Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Из всех чудес единственное чудо (по повести А.Куприна "Гранатовый браслет"). Результаты исследований учащихся в проекте Повесть А.И.Куприна Гранатовый браслет Как куприн разрешает проблему неразделенной любви

Автор-разработчик – , учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов г. Ивантеевки Московской области , эксперт ЕГЭ по русскому языку, Почётный работник общего образования РФ.

Развёрнутый конспект урока литературы в 11 классе

. Жизнь и творчество. Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет» (2 часа).

Урок построен с использованием технологии проблемного обучения

Тип урока : урок изучения нового материала

Форма урока: урок – беседа (аналитико-исследовательская работа по тексту)

Цели урока:

Познакомить (обзорно) с творчеством;

Показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств;

Обозначить роль детали в рассказе;

Развивать навыки аналитико-исследовательской работы по тексту, культуру связной устной речи; навыки выразительного чтения; мышление;

Пробудить желание учащихся философствовать на тему любви, учиться отстаивать своё мнение, приводя аргументы из текста и жизни.

Методические приёмы: доклад (компьютерная презентация) учащегося, лекция учителя, работа с текстом, аналитическая беседа, работа в парах.

Проблемный вопрос – понять, как Куприн разрешает вечную проблему неразделённой любви.

Оборудование: портрет; аудиозапись Второй сонаты .

Эпиграф (к 1 уроку): Оно живёт и правит на земле –

Из всех чудес единственное чудо.

Ю. Огнев

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Вступительное слово учителя.

- Александр Иванович Куприн (1г. г.) – один из самых популярных писателей дореволюционной России. Его проза с одобрением была замечена, . И для Куприна эти великие мастера слова остались на всю жизнь идеалом художника.


Уже в своих ранних произведениях Куприн с большим мастерством раскрывает вечные, бытийные проблемы, критикует тёмные стороны окружающей действительности («Жизнь», «Ужас»), подневольный труд («Молох»). Пишет он и о горьких судьбах людей («С улицы»), и о русской армии («Поединок»). Но самой заветной темой стала для него любовь, часто неразделённая, безответная («Святая любовь», «Гранатовый браслет»). Важное место занимает и такая тема, как человек и окружающая среда («Олеся», «На глухарей») .

В отличие от Бунина, который лучшие свои произведения написал в эмиграции, Куприн пережил в эти годы тяжёлый творческий кризис. Творчество Куприна было более известно советскому читателю, потому что он, в отличие от Бунина, за год до своей смерти, в 1937 году, вернулся из эмиграции на родину, вернулся глубоко больным, не способным работать. По воспоминаниям писателя Никандрова , «он не приехал в Москву, а его привезла жена, как вещь, так как он ничего не сознавал, где он и что он» . Но в советской Москве за Куприна написали панегирические (хвалебные) очерки и покаянные интервью. Но только нацарапанная немощной рукой подпись принадлежала достоверно ему. Умер писатель в 1938 году в Ленинграде от рака, а жена его покончила с собой в блокаду там же.

- Краткое сообщение или компьютерную презентацию о жизни и творчестве Куприна и его отношении к революционным событиям сделает…

3. Проверка индивидуального домашнего задания.

(Сообщение или презентация на тему «Жизнь и творчество » – по материалам учебника, дополнительной литературы и Интернет-ресурсов.)

4. Работа по теме урока.

1). Чтение и обсуждение эпиграфа.

- Как вы понимаете смысл эпиграфа к уроку? Что же это за «чудо», которое «живёт и правит на земле»?

- А что такое любовь? Что значит любить?

Учитель: - Действительно, очень трудно объяснить, что же такое любовь. На протяжении многих веков ответ на этот вопрос искали и продолжают искать философы, композиторы, поэты, писатели и обычные люди. Всегда не переставали прославлять это великое и вечное чувство человека. Вот как писал о любви ещё в ХVII веке известный драматург Ж.-Б. Мольер:

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви, тот всё равно,

Что не жил…

Сам Куприн так говорил о любви: это чувство, «которое до сих пор ещё не нашло себе толкователя» .

Наверное, интересным вам будет и размышление о любви В. Рождественского :

Любовь, любовь – загадочное слово,

Кто мог бы до конца его понять?

Всегда во всём старо ты или ново,

Томленье духа ты иль благодать?

Невозвратимая себе утрата

Или обогащенье без конца?

Горячий день, какому нет заката

Иль ночь, опустошившая сердца?

А может быть, ты лишь напоминанье

О том, что всех нас неизбежно ждёт?

- Какие основные темы поднимает Куприн в рассказе?

Запись . В рассказе «Гранатовый браслет» Куприн раскрывает «вечные» темы: высокая и безответная любовь, тема неравенства.

- Объясните формулировку темы «Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет».

Учитель. Кстати, у героев рассказа есть реальные прототипа. В основу произведения положены факты из семейной хроники князей Туган-Барановских. Эта печальная история случилась в Одессе. Жолтиков – маленький телеграфный чиновник – безнадёжно и трогательно влюблён в жену члена Государственного Любимова, в Людмилу Ивановну, урождённую Туран-Барановскую; брат княгини – чиновник Государственной канцелярии – Николай Иванович Туран-Барановский.

Учитель. А закончить сегодняшний урок хотелось бы стихотворением Николая Ленау , австрийского поэта первой половины ХIХ века: «Молчать и гибнуть…» , которое, как мне кажется, имеет связь с содержанием рассказа «Гранатовый браслет »:

Молчать и гибнуть... Но милей,

Чем жизнь, волшебные оковы!

Свой лучший сон в очах у ней

Искать, не проронив ни слова! -

Как свет застенчивой лампад

Трепещет пред лицом Мадонны

И, умирая, ловит взгляд,

Небесный взгляд её бездонный!

Учитель. «Молчать и гибнуть» – вот духовный обет влюблённого телеграфиста. Но всё-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной Мадонне. Это поддерживает в его душе надежду, дает ему силы переносить страдания любви. Любви страстной, испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: “Да святится имя твое”.

5. Чтение и обсуждение эпиграфов.

- Объясните выбор и смысл эпиграфов:

1). “Да святится имя твое”.

2). «Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте.., не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви.

Батюшкову (1906 г.)

3). Нет на земле любви, не знающей страданий,

Нет на земле любви, чтоб мук не принесла,

Нет на земле любви, чтоб скорбью не жила…

Луи Арагон, французский поэт

6. Итоги урока. Оценки. Рефлексия.

- Возможна ли сейчас такая любовь? Есть ли она вообще?

- Актуально ли произведение в наши дни?

- Как теперь вы ответите на вопрос: что такое любовь?

- Как Куприн разрешает эту вечную проблему неразделённой любви.

7. Домашнее задание.

· По выбору учащихся: Сочинение-миниатюра «Что такое любовь?» или синквейн на одну из тем: «Счастье», «Любовь» (по рассказу А. Куприна «Гранатовый браслет» .)

· Индивидуальное задание (через урок): по материалам учебника, дополнительной литературы и Интернет-ресурсов (список рекомендуемой литературы на стр. 81)подготовить сообщение или презентацию на тему «Максим Горький. Личность. Творчество. Судьба».

· Всем: Подготовиться к уроку контроля по творчеству и (разноуровневые задания – по выбору учащихся)

Произведениям замечательного русского писателя А. И. Куприна суждена долгая жизнь, так как темы, которые он в них поднимал, всегда были актуальны и волнительны. Читая небезызвестную повесть «Гранатовый браслет», можно заметить, что автор не просто мастер художественного слова, а настоящий певец возвышенной любви. В ней он раскрывает себя как романтика. Увы, история, которая легла в основу повести, не может похвастать счастливым концом. Это трагическая любовь, наполненная загадками и символизмом. Действие рассказа переносит нас на дачу княжеской четы Шеиных.

Вера Николаевна – светская женщина с устоявшейся репутацией. Несмотря на то, что прежняя страсть к мужу давно сменилась чувством обыденной преданности и дружбы, она всегда рядом и старается всеми силами быть достойной женой. Сам князь Василий Львович Шеин находится на грани разорения, но чувства достоинства не теряет, старается как-то решить эту проблему. Жену он всегда балует подарками. Так и сейчас, на день ее именин он подарил ей великолепные серьги с грушевидными жемчужинами. По случаю этого события, гостей у Шеиных было немного, но все они близкие родственники или друзья семьи. В разгар празднования Вере Николаевне принесли еще один подарок.

В загадочном свертке женщина с удивлением обнаружила футляр с оригинальным ювелирным украшением, недорогим, но явно ценным. Это был браслет невысокой пробы, украшенный красными гранатами, а посередине маленьким зеленым камешком. Как оказалось, браслет принадлежал еще прабабке дарителя. Как можно догадаться по акценту на камне, зеленый гранат имел особое значение в подарке. Он наделял владелицу браслета даром предвидения, в чем читатель может убедиться в конце произведения. Тайным поклонником Веры Николаевны был никто иной как человек, уделяющий ей ненавязчивое, но регулярное внимание на протяжении многих лет.

Г. С. Желтков был мелким чиновником, живущим под крышей одного из бедных домов. Увидев однажды Веру Николаевну на цирковом представлении, он полюбил ее той самой нежной и беззаветной любовью, которую, по словам генерала Аносова , многие ждут, но так и не находят. В своей безответной любви Желтков находил счастье. Он даже не требовал ничего взамен, только хотел угождать объекту своих пылких чувств и уделять хоть немного внимания. Но так как в цивилизованном мире не принято докучать замужним дамам подарками и знаками внимания, муж и брат Веры Николаевны решились на прямой разговор с Желтковым, после которого тот покончил жизнь самоубийством, предварительно оставив записку, якобы совершил это из-за растраты казенных денег.

За день до этого Вера словно предчувствовала что-то ужасное. Возможно, это сказались загадочные свойства зеленого граната, а возможно сработал просто здравый смысл. Она понимала, что человек, столько лет ухаживающий за ней и любящий ее так искренне, самоотверженно, не сможет жить без проявления своих чувств. Сам Желтков не хотел докучать ей своими чувствами, поэтому решил свести счеты с жизнью. Для Веры он оставил прощальное письмо, в котором просил после его смерти послушать сонату № 2 Бетховена. Этой музыкальной композицией он словно прощал ее и отпускал. В память о нем остался гранатовый браслет редчайшей красоты, в дешевую оправу которого заключена была его возвышенная безответная любовь.

Вопросы к уроку

«Любовь в повести А. Куприна «Гранатовый браслет»

1. Почему единственное их свидание – прощание В.Н. с прахом молодого человека – можно считать поворотным моментом в её внутреннем состоянии?

(Она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё. Она поняла, как отличается он от пустых, бесчувственных и безразличных её знакомых – на его лице она увидела «то самое умиротворённое выражение», которое видела «на масках великих страдальцев – Пушкина и Наполеона» .)

2. Так как же решает Куприн «вечную» проблему – неразделённая, страстная, но настоящая любовь? Несчастной ли она оказалась, эта безответная любовь Желткова? Привела к страданиям? Или что-то другое хотел сказать автор?

(Высокая и безответная любовь Желткова стала «громадным счастьем» для него. Именно своей любовью поднимается он над другими героями, именно своей любовью разрушает царское спокойствие Веры Николаевны. Именно свое любовью заставляет Веру Николаевну в слезах, боли, раскаяния «постичь жизнь», которая «покорно и радостно обрекла себя на мучения и смерть». )

3.Почему В.Н. сразу, ещё до замужества, как-то несерьёзно отнеслась к неизвестному поклоннику?

(Тема неравенства. У героев разное социальное происхождение.)

4. Представьте, что этим страстным поклонником оказался бы богатый, влиятельный человек. Как общество расценило бы его поведение? Позволили б себе вмешиваться в эту историю?

(Нет. Везде и всюду были флирт, любовные связи – богатым можно всё. Но маленький чиновник… Как он мог осмелиться?!)

5.Меняется ли природа со смертью Желткова?

(«осенний закат догорал» . (умерла и настоящая, страстная любовь, которую ждут женщины, мечтают о ней. Мы, к сожалению, и в природе, и в жизни часто не замечает красоты!) «Налетел лёгкий ветер и, точно сочувствуя ей, зашелестел листьями…» Природа способна сочувствовать, сопереживать.

(Имя Георгий означает «победоносец» . Желтков из победоносцев. Куприн в своём произведении нарисовал «маленького, но великого человека».)

16. В чём, на ваш взгляд, состоит сила любви?

(Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь дарит влюблённому громадное счастье. Искренняя, чистая любовь возвышает человека. Образ Желткова – одно из лучших достижений Куприна. Этот молодой человек - единственный носитель светлого, самоотверженного чувства в низменном мире богатства, эгоизма, лицемерия. И потому этот рассказ звучит как призыв писателя ценить и оберегать любовь как высокую ценность человеческого бытия.

17 Какие основные темы поднимает Куприн в рассказе?

В рассказе «Гранатовый браслет» Куприн раскрывает «вечные» темы: высокая и безответная любовь, тема неравенства.

18.Объясните формулировку темы «Талант любви в рассказе «Гранатовый браслет»

Тема: Талант любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет».

Образовательные:

Показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств, как писатель изображает влияние любви на человека; роль детали в рассказе; раскрыть смысл символических образов рассказа.

Развивающие:

Пробудить желание учащихся философствовать на тему любви, учиться отстаивать свое мнение, приводя веские аргументы из текста и из жизни.

Развивать умения выделять основные средства создания художественного образа.

Развивать умения определять функцию художественных образов в тексте.

Воспитательные:

Воспитывать трепетное отношение к чувству любви как вечной духовной ценности человека

Метод: слово учителя, комментированное чтение, аналитическая беседа, пересказы учащихся, выразительное чтение наизусть, прослушивание ауди-записи, просмотр эпизодов фильма, презентации.

Технологии: технология проблемного обучения (проблемный вопрос: «Понять, как Куприн разрешает эту вечную проблему неразделенной любви?»).

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока: ауди и видео-записи, портрет писателя, выставка книг А. И. Куприна, презентация.

Ход урока.

Любовь, любовь, -- гласит преданье,--

Союз души с душой родной.

Их единенье, сочетанье

И роковое их слиянье,

И поединок роковой.

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец,

Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, страстно млея,

Оно изноет наконец.

(Ф. И. Тютчев)

1.Эпиграф наизусть читает ученик (звучит Вторая соната Бетховена).

2.Объявление темы и целей урока.

Как вы поняли из эпиграфа, мы сегодня на уроке будем говорить с вами о любви.

Но о какой любви? (Неразделенной, непонятой.)

Запись темы урока.

3.Слово учителя (слайд 1).

Рассказ «Гранатовый браслет», написанный Куприным в 1910 г., посвящен одной из главных тем его творчества-любви. В эпиграфе рассказа стояла первая нотная строка из Второй сонаты Бетховена. Вспомним высказывание Назанского, героя «Поединка», о том, что любовь-это талант сродни музыкальному. В основе произведения лежит реальный факт - история любви скромного чиновника к светской даме, матери писателя Л. Любимова.

4. Чтение учителем отрывка из воспоминаний Л. Любимова о прототипах рассказа:

«В период между первым и вторым своим замужеством моя мать стала получать письма, автор которых, не называя себя и подчеркивая, что разница в социальном положении не позволяет ему рассчитывать на взаимность, изъяснялся в любви к ней. Письма эти долго сохранялись в моей семье, и я в юности читал их. Анонимный влюбленный, как потом выяснилось - Желтый (в рассказе Желтков), писал, что он служит на телеграфе (у Куприна князь Шеин в шутку решает, что так писать может только какой-нибудь телеграфист), в одном письме он сообщал, что под видом полотера проник в квартиру моей матери, и описывал обстановку (у Куприна Шеин опять-таки в шутку рассказывает, как Желтков, переодевшись трубочистом и вымазавшись сажей, проникает в будуар княгини Веры). Тон посланий был то выспренний, то ворчливый. Он то сердился на мою мать, то благодарил ее, хоть она никак не реагировала на его изъяснения...

Вначале эти письма всех забавляли, но потом (они приходили чуть ли не каждый день в течение двух-трех лет) моя мать даже перестала их читать, и лишь моя бабка долго смеялась, открывая по утрам очередное послание влюбленного телеграфиста.

И вот произошла развязка: анонимный корреспондент прислал моей матери гранатовый браслет. Мой дядя и отец, тогда бывший женихом моей матери, отправились к Желтому. Все это происходило не в черноморском городе, как у Куприна, а в Петербурге. Но Желтый, как и Желтков, жил действительно на шестом этаже. «Заплеванная лестница,- пишет Куприн,- пахла мышами, кошками, керосином и стиркой» - все это соответствует слышанному мною от отца. Желтый ютился в убогой мансарде. Его застали за составлением очередного послания. Как и купринский Шеин, отец больше молчал во время объяснения, глядя «с недоумением и жадным, серьезным любопытством в лицо этого странного человека». Отец рассказал мне, что он почувствовал в Желтом какую-то тайну, пламя подлинном беззаветной страсти. Дядя же, опять-таки как купринский Николай Николаевич, горячился, был без нужды резким. Желтый принял браслет и угрю - мо обещал не писать больше моей матери. Этим все и кончилось. Во всяком случае, о дальнейшей судьбе его нам ничего не известно».

Л. Любимов. На чужбине, 1963

5. Аналитическая беседа сопоставительного характера.

Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им в семье высокопоставленного чиновника Любимова? (Куприн реальную пошлую историю идеализировал, возвысил).

Какие социальные преграды (и только ли они одни?) отодвигают любовь героя в сферу недоступной мечты? (Между княгиней Верой и мелким чиновником Желтковым существуют социальные преграды и перегородки сословного неравенства. Именно социальный статус и замужество Веры делают неразделенной и безответной любовь Желткова. Сам герой признается в своем письме, что на его долю выпало «только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность».)

Можно ли сказать, что в «Гранатовом браслете» выразилась мечта самого Куприна об идеальном, неземном чувстве?

Куприн не был поэтом, но есть одно стихотворение, написанное им (слайд 2).

6.Чтение стихотворения «Навсегда» (слайд 3).

Есть ли связь между гранатовым браслетом, который дарит герой рассказа Вере Шейной, и «рубиновым браслетом» из позднего стихотворения Куприна «Навсегда»?

7.Беседа по рассказу «Гранатовый браслет».

В какое время происходит действие рассказа?

Какую роль играет пейзаж в передаче настроения Веры Шеиной? (слайд 4).

(Куприн проводит параллель между описанием осеннего сада и внутренним состоянием главной героини. «Деревья успокоились, бесшумно и покорно роняли желтые листья». В таком же спокойном, благоразумном состоянии пребывает княгиня Вера, на душе у нее покой: «И Вера была строго проста, со всеми холодна…любезна, независима и царственно спокойна».)

Как рисует Куприн главную героиню рассказа, княгиню Веру Николаевну Шеину? (слайд 5).

(Внешняя недоступность, неприступность героини заявлена в начале рассказа ее титулом и положением в обществе - она жена предводителя дворянства. Но Куприн показывает героиню на фоне ясных, солнечных, теплых дней, в тишине и уединении, которым радуется Вера, напоминая, может выть, о любви к уединению и красоте природы Татьяны Лариной (тоже, кстати, княгини в замужестве). Мы видим, что внешне царственно спокойная, со всеми «холодно и свысока любезная» с «холодным и гордым лицом» княгиня (сравним с описанием Татьяны в Петербурге, глава восьмая, строфа XVII: «Но равнодушною княгиней,/Но неприступною богиней/Роскошной, царственной Невы») - тонко чувствующий, деликатный, самоотверженный человек: она старается незаметно помогать мужу «сводить концы с концами», соблюдая приличия, все-таки экономить, так как «жить приходилось выше средств». Она нежно любит свою младшую сестру (их явную несхожесть и во внешности и в характере подчеркивает сам автор, глава II), с «чувством прочной, верной, истинной дружбы» относится к мужу, по-детски ласкова с «дедушкой», генералом Аносовым, другом их отца.)

(Куприн «собирает» всех действующих лиц рассказа, за исключением Желткова, на именины княгини Веры. Небольшое общество приятных друг другу людей весело празднует именины, но Вера вдруг отмечает, что гостей тринадцать, и это настораживает ее: «она была суеверна».)

Какие подарки получила Вера? В чем их значение? (Чтение описания подарков).

(Княгиня получает не просто дорогие, но с любовью выбранные подарки: «прекрасные серьги из грушевидных жемчужин» от мужа, «маленькую записную книжку в

удивительном переплете... любовное дело рук искусного и терпеливого художника» от сестры.)

Как на этом фоне выглядит подарок Желткова? В чем его ценность? (Чтение описания браслета) (слайд 6).

(Подарок Желткова - «золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной

стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами» браслет выглядит безвкусной безделушкой. Но его значение и ценность в другом. Густо-красные гранаты под электрическим светом загораются живыми огнями, и Вере приходит в голову: «Точно кровь!» - это еще одно тревожное предзнаменование. Желтков дарит самое ценное, что у него есть,- фамильную драгоценность.)

Каково символическое звучание этой детали?

(Это символ его безнадежной, восторженной, бескорыстной, благоговейной любви. Вспомним подарок, оставленный Олесей Ивану Тимофеевичу, - нитку красных бус.)

Как развивается тема любви в рассказе?

(В начале рассказа чувство любви пародируется. Муж Веры, князь Василий Львович, человек веселый и остроумный, вышучивает еще незнакомого ему Желткова, показывая гостям юмористический альбом с «историей любви» телеграфиста к княгине. Однако окончание этой смешной истории оказывается почти пророческим: «Наконец он умирает, но перед смертью завещает передать Вере две телеграфные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами».)

8.Пересказ историй любви, рассказанных генералом Аносовым (слайд 7).

Далее тема любви раскрывается во вставных эпизодах и приобретает трагический оттенок. Генерал Аносов рассказывает свою историю любви, запомнившейся ему навсегда - короткой и простой, которая в пересказе кажется просто пошлым приключением армейского офицера. «Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не видел!» - говорит генерал и приводит примеры обыкновенных, пошлых союзов людей, заключенных по тому или иному расчету. «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано - «сильна, как смерть»?.. Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» Аносов рассказывает о похожих на такую любовь трагических случаях. Разговор о любви вывел на историю телеграфиста, и генерал почувствовал ее истинность: «может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».)

9.Продолжение беседы.

(Куприн развивает традиционную для русской литературы тему «маленького человека». Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и незаметный, не только вырастает в трагического героя, он силой своей любви встает над мелочной суетой, жизненными удобствами, приличиями. Он оказывается человеком, ничуть не уступающим в благородстве аристократам. Любовь возвысила его. Любовь стала страданием, единственным смыслом жизни. «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей - для меня вся жизнь заключается только в Вас», - пишет он в прощальном письме княгине Вере. Уходя из жизни, Желтков благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя твое». Здесь можно усмотреть кощунство - ведь это слова молитвы. Любовь для героя выше всего земного, она божественного происхождения. Никакие «решительные меры» и «обращения к властям» не могут заставить разлюбить. Ни тени обиды или жалобы в словах героя, только благодарность за «громадное счастье» - любовь.)

10.Просмотр эпизода «Посещение князя Шеина и брата Веры Николаевны Желткова» из фильма «Гранатовый браслет».

Как ведут себя участники этой сцены?

Какие черты характера проявляет желтков в этом эпизоде?

Как характеризует поведение и слова Николая Николаевича?

11.Чтение эпизода: Прощание Веры Шеиной с умершим Желтковым (12 гл.).

Как вы думаете, почему Вера заплакала? Что стало причиной слез-«впечатление смерти» или что-то другое? Может быть, она поняла, что «мимо нее прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет»? А может быть, в ее душе хоть на мгновение пробудилось ответное чувство?

Какое значение имеет изображение героя после его смерти?

(Мертвый Желтков приобретает «глубокую важность, ... как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь». Лицо умершего напоминает Вере посмертные маски «великих страдальцев - Пушкина и Наполеона». Так Куприн показывает великий талант любви, приравнивая его к талантам признанных гениев.)

Каким настроением проникнут финал рассказа? Какую роль в создании этого настроения играет музыка?

(Финал рассказа элегический, проникнутый чувством светлой грусти, а не трагедии. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни княгиня Вера, ей открылось нечто недоступное ранее, та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет». Герои «любили друг друга только одно мгновение, но навеки». В пробуждении души Веры большую роль играет музыка. Вторая соната Бетховена созвучна настроению Веры, через музыку ее душа словно соединяется с душой Желткова.)

12.Основные выводы:

Можно ли чувство Желткова к Вере назвать сумасшествием?

(Найти в тексте слова князя Шеина, которые являются ответом на поставленный вопрос. « Я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо…» (10 гл.); «…я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь поясничать» (11 гл.). И обращение князя к жене: «Я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим»).

(Имя Георгий означает-победоносец. Желтков из победоносцев. Куприн в своем произведении нарисовал «маленького, но великого человека»).

В чем, на ваш взгляд, состоит сила любви?

И главный вопрос урока: «Как Куприн разрешает вечную проблему неразделенной любви?»

(Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь расцветает в сердце Желткова и дарит ему «громадное счастье». Свою жизнь он ограничил только этим чувством, пренебрегая всем остальным. Эта идеальная, чистая любовь возвышает «маленького человека», делает его значительным в собственных и чужих глазах. Не случайно Вера в лице мертвого Желткова увидела «глубокую важность», которую можно было заметить только в масках таких великих людей, как Пушкин и Наполеон. Любовь Желткова, та, которая бывает «раз в тысячу лет», осталась бессмертной. Именно такая любовь воспета Куприным. Еще в 17 веке известный драматург Ж.-Б. Мольер писал о любви:

В душе померк бы день, и тьма настала вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь.

Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви, тот все равно,

Что не жил…) (читает учитель)

13.Чтение стихотворения А. Дементьева наизусть.

Ответом на вопрос о неразделенной любви может стать также и стихотворение А. Дементьева.

Любовь не только возвышает. Любовь порой нас разрушает. Ломает судьбы и сердца…В своих желаниях прекрасна, Она бывает так опасна, Как взрыв, как девять грамм свинца. Она врывается внезапно. И ты уже не можешь завтраНе видеть милого лица. Любовь не только возвышает. Любовь вершит и все решает. И мы уходим в этот плен. И не мечтаем о свободе. Пока заря в душе восходит, Душа не хочет перемен.(А. Дементьев)

14. Заключительное слово учителя

Частный случай поэтизирован Куприным. Автор рассказывает о любви, которая повторяется «только один раз в тысячу лет». Любовь, по Куприну, «всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть». Трагичность любви, трагичность жизни лишь подчеркивают их красоту.

Куприн так писал Ф. Д. Батюшкову (1906 г.): Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви!».

А закончить сегодняшний урок хотелось бы стихотворением Николая Ленау, австрийского поэта первой половины ХIХ века: «Молчать и гибнуть…», которое, как мне кажется, имеет связь с содержанием рассказа «Гранатовый браслет»:

Молчать и гибнуть... Но милей,

Чем жизнь, волшебные оковы!

Свой лучший сон в очах у ней

Искать, не проронив ни слова! -

Как свет застенчивой лампад

Трепещет пред лицом Мадонны

И, умирая, ловит взгляд,

Небесный взгляд её бездонный!

«Молчать и гибнуть» – вот духовный обет влюблённого телеграфиста. Но всё-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной Мадонне. Это поддерживает в его душе надежду, дает ему силы переносить страдания любви. Любви страстной, испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: “Да святится имя твое”.

15.Звучит вторая соната Бетховена и ученики читают финал рассказа.

16.Д/з.: Написать сочинение - рассуждение «Неразделенная любовь – «громадное счастье» или «громадная трагедия души»?».

Возможно это вас заинтересует:

  1. Загрузка... В литературе вообще, а в русской литературе в особенности, проблема взаимоотношения человека с окружающим его миром занимает очень существенное место. Личность и среда, индивидуум...

  2. Загрузка... В творчестве двух русских писателей начала века - А. И. Куприна и И. А. Бунина - прослеживается одна общая тема - тема любви. Необычайная...
  3. Загрузка... И. А. Бунин и А. И. Куприн в своих произведениях затрагивают и раскрывают многие темы, но одна из важнейших – это тема любви. Конечно...

Кривонос Елена Ивановна,

учитель русского языка и литературы Кузнецово – Михайловской общеобразовательной школы І – ІІІ ступеней, с. Кузнецово – Михайловки, Тельмановского района, Донецкой области.

«Тема любви в повести А.Куприна «Гранатовый браслет»

(Развернутый конспект урока по литературе в 11 классе)

2016 уч.год

Урок построен с использованием интерактивных методов обучения.

Тип урока: повторительно – обобщающий урок.

Форма урока: урок – беседа ( аналитико-исследовательская работа по тексту)

Цели урока:

Показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств;

Обозначить роль детали в рассказе;

Развивать навыки аналитико-исследовательской работы по тексту, культуру связной устной речи; навыки выразительного чтения; мышление;

Пробудить желание учащихся философствовать на тему любви, учиться отстаивать своё мнение, приводя аргументы из текста и жизни.

Методические приёмы: работа с текстом, аналитическая беседа, блиц – опрос, прием «Шесть шляп».

Проблемный вопрос – понять, как Куприн разрешает вечную проблему неразделённой любви.

Оборудование: портрет А.И. Куприна; аудиозапись Второй сонаты Л.В. Бетховена.

Эпиграфы «Да святится имя твое…»

«Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте.., не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви»

А.И.Куприн. Письмо Ф.Д.Батюшкову (1906 г.)

«Не добивайся счастья быть любимым,- умей любить, когда ты нелюбим»

Е. Евтушенко

Чтение и обсуждение эпиграфа.

Откуда взяты строчки для первого эпиграфа?

Как вы поняли второй эпиграф?

Кому из героев больше подходит третий эпиграф?

1.Учитель: Сегодня мы с вами будем говорить о любви, ведь нам предстоит обсудить повесть Александра Куприна «Гранатовый браслет», а она тоже о любви. И прежде чем непосредственно перейти к обсуждению произведения Куприна, к раскрытию его главных тем, к обсуждению характеров героев, проведём блиц – опрос, который поможет вам вспомнить содержание и некоторые детали произведения.

- В какое время года происходит действие рассказа? (Осень, сентябрь.)

- Где происходят события произведения? (Черноморский курорт.)

- Как зовут главную героиню? (Княгиня Вера Шеина.)

- Фамилия княгини Шеиной до замужества? (Мирза-Булат-Тугановская.)

- Кто был предок Веры Шеиной? (Тамерлан.)

- Как зовут сестру Веры Шеиной? (Анна Фриессе.)

- Как зовут мужа княгини Веры? (Князь Василий Львович.)

- Его должность? (Предводитель дворянства.)

- Какого числа были именины княгини веры Шеиной ? (17 сентября по старому стилю, 30 сентября – по новому.)

- Что подарил ей муж? (Серьги из жемчуга грушевидной формы.)

- Что подарила Вере сестра? (Записную книжку «в удивительном переплёте». )

- Как звали знаменитую пианистку, подругу Веры? (Жени Рейтер.)

- Кто подарил браслет с гранатами? (Желтков.)

- С чем сравнивает Вера густо-красные гранаты? («Точно кровь».)

- Кто такой Желтков? (Влюблённый в Веру телеграфист.)

- Как зовёт Желткова его хозяйка? (пан Ежий»)

- Настоящее имя Желткова? (Георгий.)

- Какая музыка звучит в произведении? (Вторая соната Бетховена.)

2. Обсуждение повести «Гранатовый браслет» . Аналитико-исследовательская работа по тексту.

Учитель: В повести «Гранатовый браслет» нашла свое отражение вечная тема – любовь.

Цель нашего урока (проблемный вопрос) – понять, как Куприн разрешает эту вечную проблему неразделённой любви.

- Кто же из героев оказался способным на такую возвышенную любовь? (Желтков)

Учитель: Отчего же такая «страстная» любовь у Желткова все же неразделенная? (Герои находятся на разных социальных ступенях (она из высшего общества, а он мелкий чиновник) и Вера замужем).

Учитель: - Да и сам герой прекрасно понимает и признаётся в письме, что на его долю выпало «только благоговение, вечное преклонение и рабская преданность».

Учитель: А раз герои находятся на разных социальных ступенях, значит и отношение к любви у них разное. Что же представляет из себя светское общество, к которому принадлежит Вера? Чем они занимаются, как представляют любовь? Полного описания всех гостей у Куприна нет, но по их рассказам, мы можем представить их внутренний мир и их понимание любви.Они играют в азартные игры, рассматривают юмористический журнал, слушают пение, рассказывают истории.

Из всех гостей выделяется генерал Аносов, друг покойного отца Веры и Анны. Это бравый служака, человек простой и мудрый. Героини ласково называют его «дедушкой». Он знает много рассказов. Человеческое отношение к каждому – вот что отличает его. Аносов – один из гостей, кто разбирается в музыке.)

Учитель : - Вечеринки, игра в покер; сплетни, флирт светский; прогулки – вот чем занимаются эти знатные люди; кто-то ещё числится в каких-то благотворительных заведениях.

- Когда происходит завязка действия рассказа?

- Что же ждёт от именин героиня и что происходит в этот день ?

(Вера «всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо-чудесного». Она получает подарок от мужа – серьги; подарок от сестры – записную книжку; и от человека с инициалами Г.С. Ж. – браслет.)

Учитель: - Наверное, действительно, подарок Г.С. Ж. выглядит безвкусной безделушкой рядом с дорогими изящными подарками. Но ведь ценность его совершенно в другом.

- Что значит для Желткова это гранатовый браслет?

(Для него браслет – фамильная драгоценность.)

Учитель : - Браслет для Желткова не только символ благоговейной любви, он имеет и некую магическую силу, как и любая фамильная драгоценность. Об этом и пишет молодой человек в письме к Вере Шеиной: «По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжёлые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти…»

- Почему Желтков подарил эту ценную вещь, а не оставил её себе?

(Ради спокойствия любимой женщины – браслет поможет её предвидеть что-то плохое и не допустить этого.Кроме того, браслет для него самая дорогая вещь – только так он мог выразить свою любовь к ней.)

- Что почувствовала героиня, получив этот подарок?

(Почувствовала тревогу, ощущение приближения чего-то неприятного. В этом браслете она видит какое-то предзнаменование. Не случайно она сравнивает эти красные камни с кровью: браслет загорается «живыми огнями», «точно кровь!» – восклицает она. Спокойствие Веры было нарушено.)

- Как ведут себя эти знатные люди, узнав о письмах, чувствах и подарке Желткова?

(Они смеются над письмами молодого чиновника, издеваются над его чувствами, пренебрежительно относятся к его подарку. Эти люди готовы растоптать плебея за посягательство на то, что ему, по их мнению, недоступно, они легко могут признать простого человека сумасшедшим. Подарком Желткова муж и брат Веры оскорблены.) Да и сам хозяин дома рассказывает веселую историю любви трубочиста к его жене, в которой образ Желткова претерпевает изменения: «телеграфист» переодевается в «трубочиста», герой трагически гибнет, оставляет после смерти завещание (две телеграфные пуговицы и флакон от духов, наполненный его слезами). Для светского общества высмеять чувства другого – это норма. Рассказы других – такие же: кто-то за кем – то волочился, кто – то с кем – то сошелся, но вывод сделал генерал Аносов: «Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью…». Генерал делает вывод: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире…», а всё, что он видел, - «так… какая-то кислятина…» )

Хотя после рассказа Веры о Г.С.Ж., генерал делает неожиданный вывод: «Безумец; может быть, это просто ненормальный парень, маниак, почём знать? - может быть, твой путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины»

- Почему Желтков решил исчезнуть? Почему обрывает свою жизнь? Может, его испугал визит мужа и брата Веры?

(Вера просила «прекратить эту историю».)

- Может, ему стоило уехать?

(От любви не скроешься никуда.)

Так как же решает Куприн «вечную» проблему – неразделённая, страстная, но настоящая любовь? Несчастной ли она оказалась, эта безответная любовь Желткова? Привела к страданиям? Или что-то другое хотел сказать автор?

(Высокая и безответная любовь Желткова стала «громадным счастьем» «постичь жизнь», которая )

(Имя Георгий означает « победоносец» . Желтков из победоносцев. Куприн в своём произведении нарисовал «маленького, но великого человека».)

3.Учитель: А теперь, давайте проанализируем произведение методом шести шляп мышления.

Ученик1 . Я надеваю белую шляпу, становлюсь ученым и излагаю факты.

(Ученик рассказывает о прототипе главного героя – мелком чиновнике Жолтикове и его любви к светской даме, матери писателя Любимова.И о подлинной истории гранатового браслета, который хранится в фонде Пушкинского дома.)

Ученик2 . Я надеваю черную шляпу, становлюсь критиком. (Ученик рассказывает о главном противоречии повести – неравной любви, о том, что такая любовь не может быть взаимной, о безрассудности и непродуманности действий главного героя.)

Ученик3. Я надеваю желтую шляпу и ищу достоинства, преимущества и позитивные стороны главного героя. Ведь нужно подчеркнуть, что маленький человек смог разрушить неприступную стену светского безразличия, и даже муж Веры, придя в дом Желткова с решительными намерениями, отказывается от них, увидев настоящую любовь, ту, которую он, муж, совсем не испытывает к своей жене.

Ученик4 . Я надеваю зеленую шляпу и разрушаю стереотипы. Оказывается, любовь – великое чувство, на которое способны люди низкого сословья. По сравнению со светскими львами из высшего общества, простой телеграфист стоит гораздо выше, так как способен на большее.

Ученик5 . Я надеваю красную шляпу и говорю о своих чувствах. Высокая и безответная любовь Желткова стала «громадным счастьем» для него. Именно своей любовью поднимается он над другими героями, именно своей любовью разрушает царское спокойствие Веры Николаевны. Именно свое любовью заставляет Веру Николаевну в слезах, боли, раскаяния «постичь жизнь», которая «покорно и радостно обрекла себя на мучения и смерть». Мне очень понравилось произведение, образ Желткова – одно из лучших достижений Куприна. Этот молодой человек единственный носитель светлого, самоотверженного чувства в низменном мире богатства, эгоизма, лицемерия. И потому этот рассказ звучит как призыв писателя ценить и оберегать любовь как высокую ценность человечества.

Ученик6. Я надеваю синюю шляпу и подвожу итог стихотворением Николая Ленау, австрийского поэта первой половины ХIХ века: «Молчать и гибнуть…»

Звучит соната Бетховена.

Молчать и гибнуть... Но милей,

Чем жизнь, волшебные оковы!

Свой лучший сон в очах у ней

Искать, не проронив ни слова! -

Как свет застенчивой лампад

Трепещет пред лицом Мадонны

И, умирая, ловит взгляд,

Небесный взгляд её бездонный!

«Молчать и гибнуть» – вот духовный обет влюблённого телеграфиста. Но всё-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной Мадонне. Это поддерживает в его душе надежду, дает ему силы переносить страдания любви. Любви страстной, испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, над огромным суетным миром, миром несправедливости и злобы. Именно поэтому, уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: “Да святится имя твое”.

4.Итоги урока. Оценки. Рефлексия.

Как Куприн разрешает эту вечную проблему неразделённой любви.

Как теперь вы ответите на вопрос: что такое любовь?

Возможна ли сейчас такая любовь? Есть ли она вообще?

5. Домашнее задание.

Подготовиться к контрольной работе по творчеству И.Бунина и А.Куприна.

Написать сочинение «Любовь и счастье героев в произведении А.Куприна «Гранатовый браслет»

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса