Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Характерные черты реализма как литературного направления. Неореализм и реализм в русской литературе – это: черты и основные жанры. Реализм — литературно-художественное направление

1. Сформулируйте основные черты реализма как литературного направления. В чем заключается принципиальное отличие реализма от классицизма и романтизма?

В 1830-х годах произошел переход к новому направлению в искусстве - реализму, появление которого было подготовлено всеми существовавшими ранее направлениями. А уже к началу 1840-х годов реализм в искусстве стал преобладающим направлением. Ключом к человеку у древнерусской литературы была вера, у классицизма - разум, у романтизма - чувство.

В реализме универсальным ключом является правдивое воспроизведение жизни во всей совокупности ее проявлений. Исходя из этого, важнейшей особенностью реалистического искусства становится верность действительности, стремление к точной достоверности изображения. Каждый человек несет в себе систему нравственных и культурных ценностей своей эпохи. До возникновения реализма подход к изображению человека в литературе был несколько односторонним. В классицизме человек изображался со стороны его обязанностей перед государством и очень мало интересовались его бытом, семейной, частной жизнью. Сентименталисты отражали личную жизнь, чувства и переживания. Романтики так же заглядывали в мир чувств и страстей человека, наделяя их исключительной силой, помещая героя в нестандартные условия.

Реалисты в своих произведениях отображали стороны действительности объективно, но вместе с тем делали это с свойственной только им высотой и истинностью личности автора. Реалисты воспроизводили типичные характеры и конфликты. Ситуации также были обычными, несмотря на их художественную индивидуализацию. Под последним подразумевается конкретизация каких-либо уникальных национальных, социальных или исторических явлений, а также физических и интеллектуальных черт героев. Авторы реалистических произведений отдавали предпочтение способам изображения форм бытия, однако это сопровождалось использованием условностей (образы-символы, мифы, гротеск). Интересовались писатели-реалисты проблемой взаимоотношений личности и общества. Реализм в литературе отличается противостоянию социума и нравственности, человека и массы, общественного сознания и сознания отдельного индивида. Часто в произведениях наблюдаются внутренние конфликты личности.

Реалистическому произведению присущ психологизм - изображение типичного характера во всех сложных и противоречивых особенностях человеческой натуры, во взаимосвязи с окружающей его средой, природой и людьми.

2. Творчество каких литераторов подготовило возникновение реализма в России?

У истоков реализма стоит И. Крылов, который начал использовать в своих баснях разговорную речь, вводил в них детали народного быта, создавал узнаваемые жизненные образы, а главное - широко использовал народную мудрость в качестве моральной основы своих басен.

Приметы реализма присутствуют также в творческом наследии писателей-просветителей. В комедии «Недоросль» Д. Фонвизин ярко, убедительно раскрыл картину нравов провинциальных помещиков и их слуг, раскрывая индивидуальность своих персонажей через речь, которая колоритно отражает передающую их характеры.

Ёмкий вклад в развитие реализма внес А. Грибоедов («Горе от ума»). Переход к реализму совершается и в творчестве А. Пушкина («Борис Годунов») «Евгений Онегин» по мнению ученых стал первым реалистическим романом). Реализм обосновывается в произведениях М. Лермонтова («Герой нашего времени») и Н. Гоголя («Ревизор», «Мертвые души»).

3. Какую роль в развитии русской культуры сыграл Белинский?

Вместе с развитием реализма в России появляется профессиональная критика, у истоков которой стоит великий В.Г. Белинский (1811-1848). Роль Белинского в развитии литературной критики очень велика. Его вклад в совершенствование русской мысли огромен: он выработал новые методы и приемы, проанализировал огромное количество произведений, обновил критические жанры. Белинский обладал гениальным эстетическим чутьем, чутко улавливал в авторах произведений зерна таланта. Именно он открыл миру и читателю читателям М. Лермонтова, Н. Гоголя, И. Тургенева, И. Гончарова, Ф. Достоевского. Вершиной литературной критической деятельности Белинского являются статьи о гениях русской литературы -Пушкине и Лермонтове.

4. Каковы темы и сюжеты картин художников-реалистов?

В начале XIX века реализм так же затрагивает и живопись С начала века в русской живописи становится популярным бытовой сюжет. Одним из первых к нему обратился А. Г. Венецианов (1780-1847), чьи картины из быта крестьян отмечены печатью сентиментализма («На пашне. Весна», «На жатве. Лето»).

Одним из ярчайших представителей бытового жанра в живописи был П.А.Федотов (1815-1852). Он стал родоначальником жанра критического реализма в русском изобразительном искусстве. В серии карикатур, акварельных батальных сцен, карандашных зарисовок, портретов П.А.Федотов к середине 1840-х гг. формулирует программу критического реализма, призванного, прибегая к сатире, обличать нравы и сочувствовать обездоленным: «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Анкор, еще анкор!».

Большое значение в развитии русской живописи сыграло творчество А. А. Иванова (1806-1858). Художник, проникнувшись верой в пророческую и просветительскую роль искусства, возможность с его помощью преобразить человечество, пытался осмыслить в своем творчестве основные вопросы бытия человека, выдвинуть наиболее значимые философские и нравственные проблемы. («Явление Христа народу»). Евангельский сюжет трактовался А. А. Ивановым как реальное историческое событие, в основе которого - духовный переворот в жизни угнетенного человечества. Над этим гигантским полотном художник работал более 20 лет.

Художник В. Тропинин - известный мастер портрета. Его картины «Портрет сына», «Портрет А.С. Пушкина», «Автопортрет» поражают не столько портретным сходством с оригиналом, сколько необыкновенно тонким проникновением во внутренний мир человека.

Знаменитый художник-реалист И. Е. Репин (1844-1930) с начала 1870-х гг. выступает как художник-демократ, борющийся против неотражающего жизнь академического искусства. И. Е. Репин обличал эксплуатацию народа, одновременно показывая зреющий в нем протест и скрытую силу («Бурлаки на Волге», «Отказ от исповеди»).

Реализм

1) Литературно-художественное направление, окончательно сложившееся к середине XIX в. и утвердившее принципы аналити-ческого осмысления действительности, а также жизненно достоверного ее воспроизведения в художественном произведении. Главную свою за-дачу реализм видит в раскрытии сущности жизненных явлений посред-ством изображения героев, ситуаций и обстоятельств, «взятых из самой действительности». Реалисты стремятся проследить цепочку причин и следствий описываемых явлений, выяснить, какие внешние (социально- исторические) и внутренние (психологические) факторы повлияли на тот или иной ход событий, определить в человеческом характере не только индивидуальные, но и типичные черты, сформировавшиеся под влиянием общей атмосферы эпохи (вместе с реализмом возникает представление о социально обусловленных человеческих типах).

Анали-тическое начало в реализме XIX в. сочетается:

  • с мощным кри-тическим пафосом, направленным на изъяны социального устройства;
  • со стремлением к обобщениям, касающимся законов и тен-денций общественной жизни;
  • с пристальным вниманием к материальной стороне существования, реализующимся как в подробных описаниях внешности героев, особенностей их поведения, жизненного уклада, так и в широком использовании художественных деталей;
  • с исследованием психологии личности (психологизмом).

Реализм XIX в. породил целую плеяду писателей мирового значения. К ней, в частности, принадлежат Стендаль, П. Мериме, О. де Бальзак, Г. Флобер, Ч. Диккенс, У. Теккерей, Марк Твен, И. С. Тургенев, И. А. Гончаров, Н. Некрасов, Ф.М. Достоевский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов и др.

2) Художественное направление в искусстве (в том числе и в литературе), основанное на принципе жизненно правдивого отражения действительности. Утверждая важнейшее значение литературы как средства познания человеком самого себя и окружающего мира, реализм вовсе не ограничивается внешним правдоподобием при воспроизведении фактов, вещей, человеческих характеров, но стремится выявить закономерности, действующие в жизни. Поэтому реалистическое искусство использует и такие способы художественного выражения, как миф, символ, гротеск. Сам по себе отбор тех или иных явлений действительности, преимущественное внимание к определенным героям, принципы их изображения — все это связано с литературной позицией автора, его индивидуальным мастерством. Отсутствие какой бы то ни было предвзятости, подлинная художественная свобода помогали реалистам увидеть жизнь в ее неоднозначности, сложности, противоречивости. Характер человека раскрывается в связи с окружающей его действительностью, обществом, средой. Используемые нередко термины «социологический реализм» или «психологический реализм» грешат неточностью, так как порою чрезвычайно сложно определить, к какой именно разновидности реализма принадлежит творчество того или иного писателя.

3) Художественный метод, следуя которому худож-ник изображает жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни. Утверждая значение литературы как средства по-знания человеком себя и окружающего мира, реализм стремится к глубинному познанию жизни, к широкому охвату действитель-ности. В более узком смысле термин «реализм» обозначает на-правление, с наибольшей последовательностью воплотившее принципы жизненно правдивого отражения действительности.

4) Литературное направление, в котором окружаю-щая действительность изображается конкретно исторически, в многообразии ее противоречий, а «типические характеры дей-ствуют в типических обстоятельствах».

Литература понимается писателями-реалистами как учебник жизни. Поэтому они стремятся постигнуть жизнь во всех ее противоречиях, а человека — в психологических, социальных и дру-гих аспектах его личности.

Общие для реализма черты: Материал с сайта

  1. Историзм мышления.
  2. В центре внимания — действующие в жизни закономерности, обусловленные причинно-следственными связями.
  3. Верность действительности становится в реализме ведущим критерием художественности.
  4. Человек изображается во взаимодействии со средой в дос-товерных жизненных обстоятельствах. Реализм показывает влия-ние социальной среды на духовный мир человека, формирова-ние его характера.
  5. Характеры и обстоятельства взаимодействуют друг с дру-гом: характер не только обусловлен (детерминирован) обстоятель-ствами, но и сам воздействует на них (изменяет, противостоит).
  6. В произведениях реализма представлены глубокие конфлик-ты, жизнь дана в драматических столкновениях. Действитель-ность дается в развитии. Реализм изображает не только уже сло-жившиеся формы социальных отношений и типы характеров, но и обнаруживает зарождающиеся, образующие тенденцию.
  7. Характер и тип реализма зависит от общественно-истори-ческой обстановки — в разные эпохи он проявляется по-разному.

Во второй трети XIX в. усилилось критическое отношение писателей к окружающей действительности — и к среде, обще-ству, и к человеку. Критическое осмысление жизни, направлен-ное на отрицание ее отдельных сторон, дало основание назы-вать реализм XIX в. критическим.

Крупнейшими русскими реалистами были Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. П. Чехов.

Изображение окружающей действительности, человеческих характеров с точки зрения прогрессивности социалистического идеала создало основу социалистического реализма. Первым про-изведением соцреализма в русской литературе считается роман М. Горького «Мать». В духе соцреализма творили А. Фадеев, Д. Фур-манов, М. Шолохов, А. Твардовский.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • характер и тип реализма зависит от
  • реализм краткая характеристика
  • значение реализма кратко
  • что такое романтизм в литературе определение кратко
  • краткая характеристика сентиментализма

Реализм — литературно-художественное направление, которое окончательно сформировалось приблизительно в середине ХIХ ст. и разработал принципы аналитического осмысления действительности и жизненно достоверного ее изображения в художественном произведении. Реализм раскрывал сущность жизненных явлений через изображение героев, ситуаций и обстоятельств, «взятых из самой действительности». Писатели этого направления исследовали внешние (конкретные социально-исторические) и внутренние (психологические) факторы описываемых ими событий, воплощали в персонажах не только индивидуальные человеческие характеры, а и типичные черты представителей определенных общественных слоев (именно благодаря реализму возникло представление о социально-психологических типах).

Глубокий анализ в реалистических произведениях объединялся с острой критикой общественной жизни, нарушением моральных и философских проблем. С реализмом ХIХ ст. связаны имена Стендаля, О. де Бальзака, П. Мериме, Г. Флобера, В. Теккерея, Ш. Бронте, Ч. Диккенса, И. Гончарова, И. Тургенева, Ф. Достоевского, Л. Толстого, А. Чехова, М. Некрасова, Т. Фонтане, Марка Твена и других писателей.

Прежде всего нужно определить расположение реализма и романтизма во времени и установить соотношение между ними. Было бы большим упрощением считать, что романтизм приходится лишь на первую половину XIX ст., а реализм — на вторую и они ограничиваются жесткими временными рамками.

На самом деле романтизм в литературе продолжал развиваться и во второй половине столетия, позднее трансформируясь в неоромантизм, а развитие реализма началось уже в 40-х годах XIX ст.

Итак, романтизм и реализм — это основные художественные системы XIX ст., которые развивались как во временной последовательности, так и синхронно. Однако при этом романтизм был доминирующим художественным направлением в литературе первой половины XIX ст., а реализм — во второй его половине, по крайней мере к последним десятилетиям.

Вместе с тем невозможно четко разграничить романтическую и реалистическую литературу, особенно в первой половине XIX ст. В творчестве многих выдающихся писателей 40-х годов, которые принято было однозначно относить к реалистам (Стендаль, О. де Бальзак, Ч. Диккенс, Н. Гоголь и прочие), мощно ворвалась романтическая струя, а их индивидуальные стили каждый на свой порядок синтезировали реалистические, романтические и другие элементы. Таким образом, удавшись к общему размежеванию, пришлось бы резать творчество этих художников пополам или на несколько частей. Да и сами они не сознавали себя реалистами, вместе с тем признавая принадлежность к «современному искусству», противоположного «старому», классическому, к искусству, которое объединяло реалистические и романтические тенденции. Выделение реализма как художественного направления и размежевание его с романтизмом состоялось уже во второй половине XIX ст. и то не до конца.

Вообще же реалистическая литература, сравнительно с романтической, — это другой духовный и художественный мир, рожденный другим историческим периодом. Романтизм расцвел в буревые времена, центром которых была Великая французская революция 1789-1799 гг., и стал мощным художественным воплощением этих пор, ее идеальных надежд и — еще большей мерой — ее горьких разочарований. Относительно реализма, то он возник в «прозаичную эпоху», которая настала после великих потрясений конца XVIII — начала XIX ст. В этот период стабилизации и «мирного» развития нового буржуазного общества, когда на первый план выступили утилитарно-практические ценности, составлялся другой тип взаимоотношений между людьми, другая мораль и психология. Конечно, такие изменения требовали новых средств и форм художественного выражения, новой художественной системы, внутренне соответствующей современности, ее духа и стиля жизни, способной наиболее адекватно ее постигнуть и высказать. Такой художественной системой и был реализм 80-х годов XIX ст.

Реализм — литературно-художественное направление

Другие сочинения по теме:

  1. Цель: познакомить учеников с литературным направлением классицизма, его особенностями, основными правилами, причинами возникновения; вызвать интерес учеников к теме, дать возможность...
  2. Авторы андеграунда (или «подполья») требования к себе устанавливали сами. В выборе тем и поисках новой эстетики им не приходилось подстраиваться...
  3. Рассматривая эти направления нельзя утверждать, что, дескать, когда закончился романтизм, то начался реализм. Это совсем не так, поскольку как романтизм,...
  4. Если романтизм начинался с теории, то пути становления классического реализма были другими. Сам термин (от лат. «телесный», «конкретный», «материальный», «вещевой»)...
  5. На рубеже ХVII-ХІХ столетий в европейской литературе утвердило новое направление — романтизм. Толчок зарождению этого направления дали события Французской буржуазной...
  6. Ценные литературно-эстетические идеи выдвигали и другие критики и писатели второй половины XIX века. Так, Аполлон Григорьев, выдвинув учение об «органической...
  7. Горизонты прозы раздвинулись. Новые явления и конфликты, характеры и ситуации получили жизнь в литературе. Утверждая реалистическую поэтику героического, Русская проза...
  8. Характерными чертами стиля являются элементы импрессионизма (франц. — впечатление) и романтизма, которые развивались на реалистическом фоне. Многие писатели анализировали творчество...
  9. Новое направление — последовательная противоположность романтизма. На каждый тезис предыдущего стиля он ответил антитезой. Писатели-Реалисты сосредоточились на самых злободневных (хотя...
  10. Творчество Флобера становится наиболее ярким, полным и совершенным в смысле художественного мастерства воплощением реализма 50 — 60-х годов. Будучи связано...
  11. Характерными чертами сложившегося литературного направления, как правило, бывают: ясность концепции, определяющей деятельность писателей, и наличие известного коллектива авторов, связанных общими...
  12. Проблемы романтизма становятся предметом горячих споров в критике. Новое литературное направление находит и страстных защитников, и ожесточенных противников. Среди разноголосицы...
  13. Родовым признаком реализма является его способность правдиво воспроизводить типические характеры в типических обстоятельствах. Реализм впервые в истории искусства стал объяснять...
  14. Французский символизм — первое направление модернизма Модернизм (от слова модерн — новый, современный) — это совокупность новых антиреалистических направлений в мировом искусстве конца 19 — первой...
  15. Принято, считать, что «Дубровский» — это роман (широкая картина отображенной действительности, многоплановость, историчность, сюжетная занимательность подчинена социальной проблематике), хотя по...
  16. Полную нежизнеспособность барства в сложных современных условиях Бунин изобразил в рассказах «Золотое дно». В произведении «Золотое дно» снова затрагивается тема...
  17. Русский сентиментализм прошел в своем развитии четыре этапа, которые объединяет использование писателями-сентименталистами одного и того же творческого метода, а разделяет...

Західноєвропейська культура ХІХ-ХХ століть

У культурному житті Європи в першій третині XIX ст. домінував романтизм. В його основі лежав творчий метод, який проголосив своїм головним принципом абсолютну і безмежну свободу особистості...

Искусство Западной Европы второй половины XIX в.

Критический реализм, существовавший в искусстве европейских стран и США, был ориентирован на изображение жизни обездоленных слоев общества, противопоставленных богатым, сочувствие неблагополучной судьбе бедных...

Культурологический аспект развития Западной Европы начала ХIХ века

Третьим крупным стилистическим направлением в культуре ХIХ века являлся реализм. Реализмв широком смысле понимается как правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства...

Направления, течения и стили в искусстве

РЕАЛИЗМ (лат. realis -- вещественный) -- 1) философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, толкуемую либо как бытие реальных объектов (Платон, средневековая схоластика), либо как объект познания...

Причина одного из самых мучительных и затяжных кризисов Голливуда начала 1960-х годов

Английский кинематограф также претерпел в 1950-1960 годы немалые изменения. Начало им было положено в 1954 году, когда Кэрел Рейс и Линдсей Андерсон основали движение "Свободное кино". Они выпускали картины...

Реалистичный портрет

Термин "реализм" происходит от позднелатинского realis - что означает вещественный, действительный. Реализм в искусстве и есть художественная истина, или, иначе говоря, жизненная правда, выраженная в художественных образах...

Современные направления искусства

Реализм (от фр. realisme, от лат. realis - вещественный) - в искусстве в широком смысле правдивое, объективное, всестороннее отражение действительности специфическими средствами, присущими видам художественного творчества...

Творчество импрессионистов как проявление противоречивости исторической эпохи

Романтизм - ідейний і художній напрямок, що виник у європейській і американській культурі кінця 18 століття - першої половини 19 століття, як реакція на естетику класицизму...

Французький живопис ХVIII-XIX століття. Романтизм

Романтизм - це естетична революція, що замість науки й розуму ставить художню творчість індивідуума, що стає зразком, "парадигмою" для всіх видів культурної діяльності. Новими критеріями в мистецтві стали воля самовираження...

Французький живопис ХVIII-XIX століття. Романтизм

Французький живопис ХVIII-XIX століття. Романтизм

Батьківщиною романтизму можна вважати Францію. Його поява була результатом розчарування в колишніх ідеалах устрою світу. Віра просвітителів в існування суспільства на "природних" і "розумних" засадах серйозно похитнулася...

Французький живопис ХVIII-XIX століття. Романтизм

Французький романтизм сформувався пізніше, ніж англійський і німецький. Статус загальнонаціонального явища він набув лише у 20-х рр. ХІХ ст. Каталізатором розвитку романтизму завжди ставав розвиток буржуазних настроїв у суспільстві...

Французький живопис ХVIII-XIX століття. Романтизм

Історичні рамки романтизму обмежуються періодом з 1770 по 1840 рік. У його розвитку фахівці виділяють три етапи: предромантизм (1770-1800); зрілий романтизм (1800-1824), викликаний французькою революцією 1789 року і військовими кампаніями Наполеона (Гойя...

Французький живопис ХVIII-XIX століття. Романтизм

Реализм в литературе - это направление, основной особенностью которого является правдивое изображение действительности и ее типичных черт без каких-либо искажений и преувеличений. Данное зародилось в XIX столетии, а его приверженцы резко выступали против изощренных форм поэзии и использования в произведениях различных мистических понятий.

Признаки направления

Реализм в литературе 19 века можно отличить по четким признакам. Основным из них является художественное изображение действительности в знакомых для обывателя образах, с которыми он регулярно сталкивается в реальной жизни. Реальность в произведениях рассматривается в качестве средства познания человеком окружающего мира и самого себя, а образ каждого литературного персонажа прорабатывается таким образом, чтобы в нем читатель мог узнать себя, родственника, коллегу либо знакомого.

В романах и повестях реалистов искусство остается жизнеутверждающим, даже если для сюжета характерен трагический конфликт. Еще одним признаком данного жанра является стремление литераторов рассматривать окружающую действительность в ее развитии, причем каждый писатель пытается обнаружить появление новых психологических, общественных и социальных отношений.

Особенности данного литературного течения

Реализм в литературе, пришедший на смену романтизму, обладает признаками искусства, ищущего истину и находящего ее, стремящегося преобразовать действительность.

В произведениях писателей-реалистов совершали открытия после долгих раздумий и мечтаний, после анализа субъективных мироощущений. Эта особенность, которую можно выделить по авторскому восприятию времени, определила отличительные признаки реалистической литературы начала ХХ столетия от традиционной русской классики.

Реализм в XIX столетии

Такие представители реализма в литературе, как Бальзак и Стендаль, Теккерей и Диккенс, Жорд Санд и Виктор Гюго, в своих произведениях наиболее ярко раскрывают тематику добра и зла, причем избегают абстрактных понятий и показывают реальную жизнь своих современников. Данные литераторы дают понять читателям, что зло заключается в образе жизни буржуазного общества, капиталистической действительности, зависимости людей от различных материальных ценностей. К примеру, в романе Диккенса «Домби и сын» владелец компании был бессердечным и черствым не по своей природе. Просто такие черты характера у него появились из-за наличия больших денег и честолюбия собственника, для которого главным жизненным свершением становится нажива.

Реализм в литературе лишен юмора и сарказма, а образы персонажей уже не являются идеалом самого писателя и не воплощают его заветные мечты. Из произведений XIX-го столетия практически исчезает герой, в образе которого просматриваются представления автора. Такая ситуация особенно ярко прослеживается в произведениях Гоголя и Чехова.

Однако наиболее явственно данное литературное направление проявляется в работах Толстого и Достоевского, описывающих мир таким, каким они его видят. Это выражалось и в образе персонажей со своими достоинствами и слабостями, описании душевных терзаний напоминание читателям о суровой действительности, изменить которую одному человеку невозможно.

Как правило, реализм в литературе затрагивал и судьбы представителей русского дворянства, о чем можно судить по работам И. А. Гончарова. Так, характеры героев в его произведениях остаются противоречивыми. Обломов является чистосердечным и мягким человеком, однако из-за своей пассивности он не способен к лучшему. Подобными качествами обладает еще один персонаж в русской литературе - безвольный, но одаренный Борис Райский. Гончаров сумел создать образ «антигероя», типичного для XIX столетия, который был замечен критиками. В результате появилось понятие «обломовщина», относящееся ко всем пассивным персонажам, основными чертами которых являлись лень и безволие.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса