Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Франц шуберт вклад в развитие истории. Краткая биография франца шуберта. Шедевры последних лет жизни

Биография

Детство

В учёбе Шуберту тяжело давались математика и латынь , и в 1813 году он принял решение оставить капеллу. Шуберт вернулся домой, поступил в учительскую семинарию, а затем устроился преподавателем в школу, где работал его отец . В свободное от работы время он сочинял музыку. Изучал преимущественно Глюка , Моцарта и Бетховена . Первые самостоятельные произведения - оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор - он написал в 1814 году .

Зрелость

Работа Шуберта не соответствовала его призванию, и он предпринимал попытки утвердиться в качестве композитора. Но издатели отказывались публиковать его работы. Весной 1816 года ему отказали в должности капельмейстера в Лайбахе (ныне Любляна). Вскоре Йозеф фон Шпаун познакомил Шуберта с поэтом Францем фон Шобером. Шобер устроил Шуберту встречу с известным баритоном Иоганном Михаэлем Фоглем. Песни Шуберта в исполнении Фогля стали пользоваться большой популярностью в венских салонах . В январе 1818 года первая композиция Шуберта вышла в печать - песня Erlafsee (в качестве дополнения к антологии под редакцией Ф. Сартори) .

В 1820-х годах у Шуберта начались проблемы со здоровьем. В декабре 1822 года он заболел , но после пребывания в больнице осенью 1823 года его здоровье улучшилось.

Последние годы

Первая могила Шуберта

Творчество

Творческое наследие Шуберта охватывает самые разные жанры. Им создано 9 симфоний, свыше 25 камерно-инструментальных произведений, 15 фортепианных сонат, множество пьес для фортепиано в две и в четыре руки, 10 опер, 6 месс, ряд произведений для хора, для вокального ансамбля, наконец, около 600 песен. При жизни, да и достаточно длительное время после смерти композитора, его ценили главным образом как автора песен. Лишь с XIX века исследователи начинают постепенно осмысливать его достижения в других областях творчества. Благодаря Шуберту песня впервые стала равной по значению другим жанрам. Ее поэтические образы отражают чуть ли не всю историю австрийской и немецкой поэзии, включая и некоторых зарубежных авторов.

В 1897 году издатели Брайткопф и Гертель выпустили критическое издание сочинений композитора, главным редактором которого был Иоганнес Брамс. Такие композиторы XX века, как Бенджамин Бриттен, Рихард Штраус и Джордж Крам, были или упорными популяризаторами музыки Шуберта, или делали аллюзии на неё в собственной музыке. Бриттен, который был совершенным пианистом, аккомпанировал исполнению многих песен Шуберта и часто играл его соло и дуэты .

Неоконченная симфония

Точная дата создания симфонии си минор (Неоконченной) неизвест­на. Она была посвящена любительскому музыкальному обществу в Граце , и Шуберт представил две её части в 1824 году .

Рукопись хранилась более 40 лет у друга Шуберта Ансельма Хюттенбреннера, пока её не обнаружил венский дирижёр Иоганн Хербек и не исполнил её на концерте в 1865 году. Опубликована симфония была в 1866 году .

Осталось тайной самого Шуберта, по­чему он не завершил «Неоконченную» симфонию. Ка­жется, он был намерен довести её до логического конца, первые скерцо были полностью закончены, а ос­тальные обнаружены в набросках.

С другой точки зрения «Неоконченная» симфония - вполне завершённое произведение, так как круг образов и их развитие исчерпывает себя в пределах двух частей. Так, в своё время Бетховен создал сонаты из двух частей, а позднее у композиторов-романтиков подобного рода произведения стали обычным явлением .

В настоящее время существует несколько вариантов завершения «Неоконченной» симфонии (в частности варианты английского музыковеда Брайана Ньюбаулда (англ. Brian Newbould ) и российского композитора Антона Сафронова).

Сочинения

Октет. Автограф Шуберта.

  • Piano Sonata - Moderato
    Piano Sonata - Andante
    Piano Sonata - Menuetto
    Piano Sonata - Allegretto
    Piano Sonata - Moderato
    Piano Sonata - Andante
    Piano Sonata - Scherzo
    Piano Sonata - Allegro
    Mass in G, movement 1
    Mass in G, movement 2
    Mass in G, movement 3
    Mass in G, movement 4
    Mass in G, movement 5
    Mass in G, movement 6
    Impromptu in B-flat, movement 1
    Impromptu in B-flat, movement 2
    Impromptu in B-flat, movement 3
    Impromptu in B-flat, movement 4
    Impromptu in B-flat, movement 5
    Impromptu in B-flat, movement 6
    Impromptu in B-flat, movement 7
    Impromptu in A-flat, D. 935/2 (Op. 142 No. 2)
    Der Hirt auf dem Felsen
  • Помощь по воспроизведению
  • Оперы - Альфонсо и Эстрелла (1822; постановка 1854, Веймар), Фьеррабрас (1823; постановка 1897, Карлсруэ), 3 незавершённые, в том числе Граф фон Гляйхен, и др.;
  • Зингшпили (7), в том числе Клаудина фон Вилла Белла (на текст Гёте, 1815, сохранился первый из 3 актов; постановка 1978, Вена), Братья-близнецы (1820, Вена), Заговорщики, или Домашняя война (1823; постановка 1861, Франкфурт-на-Майне);
  • Музыка к пьесам - Волшебная арфа (1820, Вена), Розамунда, княгиня Кипрская (1823, там же);
  • Для солистов, хора и оркестра - 7 месс (1814-1828), Немецкий реквием (1818), магнификат (1815), оффертории и другие духовные сочинения, оратории, кантаты, в том числе Победная песнь Мирьям (1828);
  • Для оркестра - симфонии (1813; 1815; 1815; Трагическая, 1816; 1816; Малая до мажор, 1818; 1821, незавершённая; Неоконченная, 1822; Большая до мажор, 1828), 8 увертюр;
  • Камерно-инструментальные ансамбли - 4 сонаты (1816-1817), фантазия (1827) для скрипки и фортепиано; соната для арпеджионе и фортепиано (1824), 2 фортепианных трио (1827, 1828?), 2 струнных трио (1816, 1817), 14 или 16 струнных квартетов (1811-1826), фортепианный квинтет Форель (1819?), струнный квинтет (1828), октет для струнных и духовых (1824) и др.;
  • Для фортепиано в 2 руки - 23 сонаты (в том числе 6 незавершённых; 1815-1828), фантазия (Скиталец, 1822, и др.), 11 экспромтов (1827-28), 6 музыкальных моментов (1823-1828), рондо, вариации и другие пьесы, свыше 400 танцев (вальсы , лендлеры , немецкие танцы, менуэты, экосезы , галопы и др.; 1812-1827);
  • Для фортепиано в 4 руки - сонаты, увертюры, фантазии, Венгерский дивертисмент (1824), рондо, вариации, полонезы, марши и др.;
  • Вокальные ансамбли для мужских, женских голосов и смешанных составов с сопровождением и без сопровождения;
  • Песни для голоса с фортепиано, (более 600) в том числе циклы «Прекрасная мельничиха » (1823) и «Зимний путь» (1827), сборник «Лебединая песня» (1828), «Третья песня Эллен » («Ellens dritter Gesang», также известная как «Ave Maria Шуберта»).

В астрономии

В честь музыкальной пьесы Франца Шуберта «Розамунда» назван астероид (540) Розамунда (англ.) русск. , открытый в 1904 году.

См. также

Примечания

  1. Ныне входит в состав Альзергрунда , 9-го района Вены.
  2. Шуберт Франц . Энциклопедия Кольера. - Открытое общество. 2000.. Архивировано из первоисточника 31 мая 2012. Проверено 24 марта 2012.
  3. Walther Dürr, Andreas Krause (Hrsg.): Schubert Handbuch , Bärenreiter/Metzler, Kassel u.a. bzw. Stuttgart u.a., 2. Aufl. 2007, S. 68, ISBN 978-3-7618-2041-4
  4. Dietmar Grieser: Der Onkel aus Preßburg. Auf österreichischen Spuren durch die Slowakei , Amalthea-Verlag, Wien 2009, ISBN 978-3-85002-684-0 , S. 184
  5. Andreas Otte, Konrad Wink. Kerners Krankheiten großer Musiker. - Schattauer, Stuttgart/New York, 6. Aufl. 2008, S. 169, ISBN 978-3-7945-2601-7
  6. Kreissle von Hellborn, Heinrich (1865). Franz Schubert , pp. 297-332
  7. Gibbs, Christopher H. (2000). The Life Of Schubert . Cambridge University Press, pp. 61-62, ISBN 0-521-59512-6
  8. Например, Крайсль на стр. 324 описывает интерес к творчеству Шуберта в 1860-х годах, а Гиббс на стр. 250-251 описывает размах торжеств по случаю столетия композитора в 1897-м.
  9. Liszt, Franz; Suttoni, Charles (translator, contributor) (1989). An Artist’s Journey: Lettres D’un Bachelier ès Musique, 1835-1841 . University of Chicago Press, p. 144. ISBN 0-226-48510-2
  10. Newbould, Brian (1999). Schubert: The Music and the Man . University of California Press, pp. 403-404. ISBN 0-520-21957-0
  11. В. Галацкая. Франц Шуберт // Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. III. - М.: Музыка. 1983. - С. 155
  12. В. Галацкая. Франц Шуберт // Музыкальная литература зарубежных стран. Вып. III. - М.: Музыка. 1983. - С. 212

Литература

  • Глазунов А. К. Франц Шуберт. Прил.: Оссовский А. В. Хронограф, перечень произведений и библиогр. Ф. Шуберта. - М.: Academia, 1928. - 48 с.
  • Воспоминания о Франце Шуберте. Сост., перевод, предисл. и примеч. Ю. Н. Хохлова . - М., 1964.
  • Жизнь Франца Шуберта в документах. Сост. Ю. Н. Хохлов. - М., 1963.
  • Конен В. Шуберт. Изд. 2-е, доп. - М.: Музгиз, 1959. - 304 с.
  • Вульфиус П. Франц Шуберт: Очерки жизни и творчества. - М.: Музыка, 1983. - 447 с.
  • Хохлов Ю. Н. «Зимний путь» Франца Шуберта. - М., 1967.
  • Хохлов Ю. Н. О последнем периоде творчества Шуберта. - М., 1968.
  • Хохлов Ю. Н. Шуберт. Некоторые проблемы творческой биографии. - М., 1972.
  • Хохлов Ю. Н. Песни Шуберта: Черты стиля. - М.: Музыка, 1987. - 302 с.
  • Хохлов Ю. Н. Строфическая песня и её развитие от Глюка к Шуберту. - М.: Эдиториал УРСС, 1997.
  • Хохлов Ю. Н. Фортепианные сонаты Франца Шуберта. - М.: Эдиториал УРСС, 1998. - ISBN 5-901006-55-0 .
  • Хохлов Ю. Н. «Прекрасная мельничиха» Франца Шуберта. - М.: Эдиториал УРСС, 2002. - ISBN 5-354-00104-8 .
  • Франц Шуберт: К 200-летию со дня рождения: Материалы Международной научной конференции. - М.: Прест, 1997. - 126 c. - ISBN 5-86203-073-5 .
  • Франц Шуберт: переписка, записи, дневники, стихотворения. Сост. Ю. Н. Хохлов. - М.: Эдиториал УРСС, 2005.
  • Франц Шуберт и русская музыкальная культура. Отв. ред. Ю. Н. Хохлов. - М., 2009. - ISBN 978-5-89598-219-8 .
  • Шуберт и шубертианство: Сборник материалов научного музыковедческого симпозиума. Сост. Г. И. Ганзбург. - Харьков, 1994. - 120 c.
  • Alfred Einstein: Schubert. Ein musikalisches Porträt. - Pan-Verlag, Zürich, 1952.
  • Peter Gülke: Franz Schubert und seine Zeit. - Laaber-Verlag, Laaber, 2002. - ISBN 3-89007-537-1 .
  • Peter Härtling: Schubert. 12 moments musicaux und ein Roman. - Dtv, München, 2003. - ISBN 3-423-13137-3 .
  • Ernst Hilmar: Franz Schubert. - Rowohlt, Reinbek, 2004. - ISBN 3-499-50608-4 .
  • Kreissle. Franz Schubert. - Вена, 1861.
  • Von Helborn. Franz Schubert.
  • Rissé. Franz Schubert und seine Lieder. - Ганновер, 1871.
  • Aug. Reissmann. Franz Schubert, sein Leben und seine Werke. - Берлин, 1873.
  • H. Barbedette. F. Schubert, sa vie, ses oeuvres, son temps. - Париж, 1866.
  • A. Audley. Franz Schubert, sa vie et ses oeuvres. - П., 1871.

Ссылки

  • Каталог сочинений Шуберта, незавершённая восьмая симфония (англ.)

Биография и эпизоды жизни Франца Шуберта. Когда родился и умер Франц Шуберт, памятные места и даты важных событий его жизни. Цитаты композитора, изображения и видео.

Годы жизни Франца Шуберта:

родился 31 января 1797, умер 19 ноября 1828

Эпитафия

«Музыка похоронила здесь драгоценное достояние, но ещё более прекрасные надежды».
Надпись, выгравированная на могильном памятнике Франца Шуберта

Биография

Вся жизнь Франца Шуберта была неразрывно связана с музыкой. Детство будущего композитора прошло в пригороде Вены, в доме учителя, который на досуге любил немного музицировать. Именно отец и старший брат стали первыми учителями Франца, рано проявившего свои музыкальные способности. Юное дарование обучали игре на скрипке и фортепиано. Далее последовали уроки игры на органе. Обладая превосходным голосом, в одиннадцать лет Шуберт стал «певчим мальчиком» венской придворной капеллы и в школе Конвикт. Здесь он познакомился с произведениями Моцарта и Гайдна, а в качестве учителя композиции и контрапункта у него выступал сам Антонио Сальери.

Талант композитора проявился у Франца Шуберта примерно к тринадцати годам, а спустя три года он уже успел написать оперу, несколько фортепианных пьес и симфонию. Примерно в это же время у него стал «ломаться» голос, и мальчика отчисли из хора. Затем последовало обучение в учительской семинарии и преподавание в той же школе, где работал отец Шуберта. Все свое свободное время Франц посвящает сочинению музыки, параллельно изучая произведения таких мастеров, как Бетховен, Моцарт и Гайдн.


Понимая, что не имеет никакого призвания к преподавательству, Шуберт делает все возможное, чтобы стать успешным композитором. Но наибольший интерес к его музыкальным произведениям стал проявляться лишь после смерти Франца Шуберта. Впрочем, публичный концерт 1828 г. все же сумел произвести фурор в мире музыки. Он считается единственным успешным концертом в истории композитора. Во всяком случае, композитору впервые удалось заработать концертом хоть сколько-нибудь достойный гонорар.

19 ноября 1828 г. общественность потрясает известие о смерти Шуберта, скончавшегося в возрасте неполных 32 лет. Последние несколько лет композитор провел в болезни, но здоровье его, казалось бы, шло на поправку. Причиной смерти Шуберта стал брюшной тиф, приведший к лихорадке, жестоко терзавшей его в течение двух недель. Похороны Франца Шуберта состоялись на Верингском кладбище. Почти 60 лет спустя прах Шуберта был перезахоронен на Центральном кладбище Вены.

Линия жизни

31 января 1797 г. Дата рождения Франца Петера Шуберта.
1810 г. Начало композиторской деятельности.
1813 г. Поступление в учительскую семинарию.
1816 г. Первый творческий успех с балладой «Лесной царь».
1823 г. Избрание в почетные члены Штирийского и Линцского музыкальных союзов.
26 марта 1828 г. Дата единственного успешного публичного концерта.
19 ноября 1828 г. Дата смерти Шуберта.
22 января 1888 г. Дата перезахоронения праха Шуберта на Центральное кладбище Вены.

Памятные места

1. Город Вена, где родился и жил Франц Шуберт.
2. Город Лихтенталь, где Шуберт учился музыке.
3. Придворная капелла в Вене, где выступал Шуберт в качестве «певчего мальчика».
4. Город Жельезовце в Словакии, где проживал Шуберт.
5. Центральное кладбище Вены, где ныне захоронен прах Франца Шуберта.
6. Дом Шуберта в Вене (ныне музей-квартира Шуберта).
7. Городской парк Вены, где установлен памятник Шуберту.

Эпизоды жизни

При жизни Франц Шуберт все же имел кратковременный успех. Например, его песни в исполнении Фогля — популярного на то время австрийского певца — стали пользоваться необычайной популярностью в музыкальных салонах Вены. Баллада «Лесной Царь» принесла ее автору первый успех.

По сей день музыковеды спорят, почему композитор так и не завершил знаменитую «Неоконченную симфонию». Некоторые считают, что на самом деле композиция вовсе не является неоконченной, а подобная структура произведения была характерна для многих композиторов-романтиков того периода.

Завет

«Мои сочинения возникли из моего понимания музыки и моей боли; те из них, которые породила одна только боль, кажется, менее всего обрадовали мир».

Сюжет о Франце Шуберте из цикла передач «Проект Энциклопедия»

Соболезнования

«Шуберт обладал редкой способностью <...> ощущать и передавать радости и скорби жизни, как их чувствуют и хотели бы передать большинство людей, если бы обладали дарованием Шуберта».
Борис Асафьев, композитор

«Я вижу в Шуберте одного из самых больших мелодистов всех времен».
Жерар Гризе, композитор

«Я исключительно люблю Шуберта. Он отличается от других композиторов своей эпохи. Бедняга, он считал себя ниже Бетховена, в то время как внес в музыку нечто очень новаторское».
Янис Ксенакис, композитор

ШУБЕРТ (Schubert ) Франц (1797-1828), австрийский композитор. Создатель романтических песни и баллады, вокального цикла, фортепианной миниатюры, симфонии, инструментального ансамбля. Песенность пронизывает сочинения всех жанров. Автор около 600 песен (на слова Ф. Шиллера, И. В. Гете, Г. Гейне), в т. ч. из циклов "Прекрасная мельничиха" (1823), "Зимний путь" (1827, оба на слова В. Мюллера); 9 симфоний (в т. ч. "Неоконченная", 1822), квартеты, трио, фортепианный квинтет "Форель" (1819); фортепианные сонаты (св. 20), экспромты, фантазии, вальсы, лендлеры.

ШУБЕРТ (Schubert ) Франц (полное имя Франц Петер) (31 января 1797, Вена - 19 ноября 1828, там же), австрийский композитор, крупнейший представитель раннего романтизма.

Детские годы. Ранние произведения

Родился в семье школьного учителя. Исключительные музыкальные способности Шуберта проявились в раннем детстве. С семилетнего возраста он обучался игре на нескольких инструментах, пению, теоретическим дисциплинам. В 1808-12 пел в императорской Придворной капелле под руководством выдающегося венского композитора и педагога А. Сальери, который, обратив внимание на талант мальчика, начал обучать его основам композиции. К семнадцати годам Шуберт уже был автором фортепианных пьес, вокальных миниатюр, струнных квартетов, симфонии и оперы "Замок дьявола". Работая помощником учителя в школе своего отца (1814-18), Шуберт продолжал интенсивно сочинять. К 1814-15 относятся многочисленные песни (в том числе такие шедевры, как "Маргарита за прялкой" и "Лесной царь" на слова И. В. Гете, 2-я и 3-я симфонии, три мессы и четыре зингшпиля.

Карьера музыканта

Тогда же друг Шуберта Й. фон Шпаун познакомил его с поэтом И. Майрхофером и студентом-юристом Ф. фон Шобером. Эти и другие друзья Шуберта - образованные, наделенные тонким музыкальным и поэтическим вкусом представители нового венского среднего класса - регулярно собирались на домашних вечерах музыки Шуберта, названных позднее "шубертиадами". Общение с этой дружелюбной и восприимчивой аудиторией окончательно уверило молодого композитора в его призвании, и в 1818 Шуберт оставил работу в школе. Тогда же молодой композитор сблизился с известным венским певцом И. М. Фоглем (1768-1840), который стал ревностным пропагандистом его вокального творчества. На протяжении второй половины 1810-х гг. из-под пера Шуберта вышли многочисленные новые песни (в том числе популярнейшие "Скиталец", "Ганимед", "Форель"), фортепианные сонаты, 4-я, 5-я и 6-я симфонии, изящные увертюры в стиле Дж. Россини, фортепианный квинтет "Форель", включающий вариации на одноименную песню. Его зингшпиль "Братья-близнецы", написанный в 1820 для Фогля и поставленный в венском Кернтнертор-театре, не имел особого успеха, однако принес Шуберту известность. Более серьезным достижением явилась мелодрама "Волшебная арфа", поставленная несколько месяцев спустя в театре Ан-дер-Вин.

Переменчивость фортуны

Годы 1820-21 были для Шуберта успешными. Он пользовался покровительством аристократических семей, завязал ряд знакомств среди влиятельных в Вене людей. Друзья Шуберта опубликовали по частной подписке 20 его песен. Вскоре, однако, в его жизни наступил менее благоприятный период. Опера "Альфонсо и Эстрелла" на либретто Шобера была отклонена (сам Шуберт считал ее своей большой удачей), материальные обстоятельства ухудшились. К тому же в конце 1822 Шуберт серьезно заболел (судя по всему, он заразился сифилисом). Тем не менее этот сложный и тяжелый год был отмечен созданием выдающихся произведений, в том числе песен, фортепианной фантазии "Скиталец" (это практически единственный у Шуберта образец бравурно-виртуозного фортепианного стиля) и полной романтического пафоса "Неоконченной симфонии" (сочинив две части симфонии и набросав третью, композитор по неизвестной причине оставил работу и больше к ней не возвращался).

Жизнь оборвалась в самом расцвете

Вскоре появились вокальный цикл "Прекрасная мельничиха" (20 песен на слова В. Мюллера), зингшпиль "Заговорщицы" и опера "Фьерабрас". В 1824 были написаны струнные квартеты A-moll и D-moll (его вторая часть - вариации на тему более ранней песни Шуберта "Смерть и девушка") и шестичастный Октет для духовых и струнных, созданный по образцу очень популярного в то время Септета соч. 20 Л. ван Бетховена, но превосходящий его по масштабам и виртуозному блеску. По-видимому, летом 1825 в Гмундене близ Вены Шуберт набросал или частично сочинил свою последнюю симфонию (так называемую "Большую", C-dur). К этому времени Шуберт уже пользовался в Вене весьма высокой репутацией. Его концерты с Фоглем собирали многочисленную публику, а издатели охотно публиковали его новые песни, а также пьесы и сонаты для фортепиано. Среди произведений Шуберта 1825-26 выделяются фортепианные сонаты A-moll, D-dur, G-dur, последний струнный квартет G-dur и некоторые песни, в том числе "Молодая монахиня" и Ave Maria. В 1827-28 творчество Шуберта активно освещалось в печати, он был избран членом венского Общества друзей музыки и 26 марта 1828 дал в зале Общества авторский концерт, который прошел с большим успехом. К этому периоду относятся вокальный цикл "Зимний путь" (24 песни на слова Мюллера), две тетради экспромтов для фортепиано, два фортепианных трио и шедевры последних месяцев жизни Шуберта - Месса Es-dur, три последние фортепианные сонаты, Струнный квинтет и 14 песен, опубликованных после смерти Шуберта в виде сборника под названием "Лебединая песнь" (наиболее популярны "Серенада" на слова Л. Рельштаба и "Двойник" на слова Г. Гейне). Шуберт умер от тифа в возрасте 31 года; современники восприняли его смерть как потерю гения, который успел оправдать лишь небольшую часть возлагавшихся на него надежд.

Песни Шуберта

Долгое время Шуберт был известен главным образом своими песнями для голоса с фортепиано. По существу, с Шуберта началась новая эпоха в истории немецкой вокальной миниатюры, подготовленная расцветом немецкой лирической поэзии конца 18 - начала 19 вв. Шуберт писал музыку на стихи поэтов самого разного уровня, от великих И. В. Гете (около 70 песен), Ф. Шиллера (свыше 40 песен) и Г. Гейне (6 песен из "Лебединой песни") до сравнительно малоизвестных литераторов и любителей (так, на стихи своего друга И. Майрхофера Шуберт сочинил около 50 песен). Помимо огромного стихийного мелодического дара, композитор обладал уникальной способностью передавать музыкой как общую атмосферу стихотворения, так и его смысловые оттенки. Начиная с самых ранних песен, он изобретательно использовал возможности фортепиано в звукоизобразительных и экспрессивных целях; так, в "Маргарите за прялкой" непрерывная фигурация шестнадцатыми олицетворяет вращение прялки и одновременно чутко реагирует на все изменения эмоционального напряжения. Песни Шуберта исключительно разнообразны по форме: от простых строфических миниатюр до свободно построенных вокальных сцен, которые часто складываются из контрастных разделов. Открыв для себя лирику Мюллера, повествующую о странствиях, страданиях, надеждах и разочарованиях одинокой романтической души, Шуберт создал вокальные циклы "Прекрасная мельничиха" и "Зимний путь" - по существу, первые в истории большие серии песен-монологов, связанных единым сюжетом.

В других жанрах

Шуберт всю жизнь стремился к успеху в театральных жанрах, однако его оперы при всех своих музыкальных достоинствах недостаточно выигрышны в драматургическом отношении. Из всей музыки Шуберта, непосредственно связанной с театром, популярность приобрели лишь отдельные номера к пьесе В. фон Чези "Розамунда" (1823).

Церковные композиции Шуберта, за исключением месс As-dur (1822) и Es-dur (1828), малоизвестны. Между тем Шуберт писал для церкви всю жизнь; в его духовной музыке вопреки давней традиции преобладает гомофонная фактура (полифоническое письмо не принадлежало к сильным сторонам композиторской техники Шуберта, и в 1828 он даже намеревался пройти курс контрапункта у авторитетного венского педагога С. Зехтера). Единственная и к тому же неоконченная оратория Шуберта "Лазарь" стилистически родственна его операм. Среди светских хоровых и вокально-ансамблевых произведений Шуберта преобладают пьесы для любительского исполнения. Серьезным, возвышенным характером выделяется "Песнь духов над водами" для восьми мужских голосов и низких струнных на слова Гете (1820).

Инструментальная музыка

Создавая музыку инструментальных жанров Шуберт, естественно, ориентировался на венские классические образцы; даже самые оригинальные из его ранних симфоний, 4-я (с авторским подзаголовком "Трагическая") и 5-я, все еще отмечены влиянием Гайдна. Однако уже в квинтете "Форель" (1819) Шуберт предстает абсолютно зрелым и самобытным мастером. В его крупных инструментальных опусах большую роль играют лирические песенные темы (в том числе заимствованные из собственных песен Шуберта - как в квинтете "Форель", квартете "Смерть и девушка", фантазии "Скиталец"), ритмы и интонации бытовой музыки. Даже последняя симфония Шуберта, так называемая "Большая", основана преимущественно на тематизме песенно-танцевального типа, который в ней разработан с подлинно эпическим размахом. Стилистические черты, ведущие свое происхождение из практики бытового музицирования, сочетаются у зрелого Шуберта с отрешенной молитвенной созерцательностью и внезапным трагическим пафосом. В инструментальных произведениях Шуберта преобладают спокойные темпы; имея в виду его склонность к неторопливому изложению музыкальных мыслей, Р. Шуман говорил о его "божественных длиннотах". Особенности шубертовского инструментального письма наиболее впечатляюще воплотились в его двух последних крупных произведениях - Струнном квинтете и Фортепианной сонате B-dur. Важную сферу инструментального творчества Шуберта составляют музыкальные моменты и экспромты для фортепиано; с этих пьес фактически началась история романтической фортепианной миниатюры. Шуберт сочинил также множество фортепианных и ансамблевых танцев, маршей, вариаций для домашнего музицирования.

Наследие композитора

До конца 19 в. значительная часть обширного наследия Шуберта оставалась неопубликованной и даже неисполненной. Так, рукопись "Большой" симфонии была обнаружена Шуманом только в 1839 (впервые эта симфония прозвучала в том же году в Лейпциге под управлением Ф. Мендельсона). Первое исполнение Струнного квинтета состоялось в 1850, а первое исполнение "Неоконченной симфонии" - в 1865. Каталог произведений Шуберта, составленный О. Э. Дойчем (1951), включает около 1000 позиций, в том числе 6 месс, 8 симфоний, около 160 вокальных ансамблей, свыше 20 завершенных и незавершенных фортепианных сонат и свыше 600 песен для голоса с фортепиано.

Он написал большое количество разнообразных произведений: оперу , симфонию , фортепианные пьесы и песни, в частности "Жалоба Агари" (Hagars Klage, 1811).


1.2. 1810-е годы

Фантазия "Скиталец" D. 760
Allegro con fuoco

II. Adagio

III. Presto

IV. Allegro
Исполнитель Даниэль Бланч. За разрешением Musopen

По возвращении в Вену Шуберт получил заказ на оперетту (зингшпиль) под названием "Братья-близнецы" (Die Zwillingsbr?der). Она была закончена к январю 1819 года и выполнена в "Кертнертортеатри" в июне года. Летние каникулы в году Шуберт провел вместе с Фоглем в Верхней Австрии , где и создал широко известный фортепианный квинтет "Форель" (ля мажор).

Узкий круг друзей, которым Шуберт окружил себя, претерпело серьезный удар в начале 1820. Шуберт и еще четверо его товарищей были арестованы австрийской тайной полицией, которая с подозрением относилась к любым студенческих кружков. Одного из друзей Шуберта, поэта Иоганна Зенне, отдали под суд, тюрьму на год, а потом навсегда запретили появляться в Вене. Четырем другим, включая Шубертом, вынесли серьезное предупреждение, ставя им в вину, в частности, "против [власти] с использованием оскорбительной и недостойной лексики" . Шуберт никогда больше не виделся с Зенне, но положил на музыку две его поэзии "Selige Welt" and "Schwanengesang". Возможно, что этот инцидент привел к разрыву с Майргофером, с которым Шуберт тогда жил .


1.3. Период музыкальной зрелости

Композиции 1819 и 1820 отмечены значительным прогрессом музыкальной зрелости . В феврале началась работа над ораторией "Лазарь" (D. 689), которая осталась незавершенной, потом появились среди прочих, менее выдающимися работами, двадцать третьего псалм (D. 706), "Gesang der Geister" (D . 705/714), "Quartettsatz" (до минор , D. 703) и фантазии "Скиталец" (нем. Wanderer-Fantasie ) Для фортепиано (D. 760). В 1820 были поставлены две оперы Шуберта: "Die Zwillingsbr?der" (D. 647) в Кернтернтортеатри 14 июля и "Die Zauberharfe" (D. 644) в театре Ан-дер-Вин 21 августа . До почти все крупные композиции Шуберта, кроме мес, выполнялись только любительским оркестром, который вырос из домашних вечеров квартетов композитора. Новые постановки познакомили с музыкой Шуберта широкую публику . Однако, издатели не спешили с публикациями. Антон Диабелли с колебаниями согласился напечатать некоторые произведения на условиях комиссии . Так были напечатаны первые семь опусов Шуберта, все песни. Когда комиссия закончился, композитор стал получать скупую плату - и этим его отношения с крупными издательствами ограничились. Ситуация несколько улучшилась, когда в марте 1821 Фогль выполнил "Der Erlk?nig" на очень успешном концерте . Того же месяца Шуберт сочинил вариации на тему вальса Антона Диабелли (D. 718), войдя в число 50 композиторов, внесших вклад в сборник Союза музыкантов Родины.

После постановки двух опер Шуберт с еще большим рвением, чем раньше, начал творить для сцены, но эта работа по разным причинам почти полностью пошла насмарку. В 1822 ему было отказано в постановке оперы "Альфонсо и Естрела", отчасти из-за слабого либретто . Опера "Фьеррабрас" (D. 796) тоже была возвращена автору осенью 1823, в значительной степени из-за популярности Россини и итальянского оперного стиля и провал оперы Карла Вебера "Eврианта" . "Конспиратор" (Die Verschworenen, D. 787) запретил цензор, очевидно из-за названия , а "Розамунда" (D. 797) была снята после двух вечеров из-за низкого качества пьесы. Две первые из этих работ написаны очень масштабно и поставить их было чрезвычайно трудно ("Фьеррабрас", например, имел более тысячи нотных страниц), но "конспираторы" были яркой привлекательной комедией, а в "Розамунда" есть волшебные музыкальные моменты, которые принадлежат к лучшим образцам творчества композитора. В 1822 Шуберт познакомился с Вебером и Людвигом ван Бетховеном , но эти знакомства не дали молодому композитору почти ничего. Говорят, что Бетховен несколько раз публично признавал талант юноши, но он не мог знать творчества Шуберта в полном объеме, поскольку при жизни композитора вышла только горстка произведений.

Осенью 1822 Шуберт начал работу над произведением, более все остальные произведения того периода продемонстрировал зрелость его видение музыки - "Неоконченной симфонии" си-бемоль минор . Причина того, что композитор забросил работу, написав две части и отдельные музыкальные фразы третьей, остается невыясненной. Удивительно и то, что он не рассказывал об этом произведении товарищам, хотя то, чего он достиг, не могло не вызвать у него чувство энтузиазма.


1.4. Шедевры последних лет жизни

The Соната для арпеджионе, D. 821
Allegro Moderato

Adagio and 3. Allegretto
Исполнители: Ганс Голдштейн (виолончель) и Клинтон Адамс (фортепиано)

В 1823 Шуберт кроме "Фьеррабраса" написал также свой ​​первый цикл песен "Моя прекрасная млинарка" (D. 795) на стихи Вильгельма Мюллера. Вместе с поздним циклом "Зимняя прогулка" 1927, также на стихи Мюллера, этот сборник считается вершиной немецкого песенного жанра Lied . В этом году Шуберт написал еще и песню "Ты покой" (Du bist die Ruh, D. 776). 1823 также был годом, когда у композитора появились синдромы сифилиса .

Весной 1824 Шуберт написал октет фа мажор (D. 803), "Скэч большой симфонии", а летом снова уехал в Желизо. Там он попал под чары венгерской народной музыки и написал "Венгерский дивертисмент" (D. 818) для двух фортепиано и струнный квартет ля минор (D. 804).

Друзья утверждали, что Шуберт был безнадежно чувства к своей ученице, графине Каролины Эстергази, но он посвятил ей только одно произведение "Фантазию в фа минор" (D. 940) для двух фортепиано .

Несмотря на то, что работа над музыкой для сцены, а позже официальные обязанности, отнимали много времени, Шуберт в эти годы написал значительное количество произведений. Он завершил массу в тональности ля-бемоль минор (D. 678), работал над "Неоконченной симфонии", а в 1824 написал вариацию для флейты и фортепиано на тему "Trockne Blumen" из цикла "Моя прекрасная млинарка" и несколько струнных квартетов. Кроме того, он написал сонату для популярного в те времена арпеджионе (D. 821) .

Проблемы предыдущих лет компенсировали успехи счастливого 1825. Количество публикаций быстро увеличивалось, нищета несколько отступили, и лето Шуберт провел в Верхней Австрии , где его приветствовали. Именно во этого тура он написал "Песни на слова Вальтера Скотта". К этому циклу принадлежит "Ellens dritter Gesang" (D. 839), широко известный под названием "Ave Maria". Песня открывается приветствием Ave Maria, которое затем повторяется в припеве. Немецкий перевод стихотворения Скотта с "Ламермурськои невесты", выполнен Адамом шторками, при выполнении часто заменяют латинским текстом молитвы Ave Maria . В 1825 Шуберт написал также сонату для фортепиано ля минор (Op. 42, D. 845) и начал симфонию № 9 до мажор (D. 944), завершенную следующем году .

С 1826 по 1828 Шуберт жил постоянно в Вене, кроме краткого визита в Грац в 1827. В эти годы его жизнь была бедна события, и его описание сводится к списку написанных произведений. В 1826 он завершил симфонию № 9, которую позже стали называть "Большой". Это произведение он посвятил Обществу друзей музыки, и получил от него гонорар в знак благодарности . Весной 1828 он дал единственный в своей жизни публичный концерт, на котором исполнял собственные произведения. Концерт прошел с успехом . Струнный квартет ре минор (D. 810) с вариациями на тему песни "Смерть и дева" был написан зимой 1825-1826 и впервые выполнено 25 января 1826. В том же году появились струнный квартет № 15 ре мажор (D. 887, Op. 161), "Искристое рондо" для фортепиано и Крипке (D. 895, Op. 70) и соната для фортепиано ре мажор (D. 894 , Op. 78), впервые опубликована под названием "Фантазия в ре". Кроме этого были написаны три песни на слова Шекспира .

В 1827 Шуберт написал цикл песен "Зимний путь" (Winterreise, D. 911), Фантазию для фортепиано и скрипки (D. 934), экспромты для фортепиано и два фортепианных трио (D. 898 и D. 929) , в 1828 "Песню Мирьем" (Mirjams Siegesgesang, D. 942) на слова Франца Грилльпарцера, мессу в тональности ми-бемоль (D. 950), Tantum Ergo (D. 962), струнный квартет (D. 956), три последних сонаты и сборник песен, напечатанных посмертно под названием "Лебединая песня" (D. 957) . Эта сборка не является настоящим циклом, но песни, входящие в нее, сохраняют единственность стиля и объединены атмосферой глубокой трагедии и мрачной сверхъестественности, не свойственной композиторам предыдущего столетия. Шесть из этих песен написаны на слова Генриха Гейне, чья "Книга песен" вышла осенью. Девятая симфония Шуберта датирована 1828 годом, но исследователи творчества композитора считают, что в основном она была написана в 1825-1826 и только несколько переработана для выполнения 1828 . Для Шуберта такое явление очень необычное, поскольку большинство его значительных произведений не вышедших при жизни, не говоря уже о концертное исполнение. В последние недели жизни композитор начал работать над новой симфонией .


1.5. Болезнь и смерть

Могила Шуберта на кладбище в Вене

Шуберт был похоронен рядом с Бетховеном , который умер годом раньше. 22 января прах Шуберта был перезахоронен на Центральном кладбище Вены .


1.6. Открытие музыки Шуберта после его смерти

Некоторые меньшие по размеру произведения были опубликованы сразу же после смерти композитора, но рукописи больших трудов, мало известных публике, оставались в книжных шкафах и ящиках родственников, друзей и издателей Шуберта . Даже ближайшие к нему люди не знали всего, что он написал, и на протяжении долгих лет его признавали в основном лишь как короля песни . В 1838 Роберт Шуман , посещая Вена , нашел пыльный рукопись "Большой" симфоноии Шуберта и взял его с собой в Лейпциг , где ее выполнил Феликс Мендельсон . Наибольший вклад в отыскание и открытие произведений Шуберта сделали Джордж Гроув и Артур Салливан , которые посетили Вену осенью 1867. Им удалось найти семь симфоний, музыку сопровождения пьесы "Розамунда", несколько мес и опер, кое-что из камерной музыки и большое количество разнообразных фрагментов и песен . Эти открытия привели к значительному увеличению интереса к творчеству Шуберта .


2. Творчество


2.3. Творчество последних лет

В некоторых произведениях Шуберта последних лет ("Зимний путь", песни на тексты Гейне) углубились драматические, даже трагические настроения. Однако и в эти годы им противостояли произведения (включая песни), полны энергии, силы, мужества, жизнерадостности. При жизни Шуберт получил признание главным образом как автор песен, много его крупных инструментальных произведений было впервые исполнено через десятилетия после смерти ("Большая симфония"

  • Зингшпили
    • "Рыцарь зеркала" (Der Spiegelritter, 1811)
    • "Развлекательный замок сатаны" (Des Teufels Lustschloss, 1814)
    • "4 года на посту" (Der vierj?hrige Posten, 1815)
    • "Фернандо" (1815)
    • "Клаудина фон Вилла Белла" (2-й и т-3-й акты утеряны)
    • "Друзья из Саламанки" (Die Freunde von Salamanka, 1815)
    • "Адраст" (1817)
    • "Братья-близнецы" (Die Zwillingsbr?der, 1819)
    • "Заговорщики" (Die Verschworenen, 1823)
    • "Волшебная арфа" (Die Zauberharfe, 1820)
    • "Розамунда" (Rosamunde, 1823)

  • 3.2. Для солистов хора и оркестра

    • 7 мес (1812, сохранились фрагменты; 1814; 2-1815, 1816; 1819-22; 1828)
    • Немецкий реквием (1818)
    • Немецкая месса (1827)
    • 7 Salve Regina
    • 6 Tantum ergo
    • 4 Kyrie eleison
    • Магнификат (1815)
    • 3 оферториумы
    • 2 Stabat Mater
    • оратории и кантаты

    3.3. Для симфонического оркестра


    3.4. Вокальные произведения

    Шуберт написал около 600 песен, в частности:

    Вокальные ансамбли, в частности

    • Вокальные квартеты для 2 теноров и 2 басов
    • Вокальные квинтеты для 2 теноров и 3 басов

    3.5. Камерные ансамбли


    3.6. Для фортепиано


    Франц Шу берт (Franz Schubert, 1797–1828) - австрийский композитор. Родился в семье школьного учителя. В 1808–12 был певчим Венской придворной капеллы. Воспитывался в венском конвикте, где обучался генерал-басу у В. Ружички, контрапункту и композиции (до 1816) у А. Сальери. В 1814–18 помощник учителя в школе отца. К 1816 Шуберт создал свыше 250 песен (в т. ч. на слова И. В. Гёте - «Гретхен за прялкой», 1814, «Лесной царь», «Вознице Кроносу», обе - 1815), 4 зингшпиля, 3 симфонии и др. Вокруг Шуберта сложился кружок друзей - поклонников его творчества (в их числе - чиновник Й. Шпаун, поэт-любитель Ф. Шобер, поэт И. Майрхофер, поэт и комедиограф Э. Бауэрнфельд, художники М. Швинд и Л. Купельвизер, певец И. М. Фогль, ставший пропагандистом его песен). Как учитель музыки дочерей графа И. Эстерхази Шуберт побывал в Венгрии (1818 и 1824), вместе с Фоглем ездил в Верхнюю Австрию и Зальцбург (1819, 1823, 1825), посетил Грац (1827). Признание пришло к Шуберту лишь в 20-х гг. В 1828, за несколько месяцев до смерти Шуберта, в Вене состоялся его авторский концерт, прошедший с большим успехом. Почётный член Штирийского и Линцского музыкальных союзов (1823). Шуберт - первый крупный представитель музыкального романтизма, выразивший, по словам Б. В. Асафьева, «радости и скорби жизни» так, «как их чувствуют и хотели бы передать большинство людей». Важнейшее место в творчестве Шуберта занимает песня для голоса с фортепиано (нем. Lied, около 600). Один из крупнейших мелодистов, Шуберт реформировал жанр песни, наделив его глубоким содержанием. Обогатив прежние песенные формы - простую и варьированную строфическую, репризную, рапсодическую, многочастную, - Шуберт создал и новый тип песни сквозного развития (с объединяющим в целое варьируемым мотивом в партии фортепиано), а также первые высокохудожественные образцы вокального цикла. В песнях Шуберта использованы стихотворения около 100 поэтов, прежде всего Гёте (около 70 песен), Ф. Шиллера (свыше 40; «Группа из Тартара», «Жалоба девушки»), В. Мюллера (циклы «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь»), И. Майрхофера (47 песен; «Гребец»); среди других поэтов - Д. Шубарт («Форель»), Ф. Л. Штольберг («Баркарола»), М. Клаудиус («Девушка и Смерть»), Г. Ф. Шмидт («Скиталец»), Л. Рельштаб («Вечерняя серенада», «Приют»), Ф. Рюккерт («Привет», «Ты мой покой»), В. Шекспир («Утренняя серенада»), В. Скотт («Ave Maria»). Шуберту принадлежат квартеты для мужских и женских голосов, 6 месс, кантаты, оратории и др. Из музыки для музыкального театра известность приобрели лишь увертюра и танцы к пьесе «Розамунда, княгиня Кипрская» В. Шези (1823). В инструментальной музыке Шуберта, основанной на традициях композиторов венской классической школы, большое значение приобрёл тематизм песенного типа. Композитор стремился сохранить напевную лирическую тему как целое, давая ей новое освещение с помощью тональной перекраски, тембрового и фактурного варьирования. Из 9 симфоний Шуберта 6 ранних (1813–18) ещё близки сочинениям венских классиков, хотя и отличаются романтической свежестью, непосредственностью. Вершинными образцами романтического симфонизма являются лирико-драматическая 2-частная «Неоконченная симфония» (1822) и величественная героико-эпическая «Большая» симфония C-dur (1825–28). Из оркестровых увертюр Шуберта наиболее популярны две в «итальянском стиле» (1817). Шуберт - автор глубоких и значительных по содержанию камерно-инструментальных ансамблей (один из лучших - фортепианный квинтет «Форель»), ряд из которых написан для домашнего музицирования. Фортепианная музыка - важная область творчества Шуберта. Испытав влияние Л. Бетховена , Шуберт заложил традицию свободной романтической трактовки жанра фортепианной сонаты. Фортепианная фантазия «Скиталец» также предвосхищает «поэмные» формы романтиков (в частности, структуру некоторых симфонических поэм Ф. Листа). Экспромты и музыкальные моменты Шуберта - первые романтические миниатюры, близкие сочинениям Ф. Шопена , Р. Шумана , Ф. Листа . Фортепианные вальсы, лендлеры, «немецкие танцы», экосезы, галопы и др. отразили стремление композитора к поэтизации танцевальных жанров. К той же традиции домашнего музицирования восходят многие сочинения Шуберта для фортепиано в 4 руки, в т. ч. «Венгерский дивертисмент» (1824), фантазия (1828), вариации, полонезы, марши. Творчество Шуберта связано с австрийским народным искусством, с бытовой музыкой Вены, хотя он редко использовал в сочинениях подлинные народно-песенные темы. Композитор претворил также и особенности музыкального фольклора живших на территории Австрийской империи венгров, славян. Большое значение в его музыке имеют колорит, красочность, достигаемые с помощью оркестровки, обогащения гармонии побочными трезвучиями, сближения одноимённых мажора и минора, широкого применения отклонений и модуляций, использования вариационного развития. При жизни Шуберта получили известность главным образом его песни. Многие крупные инструментальные сочинения были исполнены лишь через десятилетия после его смерти («Большая» симфония прозвучала в 1839, под управлением Ф. Мендельсона ; «Неоконченная симфония» - в 1865).

    Сочинения: Оперы - Альфонсо и Эстрелла (1822; постановка 1854, Веймар), Фьерабрас (1823; постановка 1897, Карлсруэ), 3 незавершённые, в т. ч. Граф фон Гляйхен, и др.; зингшпили (7), в т. ч. Клаудина фон Вилла Белла (на текст Гёте, 1815, сохранился первый из 3 актов; постановка 1978, Вена), Братья-близнецы (1820, Вена), Заговорщицы, или Домашняя война (1823; постановка 1861, Франкфурт- на-Майне); музыка к пьесам - Волшебная арфа (1820, Вена), Розамунда, княгиня Кипрская (1823, там же); для солистов , хора и оркестра - 7 месс (1814–28), Немецкий реквием (1818), магнификат (1815), оффертории и другие духовые сочинения, оратории, кантаты, в т. ч. Победная песнь Мирьям (1828); для оркестра - симфонии (1813; 1815; 1815; Трагическая, 1816; 1816; Малая C-dur, 1818; 1821, незавершённая; Неоконченная, 1822; Большая C-dur, 1828), 8 увертюр; камерно -инструментальные ансамбли - 4 сонаты (1816–17), фантазия (1827) для скрипки и фортепиано; соната для арпеджионе и фортепиано (1824), 2 фортепианных трио (1827, 1828?), 2 струнных трио (1816, 1817), 14 или 16 струнных квартетов (1811–26), фортепианный квинтет Форель (1819?), струнный квинтет (1828), октет для струнных и духовых (1824) и др.; для фортепиано в 2 руки - 23 сонаты (в т. ч. 6 незавершённых; 1815–28), фантазия (Скиталец, 1822, и др.), 11 экспромтов (1827–28), 6 музыкальных моментов (1823–28), рондо, вариации и другие пьесы, свыше 400 танцев (вальсы, лендлеры, немецкие танцы, менуэты, экосезы, галопы и др.; 1812–27); для фортепиано в 4 руки - сонаты, увертюры, фантазии, Венгерский дивертисмент (1824), рондо, вариации, полонезы, марши и др.; вокальные ансамбли для мужских, женских голосов и смешанных составов с сопровождением и без сопровождения; песни для голоса с фортепиано , в т. ч. циклы Прекрасная мельничиха (1823) и Зимний путь (1827), сборник Лебединая песня (1828).

    Включайся в дискуссию
    Читайте также
    Пьер и мари кюри открыли радий
    Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
    Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса