Подпишись и читай
самые интересные
статьи первым!

Есть ли спасение для Раскольникова? (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание») (Школьные сочинения). Есть ли спасение для раскольникова сочинение Есть ли спасение для раскольникова

1. В каких словах выражено отношение Чацкого к службе?
а) «Подписано, так с плеч долой»;
б) «Служить бы рад, прислуживаться тошно»;
в) «Ну как не порадеть родному человечку!»;
г) «Мне только бы досталось в генералы»;
д) «Ведь надобно ж зависеть от других».

2. За кого хочет Фамусов выдать дочь замуж?
а) За Скалозуба;
б) за Чацкого;
в) за Молчалина;
г) за Репетилова;
д) за Загорецкого.

3. Кому открывает свои истинные чувства Молчалин?
а) Чацкому;
б) Фамусову;
в) Хлёстовой;
г) Софье;
д) Лизе.

4. Куда приглашает Чацкого Репетилов?
а) В своё поместье;
б) на репетицию спектакля;
в) на заседание тайного общества;
г) на бал;
д) на именины.

5. Против чего восстаёт Чацкий в монологе «В той комнате незначащая встреча…»?
а) Против крепостного права;
б) против взяточничества;
в) против галломании;
г) против подхалимства;
д) против поколения «отцов».

6. Кого представляет Онегин в качестве своего секунданта?
а) Загорецкого;
б) лакея;
в) автора;
г) Петушкова;
д) мосье Трике.

7. Чем кончается сон Татьяны?
а) Онегин выводит Татьяну из леса;
б) Татьяна встречает медведя;
в) Ленский спасает Татьяну от чудовищ;
г) Татьяна видит Ольгу;
д) Онегин убивает Ленского.

8. В чём переменилась Татьяна к моменту встречи с Онегиным в Петербурге?
а) Стала великосветской дамой;
б) осталась прежней;
в) увлеклась театром;
г) разлюбила Онегина;
д) разочаровалась в жизни.

9. С чего начинался типичный день Онегина в Петербурге?
а) С завтрака в ресторане;
б) с чтения;
в) с разбора приглашений на вечер;
г) с посещения места своей службы;
д) с приёма посетителей.

10. Где находится А.С.Пушкин во время восстания декабристов?
а) В Москве;
б) за границей;
в) в Одессе;
г) в Михайловском;
д) в Петербурге.

11. Какое слово пропущено в строках из стихотворения Пушкина «К Чаадаеву»: «Мой друг, < …> посвятим / Души прекрасные порывы» ?
а) «Отчизне»;
б) «свободе»;
в) «искусству»;
г) «науке»;
д) «России».

12. К какому произведению Пушкина взят эпиграф «Береги честь смолоду» ?
а) «Полтава»;
б) «Евгений Онегин»;
в) «Выстрел»;
г) «Капитанская дочка»;
д) «Станционный смотритель».

13. К кому обращается Пушкин в стихотворении «19 октября 1825 года»: «Друзья мои, прекрасен наш союз!» ?
а) К лицеистам;
б) к декабристам;
в) к поэтам;
г) к дворянам;
д) к офицерам.

14. Каков жанр произведения М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?
а) Психологический роман;
б) историческая повесть;
в) семейная хроника;
г) приключенческий роман;
д) поэма.

15. Какие вещи Печорина отдаёт повествователю Максим Максимыч?
а) Книги;
б) дневники;
в) письма;
г) рисунки;
д) оружие.

16. Каким образом Печорин испытывает судьбу в главе «Фаталист»?
а) Стреляет в себя, не зная, заряжен ли пистолет;
б) обезоруживает убийцу Вулича;
в) становится под выстрел Грушницкого;
г) следит за контрабандистами;
д) преследует Казбича.

17. Какой эпитет использует Лермонтов в первой строчке стихотворения «Родина»: «Люблю отчизну я, но < …> любовью» ?
а) «Хладною»;
б) «слабою»;
в) «тщетною»;
г) «странною»;
д) «тёмною».

18. О чём мечтает герой поэмы Лермонтова «Мцыри»?
а) Стать монахом;
б) о любви;
в) отомстить врагам;
г) о богатстве;
д) вернуться на родину.

19. Какое произведение посвящено теме «маленького человека»?
а) А.С.Пушкин. «Дубровский»;
б) М.Ю.Лермонтов. «Герой нашего времени»;
в) Н.В.Гоголь. «Шинель»;
г) И.С.Тургенев. «Рудин»;
д) И.А.Гончаров. «Обломов».

20. Кто из русских писателей совершил кругосветное путешествие на фрегате «Паллада»?
а) И.А.Гончаров;
б) А.С.Грибоедов;
в) Ф.И.Тютчев;
г) И.С.Тургенев;
д) Н.С.Лесков.

21. Кому из персонажей комедии «Ревизор» принадлежит фраза: «Чему смеётесь? – Над собой смеётесь!» ?
а) Хлестакову;
б) Городничему;
в) Ляпкину-Тяпкину;
г) Осипу;
д) Почтмейстеру.

22. Кто из героев «Мёртвых душ» сравнивается с медведем?
а) Плюшкин;
б) Ноздрёв;
в) Манилов;
г) Чичиков;
д) Собакевич.

23. Каким лирическим отступлением завершается поэма «Мёртвые души»?
а) О «метком русском слове»;
б) о «птице-тройке»;
в) о «толстых» и «тонких»;
г) о двух типах писателей;
д) о юности.

24. Кому из героев «Мёртвых душ» даётся следующая характеристика: «Дома он больше дня никак не мог усидеть. Чуткий нос его слышал за несколько десятков вёрст, где была ярмарка со всякими съездами и балами…» ?
а) Ноздрёву;
б) Селифану;
в) Копейкину;
г) Чичикову;
д) Манилову.

25. Кто из русских писателей погиб в Тегеране?
а) М.Ю.Лермонтов;
б) Ф.И.Тютчев;
в) А.А.Фет;
г) А.С.Грибоедов;
д) Н.А.Некрасов.

26. О чём мы узнаём из сна Обломова?
а) О любви Обломова к Ольге;
б) о детстве Обломова;
в) о службе Обломова;
г) о путешествии Обломова;
д) о болезни Обломова.

27. Кому из героев романа Гончарова «Обломов» даётся следующая характеристика: «Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе… Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей: это было признаком характера в его глазах, и людям с этой настойчивостью он никогда не отказывал в уважении, как бы ни были неважны их цели» ?
а) Волкову;
б) Судьбинскому;
в) Штольцу;
г) Обломову;
д) Захару.

28. Какое произведение начинается со строк: «Не мысля гордый свет забавить, / Вниманье дружбы возлюбя, / Хотел бы я тебе представить / Залог достойнее тебя…» ?
а) А.С.Пушкин. «Евгений Онегин»;
б) Н.А.Некрасов. «Железная дорога»;
в) А.С.Грибоедов. «Горе от ума»;
г) М.Ю.Лермонтов. «Мцыри»;
д) В.А.Жуковский. «Светлана».

29. Какая сцена является кульминацией драмы Островского «Гроза»?
а) Свидание Катерины и Бориса;
б) проводы Тихона;
в) самоубийство Катерины;
г) признание Катерины в неверности;
д) прощание Катерины и Бориса.

30. Кому в драме «Гроза» даётся следующая характеристика: «Кто ж ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчёта без брани не обходится»?
а) Дикому;
б) Кудряшу;
в) Борису;
г) Тихону;
д) Кулигину.

31. Какое высказывание принадлежит Базарову?
а) «Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры…» ;
б) «Да ведь надобно же и строить» ;
в) «Мы действуем в силу того, что мы признаём полезным… В теперешнее время полезнее всего отрицание, - мы отрицаем» ;
г) «И в диком калмыке и в монголе есть сила – да на что нам она?» ;
д) «Я люблю комфорт жизни. Это не мешает мне быть либералом».

32. О чём просит Павел Петрович Кирсанов брата после дуэли?
а) Поехать с ним за границу;
б) простить Базарова;
в) почитать стихи Пушкина;
г) жениться на Фенечке;
д) отпустить на волю крестьян.

33. В каком году происходит действие в романе Тургенева «Отцы и дети»?
а) 1812;
б) 1825;
в) 1861;
г) 1881;
д) 1859.

34. Кем называет себя Ситников?
а) Аристократом;
б) учеником Базарова;
в) другом Павла Петровича;
г) поклонником Одинцовой;
д) «лишним человеком».

35. К кому из героев романа Тургенева «Отцы и дети» относится следующая характеристика: «Как все женщины, которым не удалось полюбить, она хотела чего-то, сама не зная, чего именно. Собственно, ей ничего не хотелось, хотя ей казалось, что ей хотелось всего» ?
а) К Фенечке;
б) к Кукшиной;
в) к А.С.Одинцовой;
г) к К.С.Одинцовой;
д) к княгине Р.

36. Почему странники в поэме Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» не могут увидеться с Ермилом Гириным?
а) Он отказывается от встречи;
б) он сидит в остроге;
в) его нет в живых;
г) он на заработках в столице;
д) его забрали в солдаты.

37. Чему мечтает посвятить жизнь Гриша Добросклонов?
а) Литературному творчеству;
б) борьбе за народное счастье;
в) научной деятельности;
г) крестьянскому труду;
д) семье.

38. Почему Матрёна Тимофеевна ищет заступничества у губернатора?
а) Её несправедливо обвиняют в смерти ребёнка;
б) её мужа не в очередь забирают в солдаты;
в) её сына хотят высечь за потерю в стаде;
г) её насильно выдали замуж;
д) её преследует барин.

39. Какую комедию разыгрывают крестьяне перед князем Утятиным?
а) Изображают бунт;
б) уходят искать счастливого человека;
в) притворяются нищими;
г) ухаживают за ним, как за младенцем;
д) делают вид, что крепостное право не отменили.

40. Какое слово пропущено в строке из стихотворения Ф.И.Тютчева «Silentium!» («Молчание!»): «Мысль изреченная есть < …>» ?
а) «Свет»;
б) «ложь»;
в) «сон»;
г) «быль»;
д) «пыль».

41. Кто из русских поэтов был вынужден из-за бедности служить в армии?
а) Ф.И.Тютчев;
б) М.Ю.Лермонтов;
в) А.А.Фет;
г) Н.А.Некрасов;
д) В.А.Жуковский.

42. За что был осуждён на годы каторги Ф.М.Достоевский?
а) За роман «Бедные люди»;
б) за написание и распространение революционных прокламаций;
в) за проигрыш казённых денег в рулетку;
г) за участие в революционном кружке;
д) за покушение на царя.

43. Что видит Раскольников в своём третьем сне, описанном в романе?
а) Гибель человечества;
б) убийство лошади;
в) убитую старуху;
г) гибель Петербурга;
д) деревенскую баню с пауками.

44. Что является главной причиной преступления Раскольникова?
а) Нищета;
б) желание помочь родным;
в) бунт против социальной несправедливости;
г) идея об избранности;
д) эгоизм.

45. Как Свидригайлов узнаёт о преступлении Раскольникова?
а) Раскольников сам признаётся ему в преступлении;
б) ему говорит об этом Соня;
в) от Дуни Раскольниковой;
г) из дневника Раскольникова;
д) подслушивает признание Раскольникова Соне.

46. Какой путь к спасению указывает Раскольникову Соня?
а) Уйти в монастырь;
б) покаяться и сознаться в преступлении;
в) скрыться за границу;
г) заняться благотворительностью;
д) пойти на войну.

47. От чего, по мнению Л.Н.Толстого, зависит исход сражения?
а) От талантливости полководца;
б) от строгой дисциплины;
в) от духа войска;
г) от выгодной позиции;
д) от численного перевеса.

48. Какую победу, по мнению Л.Н.Толстого, одержали русские в Бородинском сражении?
а) Пиррову;
б) нравственную;
в) бесспорную;
г) громкую;
д) славную.

49. Какой переворот происходит в душе Андрея Болконского во время Аустерлицкого сражения?
а) Он восхищается гением Наполеона;
б) он становится глубоко верующим человеком;
в) он перестаёт восхищаться царём;
г) он побеждает свой страх;
д) он разочаровывается в славе.

50. Какова причина дуэли Пьера Безухова и Долохова?
а) Слухи о связи Долохова и Элен;
б) спор о Наполеоне;
в) нечестная карточная игра Долохова;
г) насмешки Долохова над масонством;
д) отказ Сони Ростовой выйти замуж за Долохова.

51. Кто из героев «Войны и мира» не присутствует на Бородинском сражении?
а) Пьер;
б) Н.Ростов;
в) Кутузов;
г) А.Болконский;
д) Долохов.

52. На чём сосредоточены все интересы Наташи Ростовой после замужества?
а) На артистической карьере;
б) на политике;
в) на светской жизни;
г) на семье;
д) на сельском хозяйстве.

53. Что предсказывает монах главному герою повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»?
а) Он попадёт в плен к татарам;
б) он укротит дикую лошадь;
в) он будет много раз погибать, но не погибнет;
г
) он сбежит от своих господ и станет конэсером;
д) он полюбит цыганку.

54. Что толкает Катерину Измайлову, героиню очерка Лескова «Леди Макбет Мценского уезда», на преступление?
а) Жадность;
б) любовь;
в) жажда власти;
г) безумие;
д) голод.

55. Для какого литературного направления характерен конфликт между мечтой и действительностью?
а) Романтизм;
б) символизм;
в) критический реализм;
г) сентиментализм;
д) классицизм.

56. Какое общее образно-выразительное средство использует М.Е.Салтыков-Щедрин в сказках про животных?
а) Метафору;
б) антитезу;
в) сравнение;
г) аллегорию;
д) метонимию.

57. Какой порок ярче всего выражен в Иудушке Головлёве?
а) Взяточничество;
б) лень;
в) пустословие;
г) сладострастие;
д) тщеславие.

58. Кто из русских писателей получил военно-инженерное образование?
а) А.П.Чехов;
б) И.А. Гончаров;
в) Ф.М.Достоевский;
г) Л.Н.Толстой;
д) М.Ю.Лермонтов.

59. Кому из чеховских героев даётся следующая характеристика: «Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах, протянув вперёд прямые, точно деревянные, руки, и кричит встречным «Прррава держи!», то картина бывает внушительная, и кажется, что едет не человек, а языческий бог» ?
а) Беликову;
б) Дымову;
в) Рагину;
г) Астрову;
д) Старцеву.

60. Какому поступку своей невесты ужасается герой рассказа «Человек в футляре»?
а) Она едет верхом на лошади;
б) она катается на велосипеде;
в) она посещает женские курсы;
г) она хочет стать пианисткой;
д) она назначает ему свидание на кладбище.

61. В финале какого чеховского рассказа доктор оказывается среди своих пациентов?
а) «Палата № 6»;
б) «Случай из практики»;
в) «Ионыч»;
г) «Человек в футляре»;
д) «Хирургия».

62. Как определял А.П.Чехов жанр пьесы «Вишнёвый сад»?
а) Водевиль;
б) комедия;
в) трагедия;
г) драма;
д) феерия.

63. Кто произносит финальный монолог в пьесе «Вишнёвый сад»?
а) Раневская;
б) Аня;
в) Трофимов;
г) Фирс;
д) Гаев.

64. Кто из героев «Вишнёвого сада» обращён в будущее?
а) Лопахин и Варя;
б) Гаев и Раневская;
в) Трофимов и Аня;
г) Яша и Дуняша;
д) Епиходов и Шарлотта.

65. Какая фраза принадлежит Лопахину?
а) «Отец мой, правда, мужик был, а я вот в белой жилетке, жёлтых башмаках» ;
б) «Каждый день случается со мной какое-нибудь несчастье» ;
в) «Моя собака и орехи кушает» ;
г) «Дорогой, многоуважаемый шкаф!» ;
д) «Моя жизнь, моя молодость, счастье моё, прощай! »

66. Для драматургии какого литературного направления является обязательным требование единства места, времени и действия?
а) Критического реализма;
б) романтизма;
в) классицизма;
г) социалистического реализма;
д) символизма.

67. Что происходит с героиней рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник»?
а) она умирает;
б) она уходит в монастырь;
в) она выходит замуж;
г) она эмигрирует;
д) она берёт на воспитание ребёнка.

68. В каком рассказе Бунина обличается бездуховность буржуазной цивилизации?
а) «Господин из Сан-Франциско»;
б) «Холодная осень»;
в) «Антоновские яблоки»;
г) «Чистый понедельник»;
д) «Старуха».

69. Каков исход дуэли Ромашова и Николаева в повести Куприна «Поединок»?
а) Николаев погибает;
б) Ромашов ранен;
в) противники остаются невредимыми;
г) Ромашов погибает;
д) оба противника ранены.

70. Как узнаёт Вера, героиня рассказа Куприна «Гранатовый браслет», о смерти Желткова?
а) От мужа;
б) от генерала Аносова;
в) из газеты;
г) из письма Желткова;
д) от квартирной хозяйки Желткова.

71. Кто из русских писателей первым получил Нобелевскую премию?
а) М.А.Шолохов;
б) И.А.Бунин;
в) И.А.Бродский;
г) А.И.Солженицын;
д) Б.Л.Пастернак.

72. В каком произведении изображаются последние дни Иисуса Христа?
а) А.И.Куприн. «Суламифь»;
б) А.П.Чехов. «Страх»;
в) Л.Н.Андреев. «Иуда Искариот»;
г) М.Горький. «Исповедь»;
д) И.А.Бунин. «Окаянные дни».

73. Какая фраза из пьесы М.Горького «На дне» принадлежит Сатину?
а) «Правда – бог свободного человека!»;
б) «Человек – может добру научить… очень просто!»;
в) «За что мне – правду? Жить – дьявол – жить нельзя… вот она – правда!»;
г) «Без имени – нет человека»;
д) «Видно, враньё-то… приятнее правды».

74. Что предлагает Ваське Пеплу Василиса?
а) Начать новую жизнь;
б) жениться на ней;
в) уехать в Сибирь с Наташей;
г) убить её мужа;
д) лечиться от пьянства.

75. Какое зрелище предпочитает герой повести М.А.Булгакова «Собачье сердце» Шариков?
а) Комедию;
б) кино;
в) оперу;
г) цирк;
д) балет.

76. Зачем Воланд устраивает сеанс в Варьете?
а) Чтобы вселить в людей ужас;
б) чтобы посмотреть, изменились ли люди;
в) чтобы вызвать панику среди населения;
г) чтобы прославиться;
д) чтобы разоблачить черную магию.

77. Какой эпизод является кульминацией второй части романа «Мастер и Маргарита»?
а) Арест Бегемота;
б) пожар в Грибоедове;
в) бал сатаны;
г) возвращение мастера;
д) полёт Маргариты.

78. Что должен был сделать Иешуа Га-Ноцри, чтобы спасти свою жизнь?
а) Отречься от своих слов;
б) убить Пилата;
в) сбежать от стражников;
г) сознаться во всём;
д) выдать Левия Матвея.

79. О чём объявляет мастер Пилату в финале романа?
а) О том, что тот свободен;
б) о том, что тот виновен;
в) о том, что тот обманут;
г) о том, что тот арестован;
д) о том, что тот неизлечимо болен.

80. В чьей квартире Маргарита устраивает разгром?
а) Алоизия Могарыча;
б) доктора Стравинского;
в) Михаила Берлиоза;
г) Тимофея Квасцова;
д) критика Латунского.

81. Что даруют мастеру высшие силы?
а) Покой;
б) свет;
в) силу;
г) свободу;
д) любовь.

82. Какое стихотворение А.А.Блока начинается со строк: «Опять, как в годы золотые, / Три стёртых треплются шлеи, / И вязнут спицы расписные / В расхлябанные колеи…» ?
а) «Скифы»;
б) «Россия»;
в) «Фабрика»;
г) «Незнакомка»;
д) «Поэты».

83. Кто идёт впереди патруля в поэме Блока «Двенадцать»?
а) Матрос;
б) дьявол;
в) Святой Пётр;
г) Христос;
д) Иван.

84. Кто был основателем акмеизма?
а) С.А.Есенин;
б) В.В.Маяковский;
в) Ф.К.Сологуб;
г) В.Я.Брюсов;
д) Н.С.Гумилёв.

85. К какому литературно-художественному направлению принадлежал Маяковский?
а) Символизму;
б) футуризму;
в) имажинизму;
г) акмеизму;
д) конструктивизму.

86. Какая тема является главной в творчестве Есенина?
а) Народа;
б) дружбы;
в) любви;
г) революции;
д) родины.

87. К какому жанру относится произведение Е.И.Замятина «Мы»?
а) Исторический роман;
б) фантастический роман;
в) роман-антиутопия;
г) семейная хроника;
д) роман воспитания.

88. Что обнаружил главный герой романа Замятина «Мы» за стенами Единого Государства?
а) Выжженную пустыню;
б) нетронутую природу;
в) брошенную военную технику;
г) море;
д) Древний Дом.

89. Для чего строители в повести А.Платонова «Котлован» отправляются в деревню?а) Проводить коллективизацию;
б) за продуктами;
в) на отдых;
г) набирать рабочую силу;
д) просвещать крестьян.

90. Кто не является героем повести «Котлован»?
а) Вощев;
б) Дванов;
в) Чиклин;
г) Пашкин;
д) Жачев.

91. Какое событие показывает бессмыслицу рытья котлована?
а) Смерть Козлова;
б) высылка кулаков;
в) увольнение Вощева;
г) смерть Насти;
д) обнаружение гробов.

92. Где происходит действие в романе А.Фадеева «Разгром»?
а) В Киеве;
б) на Дальнем Востоке;
в) на Дону;
г) на Западной Украине;
д) в Сибири.

93. Кому из литературных героев принадлежит фраза: «Я согласен на медаль» ?
а) Григорию Мелехову;
б) старшине Васкову;
в) Василию Тёркину;
г) Андрею Соколову;
д) Сотникову.

94. Герой какого произведения попадает в начале войны в плен к фашистам?
а) В.Астафьев. «Прокляты и убиты»;
б) В.Распутин. «Живи и помни»;
в) М.Шолохов. «Судьба человека»;
г) Б.Василев. «А зори здесь тихие…»;
д) К.Симонов. «Живые и мёртвые».

95. О чём жалеет Иван Денисович, герой рассказа А.Солженицына, услышав сигнал об окончании работы?
а) О том, что он попал в лагерь;
б) о том, что работа не закончена;
в) о том, что давно не писал писем жене;
г) о том, что не остался в лазарете;
д) о том, что отнёс обед Цезарю.

96. За что осуждён бригадир Тюрин в рассказе «Один день Ивана Денисовича»?
а) За принадлежность к семье кулака;
б) за религиозные убеждения;
в) за потерю оружия;
г) за шпионаж;
д) за дезертирство.

97. Что отдаёт Матрёна дочери Фаддея Кире?
а) Письма;
б) пальто;
в) деньги;
г) козу;
д) горницу.

98. В какой из книг С.Довлатова герой, оказавшись в эмиграции, вспоминает советский период своей жизни?
а) «Зона»;
б) «Чемодан»;
в) «Наши»;
г) «Иностранка»;
д) «Заповедник».

99. Кто из писателей принадлежит к направлению постмодернизма?
а) С.Довлатов;
б) В.Распутин;
в) В.Пелевин;
г) В.Аксёнов;
д) Б.Акунин.

100. Кто из поэтов вырос в доме Мурузи на Литейном проспекте?
а) А.Блок;
б) И.Бродский;
в) Б.Пастернак;
г) А.Кушнер;
д) А.Тарковский.


«Преступление и наказание» - роман, написанный Ф. М. Достоевским в 1866 году, затрагивающий ряд социальных, философских и психологических проблем. В основе произведения лежит реальное событие, о котором писатель прочитал в заметке из хроники происшествий в газете: «Сын одного купца Черткова убил старуху-процентщицу за её скупость и алчность». Ф. М. Достоевского волновала судьба простых людей и их нищенское существование, поэтому социальные вопросы стояли в центре его внимания. Автор обращался и к внутреннему миру героев. В романе его интересовало душевное состояние главного героя до преступления и после. Как писал сам Ф. М. Достоевский о своём романе, «это – психологический отчет одного преступления».

В центре романа – фигура Родиона Раскольникова, бывшего студента, захваченного новыми идеями, общественными теориями. Идеи эти отражают современное состояние петербургского общества. Как убежден герой романа, человечество можно разделить на два «разряда», один из которых «право имеет» и тем самым обеспечивает исторический процесс, а другой – это «твари дрожащие», расходный материал для первых. Ф. М. Достоевский показывает, что идея Раскольникова неразрывно связана с непосредственными условиями его жизни. Тем самым, важную часть романа составляет развенчание ложных, по мнению писателя, социалистических идей. Всё действие «Преступления и наказания» выстроено как опровержение теории Раскольникова и история его духовного выздоровления.

Началом душевного исцеления Раскольникова становится встреча с Соней Мармеладовой, авторским идеалом святости и благочестия. Свой нравственный грех же она сполна искупает всеобъемлющей любовью к людям. Вера в бога и нравственные принципы позволяют Соне пройти через жизненные испытания и подать руку помощи другим. Вопрос религии, веры занимает особое место в романе. Ф. М. Достоевский находит смысл человеческой жизни и спасение души в постижении христианских идеалов. Важным эпизодом романа является чтение «убийцей и блудницей» притчи о Лазаре из Евангелия. По мнению писателя, именно там Раскольников должен найти ответы на мучающие его вопросы и встать на путь исправления. Притча заканчивается тем, что Лазарь воскресает, пережив смерть и проведя в гробу четыре дня. Чтение этого эпизода связывает преступление и будущее «прозрение» Раскольникова. Воскресение Лазаря дает надежду на то, что и герой когда-нибудь обретет веру в бога, найдёт душевный покой. И именно Соня Мармеладова подводит главного героя к тому, что подлинное освобождение не в приговоре суда, а в искуплении греха через покаяние перед людьми, землей, миром и Богом.

Эпилог романа переносит нас в каторжную жизнь Раскольникова после его признания перед судом. Но раскаивается ли он в своём преступлении? Нет, и Достоевский прямо говорит об этом: «И хотя бы судьба послала ему раскаяние – жгучее раскаяние… О, он бы обрадовался ему!» Тяжелая физическая болезнь, олицетворяющая болезнь духовную, мучит Раскольникова. И даже каторжники, такие же преступники, презирают его: «Ты в бога не веруешь! – кричали ему.- Убить тебя надо». Но всё меняется. Раскольников осознает, как дорога ему Соня и в душе его происходит переворот. Теперь он понимает, что убеждения, чувства и стремления Сони должны быть и его убеждениями. Исцелился ли Раскольников? Ф. М. Достоевский не дает однозначного ответа на этот вопрос. Однако писатель заканчивает роман словами о постепенном обновлении и перерождении человека, и тем самым даёт надежду на возможное «воскресение» героя.

Таким образом, в роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достовеским заложена мысль о том, что только христианская любовь и самопожертвование являются единственным путём к преобразованию общество. Это произведение становится ответом писателя на духовно-культурную ситуацию, сложившуюся в России в послереформенные годы. Только вера в бога может спасти человека и исцелить его.

Обновлено: 2018-03-31

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

  1. Бунт Раскольникова.
  2. Нравственная чистота Сони Мармеладовой.
  3. Духовное возрождение Раскольникова.

Поступок Раскольникова произошел не спонтанно. Эту идею молодой человек вы-нашивал в течение нескольких недель. Убийство - это бунт Раскольникова против существующего в то время порядка. Главный герой убежден, что человек" в таком обществе не может быть не преступен. Поэтому он предпочитает играть по правилам этого мира. Молодой человек делит всех на «право имеющих» и «вошь». Безусловно, он старается доказать, и, прежде всего самому себе, что относится именно к первой категории. Поэтому, подготавливая убийство старухи-процентщицы, он уверен, что принесет этим только благо окружающим. Однако в жизни происходит совсем не так, как задумывалось. Раскольникову приходится убить не только старуху, но и ее случайно появившуюся сестру и еще не рожденного ребенка. Главный герой практически незамеченным покидает место преступления, однако не в состоянии воспользоваться украденными вещами. Раскольников ругает себя за малодушие, однако приходит в полицию с повинной. Бунт главного героя полностью «отрезает» его от прошлого. Осознание своего поступка приводит к дистанцированию от людей настолько, что Родион не решается даже обнять сестру и мать при встрече.

Соня Мармеладопа противопоставлена Родиону. В ее образе воплотилась идея Достоевского о «грязи физической» и «нравственной грязи». Молодая девушка вынуждена торговать своим телом для того, чтобы прокормить своих сводных сестер и брата. Несмотря на «физическую грязь», в Которой приходится существовать главной героине, она сумела сохранить свою нравственную чистоту. Соня смиряется со своей долей. Страдание только укрепляет ее веру. Однако она считает, что Бог не допустит, чтобы ее сестренки повторили ее жизнь. Соня жертвует собой ради семьи. Однако сердце этой девушки не ожесточается.

Соня любит и жалеет своего непутевого пьяницу-отца и даже иногда дает ему деньги. Она жалеет жену отца, Катерину Ивановну и ее детей.

Нравственная чистота девушки не может быть не замечена окружающими людьми. Мачеха первая заступается за Соню, когда Лужин обвиняет ее в воровстве. Она говорит о том, что он и мизинца ее не стоит. Катерина Ивановна понимает, на какую жертву пошла падчерица ради чужих детей и как тяжело ей мириться с окружающей действительностью. Соню любила случайно убитая Раскольниковым Ли-завета. Впоследствии в остроге заключенные именно к этой девушке станут относиться с сочувствием и пониманием. Когда девушка узнает о поступке Родиона, она упрашивает его пойти на перекресток и покаяться в содеянном. Она полностью не согласна с теорией Раскольников. «Это человек-то вошь?» - недоумевает Соня. Для нее человек - это создание Божье, и только Бог вправе распоряжаться его судьбой. Девушка воспринимает несправедливые правила этого мира только как испытания, которые закаляют душу и делают человека только лучше, чище. Соня не отталкивает главного героя, наоборот, она проникается к нему жалостью: «Что это вы над собой сделали?» Девушка чувствует, что в глубине души Раскольников совершенно другой человек, чем представляется окружающим. Она верит, что Родион по сути своей не злой человек: отдал последние деньги Катерине Ивановне, спас двоих детей во время пожара, около года содержал больного сокурсника. Но он запутался. Его идея представляется ей что-то вроде болезни, которая обязательно пройдет. Соня полюбила Раскольникова и всей душой ждала его выздоровления. Именно поэтому девушка настаивала на добровольном признании Родиона. По ее мнению, нельзя носить в душе такой грех. Только раскаявшись, можно ожидать прощения.

В эпилоге автор кратко повествует о дальнейшей жизни главных героев. Однако основное внимание обращено на Раскольникова и Соню, которая отправилась за ним на каторгу. Долгое время герой не чувствует своей вины за содеянное, наоборот, он упрекает себя только в том, что оказался слаб и сделал явку с повинной. Переломным моментом явилась болезнь главного героя. Даже в бреду в Раскольни-кове совершалась душевная борьба. Ему казалось, что весь мир заселен микробами или духами, которые заражают людей. Именно эти существа делают окружающих сумасшедшими и бесноватыми. Люди просто не понимают, что больны, считая свое мнение самым правильным. Родиону казалось, что, заражаясь, человек сам начинает убивать, пожирать окружающих. Поборов болезнь, Раскольников уже чувствует свое обновление. Его чувства обостряет весть о том, что Соня болеет. Он стремиться увидеть ее. Во время свидания с девушкой Родион вдруг понимает, что любит ее. Он осознает, сколько страданий принес ей, поэтому бросается к ее ногам и плачет. Раскольников наконец-то полностью раскаивается в содеянном. Это приносит ему духовное облегчение и позволяет повернуться лицом к новой жизни. Безусловно, немаловажную роль в «выздоровлении» главного героя сыграла Соня.

Роман «Преступление и наказание» написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску. Поиски правды, обличение несправедливого устройства мира, мечта о «счастье человечества» в этот период сочетались в характере писателя с неверием в насильственную переделку мира. Убежденный, что ни в каком устройстве общества невозможно избегнуть зла, что зло исходит из души человека, Достоевский отвергал революционный путь преобразования общества. Поднимая вопрос лишь о нравственном усовершенствовании каждого человека, писатель обратился к религии.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова - два главных героя романа, предстающие как два встречных потока. Их мировоззрение составляет идейную часть произведения. Соня Мармеладова - нравственный идеал Достоевского. Она несет с собой свет надежды, веры, любви и сочувствия, нежности и понимания. Именно таким, по мнению писателя, должен быть человек. Соня олицетворяет собой правду Достоевского. Для Сони все люди имеют одинаковое право на жизнь. Она твердо убеждена в том, что никто не может добиваться счастья, как своего, так и чужого, путем преступления. Грех остается грехом, кто бы и во имя чего бы его ни совершил.

Соня Мармеладова и Родион Раскольников существуют в совершенно разных мирах. Они, как два противоположных полюса, но не могут существовать друг без друга. В образе Раскольникова воплощена идея бунта, в образе Сони - идея смирения. Но каково содержание и бунта, и смирения - тема многочисленных споров, не прекращающихся и в настоящее время.

Соня - высоконравственная, глубоко верующая женщина. Она верит в глубокий внутренний смысл жизни, ей непонятны идеи Раскольникова о бессмысленности всего существующего. Она видит во всем предопределение Бога, верит, что от человека ничего не зависит. Ее истина - Бог, любовь, смирение. Смысл жизни для нее заключается в великой силе сострадания и сочувствия человека человеку.

Раскольников же страстно и беспощадно судит мир разумом горячей бунтарской личности. Он не согласен мириться с жизненной несправедливостью, и отсюда его душевные мучения и преступление. Хотя Сонечка, также как и Раскольников, переступает через себя, она все же переступает не так, как он. Она приносит в жертву себя другим, а не губит, не убивает других людей. И в этом воплотились мысли автора о том, что человек не имеет права на эгоистическое счастье, он должен терпеть, и через страдание достигать истинного счастья.

По мысли Достоевского, человек должен чувствовать ответственность не только за собственные поступки, но и за всякое зло, совершающееся в мире. Вот почему Соня чувствует, что и она виновата в совершенном преступлении Раскольникова, вот почему так близко к сердцу она принимает его поступок и разделяет его судьбу.

Именно Соне открывает Раскольников свою страшную тайну. Ее любовь возродила Родиона, воскресила его к новой жизни. Это воскрешение выражено в романе символически: Раскольников просит Соню прочитать из Нового завета евангельскую сцену воскрешения Лазаря и смысл прочитанного соотносит с собой. Тронутый сочувствием Сони, Родион второй раз идет к ней уже как к близкому другу, сам признается ей в убийстве, пытается, путаясь в причинах, объяснить ей, зачем он это сделал, просит ее не оставлять его в несчастье и получает от нее наказ: идти на площадь, целовать землю и каяться перед всем народом. В этом совете Сони отражена мысль самого автора, стремящегося подвести своего героя к страданию, а через страдание - к искуплению вины.

В образе Сони автор воплотил самые лучшие качества человека: жертвенность, веру, любовь и целомудрие. Находясь в окружении порока, вынуждаемая жертвовать своим достоинством, Соня смогла сохранить чистоту души и веру в то, что «нет счастья в комфорте, счастье покупается страданием, человек не родится для счастья: человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием». Соня, «преступившая» и загубившая душу свою, «человек высокого духа», одного «разряда» с Раскольниковым, осуждает его за презрение к людям и не принимает его «бунта», его «топора», который, как казалось Раскольникову, был поднят и во имя нее. Героиня, по мысли Достоевского, воплощает народное начало, русскую стихию: терпение и смирение, безмерную любовь к человеку и Богу. Столкновение Раскольникова и Сони, мировоззрение которых противопоставлено друг другу, отражает внутренние противоречия, тревожившие душу писателя.

Соня надеется на Бога, на чудо. Раскольников же уверен, что Бога нет и чуда не будет. Родион беспощадно раскрывает перед Соней тщетность ее иллюзий. Он говорит Соне о бесполезности ее сострадания, о безрезультатности ее жертв. Не позорная профессия делает Соню грешницей, а напрасность ее жертвы и ее подвига. Раскольников судит Соню с иными весами в руках, чем господствующая мораль, он судит ее с иной точки зрения, чем она сама.

Загнанная жизнью в последний и уже совершенно безвыходный угол, Соня и перед лицом гибели пытается что-то предпринять. Она, как и Раскольников, действует по закону свободного выбора. Но, в отличие от Родиона, Соня не разуверилась в людях, она не нуждается в примерах, чтобы установить, что люди по природе своей добры и заслуживают светлой доли. Только Соня способна сострадать Раскольникову, так как ее не смущает ни физическое уродство, ни уродливость социальной судьбы. Она проникает «сквозь коросту» в суть людских душ, не спешит осуждать; чувствует, что за внешним злом таятся какие-то неизвестные или непонятные причины, приведшие ко злу Раскольникова и Свидригайлова.

Соня внутренне стоит вне денег, вне законов терзающего ее мира. Как сама, по своей воле, пошла она на панель, так сама же, по своей твердой и несокрушимой воле, она не наложила на себя рук.

Перед Соней вставал вопрос о самоубийстве, - она обдумала его и выбрала ответ. Самоубийство, в ее положении, было бы слишком эгоистическим выходом - оно избавило бы ее от позора, от мучений, оно бы вызволило ее из зловонной ямы. «Ведь справедливее, - восклицает Раскольников, - тысячу раз справедливее и разумнее было бы прямо головой в воду и разом покончить! - А с ними-то что будет? - слабо спросила Соня, страдальчески взглянув на него, но вместе с тем как бы вовсе и не удивившись его предложению». Мера воли и решимости у Сони была выше, чем это мог предположить Родион. Чтобы удержаться от самоубийства, ей нужно было больше стойкости, больше опоры на саму себя, чем для того, чтобы броситься «головой в воду». От воды ее удерживала не столько мысль о грехе, сколько «о них, своих». Соне разврат был горше смерти. Смирение не предполагает самоубийства. И это показывает нам всю силу характера Сони Мармеладовой.

Натуру Сони можно определить одним словом - любящая. Деятельная любовь к ближнему, способность отзываться на чужую боль (особенно глубоко проявившаяся в сцене признания Раскольникова в убийстве) делают образ Сони «идеальным». Именно с позиций этого идеала в романе и произносится приговор. В образе Сони Мармеладовой автор представил пример всеобъемлющей, всепрощающей любви, заключенной в характере героини. Любовь эта не завистлива, не требует ничего взамен, она даже какая-то невысказанная, ведь Соня никогда не говорит о ней. Она переполняет все ее существо, но никогда не выходит наружу в форме слов, только в виде поступков. Это безмолвная любовь и от этого она еще прекрасней. Даже отчаявшийся Мармеладов преклоняется перед ней, даже сумасшедшая Катерина Ивановна падает перед ней ниц, даже вечный развратник Свидригайлов уважает Соню за это. Не говоря уже о Раскольникове, которого эта любовь спасла и исцелила.

Герои романа остаются верны своим убеждениям, несмотря на то, что вера их различна. Но оба они понимают, что Бог един для всех, и он укажет истинный путь каждому, кто ощутит его близость. Автор романа, путем нравственных исканий и размышлений, пришел к мысли о том, что каждый человек, который приходит к Богу, начинает по-новому смотреть на мир, переосмысливает его. Поэтому в эпилоге, когда происходит нравственное воскрешение Раскольникова, Достоевский говорит о том, что «начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

Справедливо осудив «бунт» Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше страдание, чем насилие, - страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким народным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности. В наше время, вероятнее всего, Соня стала бы изгоем. И не каждый Раскольников в наши дни будет мучиться и страдать. Но совесть людская, душа человека жили и будут жить всегда, пока «мир стоит». В этом и заключается великий бессмертный смысл сложнейшего романа, созданного гениальным писателем-психологом.

Материалы о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Включайся в дискуссию
Читайте также
Пьер и мари кюри открыли радий
Сонник: к чему снится Утюг, видеть во сне Утюг что означает К чему снится утюг
Как умер ахилл. Ахиллес и другие. Последние подвиги Ахиллеса