Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Как составляется план рассказа. Как составить план рассказа. Советы и рекомендации, поэтапное описание, пример

Привет всем, кто решил познавать искусство письма! С вами Анна – копирайтер с двухлетним стажем, написавший более 500 статей. Сегодня у нас важный урок.

Думаю, вам не раз встречались тексты в интернете, в которых сложно уловить суть. Автор резко переходит от одной мысли к другой, отходит от темы. Хочется закрыть этот кошмар и забыть о нем.

Чтобы вы избежали участи горе-писателя, работы которого никому не нужны, я вам покажу, как составить план текста просто и правильно, также объясню, что это такое.

Пользуйтесь моими советами, чтобы подняться на новый уровень в копирайтинге.

План статьи – это список, состоящий из основных мыслей статьи, которые изложены в логической последовательности. Главная задача – раскрыть содержание. Идеальной структурой считается та, при взгляде на которую вспоминается весь текст.

Каждый пункт списка – ориентир, помогающий понять суть статьи.

Зачем копирайтеру составлять и продумывать план:

  • избавиться от каши в голове, разложить всю информацию по полочкам;
  • сделать материал полезным, увлекательным для читателя;
  • благодаря продуманной структуре, читатель легко найдет нужный ему блок информации;
  • количество клиентов, восторженных отзывов вырастет вместе с вашим доходом.

Умение структурировать помогает готовиться к экзаменам, анализировать статьи конкурентов.

Составляем структуру правильно: подробная инструкция

Когда первый раз садишься писать план, обычно в голове начинается хаос, сложно выделить основную мысль. В итоге пункты, которые должны быть короткими, раздуваются до целых абзацев.

Для справки. Основная мысль – задача статьи/произведения, а тема – обобщенное название содержания.

С чего начать и как закончить:

  1. Прочитайте текст 2 – 3 раза. Делайте пометки, записывайте идеи по ходу чтения. Если пишете из головы, и вам не нужно изучать конкурентные статьи, тогда пропускайте этот шаг.
  2. Задайте себе два вопроса: какова его тема, для чего написан материал. Так вы сразу определитесь с главной мыслью.
  3. Присмотритесь к каждому абзацу и подумайте, где ключевой момент, в чем его смысл? Часто абзац – это уже законченная мысль, которую можно внести в структуру как подзаголовок. Не останавливайтесь на деталях. Нас интересуют только действие, сюжетный поворот.
  4. Оставьте список на несколько минут, отдохните. Перечитайте его. Понимаете ли вы, о чем работа, только взглянув на него? Да – вы все хорошо проработали, нет – надо дорабатывать.
  5. Перепишите план в чистовик, используйте по назначению.

Несколько советов на дорожку:

  1. Незнакомые слова, понятия, которыми будете пользоваться, выписывайте отдельно. Обязательно уточните их значение.
  2. Не повторяйтесь. Если одно и то же слово напрашивается несколько раз, замените его синонимом.
  3. Не бойтесь доработок. Если, вернувшись к списку через несколько минут, вы хотите внести правки, то делайте это.
  4. План текста для публичного выступления должен быть коротким. Один пункт состоит максимум из 2 – 3 слов.
  5. Оформляйте пункты цифрами, а подпункты маркированным списком.

Заведите отдельный блокнотик для планов. Записывайте туда все свои наработки. Это хороший источник вдохновения, перечитывая который, вы будете отслеживать свой прогресс.

Мы окинули взглядом обобщенный способ структурирования статьи. Теперь усложним задачу и разделим план на несколько видов, каждый из которых создается по-особому.

Какие виды планов существуют?

План помогает нам не запутаться, четко сформулировать, изложить свою мысль. Существует множество вариантов. Сейчас мы рассмотрим наиболее известные методы.

Тезисный

Каждый раздел представлен тезисом. Тезис – краткая формулировка основной идеи 1 – 3 абзацев. Отличительная черта: много глаголов. Он состоит из подлежащего, называющего тему, и сказуемого, раскрывающего ее. Без сказуемого теряется основная мысль.

Как найти тезис? Новичкам сложно выделить основное, отбросив детали. Иногда подзаголовок структуры растягивается на 10 – 15 слов, хотя это недопустимо. Задайте вопросы к абзацам. Но помните: ответ должен состоять из 4 – 8 слов и не более.

Для примера я взяла сказку о золотой рыбке А. С. Пушкина:

  1. Жил старче небогато со своей старушкой.
  2. Старик поймал волшебную рыбку и отпустил ее.
  3. Старче рассказал все старухе, она потребовала корыто.
  4. Недовольная старуха послала старика за избой.
  5. Сварливой старухе недостаточно избушки, она захотела стать царицей.
  6. Надоело быть царицей старушке, захотелось ей стать владычицей морской.
  7. Рыбка не вынесла алчности старухи и исчезла.
  8. Старик и его жена остались с разбитым корытом.

Каждая 1 000 знаков = 1 тезису. Если вы пишете статью на 6 000 символов, вам нужно выделить 6 пунктов. Так вы не переборщите с , материал будет приятно читать.

Вопросительный

Этот вид структуры построен на вопросах к смысловому блоку текста. Лично мне проще именно так прорабатывать статью. Вопросы возникают еще во время изучения материалов, обдумывания темы.

Такой план идеально подходит для информационных статей, мастер-классов, инструкций, анализа.

Как он выглядит, я снова покажу на примере сказки про золотую рыбку:

  1. Что сделал старик, когда выловил волшебную рыбку впервые?
  2. Как старуха отреагировала на рассказ о золотой рыбке?
  3. Что старуха заставляла мужа просить у рыбки?
  4. Как рыбка ответила на последнее желание старушки?
  5. Что произошло со стариком и его женой в конце?

Задавайте вопрос с помощью слов: как, когда, почему, чей, сколько, кто. Избегайте вопросительной части “ли”.

Назывной

Назывной план состоит из тезисов, выраженных существительными, прилагательными. Глаголы не нужны. Он очень краткий. Максимальный размер одного заглавия 2 – 4 слова.

Вернемся к нашей сказке о золотой рыбке, чтобы увидеть назывной план на практике:

  1. Встреча старика и золотой рыбки.
  2. Прихоти старухи.
  3. Старик и старуха у разбитого корыта.

Вспомнили классику детства? Значит, все верно. Если только одного взгляда на план хватает, чтобы вспомнить содержимое статьи, вы на правильном пути.

Опорный

Опорный план пишется без правил. Это небольшой пересказ статьи, состоящий из главных информативных частей. Он предназначен для личного пользования. Важно, чтобы вам было удобно и понятно работать с ним. Все пункты – опоры, вызывающие яркие, детальные картины, передающие содержание статьи.

Вы можете писать его развернуто или сжато. Все зависит от вашей цели, возможностей, памяти, ассоциаций.

Вот как я вижу правильно написанный опорный план знаменитой сказки:

  1. Первая встреча старика и золотой рыбки.
  2. Три желания старухи.
  3. Отказ рыбки.
  4. Разбитое корыто.

Опорную структуру составляют для публичных выступлений, презентаций, новостных статей и кратких обзоров. Чтобы не упустить главную мысль, но и не смотреть постоянно в листок. Указывайте факты, цифры, названия предметов, действующих лиц.

Смешанный

Это микс из разновидностей планов. Ставьте вопросы, выписывайте тезисы – никаких ограничений.

Для наглядности покажу комбинированную структуру сказки о золотой рыбке:

  1. Старче попалась волшебная рыбка, которую ему стало жалко. Он ее отпустил.
  2. Как повела себя старуха, услышав о необычной рыбке?
  3. Три желания старухи.
  4. Почему золотая рыбка отказалась выполнять последнее желание?
  5. Старик и его жена вернулись к прежней жизни.

Можете им пользоваться для любых целей.

Простой и сложный

Какой план вам нужен: развернутый или простой. Чтобы сделать правильный выбор, подумайте, насколько важно описать детали или можно обойтись назывными предложениями?

Простая структура – это 3 – 5 заголовков без подробностей, состоящих из 2 – 5 слов, а сложная – более 5 заголовков с подзаголовками и важными деталями.

Например, сказку “Колобок” можно представить так:

Тренируйтесь писать простой план. Как только у вас начнет получаться, пробуйте сделать развернутый.

Как видите, упрощенный вариант указывает только на ключевые моменты, сложный помогает понять поведение героев, развитие сюжетной линии.

Как жанр статьи влияет на создание структуры?

Перед тем как садиться за план, подумайте: к какому стилю относится ваш текст? Будет это научная работа или горячая новость? В чем же отличие:

  1. Научная работа строится так, чтобы пошагово доказать определенную теорию, закономерность. Автор излагает аргументы, в подтверждение приводя документы, ссылаясь на авторитетные источники. Читатель постепенно идет к выводу – основной идеи материала, которая находится в конце.
  2. Яркая заметка, новость и обзор пишется в другой последовательности. Первые пункты – важная, привлекающая внимание информация, середина подробно раскрывает изложенное в начале, а конец – обобщение, дополнительные сведения.

Все дело в характере текстов. Научные труды читают вдумчиво, уделяя внимание каждому информационному блоку.

Тексты журналистов, копирайтеров не изучают. Их бегло просматривают за едой, в транспорте. Первые абзацы должны цеплять, вызывать желание дочитать до конца. Те, кто не учитывает разницы в стилях, сильно проигрывают: их работы остаются незамеченными.

Типичные ошибки + примеры

В процессе обучения новички часто совершают одни и те же ошибки. Самообучение опасно тем, что автор не всегда вовремя замечает свои слабые места, привыкает к ним, начиная писать в едином стиле последующие планы. Наставник необходим на этом этапе. Где его найти? Не надо далеко ходить, шерстить интернет, мы уже давно занимаемся и готовы вам помочь.

А пока я познакомлю вас с банальными ошибками, которые делают план нерабочим:

  1. Нарушение логической связи, каждый пункт живет отдельной жизнью.
  2. Пункты пересекаются между собой, смысловые границы нарушены. Автор не смог разделить текст на ключевые моменты или слишком детально описал содержание.
  3. Все пункты указывают на второстепенную информацию. Скорее всего автор не сумел определить идею, тему статьи.
  4. Пропущены вступление, заключение.
  5. Автор подобрал неправильные слова для названия пунктов. Невозможно понять, о чем идет речь.
  6. Длина пункта превышает 9 слов, напоминает абзац.
  7. Размер пунктов, вид слишком различаются. Это допустимо только при написании комбинированного плана.

Выпишите список ошибок и повесьте на рабочий стол. Каждый раз, когда садитесь готовить план или проверять его, пройдитесь по списку.

Написали план? Не спешите им пользоваться. Дайте отлежаться ему хотя бы несколько часов, а затем оцените его свежим взглядом.

Давайте представим, как бы выглядел неправильный план статьи “Как научить ребенка говорить?”

  1. Когда ребенок учится говорить?
  2. Ребенок не говорит.
  3. Что нужно говорить малышу?
  4. Как научить ребенка говорить быстро и четко?
  5. Частые ошибки, которые совершают родители: мало читают ребенку, заставляют учиться, ругают.

Даже простой взгляд на такую структуру вызывает хаос в голове: что, зачем, о чем они вообще.

Какие ошибки здесь допущены:

  • Пункт 1 – лишнее. Мы ведь говорим о том, как научить малыша разговаривать, а не когда. Про это лучше написать отдельный текст.
  • Пункт 2 – тезисный, а мы оформляем все вопросами. Выглядит аляписто, нелогично.
  • Пункт 3 можно сделать подпунктом для удобства восприятия.
  • Пункт 5 длинный, однородные члены после запятой надо оформить подпунктами.

А вот исправленная версия:

  • Вступление.
  • Как научить говорить ребенка быстро и четко:
    • чтение вслух,
    • развивающие скороговорки,
    • артикуляционная гимнастика,
    • много общения,
    • словесные игры.
  • Почему ребенок не разговаривает?
  • Типичные ошибки родителей:
    • назойливое обучение,
    • недостаток внимания.
  • Заключение.

Учитесь писать подобные тексты для , чтобы зарабатывать.

Заключение

План – опора, помогающая собрать мысли в кучку. Когда я начинала на бирже статей, я и понятия не имела, как он упрощает жизнь копирайтера. Практикуйтесь как можно больше: пишите сами, анализируйте чужие работы. Помните, что упорство и опыт – ваше подспорье.

А вы уже пробовали составлять планы? Заметили, как проще пишутся статьи? Пишите комментарии. Поделитесь своим опытом.

Подписывайтесь, чтобы стать независимым, свободным фрилансером! У нас целый цикл статей по копирайтингу и фрилансу.

Я желаю вам удачи!

Для того чтобы выяснить основные моменты произведения, его необходимо тщательно проанализировать. К сожалению, не все знают, с чего следует начать эту работу. План анализа рассказа поможет структурировать мысли читателя и качественно раскрыть все аспекты произведения.

С чего начать?

Любой школьник сталкивался с задачей проанализировать текст. Как правило, на уроке литературы это произведение, включенное в школьную программу. Но что делать, когда подробный рассказа нужно выполнить самостоятельно? Стоит начать с постановки цели.

Если основной задачей является анализ эпизода в рассказе, тогда следует определить его роль в нем. Как правило, к изучению предлагается одна из важнейших сцен в произведении. Например, как проявил себя герой в том или ином случае, какие его черты раскрылись при этом.

Но зачастую учитель требует проанализировать рассказ целиком, а для этого нужно более подробно изучить произведение.

Основные аспекты

Вы внимательно прочитали текст, теперь необходимо составить план анализа рассказа.

Начните с определения его темы. Обычно их в тексте несколько: темы дружбы, преданности, долга, любви. Необходимо выявить самые основные.

Теперь стоит перейти к описанию главных героев. Это не только внешний вид, который тоже немаловажен, но и основные черты характера персонажей. После переходим к роли героев в раскрытии проблематики рассказа. Их взаимоотношения также являются важным аспектом плана.

Второстепенные герои нередко играют важную роль в произведении. Литературный анализ рассказа должен включить и их описание и характеристику.

Композиция и ее составляющие

Далее переходим к структуре самого рассказа. Каждое произведение имеет индивидуальные особенности построения. Для начала определим пролог, то есть момент предварения основного действия. После перейдем к завязке и опишем момент начала конфликта или проблемы произведения.

Теперь необходимо выявить развитие действия в рассказе. Эта часть композиции обычно самая продолжительная. В ней мы увидим главных героев, их описание, основные события. А вот самый острый момент в рассказе называют кульминацией. Это событие, в котором раскрываются все тайны произведения, происходят самые напряженные действия. Теперь осталось лишь закончить анализ композиции развязкой. Это такой элемент, который снимает так называемое напряжение после кульминации, описывает, что стало с героями после произошедших событий.

План анализа рассказа

Заканчивая исследование произведения, осталось определить его художественное своеобразие. Следует указать творческую манеру любого писателя, которая отличает его от других авторов. Средства использованной художественной выразительности, найденные вами в тексте, сделают анализ более полным и глубоким. Не забудьте об эпитетах, олицетворениях, метафорах и других тропах.

После этого приступите к выводу, который будет включать в себя авторское отношение к проблеме, а также ваше собственное мнение и впечатление.

Перечислим основные пункты, которые содержит план анализа рассказа по литературе:

  1. Тема рассказа.
  2. Идея.
  3. Анализ главных героев.
  4. Второстепенные персонажи.
  5. Особенности композиции.
  6. Средства выразительности, использованные в тексте.
  7. Впечатление читателя.

Теперь вы легко проанализируете любой рассказ, используя нашу статью. Основные аспекты плана, представленные нами, помогут вам выполнить глубокую и качественную работу.

Сейчас нередко пишут рассказы в школах и на филологических факультетах вузов. Иногда полёт фантазии ничем не ограничен, а в ряде случаев необходимо создать произведение на заданную тему. Безусловно, на факультетах журналистики посвящают достаточно много времени объяснению всех нюансов написания рассказа и его плана, а вот в школе это зачастую невозможно преподнести подробно. Обычно ученики пишут рассказы по картине, о своей семье, своих интересах и повседневной жизни, а также посвящают первое произведение прочитанной книге или увиденному фильму. Рассказ может чем-то напоминать сочинение, но он должен иметь все признаки самостоятельного короткого произведения: сюжет, действующие лица, композиция. Чтобы выполнить работу хорошо, грамотно и чётко, необходимо в первую очередь составить план рассказа, в меру подробный и точный, а затем уже в соответствии с ним писать текст. Если вы пишете рассказ для себя или собираетесь публиковать его, вам тоже очень пригодится грамотный план – с ним работать значительно легче, произведение в итоге получится логичным и интересным.

Составляем план рассказа правильно. Основные принципы написания плана, рекомендации
Работа над хорошим рассказом обязательно включает в себя составление плана. Даже если у вас есть вдохновение, вам кажется, что произведение уже сложилось в голове, осталось только записать его целиком, всё равно необходимо сначала всё кратко отразить на бумаге. Лучше всего делать это чётко, по пунктам. Это и будет планом вашего рассказа.
  1. Перед началом работы над рассказом вам нужно определить его тему, идею, основное направление. От этого во многом будет зависеть и содержание вашего плана. Например, рассказывая о своей семье, вам понадобится не только перечислить ваших близких, но и постараться связать повествование в единое целое, сделать плавные переходы, чтобы текст не превратился в сухое перечисление фактов. Также стоит сразу обозначить и ваше место в семье, поскольку вы пишете не об абстрактной семье, а именно о своей. На этом нужно сделать акцент. Когда тема вам задана, обязательно напишите её в верхней части листа, где вы будете составлять план. Данная запись будет вам постоянно напоминать об основном направлении текста, поскольку сильно уклоняться от темы не стоит.
  2. Если вы сами придумываете тему, постарайтесь выбрать наиболее понятное и доступное вам направление. Пишите рассказ самостоятельно, не копируйте его из имеющихся источников. Даже если создание собственного произведения покажется вам слишком сложным, на этапе составления плана вы убедитесь, что такая работа вполне посильна. Главное – ориентироваться в выбранной теме, владеть необходимой информацией, чувствовать себя свободно. Вы можете написать рассказ о себе, о случае из своей жизни (каникулы, поход на какое-либо мероприятие, знакомство с интересным человеком), о понравившемся фильме, книге. Важно составить план рассказа, который будет полностью соответствовать содержанию будущего текста. Не забывайте о вашей теме и сразу записывайте её на листке с планом. Каждый пункт вашего план должен быть напрямую связан с темой. Больших отступлений не делайте, поскольку рассказ – это малый жанр прозы. Вам нужно в небольшом объёме понятно и подробно раскрыть тему вашего рассказа.
  3. Не позволяйте вдохновению уводить вас от продуманного плана. Для этого обязательно включите в него все важные и яркие детали. Кратко записывайте их прямо в соответствующих пунктах плана. Например, если в одной из частей развития действия вам нужно рассказать интересный случай, характеризующий героя рассказа, обозначьте этот момент в плане в сжатом виде.
  4. Вам потребуется тщательно составить план рассказа на заданную тему, грамотный и продуманный. Отнеситесь к этому делу ответственно. Даже если план не будет проверять преподаватель, пишите его так, как будто вам нужно сдавать его на проверку. Помните, что от чёткости и логичности, полноты вашего плана во многом зависит успех работы в целом. Не отвлекайтесь, не отступайте от темы, сосредоточьтесь и пишите тщательно. Хороший план поможет вам создать действительно достойный рассказ.
  5. Помните о необходимых для рассказа деталях и отражайте их в вашем плане:
    • герои должны быть обрисованы достаточно конкретно, чтобы читатель мог их представить;
    • хорошее описание не обязательно отличается излишней подробностью, в рассказе лучше писать более лаконично и ёмко;
    • герои раскрываются в произведении не только внешне, но и внутренне;
    • добавьте два-три интересных момента, яркие детали, которые привлекут внимание читателя.
    Например, когда вы решили несколькими запоминающимися штрихами обрисовать образ героя, запишите их кратко именно в тот пункт плана, который соответствует планируемой части рассказа, где и будут фигурировать эти детали
  6. Сразу запишите всех действующих лиц вашего будущего рассказа. В плане они должны идти после заголовка и краткого (две-три фразы) содержания произведения. Список героев может напоминать те списки, которые вы видели в пьесах. Прямо в нём обозначьте связи героев друг с другом, добавьте сжатые характеристики. Например: «Катя, дочь Натальи, весёлая девочка десяти лет».
  7. Если вам нужно составить план рассказа по картине, особенно тщательно продумайте композицию вашего текста. Она не просто должна быть хорошей и гармоничной сама по себе: вам необходимо соотнести её с композицией картины. Выделите самое главное в картине и постепенно подходите к его описанию, сделайте ваши выводы и обрисовку центрального в картине кульминацией рассказа. Обращайте внимание на детали, цветовые переходы, особенности построения композиции и ярко описывайте их в рассказе.
  8. В плане отразите развитие действия вашего рассказа. Постарайтесь разделить его на большее количество пунктов, чтобы по плану можно было спокойно проследить за связью событий. Когда вы подробно запишете сюжет, вам будет проще не только создать сам текст рассказа, но и внести необходимые коррективы ещё до написания основного текста. Помните, что в рассказе затягивать и усложнять сюжет не нужно, поскольку форма вашего произведения диктует краткость и лаконичность изложения. Не отвлекайтесь на боковые сюжетные линии, отступления, придерживайтесь одного, центрального направления.
  9. Особое внимание уделите в плане кульминации и развязке рассказа. Именно эти части должны быть наиболее интересными, яркими и запоминающимися, чтобы не разочаровать читателя. Кратко запишите основную суть в соответствующие пункты плана.
  10. Следите за соотношением частей вашего рассказа. Старайтесь не делать их слишком разными по объёму. Отличный вариант – записывать приблизительно предполагаемый объём, количество предложений данной части будущего рассказа, в каждом пункте.
Составление плана рассказа. Ход работы
Работайте по алгоритму, чтобы составить план рассказа правильно.
  1. Сначала обдумайте тему вашего рассказа.
  2. Обозначьте основной круг вопросов, маленьких подтем, которые вы затронете в рассказе. Запишите всё на листочек.
  3. Отразите тему вашего рассказа.
  4. Запишите имена действующих лиц, обозначьте их отношения друг с другом, особенности.
  5. При составлении плана не забывайте о теме, не отступайте от неё, поскольку ваше произведение будет отличаться краткостью.
  6. Пишите подробный план. Используйте деление на пункты и подпункты, например: 2, 2.1, 2.2, 2.3, 3, 3.1, 3.2. Так вам будет удобно выделять смысловые части по их значимости.
  7. Сразу записывайте в пунктах, какому примерно объёму рассказа они соответствуют.
  8. В плане отразите развитие сюжета.
  9. Придерживайтесь классической композиции:
    • вступление: описание места действия, знакомство с персонажами;
    • завязка: интересное событие, с которого начинает развиваться сюжет;
    • развитие действия;
    • кульминация: самый напряжённый момент в тексте;
    • развязка: описание того, к чему привели действия героев;
    • заключение.
  10. Особое внимание уделите кульминации и развязке.
  11. Не «теряйте» героев в вашем плане, не забывайте о действующих лицах: если персонаж появился в рассказе, нужно обозначить его роль в повествовании.
  12. Постарайтесь сделать план гармоничным, продуманным, части должны соответствовать друг другу объёмом.
Пишите план тщательно, подробно, помните основные рекомендации, тогда ваша дальнейшая работа над рассказом пойдёт гораздо лучше.

Вы задумали написать рассказ? Первый… или двадцать первый… или двести первый….

Это просто! Главное, иметь замысел – первый этап творческого процесса, а затем грамотно составить план. Этим сегодня и займемся.

Краткость – сестра таланта

Согласитесь в первые новогодние дни не хочется думать о чем-то глобальном. А творческие мысли, образы атакуют мозг – время как-никак волшебное. Поэтому мне и пришла в голову мысль порассуждать о том, как писать рассказы – произведения небольшого объема, но от этого не менее ценные, чем произведения любого другого жанра в литературе.

Кстати, одно из преимуществ произведения малой формы, по-моему, в том, что любой человек может начать его и… закончить. Что не всегда бывает с романами и даже повестями. 🙂

Но мастер рассказов А. П. Чехов не зря сказал: «Краткость – сестра таланта». При написании рассказа эта фраза актуальна как никогда, можно прикрепить ее на стену, чтобы была перед глазами постоянно.

Писать рассказы довольно трудно. Многие писатели признают этот жанр одним из самых сложных: тут необходимы точность построения, безупречная отделка каждой фразы, многозначительность смысла и высокая напряженность сюжета.

Итак, для начала – несколько слов о самом жанре.

Рассказ – повествовательный эпический жанр с установкой на малый объем и на единство художественного события.

Рассказ же, как правило, посвящен конкретной судьбе, говорит об отдельном событии в жизни человека, сгруппирован вокруг определенного эпизода.

Повествование обычно ведется от одного лица. Это может быть и автор, и рассказчик, и герой. Но в рассказе гораздо чаще, чем в «крупных» жанрах, перо как бы передается герою, который сам рассказывает свою историю.

Литературный глоссарий

Три важных шага от старта до финиша

Еще со школы известно, что работа над любым литературным произведением проходит по трем основным этапам:

  • составляем план,
  • пишем текст,
  • редактируем (в школе проверяли его на наличие описок-ошибок-неточностей).

Каждый этап можно разбить на еще более мелкие. Сегодня разделим на кусочки первого «слона».

Кстати, если вы уверены, что можно писать и безо всяких планов, переубеждать не буду. Можно. Хватаем первую попавшую мысль и развиваем ее как развивается. Стивен Кинг так и советует делать. Но об этой манере письма мы поговорим позже. (Люди разные, и каждый выберет свой путь в творчестве). А в данной статье мы рассмотрим все же классический подход, который начинается с написания плана.

В следующей статье по теме «Как написать рассказ» узнаем основы написания текста. А затем познакомимся с секретами редактирования своего шедевра (иначе таковым ему никогда не стать).

Каждый из этих этапов важен по-своему, каждый рекомендую прорабатывать, если хотите получить на выходе стоящее произведение.


Авторский замысел

Прежде чем приступить к написанию рассказа, важно найти авторский замысел. Согласно словаря, замысел – это задуманный план действий, деятельности; намерение.

Авторский замысел – это первая ступень творческого процесса; возникающее в воображении писателя до начала непосредственной работы над художественным произведением представление о содержании и форме будущего произведения, его основных чертах и свойствах; первоначальная схема будущего произведения.

Словарь литературоведческих терминов. С.П. Белокурова. 2005.

Прислушаемся к тому, что рождается в нашей голове. Какие мысли нас посещают? О чем размышляем? О чем фантазируем? Какое впечатление оказала прочитанная книга, увиденный фильм, или заметка в газете? Не появилось ли желание по-другому выстроить, переписать произведение другого автора? Нет ли желания изложить на бумагу рассказ соседки либо сомнения подружки? Или перекроить сюжет собственной негативной ситуации?

  • О том, как рождаются идеи, можно прочесть .

Авторский замысел, по словам С. П. Белокуровой, может «не совпадать с воплощением, может быть завершенным или незавершенным, воплощенным или невоплощенным, изменяться в процессе работы автора над своим произведением или оставаться неизменным». В любом случае, изначально он должен быть, иначе нет смысла садиться за компьютер или брать в руки ручку.

Отбираем материал

Существуют разные способы, которые помогают отобрать материал для работы над рассказом:

  • описание увиденного или пережитого. Так работают чаще журналисты. Тем не менее, такие описания и в писательстве играют важную роль;
  • конструирование. Писатель придумывает сюжет и персонажей, призывая на помощь воображение и память. Из материала может понадобиться описание эпохи и места, где живут герои, их одежды и снаряжения, занятий и окружения;
  • синтез. Это когда в основе произведения – реальные события, но автор изменяет какие-то детали и моменты, привносит домысел.

Какой из способов выбираем для написания нашего рассказа?

Возможно, ответ на этот вопрос помогут найти и другие важные вопросы:

  • Какова цель написания текста: развлечь читателя или донести важную мысль, идею?
  • О чем будет наш рассказ? Каковы его тема и главная идея?
  • Кто в рассказе будет главным действующим лицом?
  • Каков будет сюжет рассказа? Соответствует ли он цели написания и идее произведения?

Ответов на все вопросы поначалу можем и не найти. Зато они заставят мышление работатьвнужном направлении.

Составляем план рассказа

Теперь самое время взять в руки ручку и набросать план . Прописываем:

  • идею рассказа;
  • последовательность событий , которые, по нашему первоначальному замыслу, должны произойти (кратко, но последовательно);
  • мысли , которые приходят по по ходу размышлений над темой (я точно знаю, что если их не записать, они просто исчезают и больше не возвращаются);
  • имена персонажей и их описания, названия объектов и мест; время , когда происходят события. Кстати, с именами разобраться поможет статья: « «.

Определимся также с тем, идет ли рассказ:

  • от первого лица («я»; рассказчик – сам персонаж),
  • второго («ты»; рассказчик – читатель; используется очень редко)
  • или третьего (он/она; повествует посторонний рассказчик; используется чаще всего). Можно переключаться, например, с повествования от третьего лица на рассказ от первого лица или лиц, главное, делать это грамотно.

При составлении плана (в частности, последовательности событий) помним, что история состоит из:

  • введения (главные лица, место действия, время, погода, и т.д.);
  • первичного действия (т.е. что послужило началом),
  • развития сюжета (какие события ведут к кульминации),
  • кульминации истории (поворотный момент истории),
  • заключающего действия,
  • развязки (центральный конфликт может решаться, может – не решаться).

Этот порядок может нарушаться. Например, можно начать историю с кульминационного момента или опустить заключающее действие. Но правильно говорят: прежде чем нарушать правила, важно их досконально изучить.

Чем мы и занимаемся. До встречи!

Памятка. Как составить план рассказа.

    Прочитай рассказ.

    Раздели рассказ на части (одна часть от другой отличается содержанием).

    Прочитай 1 часть, выдели в ней главное.

    Озаглавь эту часть (вырази главное одним словом или предложением).

    Ту же работу (3 и 4 пункты) проделай по другим частям.

    Проведи самопроверку (прочитай план в целом и реши, отражает ли он главное и поможет ли вспомнить содержание текста).

Особенно важен такой прием обучения (составление плана) при подготовке к пересказу научно - популярной статьи.

в) Выборочный пересказ.

Пересказать выборочно - это значит выбрать из текста ту часть, которая соответствует узкому вопросу, узкой теме:

    Пересказать только описание внешности персонажа или сцену встречи двух персонажей;

    Пересказать отрывок, соответствующий картинке или иллюстрации (в таком пересказе важно определить границы пересказа - начало и конец отрывка);

    Пересказ ряда отрывков, взятых из разных частей текста по заданной теме. Вариантом такого пересказа может быть выборка материала к простейшей характеристике героя.

Для обучения выборочному пересказу целесообразно выбирать такие произведения, где достаточно легко выделяются сюжетные линии.

Например: рассказ Л.Н.Толстого «Акула». Задание: Последи по тексту, как вел себя старый артиллерист:

    Когда наблюдал, как плыли мальчики наперегонки;

    Как услышал крики об опасности;

    Когда услышал пронзительный визг;

    После выстрела.

г) Сжатый (краткий) пересказ.

Это вид пересказа, предполагающий передачу лишь основного, конспективного содержания изучаемого текста, передача его без деталей и подробностей. Степень сжатия текста может быть различной вплоть до выражения основной мысли излагаемого рассказа в 1 тезисе, в 1 предложении.

СПОСОБЫ СЖАТИЯ (СОКРАЩЕНИЯ) ТЕКСТА



а) исключение подробностей, деталей;

б) обобщение конкретных, единичных явлений;

в) сочетание исключения деталей и обобщения.

Для сжатых пересказов нельзя брать высокохудожественные тексты эмоциональные тексты. В сжатом пересказе обычно отсутствует диалог, а содержание передается своими словами. Обучение сжатому пересказу в соответствии с программой ведется в 4 классе, но подготовительную работу следует проводить с 1 класса.

В школьной практике обычно используется 2 пути сокращения текста: 1 .Сокращение текста путем его логической перестройки (в процессе анализа частей текста в них выбирается только существенное, основное, на основе чего и составляется сжатый текст).

2. Составление сжатого пересказа на основе расширения, пояснения плана рассказа до объема малого текста. Для этого каждый пункт плана составленного предварительно, поясняется 2-3 предложениями.

Эффективным приемом в обучении сжатому пересказу является памятка- инструкция. Памятка: Как составить сжатый пересказ небольшого текста.

    Составить свой текст, опираясь на основные мысли произведения (2-4 предложения, поясняющие каждую мысль).

    Пользуясь текстом, повторить краткий пересказ.

    Кратко пересказать текст при закрытой книге.

Памятка: как составить сжатый пересказ большого текста.

    Составить план текста.

    По первому пункту плана и 1-ой части произведения выделить важные мысли (2-3 предложения).

    То же самое сделать по другим частям текста.

    Пользуясь планом, кратко пересказать текст.

    Проверить, достаточно ли коротким и последовательным получился пересказ.

Обычно соблюдается такая последовательность обучения сжатому пересказу: от подробного или выборочного пересказа переходим к пересказу сжатому - от краткого пересказа к подробному.

ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ СЖАТОМУ ПЕРЕСКАЗУ

    Прослушивание и анализ сжатых пересказов, заранее подготовленных учителем.

    Постепенное усложнение заданий по сжатому пересказу.

    Использование картинного плана.

    Сжатый пересказ по собственным рисункам детей.

Замечание: необходимо отметить, что хотя сжатые пересказы важны и для использования в жизни. Чрезмерно увлекаться ими не следует, так как это может привести к сухости, бедности языка, к отсутствию образных выражений и художественных деталей. Именно поэтому в методическом аппарате книг для чтения появились задания типа пересказать один и тот же текст и сжато, и подробно.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса