Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Изображение богородицы выполненное космонавтом леоновым. Космическая живопись - соколов и леонов

Человека всегда привлекало непознанное. Жгучая смесь страха перед неизвестностью и желания узнать, что же там на самом деле, заставляла людей двигаться дальше и открывать для себя новые глубины.

Космос поражает своей необъятностью и бездонностью. Люди, казалось бы, покорили его просторы - но это лишь видимость. Чем больше тайн мы открываем, тем больше новых вопросов встает перед нами. И эта бездна манит к себе не только космонавтов, но и поэтов, писателей, ученых, художников.

Сегодня мы покажем вам некоторые картины художников, вдохновленных глубинами космоса.

Алексей Леонов

«Над Черным морем»

Алексей Леонов не только художник, но и один из самых известных советских космонавтов. Он стал первым человеком, вышедшим в открытый космос.

Его картины очень реалистичны. Леонов стремится показать в них все так, как увидел он сам 18 марта 1965 года.

«Солнечный ветер»

Помимо картин, Леонов вместе с художником-фантастом Андреем Соколовым создал коллекцию марок с изображениями космических просторов.

Их работы были признаны лучшими марками СССР 1972 года в разделе «Советская наука и техника».

Олег Высоцкий

«Дыхание космоса»

Олег Высоцкий - современный художник-космист. В его работах человек и космос образуют некое единство, соединение духовного мира человека и Вселенной. Картины Высоцкого называют «поэмой о беспредельности».

Боб Эгглтон

Боб Эгглтон - американский художник-иллюстратор, работающий в жанре научной фантастики и фэнтези. Он создавал обложки для книг многих именитых фантастов, в числе которых Артур Кларк и Айзек Азимов.

Уолтер Майерс


Уолтер Майерс с самого детства увлекался астрономией. Он мечтал побывать в космосе, и это ощущение передалось его картинам. Майерс создает пейзажи всех планет и их спутников.

В работе он опирается на научные данные, и это позволяет зрителям увидеть максимально достоверные изображения. Кроме того, Майерс сопровождает картины комментариями - научными описаниями планет.

Алексей Кашперский

Алексей Кашперский, современный художник, создает акварельные космические пейзажи, завораживающие своей необычной техникой и мрачными тонами.

В своих работах Кашперский использует как двухмерную, так и трехмерную графику.

К чему это я и о чем речь? Я люблю читать мемуары, в последние годы, чаще всего, на космическую тему. После некоторого количества прочтенных книг, накапливается достаточно информации, чтобы увидеть одни и те же события глазами разных людей. И тут вдруг обнаруживаются не только интересные дополнительные детали, но и факты из одних мемуаров противоречащие фактам в других мемуарах, и часто официальным публикациям в советских СМИ. Либо факты, которые сильно искажены современными СМИ. Например в известной книге Бориса Чертока «Ракеты и люди», также встречается такой текст, который вызывает вопросы при сравнении с другими мемуарами. Читая недавно книгу американского писателя «Infinity Beckoned: Adventuring Through the Inner Solar System, 1969–1989» я обнаружил ряд «неточностей», которые никак не отражались на качестве книги, и были курьезами с точки зрения русского человека, т.к. оказались ошибками перевода с русского на английский, а одну яркую мне удалось проследить до книги другого американского автора, который сделал ошибочный перевод с русского.

/** Это только кат. Здесь не заканчивается длинное вступление, которое-не-планировалось. Осторожно - много букв. */
Кто ошибся, кто процитировал - не суть важно. Авторы доверяют книгам других авторов, сообщениям СМИ того времени, памяти участников событий и часто не могут проверить достоверность изложенных фактов. Борис Черток включал в свою книгу воспоминания коллег и цитаты из их книг и, например, о «Венерах» скопирован дословный фрагмент текста из книги О.Г. Ивановского «Старт завтра в 9» т.к. сам Черток в этих событиях не участвовал.

Тем не менее воспоминания реальных участников событий, подкрепленные документами, фото- и кино- материалами являются ценными и, часто единственными, воспоминаниями о каких-то «незначительных» в исторических масштабах событиях, но не менее интересных для любителей истории. Здесь я позволю еще одну ремарку - не стоит слепо доверять советским кинохроникам и фотографиям советского времени. Что продемонстрирую на фото из мемуаров:

Никакого отношению к лунному центру управления в Симферополе это фото не имеет - это легко проверить, найдя фото и видео с других ракурсов, что агрегат сзади - приемная барокамера института геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского АН, куда был помещен лунный грунт, доставленный АС “Луна-16” из Моря Изобилия. После чего и было сделано памятное фото.

Тест на знание истории космонавтики

Кто на самом деле на фото? Подпись содержит ошибку. (Фото кликабельно)




Секретность материалов и цензура оставила много курьезов, наверное самым известным из которых является изображение автоматической стыковки «Космос-186» и «Космос-188» , срочно «нарисованное» двумя инженерами за пару часов для публикации в СМИ. А при уточнении значения астрономической единицы 18 и 26 апреля 1961 года, путем радиолокации Венеры , чиновники в СССР решили, что значительно уточненное значение астрономической единицы является государственной тайной и исказили опубликованный результат эксперимента. Над неуклюжей попыткой скрыть значение посмеялись американские астрономы :
we should congratulate our Russian colleagues on the discovery of a new planet. It surely wasn"t Venus!
(Мы должны поздравить наших российских коллег с открытием новой планеты. Это точно была не Венера!)

Закрытость советских космических исследований породило массу мифов на Западе, где эта тема продолжает кормить писателей-историков. Например снимок Анатолия Зака на прошедшем прошлым летом Spacefest VII. Тема его выступления Myths and Misconceptions around the Russian Space Program .

Facebook. Фото Emily Carney
Интерес к мемуарам привел меня к случайному контакту с двумя участниками тех далеких событий, один из которых (если точно, то - она), работал с Королевым, Бабакиным и сообщил мне много интересных деталей, как работали и погибали АМС от первых «Венер» и «Марсов» и до последних Фобосов. А с вторым я общался достаточно долго, не подозревая о его биографии, только периодически удивляясь его осведомленности по малоизвестным фактам из истории советской космонавтики, когда вдруг тема разговоров касалась этого. В конце концов он сказал о своей работе в 70-е-80-е, о которой когда-то давал подписку неразглашении государственной тайны. Произошло это 12 апреля 2016 года, когда, в честь праздника, он показал несколько сохранившихся артефактов и рассказал несколько историй, тема одной из которых в заголовке этой публикации.

Фото можно свободно распространять. Так сказать, чтобы не пропали исторические артефакты отечественной истории. Примерно для этих же целей «цифровой археологии» была из моих статей.
Последующее исследование «что же я у него перефотографировал», привело к забавным находкам с которыми я вас познакомлю. Отправной точкой будет эта цитата:

Схожее фото не получило такой популярности даже в России. Хотя сделано оно было советской автоматической станцией «Зонд-7» 11 августа 1969 года. Фактически это был аппарат на основе космического корабля «Союз» и его полет к Луне входил в программу «лунной гонки». Но гонка была проиграна, поэтому, видимо, и о результатах этой работы не особо распространялись.

Эта цитата о первой фотографии слева (КДПВ) является полуправдой. Поиск Google по фото приводит ряд копий изображения, которые в свое время издавались, как минимум в несколько тысяч копий. Возможно найдет еще. У него хорошо это .)

Источники фото


Бог знает сколько еще вариантов копий могло быть напечатано - карманные календарики, журналы, газеты, но не сохранились для цифровой эпохи и нам неизвестны. Мне удалось узнать еще один случай, где скопирована это фотография. Особенностью этого случая является то, что копия сделана один раз, но её увидели тысячи человек. Это и есть секрет из заголовка статьи, о котором я хотел бы рассказать и показать. Близкий к этому случаю, простой пример, предложенный поиском Google, и демонстрирующий, где могут быть найдены такие фото:

Что-то показалось? А так?

И для полной коллекции:

Мы, не будучи свидетелями событий, беремся судить предков по вторичным материалам, сохранившимся до наших дней. Не жив в той эпохе мы беремся судить, не имея полной картины мира мерами современности, абсолютно не понимая эмоции, причины и действия предков. Обращая внимание на детали, которые они не считали важными и значительными, и совершенно игнорируя важные для них вещи. Поэтому интересно спросить мнение самих участников событий, пока это возможно.

Анонс



Но этот фоторассказ на неопределенный срок пришлось отложить. Т.к. 12 апреля я неожиданно получил бесценный подарок на любимую мной тему. И я переключился на неё, а фото объекта с рассказом опубликую позже, если к тому времени в комментариях ГТ с кем-нибудь не сойдусь в схватке поводу несогласия по некоторым вопросам богословия - что-то карма в последнее время подтаяла. Да и тема для некоторых может оказаться «религиозно-политической».)

И так возвращаемся к теме. Зовут моего рассказчика Сергей Павлович (далее в тексте сокращу до С.П.) и когда-то он обеспечивал передачу репортажей Центрального телевидения из двух Центров дальней космической связи (ЦДКС) (НИП-10 и НИП-16 в СМИ назывались то ЦДКС, то ЦУП, то просто Центр - в зависимости от контекста, и не в коем случае не допускалась информация о их реальном местоположении). Вот пример фрагмент статьи о Луноходе в «Огоньке», где журналист сообщил несекретные сведения о реальном местоположении:

… в Центре дальней космической связи. Хотя простирающаяся до самого горизонта унылая голая степь лишь едва-едва припорошена снегом, и здесь все чаще появляются новогодние елки. Да в общем-то это и не елки, а небольшие сосны.

А о соседнем ЦУП журналисты сообщали примерно так:
Дрогнули и плавно подняли свои чаши громадные восьмиглавые приемные антенны. Тихо стало в просторных залах Центра, так что казалось, будто заговорили сине-зеленые змейки пульсирующих сигналов на многочисленных экранах, которым отдано теперь внимание операторов. Склонились над графиками и колонками цифр создатели станции, сверяя свои расчеты с данными, высвечиваемыми на специальных табло. Только легкомысленное утреннее чириканье птиц примешивалось к редким коротким сообщениям по линии громкой связи и чисто земной нотой врывалось в строгую сосредоточенность помещений Центра, где воцарился сегодня мир далекой Венеры.


Прошедшим летом это здание выглядело так (специально спланировал заехать сюда посмотреть, что там изменилось после событий, годовщину которых отмечали вчера. Внешне - появились новые антенны на территории):


Пульт светится разноцветными огнями-пробегают синие и зеленые импульсы на экранах осциллографов.
- Тик-так, тик-так,-как метроном, щелкает какой-то прибор. Медленно идет время. Ожидание. Озабоченные лица.
Тик-так, тик-так. Долго, долго идет сигнал. Ему ведь предстоит пробежать 78 миллионов километров. 4 минуты 20 секунд уйдет на это… Есть! Есть!
В зале, где сидят журналисты, длинный экран во всю стену. На нем схема входа станции в атмосферу планеты. Внизу, слева, на самом крайнем экране осциллографа пульсирует синий ромб сигнала бортового радиопередатчика. Вверху быстро меняются цифры, отсчитывающие секунды и минуты московского времени. «По уточненным данным, время входа в атмосферу-7 часов 58 минут 44 секунды,-объявляется по линии громкой связи.-Расчетное время пропадания сигнала-8 часов 02 минуты».
Ура! Сигнал есть. Как будто море улыбок разлилось по комнате. Радуются все. Поздравляют друг друга. Сигнал сильный, хороший. Он всего в пять раз слабее того, что давала направленная антенна. Сейчас синий луч осциллографа выписывает сведения, о которых веками мечтали астрономы. Радиосигналы сообщат Земле о давлении, плотности, температуре атмосферы самой загадочной планеты Солнечной системы.


А вот так на самом деле выглядел этот «соседний ЦУП», откуда управлялись советские космические аппараты - (описание со слов С.П.) фрагмент зала с рядом рабочих мест операторов вдоль стены, терминал ЭВМ (вроде бы к «Минск-22») и на стене большое цифровое табло (те самые Nixie-индикаторы, как сейчас говорят) с параметрами космического аппарата. Фото сделано после окончания работ. Потому на фото всё отключено и в кадре только сотрудник телевидения за своим пультом (видны микрофон, видеомонитор). Это единственное известное мне фото «зала Центра».

В 1975 году вошел в строй подмосковный Центр управления полетами. Осенью 1977 года новая станция «Салют-6» (ДОС № 5) уже управлялась из нового ЦУПа. С этой станции в космонавтике начался этап регулярных длительных пилотируемых полетов. Служба управления полетами была реорганизована. Вместо полупартизанского сборища, подобного казачьему войску, в составе нескольких сотен разноплеменных специалистов, выезжавших к Черному морю, была создана профессиональная служба с четкой структурой ответственности, разделением функций по станциям, кораблям и сменам.

Формирование профессиональной службы управления полетами, начатое Трегубом, с большим энтузиазмом завершил Алексей Елисеев. Ему принадлежит заслуга создания четкой структуры и схемы строгой ответственности на этапе подготовки и проведения полета. ГОГУ как временная межведомственная организация постепенно отмирала. Ее функции с 1974 года фактически выполнял руководитель полета - космонавт, представитель ЦКБЭМ, НПО «Энергия». Первым был Алексей Елисеев. В 1986 году на этом посту Елисеева сменил Валерий Рюмин, а с 1988 года по настоящее время руководит службой Владимир Соловьев.

Первое поколение управленцев вспоминало Евпаторийский центр управления, как потерянный рай. Черное море, километры диких песчаных пляжей, степь, покрытая весной алыми маками, дешевые сухое вино, виноград, фрукты, ласкающий морской ветерок - вся эта крымская романтика уходила в прошлое.

Черток Б.Е. Ракеты и люди. Книга IV. Глава 19. Люди в контуре управления

С.П. также вспоминает это время в ЦУП большим количеством местного алкоголя и… женским вниманием (исправлено цензурой), если сократить до двух слов его рассказы о том, чем занимались командированные в свободное от работы время. Командировка же на курорт по сути. Иногда на пару месяцев.

/** Здесь заканчивается вступление, которое не планировалось. Переходим собственно к самому материалу. Спасибо, что Вы с нами. Не переключайтесь! */
Артефакты С.П. - это несколько фотографий, сохранившихся до наших дней. Остальное растерялось т.к. не особо ценилось.

Неделями, работая в ЦУП (в данном случае имеется ввиду Евпатория), часто пересекались с космонавтами и, естественно, брали автографы. Интересно, что «студия Центрального телевидения в ЦУП» откуда шли передачи на Центральное Телевидение в Москву и дальше по всему СССР: интервью с космонавтами, специалистами, последние космические новости и т.п., со слов С.П. представляла собой маленькую комнатушку в одном из зданий. С.П. горд совместной работой с известнейшим советским тележурналистом Юрием Фокиным (кто его теперь помнит? Я о нем впервые услышал от него), считает его гениальным и талантливейшим журналистом. Из интересного о нём запомнилась традиция первым делом после приезда покупать бутылку местного кальвадоса, который он очень обожал и за время командировки постепенно выпивал бутылку сам. О других тележурналистах отзывается нейтрально считая, что в 1980-х класс упал и даже скатился в желтизну (это он о Железнякове , которого он считает случайным в этой тематике, пришедшим в космическую тему только ради быстрой карьеры, а не «любви к искусству»).

Космонавт Алексей Станиславович Елисеев , руководивший в то время полетами орбитальных станций.

Завершение работ отмечалось такими «сувенирами» - «экспресс-отчетами», изготавливаемыми в фотолаборатории (первая мысль - насколько упростилась жизнь с изобретением Photoshop и фотопринтеров):

Экспресс-отчет о работе «Венеры-9».

В интернет нашелся еще один - о «Венере-9» и «Венере-10»

Экспресс-отчет об орбитальной станции «Салют-5» и «Союз-21».

И «Союз-24».

В советском документальном фильме о Московском ЦУП, в 15:36 можно увидеть стену с такими фотоаппликациями.

Позже случайно нашел в мемуарах ранние версии, выполненные несколько более простой техникой.



Однажды найдя сайт, посвященный работам А.Соколова и А.Леонова, scifiart.narod.ru я провел на нем несколько дней. И одним из впечатлений о картинах были виды поверхности Земли, которые художникам неплохо удались. И для себя отметил, что сейчас рисовать намного проще - от Google Earth до online камер на МКС и всё не выходя из дома.

Несколько фото с описанием


А.Леонов парящий над Крымом в тот момент, когда он вышел из шлюза.


А. Соколов ОРБИТАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС НАД ЧЕРНЫМ МОРЕМ
На картине показана картина заката нашего светила над Черным морем с учетом замечаний, высказанных художнику летчиками-космонавтами В. Ляховым и В. Рюминым. Художник изобразил орбитальный комплекс «Союз» - «Салют-6» - «Союз» в момент, когда он закрыл собой заходящее солнце.


В КОСМОСЕ из альбома «Космические дали». А. Леонов, А. Соколов. На картине изображён Алексей Леонов, 18 марта 1965 года вышедший в открытый космос


А.Леонов, А.Соколов. «Над Донбассом». 1984г.



Картина Алексея Леонова «НАД ЧЕРНЫМ МОРЕМ».
18 марта 1965 года. Московское время 11 часов 34 минуты… Радио доносит из космоса голос командира корабля «Восход-2» Павла Беляева:
«Заря! Я - Алмаз! Человек вышел в космическое пространство! Находится в свободном плавании!..»

Свершилось! Впервые в мире человек - советский космонавт Алексей Леонов в открытом космосе, лицом к лицу со Вселенной. Осуществлен важнейший шаг на пути покорения космического пространства. Перед вами необыкновенный, но вполне реальный «автопортрет» космонавта А. Леонова. Он изобразил себя парящим над Землей в тот момент, когда вышел из шлюза космического корабля в открытый космос. Это было над Черным морем.




А. А. Леонов, А. К. Соколов. Люди грядущей планеты. Левая часть триптиха. 1984



Из набора открыток КОСМОС НАРОДНОМУ ХОЗЯЙСТВУ, 1985.
«Над Землей - орбитальный космический комплекс, в составе которого станция „Салют“ второго поколения с двумя пристыкованными к ней кораблями „Союз-Т“. Один из них доставил на борт станции экспедицию посещения, и теперь совместно с членами основного экипажа космонавтам предстоит выполнить обширную программу научных исследований и экспериментов.

Над Аралом:



Леонов же летал только два раза в 1965-м и 1975-м.

Этот каталог прояснил вопрос, как художники работали над картинами, ведь любому художнику нужна „натура“:

К своей теме в искусстве Соколов впервые обратился в 1957 году.

В 1961 году в газете «Правда» появился рисунок А. Леонова с комментарием Ю. Гагарина. В 1965 году произошло знакомство Соколова и Леонова, и вот уже скоро двадцать лет продолжается их творческое содружество.

Каждое из полотен Соколова, даже, казалось бы, на один и тот же сюжет, по-своему неповторимо. Особенно интересны картины, эскизы к которым побывали в космосе и были откорректированы на борту современных орбитальных станций «Салют-6», «Салют-7»: «Над Аральским морем», «Над Черным морем», «Над Мексиканским заливом», «Над Каспием» . Вот, например, что написали космонавты В. Ляхов и В. Рюмин на эскизе к картине «Над Каспием»: «Он (эскиз. - М.В.) достаточно близко соответствует натуре. Этот рисунок больше похож на сумерки при заходе солнца. Должны быть тени от облаков».

На эскизе к картине «Над Флоридой» замечания американских астронавтов: «Выглядит очень реалистично, кроме облаков в нижнем правом углу в виде чересчур прямых линий, которые переданы не совсем верно, а фиолетовый цвет на верхнем крае воздушного ореола слишком фиолетовый и чересчур яркий. Майкл Коллинз». «Очень реалистично! Мы почти можем видеть нашу стартовую площадку. Оуэн Гэрриот». «Сделаны хорошие рисунки! Поверхность Земли не закрыта облаками, более красочна, подобна тому, как видно из самолета. Алан Бин».

Таких эскизов с корректировкой много, и они служат иллюстрацией к тому, как не просто, с какой точно выверенной объективностью создает Соколов свои картины.



(В нижней половине листа приведена фотокопия рукописного комментария с замечаниями к эскизу картины „Украина“(1982) сделанные экипажем „Салют-7“.)

Комментарий в высоком разрешении.


Внимание! Ошибка! Рисунок сделан с высоты менее 200 км.
Очень много красного и светло-жёлтого и мы видим намного больше чем нарисовано. Больше выражены реки и складки местности. На горизонте нет чёткости, а только дымка. Ближе всё чётче.
Владимир Ляхов. Александр Александров. Борт Салют-7.


Живописные произведения Леонова несколько иные, менее абстрагированные В них четко сформулированный конкретный сюжет и не менее ясное его воплощение: «Автоматическая стыковка», «В открытом космосе», «Орбитальная станция «Союз - Аполлон», «Космический радиомост». Эти работы отличают точное знание предмета, достоверность, убедительность. Эскизы к картинам Леонов делал во время своих полетов в космос. Их можно найти на страницах бортовых журналов «Восход-2» и «Союз-19». Интересны графические листы Леонова. Видимо, рисунок более близок космонавту-художнику.

Ближе к концу альбома было вложена цветная фотография. Первоначально она была приклеена к листу картона, но за много лет некоторые края отклеились. Конечно фотография сразу привлекла внимание.

Для публикации я „подтянул“ цвета, иначе плохо видно на этой фото. С.П. прокомментировал: „Снято Зондом. И напечатано в фотолаборатории ЦДКС на фотобумаге Kodak“.

А вот разворот каталога. Фотография хранится здесь не просто так.

Справа графика А.Леонова „В полете Молния-1“, которую найти в интернет в хорошем разрешении не удалось, потому так:

С.П. обратил моё внимание на эту часть графики:

Видно, что „натурой“ для художника стала фотография „Зонда“, ключевые части которой изображены на графике: Малая Азия, Балканы, Черное море с Крымом, Аравийский полуостров и Персидский залив, половина Каспийского моря и полноводное еще Аральское море. Не видно только гигантское пятно, которое расположено в Египте и могло быть озеро Тошка , но на самом деле какой-то дефект печати или хранения фото.

Скан этой фото:

И снимок „из интернет“:

В качестве итога:

Возвращаясь к изображению и цитате в начале этого текста, можно сказать, что на самом деле правдой является то, что фото получило популярность, но часто как часть другого изображения, скрывая свое происхождение от непосвященных . Одновременно было интересно узнать как художники работали над картинами космической тематики.

/** Здесь должна была закончиться публикация, но.... */
На этом я планировал закончить, но история имела продолжение. Увидев моё восхищение, С.П. через несколько дней нашёл и показал еще один артефакт.

Фотография кратера на обратной стороне Луны. На оборотной стороне фотографии есть дарственная надпись, название фото и аппарата, снявшего кратер. Последние я вклеил на изображение. К сожалению фото подверглось воздействию воды, чернила расплылись и точно сказать нельзя было какой аппарат снял кратер. Первая моя мысль по некоторым причинам, что это неизвестный снимок Луны-11. Найти в сети фото не удалось - видимо фото никогда не публиковалось. Но надпись на обратной стороне, после редактирования уровней изображения, явно содержит буквы „Зон“. Более всего похоже это на „Зонд-8 “, фотографировавший Луну в 1970 году. И С.П. утверждал, что это Зонд-8. Хотя в таком состоянии сложно отличить „3“ от „8“. Верю на слово. Тем более теперь происхождение фото недавно мне было подтверждено другим снимком „Зонд-8“ из частной коллекции.

Оборотная сторона фото полностью


Возможно Лаврова Надежда Павловна
С 18.03.1968 г. по 19.06.1989 г. Н.П.Лаврова возглавляла кафедру аэрокосмических съемок МИИГАиК. Участвовала в организации и выполнении работ по космическим съемкам Земли, Луны.
По научным программам МИИГАиК, в которых принимала участие Лаврова И.П., получены первые снимки Земли с окололунной орбиты при полете автоматических станций «Зонд».


Первым делом, стало интересно: что такое „кратер Эйткен“, где находится, почему так называется, и когда назван?

Как оказалось этот кратер Эйткен косвенно хорошо известен в связи с Бассейном Южного полюса - Эйткена . И в English Wikipedia посвящена статья кратеру Aitken . Кратер расположен на обратной стороне Луны (16.8°Ю 173.4°В), на северной стороне гигантского кратера. Назван в честь американского астронома Роберта Эйткена (1864-1951). Кратер имеет диаметр 135 км. Сфотографирован кратер был в 1972 году экипажем Аполлона-17. Название утверждено Международным астрономическим союзом в 1970-м году . Зонд-8, напомню, летал в октябре 1970-го. Кто предложил его так назвать - мне найти не удалось. Может быть эта фотография - первая фотография кратера в истории человечества и сделана, когда он еще был безымянным.

То, что якобы „гонка была проиграна, поэтому, видимо, и о результатах этой работы не особо распространялись“(), не означает, что работа была проще и легче.


(»Когда вы номер 9, Вы стараетесь усерднее" - отсылка к ставшему знаменитым слогану американской компании, занимавшей второе место на рынке в своей нише: «We Try Harder because we"re number two».
//Мы стараемся работать усерднее потому, что мы номер два.
В перефразировке используется как “If you are number two, you just have to try harder”
//Если Вы номер два, то Вы просто стараетесь (работать) усерднее.)

Были достигнуты результаты не менее важные, чем у соперников по космической гонке, и которыми можно восхищаться и 50 лет спустя. Но эта фотография поднимает важный вопрос - а где сейчас эти результаты? На Geektimes есть отличная статья " ". Можно позавидовать такому подходу к своей истории. Во многом это мечта для отечественной истории.

Будут ли опубликованы отечественные фото? Сомневаюсь, по крайней мере в ближайшие годы. С.П. по поводу этого кратера поделился воспоминаниями о разговоре в те времена об этих фото со специалистами - что если на фото были нечто, что нельзя объяснить, то фотографии засекречивались. Серьезно предполагалась возможность, что США может секретно проводить работы на поверхности Луны. Публикация фото позволила бы США узнать, что их объект мог быть уже не таким уж секретным для СССР и принять некие меры.

Рассекречивание того, что уже давно никому не интересно, по прежнему представляет проблему сейчас. Проще уничтожить. Хорошо об этом написано в этой цитате из мемуаров.

Сегодня в доме космонавтов меня остановил офицер по режиму. Меня предупредили, что если я собираюсь писать в газету на любую тему, то предварительно текст надо согласовывать в специальной комиссии Центра.

Оказывается это целая процедура. Вот образец документа, который надо составить и согласовать, чтобы иметь право отправить заметку в газету. Пусть это буде даже несколько строк.
Во первых, надо составить авторскую справку, в которой надо указать, что в моем тексте нет секретных сведений и тому подобной информации. Мою подпись должно удостоверить командование Центра. Это как бы моя гарантия.

Во вторых, надо заполнить и подписать у членов комиссии «Акт экспертизы материалов подготовленных к открытой публикации». Акт утвердить у командира части (начальника Центра).
Правильность каждого пункт акта нужно доказывать каждому члену комиссии и командиру.
Так что я теперь понимаю тех военных, которые не хотят связываться с прессой.
Василий Сергеевич Лесников «Рядом с космонавтами. Американское время. 1970–1979 годы»


Насколько мне известно примерно с 2009 года снова усилился контроль за режимом и ручеек того, что попадало полулегально из архивов, музеев заводов ВПК, в СМИ в 2000-х иссяк. И связываться с официальной процедурой рассекречивания и публикации материалов ни у кого нет желания (фактически это добровольно, работа не финансируется и берется ответственность).


(Фото Луна-16 из частной коллекции. На переднем плане стереоскопическая система формирования панорамного изображения, включавшая в себя две панорамных сканирующих камеры З00х6000 пикселей того же типа, что стояли на ранних посадочных станциях серии Е-6 и луноходах. Расположенные на посадочном аппарате непосредственно под возвратной ракетой на той же стороне, что и система отбора образцов, они были разнесены на 50 см, охватывая поле зрения 30°.)

Со второй половины 2000-х, благодаря широкой поступи интернета, появилось большое количество информации, воспоминаний, исторических фото- и видеоматериалов. Тогда начала находится информация по интересной мне теме Луноходов и, если к концу 2000-х это было всего несколько примечательных публикаций в газетах и ТВ сюжетов, то сейчас доступно большое количество документальных материалов, интервью участников и публикации за разные годы. Но на некоторые детали в публикациях не обращают внимания. Например практически отсутствует подробное техническое описание, как пультов, так и самого лунохода. В общем-то и схема передатчика первого Спутника в сети появилась совсем недавно. Видимо большой секрет.

Интересно что-то у ?

Спасибо! Да, так и есть. В связи со статьей, беседую с представителем руководства РКС: может быть, удастся обнародовать материалы по первым спутникам.

Пока государство не собирается финансировать публикацию исторических документов, заинтересованные люди «готовы и купить». И что-то иногда можно официально купить - очень интересные снимки об истории космонавтики и техники СССР я нахожу в фотобанке Sputnik (VisualRian). Единственное, что подписи могут содержать ошибки, а сами фото отзеркалены.

Эту печаль скрашивают частные инициативы - любители истории, которые своими деньгами и бесплатной работой «добывают», хранят и публикуют исторические материалы. Например собирают деньги на оцифровку советских космических фильмов из киноархивов (есть эти товарищи, например, на rutracker с раздачами). Важную работу за свой счет по сохранению космической истории делают владельцы ресурсов epizodsspace.no-ip.org (http://epizodyspace.ru) и www.kik-sssr.ru . Есть пример и на Geektimes . Большая часть советских космических фотографий, панорамы Венеры вообще оказались в цифровом в виде благодаря личным средствам и большому желанию получить эти фото одного человека. Бывший программист Microsoft из Редмонда в начале 2000-х нашел контакты и оплатил работу по оцифровке советских снимков хранящихся, если не ошибаюсь, в Институте космических исследований. Снимки использовались при написании статей на его сайте . В реальности у него фотографий больше, чем опубликовано, и фото с его «кредитом» и в его обработке можно увидеть в научно-популярных книгах и различных тематических сайтах.


Страница №382 из книги «Infinity Beckoned: Adventuring Through the Inner Solar System, 1969–1989»

К сожалению это не всё оригиналы, а чаще всего репринт - не первая копия и еще и бумажная. Хотя точно где-то есть цифровые оригиналы. К сожалению, кроме бюрократических препятствий здесь могут быть технические.

Узнать почему

Скорее всего хранятся цифровые копии даже не на 8"" дискетах, а на лентах в формате данных для какой-нибудь ЕС. Вопрос «чем прочитать» есть и у НАСА.
Вот такая публикация мне случайно попалась на глаза в старом советском журнале:

Где-то хранятся и более современные цифровые данные. Комета Галлея. Вега-1:





Коснусь любимой темы луноходов и опять начну цитатой из публикации Санкт-Петербург космический :
Было бы круто «воскресить» пульт: поменять монитор, загрузить в него какой-нибудь симулятор марсохода/лунохода, и давать возможность посетителям поуправлять легендарным аппаратом, хоть и виртуальным. Пока же приходится полагаться только на свое воображение.


Поуправлять с помощью этого пульта возможно только направленной антенной лунохода. Посетителям музея это не очевидно т.к. подпись к экспонату утверждает «Фрагмент пульта управления Луноходом-1». И это в музее, где вроде бы как должны знать историю экспонатов поглубже.

Некоторые вещи нигде не описаны, возможно авторы мемуаров или исследований особо не задумывались о некоторых деталях. И единственными кто может об этом рассказать это живые свидетели событий. Если конечно их об этом спросить. О чём я и спросил С.П. т.к. он участвовал в обеспечении прямой трансляции Центрального телевидения из центра управления луноходом. Так это выглядело для телезрителей и читателей советской прессы.

И так это было на самом деле:

К слову направление съемки обусловлено тем, что в фоне ничего секретного в кадр не попадало.

Современный вид лунодрома примерно с того же места и в том же направлении:

Со слов С.П. это одна из первых советских телекамер для наружных съемок. Сама телекамера весила около 60 кг и примерно столько же штатив. Камера соединялась более чем километровым кабелем с их передвижной телестудией (ПТС), с которой направленной антенной сигнал передавался на антенну телецентра и линией релейной связи в Москву. Воспоминания о том как они это тащили на себе по лунодрому у него свежи.

В одном из недавних интервью В.Довгань рассказал, что джойстик назывался «кнюппель», (knüppel) как оказалось слово знакомое военным некоторых специальностей и инженерам ВПК, и перешедшее от них в «гражданский язык» в эпоху появления персональных компьютеров как локальный конкурент слову «джойстик». Также он немного рассказал как он управлял - кнюппель устанавливался в необходимое положение и нажималась кнопка на конце рукоятки, подтверждая отправку команды. А вот об остальных деталях пультов нет информации.

Меня долго интересовали несколько вопросов: ручки на видеомониторе, круглое углубление ниже и левее экрана, устройство на которое на снимке указывает пальцем командир, плоское устройство стоящее на левой части пульта водителя, и еще много других мелочей на фото- и кинокадрах.

Работали телевизионщики с экипажем и в пункте управления луноходом. Благодаря чему С.П. мне объяснил назначение деталей на фотографиях пультов лунохода. Да и к слову телевизионщики работали не только там. С.П. рассказал, что номер в гостинице «Украина» (Симферополь) у водителей лунохода «Славы и Гены» был очень удобно расположен у буфета. Общение надолго не прерывалось)

На левой панели пульта командира всего один прибор, который оказался часами. А стоящий на левой части пульта водителя плоский прибор с толстым кабелем оказался индикатором номера телевизионного кадра.

Остальные точки над i расставила книга водителя лунохода В.Довганя Лунная одиссея отечественной космонавтики. От «Мечты» к луноходам. . В частности оказалось номер телевизионного кадра и время впечатывались на фотоплёнку. Такой себе EXIF и архивация телекадров. Оцифруют ли их когда-нибудь все? Хотелось бы увидеть с привязкой к местности, например, в Google Moon.

Вячеслав Довгань, фактически единственный источник воспоминаний о луноходах. Его интервью, публикации фактически единственное, что можно найти. Его книга обобщает и уточняет много разрозненной информации в единую картину. Опровергает домыслы желтой прессы, описывая как на самом деле происходили события. Хотя пульты и рабочие места Вячеслав Довгань и не описал полностью. Белые пятна в этих вопросах С.П. стёр простыми ответами.

Микрофон и коробочка с прорезями громкоговорителя под телефоном - громкая связь. Довгань пишет, что вначале пытались работать в наушниках - оказалось неудобно.



Две ручки на мониторе - оказывается монитор это отдельное устройство, которое просто лежит на «лафете». В случае поломки его быстро поднимали за две ручки и заменяли запасным. А две ручки т.к. поднимали его два человека - весил монитор около 30 кг, примерно половина массы приходится на питающий трансформатор.



И наконец «ручки на видеомониторе, круглое углубление ниже и левее экрана» - ручки обычные телевизионные настройки изображения. А «круглое углубление» - оказалось еще одним экраном - осцилоскопом, показывающим наличие сигнала. Т.к. картинка на экране видеомонитора обновлялась редко, то осцилоскоп позволял сразу понять, что что-то произошло и следующей картинки не будет.

  • СССР
  • история
  • Добавить метки Никакая совершенная аппаратура не может точно передать увиденное в Космосе. Только человеческий глаз и кисть художника способны донести до людей красоту нашей Земли, открывающуюся с космической высоты...

    Таких людей не бывает много. Их было в ХХ в. всего трое – сделавших первый космический шаг. И двое из них – наши соотечественники: Гагарин, впервые поднявшийся на космическую орбиту, и Леонов, первым оттолкнувшийся от люка в свободный полет, отделенный от враждебного пространства только оболочкой скафандра...

    Среди космонавтов вообще нет заурядных людей. Но не каждому дано донести до окружающих не бесстрастный фотоотчет, а чувства, эмоции, настроение, сопровождающие выход в новую для человека среду. Вряд ли придирчивая комиссия, отбиравшая по гарнизонам пилотов на «принципиально новую технику», первым делом оценивала художественные таланты молодого летчика – ей было куда важнее, что накануне Алексей Леонов блестяще посадил аварийный МИГ-15бис с выключенным двигателем.

    Зато вполне возможно, что их учитывал С. П. Королев, выбирая человека для первого выхода в открытый космос. Задача была и технически нетривиальной, но большие опасения были связаны с психологией: как почувствует себя Человек вне кабины, один на один с Пространством? И главный конструктор решил, что именно художник лучше всего опишет свои впечатления и ощущения.

    «СП» оказался прав. Уже два поколения людей восприняли космос сначала через картины художника А. А. Леонова, а уж потом – через телевизионную «картинку», с каждым годом улучшающуюся, но не способную конкурировать с глазом и рукой художника...

    Хотя впечатления и ощущения Алексея Архиповича в сам момент выхода, а особенно – возвращения на корабль – передавались ненормативной лексикой... Конструкторы первого внекорабельного скафандра ошиблись, и гибкость наддутого комбинезона в вакууме оказалась меньше расчетной. В результате, руки вышли из перчаток, ноги – из ботинок, и двигаться стало совершенно невозможно, а – надо.

    «19-летний Сергей Королев в скафандре Гагарина». 1965 г.
    Рисунок А. Леонова на суперобложке книги «Психологические проблемы
    межпланетного полета»

    И космонавт впервые существенно изменил режим работы своего аппарата, сбросив давление ниже положенного – а нужно было знать, что это уже возможно, т.к. какое-то время Леонов дышал кислородом, и декомпрессия не грозила гибелью. Потом он изменил отработанную последовательность действий, влетев в шлюзовую камеру не ногами, как рассчитывалось, а головой вперед. После чего космонавту пришлось развернуться в узком надувном тоннеле шлюзовой камеры...

    Мы лишь недавно узнали об этом и многих других аспектах полета «Восхода-2». А ведь это было крайне важно: впервые в нашей космонавтике человек гибко реагировал на меняющуюся сиитуацию, т. е. оправдывал свое – дорогое и небезопасное – присутствие в космосе! До того – признаем – космонавты «Востоков» и первого «Восхода» больше смахивали на подопытных кроликов.

    Леонов стал готовиться к полету на орбитальной станции. Именно он должен был возглавить первый экипаж «Салюта», но... за несколько дней до старта врачи обнаружили отклонения в работе сердца бортинженера, В. Кубасова, и на станцию полетели дублеры – Г. Добровольский, В. Волков, В. Пацаев...

    В начале 70-х инструктор, заместитель начальника ЦПК,
    А. А. Леонов был самым подготовленным космонавтом, и уж точно – самым известным за границами нашей страны. Видимо, поэтому именно его назначили командиром советского корабля для совместного советско-американского полета. Задача опять была технически нетривиальна (предстояло как-то «согласовать» не только атмосферы кораблей, но и модели баллистических расчетов). Но главные проблемы опять были не в технике: вместе предстояло работать самым совершенным и секретным машинам противников в «Холодной» войне!

    «Союз» – «Аполлон». 1973.
    Холст, масло. 150х60 см

    Будущая международная
    космическая станция. 1967.
    Картон, гуашь, 50х80 см

    И снова смекалка космонавтов буквально спасла программу. Раз событие политическое, значит его должен видеть весь мир. Сделать это можно только при помощи телевидения, но оно-то и отказало сразу после выхода «Союза» на орбиту. И хотя на Байконуре были готовы второй корабль и три дублирующих экипажа, задействовать их по такой причине – позор и скандал! Задача осложнялась тем, что на борту не было... инструментов, и вскрывать панель, чтобы добраться до токораспределителя (в котором был отказ) пришлось при помощи медицинских ножниц и охотничьего ножа, купленного Леоновым накануне полета! Кстати, американцы посчитали инцидент инсценировкой...

    В космос Алексей Архипович больше не полетел, а до 1991 г. возглавлял отряд космонавтов ЦПК им. Ю. А. Гагарина.

    Картины художника А. А. Леонова уникальны. Так уж сложилось, что художники наши охотно рисуют родную природу, не менее охотно экспериментируют со всякими нетрадиционными стилями, но крайне редко (и зачастую – неумело) изображают природу «вторую» – рукотворную. Может быть, это происходит потому, что эту самую рукотворную природу – технику – надо знать, а большинство художников (как и «гуманитариев» вообще) к такому знанию относятся пренебрежительно?

    А между тем художественные полотна, на которых в ближнем и дальнем космосе действует сложнейшая, порой, существующая еще только в чертежах техника – мощнейшее средство пропаганды, в том числе и за создание этой самой техники! Не случайно при американском NASA постоянно работает группа художников, творчески отражающая шаги американской космической программы, в том числе и те, которые так и остались на бумаге. Думается, часть проблем нашей космонавтики происходит от того, что нашим ответом на работу этой группы стало творчество всего двух человек: Алексея Леонова и Андрея Соколова...

    Космонавт-художник и чуть не единственный молодежный научно-популярный журнал были просто обречены на сотрудничество. Уже в октябрьском номере 1965 г. на цветной вкладке читатели «Техники – молодежи» увидели нарисованную Леоновым космическую зарю, а рядом, на черно-белых страницах – посадку советского космического корабля на Луну, как ее увидел художник (который, видимо, еще не знал, что именно он будет отрабатывать этот маневр на тренажере, переделанном из вертолета...).

    Первый номер следующего, 1966 года приветствовал читателя обложкой художников А. Леонова и А. Соколова, а в майском номере «ТМ» впервые была опубликована ставшая всемирно известной картина космонавта «Над Черным морем».

    Наконец, в октябре 1968 г. Алексей Архипович предстал перед читателями нашего журнала в качестве... командора 6-го парада-конкурса автосамоделок на приз журнала «Техника – молодежи»! Закономерным продолжением сотрудничества журнала и космонавта стала работа А. А. Леонова в составе нашей редколлегии с 1972 по 1989 г.

    И мы рады, что в 2005-м Алексей Архипович Леонов – снова член редколлегии журнала «Техника – молодежи»!

    Алексей Леонов с внуком Даней.
    2003

    Вчера с удовлетворением убедился, что в интернете nаки есть картины Соколова и Леонова, в приличном количестве (хотя, увы, не в приличном качестве). А сегодня (уже с удивлением) выяснил, что даже у нас на работе отнюдь не все знаюn, кто это такие. А раз так - буду просвещать. :)

    Итак, любуйтесь!

    А. Леонов, "Старт "Востока"

    А. Леонов, А. Соколов, "Восток" над планетой"

    А. Леонов, "В открытом космосе"

    А. Соколов, "Первая интернациональная орби

    А. Соколов, "Разведчики погоды"

    А. Соколов, "Космический радиотелевизионный мост"

    А. Соколов, "Несколько спутников одной ракетой"

    А. Леонов, "Над Чёрным морем"

    А. Леонов, "Автоматическая стыковка"

    А. Леонов, ""Молния" - космический ретранслятор"

    А. Соколов, "Стыковка космических кораблей"

    А. Соколов, "На орбите - космическая станция"

    А. Леонов, "На космической трассе - "Зонд""

    А. Леонов, "Возвращение "Зонда"

    А. Соколов, "Луна-10" над Луной"

    А. Леонов, А. Соколов, "Луна-16" - космический геолог"

    А. Соколов, "Перед будущим стартом к Луне"

    А. Леонов, А. Соколов, "Начало торможения"


    Родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка Кемеровской области.
    Первый полет в космос совершил 18-19 марта 1965 года совместно с Беляевым П.И. в качестве второго пилота на космическом корабле «Восход-2».
    Впервые в мире Леонов А.А. вышел из кабины космического корабля в открытый космос и выполнил ряд экспериментов вне корабля. Для выполнения выходи человека в открытый космос корабль «Восход-2» был снабжен шлюзовой камерой. Проведены медико-биологические исследования, решены некоторые задачи космической навигации. Впервые осуществлен спуск космического корабля с помощью ручной системы управления.
    Второй космический полет совершил 15-21 июля 1975 года совместно с Кубасовым В.Н. на космическом корабле «Союз-19». Это был первый в мире совместный полет советского космического корабля «Союз» и американского «Аполлон».
    Корабли в течение 44 часов находились в состыкованном состоянии. Экипажи переходили из одного корабля в другой, совместно выполняли научные и технические эксперименты.
    На орбите искусственного спутника Земли была создана пилотируемая интернациональная лаборатория «Союз-Аполлон» - прообраз будущих международных орбитальных станций.
    А. Леоновым создано большое количество живописных полотен на тему освоения космоса. С середины 60-х годов он является постоянным соавтором художника-фантаста А. Соколова.

    АНДРЕЙ КОНСТАНТИНОВИЧ СОКОЛОВ
    Родился в 1931 году.
    После окончания архитектурного института в середине 50-х годов работает по основной специальности - архитектором.
    С детства будущий художник любил фантастику Жюля Верна, Беляева, Циолковского, Брэдбери. И свои первые работы в жанре научно-фантастической живописи он посвятил роману Брэдбери "451 градус по Фаренгейту".
    После запуска первого искусственного спутника Земли в 1957 году все творческие устремления А. Соколова отданы теме освоения космоса.
    Некоторые его полотна представляют собой "мини-сериалы": мы видим последовательные этапы строительства большой обитаемой космической станции на орбите Земли, наблюдаем за первой высадкой людей на Луне, Венере, Марсе, спутниках планет-гигантов, вместе с экипажами фотонных ракет устремляемся к звездам.
    Огромное число работ посвящено теме реальных достижений советской космонавтики (только в 1981 году в альбоме "Жизнь среди звезд" появляется несколько работ на тему американских исследований в космосе).
    Начиная с середины 60-х годов постоянным соавтором А. Соколова является летчик-космонавт СССР А. Леонов. В 90-х годах А. Соколов участвует в совместной работе с американским художником Р. Макколом. В соавторстве с ним создано несколько впечатляющих работ.

    В нашей стране и во всём мире хорошо известно имя космонавта Леонова. Алексей Леонов первый в открытом космосе произвёл видеосъёмку, покинув В нашей статье мы расскажем, как это было и почему ему присвоили звание Героя Советского Союза за выполнение такого вроде бы нехитрого задания. Также расскажем, почему для этой миссии Сергей Королёв выбрал именно его. Биография Алексея Леонова - это судьба обычного советского человека из самой простой семьи.

    Детские годы

    Родился Алексей Леонов в 1934 году в сибирском селе Листвянка, что расположено в Кемеровской области. Многодетная семья, в которой он был восьмым ребёнком, занималась крестьянским трудом. Отец, электрослесарь-железнодорожник из Донбасса, после окончания гражданской войны перебрался в Сибирь к своему отцу, деду будущего космонавта, и стал работать зоотехником. Мать обосновалась в этих местах раньше. Дед Алексея Леонова был сослан в эти места за участие в революционных событиях 1905 года.

    Отец будущего космонавта, Архип Леонов, умный человек и большой труженик, снискал уважение среди односельчан и был избран ими председателем сельского совета. Волна репрессий не обошла и эту семью. Отца в 1936 году репрессировали, однако в 1939-м восстановили в правах и полностью оправдали.

    О родительской семье и детстве Алексея известно мало. Будем надеяться, что он оставит после себя подробную книгу воспоминаний.

    В 1938 г. мать Алексея переехала в Кемерово. Там же, когда подрос, он и пошёл в школу. Первокласснику было девять лет.

    В 1948 году семья перебралась на постоянное место жительства в новую, западную область Советского Союза. Калининград стал родным городом для Алексея Архиповича. Там и сегодня живут его родственники. В одном из скверов в центральной части города установлен монумент в честь покорителей космоса. От него берёт начало улица, носящая имя космонавта Леонова.

    Профессия - лётчик-истребитель

    Интерес к лётному делу у Алексея Леонова возник не случайно. Его старший брат, Пётр Архипович, был слесарем-инструментальщиком, отличным специалистом своего дела. Он охотно делился с Алёшей своими знаниями.

    Кроме техники Алексей Архипович увлекался спортом. Он занимался фехтованием, велоспортом, метанием копья и лёгкой атлетикой. Имеет разряды. Его интерес к живописи развился в большой талант.

    Калининградцы, лично знакомые с Алексеем Архиповичем, вспоминают, что он был отличным парнем - компанейским, спортивным, весёлым и добрым.

    Первое лётное образование Алексей Леонов получил в Кременчуге, в лётной школе. Потом учился в Чугуевском высшем училище лётчиков-истребителей, после окончания которого, в конце пятидесятых, летал на боевых самолётах.

    Первый отряд космонавтов

    Сергей Королёв очень тщательно выбирал кандидатов для полётов в космос. В послужном списке Алексея Леонова помимо отличной характеристики с места службы и превосходной спортивной подготовки была ещё и посадка самолёта-истребителя МИГ-15бис в экстремальных условиях с заглохшим двигателем. В начале шестидесятых он был принят в первый, гагаринский, отряд космонавтов, состоявший из двадцати человек.

    К выходу в открытый космос Алексей Леонов был подготовлен отлично. Кроме него в отряд космонавтов входили и другие, не менее достойные кандидаты. Это и Валерий Быковский, и Павел Попович, и Виктор Горбатко, и Владимир Комаров, и Иван Аникеев, и др. Всего 20 человек. Технически каждый из них мог справиться с любой смоделированной ситуацией. С. П. Королёв остановил выбор на Алексее Архиповиче как на человеке, который сможет наиболее точно описать впечатление от космического пространства. И не ошибся.

    Несмотря на то, что подготовка к выходу в открытый космос многократно и детально прорабатывалась на земле, всё предусмотреть оказалось невозможным.

    Тренировки проходили в специальных камерах, где имитировалась невесомость. В соответствии с показателями индивидуальной анатомии, а также с учётом давления воздуха внутри скафандра и предполагаемых внешних условий скафандры конструировались отдельно под каждого космонавта.

    Точно смоделировать все условия непривычной для жителей Земли среды в лабораторных условиях не представлялось возможным. По этой причине первые космонавты подвергались огромному риску.

    Правда о полёте - табу для граждан СССР

    Можно увидеть в документальном фильме, в который входят фрагменты, снятые им на камеру. Очень впечатляюще выглядит картина, написанная им самим. Это точное изображение корабля, а рядом, в скафандре, Алексей Леонов. Фотография картины представлена в этой статье. Надо сказать, что в советское время увидеть это полотно могли только избранные. Малые размеры корабля по сравнению с двумя его пассажирами выглядят не просто впечатляюще. Они заставляют взглянуть на первопроходцев космоса как на людей огромной смелости.

    Подробности этого события в советское время были засекречены. Население страны не должно было знать о просчётах или ошибках отечественной науки и несовершенстве техники.

    На картине, где изображён Алексей Леонов, находящийся в свободном полёте, ясно видно: размеры корабля настолько малы, что в нём с трудом могут уместиться два человека. Свободного пространства нет. Да оно, исходя из поставленных перед космонавтами задач и времени, которое они находились в полёте, было и не нужно.

    Первый полёт, фотосъёмка

    В 1965 году советский космический корабль «Восход-2» совершил полёт вокруг Земли. Основной целью была проверка возможностей человека и созданных на земле приборов выполнять работы в условиях безвоздушного пространства. Экипаж корабля - Павел Беляев и Алексей Леонов.

    Три года предполётной подготовки и всего 1 сутки, 2 часа, 2 минуты и 17 секунд полёта, а время в открытом космосе - 23 минуты и 41 секунда. Выход в космос Алексея Леонова сопровождался отдалением от корабля на 5,35 метра. Длилось это 12 минут и 9 секунд. Космонавт был соединён с кораблём тросом, оснащённым крючками и петлями. Перестёгивание крючков помогало приближаться или отдаляться от космического аппарата на нужное расстояние.

    Главная задача, которую должен был выполнить Алексей Леонов в космосе, - это фотосъёмка на видеокамеру и на микрофотоаппарат. Видео получилось отлично настолько, насколько это было возможно при тогдашнем уровне техники. А вот сделать фотографии с микрофотоаппарата, размещённого в крохотном, величиной с пуговицу, отверстии скафандра, не удалось. Из-за деформации не смог взять в руки тросик, выполнявший функцию кнопки фотоаппарата, а пневматическая груша, которая была надета на его конец, оторвалась во время выхода из шлюза. Она зацепилась за крышку люка.

    Неожиданность со скафандром

    Скафандр Алексея оказался не вполне совершенным. Его испытывали при максимально возможной разнице внешнего и внутреннего давлений, которую можно сымитировать на Земле. Она оказалась слишком далека от того, что имеет место в условиях космоса. Давление внутри скафандра - 600 мм рт. столба, снаружи - 9 мм. В результате он раздулся. Не выдержали рёбра жёсткости и ремни. Ноги и руки перестали доставать до конца рукавов и штанин. Костюм стал неуправляемой капсулой, в которой заключён беспомощный человек. командир корабля, видел, что происходит с костюмом Леонова, но помочь ничем не мог. Алексей Архипович прикинул, что уже около часа он дышит чистым кислородом и азот, который присутствует в дыхательной смеси на корабле, к этому времени должен бы вымыться из крови. Он принял решение стравить давление внутри скафандра. Это запрещено инструкцией, но другого выхода он не видел. Если бы азот оставался в крови, он бы закипел, а это означало смерть. Азота не было, и Алексей Архипович, цепляя и отстёгивая крючки троса, добрался до люка.

    Акробатика в шлюзовом отсеке

    Размер люка шлюзового отсека был меньше, чем требовалось для габаритов космонавта, ширина плеч которого в космическом обмундировании - 68 см. Так как люк открывается внутрь, а диаметр шлюза - 1 м, то развернуться в нём нельзя. Чтобы Алексей Архипович уместился в него и герметично задраил люки, нужно было либо уменьшить размер крышки люка, либо сократить ложемент. Просто увеличить размер корабля не представлялось возможным. За сохранение внутреннего размера шлюза был сам Алексей Леонов. Выход в космос и возвращение на корабль, наиболее рациональная последовательность действий тщательно выверялись и многократно отрабатывались на тренажёрах. Но учёба учёбой, а реальность не поскупилась на сюрпризы.

    Космонавт вошёл в люк не ногами, как предлагалось более эргономичным, а головой. Чтобы задраить люк, требовалось развернуть туловище на 180 градусов. Задача с учётом размера космонавта и тесноты шлюза архитрудная. Алексей Архипович вспоминал впоследствии, что частота пульса у него к концу этой акробатики была 200 ударов в минуту, а пот заливал глаза сплошным потоком. Теперь следовало отделить шлюз, и можно возвращаться домой, на Землю. Но оказалось, что успокаиваться рано.

    После отделения шлюзового отсека корабль начал вращаться вокруг своей оси, а давление внутри стало расти. Космонавты могли только смотреть на приборы. Остановить процесс было невозможно. Они максимально снизили температуру и влажность на борту. Давление продолжало расти. Малейшая искра - и их вместе с кораблём разорвало бы на молекулы. В какой-то момент Алексей Леонов и Павел Беляев отключились - то ли потеряли сознание, то ли уснули. Впоследствии, при считывании приборных диаграмм, выяснилось, что давление внутри корабля вместо положенных 160 атмосфер добралось до отметки в 920 мм ртутного столба, после чего стало самопроизвольно снижаться.

    Дело в том, что корабль, около часа находившийся в статичном положении, деформировался. Одну его сторону до +150 градусов по Цельсию нагрело Солнце, а другая, находившаяся в тени, остыла до -140 градусов. В результате корабль оказался закрыт негерметично. Автоматика сработала на режим компенсирования утечки кислорода. В конце концов давление стало настолько высоким, что изнутри придавило крышку люка. Герметизация восстановилась, и приборы получили соответствующий сигнал на стравливание лишнего давления. Струя воздуха с наружной стороны корабля придала ему вращательное движение.

    Остановить вращение было, как говорится, делом техники, то есть несложно. Впереди стояла ещё одна задача - приземление.

    Внештатная посадка

    Считается, что взлёт и посадка - наиболее сложные процессы при управлении космическим кораблём. «Восход-2» садился в режиме ручного управления. Вместо запланированной точки под Кустанаем он погрузился в полутораметровый снег глухой уральской тайги, в 200 км от Перми. История вызволения космонавтов из таёжного плена заслуживает отдельной главы. Алексей Леонов и Павел Беляев провели две ночи, кутаясь в обшивку, содранную с внутренней поверхности корабля, разогревались у костра, а Алексей Архипович делал физические упражнения, подтягиваясь на стропах парашюта, зацепившегося за вершины сосен. Продуктовый запас у них был - лиофилизированное мясо, шоколад, галеты и творог с вишнёвым соком.

    После того как космонавтов нашли, а это произошло через четыре часа после приземления (этому помог ярко-оранжевый купол километрового парашюта, полёт которого видели жители ближайших населённых пунктов), им сбросили тёплую одежду и еду, но добраться до лётчиков спасатели не смогли. Для эвакуации нужно было организовать место для посадки вертолёта. Прибыла бригада лесорубов с бензопилами и расчистила поляну.

    Кумир и вера

    Алексей Леонов вспоминает, что Сергей Павлович Королёв, конструктор советских космических кораблей, создатель космической отрасли в науке и промышленности, циник, пессимист и скептик, воспринимавший жизнь настоящую и будущую только в мрачных тонах, был для космонавтов больше чем отцом. Он был их богом.

    Надо сказать, что советские космические аппараты с точки зрения надёжности и безопасности значительно превосходили корабли конкурентов - США. С начала освоения космоса во время тренировок и полётов наша страна потеряла пятерых космонавтов, в то время как американцы похоронили 17 астронавтов. Причина наших трагедий - так называемый человеческий фактор. Техника не подвела ни разу.

    Валентин Бондаренко погиб во время испытаний на психологическую устойчивость в условиях одиночного существования. Это произошло в Институте авиационной и космической медицины в результате пожара в барокамере. Владимир Комаров погиб при посадке - не раскрылся парашют. Георгий Добровольский, Владислав Волков и Виктор Пацаев погибли от разгерметизации корабля во время посадки.

    Несостоявшийся полёт

    Второй полет Алексея Леонова должен был состояться в июне 1961 года. Экипаж состоял из троих космонавтов - Алексея Леонова, Валерия Кубасова и Петра Колодина. Незадолго до намеченного дня старта медицинская комиссия обнаружила у Валерия небольшое Было решено послать дублирующий экипаж. Для первых это было трагедией: Пётр так никогда и не слетал в космос, а для дублёров - счастливый случай. Программа полёта была выполнена блестяще. Во время вхождения в атмосферу произошла беда. Космонавты по ошибке открыли клапан герметизации.

    Корабль совершил мягкую посадку в запланированном районе, но людей спасти не удалось. Это были Виктор Пацаев, Владислав Волков и Георгий Добровольский.

    Второй полёт

    Алексей Леонов в космосе был дважды. Первый полёт состоялся в марте 1965 года. В открытый космос Алексей Леонов выходил один раз. Его оценка - в космосе можно жить и работать.

    Второй раз он побывал там в июле 1976 года. Работа на орбите продолжалась в течение 5 суток, 22 часов, 30 минут и 51 секунды. Это был международный проект. Цель - стыковка модулей и научные эксперименты. В космос полетели советский «Союз-19» с Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым и американский «Аполлон» с тремя астронавтами - Томасом Стаффордом, Дональдом Слейтоном и Вэнсом Брандом.

    Талант живописца

    Благодаря художественному таланту космонавта всё человечество смогло узнать, как выглядит мир за пределами земной атмосферы, ведь в то время снимки в космосе получались лишь в чёрно-белом цвете. До сих пор космическая фотосъёмка представляет собой определённые сложности. Это связано с иными, нежели на Земле, требованиями к разрешению оптики, своеобразным распространением световых лучей, другим преломлением.

    Уникальность художника Алексея Леонова в том, что он на своих полотнах с инженерной точностью воспроизвёл технические особенности космической техники и костюма космонавта. А острый взгляд живописца определил, какие оттенки спектра присутствуют в космических пейзажах.

    Алексей Архипович участвовал в создании почтовых марок на тему космоса. На каждой из них - настоящее и будущее космонавтики. Их очень интересно рассматривать. Взгляните на фото. Алексея Леонова можно причислить к реалистам, способным предвидеть будущее, ведь того, что он изобразил, в те годы ещё не было.

    Жизнь на Земле

    Алексей Архипович два раза летал в космос. Он награждён двумя орденами Ленина и Красной Звезды, медалями нашей страны и зарубежья, является почётным гражданином тридцати российских и зарубежных городов.

    Один из лунных кратеров носит его имя, а также планета созвездия Весы.

    Алексей Леонов, генерал-майор авиации запаса, всю свою жизнь посвятил космосу. Он окончил Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского, в том числе адъюнктуру. Алексей Архипович долгое время занимался подготовкой космонавтов и разработкой космического оборудования. Ему принадлежат исследования в области восприятия зрением цветовых и световых характеристик после полёта в космос, восприятия пространства и времени в условиях космоса, психологических проблем межпланетного полёта, а также другие научные и экспериментальные работы.

    Он женат, имеет дочь и двух внуков.

    Начало третьего тысячелетия

    В настоящее время космонавт Леонов Алексей Архипович живёт в Москве. В прошлом, 2014, году президент Российской Федерации Владимир Путин вручил ему орден «За заслуги перед Отечеством» III степени. Так был отмечен восьмидесятилетний юбилей космонавта, который всю жизнь много и плодотворно работал для блага своей Родины. Он навсегда останется в нашей памяти как человек, внёсший огромный вклад в освоение космоса и в науку, и как художник, показавший людям мир за пределами земной атмосферы. Личность, на примере которой можно и нужно воспитывать подрастающее поколение, - это, безусловно, Алексей Леонов. Биография его невероятно интересна. О его космической эпопее можно прочитать в книге А. С. Елисеева «Жизнь - капля в море». О нём также снято несколько документальных фильмов.

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Пьер и мари кюри открыли радий
    Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
    Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса