Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Феномен примеры. Феномены - это что за явление? Виды феномена

Что такое феномен? Слово происходит от греческого глагола phainein. Это означает проявлять, сиять, появляться, проявляться. Что имеют в виду ученые, когда они используют термин «научный феномен»? После определения этого явления мы рассмотрим некоторые примеры объяснимых и необъяснимых явлений.

Определение научных явлений

Вы когда-нибудь задумывались, почему вы зеваете? Вы не единственные. Ученые уже давно пытаются выяснить биологические причины этого феномена человека. Он является наблюдаемым, что же происходит? Некоторые теории о том, почему мы зеваем, включают следующее:

Это помогает охлаждать мозг.

Феномен сигнализирует о том, что ваше тело не бодрствует.

Зевота обеспечивает дополнительный кислород для мозга.

Она готовит ваш мозг к борьбе или полетному синдрому.

Вот еще: почему зевать заразительно? Иногда просто мысль о зевании заставит вас зевать. Некоторые возможные причины:

Контагиозные зевоты демонстрируют сочувствие.

Они же обеспечивают социальную связь.

Что такое феномен? На данный момент есть много вещей, о которых мы не знаем. Но есть ученые и исследователи во всех областях, которые ищут решения и и занимаются исследованием феноменов. Многие люди связывают научные явления с вещами, которые необъяснимы, но это не обязательно так. Давайте посмотрим на некоторые другие примеры научных явлений.

Объясненные научные явления

Вопреки распространенному мнению, феномены человека не должны быть обязательно невероятными. Или таинственными. Если что-то можно наблюдать через чувства, включая наблюдение, слух, обоняние, вкус и прикосновение - это научный феномен.

Например, вы когда-нибудь задумывались, зачем нужны брови? Не кажется ли немного странным, что у всех нас есть полоска волос на лице? Оказывается, цель бровей заключается в том, чтобы пот и вода не стекали в глаза и не блокировали таким образом ваше зрение. Причина, по которой это является примером научного явления, состоит в том, что вы можете видеть и чувствовать это.

Что такое социальные феномены?

Социальные феномены - понятие немного другого характера. Это невероятно важный аспект жизни каждого человека. Какие можно привести примеры социальных явлений, как они влияют на эволюцию общества? Если вы думаете обо всех знаниях и опытах, которые мы получаем в течение нашей жизни, количество, которое помогло сформировать наше мировоззрение, вероятно, слишком велико, чтобы суметь все сосчитать.

Что такое феномен? Когда мы молоды, перспективы наших родителей напрямую формируют наши собственные мнения о вещах, таких как политика или религия, а более поздние переживания, такие как романтические отношения, формируют наше восприятие любви и уровни эмоционального риска, которые мы считаем приемлемыми. В социологии такие знания и опыт называются социальными феноменами, которые являются индивидуальными, внешними, социальными построениями, влияющими на нашу жизнь и развитие по мере старения.

Если это определение кажется неопределенным или запутанным - это, вероятно, потому, что категория социальных явлений невероятно широка и сложна, но их фундаментальным принципом является то, что они создаются обществом, в отличие от того, что происходит естественным образом в мире, например, землетрясений, вирусов или погодных явлений.

Одним из наиболее важных аспектов социальных явлений является то, что они включают наблюдаемое поведение одного человека, влияющее на другого человека. Что это значит? Например, расизм является социальным феноменом, потому что это идеология, которую люди создали, которая непосредственно влияет на другую группу, заставляя их менять свое поведение. На другом конце спектра брак также является социальным феноменом, потому что это наблюдаемый акт, для которого люди создали и применили значение, которое изменяет понятие любви и отношений, поскольку это значение развивается.

Поведенческие социальные явления

Есть много разных способов, которыми другие люди могут влиять или изменять нашу жизнь, но среди них поведенческие явления, вероятно, являются одним из самых значительных. Например, представьте, что вы шли по городской улице и внезапно были обмануты незнакомцем. Как только первоначальный шок от пережитого пройдет, подумайте о том, как он может изменить ваше собственное поведение с этого момента. Вы, вероятно, стали бы более осторожным в подобных ситуациях, возможно, больше боялись бы незнакомцев и т. д.

В контексте социальных явлений преступность и другие акты насилия невероятно влиятельны, когда речь идет о формировании нашего поведения или мнений по определенным предметам. В примере, который мы только что использовали, поведение одного человека, преступное деяние по отношению к вам, повлияло на ваше чувство физической и эмоциональной безопасности и изменило то, как вы будете себя вести и думать с этого момента.

Точно так же войны играют не менее важное влияние как социальный феномен. Возьмем, к примеру, продолжающийся конфликт в Израиле между палестинцами и израильтянами. В этом случае действия и риторика каждой стороны постоянно влияют на отдельных лиц в этих группах, а затем изменяют способ их поведения и способы, которыми они воспринимают другую сторону.

Исторические социальные явления

В отличие от других типов социальных явлений, исторические социальные явления, как правило, немного сложнее и менее легко идентифицируются. В простейшем смысле историческое социальное явление относится к тому, как предыдущие действия или события влияют на жизнь и поведение конкретного человека или группы.

Что такое феномен как наблюдаемое явление?

Следующий момент. Феномен в научном контексте является тем, что наблюдается или существует. Это значение контрастирует с пониманием слова в общем использовании как нечто необыкновенное или выдающееся. Феномены классифицируются несколькими способами. Вот некоторые из них:

  • Слово "феномен" как природное явление обозначает те события, которые происходят или проявляются без человеческого вклада. Примеры включают гравитацию, приливы, биологические процессы и колебания.
  • Социальные феномены - это те, которые происходят или существуют посредством действий групп людей. Например, шесть степеней разделения - явление, которое демонстрируется в социальных сетях.
  • Психологические явления - это те, которые проявляются в человеческом поведении и ответах. Эффект понесенных расходов, например - тенденция для людей, чтобы перестать инвестировать в то, что явно не работает. Другое психологическое явление - эффект Хоторна - демонстрируется улучшением поведения или производительности человека в результате повышенного внимания со стороны начальников, клиентов или коллег.
  • Визуальные феномены - эти явления включают в себя оптические иллюзии, такие как иллюзия периферического дрейфа, в которой люди воспринимают движение в статических изображениях.

Современное философское использование

В современном философском использовании термин «феномены» стал означать «то, что переживается, является основой реальности». В Инаугурационной диссертации Иммануила Канта «О форме и принципах чувственного и умопостигаемого мира» (1770) автор теоретизирует, что человеческий разум ограничен логическим миром и поэтому может только интерпретировать и понимать явления в соответствии с их физическими проявлениями. Он писал, что люди могут допускать только столько, сколько позволяют их чувства, но не испытывают самого реального объекта.

Таким образом, термин "феномен" относится к любому инциденту, заслуживающему исследования. Тем более, к событиям, которые особенно необычны или имеют особое значение. В научном использовании феномен представляет собой любое событие, которое является наблюдаемым, каким бы обычным оно ни было, даже если оно требует использования приборов для наблюдения, записи или компиляции данных, касающихся этого.

Так, например, в физике, это явление может быть описано системой информации, связанной с материей, энергией или пространством и временем. Одним из феноменов человека является ощущение фантомных конечностей. Это ощущение чувства в ампутированных конечностях, наблюдается у более чем 70 % пациентов с ампутацией. Хотя конечность больше не присутствует, они сообщают о том, что они ее чувствуют. Это необычный феномен, изучение которого бросает вызов типичной логике и становится источником большого любопытства в медицинской и физиологической областях.

Механические феномены

Механическое явление - физический феномен, связанный с равновесием или движением объектов. Некоторые примеры: колыбель Ньютона, двигатели и двойные маятники. Среди более простых и одновременно сложных можно вспомнить плавание, инерцию, свободное падение и даже давление.

Популярное использование

В популярном использовании сущность феномена часто соотносится к чем-то необычным. Этот термин чаще всего используется для обозначения случаев, которые сначала бросают вызов объяснению или удивляют наблюдателя. Это такие необычные явления, редкие факты и даже уникальные люди, которые не являются привычными и обыденными, которые трудно понять и осознать, например, радуга, северное сияние, конструкции из каменных глыб, торнадо и многие многие другие.

Философский термин “феномен” произошел от греческого “ φαινόμενον”, что означает “являющееся”, “редкий факт”, “необычное явление”. Если оглянуться вокруг, то можно увидеть множество предметов, почувствовать запахи, теплоту или холод, увидеть красоту и восхититься ею, услышать музыку и прийти в восторг от ее мелодичных звуков. Все эти предметы и явления в философии принято называть этим термином. Одним словом все они - феномены. Это философские понятия, которые обозначают те явления, которые можно постичь в чувственном опыте. Все они могут стать объектом созерцания и научного наблюдения.

Виды феноменов

Исходя из вышесказанного, эти предметы и явления можно разделить на физические и психические. Согласно теории австрийского философа Франца Брентано, к первым относятся звуки, запахи, природный ландшафт, осадки, поля, леса, горы и долины, деревья и кустарники и остальные предметы окружающего нас мира. Все они даны нам в опыте, то есть у нас есть возможность их видеть, слышать, осязать и ощущать. А вот психические феномены - это вся наша психическая деятельность, то есть все те представления, которые посредством ощущений или воображения возникают у нас в сознании. К ним относятся акты слышания, представления, видения, ощущения, фантазирования, а также такие как воспоминание, сомнение, суждение; душевные переживания: радость, грусть, страх, надежда, отчаяние, мужество, трусость, любовь, гнев, ненависть, удивление, желание, волнение, восхищение и т. д.

Культурный феномен

Слово "культура" имеет великое множество значений. Она является объектом познания различных наук: философии, социологии, эстетики, культорологии, этнографии, политологии, психологии, педагогики, истории, искусствоведения и т. д. В широком понимании культура - это вся человеческая деятельность, которая может иметь самые разные проявления. Она включает в себя все способы и формы самопознания и самовыражения, которые накоплены социумом, да и отдельной личностью. В узком же понимании культурой является ряд кодов (норм поведения, правил, стереотипов, обычаев и ритуалов и т. д.), принятых в данном обществе, и которые управляют человеческим поведением. Одним словом, культура - это материальные и На нашей планете первые из них имеют особый смысл только для человека, поскольку они освящены обычаями, искусством, религией, одним словом - культурой. Что же касается духовных ценностей, то здесь не все так однозначно. Мы уже не раз становились свидетелями того, что и братья наши меньшие способны проявлять такие чувства, как преданность, любовь, привязанность, радость, грусть, обида, благодарность и т. д. и т. п.

Культура и социум

В социокультурном контексте понятие “феномен” получает статус категории. Это явление, которое исследуется в культуре. Сегодня это все чаще становится объектом различных научных работ: диссертаций, докладов, дипломных и курсовых. Однако их авторам крайне трудно дать точное определение данного явления. Каждый его трактует по-своему. Объединение таких двух понятий, как “социум” и “культура”, повсеместно. Культура участвует или присутствует практически во всех без исключения сферах человеческой жизнедеятельности. В нашу лексику постоянно входят такие выражения, как “социокультурное пространство”, “культурная политика”, “культура личности” и т. д. Многие из этих понятий стали для нас настолько привычными, что мы даже не замечаем, как часто употребляем их. Так как же понимать феномен культуры? Это в первую очередь особый способ человеческой жизнедеятельности, где объективное и субъективное выступают как единое целое. Посредством культуры происходит организация и регуляция жизнедеятельности человека, что ведет к увеличению уровня его активности как члена общества.

Социокультурное в работах Петирима Сорокина и Ф.Тенбрука

П. также исследовал это явление. Согласно ему, социокультурный феномен - это все то, что получают люди от своего окружения благодаря связи с культурой, которая, в свою очередь, является носителем “надорганических” ценностей. Под последними он понимал все то, что производит например, это могут быть языки, религия, философия, искусство, этика, право, манеры, привычки и т. д. и т. п. Одним словом, согласно Сорокину, «социокультурность» является базовой категорией социального мира, которая подразумевает неразрывность личности, культуры и общества. А немецкий философ Ф. Тенбрук называл эту связь «бесшовным соединением» трех составляющих: индивида, социума и системы моральных и материальных ценностей, то есть культуры.

Что можно считать социально-культурным феноменом?

Давайте сначала перечислим те явления, которые попадают под определение Это целый набор понятий, которые затрагивают личность, живущую в обществе себе подобных. Конечно, это не полный список, но вот некоторые из них:


А это перечень социокультурных феноменов. Он более обширен. Эти феномены - это объединенные в одно целое культурные и социальные явления. Вот они:

  • образование;
  • наука;
  • политика;
  • туризм;
  • духовность;
  • телесность;
  • воспитание;
  • семья;
  • мода;
  • бренд;
  • религия;
  • миф, легенда;
  • доверие;
  • счастье;
  • горе;
  • правовая действительность;
  • материнство;
  • толерантность;
  • кич и т. д.

Этот список можно продолжить до бесконечности.

Социокультурный феномен развития

В нашем мире ничто не постоянно и не стоит на месте. Все явления либо совершенствуются, либо разрушаются, двигаясь к своей окончательной гибели. Совершенствование - социокультурный феномен развития. Это процесс, направленный на положительное изменение как материальных, так и духовных объектов с одной единственной целью - стать лучше. Из курса философии известно, что способность изменяться является универсальным свойством как материи, так и сознания. В этом заключается общий для всех (природы, познания и общества) принцип существования.

Личность как психологический феномен

Существо, обладающее то есть живой человек, является личностью. У него очень сложная структура, которая является целостным системным образованием, совокупностью действий, отношений, значимых, с точки зрения общества, психических свойств индивида, которые были сформированы в результате онтогенеза. Они определяют его действия и поступки как поведение субъекта общения и деятельности, обладающего сознанием. Личность способна к саморегуляции, а также к динамичному функционированию в обществе. При этом ее свойства, отношения и действия гармонично взаимодействуют между собой. Наверняка все знакомы с такой оценкой личности, как “стержень”. Этим свойством наделены те индивиды, которые обладают сильным характером. Однако в психологии "стержневое" образование личности объясняется иначе - это его самооценка. Она строится на основании отношения индивида к самому себе. На это также влияет то, как человек оценивает других людей. В традиционном понимании личностью является индивид, который выступает как субъект общественных (социальных) отношений и духовной деятельности. В эту структуру также входят физические и физиологические особенности организма человека, а также его психологические характеристики. Таким образом, кроме социальных и социокультурных феноменов существует психологический феномен. Это те явления, которые касаются отдельной личности и ее внутреннего мира: это чувства, эмоции, переживания и т. д. Так, психологическим феноменом может быть любовь, ненависть, агрессия, симпатия, манипуляция и т. д.

Заключение

Независимо от того, к какой категории они относятся, феномены - это все то, что может стать объектом наблюдения с целью познания.

Объектом научного исследования, особое уделяется нахождению специфики психического, для чего Брентано вводит и обосновывает «психических» и «физических» Ф. Наибольшую известность и разработку термин «Ф.» получает благодаря трудам Э. Гуссерля. Естественному, «натуралистическому», пониманию переживаний реального индивида как «психических фактов» Гуссерль противопоставляет «чистые Ф.», т.е. Ф., очищенные феноменологической редукцией от всяких характеристик, приписываемых им обыденным сознанием. Ф. выступает как основная, целостная и достоверная единица того, что можно вычленить в сознании. В дальнейшем использование термина «Ф.» связано с попытками избавиться от сведения его к области сознания (М. Шелер, М. Хайдеггер). Так, интерпретируя Ф. как «себя-в-себе-самом-показывающее», Хайдеггер увязывает такого «показа» с речью и приписывает Ф. возможность «сокрытия-себя-самого», что делает возможным в Ф. временного измерения как «истории сокрытия»; последняя основывается уже не на временности сознания, а на «темпоральности» (изначальной временности) бытия человека в мире. Как для Гуссерля, так и для Хайдеггера именно Ф., а не « » (Erscheinung) остается одной из главных категорий их философствования.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ФЕНОМЕН

(от греч. - являющееся) , филос. понятие, означающее 1) явление, постигаемое в чувств. опыте; 2) чувств. созерцания, в отличие от его сущностей основы - ноумена (как предмета интеллектуального созерцания) . В истории философии понятие Ф. интерпретируется в зависимости от истолкования человеч. опыта: как и выражение сущности или идеи (неоплатонизм , Лейбниц, Шеллинг , Гегель) ; как познаваемая - явлений (феноменов) , которые упорядочиваются науч. методами и априорными схемами трансцендентального субъекта (Кант и неокантианство) ; как субъективные переживания, комбинации ощущений, психич. ассоциации, к которым сводится и вся (Беркли , Юм, феноменализм) .

Наряду с толкованием Ф. как чувств. данности существует идеалистич. филос. традиция (связанная с признанием интеллектуального созерцания в качестве осн. предпосылки) , которая трактует «чистые сущности», «идеи» как особого рода Ф.: платоновская « », часто обозначаемая как ; первоявление, «прафеномен» Гёте - , прообраз существ и вещей; явленные «чистому сознанию» смыслы предметов в феноменологии Гуссерля. В марксистской философии понятие Ф. отождествляется с понятием «явление» - филос. категорией, отражающей внеш. свойства и отношения предмета, которые раскрывают его .

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

ФЕНОМЕН

(от греч. phainomenon – являющееся)

явление, данное нам в опыте чувственного познания, в отличие от ноумена, постигаемого разумом и составляющего основу, сущность феномена (см. Первофеномен ).

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

ФЕНО́МЕН

(позднелат. phaenomenon, от греч. φαινόμενον, букв. – являющееся) – явление, в отличие от его основы или сущности как ноумена; , как он воспринимается в чувственном познании (см. также Феноменализм). Аристотель применял иногда, термин "Ф." в смысле "видимого", "иллюзорного", а также и к тому, что существует согласно общему мнению или авторитету ученых. Лейбниц называл Ф. факты, известные из опыта, выделяя при этом "реальные, хорошо обоснованные феномены" (phaenomena realia, bene fundata). У Беркли, Юма, сторонников позитивизма и махизма Ф. – данные сознания, опыта (понимаемого субъективно-идеалистически), составляющие единств. реальность. Согласно Канту, Ф. – все, что может быть предметом возможного опыта, что дано во времени или пространстве и в чем обнаруживаются отношения, определяемые категориями. Он противопоставлял Ф. ноумену, или "вещи в себе". В диалектич. идеализме Гегеля явления сущности лишается абс. характера, к-рый имело у Канта: сущность является, а явление есть явление сущности. Ленин, материалистически истолковывая Гегеля, высоко оценил его диалектику феноменального и сущностного. В феноменологии Гуссерля и его последователей Ф. – непосредственно-данное как содержание интенционального акта (см. также Интенциональность). В экзистенциализме Сартра, придерживающегося феноменологич. взгляда, Ф. определяется "для-себя-бытием", т.е. структурой субъективности (см. "L"être et le néant", P., 1943, p. 713).

В. Асмус. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

ФЕНОМЕН

ФЕНОМЕН (греч. φαινόμενον, от φαινεσθαι - являться, быть видимым, также - казаться) - явление, предмет, данный в чувственном созерцании.

В античной философии термин встречается у разных авторов для обозначения предмета опытного знания. В школах, признававших критерием истины , феномен рассматривался как предмет познания. Девизом эмпирического знания стала фраза “следовать феноменам”, а фраза “спасать феномены” - популярным описанием нестыковки между теорией и эмпирическим наблюдением (напр., в астрономии). Для Платона и платоников феноменальный (видимый) мир становления является лишь отражением ноуменального (мыслимого) мира идей, или бытия, что влечет за собой отрицательную трактовку ценности феномена. Вместе с тем феномен являет именно идею, отсюда - не только “кажимости”, но и положительной “явленности”, открытости бытия.

В философии Нового времени (особенно у Беркли и Юма), а также в немецкой классической философии феномен, явление перестает быть заслуживающим доверия отражением идеи (бытия, абсолюта и т. п.). Размышление над проблемами познания приводит к возникновению наряду с “феноменом” других родственных терминов, выражающих разную степень достоверности, явленности бытия: “видимость”, или “кажимость” (“Schein”), - в качестве промежуточного между “иллюзией” и “истиной” (впервые в “Новом органоне” Ламберта, 1764), явление (Erscheinung), “вероятность” (Wahrsscheinlichkeit) и др. У Канта феномен - всякий объект, конституированный трансцендентальным Я (“Критика чистого разума”, А 240).

Понятие феномена играет важную роль у Брентано: о человеке (задача психологии) должно быть получено из наблюдения за психической жизнью, и то, что становится доступным в результате подобного наблюдения, есть “феномен” - в широком смысле, согласно Брентано, вообще все, что может стать объектом научного рассмотрения. В этом смысле становится возможным говорить о “внутренних”, психических, и “внешних”, физических, феноменах. Специфику психических феноменов определяет то, что им присуще “внутреннее интенционалыюе существование” (см. Интенциональность).

Понятие феномена становится ключевым в феноменологии Гуссерля. Обращаясь к античной , Гуссерль выделяет естественно-научное феномена, закрепившееся в философии Нового времени {Галилей, Ф. Бэкон), - , взятая так, как она непосредственно предстает в чувственном опыте вместе с ее качествами, связями и отношениями, причем явленность вещей в чувственном созерцании противопоставляется тому, как они есть “сами по себе”: чувственные вещи - это “всего лишь явления” (blosse Erscheinungen) - в том смысле, что с их помощью дает о себе знать, “возвещает” о себе подлинная . Называя свою философию “феноменологией”, “наукой о чистых феноменах”, Гуссерль расширяет традиционное понятие феномена, который обозначает теперь не только определенные аспекты вещи, данные нам в восприятии, но характеризует также “единство, пронизывающее смену созерцаний”, т. е. “чистые” содержания, “единства” сознания, которые могут быть изучены вне их возможной связи с реальным физическим миром. Однако та методическая процедура, которая должна была, по Гуссерлю, сделать доступными эти феномены, - - неоднократно вызывала возражения коллег Гуссерля по феноменологическому движению (Т. X. Липпс, А. Пфендер и др.). Высказывались предположения о возможности обращения к феноменам как к конкретным “реальностям” (философским, религиозным, этическим, эстетическим и т. п.). Если для Гуссерля феномен есть то, что “показывает себя” очевидным и достоверным образом, то Хайдеггер, обращаясь, в частности, к аристотелевской трактовке этого понятия, пытается показать, что феномен не обозначает ничего “содержательного”, но относится только к “способу”, каким становится нам доступным (отсюда , чтофеноменология не должна быть необходимо связана с трансцендентальным сознанием). Хайдеггер утверждает также, что к “способу бытия” феномена необходимо присуще как “показывание себя на себе самом”, так и “скрывание себя”.

Лит.: Херрманн Фр.-В. фон. Понятие феноменологии у Гуссерля и Хайдеггера. Томск, 1997; Neue Entwicklungen des Phänomenbegriffs, “Phänomenologische Forschungen”, Bd. 9. Munch., 1980.

И. А. Михайлов

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ФЕНОМЕН" в других словарях:

    феномен - а, м. phénomène m., нем. Phänomen <лат. phaenomenon <гр. phainomenon являющееся. 1. астр., метеор., физ. С конца второго десят.<18 в.> в научн. лит ре. Явление природы. Бирж. 152. Феномена (явления) натуралная. 1718. Геогр. генер. 300 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (греч. phainomenon, от phainein делать видимым, казаться). 1) всякое явление или событие в природе. 2) вообще всякое редкое, необычайное явление. 3) личность, выдающаяся своими талантами, поступками и проч. 4) филос.: объект воспринятый вашими… … Словарь иностранных слов русского языка

    Исключение, диво дивное, чудо природы, восьмое чудо света, диковина, факт, игра природы, чудо, чудо чудное, диво, невидальщина, невидаль, явление Словарь русских синонимов. феномен 1. см. явление. 2. см … Словарь синонимов

    Феномен - Феномен ♦ Phénomène То же, что явление, т. е. то, что является перед нами. От видимости, в частности в трактовке Канта и его последователей, отличается своим реальным «весом». Явление – не иллюзия, а воспринимаемая реальность (в отличие от… … Философский словарь Спонвиля

    - (феномен устар.), феномена, муж. (греч. phainomenon, букв. являющееся). 1. То же, что явление в 3 знач. (филос., научн.). || В некоторых идеалистических философских системах внешняя, чувственно данная сторона явления, в отличие от скрытой,… … Толковый словарь Ушакова

Понятие, соотносительное с понятием сущности и противопоставляемое ему. Это противопоставление предполагает такой способ рассмотрения реальности, когда человек от наивного реализма ("вижу вещи") переходит к осознанию того, что явления вещей нетождественны самим вещам. В философии XX в. понятие Ф. наиболее широко употребляется в направлениях гносеологического дуализма, где различается трансцендентное и имманентное. Трансцендентное понимается двояко: либо как то, что лежит по ту сторону нашего познания вообще (Бог, свобода, бессмертие), либо как то, что лежит по ту сторону нашего Я. В первом случае это границаопыта вообще, во втором - граница субъективного опыта. Имманентное - это содержание сознания, феноменальная данность. Брентано и Дильтей различали физические (внешние) и психические (внутренние) феномены. Физические Ф. - это не. вещи, действительно наличествующие, а знаки чего-то действительного, что своим влиянием производит представление. Психические Ф. суть Ф. в строгом смысле слова, т.к. они даны в переживании имманентно, в ментальной (интенциональной) данности, в качестве непосредственной очевидности. У Гуссерля восприятию вещи, по существу, с самого начала свойственна "неадекватность", вещь дается в восприятии "односторонне", в горизонте неопределенного. В ходе познания она становится все более определенной, но все же "самой сущности корреляции вещи и восприятия вещи... присуще оставаться несовершенным". Гуссерль считает, что Брентано допускал смешение понятия психического Ф. с "чистым феноменом" в феноменологическом смысле. Последний у Гуссерля не эмпиричен, но он не является и априорным в кантовском смысле. Ф., исследуемые феноменологией - те же, что и Ф. других наук, но даются они в совершенно иной установке, чем в других науках. Трансцендентальная редукция преобразовывает естественную установку, основанную на "трансцендентных" фактах, в феноменологическую, рассматривающую то же содержание как имманентный сознанию, непосредственный и абсолютно данный "чистый" Ф. В этой интенциональной данности Гуссерль различает две стороны Ф. (см.: ноэзис и ноэма), пребывающие в сущностной корреляции как неразрывные моменты первичного единства. Последователи Гуссерля, однако, усмотрели односторонность в идеалистической тенденции основывать Ф. на трансцендентальной субъективности. А. Пфендер, в частности, указал на онтологическую обусловленность феномена. Шелер рассматривал Ф. в феноменологическом смысле как априорно данные "чистые факты", раскрывающиеся в феноменологической установке как "чистые сущности", или "чтойности", выявляющиеся далее в синтезе созерцаемого содержания как "первофеномены" и рациональное содержание значений ("идеи"). Н. Гартман же утверждал онтологический примат бытия перед познанием, объекта перед субъектом. Ф. у него и тут и там является видимой границей и переходом в другой, так что, с одной стороны, оказывается возможным субъективныйподход к бытию, а с другой стороны, он одновременно "трансцендирует" самого себя, являет свое содержание как трансфеноменальное. У Хайдеггера Ф. как "себя в себе самом показывающее" уже не есть произведение сознания, а бытие, указывающее на себя в некотором горизонте времени, который одновременно "овозможивает" самодостаточность "бытия в мире". Поэтому вместо анализа сознания с помощью трансцендентальной редукции Хайдеггер предлагает экзистенциально-аналитическую экспликацию конкретного существования в виде "присутствия" (Dasein) во временности. Хайдеггер тщательно различает эмпирический и трансцендентальный подход к Ф., чтобы отделить понятие феномена от "видимостей" (кажущегося сущим, но чего на самом деле нет), "чисто привативных модификаций" и "явлений" (т.е. того, что как знак указывает на другой знак). Ф. здесь - это бытие сущего и одновременно нечто скрытое, изменчивое, нетематизированное. Для Витгенштейна Ф. - это также нечто первичное и ни к чему не сводимое. Объяснение Ф. не прибавляет ему реальной данности. Поэтому неверно, полагает Витгенштейн, искать объяснения там, где следует видеть факты как "первофеномены". А.Г.Вашестов

Определения, значения слова в других словарях:

Философский словарь

(греч. phainomenon - явление). В теории познания: то, в каком виде является вещь в сознании познающего субъекта. Есть разные трактовки. 1) Это образы чувственного происхождения, которые не говорят о сущности вещей ничего достоверного, но все имеют в себе некое...

Философский словарь

(греч. - являющееся) - понятие, означающееявлениепредмета в сознании. Понятие Ф. соотносительно с понятием сущности и противопоставляется ему. Ф. предполагает двойственное отношение к предмету: то, каким образом предмет является в сознание, и то, в чем усматривается сущность...

Философский словарь

Понятие, обозначающее явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств. Фигура умолчания - смерть. У многих народов и обществ не принято акцентировать внимание на этом явлении: в культурах существуют приемы иносказаний и другие защитные механизмы, помогающие простому...

Философский словарь

(от греч.–являющееся): 1) явление, постигаемое в чувственном опыте в отличие от умопостигаемой сущности; 2) в философии И.Канта – явление, доступное чувственности и рассудку, противопоставляется ноуменам – «вещам в себе», недостижимым для человеческого опыта; 3) в феноменологии...

Философский словарь

(Греч.) Фактически, "появление", нечто до этого невиданное, и загадочное, когда причина его неизвестна. Оставляя в стороне различные виды феноменов, такие как космические, электрические, химические и т.д., и говоря исключительно о феноменах спиритизма, не забудем, что...

Словарь Ушакова

Феномен

феноме н (феномен устар. ), феномена, муж. (греч. phainomenon, букв. являющееся).

1. То же, что в 3 знач. (филос. , научн. ).

| В некоторых идеалистических философских системах - внешняя, чувственно данная сторона явления, в отличие от скрытой, непознаваемой его сущности - ноумена (филос. ).

2. О человеке или явлении: нечто исключительное, выдающееся, небывалое.

Политическая наука: Словарь-справочник

Феномен

(от греч. phainomenon являющееся)

1)

2) философское понятие, означающее явление, данное нам в опыте, чувственном познании (в противоположность ноумену, постигаемому разумом и составляющему основу, сущность феномена).

Начала Современного Естествознания. Тезаурус

Феномен

(от греч. phamomenon - являющееся)

1) явление, данное нам в опыте чувственного познания, в отличие от ноумена (у Канта - непознаваемая «вещь в себе»), постигаемого разумом и составляющего основу, сущность феномена;

2) редкое, необычное явление, факт или исключительный в каком-либо отношении человек.

Культурология. Словарь-справочник

Феномен

(греч. phainomenon – являющееся)

1) необычный, исключительный факт, явление;

2) философское понятие, означающее явление, данное нам в опыте, чувственном познании.

Педагогический терминологический словарь

Феномен

отражение субъектом (в субъекте) нечто в единстве реального факта (даже случайного), явления и сущности; феномен – сущность, схватываемая человеком в непосредственном созерцании.

(Звенигородская Г.П. Практика рефлексивного образования: смысловой эффект. - Хабаровск, 2003. С. 130)

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Феномен

, а , м.

Исключительное, выдающееся явление.

* Одна знатная дама просила смотрителя за садом показать детям ее этот редкий феномен . // Гоголь. Нос // *

ФЕНОМЕНАЛЬНЫЙ.

Термины Киносемиотики

ФЕНОМЕН

(греч. phainomenon - являющееся) - понятие, означающее явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств. Ф. принципиально отличается от НОУМЕНА, к-рый остается за пределами опыта и является предметом интеллектуального созерцания. Кант пытался при помощи понятия Ф. резко отделить сущность от явления, считая первую непознаваемой. С т. зр. диалектического материализма нет непроходимой грани между сущностью и явлением; сущность познается через явления (Филос. словарь).

Философский словарь (Конт-Спонвиль)

Феномен

Феномен

♦ Phénomène

То же, что явление, т. е. то, что является перед нами. От видимости, в частности в трактовке Канта и его последователей, отличается своим реальным «весом». Явление – не иллюзия, а воспринимаемая реальность (в отличие от ноумена, постигаемого разумом), реальность для нас (в противоположность вещи в себе) и единственно познаваемая реальность.

Современная философия, в частности феноменология, отказалась от противопоставления феномена ноумену, или вещи в себе. Феномен, пишет Сартр, больше не указывает свысока «на истинное бытие абсолюта. Тем, что он есть, он есть абсолютно, ибо он себя разоблачает как есть, в абсолютном выражении, поскольку раскрывается в своей сущности». Феномен «относительно абсолютен» и может быть «изучен и описан как таковой, ибо он абсолютно изъявляет самого себя» («Бытие и ничто», Введение). Это недалеко отстоит от того, что Марсель Конш назвал чистой видимостью, а Клеман Россе, значительно проще, – реальностью.

Вестминстерский словарь теологических терминов

Феномен

♦ (ENG appearance)

традиционный философский термин для обозначения того, что противопоставляется реальности.

Тезаурус русской деловой лексики

Феномен

Syn: явление

Энциклопедический словарь

Феномен

(от греч. phainomenon - являющееся),..

  1. необычный, исключительный факт, явление...
  2. Философское понятие, означающее явление, данное нам в опыте, чувственном познании (в противоположность ноумену, постигаемому разумом и составляющему основу, сущность феномена).

Словарь Ожегова

ФЕНО МЕН, а, м. (книжн.).

1. Явление, в к-ром обнаруживается сущность чегон. Ф. долголетия. Мода социальный ф.

2. О человеке или явлении, выдающемся, исключительном в какомн. отношении.

Словарь Ефремовой

Феномен

  1. :
    1. м. Явление, в котором обнаруживается сущность чего-л. (в философии).
    2. м.
      1. Редкое, необычное, исключительное явление.
      2. перен. Выдающийся, исключительный в каком-л. отношении человек.
  2. м. см. феномен (2*).

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Феномен

т. е. явление (с греческого" φαινόμενον" - являющееся, от "φαίνεσθαι" - являться, показываться) - философский термин, употребляемый для обозначения всякого рода бытия, поскольку оно обнаруживается в своей изменчивой или кажущейся сущности. Ф. противополагается, с одной стороны, субстанции как тому, что пребывает, а не является, с другой - "вещи в себе", или "ноумену", т. е. тому, что должно мыслиться в предметах как независимое от акта восприятия и познания. Понятие Ф. в смысле последнего противоположения установлено главным образом Кантом; но уже Лейбниц полагал гносеологическое различие между данным в восприятии явлением и умопостигаемой сущностью вещей, понимая тело как Ф. хорошо обоснованный (phaenomenon bene fundatum), т. е. соответствующий агрегату монад. См. Феноменализм.

С. Алексеев.

Словари русского языка

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса