Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Футуризм в литературе. Русский футуризм как направление в литературе — черты, течения и представители

Футуризм (от латинского слова «futurum» - будущее) представляет собой художественное авангардистское движение в литературе и искусстве, образовавшееся в Италии в 1909 году и получившее развитие в России в 1910-1921 гг. Футуристы, провозглашавшие демонстративный разрыв со всеми традиционными правилами и обычаями, в первую очередь интересовались не содержанием, а формой стихосложения, для этого они применяли профессиональный жаргон и вульгарные лексические обороты, использовали язык документов и афиш, придумывали новые слова.

Общепризнанным основателем футуризма считается итальянский поэт Филиппо Томазо Маринетти, который в «Манифесте итальянского футуризма», опубликованном в газете «Фигаро» в 1909 году, призывал «разрушать музеи, библиотеки, сражаться с морализмом» и, будучи сподвижником Бенито Мусолинни, находил общие черты в фашизме и футуризме.

Футуризм, как и другие модернистские направления, отрицал старые нормы и классические традиции, но в противоположность им он отличался крайней экстремистской направленностью, полным нигилистическим отрицанием всего предыдущего художественного опыта. Всемирной исторической задачей футуризма, по мнению Маринетти, было «ежедневно плевать на алтарь искусства».

(Наталья Гончарова "Велосипедист" )

Адепты футуризма ратовали за полное уничтожение различных форм и условностей в искусстве и создание его абсолютно новой формы, которая бы органично вписались в ускоренные жизненные процессы ХХ века. Для этого направления характерны мотивы преклонения перед силой и агрессией, возвеличивания собственной личности и чувство презрения к более слабым, фанатичное поклонение войне и разрушению. Как одно из направлений авангардного искусства для футуризма было очень важным привлечение к себе как можно большего внимания, для этого как нельзя лучше подходило использование приемов эпатажа, различных крайних приемов в поведении авторов, создание атмосферы литературных скандалов. Например, Маяковский читал свои стихи в желтой женской блузе, Каменский выступал с разрисованным лицом и писал стихи на обрывках обоев, Алексей Крученых везде ходил с диванной подушкой, прикрученной к шее шнуром.

Главный герой в произведениях футуристов изображался как житель большого, современного города, наполненного движением, динамикой, здесь жизнь проходит на высоких скоростях, вокруг полно разнообразной техники, жизнь постоянно совершенствуется и выходит на новые этапы развития. Для лирического «эго» футуристов характерно отрицание классических норм и традиций и наличие особого мышления, не принимающего синтаксические правила, нормы словообразования и лексическую сочетаемость. Их главной целью было передача своих мироощущений и понимание происходящих вокруг себя событий любыми понятными и удобными для себя способами.

(Геннадий Голобоков "Памятник" )

Общественно-политическая ситуация, сложившийся в России в начале ХХ века, привела к тому, что футуризм в России привлек к себе большое внимание молодых поэтов-авангардистов, которые в 1910-1914 годах, создали сразу несколько различных группировок этого движения:

  • Кубофутуристы, объединившиеся в группу «Гилея» и называвшие себя «будетляне»: Давид Бурлюк, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Алексей Крученых, Василий Каменский, Бенедикт Лившиц. Их сборники «Дохлая луна» (1913), «Затычка», «Рыкающий Парнас» (1914);
  • Московские эгофутуристы умеренного крыла, создавшие группу «Мезонин поэзии» — Вадим Шершневич, И. Лотарев, Р. Ивнев. Сборники «Верниссаж», «Крематорий здравомыслия»;
  • Петербургские эгофутуристы - Игорь Северянин, Иван Игнатьев, Г. Иванов;
  • Футуристическая группа «Центрифуга» - Николай Асеев, Сергей Бобров, Борис Пастернак. Сборники «Руконог», «Лирень», «Второй сборник Центрифуги» (1914).

История русского футуризма представляет собой сложные взаимоотношения этих четырех групп, каждая из них считала себя представительницей истинного футуризма и настаивала на своей главенствующей роли в данном течении, что в итоге приводило к вражде и разобщенности среди рядов поэтов-футуристов. Что впрочем, не мешало им иногда сближаться и даже переходить из одной группировки в другую.

(Николай Дюльгеров "Рациональный человек" )

В 1912 году члены группы «Гилея» публикуют манифест «Пощечина общественному вкусу», в котором они дерзко призывают «сбросить Пушкина, Достоевского и Толстого с парохода современности».

В своих стихотворениях поэт Алексей Крученых отстаивает права поэта на создание собственного «заумного» языка, именно поэтому его стихотворения часто представляли собой бессмысленный набор слов.

Василий Каменский и Велимир Хлебников в своем творчестве (поэма «И и Э» (1911-12), «музыкальная» проза «Зверинец» (1909), пьеса «Маркиза Дезэс», сборник «Ряв!», «Изборник стихов. 1907-1914») осуществляли различные языковые эксперименты, отличающиеся свежестью и оригинальностью, в дальнейшем имевшие весьма плодотворное влияние на развитие русской поэзии ХХ века.

(Г. Егошин "В. Маяковский" )

Одним из ярких представителей футуризма был выдающийся поэт Серебряного века Владимир Маяковский, активно выступающий не только против различного «старья», а еще и за создание чего-то нового в жизни общества. Его первые стихи, вышедшие в 1912 году, привнесли в данное направление новые темы, которые сразу выделили его среди других представителей футуризма. В своих произведениях (поэмы «Флейта-позвоночник», «Облако в штанах», «Человек», «Война и мир») он отрицал, сложившиеся капиталистические отношения и пропагандировал свои гуманистические взгляды и веру в человеческие возможности. Он был одним из первых русских поэтов, показавших всю правду нового общества.

(Северини Джино "Бульвар" )

После прихода к власти в России партии большевиков в 1917 году, футуризм как литературное направление постепенно стал сходить на нет. Судьба многих его представителей печальна и трагична, кто-то из них был расстрелян (Игорь Терентьев), кто-то отправлен в ссылку, некоторые стали эмигрантами и покинули страну Советов, Маяковский покончил жизнь самоубийством, Асеев и Пастернак отошли от идеалов футуризма и выработали свой индивидуальный стиль. Некоторые футуристы, принявшие революционные идеалы, пытались продолжать свою деятельность и создали организацию ЛЕФ (Левый Фронт Искусства), которая прекратила свое существование в конце 20-х годов ХХ века.

Футуризм как литературное направление в русской поэзии Серебряного века, наряду с символизмом и акмеизмом, сыграл очень важную роль для её дальнейшего развития и привнес немало плодотворных и новаторских идей, ставших основной для поэзии следующего поколения.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова футуризм

футуризм в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

футуризм

футуризма, мн. нет, м. (от латин. futurus - будущий). Направление в искусстве, стремившееся создать новый динамический стиль, разрушающий все традиции, каноны и приемы старого искусства (возникло в начале 20 века в Италии как художественная идеология воинствующей империалистической буржуазии; в России получило развитие, главным образом, среди мелкобуржуазной, анархически настроенной интеллигенции как протест против существующего строя и общественных отношений).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

футуризм

А, м. Формалистическое направление в искусстве и литературе начала 20 в., отвергавшее реализм и пытавшееся создать новый стиль, к-рый должен был бы разрушить все традиции и приемы старого искусства.

прил. футуристический, -ая, -ое. Футуристические стихи.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

футуризм

м. Одно из авангардистских направлений в европейском искусстве начала XX в., отрицавшее художественное и нравственное наследие, противопоставлявшее необычную форму своих произведений канонам и традициям классического искусства.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

футуризм

ФУТУРИЗМ (от лат. futurum - будущее) авангардистское направление в европейском искусстве 1910-20-х гг., преимущественно в Италии и России. Стремясь создать "искусство будущего", декларировал (в манифестах и художественной практике итальянского поэта Ф. Т. Маринетти, российских кубофутуристов из "Гилеи", участников "Ассоциации эгофутуристов", "Мезонина поэзии", "Центрифуги") отрицание традиционной культуры (наследия "прошлого"), культивировал эстетику урбанизма и машинной индустрии. Для живописи (в Италии - У. Боччони, Дж. Северини) характерны сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов, как бы суммирующих впечатления, полученные в процессе стремительного движения. Для литературы - переплетение документального материала и фантастики, в поэзии (В. В. Хлебников, В. В. Маяковский, А. Е. Крученых, И. Северянин) - языковое экспериментирование ("слова на свободе" или "заумь").

Футуризм

(от латинского futurum ≈ будущее), авангардистские художественные движения 10-х ≈ начала 20-х гг. 20 в. в Италии и России. Будучи разной, подчас противоположной идейной ориентации, они сближались некоторыми эстетическими декларациями и отчасти кругом мотивов; рядом черт обнаруживали общность с авангардистскими течениями в Германии, Франции, Англии, Австрии, Польше, Чехословакии. В России термин «Ф.» вскоре стал также обозначением всего фронта «левого» искусства, синонимом авангардизма вообще.

В Италии рождение Ф. отмечено «Манифестом футуризма», опубликован в 1909 в парижской газете «Фигаро»; автор ≈ Ф. Т. Маринетти ≈ вождь и теоретик движения. Развитию Ф. содействовал журнал «Лачерба»(«Lacerba», Флоренция, 1913≈15, издатель. Дж. Папини). Установки Ф. разделяли поэты Дж. П. Лучини, П. Буцци, А. Палаццески, К. Говони, композитор Б. Прателла, живописцы У. Боччони, К. Карра, Дж. Балла, Дж. Северини, Л. Руссоло, архитекторы А. Сант-Элиа и М. Кьяттоне.

Подобно др. течениям авангардизма, Ф. явился субъективно-анархической реакцией на кризис буржуазной культуры (в т. ч. и на декадентство), крах либерально этических иллюзий 19 в. и выразил стихийно-эмоциональное предощущение социального и культурного разлома, наступления новой исторической эпохи с сё лавинным научно-техническим прогрессом, нарастающим утилитаризмом мышления, «омассовлением» культуры. В отличие от течений, испытывавших ужас перед «молохом» цивилизации, футуристы принимали будущее безоговорочно, с экзальтированным оптимизмом, с верой в технику как первопричину современного общественно-культурного сдвига, с провозглашением художественной ценности внешних, веществ. признаков наступающей индустриальной эры. С апологией техники и урбанизма в Ф. сочетались культ героя-сверхчеловека, вторгающегося в мир и расшатывающего «одряхлевшие» эстетические и нравственные устои, культ насилия, упоение социальными катаклизмами (войной как «гигиеной мира» и «бунтом» вообще). Отвергая культурное и художественное наследие, футуристы выдвигали в искусстве принципы эксцентричности, издёвки над традиционными вкусами и шокирующей антиэстетичности. Интимные чувства, идеалы любви, добра, счастья объявлялись человеческими «слабостями»; эмоции и ощущения оценивались по мерке физических (машинных) качеств ≈ силы, энергии, движения, скорости. Современное бытие, которое футуристы призывали моделировать наиболее полно и концентрированно (отсюда проповедь единого, синтетического искусства), мыслилось ими лишь как «жизнь материи» ≈ динамичный комплекс небывалых психических и физиологических вибраций, разнонаправленных сил и движений, звуковых и оптических эффектов. Абстрагированная от духовных ценностей хаотическая регистрация теснящих друг друга впечатлений, механическое совмещение разнохарактерных аспектов, произвол в области формы вели к иррациональности и распаду образного строя.

Поэтические принципы Ф.: передача ощущений в виде цепи бесконтрольных ассоциаций и аналогий («беспроволочное воображение»), акцентирование звуковой и графической «оболочек» текста в ущерб словесному значению (обилие звукоподражаний, аллитераций; фигурные стихи, обращение к рисункам, коллажам, комбинациям из типографских и рисованных шрифтов, математических знаков). В живописи (близкой в некоторых приёмах французскому кубизму, но принципиально отличной от него сюжетностью, литературной подосновой) динамику мира призваны были выразить «вызванные движением» совмещение разных точек зрения, многократное умножение очертаний фигур, их деформация, разложение по пересекающимся «силовым» линиям и плоскостям, резкие контрасты цвета, введение словесных фрагментов (коллажи), как бы выхваченных из потока жизни. В скульптуре (Боччони) иллюзию движения должны были вызвать нагромождения и единонаправленный сдвиг «обтекаемых» или угловатых объёмов. Ряд фантастических проектов «городов будущего» оставили архитекторы-футуристы.

Жёсткий механицизм эстетики Ф., политический «активизм» группы Маринетти (в т. ч. милитаристская и шовинистическая пропаганда) привели в 1913≈15 к расколу движения. В 20-е гг. некоторые его участники пришли к апологии фашистского режима, видя в нём воплощение мечты о великом будущем Италии; другие же вообще отказались от принципов Ф.

В России движение Ф. отчётливо проявилось в литературе и представляло собой сложное взаимодействие различных группировок: самой характерной и радикальной ≈ петербургской «Гилей» (Д. Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, Елена Гуро, В. В. Маяковский, В. В. Каменский, А. Е. Кручёных, Б. К. Лившиц; первые издания ≈ сборники «Садок судей», 1910, «Пощёчина общественному вкусу», 1913), петербургской «Ассоциации эгофутуристов» (И. Северянин, К. К. Олимпов и др.; первое издание ≈ «Пролог эгофутуризма» Северянина, 1911), промежуточных московских объединений «Мезонин поэзии» (В. Г. Шершеневич, Р. Ивнев, Б. А. Лавренев) и «Центрифуга» (С. П. Бобров, И. А. Аксенов, Б. Л. Пастернак, Н. Н. Асеев), а также футуристических групп в Одессе, Харькове, Киеве (в т. ч. творчество М. В. Семенко), Тбилиси. Литература Ф. была связана с «левыми» течениями в изобразительном искусстве (особенно тесными были контакты «Гилей» с группой М, Ф. Ларионова «Ослиный хвост» и петербургским «Союзом молодёжи»). Сходство идейных и эстетических взглядов поэтов и живописцев новой формации, переплетение их творческих интересов (при этом показательно обращение поэтов к живописи, а живописцев к поэзии), их частые совместные выступления закрепляли название «Ф.» за «левыми» течениями в живописи. Однако несмотря на устройство под знаком Ф. целого ряда выставок («Мишень», 1913, «╧ 4», 1914, «Трамвай Б», «0, 10», 1915, и др.), Ф. не выразился в русской живописи ни в итальянском варианте (исключение ≈ отдельные работы К. С. Малевича, Ларионова, Н. С. Гончаровой, О. В. Розановой, П. Н. Филонова, А. В. Лентулова), ни какой-либо другой целостной системой, захватывая как общее понятие широкий круг явлений: «постсезаннизм» «Бубнового валета» , декоративный национальный вариант кубизма, поиски, созвучные немецкому экспрессионизму и французскому фовизму или же близкие примитивизму, «беспредметничеству», дадаизму.

Развиваясь в период между двумя революциями, в атмосфере роста демократических настроений и в то же время духовного разброда в среде интеллигенции, русский Ф. противоречиво сочетал в себе как стихийное неприятие буржуазной действительности, протест против подавления личности современных механистических цивилизацией, так и анархический бунт ради бунта, нигилистическое отрицание всех культурных и нравственных ценностей «старого мира». В Ф. соединялись как требование демократизации искусства, презрение к искусству «элиты», так и крайний индивидуализм, провозглашение абсолютной автономности творчества. Столь же противоречивой была и практика русского Ф. Наряду с программным освоением новейших сфер человеческого опыта, урбанистическими видениями, глобальными масштабами поэтических предчувствий, наряду с воинствующим антиэстетизмом и эпатажем, демонстративным разрушением художественных традиций русские футуристы отдавали дань историко-культурным реминисценциям, фольклорности и архаике, интимизму и чисто лирической эмоциональности. Приняв своё «видовое имя» от итальянского Ф., русские футуристы, называвшие себя также «будетлянами» (круг «Гилеи»), остро ощущали противоположность своих устремлений одноимённому движению в Италии. Русские футуристы, особенно «гилейцы», настойчиво утверждали самобытность генезиса русских Ф. («Нам незачем было прививаться извне ≈ мы бросились в будущее от 1905 года» ≈ Хлебников) и его независимость (показательна обструкция, устроенная частью русских футуристов Маринетти во время его приезда в Россию в 1914).

Поэты «Гилей», ведущей группы русских Ф., отождествили поэтическое слово с вещью, обратили его в знак самодовлеющей физической данности, материал, способный к любой трансформации, к взаимодействию с любой знаковой системой, любой естественной или искусственной структурой. Т. о., поэтическое слово мыслилось ими универсальным «материальным» средством постижения основ бытия и переустройства реальности. Полагая основным критерием стихотворного текста «затруднённость» его восприятия, «гилейцы» следовали в создании поэтической конструкции логике пространственных искусств (прежде всего новейших течений в живописи ≈ кубизма и др.; отсюда их название ≈ «кубофутуристы»), стремились к семантической «уплотнённости», к столкновению и взаимопроникновению ассоциативных ходов, пытаясь выразить элементами поэтической речи чисто пластические характеристики ≈ «плоскость», «фактуру», «сдвиг» и т.п. Это вело к поискам «самовитого слова», т. е. к словообразованию, граничащему с абстракцией, к звукоподражаниям, призванным передать качества зримого мира одной лишь фоникой, к обилию поэтических неологизмов и пренебрежению грамматическими законами, в конечном итоге ≈ к зауми. В контекст поэтических значений втягивалась зримая форма словесного знака (фигурные стихи, графико-словесные композиции, литографированное издание). Отождествление слова с фактом, программная ориентация на современность и антиэстетическая реальность вводили в поэтическую ткань материал, прежде чуждый поэзии, ≈ вульгарную лексику, прозаизмы городского быта, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиши, приёмы цирка и кинематографа. Погружаясь в стихию фактов и материальных знаков времени, отрицая суверенный характер идеального, накопленного культурной традицией смысла словесного знака, подчиняя постижение явлений формальной перестройке поэзии, «кубофутуризм» смог только фиксировать, хотя и чутко, внешние приметы надвигающегося исторического перелома, оставаясь лишь отзвуком общественных потрясений эпохи.

Наряду с общей разнородностью ответвлений Ф. в 10-е гг. происходило расслоение и внутри отдельных группировок. Так, внутри «Гилей» контрастировали социальный пафос Маяковского (не случайно особо отмеченного М. Горьким) и замкнутое в абстракциях словотворчество Кручёных; эгофутуризм со временем оказался представленным творчеством одного Северянина, варьировавшего жеманно-экзотические мотивы ранних «поэз».

Политическая позиция русских Ф., обозначившаяся в годы 1-й мировой войны в антивоенных выступлениях Маяковского, Хлебникова, Асеева, ясно проявилась после Октября.

Приняв установление Советской власти, большинство футуристов активно участвовало в её политико-агитационных начинаниях; исключительная роль принадлежит здесь Маяковскому. Однако претензии некоторых футуристов на «государственное искусство», усилившееся в революционный период нигилистическое отношение к культуре прошлого были осуждены в письме ЦК РКП (б) «О пролеткультах» (1920) и в записках В. И. Ленина А. В. Луначарскому и М. Н. Покровскому по поводу издания поэмы «150 000 000» Маяковского. Многие поэты, ранее входившие в футуристические группы, объединились в ЛЕФ. В 20-е гг. отдельные тенденции Ф. были восприняты имажинистами и обэриутами. Некоторые крупные поэты, начинавшие как футуристы, на протяжении 20-х гг. отошли от Ф. (Маяковский, Асеев и особенно Пастернак).

Лит.: Тастевен Г., футуризм, М., 1914; Луначарский А. В., Футуристы..., Собр. соч., т. 5, М., 1965: Петрочук О., Футуризм, в сборнике: Модернизм, М., 1973; Clough R. Т., Futurism, N. Y.,1961; Poeti futuristi. A cura di G. Ravegnani, Mil., 1963; Baumgarth Chr., Geschichte des Futurismus, Reinbek i Hamb., 1966; llfuturismo, в кн.: L"arte moderna, v. 13≈14, Mil., 1967; Rye J., Futurism, L.,1972; Lucini G. P., Marinetti. Futurismo. Futuristi, Bologna, .

Ф. в России: Ленин В. И., О литературе и искусстве, 4 изд., М., 1969; Луначарский А. В., Собр. соч., т. 2, М., 1964, т. 7, М., 1967; Горький М., О футуризме, «Журнал журналов», 1915, ╧ 1; Чуковский К., Футуристы, П., 1922; Горлов Н., Футуризм и революция..., М., 1924; Кручёных А., 15 лет русского футуризма, М., 1928; Литературные манифесты..., 2 изд., М., 1929; Манифесты и программы русских футуристов, hrsg. von V. Markov, Münch., 1967; Тимофеева В. В., Поэтические течения в русской поэзии 1910-х гг., в кн.: История русской поэзии, т. 2, Л., 1969; Bowra С. М, The creative experiment, L., 1949; Tschižewskij D., Anfänge des russischen Futurismus, Wiesbaden. 1963; Baumgarth С h., Geschichte des Futurismus, Bd 2, Hamb., 1966; Markov V., Russian futurism: a history, .

Е. Ю. Сапрыкина (Ф. в итал. литературе), В. А. Марков.

Википедия

Футуризм

Футури́зм - общее название художественных авангардистских движений 1910-х - начала 1920-х годов, прежде всего в Италии и России. Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения. Они придумывали новые слова, использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиш.

Примеры употребления слова футуризм в литературе.

Это было время, когда литературная жизнь столицы переживала повальное увлечение модернизмом всех оттенков: от агонизирующего символизма до акмеизма и футуризма , дебютировавших на литературной арене.

Однако меня очень заинтересовал немецкий экспрессионизм, и я до сих пор ставлю его выше других современных ему течений, вроде имажизма, кубизма, футуризма , сюрреализма и так далее.

Модернизм, включающий здесь футуризм , акмеизм, имажинизм и другие школы начала века -- понятие фасеточное.

Затем непременно как реакция последовала девальвация в обличий футуризма , конструктивизма, имажинизма и т.

Недаром молодые литературоведы, входившие в круг ОПОЯЗа, -- Шкловский, Брик, Эйхенбаум, Якубинский, Тынянов -- были тесно связаны с футуризмом .

Тем не менее изображенное на нем ничуть ни отвечало современности ни по духу, ни по замыслу, поскольку, при всей причудливости и разнообразии кубизма и футуризма , они редко воспроизводят ту загадочную регулярность, которая таится в доисторических письменах.

Такое противопоставление символизма и футуризма выглядит как движение в рамках содержания в противоположность движению в рамках формы.

Типичными искусствами авангарда являются футуризм , сюрреализм, дадаизм.

Что такое футуризм? Таким вопросом задаются все, кто приступает к изучению стилей и направлений мирового искусства. В этой статье подробно разберем, каким был футуризм в России, расскажем о его представителях и особенностях.

Рождение футуризма

Для того чтобы разобраться, что такое футуризм, исследуем, откуда он возник. Его основоположником и автором самого термина считается итальянский стихотворец, которого звали Филиппо Маринетти. Он жил на рубеже XIX и XX веков. Его самое известное произведение - поэма "Красный сахар". Уже само это название подразумевало под собой дискриминацию настоящего и прошлого и возведение будущего в культ.

В 1909 году в газете "Фигаро" был напечатан манифест футуризма, автором которого стал Маринетти. Текст был обращен к начинающим и талантливым итальянским художникам. Автор провозгласил телеграфный стиль и цель выполнить свою задачу максимум за 10 лет, пока не пришло новое поколение со своими правилами.

Также основоположниками этого направления искусства считаются Джакомо Балла, Франческо Балилла Прателла, Карло Карра, Луиджи Русолло, Умберто Боччони, Джино Северини. Они первыми сформулировали, что такое футуризм. В 1912 году в Париже открылась первая выставка художников-футуристов.

Особенности направления искусства

Среди особенностей футуризма его основатели выделяли категорический отказ от традиционной орфографии и грамматики. Поэты много экспериментировали со словотворчеством, художники часто рисовали движущиеся объекты (автомобили, самолеты, поезда). Даже появился специальный термин «аэроживопись».

Большинство представителей футуризма были в восторге от новинок технического прогресса. Например, мотоцикл объявляли более совершенным произведением искусства, чем работы Микеланджело.

Еще одна особенность футуризма - воспевание революций и войн как одних из самых действенных способов омолаживания мира. Многие современные исследователи рассматривают футуризм как своеобразный симбиоз ницшеанства и манифеста коммунистической партии.

Футуризм в изобразительном искусстве

Изначально футуризм появился в изобразительном искусстве. В живописи он отталкивался от нескольких направлений. Это фовизм, оттуда футуризм почерпнул неожиданные цветовые решения, а также кубизм, у которого перенял смелые художественные формы.

Основными художественными принципами футуризма стали движение, скорость, энергия. На полотнах художники стремились достичь этого различными способами. Для их произведений характерны очень энергичные композиции, на которых фигуры разделены на множество небольших фрагментов, пересекающихся острыми углами. При этом преобладают зигзаги, конусы и мелькающие формы. Эффект движения часто достигается с помощью наложения последовательных фаз на одно и то же изображение. Эта техника получила название «принцип симультанности».

Футуризм в России

Что такое футуризм, в России первым узнали братья Бурлюки. Один из них - Давид - стал основателем колонии футуристов под названием "Гилея", в состав которой за короткое время вошли много ярких индивидуальностей. Например, Владимир Маяковской, Велимир Хлебников, Бенедикт Лившиц, Алексей Крученых, Елена Гуро.

Они выпустили свой первый манифест, который окрестили "Пощечина общественному вкусу". В нем представители футуризма призывали сбросить с парохода современности Пушкина, Толстого, Достоевского и всех остальных классиков. Правда, в конце, несколько смягчая свой призыв, отмечают, что тот, кто не забудет первой любви, не познает последней.

Из русского футуризма вышло три настоящих гения - это Маяковский, Пастернак и Хлебников. При этом судьба большинства представителей этого направления искусства оказалась трагичной. Одни были расстреляны, другие погибли в ссылке. Многих обрекли на забвение, как только их слава прошла.

Черты русского направления

В России стиль футуризм унаследовал большинство основных особенностей этого литературного направления, существовавшего в Европе. Но при этом имел и свои уникальные черты.

Представителей отечественной школы футуризма всегда отличало анархичное и бунтарское мировоззрение, они стремились выражать массовые настроения толпы. При этом всячески отрицали культурные традиции, пытаясь создать искусство, устремленное в будущее.

Футуристы в России выступали категорически против устоявшихся норм литературной речи. Экспериментировали в области ритмики, рифмы, сделали частью своего искусства плакаты и лозунги, особенно это относится к Маяковскому. Поэты находились в постоянном поиске раскрепощенного слова, осуществляя эксперименты по созданию собственного, так называемого "заумного" языка.

Развитие

Популярным и известным в России стал футуризм в Серебряном веке. Одним из ярких представителей был Игорь Северянин, который даже издал в 1911 году сборник своих стихов под названием "Пролог. Эго-футуризм".

К тому времени уже достаточно известными были последователи братьев Бурлюков. Их сборник "Садок судей 1" увидел свет еще в 1910 году. Вообще в русском футуризме стихи играли большую роль. Поэтому и основными составителями манифеста "Пощечина общественному вкусу" стали поэты. Они даже сформулировали четыре основных правила для стихотворцев: необходимость расширять поэтический словарь с помощью новых слов, испытывать ненависть к языку, который существовал до них, отказываться от славы, ключевым сделать слово "мы".

Расцвет футуризма

В России расцвет литературного футуризма пришелся как раз на Серебряный век. Именно тогда наибольшей популярности добилось общество "Гилея", основанное братьями Бурлюками. Но главное - это то, что они не были единственными.

Много последователей нашлось у Игоря Северянина, который пропагандировал эго-футуризм. Основные отличия этого направления заключались в массовом употреблении иностранных слов, рафинированности ощущений и показном себялюбии, эгоизме. Среди последователей Северянина можно выделить Сергея Алымова, Василиска Гнедова, Вадима Баяна, Георгия Иванова, Вадима Шершеневича. В основном эго-футуристы базировались в Петербурге.

В Москве выделялось влиятельное обществе "Центрифуга", в состав которого входили Борис Пастернак, Сергей Бобров, Николай Асеев. Свои футуристические группы существовали в Харькове, Киеве, Баку, Одессе.

Закат эпохи "бури и натиска"

Определенный кризис представители футуризма начали испытывать уже в конце 1914 года, когда окончился период "бури и натиска". Как отмечала София Старкина в воспоминаниях о Велимире Хлебникове, футуристы в России добились быстрого и шумного успеха, обрели скандальную известность, которой желали, выпустили несколько десятков стихотворных сборников, организовали несколько оригинальных театральных постановок, а потому быстро сникли. Как будто почувствовали, что их историческая миссия уже выполнена.

К тому же в 1913-1914 годах умерли несколько известных поэтов этого направления. Это Надежда Львова, Василий Комаровский, Богдан Гордеев, Иван Игнатьев.

После победы в Октябрьской революции большевиков футуризм начал окончательно исчезать. Некоторые представители этого направления вступили в новую литературную организацию «ЛЕФ», название которой расшифровывалось как «Левый фронт искусства». Она распалась в конце 1920-х годов. Некоторые представители футуризма, стихи которых были знамениты в России, эмигрировали. К ним можно отнести Давида Бурлюка, Игоря Северянина, Александра Экстера. Александр Богомаз и Велимир Хлебников умерли. Борис Пастернак и Николай Асеев выработали собственный стиль, далекий от футуризма.

Давид Бурлюк

Если рассказывать о конкретных представителях футуризма в России, то начать, прежде всего, нужно с Давида Бурлюка. Именно он считается основателем этого направления в нашей стране.

Бурлюк родился в 1882 году в Харьковской губернии. В детстве лишился глаза, когда играл с братом с игрушечной пушкой. Учился в художественных училищах Одессы и Казани, затем осваивал живопись за границей. В 1907 году вернулся в Россию, вскоре познакомился с Владимиром Маяковским. Вместе они стали одними из самых ярких представителей отечественного футуризма.

Во время Первой мировой войны не подлежал призыву из-за отсутствия глаза. В 1918 году едва не погиб во время погромов, которые устроили в Москве анархисты. После этого уехал в Уфу. Постепенно добрался до Владивостока, откуда эмигрировал в Японию. Написал около трехсот картин на японские мотивы, денег от их продажи хватило, чтобы поселиться в Америке.

Дважды посещал Советский Союз, в 1956 и 1965 годах, стремился издать на родине свои произведения, но безрезультатно. В 1967 году умер в городке Хэмптон-Бейз в штате Нью-Йорк.

Игорь Северянин

Настоящее имя этого поэта - Игорь Лотарев. Он появился на свет в 1887 году в Санкт-Петербурге. Регулярно печататься начал в 1904 году. Его первый знаменитый сборник стихов под названием "Громокипящий кубок" был напечатан в 1913.

Северянин становится одним из самых известных футуристов. Часто выступает перед большой аудиторией. Проводит несколько совместных поэтических вечеров с Владимиром Маяковским.

Получает неофициальный титул короля поэтов на знаменитом выступлении в Большой аудитории Политехнического музея.

В 1918 году уезжает из Петрограда в Эстонию. Вскоре оказывается в вынужденной эмиграции, когда по условиям Брестского мира Эстония отходит Германии. В Россию он больше не вернулся.

Вдали от родины сильно тоскует, пишет много лирических, ностальгических стихов, которые уже нисколько не похожи на его ранние футуристические опыты. В начале 1940-х начал регулярно болеть. Во Вторую мировую войну Северянина хотели эвакуировать в тыл, но не смогли этого сделать. Игорь к тому времени чувствовал себя уже очень плохо.

В октябре 1941 его перевезли в Таллин, где он умер через два месяца от сердечного приступа.

Футуризм как направление — история, идеи

Русский футуризм, несмотря на свою специфику, не был единичным мировым явлением. В 1909 году в Париже был напечатан манифест футуризма поэтом Ф.Маринетти, направление было широко распространено в Италии.

Специфика итальянского футуризма заключалась в новых взглядах на искусство: поэзия скорости, ритмы современной жизни, пощечины и удары, прославление техники, облика современного города, приветствие анархии и разрушительной силе войны.

Футуризм в русской литературе возник практически одновременно с европейским. В 1910 году был опубликован манифест русских последователей футуризма «Садок судей» (Д.Бурлюк, В.Хлебников, В.Каменский).

Начало русского футуризма

Однако сам футуризм в России не был однороден. Он был представлен четырьмя группами:

  • петербургские эгофутуристы (объединялись вокруг издательства «Петербургский глашатай » — И.Северянин, И. Игнатьев, К.Олимпов)
  • московские эгофутуристы (по названию издательства «Мезонин искусства») – В.Шершеневич, Р.Ивнев, Б.Лавренев)
  • московская группа «Центрифуга» (Б.Пастернак, Н.Асеев, С.Бобров)
  • наиболее известная, влиятельная и плодотворная группа «Гилея» – кубофутуристы (А.Крученых, Д. и Н. Бурлюки, В.Хлебников, В.Маяковский, В.Каменский)

Характерные черты русского футуризма

Обращенность в будущее- черта футуризма

  • обращенность к будущему
  • чувство грядущего переворота жизни
  • приветствие краху старой жизни
  • отрицание старой культуры и провозглашение новой
  • отрицание преемственности литературного потока
  • прославление нового человечества
  • урбанистические темы и приемы поэзии
  • антиэстетизм

Эпатаж — черта футуризма

  • эпатаж буржуазного мира в поэзии и в жизни
  • изобретение новых форм
  • интерес к живописи, введение новой графики и звукописи
  • речетворчество, создание «зауми»

Феномен футуризма был необычен и поэтому часто воспринимался эпохой «нового варварства». Н.Бердяев считал, что с этим направлением наступил кризис гуманизма в искусства,

Отрицание старого — черта футуризма

«в футуризме уже нет человека, он разорван в клочья».

Однако В.Брюсов говорил о том, что

« язык — это материал поэзии и что этот материал может и должен быть отработан соответственно задачам художественного творчества, это и есть основная мысль русского футуризма; в проведении ее в практику и заключается основная заслуга наших футуристов».

Формотворчество — черта футуризма

Стремление поэтов к словотворчеству, создание зауми порождало особое внимание к возможностям языка.

«Извлечь из слова все скрытые в нем возможности, далеко не использованные в повседневной речи и в ученых сочинениях… — вот подлинная мысль «заумников, — писал В.Брюсов.

Значение футуризма — достижения и представители

В поэзии русского футуризма возникали

Урбанизм — черта футуризма

  • новые корнесловия,
  • соединения слов,
  • появлялись новые суффиксы,
  • был преобразован синтаксис,
  • вводились новые приемы подчинения слов,
  • новые обороты речи,
  • менялся строй предложения.

Культ урбанизации, поэзия нового грядущего города требовала особой эстетизации объекта поэзии, особой «красоты, красоты иного рода, чем красота или . Русские футуристы приняли «машинную цивилизацию» и воспевали ее.

В своих экспериментах они не ограничивались словом – экспериментом была и графика — одни слова печатались крупнее, другие мельче или вкось и вкривь, иногда даже вверх ногами. По сути именно футуристы заложили основы использования графики в современном искусстве. То, что сейчас привычно и обыденно, у них казалось необыкновенным, спорным, вызывало либо яростное неприятие, либо, наоборот, восторг.

Основоположник «зауми» — В.Хлебников

«Только у него специальный талант к творчеству слов и несомненное поэтическое дарование соединялись с известной научной осведомленностью» (В.Брюсов).

«Будетлянин» Хлебников создал много филологических парадоксов, он сумел, действительно,

«во многом преобразовать язык, выявить в нем элементы, ранее не использованные поэзией, но в высшей степени пригодные для поэтического творчества, показать новые приемы, как словом оказывать художественное воздействие, и при всем при этом остался «понятным» при минимальном усилии читателя» (В.Брюсов).

Имя В.Хлебникова надолго было вычеркнуто из истории литературы, однако несомненно его влияние как на современников (), так и на потомков (А.Айги). О.Мандельштам считал, что из наследия Хлебникова

«столетия и столетия будут черпать все, кому не лень».

Наша презентация

Творчество раннего В.Маяковского

Его ранние стихи – это и

  • «пощечина общественному вкусу»,
  • и эстетизм/ антиэстетизм города,
  • ненависть к буржуа,
  • трагизм мироощущения не только лирического героя, но и окружающего его мира.

Стихотворение «А вы могли бы?» дает ясное представление о том, что может поэт. В отличие от других поэтов, в отличие от мещан, поэт Маяковский может увидеть в обыденном

(«блюдо студня», «водосточные трубы») поэтическое («ноктюрн», флейта).

Как уже говорилось, практические все футуристы работали со словом, занимались словотворчеством.

Поэзия И.Северянина

И.Северянин знают как поэта, который создал неповторимые неологизмы и словесные диковинки.

Значение футуризма

Северянин писал «хабанеры», «прелюды», «вирелэ» и другие изысканных поэтических форм, он соединял стихи в «гирлянды триолетов», квадрата квадратов и др. Ему нельзя было не отказать в необыкновенной виртуозности. Есть точка зрения, что поэзия Северянина весьма проста и даже примитивна. Однако это лишь на первый, поверхностный взгляд. Ведь главным в его поэзии была неподражаемая авторская ирония.

«Ведь я лирический ироник» (И.Северянин).

Он воспевает мир и иронизирует над тем, что сам же и воспевает. Это ирония усмешки, а не осмеяния, ирония, которая принимает неизбежное. Ирония и составляет тот северянинский примитив, он мог быть сложнее, конкретнее, мог быть игрой, поэтическим жонглированием. Именно этим И.Северянин и покорял публику. «Экстазная» слава поэта в канун первой мировой войны была огромной.

Русский футуризм, наряду с символизмом и акмеизмом, — чрезвычайно важное, плодотворное для развития русской поэзии направление в России. Многие находки, многие открытия представителей этого направления стали основой поэзии последующих поколений.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь Подробности Категория: Разнообразие стилей и направлений в искусстве и их особенности Опубликовано 20.08.2015 13:37 Просмотров: 4641

Термин «футуризм» образован от латинского futurum (будущее).

Футуризм декларировал себя как искусство будущего. Он объединял художественные авангардистские течения 1910-1920 гг. Особенно футуризм получил развитие в Италии и России.

Возникновение футуризма и его суть

Филиппо Маринетти (1876-1944)

Основоположником направления и автором термина является итальянский Филиппо Маринетти – поэт, фашист и солдат.
В 1909 г. Маринетти публикует свой первый футуристический манифест «Le Futurisme», который содержал радикальные лозунги, направленные против всего старого и догматичного: «Избавьте Италию от всей заразы – историков, археологов, искусствоведов, антикваров!», «Тащите огня к библиотечным полкам!», «Направьте воду из каналов в музейные склепы!», «Крушите древние города!» и т.д. Он провозгласил новую футуристическую эстетику, в которой воспевались риск, дерзость, смелость, отвага, бунт. Война для него была единственной очистительной силой – «гигиеной мира». Итальянский футуризм создал целостное, всеобъемлющее мировоззрение. Он также провозгласил «телеграфный стиль», положив начало минимализму .
В августе 1914 г., после начала Первой мировой войны, Маринетти ведёт пропаганду за вступление Италии в войну, организовывает манифестации с публичным сожжением австрийского флага, за что был арестован и посажен в тюрьму. Но в мае 1915 г. Италия вступает в войну на стороне стран Антанты, и Маринетти добровольцем уходит на фронт.
После Первой мировой войны Маринетти организовал политическую партию футуристов и издал соответствующий манифест, разделявший функции партии и одноименного направления в искусстве: футуристическое искусство должно было продолжать дело омоложения и укрепления итальянского гения, а футуристическая партия – «отражать самосознание всего общества в его гигиеническом революционном порыве». В 1919 г. Маринетти вступил в фашистскую партию.
Главным принципом Маринетти до конца его жизни было желание «с вершины мира бросать вызов звездам». Он всегда видел выход из тупика искусства в футуризме, а из общественного тупика – в фашизме.
А вот другие принципы Маринетти:
Огорошивать публику всякими приятными ударами.
Вызывать в публике целый ряд забавных идей и чувств, подобно тому, как сильный удар по воде вызывает концентрические круги, пробуждает эхо, которое в свою очередь пробуждает другое эхо.
Вызывать в публике слова и жесты, никем не предвиденные, стремиться к тому, чтобы каждый сюрприз на сцене порождал другие сюрпризы в театре и в ложах, во всем городе, завтра, послезавтра, очень долго...
Умственная гигиена – развитие физической силы, спорт, бойкот музеев и библиотек. Всякий юноша, который проводит день в библиотеке, потерян.
В пластике мы должны отвергнуть прежнюю застылость и стремиться передать движение. В музыке искать гармонию шумов. В поэзии освободить слово от уз устарелого синтаксиса.
Я горячо люблю молодежь, ибо она права даже в своих ошибках, тогда как старики ошибаются даже тогда, когда правы.
Мы так подробно остановились на личности Маринетти для того, чтобы более понятным стали радикальные выпады футуристов – ведь, как мы уже говорили, футуризм получил широкое распространение в России.
Само название «футуризм» подразумевает культ будущего, отрицание и осмеивание прошлого вместе с настоящим.
Кроме Маринетти, основоположниками футуризма были Джакомо Балла (художник), Умберто Боччони (художник и скульптор), Луиджи Руссоло (художник и композитор), Карло Карра (художник и график), Джино Северини (художник, график и скульптор), Франческо Балилла Прателла (композитор и музыковед). В 1912 г. в Париже состоялась первая выставка художников-футуристов.

Д. Балла. Скульптурная конструкция (1914-1915)

У. Боччони ««Уникальные формы непрерывности в пространстве» (1913). Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк)

Д. Северини «Санитарный поезд, мчащийся через город» (1915). Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк)
В литературе для футуризма были характерны отказ от традиционной грамматики, право поэта на свою орфографию, словотворчество, ритм. Футуристы воспевали цивилизацию и технический прогресс. Мотоцикл они объявили более совершенным творением, чем скульптуры Микеланджело. Маринетти провозглашал: «Жар, исходящий от куска дерева или железа, нас волнует больше, чем улыбка и слёзы женщины», «Новое искусство может быть только насилием, жестокостью».
Для футуристов был характерен пафос разрушения. Войны и революции они считали омолаживающей силой одряхлевшего мира.

Футуризм в изобразительном искусстве

Несмотря на то, что футуристы декларировали отрицание прошлого искусства, они свою культуру не создавали на пустом месте, это практически невозможно. Всё равно были какие-то исходные точки, от которых они отталкивались. Так, искусствоведы видят эти точки в фовизме , от которого футуристы заимствовали цвет и эмоциональность, и в кубизме , от которого переняли художественную форму.

У. Боччони «Улица входит в дом» (1911)
Для живописи футуристов характерны энергические композиции, где фигуры раздроблены на фрагменты и пересекаются острыми углами, преобладание мелькающих форм, зигзагов, спиралей, скошенных конусов. Движение на картинах передаётся путём наложения последовательных фаз на одно изображение (принцип симультанности).

Русский футуризм

Русский футуризм в изобразительном искусстве

А. Нюренберг «В.Маяковский за работой в окнах РОСТА». Государственный литературный музей
В России футуризм сначала заявил о себе в живописи, а уже затем – в поэзии. Как направление в изобразительном искусстве и литературе футуризм существовал до начала 1920-х годов.

Д. Бурлюк «Футуристическая женщина»
Наиболее известные русские художники-футуристы: Д. и Н. Бурлюки, М. Ларионов, Н. Гончарова, М. Матюшин, Н. Кульбин, А. Экстер и другие. Как уже было сказано, художники-футуристы многое заимствовали у кубистов. Мы видим элементы кубизма, широко распространенные в изобразительном искусстве 1910-х годов, в «Уборке ржи» К. Малевича, где фигуры и пейзаж, толпа и снопы, живые и неживые тела трактуются одинаково.

К. Малевич «Уборка ржи»
В. Маяковский был создателем нового искусства – революционного плаката.


Одно из самых известных кубофутуристических произведений – картина К. Малевича «Авиатор».

К. Малевич «Авиатор» (1914)
Для нее характерна та же геометризация изображения, что и для кубистов. Но у футуристов (кубофутуристов) геометризация играет меньшую роль и присутствует не всегда. Пространство картины обычно лишено перспективы и горизонта, состоит из цветных плоскостей и цилиндрических объемов.
Поэт-футурист Бенедикт Лифшиц, описывая работу над его портретом художника-футуриста В. Бурлюка, невольно даёт характеристику художественному методу футуристов: «Владимир пишет мой поясной портрет... Меня сейчас разложат на основные плоскости, искромсают на мелкие части и, устранив таким образом смертельную опасность внешнего сходства, обнаружат досконально «характер моего лица».

Русский футуризм в литературе

Русский футуризм, в отличие от итальянского, был более литературным направлением, хотя многие из поэтов-футуристов экспериментировали и с изобразительным искусством.
Примером совместной работы поэтов и художников стала футуристская опера «Победа над Солнцем», либретто которой написал Алексей Кручёных, а декорации оформил Казимир Малевич.
Различия между итальянским и русским футуризмом существовали и в идеологии. Итальянский футуризм воспевал милитаризм, позже Маринетти стал сторонником итальянского фашизма. Представители же русского футуризма характеризовались левыми и антибуржуазными убеждениями. Некоторые из них приветствовали Октябрьскую революцию (Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Василий Каменский, Осип Брик, Николай Асеев, Василий Кандинский) и стремились развивать искусство в революционном духе. Но в то же время они писали антивоенные произведения (поэма «Война и мир» Маяковского, «Война в мышеловке» Хлебникова). Другие отрицали революционные потрясения.
Основными чертами русского футуризма были
бунтарство, анархичность, выражение массовых настроений толпы;
отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремлённое в будущее;
бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
поиски раскрепощённого «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка.

История русского футуризма

Первым из русских поэтов использовал слово «футуризм» Игорь Северянин, предложив термин «эгофутуризм» – так назывался выпущенный им в 1911 г. сборник «Пролог. Эгофутуризм».
Но ещё в 1910 г. «будетляне» (первая русская футуристическая группа) выпустили первый сборник «Садок судей», в этом же году они стали называть себя группой «Гилея». Членами «Гилеи» были Велимир Хлебников, Алексей Кручёных, Владимир Маяковский, Давид Бурлюк, Василий Каменский и Бенедикт Лившиц. В декабре 1912 г. они выпустили манифест «Пощёчина общественному вкусу», который призывал «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с парохода современности» и формулировал 4 права поэтов:
1. На увеличение словаря поэта в его объёме произвольными и производными словами.
2. Непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Венок грошовой славы.
4. Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования.
«Гилея» была самым влиятельным объединением футуристов, но не единственным: существовали также эгофутуристы во главе с Игорем Северянином (Санкт-Петербург), «Центрифуга» (Москва), группы в Киеве, Харькове, Одессе, Баку. Члены «Гилеи» придерживались доктрины кубофутуризма; в его рамках появилась заумная поэзия, изобретённая Хлебниковым и Кручёных.
Уже к концу 1914 г. футуризм стал испытывать кризис. «Добившись шумного успеха, скандальной славы, выпустив больше десятка книг, осуществив театральные постановки, футуристы чувствуют, что их историческая миссия выполнена» (С. Старкина).
С установлением в России советской власти футуризм постепенно стал исчезать. Бывшие футуристы составили ядро ЛЕФа (Левого фронта искусств), распавшегося к концу 1920-х.
Многие из футуристов эмигрировали (Давид Бурлюк, Игорь Северянин, Илья Зданевич, Александра Экстер), умерли (Велимир Хлебников, Александр Богомазов), покончили с собой (в 1930 г. Владимир Маяковский), некоторые отошли от идеалов футуризма и выработали собственный, индивидуальный стиль (Николай Асеев, Борис Пастернак).
В конце 1920-х годов была попытка возродить футуризм – было организовано объединение ОБЭРИУ.
ОБЭРИУ (Объединение Реального Искусства) – группа писателей и деятелей культуры, существовавшая в 1927-начале 1930-х гг. в Ленинграде.
В группу входили Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Константин Вагинов, Юрий Владимиров, Игорь Бахтерев, Дойвбер Левин.
ОБЭРИУты декларировали отказ от традиционных форм искусства, необходимость обновления методов изображения действительности, культивировали гротеск, алогизм, поэтику абсурда.
К обэриутам были близки поэт Николай Олейников, писатель Евгений Шварц, художники Казимир Малевич, Павел Мансуров, Владимир Стерлигов, Павел Филонов и члены его коллектива МАИ, художницы Татьяна Глебова и Алиса Порет.

П. Филонов «Лица» (1940). Масло на бумаге. 64 × 56 см. Государственный Русский музей (Петербург)

Даниил Хармс

Меня закинули под стул,
Но был я слаб и глуп.
Холодный ветер в щели дул
И попадал мне в зуб.
Мне было так лежать нескладно,
Я был и глуп и слаб.
Но атмосфера так прохладна
Когда бы не была-б,
Я на полу-б лежал бесзвучно,
Раскинувши тулуп.
Но так лежать безумно скучно:
Я слишком слаб и глуп.

Судьбы всех ОБЭРИУтов сложились трагически. Даниил Хармс был арестован в начале 30-х годов, обвинен в антисоветских взглядах и сослан в Курск. Повторно поэта арестовали в 1941 г. Хармс умер от голода в психиатрической больнице блокадной зимой 1942 г. Александр Введенский в начале 30-х годов вместе с Хармсом был сослан в Курск, откуда вскоре сумел вернуться. Второй раз поэт был арестован в 1941 г. Введенского этапировали в Казань, но в дороге он умер от плеврита. Николай Олейников был арестован за контрреволюционную деятельность и расстрелян в 1937 г. Константину Вагинову удалось избежать ареста – он умер в 1934 г. от туберкулеза. Николай Заболоцкий провел в лагерях шесть лет – с 1938 по 1944 гг. После освобождения он сумел вернуться в Москву, восстановился в Союзе Писателей и издал несколько книг. Однако, здоровье поэта было сильно подорвано, он умер в 1958 г. после второго инфаркта.

Русский кубофутуризм

К поэтам-кубофутуристам относились Велимир Хлебников, Елена Гуро, Давид и Николай Бурлюки, Василий Каменский, Владимир Маяковский, Алексей Кручёных, Бенедикт Лившиц. Многие из них выступали и как художники.

Русский эгофутуризм

Развивался в рамках футуризма. Помимо общего футуристического письма для эгофутуризма характерно культивирование рафинированности ощущений, использование новых иноязычных слов, показное себялюбие. Это объединение сложилось в 1909 г. вокруг Игоря Северянина.

Игорь Северянин
Помимо Северянина, в группу входили поэты Константин Олимпов, Георгий Иванов, Стефан Петров (Грааль-Арельский), Павел Кокорин, Павел Широков, Иван Лукаш и др. Общество эгофутуристов издало несколько листовок и манифестов, сформулированных в крайне абстрактных и эзотерических выражениях (например, «Призма стиля – реставрация спектра мысли»).
Эгофутуризм – явление кратковременное и неровное. Бо́льшая часть внимания критики и публики была перенесена на Игоря Северянина, который достаточно рано отстранился от коллективной политики эгофутуристов, а после революции и полностью изменил стиль своей поэзии. Большинство эгофутуристов быстро изживали стиль и переходили в другие жанры или вскорости совершенно оставляли литературу.

Я, гений Игорь-Северянин,
Своей победой упоен:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утвержден!..
Я, – год назад, – сказал: «Я буду!»
Год отсверкал, и вот – я есть!
Среди друзей я зрел Иуду,
Но не его отверг, а – месть...
Нас стало четверо, но сила
Моя, единая, росла.
Она поддержки не просила
И не мужала от числа...
1912

«Мезонин поэзии»

Поэтическое объединение «Мезонин поэзии» было создано в начале 1913 г. и считалось в литературных кругах умеренным крылом футуризма. В него входили Вадим Шершеневич, Рюрик Ивнев (М. Ковалёв), Лев Зак (псевдонимы – Хрисанфи Михаил Россиянский), Сергей Третьяков, Константин Большаков, Борис Лавренёв и др. молодые поэты.

Вадим Шершеневич
Идейным вдохновителем группы, а также самым энергичным её участником являлся Вадим Шершеневич.
Объединение распалось в конце 1913 г., выпустив три альманаха и несколько сборников.

«Центрифуга»

Московская футуристическая группа, образовавшаяся в январе 1914 г. Основные участники группы: Сергей Бобров, Николай Асеев, Борис Пастернак.

Николай Асеев

Я не могу без тебя жить!
Мне и в дожди без тебя – сушь,
Мне и в жару без тебя – стыть.
Мне без тебя и Москва – глушь.

Мне без тебя каждый час – с год;
Если бы время мельчить, дробя!
Мне даже синий небесный свод
Кажется каменным без тебя.

Я ничего не хочу знать –
Слабость друзей, силу врагов,
Я ничего не хочу ждать,
Кроме твоих драгоценных шагов.

Основной особенностью в теории и художественной практике участников группы было то, что при построении лирического произведения центр внимания со слова как такового перемещался на интонационно-ритмические и синтаксические структуры. В их творчестве органично соединялось футуристическое экспериментаторство и опоры на традиции.
Книги под маркой «Центрифуга» продолжали выходить до 1922 г.

Борис Пастернак

О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью - убивают,
Нахлынут горлом и убьют!

От шуток с этой подоплекой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далеко,
Так робок первый интерес.

Но старость - это Рим, который
Взамен турусов и колес
Не читки требует с актера,
А полной гибели всерьез.

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса