Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Использование антитезы в романе Л. Толстого «Война и мир. Использование приема антитезы у Л. Н. Толстого ("Война и мир") и Ф. М. Достоевского ("Преступление и наказание")

Роль антитезы в романе. Л.Н. Толстой - классик мировой литературы, величайший мастер психологизма, создатель жанра ромайа-эпопеи, умело использовавший средства художественной изобразительности. Одним из основных идей­но-композиционных приемов у Толстого является антитеза. Функции антитезы в романе «Война и мир» очень разнообразны. Этот стилисти­ческий прием лежит в основе принципа композиции, на нем строится система персонажей, с его помощью создаются художественные образы и раскрывается внутренний мир действующих лиц.

Прием антитезы лежит в основе построения системы персонажей. Герои противопоставлены по признаку «естественности» или «ложно­сти» их натур.

Герои Толстого, воплощающие естественность, жизненную правду, не испытывают сомнений. Угловатая, порывистая, с неправильными чертами Наташа Ростова является воплощением красоты бытия. Не­смотря на барское воспитание, она олицетворяет собой народные тра­диции. Наташа, одаренная натура, всеми любима, непосредственна в чувствах, проста, женственна, правдива. Ее заботливая душа целиком растворилась в тревогах 1812 г., в общей беде народа и его подвиге. Осо­бенно раскрылись душевные качества Наташи в ухаживании за умира­ющим князем Андреем. Ростовы опоздали с выездом из Москвы, и На­таша настояла, чтобы флигель и половина дома были предоставлены для раненых солдат. Наташа,всю себя отдавала этому делу, нигде, ни в чем не подчеркивая своих заслуг, не говоря фраз о патриотизме и долге. Она проста и естественна, как просты и естественны русские солдаты, совер­шающие подвиги без единой мысли о славе. Они так же, как и Платон Каратаев и фельдмаршал Кутузов, наделены от природы интуитивным знанием истины Кутузов выступает в романе как воплощение авторской философии истории. Толстой создает живой, полный обаяния образ полководца. Главные достоинства Кутузова - естественность и просто­та. Он не играет роль, а живет. Он может заплакать и от досады и от ра­дости. Именно простота Кутузова позволяет ему чувствовать себя час­тью «рая» и не мешать движению истории.

Этим героям противопоставлен искусный «позер» Наполеон в рома­не - воплощение крайнего индивидуализма. Он стремится навязать миру свою волю. Образ Наполеона у Толстого не лишен гротесковой и сатирической окраски. Для него характерно театральное поведение, са­молюбование, тщеславие (изображает нежно любящего отца, хотя ни разу не видел сына). Многие люди из светского общества духовно подоб­ны Наполеону, особенно семья Курагиных. Все члены этого семейства агрессивно вмешиваются в жизнь других людей, стараются навязать им свои желания, используют остальных для удовлетворения собственных потребностей («подлой, бессердечной породой» назвал эту семью Пьер). Также близки Наполеону русский император Александр, не понимаю­щий настроений, царящих в русской армии, сановник Сперанский, иг­рающая в патриотизм фрейлина Анна Павловна Шерер, карьерист Бо­рис Друбецкой, расчетливая Жюли Карагина и многие другие. Все они внутренне пусты, бесчувственны, жаждут славы, заботятся о карьере, любят много и красиво говорить.

Ищущие герои Толстого Пьер Безухов и Андрей Болконский про­ходят сложный духовный путь в поисках истины. Они увлекаются лож­ными идеями, заблуждаются, внутренне меняются и в конце концов приближаются к идеалу простоты.

И Пьер, и Андрей Болконский освобождаются от мелких эгоистичес­ких чувств и приходят к пониманию подлинных ценностей жизни. И по­могают им в этом простые русские люди. Князю Андрею - капитан Ту­шин и подчиненные ему солдаты-артиллеристы, с которыми князь позна­комился в сражении при Шенграбене. Пьеру - солдаты, которых он видит на Бородинском поле и потом в плену, особенно Платон Каратаев. На­блюдая за Каратаевым, который принимает жизнь такой, как она есть, Пьер начинает понимать, что смысл жизни заключен в ней самой, в ее естественных радостях, в смиренном приятии выпадающих человеку бед.

Князь Андрей, смертельно раненный при Бородине, обретает бес­конечную любовь ко всем людям, а затем, накануне смерти, - полную отрешенность от земных забот и волнений, высшую умиротворенность.

Образы природы в «Войне и мире» - символы высшей гармонии, от­кровения о правде мира. Они противопоставлены суете, эгоистичности, неизменности жизни людей, чуждых духовных стремлений. Схваченный французами, испытавший ужас расстрела, Пьер Безухов понимает, что главная, неподвластная никому ценность - это его бессмертная душа. Это освобождающее чувство приходит к нему, когда он созерцает ноч­ное звездное небо. Опустошенный, утративший смысл существования Андрей Болконский встречает на дороге старый дуб. Этот же пустивший молдые побеги дуб символизирует возрождение Болконского после ветре- чи с Наташей Ростовой в имении Отрадное, где он случайно подслушал разговор Наташи, взволнованной красотой летней ночи, с Соней.

«Историческим» главам в романе противопоставляются главы, опи­сывающие «живую жизнь», осуществляющуюся несмотря на вторжение Наполеона (примечательно, что Толстой одинаково подробно описывает Аустерлицкое сражение, битву при Бородине и первый бал Наташи, охоту старого графа Ростова, отводя этим событиям одинаковое место в истории). Эта антитеза проявляется на композиционном уровне. Толсто­му нужно показать контраст между жизнью ложной и жизнью истинной, и он так комбинирует различные эпизоды в романе, что этот контраст становится особенно очевидным. Так, после изображения неестествен­ной встречи глав двух государств (Наполеона и Александра I) писатель резко переходит к описанию встречи Наташи и Андрея Болконского.

Но помимо композиции и системы персонажей, прием антитезы ис­пользуется и для характеристики образов самих героев, выделения их наиболее ярких индивидуальных черт. В «Войне и мире» наиболее отчет­ливо это проявляется при сопоставлении образов Наполеона и Кутузо­ва (которые являются символами, определяющими направленность дви­жения всех остальных героев). В каждой черте портрета, поведения, манере говорить и держаться чувствуется огромная разница между эти­ми героями. Наполеон неприятно толст (жирные ляжки, живот, белая полная шея), крепок. И если в Наполеоне подчеркивается холеность, постоянная забота о теле, то в Кутузове - стариковская полнота, дряб­лость, физическая слабость, что вполне естественно для человека его возраста. Походка Наполеона самодовольна, напориста, болезненное подрагивание своей левой икры он называет великим признаком. Куту­зов ходит неловко, плохо, неуклюже сидит в седле. Во время Бородинс­кого сражения, когда Наполеон, суетясь и волнуясь, отдает множество бессмысленных и противоречивых приказаний, Кутузов не отдает почти никаких распоряжений, предоставив ход сражения божьей воле. В Ку­тузове подчеркивается противоречие между обыденной, ничем не заме­чательной внешностью и героической сущностью. В Наполеоне, напро­тив, - противоречие между претензией на великую роль в истории и пустой, неодушевленной сущностью.

Таким образом, прием антитезы играет немаловажную роль в рома­не «Война и мир». Она на идейно-композиционном уровне помогает разграничить добро й зло, показать опасность эгоистическое разъедине­ния людей, наметить пути нравственного совершенствования личности, т.е. служит средством выражения авторской позиции в романе.

Антитеза как художественное средство часто применялась в русской литературе. Этот прием был положен в основу построения системы образов в «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Обломова» И. А. Гончарова. Часто прием противопоставления использовался и в поэзии. Роман «Война и мир» Льва Николаевича Толстого стал, пожалуй, единственным произведением русской прозы, в котором антитеза стала основным методом изображения не только системы образов, но и всей философской концепции автора. Наиболее ярко это проявилось в заглавии романа. Оно не называет читателю имя главного героя, как, например, в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина, не поясняет суть конфликта, как в «Горе от ума» Грибоедова, здесь название приводит две главные философские категории, которыми оперирует писатель. Их конфликт и взаимовлияние составляют важнейшую тему повествования, основу мировоззрения Толстого. Сущность каждого термина многозначна, все произведение раскрывает отдельные черты каждого из них, сопоставляя их, оценивая.

Прежде всего антитеза «войны» и «мира» проявляется в сравнении военных децствий и мирной жизни людей. Описание сражений и боев занимает значительное место в художественной структуре романа, оно прямо противопоставлено картинам мира. Война ломает привычный ход вещей, спокойствие и гармонию, разрушает «мир». В отличие от естественности и непредсказуемости обыденной жизни война чрезвычайно регламентирована. Именно от суеты и непонятности мирной жизни хочет уехать Николай Ростов, уехать в армию, где все четко и ясно. Перед каждым сражением Толстой описывает подробную диспозицию войск, их запланированные перемещения и предполагаемые военачальниками действия. Задуманное обычно нарушается влиянием реальных обстоятельств, окружающего мира. Вследствие этого события развиваются непредсказуемо, а значит, «мир» необратимо влияет на «войну».

Это влияние взаимно. «Война» происходит не только на полях сражений, но и в мирной жизни. С боевыми действиями Толстой сравнивает борьбу княгини Друбецкой за наследство графа Безухо-ва, борьбу за мозаиковый портфель с завещанием. Сражением заканчиваются разногласия Пьера Безухова и Дениса Долохова. Дуэль неопытного героя и опытного заканчивается неожиданно, но по толстовским законам - побеждает наиболее искренний и честный. Отдельную параллель автор проводит между охотой и войной. Николай Ростов руководствуется одинаковыми ощущениями и на поле битвы, и в лесу на охоте.

В философском плане термин «война» раскрывается как хаотическое, мертвое и неестественное. Хаосом и бессмысленным убийством показывает Толстой каждое сражение в романе. Гибелью или поражением «мертвых», бездуховных, нелюбимых автором героев заканчивается «война» в светском обществе. Курагина, запутавшись в собственных интригах, совершает самоубийство, Ана-толь теряет вместе с ногой свою красоту и шарм, князь Василий остается одиноким стариком.

Кроме сражений в обществе и поединков на полях сражений происходят битвы и в душе человека. Каждый из любимых героев Толстого переживает в своем внутреннем мире внутреннюю войну. Именно это приводит героев на путь исканий, все они ищут гармонии, мира в душе. Андрей Болконский достигает его, познав перед смертью божественную истину. Идеальный человек, не нуждающийся в поисках смысла жизни, без «войны» в душе, гибнет, как Петя Ростов или .

Толстой наделяет все связанное с войной определенными чертами. Все неестественное, показное определяет сущность войны. Образы людей, несущих с собой сражения и разлад в общество и в жизнь народа, «мертвы» и обречены на гибель. «Мертвые» герои не эволюционируют, не живут и не могут жить в мире.

Так же как и термин «война», термин «мир» очень многозначен. Помимо мирной жизни людей, состояния, противоположного войне, этим словом Толстой обозначает все общество без различия сословий, сплотившееся ради общий цели. «Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва», - говорит солдат перед началом Бородинского сражения. Духовное единение наиболее ярко проявляется в момент общей молитвы. «Миром» автор называет крестьянский сход в Богучарове, но этот «мир» обладает совсем не мирными свойствами. Естественные, глубинные настроения крестьян выливаются в пассивный бунт.

Мир - это и духовное единение крестьян, и семейное единение Ростовых. Тесный круг родственников, атмосфера любви и взаимопонимания разрушаются войной; нарушается естественный ход жизни. Из этого круга вырывает Петю Ростова, графиню, сходящую от горя с ума. Но война же создает две новых семьи - семью Наташи и Пьера и семью княгини Марьи и Николая Ростова. Ее влияние на мир семейный неоднозначно. «Миром» же оказывается духовное единство солдат на батарее Раевского, окутанное «теплотой патриотизма».

«Мир» как философский термин наиболее полно воплотился в образе Платона Каратаева и его взглядах. Круглый, расплывчатый образ его является «идеальной каплей» для модели мира в виде глобуса, привидевшегося Пьеру Безухову во сне. Его мировоззрение и идеи схожи с теми, которых достиг Андрей Болконский в последние минуты своей жизни. Философия смирения и принятия жизни во всех ее проявлениях, «мир» в душе, несмотря на окружающую человека «войну», остается непонятной Пьеру, герою неидеальному, а сам Каратаев гибнет.

Если «война» проявляется лишь в отрицательных, по мнению Толстого, чертах характера, то «мир» становится совокупностью всего искреннего, естественного и правдивого: именно такими свойствами обладают любимые герои писателя, Кутузов. На основе столкновения образов двух главнокомандующих Толстой решает вопрос об исходе столкновения двух армий, ими руководимых. Театрально-лживый и самонадеянный Наполеон побежден старым и слабым, но искренне верящим в победу Кутузовым. Такая же одерживается в мирной жизни, естественность побеждает неестеч ственность.

Антитеза как прием контраста определила строгую форму изложения концепции автора. Это привело к чрезмерной дидактично-сти повествования и выработке своеобразного художественного метода автором.

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » АНТИТЕЗА И ЕЕ РОЛЬ В НАЗВАНИИ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» . И в закладках появилось готовое сочинение.

АНТИТЕЗА И ЕЕ РОЛЬ В НАЗВАНИИ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» .

Антитеза - основной идейно-композиционный принцип романов Л. Г. Толстого «Война и мир» и Ф. Г. Достоевского «Преступление и наказание», заложенный уже в них названиях. Он проявляется на всех уровнях художественного воплощения: от проблематики до построения системы персонажей и приемов психологического изображения. Однако в самом использовании антитезы Толстой и Достоевский часто демонстрируют разные методы. Источника этого расхождения у них взглядах на человека. Произведениям Толстого и Достоевского присущий одна общая особенность: их названия неоднозначные, полисемантические. Слово «война», означает в «Войне и миру» не только военные действия, не только события, которые происходят на поле боя. Война может происходить в повседневной жизни людей (вспомним такую войну через наследство графа Безухова), а также у них душах. Еще более насыщенным в смысловом отношении есть слово «мир»: мир как антитеза войне и «мира» как общность людей. Названием окончательной редакции романа Л. Г. Толстого стала «Война и мир», то есть мир как антитеза войне. Но в многочисленных черновиках и набросках Толстого есть разные варианты написания этого слова. Самое соединение «война и мир» мы можем встретить в О. С. Пушкина в «Борисе Годунови»:


«Описывай, не мудрствуя лукаво, Все то, почему свидетель в жизни будешь: Войну и мир, управу государей, Угодников святые чудеса».

В пушкинском контексте соединения «война и мир» становится ключом к историческому процессу в целом. Таким образом, мир - это категория универсальная, это жизни, это вселенная. С другой стороны, совсем ясно, что понятие «преступление» и «наказание» интересуют Достоевского не у них узком юридическом содержании. «Преступление и наказания» - это произведение, которое ставит глубинные философские и моральные проблемы. Художественное пространство романа Толстого как бы ограничивается двумя полюсами: на одном полюсе - добро и мир, которые объединяют людей, на другом - зло и вражда, которые ведут к их разъединению. Толстой подвергает испытанию своих героев с точки зрения закона « беспрерывного движения личности во времени». Герои, способные к душевному движению, к внутренним изменениям, по мысли автора, несут в себе начало « живого жизни» и мира. Герои, недвижимые, неспособны чувствовать и понимать внутренние законы жизни, оцениваются Толстым как носители начала войны, разлада. В своем романе Толстой резко противопоставляет эти персонажи. Так, салон Анны Павловны Шерер писатель сравнивает с прядильной мастерской, с бездушной машиной. Через весь роман проходит антитеза «правильность - неправильность», «внешняя красота - живое очарование». Для Толстого неправильные и даже некрасивые черты лица Наташи намного более привлекательные, чем античная красота Елен, жизнерадостный (пусть не дельно) смех Наташи в тысячу раз милее «неизменяемой» улыбки Елен. В поведении героев автор также противопоставляет стихийное умному, естественное театральному. Для Толстого « ошибки» Наташи намного природниши и натуральниши, чем умное поведение Сони. «Мысль семейная» противопоставляет семью Ростовых «клана» Курагиних. Законченным воплощением войны в романе стал Наполеон. Он не только постоянно играет на публику, но и наедине с собой остается актером. Он мыслит себя большим полководцем, ориентируясь на какие-то античные образцы. Полным антиподом Наполеона есть в романе Кутузов, искренний выразитель духа наций. Антитеза «ошибочное - искреннее» используется Толстым и при изображении душевных рухивперсонажив.


Так, Пъер на дуэли, чувствуя всю глупость и ошибочность ситуации, ничего не употребляет для ее удачного розришення, а требует « скорее начинать» и усиленно заряжает свой пистолет. В отличие от Толстого Достоевский никогда не изображает своих героев однозначно: человек у него всегда противоречивая, непознаваемая до конца. Его персонажи совмещают в себе две безодни вместе: безодню добра, сожаления, жертвенности и безодню зла, эгоизма, индивидуализма, порока. В каждом из них есть два идеала: идеал Мадонны и идеал содомський. Главный стрежень «Преступления и наказания» - суд над Раскольниковим, внутренний суд, суд совести. Приемы, которые Достоевский использует в создании образной системы своего произведения, отличаются от приемов Толстого. Достоевский прибегает к приему двойного портретирования. Причем первый портрет, больше обобщенный, обычно спорит из вторым


Так, к совершению преступления автор говорит о красоте Раскольникова, о его прекрасные глаза. Но преступление не только запятнал его душу, а оставило трагическое отражение на лице. На этот раз перед нами портрет убийцы. В романе Достоевского спорят не герои, а их идеи. Таким образом, антитеза как художественный прием оказалась очень продуктивной и неоднозначной для двух больших художников-реалистов - Л. Г. Толстого и Ф, Г. Достоевского

Главная тема романа "Война и мир" - изображение подвига русского народа в Отечественной войне 1812 года. Автор говорит в своем романе и о верных сынах отечества, и о лжепатриотах, думающих только о своей корысти. Толстой использует прием антитезы для изображения как событий, так и героев романа. Давайте проследим за событиями романа.

В первом томе он рассказывает о войне с Наполеоном 1805-1807 гг., где Россия (союзница Австрии и Пруссии) потерпела поражение. Идет война. В Австрии генерал Мак разбит под Ульмом. Австрийская армия сдалась. Над русской армией нависла угроза разгрома. И вот тогда Кутузов принял решение послать Багратиона с четырьмя тысячами солдат через труднопроходимые Богемские горы навстречу французам. Багратиону предстояло быстро совершить трудный переход и задержать сорокатысячную французскую армию до прихода Кутузова. Его отряду нужно было совершить великий подвиг, чтобы спасти русскую армию.

Так, автор подводит читателя к изображению первого великого сражения. В этом сражении, как всегда, дерзок и бесстрашен Долохов. Храбрость Долохова проявляется в бою, где "он в упор убил одного француза, первый взял за воротник сдавшегося офицера". Но после этого он идет к полковому командиру и докладывает о своих "трофеях": "Прошу запомнить, ваше превосходительство!" Далее он развязал платок, дернул его и показал запекшуюся кровь: "Рана штыком, я остался на фронте. Попомните, ваше превосходительство". Везде, всегда он помнит прежде всего о себе, только о себе, все, что делает, делает для себя.

Нас не удивляет и поведение Жерехова. Когда в разгар боя Багратион послал его с важным приказом к генералу левого фланга, он не поехал вперед, где слышалась стрельба, а стал искать генерала в стороне от боя. Из-за непереданного приказа французы отрезали русских гусар, многие погибли и были ранены. Таких офицеров много. Они не трусы, но они не умеют забыть ради общего дела себя, карьеру и личные интересы. Но русская армия состояла не только из таких офицеров.

В главах, рисующих Шенграбенскую битву, мы встречаем истинных героев. Вот он сидит, герой этой битвы, герой этого "дела", маленький, худой и грязный, сидит босой, сняв сапоги. Это артиллерийский офицер Тушин. "Большими, умными и добрыми глазами смотрит он на вошедших начальников и пытается шутить: "Солдаты говорят, что разувшись ловчее, - и смущается, чувствуя, что шутка не удалась".

Толстой делает все, чтобы капитан Тушин предстал перед нами в самом негероическом, даже смешном виде. Но именно этот смешной человек был героем дня. Князь Андрей справедливо скажет о нем: "Успехам дня мы обязаны более всего действию этой батареи и героической стойкости капитана Тушина с ротой". Второй герой Шенграбенского сражения - Тимохин. Он появляется в ту самую минуту, когда солдаты поддались панике и побежали. Казалось, все потеряно. Но в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг побежали назад, и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина. И только благодаря Тимохину русские имели возможность возвратиться и собрать батальоны.

Мужество разнообразно. Есть немало людей, безудержно храбрых в бою, но теряющихся в будничной жизни. Образами Тушина и Тимохина Толстой учит читателя видеть по- настоящему храбрых людей, их неброский героизм, их огромную волю, которая помогает преодолевать страх и выигрывать сражения.

В войне 1812 года, когда каждый солдат дрался за свой дом, за родных и близких, за Родину, сознание опасности "удесятерило" силы. Чем дальше продвигался Наполеон в глубь России, тем более росли силы русского войска, тем более слабела французская армия, превращаясь в сборище воров и мародеров.

Только воля народа, только народный патриотизм, "дух войска" делает армию непобедимой. Этот вывод делает Толстой в своем бессмертном романе-эпопее "Война и мир".

В своем видении истории Толстой в значительной мере зависел от многовековых традиций русской литературы в изображении нашествия врагов, войн, подвигов полководцев и простых ратников.

Самым ярким его произведением за все его творчество стал роман « », в котором автор изображает разные судьбы людей, их отношения друг к другу, чувства, переживания, а также и их внутренний мир, душевное богатство.

Роман-эпопея «Война и мир» был написан в 1869 году, работа над ним продол-жалась в течение шести лет. Л. Н. Толстой рассказывает о начале века, о войне с Наполеоном Бонапартом, о храбрости русских людей, а также о том, что война, разрушая жизни и судьбы людей, не способна заставить их изменить свой образ жизни и образ мыслей. Главное, на чем построена вся композиция романа, - это прием антитезы, противопоставление добра злу, справедливости - лжи, живого - мертвому. Пожалуй, самыми «полярными» героями здесь являются две великие исторические личности - Наполеон Бонапарт и Михаил Илларионович .

Стоит заметить, что в «Войне и мир» не точно изображены оба полководца, в их портретах (не столько внешних, сколько психологических) видна пристрастность суждений автора. Еще в самом начале явно прослеживается недоброжелательное отношение Толстого к Наполеону и симпатия к российскому главнокомандующему. В течение всего романа Толстбй возмущается ролью, отведенной аналитиками тех лет Наполеону. Бонапарта считают великим полководцем, а между тем, пишет Толстой, всему причиной стечения многочисленных обстоятельств, а не воля одного человека. Иначе как могла французская армия, руководимая «великим» Бонапартом, пройти через всю Европу и, войдя в Россию и захватив Москву, проиграть войну? Как Кутузов, потерявший половину войска и отдавший неприятелю Москву, в конечном итоге одержал победу? На эти вопросы есть еще один ответ, помимо стечения обстоятельств: отношения полководцев к этой войне.

Мечта Наполеона захватить Россию роднит его в «Войне и мире» с завоевателями русских воинских повестей, а заодно и лубочными картинками. Завоеватель мечтает легко захватить город, страну, богатую добычу. Но для победы, считает Толстой, нужна моральная правота.

Для Наполеона вся эта кампания была просто игрой, «игрой в солдатики». Он, важная, влиятельная особа, только отдавал распоряжения, он просто «играл». Перед Бородинским сражением Толстой иронично замечает: «шахматы расставлены, игра началась».

Совсем иначе все обстоит с Кутузовым. Он «знал, что решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего…, а та неуловимая сила, называемая духом войска»; «не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему». Кутузов - умудренный опытом полководец, и мудрость его сводилась к простой аксиоме, выведенной Толстым: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». У Наполеона была своя правда, верная для него, а у - правда всего русского народа.

За эту близость к народу Кутузова любили солдаты. И фельдмаршал любил этих людей, был с ними прост и по-стариковски нежен. Французские солдаты, возможно, боготворили Наполеона, но не потому, что он был им «отцом» или «братом», а потому, что был создан культ личности Наполеона.

Лучше всего отношение к армии обоих полководцев можно определить во время Бородинского сражения. Старик Кутузов, несмотря на то, что слаб, находится близко к самым горячим точкам сражения. Наполеон же наблюдает издалека в подзорную трубу за ходом сражения. Он победил, но справедливо заметил: «Еще одна такая победа, и я останусь без армии». Но победил он только численно; нравственная победа осталась за русскими: наполовину «растаявшее» войско еще не сдавало свои позиции. Однако Кутузов принял решение оставить Москву: он знал, что солдаты будут драться до последнего, но это было бы напрасной жертвой, потому что с потерей армии Россия была обречена. Почти все приближенные Кутузова были против этого, но властью главнокомандующего было принято окончательное решение, не угодное свету и людям высших чинов, но спасительное для России, народа.

По Лихачеву, исторические воззрения писателя зиждутся на моральном оптимизме; в Толстом сильно сознание того, что правда всегда торжествует над силой, ибо нравственная правда сильнее любой грубой силы.

Именно эта философия лежит и в основе исторического изображения событий нашествия Наполеона и, в конечном счете, его изгнания. Ее не было и не могло быть ни в одной из работ по философии истории, которые читал Толстой, где законы истории едины для всех - нападающих и обороняющихся.

Толстой был убежден, что историю творит не отдельная личность, а миллионы людей. По Толстому, истинное величие человека - в близости к народу, простоте, добре и правде, что он и показал на примере Кутузова.

Самые популярные статьи :



Домашнее задание на тему: Антитеза в «Войне и мире». Моральный оптимизм Толстого .

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса