Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

История рабочего и колхозницы

В 2014 году исполнилось 125 лет со дня рождения великого советского скульптора Веры Мухиной. Ее имя известно каждому человеку, живущему на постсоветском пространстве, потому что оно неразрывно связано с монументальным творением художника - скульптурной композицией «Рабочий и колхозница».

Биография Веры Мухиной

Вера Игнатьевна родилась в 1889 году в состоятельной купеческой семье. Она очень рано потеряла родителей и воспитывалась опекунами. С детских лет Вера отличалась настойчивостью и упорством. Ее увлечение живописью постепенно переросло в ремесло, которому она обучалась в течение двух лет в Париже в Академии Гранд Шомьер. Учителем девушки был известный скульптор Бурдель. Затем Мухина перебралась в Италию, где изучала живопись и скульптуру мастеров периода Ренессанс.

Во время Первой мировой войны Мухина работала сестрой милосердия в госпитале. Там же произошла ее первая встреча с хирургом Алексеем Андреевичем Замковым, с которым она вскоре была обвенчана. Непролетарское происхождение семьи часто ставило под угрозу жизни ее членов. Активное участие Мухиной в революционных переменах страны отражалось в скульптурных композициях. Герои Мухиной отличались мощью и жизнеутверждающей силой.

Вера Игнатьевна много и упорно трудилась всю свою жизнь. Потеряв в 1942 году мужа, она тяжело переживала эту утрату. Нездоровое сердце позволило Мухиной прожить еще немногим больше десяти лет после ухода супруга. В 1953 году она умерла, будучи совсем не старой женщиной - ей было 64 года.

Как все начиналось

Приемная комиссия, возглавляемая советским вождем, одобрила готовый монумент. На следующем этапе композиция «Рабочий и колхозница» должна была отправиться в Париж. Для удобства транспортировки памятник был разделен на шестьдесят пять частей и погружен в железнодорожный состав. Общий вес сооружения составлял 75 тонн, из которых всего 12 тонн отводилось на стальную обшивку. Для перевозки памятника, инструментов и грузоподъемных механизмов было задействовано три десятка грузовых вагонов.

Восторженные отзывы парижан

При перевозке, к сожалению, не обошлось без повреждений. В процессе монтажных работ спешно устранялись огрехи, но точно к назначенному часу, 25 мая 1937 года, памятник «Рабочий и колхозница» засиял в парижском небе. Восторгу парижан и участников выставки не было предела.

Стальная композиция восхищала красотой и великолепием, переливаясь в солнечных лучах всевозможными оттенками. Эйфелева башня, расположенная в непосредственной близости от советской скульптуры, теряла свое величие и привлекательность.

Советский монумент был награжден золотой медалью - Гран-при. Достигнутым результатом по праву могла гордиться Вера Мухина - скромный и талантливый советский скульптор. «Рабочий и колхозница» сразу приобрели в глазах всего мира статус символа Советской державы.

По окончании выставки советская делегация получила предложение от французской стороны продать скульптурную композицию. Руководство СССР, конечно, ответило отказом.

Скульптурная группа «Рабочий и колхозница» благополучно возвратилась на родину и вскоре была установлена на свое постоянное место жительства - перед одним из входов на Сегодня эта территория принадлежит одному из самых посещаемых многочисленными жителями и гостями столицы мест Москвы.

Автор монумента «Рабочий и колхозница» Вера Мухина не одобрила место установки. Да и по высоте скульптура стала ниже из-за того, что постамент был втрое уменьшен в размере. Вере Игнатьевне больше нравился район на стрелке Москвы-реки, там, где ныне стоит Петр Первый работы Церетели. Предлагала она и смотровую площадку на Воробьевых горах. Однако к ее мнению не прислушались

«Рабочий и колхозница» - всемирно известный символ советской эпохи

С момента Парижской выставки скульптурная композиция стала национальным признаком советского государства, растиражированным по всему миру в виде почтовых марок, открыток, памятных монет, альбомов с репродукциями. Изображение известного памятника появилось в виде многочисленных сувениров и по своей популярности могло соперничать только с русской матрешкой. А с 1947 года киностудия «Мосфильм» стала использовать в своих заставках знаменитую скульптуру «Рабочий и колхозница», тем самым утвердив как эмблему советской страны.

Вера Мухина - признанный мастер скульптурного творчества

В благодарность советская власть наградила Веру Мухину Сталинской премией. Кроме этого, было еще множество наград и различных правительственных благ, которые получила известная женщина-скульптор. «Рабочий и колхозница» дали возможность Мухиной пользоваться полной свободой в творческой деятельности. Но, к большому сожалению потомков, легендарный скульптор осталась в памяти только как автор единственного монумента.

В расположенном в основании постамента знаменитой скульптуры, есть множество фотодокументов, кинохроника, свидетельствующие о том, что Вера Игнатьевна много и плодотворно трудилась. Она писала картины, создавала скульптурные проекты и композиции из стекла. В музее представлено множество эскизных макетов памятников, которые так и не смогла воплотить в жизнь известная женщина-скульптор. «Рабочий и колхозница» - это не единственный памятник работы Мухиной в Москве.

Другие творения Веры Мухиной

Руками талантливого творца был сооружен расположенный перед Московской консерваторией, а также Максиму Горькому на Белорусском вокзале. Автору принадлежат скульптурные композиции «Наука», «Хлеб», «Плодородие».

Вера Мухина принимала активное участие в работе над скульптурными группами, расположенными на Москворецком мосту. За свой труд Вера Игнатьевна неоднократно награждалась правительственными орденами, высшими советскими премиями, она была избрана членом президиума Академии художеств Советского Союза.

Наряду с творчеством Вера Мухина занималась преподавательской деятельностью. Позже стала активно трудиться на Ленинградском заводе, создавая композиции из стекла и фарфора как автор. «Рабочий и колхозница» за долгие годы стояния под открытым небом получили значительные повреждения.

Второе рождение монументального памятника

В 2003 году было принято решение о реконструкции знаменитой скульптуры. Монумент был демонтирован и для удобства работы разделен на множество фрагментов. Реставрационные действия продолжались около шести лет. Внутренний каркас конструкции был укреплен, а стальное обрамление зачищено от загрязнений и обработано защитными химическими средствами, способными продлить срок службы памятника. Обновленная скульптурная композиция была установлена на новый высокий постамент в декабре 2009 года. Теперь памятник стал вдвое выше, чем был прежде.

Сегодня монумент «Рабочий и колхозница» - это не только символ советской эпохи, а монументальное творение талантливого автора Веры Мухиной, признанное во всем мире. Памятник является визитной карточкой Москвы, достопримечательностью, которую ежегодно посещают сотни тысяч туристов из всех уголков земного шара.

В 1936 году советское правительство получило из Франции приглашение принять участие в Парижской всемирной выставке, посвященной теме «Искусство и техника в современной жизни». Молодое государство не собиралось упускать свой шанс упрочить свои международные позиции и объявило конкурс на создание павильона. Задача была не только «догнать и перегнать» Германию, выступавшую в качестве основного конкурента на выставке, но и подчеркнуть идеологическую составляющую проекта. А именно — показать мировое превосходство советской экономической системы и ее неотъемлемых «винтиков».

В конкурсе победил Борис Иофан. Павильон для выставки планировался в классическом стиле, а центральную его часть должна была занять скульптура.

Идея увенчать здание гигантской статуей была тогда в моде — достаточно вспомнить проект монструозного Дворца Советов того же Иофана.

Образ же скульптуры для выставочного павильона, как вспоминал архитектор, «родился очень скоро: юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли — рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот. Скульптура мне представлялась сделанной из легкого светлого металла, как бы летящей вперед, как незабываемая Луврская Ника — крылатая победа». На создание памятника Иофана натолкнула идея античной статуи «Тираноборцы», изображающей стоящих рядом с мечами в руках Гармодия и Аристогитона, а также скульптура «Ника Самофракийская».

По воспоминаниям Иофана, сам павильон, а не его содержимое должен был оказаться на выставке главным экспонатом, потому что «нам еще почти нечего было показывать, кроме диорам, фотографий, макетов, красочных панно. Последний, четвертый, завершающий зал павильона вообще был пустым: в середине стояла большая статуя Сталина, а на стенах располагались плоские панно. В советском павильоне преобладали скульптура и живопись».

Комиссия идею павильона в целом одобрила, а вот нюанс в виде проекта скульптуры Иофана ей не очень понравился. Пришлось проводить срочный конкурс на еще одну версию памятника, где победила Вера Мухина. Тогда как Иофан запечатлел юношу и девушку «в торжественной поступи», Мухина превратила эту поступь «во всесокрушающий порыв».

Скульптор-монументалист Вера Мухина. Ее монумент «Рабочий и колхозница» был установлен в Париже на Всемирной выставке 1937 года. Композиция В.И. Мухиной венчала советский павильон, спроектированный архитектором Б.М. Иофаном. 1947 год

Выполнить скульптуру решили не из бронзы или меди, которые поглощали бы свет, а из нержавеющей хромникелевой стали, ведь памятник должен был сиять так, чтобы затмить и орла на павильоне Германии, и Эйфелеву башню. Соединять листы на памятнике, который сама Мухина называла «Рабочий и крестьянка», постановили не заклепками, как это принято в США, а сваркой.

Существенным отличием от версии Иофана в композиции Мухиной стало большое полотнище материи, летящее за группой. Помимо придания 80-тонному монумента «необходимой воздушности полета» и «рисовки четким ажуром на фоне неба», пятитонный шарф должен был прикрывать причинные места рабочего и колхозницы: в варианте Мухиной юноша и девушка должны были быть обнаженными. Кроме того, материя позволила оправдать не совсем естественное горизонтальное положение руки колхозницы — ею девушка придерживает стальную «ткань».

Впрочем, творческий полет мысли Мухиной высокая комиссия оценила не полностью. Во-первых, дуэт было предложено одеть, для чего скульптор выбрала максимально нейтральные сарафан и комбинезон, оставляющие открытыми ноги и торс соответственно. Во-вторых, сомнения вызвало то самое полотно. Так,

председатель правительственной комиссии Вячеслав Молотов, прибыв на «смотрины», удивился: «Зачем этот шарф? Это же не танцовщица, не конькобежец!»

На что Мухина ответила, что «это нужно для равновесия». Скульптор говорила в эстетическом контексте, но Молотов понял ее слова буквально и сказал: «Ну, если это технически нужно, тогда другой вопрос».

Изготовление памятника проходило достаточно медленными темпами, и многие не верили, что рабочие успеют в срок, особенно учитывая техническую сложность того же «полотна» и педантичность Мухиной. Директор опытного завода Института машиностроения и металлообработки (ЦНИИМАШ), где производили элементы статуи, даже написал донос, что, мол, скульптура не может быть закончена в срок, потому что Мухина нарочно прерывает работу, требуя бесконечных исправлений, да еще придумала этот шарф, который может сломать всю группу при порыве ветра.

Комиссия в лице Молотова, Ворошилова и других членов правительства осмотрела памятник днем и никакой крамолы в складках одежды скульптурной группы, а также в профиле «рабочего» не увидела. По некоторым данным, туда же приехал непосредственно Сталин. Его шофер осветил памятник фарами автомобиля, потом подключили мощные прожекторы, но, видимо, увиденное удовлетворило вождя народов, и наутро Иофан передал Мухиной, что правительство довольно, а ее работа принята без замечаний.

Впрочем, после окончания Парижской выставки и возвращения статуи в Москву комиссар советского павильона Иван Межлаук был арестован, а также еще несколько инженеров, работавших над статуей. Им припомнили в том числе и донос Тамбовцева, директора завода. Реабилитированы они были уже после кончины Сталина, Межлаук — посмертно.

Изготовление «Рабочего и колхозницы» заняло 3,5 месяца. Чтобы довезти его до Парижа, памятник разрезали на 65 частей и упаковали в 28 железнодорожных вагонов. Но в Польше ящики не прошли в туннель, и пришлось разрезать скульптуру еще на несколько частей. Одиннадцать дней ушло на сборку, причем в процессе рабочие столкнулись с диверсией — трос-растяжка деррик-крана оказался подпилен, а вся конструкция грозила рухнуть на павильон. До окончания работ у павильона «было организовано ночное дежурство из советских рабочих и добровольцев из тех бывших российских эмигрантов, которые относились к СССР дружественно».

В итоге скульптуру водрузили в павильоне СССР как раз напротив немецкого павильона с гитлеровским орлом на крыше. По воспоминаниям Мухиной,

«немцы долго выжидали, желая узнать высоту нашего павильона вместе со скульптурной группой. Когда они это установили, тогда над своим павильоном соорудили башню на десять метров выше нашей. Наверху посадили орла. Но для такой высоты орел был мал и выглядел довольно жалко.

Возникала неловкость от того, что наша группа «Рабочий и колхозница» вихрем летела прямо на фашистов. Но повернуть скульптуру было невозможно, так как она шла в направлении здания».

Скульптура Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» перед Северным входом на Выставку достижений народного хозяйства СССР (ВДНХ). Была создана для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Идейный замысел скульптуры и первый макет принадлежал архитектору Б.М. Иофану. 1968 год

Главный приз — золотую медаль — советский и немецкий павильоны разделили. И все же французская пресса была в восторге именно от советского павильона и называла скульптуру «величайшим произведением ХХ века». Местные власти даже предлагали выкупить «Рабочего и колхозницу». А Испания сразу же выпустила марку с советским павильоном. Впрочем, были и критические отзывы. Например, Washington Post писала, что павильон СССР «откровенно имитирует небоскреб в миниатюре, причем его уменьшенные пропорции создают эффект какого-то слоеного торта, скованного ледяной замороженностью». Критики также отмечали, что на выставке главенствующей должна была стать архитектура, тогда как «создавалось явное впечатление, что весь павильон воздвигнут лишь для того, чтобы быть постаментом скульптурной группы».

Как бы то ни было, «Рабочего и колхозницу» снова ждала расчлененка. На сей раз — чтобы вернуться в Москву. Статую поделили на 44 части. При демонтаже и перевозке левая рука колхозницы, правая рука рабочего, элементы шарфа и другие важные части получили повреждения, но при новой сборке уже в Москве в январе - августе 1939 года их заменили на новые. Куда девать все это добро, сначала было непонятно. В 1939 году в газете «Большая Волга» был опубликован эскиз Рыбинской ГЭС со скульптурной композицией «Рабочий и колхозница», и монумент Мухиной планировалось установить там. Но поскольку строительные работы на гидроузле еще не были завершены, памятник смонтировали на постаменте перед главным входом ВСХВ (ныне Северный вход ВДНХ). А на Рыбинской ГЭС уже в 50-е поставили монумент «Мать-Волга».

Поскольку монтаж «Рабочего и колхозницы» спешили завершить к открытию ВСХВ, постамент получился почти в три раза ниже, чем первоначальный парижский павильон. Мухина печально называла новое место установки памятника «пеньком». Скульптору больше нравился район на стрелке Москвы-реки, там, где ныне стоит церетелевский Петр I. Предлагала обладательница Сталинской премии и смотровую площадку на Воробьевых горах. Однако к ее мнению не прислушались. «Мне остается только беспомощно разводить руками, ибо все мои протесты при решении этого вопроса ни к чему не привели. Никто из архитекторов не поднял протеста по поводу совершенно недопустимой постановки этой статуи, постановки, уничтожившей весь порыв скульптуры», — вспоминала она.

В 1947 году памятник стал фирменным знаком советского кинематографа — символом киностудии «Мосфильм». Именно с ее изображения на фоне Спасской башни Кремля в 1947 году начался фильм Григория Александрова «Весна». В июле 1948 года Министерство кинематографии утвердило эту эмблему официально. Но

поскольку скульптура большая, при ее съемках под углом происходило искажение изображения, поэтому в ноябре 1950 года Мухина изготовила уменьшенную модель специально для «Мосфильма».

Модель хранится там до сих пор.

Примечательно, что в 1975 году статую предлагали перенести, и проектирование нового постамента даже поручили все тому же Борису Иофану. Однако он скончался через год, а про переезд статуи забыли до 2003 года. Тогда была проведена очередная реставрация памятника, продлившаяся на четыре года дольше из-за финансовых трудностей. В итоге 4 декабря 2009 года монумент был торжественно открыт. Он переехал ближе к проспекту Мира, на специально построенный для него павильон-постамент, повторяющий пропорции оригинального творения Иофана, включая такие детали, как горельефы. Демонтаж, хранение и реставрация легендарной скульптурной композиции обошлись бюджету, по некоторым данным, в 2,9 млрд рублей.

"Рабочий и колхозница”, неофициальная эмблема Советского Союза, по мнению многих критиков - величайшее произведениее скульптуры XX века.

Скульптура была создана для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Идея увенчания советского павильона Всемирной парижской выставки парной cтатуей "Рабочий и колхозница”, выполненной из металла, принадлежит архитектору Б.М. Иофану. Иофан предполагал сделать скульптуру из дюралюминия, ибо статуя ему мыслилась в легком и светлом, но не блестящем металле. Профессор П.Н. Львов - видный специалист по металлу и способам его конструктивного использования - убедил архитектора применить нержавеющую хромоникелевую сталь, соединяемую не с помощью заклепок а путем сварки. В виде пробы была "выбита” голова известной скульптуры "Давид” Микеланджело, и этот эксперимент оказался очень удачным, хотя, как замечает Иофан, все скульпторы поначалу отнеслись к стали скептически.

Б. Иофан писал, что во время работы над конкурсным проектом у него "очень скоро родился образ… скульптуры, юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли - рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов - серп и молот”.

Летом 1936 года был объявлен закрытый конкурс на статую для Парижского павильона. Для участия в нем были привлечены В.А. Андреев, М.Г. Манизер, В.И. Мухина, И.Д. Шадр. Для непосредственной же помощи в лепке статуи Вера Игнатьевна пригласила двух своих бывших учениц по ВХУТЕМАСу 3.Г. Иванову и Н.Г. Зеленскую. Срок для подготовки конкурсных проектов был дан небольшой - около трех месяцев.


Мухина работала над эскизом недолго, но весьма напряженно. Предметами ее поисков служили драпировки и положение свободных рук рабочего и колхозницы. Она пыталась соединить свободные руки мужчины и женщины "внутри” группы, а атрибуты вложить рабочему в правую руку, а колхознице - в левую, так что между серпом и молотом получался довольно значительный пространственный разрыв. Драпировки, дающие горизонтальные складки, расположенные в эскизе Иофана на уровне ног персонажей, она пыталась перенести вверх, изобразив их в виде знамени или стяга сразу же вслед за эмблемой, то есть на уровне плеч и голов рабочего и колхозницы.

Мухина в своем проекте смело пошла на изменение архитектурного замысла. Она отказалась от статической диагональной композиции статуи и, введя летящий шарф и отброшенные назад руки, сделала эту композицию динамичной и горизонтальной; вместо сплошной массы слипшихся фигур появилась воздушность. Кроме того, Вера Игнатьевна потребовала изменения размеров монумента, заменяя первоначальную равновеликость статуи и здания на "золотое сечение”. Все эти неожиданные для архитектора и жюри нововведения долго мешали принятию окончательного решения

Б.М. Иофан задумал советский павильон как "триумфальное здание”. В.И. Мухина же писала, что, "получив от архитектора Иофана проект павильона, я сразу почувствовала, что группа должна выражать прежде всего не торжественный характер фигур, а динамику нашей эпохи, тот творческий порыв, который я вижу повсюду в нашей стране и который мне так дорог”.

До отправки статуи в Париж оставалось чуть больше полугода, а проект все еще не был утвержден. Заместитель председателя Совнаркома Е.К. Антонов резко возражал против шарфа. Молотову модель без шарфа не понравилась, но он в общем поддерживал Антонова. Наконец спросили: "А что думает автор?” Вера Игнатьевна сказала, что модель без шарфа просто никуда не годится. После довольно резкого обсуждения Молотов сказал: "Ну, поверим автору”, - и была принята средняя модель с более легким шарфом. 11 ноября 1936 года проект В. Мухиной был окончательно утвержден для исполнения в материале.

Началась безумная по темпам работа: сначала создание статуи в 1/15 натуральной величины, а затем увеличение и перевод ее в сталь на заводе ЦНИИМАШ. Модель в 1/15 делалась дома, в комнате-мастерской Веры Игнатьевны, в которой, несмотря на высоту потолков (около 6 м), не было верхнего света, и она очень боялась за неучтенные ракурсы и эффекты освещения. Один из бывших учеников В. Мухиной архитектор Борис Комаров организовал проверку дневного освещения статуи. Маленькую модель в 1/100 покрасили серебряной краской и отвезли в Планетарий, где на аппарате смоделировали положение и высоту солнца в Париже по отношению к ориентации статуи. Так как статуя должна была смотреться не только издали, но и прямо снизу, от входа в павильон, было сделано множество фотоснимков с подобных "рискованных” точек.

Еще до окончательного утверждения проекта отдел металлоконструкций строительства Дворца Советов получил задание разработать конструкцию скульптурной группы. Основной каркас изготовлялся заводом "Стальмост”, детали же статуи и ее полная сборка должны были производиться опытным заводом ЦНИИМАШ непосредственно в цехе и во дворе завода под руководством П.Н. Львова. Основной несущий каркас статуи представляет собой клепанную конструкцию из толстых листов малоуглеродистой стали.

Он был изготовлен в рекордный срок - 3 недели. Вес каркаса около 48 т.Оболочка навешивалась на основу при помощи промежуточного каркаса, изготовленного из углового железа, и представляла собой ряд небольших ферм.На оболочку ушло 8,5 т нержавеющей а на промежуточный каркас около 15 т стали различных профилей. Для инженеров, которым была поручена постройка почти 24-метровой статуи, это было делом совершенно новым, не имеющим примеров в истории техники.

Для начала работы на заводе предполагалось получить от скульпторов шестиметровую модель и по ней производить увеличение. Однако времени для подготовки такой модели не хватало, и "на одном из очень бурных заседаний” П.Н. Львов предложил соорудить статую методом 15-кратного увеличения. Это было смелое и рискованное предложение, но оно давало возможность скульпторам в течение месяца подготовить окончательную модель высотой в полтора метра. Способ 15-кратного увеличения давал лишь сравнительно точные общие размеры, но рельеф формы сильно страдал. Ошибка в 1-2 миллиметра вела к крупным искажениям. В целом в процессе изготовления статуи в натуральную величину было замерено на поверхности модели около 200 тысяч координатных точек, и в этой работе участвовало 23 человека техников и чертежников.


С инженерной точки зрения одним из самых трудных элементов композиции оказался развевающийся шарф, придерживаемый откинутой назад рукой колхозницы. Он имел размер около 30 метров, вынос 10 метров, весил пять с половиной тонн и должен был держаться по горизонтали без всякой подпорки. Наконец инженеры Б. Дзержкович и А. Прихожан рассчитали специальную каркасную ферму для шарфа, достаточно надежно обеспечивающую его свободное положение в пространстве.


Когда все было закончено, уточнились габариты статуи. Высота ее до конца серпа - 23,5 метра, длина руки рабочего - 8,5 метра, высота его головы - более 2 метров, общий вес статуи - почти 75 тонн. Через несколько дней началась разборка скульптуры, Упаковали все в ящики, обложили войлоком. Скульптура с каркасом, и инструментами заняла весь поезд - двадцать восемь вагонов. В Польше поезд задержали под тем предлогом, что некоторые ящики могут не пройти в туннеле. Сопровождавший поезд инженер Рафаэль отрезал автогеном куски статуи, чтобы после приварить их на месте.

Сборка статуи была завершена в рекордные сроки - всего за одиннадцать дней, вместо предполагавшихся двадцати пяти. 1 мая 1937 года она сияла на солнце в небе Парижа. По мере того как статуя росла и одевалась оболочкой, она производила все большее впечатление.


Когда выставка закрылась, во Франции появилось желание оставить монумент в Париже, и даже был поставлен вопрос о сборе средств для его выкупа у советского правительства. Но уже было решено статую демонтировать и перевезти в Москву. На демонтаж была послана бригада рабочих и инженеров, не знавших сложной специфики скульптуры. Статую разрезали автогеном на части и свалили на платформы. Без повреждений до Москвы доехали только головы и мужская рука статуи. Однако успех и общественный резонанс "Рабочего и колхозницы” были так велики, что было принято постановление об установке статуи у входа на открывавшуюся в 1938 году Всесоюзную сельскохозяйственную выставку.

В Москве она была восстановлена из более толстых листов стали (до 2 мм) и смонтирована на гораздо более низком постаменте перед Северным входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (планировку площади и монумента выполнили архитекторы Н. Быкова и И. Таранов). Первоначальный проект пьедестала, повторявший 34-метровую башню павильона, в спешке был заменен на низкий, 11-метровый, то есть в 3 раза ниже, чем пилон Парижского павильона.

Надо отметить, что Мухиной и Иофаном рассматривался вариант с поднятием скульптурной группы на более высокий пьедестал или восстановленный Парижский павильон. При размещении скульптуры перед входом на ВСХВ была создана уникальная градостроительная ситуация, позволявшая в значительной степени акцентировать пластические, силуэтные и символические характеристики скульптурной группы. Монумент был размещен на оси главного входа на ВСХВ и воспринимался на фоне открытого, незастроенного пространства и зелени, без включения фоновой городской застройки, кроме того, ему делегировалась роль одного из главнейших экспонатов ВСХВ.


Но с течением времени ситуация изменилась. В 1950-е гг. Северный вход утратил статус главного, в 1970-е гг. за скульптурой был установлен Монреальский павильон, со 2-й пол. ХХ в. территории, окружающие ВДНХ, охватывает волна индустриального домостроения. Наконец, на рубеже ХХ – ХХI вв., восприятие скульптурной группы оказалось искажено в связи со строительством эстакады по трассе проспекта Мира. По Продольному проезду в 2003-2005 г. прошла линия монорельсовой транспортной системы, визуально разъединившей пространства комплекса выставки и места размещения памятника.

В октябре 2003 году «Рабочий и колхозница» были разобраны для проведения ремонтных и реставрационных работ, разобрав сначала на 17 частей, потом - на сорок. Реставрация такого уровня осуществляется впервые. Тогда его намеревались отреставрировать и вернуть на место в конце 2005 года, однако же, из-за проблем с ф инансированием сроки окончания реставрации постоянно отодвигаются.

В июне 2009 года в СМИ появилась информация о том что скульптуру «Рабочий и Колхозница» Веры Мухиной постараются вернуть на свое прежнее место у Всероссийского выставочного к 5 декабря.

«Работы идут в соответствии с решением правительства Москвы. Мы постараемся поставить памятник к 5 декабря, ко Дню конституции. Я думаю, это возможно», - сказал мер Москвы



Согласно новому проекту высота павильона-постамента составит 34,5 метра. Работы по его возведению начались в апреле 2009 года. В настоящее время на месте будущего постамента строители возводят фундамент. При создании статьи были использованы материалы сайта archnadzor.ru

Знаменитая скульптура, названная в Большой советской энциклопедии "эталоном социалистического реализма", была изготовлена в 1935-1937 годах для советского павильона на Всемирной выставке в Париже, который и был открыт там 25 мая 1937 года. Она создана знаменитым советским скульптором Верой Мухиной и архитектором Борисом Иофаном. Скульптурная группа из двух фигур, поднявших над головами серп и молот, изготовлена из нержавеющей хромоникелевой стали. Ее высота от подножия до вершины серпа - 24 м. Рост рабочего - 17,25 м, рост колхозницы - 10 м. Общий вес - 80 тонн.

В 1937 году памятник был переправлен из Москвы в Париж на Всемирную выставку. Для того чтобы вывезти из Союза и провезти через тоннель в Париже, а потом снова установить на родине 24-метровые фигуры пришлось резать и сваривать каркас на месте. Скульптуру везли в Париж, разобрав ее на 65 частей и уместив детали в 28 железнодорожных вагонах. Для сборки на месте в Париж направились ведущие инженеры, монтажники, слесари, сварщики и жестянщики. Потом в помощь им наняли французских рабочих. Одиннадцать дней ушло на сборку - и уже 1 мая 1937 года скульптура была собрана. Там скульптуру водрузили в павильоне СССР как раз напротив немецкого павильона с гитлеровским орлом на макушке.

После выставки скульптуру планировали переплавить, но она очень понравилась французам; парижане даже хотели оставить ее у себя.
Из Парижа скульптуру вернули расчлененной на 44 части. При перевозке она была повреждена. За восемь месяцев (январь - август 1939 года) в Москве скульптура была реконструирована и установлена на постаменте перед Северным входом на ВСХВ (ныне ВВЦ).

Скульптура стала не просто гордостью страны, в 1947 году "Рабочий и колхозница" стала маркой отечественного кинематографа - символом киностудии «Мосфильм». С её изображения на фоне Спасской башни Кремля в 1947 году начался фильм Григория Александрова "Весна". В июле 1948 года Министерство кинематографии утвердило эту эмблему "Мосфильма" официально. Но поскольку скульптура большая и при её съемках под углом происходило некоторое искажение изображения, в ноябре 1950 года был заключён специальный договор с Мухиной, по которому она приняла на себя обязательство изготовить для "Мосфильма" уменьшенную модель своих "Рабочего и колхозницы". Выполненная из гипса, скульптура перешла в собственность студии 29 мая 1951 года - она получила право использовать её объёмное изображение на заставке к своим лентам. В соответствии с действующим российским законодательством "Мосфильм" произвёл перерегистрацию торговой марки в качестве охраняемого законом товарного знака сроком вплоть до 2009 года. С марки "Рабочий и колхозница" начинались такие фильмы, как "Летят журавли", "Баллада о солдате", "Андрей Рублёв", "Калина красная" и сотни других картин, составивших всемирную славу отечественного кино. Весь кинематографический мир стал ассоциировать это изображение как с именем "Мосфильма", так и с великими именами российских мастеров кино. А сама скульптурная группа теперь с особой бережностью хранится на "Мосфильме".

В 1979 году скульптуру реставрировали. В перестроечные годы появилась идея установить монумент на стрелке Большого Каменного острова, между "Ударником" и Крымским мостом, однако это место оказалось занято Петром I работы Зураба Церетели. Чуть позже судьбой памятника заинтересовался адвокат Анатолий Кучерена, обратившись в Управление охраны памятников архитектуры Москвы с просьбой продать одной американской фирме "Рабочего и колхозницу". Ему отказали, решив, что деньги на реставрацию рано или поздно найдутся и у России.

В октябре 2003 году начались работы по реконструкции скульптуры "Рабочий и колхозница". Ее демонтировали, разобрав сначала на 17 частей, потом - на сорок. Реставрация такого уровня осуществляется впервые. Согласно новому проекту высота павильона-постамента составит 34,5 метра (раньше скульптура стояла на десятиметровой отметке). При "росте" скульптуры в 24,5 метра общая высота памятника с постаментом будет около 60 метров. У подножия скульптуры появятся особые горельефы, как и было на парижской выставке. Памятник будет вписан в красивый многофункциональный комплекс. За все, что будет располагаться под памятником, отвечает инвестор - хозяин многоярусной подземной автостоянки, которая будет "утоплена" под многофункциональным комплексом.

Сроки окончания реставрации постоянно отодвигаются - ее планировали завершить в 2005 году, потом 2006 году, обещали, что в 2007 году, к 70-летию Всемирной парижской выставки, "Рабочий и колхозница" снова займет свое место. Но в марте 2007 года первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин сообщил, что скульптура вернется на свое историческое место - на постамент у павильона "Москва" Всероссийского выставочного центра - не позднее 2008 года.


1 июля исполняется 127 лет со дня рождения советского скульптора Веры Мухиной , самым известным произведением которой является монумент «Рабочий и колхозница» . Его называли символом советской эпохи и эталоном соцреализма, хотя в свое время скульптуру чуть не забраковали из-за того, что в складках платья крестьянки кому-то почудился силуэт врага народа Л. Троцкого.





В 1936 г. СССР готовился к участию во Всемирной выставке искусств и техники в Париже. Архитектор Борис Иофан предложил выполнить советский павильон в виде трамплина, динамично устремленного вверх, со скульптурой на крыше. Борис Иофан так объяснял свою идею: «В возникшем у меня замысле советский павильон рисовался как триумфальное здание, отображающее своей динамикой стремительный рост достижений первого в мире социалистического государства, энтузиазм и жизнерадостность нашей великой эпохи построения социализма… Чтобы любой человек при первом взгляде на наш павильон почувствовал, что это – павильон Советского Союза… Скульптура мне представлялась сделанной из легкого светлого металла, как бы летящей вперед, как незабываемая Луврская Ника – крылатая победа».





Сама экспозиция была довольно скудной, по сути павильон был главным экспонатом. Рабочий и колхозница олицетворяли хозяев советской земли – пролетариат и крестьянство. На идею композиции Иофана натолкнула античная статуя «Тираноборцы». Соединение серпа и молота – тоже не находка Иофана и Мухиной, в работах некоторых художников эта идея уже имела свое воплощение. Архитектор разработал общий проект, а найти его конкретное решение предстояло скульптору.



Летом 1936 г. среди скульпторов был объявлен конкурс, на котором свои проекты представили В. Андреев, М. Манизер, И. Шадр и В. Мухина. Главной находкой Мухиной была кажущаяся легкость и воздушность массивной скульптуры, достичь которую удалось благодаря «летящей» за фигурами материи. «Много споров возбудил введенный мною в композицию развевающийся сзади кусок материи, символизирующий те красные полотнища, без которых мы не мыслим ни одной массовой демонстрации. Этот «шарф» был настолько необходим, что без него разваливалась вся композиция и связь статуи со зданием», – говорила Мухина. Ее проект одобрили, с условием «одеть» фигуры, изначально задуманные обнаженными.





В начале 1937 г. с завода, на котором проходила сборка, поступил донос на Мухину, в котором говорилось, что работа не может быть закончена в намеченные сроки, так как скульптор постоянно прерывает работу и требует исправлений, а в отдельных местах стальной оболочки каркаса явственно виден профиль врага народа Л. Троцкого. Тогда на донос не отреагировали, но по возвращении с выставки арестовали комиссара советского павильона И. Межлаука и нескольких инженеров, работавших над созданием статуи.





Размеры статуи были впечатляющими: в высоту она достигала 23,5 метра и весила 75 тонн. Для транспортировки на выставку скульптуру разрезали на 65 частей и погрузили на 28 платформ. После сборки в Париже статуя произвела настоящий фурор. Французский график Ф. Мазерель признавался: «Ваша скульптура поразила нас. Мы целыми вечерами говорим и спорим о ней». Пикассо восхищался тем, как выглядит нержавеющая сталь на фоне сиреневого парижского неба.



После окончания выставки скульптура была вновь разобрана и перевезена в Москву. Там ее восстановили из толстых листов стали и установили на гораздо более низком постаменте перед входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. В 1947 г. статуя «Рабочий и колхозница» стала символом киностудии «Мосфильм». А Вера Мухина заслуженно получила негласное звание
Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса