Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Исполнения шуберта. Биография. Успех или иллюзия

Франц Шу берт (Franz Schubert, 1797–1828) - австрийский композитор. Родился в семье школьного учителя. В 1808–12 был певчим Венской придворной капеллы. Воспитывался в венском конвикте, где обучался генерал-басу у В. Ружички, контрапункту и композиции (до 1816) у А. Сальери. В 1814–18 помощник учителя в школе отца. К 1816 Шуберт создал свыше 250 песен (в т. ч. на слова И. В. Гёте - «Гретхен за прялкой», 1814, «Лесной царь», «Вознице Кроносу», обе - 1815), 4 зингшпиля, 3 симфонии и др. Вокруг Шуберта сложился кружок друзей - поклонников его творчества (в их числе - чиновник Й. Шпаун, поэт-любитель Ф. Шобер, поэт И. Майрхофер, поэт и комедиограф Э. Бауэрнфельд, художники М. Швинд и Л. Купельвизер, певец И. М. Фогль, ставший пропагандистом его песен). Как учитель музыки дочерей графа И. Эстерхази Шуберт побывал в Венгрии (1818 и 1824), вместе с Фоглем ездил в Верхнюю Австрию и Зальцбург (1819, 1823, 1825), посетил Грац (1827). Признание пришло к Шуберту лишь в 20-х гг. В 1828, за несколько месяцев до смерти Шуберта, в Вене состоялся его авторский концерт, прошедший с большим успехом. Почётный член Штирийского и Линцского музыкальных союзов (1823). Шуберт - первый крупный представитель музыкального романтизма, выразивший, по словам Б. В. Асафьева, «радости и скорби жизни» так, «как их чувствуют и хотели бы передать большинство людей». Важнейшее место в творчестве Шуберта занимает песня для голоса с фортепиано (нем. Lied, около 600). Один из крупнейших мелодистов, Шуберт реформировал жанр песни, наделив его глубоким содержанием. Обогатив прежние песенные формы - простую и варьированную строфическую, репризную, рапсодическую, многочастную, - Шуберт создал и новый тип песни сквозного развития (с объединяющим в целое варьируемым мотивом в партии фортепиано), а также первые высокохудожественные образцы вокального цикла. В песнях Шуберта использованы стихотворения около 100 поэтов, прежде всего Гёте (около 70 песен), Ф. Шиллера (свыше 40; «Группа из Тартара», «Жалоба девушки»), В. Мюллера (циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»), И. Майрхофера (47 песен; «Гребец»); среди других поэтов - Д. Шубарт («Форель»), Ф. Л. Штольберг («Баркарола»), М. Клаудиус («Девушка и Смерть»), Г. Ф. Шмидт («Скиталец»), Л. Рельштаб («Вечерняя серенада», «Приют»), Ф. Рюккерт («Привет», «Ты мой покой»), В. Шекспир («Утренняя серенада»), В. Скотт («Ave Maria»). Шуберту принадлежат квартеты для мужских и женских голосов, 6 месс, кантаты, оратории и др. Из музыки для музыкального театра известность приобрели лишь увертюра и танцы к пьесе «Розамунда, княгиня Кипрская» В. Шези (1823). В инструментальной музыке Шуберта, основанной на традициях композиторов венской классической школы, большое значение приобрёл тематизм песенного типа. Композитор стремился сохранить напевную лирическую тему как целое, давая ей новое освещение с помощью тональной перекраски, тембрового и фактурного варьирования. Из 9 симфоний Шуберта 6 ранних (1813–18) ещё близки сочинениям венских классиков, хотя и отличаются романтической свежестью, непосредственностью. Вершинными образцами романтического симфонизма являются лирико-драматическая 2-частная «Неоконченная симфония» (1822) и величественная героико-эпическая «Большая» симфония C-dur (1825–28). Из оркестровых увертюр Шуберта наиболее популярны две в «итальянском стиле» (1817). Шуберт - автор глубоких и значительных по содержанию камерно-инструментальных ансамблей (один из лучших - фортепианный квинтет «Форель»), ряд из которых написан для домашнего музицирования. Фортепианная музыка - важная область творчества Шуберта. Испытав влияние Л. Бетховена , Шуберт заложил традицию свободной романтической трактовки жанра фортепианной сонаты. Фортепианная фантазия «Скиталец» также предвосхищает «поэмные» формы романтиков (в частности, структуру некоторых симфонических поэм Ф. Листа). Экспромты и музыкальные моменты Шуберта - первые романтические миниатюры, близкие сочинениям Ф. Шопена , Р. Шумана , Ф. Листа . Фортепианные вальсы, лендлеры, «немецкие танцы», экосезы, галопы и др. отразили стремление композитора к поэтизации танцевальных жанров. К той же традиции домашнего музицирования восходят многие сочинения Шуберта для фортепиано в 4 руки, в т. ч. «Венгерский дивертисмент» (1824), фантазия (1828), вариации, полонезы, марши. Творчество Шуберта связано с австрийским народным искусством, с бытовой музыкой Вены, хотя он редко использовал в сочинениях подлинные народно-песенные темы. Композитор претворил также и особенности музыкального фольклора живших на территории Австрийской империи венгров, славян. Большое значение в его музыке имеют колорит, красочность, достигаемые с помощью оркестровки, обогащения гармонии побочными трезвучиями, сближения одноимённых мажора и минора, широкого применения отклонений и модуляций, использования вариационного развития. При жизни Шуберта получили известность главным образом его песни. Многие крупные инструментальные сочинения были исполнены лишь через десятилетия после его смерти («Большая» симфония прозвучала в 1839, под управлением Ф. Мендельсона ; «Неоконченная симфония» - в 1865).

Сочинения: Оперы - Альфонсо и Эстрелла (1822; постановка 1854, Веймар), Фьерабрас (1823; постановка 1897, Карлсруэ), 3 незавершённые, в т. ч. Граф фон Гляйхен, и др.; зингшпили (7), в т. ч. Клаудина фон Вилла Белла (на текст Гёте, 1815, сохранился первый из 3 актов; постановка 1978, Вена), Братья-близнецы (1820, Вена), Заговорщицы, или Домашняя война (1823; постановка 1861, Франкфурт- на-Майне); музыка к пьесам - Волшебная арфа (1820, Вена), Розамунда, княгиня Кипрская (1823, там же); для солистов , хора и оркестра - 7 месс (1814–28), Немецкий реквием (1818), магнификат (1815), оффертории и другие духовые сочинения, оратории, кантаты, в т. ч. Победная песнь Мирьям (1828); для оркестра - симфонии (1813; 1815; 1815; Трагическая, 1816; 1816; Малая C-dur, 1818; 1821, незавершённая; Неоконченная, 1822; Большая C-dur, 1828), 8 увертюр; камерно -инструментальные ансамбли - 4 сонаты (1816–17), фантазия (1827) для скрипки и фортепиано; соната для арпеджионе и фортепиано (1824), 2 фортепианных трио (1827, 1828?), 2 струнных трио (1816, 1817), 14 или 16 струнных квартетов (1811–26), фортепианный квинтет Форель (1819?), струнный квинтет (1828), октет для струнных и духовых (1824) и др.; для фортепиано в 2 руки - 23 сонаты (в т. ч. 6 незавершённых; 1815–28), фантазия (Скиталец, 1822, и др.), 11 экспромтов (1827–28), 6 музыкальных моментов (1823–28), рондо, вариации и другие пьесы, свыше 400 танцев (вальсы, лендлеры, немецкие танцы, менуэты, экосезы, галопы и др.; 1812–27); для фортепиано в 4 руки - сонаты, увертюры, фантазии, Венгерский дивертисмент (1824), рондо, вариации, полонезы, марши и др.; вокальные ансамбли для мужских, женских голосов и смешанных составов с сопровождением и без сопровождения; песни для голоса с фортепиано , в т. ч. циклы Прекрасная мельничиха (1823) и Зимний путь (1827), сборник Лебединая песня (1828).

В Вене в семье школьного учителя.

Исключительные музыкальные способности Шуберта проявились в раннем детстве. С семилетнего возраста он обучался игре на нескольких инструментах, пению, теоретическим дисциплинам.

В возрасте 11 лет Шуберт был — школу-пансион для солистов придворной капеллы, где помимо пения изучал игру на многих инструментах и теорию музыки под руководством Антонио Сальери.

Во время обучения в капелле в 1810-1813 годах он написал множество сочинений: оперу, симфонию, фортепианные пьесы и песни.

В 1813 году он поступил в учительскую семинарию , в 1814 году начал преподавать в школе, где служил его отец. В свободное от работы время Шуберт сочинил свою первую мессу и положил на музыку стихотворение Иоганна Гете "Гретхен за прялкой".

К 1815 году относятся его многочисленные песни, среди которых "Лесной царь" на слова Иоганна Гете, 2-я и 3-я симфонии, три мессы и четыре зингшпиля (комическая опера с разговорными диалогами).

В 1816 году композитор закончил 4-ю и 5-ю симфонии , написал более 100 песен.

Желая полностью посвятить себя музыке, Шуберт оставил работу в школе (это привело к разрыву отношений с отцом).

В Желизе, летней резиденции графа Иоганна Эстерхази, он выполнял обязанности учителя музыки.

Тогда же молодой композитор сблизился с известным венским певцом Иоганном Фоглем (1768-1840), который стал пропагандистом вокального творчества Шуберта. На протяжении второй половины 1810-х годов из-под пера Шуберта вышли многочисленные новые песни, в том числе популярные "Скиталец", "Ганимед", "Фореллен", 6-я симфония. Его зингшпиль "Братья-близнецы", написанный в 1820 году для Фогля и поставленный в венском Кернтнертор-театре, не имел особого успеха, но принес Шуберту известность. Более серьезным достижением явилась мелодрама "Волшебная арфа", поставленная несколько месяцев спустя в Театре Ан-дер-Вин.

Он пользовался покровительством аристократических семей. Друзья Шуберта опубликовали по частной подписке его 20 песен, но опера "Альфонсо и Эстрелла" на либретто Франца фон Шобера, которую Шуберт считал своей большой удачей, была отклонена.

В 1820-х годах композитором были созданы инструментальные произведения: лирико-драматическая "Неоконченная" симфония (1822) и эпическая, жизнеутверждающая до-мажорная (последняя, девятая по счету).

В 1823 году он написал вокальный цикл "Прекрасная мельничиха" на слова немецкого поэта Вильгельма Мюллера, оперу "Фьебрас", зингшпиль "Заговорщицы".

В 1824 году Шубертом были созданы струнные квартеты A-moll и D-moll (его вторая часть — вариации на тему более ранней песни Шуберта "Смерть и девушка") и шестичастный Октет для духовых и струнных.

Летом 1825 года в Гмундене близ Вены Шуберт сделал наброски своей последней симфонии, так называемой "Большой".

Во второй половине 1820-х годов Шуберт пользовался в Вене весьма высокой репутацией — его концерты с Фоглем собирали многочисленную публику, а издатели охотно публиковали новые песни композитора, а также пьесы и сонаты для фортепиано. Среди произведений Шуберта 1825-1826 годов выделяются фортепианные сонаты, последний струнный квартет и некоторые песни, среди которых "Молодая монахиня" и Ave Maria.

Творчество Шуберта активно освещалось в печати, он был избран членом венского Общества друзей музыки. 26 марта 1828 года композитор с большим успехом дал в зале общества авторский концерт.

К этому периоду относятся вокальный цикл "Зимний путь" (24 песни на слова Мюллера), две тетради экспромтов для фортепиано, два фортепианных трио и шедевры последних месяцев жизни Шуберта — Месса Es-dur, три последние фортепианные сонаты, Струнный квинтет и 14 песен, опубликованных после смерти Шуберта в виде сборника под названием "Лебединая песнь".

19 ноября 1828 года Франц Шуберт скончался в Вене от тифа в возрасте 31 года. Он был похоронен на Вэрингском кладбище (ныне Парк Шуберта) на северо-западе Вены рядом композитором с Людвигом ван Бетховеном, скончавшимся годом ранее. 22 января 1888 года прах Шуберта был перезахоронен на Центральном кладбище Вены.

До конца XIX века значительная часть обширного наследия композитора оставалась неопубликованной. Рукопись "Большой" симфонии была обнаружена композитором Робертом Шуманом в конце 1830-х годов — впервые она прозвучала в 1839 году в Лейпциге под управлением немецкого композитора и дирижера Феликса Мендельсона. Первое исполнение Струнного квинтета состоялось в 1850 году, а первое исполнение "Неоконченной симфонии" — в 1865 году. Каталог произведений Шуберта включает около одной тысячи позиций — шесть месс, восемь симфоний, около 160 вокальных ансамблей, свыше 20 завершенных и незавершенных фортепианных сонат и свыше 600 песен для голоса с фортепиано.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Он написал большое количество разнообразных произведений: оперу , симфонию , фортепианные пьесы и песни, в частности "Жалоба Агари" (Hagars Klage, 1811).


1.2. 1810-е годы

Фантазия "Скиталец" D. 760
Allegro con fuoco

II. Adagio

III. Presto

IV. Allegro
Исполнитель Даниэль Бланч. За разрешением Musopen

По возвращении в Вену Шуберт получил заказ на оперетту (зингшпиль) под названием "Братья-близнецы" (Die Zwillingsbr?der). Она была закончена к январю 1819 года и выполнена в "Кертнертортеатри" в июне года. Летние каникулы в году Шуберт провел вместе с Фоглем в Верхней Австрии , где и создал широко известный фортепианный квинтет "Форель" (ля мажор).

Узкий круг друзей, которым Шуберт окружил себя, претерпело серьезный удар в начале 1820. Шуберт и еще четверо его товарищей были арестованы австрийской тайной полицией, которая с подозрением относилась к любым студенческих кружков. Одного из друзей Шуберта, поэта Иоганна Зенне, отдали под суд, тюрьму на год, а потом навсегда запретили появляться в Вене. Четырем другим, включая Шубертом, вынесли серьезное предупреждение, ставя им в вину, в частности, "против [власти] с использованием оскорбительной и недостойной лексики" . Шуберт никогда больше не виделся с Зенне, но положил на музыку две его поэзии "Selige Welt" and "Schwanengesang". Возможно, что этот инцидент привел к разрыву с Майргофером, с которым Шуберт тогда жил .


1.3. Период музыкальной зрелости

Композиции 1819 и 1820 отмечены значительным прогрессом музыкальной зрелости . В феврале началась работа над ораторией "Лазарь" (D. 689), которая осталась незавершенной, потом появились среди прочих, менее выдающимися работами, двадцать третьего псалм (D. 706), "Gesang der Geister" (D . 705/714), "Quartettsatz" (до минор , D. 703) и фантазии "Скиталец" (нем. Wanderer-Fantasie ) Для фортепиано (D. 760). В 1820 были поставлены две оперы Шуберта: "Die Zwillingsbr?der" (D. 647) в Кернтернтортеатри 14 июля и "Die Zauberharfe" (D. 644) в театре Ан-дер-Вин 21 августа . До почти все крупные композиции Шуберта, кроме мес, выполнялись только любительским оркестром, который вырос из домашних вечеров квартетов композитора. Новые постановки познакомили с музыкой Шуберта широкую публику . Однако, издатели не спешили с публикациями. Антон Диабелли с колебаниями согласился напечатать некоторые произведения на условиях комиссии . Так были напечатаны первые семь опусов Шуберта, все песни. Когда комиссия закончился, композитор стал получать скупую плату - и этим его отношения с крупными издательствами ограничились. Ситуация несколько улучшилась, когда в марте 1821 Фогль выполнил "Der Erlk?nig" на очень успешном концерте . Того же месяца Шуберт сочинил вариации на тему вальса Антона Диабелли (D. 718), войдя в число 50 композиторов, внесших вклад в сборник Союза музыкантов Родины.

После постановки двух опер Шуберт с еще большим рвением, чем раньше, начал творить для сцены, но эта работа по разным причинам почти полностью пошла насмарку. В 1822 ему было отказано в постановке оперы "Альфонсо и Естрела", отчасти из-за слабого либретто . Опера "Фьеррабрас" (D. 796) тоже была возвращена автору осенью 1823, в значительной степени из-за популярности Россини и итальянского оперного стиля и провал оперы Карла Вебера "Eврианта" . "Конспиратор" (Die Verschworenen, D. 787) запретил цензор, очевидно из-за названия , а "Розамунда" (D. 797) была снята после двух вечеров из-за низкого качества пьесы. Две первые из этих работ написаны очень масштабно и поставить их было чрезвычайно трудно ("Фьеррабрас", например, имел более тысячи нотных страниц), но "конспираторы" были яркой привлекательной комедией, а в "Розамунда" есть волшебные музыкальные моменты, которые принадлежат к лучшим образцам творчества композитора. В 1822 Шуберт познакомился с Вебером и Людвигом ван Бетховеном , но эти знакомства не дали молодому композитору почти ничего. Говорят, что Бетховен несколько раз публично признавал талант юноши, но он не мог знать творчества Шуберта в полном объеме, поскольку при жизни композитора вышла только горстка произведений.

Осенью 1822 Шуберт начал работу над произведением, более все остальные произведения того периода продемонстрировал зрелость его видение музыки - "Неоконченной симфонии" си-бемоль минор . Причина того, что композитор забросил работу, написав две части и отдельные музыкальные фразы третьей, остается невыясненной. Удивительно и то, что он не рассказывал об этом произведении товарищам, хотя то, чего он достиг, не могло не вызвать у него чувство энтузиазма.


1.4. Шедевры последних лет жизни

The Соната для арпеджионе, D. 821
Allegro Moderato

Adagio and 3. Allegretto
Исполнители: Ганс Голдштейн (виолончель) и Клинтон Адамс (фортепиано)

В 1823 Шуберт кроме "Фьеррабраса" написал также свой ​​первый цикл песен "Моя прекрасная млинарка" (D. 795) на стихи Вильгельма Мюллера. Вместе с поздним циклом "Зимняя прогулка" 1927, также на стихи Мюллера, этот сборник считается вершиной немецкого песенного жанра Lied . В этом году Шуберт написал еще и песню "Ты покой" (Du bist die Ruh, D. 776). 1823 также был годом, когда у композитора появились синдромы сифилиса .

Весной 1824 Шуберт написал октет фа мажор (D. 803), "Скэч большой симфонии", а летом снова уехал в Желизо. Там он попал под чары венгерской народной музыки и написал "Венгерский дивертисмент" (D. 818) для двух фортепиано и струнный квартет ля минор (D. 804).

Друзья утверждали, что Шуберт был безнадежно чувства к своей ученице, графине Каролины Эстергази, но он посвятил ей только одно произведение "Фантазию в фа минор" (D. 940) для двух фортепиано .

Несмотря на то, что работа над музыкой для сцены, а позже официальные обязанности, отнимали много времени, Шуберт в эти годы написал значительное количество произведений. Он завершил массу в тональности ля-бемоль минор (D. 678), работал над "Неоконченной симфонии", а в 1824 написал вариацию для флейты и фортепиано на тему "Trockne Blumen" из цикла "Моя прекрасная млинарка" и несколько струнных квартетов. Кроме того, он написал сонату для популярного в те времена арпеджионе (D. 821) .

Проблемы предыдущих лет компенсировали успехи счастливого 1825. Количество публикаций быстро увеличивалось, нищета несколько отступили, и лето Шуберт провел в Верхней Австрии , где его приветствовали. Именно во этого тура он написал "Песни на слова Вальтера Скотта". К этому циклу принадлежит "Ellens dritter Gesang" (D. 839), широко известный под названием "Ave Maria". Песня открывается приветствием Ave Maria, которое затем повторяется в припеве. Немецкий перевод стихотворения Скотта с "Ламермурськои невесты", выполнен Адамом шторками, при выполнении часто заменяют латинским текстом молитвы Ave Maria . В 1825 Шуберт написал также сонату для фортепиано ля минор (Op. 42, D. 845) и начал симфонию № 9 до мажор (D. 944), завершенную следующем году .

С 1826 по 1828 Шуберт жил постоянно в Вене, кроме краткого визита в Грац в 1827. В эти годы его жизнь была бедна события, и его описание сводится к списку написанных произведений. В 1826 он завершил симфонию № 9, которую позже стали называть "Большой". Это произведение он посвятил Обществу друзей музыки, и получил от него гонорар в знак благодарности . Весной 1828 он дал единственный в своей жизни публичный концерт, на котором исполнял собственные произведения. Концерт прошел с успехом . Струнный квартет ре минор (D. 810) с вариациями на тему песни "Смерть и дева" был написан зимой 1825-1826 и впервые выполнено 25 января 1826. В том же году появились струнный квартет № 15 ре мажор (D. 887, Op. 161), "Искристое рондо" для фортепиано и Крипке (D. 895, Op. 70) и соната для фортепиано ре мажор (D. 894 , Op. 78), впервые опубликована под названием "Фантазия в ре". Кроме этого были написаны три песни на слова Шекспира .

В 1827 Шуберт написал цикл песен "Зимний путь" (Winterreise, D. 911), Фантазию для фортепиано и скрипки (D. 934), экспромты для фортепиано и два фортепианных трио (D. 898 и D. 929) , в 1828 "Песню Мирьем" (Mirjams Siegesgesang, D. 942) на слова Франца Грилльпарцера, мессу в тональности ми-бемоль (D. 950), Tantum Ergo (D. 962), струнный квартет (D. 956), три последних сонаты и сборник песен, напечатанных посмертно под названием "Лебединая песня" (D. 957) . Эта сборка не является настоящим циклом, но песни, входящие в нее, сохраняют единственность стиля и объединены атмосферой глубокой трагедии и мрачной сверхъестественности, не свойственной композиторам предыдущего столетия. Шесть из этих песен написаны на слова Генриха Гейне, чья "Книга песен" вышла осенью. Девятая симфония Шуберта датирована 1828 годом, но исследователи творчества композитора считают, что в основном она была написана в 1825-1826 и только несколько переработана для выполнения 1828 . Для Шуберта такое явление очень необычное, поскольку большинство его значительных произведений не вышедших при жизни, не говоря уже о концертное исполнение. В последние недели жизни композитор начал работать над новой симфонией .


1.5. Болезнь и смерть

Могила Шуберта на кладбище в Вене

Шуберт был похоронен рядом с Бетховеном , который умер годом раньше. 22 января прах Шуберта был перезахоронен на Центральном кладбище Вены .


1.6. Открытие музыки Шуберта после его смерти

Некоторые меньшие по размеру произведения были опубликованы сразу же после смерти композитора, но рукописи больших трудов, мало известных публике, оставались в книжных шкафах и ящиках родственников, друзей и издателей Шуберта . Даже ближайшие к нему люди не знали всего, что он написал, и на протяжении долгих лет его признавали в основном лишь как короля песни . В 1838 Роберт Шуман , посещая Вена , нашел пыльный рукопись "Большой" симфоноии Шуберта и взял его с собой в Лейпциг , где ее выполнил Феликс Мендельсон . Наибольший вклад в отыскание и открытие произведений Шуберта сделали Джордж Гроув и Артур Салливан , которые посетили Вену осенью 1867. Им удалось найти семь симфоний, музыку сопровождения пьесы "Розамунда", несколько мес и опер, кое-что из камерной музыки и большое количество разнообразных фрагментов и песен . Эти открытия привели к значительному увеличению интереса к творчеству Шуберта .


2. Творчество


2.3. Творчество последних лет

В некоторых произведениях Шуберта последних лет ("Зимний путь", песни на тексты Гейне) углубились драматические, даже трагические настроения. Однако и в эти годы им противостояли произведения (включая песни), полны энергии, силы, мужества, жизнерадостности. При жизни Шуберт получил признание главным образом как автор песен, много его крупных инструментальных произведений было впервые исполнено через десятилетия после смерти ("Большая симфония"

  • Зингшпили
    • "Рыцарь зеркала" (Der Spiegelritter, 1811)
    • "Развлекательный замок сатаны" (Des Teufels Lustschloss, 1814)
    • "4 года на посту" (Der vierj?hrige Posten, 1815)
    • "Фернандо" (1815)
    • "Клаудина фон Вилла Белла" (2-й и т-3-й акты утеряны)
    • "Друзья из Саламанки" (Die Freunde von Salamanka, 1815)
    • "Адраст" (1817)
    • "Братья-близнецы" (Die Zwillingsbr?der, 1819)
    • "Заговорщики" (Die Verschworenen, 1823)
    • "Волшебная арфа" (Die Zauberharfe, 1820)
    • "Розамунда" (Rosamunde, 1823)

  • 3.2. Для солистов хора и оркестра

    • 7 мес (1812, сохранились фрагменты; 1814; 2-1815, 1816; 1819-22; 1828)
    • Немецкий реквием (1818)
    • Немецкая месса (1827)
    • 7 Salve Regina
    • 6 Tantum ergo
    • 4 Kyrie eleison
    • Магнификат (1815)
    • 3 оферториумы
    • 2 Stabat Mater
    • оратории и кантаты

    3.3. Для симфонического оркестра


    3.4. Вокальные произведения

    Шуберт написал около 600 песен, в частности:

    Вокальные ансамбли, в частности

    • Вокальные квартеты для 2 теноров и 2 басов
    • Вокальные квинтеты для 2 теноров и 3 басов

    3.5. Камерные ансамбли


    3.6. Для фортепиано


    Франц Шуберт

    творчество композитор шуберт

    Детство и годы учения . Франц Шуберт родился в 1797 году в предместье Вены - Лихтенталь. Отец его, школьный учитель, происходил из крестьянской семьи. Мать была дочерью слесаря. В семье очень любили музыку и постоянно устраивали музыкальные вечера. Отец играл на виолончели, а братья на различных инструментах.

    Обнаружив у маленького Франца музыкальные способности, отец и старший брат Игнац стали обучать его игре на скрипке и фортепиано. Франц обладал прекрасным голосом. Он пел в церковном хоре, исполняя трудные сольные партии. Отец был доволен успехами сына.

    Когда Францу исполнилось одиннадцать лет, его определили в конвикт - школу подготовки церковных певчих. Обстановка учебного заведения благоприятствовала развитию музыкальных способностей мальчика. В школьном ученическом оркестре он играл в группе первых скрипок, а иногда даже исполнял обязанности дирижера.

    Уже в те годы Шуберт начал сочинять. Его первые произведения - фантазия для фортепиано, ряд песен. Юный композитор пишет много, с большим увлечением, часто в ущерб другим школьным занятиям. Выдающиеся способности мальчика обратили на него внимание знаменитого придворного композитора Сальери, с которым Шуберт занимался на протяжении года.

    С течением времени бурное развитие музыкального таланта Франца стало вызывать у отца тревогу. Но никакие запреты не могли задержать развитие дарования мальчика.

    Годы творческого расцвета. Три года он служил помощником учителя, обучая детей грамоте и другим начальным предметам. Но влечение его к музыке, желание сочинять становится все сильнее. Желание отца сделать из сына учителя с маленьким, но надежным заработком потерпело неудачу. Молодой композитор твердо решил посвятить себя музыке и оставил преподавание в школе. В течение нескольких лет (с 1817 по 1822 год) Шуберт жил поочередно то у одного, то у другого из своих товарищей. Некоторые из них (Шпаун и Штадлер) были друзьями композитора еще по конвикту. Душой этого кружка был Шуберт. Маленького роста, плотный, коренастый, очень близорукий, Шуберт обладал огромным обаянием. Во время встреч друзья знакомились с художественной литературой, поэзией прошлого и современности.

    Но иногда такие встречи посвящались исключительно музыке Шуберта, они даже получили название «шубертиад». В такие вечера композитор не отходил от фортепиано, тут же сочинял экосезы, вальсы, лендлеры и другие танцы. Многие из них так и остались незаписанными.

    Последние годы жизни и творчества. Он пишет симфонии, сонаты для фортепиано, квартеты, квинтеты, трио, мессы, оперы, массу песен и много другой музыки. Не располагая ни средствами, ни влиятельными покровителями, Шуберт почти не имел возможности издавать свои сочинения.

    И всё же венцы узнали и полюбили музыку Шуберта. Подобно старинным народным песням, передаваясь от певца к певцу, его произведения постепенно приобрели почитателей.

    Необеспеченность, постоянные жизненные неудачи тяжело отразились на здоровье Шуберта. В 27 лет композитор писал своему другу Шоберу: «...я чувствую себя несчастным, ничтожнейшим человеком на свете...» Это настроение отразилось и в музыке последнего периода. Если раньше Шуберт создавал преимущественно светлые, радостные произведения, то за год до смерти он пишет песни, объединяя их общим названием «Зимний путь». В 1828 году стараниями друзей был организован единственный при жизни Шуберта концерт из его произведений. Концерт имел огромный успех и принёс композитору большую радость и надежду на будущее. Конец наступил неожиданно. Шуберт заболел тифом, и осенью 1828 года Шуберт скончался. Оставшееся имущество было оценено за гроши, многие сочинения пропали. Известный поэт того времени Грильпарцер, сочинивший годом раньше надгробное слово Бетховену, написал на скромном памятнике Шуберту на венском кладбище: «Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но еще более прекрасные надежды».

    Основные произведения.

    Более 600 песен

    • 9 симфоний (одна из них утеряна)
    • 13 увертюр для симфонического оркестра
    • 22 сонаты для фортепиано

    Несколько сборников пьес и отдельных танцев для фортепиано

    • 8 экспромтов
    • 6 «музыкальных моментов»

    «Венгерский дивертисмент» (для фортепиано в 4 руки)

    Трио, квартеты, квинтеты для различных составов

    Франц Петер Шуберт (1797-1828) – австрийский композитор. За такую короткую жизнь он успел сочинить 9 симфоний, множество камерной и сольной музыки для фортепиано, около 600 вокальных композиций. По праву считается одним из основоположников романтизма в музыке. Его сочинения до сих пор, спустя два столетия, остаются одними из основных в классической музыке.

    Детство

    Его папа, Франц Теодор Шуберт, был музыкантом-любителем, в приходской школе Лихтенталя работал учителем, имел крестьянское происхождение. Он был очень трудолюбивым и добропорядочным человеком, представления о жизненной стезе связывал только с трудом, в этом духе Теодор воспитывал своих детей.

    Мама музыканта – Элизабет Шуберт (девичья фамилия Фиц). Её отец был слесарем из Силезии.

    Всего в семье родилось четырнадцать детишек, но девятерых из них супруги похоронили ещё в раннем возрасте. Брат Франца, Фердинанд Шуберт, также связал свою жизнь с музыкой.

    В семье Шубертов музыку очень любили, часто у них дома устраивались музыкальные вечера, а по праздникам собирался целый кружок музыкантов-любителей. Папа играл на виолончели, сыновья тоже были обучены игре на разных музыкальных инструментах.

    Способности к музыке у Франца обнаружились в раннем детском возрасте. Отец стал учить его игре на скрипке, а старший брат обучал малыша играть на фортепиано и клавире. И уже совсем скоро маленький Франц стал постоянным участником семейного струнного квартета, он исполнял партию альта.

    Обучение

    В шестилетнем возрасте мальчик пошёл в приходскую школу. Здесь обнаружился не только его удивительный музыкальный слух, но ещё и потрясающий голос. Ребёнка взяли петь в церковный хор, где он исполнял довольно сложные сольные партии. Церковный регент, часто бывавший в семье Шубертов на музыкальных вечеринках, учил Франца пению, теории музыки и игре на органе. Вскоре все окружающие поняли, что Франц – одарённый ребёнок. Особенно таким достижениям сыночка радовался папа.

    В одиннадцатилетнем возрасте мальчика отдали в школу с пансионом, где готовили певчих в церковь, она называлась в то время конвикт. Даже сама обстановка в школе благоприятствовала, чтобы музыкальные таланты Франца развивались.

    В школе был ученический оркестр, его сразу определили в группу первых скрипок, изредка Францу даже доверяли дирижировать. Репертуар в оркестре отличался своим разнообразием, ребёнок познал в нём разные жанры музыкальных произведений: увертюры и сочинения для вокала, квартеты и симфонии. Друзьям он рассказывал, что наибольшее впечатление на него произвела моцартовская симфония соль минор. А сочинения Бетховена были для ребёнка наивысшим образцом музыкальных произведений.

    В этот период Франц начал сам сочинять, он делал это с огромным увлечением, что даже ставило музыку в ущерб остальным школьным предметам. Особенно тяжело давались ему латынь с математикой. Отца насторожило такое чрезмерное увлечение Франца музыкой, он стал тревожиться, зная путь всемирно известных музыкантов, от такой участи своего ребёнка ему хотелось оградить. Он даже придумал наказание – запрет приезда домой на выходные и праздничные дни. Но на развитие дарования юного композитора не влияли никакие запреты.

    А потом, как говорится, всё случилось само собой: в 1813 году у подростка сломался голос, ему пришлось покинуть церковный хор. Франц приехал домой к родителям, где начал обучение в учительской семинарии.

    Зрелые годы

    Окончив в 1814 году семинарию, парень устроился на работу в ту же приходскую школу, где трудился его отец. В течение трёх лет Франц работал помощником учителя, учил детишек предметам начальной школы и грамоте. Только от этого никак не слабела любовь к музыке, желание творить было всё сильнее. И именно в это время, с 1814 по 1817 годы (как он сам называл, в период школьной каторги), им было создано огромное количество музыкальных сочинений.

    Только в одном 1815 году Франц сочинил:

    • 2 сонаты для фортепиано и струнный квартет;
    • 2 симфонии и 2 мессы;
    • 144 песни и 4 оперы.

    Ему хотелось утвердиться как композитору. Но в 1816 году при подаче заявки на должность капельмейстера в Лайбах ему отказали.

    Музыка

    Францу было 13 лет, когда он написал своё первое музыкальное произведение. А уже к 16 годам в его копилке было несколько написанных песен и фортепианных пьес, симфония и опера. На такие выдающиеся способности Шуберта обратил внимание даже придворный композитор, знаменитый Сальери, он занимался с Францем почти в течение года.

    В 1814 году Шуберт создал первые свои значительные сочинения в музыке:

    • месса фа мажор;
    • опера «Увеселительный замок сатаны».

    В 1816 году в жизни Франца произошло знаковое для него знакомство со знаменитым баритоном Фоглем Иоганном Михаэлем. Фогль исполнял произведения Франца, которые довольно быстро обрели популярность в салонах Вены. В этом же году Франц переложил на музыку балладу Гёте «Лесной царь», и это произведение имело невероятный успех.

    Наконец-то, в начале 1818 года вышла в печать первая композиция Шуберта.

    Не удалось сбыться мечтам отца о тихой и скромной жизни сына с маленьким, но надёжным учительским заработком. Франц бросил преподавание в школе и решил всю свою жизнь посвятить только музыке.

    Он поссорился с отцом, жил в лишениях и постоянной нужде, но неизменно творил, сочиняя одно произведение за другим. Ему приходилось жить поочерёдно у своих товарищей.

    В 1818 году Францу повезло, он переехал к графу Иоганну Эстерхази, в его летнюю резиденцию, где преподавал музыку графским дочерям.

    Проработал он у графа недолго и снова вернулся в Вену, чтобы заниматься любимым делом – творить бесценные музыкальные произведения.

    Личная жизнь

    Нужда стала помехой в женитьбе на любимой девушке Терезе Горб. Он полюбил её ещё в церковном хоре. Она совсем не была красавицей, наоборот, девушку можно было назвать дурнушкой: белые ресницы и волосы, следы оспы на лице. Но Франц заметил, как преображалось её круглое личико с первыми аккордами музыки.

    Но мать Терезы растила её без отца и не желала дочери такой партии, как нищий композитор. И девушка, поплакав в подушку, пошла под венец с более достойным женихом. Она вышла замуж за кондитера, жизнь с которым была долгой и благополучной, но серой и однообразной. Тереза умерла на 78-ом году жизни, к тому времени прах человека, который любил её всем сердцем уже давно успел истлеть в могиле.

    Последние годы

    К сожалению, в 1820 году Франца стало беспокоить здоровье. Он тяжело заболел в конце 1822 года, но после лечения в больнице его здоровье немного поправилось.

    Единственное, чего он успел достичь при жизни, ‒ это публичный концерт в 1828 году. Успех был оглушительным, но вскоре после этого у него началась брюшная лихорадка. Две недели она трясла его, и 26 марта 1828 года композитор скончался. Он оставил завещание похоронить его на одном кладбище с Бетховеном. Оно было исполнено. И если в лице Бетховена тут упокоилось «прекрасное сокровище», то в лице Франца «прекрасные надежды». Он был слишком молодым на момент смерти и так многое ещё мог сотворить.

    В 1888 году прах Франца Шуберта и прах Бетховена перенесли на Центральное Венское кладбище.

    После смерти композитора осталось много неизданных произведений, все они были опубликованы и нашли признание своего слушателя. Особенно почитаемой является его пьеса «Розамунда», в честь неё назван астероид, который был открыт в 1904 году.

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Пьер и мари кюри открыли радий
    Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
    Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса