Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Иероним босх биография, картины. Загадочные картины Иеронима Босха (9 фото)

Искусство Иеронима Босха всегда было предметом толков и пересудов. Его пытались расшифровать, однако большинство его работ до сих пор таят в себе загадки, ответы на которые мы вряд ли получим в ближайшее время.

Сад земных наслаждений. Триптих посвящен греху сладострастия.
Изначально считалось, что картины Босха служили для развлечения толпы и не несли большого смысла. Современные ученые же пришли к выводу, что в работах Босха таится нечто большее и многие тайны до сих пор не раскрыты.


Страшный суд
Многие считают Босха сюрреалистом XV века. Его техника называется алла прима. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.


Воз сена
Для современников Босха его картины значили гораздо больше, чем для современного зрителя. В большинстве своем это связано с символикой картин, большая часть которой утрачена и не может быть расшифрована, так как символы менялись с течением времени и что они значили в период жизни Босха сейчас сказать если не невозможно, то по крайней мере достаточно сложно.


Несение креста
Большинство символом Босха были алхимическими. При этом Босх придает алхимии зловещий оттенок.


Блудный сын. Картина знаменует собой последний этап в творчестве художника и отличается строгой и сбалансированной композицией, тонкой нюансировкой приглушённой и лаконичной гаммы красок.
Босх творил на грани воображения, и хотя он и считается мастером “неподражаемого”, многие последующие художники пытались копировать его.


Поклонение волхвов – последний из триптихов Иеронима Босха, названный по сюжету центральной части.


Ад.


Концерт в яйце.


Смерть распутницы.

Иероним Босх (недерл. Jheronimus Bosch , лат. Hieronymus Bosch ; около 1450—1516, родился и умер в городе Хертогенбос) — ярчайший представитель Северного Возрождения, художник, чья личность не перестаёт оставаться загадкой и через 500 лет после его смерти, а творчество — источником вдохновения для современных художников, дизайнеров, кинематографистов .

Особенности творчества художника Иеронима Босха : густонаселенность картин; смелая, безудержная фантазия в изображении монстров и ада реализована в канонических религиозных сюжетах; ловкое сочетание яркого визуального ряда с нравоучительным содержанием.

Известные картины и триптихи Иеронима Босха: «Сад земных наслаждений », «Искушение святого Антония ». «Несение креста ».

Хертогенбос — город, в честь которого художник Иероним ван Акен взял себе псевдоним Босх, — издавна славился производством колоколов и органов. В XV веке колокола и органы заглушали здесь все. Каждый шестой житель Хертогенбоса состоял в какой-нибудь религиозной общине. Если, здороваясь на улице с прохожим, вы улыбались, это считалось тяжким грехом. Смерть, страдание, бремя католической вины — вот« тренды» тех лет, которые безраздельно владели благочестивыми умами Хертогенбоса. А если кто-то сбивался с праведного пути, дорогу во мраке ему освещали костры инквизиции.

Отчасти все это объясняет появление столь своеобразного и пугающего гения, как Босх. Но только отчасти.

Картины художника Иеронима Босха — сложнейшие многофигурные ребусы, над решением которых бьются поколения искусствоведов. Его личность — такая же загадка, и честному биографу приходится использовать слово« вероятно» куда чаще, чем хотелось бы.

Колокола и органы

Предки Иеронима, вероятно, имели германские корни. Судя по фамилии, они, вероятно, были выходцами из города Ахен. В семье ван Акенов почти все мужчины были художниками. Художниками были дед Иеронима — Ян, его отец Антоний, его брат Гооссен, а также трое его дядьев. Так что ремеслу Иероним учился в домашней мастерской. Вероятно.

Предположительно он родился в 1453 году(большинство биографов осторожно говорит о 1450-х) в Хертогенбосе — одном из центров графства Брабант на юге Голландии. Это был крупный торговый город с оживленной рыночной площадью. Впрочем, музыку — не только ту, что исполнялась на колоколах и органах, — в Хертогенбосе заказывала католическая церковь. Вокруг нее вертелась местная экономика, с ней, так или иначе, были связаны любые проявления здешней культурной, интеллектуальной или светской жизни. Одним из основных градообразующих элементов было Братство Богоматери — влиятельная светско-религиозная организация, основанная в начале XIV века. Ван Акены обслуживали Братсво в течение двух столетий: Яну ван Акену приписывается авторство фресок в соборе св. Иоанна, множество заказов Братства выполнил и Антоний ван Акен. Семья не бедствовала: работая на Братство, Антонию удалось построить каменный особняк на главной площади города. Что касается Иеронима, первое упоминание о нем как о художнике встречается в архивах Братства Богоматери лишь в 1481-м. По меркам тех лет 28 — возраст для художника более чем зрелый. Это(в пользу такой теории говорит также отнюдь не поверхностное знакомство Босха с богословием) позволяет некоторым биографам сделать вывод, что живопись не была его первым выбором: изначально Иероним готовился стать священником.

Как бы то ни было, гены взяли свое. Иероним унаследовал« семейный бизнес» и всю свою жизнь сотрудничал с Братством — расписывал алтари, оформлял торжественные шествия, делал эскизы витражей, амвонов и прочих паникадил.

Примерно в это же время Иероним Босх женился на Алейт ван ден Меервеен, происходившей из влиятельного и богатого рода. Это была выгодная партия — Иероним стал зажиточным землевладельцем и даже поучаствовал в судебной тяжбе с шурином, который счел себя обделенным. Суд вынес решение в пользу художника.

Разумеется, он тотчас вошел в Братство Богоматери — уже на правах почетного члена. В архивах сохранились документы, свидетельствующие, что Иероним не раз председательствовал на заседаниях Братства, которые проходили в его доме. Он по-прежнему много писал — за символическую плату и не ради . Картины художника Иеронима Босха тем временем все меньше соответствовали образу респектабельного бюргера. В них все заметнее проступало то, за что позднее сюрреалисты назовут Босха« почетным профессором ночных кошмаров».

Король ужаса

Трудно не заметить, что при всей своей иконографичности, стиль картин Иеронима Босха выходит далеко за рамки каких-либо канонов. В современной поп-индустрии существует такое явление как« христианский рок» — многие« богоугодные» коллективы звучат громче, чем ад, и мрачнее, чем апокалипсис. В определенном смысле их можно считать последователями Босха. Босх тоже прославлял Бога, но сделался знаменит за счет присутствовавшего на его полотнах Дьявола.

Он определенно был мизантропом. Пожалуй, худшими из грехов Босх считал легкомыслие и доверчивость. Его знаменитые работы(«Воз сена », «Фокусник », «Корабль дураков «), репродукции которых представлены на нашем портале, — отнюдь не похвала глупости. Впрочем, Босх не делал скидок ни для кого. Простак не менее грешен, чем вор, запустивший руку в его карман. Священник торгующий индульгенциями, будет гореть в адском пламени вместе с купившим прощение убийцей. Человечество обречено и надежды нет.

Само собой, столь своеобразный взгляд на мироустройство в сочетании с таким ярким талантом не могли остаться незамеченными.

Некоторые исследователи считают, что приблизительно в 1500 году Иероним Босх побывал в Италии. Такое мнение подпитывает написанная художником картина« Распятая мученица »(репродукцию и описание этой картины Иеронима Босха можно посмотреть на нашем сайте), предположительно посвященная св. Юлиане, культ которой был особенно распространен в северной Италии. Кроме того, искусствоведы усматривают влияние Иеронима Босха в работах Джорджоне и даже Леонардо да Винчи .

Другие биографы уверены, что Босх никогда не покидал Хертогенбос, в то время как его картины, его слава уже при жизни распространились не только за пределы родного города, но и за границы Нидерландов. Именно поэтому он начал подписывать свои работы« Jheronimus Bosch"*.

В числе его заказчиков(помимо неизменного Братства Богоматери) было немало знатных вельмож. Картинами художника Иеронима Босха владели герцог Бургундии Филипп I Красивый, герцог Нассау-Бреда Генрих III, король Испании Филипп II . Едва ли современники понимали Босха. В лучшем случае вместо назидания и сатиры они видели теологические ребусы. В худшем — «страшилки», которые бодрят и щекочут нервы. Художник был для них хоррормейкером. Если бы в XV веке была известна такая технология, показывая картины Иеронима Босха, хозяева подавали бы гостям попкорн.

Дьявол внутри

Поскольку фактов о Босхе известно немного, судить о личности этого удивительного художника приходится по его картинам. Существует немало чуднЫх, часто противоположных версий насчет того, кем на самом деле был Иероним Босх . Ревностным католиком. Тайным еретиком. Визионером. Практикующим алхимиком, антихристом, мессией, инопланетянином, шизофреником, провидцем. В самом деле, человек, в чьей голове роились столь чудовищные образы, должен был быть хотя бы немного безумцем. Достоверных подтверждений какой-либо из этих версий нет. Скорее наоборот — судя по всему, Иероним Босх прожил на удивление спокойную и нормальную жизнь. Жизнь, которая во времена Клайва Баркера и Ганса Руди Гигера кажется слишком размеренной и даже скучной. Если он был богохульником, то чрезвычайно удачливым — самые ревностные инквизиторы тех лет ему покровительствовали. О «тайной ереси» Босха заговорили только в XVI веке. И до эпохи реформации Иероним Босх благополучно не дожил.

Он умер в 1516 году и был торжественно отпет как« выдающийся мастер» в соборе св. Иоанна.

Сейчас в доме, где жил Иероним, — магазин мужской одежды. На улицах Хертогенбоса вы не встретите ни птицеголовых монстров, ни гигантских жаб, ни распятых мучениц. Ничто в этой тихой« спальной» провинции не намекнет вам, откуда Босх черпал вдохновение.

Впрочем, эту загадку еще в XVII веке разгадал испанский монах Хосе де Сигуэнса, который писал: «В то время как другие художники изображали человека таким, какой он снаружи, только Босху хватало мужества рисовать его таким, каков он изнутри».

* Хертогенбос и 500 лет назад и сейчас в разговорной речи сокращают до Ден Босх(Den Bosch).

Также мы приготовили для вас два увлекательных теста по творчеству Иеронима Босха:

1. «Босх в деталях»: угадайте, из каких картин Босха взяты фрагменты с демонами и святыми.

2. «Босх или не Босх? »: в каждой паре картин только одна принадлежит Босху — выбор за вами.

Еру́н Анто́нисон ван А́кен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken ), более известный как Иерони́м Босх (нидерл. Jheronimus Bosch [ˌɦijeˈroːnimʏs ˈbɔs], лат. Hieronymus Bosch; около 1450-1516) - нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения . Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков. Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap; 1486); считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. В родном городе Босха, голландском Хертогенбосе, открыт центр творчества Босха, в котором представлены копии всех его произведений.

Ерун ван Акен родился около 1450 года в Хертогенбосе (Брабант). Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Ахена, была издавна связана с живописным ремеслом - художниками были Ян ван Акен (дед Босха, ум. 1454) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Поскольку о становлении Босха как художника ничего не известно, предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил в семейной мастерской.

Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе, который в те времена входил в состав Бургундского герцогства, а сейчас является административным центром провинции Северный Брабант в Нидерландах. Первое упоминание Босха в архивных документах относится к 1474 году, где он именуется «Jheronimus».

В соответствии со сведениями о жизни художника, сохранившимися в городском архиве, в 1478 году умер его отец, и Босх унаследовал его художественную мастерскую. Мастерская ван Акенов выполняла самые разнообразные заказы - в первую очередь стенные росписи, но также золочение деревянной скульптуры и даже изготовление церковной утвари. «Хиеронимус-живописец» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города - Den Bosch - в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах перешла к 1482 году от Валуа к Габсбургам.

Около 1480 года художник женится на Алейт Гойартс ван дер Меервене, которую, по-видимому, знал с детства. Она происходила из богатой купеческой хертогенбосской семьи. Благодаря этому браку Босх становится влиятельным бюргером своего родного города. Детей у них не было.

В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») - религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. В архивных документах имя Босха упомянуто несколько раз: ему, как живописцу, поручались разнообразные заказы, начиная от оформления праздничных шествий и обрядовых таинств Братства и заканчивая написанием створок алтаря для капеллы Братства в соборе св. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра.

В 1497 году умер его старший брат Госсен ван Акен. В 1504 году Босх получает заказ от наместника Нидерландов Филиппа Красивого на триптих «Страшный суд».

Живописец скончался 9 августа 1516 года, отпевание совершалось в упомянутой капелле собора. Торжественность проведения этого обряда подтверждает теснейшую связь Босха с Братством Богоматери.

Полгода спустя после смерти Босха его жена раздала наследникам то немногое, что осталось после художника. Есть все основания считать, что Иероним Босх никогда не был владельцем какой-либо недвижимости. Жена Босха пережила мужа на три года.

Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Прежде считалось, что чертовщина на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.

Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл, и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Одни считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века, извлекавшего свои невиданные образы из глубин подсознания, и, называя его имя, неизменно вспоминают Сальвадора Дали́ . Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» - алхимию, астрологию, чёрную магию. Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху. По мнению Френгера, Босх был членом Братства Свободного Духа, приверженцы которого назывались также адамитами, - еретической секты, возникшей в XIII веке, но бурно развившейся по всей Европе несколькими столетиями позже. Однако большинством учёных эта гипотеза отвергается, так как нет никаких данных, подтверждающих существование секты в Нидерландах при жизни Босха.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →


Загадка Иеронима Босха

Иероним Босх (Иеронимус Антонисзон ван Акен, 1460—1516) — выдающийся нидерландский живописец, причудливо соединивший в своих картинах черты средневековой фантастики, фольклора, философской притчи и сатиры. Один из основоположников пейзажной и жанровой живописи в Европе.

Творчество этого выдающегося нидерландского живописца остается волнующим, загадочным и удивительно современным. Спустя четыре столетия после его смерти сюрреалисты нарекли Босха «почетным профессором кошмаров», считая, что он «представил картину всех страхов своего времени... воплотил бредовое мировоззрение конца средневековья». В чем только не обвиняли Босха, но так ли непредсказуемо его творчество и полно ли оно мистицизма, как его пытаются трактовать сейчас?

Жизненный и творческий путь Иеронима (Иероена) ван Акена неразрывно связан с его родным Хертогенбосом — небольшого ныне голландского городка близ бельгийской границы, а в те времена — одного из четырех главных городов герцогства Брабант. Окончание его названия и послужило основой для псевдонима Босх.

Иероним родился около 1460 г. в большой семье потомственных художников. Живописью занимались дед Босха Ян ван Акен и его брат, двое дядей, отец — Антонис ван Акен и брат Гооссен, который в 1478 г. унаследовал отцовскую мастерскую. Mать происходила из семьи резчика по дереву. Иероним был с детства окружен художественной средой, приобщился к семейным художественно-ремесленным традициям.

Затем последовало обучение в нидерландских городах Харлеме и Делфте, где молодой художник познакомилея с искусством Рогира ван дер Вейдена, Дирка Боутса, Гертгена тот Синт Янса, влияние которых ощущалось потом в разные периоды его творчества. В 1480 г. Босх вернулся в Хертогенбос уже свободным мастером-живописцем. В следующем году он заключил брак с Алейд Гойартс ван дер Меервенне (Мервей). Эта девушка из богатой и знатной семьи принесла в приданое мужу солидное состояние, предоставив ему право распоряжаться им по своему усмотрению.

Нидерланды и Италия в XV веке определяли пути развития западноевропейского искусства, но пути эти были различны: Италия стремилась к разрыву с традициями Средневековья, Нидерланды предпочитали путь эволюционных преобразований. В Италии переворот в области культуры получил название Возрождения, так как опирался на античное наследие. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Иероним Босх был современником великих мастеров итальянского Возрождения — Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля; однако творчество нидерландского художника совсем не затронуто влиянием итальянского искусства ни в области идейного содержания, ни в решении художественных задач. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Живописцы Северной Европы по-прежнему были склонны изолировать человеческую фигуру от ее окружения, так и не преодолев средневековой традиции расчленения композиции на фрагменты, в рамках которой каждую фигуру и каждый предмет полагалось трактовать как некий символ. Главным для Босха было содержание его произведений, экспрессия, эмоциональная выразительность: художник «переводил» сюжет или текст непосредственно в изобразительное повествование.

Босх создал особый мир образов, где царит зло и страдание. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели. В преддверии эпохи Возрождения крушение сложившейся в течение тысячи лет Средневековья системы представлений о мироздании, рождение в муках нового миропорядка вызывало смятение и ужас в душах людей. Никто из художников не выразил эти умонастроения времени столь убедительно и наглядно, как Босх.

Светские братства были в то время очень многочисленны и играли важную роль в религиозной и общественной жизни. Братство Богоматери было основано в 1318 году группой светских и духовных лиц, поклонявшихся чудотворному образу Богоматери, хранившемуся в церкви Святого Иоанна, где у них была своя капелла (ставшая более просторной и роскошной после перестройки 1478 года). Символом братства был белый лебедь, и все адепты, называемые также «братьями лебедя», ежегодно собирались на пиршество (председателем которого в 1498-1499 году был Босх), где основным блюдом как раз и была эта белая птица. Родившееся из культа Девы Марии братство постепенно все больше и больше склонялось к благотворительной деятельности, чему способствовали тесные связи с братьями Общей Жизни, или «иеронимитами» — другим значительным светским орденом, открывшим в течение XV века в Хертогенбосе два института, в одном из которых три года учился молодой Эразм Роттердамский.

Основанная в XIV веке в соответствии с учением отшельника и мистика Яна ван Рейсброка конгрегация выступала и против еретических сект, и против развращенности духовенства, проповедуя более простой и личный подход к религии, более глубокий союз с Богом, возможный даже вне официальной церкви. Некоторые положения их учения в чем-то предвосхитили идеи Реформации.

Тесная связь Босха с духовной жизнью этих организаций — веский аргумент против тех, кто считает его адептом еретических сект, например адамитов, которых в Хертогенбосе тоже было немало.

Символика Босха настолько разнообразна, что невозможно подобрать один общий ключ к его картинам. Символы меняют значение в зависимости от контекста. Вопреки устоявшемуся мнению, Босх был противником алхимии и оккультизма. У Босха алхимия наделяется негативными, демоническими свойствами, и атрибуты ее часто отождествляются с символами похоти. Зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары — это символы ада и смерти. Из всех грехов у похоти, пожалуй, больше всего символических обозначений, начиная с вишни и других «сладострастных» плодов: винограда, граната, клубники, яблока. Легко узнать сексуальные символы: мужские — это все заостренные предметы: рог, стрела, волынка, часто намекающая на противоестественный грех; женские — все, что вбирает в себя: круг, пузырь, раковина моллюска, кувшин (обозначающий также дьявола, который выпрыгивает из него во время шабаша), полумесяц (намекающий еще и на ислам, а значит, на ересь).

В своих картинах Босх очень умело отражает уродство греха, призывая, прежде всего, отречься от него. Именно поэтому таким контрастом в его картине "Несение креста" выглядит единственное красивое лицо — лик Христа. Босх показывает ужас страданий и мук ада, пытаясь вызвать страх и отвращение у своих зрителей к греху и похотям человеческим. Его творчество исходит из его консервативного богословия, которого он придерживался. А отнюдь не из страсти к алхимии и оккультизму, которые ему приписывали позже.

К мотиву спасения полного зла мира через самопожертвование Христа художник обращался постоянно. Если на первом этапе творчества главной темой Босха была критика человеческих пороков, то, будучи зрелым мастером, он стремится создать образ положительного героя, воплощая его в изображениях Христа и святых. Этим классическим алтарным композициям большого формата с величественными фигурами, заполняющими передний план, присуща торжественность и приподнятость настроя. Они лишены новаций, какие Босх охотно вводил в ранние свои работы. В сценах из жизни Христа зло сбрасывает «карнавальные» маски и обнажает свое истинное лицо, лицо реального человека, обладающего целым «букетом» пороков — ханжеством, трусостью, лицемерием, жестокостью, корыстолюбием. Босх выступает в этом цикле как ученый-аналитик, предмет изучения которого — человеческая душа. Зло по-прежнему выражается через привычные символы, но оно все чаще оказывается присущим непосредственно человеку. К концу зрелого периода Босх отказывается от композиций, изобилующих маленькими подвижными фигурками, и возвращается — уже на новом творческом уровне — к простому построению, крупным формам и светлым тонам своих ранних работ.

Для Босха образ Христа — олицетворение милосердия, чистоты душевной, терпения и простоты. Ему противостоят мощные силы зла. Они подвергают его страшным мукам, физическим и духовным. Христос демонстрирует человеку пример преодоления всех трудностей. Ему следуют как святые, так и некоторые обычные люди. Подобный человек, благочестивый донатор, лицо которого по своей одухотворенности походит на лик Христа, изображен Босхом в «Распятии». Положительный настрой, который несет образ донатора, поддержан полным благодати и гармонии пейзажем. Природа выступает у Босха в двух качествах: это либо фантастический пейзаж, либо вполне конкретный. Мы видим, как мир, созданный Творцом, преображен человеческой деятельностью: возведены здания, вскопаны и засеяны поля, проведены дороги. И везде, как муравьишки, на фоне величия природы копошатся человечки, снуют туда-сюда, одержимые бренными, суетными мыслями и желаниями.

Как и все истинные художники, в конце жизни Иероним Босх становится художником одной темы — темы осмысления происходящего и нравственных исканий. От венского «Несения креста» к гентскому (Босх неоднократно возвращался к этому сюжету) образы врагов Христа радикально меняются: из людей из плоти и крови, наделенных портретными чертами, они превращаются в разнузданную демоническую силу, оскалившуюся клыками множества лиц. Обличительная направленность картины оказывает сильнейшее воздействие на зрителя.

По своим художественным качествам гентское «Несение креста» противоречит всем живописным канонам. Босх изобразил сцену, пространство которой утратило всякую связь с реальностью. Головы и торсы выступают из мрака и во мраке же исчезают. Но что бы ни создавал Босх, он никогда не бывает ни тривиальным, ни грубым. Уродство, как внешнее, так и внутреннее, он переводит в некую высшую эстетическую категорию, которая и спустя шесть столетий продолжает будоражить умы и чувства.

Творчество Иеронима Босха показатель того, какими мифами и сказками может обрасти за столетия наследие гениального христианского художника. Именно многослойность художественного мира, сложность символов и метафор показывает глубину и гениальность Босха. Творчество Босха до сих пор вызывает множество споров. Но несомненно одно — именно его мир оказал влияние на многих христианских художников, писателей и режиссеров, побуждая внимательней относиться к тому, что мы чувствуем и как мы живем. А это уже немало!

Творчество Босха, наивное и изощренное, традиционное и новаторское, все еще завораживает мир ощущением какой-то тайны, известной одному художнику. Да и о самом Босхе мы знаем не очень много. Время сохранило только дату смерти - 9 августа 1516 года. "Именитый мастер" - так называли его в Хертогенбосе, которому он оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава распространялась далеко за пределы родного города. А после смерти она возросла неизмеримо и по крайней мере в течение целого столетия не убывала: искусство мастера нашло ревностного поклонника в лице Филиппа II, короля Испании.

Яркая достоверность произведений Босха, умение изобразить движения души человека, удивительная способность нарисовать толстосума и нищего, торговца и калеку, - все это отводит ему важнейшее место в развитии жанровой живописи. Конечно, и раньше, до Босха, отдельные мотивы будничной жизни можно было встретить в миниатюрах нидерландских месяцесловов. В этом смысле истоки творчества Босха совершенно те же, что и основателя традиции масляной живописи Яна ван Эйка (1390-е-1441). Назвать Босха первооткрывателем нельзя, однако впервые в масляную живопись вошел повседневный мир человека, увиденный так свежо и неожиданно. Скажем больше, роль художника была решающей для последующего расцвета нидерландской живописи, если учесть, какое влияние он оказал на Питера Брейгеля Старшего.

Новый и знаменательный смысл в его творчестве приобретает пейзаж. Первое в истории нидерландской живописи самостоятельное изображение природного ландшафта находится на наружных створках алтаря "Сады земных наслаждений". Босх пишет мир таким, каким он выглядел бы в третий день Творения. Это смелое и необычное решение сильно отличает его от современников, например от антверпенского мастера Иоахима Па-тинира (1475/80-1524), основателя пейзажной школы живописи. Обширные второплановые панорамы Босха, передающие нескончаемые просторы его родины, уникальны. Они обнаруживают необыкновенную свободу его художнического видения.

Однако и сегодня Босх прославлен не только как прекрасный пейзажист и художник, умело и по-своему изображающий быт людей и их нравы. Живопись Босха - пророческая. Воображение - фантастическое. Картины Ада, написанные им, - по существу, страницы Апокалипсиса. Нужно обладать огромным мужеством, чтобы так, как это делает он, показывать мельчайшие детали и подробности отвратительных, гротескных сцен. Разумеется, тема Ада и прежде занимала не последнее место в литературе и изобразительном искусстве. Босх как бы подводит итог этой давней средневековой традиции, действуя вполне в ее русле. Но никому до него не удавалось проявить такую сверхъестественную изобретательность и достичь такой выразительности в изображении, казалось бы, привычных сюжетов.

В наше время, уже после того как сюрреализм из модного течения превратился в предмет художественного исследования и завоевал все права гражданства, особенное удивление вызывают "Сады земных наслаждений". Этой работой Босха в Испании восхищались уже в шестнадцатом веке. В центральной части триптиха, посреди сооружений самых причудливых форм и очертаний, изображены толпы обнаженных людей, пребывающих в состоянии блаженного полусна среди экзотических животных и птиц, которые своими размерами подчеркивают ничтожность и незначительность человека. Сравнительно недавно раскрыт смысл этого захватывающего произведения. Босх обращается к тому тайному знанию - астрологии и алхимии, - значение которого долго не принималось в расчет исследователями европейской культуры. Босх творит великое искусство, которое не укладывается в обыденном сознании.

И в то же время мыслящий провинциально, не выходящий за схемы средневековых представлений, Босх выражает взгляды местного круга образованных людей с ортодоксальным, мироощущением. Эти люди были представителями той долго и медленно развивавшейся культуры, которая вскоре будет сметена силами Реформации и на смену которой придет Высокий Ренессанс с его новыми вкусами. Эта культура, с ее верой в колдовство и демонов, с постоянным страхом перед проклятием Страшного Суда, наиболее отчетливо проявляется в искусстве Босха. Но ее непричастность к движению обновления делает творчество мастера трудным для нашего понимания, как бы оно нас ни очаровывало.

Как и в случаях со многими другими нидерландскими художниками того времени, почти не сохранилось документов, проливающих свет на биографию художника. Обнаружено около тридцати архивных записей в Хертогенбосе: из них явствует, что настоящее имя живописца - Иеронимус (или по-нидерландски - Иероен) ван Акен. Псевдоним себе Босх взял уже в зрелом возрасте. Как-нибудь объяснить его затруднительно. Мы можем только догадываться, что слава мастера не ограничивалась Хертогенбосом, коль скоро в качестве псевдонима берется только часть названия города, - случай довольно редкий по тем временам. Ван Акены - потомственные художники. В Хертогенбосе работал еще дед Босха, умерший в 1354 году: ему приписывают "Распятие с Богоматерью" и "Святого Иоанна с донаторами" в соборе святого Иоанна. Существует, кроме того, предположение, что родственники Босха были миниатюристами, однако до наших дней от их работ ничего не дошло.

Несомненно, атмосфера мастерской или студии должна была окрашивать его самые первые, детские впечатления. Не так важно, был ли автором фресок в соборе дед Босха. Важно другое: живописная манера, в которой работал Босх, существовала уже в пору его юности. И если сопоставить приписываемые Босху ранние вещи с этими фресками, то становится ясно, что художественная жизнь Хертогенбоса протекала в стороне от магистральных путей развития живописи Фландрии. Конечно, в своем творчестве Босх никак не мог обойтись без достижений Яна ван Эйка, но было бы неправильно сводить его искусство к этому или кому-либо другому из его знаменитых предшественников. В живописи ему было интересно совершенно другое.

Даже технические приемы у Босха другие. Он - первый из нидерландских живописцев, к которому без натяжки можно отнести целую серию рисунков. Это и подготовительные наброски к большим композициям, и зарисовки натурщиков, выполненные скорее в технике миниатюры, чем в технике современной ему живописи. Надо полагать, процесс его работы включал в себя несколько стадий, и, по всей видимости, многое утрачено безвозвратно.

Существует лишь около двадцати рисунков пером или кистью, автором которых безусловно считается Босх. Некоторые наброски - плод его богатого воображения, вдохновленного образами готических чудовищ. Он мог видеть их на гравюрах и на полях иллюминированных манускриптов либо на церковных фресках - последним вскоре, когда волны Реформации захлестнут Нидерланды, суждено будет погибнуть. В других же рисунках он - несравненный наблюдатель жизни. В особенности это относится к зарисовкам нищих и калек. Здесь Босх - прямой предшественник Брейгеля. Он - милостью Божьей бытописатель окружающего мира, и какими бы странными и затемненными ни казались нам его работы, мы ощущаем их полную правдоподобность и убедительность.

В число сохранившихся живописных творений Босха входит около тридцати пяти работ. Существует огромное количество написанных в его стиле композиций, - очевидно, мастерская, которой он руководил, работала продуктивно, учеников хватало, много было и просто подражателей, умевших подделывать стиль мастера. Наличие учеников документально засвидетельствовано; до сих пор остается неясной степень участия мастера в том или ином произведении.

Неизвестна и дата его рождения. Считается, что с 1475 года Иеронимуса Босха можно рассматривать как самостоятельного художника. В 1481 году он женится на богатой патрицианке, и мы можем с уверенностью сказать, что ремесло художника процветает и пользуется должным уважением в глазах сограждан. По некоторым предположениям, период активного творчества Босха продолжался более сорока лет. Но даже если учитывать все известные и неизвестные нам утраты, а также все, что ему приписывается, число созданных им произведений получается сравнительно небольшим. Может быть, это объясняется той тщательностью, с которой он выписывает каждую деталь в своих композициях. Но трудно здесь отделаться от ощущения чего-то непостижимого, не поддающегося пониманию.

Мастер далеко не всегда подписывает свои работы и никогда не ставит даты, и поэтому о развитии его собственного стиля можно судить лишь очень приблизительно. Босх без колебаний избегает больших форматов. Та дробность и измельченность в изображении человеческих фигур, которая была его излюбленным приемом, выдает любовь к миниатюре и глубокое ее понимание. Его лучшие работы, сложные по композиции и уникальные по количеству изображенных фигур, носят энциклопедический характер и требуют пристального внимания к себе. При этом некоторые картины, где фигуры написаны почти в натуральную величину, доказывают готовность воспринять новые веяния, идущие от Высокого Ренессанса. (Подобные приемы взял на вооружение Квентин Массейс, младший современник Босха, работавший в Антверпене.) Но все же главные для него работы - это как бы увеличенные миниатюры, написанные маслом по дереву, - так, может быть, не совсем обычно, можно сформулировать оригинальный характер его творчества, соединившего в себе эрудированность, с одной стороны, и глубокое проникновение в суть христианства - с другой.

Сохранились документы, связывающие художника с Братством Богоматери. Босх упомянут в одном из списков 1486/87 года вместе с другими 353 членами общества. Несколько позднее его пригласили украсить резной алтарь Богоматери, и он был награжден за то, что помог выбрать модель креста. То, что мастер Босх был уважаемым членом братства, не подлежит никакому сомнению.

Братство Богоматери играло примечательную роль в духовной жизни Хертогенбоса. Такое же, если не большее, влияние оказывало Братство общей жизни, которое представляло реформаторское движение "нового благочестия". Это братство основало в городе свою школу, где вскоре после женитьбы Босха провел около двух несчастливых лет юный Эразм Роттердамский. Братство общей жизни, основанное Геертом Гротом примерно за столетие до начала деятельности художника, освящалось авторитетом церкви. В библиотеке имелись книги Блаженного Августина, святого Амвросия, Фомы Аквинского. Доказано, что Босх находился под большим влиянием сочинений Яна ван Рёйсбрука, духовного отца движения. И вряд ли можно сомневаться в том, что человек такой учености, как Босх, не отразил в своих творениях воспринятых в братстве или вынесенных из его школы идей. Религиозно глубоко образованный, любознательный и изобретательный, Босх почти непредсказуем в живописи. Пять его шедевров если не совершенно оригинальны по замыслу, то по крайней мере уникальны в каких-то моментах, наиболее существенных для понимания произведения. Это "Семь смертных грехов", "Воз сена", "Поклонение волхвов", "Сады земных наслаждений" и "Искушение св. Антония". (Первые четыре из них принадлежали в свое время королю Испании Филиппу II.)

Легче всего могут быть интерпретированы "Воз сена" и "Семь смертных грехов". Последнюю, написанную в ранний период работу по функциональному назначению определяют как столешницу или навершие купели. Своеобразна композиция симметрично расположенных окружностей и двух разворачивающихся свитков, где цитаты из Второзакония с глубоким пессимизмом пророчествуют о судьбе человечества. В окружностях - первое изображение Босхом Ада и существующая в единственном числе интерпретация Небесного Рая. Семь смертных грехов изображены в сегментах всевидящего Божьего ока в центре композиции, они даны в подчеркнуто нравоучительном ключе.

Тема самого первого его триптиха - "Воз сена" (между 1490 и 1500 годами) - безнадежность и бессмысленность исторического пути, по которому пошло человечество

после грехопадения. Для того чтобы лучше проиллюстрировать тщету земных устремлений, Босх использует нидерландскую пословицу: "мир - это воз сена, и каждый старается урвать с него сколько может". Огромный воз неумолимо приближается к Аду, ведомый впряженными в него жуткими чудовищами. Никто до Босха не прибегал к такой безудержной фантазии и гротеску для того, чтобы выразить всю циничность происходящего: сам папа римский с императором сопровождают этот воз. Слева ангел Господень изгоняет из Рая Адама и Еву, и, несмотря на Христово искупление, прямой дороги в Ад с этого момента избежать невозможно.

В "Поклонении волхвов", написанном для жертвователя и его жены, членов семей Бронхорст и Боссхёйз, художник опять привлекает внимание к вечно существующим силам зла. Делает это он с помощью оригинального приема. Странная фигура бородатого человека в дверях полуразрушенного хлева, как выяснилось недавно, - иудейский Мессия, Антихрист в понимании современников Босха, последний могущественный противник христианства, который должен появиться в самом конце света.

Антихрист и поборники его населили разрушенный дом Давида, говорится в апокрифах. Влияние Антихриста не ограничивается его окружением: силы зла олицетворены также пастухами, взобравшимися на крышу, - во всяком случае, так можно предположить по их взглядам. И даже волхвов нужно рассматривать как приверженцев Антихриста. Эти фигуры символизируют трех царей земных, которых он побуждает начать последнюю войну. На обороте складня Босх пишет "Литургию Григория Великого", во время которой святому открываются Страсти Христовы. Сюда же включена сцена самоубийства Иуды, двойника Антихриста. Эта сцена так же необычна для изображения Страстей, как и явление Антихриста в сюжете Крещения, события по традиции торжественно-радостного.

Темой "Искушения св. Антония" является триумф христианства над силами зла - это третий, детально разработанный триптих, написанный, возможно, несколько ранее "Поклонения волхвов". Легенда о святом, основателе монашеской жизни, который обуздал земные страсти и удалился в пустыню, чтобы вести жизнь отшельника, была распространена повсеместно. Однако у Босха фигура Христа в центре триптиха необычно мала и трудно различима, а коленопреклоненный святой изображен в тот момент, когда он изнурен очередным борением с грехами. Он сражается с ними, как сражается и сам художник. Изобретательность Босха, кажется, не знает границ; всякий грех олицетворен в виде отвратительной образины.

Резким контрастом к этой работе предстает "Сад земных наслаждений" - триптих, созданный около 1504 года. Это был год, когда Солнце и Луна сошлись в зодиакальном доме Рака. Внимание Босха привлекает астрологический феномен, со всеми его значениями и дополнительными религиозными подтекстами. Мистические сближения между астрологией и христианством были давней традицией, которой придерживался и Ян ван Рёйсбрук, духовный отец Братства общей жизни. Соединение двух планет - символ мистического брака Христа с Экклесией (Церковью) - принимает форму небесного брака между Христом (Адамом) и Церковью (Евой) в композиции Земного Рая на левой створке алтаря. Церковный Рай (в центральной части) населен чадами планет Луна и Венера (позднее Венера ассоциировалась с Евой). Под их влиянием люди пребывают в состоянии любви и блаженства. Противостоит всему этому изображение Ада: результатом негативного влияния тех же планет является пьянство, разврат и обжорство.

В этом произведении отразился целый ареал средневековых представлений и знаний, мистики и науки, присутствие которых в искусстве долгое время считалось по крайней мере неуместным. Не было другого такого живописца во времена Босха и позднее, кто бы так стремился найти синтез мистических знаний и религиозного верования. Это еще более подчеркивает изолированность художника от главного пути развития искусства.

Босх создает для нас новый мир, о большей части которого можно только смутно догадываться. То, что культура тайного знания вызвала к жизни художника столь богатой фантазии, само по себе удивительно. Многоплановость его творений, глубина постижения сущности человека в сочетании с меткостью наблюдений делают его искусство бессмертным.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса