Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Григорий васильевич свиридов биография. Георгий Свиридов: биография, интересные факты, творчество. Биография и становление

Георгий Васильевич Свиридов родился в 1915 году в городе Фатеже, ныне Курской области России. Его отец был почтовым служащим, а мать - учителем. Отец, Василий Свиридов, сторонник большевиков в гражданской войне, погиб, когда Георгию было 4 года.

В 1924 году, когда Георгию было 9 лет, семья переехала в Курск. В Курске Свиридов продолжал учиться в начальной школе, где началось его страстное увлечение литературой. Постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка. В начальной школе Свиридов учился играть на своём первом музыкальном инструменте - балалайке. Учась подбирать на слух, он демонстрировал такой талант, что был принят в местный ансамбль народных инструментов. С 1929 по 1932 год он учился в Курской музыкальной школе у Веры Уфимцевой и Мирона Крутянского. По совету последнего в 1932 году Свиридов переехал в Ленинград, где занимался по классу фортепиано у Исайи Браудо и по классу композиции у Михаила Юдина в Центральном музыкальном техникуме, который он окончил в 1936 году.

С 1936 по 1941 год Свиридов учился в Ленинградской консерватории у Петра Рязанова и Дмитрия Шостаковича (с 1937 года). В 1937 году был принят в Союз композиторов СССР.

Свиридов Георгий Васильевич

Мобилизованный в 1941 году, спустя несколько дней после окончания консерватории, Свиридов был отправлен в военную академию в Уфе, но был комиссован в конце года по состоянию здоровья.

До 1944 года жил в Новосибирске, куда была эвакуирована Ленинградская филармония. Как и другие композиторы, он писал военные песни, из которых самой известной стала, пожалуй, «Песня смелых» на стихи А. Суркова. Кроме того, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров, в том числе к музыкальной комедии «Раскинулось море широко» (1943), поставленной в находившемся в Барнауле московском Камерном театре.

В 1944 году Свиридов возвратился в Ленинград, а в 1956 году поселился в Москве. Писал симфонии, концерты, оратории, кантаты, песни и романсы. C 1957 года член правления Союза композиторов СССР, в 1962-1974 годах секретарь, в 1968-1973 - первый секретарь правления Союза композиторов РСФСР. Депутат Верховного Совета РСФСР 7-го, 8-го и 9-го созывов. За подписью Свиридова 17 сентября 1958 года в «Правде» опубликована статья «Искоренять пошлость в музыке», положившая начало травле Марка Бернеса.

В июне 1974 года на фестивале русской и советской песни, проходившем во Франции, местная печать представила Свиридова своей искушённой публике как «наиболее поэтичного из современных советских композиторов».

Россия – страна простора, страна песни, страна минора, страна Христа

Свиридов Георгий Васильевич

В последние годы Свиридов много болел. 6 января 1998 года он скончался. Гражданская панихида и похороны состоялись 9 января в Москве. После отпевания в храме Христа Спасителя Свиридов был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Творчество

Свои первые сочинения Свиридов написал ещё в 1935 году - ставший знаменитым цикл лирических романсов на слова Пушкина.

Пока он учился в Ленинградской консерватории, с 1936 по 1941, Свиридов экспериментировал с разными жанрами и разными типами композиции. Он написал Концерт для фортепиано № 1 (1936-1939), Симфонию № 1 и камерную симфонию для струнных (1940).

Стиль Свиридова значительно менялся на ранних этапах его творчества. Его первые произведения были написаны в стиле классической, романтической музыки и были похожи на работы немецких романтиков. Позже многие сочинения Свиридова писались под влиянием его учителя Дмитрия Шостаковича, но также, например в Первой партите для фортепиано, заметно внимание композитора к музыкальному языку Пауля Хиндемита.

Свиридов Георгий Васильевич

Начиная с середины 1950-х годов, Свиридов обрел свой яркий самобытный стиль, и старался писать произведения, которые носили исключительно русский характер.

Музыка Свиридова долго оставалась малоизвестна на Западе, но в России его работы пользовались грандиозным успехом у критиков и слушателей за их простые, но тонкие по форме лирические мелодии, масштаб, мастерскую инструментовку и ярко выраженный, оснащенный мировым опытом национальный характер высказывания.

Свиридов продолжал и развивал опыт русских классиков, прежде всего Модеста Мусоргского, обогащая его достижениями XX столетия. Он использует традиции старинного канта, обрядовых попевок, знаменного пения, а в то же время - и современной городской массовой песни. Творчество Свиридова сочетает в себе новизну, самобытность музыкального языка, отточенность, изысканную простоту, глубокую духовность и выразительность.

Награды и премии

  • Народный артист РСФСР (1953)
  • Народный артист СССР (1970)
  • Герой Социалистического Труда (1975)
  • Ленинская премия (1960) - за «Патетическую ораторию» на слова В. В. Маяковского
  • Сталинская премия первой степени (1946) - за трио для фортепиано, скрипки и виолончели (1945)
  • Государственная премия СССР (1968) - за «Курские песни» для хора и оркестра
  • Государственная премия СССР (1980) - за концерт для хора «Пушкинский венок»
  • Государственная премия Российской Федерации (1994)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (10.12.1995)
  • Четыре ордена Ленина (16.12.1965; 2.07.1971; 18.12.1975; 13.12.1985)
  • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
  • Орден Свободы 2-й степени (Албания, 1954)
  • Ордена и медали иностранных государств
  • Почётный гражданин Курска (1982)
  • Почётный гражданин Москвы (1997).

Память о Свиридове

Искусство, в котором присутствует Бог как внутренне пережитая идея, будет бессмертным

Свиридов Георгий Васильевич

  • 23 сентября 2005 года в Курске был открыт первый памятник композитору, на котором высечены его слова: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться».
  • В родном городе Георгия Свиридова Фатеже 16 декабря 2005 года был открыт мемориальный дом-музей композитора.
  • В Санкт-Петербурге на улице Есенина была открыта школа искусств его имени.
  • В подмосковной Балашихе школе искусств № 1 было присвоено имя композитора.
  • Общественное движение «Россия Православная» учредило памятную медаль «Наше наследие» имени Георгия Васильевича Свиридова для награждения за достижения в области музыкального искусства, творческую деятельность, направленную на поддержку и развитие отечественной культуры.
  • В Москве несколько детских музыкальных школ носят его имя.
  • Имя «Георгий Свиридов» носит Airbus A320 Аэрофлота (б/н VP-BDK).

Сочинения

Величие художника – это величие души (величие духа) художника. Величие Мусоргского и Бородина – это величие христианина

Свиридов Георгий Васильевич

  • 7 маленьких пьес для фортепиано (1934-1935)
  • 6 романсов на слова А.Пушкина (1935)
  • 7 романсов на слова М.Лермонтова (1938)
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (1936-1939)
  • Камерная симфония для струнных (1940)
  • 3 романса на стихи А.Блока (1941)
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 2 (1942)
  • Музыкальная комедия «Раскинулось море широко» (1943)
  • Соната для фортепиано (1944)
  • Романсы для голоса и фортепиано на стихи Уильяма Шекспира (1944-60)
  • Квинтет для фортепиано и струнных (1945)
  • Трио для фортепиано, скрипки и виолончели (1945; Сталинская премия, 1946)
  • Вокальный цикл «Страна отцов» для тенора, баса и фортепиано на стихи А. И. Исаакяна, состоит из 11 романсов (1950)
  • Музыкальная комедия «Огоньки» (1951)
  • Оратория «Декабристы» на слова Александра Пушкина и поэтов-декабристов (1954-55, не окончена)
  • Романсы для голоса и фортепиано на стихи Роберта Бернса в переводах Самуила Маршака (1955)
  • Вокальный цикл для тенора, баритона и фортепиано «У меня отец крестьянин» на стихи Сергея Есенина (1956)
  • Вокально-симфоническая поэма «Памяти Сергея Есенина» (1956)
  • «Патетическая оратория» на слова Владимира Маяковского ([; Ленинская премия, 1960)
  • Вокальный цикл (поэма) «Петербургские песни» для четырёх певцов-солистов, фортепиано, скрипки и виолончели на стихи Александра Блока (1961-69)
  • Музыка для камерного оркестра (оркестровая версия Квинтета для фортепиано и струнных 1964)
  • «Курские песни» для смешанного хора и оркестра, слова народные (1964; Государственная премия, 1968)
  • Музыкальные иллюстрации к повести Александра Пушкина «Метель» (1964)
  • Маленькая кантата для хора и оркестра «Деревянная Русь» на стихи Сергея Есенина (1964)
  • «Маленький триптих» (1964)
  • Маленькая кантата для хора и оркестра «Снег идет» на стихи Бориса Пастернака (1965)
  • Маленькая кантата для хора и оркестра «Грустные песни» на стихи Александра Блока (1965)
  • Романс «Эти бедные селенья» для голоса, фортепиано и гобоя на слова Фёдора Тютчева (1965)
  • Сюита «Время, вперёд!» (1965) музыка к одноимённому кинофильму М. Швейцера - тема заставки программы «Время», выпуска новостей СССР в 21 час.
  • «Весенняя кантата» для хора и оркестра (1972)
  • Музыка к спектаклю Малого театра «Царь Фёдор Иоаннович» (1973)
  • Музыка к памятнику павшим на Курской дуге (1973)
  • Хоровой концерт «Памяти А. А. Юрлова» для смешанного хора, поющего без слов (1973)
  • Кантата «Ода Ленину» на слова Роберта Рождественского для чтеца, хора и оркестра (1976)
  • «Отчалившая Русь», цикл для голоса и фортепиано на слова Сергея Есенина (1977)
  • Гимны Родины для хора (1978)
  • 25 песен для баса и фортепиано (1939-1979)
  • «Пушкинский венок» для хора с оркестром (1979)
  • «Ночные облака», кантата на слова Александра Блока для смешанного хора a cappella (1979)
  • 10 романсов на слова А.Блока (1972-1980)
  • «Ладога», поэма для хора на слова A. Прокофьева (1980)
  • «Песни», концерт для хора a cappella на слова Александра Блока (1980-1981)
  • «Петербург», вокальная поэма (1995)
  • «Песнопения и молитвы» (для хора без сопровождения)

Фильмография

Искусство – не только искусство. Оно есть часть религиозного (духовного) сознания народа. Когда искусство перестаёт быть этим сознанием, оно становится «эстетическим» развлечением. Люди, которым не близко это духовное сознание народа, не понимают сущности искусства, его сакраментального смысла

Свиридов Георгий Васильевич

  • 1940 - Поднятая целина
  • 1946 - Дон Сезар де Базан
  • 1951 - Пржевальский
  • 1952 - Римский-Корсаков
  • 1953 - Великий воин Албании Скандербег
  • 1956 - Полюшко-поле
  • 1960 - Красная площадь
  • 1961 - Воскресение
  • 1964 - Русский лес
  • 1964 - Метель
  • 1966 - Время, вперёд!
  • 1976 - Доверие
  • 1982 - Красные колокола. Фильм 2. Я видел рождение нового мира
  • 1996 - «Время Георгия Свиридова» - документальный фильм, 52 мин., режиссёр Никита Тихонов

Георгий Васильевич Свиридов - цитаты

Искусство нашего века несет большую ответственность за то, что оно настоятельно и талантливо проповедовало бездуховность, гедонизм, нравственный комфорт, кастовую, интеллигентскую избранность, интеллектуальное наслажденчество и еще того хуже: упоенно воспевало и поэтизировало всякого вида зло, служа ему и получая от этого удовлетворение своему ненасытному честолюбию, видя в нем освежение, обновление мира. Все это, несомненно, нанесло огромный вред человеческой душе...

Дело добра могло бы казаться совершенно безнадежным, ибо души, подвергшиеся столь сильной обработке и омерщвлению, воскресить, пожалуй, уже невозможно. Но мудрость жизни заключена в ней же самой: новые поколения приходят в мир вполне чистыми, значит, дело в том, чтобы их воспитать в служении высокому добру...

Моя музыка - некоторая маленькая свеча «из телесного воска», горящая в бездонном мире преисподней».

Водораздел, размежевание художественных течений происходит в наши дни совсем не по линии «манеры» или так называемых «средств выражения». Надо быть очень наивным человеком, чтобы так думать. Размежевание идет по самой главной, основной линии человеческого бытия - по линии духовно-нравственной. Здесь - начало всего - смысла жизни!

Русская культура неотделима от чувства совести. Совесть - вот что Россия принесла в мировое сознание. А ныне - есть опасность лишиться этой высокой нравственной категории...

6.01.1998. Умер композитор Георгий Васильевич Свиридов.

Георгий Васильевич Свиридов (3.12.1915-6.1.1998), выдающийся русский композитор. Родился в Фатеже (Курская губерния) в семье почтового служащего. Отец погиб во время гражданской войны. После окончания музыкальной школы в Курске учился в ленинградском 1-м музыкальном техникуме, а с 1936 г. – на композиторском факультете Ленинградской консерватории, которую окончил в 1941 г. по классу Д.Д. Шостаковича. С 1956 г. жил в Москве; работал в театре и кино, в 1968–1973 гг. руководил Союзом композиторов РСФСР.

В первых произведениях Свиридова было заметно влияние Шостаковича. Но с середины 1950-х годов определился его собственный стиль, являвший собой скорее противоположность школе Шостаковича. Прежде всего, Свиридов сосредоточился на жанрах, связанных с русским поэтическим словом, – кантате, оратории, вокальном цикле (грани между жанрами у него часто стираются), и все его высшие достижения связаны именно с этой областью творчества, хотя и среди немногочисленной инструментальной музыки композитора есть настоящие шедевры, среди них – "Маленький триптих" для оркестра (1966) и "Метель" (музыкальные иллюстрации к повести , 1974).

Кроме того, с именем Свиридова связано характерное для 1960-х гг. движение в отечественной музыке, которое иногда называют "новой фольклорной волной". Главными его произведениями в этом направлении стали "Поэма памяти ", вокальный цикл "У меня отец – крестьянин" (1957), кантата "Деревянная Русь" (1964) и поэма "Отчалившая Русь" (1977) на стихи Есенина, а также – в очень большой мере – кантата "Курские песни" (1964) на подлинные народные напевы и тексты и ряд произведений на стихи Блока (в частности, вокальные циклы "Петербурские песни", 1964, и "Шесть песен", 1977), ("Весенняя кантата", 1972), Пушкина ("Пушкинский венок", 1979).

Основной чертой творчества композитора можно считать национальную направленность (почти во всех его произведениях так или иначе прослеживается песенная основа), в этом смысле Свиридов – продолжатель ; далее можно говорить о лаконизме и мудрой простоте форм, прозрачности фактуры и т.д. "Свиридовская простота", не имеющая ничего общего с упрощением, – на самом деле сложное явление; в том же ключе – обретения корней – может рассматриваться и свиридовский "неофольклоризм". Можно говорить о национальной ностальгии в связи с образным міром его музыки, которая нередко звучит как прощание с ушедшей («отчалившей») Россией.

Пронзительность свиридовской музыки своеобразно проявляется в том пласте его творчества, который связан с духовными мотивами. В 1973 г. он создал три замечательных хора к трагедии "Царь Федор Иоаннович" и "Хоровой концерт памяти А.А. Юрлова" (рано умершего замечательного хормейстера, одного из лучших исполнителей музыки Свиридова). В последнее десятилетие своей жизни Свиридов постоянно работал над хорами на церковнославянские тексты: некоторые из них вошли в хоровой цикл "Песнопения и молитвы", но большая часть написанного им пока не издана и не исполнена.

Однако пришедшие коммунистам на смену правители и их откровенно циничная идеология разложения народа переполнили чашу терпения Георгия Васильевича. Он неоднократно ставил подпись под патриотическими воззваниями, участвовал в мероприятиях оппозиционного Союза писателей России. У него было точное чутье зла в развязанных разрушительных процессах. Президент Национального Свиридовского фонда А.С. Белоненко говорит о нем:

«Георгий Васильевич часто говорил о том, как зло проявляется в современной музыке. По его мнению, сейчас мір оброс недостатками и пороками гораздо больше, чем в дни молодости композитора. Распространилась музыка невысокого разбора, пустая, не связанная с высокими помыслами. Свиридов считал, что такая музыка творит тяжелое, черное дело. Она не только не обогащает людей, как музыка великих композиторов прошлого, но и отупляет их. К тому же музыка лёгкая, – особенно часто подчёркивал Свиридов в любой беседе о современном состоянии искусства, – она сознательно насаждается. Причины такому положению музыкальных дел композитор называл откровенно подлыми. Он обвинял власть, и не только нашей страны, в том, что она зомбирует людей звуковой отравой. Властителям-кукловодам, утверждал Свиридов, одурение музыкальными средствами помогает управлять людьми».

В вышедшей посмертно книге Свиридова "Музыка или судьба" читаем:

«В наше время Россия духовно опускается еще на один порог преисподней. Культура ее уже невосстановима. Она уже не нужна большинству населения. Так называемый "культурный слой" населения… не состоит или состоит в малой степени из представителей коренного населения страны. Это… общество, глубоко враждебное русской нации, русской культуре, русской истории и искусству. Этот культурный слой не может двигать далее культуру вперед, т.к. у него нет контакта с фундаментом жизни, нет контакта с землей, рождающей все, в том числе и культурный фонд. Нет гения безпочвенного. Вот причина "войны" против почвенников… Высказанное вслух чувство национального достоинства русского художника, его тревога за судьбу преследуемой и истребляемой русской культуры становились, да и сейчас становятся равносильными государственному преступлению... В России как раз царят антинациональные, антирусские тенденции или, как их называют, "русофобские". Выразителями национальных настроений России служат люди, наподобие некоей m-m Боннэр…»

Наблюдая преобладающую национальность русофобов-разрушителей, Свиридов откровенно затрагивал и эту "запретную тему", из-за чего издатели не осмелились опубликовать его записи полностью. Однако в книге оставлены и многие побочные замечания, например: «Большой театр перестал быть театром прежде всего национальной оперы… Чего стоят некоторые оперы или балеты, в которых великие, глубочайшие произведения русской и зарубежной литературы обращены в рыночную дешевку? Кто же пойдет работать в этот еврейский лабаз?..». Немало и таких метких констатаций: «Евреи… возненавидели Революцию, как любовницу, которая их разлюбила».

«Мы переживаем эпоху третьей міровой войны, которая уже почти заканчивается и происходит на наших глазах. Страна уничтожена, разгрызена на части. Все малые, а отчасти и большие народы получают условную независимость, безоружные, нищие, малообразованные. Остатки бывшей России будут управляться со стороны – людьми, хорошо нам известными. Русский народ перестаёт существовать как целое, как нация… Падение России как смерть Христа, убитого римлянами и евреями на наших глазах».

«Потеряна Россия, прекратилась её история, потеряна Русская земля, потерян (и это – главное) народ русский. Русских в стране как будто и нет. Татары населяют Татарстан, узбеки – Узбекистан… Русский же народ, давший свое имя (Россы) стране, ныне уравнен в правах по названию: все – Россияне. Но россияне – это не национальность, это всего лишь знак проживания в определенном месте. Таким образом, народ наш, уже во второй раз в нашем столетии, лишен национального признака. В первый раз это было после октябрьского переворота, ныне отвергаемого теми, кто на деле совершил его вновь, выполняя замысел уничтожения России как государства и истребления нас как нации, целиком. И выродившиеся русские поощряют самоистребление в своей тупости, низости и слепоте»...

Оптимизма о судьбе России в этой книге мало. Но Георгий Васильевич надеялся еще на спасительную роль русской литературы: «...Для того, чтобы завоевать Россию окончательно, надо еще многих из нас просто перебить, как собак...». Но «пока жива литература, жив и русский народ».



Георгий Васильевич Свиридов - выдающееся явление музыкальной культуры страны. Его творчество занимает особое, приметное место в искусстве. Принадлежность Свиридова к русской культуре настолько очевидна, что для ее доказательства не требуется никаких рассуждений. Ведь он продолжал и развивал опыт русских классиков, прежде всего Модеста Мусоргского 1 , обогащая его достижениями XX в. Георгий Васильевич использовал традиции старинного канта, попевок, знаменного пения и в то же время - современной песни. Творчество Свиридова сочетало в себе новизну, самобытность музыкального языка, отточенность, изысканную простоту, глубокую духовность и выразительность.

Музыку Георгия Свиридова, благодаря ее простоте, легко отличить от произведений других композиторов. Весь свой талант он раскрыл как автор вокальной музыки - романсов, хоров, ораторий. В этом жанровом предпочтении он явно шел против течения, выдвинув на первый план чисто песенную природу творчества в противовес сложной волне инструментализма. Он работал в так называемом тональном направлении, в стороне от авангардистских установок. Георгий Свиридов, по словам его учителя Дмитрия Шостаковича, «не уставал изобретать новый музыкальный язык», подыскивать «новые изобразительные средства».

Будучи невероятно требовательным в первую очередь к самому себе, Свиридов не окончил множество сочинений. Иногда оставалось лишь написать последний аккорд, и, размышляя над расположением голосов в этом аккорде, Георгий Васильевич месяцами не мог завершить партитуру.

Вот как описывает впечатление от музыки Свиридова композитор Владимир Рубин: «Как-то Георгий Васильевич предложил послушать его новое произведение. После проигранных мелодий я был в совершенном смятении. Мысли и чувства были так возбуждены, что слова не шли на ум. Я молчал. Молчание становилось тягостным. Георгий Васильевич почувствовал мое состояние и предложил сыграть в шахматы. Так мы и не поговорили. Это был один из самых праздничных вечеров в моей жизни…»

Творческий путь


Георгий Свиридов родился 3(16) декабря 1915 г.в городе Фатеже, который располагался тогда в Курской губернии. Отец его, Василий Григорьевич, был крестьянином, затем, получив образование, стал почтово-телеграфным служащим. Мать, Елизавета Ивановна - учительницей. В 1917 г. Василий Григорьевич вступил в партию и после установления в Фатеже советской власти заведовал уездным отделом труда. В 1919 г. его убили деникинцы.

С девяти лет 2 Георгий Свиридов жил в Курске. Здесь началось его страстное увлечение книгами. Лишь постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка 3 . Еще 4 в Фатеже мальчик начал занимался музыкой с домашней учительницей. Такие же занятия продолжались и в Курске, но скучные упражнения тяготили мальчика, и уроки прекратились. Гораздо больше, чем рояль, юного любителя музыки привлекала балалайка. Свиридов взял ее у одного из своих товарищей и вскоре по слуху научился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов. Играя в оркестре, Свиридов оттачивал технику и не переставал мечтать о том, чтобы получить музыкальное образование. Летом 1929 г. он решается поступить в музыкальную школу. На вступительном экзамене мальчик должен был играть на рояле, но поскольку никакого репертуара у него в то время не было, то он сыграл марш собственного сочинения. Комиссии он понравился, и в школу его приняли.

В музыкальной школе Свиридов стал учеником Веры Уфимцевой 5 . Общение с этим педагогом очень многим обогатило Свиридова - он научился профессионально играть на рояле. В годы учебы он был частым гостем в доме Уфимцевых, и именно Вера Владимировна стала тем человеком, кто посоветовал Свиридову посвятить свою жизнь музыке. Окончив обучение в школе, он продолжил занятия музыкой у Михаила Крутянского. По его совету, в 1932 г. Свиридов поехал в Ленинград и поступил в музыкальный техникум по классу рояля, которым руководил профессор Исайя Браудо 6 . В то время Свиридов жил в общежитии и, чтобы прокормиться, играл по вечерам в кино и в ресторанах.

Под руководством профессора Браудо Свиридов очень быстро совершенствовал исполнительскую технику. Но уже через полгода его учитель убедился в том, что у Свиридова есть врожденный дар композиции, и он добивается перевода Георгия Васильевича на композиторское отделение техникума, в класс, которым руководил известный музыкант Михаил Юдин 7 . В то время там обучалось много талантливых людей. Среди них были: Никита Богословский 8 , Иван Дзержинский 9 , Владимир Соловьев-Седой 10 . Всего за два месяца, под руководством Юдина, Свиридов написал свою первую курсовую работу - вариации для фортепиано 11 . В классе Михаила Юдина Свиридов пробыл около трех лет. За это время он написал много разных сочинений, но самым известным стал цикл из шести романсов на стихи Пушкина. Они были изданы и вошли в репертуар таких известных певцов, как Сергей Лемешев и Александр Пирогов. Однако недоедание и напряженная работа подорвали здоровье юноши, ему пришлось прервать учебу и уехать на некоторое время на родину в Курск.

Набравшись сил и укрепив здоровье, летом 1936 г. Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию и стал лауреатом именной стипендии им. Анатолия Луначарского 12 . Первым его педагогом там был профессор П.Рязанов, которого через полгода сменил Дмитрий Шостакович. Под руководством своего нового наставника начались годы упорного, напряженного труда, овладения композиторским мастерством. Он стал осваивать разные стили, пробовать свои силы в различных видах музыки. Свиридов в консерваторские годы сочинил скрипичную и фортепианную сонаты, Первую симфонию, Симфонию для струнного оркестра. В 1937 г. Свиридов был принят в Союз композиторов СССР.

Такое успешное окончание консерватории сулило молодому композитору блестящие перспективы. И когда он, наконец, получил возможность профессионально заниматься своим любимым делом, началась война… Мобилизованный в 1941 г., спустя несколько дней после окончания консерватории, Свиридов был отправлен в Ленинградское военное училище воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС), которое в августе 1941 г. было перебазировано в город Бирск Башкирской АССР.Однако, в конце года он был демобилизован по состоянию здоровья.

Еще в самом начале войны Свиридов написал первые свои песни для фронта, из которых самой известной стала «Песня смелых» на стихи Суркова 13 . Тогда Свиридову впервые пришлось поработать и для музыкального театра 14 - он создает оперетту 15 «Раскинулось море широко», в которой рассказывалось о жизни и борьбе балтийских моряков в осажденном Ленинграде.

За три года композитор написал несколько крупных камерно-инструментальных произведений, отразивших события и переживания военных лет. В 1944 г. Свиридов возвратился из Новосибирска 16 в Ленинград, в послевоенные годы творчество его становится более разнообразным. К этому периоду относятся: вокальные сочинения, поэма «Песни странника», сюита на слова Уильяма Шекспира, новые романсы и песни на слова советских поэтов, появившиеся в 1948 г. В это время Свиридов много работает в театре и кино.

В 1949 г. Свиридов познакомился с творчеством армянского поэта АветикаИсаакяна и был потрясен его вдохновенной поэзией. Один за другим стали появляться романсы на стихи Исаакяна в переводах А.Блока и иных поэтов. Вскоре сложился замысел большой вокальной поэмы для тенора и баса с фортепиано в одиннадцати частях под названием «Страна отцов». В 1955 г. Свиридов написал девять песен для баса с фортепиано на стихи Роберта Бернса в переводе С.Маршака. Если в поэме «Страна отцов» каждая часть представляла собой картину, то песни на слова Бернса были галереей музыкальных портретов простых людей, вереницей сценок из их жизни вокруг одного образа - молодого человека, «лучшего парня наших лет». В ноябре 1955 г. Свиридов, увлекшись поэзией Сергея Есенина, написал несколько песен на его стихи. За ними последовал ряд других, и в порыве творческого вдохновения всего за две недели родилась многочастная поэма «Памяти Сергея Есенина 17 ». Она была впервые исполнена 31 мая 1956 г. в Москве.

Музыка Свиридова не была музыкальной иллюстрацией к полюбившимся ему стихам. Композитор умел как бы «читать» поэзию, он всегда был очень внимателен и чуток к неповторимым особенностям слога авторов. Четко обозначилась основная линия творчества композитора - создание вокальной музыки, при этом инструментальные произведения не исчезали из сферы его интересов.

Поначалу в творчестве Свиридова преобладали камерные жанры - песня и романс, но постепенно он переходил к более крупным формам, в частности к ораториям. И каждое его произведение было очень одухотворенным. Линия романтики, идущая от «Патетической оратории», которая была написана в 1959 г., получила свое дальнейшее продолжение в очень динамичной музыке к кинофильму «Время, вперед!» в 1966 г., которая многие годы была музыкальной заставкой к информационной телевизионной программе «Время», а также в оратории «Двенадцать» по поэме Александра Блока. Следом за ораторией были написаны «Весенняя кантата» на стихи Николая Некрасова, кантата «Деревянная Русь» на стихи Сергея Есенина, несколько хоровых сочинений без сопровождения на его же стихи «Вечером синим», «Табун», «Душа грустит о небесах», кантата «Снег идет» на стихи Бориса Пастернака. Эти произведения были отмечены высоким профессионализмом и наполнены поэтическими образами.

В 1960-е гг. был создан вокальный цикл «Курские песни», ставший вершиной творчества Свиридова тех лет. Основой для цикла послужили народные песни Курской области, записанные группой фольклористов и изданные в конце 1950-х гг. В «Курских песнях» не проступали черты какой-либо определенной эпохи. Однако в музыке этого произведения нашла отражение жизнь русского народа со всеми его особенностями. Композитор не спеша разворачивал перед слушателями историю жизни, показывая ее различные грани. В семи песнях выстраивалась единая драматическая линия с кульминацией и итогом - яркой народной сценой, оптимистической по характеру. Чуткое постижение народно-песенного материала позволило композитору создать и особую гармоническую структуру музыкального сопровождения, которое своей емкостью, выразительностью основной мелодической линии способствовало выявлению смысла, содержания всего целого.

  1. «Самый великий наш композитор - конечно же Мусоргский. Совершенно новый для всего мирового музыкального искусства язык, обогащенный мощным религиозным чувством, да еще в ту эпоху, когда оно уже начало выветриваться из мировой жизни… И вдруг „Хованщина“! Это же не просто опера, это разговор с Богом», - писал Георгий Васильевич.
  2. Ранние детские воспоминания Георгия были связаны с образами южнорусской природы и трагедиями гражданской войны, одной из которых стало убийство отца. Не случайно композитор позже многократно возвращался к поэзии русской деревни в вокальном цикле «У меня отец крестьянин» в 1957 г., кантате «Курские песни», в хоровых сочинениях «Деревянная Русь» в 1964 г. и «Лапотный мужик» в 1985 г. Он также возвращался к страшным потрясениям революционных лет, создав «1919» - 7 часть «Поэмы памяти Есенина», сольные песни «Повстречался сын с отцом» и «Смерть комиссара».
  3. Непосредственное общение с сельской средой, как и пение мальчика в церковном хоре, было естественным и органичным. Именно эти два краеугольных камня русской музыкальной культуры - народная песенность и духовное искусство, жившие с детства в музыкальной памяти ребенка, - стали опорой мастера в зрелый период творчества.
  4. В 1920 г. Елизавета Свиридова была поощрена за хорошую работу, и в качестве премии ей предложили на выбор корову или рояль «Беккер», как было сказано, «из реквизиционного фонда». Корова в то время была бы хорошим подспорьем для вдовы с двумя детьми, но Елизавета Ивановна выбрала рояль, так как видела необыкновенный интерес сына к музыке и считала материнским долгом поддержать его.
  5. Она является женой известного русского изобретателя Анатолия Уфимцева.
  6. Исайя Александрович Браудо (28 июля 1896, Боярка, Киевская губерния, ныне Киевская область - 11 марта 1970, Ленинград) - выдающийся советский органист, крупнейший знаток, исследователь и пропагандист органной музыки и органного творчества.
  7. Михаил Алексеевич Юдин (16 сентября 1893, Санкт-Петербург - 8 февраля 1948, Казань) - русский, советский композитор, профессор Ленинградской и Казанской консерваторий.
  8. Никита Владимирович Богословский (1913–2004) - советский и российский композитор, дирижер, пианист, литератор. Народный артист СССР.
  9. Иван Иванович Дзержинский (1909–1978) - советский композитор.
  10. Василий Павлович Соловьёв-Седой (настоящая фамилия - Соловьёв; 1907–1979) - российский композитор, народный артист СССР (1967).
  11. Это произведение до сих пор известно среди музыкантов и используется как учебный материал.
  12. Анатолий Васильевич Луначарский (11 (23) ноября 1875, Полтава, Российская империя - 26 декабря 1933, Ментона, Франция) - советский государственный деятель, писатель, переводчик, публицист, критик, искусствовед.
  13. Алексей Александрович Сурков (1 (13) октября 1899, деревня Середнево, Рыбинский уезд, Ярославская губерния - 14 июня 1983, Москва) - русский советский поэт, журналист, общественный деятель.
  14. Кроме того, он писал музыку для спектаклей эвакуированных в Сибирь театров.
  15. Эта оперетта Свиридова стала первым музыкально-драматическим произведением, посвященным войне. Она была поставлена в нескольких театрах и много лет не сходила со сцены. В 1960 г. оперетта Свиридова стала основой для музыкального телефильма, который был сделан на Центральном телевидении.
  16. Сюда была эвакуирована Ленинградская филармония.
  17. Вспоминая то время, художественный руководитель Московского камерного хора профессор Владимир Минин рассказывает: «Противно было от звучавших тогда ораторий, опер, кантат, которые писали по специальным заданиям, о партии, к празднику Октября. И вдруг в 1956 г. в хор Свешникова, где я работал, Георгий Свиридов принес „Поэму памяти Сергея Есенина“. Он сам пел и играл. Впечатление было ошеломляющее. Музыка, подстать стихам замечательного русского поэта Есенина, казалась такой же естественной и простой. Было такое ощущение, что она жила в каждом из нас, а Свиридов просто записал ее нотами. Так началось мое увлечение музыкой Свиридова и наше сотрудничество, длившееся более трех десятилетий».

Список использованной литературы

  1. Музыкальный мир Георгия Свиридова. Сборник статей (составитель А. С. Белоненко). М.: Советский композитор, 1990.
  2. Полное собрание сочинений Георгия Свиридова в 30 т. (под редакцией В. А. Чернушенко и А. С. Белоненко). Т. 21. М.-СПб.: Национальный Свиридовский фонд, 2001.
  3. Георгий Свиридов в воспоминаниях современников (под редакцией А. Б. Вульфова; автор предисловия В. Г. Распутин). М.: Молодая гвардия, 2006.
  4. Книга о Свиридове. Размышления. Высказывания. Статьи. Заметки (составитель А. А. Золотов). М.: Советский композитор, 1983.
  5. Чайковский Б. А. Книга о Свиридове. М., 1990.
  6. Сохор А. Н. Свиридов Георгий Васильевич. // МЭ в 6 т. Т. 4. (главный редактор Ю. В. Келдыш). М., 1978.

Композитор Петр Ильич Чайковский
Автор: диакон Анатолий Трушин
Вставал он между 7 и 8 часами и до девяти с половиной посвящал время серьезному чтению, сюда входили философские сочинения, а также занятия английским языком. Затем до часу дня он работал и отвечал на письма. После обеда композитор два часа гулял в одиночестве.


Композитор С.И. Танеев
Автор: Диакон Анатолий Трушин
Сергей Иванович Танеев –композитор, пианист, педагог, ученый и общественный деятель – самобытнейшее явление русской культуры, человек, без которого невозможно представить развитие русской национальной музыки конца XIX–начала XX веков.



Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт " ".
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Биография и эпизоды жизни Георгия Свиридова. Когда родился и умер Георгий Свиридов, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты композитора, фото и видео.

Годы жизни Георгия Свиридова:

родился 3 декабря 1915, умер 6 января 1998

Эпитафия

«Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться».
Надпись на первом памятнике Георгию Свиридову в Курске

Биография

Композитор Георгий Свиридов получил всенародное признание и любовь за малые формы музыкальных произведений - романсы, песни, пьесы. Самыми знаменитыми из написанных им вещей стали две: «Время, вперёд!» и вальс к фильму по повести Пушкина «Метель». За свою творческую жизнь композитор был удостоен множества престижных премий и навсегда вошёл в историю советской музыки, став достойным учеником Дмитрия Шостаковича.

Свиридов родился в нынешней Курской области, в семье работника почты и учительницы. Со школьной скамьи Георгий увлекался литературой и музыкой: его первым музыкальным инструментом стала балалайка. Он был принят в народный ансамбль и отучился в музыкальной школе меньше трёх лет, после чего педагог, заметивший его необыкновенный талант, посоветовал ему ехать в Ленинград.

В Ленинграде юноше приходилось не слишком легко, и ради денег он играл вечерами на киносеансах и в ресторанах. Поступив в консерваторию, он через год перевёлся в класс Д. Шостаковича, и последний остался любимым наставником и другом Свиридова на всю жизнь.

Свиридов окончил Ленинградскую консерваторию и после войны вернулся в Ленинград, но затем поселился в Москве. В это время композитор начал работать над музыкальным жанром, который сам называет «музыкальной иллюстрацией» - в современном мире его бы назвали саундтреком к книге. Свиридов пишет хоровые циклы на стихи Пушкина, Есенина, Маяковского, Блока. Его «Курские песни» определяют новое направление в отечественной музыке: «новая фольклорная волна», которую впоследствии поддерживают многие композиторы.

За свою продуктивную творческую жизнь Свиридов был отмечен множеством премий; трижды становился лауреатом Государственной премии СССР. В последние годы жизни он работал над церковнославянскими произведениями, большая часть из которых осталась не изданной. Композитор скончался от инфаркта в возрасте 82 лет. Свиридов был отпет в храме Христа Спасителя. Прощание с композитором прошло скромно, в его квартире на Большой Грузинской. Супруга Свиридова, Эльза, пережила мужа всего на четыре месяца.

Линия жизни

3 декабря 1915 г. Дата рождения Георгия Васильевича Свиридова.
1924 г. Переезд семьи Свиридова в Курск.
1929-1932 гг. Обучение в Курской музыкальной школе.
1932 г. Переезд в Ленинград, учёба в Центральном музыкальном техникуме.
1936-1941 гг. Обучение в Ленинградской консерватории.
1935 г. Создание первого цикла романсов на стихи Пушкина.
1937 г. Вступление в Союз композиторов СССР.
1950 г. Присуждение Свиридову Ленинской премии.
1956 г. Переезд в Москву.
1957 г. Вступление в правление Союза композиторов СССР.
1965 г. Создание сюиты «Время, вперёд!».
1968-1973 гг. Работа в должности первого секретаря правления Союза композиторов СССР.
1970 г. Получение звания народного артиста СССР.
1980 г. Вторичное получение звания Героя Социалистического Труда.
6 января 1998 г. Дата смерти Георгия Свиридова.
9 января 1998 г. Похороны Георгия Свиридова на Новодевичьем кладбище в Москве.

Памятные места

1. Фатеж, Курская область (ранее - Курская губерния), где родился Георгий Свиридов и где находится его дом-музей.
2. Курск, где Свиридов жил с 1924 по 1932 год.
3. Санкт-Петербургский музыкальный колледж им. М. П. Мусоргского (ранее - Центральный музыкальный техникум в Ленинграде), где Свиридов учился с 1932 г. по 1936 г.
4. Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Римского-Корсакова (ранее - Ленинградская консерватория), где Свиридов учился с 1936 г. по 1941 г.
5. Новосибирск, где Свиридов жил в эвакуации в 1941-1944 гг.
6. Дом № 36 по ул. Большая Грузинская в Москве, где Свиридов жил с 1956 г.
7. Храм Христа Спасителя в Москве, где происходило отпевание Свиридова.
8. Новодевичье кладбище, где похоронен Георгий Свиридов.

Эпизоды жизни

В своём творчестве Свиридов значительно вырос с годами: сперва его произведения копировали романтический немецкий стиль, позднее - были похожи на сочинения Шостаковича, у которого Свиридов учился в консерватории. Но где-то с середины века творчество Свиридова, часто обращавшегося к народной традиции, стало совершенно особенным и несомненно русским.

Во время Великой Отечественной войны композитор был мобилизован (это произошло сразу после окончания консерватории), но затем его комиссовали по состоянию здоровья. До 1944 г. Свиридов находился в эвакуации в Сибири, где писал патриотические песни и музыку для спектаклей эвакуированных театров. Композитор был награждён медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Фрагмент сюиты «Время, вперёд!» стал заставкой для новостного выпуска программы «Время» в 21:00. В этом качестве его знала вся страна. В послеперестроечные годы заставку сняли, так как она напрямую ассоциировалась с советским режимом.

Могила Георгия Свиридова и его жены на Новодевичьем кладбище в Москве

Заветы

«Искусство нашего века несет большую ответственность за то, что оно настоятельно и талантливо проповедовало бездуховность, гедонизм, нравственный комфорт, кастовую, интеллигентскую избранность, интеллектуальное наслажденчество и еще того хуже: упоенно воспевало и поэтизировало всякого вида зло, служа ему и получая от этого удовлетворение своему ненасытному честолюбию, видя в нем освежение, обновление мира. Все это, несомненно, нанесло огромный вред человеческой душе».

«Искусство, в котором присутствует Бог как внутренне пережитая идея, будет бессмертным».

«Мне поэтическое слово кажется исключительно ценным, весомым. Оно весит в сто или тысячу раз больше, чем слово прозаика. Это слова, которые отобраны поэтом, гением. Они поставлены одно около другого с какой-то… Ну, вот дано ему было поставить эти слова. И они производят на меня сильнейшее впечатление. Россия богата словесным искусством. Это страна Слова. Страна песни. Страна просторов. Страна Христа».

«Я вижу сейчас молодых людей, которые наполняют меня верой в будущее. Я вижу, что есть живые, пытливые, умные люди.
Самое главное, чтобы человек русский перестал обезьянствовать. Вот это главная наша беда. Вечно жить чьим-то чужим примером. Что у соседей или за морем… Вот это чепуха. Надо жить своей жизнью. Жить своей традицией, продолжать свой, накопленный веками, опыт, отбрасывая из него дурное и продолжая хорошее».


Вальс Г. Свиридова из к/ф «Метель»

Соболезнования

«Мне хочется сравнить Свиридова с чем-то очень простым и удивительным. Пусть он будет у меня - не океан, куда впадают реки с громкими именами. Пусть он будет лесной ручей, питаемый безвестными подземными ключами. И если какой-нибудь усталый путник, случайный прохожий набредёт на него, ручей доставит жаждущему нечаянную радость и напоит его влагой, какую он не будет пить ни в каком другом месте…»
Валерий Гаврилин, композитор

«Как бы ни был масштабен мир образов Свиридова, их сущность в пронзительности и нежности чувства. Он создал свою лирическую Вселенную, и я уверен, что мир обречен на его музыку в самом лучшем смысле этого слова. Ее бессмертие заключается не в том, насколько востребована она и популярна. Она внутри устроена как бессмертная. Она бессмертна в сердце своем».
Михаил Аркадьев, композитор, доктор искусствоведения

«Потому что эта музыка - навсегда. Потому что в ней пульс свободной от политической суеты жизни. В ней время, которое вопреки всем ударам судьбы, историческим катастрофам и непоправимым потерям продолжается вечно».
Михаил Швейцер, кинорежиссёр

Музыку Георгия Свиридова несколько десятилетий ежедневно слушает вся страна. Именно его мелодии «Время, вперед!» было суждено стать предвестником и символом всех главных новостей за последние полвека. Наверное, в этом и есть прозорливость судьбы – в прошедшем столетии не было композитора, творчество которого настолько сильно связанно с Россией, ее исконной культурой и духовными основами. Его музыка, наполненная нравственной чистотой, очень сильно воздействует на чувства слушателей, просветляя их, но самое главное она побуждает человека поверить в свои силы.

Краткую биографию Георгия Свиридова и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Свиридова

3 декабря 1915 года в уездном городе Фатеж Курской области в семье телеграфного служащего и учительницы появился на свет первенец. Родители имели крестьянские корни и не могли себе даже представить, что их сын, Георгий Васильевич Свиридов, станет одним из самых знаменитых композиторов России. Через несколько лет у него родились брат и сестра. В 1919 младший сын Свиридовых погиб от испанки, тогда же не стало и отца. Семья перебралась в Курск, где маленький Юра, как в детские годы называли будущего музыканта, начал играть на балалайке, а затем способного ребенка приняли в оркестр народных инструментов.


Педагоги музыкальной школы порекомендовали юноше продолжить образование в Ленинграде. Согласно биографии Свиридова с их легкой руки в 1932 году Юра поступает в музыкальный техникум. После – в консерваторию, где ему посчастливилось стать учеником Д.Д. Шостаковича . Однако взаимоотношения Свиридова со своим великим учителем были далеко не безоблачными. Он даже бросил консерваторию на последнем курсе, не вернувшись на занятия после разгрома, который Шостакович учинил его шести песням на слова А. Прокофьева. Общение между композиторами возобновилось только несколько лет спустя.

Летом 1941 Свиридов попадает из музыкантов в солдаты, но к концу того же года слабое здоровье не позволяет продолжать службу. Вернуться в осажденный Ленинград, где остались мать и сестра, невозможно, и до снятия блокады он работает в Новосибирске. В 1956 году Свиридов переезжает в столицу. В Москве он ведет насыщенную общественную жизнь, занимая руководящие посты в Союзе композиторов.

Еще будучи студентом, композитор женится на пианистке Валентине Токаревой, в 1940 у них рождается сын Сергей. Брак продлился недолго, уже в 1944 году Свиридов уходит из семьи к юной Аглае Корниенко. Через 4 года он снова становится отцом сына, Георгия-младшего, сразу после рождения которого переезжает к своей третьей жене Эльзе Густавовне Клазер. Георгий Васильевич пережил обоих своих сыновей. Сергей покончил жизнь самоубийством в 16 лет, после чего у Свиридова случился первый инфаркт. Георгий Георгиевич скончался 30 декабря 1997 года от хронического заболевания. Эту трагическую новость композитор так и не узнал – супруга собиралась сообщить ему о ней тогда, когда он окрепнет после недавнего инфаркта. Этого так и не произошло – через неделю после смерти младшего сына, 6 января 1998 года Свиридова не стало.



Интересные факты о Свиридове

  • У композитора не осталось прямых потомков. Эльза Густавовна скончалась через четыре месяца после него. Всем творческим наследием Свиридова занимается сын его сестры, искусствовед Александр Белоненко. Он создал Национальный свиридовский фонд и Свиридовский институт. Им была опубликована книга «Музыка как судьба», составленная на основе дневников, которые композитор вел с конца 60-х годов. В 2002 это издание было объявлено книгой года. В 2001 составлен первый полный нотогафический справочник произведений Свиридова, восстановлены неиздававшиеся нотные тексты. В 2002 начато издание Полного собрания сочинений Г.В. Свиридова в 30 томах.
  • Старшего сына Свиридов назвал в честь Сергея Есенина. Младший сын Георгий Георгиевич был крупнейшим специалистом по средневековой японской прозе. В 1991 году его пригласили работать в Японию. Для него это стало в прямом смысле спасением – из-за хронической почечной недостаточности он нуждался в регулярном гемодиализе, который в Японии делали бесплатно.
  • Василий Григорьевич Свиридов, отец композитора, погиб при трагических обстоятельствах. Во время Первой мировой его по ошибке зарубили шашкой красноармейцы, приняв форму почтового служащего за белогвардейскую. Младшая сестра Тамара родилась уже после смерти отца.
  • Георгий Васильевич, в отличие от многих своих коллег-современников, не был обеспеченным человеком. Например, он не имел своей дачи, живя на государственной, а рояль, стоявший у него дома, арендовал у Союза композиторов.
  • Георгий Васильевич был энциклопедически образованным человеком. Его домашняя библиотека насчитывала более 2,5 тысяч книг – от античных драматургов до советских писателей. Он прекрасно разбирался в живописи и скульптуре. Существуют воспоминания очевидцев, как он провел экскурсию в залах с полотнами Тернера в лондонской художественной галерее.



Творчество Георгия Свиридова

В отличие от своего учителя и кумира, Д.Д. Шостаковича , Георгий Васильевич отнюдь не был «вундеркиндом». Из биографии Свиридова мы узнаём, что его первые сочинения датируются 1934-1935 годами – это пьесы для фортепиано и романсы на стихи А.С. Пушкина. Великому поэту суждено будет на долгие годы стать спутником творчества композитора. Именно музыка к пушкинской «Метели » станет самой известной из его работ. Она же станет и его «капканом» - никакие более поздние сочинения не исполнялись столь же часто, именно ее предпочитали и слушатели.

Для композитора, исповедующего классические музыкальные формы, нетрадиционным был и выбор основного творческого направления – вокальная музыка, песня, романс. Хотя были написаны и сонаты, и Фортепианное трио, удостоенное Сталинской премии, и музыка к драматическим спектаклям, и даже единственная симфония. Но изменили жизнь 19-летнего начинающего композитора именно пушкинские романсы . Свиридов писал их и в шумном общежитии музыкального техникума, и в родном доме, больной и голодный в Петербурге, окрепший и обласканный материнским теплом в Курске. Романсы сразу же были изданы, а в год столетия смерти поэта исполнены многими выдающимися певцами.


Композитора вдохновляли поэты первой величины – Лермонтов, Тютчев, Пастернак, Р. Бернс, Шекспир. Он положил на музыку и слог Маяковского, и даже прозу Гоголя. Пожалуй, самыми любимыми и близкими ему были Сергей Есенин и Александр Блок. Начиная с вокального цикла «У меня отец крестьянин » и вокально-симфонической поэмы «Памяти С.А. Есенина », написанных в 1956 году, Свиридов постоянно использует есенинские стихи для создания своих произведений. Почти так же часто он обращается и к поэзии Блока, которого считал пророком своей страны. Среди произведений: «Голос из хора », цикл «Петербургские песни », кантата «Ночные облака » и последняя масштабная работа, на создание которой ушло 20 лет – вокальная поэма «Петербург ». Это сочинение композитор заканчивал, зная, что доверит его первое исполнение молодому баритону Д. Хворостовскому. Премьера состоялась в Лондоне в 1995 году. В 1996-2004 годах певец выпустил два диска свиридовских произведений. Многие годы музой Свиридова была Е. Образцова, с которой были сделаны несколько романсовых концертов, где композитор лично аккомпанировал певице, записаны пластинки.

Заметным направлением творчества Свиридова была хоровая музыка. Это и «Пять хоров на слова русских поэтов », и кантата «Курские песни » на основе фольклорных источников, удостоенная Госпремии, и известнейший «Пушкинский венок ». Жанр этого произведения автор обозначил как хоровой концерт. Венок – это один и символов самой жизни с ее круговоротом времен года, цикличности рождения и смерти. В нем сплетены мысли и чувства, внешнее и внутреннее. Из творческого наследия поэта Свиридов выбрал 10 стихотворений – написанных в разное время, от 1814 до 1836 года, различных по темам, настроению, известных и почти забытых. Каждая из частей концерта, стремясь соответствовать поэтической первооснове, имеет собственное звучание. Автор не ограничивается хором, он вводит инструментальное сопровождение, колокольный звон, использует звучание второго камерного хора.

В 1958-1959 годах Свиридов создает семичастную «Патетическую ораторию » на стихи В. Маяковского. Эта работа стала символом нового этапа в жизни композитора. Оратория была необычна многим – литературным источником (ведь поэзия Маяковского считалась антимузыкальной), расширенным составом оркестра и хора, смелой музыкальной формой. Произведение было удостоено Ленинской премии.

За редким исключением, как, например, кантата «Ода Ленину » на слова Р. Рождественского, Свиридов не изменял своему призванию - воспевать Россию, ее людей, природу, культуру, духовность. Одним из последних произведений мастера стало хоровое сочинение «Песнопения и молитвы», написанное на темы псалмов Давида.

Музыка Свиридова в кино

С 1940 года Георгий Васильевич 12 раз работал для кино. Музыка к двум фильмам превзошла славу самих картин. В 1964 году Владимир Басов снимал «Метель» по одноименной повести Пушкина и предложил Свиридову написать музыку. На свет появились лирические мелодии, великолепно отражающие патриархальную жизнь провинции пушкинской эпохи. В 1973 году композитором были составлены «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель ». Год спустя на экраны вышел фильм «Время, вперед!» о строителях Магнитки. В главных ролях снимались лучшие актеры своего времени. Музыка Свиридова ярко выразила энтузиазм и эмоциональный подъем советской молодежи.


Среди других киноработ композитора: «Римский-Корсаков» (1952), «Воскресение» (1961), «Красные колокола. Фильм 2. Я видел рождение нового мира» (1982). В 1981 году была экранизирована оперетта «Огоньки» (фильм «Это было за Нарвской заставой»).

Музыка Свиридова крайне редко используется в саундтреках к фильмам. Одними из немногих можно назвать: «Масло Лоренцо» (1992), «Мертвец идет» (1995), «Таннер Холл» (2009).

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса