал он, что не так-то просто это сделать. Я уверен, что человек, живущий не по кем-то придуманным правилам, а по своим естественным ощущениям, по совести, - человек будущего. Поэтому Базаров и принадлежит в какой-то мере поколению своих далеких потомков.

Базаров приобрел известность среди читателей благодаря своим необычным взглядам на жизнь, идеям нигилизма. Этот нигилизм незрел, наивен, даже агрессивен и упрям, но все равно он полезен как средство, заставляющее общество очнуться, оглянуться назад заглянуть вперед и подумать, куда же оно идет.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса