Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Характерные черты романтического героя. Кто такой романтический герой? Смотреть что такое "Романтический герой" в других словарях

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

РОМАНТИЗМ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ. Три типа романтического героя.

Романтизм – направление в литературе, художественный тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью.

Возникновение романтизма. Романтизм возник в конце 18 века. Родина романтизма – Германия, зародившаяся эстетика дала миру ряд философов: Ф. Шеллинг, Фихте, Кант. Немецкий романтизм оказал решающее влияние на все виды искусства: балет, живопись, литература, садово-парковое искусство. Очень многие романтики были лингвистами, язык интересовал их как выражение духа нации, выражение мыслей и чувств. Романтизм описывает яркий, исключительный сюжет, возвышенные страсти, чувства, любовную интригу.

Романтизм обладает своим способом типизации. Это исключительные характеры в исключительных обстоятельствах. Романтики изображают человеческие качества на отлете от обыденного. С зарождения романтизма происходит воскрешение телепатии, парапсихологии. Рождение романтизма – кризис рациональной эстетики. Появляется новая типология героя. Эти типы стали вечными. .

Первый тип героя. 1 . Герой – странник, беглец, скиталец (его создал Байрон, он был у Пушкина (Алеко),.. Странничество не географическое, а духовное, внутренняя миграция, поиск неизведанного. Поиск высшей истины. Странничество – это метафора устремленности в неизведанное, вечного поиска, томления по бесконечному, это томление ведет к отчуждению от общества, противопоставлению себя окружающим, миру, Богу.

Этот тип героя породил вечные образы. Образ моря…(неспокойность, метания…)

Образ дороги …

Дон Кихот – странник, который всегда ищет и не может найти.

Образ ускользающего горизонта.

Второй тип героя Странный чудак, фантазер, не от мира сего. Ему свойственна детская наивность, житейская неприспособленность, на земле он не дома, а в гостях. (Одоевский «Городок в табакерке», Погорельский, Достоевский).

Третий тип героя Герой – художник, поэт с большой буквы. Художник – это не только профессия, а состояние души. Творчество у романтиков, кто главный творец? – Бог. Романтики его называют космическим художником, для них поэзия – это откровение. Они решили, что творение мира не завершено, и дело Творца должен продолжить поэт. Они подняли поэта на такую высоту… И дали начало символизма.

Видения, галлюцинации, сны порождали творчество. Романтики создали биографию Рафаэля. Статья Жуковского о том, как он писал картину Мадонна. «Он долго томился этим образом, но он не получался на полотне. Рафаэль уснул, и было видение. Он увидел этот образ, проснулся и написал. Поэт – духовный подвижник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Герои ранних романтических рассказов Горького. Романтический пафос и суровая правда жизни в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»»

Цель урока:выявить особенности ранней прозы М. Горького на примере рассказа «Старуха Изергиль».Задачи урока: Образовательные:-рассмотреть проблему героя в ранних рассказах Горького;- отметить особенно...

Урок МХК в 11 классе по теме "Живопись романтизма" знакомит учащихся с эстетическими принципами романтизма, с выдающимися художниками Западной Европы Э. Делакруа, Т. Жерико, Ф. Гойя...

Романтический герой М.Ю.Лермонтова в поэмах "Демон" и "Мцыри". Сопоставительный анализ героев.

Цель урока: углубление знаний о "романтическом герое" М.Ю.Лермонтова; сопоставительный анализ идейно-образной системы поэм "Демон" и "Мцыри"; выяснить, как в образах Демона и Мцыри отразилась личность...

Романтический герой в русской литературе

План

Введение

Глава 1. Русский поэт-романтик Владимир Ленский

Глава 2.М.Ю. Лермонтов — «русский Байрон»

2.1 Поэзия Лермонтова

Заключение

Характеризуя своего героя, Пушкин говорит, что Ленский воспитывался на чтении Шиллера и Гете (можно полагать, что вкус у юного поэта был неплохой, если он выбрал себе таких великих учителей) и был способным поэтом:

И муз возвышенных искусства,

Счастливец, он не постыдил:

Он в песнях гордо сохранил

Всегда возвышенные чувства,

Порывы девственной мечты

И прелесть важной простоты.

Он пел любовь, любви послушный,

И песнь его была ясна,

Как мысли девы простодушной,

Как сон младенца, как луна

В пустынях неба безмятежных.

Отметим, что понятия «простоты» и «ясности» в поэзии романтика Ленского не совпадают с требованием простоты и ясности, свойственными реалисту Пушкину. У Ленского они идут от незнания жизни, от устремленности в мир мечты, они порождены „поэтическими предрассудками души». Пушкин-реалист говорит о простоте и ясности в поэзии, имея в виду такие качества реалистической литературы, которые обусловлены трезвым взглядом на, жизнь, стремлением понять ее закономерности и найти ясные формы ее воплощения в художественных образах.

Пушкин указывает на одну особенность характера Ленского-поэта: книжно, искусственно выражать свои чувства. Вот Ленский пришел на могилу отца Ольги:

Своим пенатам возвращенный,

Владимир Ленский посетил

Соседа памятник смиренный,

И вздох он пеплу посвятил;

И долго сердцу грустно было.

„Poor Yorick, — молвил он уныло, —

Он на руках меня держал.

Как часто в детстве я играл

Его Очаковской медалью!

Он Ольгу прочил за меня,

Он говорил: дождусь ли дня?.»

И, полный искренней печалью,

Владимир тут же начертал

Ему надгробный мадригал.

Удивительно органично совместились естественность и манерность в выражении чувств. С одной стороны, Ленский посвящает вздох пеплу вместо того, чтобы просто вздохнуть; а с другой — ведет себя совершенно естественно: «И долго сердцу грустно было». А за этим вдруг следует цитата из Шекспира („Poor Yorick…»), которая воспринимается как еще одно „посвящение» вздоха Ларину. А дальше опять вполне естественное воспоминание о покойном.

Другой пример. Канун дуэли. Перед поединком Ленский Ольги. Ее простодушный вопрос: „Зачем вечор так рано скрылись?» — обезоружил юношу и резко изменил его душевное состояние.

Исчезла ревность и досада

Пред этой ясностию взгляда…

Очень естественное поведение влюбленного и ревнивого юноши, который «сердцем милый был невежда». Переход от сомнений в чувстве Ольги к надежде на ее ответное чувство дает новый поворот мыслям Ленского: он убеждает себя в том, что должен защитить Ольгу от «развратителя» Онегина.

И вновь задумчивый, унылый

Пред милой Ольгою своей,

Владимир не имеет силы

Вчерашний день напомнить ей;

Он мыслит: „Буду ей спаситель

Не потерплю, чтоб развратитель

Огнем и вздохов и похвал

Младое сердце искушал;

Чтоб червь презренный, ядовитый

Точил лилеи стебелек;

Чтобы двухутренний цветок

Увял еще полураскрытый».

Все это значило, друзья:

С приятелем стреляюсь я.

Ситуация, приведшая к ссоре двух друзей в том виде, как ее представляет себе Ленский, далека от действительности. К тому же, находясь наедине со своими мыслями, поэт выражает их не обыкновенными словами, а прибегает к литературным штампам (Онегин — червь презренный, ядовитый; Ольга — лилеи стебелек, двухутренний цветок), книжным словам: спаситель, развратитель.

Пушкин находит и другие приемы изображения характера Ленского. Здесь и легкая ирония: контраст взволнованного состояния юноши и обычного поведения Ольги при встрече („… как и прежде, На встречу бедного певца Прыгнула Оленька с крыльца); и шуточное разрешение остроты положения введением разговорно-бытового оборота речи: «И молча он повесил нос»; и авторское заключение: «Все это значило, друзья: С приятелем стреляюсь я». Пушкин переводит содержание монолога Ленского на обычный, естественный разговорный язык. Введена авторская оценка всего происходящего как нелепости (дуэль с приятелем).

Ленский предчувствует трагический для него исход поединка. По мере приближения рокового часа усиливается тоскливое настроение („Сжалось В нем сердце, полное тоской; Прощаясь с девой молодой, Оно как будто разрывалось»). Первая фраза его элегии:

Куда, куда вы удалились,

Весны моей златые дни?

— типично романтический мотив жалобы на раннюю утрату молодости.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что Ленский сразу был задуман как типичный образ русского поэта-романтика на рубеже 10-20-х годов XIX в.

Ленский изображен всего лишь в нескольких главах романа, поэтому анализ этого образа позволяет легче разглядеть ту новаторскую особенность реализма Пушкина, которая выражается в неоднозначности оценок, данных автором своим героям. В этих оценках применительно к образу Ленского выражается и сочувствие, и ирония, и печаль, и шутка, и скорбь. Рассматриваемые порознь, эти оценки могут привести к односторонним заключениям. Взятые во взаимосвязи, они помогают правильнее понять значение образа Ленского, полнее ощутить его жизненность. В образе юного поэта нет никакой заданности. Дальнейшее развитие Ленского, если бы он остался жив, не исключало возможности его превращения в поэта-романтика декабристской ориентации (мог „быть повешен, как Рылеев») при соответствующих обстоятельствах.

Глава 2. М.Ю. Лермонтов — «русский Байрон»

2.1 Поэзия Лермонтова

Поэзия Лермонтова неразрывно связана с его личностью, она в полном смысле поэтическая автобиография. Основные черты лермонтовской природы — необыкновенно развитое самосознание, дельность и глубина нравственного мира, мужественный идеализм жизненных стремлений.

Все эти черты воплотились в его произведениях, начиная с самых ранних прозаических и стихотворных излияний и кончая зрелыми поэмами и романом.

Ещё в юношеской «Повести» Лермонтов прославлял волю как совершенную, непреодолимую душевную энергию: «хотеть — значит ненавидеть, любить, сожалеть, радоваться, жить»…

Отсюда его пламенные запросы к сильному открытому чувству, негодование на мелкие и малодушные страсти; отсюда его демонизм, развивавшийся среди вынужденного одиночества и презрения к окружающему обществу. Но демонизм — отнюдь не отрицательное настроение: «любить необходимо мне» — сознавался поэт, и Белинский отгадал эту черту после первой серьёзной беседы с Лермонтов: «мне отрадно было видеть в его рассудочном, охлажденном и озлобленном взгляде на жизнь и людей семена глубокой веры в достоинство того и другого. Я это и сказал ему; он улыбнулся и сказал: дай Бог».

Демонизм Лермонтова — это высшая ступень идеализма, то же самое, что мечты людей XVIII века о всесовершенном естественном человеке, о свободе и доблестях золотого века; это поэзия Руссо и Шиллера.

Такой идеал — наиболее смелое, непримиримое отрицание действительности — и юный Лермонтов хотел бы сбросить «образованности цепи», перенестись в идиллическое царство первобытного человечества. Отсюда фанатическое обожание природы, страстное проникновение её красотой и мощью. И все эти черты отнюдь нельзя связывать с каким бы то ни было внешним влиянием; они существовали в Лермонтове ещё до знакомства его с Байроном и слились только в более мощную и зрелую гармонию, когда он узнал эту действительно ему родную душу.

В противоположность разочарованию шатобриановского Ренэ, коренящемуся исключительно в эгоизме и самообожании, лермонтовское разочарование — воинствующий протест против «низостей и странностей», во имя искреннего чувства и мужественной мысли.

Пред нами поэзия не разочарования, а печали и гнева. Все герои Лермонтов — Демон, Измаил-Бей, Мцыри, Арсений — переполнены этими чувствами. Самый реальный из них — Печорин — воплощает самое, по-видимому, будничное разочарование; но это совершенно другой человек, чем «московский Чайльд-Гарольд» — Онегин. У него множество отрицательных черт: эгоизм, мелочность, гордость, часто бессердечие, но рядом с ними — искреннее отношение к самому себе. «Если я причиною несчастья других, то и сам не менее несчастлив» — совершенно правдивые слова в его устах. Он не раз тоскует о неудавшейся жизни; на другой почве, в другом воздухе этот сильный организм несомненно нашёл бы более почтенное дело, чем травля Грушницких.

Великое и ничтожное уживаются в нём рядом, и если бы потребовалось разграничить то и другое, великое пришлось бы отнести к личности, а ничтожное — к обществу…

Творчество Лермонтова постепенно спускалось из-за облаков и с кавказских гор. Оно остановилось на создании вполне реальных типов и сделалось общественным и национальным. В русской литературе XIX века нет ни одного благородного мотива, в котором бы не слышался безвременно замолкший голос Лермонтова: её печаль о жалких явлениях русской жизни — отголосок жизни поэта, печально глядевшего на свое поколение; в её негодовании на рабство мысли и нравственное ничтожество современников звучат лермонтовские демонические порывы; её смех над глупостью и пошлым комедиантством слышится уже в уничтожающих сарказмах Печорина над Грушницким.

2.2 Мцыри как романтический герой

Поэма «Мцыри» — плод деятельной и напряженной творческой работы Михаила Юрьевича Лермонтова. Еще в юности воображение поэта рисовало образ юноши, произносящего на пороге смерти гневную, протестующую речь перед своим слушателем» — старшим монахом. В поэме «Исповедь» (1830 год, действие происходит в Испании) герой, заключенный в темницу, провозглашает право на любовь, которая выше монастырских уставов. Увлечение Кавказом, стремление к изображению ситуаций, в которых с наибольшей полнотой может раскрыться мужественный характер героя, приводит Лермонтова в пору высшего расцвета его дарования к созданию поэмы «Мцыри» (1840 год), повторяющей многие стихи из предшествующих стадий работы над тем же образом.

Перед «Мцыри» была написана поэма «Беглец». В ней Лермонтов развивает тему кары за трусость и предательство. Краткий сюжет: изменник долгу, забывший о родине, Гарун сбежал с поля битвы, не отомстив врагам за гибель отца и братьев. Но беглеца не примет ни друг, ни возлюбленная, ни мать, даже от трупа его все отвернутся, и никто не отнесет его на кладбище. Поэма призывала к героизму, к борьбе за свободу отчизны. В поэме «Мцыри» Лермонтов развивает идею мужества и протеста, заложенную в «Исповеди» и поэме «Беглец». В «Мцыри» поэт почти полностью исключил любовный мотив, игравший столь значительную роль в «Исповеди» (любовь героя-монаха к монахине). Этот мотив отразился лишь в краткой встрече Мцыри с грузинкой у горного потока.

Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во имя идеала свободы. Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы, как и в творчестве поэтов-декабристов. Лермонтов не разделяет этих понятий: в одну, но «пламенную страсть» сливается любовь к отчизне и жажда воли. Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, душными кажутся ему кельи, сумрачными и глухими — стены, трусливыми и жалкими — стражи-монахи, сам он — рабом и узником. Его желание узнать, «для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы», обусловлено страстным порывом к свободе. Короткие дни для побега — это для него воля. Только вне монастыря он жил, а не прозябал. Только эти дни он называет блаженством.

Свободолюбивый патриотизм Мцыри меньше всего похож на мечтательную любовь к родным красивым пейзажам и дорогим могилам, хотя герой тоскует и о них. Именно потому, что он истинно любит отчизну, он хочет сражаться за свободу родины. Но вместе с тем поэт с несомненной симпатией воспевает воинственные мечты юноши. Поэма не раскрывает до конца стремлений героя, но они ощутимы в намеках. О своем отце и знакомых Мцыри вспоминает прежде всего как о воинах; не случайно ему снятся сражения, в которых он. побеждает, недаром мечты влекут его в «чудный мир тревог и битв». Он убежден, что мог бы быть «в краю отцов не из последних удальцов». Хотя судьба не дала Мцыри изведать упоение битвой, но всем строем своих чувств он — воин. Суровой сдержанностью он отличался еще с детских лет. Юноша, гордясь этим, говорит; «Ты помнишь, в детские года слезы не знал я никогда». Волю слезам он дает лишь во время побега, потому что никто их не видит.

Трагическое одиночество в монастыре закалило волю Мцыри. Не случайно, что он бежал из монастыря в грозовую ночь: то, что устрашило боязливых монахов, наполняло его сердце чувством братства с грозой. Мужество и стойкость Мцыри с наибольшей силой проявляется, в битве с барсом. Его не страшила могила, потому что он знал; возврат в монастырь — это продолжение прежних страданий. Трагический финал свидетельствует о том, что приближение смерти не ослабляет духа героя и мощи его вольнолюбивого патриотизма. Увещевания старого монаха не заставляют его раскаяться. Он и теперь бы «рай и вечность променял» за несколько минут жизни среди близких (стихи, вызывавшие недовольство цензуры). Не его вина, если ему не удалось стать в ряды борцов за то, что он считал своим святым долгом: обстоятельства оказались непреодолимыми, и он напрасно «спорил с судьбой». Побежденный, он духовно не сломлен и остается положительным образом нашей литературы, а его мужественность, цельность, героизм являлись укором раздробленным сердцам боязливых и бездеятельных современников из дворянского общества. Кавказский пейзаж введен в поэму главным образом как средство раскрытия образа героя.

Презирая свое окружение, Мцыри чувствует лишь родство с природой. Заключенный в монастырь, он сравнивает себя с бледным типичным листком, выросшим меж сырых плит. Вырвавшись на волю, он вместе с сонными цветами поднимает голову, когда озолотился восток. Дитя природы, он припадает к земле и узнает, как сказочный герой, тайну птичьих песен, загадки их вещего щебетания. Ему понятен спор потока с камнями, дума разъединенных скал, жаждущих встречи. Взор его обострен: он замечает блеск змеиной чешуи и отливы серебра на шерстя барса, он видит зубцы далеких гор и бледную полосу «меж темным небом и землей», ему чудится, что его «прилежный взор» мог бы следить через прозрачную синеву неба полет ангелов. (Характеру героя соответствует и стих поэмы). Поэма Лермонтова продолжает традиции передового романтизма, Мцыри, полный пламенных страстей, сумрачный и одинокий, раскрывающий свою «душу» в рассказе-исповеди, воспринимается как герой романтических поэм.

Однако Лермонтов, создавший «Мцыри» в те годы, когда создавался и реалистический роман «Герой нашего времени», вносит такие черты в свое произведение, которых нет в более ранних его поэмах. Если прошлое героев «Исповеди» и «Боярина Орши» остается совершенно неизвестным, и мы не знаем тех социальных условий, которые сформировали их характеры, то строки о несчастливом детстве и отечестве Мцыри помогают глубже понять переживания и мысли героя. Сама форма исповеди, характерная для романтическим поэм, связана со стремлением глубже раскрыть — «рассказать душу». Этот психологизм произведения, детализация переживаний героя естественны для поэта, который в то же время создавал социально-психологический роман. Выразительно сочетание обильных метафор романтического характера в самой исповеди (образы огня, пламенности) с реалистически точной и поэтически скупой речью вступления. («Однажды русский генерал… «)

Романтическая поэма свидетельствовала о росте реалистических тенденций в творчестве Лермонтова. Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций Пушкина и поэтов-декабристов, и вместе с тем как новое звено в цепи развития национальной культуры. По словам Белинского, он внес в национальную литературу свой, «лермонтовский элемент». Сжато поясняя, что надо вкладывать в это определение, критик в качестве первой характерной черты творческого наследия поэта отмечал «самобытную живую мысль» в его стихах. Повторял Белинский «Все дышит самобытною и творческою мыслью».

Заключение

Романтический герой, кем бы он ни был — бунтарем, одиночкой, мечтателем или благородным романтиком — это всегда человек исключительный, с неукротимыми страстями, он обязательно внутренне силен. У этой личности пафосная, призывная речь.

Мы рассмотрели двух романтических героев: Владимира Ленского А. Пушкина и Мцыри М. Лермонтова. Они являются типичными романтическими героя ми своего времени.

Для романтиков характерны смятения и растерянность перед окружающим миром, трагизм судьбы личности. Поэты романтики отрицают реальную действительность, во всех произведениях присутствовала идея двоемирия. К тому же художник-романтик никогда не пытался точно воспроизвести действительность, потому что для него важнее высказать свое отношение к ней, более того, создать свой, вымышленный образ мира, часто по принципу контраста с окружающей жизнью, чтобы через этот вымысел, через контраст донести до читателя и свой идеал, и свое неприятие отрицаемого им мира.

Романтики стремились освободить личность от суеверий и власти, потому что для них каждый человек неповторим и уникален, выступали против пошлости и зла. Для них характерно изображение сильных страстей, одухотворенной, и целительной природы, которая также была не реалистичной: пейзаж в их произведениях или очень яркий, или наоборот, сгущающий краски, он лишен полутонов. Так старались лучше передать чувства героев. Вот имена лучших писателей-романтиков мира: Новалис, Жан Поль, Гофман, У. Вордсворт, В. Скотт, Дж. Байрон, В. Гюго, А. Ламартин, А. Мишкевич, Э. По, Г. Мелвилл и наши русские поэты — М.Ю. Лермонтов , Ф.И. Тютчев, А.С. Пушкин.

В нашей стране романтизм появился в начале ХI Х века. Развитие романтизма происходило неотделимо от общего движения европейской романтической литературы, но творчество наших романтиков имеет свою специфику, объясняемую особенностью национальной истории. В России важными событиями, оказавшими огромное влияние на весь ход художественного развития нашей страны, явились Отечественная война 1812 года и восстание декабристов в декабре 1825 года.

Беспокойный, мятежный характер романтического направления в то время как нельзя лучше отвечал атмосфере общенационального подъема, жажде обновления и преобразования жизни, пробудившихся в русском обществе, а в частности и поэтах-романтиках.

Список литературы

1.Белинский В.Г. Статьи о Лермонтове. — М., 1986. — С.85 — 126.

2.Бельская Л.Л. Мотив одиночества в русской поэзии: От Лермонтова до Маяковского. — М.: Русская речь, 2001. — 163 с. .

3.Благой Д.Д. Лермонтов и Пушкин: Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. — М., 1941. — С.23-83

4.Русская литература 19 века: Большой учебный справочник. М.: Дрофа, 2004. — 692 с.

5.Соловей Н. Я Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». — М.: Просвещение, 2000. — 111 с.

6.Хализев В.Е. Теория литературы. — М., 2006. — 492 с.

7.Шевелев Э. Беспокойный гений. — СПб., 2003. — 183 с.

Соловей Н.Я Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». – М., 2000. – 45 с. Белинский В. Г. Статьи о Лермонтове. – М., 1986. – С. 85 – 126

Русская литература 19 века: Большой учебный справочник. М.:Дрофа, 2004. – С. 325

Великая французская буржуазная революция и лежащая в ее основании полувековая агитация эпохи Просвещения породили в интеллектуальной среде Европы невиданный энтузиазм, стремление все переделать и все пересоздать, привести человечество к «золотому веку» истории, достигнуть отмены всех сословных границ и привилегий – то есть «Свободы, равенства и братства». Не случайно почти все романтики – фанатики свободы, только свободу каждый из них понимал по-своему: это могли быть свободы гражданские, социальные, с требованием которых выступали, например, Констан, Байрон и Шелли, но чаще всего это - творческая, духовная свобода, свобода личности, индивидуальная свобода.

Романтические поэты провозгласили личность, индивидуальность основой истории. В их эстетике человек не один из (представитель коллектива, социума, сословия, не абстрактный человек, как было принято у просветителей вплоть до Фихте); он уникален, странен, одинок – он одновременно является творцом и целью истории.

Вслед за классицистами романтики обращаются к основному конфликту истории: общество – человек (знаменитая классицистическая оппозиция «долг – чувство»). Но романтики меняют позиции местами, переворачивая их в пользу личности, по крайней мере, с точки зрения сегодняшнего либерального образа мышления с головы на ноги:

человек – общество,

следовательно, «я» – «они».

Романтический индивидуализм порождает основные мотивы романтического сюжетосложения: бунтарство, бегство от действительности в природу (буквально, бегство от цивилизации), в творчество (в поэтический воображаемый мир или в религию, в мистику), в меланхолию (темы сна, мечты, мотив утраченной возлюбленной, темы смерти и загробного единения), в историческое прошлое и национальный фольклор. Отсюда излюбленные жанры романтической литературы: гражданственная и публицистическая лирика; описательная поэзия, поэмы странствий (Восток и Юго-восток Европы), картины суровой и буйной природы как повод для философствований о мироздании и о месте человека в нем; исповедальная лирика и исповедальный роман; роман «черный» или готический; драма судьбы; фантастическая новелла с элементами ужасного; баллада и исторический роман.

Великолепная романтическая историография Гизо, Тьери, Мишле поднимается на гребне этого всеподавляющего интереса к личности и ее роли в историческом процессе. Творцом истории здесь становится конкретный человек – король, император, заговорщик, предводитель восстания, политический деятель, и одновременно, как показывает роман Вальтера Скотта – народ. Характерный для романтического сознания историзм мышления – тоже порождение Великой французской буржуазной революции, как глобального переворота во всех сферах бытия европейцев. В революционный период история, прежде менявшаяся почти незаметно, как растут в глубине пещер сталагмиты и сталактиты, понеслась вскачь, втянула в сферу своего действия миллионы людей, наглядно продемонстрировав связь человека с движением времени, со средой, с национальным окружением.



Романтики возвеличивают личность, ставят ее на пьедестал. Романтический герой - всегда натура исключительная, не похожая на окружающих людей, он гордится своей исключительностью, хотя она становится причиной его несчастий, его странности. Романтический герой бросает вызов окружающему миру, он в конфликте не с отдельными людьми, не с социально-историческими обстоятельствами, а с миром в целом, со всей вселенной. Романтики поэтому сосредоточиваются на изображении душевной, психологической жизни героев, а внутренний мир романтического героя весь состоит из противоречий. Романтическое сознание в бунте против повседневности устремляется к крайностям: одни герои романтических произведений устремлены к духовным высям, уподобляются в своем поиске совершенства самому творцу, другие в отчаянии предаются злу, не зная меры в глубине морального падения. Одни романтики ищут идеал в прошлом, особенно в средневековье, когда еще было живо непосредственное религиозное чувство, другие – в утопиях будущего. Так или иначе, исходная точка романтического сознания – неприятие тусклой буржуазной современности, утверждение места искусства не просто как развлечения, отдыха после трудового дня, посвященного зарабатыванию денег, а как насущной духовной потребности человека и общества. Протест романтиков против корысти “железного века”. Вот почему излюбленным героем романтической литературы становится художник в широком смысле слова - писатель, поэт, живописец и особенно музыкант, потому что музыку, непосредственно воздействующую на душу, романтики считали высшим из искусств. Романтизм породил новые представления о задачах и формах существования литературы, которых мы в основном придерживаемся по сей день. По содержанию искусство становится отныне бунтом против отчуждения и превращения человека, великого по своему призванию, в частного индивида. Искусство у романтиков стало прообразом творческого труда-наслаждения, а художник и образ романтического героя - прообразом того цельного, гармонического человека, которому нет предела ни на земле, ни в космосе. Романтическое “бегство от действительности”, уход в мир мечты, мир идеала есть возвращение человеку сознания той истинной полноты бытия, того призвания, которые были отняты у него буржуазным обществом.

Романтизм использовал, серьезно преобразовав его, сентименталистский образ личности. Но не сентиментальная чувствительность, а страсть - основа романтической личности: душа романтика не вибрирует в ответ на все призывы реальности, а лишь отзывается немногими сильными звуками. Страсть может соединяться с ледяным равнодушием, ум романтика нередко «охлажденный». Гёте подчеркнул страстность как определяющую черту нового человека: «Воление, превосходящее силы индивидуума, - порождение нового времени». Всепоглощающие, доводящие до одержимости страсти нуждаются для своего проявления в свободе.

Романтический герой выбирает свободу в широком спектре смыслов: от свободы общественно-политической до свободы художнической. Гражданскую свободу воспевали писатели-революционеры, либералы, участники освободительных движений в Европе и Америке. А у писателей, придерживавшихся консервативных общественных взглядов, была своя апология свободы, вернее апология своей свободы: идею этой свободы они развивали в метафизическом плане (впоследствии эти размышления были подхвачены экзистенциальной философией) и в социальном (в будущем эти построения привели к выработке доктрины так называемой христианской демократии).

Среди разных ликов романтической свободы есть и свобода от механической заданности и неизменности социальной роли (излюбленная тема Гофмана), и, наконец, освобождение от смертной предопределенности человека, борьба с которой переходит в космический, богоборческий бунт (эта тема воплощена Байроном, Эспронседой). Беспредельная свобода - тайна отчужденного, байронического героя: никогда точно не известно, что именно исторгло его из среды людей, каких ограничений свободы не смог он снести.

Но самая главная, поистине конституирующая черта романтической личности, самая болезненная ее страсть - воображение. Жить воображением для нее привычнее, чем жить реальностью; и тот, кто этого не может, в ком спит воображение, тот никогда не вырвется из эмпирического царства пошлости. Это убеждение не сводится к популярному литературному мотиву, оно - одно из кардинальных черт духовной культуры эпохи. Александр Гумбольдт, чья деятельность и сочинения, безусловно, повлияли на миросозерцание современников и кто сам был в полном смысле слова «человеком-эпохой», так комментировал письмо Колумба: «Оно представляет необыкновенный психологический интерес и с новой силой показывает, что творческое воображение поэта было свойственно отважному мореплавателю, открывшему Новый Свет, как, впрочем, и всем крупным человеческим личностям».

Воображение в духовной структуре романтической личности не равнозначно мечте. Эпитет «творческое», в котором слышится отголосок фихтевского учения о «продуктивном воображении», не обязательно относится лишь к искусству (это очевидно из высказывания Гумбольдта). Слово «творческое» придает воображению активный, целеполагающий, волеизъявительный характер. Романтической личности свойственно воображение, замешенное на волении, а значит, и кризис воображения, «ярость при виде несоответствия между его возможностями и замыслами», по определению Байрона, мучительно переживаемая чередой романтических персонажей, начиная с сенанкуровского Обермана. Это кризис жизнестроительной программы романтизма.

Осталось множество свидетельств такой жизнестроительной программы - исповедальных, мемуарных, памфлетных, даже юридических (см. Л. Мегрон). Попытки ее осуществления были многообразны - от решительных и подчас героических жизненных поступков до эксцентричного бытового и литературного поведения, создания стилизованного духовного автопортрета и в письмах и других документах. Несколько поколений молодых людей, выросших в атмосфере романтизма, «занимались моделированием своего исторического характера в самой крайней форме, в форме романтического жизнетворчества - преднамеренного построения в жизни художественных образов и эстетически организованных сюжетов» (Л. Гинзбург). Сама идея жизнестроения была подсказана историческим процессом: ведь казалось, что история творится энергией и человеческим величием таких людей, как Наполеон или Боливар - два архетипа романтического характера. Многие другие реальные личности эпохи (Риего, Ипсиланти, Байрон) также служили моделями романтического жизнестроения.

Кто такой романтический герой и каков он?

Это индивидуалист. Сверхчеловек, проживший две стадии: до столкновения с реальностью, он живет в ‘розовом’ состоянии, им овладевает желание подвига, изменения мира; после столкновения с реальностью он продолжает считать этот мир и пошлым, и скучным, но он не становится скептиком, пессимистом. При четком понимании, что ничего изменить нельзя, стремление к подвигу перерождается в стремление к опасностям.

Романтики могли придать вечную непреходящую ценность каждой мелочи, каждому конкретному факту, всему единичному. Жозеф де Местр называет это "путями Провидения", Жермена де Сталь – "плодоносным лоном бессмертной вселенной". Шатобриан в "Гении христианства", в книге, посвященной истории, прямо указывает на Бога, как начало исторического времени. Общество предстает как незыблемая связь, "нить жизни, которая связует нас с предками и которую мы должны протянуть потомкам". Только сердце человека, а не его разум, может понять и услышать голос Творца, через красоту природы, через глубокие чувства. Природа божественна, она является источником гармонии и творческих сил, ее метафоры часто переносятся романтиками в политический лексикон. Дерево для романтиков становится символом рода, спонтанного развития, восприятия соков родной земли, символом национального единства. Чем невинней и чувствительней натура человека, тем легче он слышит голос Бога. Ребенок, женщина, благородный юноша чаще других прозревают бессмертие души и ценность вечной жизни. Жажда блаженства у романтиков не ограничивается идеалистическим стремлением в Царство Божье после смерти.

Помимо мистической любви к Богу человек нуждается в реальной, земной любви. Не в силах обладать предметом своей страсти романтический герой становился вечным мучеником, обреченным ждать встречи с любимым в загробном мире, "ибо достойна бессмертия великая любовь, когда она стоила человеку жизни".

Особое место в творчестве романтиков занимает проблема развития и воспитания личности. Детство лишено законов, его мгновенные порывы нарушают общественную мораль, подчиняясь собственным правилам детской игры. Во взрослом человеке сходные реакции ведут к смерти, к осуждению души. В поисках небесного царства человек должен постичь законы долга и нравственности, только тогда он может надеяться на вечную жизнь. Поскольку долг, продиктован романтикам их стремлением обрести вечную жизнь, исполнение долга дает личное счастье в его наиболее глубоком и сильном проявлении. К нравственному долгу добавляется долг глубоких чувств и возвышенных интересов. Не смешивая достоинств разных полов, романтики выступают за равенство духовного развития мужчин и женщин. Точно так же, любовью к богу и его установлениям, диктуется гражданский долг. Личное стремление находит свое завершение в общем деле, в стремлении всей нации, всего человечества, всего мира.

В каждой культуре был свой романтический герой, но Байрон в своем произведении «Чарльд Гарольд» дал типичное представление романтического героя. Он надел маску своего героя (говорит о том, что между героем и автором нет дистанции) и сумел соответствовать романтическому канону.

Все романтические произведения отличаются характерными признаками:

Во-первых, в каждом романтическом произведении нет дистанции между героем и автором.

Во-вторых, автор героя не судит, но даже если о нем говорится что-то плохое, сюжет так выстроен, что герой как бы не виноват. Сюжет в романтическом произведении, как правило, романтический. Так же романтики выстраивают особое отношение с природой, им по душе бури, грозы, катаклизмы.

Романтический герой

Романтический герой - один из художественных образов литературы романтизма. Романтик - исключительная и часто таинственная личность, которая пребывает обычно в исключительных обстоятельствах. Столкновение внешних событий перенесено во внутренний мир героя, в душе которого происходит борьба противоречий. В результате такого воспроизведения характера романтизм чрезвычайно высоко поднял ценность личности, неисчерпаемой в своих душевных глубинах, открыв её неповторимый внутренний мир. Человек в романтических произведениях также воплощен с помощью контраста, антитезы : с одной стороны, он понят венцом творения, а с другой - безвольной игрушкой в руках судьбы, неведомых и неподвластных ему сил, играющих с его чувствами. Поэтому он часто превращается в жертву своих собственных страстей.

Признаки романтического героя

  1. Исключительный герой в исключительных обстоятельствах
  2. Действительность активно пересоздаётся соответственно с идеалом
  3. Независимость
  4. Неразрешимость конфликта между героем и обществом
  5. Абстрактное восприятие времени
  6. Ярко выраженные две или три черты характера

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Романтический герой" в других словарях:

    романтический герой - см. герой произведения + романтизм …

    герой произведения - одно из главных действующих лиц произведения искусства (в отличие от персонажа); развитие характера героя и его взаимоотношения с другими действующими лицами играют решающую роль в развертывании сюжета и композиции произведения, в раскрытии его… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    герой - 1. Человек, совершивший военные или трудовые подвиги. Беззаветный, бесстрашный, блестящий (устар.), дерзновенный (устар. поэт.), доблестный, достославный (устар.), знаменитый, известный, истинный, легендарный, мужественный, народный, настоящий,… … Словарь эпитетов

    Грушницкий ("Герой нашего времени") - Смотри также Юнкер. Он только год на службе. Находился в действующем отряде и был ранен в ногу. Носит, по особому роду франтовства, толстую солдатскую шинель. У него георгиевский крестик. Он хорошо сложен, смугл и черноволос; ему на вид можно… … Словарь литературных типов

    - — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… … Большая биографическая энциклопедия

    Пушкин А. С. Пушкин. Пушкин в истории русской литературы. Пушкиноведение. Библиография. ПУШКИН Александр Сергеевич (1799 1837) величайший русский поэт. Р. 6 июня (по ст. стилю 26 мая) 1799. Семья П. происходила из постепенно обедневшего старого… … Литературная энциклопедия

    1. Герой трагедии А.П.Сумарокова «Димитрий Самозванец» (1771). Исторический прототип Лжедмитрий I, он же, вероятно, Юрий (Григорий) Отрепьев. В 1601 г. Самозванец объявился в Польше под именем Димитрия, сына Ивана IV Грозного; летом 1604 г. с… … Литературные герои

    Герой комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» (1824; в первой редакции написание фамилии Чадский). Вероятные прототипы образа П.Я.Чаадаев (1796 1856) и В.К.Кюхельбекер (1797 1846). Характер действий героя, его высказывания и взаимоотношения с… … Литературные герои

    - (фр. Jean Valejean) герой романа В.Гюго «Отверженные» (1862). Одним из прототипов героя стал каторжник Пьер Морен, в 1801 году приговоренный на пять лет каторги за украденный кусок хлеба. Лишь один человек, епископ города Диня монсеньор де… … Литературные герои

    Sunset Beach … Википедия

Книги

  • М. Лермонтов. Полное собрание сочинений , М. Лермонтов. Михаил Юрьевич Лермонтов - младший современник Пушкина и вторая после него величина в русской поэзии XIX века. В 2014 году отмечается 200-летний юбилей со дня рождения поэта. Судьбой ему было…
Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса