Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

«Фигура умолчания»: Brandson начало собирать награды на первых этапах «Серебряного Меркурия

21 и 22 марта 2018 года в Санкт-Петербурге состоялся IV фестиваль рекламы и маркетинговых услуг «Серебряный Меркурий. Северо-Запад» — региональный этап крупнейшего фестиваля рекламы и маркетинга «Серебряный Меркурий».

Программа фестиваля включила в себя конкурс лучших рекламных проектов, большую конференцию, круглые столы и семинары. Победители конкурса попадут в лонг-лист федерального «Серебряного Меркурия» с последующей возможностью представить свои работы на международную премию The Globes Awards.

Социальный проект «Фигура умолчания» от агентства Brandson (Total Identity Group) взял золото на фестивале «Серебряный Меркурий. Северо-Запад» в номинации «Лучшая кампания по построению социального бренда».

О проекте

Цель кампании «Фигура умолчания» — привлечение внимания к вопросу домашнего насилия. Ведь эта одна из тех проблем, которые пока принято умалчивать в нашем обществе.

Цифры говорят сами за себя: 77% женщин переживали опыт домашнего насилия: психологического, сексуального, экономического и физического. Каждое четвертое женское самоубийство в стране — следствие насилия в семье. Более того, в Brandson подчеркивают, по всей стране от насилия погибают 12−14 тыс. женщин — одна женщина каждые 40 минут.

Команда агентства Brandson изучила реальные истории жертв, психологические форумы и, взяв за основу монологи детей и родителей, составила из них портреты жертв, наполненные неподдельными, живыми эмоциями, которые не оставят никого равнодушным.

«Фигура умолчания» — это лексический приём, намеренный обрыв высказывания, передающий взволнованность речи и предполагающий, что читатель догадается о невысказанном. Душевная лень направляет нас по самому лёгкому пути — принимать стандартные отговорки за чистую монету, игнорируя реальные проблемы. Никто не хочет читать текст под звёздочкой, и поэтому именно на нём создатели проекта фокусируют внимание зрителя.


Основой айдентики стала звёздочка . В минималистичных по стилю изображениях яркая красная звёздочка сразу приковывает внимание и выступает в виде заколки в волосах жертвы, значка или рисунка на футболке ребенка.

Тонкий, почти гравюрный дизайн привлекает взгляды и побуждает рассмотреть его вблизи. Таким образом, получается изображение с двойным смыслом, который раскрывается по-разному в зависимости от расстояния.

В случае размещения в печатных СМИ, вёрстка, приближенная к журнальной, позволяет создать ощущение, что изображение встроено в обычный поток информации, но вместе с тем ярко выделяется из него , чтобы показать бездну, которая скрывается за дежурными фразами.

Текст под звёздочкой — это метафора чувств , что лежат на поверхности, но воспринимаются нами с безразличием. Создатели кампании поясняют — во всех историях женщин, пострадавших от домашнего насилия, больше всего поражает налет обыденности: много лет, изо дня в день, все соседи знали, все молчали.

Елена Юферева, генеральный директор агентства, поделилась историями, услышанными от жертв насилия: кого-то годами бил муж, бил изощрённо и не оставляя синяков; кого-то выдали замуж не по своей воле и довели до таких глубин отчаяния, что побег в ночь с двумя тысячами рублей в кармане и полным отсутствием перспектив стал настоящим избавлением.

Основная проблема в том, что большинство женщин не бегут от мучителей, они молчат и надеются, что все закончится. 80% женщин, которые хотят подать в суд на насильников, отказывают в возбуждении дела. Более того, в российском законодательстве отсутствует понятие защитного ордера, то есть судебного приказа, который запрещает или ограничивает контакт насильника с пострадавшей.


Агентство Brandson готово предложить проект «Фигура умолчания» заинтересованной некоммерческой организации, которая сможет воспользоваться им для улучшения российского общества, ведь обязанностью каждого творческого человека является применение своего таланта для общего блага.


(Кликабельно.)

Кроме сведения исторического процесса к борьбе гегемона и субгегемона, прочищению интеллектуальной оптики помогает правильное вычленение ключевых фигур исторического процесса. Бывают периоды, когда в мировой истории появляется личность, счастливо сочетающая в себе полноту (и продолжительность) власти, политическую активность и мощную идеологию. Тогда вся эпоха окрашивается цветом такого гиперлидера и носит его имя.

В начале 19 века подобным человеком, несомненно, был Наполеон. Если вы увлекаетесь этой эпохой и тем более являетесь специалистом, то воленс-ноленс ОБЯЗАНЫ быть наполеономаном. Без бюстика Наполеона на письменном столе тут делать нечего. Вырвите французского консула и императора из контекста эпохи, и эпоха превратится в клочки разрозненных событий. «Ни уму, ни сердцу».

Точно так же эпоха 1848-1870 это, прежде всего, эпоха Наполеона III. Не только по «механическому» влиянию на мировую историю, но и благодаря созданию законченного механизма «бонапартизма» - симбиоза абсолютизма и буржуазной демократии, являющегося сутью всего 19 века.

Конечно, такие Лидеры появляются далеко не всегда, иногда на исторической арене действуют несколько игроков, но в общем двух-трех-четырех выделить несложно. И полезно из них для простоты всё-таки назначить «главненького». Так будет проще. СИЛЬНО проще. В разы.

Но я о другом. Об аберрации аксиом, которая мешает среднему человеку (а то и замороченному специалисту) выстраивать разрозненные исторические факты в логические цепочки. В прошлом посте я упомянул об «в упор не видении» межвоенного дуумвирата.

Теперь скажу о такой же лакуне в области гегемона-личности. Если спросить средней руки интеллектуала о периоде 1890-1918 года, то он будет в КРАЙНЕМ затруднении. Ему будет сложно найти даже кандидатов на 2-3 место. Получается что интереснейшая, крайне динамичная и донельзя политизированная эпоха оказывается полуанонимной.

Это происходит потому, что для европейского «предвоенья» был характерен укрупнённый гегемонизм политической личности и этой личностью был… Вильгельм II.

Вильгельм II в изгнании.
Да-да. То что сделали в 20 веке с «Николашкой», это детская забава по сравнению с тем, что сделали с Вильгельмом. Если вы почитаете газетную грязь, вылитую на Вильгельма, то перед вами окажется сухорукий дегенерат-вырожденец с повреждённой нервной системой, коронованный кретин, увлекающийся рубкой дров (про дровишки инфа ничего не напоминает?), гомосексуалист, живодёр мучавший животных т.д. и т.п. Разве что от его имени не опубликованы идиотские дневники, т.к. на живого клепать было невместно. Вес у «сумасшедшего Вилли» был такой, что его, как и Наполеона, убить постеснялись. По очень простой причине. Если «мона» убивать таких людей, то убийство шибздиков и прощелыг вроде Лоойд-Джоржа это как урну перевернуть:

Ну, подрезали чмыря. А чо за ор-то?

Убить, тем не менее, хотели, Антанта заявила что это «преступник человечества №1» и его надо казнить показательной казнью. Но это был перехлёст (без холокоста и тому подобной хичхоковости – врать по-кинематографически ещё не научились), а убрать чужими руками, как Николая (казнь немецких революционеров как месть за Либкнехт-Люксембург) сорвалось.

Что же это был за человек и в чём его значение для человечества?


Вильгельм правил почти единолично вторым государством планеты в течение 30 лет. У гегемона Великобритании такой концентрации власти в одних руках не было, другие страны до уровня Германии или сильно не дотягивали (Россия, Австро-Венгрия) или обладали размытостью власти ещё большей (Франция, США).

И реальная Роза – любимая придворная шутиха Вильгельма II, которой он дал для смеха большой градус. Точнее «со смехом» – идея у кайзера была вполне серьёзная. (Кликабельно.)

Изучать историю социал-демократии 1890-1918 гг. без Вильгельма это всё равно, что изучать социал-демократию предшествующего периода без Лассаля и Маркса.


2. Вильгельм завершил систему современной государственной школы. Идея массового и даже всеобщего государственного образования возникла до него, но именно Вильгельм на государственном уровне поддержал идею светской педагогики. Школа это не просто место обучения конкретным знаниям и навыкам, но и нравственное учреждение, призванное ВОСПИТЫВАТЬ все население детского и подросткового возраста с учётом последних достижений психологии. Это повлекло массовое развитие педагогики, применение педагогических инструкций, введение штатных должностей педагогов и т.д. и т.п.


3. Вильгельм провозгласил себя другом и защитником мусульман всего мира. Фактически именно он сформировал современное мусульманское национально-освободительное движение. Подобным образом мусульманскую карту пытался разыграть в Египте Наполеон, но это была не целенаправленная политика, а гениальный экспромт главы экспедиционного корпуса. Вильгельм же ЗАЛОЖИЛ ОСНОВЫ этого сектора современной политической жизни. То, что мы сейчас видим, это продолжение проекта Вильгельма II.

Вильгельм в турецкой военной форме.
4. Вильгельм дал всему миру образец кризисного военного управления (включая систему военного государственного социализма). Это идеальный глава ожесточённо сражающегося государства, с большим отрывом превосходящий своих соперников и союзников.


Когда говорят о Германии периода первой мировой войны то постоянно талдычат: Людендорф-Гинденбург, Гинденбург-Людендорф. Реально же всем управлял Вильгельм II. Точно так же как главой русской армии был отнюдь не Алексеев (в отличие от германской пары, к тому же лично ничтожный).

Гитлер был лишь жалким подобием настоящего военного фюрера Германии, точно также как его армия была лишь тенью великой армии второго Рейха.
Список можно продолжить. Но я хочу в завершение сказать о другом. Николай II, будучи умным человеком, всю жизнь подражал своему двоюродному брату. И правильно делал. Подражал, разумеется, не тупо, - где надо. Но везде, где только можно.

С чего началось правление Вильгельма? Он провёл широкую демократизацию политической жизни Германии (отмена закона против социалистов, международный детант и т.д.). Что сделал Николай после прихода к власти? То же самое. «Как старшие».

Вильгельм и Николай. Между ними германский наследник, справа Николай Николаевич.
О чём тут говорит официальная историография? Вместо анализа широких мер по ослаблению гаек (вплоть до протекции местным социал-демократам, находящимся ещё в зачаточном состоянии), цитируют как попки-дураки фразу о «бессмысленных мечтаниях». И правильно делают. Потому что кроме этой фразы, (точнее ОГОВОРКИ) ничего иного в доказательной базе нет.

Вильгельм в русской и Николай в германской военной форме.
То есть Николая оклеветали. А того человека, которому он подражал, «забыли».

Вот так историческая наука и живёт. Это 20(!) век.

Submitted by blandux on ср, 02/11/2011 - 11:54

Однажды, в процессе разбора непонятной ситуации у меня родился интересный термин «фигура умолчания». «Фигура умолчания» это то, о чём не говорят, но что не зримо стоит за всеми сделанными высказываниями и поступками. Возможно, эта тема несколько перекликается с темой «неявная функция», но здесь разговор не о функции.

Недавно разговаривал по телефону с человеком (конкретизировать не буду), и меня не покидало ощущение, что что-то с её стороны не договорено, что-то, что трудно из неё вытянуть, но это «что-то» безусловно, важно и этого «что-то» я не знаю и поэтому не вполне понимаю ситуацию. Разговор был закончен, а «фигура умолчания» так и осталась «за кадром».

Вопрос: как же выяснить, что «осталось за кадром», в чём состоит «фигура умолчания», если собеседник не собирается этого рассказывать? Какие существуют для этого методы?

Форумы:

  • Вопросы, не относящиеся к тематике сайта
  • Log in or register to post comments

Re: Фигура умолчания

Submitted by AlexZ on ср, 02/11/2011 - 22:25

blandux wrote:


вт, 01/11/2011 - 23:54
Однажды в процессе разбора непонятной ситуации у меня родился интересный термин «фигура умолчания». «Фигура умолчания» это то, о чём не говорят, но что не зримо стоит за всеми сделанными высказываниями и поступками.

Словарь русских синонимов с Вами абсолютно согласен:
Фигура умолчания - недосказанность, умолчание, недоговоренность, недомолвка, недоговорка.

blandux wrote:


Недавно разговаривал по телефону с человеком (конкретизировать не буду).

Нет уж, нет уж. Огласите весь список, пжлст... (С)

blandux wrote:


... меня не покидало ощущение, что что-то с её стороны не договорено, что-то, что трудно из неё вытянуть, но это «что-то» безусловно, важно и этого «что-то» я не знаю и поэтому не вполне понимаю ситуацию. Разговор был закончен, а «фигура умолчания» так и осталась «за кадром».

Подождите пару месяцев, возможно, предмет недоговоренности будет обозначен со всей прямотой:-)

blandux wrote:


Вопрос: как же выяснить, что «осталось за кадром», в чём состоит «фигура умолчания», если собеседник не собирается этого рассказывать? Какие существуют для этого методы?

1. Поищите информацию по ключевым словам тактика допроса подозреваемого и обвиняемого . Вываливаются подробные рекомендации.
2. Построить из известных фактов логичную, полную и, что очень важно, естественную структуру. Тогда, если в структуре есть "белое пятно" - картина в общем ясна, но чего-то не хватает, это "белое пятно" можно заполнить или хотя бы прояснить его смысл по его фактологическому окружению.
Самый яркий пример такого подхода: Д.И.Менделеев на основе естественной структуры (периодичность свойств химэлементов) заполнил "фигуры умолчания", обозначившиеся при разговоре с природой.
Успехов,
AlexZ
  • Log in or register to post comments

Re: Фигура умолчания

Submitted by blandux on сб, 05/11/2011 - 14:31

Знаете, какая фигура умолчания в фильме оказывает огромное, а порой может быть и решающее значение, на то, каким получится в итоге фильм, хорошим или плохим? Это фигура кинооператора. Именно от его умения построить кадр, в правильном темпе вести съёмку, осуществлять перемещение камеры, для того, чтобы избежать статичности съёмки, и т.д. зависит то, насколько нам будет интересно смотреть историю, рассказанную режиссёром и актёрами. Мы на неё смотрим глазами кинооператора. Хотя этот человек, зачастую остаётся в тени (одна из фигур умолчания).

  • Log in or register to post comments

Re: Фигура умолчания

Submitted by Валерий Мишаков on вт, 08/11/2011 - 17:59

Мне кажется, что когда говорят "Фигура умолчания", имеют в виду недосказанность, которая понятна всем. Ее нужно отличать от просто "недосказанности".

Книжн. Ирон. О чём-л. недоговорённом, невысказанном. БТС, 1421.

  • - термин, применяемый к разнообразным множествам точек...

    Естествознание. Энциклопедический словарь

  • - ФИГУРА - термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, поскольку они имеют стилистическую значимость и направлены к тому, чтобы придать высказываемой мысли определенную выразительность...

    Словарь литературных терминов

  • - ФИГУ´РА, фигуры, - особые стилистические обороты, выходящие за рамки практически необходимых норм; применяются писателями в прозе и в стихах в целях определенной художественной выразительности...

    Поэтический словарь

  • - 1. Внешнее очертание, вид, форма предмета. 2. Внешнее очертание человеческого тела, форма тела, телосложение. 3. Скульптурное, живописное или графическое изображение человека. 4...

    Энциклопедия моды и одежды

  • - Наиболее употребительная из арабских частей: точка, находящаяся в таком же отношении к Асценденту, как Луна к Солнцу. Обычно связывается с денежным положением рожденного...

    Астрологическая энциклопедия

  • - СИН. " природа" . Категория традиц. кит. философии и культуры. Этимология иероглифа С. указывает на его отношение к природному началу, а применительно к человеку - на связь с психосоматич. структурой...

    Китайская философия. Энциклопедический словарь

  • - "" бирж.: означает общее целое число в обозначении котировки курса покупателя и продавца, например, если котировка курса покупателя - 121-126, а продавца 121-130, то "фигура" - 121...

    Экономический словарь

  • - последняя значимая цифра в котировке, но в курсе доллара – копейки...

    Словарь бизнес-сленга

  • - . 1) Характерная группа звуков или ритмич. долей, длительностей, обычно неоднократно повторяющаяся. 2) Элемент фигурации...

    Музыкальная энциклопедия

  • - топ-фигу́ра ж. Значительная фигура в политике, науке, предпринимательстве и...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - Устар. Прост. Не трудно, не представляет трудности. Как же ты узнал? Узнать не фигура. - Не получать за перевоз никак невозможно. Не брать - не фигура, а чем будешь сам-то жить? ...
  • - Книжн. О недомолвке, о чём-либо невысказанном...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Пск. Легко, не составляет труда. СПП 2001, 77...
  • - Книжн. Ирон. О чём-л. недоговорённом, невысказанном. БТС, 1421...

    Большой словарь русских поговорок

  • - прил., кол-во синонимов: 7 замалчивавший набрасывавший покров не высказывавший полностью недосказывавший проходивший молчанием умалчивавший устраивавший заговор молчания...

    Словарь синонимов

  • - недосказанность, умолчание, недоговоренность, недомолвка,...

    Словарь синонимов

"Фигура умолчания" в книгах

Фигура и фон

Из книги Основы рисунка для учащихся 5-8 классов автора Сокольникова Наталья Михайловна

Фигура и фон Порой очень трудно бывает определить, какая поверхность является фоном, а какая фигурой (ил. 19).Рассмотрите рисунок. Текстура подчеркивает в фигуре свойства диска, заштрихованный круг становится фигурой, тогда как соседнее изображение выглядит как круглое

Досье: короли и тузы шпионской колоды. Фигура умолчания: Оскар фон Нидермайер

Из книги Двойной заговор. Сталин и Гитлер: Несостоявшиеся путчи автора

Досье: короли и тузы шпионской колоды. Фигура умолчания: Оскар фон Нидермайер Родился будущий «немецкий Лоуренс» в небольшом баварском городке Фрейзинг в семье архитектора, не то в 1885-м, не то в 1887 году Дальше - типичный путь немецкого офицера, прямой, как ствол ружья. В 1912

1. Фигура

автора Лосев Алексей Федорович

1. Фигура а) Являясь очертанием границы тела (Men. 76a), фигура тела ясно отличается у Платона от звука и цвета вещи (Crat. 423 d, Gorg. 465b), от ее внутреннего смысла (Theaet. 163b) и от ее внутренней красоты (R. P. V 476b). Эта фигура тела либо свидетельствует об его округлости или прямизне (Epist. VII 342

1. Фигура

Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович

1. Фигура а) Первоначальный смысл термина"фигура"определяется тем, что Аристотель помещает эту"схему"в число своих десяти категорий, а именно в области качества, в котором"схема"является внешним обликом предмета (Categ. 8, 10a 11 – 16). Поэтому уже в силу расчлененности категорий,

Досье: короли и тузы шпионской колоды. Фигура умолчания - Оскар фон Нидермайер

Из книги Двойной заговор. Тайны сталинских репрессий автора Прудникова Елена Анатольевна

Досье: короли и тузы шпионской колоды. Фигура умолчания - Оскар фон Нидермайер Родился будущий «немецкий Лоуренс» в небольшом баварском городке Фрейзинг в семье архитектора, не то в 1885-м, не то в 1887 году. Дальше - типичный путь немецкого офицера, прямой, как ствол ружья. В

Тигран Хачатуров: фигура умолчания…

Из книги Анатомия краха СССР. Кто, когда и как разрушил великую державу автора Чичкин Алексей Алексеевич

Тигран Хачатуров: фигура умолчания… «…К сожалению, наша экономика давно идет в пучину такого кризиса, который вполне может завершиться распадом СССР». Это слова 1981 г., если точнее - пророчество академика-экономиста Тиграна Сергеевича Хачатурова (1906–1989), скончавшегося

2.5 Некоторые возможные умолчания официальной «концепции» РПЦ

Из книги Нерусский "Дух" для русской души автора Коллектив авторов

2.5 Некоторые возможные умолчания официальной «концепции» РПЦ Как можно понять из «концепции РПЦ», официальная церковь не хочет ссорится с иудеями, призывая к экуменизму. Однако, то, что реально думают (и что намереваются делать) некоторые посвящённые иерархи, возможно и

Фигура

Из книги AutoCAD 2009. Учебный курс автора Соколова Татьяна Юрьевна

Фигура Команда SOLID обеспечивает создание закрашенных многоугольников. Команда вызывается из падающего меню Draw ? Modeling ? Meshes ? 2D Solid.Запросы команды

§ 4. Детализированное изображение и суммирующие обозначения. Умолчания

Из книги Теория литературы автора Хализев Валентин Евгеньевич

§ 4. Детализированное изображение и суммирующие обозначения. Умолчания Художественно воссоздаваемая предметность может подаваться обстоятельно, детализированно, в подробностях или, напротив, обозначаться суммирующе, итогово. Здесь правомерно воспользоваться

ЗАГОВОР УМОЛЧАНИЯ

Из книги Морские драмы Второй мировой автора Шигин Владимир Виленович

ЗАГОВОР УМОЛЧАНИЯ Итак, нам предстоит прикоснуться к одной из самых мрачных страниц прошлого нашего военно-морского флота, но на этот раз уже на основе документов, которые до самого последнего времени оставались под грифом «секретно». Видимо, наконец-то пришло время

ЭСТЕТИКА УМОЛЧАНИЯ

Из книги Япония Лики времени. Менталитет и традиции в современном интерьере. автора Прасол Александр Федорович

ЭСТЕТИКА УМОЛЧАНИЯ В японском языке есть пословица, почти в точности совпадающая с русской: тиммоку ва кин, юбэн ва гин («красноречие - серебро, молчание - золото»). Она означает, что скрытый смысл слов или невысказанное чувство ближе к истине и потому более изящны. На

Рейхсляйтер как фигура умолчания

Из книги Призрак рейхсляйтера Бормана автора Иванов Владимир Г

Рейхсляйтер как фигура умолчания Извлеченный из могилы полуистлевший гроб оказался легким, как картонная коробка. И не удивительно, когда его вскрыли, гроб оказался пустым. Останков Генриха Мюллера, шефа гестапо фашистской Германии, погибшего, по официальной версии (ох

Умолчания - провокация мистики

Из книги Да здравствует «Застой»! автора Буровский Андрей Михайлович

Умолчания - провокация мистики Интерес ко всему таинственному - в натуре человека.Полное отрицание экстрасенсорных воздействий и вообще всего, что не укладывается в материалистическую картину мира, провоцировало чуть ли не болезненный интерес ко всякой чертовщине и к

Неуместные умолчания

Из книги Литературная Газета 6433 (№ 40 2013) автора Литературная Газета

Неуместные умолчания Наглядная агитация, подтовленная в предвыборном штабе А. Навального Фото: РИА "Новости" Так как в этой статье речь идёт прежде всего об идеологических расколах современной России, должен для начала заявить о собственных воззрениях. Я смотрел и

Фигуры умолчания

Из книги Ислам и политика [Сборник статей] автора Игнатенко Александр

Фигуры умолчания В первую очередь речь идет о замораживании их банковских счетов и блокировании всех финансовых операций. На пресс-конференции в Вашингтоне советник саудовского наследного принца Абдаллы Адиль аль-Джубейр заявил, что эти филиалы оказывали «денежную,

Умолчание, апосиопеза, апосиопезис это стилистическая фигура, заключающаяся в намеренном опущении существенных деталей выражения; недосказанность, незавершенность речи. Согласно с традиционной классификацией стилистических приёмов умолчание относится к фигурам мысли.

Происхождение

Традиция использования приёма умолчания проистекает из античной риторики. Экспрессивные выражения с незаконченной мыслью в форме угрозы свойственны поэзии Древней Греции и Древнего Рима. Апосиопезу содержит известная латинская фраза из эпического произведения Вергилия «Энеида» (І в. до н. э.) «Quos ego!» («Я вас!»), которой Нептун укрощал ветры.

Умолчание в художественной речи

В художественном языке умолчание заключается в умышленном прерывании автором своей речи с целью избегания слов, которые по эмоциональным причинам он не желает произносить. Умалчиваются обычно явные понятия, которые легко определяются контекстом, т. е. недосказанность такого рода предполагает домысел читателя, способность самостоятельно закончить мысль с помощью намёка.

Таким образом, опущение заключительной части высказывания, скрытие его смысла, концентрирует внимание на конкретном понятии.

Умолчание употребляется как в поэтических, так и прозаических текстах с целью усиления выразительности, экспрессивности речи, акцентирования основных идей и активизации читательского мышления. В классической русской поэзии приём использовался также как способ обойти цензуру. Примечательно, что письменным выражением фигуры умолчания зачастую является знак многоточия.

Умолчание в русской литературе

Приём умолчания использовали мастера классической русской литературы – А. С. Пушкин, И. А. Крылов, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, А. А. Блок, Н. А. Некрасов, В. В. Маяковский, И. А. Бунин, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов и др.

Апосиопеза преобладает в русских стихотворных жанрах , что подчёркивает таинственность, недоговорённость поэтического языка. Особое место фигура занимает в творчестве А. С. Пушкина, умолчания содержит ряд сочинений поэта – «Ненастный день потух…» (1824 г.), «Граф Нулин» (1825 г.), «Бахчисарайский фонтан» (1827 г.), «Станционный смотритель» (1831 г.), «Борис Годунов» (1831 г.), «Скупой рыцарь» (1836 г.).

Пример использования умолчания:

Никто её любви небесной не достоин.
Не правда ль: ты одна… ты плачешь… я спокоен;

Но если …
(А. С. Пушкин «Ненастный день потух…», 1824 г.)

В русской поэзии умолчание также может быть представлено в виде намеренного нарушения рифмы.

Умолчание в ораторском искусстве

Приём умолчания широко употребляется в публичных выступлениях ораторов для привлечения внимания слушателей, развитие их творческого воображения; распространён в языке дипломатии.
Нарочито незаконченные выражения часто встречаются в разговорной речи: «Если это не будет сделано, то…» и т. д.

Связь с другими приёмами

С апосиопезисом схож эллипсис – риторическая фигура убавления, состоящая в пропуске элемента высказывания, легко подразумеваемого слова.

Приём, противоположный умолчанию – просиопеза.

Фигура умолчания сохраняется в современной литературе при развитии форм её воплощения.

Слово апосиопезис произошло от греческого aposiopesis, что в переводе означает умолчание, недомолвка.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса