Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Этногенез и этническая история. Сербия

Сербы - народ южно-славянского племени, наиболее родственный с , с которыми многие южно-славянские, западноевропейские и некоторые русские (например, Флоринский) слависты объединяют их под одним общим названием сербохорватов, сербохорватского племени или народа. Общее происхождение сербов и хорватов не подлежит сомнению, но историческая жизнь обоих народов провела между ними границу: сербов с их православной верой, с кирилловским письмом и старой славяно-сербской письменностью принадлежат к восточноевропейскому, греко-православному миру, тогда как хорваты с католичеством, латиницей, стародалматинской поэзией должны быть отнесены к миру западноевропейскому, римско-католическому.

Взаимные отношения обоих народов в истории представляют больше примеров вражды, чем дружбы. Только в XIXвеке хорваты приняли как литературный язык штокавское наречие, на котором говорят сербы. Это наречие является чуть ли не единственной связью между обоими народами, не перестающими враждовать там, где они живут «под одной кровлей». Такие выражения, как сербохорватский язык и т. п., являются компромиссом, взаимною уступкой, но только со стороны сравнительно небольшой горсти интеллигенции и ученых.

В тоже время провести точную границу между поселениями сербов и хорватов ещё в прошлом веке почти невозможно, потому что сербы во время турецкого владычества, особенно в ХVII и XVIII веках, переселялись в большом количестве из своих исконных мест на территорию хорватов. В общем все-таки можно сказать, что компактными массами сербы живут в королевстве Сербском и княжестве Черногорском и соседних с ними австро-венгерских и турецких областях: в Косовском вилайете, в , в Далмации (в Которском округе), куда они были переведены в качестве военных колонистов во времена венецианцев (в XVII в.), в , в бывшей Военной границе, куда переселились в XVI и XVII вв. из турецких владений, в Южной , куда переселились из Старой в конце XVII в. Кроме того, сербы живут кое-где в Придунайской , в Западной и в России.

Типичный серб скорее высокого, чем низкого роста, широкоплеч и статен; у него пропорциональная, красиво поставленная голова с тонким, прямым, нередко орлиным носом и несколько выдавшимися скулами; довольно длинная шея с большим кадыком; волосы на голове темные, иногда пепельные или светло-русые, реже черные. Вся фигура серба с его горделиво поднятой головой и внушительной осанкой отличается воинственным видом. Сербская женщина обладает правильными чертами лица, стройной фигурой и благородной осанкой, черногорки же и правильными чертами не отличаются, фигура их менее представительна, зато они гораздо крепче, грациознее и эластичнее в своих движениях
Основной чертой сербского характера является безграничная, почти экзальтированная любовь к независимости. Все сербы считают себя равными и равноправными. Равными они сделались под турецким владычеством, когда вся их знать исчезла, частью погибнув в битвах, частью перейдя в ислам и слившись с турками, частью выселившись в другие земли. В подвластных землях осталась одна только бесправная «райя», в которой бесследно пропали все остатки уцелевших знатных родов. Любовь к независимости заставляла многих бросать и дом, и семью, и отправляться в горы, на «четованье» гайдуцкое, чтобы вооруженною рукою мстить притеснителям своего народа; по временам поднимался на ноги и весь народ.

Энергия сербов вспыхивает не сразу; часто он кажется равнодушным, даже в важных случаях не обнаруживая внешним образом душевного движения. Вообще, сербы отличается умеренностью и выносливостью, мужеством и неустрашимостью. Он спит и зимой, и летом на голой земле или глинобитном полу своей хаты, прикрытом только соломенной циновкой или, в лучшем случае, ковром. Бережливый, экономный серб всегда имеет в виду свою выгоду; тем не менее, подобно всем обитателям Востока, он гостеприимен.

Родственные связи у сербов отличаются прочностью; родство ценится даже отдаленное. Кроме кровного родства, существует еще родство названное - побратимство и посестримство, кумство или кумовство и т. д.

Религия в жизни сербов имеет громадное значение, но его религиозный верования перемешиваются с различными суевериями и поверьями, которых он придерживается упорно. Существует множество обычаев и обрядов, которыми сопровождаются важнейшие моменты в жизни человека, а также известные праздники и дни года. Сербы любят музыку, пение и танцы. Песнями сопровождаются все обряды, и свадебные, и похоронные.

Национальная одежда сербов обоих полов состоит из широкой холщовой рубахи со складками, подпоясанной широким поясом, за который у мужчин можно заткнуть оружие - кинжал и пистолеты. Поверх этой рубахи одевается еще куртка или полукафтанье, без рукавов или с рукавами, разной длины - короткая до пояса и длинная до колен и даже ниже колен. На голове красная феска, которая у черногорца заменяется черной шапочкой с красной серединой донышка. В непогоду одевается плащ из грубого сукна. Кроме того употребляются шубы и полушубки овчинные, меховые шапки, шерстяные рубахи. Этот наряд лишь в селах, удаленных от городов и проезжих путей.

Национальное жилище сербов состоит из глинобитной мазанки. Для устройства ее в землю вбиваются грубо обделанные столбы или балки, между которыми протягиваются поперечины из жердей или хвороста, и затем все пустое пространство заполняется кирпичами из сырой глины или смесью глины и рубленой соломы; кровля делается из дерева или соломы. Пол глинобитный; печи или камина обыкновенно нет, устраивается только очаг, дым от которого уходит через отверстие в крыше.

Национальные блюда маис, молоко, сыр, сушеная рыба, свиной жир, бобы, чеснок, красный перец (паприка), баранина, козлятина, свинина.





Краткая информация

Сербию можно считать своеобразным «перекрестком» Европы. Через эту страну пролегают самые короткие дороги, связывающие Западную Европу и Ближний Восток. Большое количество национальных парков, гор, речек делают Сербию отличным местом для активного отдыха. Однако, в Сербии есть еще и большое количество уникальных достопримечательностей и несколько популярных бальнеологических курортов.

География Сербии

Сербия расположена на стыке Центральной и Юго-Восточной Европы, на Балканском полуострове. На севере Сербия граничит с Венгрией, на востоке – с Румынией и Болгарией, на юге – с Македонией, а на западе – с Хорватией, Боснией и Черногорией. Общая площадь этой балканской страны – 88 361 кв. км, а общая длина государственной границы – 2 397 км.

Автономный край Воеводина занимает Паннонскую низменность, а на остальной территории Сербии находятся Динарские Альпы, Восточно-Сербские горы, а также Карпатские горы и Стара-Планина. Самая высокая вершина в Сербии - гора Джеравица (2 656 м).

Через всю территорию Сербии протекает Дунай, самая длинная река в этой стране. Самые большие притоки Дуная – Сава и Тиса.

Столица

Столица Сербии - Белград, в котором сейчас проживают более 1,2 млн. человек. Историки полагают, что первые поселения на месте современного Белграда основали кельтские племена.

Официальный язык

Официальный язык в Сербии – сербский, относящийся к южнославянской подгруппе славянской группы индоевропейских языков.

Религия

Более 82% населения Сербии являются православными христианам (Греко-католическая церковь). Еще около 5% сербов считают себя католиками, а 2% – мусульманами.

Государственное устройство Сербии

Согласно Конституции 2006 года, Сербия - это парламентская республика. Президент избирается прямым всеобщим голосованием. Законодательная власть принадлежит однопалатному Парламенту, в котором работают 250 депутатов.

Главные политические партии в Сербии – «Сербская прогрессивная партия», «Демократическая партия Сербии», и «Соцпартия».

Климат и погода в Сербии

Климат Сербии находится под влиянием Атлантического океана, Адриатического моря, и различных горных систем. На севере страны климат континентальный с жарким, влажным летом и холодной зимой, а на юге – умеренно-континентальный, с элементами средиземноморского климата. Средняя температура воздуха в июле составляет +22С, а в январе – около 0С. Среднемесячное количество осадков – около 55 мм.

Средняя температура воздуха в Белграде:

Январь – -3С
- февраль - -2С
- март - +2С
- апрель - +7С
- май - +12С
- июнь - +15С
- июль - +17С
- август - +17С
- сентябрь - +13С
- октябрь - +8С
- ноябрь - +4С
- декабрь – 0С

Реки и озера

Через всю территории Сербии протекает Дунай, самая длинная река в этой стране. Он имеет притоки Сава, Тиса, и Бегей. Кроме того, в Сербии есть и другие реки - Великая Морава, Тамиш, Западная Морава, Дрина, Ибар, Южная Морава, Тимок и Радик.

В Сербии есть несколько больших природных и искусственных озер - Джердапское озеро, Белое озеро, Палич, Борско, Сребрно, Златарско и др.

История Сербии

Славяне на территории современной Сербии поселились в XVII веке н.э. Через некоторое время Сербия попала под власть Византийской империи. В середине X века в западной Сербии образовалось независимое славянское княжество.

В 1170 году в западной Сербии начинает править династия Неманичей. В 1217 году Папа Римский вручает корону королю Стефану Неманичу. Расцвет королевства Сербии пришелся на XIV век, когда страной правил Стефан Душан.

Однако, в 1389 году сербское войско терпит поражение от турков в Косовской битве, и постепенно земли Сербии начинает завоевывать Османская империя. С 1459 года Сербия становится провинцией в Османской империи.

Только в 1878 году Сербия стала независимой, а в 1882 году было провозглашено Королевство Сербии.

Первая мировая война в 1914 году началась после вторжения австрийских войск на территорию Сербии. В декабре 1918 года было образовано Королевство сербов, хорватов и словенцев, которое затем стали называть Югославией.

После окончания Второй мировой войны в 1945 году была образована социалистическая Югославия во главе с Иосипом Броз Тито. Конституция 1974 года послужила одной из причин расширения хорватского, словенского и албанского национализма.

В 1991-92 годах от Югославии отделились Хорватия, Македония, Словения, Босния и Герцеговина. Практически все 1990-е годы Югославия (т.е. Сербия) воевала со своими бывшими республиками. Особенно трудно сербам пришлось в войне в Косово после вмешательства НАТО. В результате, Косово отделилось от Сербии.

В 2003 году было образовано государство Сербия и Черногория, просуществовавшее до 2006 года. Сейчас Республика Сербия занимает территорию в 88 361 кв. км, и не имеет выхода к морю.

Культура

Сербы на протяжении многих веков бережно относились к своей культуре, т.к. таким образом они сохраняли свою самобытность под правлением Османской империи. До сих пор сербы ежегодно отмечают различные праздники, история которых восходит к раннему Средневековью. Самый популярный сербский праздник – «Видов Дан» (местный вариант дня Святого Вита).

Кухня Сербии

На формирование сербской кухни большое влияние оказали соседние с Сербией страны. Особенно заметно турецкое влияние, ведь Сербия долгое время была провинцией Османской империи.

Туристам в Сербии мы обязательно рекомендуем попробовать «ćevapčići» (маленькие рулетики из мясного фарша), «Pljeskavica» (котлеты), «musaka», «podvarak» (жареное мясо с квашеной капустой), «proja» (кукурузный хлеб), «gibanica» (сырной пирог) и др.

Традиционные крепкие сербские алкогольные напитки - šljivovica (сливовое бренди) и Lozovača (виноградное бренди, ракия).

Достопримечательности Сербии

Сербы всегда бережно относились к своей истории, и поэтому в этой стране есть очень много интересных достопримечательностей. В десятку лучших достопримечательностей Сербии, на наш взгляд, входят следующие:

Белградская крепость

На территории Белградской крепости когда-то давно был римский военный лагерь. Только в 1760 году Белградская крепость приобрела свой окончательный вид, который она имеет и сейчас.

«Чертов город»

«Чертов город» расположен в Южной Сербии на берегу реки Тута. Представляет собой 202 каменные пирамиды высотой 2-15 метров, которые образованы за счет эрозионных процессов. В 1995 году Djavolja Varos был объявлен памятником природы.

Здание Национального Собрания в Белграде

Строительство здания Национального Собрания в Белграде началось в 1907 году по проекту архитектора Иоанна Илкича. Однако, после смерти Иоанна Илкича строительство прекратилось, т.к. были потеряны чертежи. Только сын этого архитектора смог достроить Национальное Собрание в 1936 году.

Гамзиград-Ромулиана

Этот римский дворец находится в восточной Сербии. Он построен по приказу римского императора Гая Галерия Валерия Максимиана. В состав комплекса Гамзиграл-Ромулиана входит дворец, крепостные укрепления, базилика, храмы, горячие ванны, мемориальные здания.

Монастырь Жича

Этот монастырь был построен в 1206-1217 годах. Сейчас в нем сохранились три уникальные средневековые фрески.

Петроварадинская крепость в городе Нови-Сад

Петроварадинскую крепость построили австрийские инженеры в конце XVII - начале XVIII веков. Она имеет 16 километров коридоров. Петроварадинская крепость считается одной из главных туристических достопримечательностей Сербии.

«Башня черепов»

«Башня черепов» в Нише была построена в 1809 году турецким пашой, чтобы устрашить сербов. В этой башне находятся 952 человеческих черепа, который принадлежат восставшим против турецких властей сербов.

Дворец принцессы Любице

Дворец принцессы Любице построен во время правления в Сербии Османской империи. Сейчас этот дворец является музеем.

Храм Святого Саввы

Этот православный храм в Белграде был построен в 2004 году, хотя его возведение началось еще в 1935 году.

Национальный парк Тара

Национальный парк Тара расположен на западе Сербии, он занимает территорию в 19 200 гектаров. Природа этого парка поражает своей красотой всех туристов.

Города и курорты

Самые большие города Сербии - Нови-Сад, Ниш, и, конечно же, Белград.

Сербия не имеет выхода к морю, но зато в этой стране есть очень много бальнеологических курортов. Самые популярные из них - Соко-Баня, Буяновачка-Баня, Врнячка-Баня, Баня-Ковиляча, и Нишка-Баня.

Сувениры/покупки

Туристам из Сербии мы советуем привозить пряники в форме сердца, изделия народных промыслов, народные сербские шляпы, вышитые рубашки, традиционные народные брюки, традиционную народную обувь, народные сербские украшения (браслеты, бусы, ожерелья), вино, сливовицу, а также народные сербские музыкальные инструменты (frula, gusle и dvojnice).

Часы работы учреждений

(581 тыс. человек) [за период, истекший после распада СФРЮ (1991), сопровождавшийся трагическими событиями в жизни народов этой страны, соотношение численности сербов в отдельных государствах, возникших на постюгославском пространстве, изменилось], в соседних европейских государствах - Германии , Румынии , Австрии , Венгрии , а также в США , Канаде , Аргентине , Австралии .

Сербы говорят на сербском языке славянской группы индоевропейской семьи. В тех регионах, где сербы живут вместе с другими народами, они нередко двуязычны. Письменность на основе кириллицы. Большинство верующих - православные, незначительная часть - католики и протестанты, есть мусульмане-сунниты.

Этническая история югославянских народов, в том числе и сербов, связана с массовым переселением славянских племён на Балканы в VI-VII веках. Местное население было в основном ассимилировано, частично оттеснено на запад и в горные области. Славянские племена - предки сербов, черногорцев и населения Боснии и Герцеговины (собственно сербы, дукляне, тервуняне, конавляне, захлумяне, наречане) заняли значительную часть территории в бассейнах южных притоков Савы и Дуная, Динарские горы, южную часть побережья Адриатики. Центром расселения предков сербов была область Рашка (бассейны рек Дрина, Лим, Пива, Тара, Ибар, Западная Морава), где во второй половине VIII века сложилось раннее государство.

В середине IX века было создано Сербское княжество. В X-XI веках центр политической жизни перемещался то на юго-запад, в Дуклю, Травунию, Захумье, то вновь в Рашку. С конца XII века сербское государство активизировало завоевательную политику и в XIII - первой половине XIV вв. значительно расширило свои границы, в том числе за счёт византийских земель. Это способствовало усилению византийского влияния на многие стороны жизни сербского общества, в частности на систему социальных отношений, искусство и др. После поражения на Косовом Поле в 1389 Сербия стала вассалом Османской империи, а в 1459 была включена в её состав. Османское господство, длившееся почти пять столетий, сдерживало процессы консолидации сербов.

В период Османского владычества сербы неоднократно переселялись как внутри страны (главным образом в горные районы), так и за её пределы, особенно на север в Воеводину - в Венгрию. Эти перемещения способствовали изменению этнического состава населения. Ослабление Османской империи и усилившееся движение сербов за освобождение от иноземной власти, особенно Первое сербское восстание (1804-13) и Второе сербское восстание (1815), привели к созданию автономного (1833), а затем самостоятельного (1878) Сербского государства. Борьба за освобождение от османского ига и государственное объединение была важным фактором в становлении национального самосознания сербов. Происходили новые крупные перемещения населения в освобождённые области. В одной из центральных областей - Шумадии - абсолютное большинство составили переселенцы. Эта область стала центром консолидации сербского народа, начался процесс национального возрождения. Развитие сербского государства и рыночных отношений, экономических и культурных связей между отдельными областями приводили к некоторой нивелировке в культуре их населения, размыванию региональных границ и укреплению общего национального самосознания.

Исторические судьбы сербов сложились так, что длительное время они были разъединены политически, экономически и культурно в составе разных государств (Сербии, Османской империи, Австро-Венгрии). Это наложило отпечаток на культуру и быт разных групп сербского населения (некоторая специфика сохраняется и ныне). Так, для сёл Воеводины, застройка которых проводилась по утверждённым властями планам, характерна планировка в форме прямоугольника или квадрата с широкими улицами, с прямоугольной центральной площадью, вокруг которой группируются различные общественные учреждения. Отдельные элементы культуры сербского населения этого региона складывались под влиянием культуры населения Воеводины, с которым сербы жили в тесном контакте.

Сербы сознают своё национальное единство, хотя подразделение на региональные группы (шумадийцы, ужичане, моравцы, мачване, косовцы, сремцы, баначане и др.) сохраняется в памяти народа. В культуре отдельных локальных групп сербов отсутствуют резко очерченные границы.

Объединение сербов в рамках единого государства осуществилось в 1918, когда было создано Королевство сербов, хорватов и словенцев (позднее менялось название и отчасти границы этого государства). Однако после распада СФРЮ сербы опять оказались разделёнными границами стран, возникших на постюгославском пространстве.

В прошлом сербы занимались в основном сельским хозяйством - земледелием (главным образом зерновые), садоводством (особое место сохраняет выращивание слив), виноградарством. Важную роль играли скотоводство, преимущественно отгонного типа, свиноводство. Занимались также рыболовством, охотой. Значительное развитие получили ремёсла - гончарство, резьба по дереву и камню, ткачество (в том числе и ковроткачество, преимущественно безворсовое), вышивка и т. д.

Для сербов был характерен разбросанный (главным образом в горных областях Динарского массива) и скученный (восточные области) тип расселения с разнообразной формой планировки (кучевой, рядовой, круговой). В большинстве поселений выделялись кварталы, отстоящие друг от друга на 1-2 км.

Традиционные жилища сербов деревянные, срубные (были широко распространены в середине XIX века в краях, изобилующих лесом), а также каменные (в карстовых областях) и каркасные (моравский тип). Дома строились на высоком фундаменте (исключение - моравский тип), с четырёх- или двускатными крышами. Наиболее старое жилище было однокамерным, но в XIX веке преобладающим становится двухкамерное. Каменные дома могли иметь два этажа; первый этаж использовался для хозяйственных целей, второй - для жилья.

Народная одежда сербов значительно различается по областям (при наличии общих элементов). Наиболее старые элементы мужской одежды - туникообразная рубаха и штаны. Верхняя одежда - жилеты, куртки, длинные плащи. Обязательной принадлежностью мужского костюма были красиво украшенные пояса (от женских они отличались длиной, шириной, орнаментом). Характерна кожаная обувь типа мокасин - опанки. Основой женского традиционного костюма была туникообразная рубаха, богато украшенная вышивкой, кружевами. Женский костюм включал фартук, пояс, а также различные жилеты, куртки, платья, иногда распашные. Народная одежда, особенно женская, обычно украшалась вышивкой, тканым орнаментом, шнуром, монетами и т. д.

Традиционная пища также различалась по областям и зависела не только от имущественного положения семьи, но и от направления хозяйства. Повсеместно ели хлеб - кислый или пресный. Значительное место в пищевом рационе занимали кукуруза (из неё пекли хлеб, варили каши), фасоль, картофель, капуста (свежая и квашеная), перец. Ели кисломолочные продукты. Блюда из мяса (больше всего сербы любят свинину) ели в основном зимой и в праздники.

Для общественной жизни сербов в прошлом характерны сельские общины. Широко были распространены различные формы взаимопомощи и совместных работ, например при выпасе скота. У сербов существовало два типа семьи - простая (малая, нуклеарная) и сложная (большая, задружная). Ещё в первой половине XIX века была широко распространена задруга (до 50 и более человек). Для задруг были характерны коллективное владение землёй и имуществом, коллективное потребление, вирилокальность и т. д.

Среди календарных и семейных обычаев - семейная слава (своего рода коллективные именины всей семьи), обычаи побратимства и посестримства, институт кумовства.

В устном народном творчестве сербов особое место занимает эпический жанр (юнацкие песни), в котором нашли отражение исторические судьбы сербского народа, его борьба за свободу. Для народных танцев характерно круговое движение (коло), близкое хороводу.

Кардинальные социально-экономические преобразования, происшедшие в жизни сербов во второй половине XX века, переход значительного числа их из сельского хозяйства в промышленность, сферу обслуживания, рост интеллигенции приводят к некоторой нивелировке культуры. Однако сербы, отстоявшие в многовековой борьбе свою независимость и свободу, бережно относятся к памятникам истории и культуры, к народной архитектуре, традиционным ремёслам, устному народному творчеству. Народные традиции сочетаются с нововведениями в планировке жилищ, покрое и украшении одежды и т. п. Некоторые элементы традиционной культуры (одежда, пища, архитектура, ремёсла) иногда возрождаются искусственно (в том числе для привлечения туристов). Сохраняется традиционное народное искусство - декоративное ткачество, гончарство, резьба и т. д.

Сербы (Срби-сербск.) - основное население Сербии. Проживают так же на территории близлежащих государств - Боснии и Герцеговины, Хорватии, и стран Европы - Австрия, Венгрия, Германия, Румыния. Язык - сербский, относится к южнославянским языкам индоевропейской языковой семьи. Письменность на основе кириллицы. Основная масса - православные, небольшая часть - католики и мусульмане.

Впервые Сербы были упомянуты Птолемеем в его «Географии» во 2-м столетии н.э. и причислены к сарматским племенам, проживавшим на Северном Кавказе и в низовьях Волги. В 4-м веке под натиском Гуннов и Аланов двинулись в Центральную Европу, где обосновались в Белой Сербии - области, располагающиеся в современных восточногерманских и западнопольских областях. Там они смешались с местными славянскими народностями. В подтверждение этому в Саксонии сохранился район Сорбия (Лужица), где проживают потомки тех самых сербов - Лужичане (Сорбы).

Согласно записям византийского императора Константина Багрянородного, в 7-8 веках племена сербов, а так же черногорцев пришли на Балканы и заняли обширные территории южных притоков рек Савы и Дуная, Динарские горы, южную Адриатику. Местные племена - Иллирийцы, Даки и др. - были частью ассимилированы, частью оттеснены на запад и в горные области.

История Сербии отсчитывает свое начало с 7 века, с момента заселения древними славянами западной части Балканского полуострова. В 8-9 веках возникли первые государственные образования сербов. В 9-11 веках территория современной Сербии входит в состав Первого Болгарского царства. После установления в конце 12 века династии Неманичей Сербское государство освободилось из-под власти Византии и к середине 14 века развилось в крупную державу, ведущую завоевательную политику за счет византийских земель. Это способствовало усилению византийского влияния на многие стороны жизни сербского общества, в частности на систему социальных отношений, искусство и др.

Расцвет средневековой Сербии пришелся на время правления Стефана Душана (1331-1355г. правления). Однако после его смерти государство распалось. Раздробленные княжества уже не могли сдерживать экспансию Османской империи, и часть князей на юге вынуждены были признать себя вассалами Османской империи. В 1389 году объединённые войска некоторых сербских князей (вместе с отрядами боснийцев) терпят поражение от османской армии в битве на Косовом поле. Эта дата и по сей день остается в памяти Сербов и отмечается как всеобщий день скорби, день Видовдан. Это поражение привело к признанию Сербией сюзеренитета Османской империи. Окончательно Сербия была завоевана турками в 1459 году, после падения Смеридерево. На протяжении последующих 350 лет сербские земли находились под властью Османской империи, а северные районы с конца 17 века входили в состав Австрийской империи.

Сербское княжество образовалось в результате Первого сербского восстания 1804-1813 гг. против османского владычества. Своим верховным вождем восставшие избрали Георгия Петровича, по прозвищу Карагеоргий, служившего раньше в австрийской армии унтер-офицером. В 1811 году на скупщине в Белграде Карагеоргий был провозглашён наследственным правителем Сербии. Но в 1813 году восстание было подавлено, Карагеоргий бежал в Австрию. В 1815 году началось Второе сербское восстание, возглавил которое участник первого восстания Милош Обренович. Оно было успешным, но только через 15 лет султан официально признал Милоша Обреновича правителем Сербии. В 1817 году вернувшегося в Сербию Карагеоргия по приказу Обреновича убили. По условия Берлинского мира 1878 года Сербия получила независимость, а в 1882 году была провозглашена королевством. К началу 20 века в Сербии сложилась парламентская монархия, начался быстрый подъем экономики и культуры. Две крестьянские по происхождению династии - Карагеоргиевичей и Обреновичей - сменяли друг друга на престоле в Сербии до 1903 года. В 1903 году король Александр Обренович и его супруга Драга были убиты в результате дворцового переворота, и на престоле окончательно утвердились Карагеоргиевичи, сначала Петр, а потом Александр. В результате Балканских войн 1912-1913 гг. в состав Сербии были включены территории Косова, Македонии и значительная часть Санджака. В первой мировой войне Сербия выступила на стороне Антанты. В ходе этой войны, по оценкам экспертов, страна потеряла до трети своего населения. После завершения войны Сербия стала ядром для создания Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929г. - Югославия). В период Второй Мировой Войны территория Сербии с апреля 1941 года была оккупирована войсками Вермахта, часть территорий была передана саттелитам 3-го рейха - Венгрии, Болгарии, а так же Албании. В 1944-1945 годах Сербия была освобождена Советской Армией, партизанскими и регулярными отрядами Народно-Освободительной армии Югославии.

В 1945 году была провозглашена Федеративная народная республика Югославия (с 1963г. - Социалистическая Федеративная республика Югославия), в составе которой была образована Народная республика Сербия (с1963г. - Социалистическая республика Сербия). В ноябре 1945 года скупщина Югославии лишила династию Карагеоргиевичей прав власти. После смерти бессменного лидера Югославии Броза Тито рост межэтнического противостояния, поддержанного извне привели в начале 1990-х годов к серии гражданских войн и распаду Югославии. Длительный период пребывания у власти Сербии соцмалистов во главе со Слободаном Милошивечем завершился в 2000 году после бомбардировок авиацией НАТО сербских городов и ввода в Косово «миротворцев» ООН. В 2006 году прекратил свое существование государственный союз Сербии и Черногории, республика Сербия потеряла выход к Адриатическому морю.

этногенез серб народный социальный

У сербов не было такого периода в их истории, когда бы они жили на какой-либо из своих обширных территорий одни - без других. Представители иных народов во все века жили по соседству, в приграничных областях, или же непосредственно среди сербов. С ними сербы имели самые различные связи и отношения: одних принимали и ассимилировали, а с другими ассимилировались сами, увеличивая их общности.

Уже с самого начала отчетливо определились две составляющие: переселившиеся славяне и автохтонные жители - старожилы, которых славяне застали на своих новых землях. Ни те, ни другие не представляли собой однородных групп. Среди славян было много племен, и сербы являлись лишь одним из них; заселявшее какие-либо земли племя встречалось на этих территориях с частями других племен. Как уже было показано, территория племени сербов прямо не соответствует территории образовавшегося позднее Сербского государства. Такие политические союзы, как княжества неретлян, захумлян и травунян, образовавшиеся на пространстве карстовых полей (области за побережьем Адриатики), имели сербскую этническую основу; впоследствии в этих княжествах сформировались особые этнические группы, долго сохранявшие свою самобытность. Эта самобытность обнаруживается в сербском королевском титуле первой половины XIII в. - «король земель сербских и поморских».

Среди балканских старожилов также было множество этнических групп. Города и острова, где вместе с местным населением сохранялись государственные учреждения, властные структуры и армия, поначалу принадлежали Римской империи. В эпоху переселения славян Восточная Римская империя переживала времена настолько серьезных перемен, что среди населения Балканского полуострова доминирующим стал греческий субстрат, и принявшая ранее христианство империя становится греческой - пришедшие на ее территорию сербы будут воспринимать ее как греческую в течение многих последующих столетий.


Помимо остатков Римской империи на Балканском полуострове сохраняются и многочисленные анклавы провинциального населения, с которыми государственный центр давно потерял связь. Поскольку в предыдущие века эти различные между собой племена жили в Римской империи, все они были в большей или меньшей степени романизированы.
В городах на Адриатическом побережье и на островах долго жили романы, чье наречие, отличное от итальянских диалектов, сохранялось до XIX в. В континентальных частях полуострова славяне столкнулись с влахами, также в значительной степени романизированными. Одна их часть слилась с населением княжеств на восточном берегу Дуная, где позднее возникнет румынский народ; другая - веками жила под именем «влахи» в Восточной Сербии и под именем «аромуны» (цинцары) в Македонии, в то время как основная часть тогдашних влахов в течение веков постепенно растворялась в славянском или греческом окружении. В горной части современной Северной Албании до сих пор живут слегка романизированные албанцы, которых в сербских рукописях называют «арбанасы». В этом этнониме сохранилось древнее имя народа, который в последующие века называл себя shipetaг.

В отличие от Италии и западных римских провинций остается неизвестным, чтобы на Балканском полуострове старожилы и переселенцы жили вместе в одном городе или на какой-нибудь одной небольшой территории. Поздние источники (X -XIII вв.) говорят о вражде между славянами и влахами. Видимо, только принятие христианства, создание сильных государств, постоянная торговля и экономическое сотрудничество создали условия для установления более прочных связей и последующего смешения славян с влахами.

Исторические исследования о происхождении наций, населяющих Балканский полуостров, начали появляться только в XVIII и XIX вв. Тогда они касались лишь тех народов, которые уже сложились; те же этнические группы, которые в ту эпоху еще не сложились в отдельный народ с особой культурой и литературой, остались не замеченными историками. Историческую роль влахов как самой распространенной и самой многочисленной группы автохтонных жителей Балкан открыли лишь исследования XX в. Вокруг них возникли споры в историографии. Под «влахами» имелись в виду скотоводы, участвовавшие в переселениях сербов в XV-XVI вв., бесспорно, имевшие славянские имена, говорившие на славянском языке, приверженцы православной веры. Между тем многие зарубежные ученые отрицали, что влахи были сербами. Сербская же сторона доказывала, что название «влах» означало статус, а не этнос, что влахи как этнический фактор вообще не существовали в столь позднее время (XV- XVI вв.).

Тем не менее особое название «влахи» сохранялось, пока пред-ставители этой группы занимались особым видом деятельности, вели другой образ жизни и имели особые формы общественной организации. Когда эти отличия потеряли значение, исчезло и название «влахи». Процесс славянизации влахов длился веками. Уже в XII в. существовали этнические группы влахов со славянскими названиями вождей (челник, воевода, судья). В следующем столетии уже встречаются славянские названия общин влахов - катунов, что свидетельствует об определенной степени славянизации. От столетия к столетию все больше влахов перестают быть изолированными, смешиваются со славянским окружением и растворяются в нем.

Когда Сербское государство было «царством сербов и греков», ему принадлежала самая большая территория за всю его историю. Выражение «царь греков», вошедшее в титул сербского правителя на том основании, что Сербия владела греческими территориями, должно было, помимо прочего, оправдывать имперские претензии Сербии. Однако другими в тот период были для сербов далеко не только греки: об этнической пестроте сербского средневекового государства свидетельствуют тексты указов и законов. В одной из грамот 1300 г. говорится о потенциальных посетителях рынка в Скопле: «...и грек, и болгарин, и серб, и латин, и арбанас, и влах должны платить законную пошлину». Под названием «латин» подразумевались купцы-католики из Италии и приморских городов, а также переселенцы из континентальной части Сербии, осевшие в приморских городах и принявшие католичество. С середины XIII в. в Сербии появляются саксонцы - германские рудокопы, а с конца XIV в. - турки, сначала как путешественники и торговые люди. Когда турки станут хозяевами на сербской земле, их число будет очень велико.

У Сербии того времени не было цели унифицировать, объединять различные части общества. Наоборот, она уважала права отдельных этнических групп точно так же, как и права отдельных сословий. Власть осуществляла подобную политику, чтобы удержать в обществе равновесие, стремясь наладить отношения и найти механизмы решения споров между представителями разных этнических групп, имевших каждая свои особые права.

Развитие сербского народа было прервано турецким завоеванием (1459). Сербия как самостоятельная держава перестала существовать, ее правящий класс был искоренен, а государственные учреждения уничтожены. После многочисленных переселений сербы оказались разбросанными на огромной территории - вплоть до словенских земель, Центральной Венгрии и Трансильвании. На каждой из этих территорий они жили в меньшинстве, их анклавы не были связаны между собой. До 1557 г. - времени возрождения Печской патриархии - у сербов не было ни внутренних связей, ни внешних границ. Лишь под властью патриархов они стали религиозным объединением, которое связывала церковная иерархия.





На сербскую землю пришли завоеватели - турки из Малой Азии, а с ними и принявшие ислам их подданные из ранее завоеванных областей Европы. В сербских городах поселяются армянские, греческие, еврейские и аромунские (цинцарские) купцы, и повсюду на территории страны обосновываются группы цыган, которые, до сих пор никем не принятые и не признанные, остаются на обочине общества.
Религиозные различия, значимые для подданных и в более ранние периоды, выдвигались теперь- в османской системе привилегий и обязанностей - на первый план. Хотя исламизация насильно не проводилась, принятие веры хозяев страны давало новообращенному многие преимущества в общественной жизни, поэтому в ислам переходили постоянно. В отдельные периоды (XVI -XVIII вв.) в некоторых регионах (Босния, Албания) этот процесс протекал особенно интенсивно.




Балканских христиан, принимавших ислам и перенимавших соответствующие обычаи и образ жизни, остальные христиане переставали считать своими соплеменниками, на них смотрели как на турок. С другой стороны, такой значимый церковный центр, как Печская патриархия, был мощным фактором, влиявшим на исчезновение различий в рамках христианского сообщества, на слияние малых этнических групп с основной массой христиан. Так, среди сербов растворились не только этнические группы поздно славянизированных влахов, но и небольшие греческие сообщества, а ассимиляция цинцар (аромун) продолжилась до Новейшего времени.
Война конца XVII в. (1683- 1699) ознаменовала собой великий перелом, поскольку часть сербов вновь оказывается под христианской властью. Они начинают развиваться в условиях, значительно отличающихся от условий, в которых жили сербы, оставшиеся под властью турок. Такая раздельная жизнь длилась больше двух столетий и впоследствии стала препятствием к национальному объединению. Религиозный критерий снова вступил в силу: сербам, находившимся под властью Габсбургов, обещали, что монархи будут уважать веру и церковную жизнь своих новых подданных. Сербское общество, все более динамичное в своем развитии, продолжало оставаться по сути церковным, сакрализованным. Это обстоятельство станет позже препятствием для принятия новых идей о нации как об общности людей, говорящих на одном языке, и помешает широким интеграционным процессам. Под властью Австро-Венгрии сербы перегруппировываются также и территориально - они уходят из периферийных областей и концентрируются в области Военной границы и на территориях вдоль границы с Османской империей (с 1804 г.; с 1815 г. это уже граница с Сербией). Такому передвижению непосредственно способствует колонизация, интенсивно проводимая правительством Габсбургов во второй половине XVIII в. У сербов появляются новые соседи в лице немцев, румын, венгров, словаков, русинов.




Великим переломом в истории сербского народа стало создание государства: сначала автономного княжества (1815), затем независимого княжества (1878) и, наконец, королевства (1882). Возрожденное Сербское государство постепенно перенимает созданное в XVIII в. сербами в Венгрии культурное наследие, развивает его и становится центром сербского объединения. Наблюдая за политическими событиями в тогдашней Европе (объединение Германии, Италии) и участвуя в некоторых из них (волнения 1848 г. в монархии Габсбургов), сербы приходили к выводу, что их дело правое и что борьба за освобождение и объединение частично порабощенного и разделенного народа необходима и оправдана.
Борьба сербов за освобождение еще со времен Первого сербского восстания (1804-1813) воспринималась в Европе как революционное движение, которое нарушало отношения между государствами; не важно, были ли эти государства связаны формальными обязательствами, как в Священном союзе, или же они были действительно заинтересованы в сохранении европейского равновесия. Поначалу сербы воевали в основном с Османской империей, но со времени оккупации Боснии и Герцеговины (1878) Австро-Венгрия также становится неприятелем Сербии. Тогда же от турецкого владычества пытались освободиться и другие народы: греки, болгары, с некоторым опозданием и албанцы. Однако каждый из этих народов определял границы своего государства, в котором должен был начаться процесс национальной интеграции, исходя из своих «исторических прав», так что конфликты между ними становились неизбежными.









Ценой огромных жертв в двух Балканских войнах (1912-1913) и в Первой мировой войне (1914-1918) сербы наконец преодолели свою веками длившуюся разобщенность и разделенность границами, они оказались практически все в одном государстве- в Королевстве сербов, хорватов и словенцев (1918-1929), а затем в Королевстве Югославия (1929-1941). Начиная с этого периода времени становится очевидным, что единое государство унаследовало от предшествовавших эпох не только национально-культурное достояние, но и тяжелые проблемы. Становится ясно, что препятствием к интеграции являются не столько сами преодоленные границы, сколько различия, возникшие в результате существования этих границ и неодинаковых условий развития народа, жившего по разные их стороны. В ходе политической и партийной борьбы наряду с антагонизмом между нациями (словенцы, хорваты, сербы) обнаруживались и конфликты внутри отдельных наций, вызванные региональными различиями: среди сербов такие трения происходили между так называемыми «сербиянцами» и «пречанами», то есть жителями Сербии и сербами - бывшими подданными Австро-Венгрии. Трения возникли и среди черногорцев: между теми, кто был недоволен принципами объединения, с одной стороны, и всеми остальными - с другой. Жители территорий, присоединенных к Сербии в 1913 г., официально считались сербами, жителями Южной Сербии, но это не соответствовало фактическому положению дел, поскольку значительная часть населения Южной Сербии считала себя либо болгарами, либо македонцами.
Нелегко было изменить и другой аспект исторического наследия - распространение сербов по территории нового государства и смешанность их с представителями других народов. В государстве, образованном в 1918 г., относительная однородность сербского населения была достигнута- путем использования средств, которые тогда были обычными в европейских национальных государствах, - лишь на давно освобожденных территориях Сербии и Черногории (включая области, приобретенные в 1878 г.). В национально неоднородной Воеводине сербы не составляли даже половины населения. В Хорватии они компактно проживали только на территории бывшей Военной границы, оставаясь во всех хорватских городах в меньшинстве. Территорию исторической Боснии и Герцеговины сербы делили с мусульманами и хорватами, а в Косово и в так называемой Старой Сербии за это время ощутимо возросла численность албанцев.
Отсутствие единства во взгляде на то, каковы критерии отличия сербов от других народов, также одна из проблем исторического наследия. В то время как Сербская православная церковь доказывала, что сербами можно считать только приверженцев православия, светские политики, политические движения и партии боролись за то, чтобы включить в их число и «сербов-католиков», и мусульман - как «сербов-магометан». Большая часть католиков и мусульман так и не интегрировалась в сербскую нацию. Мало того, последующие исторические события, особенно после 1944 г., показали, что немалое число сербов могли быть и атеистами.
Если взглянуть на события 1918 г. с позиций сегодняшнего дня, то становится очевидным, что сербы, оказавшись вместе в одном государстве, тем не менее не были в достаточной степени консолидированы как нация. Тогдашняя политическая и культурная элита не осознавала, насколько необходимо продолжать интеграционные процессы среди самих сербов. Вместо этого была выбрана ориентация на интеграцию сербов, хорватов и словенцев, на создание единой южнославянской нации. В то время, как у других югославянских народов этот проект поддерживало меньшинство интеллектуалов, среди сербов создание единой нации являлось высшей целью государственной политики, чему сопротивлялось лишь меньшинство интеллектуалов. Но «южнославянского синтеза» не получилось, противоречия между нациями усилились, а среди сербов вновь произошло разделение на сторонников югославизма и на охранителей сербских традиций.

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса