Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Илья муромец и соловей-разбойник. анализ. Герои былины Илья Муромец и Соловей-разбойник — кто они

Анализ былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

1) Кто главный герой былины? (Илья Муромец)

2) Дайте характеристику Илье Муромцу. (Выходец из народ­ной среды, бесстрашный. Илья Муромец - воплощение духа рус­ского народа, в частности - крестьянства, его общинности. Ре­ального исторического прототипа образа Ильи найти до сих пор не удалось. Имя Ильи Русского встречается в летописях уже в XII веке. По-видимому, в XVII веке в Киеве Илья Муромец был признан святым, и мощи его до сих пор показываются в Киево- Печерском монастыре.)

3) Какими чертами русского национального характера наде­лён былинный герой Илья Муромец? (любовь к родной земле, общинность, милосердие, физическая сила и сила духа, бесстра­шие, мощь, смелость, безрассудство, лень)

4) Выразительно прочитайте эпизод былины, где описывает­ся встреча Ильи Муромца с Соловьем-разбойником. (Засвистал- то Соловей да по-соловьему,

Закричал злодей-разбойник по-звериному, Так все травушки-муравы уплеталися, Да и лазоревы цветочки осыпалися, Тёмны лесушки к земле все приклонилися. Его добрый конь да богатырский, А он на корни да спотыкается - А и как старый-то казак да Илья Муромец Берёт плеточку шёлковую в белу руку, А он бил коня да по крутым рёбрам, Говорил-то он, Илья, таковы слова: Ах ты, волчья сыть да и травяной мешок! Али ты идти не хошь, али нести не можь? Что ты на корни, собака, спотыкаешься? Не слыхал ли посвиста соловьего, Не слыхал ли покрика звериного, Не видал ли ты ударов богатырскиих? А и тут старыя казак да Илья Муромец Да берёт-то он свой тугой лук разрывчатый.

Во свои берёт во белы он во ручушки. Он тетивочку шёлковеньку натягивал, А он стрелочку каленую накладывал, Он стрелил в того-то Соловья Разбойника, Ему выбил право око со косицею, Он спустил-то Соловья да на сыру землю, Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному, Он повёз его по славну по чисту полю, Мимо гнёздышка повёз да соловьиного.)

Как проявил себя во время битвы с Соловьём-разбойником богатырь?

5) Перечислите художественные особенности, характерные для данной былины, (постоянные эпитеты - «травушки-муравы», «силушку великую»; гиперболы - Во том гнёздышке да соловьино- ем, / А случилось быть да и три дочери, / А и три дочери его лю- бимыих; повторы - Сидит Соловей Разбойник на сыром дубу, / Сидит Соловей Разбойник...)

6) Какие ещё былины об Илье Муромце вы знаете? («Три по­ездки Ильи Муромца»)

7) Кто из русских художников иллюстрировал былины? (Бы­линные сюжеты вот уже несколько веков популярны. Поэтому многие русские художники хотели проиллюстрировать героев, события былин, таким образом выразив своё отношение к бы­линному творчеству. Одним из самых известных художников- иллюстраторов был Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926). Среди самых популярных живописных полотен Васнецова на былинные и сказочные сюжеты: картины «Витязь на распутье» (1878), «Три богатыря» (1881-1898). Остановимся на истории создания картины «Три богатыря». В 187б-м Васнецов поехал во Францию, где около года работал в колонии русских художни­ков. Именно здесь он задумал «начать новый жанр своей дея­тельности» и сделал первый этюд «Богатырей». В 1878 году, после возвращения на родину, Васнецов с семьёй переезжает в Москву. Здесь он обращается к новым темам: русскому народному эпосу (былине), сказке, родной истории. В 1893-1894 годах Васнецов построил по собственному проекту сказочный дом-мастерскую в

Москве, где были закончены «Богатыри», «Царь Иван Васильевич Грозный», выполнены сказочные полотна «Царевна-лягушка», «Спящая царевна» и др. Полностью картина «Богатыри» была го­това только в 1898 году, то есть создавалась художником более 20 лет. Решённая в монументально-декоративном плане картина воссоздаёт образы трёх любимейших народом героев былинно­го эпоса: Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алёши Поповича. Каждого из них отличают индивидуальные особенности.

Стремясь к монументальному решению, Васнецов несколько повышает линию горизонта, и зритель как бы снизу смотрит на всадников, чёткие силуэты которых выделяются на фоне светлых облаков. Тонко и благородно сочетаются яркие и звучные крас­ки - зелёная, коричневая, красная, белая, синяя, придавая осо­бую декоративность полотну. Пейзаж, с его необозримой ширью, пологими холмами, лугами, поросшими дикой травой, объеди­нён плавными и спокойными ритмами с фигурами богатырей.

В соответствии с былинными образами Васнецов разработал характеры своих персонажей. В центре - Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нём чувствуется спокойная уверенная сила и умудрённость жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид, - в одной руке, напряжённо поднятой к глазам, у него палица, в другой копьё, - исполнен «благости, великодушия и добродушия». Богатырь справа, самый младший, «напуском смелый» - Алёша Попович. Молодой красавец, пол­ный отваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копьём, а к седлу прикрепле­ны гусли. Третий богатырь - Добрыня Никитич - в соответст­вии с былинами представителен и величав. Тонкие черты лица подчёркивают «вежество» Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотрительность. Он может выполнить са­мые сложные поручения, требующие изворотливости ума и ди­пломатического такта.

Герои, как это было принято в реалистической живописи и со­гласно творческому принципу Васнецова, конкретны, историче­ски точны костюмы, вооружение, кольчуги, стремена. Богатыри наделены запоминающейся внешностью, яркими чертами харак­тера. Только характеры эти не жанровые, а героические. Здесь проявилось умение Васнецова создать эпическое полотно, со­звучное народным поэтическим представлениям. В 1898 году «Бо­гатыри» заняли почётное место в Третьяковской галерее. «Я считаю, что в истории русской живописи «Богатыри» Васнецо­ва занимают одно из первейших мест», - выразил общее мнение В.В. Стасов. Сравнивая «Бурлаков» Репина с «Богатырями», Стасов писал: «И тут и там - вся сила и могучая мощь русского народа. Только эта сила там - угнетённая и ещё затоптанная... а здесь - сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа».

Ещё одним известным русским художником, обращавшимся в своём творчестве к былинному эпосу, был Илья Ефимович Репин (1844-1930). Он написал известную картину «Садко». Репин сам дал истолкование своей живописной легенде о Садко, попавшем в морское царство. Как новгородский купец выбирает себе в не­весты молодую русскую девушку среди иноплеменных красавиц всех других стран, так и сам художник, оказавшийся в чуждой Европе, полон мыслей о родном отечестве.)

Главный герой былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» — русский богатырь из города Мурома, Илья. Поехал как-то в город Киев, да возле города Чернигова натолкнулся он на силы темные, что ни птица, ни зверь мимо них проскочить не могли, да и пешие и конные люди миновать эти силы не в состоянии были. А Илья Муромец своей силой богатырской да копьем молодецким разметал их и пробился к Чернигову.

Жители города стали его к себе воеводой звать, но он отказался и попросил указать короткую дорогу на Киев. На это жители ответили, что короткая дорога до Киева уже давно травой поросла, потому что никто по ней ни пройти, ни проехать не может. А мешает путникам Соловей Разбойник, который сидит возле березы, у речки Смородины и своим страшным свистом заставляет траву и деревья к земле пригибаться, а люди от свиста замертво падают.

Но Илья Муромец не испугался Соловья Разбойника и поехал прямой дорогой. Добрался он до речки Смородины, тут его Соловей Разбойник увидел и засвистел по-страшному. У Ильи Муромца конь хоть и богатырский был, а спотыкаться стал от этого свиста. Взял тогда богатырь свой лук, тетиву натянул и стрелу пустил в разбойника. Да стрелой ему правый глаз и выбил. После чего стащил Илья разбойника с дерева, к стремени пристегнул и поехал дальше.

Добрался он Киева, и приехал на двор князя Владимира. Тот стал Илью Муромца расспрашивать, кто он и откуда и какой дорогой до Киева добирался. Когда Илья сказал, что ехал прямой дорогой, через Чернигов, князь Владимир ему не поверил. У Чернигова силы темные, да Соловей Разбойник сидит, никого не пускает. На это богатырь ответил, что разбойник у него к седлу привязан, с выбитым глазом.

Устремился князь Владимир на двор, увидал Соловья Разбойника, да и приказал тому засвистеть по-страшному. А тот князя слушать не стал, сказал Илью Муромца звать. Пришел Илья Муромец и велел разбойнику свистеть. Тот засвистел в полную силу, да так, что в теремах окна побились, и много людей замертво попадало. Рассердился Илья Муромец, вывез он Соловья Разбойника из города и отрубил ему голову.

Таково краткое содержание былины.

Главный смысл былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник» состоит в том, что нет ничего непреодолимого для русских богатырей. С любой темной силой они могут справиться. Былина учит не искать в жизни легких обходных путей, а идти дорогой прямой, пусть и трудной. Илья Муромец так и поступил. Не испугался он Соловья Разбойника и поехал в Киев по прямой дороге, да и разбойника по пути пленил и в Киев привез его, показать князю Владимиру.

В былине мне понравился главный герой, Илья Муромец. Этот русский богатырь обладает не только огромной физической силой, но и силой нравственной, силой духа русского, которая и помогла ему справиться и с темными силами и с Соловьем Разбойником.

Какие пословицы подходят к былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник»?

Славна богатырями земля русская.
Не тот богатырь, что гири поднимает, а тот, что врага одолевает.

Илья Муромец один из трех, самых знаменитых русских былинных богатырей, защитник Родины и всех русских людей. Существует предание, что Илья Муромец не вымышленный былинный персонаж, а реально существовавший человек. И все было на самом деле, как повествует былина: тридцать лет и три года сидел Илья на печи, а потом старцы, проходящие по деревне, угостили его наговоренной водичкой, и богатырь совершил свой первый подвиг - преодолел свои страх и неуверенность.

Затем Илья исполнил свой долг перед родителями - стал во всем помогать им в нелегком крестьянском труде. Так бы и остался Илья никем не известным деревенским силачем если бы не понимал, что его особенная сила должна служить людям на совсем другом уровне, нежели простое выполнение тяжелой работы. Герой не был бы героем, если бы не совершал подвиги, сражаясь со злом в любом его воплощении.

Первым ратным подвигом героя, не славы и богатства ради, а для помощи осажденным в родном городе черниговцам, стала победа над вражеским войском. Отказавшись от предложенной должности городского воеводы, Илья продолжил свой путь, навстречу опасностям и сражениям.

Следующий враг - Соловей-разбойник, абсолютное воплощение зла, сказочная аллегория набегов степных кочевников половцев, печенег и хазар, терзавших Русь в девятом-десятом веках. Его свист «по-соловьиному» и крик «по-звериному», от которых «лес к земле клонится, и люди замертво падают» отождествляются с многолетними сраженьями русичей за свою землю.

Но выстоял русский богатырь против чудовища, пленил его и повез в стольный Киев на княжеский суд. Героям не свойственно творить самосуд, если враг упал на землю и просит о пощаде.

Но герой остается самостоятельным и независимым, даже если власть имущие пытаются унизить его и посмеяться над героем. Так случилось и на княжеском пиру с боярами, не поверившем Илье Муромцу, что он победил нагонявшего страх и ужас на всю округу Соловья - разбойника. Заставив Соловья продемонстрировать свой свист, Илья посрамил насмешников и заслужил великий народный, а с ним и княжеский, почет освободителя от злой напасти.

Бескорыстный героизм, стремление помочь своему народу и родной земле, заставляет Илью Муромца отказаться от всех предложенных князем наград и просить для себя только место в княжеской дружине для служения «ради Руси-матушки», быть ее заступников и грозой «злых ворогов». Это хорошо характеризует выбор богатырем дороги, которая пророчила гибель. Бесстрашно повернув коня навстречу смертельной опасности, русский витязь отправился «нести службу ратную, с врагами биться за Русь праведную и за народ русский»

1. Жанр былин и его особенности.
2. Сказочные образы и мотивы.
3. Искусство исполнения былин.

Былинами называются русские народные эпические песни-сказания, широко распространенные на Руси в IX—XIII веках. Сейчас их относят к одному из направлений фольклора. В древности подобные песни-былины были очень популярны. Чаще всего их исполняли нараспев под аккомпанемент гуслей.

Главными героями былин становились великие богатыри, народные герои. Однако некоторые песни-сказания были посвящены тем или иным великим происшествиям из истории Древней Руси. Кроме того, через былины из поколения в поколение передавался какой-либо опыт. Былины впитывали также в себя события более позднего времени. Именно поэтому одно и то же сказание могло стать прародителем двух, а то и трех произведений устного народного творчества. На Руси существовало несколько родов, славившихся своим талантливым умением петь былины. Семья Рябининых так же не была обделена этим удивительным качеством. Несколько поколений Рябининых занимались сказанием былин. А представительница семьи Крюковых на протяжении месяца могла каждый день напевать исследователям фольклора эти уникальные памятники древнего устного народного творчества и не разу не повториться. Главных персонажей былин насчитывается не так уж много. Все они условно подразделяются на две группы: более древние богатыри: Волх Всеславьевич, Святогор, Вольга и Микула Селянинович, — и уже современные образы: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Все древние русские былины-сказания подчиняются одному и тому правилу построения: имеют определенную схему: зачин, основное содержание, исход. Поэтому если действие былины «Илья Муромец и Соловей разбойник» происходит на дороге от города Муромля до Киев-града, то зачин начинается значительно раньше. Он проявляется в том, что один добрый молодец «стоял заутрену в Муромле, ай к обеденке поспеть хотел он в стольный град, Киев-град». Зачин, концовка, а так же эпитеты, встречающиеся на протяжении всей былины, выдержаны в традиционных формах, характерных для данного жанра. Любой факт, как правило, констатируется два — три раза. Например, рассказывая о том, что творится на подступах к городу Чернигову, встретившемуся Илье Муромцу на пути, автор утверждает, что:

Нагнано-то силушки черным-черно,
Ай черным-черно, как черна ворона.
Так пехотою никто тут не прохаживат
На добром коне никто ту не проезживат
Птица черный ворон не пролетыват,
Серый зверь да не прорыскиват.

Та же самая информация повторяется еще раз, когда богатырь встречается с князем Владимиром, и тот подвергает слова молодого человека сомнению, он не верит, что за такое короткое время можно добраться из Муромля до Киева. Художественный прием троекратного повторения успешно используется и дальше. Когда Илья, победив Соловья-разбойника, проезжает мимо дома, где живут три его дочери, то опять автор трижды описывает это событие. Первые две дочери смогли увидеть только, что их отец везет с собой какого-то «мужичища-деревенщину», но третья поняла, что не батюшка ведет кого-то, а его самого побежденного тащит за собой богатырь. Этот художественный прием значительно усиливает эмоциональное восприятие былины слушателями. В песнях-сказаниях часто употребляются только постоянные эпитеты, то есть определения, прочно закрепленные за каким-либо одним явлением. Так, сила обязательно должна быть великой, добрый молодец — непременно удаленький и дородный, а Соловей-разбойник, «одихмантьев сын», — неминуемо самый ужасный злодей.

Создавая образ главного героя — богатыря Ильи Муромца, народные авторы воспользовались таким художественным приемом, как гиперболой. Описывая мужественного молодца, его героическую победу над Соловьем-разбойником, сказители явно приукрасили его реальные человеческие возможности. Так, например, богатырю вполне по плечу оказалось в одиночку справиться с силой великою, силушкой черной. Целый город со своим войском и князем много дней находился в осаде, но только Илья смог затоптать своим конем всю силу великую. Причем в случившейся битве немалое значение приобретает это верное животное. Богатырский конь, как в сказке:

С горы на гору стал перескакивать,
С холма на холму стал перемахивать,
Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал.

Сказочный подход к изложению сюжета также значительно усиливает эмоциональное впечатление слушателя. С нарочитой подробностью и даже скрупулезностью сказители описывают, как Илья Муромец берет свой лук и натягивает тетиву. Этот прием придает, казалось бы, простому действию особый, более глубокий и торжественный смысл. Слушатель получает возможность более ярко нарисовать в своем воображении все происходящие. И вот, как в замедленной съемке

Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый,
Во свои берет во белы он во ручушки,
Он тетивочку шелковеньку натягивал,
А он стрелочку каленую накладывал.

Богатырь преисполнен гордостью и чувством собственного достоинства. С высоты своего избранного положения он уже без стеснения заходит «во палаты белокаменны», «во столовую во горенку» к самому князю Владимиру. Без объявления: «на пяту он дверь-то поразмахивал», — предстает он перед правителем. Его уверенность передается и другим персонажам былины. Чувствуя, что перед ними не обычный человек, его уже по-иному воспринимают окружающие люди. Черниговские мужички хотят оставить у себя Илью Муромца воеводой. Знаменитого путешественника приветливо встречает и сам князь Владимир. Богатырь невольно вызывает уважение даже у своего злейшего врага, которого он поработил. Когда князь Владимир приказывает Соловью-разбойнику показать свое искусство свиста, тот отказывает ему, говоря, что только богатырь может что-то ему указывать. Злодей требует чарку вина. И вот уже не князь — правитель города, отдает приказы, а «мужичина-деревенщина». Возможно, таким образом сказители хотели еще раз подчеркнуть, что, несмотря на богатство и власть, никакой царь, даже такой справедливый, как Владимир не может сравниться с простым мужиком — богатырем из простого народа. В описаниях Соловья-разбойника авторы былины также используют гиперболу. Этот персонаж не просто злодей, он разбойник невероятного для того времени масштаба. Никому не под силу было в одиночку нагнать страха не только на жителей небольшого города Чернигова, но и даже на Киев-град:

Как кричит злодей-разбойник по-звериному —
То все травушки-муравы уплетаются,
А лазоревы цветочки прочь осыпаются,
Темны лесушки к земле все приклоняются,
А что есть людей — то все мертво лежат.

Это еще раз подтверждает тот факт, что в любой былине существенно преувеличены личные качества главных персонажей, в более значительном контексте представлены их поступки и подвиги, что нередко сильно превышает границу обычных человеческих возможностей. Исход былины определен сценой расправы Илья Муромца над Соловьем-разбойником.

Слушание и исполнение былин на Руси часто являлось любимым времяпрепровождением у представителей простого народа после тяжелых ежедневных трудов. Уникален особый образ исполнения этих народных произведений: их сказывали, то есть произносили нараспев, следуя звучанию былинного стиха, а исполнителей былин называли сказителями.

Существовали некоторые отличия в звучании былин в южных и северных областях России. На Севере, как правило, песни исполняются одним человеком, одноголосно, причем на сравнительно короткие повествовательные напевы. Южане предпочитают произносить свои сказания хором, причем по музыке былины часто напоминали современные широкораспевные донские песни. В конце многих былин можно услышать восхваление автором своего главного персонажа. Это приобретало на Руси огромное значение в плане педагогического и патриотического воспитания подрастающего поколения, поскольку слушатели, наряду с рассказчиком наполнялись гордостью за свой народ, свою страну, в которой могли рождаться такие богатыри.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса